ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Добродетели По Их Сути

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


 []

Рюрик, Синеус и Трувор

Принимают славянских послов, призывающих их на княжение.

  

Добродетели по их сути

  
   При совместной жизни людям неизбежно предстоит искать нравственной опоры друг в друге, для достижения общей им всем цели земного существования, а потому нравственный закон обязывает человека подавлять свои себялюбивые стремления и самоотверженно оказывать посильное участие к чужому горю, бедствию, нужде и вообще несчастию других людей.
  
  

МУДРОСТЬ

  
   Мудростью называется такая добродетель, при которой человеческий разум приобретает способность верно определять, насколько в каждом отдельном случае известное действие находится в соответствии или противоречии с требованиями нравственного закона.
  
   В общее понятие мудрости входят: благоразумие, рассудительность, осторожность и предусмотрительность.
  
   Нравственная мудрость не имеет ничего общего с так называемой житейской опытностью, состоящею в искусстве достигать чисто практических выгод; это искусство может стать даже в прямое противречие с добродетелью мудрости, если человек стремится к житейским выгодам и материальным благам как к самостоятельной и преобладающей цели своей жизни.
  
   "Мудрость, сходящая свыше, - говорит Св. Апостол, - во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна" (Иак. 3, 17)
  

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

  
   Справедливость есть добродетель, при которой воля человека приобретает привычное направление к такому образу действий, когда он воздает всякому должное и делает всегда то, что обязан, как по отношению к отдельным людям, так и по отношению ко всему человечеству.
  

МУЖЕСТВО

  
   Мужество помогает человеку смело встречать опасности и препятствия на пути неуклонного стремления к осуществлению требований нравственности, в интересах которой он с твердостью переносит все постигающие его тягости и бедствия. Обладание мужеством представляется безусловно необходимым для того, чтобы человек держался неизменно, в течение всей жизни, на прямой стезе чести, добра и правды. Разнообразные бедствия, которым человек подвержен в этой жизни, могут смутить и подавить его, если он не противопоставит им энергию своей души; только посредством напряжения всех душевных сил может он успешно выйти из борьбы с опасностями и искушениями, угрожающими его нравственной чистоте.
  

 []

Рязань.

Остатки терема князя Олега Рязанского (ныне архиерейский дом)

   Под понятие добродетели мужества подводятся следующие ее виды:
  
   1)великодушие,
   которое обнаруживается преимущественно в свободе от всяких своекорыстных расчетов и колебаний в виду предстоящего совершения честного и доброго дела, а также в устранении мелочной щекотливости и злопамятства в таких случаях, когда речь идет о прощении чужой несправедливости;
  
   2)самоотвержение,
   как благородная готовность человека к пожертвованию своими интересами и даже самой жизнью, когда это необходимо для общего или частного блага;
  
   3)терпение,
   которое среди бедствий и лишений предохраняет душу от уныния и отчаяния и, несмотря на всю тяжесть испытываемых страданий, удерживает человека на пути добра. "Терпением вашим, - поучает нас Христос, - спасаете души ваши" (Лук. 21, 19);
  
   4)стойкость,
   при которой человек твердо и неотступно преследует до конца, преодолевая все препятствия и трудности, осуществление того, что признается добром.
  
   "Бодрствуйте, стойте в вере, - увещает Св. Апостол, - будьте мужественны, тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем". (1 Коринф. 16, 13, 15 и 58).
  

 []

Свв. Зосима и Савватий Соловецкие с видом монастыря.

Икона 1709 г.

УМЕРЕННОСТЬ

  
   Умеренность есть такая добродетель, при помощи которой человек, удерживая в границах нравственности и естественной необходимости все стремления, связанные с потребностями его физической природы, строго охраняет себя от всяких излишеств и чувственных увлечений; к области этой добродетели относятся:
  
  -- скромность,
  -- целомудрие,
  -- благопристойность,
  -- воздержанность и
  -- трезвость.
  
   Благоразумная умеренность, руководимая знанием и твердой волею, служит наиболее важным средством к охранению телесного и душевного здоровья человека.

благотворительность

  
   ...Обязанность благотворительности, состоящая главным образом в оказании материальной помощи нуждающимся в ней людям.
   Выполнение этой обязанности дает самую чистую отраду сердцу благотворителя, если он искренно следует евангельским заветам, чтобы милостыня его была втайне и доброе дело его не было вынужденно, а добровольно (Матф. 6, 4; Филим. 1, 14).
  
   "Доколе есть время, - говорит Св. Апостол, - будем делать добро всем, а наипаче своим по вере" (Галат. 6, 10).

самообладание

   Самообладание, в котором заключается истинная нравственная свобода человека; для того, чтобы поступать нравственно, ему, прежде всего, необходимо владеть собою, сохраняя в равновесии все свои силы постоянно готовыми действовать по указаниям разума и совести.

правдивость

  
   Обязанность правдивого отношения к ближним, состоящая в том, во-первых, что каждый человек должен стремиться к истинному просвещению других, особенно же близких ему людей, в религиозном, нравственном и умственном отношениях, и, во-вторых, что он должен неизменно выступать по правде и сообщать другим только то, что сам по совести считает истинным.
  
   "Отвергнув ложь, - поучает нас Св. Апостол, - говорите истину каждый ближнему своему" (Ефес. 4, 25); всякая неправда есть грех" (1 Иоан. 5, 17).

 []

"Изборник" Святослава.

Фронтиспис. 1073 г.

миролюбие (НЕЗЛОБЛИВОСТЬ)

  
   Поправший страсти имеет мирное устроение сердца, ничем невозмутимое, светлое состояние духа...
   Это внутреннее мирное устояние является и во вне мирностию со всеми и распространением мира вокруг.
   Есть такие благодатные личности, которые, как только являются в какой круг, тотчас водворяют мир и согласие.
   "Это блаженные миротворцы, коих отличил Господь чрез наименование сынами Божиими. Они и с ненавидящими мира бывают мирны" (Пс. 119, 6).
  

ВЕРНОСТЬ ДОЛГУ

  
   Верность долгу, требует от человека добросовестного выполнения всех его обязательств по отношению к другим людям.
   Исполнением воинского долга называется тот случай, когда военнослужащий, по долгу совести, присяги, службы, дисциплины и воинского звания, совершает то, что от него требуют военные законы.
  
   Кто признается честно исполнившим свой долг?
   На войне - тот, кто самоотверженно бился с врагом дло последней капли крови и дорого продал свою жизнь. В мирное время - всякий, кто служит верой и правдою...
  
   Идеал воина заключается не в том, чтобы не падать в борьбе со своим ратоборцем, но в том, чтобы, упавши, не валяться, а, встряхнувшись, снова взяться за оружие и хотя бы со свинцом в груди, но до конца отстаивать честь и достоинство армии и благосостояние родины.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Основные понятия о нравственности, праве и общежитии: Курс законоведения для кадетских корпусов. - СП б., 1889. - С.23.
   Там же. - С. 26-27.
   Там же. - С. 27.
   Еще с великодушием, которое есть добродетель, смешивается расточитель­ность; также бережливость есть добродетель, но и с нею смешиваются корыстолюбие и скупость. Сравним их между собою. Расточительный не есть человек великодушный. Почему? Потому, что кто предан тысяче страстей, тот может ли быть велик душею? Он таков не от того, что презирает деньги, но от того, что покоряется другим страстям, подобно как человек, принужденный разбойниками повиноваться им, не может быть свободным. Не от презрения к деньгам происходить расто­чительность, но от неуменья распоряжаться ими; ибо если бы можно было и удержать их и предаваться удовольствиям, то он, конечно, сделал бы это. Кто употребляешь деньги на что следует, тот великодушен; поистине велика душа та, кото­рая не раболепствует страсти и почитает деньги за ничто. Также бережливость есть добродетель; эта добродетель свой­ственна тому, кто употребляете деньги, на что следует, а не просто без разбора. Иоанн Златоуст.
   Основные понятия о нравственности, праве и общежитии... - С. 27-28.
   Там же. - С. 28.
   Там же. - С. 25.
   Там же. - С.19.
   Там же. - С. 24.
   Дьяченко Г. Указ. соч. - С.277.
   Основные понятия о нравственности, праве и общежитии... - С. 24
   Шалапутин Н. Катехизис русского солдата. - М., 1913. - С. 48.
   Там же. - С. 63.
  

 []

Вид Валаамского монастыря.

Художник И. В. Ческий. 1-я пол. 19 в.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТКИ

  -- Ложь. Лгать самому себе дм своей выгоды -- подделка; лгать для выгода другого -- подлог, лгать для того, чтобы повредить клевета; это худший вид лжи. (Ж.-Ж. Руссо).
  
  -- Локк (Locke) Джон (1632-1704), англ. философ, основатель либерализма. Воспитание в семье было, разумеется, пуританским, т.е. в духе свободы и строгости, с особым акцентом на здоровье и спорт, на независимость и самостоятельность, добропорядочность, деловитость и умение ладить с людьми, безупречную нравственность и законопослушность.Природа одарила мальчика выдающимися способностями и поэтому его пригласили учиться в самой престижной лондонской школе - Вестминстерской, которую он закончил с блеском и сразу же оказался в Оксфорде. Блестяще завершив обучение в Оксфорде, Локк пару лет преподаёт в нём древние языки, но вскоре оставляет эту работу и принимает предложение занять место домашнего врача и воспитателя двух мальчиков в семье лидера пропарламентской партии вигов лорда, а затем и графа Энтони Эшли Купера Шефстбери (1621-1683), одного из крупнейших политиков Англии, будущего лорд-канцлера. Написал гениальный педагогический труд "Мысли о воспитании", который с полным основанием можно рассматривать как эстафету научной, природосообразной педагогики, принятой от Коменского. Основные мысли Локка: "Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остаётся желать немногого; а кто лишен хотя бы одного, того лишь мало может компенсировать что бы то ни было иное. Счастье или несчастье человека, большей частью, является делом его собственных рук". Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, считал Локк,--это учреждение, где собрана "пестрая толпа дурно вос­питанных порочных мальчиков всякого состояния". Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо "даже недостатки домашне­го воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе зна­ний и умений". Выработка характера, развитие во­ли, нравственное дисциплинирование -- важнейшие задачи воспи­тания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлет­ворять его законных пожеланий. Первоначально власть воспита­телю над ребенком дадут "страх и уважение", а затем, в более зрелые годы, эту власть будут поддерживать "любовь и дружба". Главными воспитательными средствами всегда будут не рас­суждения, а пример, среда, окружение ребенка. "Примите за несомненную истину,-- говорил Локк,-- что... наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним". Особенно важно воспитание у детей устойчивых положитель­ных привычек. "Если вы считаете необходимым приучить их к чему-нибудь, укорените это посредством практики всякий раз, как представится случай, и, если возможно, сами создайте слу­чай". Воспитание привычек должно начинаться с самого ран­него возраста. Нельзя добиться положительных результатов гру­бостью, насилием; необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое внушение. Нельзя прививать несколько привычек одно­временно. Нужно закрепить сначала одну, а затем уже перейти к воспитанию другой привычки.
  
  -- Лук делался из упругого дерева или из меди; тетива натягивалась рукою, при чем на лук наступали ногой. Стрелявшие из лука назывались стрелками. По достоинству отличался неверный лук, который отдает назад и ранит самого стрелка или такой, который вследствие слабости тетивы и других недостатков плохо держит в себе стрелу, не давая надлежащей силы полету оной. Натягивание лука служило свидетельством физической силы.
  
  -- Лука - в раннем христианстве считался автором третьего Евангелия, названного его именем (написано ок. 80-90 гг.) и "Деянии апостолов" (написаны после 80 г.).
  
  -- ЛУКРЕЦИЙ (Lucretius), полное имя - Тит Лукреций Кар (ок. 96 - ок. 55 до н. э.) - римский поэт и философ. Биография почти не известна. В своем единственном сохранившемся произведении - написанной гекзаметрами поэме "О природе вещей" - выступает как последователь учения Эпикура. Цель поэмы - помочь человеку достичь состояния душевного покоя, что, по мнению Лукреция, возможно только в том случае, если понять истинное положение человека в мире. См.: Васильев Т. Философия и поэзия перед загадкой природы // Тит Лукреций Кар. О природе вещей. - М., 1983.
  
  -- Лукреция - в римской истории прекрасная и добродетельная жена Луция Тарквиния Коллатина, опозоренная Секстом, старшим сыном последнего римского царя Тарквиния Гордого. Ее самоубийство послужило поводом к ликвидации царской власти в Риме.
  
  -- Луперкалии - римский обряд: 15 февраля юноши-патриции бегали обнаженными, ударяя встречных ремнями из козлиной кожи. Название связано со словом lupus - "волк", но его точное значение неясно, как и смысл обычая. Римские авторы считали его церемонией, возбуждающей плодородие, современные ученые - примитивным пастушеским об­рядом. Поиски греческих аналогий заставили связать Луперкалии с ар­кадским (Аркадия - область в Пелопоннесе) культом Ликейского ("Вол­чьего" ) Пана. С этим связан и миф об аркадянине Эвандре.
  
  -- Любовь подчиненных. Вера в начальника служит в свою очередь началом любви к нему. Любовь является таким отношением к начальнику, при котором исполнение его приказаний, независимо от цели и результатов, доставляет удовольствие людям (А. Зыков).
  
  -- Любовь. Любить -- значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо. (Аристотель). Любовь же к службе должна быть неразрывно связана с желанием знать ее на совесть, со стремлением изучить свое дело до тонкости. (Д. Баланин). Любовь к отечеству -- добродетель основная. (Л. Дюра-Лассаль). Истинная любовь не дерзка и не легкомысленна; робость делает ее осмотрительной; она не отваживается на многое, зная, что можно потерять. (Ж.-Ж. Руссо).
  
  -- ЛЮНЕТ -- открытое с тыла полевое или долговременное оборони­тельное сооружение (укрепление), состоявшее из 1 -- 2 фронтальных валов (фасов) и боковых валов. Строились в XVII -- начале XX в. на важных участках оборонительных позиций.
  

***

  

А.И. Каменев

Педагогика благонравия:

Хрестоматия

- М., 2004. - 308 с.

  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023