ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Долготерпение - корень всякого любомудрия

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


Долготерпение - корень всякого любомудрия

  
  
  

 []

Боярыня Морозова посещает протопопа Аввакума в заключении

  

ЕРВАЯ ИЗ ВСЕХ ЗАПОВЕДЕЙ"

  
  
   ...Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею",
   а вторая:
   ...Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповедей нет" (12, 30 - 31). ...Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас.
   Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?
   Не то же ли делают и мытари?...
   Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный"

Ев. от Матфея, 5, 44 - 48.

  
  
  

О любви и свойствах ее

Иоанн Златоуст

   Апостол Павел описывая красоту любви говорит:
  
   "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится (1 Кор. 13, 4).
  
   Смотри, с чего она начал, и что поставил первою причиною всех благ.
   Что именно?
  
   Долготерпение; оно - корень всякого любомудрия; посему и Премудрый говорит:
  
   "У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость" (1 Кор.13, 29); и далее, сравнивая эту добродетель с крепким городом, говорит, что она крепче его.
  
   Это несокрушимое оружие, непоколебимый столп, легко отражающий все нападения.
  
   Как искра, упавшая в море, не причиняет ему никакого вреда, но сама тотчас исчезает, так все неожиданное, поражая долготерпивую душу, скоро исчезает, а ее не возмущает.
  
   Долготерпивый, как бы пребывая в пристани, наслаждается глубоким спокойствием; причинишь ли ему вред, не подвинешь этого камня; нанесешь ли ему обиду, не потрясешь этого столпа; нанесешь ли ему удары, не сокрушив этого адаманта; потому он и называется долготерпивым, что имеет как бы долгую и великую душу; ибо долгое называется и великим.
  
   Между тем эта добродетель рождается от любви, и тем, которые имеют и хорошо употребляют ее, доставляет великую пользу.
  
   Апостол не останавливается на этом, но присовокупляет еще другие совершенства любви; она, говорит, милосердствует. Так как есть люди, которые употребляют долготерпение не на собственное любомудрие, а на мщение тем, кто оскорбляет их, терзаясь внутри себя самих, то он говорит, что любовь не имеет и этого недостатка; посему и присовокупляет: милосердствует.
  
   Любящие не для того поступают кротко с пламеняющим гневом, чтобы усилить пламень гнева, но чтобы укротить его и погасить и не только мужественным терпением, но и угождением и увещанием врачуют рану и исцеляют язву гнева.
  
   Не завидует.
  
   Случается, что иной терпелив, но завистлив, от чего добродетель его теряет свое совершенство. Но любовь далека и от этого.
  
   Не превозносится, т.е. не поступает безрассудно.
  
   Она делает любящего благоразумным, степенным и основательным.
   Безрассудство свойственно людям, любящим постыдно; а любящий любовью истинною совершенно свободен от этого; ибо, когда нет в сердце гнева, то не может быть и безрассудства и дерзости; любовь пребывая в душе, как бы какой - нибудь искусный земледелец, не допускает вырастать ни одному из этих терней.
  
   Не гордится.
  
   Мы видим, что многие гордятся своими добродетелями, т.е. тем, что они не завистливы, не злы, не малодушны, не безрассудны; эти пороки соединены не только с богатством и бедностью, но и с самыми добрыми по природе качествами; а любовь совершенно очищает все.
  

 []

Осада Троице-Сергиевой лавры поляками. (1608 г.).

Гравюра П. Иванова. 19 в.

   Заметь: долготерпивый не всегда еще милосерд; если же он не будет милосердным, то его доброе качество становится пороком и может обратиться в памятозлобие; но любовь, доставляя врачевство, т.е. милосердие, сохраняет добродетель чистою. Также милосердный часто бывает легкомысленен; но любовь исправляет и этот недостаток.
  
   Любовь, говорит, не превозносится, не гордится.
  
   Милосердный и долготерпивый часто бывает гордым; но любовь истребляет и этот порок.
  
   Не бесчинствует (ст.5).
  
   Что я говорю, продолжает Апостол, что любовь не гордится?
   Она так далека от этой страсти, что, и терпя крайние бедствия за любимого, не считает того бесчестием для себя. Не сказал опят: хотя терпит бесчестие, но мужественно переносит его, и даже нисколько не чувствует бесчестия.
  
   Посмотрим в этом отношении на Христа, и увидим истину сказанного.
   Господь наш Иисус Христос подвергался оплеванию и бичеванию от жалких рабов, и не только не считал этого бесчестием, но еще радовался и вменял в славу; разбойника и человекоубийцу Он вместе с собою прежде других ввел в рай, беседовал с блудницею, притом в присутствии всех обвинителей своих и не считал этого постыдным, а даже позволял ей целовать свои ноги, орошать слезами своей тело и отирать волосами, и все это пред глазами врагов и противников; потому что любовь не бесчинствует.
  
   Посему и отцы хотя бы они были мудрее и красноречивее всех, не стыдятся лепетать вместе с детьми и никто из взирающих на это не осуждает их, а напротив это кажется столь хорошим делом, что даже удостаивается похвалы; если дети бывают порочны, то они терпеливо стараются исправить их наблюдая за ними, удерживают их от дурных поступков и не стыдятся; потому что любовь не бесчинствует, но как бы какими золотыми крыльями прикрывает все проступки любимых.
  
   Для нее стыд - не уметь любить, или любя не подвергаться опасностям и не терпеть всего за любимых. Впрочем, когда я говорю: все, то не подумай, будто разумею вредное. Тот только любит, кто любимому желает полезного; а кто не ищет добра, тот хотя бы тысячу раз говорил, что любит, враждебнее всех врагов.
  
   Не ищет своего, не раздражается.
  
   Сказав: не бесчинствует, Апостол показывает и то, каким образом она не терпит бесчестия.
   Каким же?
  
   Она не ищет своего.
   Любимый составляет для нее все, и она вменяет себе в бесчестие, когда не может избавить его от бесчестия, так что, если можно собственным бесчестием помочь любимому, то не считает и этого бесчестием для себя; любимый для любимого есть тоже, что сам он. Любовь такова, что любящий и любимый составляют уже не два отдельных лица, а одного человека, чего не может сделать ничто, кроме любви. Посему не ищи своего, дабы тебе найти свое; ибо кто ищет своего, тот не находит своего.
  
   Посему и Павел говорит:
   Никто не ищи своего, но каждый пользы другого (1 Кор. 10, 24).
  
   Польза каждого заключается в пользе ближнего, а польза ближнего в его пользе. Кто не хочет в пользе ближнего искать собственной пользы, тот не получит венцов.
  
   Бог устроил так для того, чтобы мы были привязаны друг к другу; и полезное для каждого Бог даровал ближнему, дабы мы имели общение друг с другом, и не разделялись.
  
   Сказав: не ищите своего, Апостол опять говорит о благах, происходящих от любви.
   Какие же это блага?
   Не раздражаться, не мыслить зла.
   Смотри опять, как она не только истребляет пороки, но даже не дозволяет им получить начало. Ибо не сказал: хотя раздражается, но преодолевает раздражение, а: не раздражается; не сказал также: не делает зла, но даже не мыслит зла; не только не совершает, но даже и не замышляет ничего худого против любимого. И действительно, как она может делать зло, или раздражаться, когда не допускает даже худой мысли? А здесь и есть источник любви.
  
   Не радуется о неправде (ст.6), т.е. не радуется, когда другие терпят зло; и не только это, но есть в ней и гораздо большее: радуется же о истине, т.е. радуется о тех, которые благоустроены в жизни, как и в другом месте он говорит: радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (Рим. 12, 15).
   Потому она и не завидует, потому и не гордится: блага других она признает своими.
  

 []

Взятие города Азова Петром Великим.

   Видишь ли, как любовь делает питомца своего почти Ангелом? Ибо, если он не имеет гнева, чужие зависти и чисты от всякой пагубной страсти, то очевидно, что он уже выше природы человеческой и достигнут бесстрастия Апостолов.
  
   Впрочем, Павел не довольствуется этим, но находит сказать еще нечто большее; важнейшее он всегда излагает после.
  
   Любовь, говорит, все покрывает (ст. 7), по своему долготерпению и кротости, чтобы ни случилось прискорбное и тяжкое, хотя бы то были обиды, хотя бы побои, хотя бы смерть, или что - нибудь подобное. Все покрывает. Этими словами он выражает силу любви, а дальнейшими доброту ее: все, говорит, покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
  
   <...>
   Итак, если любовь есть виновница всякой добродетели, то будем насаждать ее со всем тщением в душах своих, дабы она принесла нам многие блага, и дабы нам постоянно собирать плоды ее, всегда цветущие и никогда не увядающие; тогда достигнем и вечных благ.
  

О любви к ближним

   Всякое благое дело есть плод любви.
  
   Посему много и говорится о ней.
   Так Христос говорит: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будение иметь любовь между собою" (Иоан. 13, 35); и Павел взывает: "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон" (Рим. 13, 8).
  
   Не сказал просто о любви, но повелевает быть как бы должниками в любви друг к другу. Как в отношении к телу, мы должны постоянно доставлять ему пищу, и постоянно доставляем; - ибо этот долг простирается на всю нашу жизнь; - так он учит поступать и в отношении к любви, или лучше сказать, еще больше, потому что она приводит к жизни вечной и постоянно остается с теми, которые имеют ее.
  
   Ибо пребывают, говорит Апостол, сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13, 13).
  
   Впрочем, не только словами, но и самим опытом мы научаемся этой добродетели; и, во-первых, способом нашего рождения. Бог создал одного человека, повелел, чтобы от него произошли все, дабы все считали друг друга как бы одним человеком и старались жить в любви друг к другу.
  
   Затем, посредством взаимных отношений Он премудро устроил необходимость для нас взаимной любви; а как, послушай. Наполнив вселенную множеством благ, он даровал каждой стране особенные, ей свойственные роды плодов, дабы мы, вынуждаемые необходимостью, путешествуя друг к другу, сообщая другим излишнее, и получая от них недостающее нам, любили однородных с нами.
  
   То же Он сделал и с каждым человеком.
   Он не дал всем знать все, но одному сообщил способность к врачебной науке, другому - к строительной, иному к иной, дабы, нуждаясь друг в друге, мы любили друг друга.
  
   Так же и в предметах духовных можно видеть то же самое, как говорит Павел:
  
   "Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;иному вера, тем же Духом; иному дары исцеления, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчества, иному разные языки, иному истолкование языков" ( 1 Кор. 12, 8 - 10).
  
   Но нет ничего выше любви; почему он и поставил ее выше всего, сказав:
  
   "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто" (1 Кор. 13, 1 - 2).
  
   И на этом он не остановился, но возвестил, что и самая смерть за благочестие не принесет никакой пользы, если не будет любви.
  
   Не без причины он сказал это о любви; он знал, хорошо знал, как исполнитель заповедей Божьих, что, когда твердо вкоренится любовь, тогда произрастают плоды всяких благ.
  
   Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивая, не кради, не лжесвидетельствуй, и всякая другая заповедь, заключаются в этой одной, как главной: возлюби ближнего своего, как самого себя (Исх.20, 13 - Лев. 19, 18).
  
   Впрочем, для чего распространяться о малом, умалчивая о великом?
   Из любви сошел к нам возлюбленный Сын Божий, стал общаться и жить вместе с людьми, дабы, рассеяв многобожное заблуждение и возвестив истинное Богопознание, научить людей любви друг к другу, как свидетельствует Иоанн, когда говорит, Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3, 16).
  

 []

Возвращение русских войск после взятия Азова.

Гравюра из немецкого "Календаря исторических дат". 1698 г.

  
   Ею пламенее, Павел произнес небесные слова: "Кто отучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонения, или голод, или ногота, или опасность, или меч? (Рим. 8, 35).
  
   Призрев это как ничтожное, Он присовокупил к этому еще большее: яко ни смерть, говорит он, ни живот, ни настоящее, ни грядущее, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас различити от любве Божия, яко о Христе Иисусе, Господе нашем (ст.35 - 39).
  
   Посему ничто не могло отлучить этого блаженного, горевшего любовью, ни небо, ни земля, ни море, ни царство небесное, ни адские муки; все презирал он ради Христа. Если же мы посмотрим и на других святых, то увидим, что они угодили Богу любовью.
  
   Любовь представляет тебе ближнего, как тебя самого, и научает тебя радоваться его благополучию, как твоему собственному, и чувствовать его несчастия, как твои собственные. Любовь соединяет многих в одно тело и делает души их жилищами Святого Духа; ибо не в разделенных друг от друга, но в соединенных по душе может обитать Дух мира.
  
   Любовь делает общими для всех блага каждого, как говорит книга Деяний: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. И полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду" (Деян. 4, 32, 35).
  
   Есть ли какая стена, столь твердая, столь укрепленная совокупностью огромных камней и столь недоступная для нападения врагов, как общество любящих друг друга и связанных между собой единодушием?
  
   Оно отражает самые козни дьявола; и весьма справедливо.
  
   Восставая против него вместе с другом, и не становясь вместе с ним друг против друга, такие люди бывают непобедимы никакими ухищрениями его, и воздвигают блистательные трофеи любви.
  
   И как струны лиры, хотя многочисленные, но настроенные согласно, издают приятнейший звук; так и связанные единодушием производят приятнейшие звуки любви.
  
   Посему Павел и советует мыслить и говорить согласно, и считать других превосходнейшими себя, чтобы тщеславием не уничтожить любви, но, уступая почести другим, жить в единодушии.
   И еще он говорит: "Любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: "люби ближнего, как самого себя" (Гал. 5, 13, 14).
  
   Любящий желает лучше благодетельствовать, нежели получать благодеяния; потому что лучше желать иметь друга должником своим, нежели быть должным ему.
  
   Любящий желает благодетельствовать возлюбленному, но не хочет, чтобы видны были его благодеяния; желает быть первым в благодеяниях, но не хочет, чтобы он казался первым в благодеяниях.
  

 []

Александровская слобода.

С рисунка 16 в.

  
   Может быть, некоторые не понимают сказанного; посему я поясню это примером. Человеколюбивый Господь предопределил дать Сына Своего за нас; но чтобы не казалось, что это дар Его, но что Он отдает долг, Он повелел Аврааму принести в жертву сына своего, дабы, когда Сам будет делать то же, Он явился не подающим дар, но отдающим долг по чрезмерному богатству Его благости.
  
   Нет блага, которое не происходило бы от любви.
  
   Будем же укреплять любовь друг к другу; ибо исполнение закона есть любовь (Рим. 13, 10). Не нужно нам ни трудов, ни подвигов, если мы любим друг друга; это - путь, который сам собою ведет к добродетели. Как на большой дороге, кто найдет ее начало, тот идет по ней, не нуждаясь в проводнике; так и в любви, улови только ее начало, и тогда она поведет и направит тебя.
  
   "Любовь, - говорит Апостол, - долготерпит, милосердствует, не мыслит зла (1 Кор.13, 4).
  
   Пусть каждый размыслит с самим собою, как он поступает в отношении к самому себе; так же пусть поступает и в отношении к ближнему.
   Никто не завидует себе, желает себе всех благ, предпочитает себя всему, старается делать все в свою пользу. Если таким же образом мы будем расположены и к другим, то прекратятся все бедствия, не будет ни вражды, ни любостяжания.
  
   Кто станет отнимать от самого себя?
   Никто, а скорее - совершенно напротив.
   Итак, будем иметь все общим. Если мы будем делать это, злопамятство не будет иметь места.
  
   Кто станет злопамятствовать против самого себя? Кто станет гневаться на себя самого? Напротив не прощаем ли мы себе все?
  
   Если таким же образом мы будем расположены и к ближним, то злопамятства никогда не будет.
  
   Но возможно ли, скажешь, любить ближнего, как себя самого? Если бы этого не исполняли другие, то ты справедливо мог бы думать, что это невозможно; если же исполняли, то очевидно, что у нас не бывает этого по нашему нерадению. И Христос не заповедует ничего невозможного, так что многие даже превзошли Его заповеди.
  
  

Любовь не допускает до греха

  
   Любовь друг к другу делает нас непорочными.
  
   Когда я некоторому человеку однажды изъяснил это и говорил, что любовь делает нас непорочными, и что любовь к ближнему заграждает всякий вход греху; равно и о многом другом подробно рассуждал и говорил: тогда некто из знакомых мне, подошедши ко мне, сказал: так что же такое блуд? Ведь можно и любить и блудодействовать?
  
   Ибо и это происходит от любви.
   Правда, любостяжание, прелюбодеяние, и зависть, и коварство, и прочее сему подобное может удалить нас от любви к ближним; но как, говорит, может - блуд.
  
   Я сказал, что любовь может отсечь и это.
   Кто полюбит распутную женщину, тот будет стараться удалять ее и от других мужчин и сам будет удерживаться от греха с нею. Поэтому только тому, кто весьма ненавидит блудницу, свойственно блуд творить с нею, а истинно любящему ее - отклонять ее от этого постыдного дела.
  
   И нет, решительно нет ни одного греха, которого бы, подобно огню, не истребляла сила любви.
  
   <...>
  

О любви к врагам

  
   Христос не заповедал ничего невозможного, так что многие даже превзошли Его заповеди.
  
   Кто же исполнил это?
   Павел, Петр, весь сонм святых. Они любили врагов так, как другой не мог бы любить близких к себе.
  
   Кто из нас решился бы идти в гиену за близких, имее возможность войти в царство?
  
   Никто.
   Но Павел решился на это за врагов, бросавших в него камнями и бичевавших его.
   И еще прежде него блаженный Моисей за врагов, хотевших побить его камнями, желал быть изглажденным из книги Божьей.
   Также Давид, видя гибель врагов своих, говорил: "Вот я согрешил, я поступил беззаконно" (2 Цар. 24, 17).; - и, имея Саула в руках своих, не хотел умертвить его, но оставил в живых, тогда как сам подвергался опасности.
   <...>
  

 []

Андрей Юрьевич Богословский под стенами Луцка в одиночку сражается с неприятелем (1150 г.). Гравюра П.Иванова. 19 в

  
   Люби же врага: не ему ты чрез это благодетельствуешь, а самому себе.
  
   Как?
   Делая это, ты уподобляешься Богу. Тот, если будет любим тобою, получит от того небольшую пользу; - он будет любим подобным себе рабом; а ты, если будешь любить подобного себе раба, то получишь великую пользу, - ты сделаешься подобным Богу.
  
   Видишь ли, что не ему ты благодетельствуешь, а самому себе?
   Награда не ему, а тебе.
  
   Но что, скажешь, если он зол?
   Тем большая готовится тебе награда...
  
   Таким образом, самая причина, что он зол, должна быть побуждением к любви.
   Если не будет противника, то не будет и случая к получению венцов.
   Не видишь ли, как борцы наполняют мешки песком и таким образом упражняются?
   А тебе нет нужды прибегать к этому; жизнь исполнена людей, которые могут упражнять тебя и делать крепким.
  
   Не видишь ли, как деревья чем более колеблются ветрами, тем делаются крепче и плотнее?
  
   Будем же и мы долготерпеливы, и сделаемся крепкими; долготерпеливый муж, говорит Премудрый, мног в разуме; малодушный же крепко безумен (Прит. 14, 29).
  
   Видишь ли, какая похвала первому, и какая укоризна последнему?
  
   Крепко безумен, т.е. совершенно.
   Посему не будем малодушествовать в отношении друг к другу. Не от вражды это происходит, а от слабости души; если же она будет крепкою, то будет легко переносить все, не потонет ни от чего и войдет в тихую пристань.
  

О взаимной любви

  
   Бог от начала принимал множество мер, чтобы насадить в нас любовь; Он даровал всем нам одну главу - Адама.
  
   Для чего все мы не происходим из земли?
   Для чего не происходим совершенным возрастом, как он?
   Для того, чтобы рождение, воспитание и происхождение друг от друга привязывали нас друг к другу. Потому Он не сотворил и жены из земли. Так как единства природы было бы недостаточно для побуждения нас к единодушию, если бы мы не имели одного прародителя, то Он сделал и это.
  
   Если мы ныне, разделяясь одними только местами, чуждаемся друг друга то тем более было бы так, если бы род наш имел два начала. Посему Он и соединил как бы одною главою все тело человеческого рода. Итак, как в начале, по - видимому, было два лица, то смотри, как Он опять соединил их и совокупил в одно посредством брака: "Потому, сказал Бог, оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть" ( Быт.2, 24).
  
   Не сказал: жена, но: человек, потому что в нем привязанность бывает сильнее; а сильнейшею сделать ее для того, чтобы силою этой любви превосходнейшее существо преклонить и привязать к слабейшему. Так как надлежало установить и брак, то Он сделал жене мужем того, от кого она произошла.
  
   Для Бога все ниже любви.
  
   Ибо, если и при этом первый человек скоро впал в такое безумие и дьявол посеял такую вражду и зависть, то чего не сделалось бы, если бы они происходили не от одного корня?
  
   Далее, устрояя, чтобы один повиновался, а другой повелевал, - ибо равенство чести часто производит вражду, - Он учредил не народное правление, но царское и подобно как в войске, такой же порядок можно видеть в каждом доме.
  
   Муж занимает место царя; жена место правителя и военачальника; дети получили власть третьей степени; затем власть четвертой степени принадлежит рабам; ибо и они имеют власть над низшими, и часто который-нибудь поставлен над всеми, заменяя господина, будучи впрочем сам рабом; потом и между ними опять есть другая степень власти, иная у жен, иная у детей, и у самих детей также различная, сообразно с возрастом и полом; ибо и у детей женский пол имеет власть не одинаковую с мужским.
  
   Везде Бог устроил степени и разнообразие власти, дабы все пребывало в единодушии и великом согласии. Посему и прежде размножения рода нашего, когда были только два первых человека, Он повелел одному начальствовать, а другому подчиняться. Дабы первый не стал презирать и не отверг последней, как низшей, смотри, как Бог почтил и соединил ее с ним еще прежде сотворения: "Сотворим ему помощника" (Быт. 2, 18), сказал Он, выражая, что она сотворена для его пользы, и таким образом соединяя его с тою, которая для него сотворена; ибо мы бываем особенно расположены к т ому, что сделано для нас.
  

 []

  

Ангелы огненными мечами ввергают грешных в муки.

Миниатюры из древнерусской рукописи "Палла­дия мниха о втором пришествии". 17 в.

   Дабы опять не стала превозноситься она, как назначенная в помощь ему, и не расторгла этих уз, Бог сотворил ее из ребра его, внушая, что она есть часть целого тела. А дабы и муж не стал превозноситься этим, дальнейшее Он не предоставил ему одному, как принадлежало ему одному предыдущее, но сделал противное тому, устроив деторождение, в котором хотя отдал предпочтение мужу, однако не все предоставил ему.
  
   Видишь ли, сколько Бог устроил уз любви?
   Во всем этом заключаются естественные залоги единодушия.
   Подлинно, к нему приводит единство природы, - ибо всякое животное любит подобное себе (Сир. 13, 19), - происхождение жены от мужа и - детей от них обоих.
  
   Отсюда происходят многие роды любви: одного мы любим как отца, другого как деда, одну как мать, другую как кормилицу, одного опять как сына, внука или правнука, другую как дочь или внучку, одного как брата, другого как племянника, одну как сестру, другую как племянницу.
  
   Впрочем для чего перечислять все роды родства?
  
   Бог употребил и другое побуждение к любви: запретив браки между родственниками. Он обратил нас к чужим, а их расположил к нам. Так как они не соединены с нами естественным родством, то Он соединил иначе - посредством брака, совокупляя посредством одной невесты целые домы и сводя целые роды с родами.
  
   Да не поймеши, сказал Он, сестры твоее, ни сестры отца, ни иной девицы, имеющей с тобою родство препятствующее браку, перечислив поименно подобные виды родства (Лев. Гл.18). Довольно для любви твоей к ним того, что ты родился из одного с ними чрева, или связан с ними другим образом. Для чего же стеснять широту любви? Для чего более надлежащего усиливать расположение к любви здесь, тогда как можешь получить иной повод к любви, взяв жену и с нею ряд родственников, - мать, отца, братьев и их ближних?
  
   Видишь ли, сколь многими способами Бог соединил нас?
  
   Но Он не удовольствовался этим, а устроил еще, что мы имеем нужду друг в друге, дабы и таким образом соединить нас; ибо нужды особенно производят общение.
  
   Для того Он не пропустил, чтобы все было везде, дабы и этим заставить одних иметь общение с другими. Сделав, что мы имеем нужду друг в друге, он доставил и удобства сообщения. Если бы этого не было, то опять возникли бы неприятности и затруднения; если бы, например, имеющий нужду во враче, плотнике и другом ремесленнике, должен был совершать далекое путешествие, то все погибло бы. Посему Он и устроил города и собрал всех вместе. А дабы и к живущим далеко мы могли ходить удобно, Он распростер между городами море и послал быстрые ветры, сделав таким образом сообщения удобными.
   В начале же Он поселил всех в одном месте, и разослал не прежде, как первые люди, получившие этот дар, злоупотребили согласием. Так Он соединил нас всеми способами - и природою, и родством, и языком, и местом!
  
   Он не хотел, чтобы мы лишились рая; - ибо, если бы хотел, то не поселил бы в нем первосозданного человека; - но виновен в том нарушивший заповедь; не хотел также, чтобы мы были разноязычными; - ибо иначе сделал бы это в начале; - но тогда на всей земле был один язык и одно наречие (Быт. 11, 1).
   Посему и тогда, как надлежало истребить живущих на земле, Он не создал нас из другого вещества и не переселил праведника, но, оставил его среди потопа, как бы какую искру вселенной, опять возжег род наш от ней - от блаженного Ноя.
  
   В начале Он установил одну власть, поставив мужа над женою; но когда род наш пришел в великое расстройство, то Он учредил и другие власти - господ, правителей, и это также для любви.
   Злоба развращала и погубляла род наш, посему Он посадил среди городов судей, как бы каких врачей, дабы они, истребляя злобу, как бы какую заразу любви, собирали всех в одно. А дабы не только в городах, но и в каждом доме было великое согласие, Он почтил мужа властью и преимуществом, а жену вооружил страстию, и между обоими поставил дар чадородия, употребив кроме того и другие связи любви.
   Ибо не все Он предоставил мужу, и не все - жене, но все разделил между обоими, вручив ей дом, а ему торжище, предоставив ему снискивать пропитание, - ибо он возделывает землю, - а ей устроять одежду; ибо пряжа и ткание дело жены; ей дал Он искусство - прясть.
  

 []

Туровля. Крепость с регулярным планом.

Кон. 1560-х гг. По гравюре 17 в.

Сокол. Крепость с регулярным планом

  
   Впрочем и при этом сияет домостроительство божественного Промысла. Ибо и жена весьма нужна в других вещах необходимейших, и низшие нужды нам для поддержания нашей жизни; нужда эта такова, что хотя бы кто был богатее всех людей, однако не может чуждаться общения с другими и не нуждаться в беднейших. Ибо не только бедные имеют нужду в богатых, но и богатые в бедных, и богатые даже более в бедных, нежели последние в первых.
  

О самолюбии и последствиях его

  
   Апостол Павел в послании к Тимофею, предсказывая, что в последние дни настанут времена тяжкие (2 Тим. 3, 1), не дни или времена осуждает, но людей, которые тогда будут. "Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящиек добра, предатели, наглы, напыщены, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся" (2 Тим.3, 2 - 5).
  
   Тотчас же указывает и причину.
  
   Корень и источник всех зол, от которого они происходят, - чрезмерное самолюбие.
  
   Преданный этой страсти не наблюдает даже и за своими делами.
  
   Ибо кто не думает о ближнем, не заботится об его делах, тот будет ли заботиться о своих?
   Как заботящийся о ближнем хорошо устрояет вместе с его делами и свои собственные; так презирающий дела ближнего будет презирать и свои собственные. Ибо если мы - члены друг друга, то спасение ближнего касается не его только, но всего тела, и бедствие ближнего не ограничивается им одним, но причиняет боль и всему телу. Если мы - здание, то, когда страждет одна часть, повреждается и все здание; а когда она тверда, то может держаться и все прочее.
  
   Так и в церкви.
  

 []

Белозерск. Вид улиц от Успенского собора. 16 в.

  
   Ты оказал презрение брату?
   Это ты причинил вред самому себе.
   Почему?
   Потому, что твой член потерпел немалый вред. Ибо если не уделяющий ближнему из своего имущества ввергнется в гиену, то видящий ближнего в существеннейшей опасности и не подающий ему помощи тем более подвергнется наказанию, чем важнее испытанный вред.
  
   Будут, говорит Апостол, - люди самолюбивы.
  
   Кто самолюбив, тот в особенности и не любит себя; а кто братолюбив, тот и любит себя гораздо более. Отсюда происходит сребролюбие. Ибо зараза и ограниченность самолюбия сокращает и умаляет любовь, которая широка и простирается на всех.
  
   Сребролюбцы.
   Отсюда происходит гордость, от гордости - надменность, а от надменности - злоречие, от злоречия - непокорность и неверие. Ибо надмевающийся пред людьми легко будет надмеваться и пред Богом. Так рождаются грехи; они часто восходят снизу вверх. Кто почтителен к людям, тот будет тем более благоговеть пред Богом; кто послушен подобным себе рабам, тот будет тем более покорен Владыке; а кто презирает подобных себе рабов, тот постепенно дойдет и до презрения самого Бога.
  
   Не будем же презирать друг друга.
   Это худая наука, которая научает нас презирать Бога; и даже тем самым, что мы презираем друг друга, мы уже оказываем презрение к Богу, Который повелел нам иметь великое попечение друг о друге. Если хотите я поясню это иначе, - примером. Каин презрел брата, и тотчас же оказал презрение и к Богу.
  
   Каким образом?
   Посмотри, как оскорбительно отвечает он Богу: "Разве я сторож брату моему?" (Быт. 4, 9). Также Исав презирал брата, оказал презрение и к Богу. Посему и сказал Бог: "Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел" (Рим. 9, 13).
   Посему и Павел говорит: "Чтобы не было между вами блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства" (Евр. 12, 16).
   <...>
  
   Не будем же презирать друг друга, дабы нам не научиться презирать и Бога; будем почитать друг друга, дабы нам научиться почитать и Бога. Дерзкий к людям, становится дерзким и в отношении к Богу. А когда сребролюбие, самолюбие, непокорность соединяются вместе, то чего еще недостает для совершенной погибели? Тогда все развращается и образуется огромное болото грехов.
  
   Неблагодарные.
  
   И может ли быть благодарным сребролюбец? Кому будет он воздавать благодарность? Никому. Он считает всех своими врагами, желая у всех отнять все. Неблагодарный вместе и нечестив; и справедливо. Ибо каков должен быть в отношении к другим тот, кто неблагодарен к благодетелю? Неблагодарный вероломен; неблагодарный недружелюбен.
  
   Клеветники, т.е. склоненные к злословию.
  
   Люди, не сознающие за собой ничего доброго и находящие как бы утешение в порицании мнения доброго, много ошибаются и грешат.
  
   Невоздержанцы,
   и в языке и в чреве, и во всем другом.
  
   Жестокие;
   эта жестокость и грубость бывает оттого у того, кто сребролюбив, кто самолюбив, неблагодарен, сластолюбив.
  
   Неблаголюбцы, предатели, наглецы.
  
   Предатели - дружбы; наглы, т.е. не имеющие в себе ничего основательного.
  
   Напыщенные, т.е. исполненные надменности.
  
   Сластолюбцы паче, нежели боголюбцы; имущие образ благочестия, силы же его отвергшиеся. Образ, т.е. нечто бездушное и мертвое, наружность, вид лицемерия.
  
  
   Итак, вера без дела есть только наружный вид, без силы; и справедливо.
   Как тело красивое и цветущее, но не имеющее силы, подобно нарисованному изображению, так и правая вера без дел.
   <...>

***

 []

Преподобный Сергий Радонежский

ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ

  -- Как печь без огня не может быть теплом: так и человек, чуждый Богу, не имеющий в себе Бога, не может иметь любви к ближним (Иаков Архиеп. Нижегородский).
  -- Браг Бога не может быть другом людей.
  -- В круге радиусы связуются в центре, и чем они ближе друг к другу: по мере удаления от центра, они делаются более и более далекими и разобщенными между собой. Так и люди, чем дальше от Бога, тем дальше друг от друга.
  -- Возлюби единого Бога и возлюби всех чад Божиих.
  -- Кто искренно любит Бога, тот не может не любить ближнего (Филар. Архиеп. Черниговский).
  -- Мы должны иметь братское сердце к нашим ближним, потому что Бог имеет сердце отеческое ко всем нам (Прот. П. Соколов).
  -- Тот не верует во Христа, кто не любит Его: тот не любит Его, как не любит ближнего своего.
  -- Не суди о человеке по внешности, но узнавай внутренние его качества.
  -- Под худой одежде часто скрывается благороднейшая душа (Прот. И. Толмачев).
  -- Иногда живет в бедной хижине, но душа его, быть можен, есть жилище Бога Триединого (Филар. Черниговский).
  -- Не то может унизить тебя, если окажешь любовь и почтение к ближнему твоему, хотя бы стоящему на гораздо нижней тебя ступени ума, звания, состояния и нравственности, но - то, если не окажешь.
  -- При видя несчастного опустим без внимания все исключая его несчастия (Прот. И. Толмачев).
  -- Тот всегда нам ближний, кто нуждается в нашей помощи (Он же).
  -- Видя груды золотоносной земли, незнающий презрит ее, а знающий не презрит, ради крупиц золота, в ней заключенных. Подобно сему, смотря на человека, представляющего неприятный вид необразованности, грубости, беспорядка, порота, невнимательный презрит его, а внимательный пожалеет, но не презрит, потому что и в сей неблагообразной глине есть золото - сущность человека, и особенности его души. (Филар. М. Московский).
  -- Не делай и не желай другого того, чего себе не желаешь. Более тебе, когда смеешься над тобою, не насмехайся же над другим (Он же).
  -- Тяжело тебе, когда никто не хочет разделять с тобою горя твоего: спаши же делать горе ближнего твоего (Фил. Архиеп. Черниговский).
  -- Хочешь, чтобы тебя любили человеки? Люби человеков. Хочешь, чтобы тебе делали добро все без изъятия? Делай и ты добро всем без изъятия. Приятно было бы тебе, если бы с тобой все обращались кротко и смиренно? Будь сам кроток и смирен пред всеми (Филар. М. Московский).
  -- Единственное средство заставить людей говорить о себе хорошо - делать им добро.
  -- И тому, который ты знаешь недобрым для тебя, сделай возможное для тебя добро (Филар. М. Московский).
  -- Нужно быть справедливым ко всем, даже и к тем, которые не таковы в отношении к нам.
  -- Будем неутомимы к себе, и снисходительны даже к тем, которые умеют прощать только себе самим (Плиний младший).
  -- Истинную любовь имеет тот, кто, как и друга любит в Боге, и врага любит ради Бога (Св. Григорий Двоеслов).
  -- Нельзя, чтобы нас все любили, но нам всех любить очень можно.
  -- Может возлюбить всех, не переставая ненавидеть пороки (Филар. М. Московский).
  -- Люби грешников, но ненавидь дела их (Св. Исаак Сирин).
  -- Справедливо ненавидеть в злых злобу, но любить творение Божие (Блаж. Августин).
  -- Учись подражать авве Исааку, который говорит про себя: "никогда я не келий мою помысла, неприязненного на брата, оскорбившего меня; равным образом я старался, чтобы и брат не внес в свою келью помысла, неприязненного ко мне".
  -- Употребляй все усилия, чтобы некому не делать зла и иметь чистое сердце ко всем человекам (Авва Пимен).
  -- Не давая никого зла и ни о ком не мысли зла в сердце твоем (Авва Моисей).
  -- Если не хочешь терпеть зла, то не желай и делай зла. За последним последует первое (Св. Тихон Задонский).
  -- Когда мыслит сделать зло другому, тот сам терпит его, прежде, нежели сделает.
  -- Не ищи своей пользы со вредом для других.
  -- Не может человек вредит ближнему, не вредя себе самому.
  --

***

 []

Заседание Боярской думы с участием митрополита по случаю нашествия Мамая. Миниатюра из Лицевого Летописного свода 16 в.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТКИ

  
  -- СЛАВА - 1) Не только известность, но и то, что в глазах евреев было ее основанием: богатство и влияние на общественную жизнь. 2) Бог славы - наивысшее существо, богатое и всемогущее, наполняющее все творение Своей силою и Своим светом. Полнота этой славы сосредоточена в Иисусе Христе; она проявится в прославленных телах и будет неиссякаемой (ср. слава на Синае, Преображение, Воскресение). Слава Божия есть явление Бога во плоти, во Христе Иисусе.
  --
  -- СМЕРТЬ - без Христа смерть ненавистна, ибо, как наказание за грех, она знак вечной смерти. Во Христе, победившем ее, смерть - освобождение от греха и переход в вечную жизнь.
  --
  -- СОБЛАЗН - препятствие (напр., камень на дороге), поступок, пример или слово, могущие быть камнем преткновения для верующего. Вводить в соблазн значит ослаблять или даже убивать в ком-либо веру.
  --
  -- СОЗИДАТЕЛЬ - Церковь, Тело Христово, Храм Божий созидается Духом Святым, действующим в христианах.
  --
  -- СОЛЕЯ - возвышение перед иконостасом. Центральная часть С. называется амвоном, боковые части - клиросами.
  --
  -- СОЛНЦЕ - символ Иисуса Христа, царя неба и земли.
  --
  -- СТИХАРЬ - длинная одежда священнослужителей (хитон). У диакона и иподиакона С. имеет широкие рукава. Сходный покрой имеет саккос епископов. У священников хитон - с узкими рукавами, называется подризником.
  --
  -- СТИХИРЫ - песнопения, посвященные празднику; поются за всенощной.
  --
  -- СТРАХ БОЖИЙ - священный трепет, наполняющий творение при посещении его Богом. Стремление грешника удалиться при явлении Святого Бога; любовь, влекущая человека к Богу.
  --
  -- СУББОТА - у израильтян день покоя (день седьмой), посвященный прославлению Бога, в течение которого прекращается всякая работа.
  --
  -- СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ - Иисус наименовал Себя Сыном Человеческим, чтобы отождествить себя с образом Судии, возвещенного пророком Даниилом, т. е. самого Бога. Он совмещает в себе и образ страждущего "Отрока Ягве", умершего за грехи наши.
  --
  

***

 []

Перенесение Владимирской, иконы Божией Матери в Москву.

Гравюра П. Иванова. 19 в.

ИСПОВЕДАЛЬНОЕ ПИСЬМО

"Мудрому" отказано в уме

  
  
   И. А. ГОНЧАРОВ
  
   ...Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме.
  
   Можно бы было подумать, что Грибоедов, из отеческой любви к своему герою, польстил ему в заглавии, как будто предупредив читателя, что герой его умен, а все прочие около него не умны.
  
   Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен.
   Речь его кипит умом, остроумием.
   У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом -- это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он "чув­ствителен, и весел, и остер".
  
   Только личное его горе произошло не от од­ного ума, а более от других причин, где ум его играл страдатель­ную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме. Между тем Чацкий как личность несравненно выше и умнее Онегина и лер­монтовского Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те -- паразиты, изумительно начертанные великими талантами, как болез­ненные порождения отжившего века. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век -- и в этом все его значение и весь "ум".
  
   ...Образовались два лагеря, или, с одной стороны, целый лагерь Фамусовых и всей братии "отцов и старших", с другой -- один пылкий и отважный боец, "враг исканий". Это борьба на жизнь и смерть, борьба за существование, как новейшие натуралисты определяют естественную сме­ну поколений в животном мире. Фамусов хочет быть "тузом" -- "есть на серебре и на золоте, ездить цугом, весь в орденах, быть богатым и видеть детей богатыми, в чинах, в орденах и с ключом" -- и так без конца, и все это только за то, что он подписывает бумаги, не читая и боясь одного, "чтоб множество не накопилось их".
  
   Чацкий рвется к "свободной жизни", "к занятиям" наукой и искус­ством и требует "службы делу, а не лицам" и т. д.
  
   На чьей стороне победа?
  
   Комедия дает Чацкому только "мильон терзаний" и оставляет, по-видимо­му, в том же положения Фамусова и его братию, в каком они были, ни­чего не говоря о последствиях борьбы.
   Теперь нам известны эти последствия. Они обнаружились с появле­нием комедии, еще в рукописи, в свет -- и как эпидемия охватили всю Россию.
  
   Между тем интрига любви идет своим чередом, правильно, с тонкой психологической верностью, которая во всякой другой пьесе, лишенной прочих колоссальных грибоедовских красот, могла бы сделать автору имя.
  
   ...Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий. После него, она одна из всей этой толпы напрашивается на какое-то груст­ное чувство, и в душе читателя против нее нет того безучастного смеха, с каким он расстается с прочими лицами.
  
   Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достает­ся свой "мильон терзаний".
  
   Чацкого роль -- роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие -- и в этом их главное страдание, то есть в безнадежности успеха.
  
   ...Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою оче­редь, смертельный удар качеством силы свежей.
   Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: "один в поле не воин". Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но пере­довой воин, застрельщик и -- всегда жертва.
  
   ...Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого -- и кто бы ни были деятели, около какого бы человеческого дела -- будет ли то новая идея, шаг в науке, в политике, в войне -- ни группировались люди, им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы: от совета "учиться, на старших глядя", с одной стороны, и от жажды стремиться от рутины к "свободной жизни" вперед и вперед -- с другой.
  
   Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состарится когда-ни­будь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия. И литература не выбьется из магического круга, начертанного Грибоедовым, как только ху­дожник коснется борьбы понятий, смены поколений.
  
  
   К. А. ПОЛЕВОЙ
  
   ..."Горе от ума" есть произведение в своем роде единственное на рус­ском языке и замечательное для всех словесностей.
  
   ...Тысячи черт показывают вам, что Фамусов глупый, бездуш­ный невежда, думающий только об удобстве животной жизни, Молчалин не разбирает средств и хочет только возвышаться, унижаясь. Загорецкий -- переносить горазд, и в карты не садись: продаст. Скалозуб дурак, не имеющий ни доброты, ни чувства. Это Скотинин нашего времени. Репетилов болтун, сатира па образованность, затерянный среди глупцов, подобных ему, и не различающий злодея от доброго человека. Все другие лица действуют по таким же благородным правилам и побуждениям. (. . .}
  
   И посреди такого-то общества является Чацкий, как будто выходец с другого света.
   Его пламенная, чистая, благородная душа, его ум, про­свещенный и современный, не понимают этого общества. Он, при встрече со всеми, ссорится, говоря им по уму и чувству. Они начинают ненави­деть его и разглашают нелепую молву, это Чацкий сошел с ума. ...
  
  
   Н. П. ОГАРЕВ
  
   Есть мелкие заметки против "Горе от ума".
  
   Одна из них, - и, может быть, самая верная,-- принадлежит Пушкину; зачем Чацкий, умный че­ловек, говорит всякую задушевную мысль при Фамусовых и Скалозубах?
  
   Пушкину это казалось неестественным.
   Мы не можем решить вопроса ни в пользу Пушкина, ни в пользу Грибоедова.
   Для нас лично оно, кажется, оно было бы неестественным; но, вспоминая, как в то время члены тайного общества и люди одинакового с ними убеждения говорили свои мысли вслух везде и при всех, дело становится более чем возможным -- оно исто­рически верно.
  
   Энтузиазм во все эпохи и у всех народов не любил утаи­вать своих убеждений, и едва ли нам можно возразить, что Чацкий не принадлежит к тайному обществу и не стоит в рядах энтузиастов; Чацкий чувствует себя самостоятельным врагом порядка вещей своего времени, он высказывает свои убеждения Фамусову, потому что они оскорбляют Фамусова, а ему надо оскорблять Фамусовых, и тогда дело становится не только исторически верным, но и лично для Чацкого естественным.
  
  
   А. А. ГРИГОРЬЕВ
  
   ...Потом же, ведь Молчалин умен умом его сферы.
   Подлый это ум, правда, да она не понимает, что такое подлость. Вот когда она поняла его подлость, испытала по отношению к самой себе всю шаткость того, что она думала избрать своей нравственной поддержкой, всю невыгоду для себя этой угодительности всем, даже Собаке дворника, чтоб ласкова была, услыхала по отношению к себе холуйско-циническое выражение:
  
   Пойдем любовь делить печальной нашей крали,-- она просыпается...
  
   ...Чацкий поэтому несправедлив, говоря, что ей нужен был Муж-мальчик, муж-слуга; он только в раздражении бешенства может смешать ее с московской бары­ней Натальей Дмитриевной, у которой действительно такой московский идеал мужа.
  
   ...Для него вся жизнь подорвана -- и ему, борцу, совсем разроз­нившемуся с этою средою, не понять, что Софья вполне дитя этой среды. Он так упорно верил, так долго верил в свой идеал!..
  
  
   А. В. ЛУНАЧАРСКИЙ
  
   ...Комедия названа "Горе от ума".
  
   Горе в комедии уму -- уму, ко­торый был провозглашен безумием; уму, от которого все отвернулись; уму, которому лучшая, красивейшая, наиболее умная, наиболее самостоятель­ная девушка из тех, которые фигурируют на сцене, предпочла лакейскую натуру. Это все, конечно, не комическое впечатление создает. Правд", немножко в стиле тогдашней эпохи, немного по-помещичьи звучит: "Ка­рету мне, карету!", но в этой же карете Чацкий отправляется "искать по свету" какого-нибудь пристанища. И неизвестно, найдет ли он его.
  
   ...Комедия "Горе от ума" -- драма о крушении ума человека в Рос­сии, о ненужности ума в России, о скорби, которую испытывал предста­витель ума в России.
  
   Разве Пушкин не восклицал: "Догадал меня черт родиться в России с умом и талантом!"
  
   А Чаадаев, написавший самую умную книгу в тогдаш­ней литературе, разве не был провозглашен безумцем? Все высшее общест­во -- высокопоставленные "престарелые Несторы", выжившие из ума старухи -- всем стадом твердило об этом безумии.
  
   Комедия -- точный, совершенно точный самоотчет о том, как живет, вернее, как гибнет, как умирает на Руси умный человек. Когда мы при­сматриваемся к биографии Грибоедова, мы прекрасно понимаем, почему он пришел к таким настроениям.
  
   Под всякой биографией имеется большая социальная подоплека. Откуда пришел в Россию этот ум, откуда он взял­ся и что это за ум?
  
   Если Фамусов не очень умен, то ведь рядом с Фамусо­вым были такие вельможи, у которых черт ума не съел, были смышленые купцы, мужички, которые иной раз "выходили в люди". Во всяком случае они могли очень не плохо рассудить всякое дело, потому что наш народ -- не бездарный народ.
  

...

 []

А. С. Грибоедов. Гравюра Н. Уткина с портрета Е. Эстеррейха. 1829 г.

 []

"Горе от ума"

Чацкий -- В. И. Качалов; Фамусов -- К. С. Станиславский. МХТ. 1906 г.

Илл. худ. Н. В. Кузьмина к комедии. 1952 г.

 []

"Горе от ума"

Илл. худ. Н. В. Кузьмина к комедии. 1952 г.: Скалозуб, Хлестова, Загорецкий,

Репетилов.

***

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Собрание поучения, избранных из творений святого отца нашего Иоанна, Архиепископа Константинопольского, Златоустого. Т.1 - 2. - М., 1887. - т.1. - С.100 - 108, 224 - 225, 238, 239; т.2. - С.222 - 225.
   Апостол Павел евр. Саул, Савл), в Новом завете один из апостолов. Род. в малоазийском г. Тарс (в Киликии) в евр. фарисейской семье. Первонач. ревностный гонитель христиан, П., испытавший чудесное видение на пути в Дамаск, принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников ("апостол язычников"). По наущению иудеев в Иерусалиме П. был пленен римлянами и отправлен в Рим, где, согласно преданию, казнен ок. 65 (время гонений Нерона на христиан) вместе с апостолом Петром. За чрезвычайные миссионерско-богословские заслуги перед христианством в становлении его как мировой религии П., не входивший в число двенадцати апостолов, почитается как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий, включенных в Новый завет.
   Иоанн БОГОСЛОВ, согласно христ. преданию, апостол, автор одного из канонич. евангелий, Апокалипсиса и 3 посланий.
   Авраам (Абрам), в Библии родоначальник евреев, отец Исаака. По велению Яхве А. должен был принести сына в жертву, но в момент жертвоприношения был остановлен ангелом.
   Моисей в Библии предводитель израильских племен, призванный богом Яхве вывести израильтян из фараоновского рабства сквозь расступившиеся воды "Чермного" (Красного) м.; на горе Синай Бог дал М. скрижали с "10 заповедями". У иудеев, христиан и мусульман М. - пророк.
   Давид царь Израильско-Иудейского гос - ва в кон. 11 в. - ок. 950 до н. э. Провозглашенный царем Иудеи после гибели Саула, Д. присоединил к ней терр. израильских племен и создал гос - во. По Библии, юноша - пастух Д. победил в единоборстве великана - филистимлянина Голиафа и отсек ему голову.
   Ной в Библии праведник, спасшийся вместе с семьей на построенном по велению Бога ковчеге во время всемирного потопа.
   Каин в Библии старший сын Адама и Евы, земледелец. Убил из зависти брата Авеля - "пастыря овец". Проклят богом за братоубийство и отмечен особым знаком ("каинова печать").
  
  

...

А.И. Каменев

Педагогика благонравия:

Хрестоматия

- М., 2004. - 308 с.

  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012