Аннотация: Пора укреплять фундамент вооруженных сил
А.И. Каменев
ДОМ НА ПЕСКЕ
Библейская притча повествует нам о разумном и неразумном хозяине. Один из них построил дом на прочном основании, а другой - на песке. И вот, пошел дождь, разлились реки, подули ветры и устремились они на возведенные строения. Тот дом, что был построен на прочном фундаменте, устоял, а построенный на песке - рухнул. "И было падение его великое" (Матф. 7, 24-27).
*
Нам это поучение дало понять следующую мысль: всякое дело, если оно рассчитано надолго, только тогда будет иметь жизненную силу, когда в его основе будет прочное основание.
*
Подготовка офицерских кадров для государства - это дело на длительную перспективу, а само военное дело - столь серьезное государственное занятие, что его надо строить на прочном основании, иначе первые же испытания разрушат учреждение, возведенное на песке.
*
Мысль очевидная, да не всеми понятая. В силу этого обстоятельства, попытаемся уточнить сказанное. Фундаментальной основой военного дела являются офицерские кадры, но не полководцы и военачальники. Это, пожалуй, цементирующая основа, придающая основанию определенные формы и крепость. Речь идет о рядовом офицерстве и, прежде всего, о младших офицерах.
*
Второе уточнение касается роли офицеров разных видов и родов войск на поле брани. Без всяких натяжек можно сказать, что общевойсковой командир - главная фигура на поле боя, так как на него работает авиация, артиллерия, военные инженеры и прочие рода войск. Говоря иными словами, общевойсковой офицер - дирижер боя. Все остальные в "военном оркестре" играют по его сценарию.
*
Выводы: младшее офицерство бесценно, ибо составляет фундамент вооруженных сил; офицер общевойсковой - элита офицерского корпуса (во всяком случае, так должно быть).
*
Теперь о реалиях сегодняшнего дня. Реалия первая - общевойсковых военно-учебных заведений в России всего три (Благовещенское, Новосибирское, Московское). Они дают ничтожное число общевойсковых офицеров, обладают ограниченной социальной базой (к примеру, Благовещенское военно-учебное заведение опирается, главным образом, на контингент городской и областной молодежи, что, безусловно, недостаточно), имеют неоднородные командно-педагогические кадры и, как следствие, отличаются специализацией и уровнем подготовки офицеров.
Общевойсковых офицеров в войсках заменяют сержанты и прапорщики, уровень подготовки которых, безусловно, ниже подготовки офицеров.
*
Закончив на этом констатацию фактов, перейдем к вопросу о том, как можно исправить положение дел и сделать фундаментальную основу вооруженных сил прочнее и надежнее.
Для этого обратимся к нашей истории - доброй наставнице нашей.
*
Бурные военные события ХVIII века научили правителей России (начиная с Петра Великого и кончая Екатериной не менее Великой) заботиться об офицерских кадрах. В данном случае обойдем вниманием все, что сделали во благо России ее выдающиеся правители. Обратим внимание на малоизвестный факт нашей военной истории, а именно, на создание в России сети губернских военных училищ, которые, располагаясь по всей территории империи, вбирали в себя лучших сынов Отчизны и готовили их к принятию воинского звания.
*
Любопытно, в этом отношении "Предписание" генерал-майору Бегичеву, данное Александром I, в преддверии его поездки по России.
Предложение о создании такого рода военных училищ исходило от шефа 1-го кадетского корпуса генерала от инфантерии князя Платона Александровича Зубова, который представил государю проект учреждения губернских военных училищ, с целью "подготовления из сыновей дворян, посредством начального общего образования, к поступлению в кадетские корпуса, а также в университеты". "По величию империи и по количеству бедных дворян, - читаем в проекте князя Зубова, - существующие кадетские корпуса конечно недостаточны, да и по силе войск число офицеров, хорошо воспитанных и наилучше подготовленных к службе военной, далеко не достигло до той степени совершенства, до которой требуют польза отечества и слава его".
15 августа 1801 года император Александр I почтил кн. Зубова рескриптом, в котором выразил составителю проекта свою признательность "за труды и одушевляющее все дело его чувство общего добра".
Утвердив все предположения кн. Зубова во всей их силе, государь вместе с тем повелел генерал-майору Бегичу смотреть немедленно намеченные в проекте кн. Зубова пункты учреждения губернских военных училищ, возложив вместе с тем на него поручение "познать мысли самого дворянства" о проектируемых заведениях, предложив им "участвовать доброю их волею и пособиями в их устроении".
Для сего генерал-майор Бегичев получил, при Высочайший рескрипт от 15-го Августа 1801 года, следующие наставления:
"Первое: Военных Училищ на всем пространстве Империи полагается семнадцать, из них восемь больших: в Дерпте, в Гродне, на Волыни, в Киеве, в Нижнем Новгороде, в Казани, в Вологде и Смоленске, и девять малых: в Твери, в Ярославле, в Владимире, в Рязани, в Орле, в Харькове, в Саратове, в Оренбурге и в Тобольске. Большие Училища от малых будут различествовать не предметами учения, но числом учеников; в первых полагается по две роты, по 120 человек в каждой, во вторых по одной".
Второе: Предметом сих Училищ будет: приуготовляя молодых дворян предварительным науками, доставлять ежегодно с каждой роты по 16 человек в здание Кадетские Корпуса и по восьми человек в Университет, для окончательного образования первых в военной, а последних в гражданской службе.
Третье: Познав из сего намерение и состав сих Училищ, чтоб приступить к предварительным распоряжениям, в основание их полагаемым, вы отправитесь на места, где они предназначаются, снесясь с главным их начальством, коему даны от Меня будут сообразные тому повеления, осмотрите, нет ли там готовых праздных строенй, кои бы с некоторыми перестройками и дополнениями могли быть обращены на cиe употребление; если же оных нет, то избрав места удобные, пространные, сухие, здоровые и к разведению сада способные, и употребив архитектора коллежского советника Захарова, с вами посылаемого, вы составите планы но новому строению таковых Училищ, соображаясь с числом воспитанников, в их назначаемых, с местным положением и с примерными планами, кои, как наилучшие в сем роде, при сем вам доставляются; составив таким образом чертежи строений, не оставите вы сделать сметы им, по примеру прилагаемых же при сем, принимая за основание существующие в тех местах цены и отбирая от лучших и знающих людей того края мнение, каким образом с большею удобностию и местными выгодами произвесть как заготовление материалов, так и самое строение.
Четвертое: С вероятностно предполагая, что дворянство, узнав о сих Заведениях в его пользу созидаемых, для собственной своей чести пожелает в устроении их участвовать, Я дал губернаторам повеление: в присутствии вашем предложить о том дворянству чрез губернского и уездных предводителей. Но приметьте при сем случае, что Я требую, дабы при предложении ему сего участия удален был и малейший вид принуждения и даже самых внушений властию, или тайными повелением отзывающихся; никаких жертв не желаю и не приемлю Я, се отягощением государства и ничем неоценимого его обременения; Я желаю, чтоб пособия дворянства основаны были на единственном убеждении собственных пользы и на чувстве "общего добра. Я поручаю вам доносить мне не только о количества сих пособий в каждом месте, но и о том образе, с коим они предложены и приняты будут.
Пятое: Когда планы и сметы строениям будут изготовлены, вы займетесь составлением планов самых Училищ, руководствуясь прилагаемыми при сем примерными штатами и соображаясь ценами, в каждом месте существующими; а потому на каждое место составив собственный штат вместе с планами, строениями, сметами и описанием выгод Мне представите.
Шестое: Обозрение местных удобностей и способов покажет вам яснее, в каких городах прежде начать устроение Училищ. В руководство ваше по сей части, признаю Я нужно только приметить, что в общем плане сих Заведений предполагается привести его в исполнение в течении пяти лет, постепенно, по прилагаемому при сем примерному расписанию. Впрочем, для разрешительных по сему предмету распоряжений, буду Я ожидать ваших донесений.
*
Не менее поучительна заключительная часть Рескрипта, в которой, говоря современным языком, мотивируется поездка Бегичева:
"Честь, что в основании столь полезного учреждения вы будете действовать и первый положите камень сему великому зданию, одна может составить достойную усердия вашего награду; благоволение же Мое к трудам вашим будет неотъемлемым их последствием. Впрочем, на проезд вам приказал Я выдать единовременно десять тысяч рублей, и сверх того полагаю вам на стол во все время путешествия вашего по 200 рублей на месяц. Первые получите вы здесь от государственного казначея, а последние выдаваемы вам будут в тех казенных палатах, где вы находится станете, и где получать их предварительно здесь распорядив, и государственному казначею отзоветесь".
*
После таких напутствий можно было ожидать ревностной работы генерала Бегичева, что, впрочем, и имело место. Начиная с августа месяца 1801 года, уже стали поступать всеподданнейшие представления от губернаторов. Из представлений этих, а равно из всеподданнейших докладов с пути генерал-майора Бегичева видно, что дворянство с величайшей готовностью откликнулось на высочайший призыв. Пожертвования поступали со всех концов, притом, несомненно, добровольные, так как наряду с тысячными и сотенными взносами отмечены и рублевые, двухрублевые и пятирублевые пожертвования; в Тобольске одним из дворян пожертвовано сто сажен дров, а в Оренбурге - 50.000 кирпичу, 200 бревен и крепостной человек на услуги училищу вечно. В июне месяце 1802 года генерал-майор Бегичев, возвратившись из командировки, всеподданнейше донес об успешных результатах предприятия и представил государю ведомость пожертвованиям. Оказалось в сумме около 890.000 руб., кроме недвижимого имущества, пожертвованного для той же цели в некоторых городах. Минское дворянство также пожертвовало до 100.000 руб., хотя в Минске и не предполагалось открывать училища. Наиболее крупные пожертвования сделаны: Тверским дворянством -200.000 руб.; Рязанским-87.000 руб.; Смоленским.-65.000 руб.; Ярославским -63.000 руб.
*
Что же получила Россия? Прежде всего, на местах значительно активизировалась работа по воспитанию дворянства, самой перспективной части тогдашнего общества. Во-вторых, воспитание и образование дворян стало вестись по прогрессивным программам и планам и это вело к повышению качества подготовки будущих офицеров и гражданских служащих. В-третьих, губернское "сито" отсеивало случайных и негодных людей и оставляло для дальнейшего продвижения лучшие кадры. Начало системному воспитанию военной и государственной элиты было положено. И, последнее, вооруженные силы стали получать молодых людей из самых разных мест и перестали комплектоваться за счет Московской и С.-Петербургской губерний.
Не это ли дало к Отечественной войне ту массу молодых офицеров, на которых опирались М.И. Кутузов, П.И. Багратион, М.Б. Барклай-де-Толли и другие полководцы и военачальники этой Великой войны?
*
На какие мысли наталкивает этот исторический факт? Мысль одна - надо вновь поездить по России с целью приискания мест для подготовительных (кадетских) военно-учебных заведений, да создать в глубинке те очаги притяжения, которые были бы в состоянии привлекать к себе лучшую молодежь для последующей государственной и военной службы. Не пора ли формирование государственной и военной элиты возвести в систему?
И, последнее, наши вооруженные силы сегодня - это дом, построенный на песке. Ветры и бури еще не утихли...
Так не пора ли укреплять фундамент?
ПРИМЕЧАНИЕ
Сведения о поручении Бегичеву взяты из кн. Н. Мельницкого "Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России. (Сухопутного ведомства). т. 1, ч. 1. - СП б., 1857;Столетие Военного министерства. 1802-1902. т.Х, ч.1., а также из кн.: Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк. Сост. П.В. Петров.- СП б., 1902.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023