ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Доступ к великой истине"...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


оступ к великой истине -

"каждое войско будет тем годно для войны, - чем более оно будет образовано"...

  
  
   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
   Мысли на будущее...
  

0x01 graphic

  

Атака русских кирасир под Бородино.

Фрагмент панорамы Бородинского сражения. Рубо (1912)

  
  

МЕРИЛО БОЕВОЙ ГОДНОСТИ ВОЙСК

   История развития военно-учебной части представляет нам три главные основные формы или исторические ступени.
  
   Первая форма проявляется у грубых, - неорганизованных еще народных ополчениях, - все равно ли то: азиатские, - греческие, - римские, - германские или ленные ополчения.
   Характер ее заключается в том, - что подготовка к службе с оружием в руках чисто индивидуальна.
   Воинская служба только обязанность, - а не призвание.
  
   Хотя в фараоновском Египте существовало нечто вроде военных школ, в которые принимались малолетние мальчуганы для прохождения соответствующего курса, вряд ли, однако, можно допустить, что эти школы имели характер и организацию, походившую хоть сколько-нибудь к современным военно-учебным заведениям, и чтобы главная цель их сводилась к профессиональной подготовке офицеров.
   Здесь обучали грамоте, а по окончании курса в виде казенного вспоможения, выдавалась запряжка, умелая езда на которой должна была составлять уже собственную заботу "новоиспеченного" представителя колесничего войска..
  
   0x01 graphic
  

Образцы русской артиллерии

  
  
   Но только с призванием возникает в воинском быту и соответствующее ему образование.
  
   Начало такому призванию полагает в войске, - с одной стороны, - учреждение постоянных армий, - с другой - изобретение огнестрельного оружия.
  
   Но оба они имеют совершенно различное влияние на историю военно-учебной части.
  
   Постоянная армия и находящаяся с нею в связи регулярная служба, - приводят естественным образом, - хотя и медленно к службе в строю, - а вместе с тем и первоначальному обучению команды, - этому началу служебного образования.
   Это служебное образование крайне не полно и не совершенно, - пока не появляется огнестрельное оружие.

0x01 graphic

Пищаль (орудие) русского войска XVII в.

  
  
   Огнестрельное оружие полагает действительное начало военно-учебной части.
  
   Огнестрельное оружие в первоначальном своем виде, - как артиллерийское орудие, - требует, прежде всего, специального знания и упражнения в его употреблении.
   К изобретению орудий приурочивается, прежде всего, математика в виде учения о действительности орудий, - затем учение об условиях обороны против такой действительности или полевая и долговременная фортификация.
  
   Артиллерист является представителем и хранителем высшей интеллигенции в военном быту.
  
   Артиллерия со своими канонирами и фейерверкерами, - инженерами и строителями крепостей, - является настоящей колыбелью военно-учебной части.
  
   Второй момент наступает с того времени, - когда огнестрельное оружие переходит в руки простого солдата.
   По свойству своему, - оно требует, прежде всего, умения владеть им.
  
   Но это владение оружием порождает тактические единицы.
   Таким образом, - вместе с огнестрельным оружием возникает и тактическое понятие о роте, - которое и полагается в основание нового тактического вида полка, -между тем как в прежнее время рота была собственно только товариществом по оружию.
  
   Образование тактических единиц влечет за собой "экзерциции", постоянные походные и полевые упражнения, - необходимость уметь двигаться и действовать в линиях и массах, - затем необходимость служебного повиновения даже в мелочах; далее строгое различие между командою нижних чинов и обществом офицеров и, - наконец, - два, безусловно, различных класса внутри самого войска и две, безусловно, различных степени образования.
  
   Команда людей останавливается с тех пор на строго механическом служебном обучении; она становится настоящею машиной в руках повелевающего класса.
   К этому различию присоединяется различие между государственными сословиями.
  
   Дворянство соответствует офицерскому званию, - прочие сословия званию нижних чинов.
   Достоинство последнего звания заключается в слепом, - не знающем собственной воли, - повиновении.
  
   Для этого повиновения не требуется образования; да, - образование может сделаться даже опасным для самого повиновения.
   Вследствие этого возникает решительное отвращение к просвещению простого солдата, - которое бросает еще последнюю свою тень даже и в наше время и могло быть устранено только самым коренным преобразованием военного быта.
  
   Но в это время предводитель должен быть так же храбр, - как и прежде, - он должен уже уметь повелевать и принимать приказания.
   Он должен учиться, - хотя и мало, - но все-таки же кое-чему.
   Он должен, - следовательно, - обладать известным военным образованием; он должен быть подготовлен к повелеванию посредством обучения на службе.
  
   Таким образом, - возникает установление, - в котором начинается то, - что мы называем специальным военным образованием - институтом фендриков или кадет.
   Институт этот не составляет еще, - конечно, - собственно военно-учебного заведения; это скорее учреждение для упражнения в службе и подготовке к ней.
  
   Так, с первого года ХV*** столетия русское законодательство начинает высказывать ту мысль, что оно не признает никакой другой цели в образовании, кроме пригодности его для той или другой профессии.
  
   Государство заботится о том, чтобы военная, гражданская и духовная служба отправлялись наилучшим образом; школы же должны отвечать этим потребностям.
  
   Образовательные цели уступают место утилитарным требованиям государственной службы, и приготовление к различным отраслям этой службы становится для отдельных сословий даже повинностью.
   Из науки извлекалась исключительно материальная польза.
  
   Образование офицеров долгое время еще остается в зависимости от личного характера, - случайности и произвола.
  
   Но начальные точки отправления уже даны и грубые основные формы военного образования уже существуют в действительности; подготовка команды к механической службе, - начатки специального высшего образования в учреждениях кадет и начало высшего военного образования в инженерном корпусе.
  
   Таковы начала научного образования в военном быту.
  
   Во всех этих начатках, - весьма различных в разных армиях, - преобладает однако ж один и тот же характер.
  
  -- Они относятся равнодушно, - смеем даже сказать, - неприязненно к общему образованию.
  -- Они замыкаются от всей духовной жизни народа.
  -- Они не входят в соприкосновение, - ни с успехами прочих наук, - ни с живым содержанием народного духа.
  -- Они ничего не дают им обоим и ничего не принимают от них.
  -- Они стоят рядом со всею остальною жизнью народа, - как отдельный духовный мир особой породы, - поэтому они остаются неподвижны.
  -- Если начаткам военного образования не суждено было заглохнуть сами собою, - то требовалось появление нового фактора.
  
   Таким новым фактором явилась всеобщая воинская повинность, - которая во времена французской революции выражалась, - конечно, - еще в грубом виде народного ополчения и возвысилась на степени всеобщей службы под ружьем всех граждан государства уже во время германских войн за освобождение, - но которая своим принципом подвергла всю учебную часть европейских войск коренному преобразованию.
  
   Мы можем указать здесь только два главных момента, - посредством которых она решительным образом вторглась в военно-учебную часть и обусловливает ее современное состояние.
  
   Всеобщая воинская повинность уничтожила:
  
  -- сословную преграду, - отделявшую войско от народа
  -- и внесла общенародное просвещение в состав военного образования.
  
   Она, - вместе с тем, - не могла и вовсе не имела в виде устранить обучение и служебное образование команд; но она доказала, - что механический успех в этом деле не дает еще возможности достигнуть самых высших результатов.
  
  -- Она доказала неоспоримым образом неоценимое достоинство индивидуального образования, - не только для духа войска, - но и для механических отправлений его.
  -- Она показала, - что повиновение не связывает человека, - и что дисциплина не сделается шаткою, - если рядовой будет понимать так же хорошо как и офицер, - что то и другое безусловно необходимо.
  -- Она увеличила до бесконечности средства войска во время кампании, - потому что научила каждого помогать себе без наставления со стороны инструкций. Она возвысила войско в целом его составе, - возвысив каждого отдельного члена его в собственном уважении.
  -- Опыт рассеял предубеждение будто способность к самостоятельному мышлению ограничивает способность к пониманию и исполнению чужих повелений, - или будто знание классиков препятствует владению оружием.
  -- Он доказал, - что как отдельные люди, - так и массы всегда лучше исполняют то, - чего они внутренним образом желают, - чем то, - чему они наружным образом учились.
  
   Тысячи фактов открыли, - таким образом, - доступ великой истине, - что вместе со всеобщей воинской повинностью, - которая одна только может обнаружить полный итог народны сил, - степень общего народного просвещения, - становится мерилом боевой годности войска.
  
   Вместе с тем открывается и эпоха, - в которую военное образование команд начинает изменять свой характер.
   Она приобретает умение связывать элементарное служебное образование военнослужащих с продолжением народного просвещения, - вместо того, - чтобы препятствовать последнему.
  
   Это первый момент в характере военного образования нашего времени.
  
   Второй обнаруживается в области образования предводителей.
  
   Со времени введения всеобщей воинской повинности сословная замкнутость корпуса офицеров уже невозможна.
  
   Повелевать должен более достойный; там, - где повелевает более достойный, - выигрывается победа.
  
   Положение офицера из привилегии превращается в призвание:
  
  -- призвание - служение науке;
  -- важность изучения законов ведения войны становится правом на повелевание войсковыми единицами.
  
   Если это только так, - то никакое государство не может уже оставаться равнодушным к порядку, - содержанию и уверенности в дельном образовании офицеров для предстоящего им развития.
  
   Оно должно предоставить им средства приобрести это образование, а себе обеспечить ручательство, - что они его действительно приобретут.
  
  -- Из первого момента возникают, - таким образом, - специальные учебные заведения для офицеров, - из второго экзамены, - как условие для поступления в корпус офицеров: военно-учебная часть вырабатывается в систему.
  
   Уясняется закон: каждое войско будет тем годно для войны, - чем более оно будет образовано.
  
   Вот правило, - которое на будущее время будет служить основанием для военно-учебной части.
  
   Военное образование никогда не может достигнуть своего полного развития без основательного народного просвещения; но и самое высшее народное просвещение не может восполнить недостатка в военном образовании.
   Если поражения войска происходят в следствие недостатка первого, - то победы его возникают из процветания последнего.
  

0x01 graphic

Фортуна крутит колесо удачи.

Иллюстрация к книге Боккаччо Париж, 1467

Специальное военное образование

   Образование вообще имеет две самостоятельные составляющие: общее образование и специальное.
  
   Обе две эти составляющие имеют три ступени: низшую, среднюю и высшую.
  
   Специальное образование может базироваться на любой из ступеней общего образования, но не может превышать степень образования общего: к примеру, низшему уровню общего образования может соответствовать только низший уровень специального образования.
  
   Но обратная ситуация возможна: на высшем общем образовании может покоиться и низшее специальное образование.
  
   Общеобразовательная школа обеспечивает лишь средний уровень развития.
  
   Высшее общее образование:
  
  -- обретение способности постигать законы,
  -- устанавливать тенденции,
  -- классифицировать,,
  -- а также умение творчески и эффективно использовать данные наук для жизненной практики.
  
   Интегрированный показать высшего развития - широкий кругозор.
  
   Высшее общее развитие дается, как правило, в высшей школе. Но не каждая высшая школа дает высшее специальное образование. Как правило, обучение в высшей школе дает среднее специальное образование.
  
   О значении военного образования П. Изместьев писал:
  
  -- "Люди, не получившие образования, неминуемо подпадают под влияние многих условий: традиций, обычаев дурных и хороших, рутины и, особенно, среды. У таких людей нет вполне определившегося духовного "я"; рассудок у них не повелевает или вернее не способен управлять эмоциями. От них можно лишь требовать хороших инстинктов, энергии и восприимчивости к внешним импульсам.
  -- А для командования нужно нечто большее: нужна привычка жить интеллектуальной жизнью, что является необходимым условием для уверенного перехода от мысли к действию; нужна привычка руководствоваться принципами военной науки, так как одна практика мирного времени на войне является недостаточной.
  -- Герои казарм и учебных плацов в бою беспомощны и немощны".
  

Основные идеи военного образования

  
   Военное образование - образование специальное, имеющее свои ступени:
   нижнюю, среднюю и высшую.
  
   "Каждая специальная деятельность, выполнение которой требует известного совершенства (виртуозности), нуждается в соответствующих духовных способностях", - писал К.Клаузевиц.
  
   Специфику и содержание этого военного образования могут определять только военные специалисты.
  
   "Стыковка" с общим образованием может и должна пролегать только по линии необходимости завершения общего образования личности.
   Все остальные попытки "интегрировать" военное образование в систему высшего образования неизбежно нанесут ущерб образованию военному.
  

0x01 graphic

  

Русские солдаты на марше зимой.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

  

Низшее военное образование - солдатская наука.

   Солдатская наука является основой военного образования: она должны быть усвоена всеми без исключения военнослужащими; только на ней может создаваться среднее и высшее военное образование.
  
   По мысли генерала М. Драгомирова, в зависимости от назначения солдата для боя, занятия с ним представляют два главных отдела:
  
  -- 1)развитие в человеке зачатков долга, самоотвержения и самообладания, вложенных в него природою;
  -- 2)передачу ему разных материальных навыков, делающих его более способным к защите и к нанесению вреда врагу.
  
   Первому отделу приличествует название воспитание, второму - образование солдата.
  
   Конкретизируя сказанное, М. Драгомиров пишет:
  
   "Имея в виду аксиому - что бесполезно на войне, то вредно вводить в мирное обучение - определим, что требуется от солдата на войне:
  
  -- 1)Чувство долга к Государю и Родине, доведенное до самоотвержения; готовность исполнить приказание, хотя бы для того надо было погибнуть; вера в святость приказания.
  -- 2)Храбрость (неустрашимость); решимость безропотно переносить лишения и тягости военного времени; чувство взаимной выручки; способность проявлять частный почин (находчивость ).
  -- 3)Искусное действие своим оружием.
  -- 4)Умение согласовывать свои движения и действия с товарищами.
  -- 5)Умение и ловкость в преодолении встречаемых на местности препятствий и умение пользоваться ими для собственного укрытия от взоров и выстрелов противника".
  
   Примерно о том же содержании солдатской науки писал и генерал Н.Головин
  
   "Все дело в том, чтобы силы и способности, данные человеку природой, не ломая, специализировать в военном направлении.
   Это специализирование происходит тем успешнее, чем рациональнее и мягче вводят рекрута в новую для него область и чем более соображаются при этом с его свойствами".
  

0x01 graphic

"На сопке после штурма"

Война 1904--1905 (1908).

Н.С. Самокиш

Среднее военное образование -

основы офицерской профессии.

  
   Император Петр Великий, в 1716 году в следующих чертах определил круг обязанностей офицеров в ротах.
  
  -- "...Они суть помощники ротного и эскадронного командира во всех подробностях службы, и должны знать твердо всех людей в частях, им вверенных, и все то, что предписано в строевом уставе, чтобы уметь хорошо объяснять и самому показать солдату все предписанные правила фронтовой службы по местному и походному служению начиная от стойки, маршировки, ружейных приемов и так далее.
  -- Каждый из офицеров ответствует за свою часть; они не только должны носить звание взводных и частных начальников по наружности, но и в самой точности оправдывать его, занимаясь частями, им вверенными, сколько того воинский порядок и правила службы требуют".
  
   Следует признать, что младшие офицеры являются настоящим фундаментом, на котором должно покоиться величественное здание современной армии.
  
   Если прочен фундамент, то устойчиво и все здание; но если внизу, вместо крепкого камня, песок и мусор, то, как бы ни были изящны кариатиды, как бы ни сверкали на солнце позолоченные шпицы башен, и красота его и кажущаяся прочность - это только опаснейший обман.
  
  -- "Молодой офицер представляет собой, по большей части, прекрасный материал, из которого умелыми руками можно создать образцы, близкие к совершенству".
  
   Главная служебная задача офицера - добиться повиновения подчиненных, а главная боевая задача - выиграть бой.
  
   И то и другое достигается волей, а неспособность к командованию должна считаться крупнейшим недостатком офицера.
  
   "Скажем больше, что неспособный к командованию офицером быть не может", - заключает П.Изместьев.
  
   Большинство бойцов хотя и участвуют в бою, но действуют машинально.
   Они тратят столько энергии, чтобы побороть инстинкт самосохранения и чувство страха, что у них не хватает уже никакой нравственной силы для самодеятельности.
   Эти бойцы нуждаются в импульсе извне.
  
   Этот импульс дают им те немногие храбрые люди, которые сохраняют спокойный разум и запас энергии.
  
   Вот где причина тому, что в бою управление захватывают всегда люди волевые.
  
   Если теперь возьмем офицера в той сфере действий, которая составляет его призвание, т.е. на войне, то увидим, что его работа в этой сфере ведется в условиях трудного и строгого экзамена, на котором ему приходится решать свои задачи в неясной обстановке и на основании сомнительных расчетов, причем провал на этом испытании наказывается не плохими отметками, не менее обеспеченными шансами на карьеру и не денежным проигрышем, а такими результатами, как собственная смерть или ранение, ответственность за гибель подчиненных и т.п.
  
   Очевидно, что чем выше должность офицера, тем большее число и тем более важных факторов, в роде выше перечисленных, соединяется для совместного влияния на его психику, и что создаваемая им общая атмосфера опасности может вызвать душевное состояние, при котором нельзя рассчитывать на успешное приложение знаний и умения, как бы они ни были совершенны.
  
   Итак, для войны необходимо знание и, еще больше, - умение, но ни то, ни другое не помогут, если у исполнителя нет достаточного запаса перечисленных качеств, относящихся к области не ума, а того, что на обыкновенном языке принято называть "характером" или "волей".
  
   Победу над инстинктом самосохранения обеспечивает патриотизм, основанный на развитом чувстве национального самосознания и долга.
  
   Выпускаемый из училища офицер должен, по мнению М.Драгомирова:
  
   I. Быть твердым в тех основах, на которых зиждется воспитание солдата.
  
   Если припомнить, эти основы были:
  
  -- а)преданность Государю и Родине до самоотвержения;
  -- б)дисциплина;
  -- в)вера в нерушимость (святость )приказания;
  -- г)храбрость (решительность, неустрашимость);
  -- д)решимость безропотно переносить труды, холод, голод и все нужды солдатские;
  -- е)чувство взаимной выручки.
  
   Эти основы должны быть свойственны всем без исключения выпускаемым из училища и производимым по экзамену офицерам.
  
   Лица, которые призваны сказать про предоставляемых производству последнее слово "достоин", или "не достоин", производства в первый офицерский чин, берут на себя большую нравственную ответственность за каждого произведенного в офицеры с заведомо неустойчивыми нравственными основами.
  
   Вышеприведенные основы резко подразделяются на две группы.
  
   Основы первой группы таковы:
  
  -- Преданность Государю и Родине,
  -- дисциплина,
  -- вера в нерушимость приказания - должны и могут окончательно утвердиться в выпускаемых из училищ;
  -- при малейшем колебании в одной из этих основ молодой человек вовсе не может быть допущен до офицерского звания;
  -- пребывание такого офицера в войсковой части с первых же дней может оказаться пагубным и для него самого, и для вверенных ему солдат;
  -- никаких добрых надежд в будущем нет основания возлагать на такого офицера.
  
   Основы второй группы, каковы:
  
  -- храбрость,
  -- решимость переносить тягости службы,
  -- чувство взаимной выручки - не всегда могут развиться на школьной скамье;
  -- поэтому лучше, если их проявление уже наблюдается у выпускаемых из училищ, но и при отсутствии этого проявления молодой человек не погиб еще для военной службы, потому что работой над собой он может выработать эти качества впоследствии;
  -- да кроме того, боевая обстановка столь сильно разнится от мирной, что для предрешения, - кто будет храбр в бою и кто не будет, кто окажется выносливым и кто нет, кто проявит чувство взаимной выручки и кто его не проявит - едва ли найдутся достаточно убедительные основания.
  
   Твердость в основах первой группы настоятельной необходима по той причине, что без этих основ военная служба для человека обращается лишь в более или менее выгодное предприятие и будет для него таковым до той решительной минуты, когда измена присяге покажется ему более выгодной, чем ее исполнение.
  
   Чем больше столь ненадежных единиц будет терпимо в армии, тем надежнее будет сама армия и тем неожиданнее будут разрешаться ее операции, не взирая на численность состава, качество ее вооружения, состояние техники и прочее.
  
   Скажем больше: такая армия задолго до начала войны будет обречена на поражение.
  
   При неустойчивости в основах первой группы у офицеров не найдется и побудительных причин развивать в себе основы второй группы.
  
   Выпускник военного училища должен выработать в себе правильное отношение к приказанию:
  
  -- Офицер должен добиваться совершенно точного исполнения всего по правилам уставов, не требуя на первых порах быстрого и ловкого исполнения: это приходит только со временем.
  -- Для того, чтобы добиться исполнения по уставу, офицер должен следить за самим собою, чтобы его требования и приказания не носили характер каприза: то, что он потребовал известным образом раз, - должно требовать таким же образом постоянно.
  -- Выработав, таким образом, законность в самом себе, офицер будет чуток к беззаконности и не даст развиться ей в своих подчиненных, т.е. убережет их того, что составляет основу самых разнообразных и ужасных преступлений.
  
   Основание законности требований является твердое знание и понимание офицером сущности присяги, уставов и инструкций...
  
   Кроме всего прочего, выпускник должен уметь держать себя по отношению к солдату, т.е.:
  
  -- уметь установить свои отношения к солдату так, чтобы эти отношения способствовали делу воспитания и образования солдата,
  -- не обращаясь ни в стремление к излишней популярности,
  -- ни в излишнюю суетливость,
  -- ни в излишнюю суровость,
  -- ни в излишнюю доступность и т.п.
  
   Все только что перечисленные основы, хотя бы в задатке, должны быть свойственны молодому, начинающему службу офицеру.
  
   Вложить задатки этих основ в будущего офицера может только семья и военная школа; перевоспитать же офицера - задача крайне сложная и едва ли разрешимая.
  
   В виду этого лица, стоящие у дела подготовки будущих офицеров, должны особенно внимательно продумать свои обязанности, а вся система военно-учебных заведений, должна заключать в себе такие положения, которые являлись бы контролем деятельности этих лиц, контролем, выясняющим пригодность их к столь высокому делу, каким является подготовка офицеров армии.
  
   Офицер должен быть примером:
  
  -- не только физического здоровья, ловкости, выносливости и силы,
  -- не только умственного развития и знаний,
  -- но и духовных качеств и
  -- офицерский мундир должен быть синонимом не человека грубого, бесшабашного, невежественного, невоспитанного, а синонимом порядочности во всех отношениях, просвещенности, чистоты, утонченности и вместе с теми всяческой силы и мужества.
  
   Наряду с изложенным выше, большое значение имеет психологическая и физическая закалка будущих офицеров.
   Офицерская работа - это сильнейшее напряжение нервной системы и большие затраты физической энергии.
  
   Вот эти основы.
   Они ясны и без них офицер не может ни сам плодотворно исполнять свои обязанности, ни быть образцом для солдата, ни снискать уважения общества.
  

Высшее военное образование -

стратегическое и полководческое искусство.

  
   Высшее военное образование - это удел избранных, будущих вождей, полководцев армии.
   Достоинства природы - свойства личности ничем не заменимые. Все великие полководцы обладали благородной натурой, великими качествами, природным обаянием.
  
   С. Резанов пишет по этому поводу:
  
  -- "Великие вожаки всегда пользовались природным обаянием и эта присущая им сила служит объяснением их могущественного господства над массами.
  -- Обаяние это - чувство данного лица, господства которого не терпит критического отношения. Объяснить происхождение чувства обаяния можно лишь только силою внушения. ...
  -- Недостаток природного обаяния стараются заполнить искусственными способами: чинами, орденами, высоким положением. Все эти средства оказывают некоторое воздействие на толпу, конечно, при том обязательном условии, если основные черты характера данного лица не делают его совершенно неспособным к руководству массами.
  -- К сожалению, действительность показывает, что у нас во главе даже значительных сил могут стоять начальники, "не могущие внушать к себе ничего, кроме ненависти и презрения" подчиненных.
  -- И.Мартынов говорит про бывшего начальника 35 пехотной дивизии: "Это был, прежде всего, совершенно исключительный, феноменальный трус, у которого страх за свою особу доходил до болезненности...
  -- К перечисленным свойствам Добржинского присоединялись еще: холопство перед начальством, хамство с подчиненными, крайняя лживость, бессердечное отношение к солдату и отвратительная жестокость к мирным жителям".
  
   Но "одних природных дарования, говорил Наполеон I, еще не достаточно для образования хороших генералов, но для этого нужны еще познания, которые получаются беспрерывным изучением и размышлением".
  
  -- "Чтобы иметь право власти в боевой обстановке, неизбежно нужно быть для войсковым масс авторитетом воли и ума...
  -- Чтобы быть нам высоте своего командного положения, высшему начальнику уже недостаточно только носить генеральский мундир: ему нужно иметь за собой авторитет боевого опыта или командный ценз на всех предыдущих ступенях иерархической лестницы и широкое военное образование.(П.Махров).
  
   0x01 graphic
  
   Генерал М.Скобелев, по признанию многих, олицетворял пример истинного военного вождя.
  
   "В этом даровитом человеке, по мере поступления под его начальство все более и более крупных частей, совершалась и своего рода духовная эволюция:
  
  -- выступили на первый план те именно качества, которых требует командование крупными частями - сильный ум, способность к логическому, последовательному мышлению, позволяющие ему основывать все свои действия на "строгих расчетах, вызванных глубокими соображениями о характере местности и противника".
  -- Волевые же свойства души его, которыми он так сильно умел влиять на психику подчиненных ему войск, отходили на второй план и пускались им в ход лишь в исключительных случаях", - писал о нем Э.Калвин.
  
  
   Следует подчеркнуть: каждый народ имеет свой идеал военного вождя.
  
   И этот идеал становится путеводной звездой для высшего военного образования, имеющего целью подготовку высшего командного состава.
   Есть такой национальный идеал и у русского народа.
  
   Русская военная история свидетельствует о том, что завоевание бесконечных пространств, непрерывная, победоносная борьба с западом и востоком уже сами по себе лучше всяких слов свидетельствуют, что в старину русские обладали недюжинным талантов в военном искусстве.
   Да и действительно, если нужду называют лучшим учителем, то настоятельная потребность России в вооруженной силе и должна была породить великие принципы ведения войны.
  
   С.Кедрин, не пытаясь свести все результаты творчества наших предков к каким-нибудь основным общим идеям, нашел возможным подметить у них четыре тенденции:
  
  -- 1)свободу от искусственных форм при неуклонном стремлении лишь к боевой цели;
  -- 2)свободу действий и инициативу;
  -- 3)простоту и определенность форм;
  -- 4)в то же время умение во всех случаях создавать новую идею и проводить ее в исполнение новыми, не шаблонными способами.
  
   Все, от дисциплины и воспитания до тактики и стратегии, проникнуто было у русских этими несомненно верными принципами военного искусства.
   Действительно, у коренных русских полководцев мы видим только один кумир - достижение боевого успеха, путями непосредственно к нему ведущими.
  
   Скажем несколько слов еще об одной черте наших полководцев - это именно об их постоянном стремлении доводить дело до конца, до полного уничтожения живой силы противника, в частности об их огромном уважении к идее преследования.
   Это заслуживает у них полного подражания и в наше время.
  
   Вспомните советы Суворова: "тотчас преследовать неприятеля"; "не взирать на труды"; "не давать ему ни сбираться, ни строиться" - "денно и нощно до тех пор, пока истреблен не будет".
  
   Несмотря на простоту операций наших гениальных полководцев, их действия всегда заключают в себе новую оригинальную идею, и в этом преимущественно сказывается их принципиальное различие от полководцев, хотя бы умных и талантливых, но не великих...
  
   И творческая сила у наших полководце была столь велика, принимала столь разнообразные формы, что оригинальная идея, явившаяся у каждого из них при одной операции, нередко больше не повторялась вовсе даже у того же самого полководца, ибо когда наступало время нового испытания, их творческая сила приходила вновь в движение, и создавала новые идеи, разрушая таким образом всякое понятие о шаблоне и рутине.
  
   Просто да ново - вот какими словами можно охарактеризовать каждую операцию наших великих полководцев.
   Инициатива и активность были везде неизменным спутником наших полководцев.
  
   Принципы наших предков, еще не устаревшие и не утратившие своего непосредственного значения и для нашего времени, поучительны в том плане, что дают возможность понять как сильно военное искусство, которое имеет твердую под собой почву, почву согласную с природой нашей земли, и характером нашего народа.
  
   Искусство командования ставит две первые основные задачи: умение управлять своими войсками и поражение неприятельских сил. Как и всякое искусство, искусство командования требует известных положительных знаний.
  
   Полководец должен быть хорошо знаком с различными отраслями военного дела и свойствами разных родов оружия.
   Лучшей же школой для полководца будет его собственный опыт.
   Но и он является лишь средством к познанию искусства командования.
  
   От полководца, как и вообще от государственного деятеля, требуются выдающиеся качества ума и характера. Но полководцу, кроме того, нужно удовлетворять высоким физическим и психическим требованиям, так как ему приходится работать в тяжелых условиях боевой жизни, полной физических лишений, под тяжестью огромной ответственности.
  
   При этом, он имеет дело не с бездушной массой, а с живым организмом в несколько сот тысяч человек, а объектом действия служат неприятельские силы, противодействующие ему со всей своей энергиею и мощью.
  
   Особенно важен для полководца правильный политический взгляд при войне с союзниками или против коалиции. Едва ли не меньшее значение имеет дар полководца правильно оценивать характер вождя неприятельской армии и своих помощников.
  
   Волевые качества человека проявляются в мужестве, решительности, устойчивости, настойчивости и самоограничении.
  
   История учит, что полководец, обладающий доверием и любовью войск, может предъявлять к ним очень высокие требования и достигнуть успеха там, где другому это недоступно.
   Великие полководцы, все без исключения, умели добиться горячей привязанности своих войск.
  
   Высшее военное образование в значительной степени отличается от среднего военного образования.
  
   Первый характерный фактор, оказывающий влияние на образование, тот, что высшее военное образование получают уже опытные люди.
   "Личное "я" обучающегося слишком сильно.
   Поэтому необходимо активное участие самих обучающихся.
  
   Высшее образование должно быть, строго говоря, по преимуществу самообразованием - в высшей школе и долго еще после окончания ее.
  
   Поэтому высшее образование может основываться только на самостоятельной работе обучающегося и на самом широком к нему доверии".
  
   Главное направление, которое должно быть выбрано военной академией - это прикладное знание.
  
   "Все остальные же предметы, непосредственно вождения войск не касающиеся, - должны считаться второстепенными; эти второстепенные предметы могут быть следующие:
  
  -- 1)Государственное право.
  -- 2)Международное право.
  -- 3)Политическая экономия.
  -- 4)Русская история.
  -- 5)Новейшая общая история.
  
   Эти второстепенные предметы имеют целью помочь офицеру завершить свое общее образование. Современная война слишком тесно связана и зависит от общих условий социальной жизни, поэтому необходимо, чтобы люди, подготовляемые к высшему начальствованию, имели достаточно широкий кругозор в понимании общественной жизни.
  
   Но идя навстречу развитию общего образования, академия все-таки не должна отклоняться от строго логического проведения своей основной линии в жизнь. А поэтому она должна сделать то существенное различие между главными и второстепенными предметами - чтобы по второстепенным предметам проверок не производить.
  
   "На возражение, что тогда офицеры не будут посещать лекций по второстепенным предметам, я отвечу:
  
   высшее образование есть высшее самообразование, поэтому оно может основываться только на принципе доверия со стороны обучающихся и самостоятельной для себя работы со стороны обучающихся.
   Пусть будут приглашены хорошие лекторы, умеющие коротко и ясно излагать аудитории лишь существенное, откинув детали, тогда лекции будут слушаться и аудитория будет полна", - так формулирует важнейшие идеи высшей школы Н.Головин.
  
  
  

0x01 graphic

Пашня,

1826. Констебл, Джон.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   См.: Штейн. Учение о военном быте, как часть науки о государстве. -СП б.,I875 .- с.260-270.
   См.: Максутов В.П. История древнего Востока. Культурно-политическая и военная. С отделенных времен до эпохи македонского завоевания. Египет и Финикия. - т. I, кн. I-IV. - с.321,352.
   См.: Столетие Военного министерства. I802-I902 . т. Х, ч.I. Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк .- СП б., I902 .- с.5.
   Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А. Гавэ .- Варшава, I908 .- с.3.
   Клаузевиц К. О войне. - М., б.г. - с.77.
   См.: Армейские заметки генерала М.И.Драгомирова. - В кн.: Бескровный Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории. - М.: Воениздат, 1947. - с.465.
   Драгомиров М.И. Подготовка войск в мирное время.. (Воспитание и образование). - Киев, I906 .- с.25.
   См.: Головин Н.Н. Исследование боя. Исследование деятельности и свойств человека как бойца. - СП б., I907 .- с.111-112.
   Армейские заметки генерала М.И.Драгомирова. - В кн.: Бескровный Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории. - М.: Воениздат, 1947. - с.464.
   Цит. по кн.: Бобровский П.О. Обзор военного законодательства о главнейших обязанностях младших офицеров в войсках. В кн.: Юнкерские училища. В 3-х т. - т.3 .- СП б., I88I .- с.272-273.
   Варяжский К. Младший офицер .// Офицерская Жизнь .- I907 .- N66 .- с.250-251.
   Изместьев П. Указ. соч. - с.2.
   См.: Головин Н.Н. Указ. соч. - с.62.
   См.: Флуг В. Высший командный состав // Вестник общества Русских Ветеранов Великой войны .- I937 .- N I28-I29 .- с.10,11.
   См.: Драгомиров М.И. Подготовка войск в мирное время.. (Воспитание и образование). - Киев, I906 .- с. 90-91,93,94,95.
   См.: Толстой Л.Л. Жизненные задачи русского офицера. // Русский Инвалид .- I907 .- NI3 .- I7 января.
   См.: Дмитриевский А. Об офицерской работе. // Военный сборник .- I9I4 .-N3.- с.90-91.
   Резанов А.С. Армия и толпа. Опыт военной психологии .- Варшава, I9I0. - с. 87,88-89.
   Цит. по: Трескин Д.Н. Курс военно-прикладной педагогии. Дух реформы Русского Военного Дела .- Киев, I909 .- с.59.
   Махров П. Современная война и высшее командование .- Разведчик .- I9I2 .- NII55 .- с. 855; N1156. - с.868.
   Скобелев Михаил Дмитриевич (1843-82), русский генерал от инфантерии (1881). Участвовал в Хивинском походе 1873, Ахалтекинской экспедиции 1880-81 и подавлении Кокандского восстания 1873-76. В русско-турецкую войну 1877-78 успешно командовал отрядом под Плевной, затем дивизией в сражении при Шипке - Шейново.
   Калнин Э.Х Мысли о нашем мышлении. // Военный сборник .- I9I2 .- NI2.- с.11-12.
   См.: Кедрин С. Военная история, как один из главных источников прогресса военного дела . // Братская помощь .- I908 .- N4. - с.49, 50, 54; N5-с.45,49,50,54.
   См.: Блюме В. Сущность командования.// Военный сборник .- I9I4 .-NI2 .- с. 1,3,4,8, 9,17,23.
   Головин Н.Н Высшая военная школа .- СП б., I9II.- с.109.
   Головин Н.Н Указ. соч. - с.143.
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012