ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Дух не угашайте

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


3 - практическая книга для будущего офицера

  
  
   А. Каменев
   Практическая педагогика для курсантов. -
   М., Издательство МПУ "СигналЪ", 2000. - 236 с.

Для чего людям надо учатся?

*****************************************

   Потребность учится - социальная или духовная составляющая системы потребностей человека. С одной стороны, необходимость учиться может вытекать из требований жизни и быть обусловлена тем, что известная профессия или же звание требуют определенной учености, без которых невозможно исполнение должностных обязанностей или же исполнение определенной роли в обществе.
  
   Так, к примеру, во времена Петра Великого, дворянство обязывалось учиться.
  
   Это была своеобразная повинность, без исполнения которой дворянин не мог занимать никакой должности в государстве и считался "недорослем", т.е. человеком, не созревшим для исполнения в полной мере обязанностей своего звания. "Недорослю" запрещалось жениться без удостоверения о похождении курса грамоты, он не мог вступать в права наследства, он лишался многих прав и привилегий, которые были положены дворянству.
  
   Потребность учиться исходит и от самой личности.
   Это происходит тогда, когда человек начинает осознавать свое несовершенство и видит в обучении то средство, которое может помочь ему преодолеть это несовершенство и стать более развитым.
  
   Корни этой потребности - в самосознании.
  
   Самосознание - это функция не ума, а духа.
   Духу нашему в самом деле присуща ненасытимая, неутомимая жажда идти вперед и вперед, присуще тяготение к "Безусловному", Абсолютному", "Вечному", "Бесконечному". Духовная жизнь в нас и есть источник самовидения, источник света, в излучениях которого осуществляется сознавание самого себя, - это есть сердцевина личности, связью с которой и держится вся наша личность в полноте ее сил.
  
   Духовное начало в человеке не есть нечто очевидное, понятное и лежащее на поверхности.
   Духовную жизнь каждому предстоит в себе открыть; в противном случае можно всю свою жизнь прожить, не останавливая своего внимания на духовной стороне жизни, лишь изредка ощущая ее влияние. Многие люди так часто убегают от самих себя, настолько уходят в повседневную жизнь, что с трудом различают в себе духовное начало.
  
   Ведь для того, чтобы открыть в себе духовный мир, чтобы чувствовать, замечать и осмысливать свою внутреннюю жизнь, необходимо "внимать самому себе", нужно ослаблять власть внешних впечатлений и эмоций, необходимо уединение, внимательное самосозерцание, серьезные изменения в психических навыках, а иногда и крутые повороты судьбы.
  
   Приходится, с сожалением констатировать тот факт, что малое число молодых людей открывают в себе духовное начало и этим "внутренним оком" видят себя. Значительная же часть людей довольствуется "внешним" созерцанием и вполне удовлетворяется тем, что имеет, не испытывая при этом жгучего желания усовершенствовать себя.
  
   Ю. Крижанич так писал о подобном явлении:
  
   "Все люди рождаются глупыми, ни в чем не искусными, они медленно растут и еще медленнее становятся разумными. Многие едва на сороковом году жизни и еще немного позднее осматриваются вокруг и начинают понимать, что такое мир и что в нем творится. Большая часть (людей), и едва ли не все (люди), лишь, когда состарятся, становятся разумными и узнают, что дотоле проводили жизнь в пороках и в суетных заблуждениях. А когда начинают понимать, как надо было бы жить, тогда жизнь их покидает. Отсюда пошла поговорка: "разум у старцев и мудрость - у седых головой". Отсюда же у старцев желание слова о том, как бы им хотелось вернуть прежние времена и как они ненавидят свои прежние стремления и поступки".
  
   Он справедливо считает, что "первая помеха общему благу - это незнание самого себя: когда люди слишком любят самих себя и свои поступки и обычаи и считают себя сильными, богатыми мудрыми, не будучи таковыми.
  
   Платон об этом пишет такими словами:
  
   "Излишняя любовь к самому себе бывает причиной всех людских бед. Ибо поскольку люди любят самих себя больше, чем истину, они вовеки не могут понять, что дурно и что хорошо".
  
   Из всех побудительных причин к учению, самой важной следует признать причину духовную - желание постичь Истину и стать более совершенным. Менее значимой необходимо признать стремление получить образование лишь в силу житейской необходимости, связанной со стремлением добиться успеха в жизни, обрести материальное благополучие, сделать карьеру и т.п. В этом случае образование - всего лишь вспомогательное орудие или рычаг для преодоления затруднений на пути достижения земных благ и земных почестей.
  
   Подобное явление можно сравнить с действиями человека, который накачивает свои мышцы для того, чтобы произвести впечатление на окружающих, а не для того, чтобы укрепить свое здоровье и обрести необходимую закалку для решения куда более важных жизненных задач.
  
   В случае утилитарного отношения к образованию, человек рассматривает его как обременительную обязанность, сам процесс обучения у него превращается в формальный отчет перед преподавателем. Знания для него ценность только в той мере, в какой они позволяют ему сдать очередной зачет или экзамен и получить свидетельство или диплом об окончании учебного заведения. Процесс учения, т.е. постижения достижений культуры (в широком смысле слова) у него завершается сразу же после окончания учебного заведений и возобновляется вновь лишь тогда, когда вновь станет невозможным добиться нового положения в обществе без очередного свидетельства об образовании.
  
   Науку такой человек не любит, знания не ценит, мудрости не набирается и с годами теряет даже то небольшое обретение, которое получил в ходе предыдущего обучения. Погрязнув в мелких житейских проблемах, погоне за материальными благами и сиюминутным успехом, он, на склоне жизни с горечью констатирует, что растратил себя и свою энергию попусту, дары, врученные ему Свыше, утратил и опустошил себя настолько, что утратил способность радоваться жизни, приносить людям пользу. Он стал ни себе, никому другому не нужен...
  
   Правда, молодой человек, полный сил и здоровья, вряд ли думает о том, что с ним может произойти через три-четыре десятка лет. Сейчас он, "узрев" жизнь, поддается соблазну не тратить силы и энергию на свое развитие и включается в группу "хитрецов", которые стараются выбить практическую (материальную, осязаемую) пользу из каждого прожитого дня. В ход идут всяческие уловки, направленные на то, чтобы обмануть бдительность педагогов и командиров, без труда "скинуть" предметы, а оставшееся время использовать для развлечения или же "прокручивания" разных дел.
  
   Менее энергичные люди, ленивые по характеру, предпочитают использовать время обучения в военном училище для отдыха и развлечений. Кое-как сводя концы с концами, эти люди довольствуются государственной "переводной оценкой", ничем не интересуются, ни во что не вникают, все делают кое-как, поверхностно, формально, без души, лишь бы "отчитаться" перед преподавателем.
  
   Что ждет тех и других?
  
   О таких людям очень понятно и образно писал И. Ильин:
  
   "Полу-интеллегент есть человек весьма типичный для нашего времени. Он не имеет законченного образования, но наслушался и начитался достаточно, чтобы импонировать другим "умственной словесностью". В сущности, он не знает и не имеет ничего, но отнюдь не знает, где кончается его знание и умение. Он не имеет своих мыслей, но застращивает себя и других чужими, штампованными формулами; а когда он пытается высказать что-нибудь самостоятельное, то сразу обнаруживает свое убожество. Сложность и утонченность мира, как Предмета, совершенно недоступна ему: для него все просто, все доступно, все решается с плеча и с апломбом. Главный орган его - это чувственное восприятие, обработанное плоским рассудком. Духа он не ведает; над религией посмеивается; в совесть не верит; честность есть для него "понятие относительное". Зато он верит в технику, в силу лжи и интриг, в позволенность порока. "Полунаука, пишет Достоевский, самый страшный бич человечества, хуже мора, голода и войны. Полунаука - это деспот, каких еще не приходило до сих пор никогда. Деспот, имеющий своих жрецов и рабов, перед которым все преклоняются с любовью и суеверием, до сих пор немыслимым, перед которым трепещет даже сама Наука и постыдно потакает ему".
  
   Из этой среды происходит больше всего завистников и неудачников.
  

Хочешь ли ты быть неудачником?

   Вряд ли найдется такой молодой человек, который на поставленный вопрос ответит утвердительно.
   Но что самое парадоксальное - многие, того не сознавая, вступают на путь неудачников уже в военно-учебном заведении. Это как раз те люди, которые к обучению относятся утилитарно, формально, не пытаясь за время обучения создать ту прочную основу, которую не смогут поколебать никакие жизненные испытания. Это те, которые не пытаются "выковать самого себя". Это и те, кто довольствуется малым, ограничивается минимумом. К этой категории относятся и те, кто не пытается заглянуть в будущее, выстроить определенную жизненную перспективу.
  
   Все дело, оказывается, в том, что молодой человек не умеет смотреть, как говориться, дальше "своего носа". Наши многократные исследования все время выявляли следующий факт: многие курсанты (от 85 до 90 процентов) не имеют четкого жизненного плана, живут как придется, подчиняются течению жизни и не пытаются противостоять натиску случайностей и разных обстоятельств.
  
   Корабль, отправляющийся в плаванье, поднимает флаг и каждый видит к какому государству принадлежит судно. Человек, пускающийся в "плаванье" по бурным потокам жизни, не имеет не только флага, но и руля и ветрил. Волны крутят и вертят таким судном, бросают его из стороны в сторону и, может быть, по случайности не выбрасывают на скалы.
  
   Наверно не приятно сознавать себя в роли неуправляемого судна.
  
   Но ведь тот, кто не имеет ни твердых жизненных правил, ни выверенного курса в жизни, именно в таком положении и оказывается: им управляют обстоятельства, им манипулируют другие люди, его используют разного рода проходимцы и просто непорядочные личности. А он им подчиняется...
  

Правила жизни

  
   Тот уже не кандидат в неудачники и не игрушка в руках других людей, кто задумался над правилами личной жизни.
  
   Правила - это предписания, которые подлежат исполнению теми, для кого они предназначены. В них содержится норма, подлежащая исполнению, и требование как ее исполнять. Люди издавна пытались сформулировать для себя и для других правила, по которым могло бы существовать общество, каждый раз не подвергая себя искушению преступить грань дозволенного.
  
   Самое древнейшее правило - "Золотое правило", - выраженное в следующих словах: "Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе".
  
   Правила жизни имеют свою национальную и религиозную окраску (см. правила христиан, буддистов, исламистов, монахов), сословную (см. правила рыцарские, дворянские и прочие). Мы же постараемся найти те основы, на которых базируются правила жизни, конкретные сферы, на которые они распространяются и то современное содержание, которое является сегодня наиболее конструктивным.
  
   Все правила жизни в своем основании имеют строгую систему отношений к таким ведущим категориям, как:
  
  -- Жизнь и смерть.
  -- Добро и зло.
  -- Справедливость и несправедливость.
  -- Честь и бесчестие.
  -- Порядочность и подлость.
  -- Благодарность и неблагодарность.
  -- Свобода и подчинение.
  -- Добродетель и порок.
  -- Любовь и ненависть.
  -- Надежда и безнадежность.
  -- Осторожность или беспечность.
  
   Именно в понимании смысла и назначения каждой из этих категорий, в отношении к ним и установкам на конкретную из них и заложена главная мотивация в выборе правила жизни.
  
   Итак, главное в составлении каждым для себя правил жизни является:
  
   а) понимание смысла понятия (к примеру, что есть "добро") и смыслового назначения действий в этом направлении (для чего необходимо делать добро);
   б) выбор одной (позитивной или негативной) ценностной ориентации ( к примеру, я выбираю добро и не принимаю зло);
   в) установка и стремление не отступать от избранной ценностной ориентации. Здесь нужна воля, система, последовательность и, что очень важно, отсутствие саможаления и стремления делать себе поблажки.
  
   Суть вопроса в том, что, если правила нарушаются и не соблюдаются, - это уже не правила. Правило остается правилом лишь тогда, когда оно неукоснительно соблюдается.
   Итак, мы определили основу жизненных правил и необходимые условия их выбора и соблюдения.
  
   Так и наши жизненные правила должны нас ориентировать в следующих вопросах:
  
   1.Что следует (главным образом) делать?
   2.Что делать не следует?
   3.К чему необходимо стремиться?
   4.Кого следует остерегаться?
   5.Чего следует бояться?
  
   Вот те пять главных сфер, главных групп вопросов, в которых необходимо четко и ясно определиться. Попробуем и мы в качестве примера определиться в этих вопросах.
  

Что следует делать?

   Речь идет о том, каких главных направлений (не путей) следует придерживаться в своей жизни.
  
   В числе таких направлений могут быть следующие правила - установки:
  
  -- Постоянно работать над собой, познавать и развивать себя.
  -- Регулярно изучать других людей и не пытаться подходить к разным людям с одной меркой отсчета.
  -- Опираться на свои силы и возможности.
  -- Всегда искать выход из сложной ситуации и находить его.
  -- Быть последовательным и логичным в своих действиях и поступках.
  -- Беречь честь и достоинство.
  -- Всегда помнить о других, особенно родных и близких.
  -- Благодарить тех, кто того заслуживает.
  -- Из своего и чужого опыта постоянно извлекать полезные уроки.
  -- Ценить настоящую дружбу.
  -- Быть верным своему слову, обещанию, обязательству и долгу.
  -- Соблюдать во всем чувство меры.
  
   Поясним некоторые из правил, в частности, правило первое - постоянно работать над собой, познавать и развивать себя.
  
   Это правило базируется на точно установленном фактах, что: большинство людей не знают себя и не понимают того, что это незнание тормозит их развитие (человек, не понимающий своего несовершенства, не может ставить перед собой задачи по самосовершенствованию); люди, добившиеся каких-либо успехов в жизни, начинают непомерно гордиться собой и перестают самосовершенствоваться; люди, вступившие в пору зрелости, не понимают необходимости постоянно развиваться и, как правило, останавливаются на достигнутом, теряя впоследствии и это достижение из-за инертности.
  
   Точно так же обстоит дело и с другими правилами, которые имеют свою фактическую жизненную базу. Это касается и другого правила - систематического и регулярного познания окружающих. Люди, при всех внешних признаках сходства и типичности поведения, уникальны, неповторимы. В силу этого обстоятельства не следует автоматически подводить окружающих под ту или иную классификацию.
  
   Перефразируя известную поговорку, можно сказать: "Век живи - век стремись узнавать людей".
  
   Глубинный смысл заложен в правиле опора на собственные силы. Иждивенство и инфантилизм - болезни, которые поражают не только юных, но и зрелых. Правило - установка, означающая опору на собственные силы, помогает избавляться от стремления и желания спрятаться за чужую спину, ориентирует на развитие самостоятельности, проявление инициативы, требует развития умения правильно оценивать себя, свои возможности и поступать сообразно с ними.
  
   Все тот же личностный и фактический смысл заложен в других правилах этого ряда. Постарайтесь самостоятельно определить этот смысл. Если в перечисленном списке правил отсутствует какое-то важной для вас правило, допишите его, не забыв при этом определить и его смысловое значение.
  

Что не следует делать?

  
   Это - тема общих запретов, которые для себя создает человек, знающий, что есть грани, переступая которые, человек попадает в объятия греха, порока, попадает в ситуации, имеющие негативный исход.
  
   Эти правила можно назвать правилами "НЕ":
  
  -- Не хвалиться ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
  -- Не гордиться, не задирать нос.
  -- Не нарушать клятвы, обязательства, долга.
  -- Не завидовать.
  -- Не геройствовать.
  -- Не надеяться на "авось".
  -- Не предавать никого и ничего.
  -- Не насмехаться над другими.
  -- Не лгать.
  -- Не пасовать перед трудностями, испытаниями и лишениями.
  -- Не унывать.
  -- Не расслабляться.
  -- Не раболепствовать.
  -- Не преступать закона.
  -- Не забывать родных и друзей.
  -- Не гнаться за модой и модными течениями.
  -- Не осуждать других.
  -- Не общаться с людьми порочными и корыстными.
  -- Не терять надежды.
  -- Не предавать свои идеалы.
  
   В христианстве из 10 основных заповедей половина (5) содержат следующие запреты:
  
   1.Не убивай.
   2.Не прелюбодействуй.
   3.Не кради.
   4.Не произноси ложного свидетельства.
   5.Не желай дома ближнего, ни жены его, ни раба его... (Исх., 20,13-17).
  
   Важнейшие запреты содержатся во многих местах Библии. В частности, в Евангелии от Матфея (глава 7) есть такие слова:
  
   "Не судите, да не судимы будете;
   Ибо каким судом судите, таким будете судимы;
   И какою мерю мерите, такою и вам будут мерить".
  
   Вдумайтесь в значение этих слов и названных запретов.
  

К чему следует стремиться?

  
   В этом вопросе содержится ориентировка на те промежуточные и конечные цели, которые человек ставит перед собой.
   Здесь же дается определение тех рубежей в личном развитии, которые позволяют добиться искомой цели. Если конечная цель человека - это тот идеал, к которому он стремится (власть, богатство, известность, почет, уважение и прочее), то промежуточные цели - это своеобразная тактика. Ее можно проиллюстрировать на примере шахматиста, который, нацелившись на победу, делает ряд промежуточных ходов, чтобы в конечном итоге сделать главный свой ход.
  
   Значит: надо уметь рассчитать верные ходы - что сделать с самого начала, чего добиться в последующем, что сделать после выполнения первых двух задач.
  
   Не менее важным является ставка на те средства, которые могут принести победу.
  
   Опять же уместно сравнение.
   Многим известна игра в казино или на ипподроме. Игрок ставит на то или иное поле и цифру, или выбирает определенную лошадь. Если ставка сделана верно, то игрок получает выигрыш. Кому-то это сравнение покажется не убедительным. Тем не менее, в жизни дело обстоит точно так же: на что поставишь, то и получишь. Следовательно, выбор средств достижения жизненно важных целей является серьезным и ответственным делом.
  
   Есть два пути, по которым идут люди, выбирая жизненные средства: первые ищут их в себе, своих способностях и возможностях; вторые - пытаются найти их вне себя, в других людях, в счастливых обстоятельствах и прочее. Тот, кто опирается на собственные силы и возможности и стремится к максимуму возможного для себя, к гармонии и совершенству, не пренебрегая помощью других, но и не делая основную ставку на эту помощь, поступает разумно, ибо понимает, что люди и обстоятельства меняются и всецело полагаться на них нельзя.
  

Кого следует остерегаться?

  
   Речь идет о перечне лиц, с которыми надо держаться на расстоянии или же не контактировать вовсе.
  
   Приведем краткий список таких лиц.
  
   Следует остерегаться:
  
  -- Злых и порочных.
  -- Льстецов.
  -- Лгунов.
  -- Проходимцев и ловкачей.
  -- Непорядочных и бесчестных.
  -- Равнодушных.
  -- Эгоистичных и самолюбивых.
  -- Сварливых, занудливых и неуживчивых.
  -- Корыстолюбивых.
  -- Извращенцев и садистов.
  
   Список оказался неполным? Продолжите, ибо в ваших интересах знать тех, кто вам может доставить горе, вызвать разочарование, предать или бросить в трудную минуту.
  

Чего следует остерегаться?

   Здесь речь идет о тех явлениях, которые могут нам нанести непоправимый физический и духовный вред.
  

Следует остерегаться:

  -- Дурных компаний и праздных обществ.
  -- Соблазнов и искушений.
  -- Дурной репутации.
  -- Осуждения со стороны родных, близких, друзей.
  -- Вовлечения в сомнительные авантюры.
  -- Порочных связей и знакомств.
  -- Нанесения себе физического и морального ущерба.
  -- Большой привязанности к кумирам, лидерам, вождям и т.п.
  -- Потери веры, надежды и любви.
  
   Если вы и этот список нашли неполным, то ваше право дополнить его.
  
   В заключение следует отметить, что наше развернутое рассмотрение жизненных правил вовсе не означает того факта, что таких правил должно быть много.
  
   В доказательство сего факта приведем жизненные правила Декарта.
  
   Рене Декарт (1596-1650), французский философ и математик, разделил свои правила жизни на четыре разряда:
  
   1.Человек должен подчиняться тем установлениям законодательства и религии, которые он унаследовал от рождения.
   2.Во всех поступках жизни действовать быстро и согласно разумному голосу совести, безропотно ожидая результат своего образа действия.
   3.Искать счастье в ограничении требований, а не в удовлетворении желаний.
   4.Поставить целью своей жизни отыскание истины.
  

Разработайте и вы свои жизненные правила!

Учитесь соблюдать эти правила!

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.,1993. - с.51.
   Крижанич Юрий (ок. 1618-83), славянский ученый-энциклопедист, писатель. По происхождению хорват. Сторонник идеи "славянского единства", главную роль в осуществлении которой отводил Русскому государству. В 1659 прибыл в Москву. Выдвигал программу преобразований в Московском государстве. В 1661 сослан в Тобольск (по неизвестной причине), в 1676 выехал из России. Автор статей и трактатов, в том числе "Политики" - ценного историческое свидетельство о России 17 в., отрывок из которого приводится в этой работе.
   Крижанич Ю. Политика. В кн.: Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия /Сост. А.Ф.Малышевский и др. - М., 1993. - с.32.
   Там же .- с.37.
   Утилитарность - стремление во всем искать прямую и вещественную пользу.
   Ильин И. О грядущей России. -М., 1991. - с.18.
   См.: Леббок Д. Идеалы жизни. Умение жить разумно и с пользою. - СП б., 1895 .- с.17.
  
   ...

Исторические памятки

  
  -- Амон -
   один из важнейших богов египетского пантеона, имя которого переводится как "скрытый", "сокровенный". Изображался в облике мужчины с кожей голубого или золотого цвета, увенчанного шути - ступообразной короной, украшенной двумя страусиными перьями. Иногда Амон также предстает в облике своих священных животных - овна и гуся. "Скрытый от глаз богов так, что сутью своей неведом; тот, что выше небес, дальше мира загробного, истинным обликом богам неведомый" величайший, чтобы быть познанным, могущественнейший, чтобы быть узнанным" (из Лейденского гимна богу), Амон - изначально бог неба и грозы, позже - "великая сокровенная душа, что над всеми богами", предвечный и непознаваемый владыка вселенной, который, согласно некоторым текстам, произнесший в момент творения изначальное слово, поднявшись в облике птицы над водами хаоса.
  
  -- Амрафель
   (страж бессмертных) - царь Сеннаарский, и Вавилонский, который, соединившись с тремя другими царями, пошел войною против Содома и других городов, лежавших в долине Сиддим, где ныне Мертвое море. Они грабили эти города и брали в плен их жителей. После одного набега в числе пленных они захватили и Лота, племянника Авраамова (Быт 14:12).
  
  -- Амулет -
   маленькие подвешенные украшения на шейной цепочке или положенные в могилу с умершим фигурки должны служить защитой их владельцу. Из "Книги мертвых" известны многочисленные предписания, путем чтения которых амулет должен стать волшебным. Важнейшими формами амулетов являются образы богов (например, Осириса, Беса, Тоэрис), фигуры животных (такие как львы, бараны, скарабеи), части тела человека (глаз, рука), знаки власти (особенно короны) и собственно символы, вроде банта жизни и колонны джед. Особенно мы хотим выделить подставку для головы - защитное средство против потери головы; в "Книге мертвых" говорится: "О, ты, который парализован, страдалец... Твоя голова подвешена высоко, глядит в небо... После кровавой бани (битвы) вернет он (Птах) тебе твою голову; не будет отнята она навечно".
  
  -- АМУНИЦИЯ --
   предметы снаряжения (ремни, сумки, чехлы и др.), об­легчающие военнослужащим ношение оружия, боеприпасов, личных вещей и продовольствия.
  
  -- Амфиарай -
   в греческих мифах - царь и прорицатель, один из семи аргивских вождей, осаждавших Фивы, чтобы отвое­вать их для Полиника у его брата Этеокла. Во время сражения земля под Амфиараем разверзлась, и он на своей боевой колесни­це низринулся в преисподнюю, где судит Минос.
  
  -- Амфиктионы -
   "вокруг живущие", народы, живущие вблизи какого-либо святилища и, несмотря на пле­менные различия, составившие между собой союз (амфиктионию) для защиты святилища, для совместного отправления празднеств и для того, чтобы во взаимных отношениях членов союза соблю­дались известные законы международного права. О характере деятельности амфиктионии можно судить по тексту присяги: "He разрушать никогда до основания ни одного из амфиктионийских городов, не отводить ни у одно­го из них воды ни в военное, ни в мирное время, все­ми силами охранять святилище дельфийского бога".
  
  -- Анафема
   (заклятие, отлучение). Под сим словом в общем смысле разумеется обречение какого либо животного, лица, или места конечной гибели, или Божескому отмщению. В более тесном смысле под словом анафема в древней христианской Церкви разумелось отлучение от Церкви, или исключении из общества верующих, еретиков или нераскаянных грешников.
  
  
   ...
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010