ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Духовная хрестоматия русского человека

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


 []

Перенесение Владимирской, иконы Божией Матери в Москву.

Гравюра П. Иванова. 19 в.

А.И. Каменев

Духовная хрестоматия русского человека.

Как возродить могучую Россию (избранные места из творений русских патриотов). - М., 1998 (книгу сделал сам без желании издать кому-либо 10 лет назад). - Сегодня более чем 3000 с.

  
   СОДЕРЖАНИЕ
  
   Введение....................................................................................
  
   В.Гобарев. Предыстория Руси...............................................
   Откуда пошла Русская земля. - Какими были предки славян.- Чем они дорожили .- Как относились к себе и другим народам. - Как отстаивали свою свободу и независимость. - Как жили наши пращуры.
  
   Психология великоросса........................................................
  
   Н. Карамзин. О физическом и нравственном характере славян древних.......................................................................
   В. Ключевский. Психология великоросса..........................
   Н. Данилевский. О России и русских...................................
   В. Иванов. Духовный лик славянства..................................
   К. Аксаков. Каков русский человек.....................................
   Г. Федотов. Письма о русской культуре..............................
   И. Снегирев. Русский характер, обычаи нравы в пословицах и поговорках......................................................
  
  
  
   Кто и как правил Россией
   (Какими были и каким должен быть правитель России: уроки истории)..........................................................................
  
   Уроки истории..........................................................................
   Н. Карамзин. О состоянии России от древних времен до Иоанна III..........................................................................
   И. Гастев. Причины, замедлившие гражданскую образованность в России.....................................................
   Н. Карамзин. О России ХУ - ХVI веков...............................
   П.Милюков. Россия и иностранцы....................................
   В. Белинский. Россия до Петра Великого.........................
   А.Хомяков. О старом и новом...........................................
   С. Булгаков. Героизм и подвижничество. (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)......................................................................
   С. Франк. Этика нигилизма (к характеристике нравственного мировоззрения русской
   интеллигенции).......................................................................
   Г. Федотов. Революция идет (когда, как и почему зашаталась Российская империя)........................................
   Вс. Иванов. Мы. (Культурно-исторические основы русской государственности)...................................................
   А. Керсновский. История Русской Армии (О русской армии, ее роли и значении в истории России)...................
   А. Мариюшкин. Трагедия русских офицеров....................
   К. Ушинский. О необходимости сделать русские школы русскими...................................................................................
   К. Ушинский. О нравственном элементе в русском воспитании...............................................................................
   К. Ушинский. О народности в общественном воспитании..............................................................................
   Л. Евдокимов. Патриотизм в понятии народов..................
   П. Ковалевский. Русский национализм и национальное воспитание................................................................................
  
   О грядущей России..................................................................
   Ф. Достоевский. Дневник писателя за 1877 г.......................
   И. Ильин. О грядущей России................................................
   Р. Фадеев. Русское общество в настоящем и будущем (Чем нам быть?).......................................................................
   И. Ильин. Спасение России в качестве.................................
  
  
   Памятники русской народной мудрости.............................
   Поучение Владимира Мономаха.........................................
   Слово Даниила Заточника..................................................
   Слово некоего отца сыну своему, слова
   душеполезные..........................................................................
   Пчела........................................................................................
   Домострой...............................................................................
  
   Святители земли Русской......................................................
   Сведения о жизни и деяниях русских святых мужей
  
   Светочи земли Русской............................................................
   Краткие биографические справки об исторических личностях России и их деяниях во благо Руси и русских
   (всего 219 статей)
  
   Чем могут гордиться русские люди.......................................
   Это было впевые в России (достижения русских людей в военном деле и обороне страны) (
  
   Иностранцы о русских............................................................
   Флетчер.О государстве Русском или образ правления русского царя (обыкновенно называемого царем Московским). С описанием нравов и обычаев жителей этой страны)............................................................................
   Баронесса де Сталь в России.................................................
  
  
   Примечания..............................................................................
  

 []

Изображение Можайска на миниатюре книги "Избрание на царство...".

17 в.

  

НАЧАЛО КНИГИ

ПРАСЛАВЯНЕ

  
  -- Воздадим честь и хвалу тем, кто сохранил праславянское племя еще в зародыше...
  
  -- На Западе не часто вспоминают о том, что своим существование во многом европейская цивилизация обязана славянскому миру...
  
  -- Никогда не оскудевала земля славянская на героев, что способны совершить подвиги во имя защиты ее.
  
  -- Каждый подросток славянский вырастал в воина.
  
  -- Были на пути праславян победы и поражения, но никогда и никому не удалось сломить волю нашего народа к борьбе за лучшую, свободную жизнь, за сохранение родного языка и культуры.
  

В. Гобарев

Предыстория Руси.

  
   Откуда есть пошла Русская земля?
   Вопрос этот, с которого начинаются все древние летописи, всегда стоял рядом с вопросом о том, кто первым заступил на защиту Русской земли. А еще раньше - на защиту земли славянской. Ибо когда далекие предки наши звались русами ли россичами, то за их плечами была уже героическая история. И также чтили они более древних героев, от которых сами произошли.
  
   <""">
  
   В те времена, когда рождалась в муках славянская земля, окруженная многочисленными врагами, когда первые волны кочевых нашествий накатывались на нее, тех древнейших предков не называли еще славянами. Неизвестно и как они сами себя прозывали. Поэтому зовем мы тех, кто "расплодил землю словенскую", праславянами.
  
   Наша первая повесть... о них - первопроходцах славянского и русского мужества.
   О тех, кто сберег для потомков слабый еще росток славянского колоса, кто первый испил из родника Отечества и грудью закрыл его от врагов.
  
   <""">
   Неведомо, как закончились военные столкновения наших древнейших предков с племенами ямной культуры и кто водил их в бой. Праславяне еще не отделились от других родственных народов, а их общая колыбель могла погибнуть под колесами повозок скотоводов.
   Но этого не случилось.
   Воздадим же честь и хвалу тем, кто сохранил праславянское семя еще в зародыше.
  
   <""">
   Те древние воины, что, сражаясь в бою против обидчиков родного племени, стали призывать друг друга к мужеству на праславянском языке, и были первыми героями славянского мира.
   Мы не знаем их имен и конкретных подвигов. Но это от них пошли ратоборцы на нашей земле. От них учились мужеству все последующие поколения защитников Родины.
  
   <""">
  
   Рядом с предками праславян жили племена, где всю власть уже полностью захватили военные вожди и поддерживающая их племенная знать. У тех народов выделялись особые дружины, которые не пасли скот, не сеяли хлеб, а жили войной и разбоем.
  
   Дружину кормил вождь, а вождя возвышала дружина.
  
   <""">
  
   А в числе тех, кто защищал свое право на жизнь от нападения разбойничьих дружин. как раз были и предки праславян, ибо не было у них ни дружин, ни постоянных военных вождей. Слушались праславяне старейшин и языческих жрецов что были мудрее и старше других.
  
   <""">
  
   Чем же дорожили первые праславяне?
   Родом своим, откуда пошли они. Племенем, которое их защищало. Семьями своими, родителями, женами да детьми.
  
   <""">
   И почитали всех людей своего родного языка, независимо от того, где они жили... Любовь к прародине рождала в славянской земле много легендарных героев. В них, в их мудрости и святом отношении к делу защиты Отечества, в их силе и удали, в доблести и славе находили свое отражение лучшие черты праславянского характера. И нельзя забывать, что именно в те стародавние времена появились первые ростки того феномена, который называют сейчас во всем мире русским характером.
  
   Первым праславянским героем был Таргитай - Тарх Тархович в русских былинах. Достойно продолжил его дело первый лужицкий праславянин Радигощ.
   <""">
   Таргитай и Радигощ пришли к нам из "Истории" Геродота да из славянскитх преданий, былин и легенд.
  
   Рядом с ними возделывали землю, а в случае нападения врага брались за оружие и храбро отстаивали ее тысячи безымянных праславянских воинов. Их боевой характер выковывался всей суровой жизнью того времени, укреплялся любовью к Отечеству.
  
   Закалял праславянских воинов самый образ их жизни.
   Не было тогда специальных дружин.
   Мало было и укрепленных городищ.
   Все больше открытые поселки...
  
   Но постоянная борьба за выживание, сопротивление грозной природной стихии и северному климату укрепляли дух и тело защитника славянской прародины.
  
   Даже древние ритуальные танцы способствовали тому.
   Замечательный русский историк Н.М. Карамзин пишет о старинной народной пляске?" Она состоит в том, чтобы в сильном напряжении мышц, взмахивать руками, вертеться на одном месте, приседать, топать ногами, и соответствует характеру людей крепких, деятельных, неутомимых".
  
   <""">
  
   На Западе не часто вспоминают о том, что своим существованием во многом обязана европейская цивилизация славянскому миру. Неисчислимое множество раз славянский хлебопашец откладывал соху и брал в руки меч, а затем и ружье, чтобы встретить очередную кочевую волну с востока. И тем самым спасти от гибели не только себя, но и всю Европу, которую он закрыл своей грудью.
  
   <""">
  
   Три сильнейшие конницы древнего мира - киммерийцы, скифы, сарматы - с небольшим перерывом, последовательно вели тысячелетнее наступление на славянскую прародину. Тысячелетнее! И что же? Ни одни из названных кочевников не покорили праславян!
  
   <""">
  
   Нашелся на земле на рубеже IХ-VIII вв. до н.э. достославный муж, молодой летами да зрелый умом.
   Был он из простой семьи, из славного рода кузнецов. Дальние предки его еще Таргитаю бронзовый меч отливали, плавили медь да олово. Работали больше по литейному делу. Да токмо с оружием. А вот тот отрок не любил в дестве звон мечей. Мастерил поселягам топоры да косы. Звали его Сварогом.
  
   <""">
  
   Выковал Сварог четыре громадных золотых предмета: плуг. ярмо, секиру и чашу. И стали они главными святынями для всех чернолесских племен и их потомков. Пятьсот лет хранили реликвии праславяне, пока не исчезли они таинственным образом в эпоху сарматского нашествия в III в. до н.э.
  
   <""">
   Геродот пишет, что "упомянутое выше золото цари оберегали весьма ревниво и ежегодно благоговейно чтут его обильными жертвоприношениями".
  
   <""">
  
   А означали они следующее.
   Золотые плуг и ярмо говорили о главном богатстве сколотов - черной земле, что поила и кормила их.
   Плуг хотя и золотой, а был подобием того первого, железного...
   В ярмо были запряжены две пары могучих туров, что плуг тот сорокапудовый ворочали. В чаще хранилась святая вода и кровь праславянских воинов, пролитая за свободу родной земли. А золотая секира символизировала их всесокрушающее оружие, которое защитники славянской прародины всегда крепко держали в руках.
  
   <""">
  
   Перед каждым большим сражением праславянское войско стекалось ручейками к Тимсени и у врат языческого храма, откуда торжественно выносили золотые реликвии, клялось не допустить врага на родную землю. Пошел этот обычай от Сварога.
  
   <""">
   Не выпало из богатырских рук оружие, что выковал Сварог и передал в наследство Братьям-Кузнецам. Наследовал им в деле защиты родимой родины юный Колаксар - один из славнейших праславянских героев.
  
   <""">
  
   Ему принадлежит честь окончательного разгрома киммерийских орд.
  
   <""">
  
   Видел он, что слабы праславяне почти полным отсутствием у них конницы.
  
   <""">
  
   Стал Колаксар крепких да смелых юношей набирать в свою дружину и сажать на коня.
   Ох, и трудно было с непривычки!
   Кто и не выдерживал.
   А самые стойкие оставались.
   Колаксар учился сам.
   Учил и других.
   Сначала управлять боевым конем (это не тягловый!).
   Потом держать конный строй. А затем уж биться мечом и копьем, сидя на лошади. Было это в самом начале VII в. до н.э. Конечно, не всем искусством конного боя овладели воины Колаксара, но они начали великое дело, которое в будущие века явило миру подвиги сильных и мощных конных праславянских дружин.
  
   <""">
  
   С овладением искусством конного боя связано и другое дело, задуманное и совершенное Колаксаром с детства праславянские отроки учились обращению с оружием. На случай войны каждый из них становился воином. А вот постоянных дружин у пряславян еще не было. Только с Таргитаем, Радигощем да Святовитом ходили в походы немногие мужи, что всю жизнь ратоборствовали.
  
   <""">
  
   ...Нужны постоянные дружины, решил Колаксар. И стал их создавать из самых способных к воинской науке юношей. Так появились первые воины-всадники...
  
  
   <""">
   Во времена Колаксара уже были на нашей земле бедные и богатые. Да не было нищих и бездомных. Конечно, дружинники, владея лошадьми и отличным оружием, выделялись среди простых родовичей-хлебопашцев.
  
   И содержал их весь род.
   Но пропасти между ними не было.
   И в дружину Колаксара набирались умные, сильные и сноровистые молодцы, независимо от происхождения. А в трудные минуты всадники-дружинники первыми заступали путь врагу, жертвовали собой ради свободы родной земли.
  
   <""">
  
   Одним из самых загадочных и самобытных народов древности были скифы.
   Ученые всего мира до сих пор спорят об их происхождении, жизни и исчезновении. О мере их влияния на историю человечества. А мера та всеми признается значительной.
  
   <""">
  
   Скифы и праславяне соседствовали друг с другом тысячу лет - с VII в. до н.э. по III в. н.э. Сначала воевали, а затем жили дружно, торговали, вместе оборонялись от новых врагов.
   Поэтому судьбы праславян древности и скифов связаны неразрывно. Веками проникали в нашу речь скифские слова, веками попадали в праславянские поселения скифские вещи и предметы, украшение и оружие. Из всех соседей скифы больше всего сблизились с праславянами. Тому способствовал и характер обоих народов: гордый, независимый, свободолюбивый. И вместе с тем открытый, доброжелательный к друзьям, искусный в труде. Плоды земледельческого труда праславян и кочевого скотоводства скифов взаимно дополняли друг друга.
  
   <""">
  
   Как жили наши пращуры в скифское время?
   Но этот период падают и кровопролитные войны невиданных ранее масштабов, ит продолжительные времена мира.
  
   <""">
  
   Чернолесские племена скифского времени принято называть сколотами. По определению Геродота, таким было самоназвание этих людей. Они гордились тем, что произошли от великого героя, прародителя славян Таргитая...
  
   <""">
  
   Мужественно и умело дрались сколоты с врагами родной земли. В скифское время родились и совершили свои подвиги многие праславянские богатыри: Светозар, Световик, Зорькин. Скорее всего, вождей и витязей под такими именами было несколько.
  
   (..)
   Сколотский союз стал решающей силой, сплотившей вокруг себя остальных праславян и отстоявший нашу древнюю прародину от многочисленных врагов. Вот почему применительно к праславянам мы называем скифское время героической эпохой сколотов.
  
   <""">
  
   Многие столетия скифы считались непобедимыми, а их всадники не знали себе равных.
  
   Почему так происходило?
  
   Послушаем Геродота:
  
   "Впрочем, и скифский народ оказывался мудрее всех нам известных в одном только отношении, для людей, правда, наиболее важном; за все прочее я не могу хвалить его. В этом, наиболее важном отношении, они устраивают так, что никакой враг, ваторгшийся в их страну, не может уже спастись оттуда бегством, не может и настигнутьих, если они сами не пожелают быть открытыми, потому что скифы не имеют ни городов, ни укреплений, но передвигают свои жилища с собою, и все они - конные стрелки из луков; пропитание себе скифы добывают не земледелием, а скотоводством и жилища свои устраивают на повозках. Как же им не быть непобедимыми и неприступными?
   Впрочем, такому положению скифов благоприятствует сама земля и помогают реки, именно: земля у них ровная, изобилует травою и хорошо орошена; число протекающих через Скифию рек разве что только меньше числа каналов в Египте".
  
   Сила войска складывается из силы и умения каждого воина.
   Посмотрим на скифского воина-всадника (пешими скифы почти не сражались). Рядовой скифский воин (то есть каждый взрослый мужчина) был одет в короткую куртку с поясом и широкие штаны.
  
   Часть их засовывали в короткие сапоги (все лошади легче, перевязанные у лодыжек ремешками. Пояс изготовлялся из кожи специально для подвешивания оружия. Зимой поверх куртки накидывался овчинный тулуп.
   Скифы обычно ходили без шапок, лишь перевязывали волосы у лба ремнем (как, впрочем, поступали и наши пращуры). У многих, правда, был головной убор в виде башлыка. Материалом для одежды скифов служили шерсть и кожа, часто с меховой опушкой.
  
   Самое распространенное оружие скифов - лук и стрелы.
   Казалось, скиф рождался с ними.
   Недаром Геродот называет всех скифов конными лучниками. Огромная масса конных, выпускающих тучи всепроникающих стрел, - чрезвычайно опасный враг. А уж в стрельбе из лука скифам не было равных, Тайна мощи их лучников заключалась в постоянных, с малолетства, тренировках, и в самом скифском луке. Он склеивался из отдельных частей и был целиком деревянным. Длина лука не превышала 60-70 сантиметров, а размер древка стрелы- 75 сантиметров.
  
   <""">
   Скифский лук был очень легким и чрезвычайно удобным для стрельбы с коня. Причем стрелы зачастую смачивались ядом.
   Обычным вооружением скифов были копья и дротики. И конечно, их можно сказать, национальным оружием были короткие мечи и кинжалы, что звались акинаками. Их носили у правого бедра в ножнах, нередко снабженным золотой обкладкой с различными изображениями. Рукоятка также иногда покрывалась золотом. Кроме акинака, скифский воин часто имел с собой меч ("карта") длинных и средних размеров (свыше 70 см.)
   Защищались скифы в бою круглыми, овальными, луновидными или четырухугольными щитами, обтянутыми кожей. Немало было щитов цельнометаллических, с кожаной подкладкой и окантовкой, скрепленных проволокой.
   Богатые скифы носили панцири из бронзовых или железных пластинок, а также бронзовые шлемы и греческие поножи (кнемиды). Изготовлялись доспехи как скифскими, так и греческими и другими чужеземными оружейниками.
  
   <""">
  
   Самый образ жизни воспитывал из скифов воинов. Они непрерывно кочевали. Главным жилищем на колесах была кибитка, рассчитанная на переходы и на короткие остановки.
  
   <""">
  
   В кибитках ехали женщины и дети, а мужчины передвигались верхом. В случае нападения врага кибитки составлялись в круг и образовывали трудно проходимое укрепление. Пищей кочевникам служили молоко, мясо да сыр из кобыльего молока - иппака. Варилась пища в огромных медных котлах. Большая сила и сноровка требовалась для того, чтобы управлять громадным стадом, загонять в засаду туров или укрощать необъезженных жеребцов.
  
   Все это умели взрослые скифы.
  
   Военные обычаи скифов поддерживали в воинах твердость и непреклонность в бою, безжалостность и неумолимость в отношении врага. В целом они были вполне в духе нравов той жестокой поры.
  
   Геродот так пишет о них:
  
   "Военные обычаи их таковы: скиф пьет кровь первого убитого им врага, а головы всех врагов убитых в сражении, относятся к царю, потому что только под условием доставления головы неприятеля скиф получает долю добычи, в противном случае не получает ничего. С головы он снимает кожу следующим образом: кругом головы около ушей делает надрез, потом берет голову в руки и вытряхивает ее из кожи, засим соскабливает с нее бычьим ребром мясо и выделывает кожу в руках, делая ее таким образом мягкой, затем употребляет как утиральник, привешивает ее к уздечке той лошади на которой ездит сам, и гордится этим. Скиф, располагающий наибольшим числом таких утиральников из кож неприятелей, почитается доблестнейшим человеком. Многие скифы приготовляют себе из содранных шкур плащи, в которые и одеваются; для этого кожи сшиваются вместе, как козьи шкуры. С другой стороны, многие из них снимают кожу до самых ногтей с правых рук убитых врагов и приготовляют из этих кож футляры для колчанов. Человеческая кожа действительно толста и блестяща, блеском и белизною превосходит почти все другие кожи. Наконец, многие скифы снимают кожу со всего трупа, напяливают ее на палки и возят с собой на лошадях, таковы у них военные обычаи".
  
   Скифские воины, что не имели на своем счету убитых врагов, подвергались всеобщему осмеянию. Наоборот, всячески превозносили тех, кто убил наибольшее число чужеземцев. Не удивительно, что молодые воины стремились как можно быстрее открыть свой "боевой счет", а затем в течение всей жизни старались в каждом набеге уничтожить как можно больше врагов.
  
   Об этом свидетельствует Геродот:
  
   "Ежегодно раз в год каждый начальник в своем околотке приготовляет чашу вина, из которой пьют лишь те скифы, которые умертвили врагов; напротив, те из скифов, за которыми нет таких подвигов, не вкушают этого вина и, как обесчещенные, садятся в стороне; это самый тяжелый позор для них. Напротив, если кто из скифов убил очень много врагов, тот получит две чаши и пьет вино из обеих разом".
  
   Религия скифов также учила их проводить свою жизнь в набегах на чужие земли.
   Хотя верховным божеством считалась покровительница домашнего очага Табити (греческая Гестия), а ниже ее шли Папай (греческий Зевс) и его супруга Апи (греческая Гея), но больше всего жертв приносилось богу войны Арею (Аресу). Красноречив его символ- меч.
  
   О жестоком обращении с врагами Геродот пишет:
  
   "С головами врагов, не всех, впрочем, но ненавистнейших, скифы обращались так: все они отпиливали ту часть головы, что пониже бровей, и потом череп вычищали изнутри; если скиф - человек бедный, он только обтягивает череп кожей; если он богат, то обтянувши череп, покрывает его внутри золотом и употребляет вместо чаши. Поступают скифы и с теми родственниками, с которыми входят в распрю, если обвинительно перед лицом царя одержит верх над обвиняемыми. Когда являются в гости лица, которым скиф желает оказать внимание, он выставляет эти черепа, причем напоминает, что это были его родственники, что они вступили было с ним в борьбу, но он вышел из распри победителем; рассказывается это как геройский подвиг".
  
   Причем воинственный Арей был единственным из богов третьего ряда (Аргимпаса-Афродиты, Гайтосира-Аполлона, Фагимасада-Посейдона и скифского Геракла), кому приносились человеческие жертвы. В честь кумира Арея сложили свои головы немало праславян.
  
   Геродот так описывает подобные жертвоприношения:
  
   "... Так приносят жертвы и жертвуют такие именно животные всем вообще божествам скифов; только относительно Арея существует иной, следующий порядок: в каждом скифском царстве ставятся по околоткам святилища Арея, именно: складывается куча хворосту длиною стадий в три и столько же шириной; высота кургана меньше; наверху сделана четырехугольная площадка, три стороны которой отвесны, а к четвертой есть доступ. Ежегодно свозится полтораста возов хворосту, потому что от непогоды кучи постоянно оседают. На каждой такой насыпи водружается железный старинный меч, который и составляет кумир Арея. Этому-то мечу ежегодно приносятся в жертву рогатый скот и лошади, как и прочим божествам, а сверх того, совершается еще следующее: в честь его умерщвляется каждый сотый мужчина из числа взятых в плен врагов и умерщвляется не так, как скот, но иным способом: сделавши предварительно возлияние на головы людей, их режут над сосудом, потом кровь убитых относят на кучу хвороста и льют на меч. Только кровь относится наверх; внизу у святилища всем убитым людям отсекают правые плечи вместе с руками и бросают в воздух; покончив с принесением в жертву остальных животных, удаляются. Руки оставляются там, где упали, а трупы лежат отдельно".
  
   <""">
  
   Удачливые набеги, победы в завоевательных войнах развращали скифов.
  
   Жестокость становилась нормой их поведения в отношении покоренных народов. Греческий автор Клеарх писал, что "скифский народ сделался несчастнейшим из всех смертных вследствие удач во всем, богатства и прочего благосостояния. Поддавшись роскоши и притом устремившись к ней первым из всех людей. они дошли до высшей степени жестокости... Они над всеми господствовали так надменно, что рабское служение у них, для всех соединенное со слезами, разгласило в последующих поколениях, что значит выражение "от скифов".
  
   В большие походы собирались племенные войска со всей Скифии.
   Образовывалась огромная армия под единым началом. И устоять против нее было почти невозможно. Второй, после Геродота, "отец истории "Фукид говорил, что "ни один народ сам по себе не в силах устоять против скифов, если бы все они жили меэжу собой согласно".
  
   <""">
   Не удалось скифам стереть с земли славянскую прародину.
  
   <""">
  
   Многовековая борьба наших древнейших предков с кельтами - одна из самых ярких страниц в общеславянской военной истории.
  
   Первым среди рабовладельческих монархий испробовало на крепость скифо-славянский щит Персидское царство. Как же случилось, что армия далекого восточного государства оказалась в у рубежей славянской прародины?
  
   Каждый век выдвигает своих героев. В VI в. до н.э. жил молодой перс Кир.
   Его родина подчинялась в то время могущественной Мидии. Мидия, Вавилон и Египет были тогда владыками древнего мира. Их властители решали судьбы многих ближайших и дальних народов. Когда Кир был еще мальчиком, прекратила свое существование Ассирия - четвертый крупный хищник. Его "съели" Мидия и Вавилония. Жизнь многих племен и народов зависела от царей великих восточных деспотий. Только дерзкие скифы, а до них киммерийцы, прорываясь через Кавказские горы, могли тревожить и потрясать устои Мидии, Вавилонии и Египта. Свергнуть же их господство в Передней Азии представлялось невозможным.
  
   Однако Киру, обладавшему несомненным талантом полководца и мудростью государственного деятеля, это оказалось по силам. Сначала он стал царем Мидии и Персиды, основав державу персов. Затем завоевал Лидийское царство в Малой Азии, победил под Сардами его царя Креза, чье богатство вошло в поговорку. Потом пришла очередь Вавилона. Погиб великий Кир в Средней Азии, где родственники скифов - массагеты смогли разгромить его армию в бескрайних пустынях. Киру отрубили голову, бросили ее в мешок с кровью и сказали: ты хотел крови, напейся ею.
  
   Свободолюбивые родичи скифов - саки и массагеты остановили агрессию Персидской державы на востоке. Но для персидских завоеваний это была временная заминка. Царь Камбиз сокрушил владычество фараонов и захватил Египет, а затем и многие другие, более мелкие города и царства. Так образовалась мировая Персидская держава.
  
   <""">
   В конце IV в. до н.э. над праславянами начисла новая угроза.
  
   <""">
  
   Северный сосед Эллады - Македония, во многом впитавшая греческую културу, но не достигшая ее уровня, с конца У в. до н.э. постепенно набирала силу. При царе Филиппе II (359-336 гг. до н.э.) в Македонии складывается единое мощное государство.
  
   Филипп II Македонский был выдающимся человеком своего времени, талантливым строителем государства и способным полководцем. Многое из того, что мы приписываем заслугам его сына Александра Македонского, задумано и претворено в жизнь им. Любимым детищем Филиппа II была македонская армия. Внимательнейшим образом изучив лучшие черты греческих армий, он старательно привил их своему войску. И добавил много нового как в искусство боя, так и в организацию.
  
   Филипп заимствовал у великого фиванского полководца Эпамидонта принцип концентрации сил фаланги в направлении основного удара и принцип тесного взаимодействия различных родов пехоты и конницы. Причем применял их творчески, в сражении постоянно варьировал силы, менял их местами и находил-таки уязвимое место у противника.
   Македонская фаланга, которой в дальнейшем суждено было прослыть непобедимой, создавалась Филиппом.
  
   <""">
  
   Особенно сильная была македонская конница, особенно гетайры - "товарищи" царя из македонской знати.
  
   Царю помогали руководить войском талантливые полководцы.
   Свой походный стан Филипп превратил в настоящий штаб. Интересно, что при нем и особенно при его сыне Александре в штаб входили не только военачальники и войсковые снабженцы, но и историки, философы, естествоиспытатели. Они собиралии обобщали сведения об окружающем мире. Это расширяло кругозор военных и помогало им одерживать победы. Ученый люд состоял и в разведке. Много лазутчиков, посланцев и гонцов двигалось впереди войска, зачастую еще до войны. Они доносили как о силах и возможностях противника, так и о характере местности, где предстояло сражаться.
  
   <""">
  
   ...Филипп Македонский распространил свою власть до Скифии.
  
   А от нее - рукой подать до сколотских "царств". Давно уже следили с тревогой за действиями македонян в скифской и в сколотской лесостепи. Разумели праславянские старейшины и скифские вожди, что идет на них грозный и сильный враг. Хоть и доносили лазутчики, что числом воинов македоняне поменьше персов Дария I будут, но верно определили мудрейшие: новый враг страшнее старого выучкой войска, умением строй держать в бою, да способностями полководцев. Грядущие события подтвердили их опасения: македонская армия Александра наголову разбила армаду Дария III, потомка того Дария, что безуспешно ходил войной на скифов и праславян.
  
   К середине IV в. до н.э. давно уже не было в живых легендарных богатырей древнейших времен - Светозара и Световика. Но никогда не оскудевала земля славянская на героев, что способны совершить подвиги во имя защиты ее. Так и на сей раз. Среди многих сколотских витязей ратным умом, исполинской силушкой, дерзостью и отвагов в бою выделялся молодой богатырь Зорькин.
  
   С раннего детства готовил его род для защиты сколотского края. Каждый подросток славянский вырастал в воина. Окружающий мир - девственная природа и враги - не прощал слабости да хилости. Самых крепких и сметливых в ратном деле юношей отбирали в слободу. Здесь, в родовой крепости, учил их воевода уму-разуму и тому, как употреблять природную силу на страх врагам. Потом уж наиболее даровитых включали в дружину сколотских вождей, что состояли в больших городищах-крепостях на границе со степью и берегли покой родимой земли.
  
   Но не только воинское учение - сама жизнь, народные обычаи воспитывали славянских соколов. Великий русский историк Н.М. Карамзин писал: "Народные игры и потехи, доныне единообразные в землях славянских: борьба, кулачный бой, беганье взапуски - остались также памятником их древних забав, представляющим нам образ войны и силы".
  
   <""">
  
   Главным событием проводов воина в иную жизнь неизменно становились поединки на вершине холма - горицы, насыпанной на могиле. Отсюда и название - славяно-горицкая борьба. С незапамятных времен известна она праславянам.
  
   <""">
  
   ... Дошел ли юный Александр до праславян?
  
   <""">
  
   Мы не знаем.
  
   <""">
  
   Наше путешествие в прошлую эпоху закончено.
   Мы проследили героический путь предков по дороге истории до III в. прошлой эры, начиная с момента зарождения славянской прародины.
   Были на этом пути победы и поражения, но никогда и никому не удалось сломить волю нашего народа к борьбе за лучшую, свободную жизнь, за сохранение родного языка и культуры.
  
   <""">
  

***

 []

Русское посольство проходит через ворота Великой китайской стены.

Гравюра из книги И. Идеса.

Нач. 18 в.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТКИ

  
  -- МАНИФЕСТ О ВОЛЬНОСТИ ДВОРЯНСТВУ. Петр I установил за дворянством обязанность нести службу государству. Он же и определил пропорции: 2/3 дворян шли в военную, а 1/3 - в гражданскую службу. Уклонение от службы строго каралось. Петр III отменил этот порядок Манифестом от 18 февраля 1862 года, которым русскому дворянству были пожалованы права вольности и свободы относительно поступления на государственную службу. Отныне дворянин мог заниматься коммерцией и прочими делами, которые раньше в дворянской среде считались делами недостойными.
  
  -- Марафон - город и местность на восточном побережье Аттики, приблизительно в 42 км от Афин. Там в 490 г. до Р.Х. знаменитый греческий полководец Мильтиад одержал победу над персами, разбив войска Датиса.
  
  -- Маркоманы - "люди марки" (т.е. гра­ницы), германское племя, жившее сперва по Рейну, Неккару и Майну и входив­шее в союз свевских племен. Около начала н.э. их вождь Марбод перевел их в Богемию и организовал там большой союз германских племен. После Марбода маркоманы вели дли­тельные войны с Римом, в 88 г. н.э. разбили императора Домициана, но затем были побеждены императором Траяном и Адрианом. Со II в. они вместе с дру­гими германскими и сарматскими пле­менами начинают нападать на римскую границу. Марк Аврелий принужден был вести с ними длительную войну, кото­рая кончилась лишь при его сыне Коммоде; В III в. они еще воевали с рим­лянами, а в IV в. сведения о них пре­кращаются.
  
  -- МАРС, др.-италийское божество, первоначально бог полей и урожая, затем бог войны. Считался отцом Ромула и Рема - основателей Рима.
  
  -- Марсаки - германское племя, обитавшее на островах у устья Мааса, к югу от батавов.
  
  -- Марсово поле - площадь в Риме на левом берегу Тибра; на ней происходили военные и гражданские собрания. Здесь, в частности, в присутствии военачальника и под руководством опытных воинов, их обучали 1)военным: стойке, хождению военным шагом, бегу, взлезанию на валы и высоты, поодиночке и целыми отделениями, без поклажи и с полной поклажей; 2) прыганию через рвы и преграды, вольтежироваиию и плаванию; 3) действию разного рода оружием, для чего в землю вбивались толстые колья, в которые обучавшееся стреляли из луков, метали дротики и нападали на них с мечами, учась прикрывать себя щитами во всяком положении тела; при этом все вооружение было вдвое тяжелее обыкновенного для того, чтобы это последнее позже, в действительном бою с неприятелем, уже каза­лось гораздо легче; наконец 4) ношению больших тяжестей, произ­водству земляных работ, построению укрепленных лагерей, обороне и атаке их, и пр. т. п.
  
  -- Марсы ("отражающие" ) - древнегерманское племя, жившее между р. Верх­ний Рур и р. Верхняя Липпе и раз­громленное войсками Германика.
  
  -- МАРШАЛ (от франц. marechal), 1) придворное звание в средний-век. Франции (до 16 в.). 2) Высш. воинское звание в Рос армии, а также в армиях ряда стран (во Франции с 16 в.); в некоторых армиях (в т. ч. в рос.) званию М. соответствовал чин генерал-фельдм. 3) В Польше - звание некоторых гражд. должностных лиц: М. сейма, вице-М. сейма.
  
  -- Матфей (дар Господень) - апостол и евангелист, написатель первого Евангелия, сын Алфея. Свидетельства церковных историков о кончине его не согласны. Одни утверждают, что он мученически скончался от огня в Ефиопии; другие - что он окончил жизнь свою в мире. Память его совершается Церковью в 16-й день ноября месяца и 30 июня.
  
  -- Мать русского солдата. Русская мать должна привить своему ребенку любовь к родине, к Царю своему; она должна показать сыну своему ясно и наглядно, что русский солдат не враг родине, что трудами его создана современная географическая карта России, что много пота и крови ушло на собирание земли русской, что русский героизм имеет за собой такие блестящие страницы, перед которыми умиляются и преклоняются со слезами уважения и любви. (М. Галкин).
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023