ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Дух зажигается неудержимою тягою к доблести"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


ух зажигается неудержимою тягою к доблести"...

Пифагореец спросил Диогена:

"Что составляет основу всего государства?" -

"Воспитание юношей" - ответил он

.

   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
   Мысли на будущее...

0x01 graphic

"Мастерская художника",

Курбэ Гюстав. 1855

Воспитание должно быть природосообразным

  
   Нам известно достоверно, что на каждом этапе человеческой жизни в активную фазу своего развития вступают те или иные жизненные силы, потребности и мотивы. В силу этого обстоятельства, воспитание, рассчитывающее на успех, должно учитывать фактор возраста и все явления и реальные факты имеющие место.
   На примере юношеского возраста, примыкающего непосредственно к периоду образования в военно-учебных заведениях, укажем те типичные особенности, которые наблюдаются на этом этапе развития человека.
  
   Предварительно, однако, сделаем следующие замечания.
  
   Воспитателю юношества следует знать, что в более раннем возрасте ребенок должен обрести ряд добродетелей, без которых дальнейшее воспитание может дать сбой.
  
   В частности, по мнению А.Габриэли, главные добродетели, которые должны быть внушены детям для образования их характера, следующие:
  
  -- 1)способность свободно и смело признавать свою веру и презирать тех, которые бесстыдно и цинично относятся к ней;
  -- 2)умение говорить подумавши, толково и стоять на своем мнении;
  -- 3)умеренность в словах, в движениях, в одежде;
  -- 4)непреодолимое отвращение от лести и клеветы;
  -- 5)миролюбие, стремление не затевать ссоры с братьями и сестрами, приходить с жалобами друг на друга;
  -- 6)бережливость;
  -- 7)умение держать себя элегантно и наблюдать чистоту и опрятность тела и одежды.
  
   Следует знать, что воспитание не должно опережать способность ребенка (подростка, юноши) правильно воспринимать новое открытие им мира и чего-то нового в этом мире и в самом себе.
  
   В силу этого, воспитание требует соблюдения мер предосторожности, которые могут выглядеть в виде следующих правил:
  
  -- Удаление опасных предметов. Дети, как существа неопытные и неокрепшие могут понести вред как физический, так и нравственный.
  --
  -- Предостережение, т.е. нужные наставления, обращение внимания детей на недостоинство и вредные последствия или действия.
  
   Предостережение должно быть:
  -- умеренным (т.е. там, где это нужно);
  -- без преувеличения (не противоречить законам истины);
  -- оно должно проводиться посредством примером, последовательно и опираться на опыт воспитанника);
  -- предостережение должно давать ласково, с отеческой любовью;
  -- оно должно остерегаться давать такие предостережения, которые побуждают воспитанников к нечистым желаниям и к любопытству.
  
  
  -- Угрозы и наказания. Там нет истинной любви к детям, где для удержания детского своеволия и вольности не хотят употребить нужной строгости. Кто щадит жезл свой, тот ненавидит сына.(Прит.13, 24).
  
   К юношескому возрасту родители и школа должны так подготовить молодого человека, чтобы он был в состоянии достаточно самостоятельно продолжать свое самосовершенствование.
  
   Но этого не произойдет, если опека со стороны родителей и школы будет чрезмерной или же если воспитатели не будут придерживаться следующих правил, ведущих молодого человека в свободе и самовоспитанию:
  
  
  -- Воспитание берет воспитанника под свою опеку только для того, чтобы он, по достижении зрелости, сам продолжил свое образование. Горе воспитаннику, если он там, где кончилось для него воспитание, останавливается и не хочет идти вперед по проложенной дороге.
  --
  -- В том-то и состоит торжество воспитания, если оно так возбуждает силы юноши, так упражняет их, и дает им такое направление, что оно само мало-помалу отступает и, наконец, совсем оставляет юношу самому себе, с радостной надеждою, что он более не будет иметь нужды в пособиях воспитания.
  --
  -- Чем ближе становится время свободы для воспитанника, тем более должно обращать его внимание на: те опасности, которые угрожают его здоровью, приобретенному или образованию ума и сердца, особенно его невинности и благочестию.
  --
  -- В искреннем отеческом духе воспитатель должен внушать своему воспитаннику, как ему надобно избегать предстоящих опасностей, и как поступать при неизбежных случаях, чтобы отклонить от себя вред и несчастья.
  --
  -- Надобно предостерегать его, сколько можно, от неразумной отважности и безрассудной самонадеянности, столь же излишней боязливости и от недостатка потребного мужества.
  --
  -- Воспитанник должен познать меру собственных сил и приобрести умеренную доверенность к себе.
  --
  -- Нужно научить воспитанника, как ему надобно продолжать свое разностороннее образование. Иной юноша, имея самую добрую волю, или совершенно не доходит до цели, или доходит только многими окольными путями, потому именно, что он, будучи оставлен самому себе, не знает ни пути, ни надежных средств, и таким образом, трудится без определенной цели.
  --
  -- Чтобы утвердиться в стремлении к дальнейшему образованию самого себя, воспитанник всегда с глубоким сознанием должен носить в сердце своем святость долга, и высокую важность самоуправления и самообразования.
  --
  -- Особенно его душа должна быть проникнута мыслью о том, чем он обязан Богу, и чем людям. На свои силы должен смотреть, как на таланты, Богом ему вверенные, для употребления их с пользою; на свое звание, как на место, самим Богом ему нареченное; на свою земную жизнь, как на время сеяния; а на вечность - как на время жатвы.
  
   Юноши, подобно птичкам, выпущенным из клетки, не привыкли к осмотрительности и их легко могут поймать в свои сети холодные, расчетливые и коварные люди.
  
  -- Время юности - это время разгара страстей, время быстрого увлечения, время часто идеальных понятий и суждения о всем, время представления настоящего и будущего в розовом свете и, наконец, время желания неусыпной деятельности на благо общества.
  
   Случается, что увлекшийся юноша мало рассуждает о последствиях своих увлечений, он даже иногда не разбирается и в средствах к достижению своих целей; а потому отсюда являются преступления и преступные общества.
  
   Время юности - время увлечения новыми идеями, учениями и понятиям.
   Увлекшись идеями свободы, легко сбиться с истинного пути, впасть в величайшее заблуждение.
  
   В сфере воли - стремление к независимости, нередко связанное с проявлением духа протеста против постановлений руководительства и чужой опеки; вместо воспитания со стороны, наступает период самовоспитания, продолжающийся всю дальнейшую жизнь человека.
  
   В области же интеллекта стремление к самостоятельности выражается в наклонности к критике окружающего, не лишенной подчас заносчивости и самонадеянности.
  
   Что касается воли, то прежде чем она разовьется до способности целесообразно функционировать во всех указанных возрастах формирующегося человека, возможны колебания, ошибки и ложные пути.
  
   Воспитание воли важнее воспитания ума, так как развитие ума без надлежащего основания (морали) и воли представляет собой опасное явление - в виду того, что ум, не поставленный в связь с правильно воспитанной волей, способен не только на добрые действия, но и на злые, и в связи с сим в состоянии сделаться опасным орудием в руках врагов общества.
  
   Кроме того следует учитывать: проблемы воспитания ума пополняют всю жизнь, а воспитание воли возможно лишь в период формирования духовной культуры человека. Если это время будет упущено, то пробелы восполнить будет уже нельзя.
  
   Наконец, нельзя игнорировать и того, что у славянской расы особенно заметна слабость воли.
  

0x01 graphic

"Любовь земная и Любовь небесная"

Тициан. (1514)

  
   Важнейшие противоречия юношеского возраста представлены в следующей таблице:
  
  -- Молодой человек может быть продолжительное время деятелен, но потом он утомляется, слабеет, проявляет лень, апатию. Статистика показывает, что часто падение деятельности совпадает с весною.
  -- С этим тесно связаны колебания между удовольствием и страданием. Молодые люди способны испытывать безотчетное удовольствие от каждого пустяка. Но и тот же пустяк может повергнуть в уныние. Юноша начинает бояться недостаточности своих сил для борьбы.
  -- Сознание собственного достоинства увеличилось и мы встречаемся со всеми ступенями эгоизма и всеми нормами самоутверждения. Отсюда возникают тщеславие и сознание личной красоты, привлекательности и неотразимости для лиц другого пола.
  -- Юноше кажется, что он превзошел опыт его родителей и учителей, благоразумные советы которых у более резких натур разбиваются о грубое противоречие.
  -- Самолюбие становится настолько чувствительным, что сотни явлений, которые ранее не замечались, теперь уязвляют и раздражают. Это чувствительность самолюбия находит свое подтверждение в кодексах чести.
  -- Кроме того, молодые люди в этом возрасте становятся чрезвычайно прихотливыми и изнеженными и это сквозит в их туалете, манерах, ухаживании за собой.
  -- Другое, выступающее в этом возрасте, изменение, есть эволюция от эгоизма к альтруизму. Раньше юношество требовало по отношению к себе забот. теперь же оно само должно заботиться. Самопожертвование может сделаться чрезмерным и дойти до полного отречения; смирение приводится с энтузиазмом; эгоизм кажется презренным.
  -- Отмечаются колебания между добрым и дурным поведением вообще. Сознание впервые начинает играть главную роль, хотя оно не является новым фактором. Оно вдруг проявляет жажду к справедливости.
  -- Как показывает статистика, это - возраст, когда наиболее часто люди обращаются в истинно верующих, но зато и тот возраст, который дает наибольший процент преступников. Как будто законом развития является тот факт, что необходимо совершить большее или меньшее количество зла, чтобы этим привести в действие задерживающиеся функции и упражнять их, пока они не будут в состоянии допускать проявление низших инстинктов.
  -- Укрепляются союзы, происходят совместные увеселения. Стадное чувство проявляется во всякого рода обществах, организациях. Здесь теряется независимость, и не только идут за толпой, но и думают и чувствуют вместе с нею.
  -- В этом возрасте отмечаются колебания от излишней чувствительности к хладнокровию и даже к жестокости.
  -- Любопытство и любознательность являются обычно первейшими проявлениями интеллектуального дарования. Молодые люди обычно жадно стремятся к знанию и не только в одном, но и во многих направлениях. Это есть возраст расспросов, познания, поисков, оценки людей, идей и мира. Юноша впервые чувствует, что познание есть сила.
  -- Юношество - это и период самоуглубления. Юноша ищет мудрости из книг или от друзей.
  -- Душевное единство приходит позднее: умеренность и золотая середина, другими словами, смелость, взвешенная между боязливостью и безрассудством, щедрость среднее между крайней жадностью и расточительностью, скромность, комбинирующая положительные и отрицательные черты крайней застенчивости и бесстыдства, самоуважение, лишенное тщеславия и самоуничижения - постепенно скрепляют душу, координируют многочисленные элементы, задерживают иллюзии и дают в результате установившийся характер .
  
   Таким образом, возрастное воспитание - это важнейшее направление воспитательной работы.
  
   Задача заключается в том, чтобы нам каждом возрастном участке жизненного пути правильно определить движущие силы развития личности, главенствующие потребности человека, особенности возрастной психики и поведения, сильные и слабые (психологически, духовные, волевые, интеллектуальные и физические) стороны данного возраста и на основании этих данных построить разумную систему воспитания, имея целью обеспечить развитие позитивных сторон человека, предупредить нежелательные возрастные проявления, оказать посильную помощь в развитии жизненного потенциала человека и дать ему возможность обрести уверенность в своих силах и возможностях, не преувеличивая и не преуменьшая их.
  

0x01 graphic

"Рыцарь, смерть и дьявол"

Дюрер Альбрехт. 1513

  

Профессиональное воспитание

   Профессиональное воспитание относится к числу базовых компонентов воспитания, ибо входит в число тех сфер человеческой деятельности, которые являются жизнеобразующими.
  
   Овладение профессией и профессиональная деятельность - необходимое условие жизни.
  
   Нас интересует воинское ремесло - особый вид профессиональной деятельности, который, как и все другие, требует соответствующего настроя, что и должно обеспечиваться профессиональным воспитанием тех, кто вступает в ряды вооруженных сил.
   Следует отметить, что существует яркое и строгое отличие в профессиональном воспитании офицера и солдата, хотя бы на том основании, что для офицера военное дело является основным видом деятельности, а для солдата - временным, не основным.
  
   Обращаясь к практике постановки профессионального воспитания в кадетских корпусах, военных училищ и академий, нельзя не заметить, что вопросы профессионального воспитания нередко понимались узко, а то и искаженно.
  
   К примеру, вся система военного образования 60-х годов ХIХ в. была построена на трех началах:
  
  -- во-первых, соединения в одной и той же школе задач общего и специального военного образования;
  -- во-вторых, резкого отделения учебной стороны дела от воспитательной;
  -- в-третьих, упорного стремления выработать в воспитаннике прежде всего солдата.
  
   "Под давлением таких взглядов, - говорит граф С.Строганов, - кадетские корпуса организованы по образцу полка; фронтовое учение заменяет в них воспитание, отстраняя науку, а, следовательно, и правильное развитие ума, сердца и совести...
   Невежество, прикрытое формальною суровостью обращения, холодностью, натянутостью, старающееся видеть в каждом ребенке подчиненного, разрушает дисциплину...
   Резкое выделение воспитательного и учебного элементов производить и дурное воспитание и дурное учение..."
  
   Отсюда же, по его мнению, являются, как следствие неправильности всей системы образования, многие крайне вредные результаты:
  
  -- расслабление воли,
  -- непривычка в дельному постоянному труду,
  -- праздность ума,
  -- способность увлекаться звонкими фразами,
  -- неопределенность,
  -- разрозненность стремлений,
  -- наклонность к сатире и осуждению других, особенно властей;
  -- неуважение к авторитетам,
  -- сильное раболепство перед литературным фразерством,
  -- ложно развитое самолюбие и честолюбие;
  -- обидчивость,
  -- раздражение и скорая утрата энергии при малейшей неудаче" .
  
   Кадетские корпуса не были рассадниками просвещения в военной среде; еще менее могли бы они могли называться пансионатами нормального воспитания юношества.
  
   По словам того же С.Строганова, корпусные начальники "вместо того, чтобы руководить детьми в любви к труду, к законности, к науке, быть может, сами того не подозревая, разрушают все, что вкореняется учением, и мелкими придирками или потворством развивали в воспитанниках и неуважение к званию, к которому они готовятся, и неуважение к личности".
  
   Воспитание обращалось в дисциплинирование, муштру которая вместо нравственного развития, имела своей задачей лишь водворение внешнего порядка, благопристойности и субординации.
  
   Нет ничего опаснее распространения среди людей мнения, что дисциплина и свобода, дисциплина и человеческое достоинство непримиримые противоречия, - но такое понимание воспитывает военная служба, которая считает необходимым устранять ради дисциплины самостоятельность и унижать ради подчинения человеческое достоинство отдельного лица.
  
   В действительности нет истинного порядка и дисциплины, которые могли быть навязаны извне. Без внутреннего содействия и согласия подчиняющихся всегда будет только кажущийся порядок.
  
   Где требуется полное отречение от личной самостоятельности, там обязателен удвоенный эквивалент в смысле уважения и доброты к человеку.
  
   С таким уважительным и бережным отношением к личному в человеке не только совместима величайшая требовательность, но она даже прочнее основывается и оказывается более действенной благодаря такому отношению, чем при неуважительной грубости, которая и у начальников, и у подчиненных заставляет функционировать только побуждения низшего порядка.
  
   Поучительный пример дает японский офицер.
  
   Когда денщик подает ему обед, последний, прежде чем приняться за еду, встает и кланяется денщику в знак благодарности.
   Вредит ли это дисциплине и субординации?
   Нет, - напротив: если требующий повиновения как бы преклоняется перед человеческим достоинством повинующегося, то этим он заявляет, что последнее не отнимается у человека в области повиновения, а напротив, должно оберегаться, как нравственная основа подчинения. Если начальник требует от подчиненного акта смирения, то должен во всем способе проявления свой власти вдвойне уважать его духовно-нравственную личность.
  
   Почему младшим и старшим офицерам, несмотря на строжайшую дисциплину и совершенное знание стратегической науки, не удается превратить свою часть войска в тактически подвижную и действующую точно функционирующую единицу?
  
   Потому, что довольно часто изъян командирского искусства заключается в чем-то неопределенном с точки зрения чисто военных наук:
  
  -- у начальствующего нет любви и уважения к отдельному человеку;
  -- непрерывный ряд мелких несправедливостей приводят к тому, что люди влагают в дело лишь физическую энергию и внешнее внимание, но духовно и нравственно остаются чуждыми ему.
  
   Другими словами, солдафонство, практикуемое в военно-учебных заведениях, дисциплинирование вместо профессионального воспитания, муштра, - подрывают основу профессионального воспитания офицера.
  
   Профессиональное воспитание офицера, по нашему убеждению, должно воспитывать призвание, дух апостольского служения и подвижнические качества.
  
   Суть вопроса в кратком изречении генерал М.Драгомиров:
  
   "Много души нужно положить в свое дело для того, чтобы с чистой совестью сказать:
   "Много людей прошло через мои руки и весьма мало было между ними таких, которые от того не стали лучше, развитее, пригоднее для всякого дела ".
  
   Офицерская профессия больше чем любая другая требует призвания.
  
   Эта профессия трудна (физически, морально и психологически), опасна даже в мирное время, требует высокой самоотверженности, доходящей до самозабвения.
  
   Ряды офицерского корпуса покинуть значительно сложнее, чем порвать с какой-либо другой специальностью.
  
   Офицерская служба сопряжена со многими лишениями, неудобствами, которые не испытывают представители других профессий.
  
   Денежное вознаграждение за офицерский труд, как правило, не соответствует той высокой "стоимости" офицерского труда, которой по справедливости этот труд должен оцениваться. Высокая степень ответственности, ограниченность гражданских и личных прав и свобод офицера тяжелым бременем ложится на душу офицера и требует высочайшей степени сознательности и самоограничения. Не каждый человек в состоянии по жизни нести такой "крест".
  
   Все сказанное и определяет высокую значимость призвания в офицерской профессии, ибо, по словам М.Меньшикова:
  
   "...В военном деле - это безумное условие возведено в закон".
  
   Рассмотрим, в связи с этим, сущность офицерского призвания и те проблемы, которые имеют место в жизни.
  
   Прежде всего, призвание - это предрасположенность, склонность и преданность данной профессии.
  
   В свою очередь, предрасположенность находит свое проявление в особых:
  
  -- а)задатках(физических; психологических и др.);
  -- б)способностях (духовных, психологических, интеллектуальных, коммуникативных, организаторских, физических);
  -- в) качествах личности (особенностях характера, прежде всего).
  
   Склонность к профессии проявляется в:
  
  -- а)любви к ней;
  -- б)желании овладеть данной профессией.
  
   А преданность профессии проявляется в:
  
  -- а)предпочтении в силу идейных соображений данной профессии другим, а не служение ей из-за необходимости, корысти и расчета;
  -- б)отсутствии всякого побуждения изменить ей или променять на более выгодную и доходную;
  -- в)активном и инициативном исполнении своего профессионального долга.
  
  
   В структуре духовных качеств офицера видное место занимает воинский дух.
  
   Чтобы стать офицером, недостаточно надеть военный мундир и даже окончить военно-учебное заведение. Надо сродниться с профессией, нужно приобрести тысячи сноровок, необходимые в военном деле. Это невозможно добиться без высокого воинского духа.
  
   Офицер должен пропитаться чувством дисциплины, то есть сознанием, что он обязан подчиняться старшим и обязан повелевать младшими; он должен научиться быстро схватывать смысл приказания и научиться сам отдавать приказания твердо, кратко и ясно. Как подчиненный он должен быть почтителен, сдержан, но в то же время обязан мужественно докладывать начальнику и то, что начальнику может быть неприятно. Как начальник должен быть заботлив о подчиненных, человечен в общении с ними, но в то же время не допускать заигрывания с ними и панибратства.
  
   Где начинается формирование воинского духа офицеров?
  
   Конечно, же в военно-учебном заведении.
   Но как удержать в армии огромное большинство тех переодетых в офицерские мундиры штатских юношей, пишет М.Меньшиков, что выпускают наши будто бы военные, а на самом деле давно сделавшиеся штатскими училища?.
   Насколько остро стояла проблема формирования воинского духа офицеров в военно-учебных заведениях и войсках можно судить по большому числу статей на эту тему А.Дмитриевского.
  
   Офицерская профессия - это своего рода апостольство и подвижничество.
  
   В обычном понимании слова "апостольство" - это деятельность, направленная на служение и распространение какой-либо идеи, а "подвижничество" - добровольное принятие на себя человеком тяжелого труда и лишений ради достижения высокой цели.
  
   Офицер - профессия идейная.
  
   Настоящий офицер служит не ради денег и наживы, а ради высокой идеи защиты Отечества, понимая что кто-то должен жертвовать своим земным благополучием ради того, чтобы остальные чувствовали себя спокойно и уверенно.
  
   С полным правом такой офицер мог бы сказать всем сомневающимся в его миссии словами Петра Великого:
  
  -- "Не должны вы помышлять, что корысти ради избрал я воинскую службу, а несу я мою нелегкую обязанность, сражаясь за благо государства, защита которого мне вверенное, за род свой, за отечество, за православную веру и церковь...
  -- А обо мне ведайте, что жизнь мне не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего".
  
   Подвижничество - особая черта нашего национального характера.
  
   Наш любимый национальный герой - подвижник.
   Он верит в Бога, свободен от героической позы и притязаний. Его внимание сосредотачивается на конкретном деле, действительных обязанностях и их строгом, неукоснительном исполнении; в своей деятельности он видит прежде всего исполнение своего долга.
  
   Подвижничество есть непрерывный самоконтроль, борьба с низшими, греховными сторонами своего "я", аскеза духа.
  
   Нормой поведения является ровность течения, "мерность", выдержка, неослабная самодисциплина, терпение и выносливость, верное исполнение своего долга, безропотное несение каждым своего "креста". Всякого рода театральные эффекты, поза, лицемерие, тщеславие - противны духу подвижничества. Лучшие начальные люди земли Русской всегда были подвижниками. Лучшие русские полководцы и военачальники - были в их числе.
   Подвижником должен быть и современный офицер России.
  
   Другой важнейшей составляющей подвижничества является благородство побуждений.
  
   М.Галкин в своей работе "Новый путь современного офицера" ставит вопрос о том, каков должен быть нравственный облик офицера и на основании анализа приходит к выводу, что офицер, "чтобы оправдать свое выдающееся положение, должен выдвигаться из толпы", прежде всего "благородством своих побуждений и возвышенностью нравственной натуры".
  
   Готовность умереть за Россию составляет важное качество офицерского подвижничества.
  
   Это качество было так развито в офицерстве, что при составлении мобилизационного плана в полку офицеры просили не назначать их на должности в тылу, в запасных полках, во второстепенных дивизиях, которые "может быть, не успеют сформироваться, как разыграется генеральное сражение" .
  
   Так, в общих чертах, но, по сути, довольно полно и точно мы ставим вопрос о профессиональном воспитании офицера.
  
   Детали, уточнения и развитие идей, естественно, необходимы для осуществления практики воспитательной работы в военно-учебных заведениях.

0x01 graphic

  

"В штыки! Ура! Ура!" ("Атака")

В.В. Верещагин.

Должностное воспитание

   Воспитание, согласно, должностному положению, известно издавна: аристократическое воспитание получали представители элиты, воспитание согласно своему званию - дворяне, купцы, крестьяне; свободные и рабы...
  
   Должностное воспитание - это не только деятельность, направленная на понимание статуса в обществе или в структуре профессии, осознание обязанностей и прав, но и усвоение неписаного кодекса поведения, этических норм, усвоение соответствующего образа жизни, привычек, стиля поведения и т.п.
  
   Должностное положение человека - это не привилегия перед другими, ниже стоящими, а сложная и ответственная обязанность перед вышестоящим и теми, кто дается в подчинением.
  
   Должностное лицо - это человек, наделенный известными властными полномочиями, представитель власти, исполнительно Закона на конкретном месте.
  
  -- Он не имеет права злоупотреблять властью, использовать властные полномочия в личных, корыстных или политических целях.
  -- Он не имеет права превышать круг своих полномочий.
  -- Он не имеет права бездействовать тогда, когда должен принимать решения и исполнять свой долг.
  -- Ему категорически противопоказано подрывать авторитет власти своим некомпетентными действиями, попустительством нарушениями, злоупотреблениям, не пресечением противоправных действий.
  
   Система управления не терпит ни одного слабого звена: в противном случае наблюдается сбой в системе управления.
  
   Должностное лицо не имеет права перекладывать на других свои обязанности или же исполнять их недобросовестно.
  
   Интересы управления требуют единства, согласованности, последовательности и взаимопомощи различных должностных лиц. Приказ и распоряжение старшего для должностного лица является законом, требующим исполнения точно, аккуратно и в срок.
  
   Интересы подчиненности и взаимодействия требуют согласия и понимания начальником и подчиненным своих прав и взаимных обязанностей и не допускает несоблюдения их ни одной из сторон.
  
   Должностное положение обязывает начальника:
  
  -- быть справедливым и объективным в отношении подчиненных,
  -- не давать волю чувствам,
  -- запрещает оскорблять, третировать их,
  -- а также изводить мелочными придирками, чрезмерной опекой и т.п.
  
   Из приведенного перечня требований видно, что должностное положение обязывает строить воспитание на самом широком основании, не суживать до уровня "командирства", умеющего грозно подавать команды, делать свирепый вид, нагонять страх на подчиненных и т.д.
  
   Такое воспитание требует активного развития мыслительных способностей, упражнения воли и чувств, пополнения запаса жизненных и служебных представлений.
  
   В этом отношении система военно-учебных заведений закрытого характера и казарменного типа - серьезная преграда на пути должностного воспитания будущих офицеров.
  
   Самый важный недостаток прежних кадетских корпусов (и нынешних военных училищ) заключается в том, что они представляют собой закрытые учебные заведения.
  
   Стены военно-учебного заведения отгораживают своих питомцев от остального мира и этим путем не дают возможность образоваться у них достаточному запасу представлений.
  
  -- "Недостаток же представлений влечет за собою недостаточную мыслительную деятельность и по этой причине средний кадет всегда должен быть по развитию ниже среднего гимназиста и реалиста.
  -- Проведенные при таких условиях для развития годы в стенах кадетского корпуса кладут отпечаток на всю последующую жизнь и в результате получается, что офицеры, при одинаковых природных умственных силах со своими сверстниками, оказываются ниже их по развитию...
  -- Где же тут условия для широкого умственного развития, где тут разнообразие впечатлений и откуда, при такой постановке дела, возьмется запас представлений, необходимый для широкой умственной деятельности? ...
  -- Другими словами, всякая специальная деятельность нуждается в широком общем основании".
  
   Переводя сказанное на язык конкретных практические необходимых мер, следует указать на необходимость изменения системы современных военных училищ, а именно в направлении отхода от казарменного содержания курсантов и перехода на систему свободного выбора обучаемым места своего жительства на период обучения в военном училище (исключение из этой системы составит первый курс - курс жесткого армейского режима ).
  
   Так называемые "вольные квартиры" и "вольная жизнь" курсантов не должны никого вводить в заблуждение в отношении учебной и служебной дисциплины, ответственности за состояние обучения и качество овладения избранной специальностью. Всего этого можно достигнуть не за счет казармы и воспитания "стадного" чувства, а, наоборот, вопреки казарме, обезличиванию личности, усредненных стандартов и требований и т.п.
  
   В заключение приведем мысли П.П. Карцова, показывающие насколько важно должностное воспитание:
  
  -- "Каждый человек, призываемый к какой-либо общественной деятельности, прежде чем принимать возлагаемые этою деятельностью обязанности, должен, по долгу совести, проверить себя, есть ли в его знаниях, характере и способностях, все данные, которые необходимы для добросовестного исполнения принимаемого на себя дела.
  -- Гораздо лучше не браться за что-либо, чем взявшись, обнаружить свою несостоятельность.
  -- Принимающий на себя обязанности не по силам и способностям, забывает, что он вредит этим не только себе и порученному делу, но и всем тем, которые в нем должны участвовать.
  -- Ни в какой отрасли службы это так не вредно, как в военной, потому, что в ней все неправильное и фальшивое и неразумно-практическое, все, несогласуемое с духом и основами военных требований, вредит не непременно, а продолжительно, пускает корни, вывести которые будет гораздо труднее, чем посеять их"...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   См.: Габриэли А. Воспитание характера. Ч.1-2. - СП б., 1880.- с.84-86.
   См.: О воспитании детей в духе христианского благочестия .- М., 1844 .- с.49-53.
   См.: Там же. - с.61-65.
   См.: Арсений. Духовнонравственная педагогика, или советы родителям и наследникам как воспитывать детей в духе нравственности и благочестия. - М., 1902 .- с.59-73.
   См.: Федоров А.Ф. О моральном воспитании юношества. - Одесса, 1916 .- с.7,8.
   См.: Холл С. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте. - СП б., 1913. - с.29-47.
   Строганов Сергей Григорьевич (1794-1882), граф, почетный член Петербургской АН (1827). В 1835-47 попечитель Московского учебного округа, с 1856 член Госсовета, в 1859-60 московский генерал-губернатор. Археолог, председатель Московского общества истории и древностей российских (1837-74), основатель Строгановского училища, Археологической комиссии.
   См.: Клюжев И. Наше военное образование в период 60-80 годов прошлого столетия. // Вестник воспитания. - 1916 .- N8. - с. 76-77,97.
   Попов Н. Военным гимназиям. // Военный сборник. - Пг., 1915 .- N6. - с.51.
   См.: Ферстер Ф.В. Школа и характер: Морально-педагогические проблемы школьной жизни. - СП б., 1914 - с. 143,147,148,150.
   Драгомиров М.И. Избранные труды. - М., 1956.- с.190
   Меньшиков М. Дружина храбрых. - В кн.: Меньшиков М.О. Выше свободы. Статьи о России. - М., 1998.- с. 208.
   См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1988. - с. 479
   См.: Меньшиков М. Дружина храбрых. - В кн.: Меньшиков М.О. Выше свободы. Статьи о России. - М., 1998.- с. - с.214.
   См.: Дмитриевский А. Развитие духа штатских в сынах Марса // Военный сборник. - I9I4.- N 7, с.I09-II5; Дмитриевский А. Сохрани нас Бог оказаться гасильниками любви к военному делу // Военный сборник. - I9I4.- NII.- с. 93-I00; Дмитриевский А, Влияние академического образования на нравственный элемент. (силу духа).// Военный сборник. - I9I4.- N 5.- с. 59-66.); Баланин Д. Дух и инициатива - выше всего // Военный сборник. - I9I4.-NII.- с.88-9I и др.
   См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1988.- с. 26,431.
   В данном случае речь не идет об умалении значения денежного содержания офицера, а лишь подчеркивается тот факт, что ведущим и определяющим мотивом его профессии является идея служения государству.
   Да простят нас читатели за вольное обращение со словами приказа Петра Великого перед Полтавской битвой 1709 г. На как лучше выразить суть бескорыстного служения Отчизне?
   Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции).- В кн.: Вехи. Интеллигенция в России. Сб. статей. 1909-1910. М. :Молодая гвардия, 1991.- с.14.
   СМ.: Галкин М. С. Новый путь современного офицера. -СП б., I907.- с. 20.
   Российские офицеры. - М., 1995.- с.32. (Коллективный труд. Авторы: Е. Месснер, С. Вакар, В. Гранитов, С. Каширин, А. Петрашевич, М. Рожченко, В. Цишке, В. Шайдицкий и И. Эйенбаум. Они обобщили и систематизировали свои воспоминания об офицерской службе в виде обширного очерка. Работа была издана в Буэнос-Айресе).
   Заславский И. Роль органов чувств в деле воспитания и образования. - Рига, 1908 .- с. 10,18-20,21.
   Речь идет не о "казарменном режиме, а об "армейском", т.е. всецело отвечающим целям военного дела - обучению тому, что необходимо на войне.
   Карцов П.П. Командование отдельной частью. Практические заметки из служебного опыта .- СП б, I883 .- с.1.
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023