ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Два мира и даже две разные "цивилизации": гражданский и военный

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Гарнизоном государственности следует считать только господствующее племя" (Меньшиков). Местное население, как политически заряженный организм, может иметь либо положительный, либо отрицательный заряд. Отдельный гарнизон - крепостью для военнослужащих и для их семей... В годы моей офицерской юности, "Кочкоград" таковым не был...Информация к размышления: "Традиция, которую не обсуждают, а соблюдают"...


  
  
  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
   "Бездна неизреченного"...
  
   Мое кредо:
   http://militera.lib.ru/science/kamenev3/index.html
  

0x01 graphic

"Пожар в деревне",

Художник Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский.

Анатолий Каменев

  

Два мира и даже две разные "цивилизации":

гражданский и военный

"Гарнизоном государственности следует считать только господствующее племя. Насыпьте в пороховницу на треть мусор, и ружье едва ли выстрелит".

М. Меньшиков

  

"КОЧКОГРАД"

  
  
   После службы в большом городе мне предстояло испытать все прелести службы в маленьком гарнизоне, вдали от цивилизации и городского уюта. Мое перемещение в пос. Коченево, что находится в 60 км от Новосибирска было связано с повышением по службе.
   *
  
   Перемещение офицера с места на место - явление вполне нормальное. За время службы следует побывать в разных местах (близких и дальних), в местах цивилизованных и далеких от цивилизации.
  
   Страна наша, СССР, была уникальной с точки зрения географии, природных и людских ресурсов, разнообразия климатических условий и состава населения, ее (страну) населяющего.
  
   Воинские части были расположены на всей территории нашей необъятной Родины и везде, несмотря на местные трудности, несли службу солдаты, сержанты и офицеры.
   *
  
   Обычный офицер за время службы в строю примерно каждые два-три года менял место службы, то ли получая повышение, либо перемещаясь по горизонтали, т.е. переходя на равнозначную должность.
  
   Подавляющее большинство перемещений было связано с переездом, а потому офицер, в среднем, переезжал с места на место примерно восемь-десять раз.
  
   Справедливым наблюдением того времени было сравнение двух переездов с одни пожаром. "Два раза переехать, все равно, что один раз погореть", - говаривали знающие люди.
   И это было справедливо.
  
   Все нажитое и необходимое в быту имущество, надо было либо оставлять на прежнем месте, либо дарить уступать за гроши соседям.
   В контейнер, который выделялся переезжающему офицеру, входило только самое необходимое и ценное.
  
   Исходя из собственной служебной практики, могу констатировать, что за время офицерской службы мне пришлось переезжать восемь раз, в том числе, на длительные расстояния шесть раз, внутри округа - дважды, а внутри гарнизона - девять раз.
  
   Помимо носимой одежды и обуви, самым ценным грузом в нашем семейном багаже были книги, которых год от года становилось все больше и больше, и холодильник. Диван-кровати, шкафы выдерживали 2-3 поездки, после чего их можно было выбрасывать на свалку.
  
   Следовательно, в жизни моей семьи, фигурально выражаясь, было не менее четырех крупных "пожаров" и несколько серьезных возгораний.
  
   Скудный бюджет офицерской семьи трещал по швам от таких катаклизмов.
   При денежном довольствие примерно в 130 рублей и стоимости холодильника в 260 р., диван-кровати в 110-120 р., не очень-то разбежишься по магазинам в поисках хорошей мебели и домашней утвари.
  
   И в моей практике, и в жизни других офицерских семей нередки были случаи, когда все члены семьи годами спали на солдатских кроватях, выписанных из воинской части, а одежду вешали в шкафы с инвентарными номерами, с того же армейского склада.
  
   Жены, как могли, своими стараниями облагораживали этот казенный интерьер, проявляя чудеса изобретательности, которые не снились сегодняшним дизайнерам из популярных передач - "Школа ремонта", "Квартирный вопрос" и т.п.
   *
  
   К слову сказать, отмечу: в народе нашем чрезвычайно много разных талантов самого разнообразного плана и характера. И не только нужда и ограниченность средств заставляет соотечественников наших творить, изобретать и усовершенствовать.
  
   Есть в крови нашей стремление к красоте и изяществу, но не искусственному, а естественному, т.е. такому, которое сродни творению природы.
  
   Исконно русский человек - это человек полей, лесов, рек и озер. Он - воплощение единения с родной природой. Леса, поля, реки и озера не только дают ему средства для пропитания, но и вдохновляют на творчество.
  
   Любознательность и наблюдательность, безусловно, свойственны нашим людям.
   Народ наш богат на выдумку, скор на исполнение задуманного и неутомим в поисках нового, более совершенного и прекрасного.
   *
   0x01 graphic
  
   Кулибин Иван Петрович (1735 --1818) -- выдающийся русский механик-изобретатель
  
   В разных уголках России творят Ломоносовы, Кулибины, Левши... Но не все из ни, подобно М.В. Ломоносову, добираются до столицы и обретают известность.
  
   Каждый год наша огромная страна теряет безвозвратно тысячи неизвестных гениев и мастеров-самоучек, которые, уходя из жизни, оставляют свои творения невостребованными и неизвестными для других. Не всегда потомки названной личности умеют по праву оценить масштаб своего родственника. А потому только счастливая случайность открывает талан и делает его знаменитым.
   Беда наша.
   Неслыханное расточительство.
   *

0x01 graphic

"Губернаторша, входящая в церковь" 1864

Художник Леонид Иванович Соломаткин (1837-1883)

  
  
   Кому следует поручить попечительство над народными талантами? Государственной структуре? Отнюдь - нет, хотя и надо было бы.
  
   Нет, потому что чиновник все загубит, все омертвит, все оказенит...
   Коммерческой организации?
   Нет, и не ей. Эти деятели будут только эксплуатировать талант и выжимать из него последние живительные соки.
  
   Частным лицам?
   Может быть. Россия, ведь, всегда развивалась частной инициативой. Энтузиаст, популяризатор - это апостол и подвижник.
  
   Таких людей в России не счесть. Но беда таких людей заключается в том, что им все время приходится биться лбом о чиновничьи преграды, опираться только на собственные силы, тратить только свои кровные деньги, отрывая порой от скудного семейного запаса те последние крохи, которые нужны либо для пропитания, либо для самых насущных потребностей.
   Это своего рода одержимость, которая с трудом уживается в семье, а среди знакомых и коллег вызывает скептическую ухмылку.
   Но, если бы не было таких людей, не было бы и прогресса.
   *

0x01 graphic

  

Россия. "Интерьер в дворянском доме". 1830-е

Художник Тыранов Алексей Васильевич (1808-1859)

  
   Однако, как правило, подвижник в той или иной области, индивидуал (не индивидуалист, заметьте), который предпочитает работать в одиночку или в составе малой группы.
   Все его сознание захвачено предметом увлечения. И он не всегда стремится к общественному признанию.
  
   В то же время, интересы государства требуют выявлять таланты как можно раньше, помогать им в реализации творческих идей.
  
   Но на первом месте все же стоит обнаружение (поиск) талантливых людей (от детей до взрослых и пожилых).
   На мой взгляд, эту миссию должно взять на себя местное краеведение, т.е. то учреждение, которое по характеру своей работы должно интересоваться не только прошлым своей местности, но и изучать настоящее.
  
   ***
  

0x01 graphic

  

Россия. "С насиженных мест".

Художник Владимиров Иван Алексеевич.

  
   Впрочем, вернемся все же к основному предмету нашего повествования - переезду к новому месту службы.
  
   Коченево, поселок городского типа, имел железнодорожное сообщение с Новосибирском. Примерно через час езды на электричке, я вышел на платформу маленькой станции.
  
   По обе стороны железнодорожного полотна располагались небольшие улочки. Почти все дома в поселке были одноэтажные, с двумя-тремя небольшими комнатками, еще меньшей кухней и печным отоплением.
  
   Центральная дорога, на которой располагались местные органы власти, была заасфальтирована, а все остальные не имели даже твердого покрытия.
  
   Во времена осеннего ненастья и весеннего половодья улицы Коченева становились непроходимыми и грязь была столь жирна, что прилипала к обуви так прочно, что не было никакой возможности от нее избавиться даже энергичным встряхиванием.
  
   Местные жители за уличную беспутицу прозвали Коченево "Кочкоградом".
   И это название, как нельзя лучше соответствовало состоянию дорог в этом населенном пункте. Машины постоянно попадали в колдобины, а жители изощрялись в прыжках с кочки на кочку, дабы не замочить ноги.
   *

0x01 graphic

  

Россия. "Утро в передней частного пристава"

Художник Петр Михайлович Шмельков (1819-1890)

  
   Осень 1969 года выдалась славной, теплой и сухой, а потому мой путь до артполка пролегал вдоль плодоносящих садов, покосившихся от времени домов "кочкоградцев", и ... по сухой дорожке.
  
   Шагать пришлось километра три-четыре, так как общественного транспорта в поселке не было. Среди жителей, впрочем, в ходу был велосипед, который выручал, если требовалось побывать у родственников, живущих на другом конце поселка, или же проехать к одному из двух магазинов.
   *
  
   Наличие воинской части в Коченево никак не отражалось на жизни коченевцев: свободной и прибыльной работы для гражданских лиц в части не было; снабжение продуктами питания, предметами одежды и обуви в гарнизоне поставлено было из рук вон плохо; культурные и спортивные возможности воинской части были минимальные.
  
   Просто соседствовали два обособленных мира: гражданский и военный. Оба - одинаково бедные, нуждающиеся в самом необходимом и насущном.
   *
  
   Маленький гарнизон на просторах великой и могучей Сибири, был поставлен в условия самообеспечения, не имея притом, ни средств, ни воли старших начальников, ни правовой основы для предпринимальско-хозяйственной деятельности.
   Отсюда не случайны были случаи, когда командиры отдаленных гарнизонов становились на путь противозаконных действий, правда, одни, с целью облегчить жизнь офицерских семей и солдат, а другие - для того, чтобы обогатиться.
   *
  

0x01 graphic

  

Россия. "Утро у трактира" 1873.

Художник Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883)

  
   Вообще-то политическое и военное руководство нашей страны должно понимать, что отдаленный (отдельный) гарнизон - это полпред центральной власти, это - центр общей (для многонациональной страны) культуры.
  
   Это - дополнительный центр занятости для местных жителей.
   Это - пункт спроса их сельскохозяйственной продукции и прочих, необходимых в обиходе вещей.
   Это - центр притяжений всех здоровых сил данной местности.
  
   Но разве может выполнить столь масштабную задачу воинская часть, которая сама нуждается в необходимом? Разве притянут взоры обычных людей серые и невзрачные личности, вечно озабоченные своим бытом и текущими задами?
   Конечно, нет.
   *
  

0x01 graphic

  

Россия. В ожидании аудиенции. 1904.

Художник Маковский Владимир Егорович (1846-1920)

  
   И вот тут-то вдумчивый читатель может спросить: а зачем так масштабно ставить вопрос об отдельно взятом гарнизоне?
  
   Жили, к примеру, своей жизнью русские гарнизоны на Кавказе, в Средней Азии и на других окраинах российской империи.
  
   Действительно, так было: одновременно, рядом друг с другом, существовали два разных мира и даже две разные цивилизации.
  
   И далеко не все русские офицеры были миссионерами: немало было и таких, которые с неприязнью относились к местным жителям. Но ведь эти недалекие лица проигрывали, ибо за свое равнодушие к другим получали неприязнь, а, то и вражду местного населения.
   *
   Конечно, у воинской части есть свой главная задача - быть в состоянии боевой готовности, а в случае необходимости вступить в бой - добиться победы.
   Это так.
  

0x01 graphic

  

Россия. В смутное время.

Художник Сергей Васильевич Иванов (1864-1910)

  
   Но почитайте Сунь-цзы, великого китайского полководца, обратитесь к трудам Геродота, Полибия, Плутарха, Диодора Сицилийского, Ксенофонта, Тацита, Монтескье, Макиавелли и наших выдающихся полководцев, А.В. Суворова, в первую очередь, и вы увидите, как умно и тонко все они, вместе с выдающимися полководцами, начиная от Александра Великого и кончая М.И. Кутузовым, относились к политике в отношении местного населения.
  
   Они понимали, что население - это не безликая масса, инертная и малозначимая, а это - сила, могущественная и многосильная.
  
   Местное население, как политически заряженный организм, может иметь либо положительный, либо отрицательный заряд.
  
   Наполеон, к примеру, просчитался, думая, что своими прокламациями и обращениями к русскому народу сумеет склонить русского массу населения в свою сторону. Тем не менее, даже эта неудачная попытка свидетельствует о необходимости "заряжать" население позитивными токами и всеми силами нейтрализовывать действие токов отрицательных.
   *
  
   Может быть, в конце 70-х годов прошлого века так актуально вопрос о местном населении не стоял в повестке дня. Но и тогда была очевидна необходимость поддерживать и укреплять связь с местными органами власти, а через оные - и со всеми жителями.
   Остро этот вопрос стал позже - во времена горбачевской перестройки. Но об этом сказано будет в свое время...
   ***

0x01 graphic

  

Россия. Генерал Топтыгин. 1875

Художник Петр Петрович Соколов (1821-1899)

  

"Почему корова на плацу?"

   Подходя к артполку, я с удивлением заметил, что воинская часть не имеет сплошного забора. Лишь от КПП в обе стороны расходились на двадцать метров в ту и другую сторону ограждения, а далее забора не было и в помине.
   Впрочем, это было не последнее мое удивление.
  
   Нередко поселковые коровы забредали на территорию полка и бродили везде, где приходится. В силу этого обстоятельства негласной задачей суточного наряда была задача выдворять коров со строевого плаца перед очередным построением.
   Если вдруг, по недосмотру дежурного наряда, коровы забредали на плац, тот час звучал гневный голос командира полка:
   - Дежурный! Почему корова на плацу?
  
   Пристыженный дежурный тут же вызывал дневального из ответственного подразделения и тот, вооружившись хворостиной, гнал нарушителя прочь.
   Офицерским женам самим приходилось вступали в противоборство с коровами, которые принимались жевать одежду, вывешенную для сушки.
   *
  
   На территории полка находилось несколько офицерских двухэтажных домиков на восемь семей "сборно-щелевого" типа, служебные помещения барачного типа и клуб, имевший вполне приличный вид.
  
   Рядом с территорией полка находились маленькие огороды офицеров и сверхсрочников, где офицерские жены выращивали картофель и разные овощи.
  
   Магазин военторга был скуден и едва обеспечивал офицерские семьи самым необходимым.
   Поселковые магазины были не лучше и только, так называемый, пивной бар процветал и преуспевал.
  
   С утра и до позднего вечера пиво сомнительного качества лилось рекой и желающие принять пивную дозу постоянно толпились в крохотной избушке с громким названием "Пивной бар".
   *
  
   Вспоминая сегодня эту пору выживания в условиях дальнего гарнизона, хочется выразить недоумение по поводу того безразличия к жизни офицерских семей, которое наблюдалось со стороны командования дивизии и округа.
   Казалось, все делалось для того, чтобы люди жили как можно хуже. Снабжение - скудное.
   Военторг, который должен был обеспечивать жизнь семей военнослужащих, работал, как правило, на себя, для себя и во благо начальствующего состава. Все самое ценное и дефицитное расходилось по рукам военных торгашей и начальства, а всем прочим доставались неходовые товары и то, что предпочитали не брать "избранные".
  
   *
   Если попытаться спроектировать деятельность военной торговли (Военторга) на сегодняшнюю действительность, то целесообразно признать следующее:
  
   - во-первых, в эпоху товарного бума, т.е. того изобилия товаров и услуг, которые сегодня имеют место, функция этого органа нуждается в корректировке - нужно сосредоточиться не на наличии и ассортименте товара, а на качестве предлагаемого;
   - во-вторых, в условиях высоких цен важное значение имеет предложение товаров и услуг по более низким ценам для военнослужащих, включая рядовой состав.
  
   Понятно, что это всего лишь наметки, которые нужно детально проработать в интересах облегчения и удешевления жизни семей военнослужащих.
   *

0x01 graphic

  

Россия. Дети в санях. 1870.

Художник Пелевин Иван Андреевич (1840-1917)

  
   Жилищные условия в коченевском гарнизоне были приемлемые: в военном городке имелся служебный фонд и в наличии всегда имелись свободные квартиры для женатых офицеров. Холостяки также имели возможность арендовать одну комнату на двоих и потому не мыкались в поисках жилья.
   Но такое положение было не везде.
  
   Коченево был далек от Новосибирска и никто из оставивших службу офицеров не помышлял оставаться там для постоянного жительства.
   Совсем иначе было в городах. Там служебный фонд, как правило, быстро превращался в личный и закреплялся за отставными офицерам и прапорщиками.
   *
  
   Положение такое, конечно, ненормальное.
   Офицер, переезжая с места на место, не должен мыкаться по чужим углам и платить большие деньги за наем жилья.
  
   В целях боеготовности, а сегодня, и в интересах безопасности кадровый состав вооруженных сил должен быть обеспечен служебным жильем на все сто процентов.
  
   Всякие манипуляции и отчуждения служебного фонда необходимо решительно пресекать.
   Каждый вновь прибывший в воинскую часть офицер должен получать вполне приличное меблированное жилье. Зачем обременять офицера задачей каждый раз тащить за собой домашнюю утварь? Не проще ли изыскать средства в государственной казне для меблировки служебного жилья для офицеров.
   *

0x01 graphic

  

Россия. Дозор. 1905.

Художник Рерих Николай Константинович (1874-1947)

  
  
   Квартирный вопрос, который задел меня в полной мере, привел и к следующему выводу: вряд ли целесообразно передавать в полное распоряжение, т.е. делать собственником жилья, офицера, имеющего служебную перспективу.
  
   Наличие постоянного жилья привязывает офицера к нему и ограничивает мобильность. Если ранее, в годы моей офицерской юности, офицер гарантированно получал через год-два жилье по новому месту службы, то к концу службы мне пришлось ждать получение квартиры уже пять лет.
  
   В силу того обстоятельства, что обретение постоянного (своего, а не служебного) жилья возведено в проблему общегосударственного масштаба, кто посмеет упрекнуть офицера в том, что он либо вовсе отказывается ехать к новому месту службы, либо направляется к месту назначения один, без семьи.
  
   Наши жены тогда не колебались и, бросив нажитое место, вместе с мужьями и детьми отправлялись на новое место, претерпевая при этом муки физические, моральные и психологические.
   *
  
   Ставя вопрос о нецелесообразности закрепления за молодым офицером постоянного жилья до тех пор, пока не обозначится предел его возможностей и не наступит пенсионный возраст, надо, одновременно, говорить и о незыблемых гарантиях получения добротного жилья офицером к моменту окончания им службы в вооруженных силах России.
   Государство должно законодательно гарантировать обретение крыши над головой каждому достойному служилому человеку и его семье.
   Пока таких гарантий нет...
   Это - стыд и позор для власти, главной опорой которой является офицерство.
   ***

0x01 graphic

  

Россия. Домой. 1881.

Художник Грузинский Петр Николаевич (1837-1892)

  
  
   Мой новый, коченевский гарнизон, не стал для меня и для других надежной крепостью, которая защищает своих обитателей от напастей и бед.
  
   Офицер, который с утра до вечера находился в воинской части, был менее подвержен разрушительному влиянию однообразия и скуки, которая царит в захолустье, и порождается во времена вынужденной безработицы и социальной неприкаянности.
  
   Жены наши, как правило, хорошо воспитанные и образованные, но лишенные возможности работать по специальности, нередко впадают в хандру, не зная, как и чем реализовать себя.
  
   Эта неудовлетворенность жизнью в захолустье порождает недовольство, упреки в сторону мужа, который в данной ситуации оказывается крайним и незаслуженно обвиненным.
   На почве этой неудовлетворенности возникают семейные конфликты и ссоры, ведущие к разводам и разрушению офицерской семьи.
   *
  
   В то же время, при умелом учете способностей и возможностей жен и членов семей офицеров можно скуку и однообразие разрушить буйным расцветом разных начинаний и дел.
   Мне нет необходимости перечислять все, что можно придумать и осуществить, опираясь на богатый опыт людей.
  
   Но есть необходимость указать на потребность иметь в штатном составе отдельного (отдаленного) гарнизона организатора, способного активизировать жизнь людей гарнизона, заброшенного в даль от цивилизации.
  
   Отдельный гарнизон должен стать крепостью для военнослужащих и для их семей...
  
   В годы моей офицерской юности, "Кочкоград" таковым не был...
  
  
   0x01 graphic
  
   Если посмотреть правде в глаза ...
  

0x01 graphic

  

Россия.

"Пожар ночью в селе".

Художник Леонид Иванович Соломаткин (1837-1883)

ВОСПИТАНИЕ ДВОРЯНСКОЕ:

"Традиция, ко­торую не обсуждают, а соблюдают"...

О.С. Муравьева

   Мироощущение дворянина во многом определялось положением и ролью в Российском государстве ХVIII - первой половины ХIХ века: дворянство являлось сословием привилегированным и служилым одновременно. Это рождало в душе дворянина своеобразное сочетание чувства избранности и ответственности.
  
   Правило "служить верно" входило в кодекс дворянской чести и, таким образом, имело статус этической ценности, нравственного закона.
  
   Этот закон признавался безоговорочно многими поколениями дворян, принадлежавшими к разным кругам дворянского общества.
   Показателен в этом отношении эпизод, запечатленный А.С. Пушкиным его "Капитанской дочке", когда Андрей Петрович Гринев дает наставление сыну:
  
   "Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду".
  
   *
   Чувство собственного достоинства четко проводило грань между государевой службой и лакейским прислуживанием.
   *
   Одним из принципов дворянской идеологии было убеждение, что высокое положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств.
  
   Решающая установка в воспитании дворянского ребенка состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, честным, образованным ему следовало не для того, чтобы достичь чего бы то ни было (славы, богатства, высокого чина), а потому что он дворянин, потому что ему многое дано, потому что он должен быть именно таким.
  
   *
   Едва ли не главной сословной добродетелью считалась дворянская честь. Согласно дворянской этике, "честь" не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие.
  
   В идеале честь являлась основным законом поведения дворянина, безусловно и безоговорочно преобладающим над любыми другими соображениями, будь это выгода, успех, безопасность и просто рассудительность.
  
   *
   Готовность рисковать жизнь для того, чтобы не быть обесчещенным, требовала немалой храбрости, а также честности, выработки привычки отвечать за свои слова. Демонстрировать обиду и не предпринимать ничего, чтобы одернуть обидчика или просто выяснить с ним отношения - считалось признаком дурного воспитания и сомнительных нравственных принципов.
   *
   Постоянно присутствующая угроза смертельного поединка очень повышала цену слов и, в особенности, "честного слово". Публичное оскорбление неизбежно влекло за собой дуэль. Нарушить данное слово - значит раз и навсегда погубить свою репутацию.
   *
   Дуэль как способ защиты, несла еще и особую функцию: утверждала некое дворянское равенство, не зависящее от чиновничьей и придворной иерархии.
   *
   Если стимулом всей жизни является честь, совершенно очевидно, что ориентиром в поведении человека становятся не результаты, а принципы.
  
   Думать об этическом значении поступка, а не о его практических результатах - традиционная установка российского дворянства, отличающая его от западных дворян.
  
   *
   Воспитание, построенное на таких принципах, кажется совершенно безрассудным.
  
   Оно не только не вооружает человека качествами, необходимыми для преуспевания, но объявляет эти качества постыдными.
  
   Все дело, однако, состоит в том, как понимать жизненный успех. Если в это понятие входит не только внешнее благополучие, но и внутреннее состояние человека - чистая совесть, высокая самооценка и проч., то дворянское воспитание предстает не таким непрактичным, как кажется.
   *
   Обостренное чувство собственного достоинства воспитывалось и вырабатывалось в ребенке целой системой разных, внешне порой никак не связанных между собой требований.
   Храбрость и выносливость, которые безусловно требовались от дворянина, были почти невозможны без соответствующей физической силы и ловкости. Не удивительно, что эти качества высоко ценились и старательно прививались детям.
  
   К примеру, в Царскосельском лицее каждый день для физической закалки уделялось несколько часов: лицеисты обучались верховой езде, фехтованию, плаванью, гребле.
  
   Этой же цели служили прогулки в любую погоду.
   *
   Физические нагрузки не просто укрепляли здоровье, но и способствовали формированию личности.
  
   В общем контексте этических и мировоззренческих принципов физические испытания как бы уравнивались с нравственными.
  
   Уравнивались в том смысле, что любые трудности и удары судьбы должно было переносить мужественно, не падая духом и не теряя собственного достоинства.
   *
   Этические нормы тесно соприкасались с этикетными: демонстрировать чувства, не вписывающиеся в принятую норму поведения, было не только недостойно, но и неприлично.
  
   Умение скрывать от посторонних глаз мелкие досады и огорчения считалось обязательной чертой дворянского воспитания.
  
   Считалось неприличным обременять окружающих своими личными неприятностями. Не менее важным считалось и другое - защита своего внутреннего мира от непрошеных свидетелей.
   *
   Светское общество относилось к бытовой стороне жизни как к явлению глубоко содержательному, имеющему самостоятельное значение. Балы, светские рауты, салонные беседы и частная переписка - все это в большей или меньшей степени носило оттенок некого ритуала, для участия в котором требовалась специальная выучка.
   *
   Правила хорошего тона отнюдь не сводились к набору рекомендаций типа: в какой руке держать вилку, когда следует снимать шляпу и т.п. Высшее общество предъявляло к своим людям более серьезные требования.
   *
   Дворянские дети прежде всего приучались к правилам гигиены. Отношение к одежде носило не только эстетический, но и философский характер.
  
   Это был культ проявлений жизни. Правила хорошего тона требовали, чтобы самый дорогой и изысканный наряд выглядел просто.
  
   *
   Умение нравиться было одной из отличительных черт людей света. Не удивительно, что обучение искусству нравиться людям становилось важнейшим моментом в воспитании дворянского ребенка.
   *
   Особенная изысканность манер состояла в том, чтобы со всеми людьми, независимо от их происхождения и положения, уметь держаться одинаково, без чванства и заносчивости.
   *
   Готовясь к жизни в свете, дворянский ребенок должен был приучиться выражать любые чувства в сдержанной и корректной форме. При выяснении отношений в свете допустимы были выражения резкие и по существу оскорбительные; однако по форме они должны были быть безукоризненно вежливыми.
  
   Это требовало особого искусства владения языком, знания всех принятых клише светской речи, обязательных вежливых формул.
  
   *
   Сильной стороной дворянства было то, что дворянин постоянно жил в общении с простым народом. Перед ним не вставали проблемы общения с людьми, которые имели интеллигенты, предпринимавшие "походы в народ". Подавляющее большинство дворянских семей жило в своих поместьях или же в течение года неоднократно посещало их.
  
   Они разбирались в крестьянской жизни, знали проблемы деревни, вместе справляли обряды, были одной веры с крестьянами. Они же являлись их воинскими начальниками и потому пользовались среди солдат авторитетом знающего и справедливого человека.
  
   Уважение к крестьянам и крестьянскому труду воспитывалось в дворянских детях с малого возраста.
   *
   Особые отношения складывались внутри дворянского сословья. Характерный пример традиционного дворянского отношения к родне приводит В.А. Сологуб, вспоминая об Екатерине Александровне Архаровой.
   Бывало, к ней являлся с просьбой какой-нибудь помещик из захолустья, которого она видела впервые в жизни. Гостя встречали словами:
  
   - Чем, батюшка, могу служить? Мы с тобой не чужие...
  
   Часто такой визитер обращался к Архаровой с просьбой пристроить детей в какое-нибудь учебное заведение и присмотреть за ними, на что она охотно соглашалась. И на другой день помещик приезжал с детками, которых они рассовывали по разным воспитательным заведениям и помещик уезжал восвояси, твердо уверенный в том, что его дети находятся в надежных руках.
   И это было действительно так: Архарова регулярно посещала детей, справлялась об их успехах, помогала всячески...
   *
   Заслуживает особого внимания взаимоотношения в дворянской семье между родителями и детьми. Здесь в любви к ним не пересаливали.
  
   Дети держались в духе подобострастия и чувствовали, что они созданы для родителей, а не родители для них.
   *
   Послушание родителям, почитание старших выступали в качестве одного из основополагающих элементов дворянского воспитания. Открытое, демонстративное неподчинение воле родителей в дворянском обществе воспринималось как скандал.
   *
   За сколько-нибудь серьезные проступки строго наказывали. Лестница обычных наказаний: оставление без сладкого, без прогулки, ставление в угол и на колени, устранение от игры и т.п.
   *
   В то же время, свидетельства мемуарной литературы позволяют сделать вывод о том, что дворянская семья была обителью счастья, с ней связаны самые лучшие воспоминанья.
   *
   Чтобы уверенно играть свою роль - держаться свободно, уверенно и непринужденно - светскому человеку нужно было уметь хорошо владеть своим телом. В этом отношении особое значение имели уроки танцев.
  
   Танцам обучали всех дворянских детей без исключения, это был обязательный элемент воспитания. Молодому человеку, не умеющему танцевать, было бы нечего делать на бале; а бал в жизни дворянина - это не вечер танцев, а своеобразное общественное действо, форма социальной организации дворянского сословия.
  
   Танцы же являлись организующим моментом бального ритуала, определяя и стиль общения, и манеру разговора.
   Отказ от участия в танцах имел значение общественного и даже политического поступка, определенного вызова общественному мнению.
   Сложные танцы того времени требовали хорошей хореографической подготовки, и поэтому обучение танцам начиналось рано, а учителя были очень требовательны.
   *
   Первый бал - это первый официальный раут, в котором молодой человек впервые участвовал на правах взрослого. На уроках танцев дети учились не только танцевать. Учителя считали, что вместе с выправкой тела выправляется и душа.
  
   Дворянское воспитание - это не просто педагогическая система, не особая методика и не свод правил. Это - образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно: путем привычки и подражания. Сила этого воспитания - в неуклонном соблюдении традиций.

0x01 graphic

Портрет Н. Д. Дмитриева-Оренбургского работы И. Н. Крамского

  

Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич

(1 апреля 1837, Нижний Новгород -- 21 апреля 1898, Санкт-Петербург) -- русский жанровый и батальный живописец, график, академик и профессор батальной живописи Императорской академии художеств, участник "бунта четырнадцати", один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Материал из кн. Муравьевой О.С. "Как воспитывали русского дворянина" (М., 1995).
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023