ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Единоначалие - источник всякой премудрости

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА (из библиотеки профессора Анатолия Каменева)


  
  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
  
  
  

0x01 graphic

  

Встреча Сципиона и Ганнибала перед битвой при Заме

  
   207
   Как распылять силы неприятеля
   1. Когда Кориолан мстил войной за позор своего осуждения, он не допустил опустошения полей патрициев, а поджег и разорил поля плебеев, чтобы вызвать раздор и расстроить единодушие римлян. 2. Ганнибал, желая бесславием подорвать ав­торитет Фабия, с которым не мог сравниться ни доблестью, ни военным искусством, не тронул его полей, опустошив все прочие. В ответ Фабий объявил свои владения общественным достоянием и этим проявлением величин духа достиг того, что граждане не взяли под сомнение его добросовестность. 3. В пятое консульство Фабия Максима галлы, умбры, этруски и самниты соединили свои войска против римского народа; Фабий, в свою очередь, укрепив против них лагерь за Апеннинами на Сентинском поле, написал Фульвию и Постумию, стоявшим на защите города, чтобы они двинули вой­ска в Клувию. Когда это было выполнено, этруски и умбры ушли защищать свою землю, Фабий и его коллега Деций напали на оставшихся самнитов и галлов и победили их. 4. Когда сабиняне набрали огромное войско и, оставив свои владения, заняли наши, М. Курий отправил скрытыми путями отряд, чтобы опустошить их поля и поджечь в разных местах деревни. Бла­годаря этому Курию удалось, во-первых, нанести ущерб незащищенным владениям неприятеля, во-вторых, без боя отвлечь в сторону неприятельское войско и бить его по частям. 5. Т. Дидий, не полагаясь на свои малые силы и затягивая военные действия до прибытия легионов, которых он ждал, узнал, что неприятель выступил против них. Созвав сходку, он приказал подготовить солдат к битве и умышленно ослабить надзор за пленными. Некоторые из них бежали и сообщили своим, что готовится атака. Чтобы не распылить своих сил в виду сражения, те отказались от мысли выступать против тех легионов, которым готовили засаду; легионы совершенно спокойно прибыли к Дидию, не встретив отпора. 6. Во время Пунической войны некоторые города решили перейти от римлян на сторону пунийцев, но хотели раньше, чем отпасть, получить обратно заложников, которых дали раньше. Они поэтому инсценировали среди соседей мятеж, для подавления которого римляне должны были направить послов, задержали этих послов, в свою очередь, как заложников, и вернули их не прежде, чем получили обратно своих. 7. Римские послы, направленные к царю Антиоху, который держал при себе Ганнибала уже после поражения карфагенян и проводил его планы против римлян, вели с ним частые беседы. Этим они достигли того, что царь стал относиться с подозрением к человеку, который до этого был ему очень близок и полезен своей хитростью и военным опытом. 8. Кв. Метелл в борьбе против Югурты подкупил направленных к нему послов, чтобы они выдали ему царя; когда явились другие, он поступил с ними так же; тот же образ действий он применил и к третьему посольству. С пленением Югурты дело, правда, подвигалось туго: Метелл требовал выдачи его живым. Однако он добился очень многого; его письма к друзьям царя были перехвачены, царь всех их наказал и, лишившись их советов, впоследствии не мог приобрести друзей. 9. Г. Цезарь узнал от какого-то захваченного водоноса, что Афраний и Петрей собираются ночью сняться с лагеря. Чтобы расстроить планы неприятеля, не создавая вместе с тем трудностей для своих, он приказал тотчас же по наступлении ночи объявить сбор в поход и провести мимо лагеря противника с шумом и звоном мулов; думая, что Цезарь снимается с лагеря, те, которых он хотел задержать, сами задержались на месте. 10. Сципион Африканский, чтобы перехватить шедшую к Ганнибалу помощь с провиантом, отослал Минуция Терма с тем, чтобы потом к нему присо­единиться.
  

(Фронтин. Стратегемы. Вестник древней истории, N 1, 1946).

  

0x01 graphic

"Ксеркс наказывает море"

Гравюра начала XX столетия неизвестного автора

   208
   Как расстроить ряды неприятеля.
   1. Консул Папирий Курсор-сын, сражаясь с пере­менным успехом против упорных самнитов, тайно от своих приказал Спурию Навтию, чтобы небольшое число фланговых и конюхов сели на мулов и, влача по земле ветви, с большим шумом помчались вниз с лежавшего напротив холма. Завидев их, он воз­гласил, что это прибыл его победоносный коллега и надо самим стяжать славу победы в настоящем сра­жении. В результате римляне с большей уверенностью в себе ринулись вперед, а враги, задыхаясь от пыли, обратились в бегство. 2. Фабий Рулл Максим в свое четвертое консуль­ство тщетно пытался в Самниуме прорвать фронт неприятеля; напоследок он незаметно вывел из рядов гастатов, послал их со своим легатом Сципионом в обход и приказал занять холм, с которого можно было попасть и тыл неприятелю. Когда это было выполнено, римляне приободрились, а самниты ус­трашились и, замыслив бегство, были перебиты. 3. Император Минуций Руф, когда его теснили скордиски и даки, превосходившие его численностью, выслал вперед брата и с ним немного всадников с трубами; он приказал, чтобы брат, когда увидит, что бой начался, внезапно появился с другой стороны и велел трубачам заиграть; вследствие отголоска в горах у неприятеля создалось впечатление, что на­ступает огромное множество; устрашившись, он обратился в бегство. 4. Консул Ацилий Глабрион имел своим про­тивником войско царя Антиоха, расположившееся в Ахайе перед Фермопильским ущельем. Из-за неу­добств позиции не только его усилия были тщетны, но он даже был бы отражен с большими потерями, если бы не послал в обход Порция Катона, который в то время, будучи уже консуляром, был по народ­ному решению военным трибуном в войске. Сбросив с вершины горы Каллидром этолийцев, укрепив­шихся здесь, Катон неожиданно появился на нависа­ющем над царским лагерем холме с тыла. Войска Антиоха были устрашены, а римляне ворвались с двух сторон и, разбив врага наголову, захватили лагерь. 5. Консул Г. Сульпиций Петик перед боем с гал­лами приказал погонщикам тайно отойти с мулами на ближайшие горы и, когда сражение разгорится по-настоящему, показаться перед сражающимися как будто бы на конях. В результате галлы, думая, что к римлянам пришла подмога, отступили уже на поро­ге победы. 6. Когда Марий у Акве Секстие намеревался дать на следующий день бой тевтонам, он ночью послал Марцелла с небольшим отрядом конницы и пехоты в тыл врага, а чтобы создать впечатление большого войска, он послал с ним также невооруженных ко­нюхов и маркитантов и большое количество вьючного скота, накрытого тряпками, так что он походил на конницу. Марцеллу он приказал, как только он увидит, что завязывается сражение, в свою очередь броситься в тыл неприятеля; эта инсценировка навела такой страх, что грозный неприятель обратился в бегство. 7. Лициний Красс в войне против беглых рабов, собираясь вывести солдат против Каста и Канника, предводителей галлов, послал 12 когорт с легатом Г. Помпонием и Кв. Марцием Руфом за гору в обход. Когда сражение уже началось, эти когорты, выбежавшие с громким криком с тыла, настолько поразили врагов, что началось повальное бегство, и нигде не давалось отпора. 8. М. Марцелл, опасаясь, что слабые крики обна­ружат малочисленность его войска, приказал поднять боевой клич также маркитантам, обозникам и всякого рода сопровождающим и устрашил неприятеля видимостью большого войска. 9. Валерий Левин в сражении против Пирра, убив простого воина и держа окровавленный меч, заверил оба войска, что убит Пирр. Неприятельские войска, думая, что их вождь убит и они покинуты, были приведены в смятение этой ложью и в страхе отошли в лагерь. 10. В сражении против Г. Мария в Нумидии Югурта, который вследствие прежнего общения с римским лагерем владел также латинским языком, выехал на передовую линию и громко объявил, что им убит Г. Марий. Этим он заставил многих наших повер­нуть. <...> 13. Пирр, царь Эпира, в войне за Тарент таким же образом использовал слонов, чтобы расстроить ряды римлян. 14. Лагерь вольсков был расположен возле кустарника и леса. Камилл поджег все, что способно было, воспламенившись, перебросить огонь на вал, лишил противника лагеря. 15. П. Красс в союзнической войне таким же примерно образом попался со всем войском. 16. Испанцы выставили на первой линии против Гамилькара быков, запряженных в повозки, наполнив их сосновыми ветками, салом и серой, и при сигнале к бою зажгли их; погнав затем быков на врагов, они произвели у них переполох и прорвали их строй. 17. Фалиски и тарквинийцы переодели многих своих людей в жрецов, несших перед собою, как фурии, факелы и змей. Этим они привели в расст­ройство римское войско. <...>
  

(Фронтин. Стратегемы. Вестник древней истории, N 1, 1946).

  

0x01 graphic

Сражение при Вязьме 10 октября 1812 года. 1842.

Художник Петер фон Гесс.

   209
   Как сделать сражение более легким.
   Скорпион жалит потому, что у него есть яд; воин стано­вится смелым потому, что у него есть оружие. Поэтому, ко­гда у воинов остры мечи и прочны доспехи, они с готовно­стью идут в битву. Если же доспехи не прочны, то это все равно, что оголить плечо. Если лук не стреляет далеко, он не будет отличаться от пики. Если пущенная стрела не мо­жет поразить цель, это все равно что не иметь оружие. Если воин невнимателен, это все равно что быть слепым. Если полководец не храбр в битве, это все равно что не иметь предводителя. (Чжугэ Лян. Книга сердца, или искусство полководца).
  

0x01 graphic

  

Сражение при Смоленске 5 августа 1812 года. 1846.

Художник Петер фон Гесс.

  
   210
   Как скрыть свои неудачи.
   1. В сражении римского царя Тулла Гостилия против вейентов альбанцы, покинув римское войско, устремились к ближайшим холмам, и это смутило дух наших. Тогда царь заявил, что альбанцы пос­тупили так по его распоряжению, чтобы окружить неприятеля. Это заявление внушило вейентам страх, римлянам - уверенность; удачный замысел восста­новил пошатнувшееся положение. 2. Когда префект Л. Суллы с сопровождавшим его немалым конным отрядом в разгар сражения перебежал к неприятелю, Сулла объявил, что это сделано по его приказу. Таким образом, он не только не допустил упадка духа солдат, но даже укрепил его некоей надеждой на пользу, какая должна была последовать от этого решения. 3. В другой раз, когда посланные Суллой вспо­могательные войска были окружены неприятелем и перебиты и он опасался, что эта потеря наведет страх на все войско, он заявил, что он намеренно послал эти отряды на невыгодную позицию, так как они замыслили мятеж. Таким образом, он выдал совер­шенно явное поражение за мнимый акт мщения и укрепил дух солдат, убедив их в этом. 4. Сципиону послы Сифака сообщили от имени своего царя, чтобы он не переправлялся из Сицилии в Африку в расчете на союз с ним. Опасаясь, что гибель надежды на союз с иноземцами подорвет дух войска, Сципион спешно отпустил послов и распространил слух, будто Сифак сам вызывает его на союз. 5. Серторий во время боя пронзил кинжалом вар­вара, донесшего ему о гибели Гиртулея, чтобы он не довел этой вести до сведения других и его воины из-за этого не приуныли. <...> 7. Когда Ганнибал вступал в Италию, его покинули три тысячи карпетанов. Чтобы и другие не заразились их примером, он объявил, что сам от­пустил их, и для большей убедительности отпустил по домам, сверх того, еще нескольких, наименее ценных. 8. Л. Лукулл, заметив, что македонские всад­ники, бывшие в его вспомогательном войске, по вне­запному сговору перебегают к неприятелю, велел трубить к походу и послал турмы в погоню за ними. Неприятель, думая, что начинается сражение, встретил перебежчиков копьями. Македонцы, видя, что, с одной стороны, неприятель их не принимает, а с другой стороны, их теснят те, от кого они де­зертировали, по необходимости вовлеклись в насто­ящее сражение и напали на неприятеля. <...> 10. Консул Т. Квинций Капитолин, когда римля­не стали отступать, ложно заявил, будто на другом фланге враги обращены в бегство. Ободрив этим своих, он одержал победу. 11. В бою Гн. Манлия против этрусков был ранен его коллега М. Фабий, командовавший левым флан­гом, и вследствие этого эта часть стала отступать, думая, что консул даже убит. Манлий бросился к ней навстречу с турмами всадников, крича, что и коллега жив и что он сам на правом фланге одержал победу. Ободрив этой своей решительностью своих воинов, он добился победы. 12. В войне Мария против кимвров и тевтонов межевщики как-то по неосторожности отвели для лагеря место так, что вода оказалась во власти вар­варов. Когда солдаты потребовали воды, он показал пальцем на врага и сказал: "Ее надо добыть оттуда". Этим внушением он достиг того, что варвары были окончательно уничтожены. 13. Когда Т. Лабиен после Фарсальской битвы и поражения его партии бежал в Диррахий, он переме­шал истину и ложь: не скрыв исхода битвы, он выду­мал, будто потери обеих сторон сравнялись вслед­ствие тяжелого ранения Цезаря. Этим вымыслом он внушил бодрость остаткам сторонников Помпея. 14. М. Катон неосторожно пристал с одним су­денышком к Амбракии в тот момент, когда этолийцы атаковали союзные корабли. Хотя он не имел при себе никакой охраны, он начал давать сигналы го­лосом и жестами, как будто он зовет идущие следом свои корабли. Этим он устрашил врагов, считавших, что корабли совсем близко, раз их призывают так, как призывают находящихся совсем поблизости. Что­бы не подвергнуться разгрому с прибытием римского флота, этолийцы прекратили атаку.
  

(Фронтин. Стратегемы. Вестник древней истории, N 1, 1946).

  

0x01 graphic

  

Сражение при Тарутине 6 октября 1812 года. 1847.

Художник Петер фон Гесс.

  
   211
   Как совершенствовать себя.
   Мудрецы следуют Небу. Достойные берут за образец Землю. Знающие следуют древности. Гордые призовут к себе погибель. Высокомерные навле­кут на себя несчастье. Кто много говорит, тому мало верят. Кто много заботится о себе, тому мало прислуживают. Кто награждает незаслуженно, теряет друзей. Кто нака­зывает невинного, вызывает всеобщую ненависть. Кто не может сдерживать радость и гнев, погибнет.
  

(Чжугэ Лян. Книга сердца, или искусство полководца).

  

0x01 graphic

  

"Верцингеторикс сдаётся Цезарю" (1899)

Художник Lionel Noel Royer.

  
   212
   Как создать боевое настроение в войске.
   1. Консулы М. Фабий и Гн. Манлий в войне против этрусков, когда войско из-за раздоров оттягивало сражение, со своей стороны стали притворно медлить, пока солдаты под влиянием изде­вательств неприятеля сами не стали требовать боя и клялись, что вернутся победителями. 2. Фульвию Нобилиору приходилось сразиться, имея мало войска, с огромной армией самнитов, пополнявшейся все новыми подкреплениями. Он за­явил, будто бы склонил один неприятельский легион к измене, и для верности приказал трибунам, высшим чинам и центурионам снести, сколько кто имеет денег, золота и серебра, чтобы было чем заплатить изменникам; тем, кто принесет, он обещал после победы выдать сверх того большие награды. Внушен­ная римлянам мысль (об измене) придала им бод­рости и уверенности в себе, и, когда вслед за тем начались военные действия, этим была обеспечена славная победа. 3. Г. Цезарю предстояло дать сражение герман­цам и Ариовисту, а его воины упали духом. Он тогда на сходке заявил, что в этот день он пошлет в дело только десятый легион. Этим он достиг того, что солдаты десятого легиона взбодрились, поскольку была как бы засвидетельствована их исключительная храбрость, а прочие - от стыда при мысли, что слава доблести достанется другим. 4. Г. Фабий прекрасно знал, что, с одной стороны, у римлян настолько развито чувство свободы, что от оскорбления оно еще обостряется, и, с другой сто­роны, от пунийцев нельзя ожидать справедливости и умеренности. И вот он послал к карфагенянам послов насчет условий мира; те прислали ответ, проникнутый несправедливостью и высокомерием, и римское войско воспылало жаждой сразиться. <...> 8. Авл Постумий в сражении с латинянами предъ­явил образ двух юношей на конях и поднял дух воинов, говоря, что это явились [на подмогу] Кастор и Поллукс; так он восстановил боевой дух. <...> 11. Л. Сулла, чтобы солдаты с большей готовно­стью шли в бой, притворился, будто боги предска­зывают ему будущее. Дошло до того, что перед боем он перед всем войском молил и просил статуэтку небольшого размера, которую вывез из Дельф, чтобы она ускорила обещанную победу. 12. Г. Марий имел при себе некую вещунью из Сирии, от которой он будто бы вперед знал исход сражений. 13. Кв. Серторий, имея в своем распоряжении солдат-варваров с неразвитым умом, возил с собой по Лузитании белую лань прекрасного вида и утверждал, что от нее он наперед узнает, что надо делать и чего избегать; варвары поэтому повино­вались его приказам, как внушенным якобы свыше. (Такого рода уловками надо пользоваться не только в том отношении, что мы будем их применять к лицам, которых считаем несмышленными, но гораздо больше в том отношений, что будут измышляться такие вещи, чтобы их принимали за указания богов. <...> 20. Л. Сулла, видя вялость своих солдат перед сражением против Архелая, командующего войском Митридата, довел их изнурительным трудом до того, что они сами стали требовать сигнала к бою. 21. Фабий Максим, опасаясь, что войско в расчете на корабли, куда можно будет спастись, не будет биться достаточно стойко, велел сжечь их перед тем, как начать сражение.
  

(Фронтин. Стратегемы. Вестник древней истории, N 1, 1946).

  

0x01 graphic

  

Переход Суворова через Чёртов мост.

Художник Александр Евстафьевич Коцебу

  
   213
   КАК УКРЕПЛЯТЬ АРМИЮ И ГОСУДАРСТВО.
   1. Князь У-хоу оказал: - Я хотел бы узнать у Вас, как следует управлять армией, оценивать людей и укреплять свое государство. 2. У Ци на это ответил: - Мудрые государи древности строго соблюдали законы, касающиеся правителя и подданных, соблюдали правила, касающиеся высших и низших; они воспитывали народ в соответствии с обы­чаями, подбирали талантливых людей и, таким образом, были всегда готовы ко всяким случайностям. 3. В древности циский князь Хуань набрал пятьде­сят тысяч воинов и благодаря им стал гегемоном среди князей. Цзиньский князь Вэнь набрал в свои передовые части сорок тысяч человек и благодаря им добился ис­полнения своих желаний. Циньский князь Му имел тридцать тысяч непобедимого войска и благодаря этому покорил своих противников-соседей. 4. Поэтому правители могучих государств обязатель­но изучают свой народ. Они собирают из своего народа отважных и храбрых, сильных духом и телом и состав­ляют из них отряд; они собирают таких, кто с радостью идет в бой, отдает все свои силы борьбе и этим прояв­ляет свою преданность и храбрость, и составляют из них отряд; собирают таких, кто может переходить через горы, проходить далекие расстояния, кто быстр в ходь­бе, умеет хорошо делать переходы, и составляют из них отряд; они собирают таких слуг, кто утратил свое поло­жение и хочет снова иметь заслуги пред государем, и составляют из них отряд; они собирают таких, кто сда­ли крепости, не смогли защититься, кто хочет смыть свой позор, и составляют из них отряд. Эти пять отря­дов являются отборными частями армии. 5. Если иметь три тысячи таких людей, можно, вы­ходя изнутри, прорвать окружение противника, вторгаясь извне, заставить его крепость пасть.
  

(У-цзы. Трактат о военном искусстве).

  

0x01 graphic

  

Капитуляция крепости Карс.

Кавказская война 19 в.

  
   214
   Капитуляция на войне.
   Когда противник сдается, нужно внимательно наблю­дать, действительно ли он капитулирует или только делает вид. Нужно быть очень осмотрительным, днем и ночью ставить воинов в дозор и не позволять себе ослаблять бди­тельность. Военачальникам нужно строго приказать дер­жать свои войска наготове. Тогда можно благополучно до­вести дело до конца. Правило гласит: "Принимай капитуляцию, как встреча­ешь врага".
  

(Сунь-цзы)

  
  

0x01 graphic

  

Россия.

Новобранец. 1906.

Художник Валентин Александрович Серов (1865-1911)

  
  
   216
   КАТЕХИЗИС РУССКОГО СОЛДАТА
   Предисловие (А.И. Каменев). В 1644 г. английским войскам Кромвелем впервые был дан "Солдатский кате­хизис", разъяснявший цели войны и указывавший средства достижения победы. Английским солдатам парламентской ар­мии внушалось, что их профессия благородна. Война является религиозной, это война против врагов, которые преследовали религию, разрушали мир справедливости и свободы. Поэтому солдаты перед потомством и самими собой должны встать на защиту чести и правого дела; кто не разделяет энтузиазма "честных и благочестивых" солдат, тот малодушный трус и тайный враг бога, а потому с ним будет иметь дело сам бог. "Честные и благочестивые" солдаты победят потому, что их дело справедливое и доброе, а дело врагов-безнадежно дурное, а бог не может поддерживать коварного врага, бог всегда на стороне справедливости. Поэтому хороший солдат должен быть религиозным, благочестивым и нравственным, такого солдата благословит бог. Одним из средств воспита­ния парламентских солдат являлось изучение священного пи­сания. При этом Кромвель указывал, что божественная сила так относится к физической, как бесконечность к одному. Сама идея катехизиса, документа вопросно-ответной формы, интересна и вполне современна. У человека всегда возникают вопросы относительно явлений и событий жизни, окружающей действительности и взаимоотношения людей. Он, так или иначе, пытается получить ответы на важные для него вопросы. Однако, не всегда полученные ответы для него полезны, правдивы и конструктивны. Это происходит по той причине, что не все обладатели правильного ответа на поставленные вопросы заинтересованы говорить правду. В военном деле и воинской службе есть много таких вопросов, которые касаются жизни и смерти, поведения в опасной, экстремальной обстановке, а также такие, которые касаются вопросов безусловного повиновения и дисциплины, а также таких проблем, как товарищество, взаимовыручка, которые в военном деле имеют особо важное значение. Нам думается, что создание профессиональных катехизисов для разных категорий военнослужащих - занятие важное и полезное для укрепления боевого духа войск и формирования ясных взглядов и позиций на принципиально важные вопросы современного военного дела. В этом отношении весьма любопытен "Катехизис русского солдата", который создал Н. Шалапутин. (Н. Шалапутин). Посвящается русскому солдату доблестной Российской Армии. Где бы ни был ты, оплот отечества, - на север диком, юге знойном, равнинах холодной Сибири, в пустынях Туркестана, сыром Подольи, суровом Забайкалье или на погибельном Кавказе к какому бы племени и на­роду ни принадлежал, какое бы сердце ни билось под твоей серой солдатской шинелью, на каком бы языке ни говорил, какую бы вру ни исповедовал - помни завет великого СУВОРОВА: "побеждают не числом, а храб­ростью и умением". Всю жизнь стремись к этим двум идеалам и верь в самого себя, в свое великое призвание, в мощь русского народа и непобедимость армии. Шире раздвинь свои плечи, вздохни глубоко, гордо откинь голову назад, воспламенись священным огнем воинского порыва и отваги и смело рванись вперед; верь: никто не устоит пред тобой; гордый враг смирится, храбрый положит оружие, трусливый побежит. Черпай энергию из этого источника живой воды. Не разлучайся с ним ни в походе, ни на войне, ни на маневрах, ни дома в запасе. Слава храбрым, бессмертие им! Текст. I. За Царя, за Русь, за Веру. Вопрос. Что такое Царь? Ответ. Слово Царь значит - Помазанник Божий. В. Откуда заимствовано помазание православных русских Царей на царство? О. Из священной истории Ветхого Завета. Первый царь народа еврейского Саул был помазан на царство пророком Самуилом. В. Как ныне называется таинство помазание на царство? О. Священным коронованием. В. Что происходит во время священного коронования? О. Дух Святый невидимо снисходит на Помазанника Божие и на нем безотлучно пребывает во всю его последующую жизнь. В. Кем совершается обряд священного коронование в России? О. Высшими иерархами православной церкви, т.е. митрополитами, епископами, иереями и пр. При этом Государь Император самолично возлагает на себя корону. В. Какое присваивается наименование коронован­ному Царю? О. Венценосный и Державный вождь армии, флота и русского народа и даются права Самодержца Всероссийского. Особа Государя священна и неприкосновенна. В. Что означает "Самодержец Всероссийский"? О. Это значить, что руccкий царь, или русский Император, есть полноправный распорядитель всего русского народа и всей земли русской. Ему одному принадлежит право утверждать законы, по которым управляется вся эта великая страна. Ему принадлежит право казнить и миловать своих подданных. В. Кто называется подданным Царя? О. Все население страны от малого до великого, от последнего преступника до первого министра, от нищего до миллионера, от крестьянина до дво­рянина, графа и князя. В. Какие обязанности налагает подданство? О. Повиноваться всем законам и распоряжениям начальствующих лиц, над ними поставленных. Кроме того, зашита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Повиноваться власти Царя не только за страх, но и за совесть Сам Бог повелевает: "Бога бойся, Царя чти". В. Кто назначает начальствующих лиц от чи­новника и офицера до министра? О. Сам Государь Император отдает приказ о назначениях на все должности в государстве. Он же и производит в чины, жалует ордена и медали. В. Для чего Государь Император назначил Государственную Думу и Государственный Совет? О. Для того, чтобы каждый новый закон подвер­гался всестороннему обсуждению и толкованию представителей от народа. Иначе говоря - для того, чтобы все законы отвечали духу времени и нуждам народа. В. Что называется Русью? О. Под словом Русь нужно подразумевать весь русский народ всю русскую землю. В. Как велик русский народ и русская земля? О. Русский народ один из самых многочисленных и могущественных народов, населяющих земной шар, а русская земля по своему пространству самая большая и плодородная. Она занимает большую часть двух стран света Европы и Азии. В составе русского государствам входят другие покоренные народы: поляки, литовцы, татары, финны, сарты, текинцы, кавказские, народы и др., а также инородцы: евреи, армяне, немцы, эсты, латыши башкиры, греки, цыгане, караимы, молдаван, зыряне, остяки, вогулы, алеуты, эскимосы, самоеды и мн. др. всего 111 народ­ностей Все эти племена и народности, за исключением евреев, пользуются всеми правами и преимуществами, чисто русским присвоенными. В. Давно ли, когда и как началась русская земля? О. С незапамятных времен славянское племя Русь населяло нашу землю. Известным история это племя стало лишь с 862 года, когда русские предводители избрали себе первого князя Рюрика. В то время племя Русь занимало Центральную Россию. С этих пор оно начало расширяться, покоряя соседние народы, во все стороны. Ни один народ не мог бороться против воинственного племени Русь. С покоренных племен русские брали дань. Ныне Россия - великое и сильное государство. В. Какое в то время было вооружение? О. Мечи, секиры, луки, стрелы, копья, пращи. Постоянного войска не было. Одеждой служила звериная шкура, а пищей - мясо зверей. Русские в то время были язычники. В. Какие отличительные особенности характера Русского народа? О. Положительные. Русский народ по природе добродушный, разумный, хлебосольный, доверчивый, религиозный, храбрый. Отрицательные: ленивый, упрямый, грубый, непочтительный. Под влиянием проникающих во все уголки народной массы образование и цивилизации, эти неблагоприятные природные стороны характера начинают сглаживаться. В. Какая из перечисленных особенностей харак­тера самая дурная? О. Природная лень. Она вполне справедливо называется матерью всех пороков. Ленивый или тунеядец всегда бывает самый порочный, он почти всегда пьяница. Он старается, чтобы за него работали другие. Даже и тогда, когда некому делать, ленивый остается в бездействии, чем причиняет непоправимый вред делу или вещи. Ленивый никогда не наживет богатства и ничего не достигнет в жизни. Лень, как заразу, каждый должен в себе искоренять. Это его главный враг. Кто наметит себе цель в жизни и старательно будет к ней стремиться, тот всегда ее достигнет. Государству этот порок причиняет большие беды. История знает много примеров, когда большие государства погибали благодаря раздорам и лени своих подданных. Русские вследствие внутренних раздоров находились 250 лет под властью татар (от 1224 до 1480 г) и чуть-чуть по той же причине не подпали под власть поляков. Нужно искать деятельности и работы, а не бегать прятаться от них. Порученное же дело надо исполнять не как-нибудь, а самым добросовестным, старательным образом. Относиться с любовью, а не с ненавистью к делу. Только при этом условии явится полный порядок, единение и непобедимая сила. В. Какая еще есть страсть в русском человеке? О. Влечение к вину, спиртным напиткам и разгулу. В. Почему такое влечение вредно и в каком отношении? О. Вред, приносимый человеку водкою, чрезвычайно велик. Во-1-х, водка разрушает здоровье. Она только временно возбуждает головной мозг и всю нервную систему. После возбуждение наступает головная боль и угнетенное состояние, плохое самочувствие. Частое употребление вина истощает нервную систему; от этого человек становится вялым, соображение притупляется, память тоже. Дети алкоголиков получают наследственное влечение к вину и сами становятся такими же. Конечный результат пьяницы очень печальный он или, получает белую горячку, водянку, дрожание рук и ног, или сходить с ума, или кончает жизнь самоубийством, или, решаясь на преступление, попадает на каторгу, или, лежа где-нибудь под забором, простуживается и умирает от полученной болезни. Не нужно забывать, что в водке содержится алкоголь, т.е. яд, следовательно, пьющий человек сам себя понемногу отравляет. Во-2-х. Семейная и общественная жизнь пья­ницы полна горьких насмешек, ссор и побоев. Хозяйство пьяницы в полном упадке, все имущество понемногу переводится, продается. Он сам, жена и дети ходят в нищенском рубище или лохмотьях. Все они отправляются на тяжелую поденную работу. Заработок пропивается. Знакомые и бывшие друзья и приятели отворачиваются от него и осыпают обидными насмешками. В состоянии опьянение человек решается на такие преступления, которые по за­кону караются очень строго тюрьмою и каторгой. В 3-х. Пьянице на службе ни в чем не доверяют, потому что знают по опыту, что от пьяницы всего можно ожидать. По службе он не аккуратен, дерзок и груб. Все избегают иметь на службе пьяниц. В-4-х. По учению св. церкви пьяницы, как чревоугодники не наследуют жизни вечной. На борьбу с этим злом каждый должен призвать все лучшие свои умственные, физические и нравственные силы и не поддаваться искушению, несмотря ни на какие уговоры и просьбы своих товарищей. В. Допускается ли на службе н.ч. пить водку? О. Нет, не только не допускается, но законом строго запрещается впуск нижних чинов в трактирное заведение. В. Что есть вера? О. Вера есть уверенность в невидимое точно так же как и в видимое. В. Чем отличается православная вера? О. Православная вера есть самая правильная из других христианских исповеданий. Все главные основание этого вероучение изложены в "Символе веры". В. Кем и когда составлен "Символ Православной Веры"? О. Св. Отцами первого и второго Вселенских соборов в 325 и 381 году. В. Что такое Бог? О. Бог есть дух, Вечный, Всеблагий, Всеправедный, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный и Всеблаженный. Он имеет три лица: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог Дух Святый. В. Преследуются ли законом другие вероисповедание в России? О. Нет. Каждый народ свободно исповедует свое вероучение. В. Когда русские приняли православие? О. Сначала русская княгиня Ольга, а потом внук ее Св. Владимир приняли от греков православие и крестили весь русский народ в 988 г. В. Какое нравственное влияние оказало на русских принятие православной веры? О. Русские из диких и необузданных превратились в мирных и кротких. Они чрезвы­чайно полюбили свою новую религию, исполняли все обряды и таинства, старались распростра­нить веру между соседними народами. Веру свою они ценили высоко и гордились ею. В. Как русские относились к тем из своих соседних народов, которые противились при­нятию христианства? О. Они ненавидели их, смотрели на них как на идолопоклонников и всячески, высмеивали Если же возгоралась война, то pyccкие выказывали изумительное мужество и храбрость, так как сражаться за веру они считали величайшим счастьем, не щадили в битве собственной жизни, были единодушны и потому всегда побеждали врагов, которых потом обращали в православие. В. Оказывала ли какое-либо влияние вера православная на успех русского оружия? О. Во все время существование русского княжества, а потом государства вера и духовенство несом­ненно оказывали громадное влияние на подъем религиозного и патриотического духа воинов и всего народа в борьбе с соседними племенами и народами. Все военачальники перед войной и битвой обращались к Св. угодникам за благословением и поддержкой в борьбе с неверными. В. Чем еще объясняется успех русского оружия? О. Так как на войн проявляется верными сынами Св. церкви высшая любовь к ближнему, а особенно к христианам - по писанию Св. апо­стола Павла "больше сие любви никто же имать, да кто душу положить за други своя", - то, естественно, что Господь Бог постоянно помогал своему народу в борьба с неверными. В. Отчего дорога каждому из русских вера православная? О. Оттого, что она напоминает о земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Его учении, чудесах, крестных страданиях, воскресении и вознесении на небо и втором Его пришествии. В. Не было ли в истории церкви примера где бы ясно выразилось покровительство Бога христианам? О. Такой пример был в Римской истории. Константину Великому, при начале междоусобной битвы с Максенцием, явилось знамение на небе в виде креста с надписью: "Сим победивши". Он ввел вместо орла на знамени крест, а затем крестился сам и всех воинов своих крестил и действительно одержал победу. Давно признано, что вера двигает горами, совершает чудеса. Нужно только верить - и все совершится по желанию. По писанию Св. апостола "по вере вашей буди Вам", т.е. каждому дастся по вере его. В. Что солдат должен всегда помнит? О. Православный русский воин должен быть всегда готовым умереть за Царя, за Русь, за Веру. Служба солдата высока и почетна, потому что солдат служит не для своей выгоды, а для пользы всей России, всего государства и целого народа. Офицер служит для отечества и солдат, а солдат для отечества и офицеров. <...>
  

(Н. Шалапутин. Катехизис русского солдата).

  
  

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

  

0x01 graphic

ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ (1452--1519)--

великий итальянский живописец, скульптор, архитектор,

ученый, инженер.

  
  -- Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет.
  -- Где дух не водит рукой художника, там нет искусства.
  -- Существует три разновидности людей: те, кто видит; re, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит.
  -- Где умирает надежда, там возникает пустота.
  -- Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок.
  -- Наука -- капитан, а практика -- солдаты.
  -- Истина была единственной дочерью времени.
  -- Кто не карает зла, тот способствует, чтобы оно совершилось.
  -- Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их.
  -- Проси совета у того, кто умеет одерживать победы над самим собою.
  -- В числе глупцов есть некая секта, называемая лицемерами, которые беспрерывно учатся обманывать себя и других, но больше других, чем себя, а в действительности обманывают больше самих себя, чем других.
  -- В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости -- высшая справедливость жизни.
  -- Лучше умереть, чем маяться в неволе.
  -- Умеренность служит надежной защитой от пороков.
  -- Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха.

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023