ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Энергия, направленная вперед

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


Энергия, направленная вперед

 []

Невская битва 1240 г.

Со старинной миниатюры

СОВЕСТЬ

ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ

  
   Не совесть, угрызающая за несовершение в прошлом добра или за свершение в прошлом зла; но совесть, как творческая энергия, энергия любви и воли, направленная вперед, в будущее, к предстоящим совершениям. Она же и дает человеку то высшее счастье на земле, которое выражается словами духовное достоинство и призвание. И.А. Ильин.
  
   Совесть - запечатленное в сердце знание Божественного закона
  
   Бог, сотворив человека, запечатлел в его природе знание закона - совесть. Если бы человек сохранил этот закон... не было бы необходимости позже давать другой, письменный. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.
   *
   Кто попирает совесть, тот изгоняет из сердца добродетели. Преподобный авва Исаия.
   *
   Грех низлагает совесть, а покаяние служит ей жезлом. Преподобный Ефрем Сирин.
   *
   И во время совершения греха, и прежде, и после совершения наша совесть является суровым обличителем. Святитель Иоанн Златоуст.
   *
   Должно внимать себе - не перестала ли совесть обличать нас не из-за нашей чистоты, но как бы утомившись. Преподобный Иоанн Лествичник.
  
  

 []

Обручение царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной.

По старинной французской гравюре

О хранении совести в отношении к Богу,

к самому себе и ближним

  
  
   Ныне в нашей власти или засыпать совесть, или дать ей светиться и просвещать нас, если будем повиноваться ей. Ибо когда совесть наша велит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем этим, тогда мы засыпаем ее, и она уже не может быть для нас явственной от тяжести, лежащей на ней. Если светильник горит за завесой, все становится плохо различимым... так после преступления мы не понимаем, что говорит нам совесть...
   Совесть - нечто Божественное... она всегда напоминает нам полезное, а мы не ощущаем этого, если пренебрегаем ею и попираем ее. Преподобный авва Дорофей.
   *
   Говорит Писание: "Верный свидетель спасает души" (Притч. 14, 25).
   Свидетель верный - непорочная совесть: она избавит душу, внимающую ее советам, от согрешений до наступления смерти и от вечных мук по смерти. Епископ Игнатий (Брянчанинов).
   *
   Всяким хранением храни, брате, совесть свою чистою и в мыслях, и в словах, и в делах, да будет она всегда безукоризненна и никогда да не осуждает и не грызет тебя ни за что. Если будешь так делать, она большую приобретает у тебя силу и во внутреннем твоем и во внешнем действовании, и, став госпожою над всем, станет добре править твоею жизнью.
   Чистая совесть и жизнь твою сделает безукоризненною, ибо тогда она будет чутка и сильна на добро против зла.
   Она - закон, Богом начертанный в сердцах людей, в освещение путей их и в руководство во всем достодолжном, как учит апостол Павел, называя ее делом законным, написанным в сердцах (Рим. 2, 15); основываясь на чем, св. Нил такой дает каждому урок: во всех делах твоих, как светильником, пользуйся руководством совести.
   *
   В четырех отношениях должно тебе блюсти совесть свою безукоризненною: 1) в отношении к Богу, 2) к себе самому, 3) к ближним и 4) ко всем вещам, кои в руках у тебя.
  
   Все это ведомо; напомню, однако ж, тебе главнейшее.
  
   В отношении к Богу - пребывай в памяти Божией и ходи в присутствии Божием; сознавай себя носимым и хранимым силою Божиею и ведомым к тому концу, для которого Он воззвал тебя к бытию; и себя и все свое посвящай на служение Богу и во славу имени Его; в Нем живи, на Него уповай и Ему предай участь свою, и временную и вечную.
  
   В отношении к себе самому, - будь справедлив к себе и каждой части своего естества отдавай должное: дух твой, ищущий Бога небесного и вечного, да властвует над душою и телом, которых назначение устроять временную жизнь; душа, подчиняясь внушениям духа, выю ума да подклоняет богооткровенной истине и ею освещает всю область своего ведения: волю да держит в порядках заповедей Божиих, не давая ей, в противность им, уклоняться к своим похотениям, сердце да учит находить вкус только в вещах божественных и в том, что носит отпечатки и служит выражением божественного, и в сем духе да ведет свои дела и порядки житейские и общественные; телу давай нужное и, соблюдая в сем строгую мерность, имей законом - никогда ни в чем плоти угодия не творити в похоти (Рим. 13, 14). Храня сие, будешь добрым правителем себя самого, и истинным себе благодетелем.
  
   В отношении к ближним, - чти всех, как образ Божий, всем благожелай и благодетельствуй по силе; пред всеми смиряйся и всем угождай в пределах добра, радуйся с радующимися и соскорби скорбящим, никого не осуждай и не уничижай, даже в мысли и чувстве, от ищущих у тебя совета и вразумления не скрывай истины, когда знаешь; сам же в учителя никогда никому не навязывайся, паче же всего блюди мир и согласие со всеми, с готовностью на всякие для того с своей стороны жертвы, и всевозможно избегай соблазнить кого.
  
   В отношении к вещам, - почтительно, относись ко всем, как творениям Божиим; какие Бог дает тебе во владение - храни и употребляй во славу Божию: будь всякою меной их доволен и благодари за них Бога, ни к чему не пристращайся и на все смотри, как на способы и орудия внешние, чтобы свободно распоряжаться ими и не иметь связи и препон в добрых начинаниях своих, не допускай в себе почивания на них, как на хрупких опорах, не хвались своими, не завидуй чужим, не скупись и не будь расточителем не на доброе.
  
   Все сие исполнять каждодневно всякому приходится в том или другом виде, чуть не на каждом шагу.
   Если так добре будешь жить; добру будешь иметь и совесть, подражая св. ап. Павлу (Евр. 13, 18). Св. Никодим Святогорец.
  
  
  
  

***

   "Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом" (Лк. 16, 10)
  
   Постараемся сохранить нашу совесть, пока мы находимся в этом мире. Не допустим, чтобы она обличала нас в каком-либо деле, не будем попирать ее ни в чем, хотя бы это было и самое малое. Знайте, что от пренебрежения этим малым и, в сущности, ничтожным мы переходим к пренебрежению великим. Преподобный авва Дорофей.
   *
   Поэтому и сказано: чтобы не отдал тебя судье... Преподобный Иоанн Лествичник.
  
  

 []

Муром.

Троицкий монастырь.

2-я пол. 17 в.

Муки вечные есть мучения совести

  
   Видишь, что запыленное или закопченное зеркало ничего не отражает, хотя в него и смотришь, но если хочешь в нем увидеть свое лицо и его недостатки, нужно протереть зеркало.
   Так и совесть человеческая: когда многими греховными пороками и беззаконной жизнью запачкана, человек в ней не замечает пороков, прилипших к душе, и так весь запачканный ходит и из греха в грех бесстрашно впадает.
  
   Бедственно и плачевно такое состояние!
   Не видит он скверны и мерзости своей.
  
   Но увидит, когда раскроются книги на позор всему миру, Ангелам и людям, и предстанут перед лицом его грехи его, как говорит: "Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои" (Пс. 49, 21). Святитель Тихон Задонский.
  
   *
   "Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы" (Лк. 8, 17).
  
   Стало быть, как бы мы ни прятались со своими худыми делами, им, независимо от нас, ведется запись, которая в свое время и будет предъявлена.
  
   Что же это за хартия, на которой ведется эта запись?
   Совесть наша.
   Заставляем мы ее иногда молчать - Она и молчит.
   Но хоть и молчит, а свое дело делает, ведет самую точную летопись делам нашим.
  
   Как же быть, если там записано много плохого?
   Надо изгладить написанное.
  
   Чем?
   Слезами покаяния.
   Эти слезы все смоют и никакого следа не останется от того плохого, что было записано. Если же не смоем, ТО на суде придется самим перечитать все написанное. А так как тогда правда будет властной в сознании, то сами же и суд себе произнесем, а Господь утвердит его.
   Тогда будет решение безапелляционное, потому что всякий сам себя осудит, до других же и дела никому не будет. И все это совершится в мгновение ока: взглянешь и увидишь, что ты такое; и от вездесущего Господа тотчас же услышишь подтверждение суда; а затем - всему конец... Епископ Феофан Затворник.

 []

На крестце в Китай-городе.

Художник А. М. Васнецов.

1902 г.

О самоиспытании

Иоанн Златоуст

  
   Во время, следующее за ужином, когда ты отходишь ко сну, когда готовишься лечь на постель, когда в отсутствии всех наступает великое спокойствие, когда никто не беспокоит и бывает глубокая тишина; ты начинай суд совести, требуй от нее отчета, и какие имел в течение дня порочные помыслы, состав­ляя обманы, или строя козни ближнему, или допуская развратные пожелания, все это во время такого спокойствия выстави на вид, поставь совесть судьею этих порочных помыслов, истребляй их, суди, наказывай согрешающую душу.
  
   Если же должно на­казывать порочные помыслы, чтобы они не перешли в дело, то тем более должно сокрушаться душою о таких делах и словах.
  
   Это пусть будет каждый день, и не прежде засыпай ты, человек, пока не размыслишь о грехах, совершенных тобою в продолжение дня; тогда, без сомнения, в следующий день ты будешь не так скор на подобные предприятия.
  
   Как ты посту­паешь с деньгами, не пропуская и двух дней без требования отчета от слуги, чтобы не произошло замешательства от забвения, так поступай и с делами своими каждый день; вечером требуй от души отчета, осуждай грешный помысл, повесь его как бы на дереве, наказывай и повелевай, чтобы впредь не де­лать подобного. Будем же употреблять такое врачевание, не пред­ставляющее никакой трудности.
  
   Если же душа твоя не терпит воспоминания о грехах, стыдясь и смущаясь, то скажи ей: нет тебе никакой пользы от того, что ты не будешь воспоминать об них, а напротив еще - великий вред; ибо, если ты не будешь воспоминать об них сама по себе теперь, то грехи твои будут открыты пред глазами всех тогда; если же будешь по­мышлять о них теперь, то скоро избавишься от них и не легко впадешь в другие.
  
   Ибо душа, боясь вечернего суда, чтобы опять не подвергнуться такому же испытанию, осуждению и наказанию, бывает медлительнее на грех; и такова польза от этого испытания, что если мы будем так поступать постоянно только в течение одного месяца, то приобретем себе потом навык к добродетели.
  
   Не будем же презирать такое благо.
   Кто ставит себя пред этим судилищем здесь, тот не подвергнется тяж­кой ответственности там. Аще бо, говорит Апостол, быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были: судими же, от Го­спода наказуемей, да не с мгром осудимся (1 Кор. 11, 32. Итак будем делать это здесь, дабы нам не быть осужденными там.

Бес. на 4 Псал.

  
  

 []

Москва.

Кремль Дмитрия Донского в кон. 14 в.

Художник И. Васнецов

О смирении

Иоанн Златоуст

  
  
   Ничто не может так обуздывать и воздерживать нас, как смиренномудрие, когда т.е. мы бываем скромны, смиренны и никогда нисколько не мечтаем о себе.
  
   Зная это и Христос, когда приступил к проповеди Своего учения, начал с увещаения к смиренномудрию, и, отверзши уста, прежде постановил этот закон сими словами: блаженны нищие духом (Матф. 5,3).
  
   Кто намеревается строить большой и великолепный дом, тот полагает и основание соответственное, чтобы оно могло выдержать тяжесть, которая впоследствии будет лежать на нем: так и Христос, начиная возводить в душах учеников великое здание любомудрия, наперед полагает увещание к смиренномудрию, как твердое и непоколебимое основание, - первую и нижнюю часть здания, зная, что, когда эта добродетель вкоренится в сердцах слушателей, то и все прочие добродетели могут уже безопасно созидаться.
  
   Посему, когда нет в человеке этой добродетели, тогда он напрасно и без пользы будет трудиться, хотя и совершит все прочие добродетели.
  
   Как человек построивший дом на песке, хотя и много трудился, но не получил пользы, потому что не положил прочного основания: так, сколько бы кто ни совершил добрых дел, без смиренномудрия погубит и испортит все.
  
   Смиренный и людям приятен и Богу Угоден.
  
   Они живет в постоянном мире и не имеет никакой причины ко вражде.
   Будешь ли оскорблять его, порицать и говорить ему чтобы то ни было, он станет молчать и переносить с кротостью и будет иметь такой мир со всеми, какого и выразить невозможно, а вместе с тем и с Богом.
  
   Ибо заповеди Божии направлены к тому, чтобы нам пребывать в мире с людьми, и вся жизнь наша хороша тогда, когда мы в мире друг с другом. Богу никто не может сделать зла; Он не подлежит влиянию зла и выше всякой страсти.
  
   Ничто так не делает христианина достойным уважения, как смиренномудрие. Послушай, что говорит Авраам: я прах и пепел (Быт. 18, 27); или что говорит Бог о Моисее: был человек кротчайший из всех людей на земле (Чис. 12,3). Никто не был смиреннее его.
   <...>
   Ибо гордость есть знак низкого ума и неблагородной души, кротость же - души высокой и великой.
   <...>

 []

Нашествие хана Батыя на Русь.

Миниатюра из книги Житие Евфросинии Суздальской

СМИРЕНИЕ

Иоанн Кронштадский

  
   Быть смиренным значит считать себя достойным за грехи всякого униже­ния, оскорбления, гонения, побоев; а быть кротким значит в незлобии серд­ца переносить неправды относитель­но нас, ругательства и прочее и мо­литься за врагов своих.
  
   *
  
   Если ты хочешь быть истинно сми­ренным, то считай себя ниже всех, попранием всех: ибо ты ежедневно, ежечасно попираешь закон Господа, и, значит, Самого Господа.
   *
  
   Когда кто-нибудь по доброте своей похвалит тебя каким-либо людям, и они передадут тебе похвалы от своего ближнего, - не считай их должною, справедливою себе данью, но отнеси их единственно к доброте сердца это­го человека и помолись об нем, чтобы Господь утвердил его в благом сердце и во всякой добродетели, а себя при­знай величайшим грешником, не по смиренномудрию только, а по самому существу дела, как хорошо знающий свои худые дела.
  
   *
  
   Истинный христианин поступает так в этой жизни, чтобы она была приготовлением к будущей, а не жизнию для здешнего только века; он при действиях своих не думает о том, что скажут об нем здесь, а что скажут там, на небесах; он представляет себя всегда в присутствии Бога, Ангелов и всех святых и помнит, что некогда они будут свидетелями его помышлений, слов и дел.
  
   *
  
   Прочувствованная нищета, плач о существовании зла, жажда спасения находятся во всякой душе прямой и смиренной.
  
   *
  
   Ты печешься о человеческом мнении, о человеческой славе, - примись де­ятельно за исцеление этого душевного недуга.
   Помышляй и ревнуй един­ственно о славе Божией.
   Вменяй в ничто человеческое бесчестие.
   Когда нужно почтить бедного или необразо­ванного и грубого отца, или такую же мать, или сродника, или друга, или знакомого пред знатными и образо­ванными века сего, или стать за какую-либо истину в кругу глумящихся над истиною: имей тогда в виду еди­ного Бога и заповеди Его, да родите­лей, родственника, друга или знакомого и истину Божию, и стой за почтение к ним твердо, без малодушия и стыда, не стыдясь нимало всех предстоящих и соседящих или совопросников.
  
   *
  
   Когда тебя злословят и ты оттого смущаешься и болезнуешь сердцем, то это значит, что у тебя есть гор­дость, ее-то и надобно уязвлять и выгонять из сердца бесчестием вне­шним.
   И так, не раздражайся на­смешками и не питай ненависти к ненавидящим и злословящим, а по­люби их как твоих врачей, которых послал тебе Бог для того, чтобы вра­зумить тебя и научить смирению, и помолись о них Богу. -
  
   Благословите кленущия вы (Матф. 5,44), - говори: они не меня злословят, а мою страсть, не меня бьют, а вот эту змейку, которая гнездится в моем сердце и сказывает­ся больно в нем при нанесении зло­словия; утешаюсь мыслию, что, быть может, добрые люди выбьют ее оттуда своими колкостями, и не будет тогда болеть оно. Благодари же Бога за внешнее бесчестие: потерпевший бесчестие здесь не подвергнется ему в том веке. Прият сугубы грехи своя (Ис. 40,2). Твой мир даждъ нам, вся 6о воздал ecи нам (Ис. 26, 12).
  
   *
  
   Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражи­тельности на других из-за самых не­важных причин.
  
   *
   Когда нас укоряют в чем-либо, это не должно раздражать нас и приводить в уныние, а смирять нас, как нрав­ственно ничтожных, и обращать к Богу с усердною молитвою, чтобы Он немощное в нас уврачевал и оскудевающее восполнил Своею благодатию. Раздражаться особенно тогда, когда укоряют нас в действительных слабостях, значит прилагать болезнь к болезни, страсть к страсти, значит недуговать добровольною слепотою самолюбия, которая не хочет видеть своих темных сторон и добровольно погибает.
  
   Унывать же совсем безрас­судно: ибо христианин, при помощи благодати Божией, если восхощет, всегда может измениться к лучше­му, - да для этого Господь и посыла­ет нам обличителей, чтобы они от­крыли нам сердечные очи, чтобы мы увидели безобразие дел своих и, видя, поправлялись, а не для того, чтобы повергнуть нас в уныние. Уныние - грех и дело диавола.
   Обличения дол­жны производить в нас печаль по Бозе, производящую покаяние нераскаянно во спасение (2 Кор. 7, ю), а не печаль само­любия.
  
   *
  
   Иногда люди, младшие тебя или рав­ные, или старшие, дают тебе намеком наставления, которых ты не терпишь, досадуя на своих учителей. Надо тер­петь и с любовию выслушивать все полезное от кого бы то ни было.
   Самолюбие наше скрывает от нас наши недостатки, а другим они вид­нее; они и замечают нам.
   Помни, что мы друг другу удове (Еф. 4, 25) и обязаны взаимно исправлять друг друга.
  
   Если ты не терпишь наставления и досадуешь на наставника, значит - ты горд, значит - в тебе действительно есть тот недостаток, от которого на­мекают тебе исправиться.
  
   *
  
   Всякого приходящего к тебе человека, особенно с духовною целью, принимай с ласковым и веселым видом, хотя бы то был нищий или нищая, и внутренно смиряйся пред всяким, считая себя ниже его, ибо ты от Ca­мого Христа поставлен быть слугою всех, и все суть члены Его, хотя, подобно тебе, и носят на себе язвы прегрешений.
  
   *
  
   Совершенно нечем гордиться христи­анину, совершающему дела правды, ибо он и спасен, и постоянно спасает­ся от всякого зла только чрез одну веру, равно как и творит дела правды тою же верою. Благодатно 6о есте спасены чрез веру: и сие (и самая вера) не от вас, Божий дар: не от дел, да никтоже похвалится (Еф. 2, 89), чтобы никто ничем не гордился.
  
   *
   Нищета духовная состоит в том, чтобы почитать себя как бы несуществующим и единого Бога сущим, почитать словеса Его выше всего на свете и не щадить для исполнения их ничего, самой жизни своей: волю Бo­жию считать всем для себя и для других, свою отвергнуть вовсе; нищий духом всем сердцем желает и говорит: да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя; он сам как бы исчезает, везде и во всем хочет видеть Бога - в себе и в других.
  

 []

Иван III разрывает ханскую грамоту с требованием дани.

Художник Н. Шустов.

  
   Все да будет Твое, не мое; желает святость Его созерцать в себе и во всех; Царство Его - также; волю Его - также; Его одного видеть всенаполняющим сердца человеческие, как и должно, потому что Он един Сущий, всеблагий и всесовершенный, все создавший, а враг - диавол и клевреты его, и люди, противляющиеся Богу, - татие в Царстве Божием и противники Богу.
  
   Для нищего духом и весь мир, яко ничто; везде он видит одного Бога, все оживляющего и всем управляющего; нет у него места без Бога, нет мгновения без Бога - всюду и всякую минуту он с Богом и как бы с Ним одним.
  
   Нищий духом не смеет и не думает постичь непостижимое, раскрывать тайны Божии, высоко мудрствовать; он верит одному слову Господа-Жизнодавца, зная, что и каждое слово Его есть истина, дух и живот вечный, и словам Церкви Его, присно наставляемой Духом Святым на всяку истину; верит, как верит дитя отцу или матери своей, не требуя доказательств, полагаясь совершенно на них. Нищий духом считает себя последнейшим и грешнейшим паче всех, вменяет себя попранием всех.
  
   *
  
   Высоко цени и храни всегда христи­анскую кротость и незлобие, мир и любовь взаимную, всевозможно по­давляя порывы самолюбия, злобы, и раздражительности, и смущения.
  
   Не смущайся и не озлобляйся, когда кто-либо говорит тебе в лицо неправду или выражает какое-либо несправед­ливое притязание, или говорит обид­ные слова, или смело обличает ка­кую-либо в тебе слабость или страсть, несправедливость коих ты по само­любию не замечаешь.
   Всегда наперед размысли хладнокровно о том, что говорит тебе противник, и о своих собственных словах и поступках; а если при всем беспристрастном суж­дении о своих словах и действиях найдешь их справедливыми, то успо­койся в совести своей и ни во что вменяй слова противника, умолчав пред ним или спокойно, кротко, в незлобии сердца, показав ему его не­правду; а если найдешь себя винова­тым в том, в чем обличает тебя про­тивник, то, отложив самолюбие и гор­дость, проси извинения в вине своей и на будущее время постарайся ис­правиться.
   Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых за то, что они прямо обличают наши неправды. Такими людьми надо до­рожить и прощать им, если они сме­лою речью обрывают наше самолю­бие. Это врачи, в нравственном смысле, которые острым словом об­резывают гнилости сердечные и, чрез пробуждение нашего самолюбия, про­изводят в душе, омертвевшей грехом, сознание греха и жизненную реак­цию.
  
   *
  
   Чтобы управлять другими, надо на­учиться наперед управлять собою; чтобы учить других, надо самому приобресть знание.
   Когда я не умею владеть собою, когда нет во мне духа самообладания, духа кротости, свя­тыни, любви и правды, тогда я - плохой управитель. Когда играют мною всякие страсти, - лучше мне не браться управлять другими, что­бы не причинить большего вреда и себе, и им.
  
   *
  
   Как я пристальнее посмотрю на иных нищих и несколько поговорю с ними, так вижу, какие они любезные, крот­кие, смиренные, простосердечные, искренно доброжелательные, нищие телесно, но богатые духовно; они посрамляют меня грубого, гордого, злого, презорливого и раздражительного, лукавого, хладного к Богу и людям, завистливого и скупого.
  
   Это истинные друзья Божии!
  
   И враг, знающий их душевные сокровища, возбуждает в рабах своих, гордых богачах, презрение к ним и злобу, и готов их стереть с лица земли, как будто они не по праву живут на ней и ходят по ней!
   О, друзья Бога моего, бедные братья мои, вы истинные богачи по духу, а я истинно нищий, окаянный и бедный!
   Вы заслуживаете истинного уважения от нас, обладающих в изобилии благами мира сего, но нищих и скудных делами доброде­тели: воздержания, кротости, смире­ния, незлобия, искренности и горяч­ности к Богу и ближнему.
  
   Господи! научи меня презирать внешнее и все око ума своего обращать внутрь и ценить внутреннее, презирая вне­шность. Это же даждь мне наблю­дать и по отношению к богатым и сильным мира сего.
  

***

 []

Монгольская конница в походе

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТКИ

  
  -- Лебединая песня. От поверья, будто лебедь всего лишь раз поет в своей жиз­ни -- перед смертью. Обозначают самое послед­нее, обычно наиболее значительное, проявление таланта, деятель­ности.
  
  -- Левиты - под сим наименованием, говоря вообще, разумеются все потомки Левия; но по отделении одного семейства колена Левина для отправления священнических обязанностей, члены оного начали отличаться названием и обязанностями от других своих собратий. Главными обязанностями левитов были следующие: помогать священникам в служении первоначально в Скинии, а потом в храме; когда Израильтяне переходили с места на место, они должны были разбирать Скинию, переносить различные части оной и снова устанавливать ее, носить свящ. сосуды, музыкальные инструменты и проч. Когда Евреи оседло поселились в земле Ханаанской и Скиния была установлена в определенном месте, колену Левиину отвели для их жительства 48 городов, в числе которых 13 были назначены для священников. Города левитам назначались и в уделах прочих колен, с целью распространения их по всей стране, для удобнейшего расширения религиозного знания и влияния их между всем народом. К концу царствования Давида численность левитов простиралась до 38,000 человек, от тридцати лет и выше.
  
  -- Легаты - древнеримские посланники, избиравшиеся, главным образом, из среды сенаторов и посылавшиеся в чу­жие страны. Легатами также назывались должностные лица, непосредственно, состоявшие при полководцах и прави­телях провинций в качестве их помощ­ников и заместителей. В императорскую эпоху к ним прибавились еще легаты, назначавшиеся императором в качестве наместников императорских провинций, а также "легаты легионов", т.е. началь­ники легионов.
  
  -- ЛЕГИОН (лат. legio, род. п. legionis), осн. орг. и тактич. единица в армии Др. Рима (4, 5-10 т. ч.). Состоял из манипул и турм, а с сер. 1 в. до н. э. из когорт. Назв. "Л. " в 16-19 вв. имели разл. воинские формирования во Франции, Великобритании, Германии, России. Имя ему легион. Слово "легион" в Древнем Риме означало крупное воинское соединение в разное время разной величины - то вроде нашего полка (3 - 4 тысячи воинов), то близкое к нашим бригадам и даже дивизиям (до 10 тысяч человек). Постепенно это слово стало значить в народе просто "очень много", "множество". Одна из библейских притч - а к ней и восходит стоящее в заголовке крылатое выражение - рассказывает об одном безумном (по представлению древних, человек становился безумным, когда в него вселялся бес). На обращенный к нему вопрос, как беса зовут, ответил: "Имя мне - легион", то есть: "Во мне живет не один бес, а множество". Теперь у нас выражение это и означает неисчислимое множество.
  
  -- ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ 1242, 5(11).4, битва рус. войска с рыцарями нем. Ливон­ского ордена на льду Чудского оз., за­вершившаяся полным разгромом захват­чиков. Умело используя местность и(наступление "клином"), возглав­лявший рус. войско князь Александр Невский 2|з своих сил выделил на флан­ги, с тем чтобы охватить его с двух сто­рон. Рыцарское войско (10--12 тыс. ч.) в начале битвы прорвало центр рус. боевого порядка и втянулось в жесто­кую рукопашную схватку с фланговый ми полками, к-рые лишили их возмож­ности манёвра. Удар засадных дружин довершил окружение орден, войска Под тяжестью рыцарей конницы лёд на озере проломился, и многие рыцари утонули. Вырвавшихся из окружения преследо­вала рус. конница, завершив их разгром. Л. п. -- одно из выдающихся сражений средневековья, классич. образец окру­жения пр-ка. Рус. войско превзошло противника в воен. организации и тактике, проявило высокую доблесть и мужество. Победа в Л. п. сорвала агрес. планы кре­стоносцев, на многие годы обезопасила зап. границы Руси.
  
  -- ЛЕЙБ-ГВАРДИЯ, личная охрана монарха и почетное наименование отборных воинских частей в некоторых странах с монархич. формой правления. В России учреждена в кон. 17 в. Петром I. Позднее Л.-г. наз. многие гвард. части рос. армии. Частица "лейб" прибавлялась также к назв. некоторых армейских полков.
  
  -- ЛЕЙПЦИГСКОЕ СРАЖЕНИЕ. В начале октября 1813 г. Наполеон сосредоточил свои силы в районе Лейпцига. Союзные войска, действовавшие против французов, расположились вокруг занятой противником позиции и утром 4 (16) октября начали сражение, продолжавшееся с переменным успе­хом 3 часа. Войска французов перешли к активным действиям, во успеха не имели. После перерыва, в 7 часов 6 (18) октября сражение возобновилось. 7 (19) октября у французов была взята деревня Пробстгейде, являв­шаяся ключом неприятельской позиции, и деревня Шенфельд, состав­лявшая опору ее левого фланга. Наполеон начал отступление за реку Эльстер. Часть войск его переправилась через реку, но остальная часть, теснимая со всех сто­рон, скопилась у единственной переправы, где французам было нанесено сильнейшее поражение. Вышедшие из боя войска Наполеона стали отступать в беспорядке, а затем бежали по дороге к Линденау, пресле­дуемые русскими войсками. Атака на Лейпциг была настолько стремительна, что сам Наполеон чуть не попал в плен. В бою под Лейпцигом особенно отличились части генерала Витгенштейна. гвардейский корпус Ермолова, 26-я дивизия Паскевича, артил­лерия Сухозанета и др.
  
  -- ЛЕЙТЕНАНТ, франц. lieutenant), воинское звание мл. офицерского состава во многие государствах. Появилось во Франции в 15 в., где так называли офицера, замещавшего своего начальника. Со 2-й пол. 17 в. во Франции и др. европ. государствах чин в армии и флоте. В России чин Л. существовал с начале 18 в., на флоте; с 1907 был также чин ст. Л. В Сов. Вооруж. Силах в 1935 были введены звания Л. и ст. Л., в 1937 - мл. Л.; сохранилось в Вооруж. Силах Рос. Федерации.
  
  -- ЛЕКАРЬ ПОЛКОВОЙ. Первое упоминание о полковом лекаре в русском государстве относится к 1615 году.
  
  -- Леонид - спартанский царь (с 488 или 487 г. до Р.Х.). Летом 480 г. во время наступления персов защищал с 300 спартанцами проход на Фермопилы, открывав­ший путь в Среднюю Грецию. Сдерживал наступление персов до тех пор, пока весь отряд и он сам не полегли на поле битвы. Геродот в своей "Истории" описал подвиг спартанских войск при Фермопилах: "Когда у большинства эллинов копья уже сломались, они ру­били персов мечами. В этой битве пал и Леонид, оказавшийся доблестнейшим воином, а с ним вместе и другие знатные спар­танцы ... Из-за трупа Леонида произошла жестокая свалка между персами и лакедемонянами, пока, наконец, эллины бла­годаря своей храбрости не увлекли трупа к себе после четырех­кратного обращения в бегство неприятеля".
  
  -- Лесть. Хвалить людей в лицо -- признак лести. (Аристотель).
  
  -- ЛЕТЧИК-ЖЕНЩИНА. Первая русская летчица поднялась в небо 28 июня 19II года. Ею стала Лидия Виссарионовна Зверева. В последующем она участвовала в перелете Петербург-Москва, летала в небе Кавказа. По ее инициативе под Ригой была создана школа русских пилотов и авиационные мастерские. Зверева стала первой женщиной, продемонстрировавшей 19 мая 1914 года на моноплане "Моран" фигуры высшего пилотажа.
  
  -- Либаний (314 - 393 н.э.) - греческий историк и оратор, представитель млад­шей софистики, родом из Антиохии, ученик Зеновия. Пользовался уважением и занимал влиятельное положение при императорах Юлиане, Валенте и Феодосии. Написал очень много школьных произведений, речей и писем.
  
  -- Ливий Тит (Titus Livius) (59 до Р.Х. - 17 н. э.), рим. историк, автор "Римской истории от основания города" (142 кн.: сохранилось 35 - о событиях периода до 293 до Р.Х. и 218-168 до н. э). Задачу своей книги "История от основания Рима" он определил так: Мне бы хотелось, чтобы каждый читатель в меру своих сил задумался над тем, ка­кова была жизнь, каковы нравы, каким людям и какому образу действий -- дома ли, на войне ли -- обязана держава своим зарожденьем и ростом; пусть он далее последует мыслью за тем, как в нравах появился сперва разлад, как потом они зашатались и, наконец, стали падать неудержимо, пока не дошло до нынешних времен, когда мы ни пороков наших, ни лекарства от них перено­сить не в силах. В том и состоит главная польза и лучший плод знакомства с событиями минувшего, что видишь всякого рода по­учительные примеры в обрамленье величественного целого; здесь и для себя, и для государства ты найдешь, чему подражать, здесь же -- чего избегать: бесславные начала, бесславные концы".
  
  -- Ликейский гимнасий - был расположен к востоку от Афин перед воротами Диохара и представлял собою парк и сад при храме Аполлона Ликея. Впоследствии здесь преподавал Аристотель. Вообще гимнасии были местом гимнастических упражнений и ученых бесед; существенными частями их были большой обнесенный колоннадой двор, купальня и парк.
  
  -- Ликторские связки и прочими знаки верховной военной власти - знаками этой власти, кроме почетных охранников-ликторов со связками розог и воткнутыми в них топорами, были: тога с широкой пурпурной каймой, особое кресло, называвшееся курульным, и скипетр слоновой кости.
  
  -- Ликторы - официальные служители высших древнеримских чиновников, перед которыми они несли фасции (пучок прутьев и топор). Консулы имели 12 ликторов, диктаторы - 24, городские преторы - 2, а провинциальные намест­ники - 6. Ликторы шли друг за другом перед чиновником, расчищали ему путь в толпе и следили за тем, чтобы ему оказывались надлежащие почести. Лик­торы должны были приводить в испол­нение наказания, согласно постановле­ниям высших чиновников.
  

***

    []

Соловецкие острова.

Вид Соловецкого монастыря в кон. 18 в.

ИСПОВЕДАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

   Исповедальное Время Борьбы И Подвига   74k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 29 шт.
  
   Ум - светильник души   53k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 11 шт.
  
   Это могучий голос народа, надо прислушаться к нему   43k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 36 шт.
  
   Кто имеет ухо, да слышит...   29k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 7 шт.
  
   Он был поэтом нашей совести   35k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 15 шт.
  
   Верховный решитель дел по совести   68k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 15 шт.
  
   Священный закон нравственности   32k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 20 шт.
  
   Правило "служить верно"!   31k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 9 шт.
  
   Долготерпение - корень всякого любомудрия   63k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 15 шт.
  
   Поистине "лествица совершенства"...   31k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  
   Странники и пришельцы на земле   40k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 10 шт.
  
   Свет веры и безумие неверия   41k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 12 шт.
  
   Великий таинник   36k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 15 шт.
  
   Слово слышанное, не растворенное Верой...   30k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 11 шт.
  
   Житие умное, духовное   97k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 13 шт.
  
   Неутомимая жажда идти вперед...   60k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 24 шт.
  
   Возлюби ближнего твоего, как самого себя   65k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 8 шт.
  
   Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие   108k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 15 шт.
  
   Всему есть предел и мера   22k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 9 шт.
  
   Храни внутренний мир среди искушений!   33k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 6 шт.
  
   Верный ключ к сердцу человека   72k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 14 шт.
  
   Учи сему и увещевай   28k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 3 шт.
  
   Солдат должен быть честен и совестлив   33k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 27 шт.
  
   Мудрость лучше воинских орудий   38k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 8 шт.
  
   Нельзя победить врага, не научившись ненавидеть   62k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 12 шт.
  
   Не дерзнем коснуться его вековых корней!   64k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 10 шт.
  
   Единство и неделимость власти   33k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  
   Придет час, который решит судьбу Отечества   39k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 3 шт.
  
   Ничего, кроме наступательного   63k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 14 шт.
  
   За Веру и Верность...   49k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 8 шт.
  
   А напоследок все ж скажу...   38k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 10 шт.
  
   Есть также закон правды Божией!   30k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 4 шт.
  
   Спасенная Богом   41k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 16 шт.
  
   Жену любите, но...   46k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 2 шт.
  
   Отцы нации сейчас не били в набат ...   32k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 3 шт.
  
   Карьера благородных, честных, умных, талантливых   47k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 3 шт.
  
   Горе, где убивают всякую самостоятельность...   62k   "Фрагмент" Политика
  
   Воздух свободы опьяняет ...   36k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  
   Отрезвитесь и не грешите   59k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  
   Двести полезных книг   95k   "Фрагмент" История
   Иллюстрации/приложения: 9 шт.
  
   С жезлом или с любовью и духом кротости?   75k   "Фрагмент" Политика

***

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Иоанн Златоуст. Собрание поучения. Т.2. - М., 1993. - С. 119-120.
   Там же. - С.33-36.
   Святой праведный Иоанн Кронштадский. Мысли Христианина. - М., 1998. - С.503-515.
  

***

  

А.И. Каменев

Педагогика благонравия:

Хрестоматия

- М., 2004. - 308 с.

  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023