ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Формула поведения

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


4 - Моя книга для курсантов

А.И.Каменев.

Практическая психология для курсантов. - Балашиха, 1999 .- 302 с.


  
  

ФОРМУЛА ПОВЕДЕНИЯ

  
  
   Умение общаться и правильно строить взаимоотношения с людьми имеет чрезвычайно важное значение для человека благоразумного. Ведь он понимает, что невнимание к этому вопросу обращается серьезными издержками как духовного, так подчас и материального плана. Такой человек не позволит себя втянуть в конфликт, он не поддастся на провокацию, не станет из-за пустяков дуться на окружающих, сможет разрядить накалившуюся атмосферу достойным образом.
  
   Приведем авторитетное свидетельство в пользу благоразумного поведения, принадлежащее перу отца Сильвестра.
  
   Из его послания сыну:
  
   -"... Если какая страсть тебя покорила, чадо, или в грех какой впал, с тем обратись к Богу в искренней вере и к отцу духовному с горькими слезами, и оплачь грехи свои, и кайся по правде, что больше не станешь такого творить...
   ... Удержи язык свой от злого и уста свои, чтобы не извергали лжи, храни себя от обмана, от похвальбы и от клеветы и сам ни в чем не заносись... Никого же, чадо, не презирай и во всякой нужде помни, как мы прожили век...
   А еще держись, чадо, добрых людей всех чинов и званий и добрым делам подражай, внимай хорошим словам и исполни их.... Живи, чадо, по христианскому закону во всех делах без лукавства и без всякой хитрости во всем, да не всякому духу верь, доброму подражай, лукавых и закон преступающих во всяких делах отнюдь не отвечай. Законный же брак со всей осторожностью соблюдай до конца своей жизни, чистоту телесную сохрани, кроме жены своей, не знай никого и также пьянственного недуга берегись..."
  
   Поведение и общение - большая и глубокая область человеческого знания и человеческой практики. Охватить ее в полном объеме не представляется возможным. Следовательно, надо сосредоточиться на главном.
   Поведение человека - это его устойчивая реакция на состояния и требования собственной души и окружающей среды, которая проявляется в поступках, отношениях к себе и к другим.
   Типичные для данного человека поступки образуют своеобразную линию поведения которая пролегает по полю закона, духовности и нравственности и имеет позитивную или негативную направленность, если поступки, совершаемые человеком, произрастают на поле безнравственности и беззакония. Причем планка, которая соответствует линии поведения человека, находится на той высоте или в той глубине, которую он объективно заслуживает.
   К сожалению, нередко бывает и так, что поведение человека так обыденно и невзрачно, что трудно выделить что-либо полезное и важное в том, что этот человек делает. Что может быть печальнее признания факта, что человек не приносит пользы ни себе, ни другим, а влачит жалкое существование, бездарно проматывая такое драгоценное время, которое каждому из нас отпущено для полезных дел и добрых начинаний.
  
   Не звучит ли сегодня актуально предостережение М. Лермонтова , обращенное к молодым? Вчитаемся в строки его "Думы":
  
  

ДУМА

   Печально я гляжу на наше поколенье!
   Его грядущее - иль пусто, или темно,
   Меж тем, под бременем познанья и
   сомненья,
   В бездействии состарится оно.
   Богаты мы, едва из колыбели,
   Ошибками отцов и поздним их умом
   И жизнь уж нас томит, как ровный
   путь без цели,
   Как пир на празднике чужом.
   К добру и злу постыдно равнодушны,
   В начале поприща мы вянем без борьбы ;
   Перед опасностью позорно малодушны
   И перед властию - презренные рабы.
   Как тощий плод, до времени созрелый,
   Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
   Висит между цветов, пришлец осиротелый,
   И час их красоты - его паденье час !
   Мы иссушили ум наукою бесплодной,
   Тая завистливо от ближних и друзей
   Надежды лучшие и голос благородный
   Неверием осмеянных страстей.
   Едва касались мы до чаши наслажденья,
   Но юных сил мы тем не сберегли ;
   Из каждой радости, бояся пресыщенья,
   Мы лучший сок навеки извлекли.
   Мечты поэзии, создания искусства
   Восторгом сладостным наш ум не шевелят ;
   Мы жадно бережем в груди остаток чувства -
   Зарытый скупостью и бесполезный клад.
  
   И ненавидим мы, и любим мы случайно,
   Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
   И царствует в душе какой -то холод тайный,
   Когда огонь кипит в крови.
   ...
   Толпой угрюмою и скоро позабытой
   Над миром мы пройдем без шума и следа,
   Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
   Ни гением начатого труда...
  
   Печальна участь такого молодого поколения. Печальна участь России, если подрастающее поколение пойдет по пути бесцельной траты времени и жизни, удовлетворения мелких запросов, приспособленчества и т.п.
  
   См. приложения 1
   Кодексы поведения
  
   См. приложения 2
   Универсальные формы поведения
  
   См. приложения 3
   Наши партнеры
  
   См. приложения 4
   Что нам нравится в других
  
   См. приложения 5
   Какая женщина и мужчина
  
   См. приложения 6
   Как завоевать доверие
  
   См. приложения 7
   Советы Карнеги
  
   См. приложения 8
   Интересно
  
   См. приложения 9
   Полезные советы на каждый день
  
  

Уважение к старости у Петра Великого

(поучительный пример)

   К чести нас, русских, должно сказать, что уважение к заслуженной старости, исстари было одной из главных наших добродетелей. Великий князь Владимир Мономах, в поучении своим детям, именно велит им "чтить старых людей, как отцов".
  
   Петр Великий выказывал большое уважение к старости. Однажды он поручил Павлу Ивановичу Ягужинскому проведать боярина Ивана Борисовича Репнина, который занемог:
  
   -Поезжай к нему и спроси от меня о его здоровье; но умей угодить старинной его боярской суетности: оставь лошадь у ворот и взойди на двор пешим и без шляпы; вели о себе доложить, что прислан от Государя, спросить о здоровье его сиятельство.
   Тебя будут просить к нему; но ты скажи, что недостоин видеть очей его боярских, и не прежде взойди, как по двукратному зову; а вошедши с раболепным видом ставши у дверей, поклонись ему об ручку; и если старик велит тебе сесть, отнюдь не садись, говоря что ты недостоин такой чести: уверую тебя, что он не отпустит тебя с пустыми руками.
   Сказано - сделано. Ягужинский так и поступил. При прощании он спросил у князя, что ему ответить Государю? - "Донеси, друг мой, что мне, слава Богу, получше, и что я сам лично буду благодарить Его Величество, что вспомнил меня старика".
   И тут же приказал дворецкому принести мешочек с червонцами. Не успел тот выполнить приказание, как князь остановил его словами: "принеси еще серебреный поднос"; дворецкий двинулся в путь, но князь
   и тут остановил его: "на тот поднос поставь кубок золоченный, высыпь в него червонцы и принеси мне".
   Ягужинский между тем продолжал усугублять свою учтивость и униженность. Старик, еще больше тронутый, снова кликнул дворецкого и сказал ему: "да поставь на тот же поднос еще чашу золотую".
   Все это принесли князю, и он, передавая Ягужинскому сей дар, сказал:
   -За то, что ты так умен, возьми себе, друг мой, и разживайся с моей руки, да не оставляй и впредь почитать людей знатный, старых и заслуженных; тогда и Бог и Царь тебя не оставят".
  
   Данный пример приведен не для того, чтобы учить лести и угодничеству, а с той лишь целью, чтобы "оттенить" мысль: у каждого возраста есть свои слабости и человек благоразумный учитывает это в своем поведении и общении с людьми разных возрастов.
  

Мужчина и женщина, что привлекает и или отталкивает

   Изучение более 350 студенческих поэм о любви показывает, что от 8 до 10 процентов молодых мужчин неравнодушны к красивым плечам, а 7 процентов девушек нравятся широкие плечи юношей. Длинные ресницы чаруют 5% мужчин. Далее более всего предпочтение отдается голосу: иных привлекает высокий, других - низкий голос. Затем отмечаются: характер смеха, манера держаться, походка, жесты, движения и повороты глаз, положение головы и плеч, манера сидеть и т.д.
   В туалете первое место занимают волосы, их длина, прическа, разделение на локоны. Второе место у девушек занимают кольца, браслеты, ленты; у юношей - костюм. Обращается внимание на изысканно чистое белье, носовые платки, качество одежды.
   Не менее подчеркивается неопрятное в одежде, а также некоторые отталкивающие черты. Особенно отталкивают выпуклые или глубоко сидящие глаза, толстая шея, торчащие уши, сходящиеся брови, широкий нос, маленький рот.
   Из отталкивающих привычек нужно прежде всего отметить: гнусавость, гримасничанье, закатывание глаз, громкий голос, грубый и неприятных смех, неуклюжие движения и т.п. К неприятным качествам относятся: дерзость, нахальство, злословие, хамство и т.п.
   Следует заметить, что больше всего отталкивают не какие-то физические недостатки (что, впрочем, имеет место), а вульгарное поведение человека. Вряд ли можно считать благоразумным поведение молодого человека, который в расчете прослыть "крутым", не выбирает выражений, ведет себя вызывающе, не стесняется ничьим присутствием. Такой человек, как правило, пользуется "признанием" среди таких же грубых и неотесанных личностей, как он, и то до той поры, пока не найдется более сильный, не терпящий в своем присутствии более "раскованного" поведения, чем свое.
   Человек, имеющий какие-либо физические изъяны, вполне может компенсировать их своим разумным поведением и будет иметь больший успех, чем красавец, нервно взбрыкивающий при каждом движении в его сторону.
  
  
   ЗАПОМНИМ
  
      -- Мужчину унижает долгая осада; женщину, наоборот, она покрывает славой. (Стендаль).
      -- Чем больше милостей женщина дарит мужчине, тем сильнее она его любит и тем меньше любит он ее. (Лабрюйер).
      -- Золото пробуют огнем, женщину - золотом, а мужчину - женщиной. (Сенека).
      -- Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины - сказать, что она безобразна. (Кант).
      -- Мужчина соблюдает чужую тайну вернее, чем свою собственную ,а женщина лучше хранит свою, нежели чужую. (Лабрюйер).
  
  
  

МУДРЫЕ МЫСЛИ О ПОВЕДЕНИИ

  -- Никогда не мешает сравнить свое поведение с мыслями о человеческом поведении людей достойнейших. Благоразумный человек всегда делает это с величайшим почтением к их мудрости.
  -- Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, - огорчаюсь, если я не понимаю людей. (Конфуций).
  -- Три пути у человека, чтобы разумно поступать: самый благородный, - размышление; второй, самый легкий, подражание; третий, самый горький опыт. (Конфуций).
  -- В стране, где есть порядок, будь смел в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах. (Конфуций).
  -- Кто храбр, не зная человеколюбия, кто щедр, не зная бережливости, кто идет вперед, не зная смирения, тот погибнет. (Лао-цзы).
  -- Если будешь поступать слишком жестко, тебя постигнет неудача; если же будешь действовать слишком мягко, сам окажешься в оковах, (Сюнь-цзы).
  -- Справедливого человека цени больше, чем родного. (Антисфен из Афин).
  -- Лучше изобличать собственные ошибки, чем чужие. (Демокрит).
  -- Пользуйся чаще ушами, чем языком. (Демонакт).
  -- Просыпаясь утром, спроси себя: "Что я должен сделать?" Вечером, прежде чем заснуть: "Что я сделал?" (Пифагор).
  -- Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями. (Пифагор).
  -- Надо не с виду быть хорошим, а с норову пригожим. (Фалес из Милета).
  -- Ставь себе лишь достижимые цели. (Гораций).
  -- Кто медлит упорядочить свою жизнь, подобен тому простаку, который дожидается у реки, когда она пронесет свои воды. (Гораций).
  -- Полезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы служить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным. (Сенека).
  -- Велик тот человек, кто глиняной утварью пользуется как серебренной, но не менее велик и тот, кто серебренной пользуется как глиняной. (Сенека).
  -- Людям свойственно смотреть сердитыми глазами на новый счастливцев и ни от кого не требовать столько умеренности в пользовании фортуной, как от тех кого они видели равными себе. (Тацит).
  -- Всегда надеяться, никогда не отчаиваться - таково свойство человека большой души. (Флор).
  -- Первый закон истории - бояться какой бы то ни было лжи, а затем - не бояться какой бы то ни было правды. (Цицерон).
  -- Чем честнее человек, тем меньше он подозревает других в бесчестности. Низкая душа предполагает всегда и самые низкие побуждения к благородным поступкам. (Цицерон).
  -- Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально. (Я.Коменский).
  -- Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле. (Я. Коменский).
  -- Ни к кому не ходить на поклон и не ждать, что придут на поклон к вам ,- вот отрадная жизнь. золотой век, естественное состояние человека! (Лабрюйер).
  -- Кто идет медленно и не спеша, тому не длинна никакая дорога; кто терпеливо готовится в путь, тот непременно приходит к цели. (Лабрюйер).
  -- Ключ к сердцу человека - сочувствие страстям, поглощающим его душу, или сострадание к недугам, снедающим его тело. (Лабрюйер).
  -- Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать. (Лафатер).
  -- Освобождать себя от соблюдения правил приличия не значит ли искать средства для свободного проявлений своих недостатков ? (Монтескье).
  -- О своих заслугах перед другими не нужно помнить. О своих поступках перед другими нельзя не помнить. О милости других к себе нельзя забывать. А об обидах, нанесенных вам, нельзя не забыть. (Хун Цзычен).
  -- Не пеняй другим за мелкие проступки. Не уличай других в злом умысле. Не припоминай другим старых обид. Если следовать этим трем правилам, можно взрастить в себе добродетель и избежать неприятностей. (Хун Цзычен).
  -- Если ты пользуешься доверием, не обманывай даже злодея. Если ты наделен силой, не кичись своим превосходством. Если у тебя много достоинств, не обнажай недостатков других Если у тебя нет способностей, не завидуй умению других. (Хун Цзычен).
  -- Поведение должно быть возвышенным, но не причудливым. Мысли должны быть тонкими, но не мелочными. Характер должен быть уравновешенным, но не безвольным. Манеры должны быть воспитанными, но не жеманными. (Хун Цзычен).
  
  

Традиции русского офицерства

(информация для служебной практики)

   В заключение раздела приводим традиционные нормы поведения русского офицерства, которые прошли испытание временем и не утратили своей силы сегодня. Делается это для того, чтобы курсант имел достаточно ясные ориентиры в своем служебном поведении. Ведь офицером человек становится не с момента одевания офицерской формы, а "созревает" до величия офицерского звания, нося погоны курсанта.
  
  -- "Бога бояться и Царя чтити, любить ближнего не словом или языком, но делом и истинною, повиноваться наставникам, покоряться властям и быть готовым на всякое доброе дело"28.
  -- Служить честно Отечеству, а не прислуживать кому бы то ни было. ("Когда занемогший офицер подавал установленной формы рапорт: "Заболев сего числа, службу Его Императорского Величества нести не могу", то он действительно ощущал, что его служба есть служба Его Императорского Величества"29).
  -- Верность своему слову. ("Слово офицера должно быть залогом правды, и потому ложь, хвастовство, неисполнение обязательства - пороки, подрывающие веру в правдивость офицера, вообще бесчестят офицерское звание и не могут быть терпимы"30).
  -- Уважение законов государства. (Офицер должен отличаться уважением к законам государства и к личным правам каждого гражданина; ему должны быть известны законные средства для ограждения этих прав, и он же, не вдаваясь в донкихотство, должен быть всегда готов помочь слабому"31).
  -- Мужественное преодоление всех трудностей и препятствий в службе и жизни. ("Малодушие и трусость должны быть чужды офицеру; при всех случайностях жизни он должен мужественно преодолевать встречающиеся препятствия и твердо держаться раз выработанных убеждений, чтобы всякий видел в нем человека, на которого можно положиться, которому можно довериться и на защиту которого можно рассчитывать"32).
  -- Самоотречение. ("Повиновение законам и дисциплине должно доходить до самоотречения; в ком нет такого повиновения, тот недостоин не только звания офицера, но и вообще звания военного"33). Разборчивость в выборе друзей, знакомых, определении круга общения. ("Офицер должен посещать только такие общества, в которых господствуют добрые нравы; он никогда не должен забывать, особенно в публичных местах, что он не только образованный человек, но что, сверх того, на нем лежит обязанность поддерживать достоинство своего звания. Поэтому он должен воздерживаться от всяких увлечений и вообще от всех действий, могущих набросить хотя малейшую тень даже не на него лично, а тем более на весь корпус офицеров..."34
  -- Преданность военной форме. ("Офицеры носили форму на службе, вне службы, дома, в отпуску и это постоянное пребывание в мундире было непрестанным напоминанием офицеру, что он всегда находится на службе Его Величества. Офицер всегда был при оружии и это свидетельствовало о том, что он всегда был готов обнажить это оружие для чести и славы Родины"35). Публичная вежливость. ("В ресторане, при входе старшего в чине, полагалось просить разрешения продолжать сидеть за столом; в театрах требовалось стоять во время антрактов; в присутствии старшего воспрещалось курить без специального разрешения; при встрече на улице с генералами, начиная от командира корпуса, офицер (пеший или конный) становился во фронт, нарушая движение пешеходов и экипажей"36). Заботливость о солдате. (А.Пушкин об офицере: "Слуга Царю, отец солдатам").
  -- Забота о пристойности брака. (Нельзя было жениться, не испросив разрешения командира полка и согласия общества офицеров полка. А это разрешение и согласие давалось, по рассмотрении вопроса о пристойности брака"37).
  -- Достойный образ жизни. Офицеры обязаны вести образ жизни, соответствующий их офицерскому достоинству. (Правила, которые всегда соблюдались: офицер не имел права ходить в трактиры и рестораны 2 и 3 классов, занимать места в театрах далее 5 ряда кресел; требовалось, чтобы офицер не скупился на раздачу чаевых; к знакомым офицер обязан был приехать в пролетке, но не идти пешком и т.п.38).
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Сильвестр (? - ок. 1566), священник моск. Благовещенского собора с кон. 1540-х гг. Оказывал большое влияние на Ивана IV с 1547. Чл. Избранной рады. Автор особой редакции "Домостроя" и мн. посланий. С 1560 в опале, постригся в монахи.
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023