"Гарнизоном государственности следует считать только господствующее племя"
М. О.Меньшиков
Екатерина Вторая.
Ex-libris
ЧЕМУ УЧИТ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ВОЕННОГО ИСКУССТВА В РОССИИ
А. Каменев
(Фрагмент из книги)
М.И. Драгомиров, анализируя ход исторического развития, пришел к выводу, что мир и война -- два сопутствующих друг другу процесса; если же не в нашей воле устранить войну, следовательно, нужно ее принимать как факт.
Справка:
--
ДРАГОМИРОВ Михаил Иванович (1830-1905), военачальник и военный теоретик, генерал от инфантерии (1891). Драгомиров М. Значение Воли в жизни народов // Изборник "Разведчика". - 1897. - NV. - С.19.
В свою очередь, Вл. Соловьев, своеобразно продолжил эту мысль так: "пока каиновы чувства не исчезли из человеческого сердца, солдат и городовой будут не злом, а благом".
Справка:
--
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853-1900), философ, поэт, публицист. Смысл войны // Ракурс. - 1992. - N2. - С.81
Субъективизм в оценке военной опасности не так безобиден, как это может показаться любителям поспорить с законами жизни и реальностью бытия, о чем свидетельствует и опыт прошлого:
"Мы настойчиво отгоняли от себя кровавый призрак войны, стараясь поймать неуловимую тень вечного мира...
Вот где надо искать главную причину наших неудач...
А пока мы погружались в мирную нирвану, наши соседи беспрепятственно готовились к войне...
Вот если бы мы были твердо убеждены, что война, несмотря на свою отвратительную внешность, все же неизбежна, что к ней надо всегда быть готовым, то никакие войны нам не были бы страшны, хотя бы потому, что не были бы неожиданными, как теперь; тогда мы всякую неудачу встретили бы со светлым умом и бодрым духом, не было бы той растерянности в обществе, которая замечается теперь". (Е. Васильев.)
Справка:
--
Речь шла о последствиях Русско-японской войн 1904-1905 гг. Это, тем не менее, не сужает значение сказанного, ибо и после 1905 г. русское правительство и общественность не сделали нужных выводов для обороноспособности России. - См.: Война как общественное явление // Военный Сборник. - 1906. - N3. - С.77.
Исторический опыт доказывает правомерность следующего вывода:
"Правительство, которое под каким бы то ни было предлогом оставляет в пренебрежении свою армию, является, следовательно, в глазах потомства достойным осуждения, потому что оно тем самым подготовляет унижение своей стране и своим войскам, вместо того чтобы, действуя противоположным образом, подготовить их успех". (Жомини А. Очерки военного искусства. Т.1. Перев. с фр. - М., 1939. - С.64.)
*
Итак, если:
а)война вполне возможна;
б)она (война) -- бескомпромиссная вооруженная борьба сторон;
в)и, раз оружие обнажено, -- задача армии состоит в том, чтобы владея им с силой, ловкостью и отвагой, достичь победы над противником.
*
Сила армии -- не в оружии и не технике, а в людях.
Но и тут дело не в количестве вооруженной силы: на войне ценен закаленный и опытный воин, а в бою приходится считаться не с одними потерями в людях и орудиях, но и с утратой порядка, мужества, доверия, сплоченности и внутренней силы, -- духа войск.
Отсюда следует справедливое утверждение о том, что "важнейшим военным элементом является человек; а важнейшим свойством человека -- его нравственная энергия". (Драгомиров М. И. Подготовка войск в мирное время. (Воспитание и образование). - Киев, 1906. - С.2.)
В силу этого обстоятельства, "победа будет, до известной степени, в руках той армии, в которой солдаты проникнуты решимостью добыть ее, хотя бы ценою собственной гибели, ибо тот только может победить, т.е. погубить другого, кто сам способен решиться на погибель".
Технические достижения (как бы грандиозны они ни были) не должны кружить голову политикам, военным и простым гражданам: роль человека на войне не отходит на второй план, уступая первое место оружию и технике.
"Техницизм" -- это не просто заблуждение, а опасная тенденция, когда основная ставка в подготовке войны и в бою делается на технику и вооружение, а не на людей, владеющих ими.
*
Война своими корнями упирается в политические и экономические интересы стран, которые нельзя осуществить мирными, не агрессивными средствами.
Агрессивные действия развертываются задолго до того, когда прозвучат первые выстрелы.
Отсюда, безусловны две фазы, или две составляющие войны:
1)противоборство невоенными средствам;
2)непосредственная вооруженная борьба.
На первой фазе ставится и решается важнейшая задача -- возбудить воинственность и агрессивность собственного народа и сломить волю противной стороны к сопротивлению.
Наступление (агрессия) ведется средствами:
а)политики (политические акции, дипломатические ходы, заключение союзов, коалиций, введение эмбарго, запретов, ограничений, организация блокады и т.п.);
Справка:
--
Эмбарго (исп. embargo), наложение государством запрета (ареста) на ввоз другими странами или вывоз золота или иностранной валюты, отдельных видов товаров (напр., оружия).
--
Исторические примеры: 1.Наполеон со времени своего прихода к власти стремился поколебать позиции Англии в Индии, подчинить французскому влиянию восточное побережье Средиземного моря, Сирию, Египет, Персию. Именно под его дипломатическим нажимом турецкий султан Селим III и занял откровенно враждебную позицию по отношению к России. ... 2.От французов не отставали и англичане - мастера дипломатических интриг. После победы России в войне с Персией Англия настойчиво пыталась перехватить политическую инициативу. Ее дипломаты домогались участия в российско-персидских мирных переговорах в качестве третьей стороны. Русское командование отклонило эти претензии, и 24 октября (5 ноября) 1813 года в карабахском местечке Гюлистан был заключен двусторонний договор с Персией.
б)посредством обработки общественного мнения, психологической подготовки войны (воспитание воинственного духа, формирование образа врага, настрой на вооруженное насилие и т.п.); организацией разного рода диверсий (идеологической-- подрыв духа населения страны-противника; формирование "пятой колонны" внутри этой страны, вербовка провокаторов, шпионов, вредителей, поощрение и возбуждение оппозиции; диверсий экономических -- подрыв экономики, возможностей ВПК; диверсий научных -- вбрасывание в оборот разного рода провокационных и ложных "новых" теорий и концепций, а также поддержание на "плаву" устаревших взглядов; организация "утечки мозгов", подрыв экономической и материальной базы науки, шельмование ученых-патриотов и т.п.).
Справка:
--
Пример:...18 ноября (1 декабря) 1917 года генерал от инфантерии Э. Людендорф, фактический главнокомандующий германской армией на восточном фронте, отреагировал на события в Петрограде заявлением о том, что русская революция для Германии не случайная удача, а естественный результат германской политики. Вскоре он, однако, признал, что "Россия творила свое несчастье сама, и работа, которую мы вели там, не была слишком трудным делом"... О тех, кто еще усердно занимался организацией братаний, вскоре после гражданской войны рассказал в первом томе "Очерков русской смуты" генерал-лейтенант А.И Деникин: "Внося войну внутрь нашей страны, немцы также настойчиво и методично проводили другой лозунг мир на фронте, - отмечал он, - братание случалось и раньше, до революции и имело даже традиционный характер в дни Святой Пасхи; но вызывалось оно исключительно беспросветно нудным стоянием в окопах, любопытством, просто чувством человечности даже в отношении к врагу - чувством, проявлявшимся со стороны русского солдата не раз и на полях Бородино, и на бастионах Севастополя, и в Балканских горах. Братание случалось редко, преследовалось начальством и не носило опасной тенденции. Теперь же (со времени Февральской революции 1917 г.)немецкий генеральный штаб поставил это дело широко, организованно и по всему фронту, с участием высших штабов и командного состава, с подробно разработанной инструкцией, в которой предусматривались: разведка наших сил и позиций; демонстрирование внушительного оборудования и силы своих позиций; убеждение в бесцельности войны; натравливание русских солдат против правительства и командного состава, в интересах которого якобы исключительно продолжается эта "кровавая бойня". Груды пораженческой литературы, заготовленной в Германии, передавались в наши окопы". ... Ныне известно, что на так называемую мирную пропаганду Германия потратила в 1914 - 1917 гг. не менее чем 382 млн. марок. - См.: Базанов С.Н., Пронин А.В. Бумеранг братания // Военно-исторический журнал. - 1997. - N1. - С.35,36.
--
"Пятая колонна", в Испанской республике во время войны 1936 - 1939 название агентуры генерала Франко, действовала в тылу, в то время как 4 колонны фашистских мятежников наступали на Мадрид. Роль такой "пятой колонны" объективно может сыграть та или иная политическая партия, организация или группа лиц, которая во имя достижения своих корыстных политических интересов ведет линию на подрыв экономического, политического и военного могущества страны.
Отсюда становится ясна необходимость учета, анализа тех средств агрессии (включая и духовно-психологическое проникновение), которые используются различными государствами против данной страны.
Добавим сюда: просчеты собственного правительства, военного руководства, а то и прямое вредительство по отношению к армии, которые подчас имеют место в силу либо недостаточной компетенции, невежества, а то и политической конъюнктуры и злого умысла.
Справка:
--
Пример: Попавшее под контроль временщиков Военное министерство, начиная с апреля 1917 года, без конца "перетасовывало" генералитет, суетливо перемещая военачальников с одних должностей на другие и незамедлительно увольняя любого заподозренного в нелояльности к новому режиму. Костяк армии - офицерский корпус подвергался разнузданной травле со стороны левой прессы, активно призывавшей к поражению собственной армии и собственного правительства. Временное же правительство вместо того чтобы поддержать единственный подлинный оплот государственности - офицерские кадры, дать им элементарную правовую и социальную защиту, всячески их унижало, экономило на денежном довольствии, игнорируя то обстоятельство, что для большинства кадровых военнослужащих и их семей оно является единственным источником средств к существованию. ... Офицерский корпус России сознательно приносился радикальными политиками в жертву. - См.: Базанов С.Н., Пронин А.В. Бумеранг братания // Военно-исторический журнал. - 1997. - N1. - С.34,36.
Военное противоборство -- сражение силой оружия также дополняемое борьбой идей и психологическим наступлением.
По этой составной части войны следует лишь отметить, что решающей силой войны останется человек, а не оружие и боевая техника.
Но и здесь надо уточнить: не просто человек, т.е. рядовой боец, а офицер и генерал.
Причины побед и поражений армий следует искать в качестве офицеров и генералов, в их способности и умении повести войска в бой и добиться победы над врагом.
Все названное имеет одно основание -- военную политику государства, назначение которой заключается в том, чтобы вовремя заметить военную опасность и путем целостной системы мер (о которой, в свое время, убедительно писал А. Жомини) все сделать для того, чтобы упредить противника в решении важнейших стратегических вопросов, обеспечивающих достижение национальных интересов страны, безопасность государства и победу в случае военного противоборства.
"Резюмируем же вкратце существенные основания военной политики, которую должно вести мудрое правительство.
1. Главе государства нужно давать одновременно политическое и военное воспитание. Он должен иметь в своих советниках скорее хороших администраторов, чем государственных иди военных деятелей. Поэтому - то и должен он стремиться сам быть таковым.
2.Если сам глава государства лично не предводительствует своими армиями, то важнейший его долг и наибольший его интерес состоят в том, чтобы найти себе достойного заместителя, т. е. вверить славу своего правления и безопасность государства наиболее способному генералу.
3.Постоянная армия не только должна быть всегда в боеспособном состоянии, но нужно еще иметь возможность в случае нужды удвоить ее с помощью благоразумно подготовленных резервов. Обучение и дисциплина армии должны быть на одном уровне с хорошей организацией. Наконец, система вооружения армии должна быть если не превосходнее, то по меньшей мере столь же усовершенствована, как у соседних государств.
4.Вся материальная часть точно так же должна быть в наилучшем состоянии и иметь необходимые запасы. Все полезные изобретения и новшества, сделанные или введенные в соседних государствах, следует перенимать, не считаясь с мелочным национальным самолюбием.
5.Важно, чтобы изучение военных наук поощрялось и вознаграждалось так же, как храбрость и служебное рвение. Поэтому следует оказывать уважение и почет тем войсковым частям, в которых офицеры изучают военные науки. Это единственное средство привлечь в состав армии со всех сторон людей с достоинства ми, заслугами и даровитых.
6.Генеральный штаб должен быть использован в мирное время для подготовительных работ, имея в виду все возможные случаи могущей начаться войны. Архивы генерального штаба должны располагать многочисленными историческими материалами о прошлых войнах и всеми статистическими, географическими, топографическими и стратегическими документами, необходимыми для настоящего и будущего времени. В этих целях существенно важно, чтобы в мирное время начальник корпуса генерального штаба и часть офицеров постоянно находились в столице, а военный архив был архивом генерального штаба, что не исключает создания секретного отдела для хранения документов, скрываемых от младших офицеров Корпуса.
7.Ничем не следует пренебрегать в стремлении получить военно-географические и военно-статистические данные о соседних государствах, чтобы знать их материальные и моральные средства для нападения и обороны, равно как и стратегические шансы обеих сторон; для этих научных работ следует использовать выдающихся офицеров и награждать их за отличное выполнение.
8.Решив вести войну, надо составить, если не полный план военных действий, что невозможно, то, по крайней мере, систему операций, в которой задаются целью и обеспечивают себе базис, а также все необходимые материальные средства как залог успеха всего предприятия.
9.Система операций должна соответствовать цели войны, характеру противников, природе и ресурсам страны, характеру народов и тех вождей, которые будут руководить народами как в армии, так и внутри государства. Система операций должна быть рассчитана с учетом тех материальных и моральных средств наступления и обороны, которые неприятель может нам противопоставить. Наконец, надо принять во внимание вероятные союзы, которые в течение войны могут быть заключены за или против воюющих сторон, что усложняет расчет шансов на успех.
10.Нельзя упускать из виду также финансового положения государства. Состояние финансов надо взвесить как фактор успеха или неуспеха, входящий в перечень других военных факторов. Впрочем, опасно было бы постоянно придавать финансам то важное значение, которое им, по - видимому, придавал король Фридрих, судя по его "Историй моего времени".
Король Фридрих имел на то основания, в эпоху, когда армии по большей части пополнялись добровольцами. Тогда последнее экю доставляло и последнего солдата.
Но там, где хорошо организованы народные ополчения, деньги не оказывают уже того влияния, по крайней мере, если иметь в виду одну или две кампании. Если Англия показала, что деньги дают солдат и вспомогательные войска, то Франция показала, что любовь к отечеству и к славе также дают солдат и что в случае надобности "война питает "войну". - См.: Жомини А. Очерки военного искусства. Т.1. Перев. с фр. - М., 1939. - С.69 - 70.
*
Из всех определений войны и подходов к ней нужно уяснить, что война -- угроза национальной безопасности и национальным интересам государства, благополучию граждан.
При таком двояком значении угрозы следует внимательнее, бдительнее, шире и глубже смотреть на мир и те процессы, которые происходят в нем, своевременно давая оценку происходящим процессам, прогнозируя развитие событий и делая необходимые выводы для обороны и развития вооруженных сил.
*
Обороноспособность государства -- общенациональная проблема.
Лучшие умы нации, все учреждения, органы, структуры государства, а также наука (и не только военная) должны в интересах национальной безопасности и реализации национальных интересов страны давать ответы на следующие вопросы:
1)Откуда (от кого, с какого направления) исходит опасность? Не следует думать, что опасность всегда находится вне государства. Опыт России и других стран свидетельствует, что угроза безопасности страны может быть внутри самого государства и даже исходить от первых должностных лиц.
3)Где находится направление главного удара (по кому и по чему противник сосредоточивает свой удар)?
4)Где и в чем мы слабы?
5)В чем наша сила, преимущества, резервы?А.Е. Снесарев задолго до Великой Отечественной войны, анализируя возрастающую мощь Германии, писал, обращаясь к правительству: "Но как воевать и чем воевать? В этом сложном вопросе, пожалуй, самую крупную роль играет сторона ресурсов и средств. Чем воевать? Откуда взять средства для жизни страны и для воюющей армии? Как уберечь в этом новом водовороте трат и расточительства уцелевшую народно - хозяйственную машину?". - См.: Снесарев А.Е.: "Импозантна, внушительна и страшна ... загадочная позиция Германии..." (публ. Даниленко И.С., Снесаревой Е.А.) // Военно-исторический журнал. - 2000. - N1. - С.77).
6)Как, в чем, когда и где мы в должны упредить вероятного противника?
7)Что нужно предпринять заблаговременно с целью обезопасить страну?
Правильные и своевременные ответы на эти вопросы -- результат согласованных действий элиты общества, органов власти, политиков, дипломатов, разведчиков, ученых, командиров и войсковых начальников.
*
Во главе названной оперативной военно-политической работы, как показывает исторический опыт, следует ставить задачу более масштабную -- воспитание народа в гражданском и военном отношении.
Римляне были обязаны величием своего государства объединению гражданских доблестей с военным духом.
Когда они утратили эти добродетели и, перестав смотреть на военную службу как на честь и долг, предоставили ее наемникам -- готам, герулам и галлам, -- гибель империи стала неизбежной (См.: Жомини А. Очерки военного искусства. Т.1. - М., 1939. - С.79.).
Рим пал потому, что все нравственные основы государственного здания были в нем подточены.
Так падает старый, величественный дуб, подточенный червями.
Ученый из данного урока истории делает важнейший вывод:
"Нет высшей заботы для нации, как возможное развитие нравственных добродетелей в своих членах и затем охранение этих добродетелей от разложения. Обычаи, нравы, правовые положения и сама религия идут навстречу этим заботам".(Маслов И. Научные исследования по тактике. Выпуск II. Анализ нравственных сил бойца. - СП б., 1896. - С.83.)
История последней войны Российской империи (1914 -- 1918 гг.) свидетельствует:
- Германия более 40 лет готовилась к 1-ой мировой войне: лучшие силы германского гения были направлены на изобретение смертоносных орудий, на организацию и воспитание армии;
- но Германия не довольствовалась воспитанием солдат, она воспитывала всю нацию в том же воинственном духе;
- малолетства в учениках и ученицах народных школ вместе с любовью к родине развивалось чувство поклонения... перед борьбой германцев с другими народами, перед территориальными завоеваниями, кровавыми победами... Не Гете, Шиллер, Кант и Гегель, а Блюхер, Мольтке и Бисмарк становились героями германцев. И они достигли своей цели: народ, не только солдаты, был дисциплинирован даже в частной жизни, охотно подчинялся приказаниям свыше (См.: А.Г. Мысли германцев о настоящей войне // Военный сборник. - 1915. - N7. - С.84.).
Ученый, далекий от войны и военного дела, не любящий войну, М. Рубинштейн, вынужден был признать уже в ходе 1-ой мировой войны:
"В этой войне победит не только тот, у кого окажется лучшая внешняя организация, но и кто вместе с тем явит миру и лучшую организацию духа" (Рубинштейн М.М. Война и идеал воспитания (к вопросу о национализме в школе) // Вестник воспитания. - 1916. - N3. - С.33.).
Другой русский ученый сделал весьма важный вывод, касающийся России:
"Здоровые начала национального воспитания только тогда проникнут в школу и утвердятся в ней, когда будет существовать внешний их питающий источник здоровой национальной политики... Этого нет в русской действительности" (Роков Г. О национально-патриотическом воспитании // Вестник воспитания. - 1908. - N4. - С.41,51.).
"Горе тому государству, где алчные герои кошелька ценятся более, чем мундир храброго, который жертвует своей жизнью, здоровьем и имуществом в защиту отечества", -- таков вывод из мировой военной истории, из которого и ныне надо сделать полезные заключения для воспитания морального духа нации (Дружинин К. Воинский дух. - Варшава. - 1911. - С.5).
В частности, весьма полезным следует признать следующее суждение А. Жомини:
"Первый способ поощрения военного духа состоит о том, что армию окружают всеобщим уважением и вниманием.
Второй способ: обеспечить за людьми, оказавшими услуги государству, преимущества при назначении на все административные вакантные должности или даже требовать для замещения некоторых должностей прохождения в течение известного срока военной службы. ...
Римские установления, которые требовали 10-летней службы в легионах для приобретения права на получение различных общественных должностей, являются, по-видимому, действительно лучшим средством сохранения воинственного духа, особенно в такую эпоху, когда стремление к материальному благосостоянию сделалось господствующей страстью общества". - См.: Жомини А. Очерки военного искусства. - М., 1939. - С.79 - 80, 81.
*
Анализ военного искусства указывает, что все факторы боя подвержены эволюции.
Но среди боевых факторов имеется один фактор, который, может быть признан неизменным.
Этот неизменный боевой фактор -- духовная, эмоциональная природа человека.
"Века не изменили основ эмоциональной природы человека.
Его чувства, страсти, инстинкты и между ними наиболее могущественный инстинкт самосохранения, свойственны человеку настоящего времени так же, как во времена самые древние.
Чувства любви, страха, гнева, ненависти, радости, печали, стыда, остались неизменными спутниками жизни человека.
И, несмотря на то, что человеке сделал громадные шаги в умственном отношении, несмотря на то, что в изучении и познании мира он прошел столь длительный путь, что, если бы доисторический человек увидел человека настоящего времени в ореоле современной техники, являющейся видимым следствием успехов в познании природы, то он справедливо бы почел его за бога.
Но если этому дикому человеку удалось бы заглянуть в душу этого бога, то он с радостью узнал бы в нем своего брата" (Головин Н. Н. Исследование боя. Исследование деятельности и свойств человека как бойца. - СП б., 1907. - С.42.).
А так как основы эмоциональной природы человека можно признать неизменными, то поэтому все, что в деятельности человека в бою является производной от этих свойств, как в бою глубочайшей древности, так и в боях современных и будущих, остается столь же неизменным.
Это составляет неизменную часть явлений войны и боя.
*
Перенесение центра внимания в военном искусстве с технической в духовную плоскость, позволят признать правомерным вывод Н. Головина о том, что "принципы творений Александра Македонского, Аннибала, Цезаря, Густава Адольфа, Тюрення, Морица Саксонского, Евгения Савойского, Петра I, Фридриха, Суворова, Наполеона, Мольтке одни и те же".
Косвенно об этом свидетельствуют и указания А.В. Суворова и Наполеона офицерам осваивать военное искусство по походам и делам мастеров военного дела.
Следовательно, история военного искусства -- это не архив, а арсенал для нынешних и будущих защитников Отчизны.
Трудам великих полководцев не место в архивах: их деяния должны просвещать и вразумлять весь народ и, в первую очередь, власть, политиков, офицеров и генералов.
*
Каждый народ своеобразен и уникален и в области военного искусства: при всей своей главенствующей силе общих (единых для всех) принципов ведения войны и боя, их универсальности, военное искусство разных государств неизбежно несет на себе национальный оттенок, национальное своеобразие.
Принципы военного искусства лишь тогда являются надежным инструментарием войны, когда они природосообразны, т.е., когда они:
а)вытекают из реальных закономерностей войны (боя);
б)соответствуют физическим и духовным возможностям данных войск;
в)опираются не только на математический расчет, но и на знания психологии людей.
"Ересь "анациональности" военного искусства привела к засорению русской военной мысли иноземными -- по большей части с клеймом "made in Germany"... ґ такой справедливый вывод делает военный историк А. Керсновский.
В то же время, как свидетельствует история России, "наше военное искусство почти никогда не уступало западноевропейскому, а весьма часто шло впереди, давало направление, новые идеи в области тактики и стратегии, которые от нас воспринимались в Европе" (Михневич Н. П. Основы русского военного искусства. Сравнительный очерк состояния военного искусства в России и Западной Европе в важнейшие исторические эпохи. - СП б., 1898. - С.6.).
*
Не следует, однако, впадать в крайность -- замыкаться в рамках собственных военных достижений и теорий.
Перспективный путь развития национального военного искусства -- это сочетание выверенного историческим путем развития национальных составляющих и разумное заимствование чужого опыта.
Это обусловлено, с одной стороны, необходимостью не отрываться от родной почвы (как Антей был силен до тех пор, пока стоял на земле, а оторвавшись от нее, потерял всю свою силу); с другой стороны, неправильно игнорировать опыт других, их достижения, а также и то обстоятельство, что возможного противника надо знать как можно лучше.
Справка:
--
Антей, в греческой мифологии великан, властитель Ливии, сын бога Посейдона и богини земли Геи. Был непобедим, пока соприкасался с матерью-землей. Задушен Гераклом, оторвавшим его от земли.
Есть, однако, опасное увлечение -- механическое перенесение опыта других на нашу национальную почву.
"Некритические заимствования из Европы нас губят", -- предупреждал историк К. Кавелин.
Справка:
--
КАВЕЛИН Константин Дмитриевич (1818 - 1885), русский историк, публицист.Кавелин К. Д. Наш умственный строй. - В кн.: Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия /Сост. А. Ф. Малышевский и др. - М., 1993. - С. 189.
Важную мысль в отношении опыта других народов высказал И. Ильин:
"Весь опыт человечества не в состоянии дать нам "готовый рецепт". Он дает нам только драгоценный материал для сведений о том, что в других странах и при других условиях было другое и что именно из этого другого выходило. ... Механическое заимствование у других народов сулит нам добра меньше, чем когда-либо" (Ильин И. А. Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера: публичная речь, произнесенная в 1934 году в Риге, Берлине, Белграде и Праге. - СП б., 1993. - С.4.).
"Хорошо и должно учиться, но горе и человеку и народу, который будет всегдашним учеником!"(Н. Карамзин. О любви к Отечеству и народной гордости. - Одесса, 1888. - С.10).
*
Какой опыт мы имеем в области бережного отношения к родной истории, национальным интересам, идеалам и ценностям?
А. Мусин-Пушкин с горечью писал в 1912 г., констатируя следующее:
"Наше русское общество не воспитывается в русских национальных идеалах, в духе веры, преданности престолу и отечеству, в уважении родной истории, родной старины, в любви к историческому прошлому, выстраданному родным народом и составляющему потому его драгоценную культурную собственность; отсюда естественные и неизбежные последствия образования целых поколений, совершенно не проникнутых родными, национальными идеями.
Такая школа неизбежно теряет под собою твердую почву, обращается в международную космополитическую школу, лишенную твердых, незыблемых устоев.
Не будучи воспитана с молодости в принципах, составляющих неотъемлемую собственность, отличительную особенность русского народа, наша молодежь, кончая среднюю школу и переходя в высшие учебные заведения, представляет из себя весьма шаткий по своим убеждениям, неустойчивый и легко поддающийся пагубному постороннему влиянию элемент"
(Мусин-Пушкин А.А. Сборник статей по вопросам школьного образования на Западе и в России (по личным наблюдениям). - Т.2. - СП б., 1912. - С. 326,327 - 328.).
"Известны ли нашим детям имена наших славных деятелей и героев: Гермогена, Миниха, Пожарского, Кутузова, Ермолова, Лазарева, Корнилова и Нахимова, Милютина, Чернова и Кауфмана, Скобелева и Радецкого, Архипа Осипова и Василия Рябова?", -- спрашивал не без огорчения Е. Богданович. (Школа патриотизма. - СП б., 1908. - С.13).
"...Мы без труда заметили, что именно у нас, русских, до сих пор еще не совсем твердо чувствуется своя национальная почва под ногами. С неуклонною энергией вот уже два века гонимся мы за культурою запада, хватая налету последние результаты его науки и искусства, перенося к себе его формы общежития, давая у себя не только приют, но и всевозможные привилегии всем являющимся к нам с запада в роли наших наставников. Между тем, по отношению к своему родному, у нас и теперь еще наблюдается какое-то странное, совершенно противоестественное равнодушие, которое начинают уже называть отличительной чертою русской нации, по крайней мере в высших слоях ее", -- констатировал Н. Маккавейский (Религия и народность, как основы воспитания. - Киев, 1895. - С.35).
Князь Е.Н. Трубецкой писал о проявлениях среди части российской интеллигенции совершенно уродливого явления, возымевшего место в конце ХIХ -- начале ХХ века:
"Декабристы за свободу умирали на эшафотах, но ранее того проливали свою кровь против внешнего врага; им и в голову не приходила идея улучшить внутреннее положение России помощью иностранцев.
Всем же тем, кто наводил или наводит хазар и половцев на русскую землю и радуется их победам, нужно сказать: таким путем Россия свободы не получит, а история и грядущее поколение знают для них одно название: предатели"
(Помни войну! Сборник статей на современные военные темы. / Под ред. В.Ф. Новицкого. - М., 1911. - С.72).
Национальные интересы требуют, чтобы наша отечественная наука (в лице ее лучших представителей) перешла в решительное наступление против духовных растлителей народов России.
Мало ныне писать хорошие научные трактаты, необходимо духовно вдохновлять россиян, расширять плацдарм наступления на духовную нищету и безразличие к судьбе своей страны.
*
Следует признать, что космополитизм и национализм -- это то духовное оружие, которое используется против России.
"Вызвать Россию на отречение от себя самой, сдвинуть ее с ее исторического пути, усвоить ей вполне не только по внешности, но и со всеми глубинами народного духа, западной цивилизации, вот, -- представляется Западу, -- наилучший способ... чтоб обезвредить ее природную силу, поработить ее духовно и нравственно", -- так еще в ХIХ веке раскрывал суть стремлений недругов России И. Аксаков. (Славянофильство и западниченство. 1860 - 1886. Статьи из "Дня", "Москвы", "Москвича", "Руси". - т. II. - М., 1886. - С.691.)
Справка:
--
АКСАКОВ Иван Сергеевич (1823 - 1886), русский публицист и общественный деятель. Один из идеологов славянофильства. Редактор газеты "День", "Москва", "Русь", журнала "Русская беседа" и др. В 1840 - 50-х гг. выступал за отмену крепостного права. В годы русско-турецкой войны 1877 - 1878 организатор кампании за освобождение славян от турецкого ига.
Тот же мыслитель подметил нашу особенность в области проявления патриотизма: