ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Где не достанет меч, туда проникает кадило жреца"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сегодня, т.е. 7.10.2013 г. у меня в ArtofWar.ru 1.000 книг и статей, 1.767.002 посетителей, 6.503 иллюстраций, объемом 58802k. Это - статистика...


де не достанет меч, туда проникает кадило жреца"...

   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОСИЙСКОГО
   Мысли на будущее...
  

"Утомленный бесплодною погонею, Дарий послал сказать скифскому царю:

"Странный человек! Зачем ты бежишь все дальше и дальше? Если чувствуешь себя в силах сопротивляться мне, то стой и бейся, если же нет, то остановись, поднеси своему повелителю в дар землю и воду, и вступи с ним в разговор".

Скиф отвечал:

"Никогда еще ни перед одним человеком не бегал я из страха, не побегу и перед тобою; что делаю я теперь, то привык делать и во время мира, а почему не бьюсь с тобою, тому вот причины: у нас нет ни городов, ни хлебных полей, и потому нам нечего биться с вами из страха, что вы их завоюете или истребите. Но у нас есть отцовские могилы: попробуйте их разорить, так узнаете, будем ли мы с вами биться или нет".

Одни кости мертвецов привязывали скифа к земле, и ничего, кроме могил, не оставил он в историческое наследие племенам грядущим.

Персы увидали, что зашли в страну могил и обратились назад.

С.М. Соловьев.

История России с древнейших времен

  
  

0x01 graphic

СКИФСКИЕ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УРОКИ

Анатолий Каменев

   С момента выхода скифов в VII в. до Р.Х. на арену мировой истории, они выступают как мощное военное объединение, принимающее самое активное участие в важнейших исторических процессах той поры, происходящих на огромных пространствах от Северного Причерноморья и до глубин Востока.
   *
  
   Скифское владычество обеспечило мир для Западной Евразии в течение трех столетий.
   Скифский мир имел колоссальное значение в поддержании торговли и благосостояния не только самих скифов, но также и других племен, контролируемых ими.
   Именно греки воспользовались в наибольшей степени благоприятными торговыми условиями.
  
   Скифы и родственные им племена выступили в истории одновременно как разрушители культуры, сокрушавшие царства и города, и как носители цивилизации и прогресса, принесшие передовые технологии и культурные достижения в глухие лесные уголки Восточной и Центральной Европы. Они также выступали торговыми посредниками между самыми отдалёнными районами не только Европы, но и всей Евразии.
  
   По своей природе мобильные, они перемещали товары и идеи на огромные расстояния, послужив мостиком между Китаем, Сибирью, Европой и Ближним Востоком.
   Именно иранские племена Средней Азии и примыкающих степных регионов построили в позднеантичную эпоху "Великий шёлковый путь", вплоть до эпохи Великих географических открытий бывший средоточием мировой торговли и экономики. Они также заложили военную основу Средневековья, создав условия, породившие тяжеловооружённого конного воина-профессионала, на котором держался весь средневековый миропорядок.
  
   *
   Историческую роль скифов хорошо понимали древние авторы.
   Так, Юстин писал, что подвиги скифов были достаточно велики и важны и что начало их истории было не менее славно, чем их владычество .
   *
   По мнению ряда исследователей, именно о скифах писал пророк Исаия, предупреждая жителей Иерусалима о той каре Господней за их отложение от Бога:
  
   "И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, - и вот он легко и скоро придет. Не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресел его, и не разорвется ремень у обуви его. Стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны камню, и колеса его как вихрь. Рев его, как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу, и унесет, и никто не отнимет. И заревет на него в тот день как бы рев разъяренного моря; и взглянет на землю, и вот тьма, горе и свет померк в облаках. (Ис., 5, 26-30).
  
   *
   Безусловно, было бы неправильно утверждать о том, что именно о скифах говорил Исаия. Тем не менее, ясно другое: скифы периода своего могущества были, действительно, такой силой, о которой писал пророк Исаия.
   Это был сильный, воинственный народ, перед которым останавливались даже такие могущественные государи, как персидские цари - Кир Великий и Дарий I.
  
   *
   Сломав сопротивление киммерийцев и оккупировав зону степей от Волги до реки Дунай, скифы проявили интерес к укреплению связей с прилегающими странами, в особенности на юге.
   Греческие города на северном побережье Черного моря процветали из-за скифской торговли; большинство из них, однако, должны были платить определенную дань скифам, которые предложили в ответ свою защиту.
  
   Главной проблемой внутренней политики скифских царей было, возможно, распределение пастбищных районов между главной ордой и второстепенными, с тем чтобы достаточно защитить интересы каждой орды в разведении лошадей и скота.
  
   *
   Геродот, Гиппократ, Страбон, Аристотель, другие греческие и римские историки и писатели сообщают нам сведения об истории о происхождении скифов.
  
   Справка:
  
  -- Геродот собрал и опубликовал информацию о современном ему скифском государстве и обществе, об обычаях и нравах скифов, об их борьбе с персами, а также о тех народах, которые окружали этот народ.
  -- Врач древности Гиппократ (р. 460 - ум. ок. 377 г. до Р.Х.) называет савроматов скифским народом, живущим около Мэотиды, рассказывает о воинственности их женщин.
  -- Греческий географ Страбон (около 62-63 гг. до н.э.) широко использовал как повествования Геродота, так и иные источники о скифах, утерянные с тех пор.
  -- Аристотель в своей "Политике" также дал характеристику одному из характерных обычаев скифов. "... У всех негреческих племен, достаточно сильных, чтобы иметь превосходство над другими, военная мощь имеет большое значение, например у скифов, персов, фракийцев, кельтов. У некоторых имеют­ся определенные законы, поощряющие эту доб­родетель, например в Карфагене, где, говорят; считается знаком отличия украшение, состоящее из колец по числу проделанных походов. И в Ма­кедонии был в старину закон, в силу которого че­ловек, не убивший ни одного неприятеля, должен был подпоясываться недоуздком. У скифов такой человек не имел права во время одного праздника пить из круговой чаши".
   *
  
   Обратимся к характеристике скифов и для этого используем сведения русского историка С.М. Соловьева:
  
  -- "Относительно наружности скифы представляются у древних белокожими, краснолицыми, голубоглазыми, с мягкими, длинными, жидкими, искрасна-желтыми волосами.
  -- Скифы были очень похожи друг на друга, толсты, мясисты; браки их не отличались плодовитостию; нравы их - нравы всех младенчествующих народов; они были страстны, вспыльчивы, ленивы; их обычаи - обычаи всех кочевых народов, каких еще и теперь много питают степи Средней Азии; мужчины на лошадях, женщины и дети в кибитках, запряженных волами, перекочевывали с одного пастбища на другое; пища их - лошадиное молоко и мясо.
  -- Как все варварские народы, скифы любили опьяняться дымом пахучих трав, потом полюбили привозное из Греции вино и пили его чистое, мужчины и женщины; пили и мед".
  
   *
   Разведение лошадей было фундаментом их образа жизни.
   Они жили в кибитках на колесах. Такая подвижная телега имела четыре или шесть колес и приводилась в движение двумя или тремя парами быков. Вареное мясо и кобылье молоко составляли основу их рациона питания.
  
   *
   Что касается религиозных верований скифов, то они представляли смесь иранских и алародианских культов.
   Высший мужской бог скифов соответствует персидскому Ахуромазде; он обычно изображался на коне.
   С другой стороны объектом почитания было женское божество - Великая Богиня или Мать Богов.
   Геродот также упоминает скифский культ меча.
  
   *
   Скифское государство было скорее конфедерацией сильных кочевых родов.
   Как социально, так и по легальному статусу оно соответствовало государству, базировавшемуся на родовом законе. Кажется вероятным, что скифское государство находилось под предводительством не одного, а двух царей - как это случилось с хьюнг-ну и тюрками - или же даже большего количества.
  
   Описывая скифскую подготовку для защиты своей страны против Дария, Геродот упоминает трех скифских правителей (Скопасиса, Иданфирса и Таксакиса). Каждый из них управлял своей собственной ордой, в то время как каждая орда в свою очередь состояла из нескольких частей (ср. тюркский улус) и кланов (ср. тюркский йурт), возглавляемых племенными и родовыми князьями и предводителями. Эта сложная аристократическая система была спаяна авторитетом царского дома, о котором мы можем судить по тщательности, с которой сохранялись царские могилы.
  

0x01 graphic

Обстрел скифов македонянами на берегу р. Яксарт

  
   *
   Правящая скифская орда была, возможно, иранского происхождения; некоторые второстепенные орды могли состоять из угров и монголов; и таким же образом не исключено, что другие группы, известные под именем скифов - как, например, скифы-пахари - были протославянского происхождения.
   Основная орда была известна как царские скифы.
   Геродот говорит, что это были лучшие и сильнейшие и что они рассматривали других как своих рабов. Имена скифских царей, цитированные Геродотом и некоторыми другими писателями, очевидно, иранского происхождения. Авторитет царя главной орды признавался предводителями более мелких орд, но царь не был абсолютным правителем.
  
   *
   Война считалась почетнейшим занятием; купцы уважались меньше, чем воины.
   По словам древнего историка Юстина, "это был народ в трудах неутомимый, в войнах неукротимый, а крепость телесных тел его была чрезвычайная. Они ничего не приобрели, что можно было бы потерять, в победах не искали ничего, кроме одной славы". Каждый скиф являлся воином, его принадлежность к тому или иному роду войск определялась его имущественным положением.
  
   *
   На войне скифы отличались храбростью и жестокостью: сдирали кожу с убитых врагов, пили из черепов их, снимали скальпы, привязывая их затем к уздечкам своих коней.
   *
  
   В VII веке до н. э. у скифских племен имелись уже органы военной демократии: собрание племен, вожди племен и совет племенных вождей.
   Одной из главных задач такой общественной организации было ведение войны.
   Скифия разделялась на округи, в каждом округе был особый начальник, для общего собрания, веча, назначалось особое место.
  
   *

0x01 graphic

Бой славян со скифами

Художник В. М. Васнецов

  
   "Армия" скифов имела три рода войск: тяжелую конницу, легкую конницу, пехоту. Кавалерия была главным оружием скифской военной организации.
  
   Скифский воин - это конный лучник.
   Сила его, по словам Овидия, заключалась "в стреле, в полном колчане и в быстром, не знающем устали коне". Скифские всадники использовали седло, которое давало им очевидное преимущество над западной кавалерией, поскольку ни греки, ни римляне не использовали седел.
   Кроме лука и копья, скифы имели короткий меч, арканы и доспехи, боевые пояса.
  
   *
   Стратегия скифов характеризуется правильной оценкой соотношения сил и стремлением изменить его в свою пользу. При наличии численного превосходства врага скифы не вступали в бой, а преднамеренно отступали в глубь своей территории.
   Лишь после того, как враг был деморализован и ослаблен, скифы стремились отрезать ему пути отступления, а затем окружить и уничтожить. Таким образом, скифы одни из первых приметили стратегическое отступление для изменения соотношения сил в свою пользу.
  
   *
   Скифы широко применяли такие способы ведения войны, которые древние греко-римские авторы называли "малой войной".
   Они устраивали засады, заманивали врага, внезапно нападали на него днем и ночью и быстро исчезали. Мелкими неожиданными нападениями они постоянно держали в напряжении все вражеское войско, а сами были неуловимы.
  
   Характеризуя военное искусство скифов, Геродот писал: "В этом наиболее важном отношении они устраиваются так, что никакой враг, вторгшийся в их страну, не может уже спастись оттуда бегством, не может и настигнуть их, если только они сами не пожелают быть открытыми, потому что скифы не имеют ни городов, ни укреплений, но передвигают свои жилища с собой, и все они - конные стрелки из луков; пропитание себе скифы добывают не земледелием, а скотоводством, и жилища свои устраивают на повозке. Как же им не быть непобедимыми и неприступными?"
  
   По словам Геродота, скифы часто совершали свои походы зимой по льду.
   *

0x01 graphic

  
   Скифы также разработали военную тактику, основанную на массовом применении конницы.
   В дальнейшем именно она неоднократно приносила кочевникам победы над соседними народами. Боевой порядок скифов состоял из отдельных ватаг (родовых отрядов), которые выстраивались в одну линию. Несколько отрядов высылалось вперед для засад и в резерв для поддержки частей боевого порядка, теснимых противником. Глубина боевого порядка была неопределенной; большое внимание уделялось равнению по фронту и сомкнутости строя, часто имевшего форму клина. Бой вели в конном строю и никогда не спешивались.
  
   Нередко скифы старались победить своего противника не силой, а военной хитростью.
  
   *
  
   Бой обычно начинали вечером действиями дальних засад, обходами противника и притворным отступлением с неожиданным переходом в контратаки.
  
   При успешном исходе боя скифы преследовали противника до полного его уничтожения или рассеивания.
   Потерпев поражение, они не отказывались от борьбы, а продолжали ее до тех пор, пока окончательно не были разбиты наголову или не добивались перелома в свою пользу.
  
   Методы ведения скифами боевых действий также имели свои особенности.
   Скифы первые разделили войско на два взаимодействующих отряда: один отряд находился перед фронтом наступавшего врага, другой - в постоянной готовности нанести удар во фланг и тыл врага, если он начнет отступать. Во время своего отступления в глубь страны скифы систематически нападали на врага, уничтожали запасы продовольствия, угоняли стада скота и выжигали растительность, оставляя противника без продовольствия, а его лошадей без подножного корма.
  
   *
   С точки зрения военного искусства, интересен опыт войны европейских скифов с персидским войском Дария I в 512 г. до Р.Х.
   Надеясь использовать разногласия скифских племен, у которых не было единства, персидские военачальники начали поход на Скифию.
   Но скифские вожди на своем совете приняли решение дать отпор персам.
   С этой целью был выработан план ведения войны: в бой не вступать и отступать на территорию тех скифских племен, которые отказались воевать с персами, чтобы те, которые, по словам Геродота, "добровольно не пожелали вести войну с персами, должны были воевать хоть поневоле".
  

0x01 graphic

  
   Скифские вожди решили "отступать со своими стадами, засыпать попадавшиеся на пути колодцы и источники и истреблять повсюду растительность".
   Мелкими нападениями предполагалось истреблять персидское войско. Все это было направлено на изматывание сил врага и изменение соотношения сил в пользу скифов. Навстречу персидскому войску скифы выслали отряд из лучших всадников, который напал на персов на расстоянии трех дней пути от Истра (Дуная).
  
   *
   Наконец Дарий послал к скифскому царю Иданфирсу своего посла, который предложил или сражаться, или покориться. Царь скифов ответил, что раньше времени скифы в бой не вступят, раз это им невыгодно.
   В персидском войске стали раздаваться требования о возвращении в Персию. "Чтобы подольше удержать персов в Скифии и заставить их все это время терпеть нужду во всем, - писал Геродот, - скифы несколько раз подбрасывали часть своего скота вместе с пастухами, а сами медленно переходили на другой пункт, тогда персы делали набег, уводили скот с собой и ликовали по случаю каждой такой добычи".
   Но задержка в Скифии лишь ухудшала стратегическое положение персидского войска.
   *
   Наконец скифы послали персидскому царю "подарок": птицу, мышь, лягушку и пять стрел.
   Персидский маг так разъяснил Дарию смысл этого "подарка":
   "Я вижу, - оказал он, - что скифы над нами издеваются... Смысл даров таков: если вы, персы, не улетите, как небесные птицы, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озеро, то не вернетесь назад и падете под ударами этих стрел".
   Дарий вынужден был подчиниться ультиматуму скифов и двинул свое войско к Истру. После изнурительного похода, понеся большие потери, персидское войско возвратилось в пределы своей страны.
  
   *
   Могущество скифов начало ослабевать со времен Филиппа Маке­донского, который, по словам одного древнего историка, одержал над ними решительную победу не превосходством мужества, а хитростию воинскою, и не нашел в стане у врагов своих ни серебра, ни золота, но только жен, детей и старцев.
  
   Митридат Эвпатор, господ­ствуя на южных берегах Черного моря и завладев Боспорским цар­ством, утеснил и скифов: последние их силы были истощены в жесто­ких его войнах с Римом, коего орлы приближались тогда к нынеш­ним кавказским странам России. Геты, народ фракийский, побе­жденный Александром Великим на Дунае, но страшный для Рима во время царя своего, Беребиста Храброго, за несколько лет до Рожде­ства Христова отнял у скифов всю землю между Истром и Борисфеном, т.е. Дунаем и Днепром.
   Наконец сарматы, обитавшие в Азии близ Дона, вступили в Скифию и, по известию Диодора Сицилий­ского, истребили ее жителей или присоединили к своему народу, так что особенное бытие скифов исчезло для истории; осталось только их славное имя, коим несведущие греки и римляне долго еще называли все народы малоизвестные и живущие в странах отдаленных.
   *
  
   Если верить историческим преданиям, то не роскошество и изнеженность послужили причиной гибели скифов.
   Скиф-кочевник, богатый после набегов, никогда не жалел и не копил богатства, и не грустил, когда его терял.
  
   Слава и честь скифа, добытая воинской доблестью в битвах, была ценнее всякого богатства.
  
   Если же принять во внимание тот факт, что кочевой и боевой образ жизни заставлял его довольствоваться малым и, как говорится, ловить момент удачи и не заботиться о будущем, то становится понятным пренебрежение к роскоши и отсутствие опасности впасть в изнеженность, чем неизбежно страдали некогда воинственные народы, получившие в свое распоряжение богатства завоеванных народов и стремящиеся как можно лучше устроить свой быт, в ущерб воздержанности, умеренности и т.п.
   *
  
   Возникает вопрос: что же явилось причиной поражения скифов и их исчезновения как народности?
  
   Думается, тому были два обстоятельства:
  
  -- во-первых, неспособность скифских царей совладать со своим собственным народом, в силу отсутствия либо умения, либо желания и способности управлять кочевым, воинственным, самолюбивым и свободолюбивым народом;
  -- во-вторых, скифы "растворились" среди других народов в силу слабости их религии.
  
   Надо признать тот факт, что только "сильная религия" в состоянии сплачивать и объединять народ, даже разобщенный временем и расстоянием.
   *

0x01 graphic

  
   Один из уроков скифской истории гласит: высший руководитель государства должен быть достоин своего высокого положения.
   Он должен быть не только прозорливым политиком, но и сведущим военным деятелем.
   *
  
   Скифия преподнесла нам и другой поучительный урок:
  
   отечественная религия должна быть "сильной", ибо только такая религия в состоянии объединять и сплачивать народ и поднимать его дух в минуты военных испытаний...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   См.: Вернадский Г.В. Древняя Русь - СПб., 2000. - С. 56.
   Юстин, II, 1-2.
   См.: Вернадский Г.В. Указ. соч. - С. 98.
   См.: Соловьев С.М. Соч. В 18 кн. - Кн. 1-2. -М. : Мысль, 1988. - С.79-80.
   В состав пантеона, по данным Геродота, входило семь божеств, что отражает древнюю индоиранскую традицию. На высшей ступени иерархии находится Табити, на средней - Папай и Апи, на низшей - Ойтосир (Гойтосир), Аргимпаса (Артимпаса) и два божества, скифские имена которых Геродотом не названы. Все эти боги отождествлены у Геродота соответственно с Гестией, Зевсом и Геей, Аполлоном, Афродитой Уранией, Гераклом и Аресом.
   См.: Вернадский Г.В. Указ. соч. - С. 112.
   См.: Там же.
   См.: Там же.
   См.: Разин Е.А. История военного искусства. В 5-т. Т.1. Военное искусство рабовладельческого периода войны. - М.: Воениздат, 1955. - С. 76.
   Лук был самым опасным оружием скифских всадников. Короткий (около 2,5 фута), с двойным искривлением скифский лук, был хорошо приспособлен для стрельбы с коня. Стрелы изготовлялись из дерева или тростника; наконечники стрел были бронзовыми, хотя иногда в курганах обнаруживаются каменные, костяные и железные наконечники. Дальность полета стрел составляла около 400 футов.
   Основным средством личной защиты воина был панцирь. Панцири скифов очень разнообразны. Многие из них индивидуальны. Обычно металлическим набором защищалась только часть доспеха, примыкавшая к горлу, грудь или вся передняя часть. Известны экземпляры и со сплошным металлическим покрытием. Панцири различались разнообразным покроем. Обычно они имели вид рубахи с короткими и длинными рукавами. По мере того, как стал все больше применяться ближний бой, в котором всадники рубились длинными мечами, возникла необходимость дополнительного усиления плечей воинов, на которые обрушивался мощный рубящий удар. Поэтому начали изготовлять панцири, у которых на плечах пластины набора лежали не в 2-3 слоя, а побольше. Это были панцири с оплечьями. Для украшения панцирного набора использовались бронзовые литые бляхи, выполненные в характерном скифском зверином стиле. - См.: Черненко Е.В. Рыцари великой Скифии. - М., 2001. - С.16.
   Типично скифскими были боевые пояса, кожаная основа которых покрывалась металлическим набором, близким по способу крепления панцирному. Эти пояса использовались лишь для ношения мечей и кинжалов, горитов и боевых топоров, другого воинского снаряжения. Боевые пояса удачно дополняли панцири. В том месте панциря, где поверх него располагался пояс, нередко кожа набора не имела и ширина разрыва в системе набора панциря совпадала с шириной пояса. Известна серия широких боевых поясов периода скифской архаики, которые при использовании короткого панциря защищали нижнюю часть корпуса воина. Позднее подобные боевые пояса вошли в состав панциря, составив с ним одно целое. - См.: Черненко Е.В. Указ. соч. - С.19.
   См.: Разин Е.А. Указ. соч. - С. 81.
   В хрестоматии представлен фрагмент "Истории" Геродота об этом событии.
   Карамзин Н.М. История государства Российского. в 12-ти. - Т.I-IV. - М., 1993. - С. 19.
   "Сильная религия" - это глубоко укоренившаяся традиция веры в существование Некой Силы (Бога), опекающей и оберегающей каждого благопорядочного человека, чтущего и соблюдающего обычаи, правила, обряды, традиционные для данного народа. Сила религии - в ее постоянстве, неизменности, обязательности, чистоте ее канонов, праведности пастырей и т.д.
  

0x01 graphic

  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023