ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Герои казармы и учебного плаца в бою беспомощны и немощны"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


"Герои казармы и учебного плаца в бою беспомощны и немощны"....

  
  

История подтверждает истину..., что

Вера есть особая сила государственная.

Н.М. Карамзин

0x01 graphic

Эммануил ("с нами Бог") на иконе Отечество

(Троица Новозаветная).

Новгород. XIV в.

  
  
   Из кн. П.И. Изместьева
   "Очерки по военной психологии (Некоторые основы тактики и военного воспитания). - Пг., 1923" (окончание)
  
  
   <...>
   Отдельные группы, разбросанные на довольно большом фронте, действующие вполне самостоятельно, должны быть приучены в то же время к согласованности своих действий, и эта согласован­ность действий должна исходить ныне от них же самих.
   Не под­лежит сомнению, что в смысле сохранения от потерь, они имеют огромное преимущество над прежними цепями, а, следовательно, казалось бы, в них меньше будет проявляться инстинкт самосо­хранения, но, с другой стороны, изолированность их одной от другой по присущей животной природе человека стадности, будет в мень­шей мере способствовать проявлению решимости и уверенности в своих силах.
  
   Трудность управления, трудность поддержания связи -- ­эти типичные свойства группового боя требуют высокого интеллектуального развития бойца.
  
   При групповом способе наступления, при поддержке из глу­бины такими же группами, эта решимость довести дело до реши­тельного удара требует огромного запаса энергии, настойчивости, т.е. моральный элемент приобретает в бою огромное значение Несомненно, что в современном бою достижение перевеса в огне в смысле нейтрализации, т.е. подавления духа противника, как указано выше, не может быть основано только на более совер­шенном вооружении пехоты, а на всех средствах наземного и воздушного поражения.
  
   Наступающий будет получать поддержку не только из глубины, но и сверху, т.е. это будет кубическая тактика, кубическая поддержка. И вот все эти средства должны, с одной стороны, способствовать подъему его духа, а, с другой, спо­собствовать внушению того страха обороне, на который я ука­зывал выше, страха, порождаемого силою материальных средств поражения.
  
   Современная пехота должна быть обучена владеть всеми ви­дами своего вооружения в одинаковой степени, в ней не может быть, на мой взгляд, специалистов стрелков, автоматчиков, пу­леметчиков и гранатометчиков, но вместе с тем она должна ве­рить в то, что все виды ее оружия одинаково нужны для дости­жения успеха в бою.
  
   Решительный удар атакующего является актом нравственного по­рядка как прежде, так и теперь, ибо вся сущность сближения атакую­щего заключается в сбережении к последнему моменту нравственной энергии, подъема духа, даже и при наличии у него всех средств современной техники.
  
   От накопления энергии, от сохранения ре­шимости победить зависит сила и стремительность удара.
   Сознание, что сзади и сверху идут поддержки и резервы, и что они пред­ставляют из себя не одни машины, а людей, играет доминирующую роль. На силу этого удара влияет убеждение, что, "нас под­держат, нас не оставят", т.е. именно то, что знакомо каждому участнику войны.
   Если нет этого убеждения, нет этой уверенности, должного шока атака не разовьет.
  
   Чтобы ни говорили о машинизации, но последний акт боя решали и решать будут не машины, а люди, в руках которых хо­лодное оружие своего значения не потеряло, и только на помощь к нему, как и в далеком прошлом, пришло не новое, а старое и лишь временно забытое, средство борьбы -- граната.
   Какие бы танки ни дала техника, она отдает их в руки человека, а не автомата.
  
   При групповой тактике трудность будет заключаться именно в производстве этого последнего удара, т.е. в том, чтобы из от­дельных боевых групп произвести такой удар, который мог бы окончательно сломить всякое сопротивление противника, чтобы этот удар не представлял бы из себя разрозненных усилий этих отдельных групп, а был бы все-таки своего рода кулаком.
  
   <...>
  

0x01 graphic

Проводы новобранца, 1879,

Худ. Репин И.Е.

  
  
   Выше я указывал на трудность управления боем, причем эта трудность ныне возросла, возросла она потому, что требует перенесения центра тяжести управления со старших на самых младших начальников.
  
   Трудность эта проявляется и ныне, как и прежде, с особой силой с момента вступления в зону ружейного и пулеметного огня. Ныне эта трудность проявляется потому, что именно в этой зоне, т.е. зоне наступления, и выявляется деятельность боевых групп-звеньев.
  
   При ведении боя цепями главным фактором успеха являлись личные свойства бойца. Он опьяняется боем, увлекается при­мером других, его оглушает шум боя, нервы его напрягаются ви­тающей всюду опасностью.
  
   Минутами он возбуждается до героизма, минутами доходит до отупения.
   В нем борются два чувства -- гнев и страх: первый толкает его вперед, второй тянет назад. В ми­нуты отупения боец машинально выполняет все то, чему его учили. Пока равнодействующая двух чувств направлена в поло­жительную сторону, т.е. пока его толкает она к неприятелю, он пойдет вперед.
  
   По сравнению с далеким прошлым, критический момент боя, т. е., когда управление затрудняется (при цепях, когда оно ускользает из рук начальника и боец должен в самом себе чер­пать силы для того, чтобы идти вперед), теперь стал более про­должительным, так как дистанции огня увеличились. Из всего этого вытекал неизбежный вывод, что строгая регламентация дви­жения под огнем при цепях в последние моменты очень трудна, ей на выручку должен идти технический автоматизм и простор к проявлению инициативы. То и другое требуют тщательной подго­товки, как звена в целом, так и одиночного бойца, как и раньше.
  
   <...>
  
   0x01 graphic
  
   Справка:
  -- Борьба долга и страха, решалась в пользу бегства в тыл. Вот минута, где школьный учитель может видеть результат своей работы

Александр Иванович Верховский

(27 ноября 1886 -- 19 августа 1938) -- русский военный деятель.

  
  
   ...Если мы выдвигаем вопрос об автоматизме, то как же его примирить с необходимостью самого широкого развития ини­циативы. На это я позволю себе ответить, что привычка отвечать на внушение какой-либо идеи, или на впечатление, немедленным решением воли или же импульсивным движением тела и должна составить основу подготовки бойца.
  
   Бэн говорит, что привычки суть навыки в области чувств и хотений. Нравственные привычки ведут на усиление или ослабление чувствований и на измене­ния в силе воли, при этом одни мотивы выигрывают, а другие теряют в своем значении для деятельности.
  
   "Таковы, -- говорит он, -- привычки мужества, храбрости, самообладания".
  
   Справка:
  -- БЭН (Bain) Александер (1818-1903), английский психолог, представитель ассоциативной психологии, выдвинул понятие о механизме проб и ошибок для объяснения новых форм двигательной активности, способствовал развитию экспериментальной психологии.
  
   <...>
  
   На те или иные переживания бойца оказывают влияние три весьма важных данных, а именно: нервное сочувствие, нервная подражательность и нервное соревнование.
   Большинству из нас путем самонаблюдения или наблюдения приходилось замечать, что крики, стоны и вообще всякое яркое выражение страдания на лице другого крайне заразительно действует на нас самих или нас окружающих.
   Нервное сочувствие нужно разделять на та­кое, которое происходит через пришедшее извне через органы слуха и зрения впечатления от сочувствия душевного, происхо­дящего через посредство мысли.
  
   <...>
  
   Несомненно, что при исследовании военных явлений, и при том явлений, создаваемых боем, мы прежде всего должны счи­таться с нервным сочувствием первого рода, ибо рассудочная деятельность в бою ослабевает. Крики, стоны раненых, вид исковер­канных тел должны вызывать это сочувствие, которое понижает моральную упругость бойца.
  
   Если мы не можем избавить бойца от нервного сочувствия, то во всяком случае парализовать его до некоторой степени всегда возможно. В силу этого-то, именно никогда не следует располагать перевязочных пунктов на путях движения или в ме­стах расположения резервов. Во время самого боя, раз на какой-нибудь остановке часть начинает нести потери, мы быстро про­двигаемся вперед.
  
   При обороне следует возможно скорее уносить не только раненых, но и убитых в тыл, хотя, конечно, это да­леко не всегда возможно.
  
   Руссо говорит, что привычка видеть страдания до известной степени притупляет чувство сострадания, но на войне состав так быстро меняется, что эта привычка вы­работаться не может.
  

0x01 graphic

  

Солдат, лейб-гвардии Павловский полк (1914)

  
   <...>
   С военной точки зрения подражание имеет ту положительную и отрицательную сторону, что подражание может увлечь бойца и вперед, и назад. В силу этого подражания громадное значение имеет личный пример и начальника, и отдельных смелых, полных инициативы бойцов.
  
   То же подражание может заставить почти бессознательно дви­гаться вперед. Участникам боев, вероятно, приходилось наблюдать, как иногда порывается ринуться стрелок, звено, когда бросается вперед его сосед.
  
   В последний момент боя это подражание действует, как элек­трический ток, если только нервная система не утомлена на­столько, что никакой пример, никакие увещания не могут поднять стрелков с земли.
  
   Упомянув об усталости нервной системы, я считаю необхо­димым вкратце на ней остановиться.
   Говорить о том, что нервы устают также, как и мускулы, не приходится. Они после про­должительной работы безусловно нуждаются в отдыхе, во время которого они черпают новые силы для своей трудной в организме работы.
  
   В чем же проявляется нервная усталость?
   В том, что наша нервная система становится неспособной отвечать на требо­вания, к ней предъявляемые. Эта-то неспособность, зависящая от недостатка в нервах электричества, отзывается в нас неприятным чувством усталости, утомления. Если нервы не получают отдыха, то, насилуя их в продолжении работы, мы можем добиться того, что они перестают уставать, и нервная усталость переходит в нервное раздражение, которое совершенно истощает тело.
  
   Совре­менный бой требует колоссального напряжения нервов, а так как нервная система не у всех одинакова, то начальнику надо быть осторожным, чтобы не натянуть, так сказать, струны организма своих подчиненных настолько, что в самый нужный момент они не издадут ожидаемого от них звука. В силу этой-то нервной усталости иногда отлично обученная, с высоким подъемом духа, войсковая часть не может заставить себя двинуться вперед.
  
   Малоопытный начальник пытается это объяснить приступом боязни, трусостью, а между тем ни того, ни другого на лицо нет у под­чиненных. Они устали, но устали не физически, не мускулы их, устали, а нервы. Тот необычайный подъем духа, который иногда замечается на войне, а особенно в бою, является временами лишь результатом нервного раздражения. Насколько это нервное раз­дражение истощает организм человека можно наблюдать после боя или тяжелых маршей, когда солдаты засыпают моментально, от­казываясь иногда даже от пищи.
  
   <...>
  
   Наконец, нервное соревнование есть желание, поро­ждаемое в нас тем, что мы представляем себе подобное нам существо, одушевленное тем же желанием. С военной точки зре­ния оно может быть вызвано желанием выделиться исполнением долга и желанием отличий. Переходя из индивидуального в кол­лективное, оно может вызвать подражание.
  
   Следует также иметь в виду, что подражание может быть произвольное и непроизвольное. И с тем, и другим нам в военной среде приходится считаться. Приобретенная, произвольно вырабо­танная способность двигать членами по примеру другого лица, или двигаться, делать то, что делает другой, составляет то, что мы понимаем под важностью личного примера.
   Непроизвольное подражание не требует подготовки, так как в силу его мы пере­нимаем жесты, интонации, выражения и вообще поведение окру­жающих нас людей. Все такого рода проявления других лично­стей оказывают на нас влияние, независимо от того, хотим ли мы или нет, -- они навязываются нам.
  
  
  
   Притягательная сила земли и трудность сдвинуть с места людей под огнем -- явление, с которым каждый, побывавший в бою, начальник хорошо знаком. Всякое закрытие, как бы незначительно оно ни было, тянет к себе бойца, и он держится за ним спокойнее, с большим тру­дом с ним расстается. По мере того, как огонь противника ста­новится сильнее в смысле его действительности, все более и более возрастает трудность поднимать людей и заставлять их покидать закрытия, которые их к себе притянули.
  
   Это стремление к закрытиям является естественным результа­том проявления инстинкта самосохранения, с которым, как уже было сказано, не легко бороться. Рассудочная способность бойцов настолько в бою уменьшается, что они не в силах даже разо­браться, выгодно или невыгодно занимать закрытие.
  
   Иногда бро­саются за такое, которое находится под углом к линии наступле­ния и... попадают под фланговый огонь противника. Все это разъяснялось в мирное время, но все-таки приходилось наблюдать в бою очень частые нарушения такого элементарного, казалось бы, правила.
   Так говорили люди, не учитывавшие уменьшения рассудочной способности бойца.
  
   Помочь этому больному вопросу может только тот автома­тизм, о котором сказано выше, т.е. привычка, навык соблюдать правила. Трудность поднимать бойцов из-за закрытий наводит на мысль о безостановочном наступлении или хотя бы о том, чтобы вести наступление возможно большими перебежками. На практике величина перебежек определялась характером впереди лежащей мест­ности, силою огня противника, физической и нравственной усталостью.
  
   <...>
  
   Такое безостановочное движение применялось и у нас, но влекло за собой очень большие потери, хотя действительно удар был стремительным и атака удавалась. Нельзя отрицать, что све­жие и в нравственном, и в физическом отношении части, пожалуй, и в будущем могут попытаться так идти в атаку, но истомленные, разве тогда, когда нервная усталость перешла в нервное раздра­жение.
  
   Сила огня, раз она на стороне обороны, может заставить уменьшать величину перебежек, как при прежней, так и при но­вой групповой тактике. Но дело в том, что наибольшие потери атакующий обычно нес на средних дистанциях, а потому, если удавалось подавить пулеметный огонь противника, то на ближних дистанциях, примерно с 500 шагов, выгоднее было делать, пере­бежки возможно большими.
  
   В настоящее время на ближних ди­станциях, кроме винтовки, будет действовать ружье-пулемет, но по своему рассеиванию он нисколько не лучше магазинки, а на дистанциях свыше 500 шагов хуже, следовательно, оно уж не так страшно, как на первый взгляд кажется.
  
   Это имеет огромное значение в моральном отношении, так как смело и быстро надвигающаяся атака самым подавляющим образом действует на оборону. Остановки в бою не дают физического отдыха и облегчения нервной системе.
  
   Люди, цепи или группы останавливаются иногда или на совершенно открытой местности, значит, нужно быстро устроить головное закрытие или же за не­достаточными укрытиями. Они непрерывно слышат, как мимо их ушей несется рой пуль и чувствуют, как каждое их движение связано с смертельною опасностью. Наша нервная система не при­способлена к тому, чтобы непрерывно выносить эту опасность, и нужно зорко следить, чтобы не наступил момент, когда она нач­нет сдавать.
  
   Легкое закрытие, которое устраивают наскоро перед головой, не защитит от пули, но оно является иллюзией закры­тия, иллюзией вполне достаточной, чтобы стрелок немного успо­коился. Приходилось наблюдать, как, при перебежках, стрелки, неся винтовку в правой руке, левую поднимают к лицу.
  
   Это чисто инстинктивное движение руки облегчало им перебежку. Несомненно, что современное вооружение пехоты, основу которого составляют автоматические ружья и легкие пулеметы, облегчает вопрос о под­нимании стрелков из-за закрытий, ибо перебежку должен начи­нать или пулемет или автомат, смотря по тому, какое звено дей­ствует, но в свою очередь перебежка первых облегчается огнем соседнего звена.
  
   Масса пуль, выбрасываемая пулеметом против обороны, осо­бая их трескотня настолько должны импонировать на остальных людей звена, что они рефлекторно будут бросаться вперед.
  
   <...>
  
   Разбросанные по полю сражения боевые группки должны найти в самих себе волю дойти до штыка, а потому вряд ли можно назвать современную тактику только огневой, нет, она бо­лее, чем прежняя стала тактикой психологической.
  
   <...>
  
   Из произведенного анализа мы видим, какое огромное значение в бою принадлежит волевой и эмоциональной природе чело­века, как бойца, и что нельзя трактовать бойца, вне данных физиологии и психологии, так как мы имеем дело с живыми организмами, а не с пешками, передвигаемыми на шахматной доске.
  
  

0x01 graphic

"Родина". 1892,

Дубовской Николай Никанорович

  
  
  
   Сложные условия современного боя еще более, чем прежде, требуют от командного состава понимания сущности управления. Это управление составляет своего рода искусство, которое должно быть профессиональным, ибо армия наша стала на путь, путь могучей, крепкой духом кадровой армии, хотя мы не отказы­ваемся принципиально от возможности перехода в будущем к армии милиционной.
  
   Несмотря на то, что бесконечно прогрессирующая техника должна сглаживать ту пропасть, которая отделяла в смысле зна­ний рабочего от инженера; в военном деле техника повышает только требования, предъявляемые к рядовому бойцу, но нивелировать его знания с знаниями, которые требует бой от команд­ного состава невозможно. За офицером ... всегда остается еще необходимость у него, кроме самого широкого тех­нического образования, еще и особого искусства управления, искусства командования.
  
   В деле командования той или другой войсковой частью прежде всего не должно быть места рутине, каково бы ни было слу­жебное положение лица, облеченного правами командования ...
  
   Пагубным для командования становится такое отношение к военному делу, когда на него начинают смотреть, как на ремесло, а не как на искусство.
  
   С понятием о командном составе связано понятие о лице с тем или другим образованием. Отсутствие этого образования влечет за собою и отсутствие вполне определенного духовного об­лика; рассудок у них не способен управлять эмоциями. Такие люди восприимчивы лишь к внешним импульсам, они могут быть энергичны, храбры, мужественны, но этого еще мало.
  
   Командный состав должен быть способен жить интеллектуаль­ной жизнью, без чего не может быть уверенного перехода от мысли к действию; нужна привычка руководствоваться теми осно­ваниями, которые выдвигаются военным искусством, ибо одной практики мирного времени оказывается на войне недостаточно.
  
   Герои казармы и учебного плаца в бою беспомощны и немощны.
  
   Одно знание теории, как бы глубоко оно ни было, на войне не даст еще всего, что нужно для управления, ибо авторитет начальника покоится на доверии, которое он внушает своим под­чиненным не только своими умственными, но и нравственными достоинствами.
  
   Подчиненные отлично всегда чувствуют, крепок ли их началь­ник в тех знаниях, на основании которых он может принять то или другое решение. Они верят в то, что он найдется и не растеряется во всякой обстановке тогда, когда убеждены в его знаниях. Доверие -- это база для успешного выполнения всякого приказания.
  
   <...>
  
   Большим минусом, на первый взгляд, кажется то, что прин­ципы командования не регламентированы, а потому каждому на­чальнику приходится их устанавливать путем личного опыта и зрелого обсуждения. Но является вопрос, да могут ли быть, в сущности говоря, такие принципы, так как, если бы они и были, то их пришлось видоизменять в зависимости от индивидуальных способностей того или другого начальника, видоизменять сообразно его характеру, следовательно, принципы эти должны носить ха­рактер практических указаний, а не уставных требований.
  
   Если мы отнесемся к ним чисто формальным образом, если мы будем соблюдать их, как то или другое требование службы, то польза от этого будет не велика.
  
   Такой начальник ничем не будет отличаться от дрессиров­щика зверей, который заставляет их под угрозой бича проделы­вать всевозможные фокусы.
  
   Ведь, если мы говорим, что в такой-то части ротный коман­дир командует хорошо, а в другой -- плохо, то мы этим вовсе не хотим подчеркнуть, что происходит это только в силу того, что в первой роте ... повинуются, а во второй нет.
  
   Многим, вероятно, приходилось наблюдать, как ротные или эскадронные командиры, благодаря какому-то уменью, без заметных усилий, достигают того, что подчиненные у них хорошо обучены, хорошо дисциплинированы. Всего этого они достигают без крика, без шума, без наложения взысканий. Все кругом ра­ботает спокойно и правильно, и, в случае войны, это спокойствие, этот порядок у них сохранится. Но приходилось наблюдать и другие картины, где в части работает механизм "со скрипом". И тут начальник отдается своему делу, он лезет, как говорят, из кожи, он устает от призывов к повиновению, прибегает к крику, к наказаниям; он доходит до того, что, в конце концов, изму­чив себя, измучит роту, озлобит ее, а результаты его работы сводятся к нулю.
  
   Изверившись в возможности достигнуть поставленной себе цели, он, в случае войны, в подчиненных своих не будет уверен.
  
   Спрашивается, в чем же кроется разница результатов работы того или другого начальника. А в том, что один из них умеет командовать, умеет управлять, а в другой -- нет. Один искусный ра­ботник, мастер своего дела, другой -- только подмастерье, который, пуская в ход кстати и не кстати силу неумелой рукой, в конце концов бросает с досадой и злобой свои инструменты.
  
   Такой командир не только, сам того не замечая, разрушает дисциплину, но он останавливает, тормозит обучение, распростра­няя вокруг себя недовольство, которое легко может породить вме­сто любви к службе отвращение к ней и даже ненависть.
  

0x01 graphic

"Утро стрелецкой казни"

Картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года.

  
   В чем же состоит это искусство командования, которым одни владеют, а другие нет?
   Прежде всего, самый термин "командование" многими пони­мается неправильно, так как командование отожествляют с поня­тием "команда".
  
   Под командованием следует понимать все управление в целом.
   Командование, понимаемое в таком смысле, необходимо раз­ложить на его слагаемые. Это разложение или расчленение при­водит к тому, что начальник приказывает, учит своим примером, советует, подает команду, обучает, руководит частью, как старший ныне товарищ, и управляет.
  
   Два последних требования состоят из установления порядка, надзора за поведением, за образованием, за нуждами и интере­сами подчиненных.
  
   Ясно, что для всего этого должны быть различные приемы: одни для обучения и руководства, другие для командования в тесном смысле, третьи для того же в широком смысле, т.е. управления. Последнее требует специальных методов, специальных приемов.
  
   Прежде всего, начальник должен отдавать себе явное пред­ставление о преследуемой или поставленной ему задаче и отчет­ливо знать объект, подлежащий его воздействию.
   Затем, у него должна быть энергия и сила воли, чтобы смело, настойчиво идти к намеченной цели; он должен знать и любить свое дело и проникнуться желанием достигнуть наилуч­шей его постановки.
  
   Этим определяются основные элементы деятельности начальника.
   Знание, характер и способность к самопожертвованию и самоотвержению -- это качества начальника.
   Знание указывает путь и освещает его, характер эквивалентен мускулам, ведущим по этому пути, а самопожертвование, преданность делу -- это могучая сила, понуждающая нас идти к цели, не оста­навливаясь ни перед какими препятствиями.
  
   Во всем этом кроется то, что дает силы для выполнения великой миссии командования.
  
   Но ко всему этому нужно добавить еще одну данную -- это самоотречение, которое, хотя и является прямым результатом преданности делу, идее, во имя которой преданность эта по­рождается, но вместе с тем очень часто забывают о необходи­мости побороть эгоизм, тщеславие и честолюбие.
  
   Не только в недавнем прошлом, когда не так рельефно, не так понятно была выражена идея службы, но и теперь мы можем себе представить начальника, который настолько поглощен "своей особой", что только и думает о том, что его должность является средством удовлетворить свои желания; который стремится выделяться из ряда других и озариться ореолом новой власти.
  
   Дайте такому начальнику самую лучшую часть, и он очень скоро превратит ее или в упавших духом, или в недовольных, озлобленных людей.
  
   Они будут внешне повиноваться, но в тайниках души своей -- тяготиться.
  
   Такой начальник будет учить, обучать, но во всей его работе будет главенствовать желание обратить на себя внимание, пуская в ход всевозможные кундштюки.
  
   Возьмем другой пример, пример начальника, высоко честного, порядочного, стремящегося к общему благу, любящего искренно свое дело, но не обладающего должной волей, чтобы заставить трудиться своих подчиненных.
   Будет ли он многим выше первого?
   Нет, так как на всем его командовании будет лежать отпечаток слабости и нереши­тельности. Слабость начальника, соединяемая иногда с игрой в дешевую популярность, также вредны, как очковтирательство.
  
   Умный подчиненный всегда раскусит моральную ценность того или другого.
   Управление уловками, хитростью, боязнь перед реши­тельным предъявлением требований всегда будет обречено на неудачу.
  
   Уже командование в целом должно быть проникнуто искрен­ностью, вдумчивостью, разумной страстью, так как только при этих условиях оно будет иметь воспитательное значение.
  
  
   Честолюбие, робость, угодливость, сделки с совестью, -- данные, которым нет места в командовании. Есть еще один тип начальника, который смотрит на все с точки зрения "наплевать". Такой начальник не только извращает само понятие о командовании, но он прямо-таки его уничтожает. Он берет от службы все, как и от жизни, и всех, кто отдается ей всецело считает наивными младенцами. Такой начальник умело увертывается от всякой ответ­ственности. Такой начальник -- бич армии. Бывают случаи, когда у людей, принадлежащих к командному составу, появляется отвра­щение к своей профессии: это вызывается очень часто дефектами организации и командования. Они видят, что все их усилия, все их труды пропадают даром, что их не ценят. На это мало обра­щают внимания, а между тем не редки случаи, когда у весьма ценных работников опускаются руки, теряется всякое желание работать. Но, с другой стороны, вредны и те лица, которые пре­увеличивают свои заслуги, которые все и вся критикуют, которые считают, что они все знают, все ведают, короче говоря, которые полны самообольщения своими умственными способностями.
  
   Умственное развитие, и при том самое широкое и всестороннее, крайне необходимо, но оно полезно, когда ум прилагается к делу, а сердце ему предано. Начальник с ограниченным умственным кругозором подвержен массе ошибок. В службе своей он, главным образом, замечает ее внешне-казовую сторону, но не способен вникнуть в сущность дела, цели, сил и средств, которые при­водят в движение организм части. Ружейные приемы, церемо­ниальный марш, шаблонный боевой порядок и внешнее благо­получие казармы -- вот идеал, доступный его пониманию. Начальник с таким умственным багажом, с такой нравственной близорукостью, уходит в море бумаг, рапортов, приказов и смотрит на все военное дело сквозь призму сомнительного аппарата управления.
  
   Скажем больше.
   Бумага для него перестает быть средством изложения мыслей, а приобретает самостоятельную ценность, и вся служба сводится к получению и отправлению безукоризненной по внешности переписки. Это бумагомарание сковывает всякую живую мысль, работу, и бумага торжествует над жизнью.
  
   Приказы он пишет для того, чтобы о них говорили.
   Распи­сание занятий составляет не для того, чтобы их фактически выполнить, а чтобы ими обратить внимание на себя.
  
   Стрельба для него -- процент попаданий; маневр -- механическое воспроизведение требований устава, а венец всего -- смотр и парад.
  
   Боевая работа для них на втором плане, а на первом -- забота о мирной. Такое направление, так называемое, плац-парадное, обращает армию в войска казарм, гарнизонов, учебного плаца и парадов.
  
   Вся жизнь командного состава в мирное время должна быть полна интеллектуального и морального смысла. Иначе рутина и шаблон сделают ее неспособной к борьбе.
   Сильный характер встречается реже, чем развитый ум. Очень часто, умный человек, при наличии любви к своей про­фессии, чувствует в то же время свою духовную слабость.
   Такие люди находятся во власти тех или иных эмоций, и их под­чиненные не видят в силу этого перед собой уверенной, постоянной силы. В таких начальниках, вечно колеблющихся, не смогут видеть представителей власти, представителей воинского закона.
   *
  
   Характер -- существенный элемент способности командования, но только при условии преданности делу, так как при честолюбии, равнодушии, эгоизме, человек преследует обычно свои личные цели. Часть, которой командует такой начальник, будет иметь блестящую внешность, но духа в ней не будет. Таким образом, искусство командования требует ума, харак­тера и преданности делу. Ум имеется у всех, следовательно, нужно лишь развивать его.
  
   Сильный характер встречается реже, преданность делу отсут­ствует чаще всего. Тот, кто не понимает сущности военной службы, беззаветную преданность приписывает иногда даже ограниченности, малой культурности. Многим такое положение может показаться преувеличенным, парадоксальным, но, к сожалению, жизнь дает такие примеры. Преданность делу, доходящую до самоотречения, считают уделом скромных и заурядных работников. <...>
  
   XIV
   Из чего слагается мощь начальника? Войсковая часть -- орудие мощи. Что нужно для правильного ее функционирования. Инициатива. Военное искусство -- ревнивая особа.
  
   Мощь начальника слагается из личных его достоинств, из достоинств, мужества, преданности и всех нравственных качеств его подчиненных.
   Все стремления начальника должны быть направлены к тому, чтобы подчиненные были полны энергии, отваги и решимости.
  
   Посредственные начальники любят больше бесцветных лично­стей: им нужно, чтобы их окружали люди слабые, не проявляю­щие инициативы, самостоятельности, так как с такими им легче справиться, а, главное, нечего бояться за свое умственное убожество. Человек энергичный, человек сильной воли, человек, спо­собный рассуждать -- им не на руку.
  
   С подчиненными последней категории приходится обдумать и взвесить все; прежде чем отдать приказ, приходится отказаться от командования "спустя рукава". Люди мужественные и реши­тельные всегда горды, а это для некоторых начальников является также неудобным. А между тем иметь пылких, гордых, реши­тельных и предприимчивых подчиненных, всячески культивируя в них эти порывы и умело руководя ими -- вот задача началь­ника.
   Всякая войсковая часть -- это орудие мощи начальника в бою, а чтобы оно было действительно таковым, надо должным образом развивать военные способности в каждой составной частице этой части.
  
   Но если это орудие способно воспроизводить все то, что нужно начальнику, то работа его еще не кончена, так как вой­сковая часть не механизм, который заводят, а организм, функцио­нирующий самостоятельно.
  
   Живой организм быстро реагирует на всякое давление извне и самостоятельно отправляет свои функции.
  
   Армия -- это огромный организм, а функция его -- это война, но для правильного функционирования на войне, организм этот должен быть соответственным образом подготовлен в мирное время. Подготовляя его, надо добиваться в каждом атоме этого орга­низма самостоятельности, на которой зиждется инициатива.
  
   Раз армия прониклась ею, то она всегда готова к действию, и в такой армии каждый вложит в общее дело свой ум и энер­гию, все силы каждой ее молекулы будут приведены в действие.
   Ясно, какая разница будет при столкновении такой части с частью, воспитанной на иных началах.
  
   Действительно, попробуем представить себе две войсковые части, из коих одна приучена к механическому воспроизведению получаемых распоряжений, а другая -- с организованным единством интеллигентных бойцов. Начальники первой будут держаться той точки зрения, что предоставление свободы действий подчиненным будет умалять их власть. В пылу боя такие начальники, забы­вая о важности общего руководства, бросаются чуть ли не в рукопашную, стремясь все взять в свои руки, всем командовать. Такие картины, я полагаю, многим приходилось наблюдать.
  
   При современном групповом бое такие начальники будут совершенно беспомощны, они будут кричать о невозможности управления, ибо этот бой основан именно на самой широкой инициативе самых младших начальников.
   Армия без инициативы -- мертва, и военная история дает нам достаточное число примеров, когда ожидание приказов свыше при­водило к самым плачевным результатам. В армии, где нет ини­циативы у начальников, малейшее изменение в обстановке заста­вляет запрашивать указаний, вместо самостоятельного принятия решения соответственно общей задаче, общей цели, которая дол­жна быть достигнута.
  
   <...>
  
   Не только заглушать, но даже не культивировать инициативы в мирное время, хотя бы иногда она проявлялась бессознательно, надо признать преступлением, которое возрастает в военное время в геометрической прогрессии.
   Бессознательное проявление инициативы -- грустное, конечно, явление, а потому нужно создавать такие жизненные условия, чтобы подобное явление было редким исключением.
  
   Все это заставляет желать, чтобы в мирное время началь­ник имел надлежащий для его воздействия объект, т.е., чтобы он действительно командовал, так как более или менее продолжи­тельное пребывание вне строя кладет на него отпечаток военной импотенции.
  
   Военное искусство -- ревнивая особа, которая не допускает отвлечения своих поклонников к другим занятиям.
  
   Глубоко заблуждаются старшие начальники, когда смотрят на младших, как на требующих вождения на помочах; большой ошибкой первых является подрывание авторитета вторых перед подчиненными.
  
   Тот, кто думает, что указывать промахи, ошибки младшему в присутствии подчиненных даже полезно, жестоко ошибается. Он рубит сук, на котором сам сидит. Не только грубость, но даже неуместная фамильярность, шуточка, остроты над младшими -- недопустимы. Правда, они были недопустимы и прежде, но и ныне, даже при общем товариществе всех военнослужащих, надо не умалять, а возвышать престиж начальника, какое бы ни занимал он место среди всего командного состава.
  
   Правильнее будет всегда тот путь, когда подчиненные будут на каждом шагу убеждаться, что на них смотрят, как на не­обходимых сотрудников в служении ответственной тому делу -- делу воспитания и обучения армии.
   Близость к подчиненным отнюдь не должна сопровождаться нарушением тех прав и обязанностей, которые дает нам закон.
  
   <...>

П.И. Изместьев

Очерки по военной психологии (Некоторые основы тактики и военного воспитания). -

Пг., 1923.

0x01 graphic

Четыре Евангелиста (1625-1630)

Якоб Йорданс

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023