ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Главное не пасть духом

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  
  
  

Ибо три свидетельствуют на небе:

Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.

Первое соборное послание

Св. Ап. Иоанн Богослов, Гл.5, с.8.

СУМЕЙ ВЫКОВАТЬ САМОГО СЕБЯ

************************************************

   Примеры Н. Островского и А. Маресьева, ставшие хрестоматийными, знают многие русские люди.
  
   Н. Островский, сын кухарки, прошедший горнило революции и гражданской войны, познал "тайну нашей силы". Английский писатель, прочитавший книгу Островского "Как закалялась сталь", сказал: "Эта книга заставляет гордиться званием человека".
  
   Островский, которого Ромен Роллан назвал "неугасимым факелом действия", органически презирал нытиков, людей внутренне размагниченных, впадающих при первых ударах судьбы в истерику.
  
   В одном из своих писем он писал:
  
   "Никогда ни Корчагин, ни Островский не жаловались на свою судьбу, не скулили..."
  
   И это была правда.
  
   Вконец истерзанный недугом, "физически разгромленный", писатель находил в себе силы проявлять заботу о своих домашних, подбадривая их в трудные минуты. Знакомые и незнакомые люди писали ему о своих горестях и неудачах, об измене вчерашних друзей, о крахе надежд на личное счастье и т.п.
  
   Откликаясь на эти сигналы чужой беды, Островский не утешал, не искал сладеньких слов, он учил мужеству. Он заражал своей верой в красоту и мудрость жизни, убежденно говорил о том, как важно каждому иметь пере собою возвышенную цель, ради которой стоит жить и бороться. Как нечто глубоко выстраданное звучат его слова: если "личное в человеке занимает огромное место, а общественное - крошечное, тогда разгром личной жизни - почти катастрофа. Тогда у человека встает вопрос: зачем жить? Этот вопрос никогда не станет перед бойцом".
  

Рывок из неподвижности

   О таких людях, как Анатолий Алексейцев узнают не часто: происходит это по воле случая.
  
   Что же особенного было в жизни этого человека, что заставило миллионы людей после рассказа о нем по телевидению в июле 1987 г. восхищаться им?
  
   ...В июне 1941 года, когда ему было два с половиной года, немецкий офицер в пылу ярости ударил его по спине сапогом. Удар пришелся в область поясничного отдела позвоночника. Постепенно на месте удара стал расти горб. Мальчик, к тому же, стал заикаться.
   После войны, в 1945 г. ему сделали первую операцию, но ничего не помогло. Мальчик не мог ни ходить, ни говорить. Его заковали в гипс, оставив свободными только руки. На горб положили стальную пластину, чтобы она давила на горб. В таком состоянии мальчик пролежал около пяти лет. В апреле 1953 г. с него полностью сняли гипс и тогда можно было только ужаснуться внешнему виду подростка: была настоящая атрофия мышц. Без помощи других стоять было невозможно. Когда научился стоять на костылях всего десять минут, мальчика выписали. Больные не обнадеживали: болезнь может вернуться вновь...
  
   И вот тогда Алексейцев понял: если он сам себя не поставит на ноги, то в этом ему никто не поможет.
  
   Начал с малого: стал расхаживать ноги. Наметил себе маршрут примерно километра два. Дал себе слово не возвращаться домой, пока не одолеет этого маршрута. Иногда так уставал, что валился замертво на землю, и люди поднимали, провожали до троллейбуса.
   Но решил не сдаваться. Поступил учиться в техникум в Одессе. Во время учебы ходил на море. Стесняясь свой физической немощи, отдыхал в кустах, сбросив с себя опостылевший корсет.
  
   И вот, однажды, увидел хорошо сложенного молодого человека, познакомился с ним и начал заниматься под его началом. Физические нагрузки были так велики, что хотелось бросить это занятие и отдаться во власть стихии. Но он проявил характер, научился превозмогать боль. Результаты были ошеломляющие: однажды отжался от пола 186 раз. Ежедневные пробежки составляют, как минимум, пять километров. Зимой - купание в ледяной воде.
  
   Обращаясь к людям, неуверенным в себе, Он говорит:
  
   "Уверен, каждый человек может и должен взять себя в руки. Главное ... не падать духом".

Главное не пасть духом

   "Отчего маленькие человечки становятся великими, когда великие переводятся?" - этот вопрос Гамлета имеет далеко не риторическое значение.
  
   Он обращен ко всем нам, кто не имеет великих достоинств и талантов, лежащих на поверхности. Но в глубине каждого из нас скрыто много резервов, которые ждут своей очереди, своего часа.
  
   Тот, кто не умеет их разглядеть, неизбежно заболевает "комплексом неполноценности". По сравнению с тем, о чем было рассказано в самом начале этой статьи, это недуг не физический, а психологический. Но по степени влияния на человека он может иметь даже большее значение.
  
   Комплекс неполноценности - явление поистине массовое: очень велик процент тех, кто без всяких на то оснований ставить на себе в этой жизни крест. Недооценка собственных возможностей - непреодолимый барьер на пути к вполне заслуженному успеху и вообще источник множества самых разнообразных неудобств.
  
   Есть ли у вас физические недостатки?
  
   Вопрос не праздный - именно они, как правило, дают нам главный повод для уничижения.
   Дефекты речи и зрения, тучный и низкий рост - все это может начисто убить в человеке чувство собственного достоинства. И если психологически обусловленные нарушения (например, ожирение) поддается лечению, то любой врожденный физический недостаток способен вызвать глубокие личностные изменения.
   Чтобы этого не произошло, необходимо произвести полный пересмотре внутренних ценностей. Вы можете увидеть себя в истинном свете, вспомнить о своих неоспоримых достоинствах, возродить утраченное самолюбие. Вы тотчас заметите, как начнет меняться отношение к вам окружающих; не удивляйтесь - так называемое "общественное мнение" о человеке есть всего лишь отражение того, что думает о себе он сам. Стоит вам только забыть о своей внешности, и она тут же перестанет интересовать остальных. Заметьте, кстати - истинные ваши друзья и, прежде, на всякие мелочи внимания не обращали.
  
   В мире нет, наверное, человека, который не хотел бы нравиться и быть любимым.
   Но случается, что обладатель яркой внешности, увлекаясь сам собой, перестает замечать окружающих, чем на последних производит крайне неприятное впечатление.
  
   И наоборот, щедрая, открытая душа независимо от того, какую природа ей уготовила оболочку, всегда магнетически притягательна.
  
   Каждой женщине, страдающей от одной мысли о собственной внешности, следует почаще вспоминать историю жизни французской писательницы Жорж Санд: в этой внешне крайне заурядной даме с "лошадиной физиономией" было столько душевного тепла, столько внутреннего очарования, что юноши продолжали влюбляться в нее, даже когда ей было далеко за шестьдесят.
  
   И Франклин Делано Рузвельт остался в памяти американцев вовсе не инвалидом, прикованным к креслу. Масштабы этой великой личности полностью скрадывали увечье, вызванное перенесенным в детстве полиомиелитом.
  
   А до каких высот сумела подняться в жизни слепая от рождения Хелен Келлер!.. Люди эти знали себе истинную цену - в этом секрет их успеха.
  
   Итак, главное, что требуется от каждого из нас, это уважать себя; если же способность эта утрачена - вернуть ее с помощью терапии внушения и закалки души и тела.
  

Если вы застенчивы ...

  
   Комплекс неполноценности возникает на почве застенчивости.
  
   Застенчивость не болезнь, а черта характера.
   Однако она многим мешает в жизни, а кое-кому причиняет страдания и обрекает на одиночество. Поэтому проблема застенчивости привлекает внимание ученых-психологов, которые разрабатывают приемы и методы преодоления робости.
  
   Как показывают некоторые исследования, по крайней мере 40% взрослых людей считают себя застенчивыми. Разумеется, почти каждый человек время от времени испытывает некоторую робость, но мы говорим здесь об общей тенденции ощущать напряжение, подавленность и неловкость при общении с другими людьми, особенно с незнакомыми и прежде всего с представителями иного пола. При таких встречах мы стремимся произвести впечатление на другого человека, но боязнь потерпеть неудачу оказывает на застенчивого человека сильное давление.
  
   Мужчины и женщины в равной степени склонны к застенчивости, хотя сам характер ее может быть различным.
  
   Традиционно считается, что инициатива в общении должна принадлежать мужчине. Но одна из основных проблем для застенчивого человека заключается как раз в том, чтобы взять на себя инициативу в общении. Поэтому этот недостаток по самой своей сути может существенно сказываться на мужчине, который понимает, что ему положено играть активную роль в обществе, но не может взять ее на себя из-за робости.
  
   Существует очевидное различие между застенчивостью и замкнутостью.
   Около 85 процентов людей, которые склонны считать себя застенчивыми, говорят, что это создает для них преграду на пути к достижению успеха в реализации их возможностей. Но застенчивость не обязательно связана с уединенностью. Иной человек может предпочитать одиночество общению с другими и быть доволен этим.
  
   С другой стороны, застенчивый человек, который приходит к одиночеству, поскольку испытывает дискомфорт в обществе, чувствует себя несчастным.
  
   Робкие курсанты испытывают страх на экзаменах.
  
   На работе застенчивые люди могут пропустить благоприятную возможность для повышения в должности. Это особенно касается управленческой сферы, где так важен талант общения. Исследования показали, что искусство устного общения рассматривается как единственно важное качество личности. необходимое для преуспевания на службе, и здесь робкие люди находятся в невыгодном положении.
  
   Вместо того, чтобы предпринимать смелые, решительные шаги, застенчивые люди обычно предпочитают занимать пассивную, "оборонительную" позицию. Робкие люди не стремятся к победе, но они избегают и поражения. Они вообще бояться идти на риск.
  
   Обнаружено, что такие люди с большим трудом проявляют инициативу в завязывании новых знакомств и поэтому больше других страдают от одиночества. Вступая во взаимоотношения, в частности супружеские, они очень неохотно разрывают их. По-видимому, ценя стабильность, стараются избегать мыслей о том, что в действительности живут не с идеальным партнером.
  
   Незнакомые люди склонны судить о застенчивом человеке, как о грубом и невежественном.
   Но у них есть и положительные качества. Они, как правило, более устойчивы и надежны в своем поведении, они скорее хорошие последователи и коллективисты, нежели лидеры.
   Робкие люди страдают от недостатка чувства собственного достоинства. У многих из них отрицательная самооценка. В некоторых случаях чувство собственной неполноценности может перерасти в более серьезный недуг, ведущий к депрессии.
  
   Передается ли застенчивость по наследству?
  
   Примерно 40% взрослых людей, страдающих этим недостатком, имеют генетическую предрасположенность к застенчивости. Но в большинстве случаев робость и страх развиваются в необычной обстановке. Обычно она проявляется как крайняя неловкость - человек смущается так, словно весь мир наблюдает за ним. Многие молодые люди страдают, ощущая отрицательное отношение к себе со стороны других людей. Этот тип застенчивости в гораздо большей степени носит психологический характер.
  

Может ли человек преодолеть этот недостаток?

  
   Людям, у которых застенчивость развивается в раннем возрасте, обычно требуется определенная физическая тренировка, позволяющая расслабиться, например, рекомендуются глубокие дыхательные упражнения. Им следует учиться, как успокаивать себя при высокой физиологической возбудимости - учащенном сердечном ритме, расстройстве желудка, покраснении.
  
   При обоих типах застенчивости робким людям нужна некоторая тренировка, развивающая умение вести себя в обществе. Вообще говоря, наилучшие результаты приносит последовательная, целенаправленная тренировка. Застенчивый человек может начать ее с постановки весьма конкретной цели: "Каждый день я должен поговорить с незнакомцем". При этом необходимо заранее попрактиковаться и обдумать темя для предстоящей беседы.
  
   Людям, у которых застенчивость развивается в более позднем возрасте, - тем, кто страдает замкнутостью и недостаточным чувством собственного достоинства (комплексом неполноценности), - необходимо выработать более реалистическую оценку собственной личности. Если они обратят внимание на других людей. то могут заметить, что те не судят их так строго, как им кажется.
  
   Может ли застенчивый человек стать более раскованным, если он вступит во взаимодействие с общительным человеком?
  
   Да.
   В этом случае общительный человек станет для него как бы мостом, ведущим его в более широкий мир.
  

Тренинг общения

   Тренировка коммуникативности (умения общаться) помогает преодолевать застенчивость, вооружает человека и опытом общения и воспитывает уверенность в себе как в партнере.
  
   Думается, что на первых порах следует эти тренировки проводить или наедине или в содружестве с близким человеком (другом, родственником), а также, если возможности и условия позволяют - под руководством опытного психолога или педагога.
  
   Суть упражнений состоит в том, что нужно учиться:
  
  -- Правильно держать себя в присутствии других людей.
  -- Надо верно строить начало речи.
  -- Слушать других.
  -- Правильно задавать вопросы, точно давать ответы, верно делать обобщения и высказывать общие суждения.
  -- Не смущаться при возникновении в ходе контакта неожиданности.
  -- Снимать мышечное напряжение.
  -- С достоинством уходить от неприятного поворота ситуации общения, колкости и резкости партнера.
  -- Без робости принимать вызов равного на открытое соперничество в интеллектуальном поединке, споре и т.п.
  
   Для разъяснений эффективности подобных упражнений, следует отметить, что в большинстве своем люди поступают и действуют стереотипно, т.е. в соответствии с какой-то общепринятой нормой поведения. В этом отношении, поступки и поведение людей, в целом, предсказуемы. Раз так, то, имея в своем воображении предполагаемую ситуацию можно каждый раз почти наверняка знать, как могут развиваться контакты: какие внешние данные будут оцениваться, на что в поведении будет обращаться внимание, к каким словам будут прислушиваться...
  
   Проигрывая в своем сознании возможные варианты, можно потренироваться в умении входить в незнакомую (малознакомую или уже известную) компанию, представляться, здороваться, произносить речь, обращать на себя внимание и т.д. Зеркало, магнитофон, видеокамера и другие технические средства могут исключить присутствие на таких тренировках посторонних лиц.

*

   В тренировках коммуникативности большое значение имеет знание определенных правил приличия.
  

Школа хороших манер

   Знаменитый английский политический деятель и публицист лорд Честерфилд в своих "Письмах к сыну" изложил весьма важные идеи, которые приводятся ниже.
  
   "Милый мой мальчик, ты достиг возраста, когда люди приобретают способность к размышлению. Должен тебе признаться... что и сам я не так уж давно отважился мыслить самостоятельно. До шестнадцати или семнадцати лет я вообще не способен был мыслить, а потом в течение долгих лет просто не использовал эту способность.
  
   Молодые люди обычно уверены, что достаточно умны, как пьяные бывают уверены, что достаточно трезвы.
  
   Знание людей приобретается только среди людей, а не в тиши кабинета... Чтобы узнать людей, необходимо не меньше времени и усердия, чем для того, чтобы узнать книги, и может быть, больше тонкости и проницательности. < ...>
  
   Употреби на это все свои старания, мой милый мальчик; это до чрезвычайности важно; обрати внимание на мельчайшие обстоятельства, на самые незаметные черточки, на то, что принято называть пустяками, но из чего складывается весь блистательный облик настоящего джентльмена, человека делового и жизнелюбца, которого уважают мужчины, ищут женщины и любят все.
  
   Помни, что для джентльмена и человека талантливого есть только два способа действия: либо быть со своим врагом подчеркнуто вежливо, либо сбивать его с ног. < ...>
  
   Мне очень хотелось бы, чтобы люди часто видели на твоем лице улыбку, но никогда не слышали, как ты смеешься. Частый и громкий смех свидетельствует об отсутствии ума и о дурном воспитании.
  
   С сожалением оглядываюсь я на крупную сумму времени, которую я промотал в мои молодые годы, ничего не узнав и ничем не насладившись. Подумай об этом пока не поздно, и умей насладиться каждым мгновением; век наслаждений обычно короче века жизни, и поэтому человеку не следует им пренебрегать. < ...>
  
   О том, чтобы ввести тебя в хорошее общество, я позабочусь сам; ты же позаботься о том, чтобы внимательно наблюдать за тем, как люди себя там держат, глядя на них, выработай свои манеры. Для этого совершенно необходимо внимание, как оно необходимо для всего остального: человек невнимательный не годен для жизни на этом свете.
  
   Ты, несомненно, знаешь, что нарушить свое слово - безрассудство, бесчестие, преступление. < ...>
  
   Помни, что всякая похвала, если она не заслужена, становится жестокой насмешкой и даже больше того - оскорблением. < ...>
  
   Ты говоришь очень быстро и неотчетливо, это неудобно и неприятно для окружающих... Мне часто приходилось видеть, как судьбу человека раз и навсегда решали первые произнесенные им в обществе слова...
  
   Чем бы тебе ни приходилось заниматься, делай это как следует, делай тщательно, не кое-как. Углубляйся. Добирайся до сути вещей. Все сделанное наполовину или узнанное наполовину вовсе не сделано и вовсе не узнано - даже хуже, ибо может ввести в заблуждение... < ...>
  
   Постарайся быть умнее других, но никогда не давай им это почувствовать".
  
  


Полезные советы

Общие правила

  -- В любое время, в любых обстоятельствах держите себя собранно, подтянуто и с достоинством, контролируйте свое поведение, владейте собой. В этом выражается уважение и внимание к людям.
  --
  -- Не торопитесь давать слово: учтите свои возможности, последствия и время. Если дали слово - выполните то, что обещали.
  --
  -- Вежливость требует при разговоре не повышать голоса не только на старшего, но и на равного, и особенно - на младшего.
  --
  -- Тактичный человек учитывает настроение окружающих, стремится не досадить им неуместным словом или движением. Поэтому он проявляет сдержанность и учтивость, никогда не радуется чужим промахам.
  --
  -- Деликатность - это умение так вести себя, чтобы не причинять никому неприятностей.
  --
  -- Путь к доверию, взаимному расположению открывают слова "спасибо", "будьте добры", "извините", "разрешите спросить"...
  -- Всякую просьбу сопровождайте словом "спасибо". Особенно приятна такая манера младшим, так как она подчеркивает уважение к ним и укрепляет их чувство собственного достоинства.

Культура речи

  -- В разговоре задавайте хороший тон, так как характер ответов вам определяется вашим тоном, интонацией и приветливостью.
  -- Культура человека выражается не только в умении говорить, но и в умении слушать, быть приятным собеседником.
  -- Прежде чем реагировать и возражать говорящему, дослушайте его до конца, убедитесь, что вы правильно его поняли.
  -- Не напрягайте мышцы своего лица при любой реакции окружающих. Некрасиво ухмыляться, бегать глазами из стороны в сторону, делать лицо каменным, а взгляд скучающим.
  -- Следите за движениями своих рук, старайтесь, чтобы все движения были красивыми, но не театральными.
   ...
  

Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать

за добрые дела, нежели за злые...

Первое собрание послание Св. Ап. Петра, Гл. 3, с. 17

  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Островский Николай Александрович (1904-36), русский писатель. Участник гражданской войны; был тяжело ранен. Слепой, прикованный к постели, Островский создал романы: "Как закалялась сталь" (1932-34; некоторые главы не были пропущены цензурой), "Рожденные бурей" (1936, не окончен).
  
   Маресьев Александр Петрович (р. 1916), летчик, Герой Советского Союза (1943), полковник (1978), кандидат исторических наук (1956). В Великую Отечественную войну в истребительном авиаполку сбил 4 самолета. Был подбит и 18 суток тяжело раненный добирался до своих войск. После ампутации ног освоил протезы и добился возвращения в полк, сбил еще 7 самолетов. Подвиг Маресьева описан в кн. Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке". Умер в 2001 г. в 85 лет.
  
   Роллан (Rolland) Ромен (1866-1944), французский писатель. В 1922-38 жил в Швейцарии.
  
   Потапов Н. Н. Островский // Правда. - 1984. - 29 сентября. - с.2.
   Там же.
  
   См.: Щербань В. Рывок из неподвижности // Известия .- 1987 .- 23 июля. - с.6.
  
   Гамлет - герой одноименной пьесы Уильяма Шекспира (Shakespeare) (1564-1616), английского драматурга.
  
   См.: Лекрон Л. Добрая сила (самогипноз)./ Пер. с англ. В.Полякова. - М., 1992 .- с.32.
  
   См.: Уроки по преодолению застенчивости профессора психологии Джонатана Чика. // За рубежом. - 1984 .- N7. - с.19.
  
   Честерфилд (Chesterfield) Филип Дормер Стенхоп (1694-1773), граф, английский писатель и государственный деятель. Член парламента с 1715 (с 1726 в палате лордов); наместник в Ирландии в 1745-46; государственный секретарь в 1746-48. Автор "Писем к сыну" (изд. 1774) - свода норм поведения и педагогических наставлений в духе идей Просвещения, и работа "Характеры" (опубликована в 1777 г.).
  
  
   ...
  

Исторические памятки

  
  -- Великое переселение народов - передвижение варварских пле­мен, главным образом германского происхождения, по Европе с Востока на За­пад. Передвижение это заняло эпоху с конца IV в. до VII - IX вв. Началось это движение с приходом в Европу гуннов - народа тюркского племени. Первыми двинулись вестготы, заняли Италию и разгромили Рим; затем ост­готы и другие племена.
  
  -- ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО 1697-98, рус. дипл. миссия в Зап. Европу (Кениг­сберг, Курляндия, Голландия, Англия, Вена), предпринятая с целью расшире­ния и укрепления связей России с др. гос-вами, создания антитур. союза, изу­чения воен. дела, закупки вооружения, приглашения специалистов на рус. служ­бу. Руководил Пётр I (под именем Петра Михайлова). "Великие послы": Ф. Я. Лефорт, Ф. А. Головин, П. Б. Возницын. Общая числ. В. п. 250 ч. Подготовило почву для борьбы за Прибалтику.
  
  -- Велиты - пехотинцы, вооруженные всего легче: кожаный шлем, маленький круглый щит, короткий меч и несколько дротиков. Это были "застрельщики", начинавшие бои.
  
  -- Веллей Патеркул - римский историк, родился около 19 г. до Р.Х. Сопро­вождал императора Тиберия в его по­ходах в качестве начальника конницы. В 30 г. составил по хорошим источни­кам очерк римской истории под загла­вием "Historiae Romanae ad M. Vinicium libri II", дошедший до нас в отрывках.
  
  -- Венера -- покровительница садов и огородов и в то же самое время божество обилия и процветания природы.
  
  -- Венок. Спартанские воины имели обы­чай возлагать венок на голову при виде неприятеля.
  
  -- Вера есть уверенность в том, основание чего нам не дано, истинность чего не очевидна. (П. Мангегацца). Вера есть могущественнейший моральный двигатель; посредством его генерал может воодушевить солдат, поддержать их мужество или его возродить в них. (Л. Дюра-Лассаль). Одна из сильных побудительных причин, убеждающих человека действовать, есть вера. Все народы, сохранившие чувство благочестия, внимают гласу веры, как высшему глаголу самого Неба. Воины, одушевленные сим чувствованием, идут на брань с твердым упованием на помощь Бога, Защитника правых и Карателя виновных. Исполненные мужества действием невидимой силы, они совершают подвиги, превышающие силы человеческие. (Я. Толмачев). Офицерскому составу нашей русской православной армии, имеющему свою обширную работу (оцениваемую в периоды войн жизнью людей), и, правильно, понимающему значение веры вообще в деле воспитания войск, -- естественно необходимо признать веру крупной и высокой силой в военном деле и культивировать ее наиболее широко. (П. Яковлев).
  
  -- ВЕРГИЛИЙ (Vergilius), полное имя - Публий Вергилий Марон (70 - 19 до н. э.) - римский поэт. Происходил из северной Италии. В первом сборнике "Буколики" (42 - 39 до н. э.) подражает Феокриту (см.). Дидактическая поэма "Георгики" (36 - 29 до н. э.), написанная в традициях Гесиода (см.) и Лукреция (см.), прославляет сельский уклад жизни и крестьянский труд. Главное произведение писателя - эпическая поэма "Энеида" (29 - 19 до н. э.), в которой Вергилий вступает в своеобразное состязание с Гомером (см.), причем книги 1-6 соответствуют "Одиссее", книги 7-12 - "Илиаде". Поэма, рассказывающая о деяниях прародителя римлян - Энея, была закончена лишь вчерне и издана после смерти поэта. Почти сразу же после публикации она была признана национальным римским эпосом. Вергилию также принадлежит ряд мелких произведений, авторство ряда из них (например, пародийной поэмы "Комар" и поэмы "Этна") сомнительно.
  
  
  -- Верность. Истинная верность отличается необыкновенной скромностью; она ищет свою силу не во внешнем блеске, не в удовлетворении тщеславия, а лишь в отсутствии всяких низких побуждений, в смиренной и самоотверженной любви и поэтому она зарождается не в блестящем уме, где мысли часто вытекают из не чистых эгоистических побуждений, а в чистом, открытом и чувствительном сердце. (Наставление к самодисциплине, 1900).
  
  -- Верность слову. Верность слову, чистосердечие и откровенность суть качества, заставляющие чтить воина. Стыд и бедствия ожидают тех, которые лишены их... Одно подозрение в не исполнительности данного слова есть уже пятно, которое частью могут смыть потоки крови, но не могут совершенно его уничтожить. (Л. Дюра-Лассаль).
  
  -- Верцингеториг - вождь кельтского племени арвернов, в 52 г. до Р.Х. возглавивший крупное восстание в Галлии против Цезаря. Жестокость, которую применяли войска Цезаря при покорении галльских племен, привела к тому, что против рим­лян поднялась вся Центральная Галлия. Восставшие захватили Ценаб (Орлеан), важный пункт торговли Рима с Галлией и военную базу римлян. Галлов возглавил талантливый полко­водец Верцингеториг. Только острый недостаток в продовольствии заста­вил оборонявшихся капитулировать. Верцингеториг собрал гарнизон Алезии и сказал, что они должны сдать крепость рим­лянам с тем, чтобы улучшить для себя условия капитуляции. Верцингеториг был выдан противнику, а гарнизон Алезии сдался. Всех пленных римляне продали в рабство. В числе прочих трофеев доставлен в триумфальной процессии в Рим и там задушен.
  
  -- Веста. Культ Весты, охранительницы и защитницы домашнего очага, при­надлежавший Палатинской общине, был одним из наиболее почитаемых в Риме.
  
  -- Весталки - жрицы римской богини Весты, хранительницы домашнего очага. Должны были соблюдать безбрачие.
  
  -- Вестготы, или тервинги, - одна из двух ветвей великого германского племени готов, которое, вероятно, около III в. разделилось на две части. Вест­готы сперва заняли Дакию, но затем под натиском гуннов вступили в Рим­скую империю (376). В 378 г. в сраже­нии при Адрианополе разбили римское войско во главе с Валентом. В 410 г. под предводительством Алариха вторг­лись в Италию и разграбили Рим. В 419 г. император Гонорий уступил вест­готам Аквитанию, где они образовали свое королевство. В V в. вестготы за­воевали почти весь Пиренейский полу­остров и раздвинули границы государ­ства до Луары и Роны. Вестготское королевство пало при короле Родрихе, который был разбит арабами при Херес-де-ла-Франтере в 711 г.
  
  -- ВЕСТОВОЙ -- в русской армии (на флоте) солдат (матрос), назна­чавшийся для выполнения поручений офицера, сопровождения его в поездках, ухода за лошадью и т.д.
  
  -- Ветераны - так назывались у римлян солдаты, выслужившие срок действи­тельной службы в легионах, но еще не получившие окончательной отставки. В случае необходимости они могли опять быть призваны в войска. При выходе в запас они получали граждан­ские права, если прежде таковых не имели, освобождались от общественных повинностей и награждались денежны­ми пособиями, а в позднейшее время почетными правами декурирнов и участками земли. Сулла первый стал дарить ветеранам захваченные им враждеб­ные ему города, чем и положил начало образованию военных колоний.
  
  -- Вешание на древе - по-видимому, служило более знаком бесславия и бесчестия для казненных преступников, чем наказанием. Эта казнь свидетельствует, что преступник проклят Богом, и является как мерзость в Его очах.
  
  -- Вино и хлеб. В Италии существовал обычай, по которому родственники убитого теряли право кровной мести, если убийца или его родич девять дней кряду приходил на могилу жертвы и съедал там хлеб, смоченный в вине.
  
  -- Вира - штраф, пеня.
  
  
   ...
  

А. Каменев

Практическая педагогика для курсантов. -

М., Издательство МПУ "СигналЪ", 2000. - 236 с.

8 - Практическая книга для будущего офицера

  
   ...
  


 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023