ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Горький опыт Нарвы - дорожить армией...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


Горький опыт Нарвы - дорожить армией...

0x01 graphic

"Битва при Нарве"

Картина А. Е. Коцебу

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

МЫСЛИ НА БУДУЩЕЕ...

  
   А.А. Свечин
  
   Петр понимал, что нельзя обращаться с солдатами как с пешками и нельзя требовать победы в обстановке стратегического отчаяния. Когда Карл XII забежал и отрезал в Гродно армию Меншикова, Петр воспрещает ему пытаться пробиваться, несмотря на численное превосходство, и указывает, воспользовавшись весенним ледоходом, который снесет мосты шведов через Неман, бежать с армией через польские земли на Волынь. На Пруте, припертый турками, Петр, не исчерпывая всех сил войск, не останавливается пред тем, чтобы купить великого визиря, и, заключив договор, уводит армию в Россию. Горький опыт Нарвы заставил Петра дорожить армией, а как отражается на сознании солдата уверенность, что им дорожат, что вожди не разменивают его жизни на жизни неприятельских солдат, что к его самопожертвованию обращаются лишь в действительно нужных случаях.
   *
  
   Эпоха наемных армий связана с рядом тяжелых поражений русского народа, так как социальные и экономические условия на Руси гнали на окраины и в казаки все те социальные элементы, из коих можно было бы вербовать наемную армию. Зато век постоянных армий - ХVIII столетие - связан с быстрым расцветом военного дела на Руси. Русские условия жизни оказались прекрасно приспособленными к созданию постоянной армии.
   *
   На Западе задача устройства постоянной армии заключалась в том, чтобы огосударствить военный аппарат, и содержать его не только временно, в течение войны, но и в мирное время. В России армия и до Петра Великого содержалась уже в мирное время и являлась государственной. Задача заключалась только в том, чтобы милиционные полки, собиравшиеся на один месяц в году, сохранить под знаменами круглый год. Великая Северная война, растянувшаяся на 20 лет, позволила этой реформе совершиться незаметно, без какого-либо правительственного акта.
   *
   Далекие походы Петра Великого требовали значительное количество людского материала, требовали профессиональных солдат, которые разорвали бы хозяйственные связи со своими домами, со своими обычными способами труда и добывания средств к жизни. Очевидно, прежний помещик, хотя бы и худопоместный, не мог образовать ядро новой армии.
   *
   Первоначально Петр Великий стремился устроить комплектование русской армии по западноевропейскому образцу - вербовкой преимущественно безработного, экономически бесполезного элемента...
   *
   Взбунтовавшаяся во время Нарвского сражения против своих иноземных офицеров и наголову разбитая Карлом ХII русская армия и представляла преимущественно переодетый в солдатское платье люмпен-пролетариат. После этого неудачного опыта Петр Великий отказался от пути подражания и, вместо вербовки, обратился к воинской повинности, установление которой было подготовлено предшествовавшим ходом русской истории. Эта воинская повинность распространилась почти исключительно на крестьянство; до Петра Великого в армию входили даточные люди, крестьяне, поставляемые поместьем за малолетством или болезнью помещика и с монастырских имений. Теперь этот дополнительный элемент стал основным. Вплоть до французской революции русская армия владела монополией на прекрасный элемент комплектования -крестьянство.
   *
   Заимствование с Запада. Большинство военных законов, изданных Петром Великим, почти с фотографической точностью отражают современное ему законодательство Запада. *
   Командный состав русской армии в ХУIII веке. Вся тяжесть солдатской службы была перенесена Петром Великим на крестьян. Дворянство было обязано государственной службой - на командных постах, в военном или гражданских ведомствах. Такая же принудительная подготовка дворянских недорослей была установлена и в Пруссии. Петр Великий провел резкую черту между солдатом и офицером, которой не знала допетровская армия. Это было подлинное заимствование с Запада.
   *
   Такая подготовка дворянства могла давать хороших офицеров только при той предпосылке, что некоторое образование и воспитание кандидат в офицеры получал уже в своей семье. Запад мог довольствоваться полковой подготовкой офицеров, но бедная культурой Россия - нет. Сознание необходимости побороть свою культурную отсталость пробудилось еще до Петра. "Язык наш есть пребеден и ко всему не способен; историй и всяких давнин мы есьмо не сведомы; никаких политических похвальных разговоров чинить не можем; для ради тех причин народы нас в бесцению держат".
  
   Справка:
  
   0x01 graphic
  
  -- СВЕЧИН Александр Андреевич (I878-I938). Генерал-майор, известный военный писатель, теоретик.
  -- Участник Русско-японской и I мировой войн.
  -- С I9I8 г. военспец в Красной Армии, в 20-х - 30-х годах профессор Академии Генштаба.
  -- Дважды репрессирован, расстрелян.
  -- Автор множества трудов по теории военного дела.
  
  
   А.А. Керсновский
  
   Мы не собираемся здесь подробно излагать и критиковать реформы Петра I. Это вывело бы нас слишком далеко за рамки нашего скромного труда. Скажем только, что если бы этого Государя не было, анархия окончательно одолела бы страну низведя "Московию" на положение какого-нибудь Бухарского ханства или Абиссинской деспотии, разделенную на "сферы влияния". Большинство реформ Петра были жизненно необходимы, иные были излишни (насильственная ломка быта, глумление над старинными обычаями и традициями, огульно объявленными "предрассудками" и т.п.). Некоторые реформы, как например, упразднение патриаршества, оказались прямо вредны. Военные же мероприятия его - реформа армии, зарождение флота - отмечены печатью гения и одни уже дают ему право именоваться Великим.
   *
   Личность Петра встает перед нами во весь свой гигантский рост - со всеми ее достоинствами и недостатками. Достоинства проявились в области внешней политики и на войне, недостатки отразились на внутренней политике.
   Этот последний вопрос, как будто, выходит за рамки настоящего труда, но на нем следует остановиться, указав на две капитальные ошибки великого преобразователя, сыгравшие печальную роль в дальнейшем ходе русской истории - чрезмерное форсирование европеизации и "вавилонское пленение" Церкви.
   *
   Первая из этих ошибок влекла за собой раболепство перед всем иностранным и недооценку и хулу всего русского, как бы недоверие к собственным достоинствам. Качества эти совершенно отсутствовали у Петра I лично, но на протяжении двухсот лет они являлись самой скверной чертой русского характера - считать каждого малограмотного иностранца "барином", а каждого сколько-нибудь грамотного уже "авторитетом". Особенный вред это преклонение перед иностранщиной принесло, как мы увидим, в военном деле.
   Что касается второй ошибки - упразднения патриаршества, то она оказалась роковой для России. Будь в России в I9I7 году патриарх, то к нему, а не к предателям с генерал-адютанскими вензелями обратился бы за советом Император Николай Александрович - и все пошло бы по-другому.
   *
   Внешняя политика Петра была безупречна (кроме отклонения турецких предложений в Прутском походе). Выгода России - вот единственный критерий, руководивший первым русским Императором в его сношениях с иностранными державами. Петр выказывает себя на протяжении всей войны лояльным союзником. Он не любит связывать себя заранее обещаниями и договорами, но раз дав слово, сдерживает его свято. Союзники не раз выручались русскими в различные периоды войны... Однако, лишь только Царь увидел, что они совершенно не платят взаимностью и стремятся в действительности лишь эксплуатировать Россию, загребать жар русскими руками - он немедленно прервал с ними все сношения и в дальнейшем вел войну совершенно отдельно.
   *
   Впоследствии эта мудрая петровская традиция была позабыта. Сколько несчастий удалось бы избежать России, если бы на протяжении двух столетий русская кровь лилась лишь за русские интересы.
   *
   Но где гений Петра сказался полностью - это в военном деле: в устройстве вооруженной силы и в предводительствовании ею. Гениальный организатор и крупный полководец, он значительно опередил во всех отношениях свою эпоху.
  
   Справка:
  
   0x01 graphic
  
  -- КЕРСНОВСКИЙ АНТОН АНТОНОВИЧ (I905-I944), уникальный русский военный писатель. К нему, по убеждению его издателя П.Н. Рклицкого, приложимы слова Достоевского о Пушкине: "...явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа и пророческое".
  -- Подростком воевал в Добровольческой армии.
  -- Эмигрировал. За границей получил блестящее образование, в том числе дипломатическое.
  -- Жил в Париже. В I940 году призван в армию Франции и отправлен на фронт. Тяжело ранен, демобилизован. Признание специалистов Русского Зарубежья и Европы приобрел с первых же публикаций в I927 году.
  -- Его материалы неоднократно вызывали полемику на страницах военных журналов. Написал сотни военно-политических статей и не менее десяти книг (из последних удалось издать лишь две). Начертал основы военного возрождения России: самобытность, приоритет духа и качества, религиозность и национальная гордость, сознательное отношение к делу, инициатива "снизу" и поддержка "сверху" и др. В этом "ренессансе" видел необходимейшее условие воссоздания нашей государственной мощи.
  -- Главный его труд - "История русской армии" (I933-I938).
  -- Скончался в Париже от болезни легких, усугублявшейся многолетней нуждой, перенапряжением.
  
  
  
   А.И. Верховский
  
   Характеристика Петра. Он был меньше всего мечтатель, но жил великой мечтой, великой идеей блага русского народа. Он считал своей задачей, бесконечно более дорогой, чем личная жизнь, личное счастье - счастье России и во имя этой идеи была направлена его деятельность всю жизнь, весь день железное здоровье допускало такую работу, которая была не под силу рядовому человеку и царь - он везде и в каждой области военного дела и на море, и в гражданском управлении, и в промышленности, всюду доходил до всего сам, работал часто по 20 часов в день. Выше всего у него стояла польза дела и он не жалел ни личного труда, чтобы научить других, ни жизни, чтобы подать пример, как это было с дрогнувшим левым флангом в Полтавской битве.
   *
   Проникновение идеей и готовность все отдать за нее, - это первое, что останавливает в личности нашего великого полководца.
   *
   Способность ясно понимать обстановку, делать ясные выводы и предвидеть будущее по тем неясным признакам, которые дает жизнь и на основании этого понимания принимать "большие" решения, проводимые неуклонно и планомерно.
   *
   Эта способность решаться, идти на риск отличала всегда Петра, но раз решение принято, то оно проводилось в жизнь со всей трудность без колебания до конца.
   *
   Петр не выносил нерешительности, не допускал вялой пассивности, но во всем, что делал, придерживался смелой наступательной тактики, отступая он нее лишь тогда, когда реальное соотношение сил было не в его пользу; а это он умел учесть вовремя и вся его деятельности есть именно и прежде всего умение учесть реальное соотношение дел.
   Наконец, он умел подобрать людей и дать им работать так, чтобы использовать их силы полностью.
   Он умел прощать им ошибки и неудачи, умел прощать даже личные недостатки за большую работу и талант.
   Он понимал глубокое значение духовных сил человека в жизни и на войне. Умел опереться на эти силы, их поддерживать, на них строить свой расчет так же, как это делали все великие знатоки человеческого сердца.
   Он знал, что "купив сердце человеческое" он берет всего человека и сможет вести его вместе с собой на великую борьбу.
   *
   Личность его любят превозносить, ставя его над человеческой толпой; но из всего ... видно, что это все человеческие качества, лишь развитые в высшей степени.
   Там, где обычные люди теряли энергию и не видели, что делать, там Петр ясным взглядом вперед, своей глубокой интуицией предвидел ход событий, сохранял сам и поддерживал веру и бодрость в окружавших его помощниках.
   Там, где у окружавших падала энергия, Петр своей несокрушимой силой духа поддерживал остальных и укреплял в них веру в успех. В этом смысле деятельность его приносила огромнейшие результаты.
   *
   Это был центральный ум и воля, воодушевлявшие и направлявшие великую борьбу русского народа за новую государственность, борьбу, которая в истории названа Великой Северной войной.
   *
   Огромная мощная фигура вождя важна для нас потому, что она характеризует эпоху, характеризует класс, молодой, полный сил, исканий нового, полный эгоистической жажды наслаждения и готовности самопожертвования, готовый на преступление и подвиг, на величайшие жестокости, распутства так же, как и на упорный, настойчивый, тяжелый труд.
   Великий Петр был нужен, чтобы решить те великие задачи, которые стояли тогда перед молодой Россией и в нем, как "солнце в малой капле воды", отражались ее великие достоинства и ее великие пороки.
  
   *
   Петру I (пишет Ключевский) принадлежит заслуга первой попытки дать своей бесформенной и беспредельной власти нравственно-политическое определение. Твердя в своих указах о государственном интересе, как о высшем и безусловном двигателе всякой работы, всякой деятельности, он сам себя ставил в подчиненное положение этим интересам, благу России.
   Он требовал службы себе, как главному носителю этой идеи, как первому работнику своего народа.
   Нужно отметить, что идеи, на которых хотят построить воспитание массы, должны быть живыми в данный период, т.е. находить отклик в тех реальных жизненных интересах, которыми живет масса.
   Бог, царь и родина - это лозунги начала ХVIII века.
   *
   Не меньшее внимание Петр уделял командному составу. Он ясно видел, что только армия, которая уверена в своем искусстве и действительно знает свое дело, только такая армия способна к победе.
   Поэтому в офицеры допускались только те дворяне, которые прослужили установленный срок солдатом и "с фундамента солдатского дела знают".
   Воинский устав 1716 года прямо определяет: "шляхетству российскому иной способ не остается в офицеры происходить, кроме что служить в гвардии".
   И, действительно, гвардейские полки обратились в командные курсы, где рядовыми служили дворяне, подготовляясь к производству в офицеры в армейские полки. Они жили в казарме, несли караулы, 41 получали солдатский паек и в бою дрались рядовыми в своих полках.
   В то же время это были части - основная опора как во внешней, так и во внутренней борьбе. Но дворянство не было в эту эпоху замкнутой группой.
   *
   Решительный перевес был дан службе над породой.
   Дорога к офицерскому званию была открыта всем, и обер-офицер, какой бы он ни был "породы", имел первое место перед бесчиновным дворянином. Армия, в которой развита и воспитана самодеятельность, может быть уподоблена живому организму, в то время, как армия без самодеятельности - это лишь мертвый организм, способный действовать лишь при особых искусственных условиях.
  
   Это - паровоз, выпущенный с рельс на вспаханное поле.
  
   *
   ...Самодеятельность может развиться лишь там, где есть импульсы к деятельности.
  
   Их нет у наемника, нет у забитого автомата, но она может быть и есть у гражданина, защищающего дорогое ему достояние. Таковы были новые люди России, которые сами грудью защищали свое новое государство.
   Но, конечно, воспитать самодеятельность, сделать из нее организующий фактор в один день нельзя.
   Старая Русь, с ее азиатским укладом, принесенным к нам татарами, еще цепко держала в руках наших предков.
   Со свойственной Петру решительностью, он требует от своих командиров: "рассуждения под страхом жестокого наказания", ибо, как дальше говорит регламент, "порядки писаны, но времен и случаев нет".
   *
   В письме к Апраксину, который спрашивает, как исполнить его приказ, Петр эту же мысль высказывает так: "Меня в том спрашивать нечего, но как удобнее исправлять; а мне нечего больше писать, только, что кузнецу без клещей работать нельзя".
   В другом письме Шереметову (III том писем и бумаг Петра, N769): "а ты будто по нашему указу идти не смеешь... а сие подобно, когда слуга, видя тонущего господина, не хочет избавить, дондеже справиться, писано то в договоре, чтобы его из воды вынуть".
   *
   В дворянстве и офицерах Петр видел своих идейных помощников, видел людей, связанных общими интересами, он мог им доверять, он знал, что их стремление, их цель совпадает с теми целями, которые и он ставил себе как во внешней, так и во внутренней политике. Поэтому самодеятельность, необходимая для успеха дела, могла быть допущена в то время, как Фридрих, король прусский, в своей армии или Николай I в своей ее допустить не могли.
   *
   Но начальник, действующий самостоятельно, всегда рискует неудачей, за которую он же будет отвечать. Ему могут сказать: нечего было выдумывать, а исполнять то, что приказано. Если дело поставить таким образом, то самодеятельности не будет. Каждый должен быть уверен, что "ошибка в фальшь не ставится".
   Так Петр и поступал. Когда Шереметев потерпел неудачу под Мурмызой в 1705 году, то Петр ему писал: "не извольте о бывшем несчастьи печальным быть (понеже всегдашняя удача многих людей ввела в пагубу), но забывать и паче людей обадривать". А офицерам зародившегося при нем генерального штаба (колонновожатых) Петр твердил: "понеже таковому надлежит разве родится вперед, который всем угодить может".
   *
   Таким образом, воспитывая командный состав своей классовой армии в тот исторический момент, когда этот класс еще только формировался, определенно стремился втянуть туда все ценное, сильное, готовое идти с новой Россией, что было тогда на горизонте.
   В офицеры входил дворянин, если он знал свое дело, но доступ туда был открыт каждому "настоящему" человеку. Знание дела для начальника (понимая по этим, конечно, не теоретическое знание, а знание и умение) было решающим фактором. Но рядом со знанием Петр воспитывал в своих птенцах другой великий двигатель на войне - самодеятельность, о которой армии современной Западной Европы еще и не мечтали, ибо армия Петра была в значительной мере армией революции.
  
   Справка:
  
   0x01 graphic
  
  -- Александр Иванович Верховский (27 ноября (9 декабря) 1886, Петербург -- 19 августа 1938, Коммунарка, Московская область) -- русский военный деятель. Военный министр Временного правительства (1917). Генерал-майор (1917). Комбриг (1936).
  -- Выходец из старинного дворянского рода. Воспитывался в Пажеском корпусе. После расстрела демонстрации 9 января 1905 заявил, что "считает для себя позором употреблять оружие против безоружной толпы".
  -- Окончил Николаевскую военную академию (1911). С 1909 -- поручик, с 1911 -- штабс-капитан, с 1913 -- капитан. В 1911--1913 командовал ротой во 2-м Финляндском стрелковом полку.
  -- С началом Первой мировой войны вернулся в Россию, вместе со своей бригадой участвовал в боях в Восточной Пруссии в составе 22-го армейского корпуса 10-й армии. За боевые отличия награждён Георгиевским оружием и орденом св. Георгия 4-й степени. Был ранен, после выхода из госпиталя находился на штабной работе. С 1915 -- начальник оперативной части штаба 22-го армейского корпуса. С августа 1915 -- и. д. старшего адъютанта отделения управления генерал-квартирмейстера 9-й армии. С декабря 1915 -- и. д. помощника начальника отделения управления генерал-квартирмейстера 7-й армии. С января 1916 -- и. д. старшего адъютанта отделения генерал-квартирмейстера штаба 7-й армии. С марта 1916 -- начальник штаба группы войск, организованной для овладения Трапезундом с моря. Подполковник (1916).
  -- Активно поддержал Февральскую революцию, в марте 1917 был избран членом и товарищем председателя Севастопольского совета рабочих депутатов.
  -- С 31 мая (12 июня) 1917 -- командующий войсками Московского военного округа. В июле 1917 находившиеся под его командованием войска подавили солдатские выступления в Нижнем Новгороде, Твери, Владимире, Липецке, Ельце и др.
  -- С 30 августа (12 сентября) 1917 -- военный министр Временного правительства, 1 сентября (14 сентября) 1917 произведён в генерал-майоры.
  -- 21 октября (3 ноября) был уволен в двухнедельный отпуск и на следующий день выехал на Валаам, где находился во время прихода к власти большевиков.
  -- С июня 1918 находился в заключении в петроградской тюрьме "Кресты".
  -- В декабре 1918 был освобождён и вступил в Красную армию, недолго служил начальником оперативного отдела штаба Петроградского военного округа.
  -- С 1921 -- преподаватель, с июня 1922 -- главный руководитель Военной академии РККА. Руководитель Военно-академических курсов высшего комсостава РККА, старший преподаватель Военной академии РККА, с 1927 -- профессор. Автор ряда работ по военной теории и истории, публиковался в журнале "Военное знание".
  -- С 23 декабря 1929 -- начальник штаба Северо-Кавказского военного округа. Арестован 2 февраля 1931 по делу "Весна" (по которому проходили "военспецы" -- бывшие офицеры русской армии), находился в Воронежском следственном изоляторе, затем был переведён в Москву в Лефортово. Отказался подписать устраивавшие следствие показания.
  -- 18 июля 1931 был приговорён коллегией ОГПУ к расстрелу, 2 декабря 1931 приговор был заменён десятью годами заключения. Находился в Ярославском политизоляторе, где продолжал заниматься исследовательской деятельностью (в частности, написал труды "О военно-научной работе", "О глубокой тактике").
  -- Был направлен в распоряжение Разведывательного управления РККА, занимался подготовкой статей для информационного сборника Разведупра. С 1935 преподавал на курсах "Выстрел", в Военной академии имени Фрунзе. С 1936 -- старший руководитель кафедры тактики высших соединений Военной академии Генерального штаба.
  -- 11 марта 1938 был арестован. Обвинен в активной вредительской деятельности, участии в антисоветском военном заговоре, подготовке террористических актов против руководителей партии и правительства. Одним из "доказательств" его причастности к подготовке террористических актов послужил найденный у Верховского при обыске наградной пистолет, полученный им в 1916 за отличия в боях с немцами.
  -- 19 августа приговорён к расстрелу Военной коллегией Верховного суда и в тот же день расстрелян и похоронен на спецобъекте "Коммунарка" (Московская область).
  
  
  
  
   Н. Вишняков
   Обязанность охранения достоинства военной службы и воинской чести была впервые возложена на общество офицеров еще основателем русской регулярной армии - Петром Великим. Указом 25-го июля I72I года было повелено: "если где в полевых и гарнизонных полках явится офицер, которому за шумством и другими непорядочными поступками в службе быть невозможно, и таких свидетельствовать всем того полка штаб и обер-офицерам по совести и под присягою, и такие свидетельства заручить им, обстоятельно описывая их шумство и другие непотребные поступки, и потом каждому аншефу такое подлинное свидетельство при своем донесении представлять для решения в Военную Коллегию" (Полн. Собр. Зак., т. УII, N3807).
   *
   Приведенным указом было предоставлено обществу офицеров каждого полка выражать свое мнение о поведении своих товарищей; это право было предоставлено всему офицерскому обществу; Свидетельство могло быть представлено и в отношении штаб-офицеров, так как в указе никаких изъятий не установлено. Хотя окончательное решение вопроса принадлежало Военной Коллегии, но все же права; предоставленные указом I72I г. обществу офицеров, являются довольно значительными. Объем этих прав находился в теснейшей связи с большим доверием к офицерской корпорации, ярко выраженным как в военном законодательстве Петра Великого, так и его ближайших преемников.
   *
   Целый ряд законодательных постановлений свидетельствует о подобном доверии : указ I7I4 года устанавливает производство в следующие чины штаб и обер-офицеров не иначе, как по свидетельству первых -"всей дивизии генералитета и штаб-офицеров", а вторых - штаб и обер-офицеров одного с ними полка. Дальнейшими указами I-го января и 24-го июля I7I9 г., 3-го апреля I720 г. и 22-го февраля I722 г. вводит баллотирование офицеров на вакансии в чины, и этот порядок предписывается к неуклонному исполнению под угрозой строгих наказаний.
  
   Справка:
  
   0x01 graphic
  
  -- Н. Вишняков. Суд общества офицеров в русской армии (исторический очерк). - Военный сборник .- I909 .-NI2 .- с.I47-I72.
  
  
   М. Богословский
  
   "Ваше величество, - писал раз Петру один из дипломатов его времени, князь Г.Ф. Долгоруков, - милосердуя о народе своего государства, изволите непрестанно беспокойно трудиться, чтобы оный из прежних азиатских обычаев вывесть и обучить, как все народы христианские в Европе обходятся".
   *
   Но прочтите очень интересную "Историю о царе Петре Алексеевиче", принадлежащую перу кн. Куракина, русского дипломата эпохи Петра, где он, описывая детство царя, говорит, что царица Наталья Кирилловна была "править никапабельна", и далее характеризует ее брата Льва Кирилловича, как человека, предавшегося пьянству и если делавшего добро, то "без резону по бизарии своего гумору"; или посмотрите его не менее любопытные записки, где он рассказывает, как в Италии он был сильно "иннаморат" в славную хорошеством некую "читтадину", вследствие чего у него едва не вышло duellio с одним "жентильомоном", и вы увидите, что автор комедии не давал своей карикатуре слишком широкого размаха.
   *
   Царь Алексей любил посмотреть иностранную картину, послушать игру немца-органиста, завел у себя даже немецкий театр. Тем не менее, шаг, сделанный его сыном, нельзя не признать очень решительным. Резиденция была перенесена далеко от насиженного места, далеко от московских святынь, под сенью которых чувствовали себя спокойно старинные цари. В новой столице были построены небольшие дворцы, украшенные иноземными картинами и статуями, вывезенными по заказу Петра из-за границы и выбранными не без вкуса.
   *
   Заведен новый придворный штат с камергерами и камер-юнкерами, и двор Петра, по отзыву иностранных наблюдателей, стал очень похож на двор немецкого государя средней величины. Чинные торжественные выходы московских царей и скучные парадные обеды во дворце, оглашаемые грубою местническою бранью, сменились теперь совсем новым придворным европейским этикетом. Правда, широкая русская натура то и дело выходила из этих узких немецких рамок во время рождественских славлений, когда Петр с многочисленной шумной и пьяной кампанией объезжал дома вельмож и именитого купечества, когда он исполнял обязанности протодьякона на заседаниях всешутейного и всепьянейшего собора и когда, празднуя спуск нового корабля, он объявлял во всеуслышанье, что тот бездельник, кто по такому радостному случаю не напьется допьяна, при чем после шестичасового угощения участники пира сваливались под стол, откуда их выносили замертво.
   *
   Только после Петра служебное бремя дворянина постепенно слабеет. Его военная служба становится все менее нужной, так как рядовой контингент постоянной регулярной армии пополняется посредством рекрутских наборов из податных сословий, и дворянство нужно в ней только для занятия офицерских мест.
   *
   Справка:
  
   0x01 graphic
  -- М. Богословский. Быт и нравы русского дворянства в первой половине ХVIII века. М., I906.-52 с.
  
  
  
   П.О. Бобровский
   Потребность переустройства вооруженных сил России сознавалась еще в царствование Алексея Михайловича. К нему намерен был приступить и Федор Алексеевич, и с этою целью созван был, в конце 1681 года, собор начальных людей и иноземных полковников, но собор не пошел далее уничтожения местничества. Между тем, одряхлелая и расшатанная система поместного устройства войск готова была рухнуть сама собою, что вполне обнаружилось, когда бразды правления перешли к юному царю Петру Алексеевичу.
   *
   И в нашей истории век Петра Великого служит переходною ступенью от грубого произвола по закону и подчиненных, и начальников.
   Предоставление суду права смягчать наказание составляет отличительную черту толкований Артикула Воинского.
   В них наш законодатель говорит о смягчении, когда предусматривается возможность уменьшить ответственность без ущерба и для интересов службы, и для дисциплины. "Однако же может судья рассудить, что с изменнического ли какого умысла, или с глупости или безумства; такожде во время ли войны или мира то учинится, и потому рассуждению наказание убавить или прибавить".
   Военные законодатели и особенно комментаторы в своих суждениях, а за ними и толкователи Артикула, требовали применения закона, соображаясь с состоянием субъекта, с важностью правонарушения и со степенью значения объекта, и притом требовать принимать во внимание обстоятельства мирного и военного времени.
   *
   Спустя год после "Собора", уничтожившего местничество, в селе Преображенском явились потешные бомбардиры, сотоварищи одиннадцатилетнего Петра. С присоединением к ним стрельцов Сухарева и солдат 2-го выборного (расположенного на Бутырках) полков, в 1687 году устроены были два полка, Преображенский и Семеновский, и при них два отделения бомбардиров, по 50 человек в каждом. В солдаты шли теперь не одни обедневшие и беспоместные дворяне и дети боярские, но и дети богатых московских вельмож.
   *
   На стороне Карла ХII, который явился под Нарву с 8.500 человек, было превосходство в искусстве и опытность солдат и офицеров. В пылу первой неудачи дисциплина в русских войсках исчезла; в страшном озлоблении солдаты бросились на своих офицеров-иноземцев и начали бить их. Видя это, главнокомандующий Дюк-де-Круа закричал: "Пусть сам черт дерется с такими солдатами" - бросился бежать с другими иностранцами и отдался в плен шведам.
   *
   Манифест о вызова иностранцев появился в апреле 1702 г. В нем высказывались следующие цели деятельности Петра: сохранить внутреннее спокойствие, защитить государство от внешнего нападения и распространить торговлю. "Для достижения сих благих целей мы наипаче старались о наилучшем учреждении военного штата, яко опоры нашего государства, дабы войска наши не токмо состояли из хорошо обученных людей, но и жили в добром порядке и дисциплине"..., а чтобы побудить иноземцев приезжать в Россию и в ней оставаться "указали мы сей манифест с нижепрописанными пунктами повсюду объявить, и напечатав, по всей Европе обнародовать". Иностранцам предлагались следующие условия: совершенно свободный въезд, безопасность на пути и содействие всякого рода; свободное отправление веры; иноземцы не подвергаются суду и наказаниям по обычаю русскому, для чего учреждается тайного совета военная коллегия, которая будет чинить правосудие, во-первых, по законам божеским, и по Римскому гражданскому праву и другим народным обычаям милостиво".
   Петр делал исключение для одного народа - для евреев, он опасался пустить их во внутрь России. (Соловьев, ХV, с.96-98)
   *
   В начале 1705 г. командование над уцелевшими от голода остатками русского корпуса, по просьбе Паткуля, принял генерал-майор Востромирский; вот его безыскусственный отчет о "русском вспомогательном корпусе": "Я увидел Московское войско (в Саксонии) в таком бедственном положении, что пришел в ужас, и опасаюсь за свою репутацию если приму команду. Офицеры так дурны, что у меня в продолжение 40-летней службы никогда не было подобных унтер-офицеров: они не знают порядка, службы и дисциплины. Нет ни генерального, ни полкового штаба, столь необходимого в мирное, тем более в военное время. Оружие почти никуда не годится, люди почти нагие, ходят как нищие. Жалованье Московских офицеров таково, что немецкий лакей не согласиться поменяться с ними (Московская монета никуда не годна). Солдаты сами по себе превосходны.
  
   "Путешественники не нахвалятся любезностью князя (Меньшикова), и не находят слов для описания беспорядочного состояния войск, грабящих, сожигающих магазины, бегущих от небольшого отряда шведов и валлапхов, с поспешностью разбитой армии". Это известие оканчивается сообщением о полной деморализации драгун, которые бегут от неприятеля, не заботясь подпустить его к себе хотя бы на столько, чтобы убедиться в его силе и положении. "И никогда отступление не велось так поспешно, как отступление русских". Таково было отступление армии Петра 1 от Двины и Немана к Днепру, в начале 1708 года, когда для того, чтобы лишить неприятеля средств, на военном совете, по предложению Шереметева. решено было опустошать всю страну на пути отступления, "чтобы заморить неприятеля".
  
   *
   Между тем Петр 1, находясь в Москве и будучи озабочен заготовкою денег и исправным снаряжением своих войск жалованьем и кормом, должен был вникнуть в баланс доходов и расходов, для чего потребовал отчета от всех управлений, и найдя, что, несмотря на удвоение налогов за последние годы, доходы заметно уменьшились, назначил комиссию, которой поручил исследовать причины такого уменьшения и доложить ему о них.
  
   "Теперь его единственною целью было - добыть для текущих расходов возможно больше денег, так как в них ощущается чрезвычайный недостатак".
  
   Здесь собственно и заключается завязка дальнейших. решительных преобразований государственного устройства, начало которого было положено: учреждением Сената в феврале, образованием военного комиссариата в июне и начертанием регламента кригс-комиссариату в декабре 1711 года. Оказывается, что более правильную систему довольствия войск Петру 1 удалось устроить не ранее, как спустя два года после Полтавской победы и что ближайшим основанием к установлению штатов для армии 1711 года и для артиллерии 1712 года послужили собранные в 1707, 1708 и 1709 годах сведения о получаемых доходах.
   *
   Строго карая виновных, Петр Великий заботился и о хорошем содержании и довольствии войск; здесь его предусмотрительность, как бережливого хозяина, доходит до мелочей. Устраивая денежное и кормовое довольствие войск на новых основаниях, он заботится, чтобы определенное от казны доходило в исправности и вовремя к войскам, и без всякого милосердия преследует злоупотребления. Виновные предаются военному суду, который обязан в своем постановлении определить способ возврата всякой казенной вещи, пришедшей в негодность, или испорченной, или потерянной от небрежности солдата, или же от дурного за ним надзора офицера.
   *
   На солдат же своих офицеры должны смотреть так, как родителя смотрят на своих детей; поэтому они обязаны с отцовскою попечительностью заботиться о нуждах солдата; как дети повинуются своим родителям без сопротивления, так и солдаты должны быть послушны офицерам и всю надежду полагать на них, подобно тому как дети полагаются на отцов своих, которые их содержат, воспитывают, кормят и удовлетворяют все их нужды.
   Эти мудрые правила Петра великого, высказанные уже после издания Устава Воинского, не получили, как увидим надлежащего развития в быту Русского войска; напротив, подобно тому, как было на Западе, особенно в Пруссии, в отношениях между офицерами и солдатами легла целая бездна.
  
   *
   Настоящая же практическая военная школа для Петра 1 начинается с 17-ти летнего возраста, после его женитьбы, после сближения его с Гордоном, и особенно с Лефортом. Последний становится на некоторое время его руководителем.
   На плацу и на маневрах Петр получает сознательное представление о совокупном действии войск, изучает правила прицельной стрельбы.
   Под Азовом в нем развиваются высшие познания о способе ведения войны. Рядом с развитием понятия о военном деле, в Петре, вследствие общения в немецкой слободе со сведущими политиками, финансистами, купцами, расширяется кругозор понятий о государстве, о политических отношениях, о финансах, о торговле и т.п. Здесь же, в слободе, приковывается сочувствие Петра к скромной обстановке семейной жизни расчетливых, экономных иностранцев.
   *
   Но всего приобретенного путем самообразования еще слишком мало для Петра. Он сам это чувствует, видит, сознает, и его увлекают в Европу не столько заманчивые рассказы Лефорта о превосходстве немецких порядков, о превосходстве цивилизации, сколько собственное его убеждение, что русскому человеку даны такие же руки, глаза и способности, те же нравственные начала, как и людям других наций, которым все это дано для развития ума, для самоусовершенствования.
   "Почему же мы не должны иметь, - говорит царь боярам, посылая их детей в науку, - ум развитый? почему же мы только не достойны науки, облагораживающей всех прочих людей? Нет, у нас такой же ум, мы можем также успевать, как и другие".
  
   *
   Мы знаем Петра Великого как полководца.
   Но Петр был также и русским военным законодателем.
   Он отделил войско от народонаселения не только наружно - посредством строя, вооружения и одежды, т.е. объективно, но внутренним образом, субъективно; его постоянное войско, в целом составе, есть самостоятельное состояние людей с призванием к военному ремеслу, к военному делу, к военному искусству, к военной науке.
   *
   Император Петр Великий, в 1716 году, а впоследствии император Павел, вскоре по вступлении своем на престол (29-го ноября 1796 года), в следующих чертах определяют круг обязанностей офицеров в ротах.
   "...Они суть помощники ротного и эскадронного командира во всех подробностях службы, и должны знать твердо всех людей в частях, им вверенных, и все то, что предписано в строевом уставе, чтобы уметь хорошо объяснять и самому показать солдату все предписанные правила фронтовой службы по местному и походному служению начиная от стойки, маршировки, ружейных приемов и так далее.
   Каждый из офицеров ответствует за свою часть; они не только должны носить звание взводных и частных начальников по наружности, но и в самой точности оправдывать его, занимаясь частями, им вверенными, сколько того воинский порядок и правила службы требуют" (С.В.П., ч. III, кн. I, ст. 89. Кроме того, в ст. 416, офицеры обязываются наблюдать за состоянием здоровья нижних чинов).
   *
   Для Петра I солдат был таким же слугою отечества, каким был офицер, будь он сыном боярским, или иноземцем. Стремление государя-преобразователя поднять личность солдата вытекает из существа всех его военных законов и собственноручных инструкций. С самого начала организации регулярной пехоты видна заботливость царя об установлении внутреннего порядка на началах субординации.
   *
   В этом первоначальном известном нам дисциплинарном уставе намечены также обязанности нижних чинов на службе и в строю, права и обязанности капитана. Намечены, но еще не обработаны. Имелись довольно полные наставления для руководства поведением солдат и определения об отношениях солдат друг к другу и к начальникам. Так, были известны правила или статьи с указаниями Петра о неподаче жалоб высшему начальству мимо ротных командиров, о наказаниях за личные обиды и о запрещении в войсках сходок в круги и соединительные советы.
   Эти правила находим в рукописных сборниках, хранящихся в древнем Румянцевском музее и в Императорской публичной библиотеке (Соединительные круги или сходки солдат запрещены после первого стрелецкого бунта. Правила о принятии жалоб за личные обиды, как и многое другое, относящееся до внутреннего порядка в войсках, могли быть разработаны Гордоном и Лефортом для двух выборных солдатских, а равно для Преображенского и Семеновского полков. Из биографии Лефорта (Поссельта) видно, что он по целям дням, не редко запершись с царем, работал над составлением разных правил.)
   *
   ...Солдатам внушается быть вежливыми в отношениях между собою и не употреблять слов, оскорбительных для чести товарища. Обидчик должен просить прощения и, сверх того, подвергается исправительному наказанию.
   *
   Петру I, пожившему долго в Голландии, ознакомившемуся с порядком иной расправы в войсках за личные оскорбления чести, не могли не казаться бесплодными занятия правительственных установлений разбором челобитий, основанных в сущности на придирках не только к словам, не имеющих смысла, но даже и ко взгляду, который почему-либо мог казаться оскорбительным для чести.
   С того времени в постановлениях о личных обидах, по крайней мере в постановлениях для войск и флота, повеяло новым духом; в военных и морских законах взор Петра I постоянно обращен на ближайшие поводу к беспорядкам и смутам, которые повели к бунту в стрелецких войсках, и он ищет способы для предупреждения подобных несчастий.
  
   Драгунам и солдатам, а равно и матросам, разрешается приносить жалобы на личные обиды и притеснения (налоги), но не иначе, как по начальству: сперва капитану. а затем, если жалоба остается без удовлетворения, то нижний чин может обжаловать своего офицера полковнику; солдат может жаловаться и на полковника высшему начальству, если ближайший начальник оставил его просьбу без удовлетворения; но каждый обязан приносить жалобу по команде и только за себя лично: "те бы писали и подавали челобитие всякой своим именем о своей обиде, а не от всего полку". Жаловаться за других, или упоминать в своей челобитной о разных обидах на других, воспрещено.
   *
   Петр Великий, посредством своей регулярной армии, стремился к перевоспитанию своего народа.
   Мысль эта не была новою: до него лучшие из монархов в Европе задавались такою же задачею. Мы не знаем другой армии, которая по своему нравственному уровню и воспитанию в духе чести стояла бы выше шведской слепо повиновавшейся воле великого полководца и одного из благороднейших государей.
   *
   По теории военных законодателей ХVII столетия честь принадлежит каждому воину, как человеку. "Обиженный, кто бы он ни был - солдат или офицер, должен объявить о своем оскорблении военному суду и в нем искать сатисфакции".
   *
   Мы признаем, что Петр I в своих военных законах стремился привить западноевропейские идеи. С одной стороны, он организовал по западному образцу сословия, с другой стороны - он старался привить к дворянству и войску понятия о личной чести, основанной на внутреннем достоинстве личности, которая за личную обиду не может уже довольствоваться денежным вознаграждением.
   Он вводит христианское прощение и отозвание или отказ от оскорбительных для чести слов и облагает личные обиды тюремным заключением или иным наказанием, независимо денежных вознаграждений.
   В его военных законах видим довольно подробное изъяснение тех действий которые должны признать обидными для лица, т.е. оскорбительными для чести в абсолютном значении.
   В патенте о поединках и начинании ссор предусмотрены случаи (обида словом и действием), в которых выражено непосредственное презрение к личности, явное, открытое неуважение к ее достоинству; в главе ХVI ХVIII артикула воинского "о поносительных письмах", рассматривается тоже неуважение или презрение к личности. но выраженное уже в форме уклончивой и коварной, посредством клеветы или распространения ругательных или оскорбительных для чести писем (пасквиль); наконец, глава ХVII артикула воинского "о возмущении, бунте и драке" содержит такие оскорбительные действия, последствием которых может быть нанесение раны, увечья и даже смерти.
  
   Справка:
  
  
  
   0x01 graphic
  
  -- Павел Осипович Бобровский (1832, имение Вака близ Вильни--1905) -- русский генерал, военный юрист и историк, этнограф, сенатор.
  -- Родился в 1832 г.
  -- Образование получил в Полоцком кадетском корпусе (1849) и в Дворянском полку.
  -- 7 августа 1851 г. был произведён в первый офицерский чин и выпущен в Лейб-гвардии Литовский полк.
  -- Участвовал в кампании 1853--1854 гг. на Дунайском театре.
  -- В 1857 г. закончил курс в Николаевской академии генерального штаба. Возглавлял юнкерские военные училища.
  -- В 1859--1875 гг. служил на должностях генерального штаба и 17 апреля 1870 г. был произведён в генерал-майоры, в следующем году был награждён орденом св. Станислава 1-й степени.
  -- В 1875 г. был назначен начальником Военно-Юридической академии.
  -- В 1897 г. в чине генерала от инфантерии был назначен сенатором.
  -- Член-сотрудник Русского географического общества.
  
   0x01 graphic
  

0x01 graphic

  

Встреча царя Михаила Федоровича с отцом митрополитом Филаретом в 1619 г.

Литография 19 в.

  

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТКИ

  -- ТАБЕЛЬ О РАНГАХ. Этот законодательный акт был учрежден Петром I 24 января 1722 года и устанавливал систему воинских, гражданских и придворных чинов, их соотношение и порядок прохождения государственной службы, последовательность чинопроизводства в Российской империи. Согласно "Табели о рангах" все чины подразделялись на 14 классов (1-й высший). Воинские чины подразделялись на 4 разряда (сухопутные, гвардия, артиллерийские и морские).
  
  -- Доверенные тебе тайны храни с большою тщательностью, нежели порученное тебе имущество, так как честные люди должны являться людьми, имеющими характер надежнее самой клятвы. (Исократ). Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну. (Сократ).
  
  -- ТАКТИКА (греч. taktika - иск-во построения войск, от tasso - строю, выстраиваю), 1) Составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями разл. видов вооруж. сил, родов войск (сил флота) и спец. войск на суше, в воздухе и на море. 2) Совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели. "Тактика есть искусство использовать эти массы в том пункте, куда привели их хорошо рассчитанные марши, иначе говоря, искусство вводить массы в бой в решительную минуту и на решающем пункте поля сражения, на котором должен быть произведен окончательный удар".
  
  -- Талант - древняя мера веса, различная в разных областях. Грече­ский талант - 26,2 кг; италийский = 100 римским фунтам (римский фунт = 327,45 г). Подобно всем прочим монетам, она изменялась в своей ценности в различные времена и в различных местах.
  
  -- Талант, как особое дарование. Если талант не имеет в себе достаточной силы стать в уровень с своими стремлениями и предприятиями, он производит только пустоцвет, когда вы ждете от него плодов. (В. Г. Белинский).
  
  -- Талисманы (официальные) - эмблемы, носимые офицерами на лентах, соответствующие их должностям.
  
  -- Талия - по верованиям древних гре­ков и римлян, муза (т.е. божественная покровительница) комедии, изображав­шаяся в виде молодой девушки с жез­лом в руке.
  
  -- ТАМБУР-МАЖОР -- унтер-офицер, возглавлявший в полку команду барабанщиков и горнистов. В русской армии должность тамбур­мажора существовала в 1815 -- 1881 гг.
  
  -- Тамириса - скифская царица, отмщая Киру за гибель своего сына, разгромила персидское войско, велела отрубить голо­ву павшего в битве царя и положить ее в мех, наполненный че­ловеческой кровью. При этом она воскликнула: "Упейся кровью, которой ты тридцать лет ненасытимо жаждал!" В "Сказе про царицу Сиромаху" описывается борьба с царем персов Киром II Великим из династии Ахеменидов. К моменту этой войны Кир Великий покорил уже почти все страны от Сырдарьи и Гималаев до островов Эгейского моря. Оставалось идти на север, что он и сделал. Над русскими племенами властвовала тогда одна женщина, имя которой было Тамирис (Сиромаха), и значит это, что она была вдовая. После смерти ее мужа Кир предложил ей выйти за него замуж. Но Тамирис, которая поняла, что он хочет жениться не на ней, а на ее царстве, отвергла его предложение. Тогда, поскольку его хитрость не удалась, приблизился Кир к Араксу и предпринял открытый поход против руссов. Он сколотил мосты через реку и построил башни на кораблях, которые должны были служить паромами. Царица Сиромаха имела свои летние пастбища на Доне и Донце, а зимние - в современном Азербайджане, и граница ее царства пролегала по реке Араксу, где и сейчас лежит. В это время там, конечно, не было ни азербайджанцев, ни армян, хотя время их уже подходило. Тут и произошла битва руссов с персидскими полчищами. Весь "мир" шел походом на руссов, но царица битву выиграла. Царь Кир Великий был пленен и умер жалкой смертью, описанной в сказе. Произошло это в 530 г. до н. э.
  
  -- Танцы, пляска - в Восточных странах служили не только выражением чувств, но и средством поднятия боевого духа воинов перед началом сражения. Д. Локк: " Так как танцы придают движениям изящество, сохраняющееся всю жизнь, и более чем что-либо сообщают детям мужественность и приличную уверенность, то учить им я думаю, никогда не может быть слишком рано, лишь только возраст и силы позволяют это". В истории дворянства танцы играли свою социально-развивающую роль. Чтобы уверенно играть свою роль -- дер­жится свободно, уверенно и непринужденно -- светскому человеку, как актеру, нужно было уметь хорошо владеть своим телом. В этом отношении особое значение имели уроки танцев. ... Молодому человеку или девушке, не умеющим танцевать, было бы нечего делать на бале; а бал в жизни дворянина -- это не вечер танцев, а своеобразное общественное действо, форма социальной ор­ганизации дворянского сословия (О.С. Муравьева).
  
  -- ТАРАН -- 1) в военно-морском искусстве с древних времен прием, заключавшийся в нанесении корпусом корабля удара по корпусу вра­жеского судна; такой удар мог производиться и другими подвижными боевыми средствами; 2) древнее осадное орудие для разрушения кре­постных стен, башен и ворот.
  
  -- Тарквинии по римской исторической традиции, аристократический род из этрусского города Тарквинии, к которому принадлежали римские цари Тарквиний Древний и Тарквиний Гордый.
  
  -- Тарпея - дочь Спурия Тарпея, связана с названием Тарпейской скалы - крутого обрыва на Капитолии, откуда сбрасывали предателей и других преступников. Чтобы усугубить вину Тарпеи, римские писатели сделали ее весталкой (хотя учреждение этого рода жриц в Риме приписывалось Нуме). Отголоски этой версии есть и у Ливия ("дева", "вышла за водой для священнодействий" ).
  
  

0x01 graphic

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

  -- Кто нечестен там, где речь идет о наслаждении, тот и в делах лишь прикидывается честным. Если даже наслаждение не делает вас человечнее, значит, вы по натуре жестоки, как зверь.
  -- Жестче всех тот, кто мягок из корысти.
  -- Кто-то заводит разговоры так же панибратски и бесцеремонно, как мы оперлись бы в церкви на соседа, если бы нам стало худо.
  -- Гордость -- утешительница слабых.
  -- Тщеславие есть самое естественное свойство людей, и вместе с тем оно-то и лишает людей естественности.
  -- Пустое дело -- пытаться угодить завистникам.
  -- Зависть обвиняет и судит без доказательств, она преумножает недостатки, дает малейшим ошибкам громкие названия; язык ее исполнен желчи, преувеличения и несправедливости.
  -- Редко случается высказать здравую мысль тому, кто всегда тщится быть оригинальным.
  -- Бывают люди, чьи таланты никогда бы не обнаружились, не будь у них еще и недостатков.
  -- Мы подмечаем в людях много пороков, но признаем мало добродетелей.
  -- Легкомысленные люди склонны к двоедушию.
  -- Суровость закона говорит о его человеколюбии, а суровость человека -- о его узости и жестокосердии.
  -- Люди всегда ненавидят тех, кому причиняют зло.
  -- Большинство людей в глубине души презирает добродетель и плюет на славу.
  -- "Не хвали человека, пока он жив" -- вот правило, изобретенное завистью и слишком поспешно подхваченное философами. Напротив, я утверждаю, что человека нужно хвалить при жизни, если, конечно, он того заслуживает. Отважиться воздать ему должное надлежит именно тогда, когда зависть и клевета ополчаются на его добродетель и талант. Похвалить от души не опасно, опасно незаслуженно огорчить.
  -- Неизменная скупость в похвалах -- верный признак посредственного ума.
  -- Бедность так принижает людей, что они стыдятся даже своих добродетелей.
  -- Нервы портятся легче, чем исправляются.
  -- Мы слишком мало пользуемся мудростью стариков.
  -- В старости не увеличивается число друзей: все потери тогда безвозвратны.
  -- Кто не знает цену времени, тот не рожден для славы.
  
  
  

Люк де Клапъе ВОВЕНАРГ (1715 -- 1747) французский писатель.

   Справка:
  
  -- Люк де Клапье, маркиз де Вовенарг (фр. Luc de Clapiers, marquis de Vauvenargues, 6 августа 1715 Прованс -- 28 мая 1747) -- знаменитый французский философ, моралист и писатель.
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023