ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Грехи и достоинства офицерства

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А. Керсновский предлагал взять за образец петровский гвардейский обычай: "Всех, готовящихся к офицерскому служению, писать юнкерами в гвардейские полки, где учредить юнќкерские батальоны". В таком случае все офицеры получат "однородќную гвардейскую шлифовку, единый крепкий и добрый гвардейский дух"...


  
  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
   "Бездна неизреченного"...
  
   Мое кредо:
   http://militera.lib.ru/science/kamenev3/index.html
  

И. Домнин

ГРЕХИ И ДОСТОИНСТВА ОФИЦЕРСТВА

В САМОСОЗНАНИИ РУССКОЙ ВОЕННОЙ ЭМИГРАЦИИ

  
  

Суть в том, чтобы подготовить успех своей армии в будущем. А этого можно достигнуть только при правильном знании действительного положения вещей и сопоставлении его с идеалом.

Петр Залесский

Корпус офицеров в зарубежном рассеянии

  
   В 1917 году Россия лишилась главной опоры своей государствен­ности -- офицерского корпуса. И для страны, и для самого офицер­ства последствия были катастрофичны.
   Вынужденная эмиграция свыше пятидесяти тысяч офицеров в ходе и после Гражданской войны 1918-1922 гг., их многолетнее пре­бывание и самоотверженная деятельность в Зарубежье есть беспре­цедентный факт истории Российского государства, заключительный акт трагедии офицерства Русской Императорской Армии. Этот по­трясающий феномен до сих пор должным образом не осознан, не изучен и не осмыслен.
  
   Контингент изгнанников, количественно превышавший полный комплект офицеров старой армии мирного времени, составляли не­сколько категорий: кадровые офицеры; офицеры производства перио­да Первой мировой (Великой) войны; лица, получившие офицерский чин в ходе Гражданской войны, а также более 2 тысяч человек, окон­чивших в эмиграции русские военные училища (существовавшие до 1923 г.), кадетские корпуса и военно-училищные курсы (весь межво­енный период).
  
   Абсолютное большинство покинувших Родину -- это участники контр­революционной борьбы. Среди них -- вожди и видные деятели Белого движения: генералы А. Деникин, П. Врангель, Е. Миллер, Н. Юденич, П. Краснов, А. Кутепов, М. Дитерихс, А. Богаевский, Г. Семенов и др. (все -- также активные участники Великой войны).
  
   Всего на чужбине обрели пристанище не менее трех тысяч рус­ских генералов.
   В том числе бывший Верховный Главнокомандую­щий Российской армией (1914-1915) Великий Князь Николай Нико­лаевич, крупные военачальники, занимавшие ранее высшие военные посты. Назовем лишь ряд полных генералов, т.е. имевших звания "генерал от кавалерии", "генерал от инфантерии", "генерал от артил­лерии": Д. Абациев, И. Багговут, Н. Баратов, В. Гурко, Ю. Данилов, А. Драгомиров, Н. Епанчин, А. Зегелов, В. Ирманов, А. Кауфман, Н. Крузен­штерн, К. Крылов, Н. Мартос, кн. В. Масальский, П. Ольховский, Ф. Палицын (быв. начальник Генштаба), В. Сухомлинов (быв. военный ми­нистр), Н.П. Сухотин, В. Флуг, Н. Ходорович, Ф. Шкинский, Д. Щербачев, Э. Экк, И. Эрделли, Н. Юденич и др.
  
   В изгнание ушли и видные военачальники, яркие военные ученые и писатели генералы А. Андогский, А. Баиов, В. Баскаков, В. Борисов, А. Виноградский, А. Геруа, Б. Геруа, Н. Головин, А. Гулевич, В. Доманевский, В. Драгомиров, В. Ипатьев, А. Келчевский, П. Краснов, И. Майдель, А. Нилус, Е. Новицкий, П. Симанский, А. Шварц и многие другие.
  
   За рубежом оказалось около семисот офицеров русского Генераль­ного Штаба, по праву принадлежавших к военной элите России, состав­лявших "мозг армии". Это -- большая часть генштабистов, оставшихся в живых после лихолетья Гражданской войны (на службе "Республи­ке Советов" таковых находилось вдвое меньше).
  
   Таким образом, едва ли будет преувеличением сказать, что вне Родины оказался цвет офицерского корпуса. Это был подлинный от­бор: кадры, закаленные в огне мировой войны, испытанные добро­вольной трехгодичной борьбой против большевизма за национальную Россию, за то, что было для них традиционно, дорого и свято.
  
   Жизнь на чужбине была томительным испытанием, а нередко -- нравственной пыткой. Часть изгнанников предпочла остаться "про­фессионалами", пусть даже под чужими знаменами.
   Многие связали судьбу с французским Иностранным легионом. "В раскаленных пес­ках Марокко и Сахары, на каменистых кряжах Сирии и Ливана, в душных ущельях Индокитая -- повсюду рассеяны кости русских ле­гионеров, самоотверженно и бескорыстно дравшихся за честь француз­ских знамен", -- повествовал историк эмиграции полковник В. Абданк-Коссовский. Надо сказать, что, конечно, не все русские дрались "самоотверженно и бескорыстно". Тяжелейшие условия службы, не­привычный климат, "недружеское" отношение со стороны командова­ния вынуждали целые группы наемников оставлять (чаще попросту дезертировать) ряды легиона.
  
   В 1924 г. русские сыграли заметную роль в политической жизни Албании, когда отряд из эмигрантов во главе с полковником В. Берестовским решил исход борьбы за власть в этой стране в пользу Ахмет Зогу. В благодарность несколько русских офицеров были на­значены на видные должности в албанской армии. Похожая ситуация сложилась и в Абиссинии, где в 1928 г. русские офицеры А. Фермор и В. Дитерихс, служившие в гвардии наследника престола Тафари, спасли ему жизнь во время мятежа и обеспечили трон.
  
   В Китае, в 1925-1927 гг. русский отряд генерала Нечаева (не­сколько тысяч человек пехоты и кавалерии, с артиллерией и авиаци­ей) действовал на стороне шаньдунской армии в ее борьбе против коммунистов. В те же неспокойные годы в Шанхае для защиты меж­дународной концессии и проживавших и работавших там европей­цев был создан Волонтерский корпус. В его составе имелось и рус­ское формирование под командой капитана 1 ранга Фомина, разверну­тое позже в Русский полк, которым командовал гв. полковник Тиме. Подобные отряды действовали и в Пекине (командир -- полковник Слизанов), и в Тяньцзине (командир -- полковник Теляковский).
  
   Русские офицеры, нашедшие пристанище в Парагвае, преподавали в военной школе, руководили строительством дорог, налаживали ра­боту в арсенале и т.п. Они приняли самое активное участие в войне этого государства против Боливии (1933-1935 гг.), и многие сложи­ли головы, отстаивая территориальную целостность своей второй родины6.
   В ранг национального героя страны был возведен генерал И. Беляев, который не только сыграл большую роль в мобилизации русских для отпора боливийцам, но лично провел комплекс геодези­ческих и картографических работ на театре военных действий. Мно­го лет он исследовал жизнь парагвайских индейцев, возглавлял пра­вительственную комиссию по землеустройству их племен. После его смерти (1957 г.) в знак заслуг перед страной в Асунсьоне ему был установлен памятник.
  
   Десятки "белых" русских эмигрантов сражались на стороне Фран­ко в годы гражданской войны в Испании (1936-1938 гг.), рассмат­ривая борьбу с "коммунистическим интернационалом" как свой пря­мой долг. Среди них были генералы Н. Шинкаренко, А. Фок, другие офицеры.
  
   Русские состояли также на службе в армиях Югославии, Чехо­словакии, Соединенных Штатов Америки и других государств...
  
   Но подавляющее большинство бывших военных вынужденно пре­вратились в фабричных рабочих и сторожей, шахтеров и таксистов, мелких служащих и торговцев. Их глубокую социальную и душев­ную драму ярко отражают пронзительные строки замечательного поэта "белой" эмиграции Ивана Савина:
  
   Не больно ли, не странно ли --
   У нас России нет!..
   Мы все в бездомье канули,
   Где жизнь -- как мутный бред.
  
   Где -- брызги дней отравленных,
   Где -- неумолчный стон
   Нежданных, окровавленных,
   Бессчетных похорон...
  
   Упавшие стремительно
   В снега чужих земель,
   Мы видим, как мучительно
   Заносит нас метель...
  
   И все-таки Зарубежное офицерство не желало быть занесенным метелью обывательщины и мещанства. Изгнанники продолжали сознавать себя офицерами, чувствуя объективную угрозу своего перерождения. "Под влиянием многих лет труда, поставившего нас на низшие ступени социальной лестницы, мы постепенно перестали предъявлять к себе те требования кастовой (армия всегда немного каста) чести и морали, без которых нельзя сознавать себя воином и рыцарем..." -- с тревогой говорил известный военный писатель Н. Белогорский (генерал Н. Шинкаренко).
  
   Известный военный поэт, полковник князь Ф. Касаткин-Ростовский в стихотворении "Молит­ва офицера" писал:
  
   Великий Боже... дай нам силы
   В изгнаньи душу сохраня,
   Увидеть близкие могилы
   В рассвете радостного дня.
  
   Пусть тучи темные нависли,
   Не дай упасть в холодной мгле.
   Все силы наши, чувства, мысли
   Дай нам отдать родной земле.
  
   Мечту изгнанников о служении "освобожденной" России питала вкорененная офицерская психология.
   Свое эмигрантское рассеяние они изначально воспринимали не иначе, как "переход Армии к новым формам своего существования". Ответом на вызов судьбы стало создание генералом П. Врангелем Русского Общевоинского Союза (1924 г.), в который добровольно и естественным порядком вошли многочисленные общества и объединения зарубежного воинства, ини­циативно созданные офицерами по признаку принадлежности к пол­кам и корпорациям старой армии, частям и соединениям белых фрон­тов и по другим основаниям.
  
   Среди сотен таковых было немало сугубо офицерских.
   К примеру: Общество Офицеров Генерального Штаба, Союз Офицеров Участников Войны, Союз Офицеров Кавказ­ской Армии, Общество Русских Офицеров в Королевстве Югославии (и одноименные общества в других странах), Общество Ревнителей Военных Знаний, Офицерский Союз (Харбин), Русский Офицерский Союз в Бразилии и т.п.
  
   Имелись объединения выпускников практи­чески всех дореволюционных военных академий, училищ и кадетских корпусов. Все они возникали не только как ячейки взаимопомощи для облегчения тягот жизни в чужеземье, но главное -- как "идейные военные братства".
  
   Многолетнее функционирование этой разветвленной организаци­онной структуры явилось базовым элементом военной культуры эмиграции, другими составляющими которой были: военное просве­щение и образование, военно-периодическая печать, историко-мемориальная работа, военная мысль.
  
   Вдали от Родины офицеры учредили Высшие Военно-Научные Курсы (Париж, Белград), десятки Кружков высшего военного самообразования, несколько военно-училищных и повторительных (по специальностям) курсов, офицерские лектории, военные секции при гражданских институтах.
   Смену уходящему по­колению офицеров готовили кадетские корпуса.
  
   Огромную роль в сохранении офицерского самосознания, поддержании и развитии во­енных знаний, укреплении связи между воинскими организациями, разбросанными по всем континентам, играла военная периодическая печать Зарубежья.
   Более 150 (!) изданий, таких как "Военный Сбор­ник" (Белград), "Русский Инвалид" (Париж), "Часовой" (Париж -- Брюссель), "Вестник Военных Знаний" (Сараево), "Русский Голос" (Белград), "Армия и Флот" (Шанхай), "Вестник Общества Русских Ветеранов Великой войны в Сан-Франциско", "Морской журнал" (Прага) и др. осуществляли эту миссию.
  
   Сотни офицеров поздними вечерами работали над вопросами военной истории и теории, фикси­ровали свой богатый боевой опыт в мемуарах. Свыше тысячи книг и десятки тысяч статей, архивных источников несут в себе наследие военной мысли эмиграции. В них нашел отражение исторический путь старой армии, богатейший военный опыт -- от Русско-японской войны до локальных конфликтов 50-х-бО-х годов, в них содержится анализ военно-политической картины мира, развития военных систем и прогноз их эволюции, утверждение духовной сущности русского военного дела.
  
   "Очерки Русской Смуты" и "Путь русского офицера" А. Деникина, "История Русской Армии" А. Керсновского, "Из истории кампании 1914 года на Русском фронте" и "Военные усилия России в Мировой войне" Н. Головина, "Полчища" А. Геруа, "Душа Армии" П. Краснова, "1918 год" А. Зайцева, "Мировая война на Кавказском фронте" Е. Масловского, "Высший командный состав" В. Флуга, "Лик современной войны" Е. Месснера и другие труды правомерно счи­тать классикой отечественной военной литературы. ...
  
   Военная культура, выявлявшая направленность личности, истин­ные помыслы и устремления, идейную стойкость и силу характера изгнанников, есть главное свидетельство сохранения ими своей офи­церской сущности.
  

Помыслы об офицерском служении

   В творческом наследии военной эмиграции значительное место занимают размышления о национальной России, ее будущей армии и офицерском корпусе, о предназначении русского офицера и его соци­альной роли, о жизни и службе офицерства в Императорской Армии, подготовке офицерских кадров и их качествах, о действиях командно­го состава в боевой обстановке Великой и Гражданской войн и т.д.
   Среди лучших работ, посвященных офицерскому вопросу, -- те, кото­рые представлены в данной книге: коллективный труд "Российские офицеры", "Высший командный состав" В. Флуга, "Трагедия русского офицерства" А. Мариюшкина, "Современные офицеры" Е. Месснера, "Наш будущий офицерский корпус" А. Керсновского и др.
  
   Ценность изложенных в них мыслей заключается в том, что при­надлежат они талантливым людям, прошедшим через масштабные войны, трагедию крушения своей страны, своей армии и своего сосло­вия. Отлученные судьбой от Родины и любимого дела, они настойчи­во пытались разобраться в грехах и достоинствах прежней военной системы, своих собственных ошибках, анализируя их, составляли заве­ты для будущих поколений. Делали это максимально откровенно, ибо на чужбине свобода их мысли уже не стеснялась ни "ведомством", ни цензурой.
  
   Мотивируя нравственную позицию исследователя вообще и находящегося в изгнании в частности, генерал В. Доманевский писал: "Уважение к могуче-прекрасному прошлому России, ценой бесчисленных жертв вышедшей на свой великодержавный путь, ува­жение к памяти сынов России, павших на полях брани, обязывает каждого подходящего к славным, но тяжелым воспоминаниям, прежде всего искать правду и только одну правду. Правда приближает к истине"(8). Возможности высказать "только правду" офицеры были лишены и в царской армии, и в еще большей мере -- в Советской
   .
  
   Об офицерстве, о том, каким должен быть корпус русских офице­ров в грядущем, военные писатели эмиграции размышляли постоян­но.
   Их помыслы в значительной мере вырастали из суждений о ста­рой армии и переживаний о ее революционном крушении, из богатого и горького опыта Мировой и Гражданской войн, из анализа жизни иностранных армий, состояния Красной армии.
   Мотив будущего до­минирует всегда: и когда В. Флуг нелицеприятно и жестко анализи­рует качества русского высшего командного состава, и когда А. Зайцов четко и ясно пишет о германском Генштабе ("Германский гене­ральный штаб"), и когда А. Деникин откровенно вспоминает службу в Императорской армии ("Старая Армия", "Путь русского офицера"), и когда А. Геруа ведет речь об офицерском отборе ("Воспоминания командира полка"), и когда А. Болтунов предлагает пути воинского воспитания ("О воинском воспитании"), и когда П. Краснов, Ю. Галич, Н. Белогорский, Е. Тарусский выводят образы героев в своих много­численных романах и повестях...
  
   Непоказная вера изгнанников в будущее, их спокойная глубокая убежденность в пользе своей интеллектуальной работы поразитель­ны. Приведем лишь один пример. Авторитетный генерал и военный писатель Александр Владимирович Геруа в 1937 г. на страницах ма­шинописного журнала "Перекличка" (орган текущей связи "Обще­ства господ Офицеров Лейб-гвардии Волынского Полка") ведет речь об офицерском отборе, о том, чтобы в будущей русской армии этот процесс "протекал на здоровых началах". Журнал выходит мизерным тиражом, рассчитан на узкий круг людей (что исключает "работу на публику"), разбросанных по разным странам, давно оторванных от Роди­ны и армии. Геруа же не смущает эта локальность аудитории. К не­скольким десятков старых волынцев он обращается с той же основа­тельностью мыслей, с какой в начале века обращался к многотысячному отряду царских офицеров, выступая на страницах "Военного Сборника".
  
   Такие примеры наглядно демонстрируют, что бывшие кадровые военные продолжали пребывать в орбите своей профессии. Отчетли­во проглядывает их "познающая душа", когда, говоря словами И. Иль­ина, сознание и сердце живут "стихией своего предмета".
  
   Мысль изгнанников шла от анализа ошибок и недостатков к фор­мулированию заветов и идеалов. Изучая их наследие, можно выде­лить несколько главных достоинств, к которым должен стремиться офицерский корпус грядущей России.
   Это -- корпоративная моно­литность, профессионализм и офицерская этика.
  

Стремление к корпоративному единству

  
   Офицерство русского Зарубежья остро осознавало и признавало отсутствие должного единства в офицерской среде старой армии.
   Четко и лаконично по этому поводу высказался один из легендарных белых генералов А. Туркул: "Были офицеры, доблестные и жертвен­ные, но Корпуса офицеров в России не было, был лишь офицерский состав".
   Полковник Д. Хитров, выступая 20 мая 1928 г. в Белграде с докладом "Русские офицеры в изгнании и политика", подчеркивал, что силами и способностью жертвовать русские офицеры никогда не оскудевали, но из-за отсутствия корпоративного единства и организо­ванности все это расходовалось непроизводительно. Вот еще одно утверждение, прозвучавшее в "Союзе господ офицеров Императорских Российских Армии, Флота и Воздушного флота": "В прежней Русской Армии, в сущности говоря, не было офицерской корпорации, и каждый офицер жил лишь узкими интересами своей части".
  
   Основой для таких заключений служили, прежде всего, "антаго­низм между различными родами оружия", политическая безграмот­ность и идейная разобщенность старого офицерства.
   Ненормально, когда офицеры гвардии смотрели свысока на тех, кто не принадлежал к их касте. Кавалеристы с высокомерием относи­лись к пехотинцам, морские офицеры -- к сухопутным, конные артил­леристы -- к артиллеристам крепостей и т.д. "С давних пор суще­ствовала рознь между армейским и гвардейским офицерством, -- пишет А. Деникин в "Очерках Русской Смуты", -- вызванная целым рядом привилегий последних... Явная несправедливость такого поло­жения, основанная на исторической традиции, а не на личных достоин­ствах, была больным местом армейской жизни"(14).
   Против гвардей­ских привилегий выступали и П. Краснов, и П. Залесский, и многие другие военные писатели.
  
   Другой кастой был Генеральный штаб, офицеров которого в вой­сках не без презрительности иногда называли "моментами" (от выра­жения "ловить момент", т.е. по службе пристроиться потеплее, миновать тяжелых строевых должностей, сделать карьеру).
   Так генерал Б. Геруа в одной из статей резко высказался против незаслуженного продви­жения по службе тех, кто носил серебряный аксельбант и черный бархатный воротник (отличительные детали формы генштабистов), вспоминая, сколь пагубно несправедливый карьерный рост действовал на атмосферу и сплоченность офицерства(15).
  
   А. Керсновский считал, что служебные преимущества Гвардии и Генштаба безнравственны, что они были одной из самых злостных язв старой армии, и о восстановлении подобного в будущем не мо­жет быть и речи. В. Флуг жестко заявлял о необходимости принять серьезные меры, которыми раз и навсегда была бы уничтожена пре­жняя беспросветность карьеры и быта армейского пехотного офице­ра, что способствовало бы воспитанию офицерского корпуса в духе укрепления корпоративного самосознании(16).
  
   На сплоченность офицерских рядов оказывало влияние и един­ство боевого мировоззрения, которое в значительной мере достигает­ся наличием и проведением в жизнь единой военной доктрины (в смысле определенной школы).
   В ходе дискуссии по военной доктри­не, развернувшейся в эмиграции в начале 30-х годов, на этом, в час­тности, акцентировал внимание генерал А. Егоров. Проанализировав уровень подготовки военного руководства старой армии, он сделал вывод о том, что прежняя военная система России не давала армии "единой военной школы", насыщая армейские ряды "чрезвычайно пестрым командным составом". Тем самым на войне не обеспечива­лось единство действий, между начальниками возникали частые трения, непонимание и что хуже -- недоверие(17). Отсутствовало единство и в период революционного крушения армии.
  
   Внутриофицерская разобщенность способствовала разложению армейского организма. В мае 1917 г. на Съезде офицеров генерал М. Алексеев призывал к тому, чтобы офицерский корпус на деле стал "общей дружной семьей" и в ней водворилось единение, но все увещевания оказались запоздалыми и напрасными(18).
  
   Следует отметить, что и на чужбине, несмотря на создание Вранге­лем и его сподвижниками Русского Общевоинского Союза, членами которого состояло большинство изгнанников, в офицерской среде также не удалось достичь должной сплоченности.
   На своих "плат­формах" существовали "Корпус Императорских Армии и Флота", "Брат­ство Русской Правды", "Русский Национальный Союз Участников Войны", автономно держалось казачество, отдельные группы офице­ров участвовали в политических движениях: "Смена вех", "Евразийство", "Младороссы", "Русский фашизм", "Российское Национальное и Социальное Движение" и других.
  
   Внутри самих офицерских корпораций порой возникали конфлик­ты, которые далеко не всегда удавалось разрешать с помощью суще­ствовавших судов чести. Дело доходило и до открытого предатель­ства, ярким примером которого служит деятельность генерала Н. Скоблина, в 1937 г. участвовавшего в похищении агентами НКВД председателя РОВС генерала Е. Миллера.
  
   Чрезвычайно важным стал вопрос о политической грамотности офицерства, сознательном исповедовании им определенной государ­ственной идеологии.
   В наследии военной эмиграции немало места занимают воспоминания и размышления о том, как в 1917 г. армия стала разменной картой в руках политиков и политиканов, не сумев противостоять революционному угару масс. В наличии не оказалось никакой организованной силы, на которую мог бы опереться Госу­дарь.
  
   "Великая молчальница" -- Русская армия -- была совершенно не знакома с политическими вопросами и оказалась абсолютно безза­щитной в политической борьбе. Офицер, который "не умел отличить социал-демократа от эсера, легко побеждался в политической дискус­сии некультурным аптекарским учеником, хотя поверхностно, но все же политически обработанным левыми партиями"(19).
  
   Практически все авторы подчеркивали утрату (либо вообще от­сутствие) офицерами "политической настройки". Монархическая идея уже не доминировала в их сознании. "Армия -- вне политики" -- вот формула, которую в примитивной трактовке навязали защитни­кам Отечества. "Несчастные аполитичные офицеры -- еще вчераш­ние герои -- сегодняшние враги народа, убивались десятками тысяч, без всякого с их стороны сопротивления... Они не сумели организо­ваться не только для защиты своего Государя и гибнущего Отечества, но даже для защиты их собственных жизней", -- писал в начале 30-х годов полковник А. Шавров(20).
  
   А. Керсновский, характеризуя револю­ционное брожение в начале XX века и проводя параллель между 1905 и 1917 годами, писал: "В войсках существовала солдатская "сло­весность", но не было заведено "словесности" офицерской. Между тем роль офицера в стране чрезвычайно возросла с введением все­общей воинской повинности, -- и чем дальше, тем росла все больше. Офицер был главной опорой русской государственности, живым во­площением русской совести. Его надо было ориентировать полити­чески, не оставлять его в потемках. Офицерская работа -- это работа в первую очередь миссионерская... Сплочение воедино и политичес­кая ориентировка офицерского корпуса стала насущнейшей из всех задач. Однако правительство эту задачу совершенно проглядело и не сумело сделать ни одного вывода из грозного предупреждения, данно­го ему в 1905 году"(21).
  
   Трагедия русского офицерства нашла отражение во многих науч­ных, публицистических, мемуарных, художественных работах эмигра­ции.
  
   Достаточно назвать такие, как "Российская контрреволюция в 1917-1918 гг." Н. Головина, "Очерки Русской Смуты" А. Деникина, одноименную книгу очерков К. Попова, роман-трилогию "От Двуглаво­го Орла к красному знамени" П. Краснова, "Красный хоровод" Ю. Галича (ген. Гончаренко), "Офицерские кадры и революция" И. Курганова и др. Все они, независимо от жанра, являют "живую повесть офицер­ской скорби", картину беспрецедентного гонения на офицеров, обстоя­тельства, масштабы и последствия которого современное поколение военных либо вообще не представляет, либо представляет слишком приблизительно.
  
   На страницах нашей книги этот процесс в обобщенно-эмоцио­нальном виде представлен в очерке А. Мариюшкина.
  
   Мы же приве­дем короткий конкретный пример, через который можно ощутить всю дикость и преступность атмосферы, царившей в русской армии в 1917 г. и губившей офицерство. Генерал А. Деникин в своих очерках "Офицеры" публикует постановление одного из фронтовых солдат­ских собраний: "Принимая во внимание несознательность командую­щего батальоном капитана Русова, а также, что он: 1) до революции был строг с солдатами, 2) отказывается подписывать увольнительные билеты товарищам, которым беспременно нужно домой и даже воп­реки медицине, 3) насчет последнего наступления немцев на полк выражался "трусливое стадо", когда никто не обязан участвовать в империалистической бойне, 4) вообще за старорежимность -- собра­ние постановило капитана Русова отчислить от должности батальон­ного и назначить кашеваром во вторую роту"(22).
  
   Следующим моментом трагедии офицерства в эпоху революции стал его раскол на "красных" и "белых", что не могло не найти отра­жения в размышлениях эмигрантов.
   Отмечалось, что первоначально революция внесла в среду офицерства большую растерянность, за­тем вызрел протест.
  
   Генерал Н. Головин указывал на закономер­ность контрреволюционных течений как одной из сторон диалекти­чески развивающегося процесса революции(23).
   В силу своего "военно­го патриотизма", "охранительного национализма", своей боевой сущности далеко не все офицеры мирились с той ситуацией, в кото­рой оказались армия и страна. Офицерство стало главным субъек­том контрреволюции. Ратуя за "установление порядка", оно вынужде­но было идти против безвольной буржуазной власти, что первоначально выразилось в Корниловском выступлении.
  
   С большевиками же, сделавшими ставку на интернационализм и отрицание нацио­нальных устоев, офицерство под руководством генералов М. Алексе­ева и Л. Корнилова вступило в открытое вооруженное противостоя­ние, создав "Белую Армию".
   В конечном итоге, исходя из понимания своего долга, в ее рядах оказалось большинство офицеров Россий­ской Императорской Армии, в том числе до 70 процентов элиты -- офицеров Генштаба, генералитета.
   Белое движение было в основе сво­ей офицерским, породил его офицерский патриотизм. Никто иной не смог организованно препятствовать движению "красного колеса" рево­люции и большевизма. "Лишь офицерство... оказалось способным воо­руженной рукой защищать свой национальный идеал в эпоху граж­данской войны", -- писал известный русский мыслитель Г. Федотов(24).
  
   В то же время, как замечал И. Горяинов, "по-разному понимали свой долг офицеры, которые когда-то представляли стройную и моно­литную, одинаково национально-государственно воспитанную воен­ную касту"(25). (Со слов самих изгнанников мы убедились, что един­ства и монолитности в старой армии в должной мере не было, а "государственное воспитание" не выдержало испытаний безвремень­ем.) Предпосылки офицерского раскола, имевшиеся до 1917г., приве­ли к нему в период революции и Гражданской войны. Значительная часть офицерства -- более 48 тысяч (26) -- оказалась в Красной Армии (а отдельные группы и представители -- в иных многочисленных вооруженных формированиях, вплоть до банд).
   Способствовала раз­межеванию и "пестрота" офицерского корпуса в конце Великой вой­ны, когда в его составе находилось множество офицеров военного времени, по выражению генерал А. Геруа "военных по боевой своей подготовке и глубоко штатских по прочим отделам своего мировоз­зрения" (27).
  
   Психологически такие люди зачастую позитивно воспри­нимали революцию как способ "проявить себя". Встречались и кад­ровые "генералы-куртизаны" (выражение А. Геруа). Они "неудержи­мой демагогией и революционностью ловили фортуну в кровавом безвременьи", как писал Деникин о генерале П. Сытине, своем одно­кашнике по Киевскому военному училищу, который зимой 1918 г. командовал Южным фронтом большевиков, действовавшим против Добровольческой армии(28).
  
   Линия офицерского раскола иногда разделяла не только однокаш­ников и однополчан, но и родных братьев, принадлежавших к русской военной элите.
   Хрестоматийными примерами могут служить Гене­рального штаба генералы Свечины и Новицкие.
   Выдающийся воен­ный мыслитель Александр Андреевич Свечин (1878-1938), как изве­стно, был одним из организаторов и представителей советской воен­ной науки и высшей школы (репрессирован и уничтожен сталинским режимом). Его старший брат Михаил Андреевич (1876-1969) нахо­дился в рядах контрреволюционного казачества, затем в эмиграции. Работал в банке, возглавлял подотдел РОВС в Ницце. Прожил дол­гую жизнь.
  
   Евгений Федорович Новицкий (1867-1931), инициатор Общества Ревнителей Военных Знаний, признанный специалист и автор трудов по стрелковому делу, в годы Гражданской войны -- в Доб­ровольческой армии. В эмиграции жил в Сараево, был инструктором Стрелковой школы югославской армии, активным сторонником рас­пространения военных знаний среди русского офицерства в изгна­нии. Его младшие братья, также видные царские генералы, после ре­волюции связали судьбу с Красной Армией. Василий Федорович (1869-1929) возглавлял инспекцию РККА, затем преподавал в военной академии. Федор Федорович (1870-1944) был неизменным началь­ником штаба у М.В. Фрунзе на Восточном фронте и в Туркестане. Позже -- один из руководителей Красного воздушного флота, началь­ник факультета Военно-воздушной академии им. Жуковского.
  
   То, что царские офицеры сыграли важнейшую роль в создании Крас­ной Армии, не вызывало у изгнанников никакого сомнения. Да и сами большевистские руководители этого не отрицали. Генерал А. Андогский в своей работе "Как создавалась Красная армия Советской Рос­сии" цитирует И. Смилгу, заявлявшего: "...Только с помощью бывше­го офицерства Советская власть создала армию, грозную не только для домашних белогвардейцев"(29).
  
   Примечательно, что Андогский всех "военспецов", как принято называть эту категорию, по мотивации их службы в Красной Армии разделил на шесть групп:
  
  -- добровольно пришедшие весной 1918 г. для "отпора германцам во что бы то ни стало";
  -- "слабые люди", не устоявшие под давлением тяжелых усло­вий общественной или семейной жизни;
  -- оказавшиеся умышленно для расстройства и разложения армии;
  -- "выжидающие, трусливо ждавшие: чья возьмет";
  -- идейно вошедшие в орбиту большевизма (в основном офицеры военного времени);
  -- из сознания долга содействовавшие об­разованию военной силы России, "но не связанные с большевиками никакими идейными принципами"(30).
  
   Очень важно подчеркнуть вывод Андогского о том, что военспе­цов нельзя осуждать огульно, ибо причины их службы большевикам различны и "в массе они переживали неподдающуюся описанию трагедию". Его логическим завершением явились помыслы о совме­стном служении и "белых" (эмиграции), и "красных" в рядах буду­щей вооруженной силы России.
  
   Их выразителями были как писатели, публицисты, отдельные офицеры, так и лидеры военной эмиграции, верившие, что у многих "под красноармейскими шинелями бьются русские сердца". Генерал А. Кутепов, возглавивший Русский Общево­инский Союз после безвременной смерти генерала П. Врангеля (1928), заявлял: "Мы -- "белые", пока "красные" владеют Россией, но как толь­ко иго коммунизма будет свергнуто, с нашей ли помощью или без нее, мы сольемся с бывшей Красной Армией в единую Русскую Армию..."(31)
  
   Таким образом, исходя из анализа горького опыта, пережитого рос­сийским воинством в начале XX века, военная эмиграция мыслила будущий офицерский корпус как "единое тело и ничем и никем не сокрушимый дух, один идеал и одну цель" (Д. Хитров).
   Этой монолит­ности следовало достигать, прежде всего, путем привития офицерству единых государственно-политических взглядов и убеждений, ибо "от идейной спаянности и единоустремленности офицерского ядра зави­сит вся судьба Армии" (С. Прокофьев).
   Выражалась убежденность, что "всякая армия в лице ее офицерского корпуса должна быть политически образована"(32) и в будущем российском Генштабе должно существовать "особое политическое управление", организующее по­литическое воспитание вооруженных сил, а помощь командирам в этом воспитании подчиненных должны оказывать специально подго­товленные для этой функции офицеры(33).
  
   Большинство военных писателей сходились во мнении о необхо­димости для Российской армии единой военной доктрины как факто­ра ее "боевого воспитания" и сплочения, доктрины "выработанной русскими самостоятельно".
  
   Во имя корпоративной монолитности российского служилого со­словия не должно быть несправедливых привилегий гвардии, "геншта­бистов", других категорий офицеров, т.е. внутренней кастовости.
   Вме­сте с тем, например, А. Керсновским предлагалось взять за образец петровский гвардейский обычай: "Всех, готовящихся к офицерскому служению, писать юнкерами в гвардейские полки, где учредить юн­керские батальоны". В таком случае все офицеры получат "однород­ную гвардейскую шлифовку, единый крепкий и добрый гвардейский дух" (для специальных войск и авиации сохранить систему школ и училищ)(34).
   Как принцип этот путь сплочения офицерства актуален и сегодня. Он ведет к профессионализму, который, согласно взглядам военной эмиграции, также должен быть одним из главных достоинств русского офицерского корпуса.
  

Необходимость военного профессионализма

   Офицерство Русского Зарубежья в лице своих лидеров и органи­заторов, лучших представителей, военных ученых и писателей, сохра­нив свою военную сущность, богатейшие военные традиции, поддер­жав и приумножив военные знания, проявило образцовую предан­ность своему делу и черты истинного офицерского мастерства. Цену последнему они знали не понаслышке, и ему в их помыслах не слу­чайно отведено достаточно много внимания.
  
   Изгнанники гордились тем, что среди них было немало настоящих профессионалов, "художников военного дела".
   Крупнейшим безого­ворочно считался бывший командующий Кавказской армией, генерал от инфантерии Николай Николаевич Юденич, одержавший целый ряд блестящих побед на Кавказском фронте Великой войны. Когда в августе 1931 г. исполнилось пятьдесят лет со дня его производства в первый офицерский чин (чествование по случаю такого рода дат -- замечательная традиция русской армии, к сожалению, полностью ут­раченная современным офицерством), это стало событием для всего Зарубежья.
  
   В разных частях света русская печать, и не только воен­ная, отдала должное юбиляру, поместив на своих страницах множе­ство приветствий и статей. В Париже и Ницце, Белграде и Загребе, Софии и Пернике, Праге, Шанхае, Детройте, Сан-Франциско были уст­роены торжественные заседания в честь генерала Юденича. Бывшие подчиненные, боевые соратники отмечали его решимость побеждать, несгибаемую волю в сочетании с лучшими свойствами ума и харак­тера, "смелость творческой фантазии, присущей только полководцам Божьей милостью".
   Говоря о значении Юденича, профессор генерал Д. Филатьев сожалел: выдающийся полководец, несмотря на множе­ство наград, не имеет главной -- "всеобщего, всероссийского осозна­ния того, что Н.Н. Юденич своими победами под Сарыкамышем и Эрзерумом дал России в очень трудную минуту ее жизни". Но была выражена уверенность, что награда эта придет тогда, "когда разбуше­вавшееся русское море утихнет и войдет в свои берега, и русские люди получат возможность думать не только о печальном настоящем, но и о своем Славном Прошлом"(35).
  
   Вообще же подобными оценками не злоупотребляли. Изгнанники хорошо понимали, что у командного состава старой армии, особенно у его верхушки, имелись серьезные недостатки. Зачастую в работах военных писателей эмиграции явно преобладает критика, чувствуется тоска по профессионализму и военному искусству.
  
   Так генерал В. Драгомиров (один из сыновей М.И. Драгомирова, доблестный и высокообразованный военачальник) отмечал, что стояв­шие у власти после 1905 г. не смогли четко проанализировать уроки Русско-японской войны и сделать из них верные выводы.
   Многие военные руководители "плыли по течению мутного потока взбаламу­ченных страстей, хватались за тот или иной вопрос, мешали главное с второстепенным, руководствовались злобой дня или взглядами влия­тельных лиц".
  
   Вопросы сути вещей оставались в тени. В войсках занимались "гимнастикой... сомкнутым строем и парадами, стрель­бой и тактикой довольно примитивного вида, сельским хозяйством, изменением формы одежды, запутав этот вопрос до последней степени, улучшением быта и пенсиями и меньше всего -- подготовкой командного состава".
   Офицеров, несомненно умных в житейском смысле и преданных делу, было немало. Но явно недоставало "широ­ко знавших военное дело, обладавших наклонностью к его изучению, не ограничивающихся обсуждением явлений своего русского мира, но понимавших течения заграничной военной мысли и следивших за ними, усвоивших дух военных учреждений и подготовки к войне ино­странных государств"(36). Думается, данная оценка по сей день не утра­тила актуальности своего "методологического" содержания.
  
   Изгнанники постоянно подчеркивали как государственное значе­ние военных профессионалов, так и ответственность их за судьбы нации. Опытный командный состав, закаленный войнами и долгой служебной практикой, представлялся им ценным капиталом нации, какового в минуту опасности не заменит никакой импровизирован­ный институт(37).
   Генерал Н. Головин, уверенный в неизбежности мас­совых армий, в программном труде "Мысли об устройстве будущей Российской вооруженной силы" отдавал приоритет высокой профес­сиональной подготовке офицерства, отмечая, что особое внимание при создании будущей армии следует уделять подготовке высшего коман­дного состава и специалистов Генштаба (38).
  
   Когда военная мысль эмиграции поставила проблему профессио­нальной ("малой", "отборной") армии, одно из центральных мест, есте­ственно, было отведено качеству офицерства.
   Приверженцами "ма­лой армии" (А. Геруа, Е. Месснер, Б Штейфон, А. Керсновский др.) качество в идеале возводилось в степень артистизма военного искусства, и утверждалось, что требуются те, кто "в стычку, бой, сраже­ние, кампанию вдохнут душу, то есть оживят мертвый шаблон дыха­нием вдохновения" (Е. Месснер).
  
   Артистом своего дела офицер может быть лишь тогда, когда ему присущи определенные свойства. По природе их можно разделить на три группы: волевые, интеллектуальные и нравственные. Но глав­ным условием, при котором возможно достижение высот профессио­нализма, должно быть призвание. Это врожденная воинская доброде­тель, и развить или "наработать" ее нельзя. "Надо верить в свое при­звание, каждую минуту ощущать в тяжелом ранце фельдмаршальский жезл -- быть убежденным, что именно тебе, вверенным тебе роте, полку, корпусу надлежит сыграть главную роль, произвести перелом в крити­ческую минуту -- уподобиться Дезе при Маренго, пусть даже и запла­тить за это тою же ценой", -- говорит А. Керсновский (39).
  
   Первая группа качеств связана преимущественно с волевым началом в человеке, силой его духа, с тем, что принято называть "ха­рактером". Именно на необходимость развития этих качеств обраща­ет главное внимание генерал В. Флуг в работе "Высший командный состав", объединив их понятием "военной энергии", под которой под­разумеваются: мужество, непреклонная воля к победе, самоуверенность, решительность, смелость, находчивость, упорство, самообладание, пред­приимчивость, дух почина и прочее.
   Как и многие другие авторы, Флуг сетовал на то, что прежняя военная система России не способствова­ла культивированию в офицерах "военной энергии", выдвижению волевых фигур, а высших командных должностей в основном дости­гали "лица, вообще мало удовлетворявшие этому назначению"(40).
   Глав­ным завещанием генерала было пожелание "воспитания в народе и в армии драгоценного качества воли". Он ратовал за "решительный разрыв с заблуждениями последних десятилетий", прямо обращаясь к современникам и, думается, к потомкам с призывом: "Довольно трескучих фраз о нашей доблести и наших победах... которые, в кон­це концов, привели русскую армию к развалу, а Россию к порабоще­нию. Довольно обмана и самообмана. Чем кичиться нашими подвига­ми, покаемся лучше в своих грехах. Пока мы не проникнемся горь­ким сознанием, что для ведения войны нам, русским генералам, -- да и не нам одним, -- недоставало первой воинской добродетели -- исконно русского мужества, -- и вину в нашем крушении будем стараться по-прежнему сваливать то на недостаток в артиллерии и винтовках, то на "Приказ N 1", -- мы никогда не создадим командного состава, способного будущую Русскую армию вести к победе"(41).
  
   Генерал В. Тараканов, подчеркивая, что военачальнику в высшей степени должно быть присуще врожденное и развитое искусство повелевать (гипноз власти), вместе с тем обращал внимание на не­обходимость уметь повиноваться. У властных людей часто обнаружи­вается недостаток этого свойства(42).
   И генерал В. Доманевский видел в командовании и подчинении одну функцию, выражая это следую­щим образом: "Командовать -- значит, прежде всего, уметь повино­ваться начальнику от всего сердца для выполнения поставленной за­дачи, охватывать его намерения и идти навстречу, входить в его мыс­ли и виды, принимать все возможные меры, чтобы их осуществить" .
  
   Притом, что идеальный тип военного профессионала, тип вождя дает равновесие "умового" и "волевого" начала, -- на практике такое сочетание встречается не часто (А. Керсновский примерами полного выражения такого сочетания считал Петра I, Румянцева, Суворова).
   Если же говорить о преобладании того или иного, то для полководчества и вождения войск предпочтительнее перевес волевых качеств. "Посредственное решение, будучи энергично проведено, дает резуль­таты всегда лучшие, чем решение идеальное, но не претворенное в дело или выполняемое с колебаниями", -- поясняет Керсновский. Обращаясь к опыту Великой войны, он говорит, что в тот период волевыми фигурами у нас были генералы Лечицкий, Плеве, Юденич, Брусилов, граф Келлер, но "русское полководчество определили и сообщили ему характер катастрофический военачальники упадочно­го типа -- Алексеев, Рузский и Эверт"(44).
  
   В эмиграции неустанно проводилась мысль о сверхважности ин­теллектуальных качеств, особенно необходимых офицеру в эпоху многократного усложнения способов и средств войны, всеускоряющегося технического прогресса, машинизации армий, когда техника стала "ведущей осью военного дела". Среди них на первый план выдвигались ясный, быстро схватывающий, находчивый ум, широкий кругозор и прочные военные знания (образование), способность к посто­янному пополнению своего военно-идейного багажа, дар предвидения.
  
   Здесь еще раз следует подчеркнуть, что сами военные изгнанники проявили удивительную тягу к повышению своего образования, раз­витию военной мысли и военного знания.
   В первые же годы эмигра­ции ими были созданы Общество ревнителей военных знаний, круж­ки высшего военного самообразования, организовывались конкурсы на лучшие военно-научные труды.
   Позже учреждены Высшие Воен­но-Научные курсы генерала Н. Головина, имевшие и заочную форму обучения. На их базе возникли "военно-научные институты".
   Функ­ционировали военно-училищные и повторительные курсы, кадетские корпуса. Корпорации русских артиллеристов, связистов, военных ин­женеров, других специалистов на своих собраниях периодически за­слушивали и обсуждали доклады о новейших тенденциях в науке и практике своих отраслей. Выпускался целый ряд военно-научных журналов, таких как "Военный Сборник", "Война и Мир", "Армия и Флот", "Вестник Военных Знаний", "Осведомитель" и др., издавались книги военных авторов(45).
  
   Военные писатели эмиграции видели будущий офицерский корпус высокообразованным и "интеллигентным". Когда резко усложнилась вооруженная борьба, когда современный призывной контингент, а тем паче "сверхсрочные" (профессионалы) "собственным умом постига­ют явления войны", командному составу, чтобы быть авторитетным, нужно не только практически знать военное дело, но быть "научно образованным": "кто больше знает, того охотнее слушают" (Добро-рольский). Высказывались мнения о том, что "офицерами с академи­ческим значком" должны замещаться все должности начальников, начиная с командира батальона. В целом подчеркивалось "громадное значение корпуса академиков", который будет "господствовать в ар­мии и в определенном отношении влиять на работу всего государ­ственного организма, беря на себя ответственность за подготовку стра­ны к войне и за успех войны" (Месснер)(46).
  
   В эмиграции пришло ясное осознание того, что в арсенале совре­менного и будущего офицера как военного профессионала должно находиться и знание военной психологии.
   Наиболее активными про­водниками этой идеи выступали генералы П. Краснов и Н. Головин, внедрившие соответствующую дисциплину на Высших Военно-Науч­ных Курсах в Париже и Белграде, генерал А. Виноградский, полков­ники Р. Дрейлинг, Н. Бигаев, профессор Н. Краинский и др.
  
   Автор одного из первых учебников "Военной психологии" (1935), написан­ного для слушателей Курсов Головина в Белграде, Р. Дрейлинг, ут­верждал, что в то время когда не только учет материальных сил, но в значительной мере и пользование "психическими силами армии" мо­жет выйти из области привычных сноровок и интуиции и стать пред­метом научного исследования и использования, "важность изучения военной психологии всем кадровым офицерством приобретает осо­бое значение".
   Он был уверен, что прямым следствием изучения психи­ки бойца в бою должна явиться выработка приемов сознательного при­менения законов военной психологии в практическом военном ис­кусстве, т.е. в тактике, оператике, стратегии (47).
  
   Постоянное, систематическое пополнение своих научных позна­ний должно быть чертой не только обер- и штаб-офицеров, но и гене­ралов. И последних -- даже в большей степени, дабы к богатому личному опыту каждого из них присоединялся коллективный опыт военной науки.
   "Стратег, -- утверждал генерал В. Доманевский, -- вырабатывается, "взращивается" не так строевым или боевым опытом, как широким образованием, вдумчивым изучением опыта чужого -- военной истории, истории военного искусства, истории социальных взаимоотношений, психологии и т.д."(48).
  
   По откровенным признани­ям изгнанников, слишком многим военачальникам русской армии накануне и в ходе Великой войны этого недоставало. Говоря о под­готовке и умственном складе высшего командного состава, генерал В. Драгомиров с горечью констатировал отсутствие ясной военной мысли и творчества(49).
   Е. Месснер, в работе "Мысли о Генеральном штабе" напоминавший, сколь гибельно для армии существование ге­нералов "с одеревеневшей, парализованной мыслью", писал о необхо­димости "непрестанно думать, обдумывать, усваивать и развивать идеи, выдвигаемые военным искусством, военной наукой, военной теорией, военной практикой"(50).
  
   Предвидение -- еще одно, крайне желательное качество воена­чальника, при отсутствии которого трудно считаться профессиона­лом. Но предвидение -- природный дар (оперативная интуиция, как говорил В. Тараканов), который дан не всем. Тем не менее, и он во многом базируется на глубоком знании, на непрестанной работе мысли.
  
   Отдельные авторы (прежде всего А. Геруа и Е. Месснер), не удов­летворяясь термином "профессионализм", выражающим сплав опре­деленных волевых, интеллектуальных, этических свойств и таланта, вводят дополнительный -- "интеллигентность", в их концепции обозначающий важнейший признак и показатель профессионализма. "Без слов ясно, -- говорит А. Геруа, -- всякий специалист важен постольку, поскольку он "интеллигентен" в своей области, в своих пределах". "Чем интеллигентнее начальник, тем больше его ценность (при всех прочих равных условиях) и тем сильнее его влияние на подчиненных..." -- замечает Е. Месснер.
  
   Здесь понятие "интеллигентности" используется в "чистом виде", без того негативного значения, которое закрепилось в сознании воен­ных в связи с антигосударственной, антиармейской позицией россий­ской "передовой интеллигенции" в последние десятилетия Империи.
  
   Олицетворением истинной интеллигентности, согласно взглядам Ге­руа и Месснера, должен быть Генштаб (в современном звучании -- практически весь командный состав с академическим образованием), от которого требуется постоянная научная и практическая работа, неустан­ная творческая, преисполненная предвидения, даже пророчества. Генш­таб -- это "мозг" утонченно-культурный, с философской закваской, даю­щей возможность делать выводы вперед на основании строго логичес­ких заключений из настоящего и прошлого, это "идейный кадр" армии.
  
   Предупреждали эмигранты и об опасности "полуинтеллигентнос­ти" (серия статей Е. Месснера, посвященных репрессиям в Красной Армии: "Души в кандалах", "Полуинтеллигентное офицерство", "Кро­вавый год" и др.).
   Суть явления -- в недоученности, теоретической и практической "недоразвитости" кадров.
   Это не значит, как поясняет Месснер, что командиры не храбры, не обладают волей, не знают свое ремесло и что армия под их руководством не может воевать. "Это значит, -- пишет он, -- что она не может воевать "малою кровью"... Офицерство знающее и -- это самое важное -- офицерство интелли­гентное проливает кровь бережно, как искусный хирург, офицерство же неинтеллигентное "пущает кровь" без меры, как цирюльник. Крас­ная армия, пока она будет руководствоваться нынешним офицерством, будет армией кровавых боев: может быть победа, может быть пораже­ние, но во всяком случае кровавые", -- поистине пророчески заклю­чает Месснер в 1938 году(51).
  
   Охватывая взглядом персональный состав военной эмиграции, не трудно представить фигуры подлинных военных интеллигентов.
   Та­ков был генерал-лейтенант барон Петр Николаевич Врангель, широко образованный, отважный, доблестный кавалерист, мужественный военачальник, действительный вождь, "весь энергия, весь накаленность мысли, весь волевой огонь" (И. Ильин).
   Таков и генерал от инфанте­рии Николай Николаевич Юденич, "полководец, во всем блеске воз­родивший суворовские заветы" (Б. Штейфон).
   Таков и генерал-лей­тенант Антон Иванович Деникин, командир легендарной "Железной" дивизии, главнокомандующий Западным и Юго-Западными фронтами, позже один из основателей Добровольческой армии и ее главноко­мандующий.
   Таков генерал от кавалерии Николай Николаевич Баратов, командующий экспедиционным корпусом в Персии, "весь порыв и горение на пользу армии" (К. Попов), создавший в изгнании Зару­бежный союз русских военных инвалидов и возродивший старейшую газету "Русский Инвалид".
  
   Генералы Николай Николаевич Го­ловин, Александр Владимирович Геруа, Алексей Константинович Баиов, Арсений Анатольевич Гулевич, Петр Николаевич Краснов, Евгений Федорович Новицкий, Анатолий Николаевич Розеншильд-Паулин, Пан­телеймон Николаевич Симанский, Алексей Павлович Будберг и дру­гие -- крупные, образцовые военачальники, блестяще проявившие себя в мирное время и в боевой обстановке, не просто грамотные и дума­ющие офицеры, но военные мыслители, ученые, писатели, и в эмигра­ции сохранившие преданность ратному делу, -- вот истинные воен­ные интеллигенты, носители русской военной культуры.
  
   Заметим, что представитель второй волны эмиграции, видный воен­ный историк Н. Рутыч, также употребляет термин "военная интеллиген­ция", анализируя образы передовых офицеров, выведенных А. Солжени­цыным в эпопее "Красное Колесо".
   Речь идет, прежде всего, о таких литературных героях как А. Крымов, Г. Воротынцев, А. Свечин, за которы­ми стоят фигуры реальных офицеров, впитавших в себя дух и идеи "военного ренессанса" (1907-1913 гг.), "которые считали себя обязан­ными отвечать за русскую историю" и те из них, которые, даже оказав­шись в Красной армии, способствовали "воспитанию новых военных поколений в духе национально-исторической осмысленности".
   К кате­гории военной интеллигенции относит Рутыч и тех, кто был иници­атором и организатором Белой армии. Это генералы и полковники М. Алексеев, Л. Корнилов, А. Деникин, С. Марков, М. Дроздовский, М. Неженцев, оставившие "яркий пример жертвенного служения России"(52).
  
   Военный профессионализм не возникает сам по себе, но осознан­но, целенаправленно и бережно культивируется. Факторы его обес­печения и поддержания также были постоянным предметом размыш­лений изгнанников. Среди этих факторов -- качественная подготов­ка командного состава (образование и воспитание), "офицерский отбор", справедливая кадровая политика, сбережение кадровых офицеров в военное время, внимание к личности офицера, высокий уровень воен­ной печати и т.д. Все это -- отдельные объемные элементы "офицер­ского вопроса", требующие специального рассмотрения и выходящие за рамки данной статьи.
  

Офицерская этика

  
   В сущности, как уже говорилось, особая этика также является чертой офицерского профессионализма. Этические нормы офицерства истори­чески вырабатывались в среде профессионалов, и командира, не следую­щего этим нормам, по большому счету офицером и мастером военного дела назвать нельзя. В то же время особая (по сравнению с общеграж­данской и "общевоенной") нравственность является отличительным свойством и одним из главных достоинств офицерского корпуса.
  
   Эмигранты во множестве работ составили довольно внушитель­ный "свод" моральных качеств, необходимых офицерству. Исходным моментом здесь может служить то, что выражено в простом и ясном утверждении Н. Белогорского: "Офицерами, ведущими на смерть дру­гих людей, могут быть лишь те, кто сознают себя выше окружающей среды и кто, отвечая за других, привык прежде всего отвечать за себя"(53).
  
   Именно отсюда, из призвания и обязанности вести других в бой, на возможную гибель и возникает эта "особость", эта специфичность офицерской этики, заключающаяся в ее возвышенности. То, что для гражданина предстает высочайшим идеалом и превосходит все тре­бования обычной практической морали, -- является непреложным жизненным законом для человека в погонах.
   Героическое для граж­данского общества оказывается обыденным для военного сословия. Причем воинское служение, избранное офицером профессией, не эпизод в его жизни. Оно поглощает все его существование и не только в бою, но и в будничной работе требует непрекращающегося самоотвержения. "Мало красиво умереть на поле сражения, может быть гораздо труднее всю свою жизнь согласовать с интересами армии и в незаметном, неус­танном труде, подвиге самоусовершенствования и самоограничения стать воином, полезным для отечества", -- говорит генерал А. Попов (54).
  
   Страницы периодики Зарубежья, донося до нас споры о предна­значении офицерства эмиграции, о будущем корпусе русских офице­ров, открывают порой неожиданные вещи. В одном из номеров со­держательной, экспрессивной военно-политической газеты "Сигнал", органа Русского Национального Союза Участников Войны (его воз­главлял генерал А. Туркул), помещена небольшая статья "Долг офи­цера" авторства Н. Снесаревой-Казаковой.
   В статье по сути сформу­лирован кодекс офицерской этики, отражен тот идеал, который луч­шая часть интеллигенции чаяла видеть в защитниках Отечества:
  
   "Долг офицера -- быть джентльменом: это значит -- быть, прежде всего, благородным человеком, нравственно безупречным.
   Офицер -- это рыцарь чести, защитник доброго имени своего на­рода. Офицер должен быть прост, прямолинеен, бесстрашен... Офицер должен быть духовным аристократом. Благородство не только по­ступков, но и намерений, постоянный героизм усилий, горячая вера, идеализм, отсутствие эгоизма -- вот непременные и основные черты русского офицера.
   Офицер должен помнить, что он не остается здесь на земле вечно, но что после него -- о нем остается память, которая творит историю. Поэтому офицер должен уметь сознательно беспрестанно читать ис­торию своего народа, должен уметь видеть вещи такими, какие они есть в действительности.
   Офицер никогда и ни при каких обстоятельствах не должен сда­ваться, трусить, малодушно покоряться; должен быть всегда убежден в превосходстве своего служения и в своем собственном мораль­ном превосходстве.
   Офицер должен уметь побеждать не только мечом, но и словом: есть слова, которые поднимают дух, как призыв к бою. Офицер дол­жен уметь излагать простым и понятным языком то, что другим неясно, быть политически грамотным.
   Офицер сражается за истину, за Нацию, это -- апостол Нации и истины. Может быть, на земле ему предназначается крест, но он не имеет права уходить от борьбы, не имеет права на отдых...
   Офицер должен быть далеко от всего мишурного, мелкого, пошло­го, должен быть духовно свободен, ни к кому и ни к чему слишком не привязан. Человеческое общество, вся наша жизнь построена на кра­сивой лжи, его внешность бутафорски обманчива.
   Офицер не имеет права писать и говорить неправду.
   Офицер -- Личность, с большой буквы, он не смеет быть орудием в руках других... Его активная борьба за Россию, его лишения во имя этой борьбы -- должны быть мерилом его мужественности"(55).
  
   Как видим, спектр требований, предъявляемых к офицеру гражданс­кими людьми, весьма широк, планка необычайно высока. И вряд ли обще­ственное сознание таковые может адресовать какой-либо иной социаль­ной группе, что еще раз доказывает отличие офицерской этики от общей.
  
   "Боевой" аспект этой "особости" выразил генерал Е. Новицкий в статье "Пощечина", где говорится об офицерском подвиге, который в его понимании не может быть тем же, что подвиг солдатский.
   Офи­церский подвиг должен непременно выявлять идеологию офицера как начальника, учителя и вождя солдата в наиболее страшные для этого последнего моменты жизни. Автор приводит случай, когда в 1915 г. на одной из позиций 190 пехотного Очаковского полка, в критичес­кий момент боя, фельдфебель предложил было остаткам своей роты сдаться в плен и тут же получил громкую пощечину от молодого прапорщика. Спустя мгновение офицер геройски увлек всех солдат в последнюю, смертельную атаку на противника.
  
   "Офицерский подвиг, -- пишет Новицкий, -- представляется мне не только как простой акт смерти, хотя бы во главе своих солдат, не только как акт самопожер­твования (потому что самопожертвование есть долг офицера), но и нечто большее... Умирая, офицер должен показать, что те высшие воп­росы чести и славы, ради которых он умирает, ему понятны, что его идеология выше простой жертвенности рядового офицера и солдата и что он умирает за идеалы, которые могут быть недоступны им... Прой­дут года. Многие и многие смерти забудутся. Но эта пощечина, нано­сящая за минуту до неминуемой гибели оскорбление тому, кто посяг­нул на то, что офицеру должно быть дороже всего, -- никогда не забудется в истории полка. И вечной путеводной звездой будет этот акт крайнего возмущения светить из глубины времен и озарять жиз­ненный путь тех, кому не безразличны такие высшие ценности, как честь и слава своего полка"(56).
  
   В анализе, воспоминаниях, помыслах военных специалистов, писа­телей довольно много места отведено этическим моментам, затронут и в многочисленных эпизодах отражен весь спектр моральных цен­ностей. Но, пожалуй, выше прочего ценились именно честность, честь и прямодушие, качества, от которых и в мирное время, и тем более на войне зависит очень многое.
   "В нашей военной среде пользовались особым уважением люди, способные "прямить", т.е. бестрепетно го­ворить правду в глаза даже любимому начальнику", -- утверждал полковник С. Прокофьев(57).
  
   Одной из главных воинских добродетелей считал прямодушие А. Керсновский. Оно не просто условие достоин­ства офицера, но и преграда на пути угодничания и подхалимства -- худшего, что может быть в военном человеке. Дело в том, что трусость, малодушие, воровство, другие пороки в сколько-нибудь организованной армии не могут быть терпимы, тем более возводиться в систему. Подха­лимство и его следствие -- очковтирательство -- могут. "И тогда, -- говорит Керсновский, -- горе армии, горе стране! Не бывало -- и не может быть случая, чтобы они смогли опереться на гнущиеся спины"(58).
  
   Анализируя подготовку командного состава, его действия на фронтах Великой войны, генерал В. Драгомиров с досадой признавал: "Честнос­ти было мало". Он поднимал вопрос о доверии, имеющем огромное значение в боевой обстановке, когда необходима общая самоотвер­женная работа. Многие старшие начальники на деле не следовали заповеди "сам погибай, а товарища выручай", записанной в уставе, в результате "никто никому не верил". Опытный генерал полагал, что это едва ли не наибольший недостаток, притом наиболее трудноуст­ранимый как зависящий от народных психологических особенностей(59).
  
   Рядом с честностью -- понятие чести, синоним достоинства и гордости.
   "Внутри корпуса, -- вспоминал генерал А. Греков, имея в виду офицерство русской армии, -- принцип рыцарской чести был первой заповедью, причем понятие "честь" охватывало всю сферу служебной и частной жизни"(60).
  
   Честь -- драгоценнейшее свойство офицерского духа. Без риска впасть в ретроградство, офицер должен блюсти завет Петра Великого: "Иметь любление чести".
   Это каче­ство было стержневым в генерации офицеров, созданной основате­лем регулярной армии. "Образ наследственного петровского офице­ра", как указывал А. Геруа, еще сохранялся и в эмиграции. "Дай Бог, чтобы он не умер в рядах Российского воинства. Именно он, как никто, может стать его хребтом. Он есть истинный носитель славы и традиций армии. Его нужно уметь беречь и холить будущему органи­затору могущества России", -- назидал генерал Геруа (61).
  
   Что характерно, эмигранты сочувственно относились к офицер­ству Красной Армии, когда его захлестывала волна репрессий и оно, "не бунтовавшее, понесло кару, большую, чем в свое время понесли бунтовавшие стрельцы".
  
   "Доносительство в армии вещь чудовищная, разрушающая моральную основу... Может ли в этих условиях разви­ваться воля, пробуждаться способность к инициативе, крепнуть вера, возвышаться душа верностью служения государству?" -- риториче­ски вопрошал Е. Месснер в статье "Души в кандалах" (62).
   Аксиомы, изначально очевидные эмигрантам, сегодня истинами открылись и нам, а вернее сказать -- признаны нами. В одном из последних аналити­ческих материалов, касающихся катастрофы Красной Армии в при­граничных сражениях 1941 г., аргументированно утверждается, что, выполняя заведомо пагубные, дикие по безграмотности решения Ста­лина и его окружения, военное командование не имело смелости и настойчивости отстоять свои взгляды. "Это, -- пишет автор публика­ции А. Михайлов, -- надо рассматривать в первую очередь как ре­зультат психологической атмосферы, сложившейся после массовых казней в армии и в стране во второй половине 30-х гг." (63).
  
   Понятие чести обязывает офицера думать не только о своем личном достоинстве.
   А. Керсновский акцентировал внимание на том, что каждый начальник не просто командует, но имеет честь командовать. Он обязан это помнить и в мирное время, уважая в подчиненных их воинское достоинство, и на войне, когда речь идет о чести вверенных ему роты, корпуса или армии, их добром имени в глазах грядущих поколений(64).
  
   Надо сказать, что взгляды изгнанников на вопросы офицерской морали существенно не менялись на всем полувековом пути военной мысли эмиграции. И в 60-х годах они продолжали утверждать, что офицерство среди всех социальных слоев должно составлять "образ­цовую этическую группу". Если иные объединения могут в своей среде терпеть своекорыстие, шкурничество, беспринципную изворот­ливость, циничный эгоизм, то в офицерском корпусе эти явления не должны быть терпимы (65).
  
   Вместе с тем состарившиеся, однако не ут­ратившие динамичности мышления и трезвости взгляда, эмигранты делали "поправку на время", говорили, что массу ныне раздражает чье-либо духовное превосходство, его надо вкладывать в дело, не вы­ставляя напоказ.
   "Быть рыцарем, не нося знаков рыцарского дос­тоинства" -- вот, по их мнению, девиз современного офицерства. "Пос­ледние Могикане" военной эмиграции понимали, что из-за изменения свойств современного оружия и способов боевых действий (например, контрмеры против повстанцев, террористов и т.п.) этика офицера ста­ла "облегченной", но были уверены, что "снижение этических требо­ваний не должно вести к упразднению этических требований"(60).
  
   * * *
   Само-бытие десятков тысяч русских офицеров на чужбине -- кор­пуса офицеров в рассеянии! -- в сознании современников должно быть зафиксировано как крестный путь во имя Родины, как духовный подвиг, как беспрецедентный исторический феномен. В большинстве это были офицеры, на практике воплощавшие идею верности долгу, по-офицерски выразившие свой протест против кроваво насаждав­шегося в России чуждого ей режима. Хотя военный и политический успех был не на их стороне, духовно они остались непобежденными.
  
   Не лебедей это в небе стая:
   Белогвардейская рать святая
   Белым видением тает, тает...
   Старого мира последний сон...
  
   Так их исход запечатлен в знаменитых цветаевских строчках. Но эта рать не растаяла бесследно. Она осуществила свою изгнанниче­скую миссию, создав военную культуру Русского Зарубежья, несу­щую в себе мощный духовный заряд, служащую своеобразным инди­катором развития и качества российского военно-служилого сосло­вия первой трети XX века. В наследии изгнанников одно из важнейших мест занимает идея будущего офицерского корпуса России. Ему заве­щано усвоение опыта, уроков предшественников и стремление к глав­ным достоинствам: корпоративному единству, военному профес­сионализму, особой этике.
  
   Офицерство должно быть духовно сплоченным -- обладать еди­ным государственным сознанием, быть политически образованным и воспитанным, исторически грамотным ("умеющим читать историю своего народа и своей армии").
   Офицеры -- "апостолы Нации" и "последний довод государственной идеи".
  
   Никаких привилегированных каст внутри офицерской семьи быть не может.
   Гвардия -- со своими именами, но без гвардейских приви­легий. Со своею славой, традиционными мундирами, но без каких бы то ни было преимуществ. Привилегия одна: быть храбрым в бою... Отличие одно: высокий рост -- высокие понятие о чести, красивое лицо -- и красивые поступки"(67). Ни при каких социальных потрясе­ниях и трудностях раскол, дробление офицерского корпуса недопус­тимы. Его монолитность -- гарантия сохранения целостности страны и пресечения анархии.
  
   Важнейшим достоинством офицерской корпорации является про­фессионализм. В основе его всегда -- призвание, потом -- знание и умение, которые в ратном деле должны быть доскональными. Ни того ни другого достичь невозможно без наличия, развития и культивирова­ния "военной энергии" -- совокупности необходимых волевых и интел­лектуальных качеств. Профессионал -- артист военного дела, он ценен постольку, поскольку интеллигентен и понимает, что "учение не конче­но". Военачальники с "одеревеневшей, парализованной мыслью", играя кровью и доблестью войск, несут поражения и гибель своей армии.
  
   Офицерство немыслимо без возвышенной этики, возводящей в норму прямодушие, честь, самоотверженность, жертвенность, благород­ство и другие добродетели. Офицер в своей деятельности, своем по­ведении каждодневно, в мирное и военное время, должен выявлять и утверждать особую идеологию -- начальника, учителя и вождя солда­та, всех подчиненных, должен пробуждать у них энтузиазм и идеа­лизм. Офицеры -- не только мозг, но и душа Армии. Моральная сила военных вождей окрыляет войска, придает им огромный духовный импульс и если требуется -- ведет их на смерть.
  
   Эти достоинства, осмысленные корпусом офицеров-изгнанников, сегодня чрезвычайно важны и актуальны. Не надо быть пророком, утверждая, что России в наступающем веке, как и во всех предше­ствующих столетиях нашей истории, придется себя защищать. Мы и входим-то в XXI век с "мятежевойной".
   Без мощной армии Отече­ству не обойтись; только она -- "последняя цитадель нации" -- на­дежнейший фактор нашего государственного самостояния. Но армия -- это прежде всего и больше всего командный состав, его дух, ум и воля. Если будут изучены и учтены результаты офицерского самопоз­нания, где особое место занимает опыт изгнанников, если в среде офи­церства будут живы образы Суворова и Кутузова, Ермолова и Скобелева, Юденича, Деникина, Врангеля, то офицерский корпус России в третьем тысячелетии свое высокое предназначение выполнит с честью.
  

И.Домнин

Из кн.: "Военная мысль в изгнании. Творчество русской военной эмиграции. - М., 2009"

   Примечания
  
   По оценке специалистов в вопросах персонального состава офицерского корпуса и военной эмиграции С.В. Волкова и Н.Н. Рутыча, это число в начале 20-х годов могло достигать 70 тысяч.
   Сведения исследователей персонального состава генералитета военной эмиг­рации С.В. Волкова и И.М. Алабина.
   См.: Рутыч Н. Биографический справочник высших чинов Добровольческой армии и Вооруженных Сил Юга России. - М.: "Regnum" -- "Российский архив", 1997. - С. 10.
   Там же. - С. 9-10.
   См.: Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции. - 3-е изд. - М.: Мысль, 1987. - С. 80.
   См.: Стогов Н. Парагвай и русские офицеры //Часовой. - 1936. - N 174, 175.
   Белогорский Н. Что же мы должны сделать? -- Ницца, 1930. - С. 34.
   Доманевский В. Мировая война. Кампания 1914 года. Вып. I. - Париж, 1929 - С. 3.
   Надо ли говорить, сколь это важно и как угнетающе действуют на офицера, как пагубны для дела -- полуправда и ложь. В этой связи обратим внима­ние на слова недавно ушедшего из жизни историка, полковника в отставке О.Ф. Сувенирова, успевшего издать свой последний и главный труд "Траге­дия РККА 1937-1938". Какою тоской сквозит от признаний почтенного уче­ного: "Не знаю, у кого как, а у меня, родившегося в один год с Октябрьской революцией, только сейчас, на склоне восьмого десятка лет быстро уходящей жизни, впервые появилась реальная возможность действительно свободного научного исследования... Я рад, что дожил до времен, когда и на нашей мно­гострадальной Родине можно писать... то, что ты действительно знаешь и так, как ты думаешь и представляешь минувшее". (Сувениров О.Ф. Траге­дия РККА 1937-1938. - М.: ТЕРРА. 1998. - С. 19-20.) Олег Федотович скончался в 1999 году. До сих пор его капитальный труд остается в тени внимания общественности, особенно научной и писательской, годами эксплу­атировавшей тему репрессий в Красной Армии, опиравшейся более на до­мыслы, нежели на факты.
   См.: Ильин И.А. Философия и жизнь //На переломе. Философские дискус­сии 20-х годов: Философия и мировоззрение / Сост. П.В. Алексеев. - М , 1990. - С. 47.
   Сигнал. - 1937. - N 5.
   Русский Военный Вестник. - 1928. - N 146.
   Царский Вестник. - 1928. - N 3.
   Деникин А. Очерки Русской Смуты. Крушение власти и армии. - Париж, 1921. -С. 14-15.
   Геруа Б. Русский Генеральный штаб //Царский Вестник. - 1931. - N 199.
   См. раздел "Воспитание офицерского состава" работы В. Флуга "Высший командный состав" в хрестоматийной части книги.
   Вестник Военных Знаний. - 1934. - N 2 (22). - С. 24.
   Павлов В.Е. Марковцы в боях и походах за Россию в освободительной войне 1917-1920 годов. Книга первая 1917-1918 гг. - Париж, 1962. - С. 13-14.
   Сигнал. - 1937. - N 5. - С. 1.
   Шавров А. Право частной собственности в возрожденной России. Откры­тое письмо генералу от кавалерии В.И. Гурко (Аполитичность Армии: Ар­мия вне политики). - Белград, 1930. - С. 23.
   Керсновский А.А. История Русской Армии. - М.: Воениздат, 1999 - С 462-463.
   Цитируется по: Часовой. - 1972. - N 555. - С. 5.
   См.: Головин Н.Н. Российская контрреволюция в 1917-1918 гг. Париж-Таллинн, 1937.
   Федотов Г.П. Судьба и грехи России (избранные статьи по философии рус­ской истории и культуры). В 2-х томах. Т. 1. - СПб.: София, 1991. - С. 147.
   Часовой. - 1973. - N 568. - С. 12.
   См.: Гражданская война 1918-1921 гг. - М., 1928. - С. 95.
   Российский военный сборник. Вып 16. Военная мысль в изгнании. Творче­ство русской военной эмиграции. - М., 1999. - С. 182.
   Деникин А.И. Путь русского офицера. - Нью-Йорк, 1953. - С. 72.
   Андогский А. Как создавалась Красная армия Советской России - Владиво­сток. 1921. - С. 25.
   Там же. С. 27-28.
   Генерал Кутепов. Сборник статей. - Париж. 1934. - С. 313.
   Патронов И. Армия и политика //Царский Вестник. - 1940. - N 719.
   См.: Колесников Н. О стратегии духа и прежних ошибках // Российский военный сборник. Вып. 13. Душа Армии. Русская военная эмиграция о мо­рально-психологических основах российской вооруженной силы. - М., 1997. -С 408-417; Шелль Е. Государственно-политическое воспитание армии. - Там же. - С. 418-432.
   Керсновский А. Философия войны. - Белград, 1939. - С. 74.
   Генерал от инфантерии Н.Н. Юденич. К 50-летнему юбилею. - Париж. 1932. -
   Военный Сборник. - 1923. - Кн. IV. - С. 98.
   Российский военный сборник. Вып. 9. Какая армия нужна России. Взгляд из истории. - М.. 1995. - С. 93.
   Головин Н.Н. Мысли об устройстве будущей Российской вооруженной силы. Общие основания. Издание 4-е. - Белград, 1939. - С. 32.
   Керсновский А.А. Философия войны. - С. 55.
   Флуг В. О подборе командного состава армии // Русский Военный Вестник. -1928. - N 154.
   Флуг В. Высший командный состав //Русский Военный Вестник. - 1927. - N 114.
   Тараканов. Служба Генерального Штаба. - Белград, 1933. - С. 138.
   Часовой. - 1931. - N 67. - С. 3.
   Керсновский А.А. Философия войны. - С. 65.
   Подробнее о военном образовании и развитии военных знаний в Зарубежье см.: Домнин И. Военная грань российской эмиграции //Российский военный сборник. Вып. 6. Русское Зарубежье: Государственно-патриотическая и воен­ная мысль. - М., 1994. - С. 37-41; Он же. Краткий очерк военной мысли Русского Зарубежья //Российский военный сборник. Вып. 16. Военная мысль в изгнании. Творчество русской военной эмиграции. - М., 1999. - С. 471-483.
   Военный Сборник. - 1925. - Кн. VII. - С. 55.
   Дрейлинг Р. Военная психология. - Белград, 1935. - С. 2. 9.
   Доманевский В. Мировая война. Кампания 1914 года. Вып. 2. Достижения сторон за первый месяц кампании -- август. - Париж, 1929. - С. 61.
   Военный Сборник. - 1923. - Кн. IV. - С. 111.
   Военный Сборник. - 1925. - Кн. VII. - С. 54-55.
   Знамя России. - 1938. - N 2/3. - С. 9.
   Рутыч Н.Н. Думская монархия: Статьи разных лет. - СПб.: Издательство "Logos". 1993. - С. 76-83.
   Белогорский Н. Что же должны мы сделать? - С. 34.
   Военный Сборник. - 1924. - Кн. V. - С.161.
   Сигнал. - 1939. - N 51.
   Новицкий Е. Пощечина //Русский Инвалид. - 1931. - N 13.
   Сигнал. - 1937. - N 21.
   Керсновский А. Философия войны. - С. 55.
   ГАРФ. - Ф. 5945. - Оп. 1. - Д. 54. - Л. 285.
   Библиотека-Фонд "Русское Зарубежье". Ф. 1. Воспоминания генерала А.П. Грекова (машинопись). - С. 80.
   Перекличка. - 1937. - N 6. - С. 23.
   Русский Инвалид. - 1938. - N 116.
   Михайлов А. Оперативно-стратегический аврал // Независимое военное обозрение. - 2000. - N 10. - С. 5.
   Керсновский А. Философия войны. - С. 60-61.
   См. статью Е. Месснера "Современные офицеры" в хрестоматийной части данного выпуска.
   Там же.
   Армия. - Белград: Издательство "Старое время", 1924. - С. 23
  
   0x01 graphic
  
   Информация к размышлению
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023