ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Характером, а не умом создаются общества, религии, империи"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  
  

"Характером, а не умом создаются общества, религии, империи"

М.И. Драгомиров

  
   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
   Мысли на будущее...
  

0x01 graphic

Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда

Ф.А.Бруни

  

ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ

БОЛЕЕ ВОЛЕВЫМ, ЧЕМ УМОВЫМ ...

  
   Из военной истории известно, что у римлян эпохи падения ум, конечно, был утонченнее, нежели у их великих предков; но качества характера они утратили: настойчивость, энергию, несломимое упорство, способность к самопожертвованию во имя идеала, нерушимое почтение к законам, благодаря коим их предки возвеличились.
  
   Нам предстоит доказать необходимость преобладания волевой подготовки над умственной в военном образовании и сделать весьма важные заключения по вопросу: что должно означать такое преобладание и не может ли оно привести к негативным последствиям.
  
   Для доказательства обратимся к природе боя, ибо она должна прояснить нам вопрос о значении волевой подготовки. Военное дело, по выражению генерала Драгомирова, есть дело "больше волевое, чем умовое".
  
   Это, на самом деле, так:
  
  -- Цель боя - победа; достижение ее сопряжено с опасностью для жизни; следовательно, необходимым условием ее для воина является храбрость, соединенная с бесстрашием перед опасностью, с пренебрежением к смерти; отсюда - культ храбрости в военном быте.
  -- Основная идея боя остается неизменной: силой подчинить себе волю противника. Что значить одолеть противника? Не что иное, как уничтожить его вооруженные силы смертью, ранами или же каким-нибудь иным способом, будь то раз навсегда или в такой мере, чтобы противник отказался от дальнейшей борьбы.
  -- Война является не только борьбой с людьми, но и с местностью, климатом, голодом, холодом, усталостью, болезнями и непогодой, а потому и эти факторы должны быть приняты в соображение при расчетах.
  -- Власть чувств над человеком в бою чрезвычайно велика: повинуясь им, человек не колеблется, идет на смерть и страдания. Констатировать могущество эмоций, значит констатировать универсальный эмпирический закон.
  -- Вера в начальника, в его талант, или сочувствие его образу мыслей играют в боевой обстановке большое значение. Эта вера, в данном случае, заменяет собою уверенность в силах.
  -- Влияние начальника становится весьма осязательным при умении его внушать свою волю Вот почему умение поддержать дух войск в решительную минуту составляет одну из величайших забот знаменитых полководцев. Этой же силой внушения объясняются геройские подвиги и самоотвержение войск под влиянием одного возбуждающего слова своего любимого военачальника, когда казалось не было уже никакой надежды на успех" .
  
   Опираясь на знание природы боя, понимание значения духовной стороны военного дела, места и роли офицера в достижении победы над врагом, определимся в некоторых важных позициях, связанных с местом и ролью волевой подготовки офицеров и основными путями достижения приоритета волевой подготовки над интеллектуальной, сведя для наглядности основные идеи в следующую таблицу:
  
  
  -- Чтобы иметь право власти в боевой обстановке, неизбежно нужно быть для войсковым масс авторитетом воли и ума... .
  -- Воспитывать и водить войска к победам только тот, в ком бьется сердце настоящего витязя, чья непреклонная воля не гнется в тяжелые часы испытаний, кто умеет жить жизнью своих подчиненных, кто близок к ним и пользуется их искренней любовью, кто сам первый может подать пример рыцарского благородства и честного исполнения долга.
  -- С первого дня вступления в военный поход офицер должен поставить себе неизменным правилом быть во всем примером своему солдату. Во многих случаях то же требуется и в мирное время, но на войне примеры иного рода: безропотность, бодрость при усиленных трудах, перенесение всякого рода лишений, сохранение присутствия духа при неудачах, - этого рода примеров обнаруживать перед солдатом в мирное время не приходится, на войне же в них вся сила нравственного влияния. Чем труднее переход, чем более для солдата поводов опуститься, поддаться угнетающему впечатлению, тем сильнее офицер должен проявлять противоположное.
  -- Строгая, разумная дисциплина воспитывает волевую способность - деспотизм ее разрушает.
  -- Под силой воли или свободой воли следует разуметь способность господствовать над своими желаниями, способность подчинить свои страсти (хотения и желания) рассудку.
  -- Но сила воли - это владычица человека, равномогущественна, как в содеянии добра, так и зла. А потому без твердых нравственных принципов - она опасна. Говорят, что сильный характер не может служить низменным страстям. Но с другой стороны, сильные страсти, например, честолюбие, развивают и сильную волю. Но мощь этих страстей не является сама по себе гарантией нравственного достоинства. Характер развивается только благодаря привлекательности благородного идеала. Концепция идеала великой красоты сама по себе полна страсти и порождает в нашем сердце те силы, которые ее реализуют. Эта сильная и нравственная страсть, пробужденная возвышенным идеалом, ведет нас к тому, что мы руководим нашими душевными движениями, подчиняя ее низменной страсти.
  -- Воспитание воли, вообще, может достигаться одновременно двумя путями: исходя из самого человека, из работы его духа (внутренние способы), воздействием окружающей среды и специальной обстановки, приноровленной для целей воспитания. "В деле достижения власти над своим "я" самое важное - установить прочную связь привычки между идеями и поступками так, чтобы, непосредственно за возникновением мысли в уме, следовал поступок с отчетливостью и силой рефлекса.
  -- Гении действия, как Цезарь и Наполеон, осуществляют свои намерения, говорит Гюйо, создавая вокруг себя новое общество, которое оно увлекает за собою. Но для этого нужна активная сила, отвага и вера, основанная на могучей страсти. Имеющийся в нас запас твердости и решимости выражается в воле, следовательно, чтобы владеть массами, нужно импонировать им силою этой способности нашей души, а не ума. Ум необходим для выработки плана действий, но исполнение предначертанного всецело зависит от наличности воли. Характер вождя определяет характер действий масс .
  
   Думается, приведенных свидетельств вполне достаточно для того, чтобы признать приоритет воли перед интеллектуальной подготовкой в военном образовании. Обратим внимание: речь идет о приоритете, а не умалении интеллектуальной подготовки. Мало того: только в союзе с ней и развитием духовных сил будущего офицера можно достигнуть нужного качества в развитии офицерских кадров России.
  

0x01 graphic

Битва под Аустерлицем.

Луи-Франсуа Лежён.

  
   Понимая необходимость наличия в армии истинных вождей, а также то, что для их взращивания нужна система и особая школа, военное образование должно иметь в своей структуре особую линию подготовки достойных - элитарное военное образование, которое по продолжительности, характеру, структуре, методам и средствам должно отличаться от общей системы военного образования.
  
   Элитарность военного образования основывается на необходимости создания в структуре офицерского корпуса своей элиты, формирующейся по принципу выдающихся способностей, но ни в коем случае по принципам кумовства, родовитости, высокого статуса родителей или родственников, покровительства влиятельных лиц и т.п.
  
   Элитарный характер военного образования обусловливается несколькими соображениями:
  
  -- Во-первых, необходимостью отбора талантливой молодежи для серьезной и заблаговременной ее подготовки к воинской профессии и занятию в последующем высших военных должностей.
  -- Во-вторых, потребностью планомерной подготовки интеллектуального резерва для генерального штаба.
  -- В-третьих, необходимостью подготовки кандидатов на занятие вакантных мест полковых командиров, имея в виду то, что в армейской структуре пол занимает особо выдающееся положение, а значение командира полка для боевой готовности, сплочения офицерского коллектива, воспитания боевого духа чрезвычайно велико.
  -- В-четвертых, потребностью обеспечения развития военной науки достойными кадрами.
  -- В-пятых, необходимостью планомерной подготовки педагогических кадров для военно-учебных заведений.
  -- В-шестых, необходимостью подготовки высшего командного состава родов войск и видов вооруженных сил.
  
   Все элитарное военное образование - это, преимущественно, высшее военное (академическое) образование, но имеющее и ряд иных составляющих, свою специфику, общий и специальный характер
  
   По своему составу это может быть единое военно-учебное заведение, многопрофильного характера, с мощной научной, лабораторной, материальной и кадровой базой. Оно может получить название "Академии национальной обороны", с соответствующими учебными структурами, в виде кадетского корпуса, высших военных курсов и т.п.
  

0x01 graphic

"Видение отроку Варфоломею"

М.В.Нестеров

  
   Элитарное образование может получать свое начало и в структуре формирования государственной элиты России, предусматривающую поиск, отбор, воспитание и обучение особо одаренных детей, начиная с 14-16 летнего возраста.
  
   Воспитание национального самосознания, развитие интеллектуальных способностей, укрепление характера, развитие и закалка физическая, в сочетании с развитием корпоративного духа, кругозора, - основные направления развития элиты в России.
  
   Приготовление к офицерскому званию может осуществляться посредством курса кадетского корпуса. Это образование еще не является образованием военным. Это - разновидность общего образования.
  
   По оценке Штейна, кадетские корпуса имеют на самом деле двоякую природу. С одной стороны, принадлежат они к числу благотворительных заведений военного управления, потому что принимают на свое попечение детей заслуженных офицеров, или совершенно безвозмездно, или за уменьшенную плату; с другой стороны, они служат вообще приготовительными заведениями для военного призвания.
  
   На наш взгляд благотворительный характер попечительства над детьми заслуженных офицеров или сиротами из семей военнослужащих должен иметь место и ныне, но это никак не должно касаться назначения кадетского корпуса. Кадетский корпус, обирая из молодых людей талантливых лиц с ярко выраженными духовными и волевыми задатками, предназначен ныне служить учреждением, которое кладет начало формированию воинской элиты.
  
   Весьма существенное значение имеет и тот факт, что подростки, в силу особенностей и возможностей своего возраста, не могут еще определить своего призвания и было бы ошибкой требовать от них ясного сознания в этой области. В силу этого обстоятельства, кадетские корпуса по учебному плану своему, должны предоставлять каждому ученику возможность выходить из каждого класса корпуса и, на основании приобретенного в нем приготовительного образования, поступать в соответствующие гражданские училища, без существенной потери времени и труда.
  
   Военный элемент этих училищ должен заключаться преимущественно в строго воинской дисциплине, которая находит свою естественную поддержку в известного рода обмундировании. Дисциплина в детском возрасте, наверно, не повредит и во взрослом. Напротив того, учебный план должен соответственным образом соответствовать реальному образованию; что при этом обращается особенное внимание на предметы, имеющие отношение к военному делу, совершенно естественно.
  
   Но по окончании курса наук в корпусе, кадет должен быть способен поступить точно также и в политехнический институт, как и в военную службу. Это требование должно служить руководящим принципом для направления всего образования в корпусе.

*

0x01 graphic

"Битва при Нарве"

А. Е. Коцебу

   Мысль о необходимости элитарной подготовки офицеров генерального штаба вытекает из назначения этого учреждения.
  
   Генерал А.Жомини, один из инициаторов создания академии генерального штаба, так образно определяет значение генерального штаба:
  
   "Хороший генеральный штаб для армии столько же важен, как хорошее правительство для народа.
   Без него можно иметь хорошие полки, но тем не менее не иметь хорошей армии".
  
   Многие военные авторы, в целом разделяя такой взгляд на генеральный штаб, тем не менее расходятся в понимании роли и значения офицеров и академии генерального штаба.
  
   Некоторые из них (А.Геруа, Ф.Макшеев, П.Гейсманс) считают офицеров генерального штаба основным резервом высшего командного состава, другие же (Н.Головин, Э.Калнин) полагают, что командная и штабная деятельность значительно разнятся друг от друга и не следует их совмещать.
  
   Отсюда и разные точки зрения на роль академии генерального штаба: первая состоит в том, что эта академия должна стать школой выращивания военных вождей (этой точки зрения придерживаются В.Драгомиров, П.Махров и др.); представители другой точки зрения считают, что академия не должна превращаться в питомник для генералов, а ее предназначение должно состоять в том, чтобы воспитывать интеллектуальную элиту для вооруженных сил (Н.Головин, Э.Калнин).
  
   Развивая мысль о единой военной школе, В.Леонтьев приходит к ложному выводу о ненужности академии генерального штаба.
  
   Если принять во внимание, что для штабной работы необходимы:
  
  -- высокие качества ума,
  -- аккуратность,
  -- аналитические способности,
  -- для вождения войск - воля, решительность, напор, энергия, мобильность и др.;
  -- если принять во внимание также, что в одном человеке высшее развитие и рациональное сочетание названных качеств встречается крайне редко;
  -- если, наконец, принять во внимание тот факт, что современная боевая обстановка требует полной отдачи и квалифицированной работы каждой службы, в том числе, штабной, и один человек не в состоянии быть высшим специалистом во многих областях военного дела,
  -- то все это приведет к выводу о том, что взращивание военных вождей (лидеров) - это одно направление, а формирование воинской интеллектуальной элиты (генерального штаба) - это направление самостоятельное.
  
   Следствием данного вывода является и то, что академия генерального штаба должна быть рассадником интеллектуальной элиты, а не генералитета.
  
   Выход же офицеров из службы генерального штаба в строевую следует считать скорее исключением, чем правилом.

0x01 graphic

  

Отступление французов через реку Березину 17 ноября 1812 года. 1844.

Петер фон Гесс.

"В армии полки хороши будут от полковников,

а не от уставов, как бы быть им должно".

  
   Эти слова принадлежат генерал-фельдмаршалу П.Румянцеву. Особенно примечательны его "Инструкция полковничья полку пехотному " (1764) и таковая же полку конному (1766).
  
   Попытаемся выяснить причину такой постановки вопроса и правомерность данного суждения для сегодняшнего дня.
  
   Тот факт, что от правильного подбора командного состава во многом зависит успешность воинской службы и победа на войне, не вызывает сомнения, пожалуй, ни у кого.
  
  -- Есть ли какая-то своя специфика (особенность) в должности полкового начальника?
  -- Может ли в интересах военного дела эта должность рассматриваться как особая, требующая более внимательного подхода, чем все остальные?
  -- Нужно ли эту должностную категорию наполнять особыми лицами и по особенному к ним относиться?
  
   Выяснив ответы на эти вопросы, мы придем к заключению, имеющему не только теоретическое, но и важное практическое значение.
  
   Постараемся для начала понять значение полка, как тактической единицы и учреждения воинского.
  
   Перечислим данные особенности:
  
  -- Полк - это боевая единица, где в полной мере возможно осуществить требование принципа "учить войска тому, что необходимо на войне"; располагая всеми необходимыми средствами, ресурсами, техникой, оружием, кадрами разной квалификации и специальностей, отдельно взятый полк может в полной мере организовать боевую подготовку войск и выполнить боевую задачу.
  -- Полк - это уникальное сочетание офицерских кадров, где наряду с начинающими службу офицерами, проходят службу опытные и зрелые кадры; нигде, как в полку нет такой возможности сочетать энергию молодых с опытом старших и при подготовке войск к бою и при ведении боевых действий.
  -- Полк - это то реальное учреждение, где практически реализуются Законы о воинской службе, приказы и распоряжения, требования уставов и наставлений; другими словами, полк - это повседневный воспитатель чувств, эмоций, настроения, мотивов и потребностей, которые движут людьми, определяют их отношение к делу, развивают или тормозят их активность. Именно здесь такие важнейшие понятия как справедливость, порядочность, долг, честь и достоинство или обретают силу, или же ставятся под сомнение и попираются.
  -- Полк - важнейшая духовная инстанция.
  
  
   Мы должны признать, вслед за А.Керсновским и другими видными учеными и полководцами, что правительство России после Екатерины Великой так и не осознало важность этой войсковой инстанции: место полковых командиров занимали люди случайные и временные.
  
   Полковые командиры, лишенные органической связи с командуемыми ими войсками, не имели возможности в короткий срок и с наибольшим эффектом использовать те внутренние резервы, которыми располагал полк.
   Это могли сделать только любящие полк и ценившие офицеров и солдат командиры .
  
   Дополняя сказанное, следует отметить, что именно в полку культивируются товарищество, создается атмосфера взаимопонимания, формируется взгляд на войну, военное дело и избранную специальность.
   Трудно себе представить в качестве более сильнейшего средства воздействия на людей, как пример действий старшего начальника.
  
   Выдвижение недостойного здесь становится сразу же предметом негативной оценки, пресечение в самом начале наушничества отбивает охоту у склонных к этому недостойному занятию.
  
   Бесконечно прав генерал М. Драгомиров, утверждая, что чувство долга распространяется сверху вниз, а не наоборот, как думаю некоторые.
  
   Законность, порядок, дисциплина становятся сильнейшими рычагами управления, если они в почете полкового начальства.
  
   Кроме всего прочего, полк - это, как правило, отдельный гарнизон, включающий и понятие "полковая семья".
   В понимании лучших полковых командиров, сюда входят не только военнослужащие, но и члены их семей.
  
   Тот полковой начальник, который сумел своей заботой о семьях военнослужащих (прежде всего, офицеров) добиться расположения и признательности жен и детей военнослужащих, тот получил в свое распоряжение настолько сильный рычаг управления, который по своей силе воздействия несравним ни с какими уставными, приказными и иными мерами.
  
   Итак, полк - это особая инстанция, особое учреждение, выполняющее не только служебно-боевые, но духовные и иные функции.
   Следовательно, во главе полка не может стоять человек случайный, временный, не имеющий достаточных способностей и качеств для осуществления всего комплекса названных функций.
  
   Смею предположить, что в структуре качеств и способностей полкового командира должны преобладать качества и способности духовные.
   Высокая духовность (человечность, прежде всего, уважение и любовь к людям), безупречная нравственная репутация плюс знание военного дела, - вот, пожалуй, главные требования к полковому командиру, которые выработала за длительный период своего развития Русская армия.
  
   Об одном таком примере нам рассказывает Н.Бутовский, ведя разговор о командире полка по фамилии Авалов.
   Получив в свое командование полк, где не все обстояло благополучно, он дал время созреть своим наблюдениям и не торопился принимать меры.
  
  -- "Ему хотелось безошибочно наметить центр, около которого вертится все это безобразие, и он намечал его исподволь, как на занятиях, так и на вечеринках в офицерском собрании. Никому, не выражая своих мнений, он измерял всякое явление своим проницательным взглядом, сопровождаемым загадочной улыбкой, что, в соединении с изысканной деликатностью в обращении, ставило его в положение неразгаданного сфинкса - положение, которое обыкновенно вызывает в людях инстинктивную осторожность.
  -- У него были свои оригинальные приемы; это был в полном смысле человек не слова, а дела; он никогда не болтал, не упражнялся в казенном, всем надоевшем красноречии; никогда не читал банальных нравоучений; но все его действия были замечательно красноречивы и проникнуты любовью и уважением к человеку. Он высоко ставил звание офицера, старался поднять его деликатностью в обращении и открыть прямой и свободный путь каждому офицеру для полного удовлетворения самолюбия.
  -- Служебные отношения Авалов строго отделял от общественных. Вне службы требовалось обыкновенное, принятое в порядочном обществе, приличие; никаких правил на этот счет не устанавливалось, но все как-то незаметно переняли тот приличный тон, который командир внес своим появлением в собрании. Сам Авалов держал себя в обществе просто, обращался с офицерами, как старший товарищ; но раз дело касалось службы, картина обращения совершенно менялась: офицер должен был стоять смирно, получая приказание от начальника. Каждый назывался по чину и никаких Иван Иванычей не допускалось.
  -- Таким образом, почти незаметно была введена новая система занятий: от солдата требовали не заучивания уставных фраз, а умения и находчивости в исполнении своего простого дела, что легко достигается посредством практического преподавания.
  -- Вследствие этого все оживилось и повеселело. Заметив, что дело пошло на лад, Авалов стал давать офицерам как можно больше самостоятельности. Да, у этого человека был недюжинный административный талант. Бог знает, какую бы он принес пользу государству, если бы стал на высокий пост; но такие люди редко кем замечаются: они слишком скромны, слишком неискательны. В глазах света это только хороший полковой командир - и больше ничего.
  
  
   Если теперь обратиться к реалиям, имевшим место в Российской армии, то следует отметить, что найдется немного примеров, подобных Авалову.
  
   В частности, пример, достойны изучения, содержится в работе П.Карцова "Командование отдельной частью". Есть и другие труды, раскрывающие опыт работы командира полка.
  
   Но чаще всего встречаются заметки из практики работы ротного командира, что дает нам право предположить, что тема о месте и роли командира полка в Российской армии освещена еще не так, как она того заслуживает.
   Эта тема ждет своих исследователей.
  

0x01 graphic

  

"Тройка.

В.Г. Перов

  
   Обратившись к реалиям полковой жизни Российской армии, мы с удивлением обнаружим следующий факт:
  
   полк в нашей армии был (и по всей вероятности остается и сейчас) своеобразным "перевалочным" пунктом, где офицер, устремленный к более значимым целям, отбывает незначительный ценз, являясь временщиком, который подсчитывает часы и минуты в ожидании очередного назначения.
  
   Можно ли признать это нормальным явлением?
   Нет, явление это отрицательное во всех его смыслах. На полку поочередно упражняются в лихости, своеволии, а то и хамстве кандидаты в генералы, командиры дивизий, бригад и т.п.
  
   Если учесть факт особого значения полка, о котором говорилось ранее, то можно понять, где пробуксовывают всяческие реформы и на чьих плечах можно поднять армию России.
  
   Какие самые необходимые меры нужны для этого?
  
   Их, на наш взгляд, несколько, а именно:
  
  -- надо перестать назначать на должности командиров полков "временщиков" и людей случайных;
  -- нужна, в связи с этим, специальная аттестационная служба, независимая от старших войсковых начальников, подбирающих "под себя" кадры полковых начальников;
  -- необходима специальная (элитарная) подготовка кандидатов на полковые (и им равные) должности.
  

*

   Мы не останавливаемся на обосновании необходимости элитарной подготовки научно-педагогических кадров и высшего командного состава, отчасти, на том основании, что эта тема будет частично затронута при последующем рассмотрении вопросов военного образования.

0x01 graphic

Кончина Олега

Ф.А. Бруни

  

Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: "Его ли мне бояться?" Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя...

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Военный быт. - В кн.: Военная энциклопедия. Под ред. В.Ф. Новицкого.- В I8 т. - т.6.-СП б., I9II, с.57I.
   Головин Н.Н. Исследование боя. Исследование деятельности и свойств человека как бойца. - СП б., I907 .- с.47.
   Клаузевиц К .О войне .- М., 1998. -с.257.
   Изместьев П. "Значение расчета при разработке и при ведении военных операций". // Военный сборник. - I9I5 .- N5. - с.24.
   Головин Н.Н. Указ. соч. - с.43.
   Никулищев Б. Моральный элемент в области военного искусства (Опыт психологического исследования).// Военный сборник .- I9I2 .-N I.- с.15
   Корф Н.А. О воспитании воли военачальников .// Общество ревнителей военных знаний .-Кн.I .- СП б., I906 .-с. 43.
   Махров П. Современная война и высшее командование. // Разведчик .- I9I2 .- NI156. - с.868.
   Морозов Н. Воспитание генерала и офицера ... - с.127.
   Карцов П.П. Младший офицер в роте, эскадроне и батарее(Практические заметки из служебного опыта) // Военный Сборник .- I884 .- NI .- с.321.
   Крит М. Подготовка офицеров. // Военный сборник .- I9I4.-N8.- с.52.
   Бирюков Н. Записки по военной педагогике. - Орел, I909 .- с.10.
   Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А.Гавэ .- Варшава, I908 .- с.78.
   Корф Н.А. О воспитании воли военачальников .// Общество ревнителей военных знаний. - Кн.I .- СП б., I906 .- с.29.
   Резанов А.С. Армия и толпа. Опыт военной психологии.- Варшава, I9I0. - с.86.
   См.: Штейн. Указ. соч. - с.288-289.
   См.: Глиноецкий Н. Исторический очерк Николаевской академии генерального штаба. - СП б., I882. -с.4.
   Общее представление о характере дискуссии по этому вопросу можно получить из статьи Э Калнина " Генеральный штаб и высший командный состав" //Военный сборник. - I9I4.-N4.- с.I-I2; N5.- с.I-8.
   См.: Геруа А. К познанию армии. - СП б., 1907.- с.44; Макшеев Ф.А. Русский генеральный штаб. - СП б., 1894; Гейсманс П.А К вопросу о высшем военном образовании. Военная мысль (Ташкент).- I92I.-Кн.I. Апрель-май. - с.43.
   См.: Головин Н. Служба Генерального Штаба. Очерк I-й. // Известия Императорской Николаевской Военной Академии. - I9I2.-N27 с.439; Калнин Э.Х Мысли о нашем мышлении.//Военный сборник. - I9I2.- NI2.- с. 1-2.
   См.: Драгомиров В. Подготовка Русской Армии к Великой войне. I. Подготовка командного состава. // Военный Сборник. - кн. IУ.- I923.- с.101; Махров П. Школа для высшего командного состава. //Разведчик.-I9I3.- NI200.- с.665-666.
   См. указ. соч.
   См. Леонтьев В.А. Единая военная школа // Общество ревнителей военных знаний. Кн.I.- СП б., I906.- с.176.
   См.: "Инструкция полковничья пехотного полку, конформированная от ее Императорского Величества, декабря 24 дня 1764 г." - СП б., 1764, С. 25-32.
   См.: Керсновский А.А. История Русской Армии. -ч.1-1У.- Белград, 1933-1938. История Русской Армии. -ч.1-1У.- Белград, 1933-1938. - С.912
   См.: Бутовский Н. Чувство порядочности в офицерской среде (Очерк военного быта).//Военный сборник. - 1898.- N11.- С. 117-141.
   См.: Бутовский Н. Чувство порядочности в офицерской среде (Очерк военного быта).-//Военный сборник. - 1898.- N11.- С.128-133.
   См.: Карцов П.П. Командование отдельной частью. Практические заметки из служебного опыта. - СП б., 1883.- 353 С.
   См.: Курмиметр. Полковники в гренадерских, армейских и стрелковых полках.// Разведчик. - 1914.- N1234.- с.444-445; Режепо П.А. Статистика полковников. - СП б., 1905; Баланин Д. Подготовка и выбор начальников. //- Военный сборник. - 1911.- N1.- С.45-60; Изместьев П. Воспоминания Е.И. Мартынова. // Офицерская жизнь. - 1909.- N216.-С 1725-1727; Баланин Д. Дух и инициатива - выше всего. // Военный сборник. - 1914.- N11. - С. 83-91; Ладыженский. О командном составе армии и системе его подбора. // Военный Сборник .- 1906.-N10.- с. 156-178 и др.
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023