ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Хочешь быть жив - опереди противника"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


"Хочешь быть жив -- опереди противника"...

  
  
   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
   Мысли на будущее...
  
  

0x01 graphic

емецкий солдат идет по Москве".

Июнь 1944 г.

Великая Отечественная война

(1941-1945 гг.)

  
   Вот уже больше четырех десятилетий ведутся ожесто­ченные споры вокруг уроков и итогов второй мировой войны и ее главной составляющей - борьбы СССР против фашизма.
  
  -- Этой проблеме посвящена 85-томная история "Армия США во второй мировой войне", 80-томная "История второй мировой войны", выпущенная в Великобритании, 96-томная "Официальная история войны в Великой Восточной Азии" (Япония), 10-томная история под названием "Германский рейх и вторая мировая война", изданная в ФРГ, и многие другие пи­сания историков, политиков, литераторов, военных.
  
   О чем, главным образом, идет спор?
   В самом общем виде ситуацию можно представить таким образом: спорят вокруг закономерности поражения фашистской Германии в войне и по поводу вклада в победу сил, воющих против Германии.
  
  -- Не входя в этот спор, отметим исходные авторские по­зиции:
  -- поражение фашистской Германии было закономерным, а решающий вклад в эту победу внес Советский Союз.
  
   Последняя оценка отнюдь не умаляет боевых достижений союзников СССР, а лишь подчеркивает тот факт, что основная тяжесть войны легла на плечи советского народа и именно он нанес решаю­щее поражение германскому фашизму.
  
   *
   Великая Отечественная война явилась серьезным испыта­нием не только общественно-политического строя и экономи­ческой системы социализма, но и его военной организации, системы подготовки военных кадров.
   Война показала, что социа­лизм располагает большими резервами.
   *
  
   Начало войны было суровым: на советский народ обрушился жестокий и коварный враг, опробовавший свою военную машину на Западе и заставивший работать на себя экономику окку­пированных стран.
   На стороне противника было преимущество внезапного нападения.
   Сказались и просчеты с нашей стороны.
  
   *
   Неблагоприятное воздействие на моральный фактор и боевой настрой народа и воинов оказали:
  
  -- издержки в военной доктрине, оценке противника и начального периода войны, ее сроков;
  -- недооценка противника и переоценка уз классовой солидарности со стороны немецкого пролетариата;
  -- временные неудачи советских войск в начальный период войны;
  -- факты растерянности, нервозности и нерешительности со стороны командно-политического состава;
  -- трудности перестройки соз­нания с мирного на военный лад;
  -- массированное воздействие фашистской пропаганды на наши войска и население.
  
   *
   В такой обстановке перед партией и правительством со всей остротой встала задача не дать хода развитию нега­тивизма.
   При этом она исходила из ленинского положения о том, что нужно "продержаться в моральном смысле, т.е. не дать себя деморализовать, дезорганизовать".
  
   Нужно было найти в себе мужество сохранить трезвую оценку положения дел, бодрость духа, чтобы принять верное решение.
  
   *
   На службу Родине были поставлены пропаганда и агитация, печать и радио, литература и искусство, все средства идейного влияния на массы.
  
   О размахе этой работы говорят такие данные:
  
  -- - за годы войны вышло в свет более 500 изданий трудов классиков марксизма-ленинизма общим тиражом около 17 млн. экземпляров; большим тиражом выходила книга "О великой Оте­чественной войне Советского Союза", брошюры М.И. Калинина, Д.З. Мануильского. А.С. Щербакова, Е.М. Ярославского и др.; общий тираж массово-политических книг составил более 33 млн. экз.;
  -- - была развернута широкая работу по пропаганде военно-исторического прошлого страны, обес­печила публикации отдельных произведений наших выдающихся соотечественников А.В. Суворова, М.И. Кутузова, С.О. Макарова; широко пропагандировалась деятельность А. Невского, Д. Дон­ского, а также героев гражданской войны Н.А. Щорса. Г. И. Котовского, В.И. Чапаева и др.; в честь великих сынов нашей страны были учреждены ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского, Богдана Хмельницкого, Ушакова и Нахимова;
  -- - в июле 1943 года при Комитете по делам высшей школы при СНК СССР было создано лекционное бюро, на которое были возложены задачи организации лекций в Москве и по всей стране о международном положении, текущих военно-политичес­ких событиях, по историческим, военно-патриотическим и дру­гим вопросам. Всего за время с 16 августа 1943 г. по 1 авгус­та 1944 года лекторами было прочитано 672 публичные лекции, на которых присутствовало 305 тыс. человек. С лекциями выступили видные деятели международного коммунистического дви­жения О.В. Куусинен, Д. Ибаррури, писатели А. Фадеев. И. Эренбург, Н. Тихонов, академики Н. Г. Струмилин, Н.С. Державин, В.Н. Образ­цов и др.
  
   *
   Другими словами, посредством названных и других мер политического и организационного характера партии и прави­тельству удалось решить проблему морального фактора в са­мые трудные месяцы начального периода Великой Отечественной войны.
  
   Оценивая по достоинству этот факт, министр иност­ранных дел Великобритании М. Иден в одном из своих выступ­лений периода войны заявил:
  
  -- "Можно найти немного примеров в анналах истории, чтобы армия, которая провела такое долгое и тяжелое отступление, как Красная Армия в течение лета, все же сохранила боевой дух и смогла обрушиться на врага с триумфальным успехом на широком фронте".
  
   *
  
   Отдавая должное организационной работе компартии, не следует забывать о том, что главный фактор стойкости морального духа русского человека заключен в особенностях его национального характера, а именно, в способности в критический момент забыть все обиды и сосредоточиться на главном - борьбе за независимость своей Родины.
  
   *
   Расчет фашистов на подрыв морального духа советского народа не оправдался.
   Не оправдались и надежды на то, что Красной Армии не удастся отмобилизоваться и перестроиться на военный лад.
   *
  
   В труднейших условиях начального периода войны партии и правительству удалось решить целых ряд задач, связанных с кадровыми вопросами:
  
   а) произвести мобилизацию в армию и на флот офицеров запаса, а также лиц не имевших до этого офицерских званий (в частности, партийных и советских работников, инженеров и техников и др.);
   б) возвратить в строй ряд командиров и политработни­ков, подвергнутых ранее репрессиям;
   в) развернуть систему краткосрочных курсов по подго­товке офицерского состава;
   г) осуществить досрочный выпуск офицеров из военно-учебных заведений;
   д) перестроить систему военно-учебных заведений.
  
   *
   С самого начала войны была проявлена забота о соз­дании резерва кадров.
   В июле 1941 г. на Западном Фронте сформировался первый резерв офицерского состава. Впослед­ствии это было сделано и на других фронтах.
  
   Армейский ре­зерв офицерского состава создавался вначале как отдельный батальон, входивший в армейский запасной полк, а впоследствии весь этот полк стал резервом офицерского состава.
  
   *
   Каким образом перестраивались военно-учебные заведе­ния в начальный период войны?
  
   Названная перестройка вклю­чала следующие мероприятия:
  
   1) изменение сети военно-учебных заведений;
   2) увеличение пропускной способности военных училищ и академий за счет сокращения сроков обучения и увеличе­ния численности обучаемых;
   3) изменение учебной программы, профиля подготовки военных кадров;
   4) внесение изменений в организацию учебных занятий и методику обучения;
   5) упорядочение практики подбора для военно-учебных заведений профессорско-преподавательского и командного состава и др.
  
   Большая работа была проделана по передислокации военно-учебных заведений вглубь, страны.
   Так, к примеру, к 1 января 1942 года на территории Сибирского и Забай­кальского военных округов было передислоцировано 30% всех военно-учебных заведений Красной Армии.
   Это обстоя­тельство, конечно, ставило военные училища и военные акаде­мии в трудное положение.
   *
  
   Каким образом шло изменение учебной программы?
  
   Эта работа велась в нескольких направлениях:
   а) посредством уменьшения количества учебных дисцип­лин, изучаемых курсантами и слушателями;
   б) изменения характера подготовки обучаемых;
   в) путем оперативного реагирования учебной программы на запросы войны.
  
   Так, основными предметами обучения в пехотных и артил­лерийских училищах являлись тактика и огневая подготовка.
   Одновременно курсанты изучали инженерное и химическое дело, топографию.
  
   В декабре 1941 года была введена новая учебная дисциплина - танкоистребительное дело.
  
   С переходом Военной академии им. М. В. Фрунзе на сокра­щенные сроки обучения был введен курс партполитработы, кото­рый включал следующие темы:
  
   - "Ленинское учение об империализме и пролетарской революции";
   - "Марксистско-ленинское учение о войне и армии";
   - "Партия большевиков в период иностранной военной интервенции и гражданской войны";
   - "Марксистско-ленинское учение о государстве и дик­татуре пролетариата";
   - "Великая Отечественная война";
   - "Партийно-политическая работа в Красной Армии".
  
   Обращение к учению о защите Отечества помогало пони­манию реалий войны: здесь черпался оптимизм, трезвость оцен­ки сложностей начального периода войны.
  
   *
  
   В 1942 году Главное политическое управление РККА утвердило единый план подготовки курсантов военных учи­лищ.
  
   Он состоял из двух разделов:
  
   1) "Великая отечественная война Советского Союза";
   2) "Воспитательная работа с красноармейцами и младшими командирами".
  
   Количество часов на этот курс зависело от сроков обучения. Так, при сроке обучения в 3-4 месяца на полити­ческую подготовку отводилось 40 часов, а при сроке обуче­ния 6-9 месяцев - 60 часов.
   В конце 1942 года в училищах был восстановлен курс истории ВКП (б). На его изучение стало отводиться 92 часа.
   *
  
   Война потребовала сделать подготовку офицеров узкопрофильной, приблизить ее к потребностям войсковой практики.
  
   К примеру, в военно-политических училищах, в учебных прог­раммах произошли следующие изменения:
  
   а) значительно увеличился удельный вес военной и военно-технической подготовки политработников при одновре­менном сокращении времени на изучение общественных дисцип­лин;
   б) комплекс общественных дисциплин перестраивался с учетом практически решаемых задач политработниками в бое­вой обстановке;
   в) курс партийно-политической работы максимально наце­ливался на изучение особенностей этой деятельности в бое­вой обстановке, иногда приобретая черты директивных ука­заний;
   г) особое внимание уделялось глубокому изучению теку­щего опыта войны во всех его аспектах.
  
   *
   Слушатели и курсанты военно-политических училищ ве­ли активную агитационно-пропагандистскую работу среди военнослужащих учебных, запасных и резервных частей, а также с трудящимися предприятий, колхозов и совхозов. Эта рабо­та рассматривалась как важнейшее средство политической и профессиональной закалки будущих политработников и как конкретная помощь местным партийным и советским организа­циям в мобилизации трудящихся на борьбу с врагом.
  
   *
  
   Ведущим принципом обучения в годы войны был принцип "учить войска тому, что необходимо на войне".
  
   Он реализовы­вался через соответствующую методику, организацию и содержа­ние обучения. Важное место отводилось принципам: наглядности в обучении и индивидуального подхода к обучаемым.
   *
   Отличительной чертой методики была ее практическая направленность, основывающаяся на личном показе обучающим действий и приемов.
   В самом общем виде дело обстояло так: 90% времени - на практику и 10% - на теорию.
  
   Назовем некоторые характерные методы обучения курсантов военного времени:
  
  -- - метод "кольцевых выходов", сущность которого заклю­чалась в том, что курсантские подразделения в течение су­ток, а то и больше передвигались вокруг мест дислокации училищ в условиях "противодействий" противника;
  -- - "уроки полевой гимнастики", которые сочетали вопро­сы тактической и физической подготовки, включающие марш-броски, отражение атак танков, передачу снарядов, прыжки в высоту, преодоление водных преград и т.п.;
  -- - стрелковый урок, на котором курсанты отрабатывали в тесной увязке с изучением материальной части оружия приемы стрельбы из всех положений в условиях дня и ночи.
  
   Большое внимание уделялось изучению опыта войны и вооружению им слушателей и курсантов.
  
   С этой целью практико­вались следующие формы работы:
  
   а) написание курсантами и слушателями воспоминаний о боевых эпизодах при поступлении в военно-учебное заведе­ние;
   б) командирование преподавательского состава в войска различных фронтов с целью стажировки и изучения боевого опыта;
   в) включение в учебный план специальных лекций, прове­дение дополнительных занятий, чтение докладов и проведение конференций по проблемам боевых действий;
   г) использование боевых документов, материалов перио­дической печати для обучения слушателей и курсантов;
   д) воспитание курсантов и слушателей на примерах му­жества и героизма советских воинов, командиров и политра­ботников;
   е) некоторое упреждение (морально-идеологическое и военно-техническое) в подготовке слушателей и курсантов к предстоящим боевым действиям.
  
   *
   В отношении преподавательского состава положение обстояло так: в начале войны некомплект преподавателей составлял около 20%, а затем положение улучшилось; с се­редины 1942 г. в военные училища на преподавательские должности стали назначаться фронтовики, а с середины 1943 г. ГКО категорически запретил откомандирование пре­подавателей из военно-учебных заведений без особой на то надобности.
  
   *
   В период Великой Отечественной войны возросло зна­чение самостоятельной работы слушателей и курсантов в овладении учебной программой.
  
   Основные требования к самостоятельной работе слушате­лей были выражены в "Указаниях по организации учебного про­цесса в военное время" (1944 г.). В них излагались следующие требования: "Учебным планом на военное время предусматривается ежедневная работа слушателей в течение 11 часов, из которых 6 часов под руководством преподавателей и 5 часов самостоятельной работы, которое регламентируется и осуществляется в соответствии с индивидуальным планом слушателя... Индивидуальные планы составляются слушате­лем на 7 дней. Контроль за выполнением индивидуальных пла­нов осуществляется начальником курса и преподавателями".
  

"Офицерские" проблемы начального периода войны

  
   После краткого раскрытия основных направлений пере­стройки учебного процесса в военно-учебных заведениях в военное время сосредоточим внимание на тех проблемах, ко­торые выявила война в подготовке слушателей и курсантов.
  
   Война открыла глаза на многое: и на героическое и на трагическое, выявила героев и обнажила омерзительное лицо паникера, труса, предателя. Она же безжалостно показала и просчеты в подготовке офицерских кадров.
  
   Мы не ставим себе задачей во всем объеме раскрыть проблему героического и трагического, достижений и просче­тов. Думается, это предмет серьезнейшего научного исследо­вания. Остановимся лишь на некоторых, на наш взгляд, типич­ным фактах, примерах и судьбах.
   *
  
   0x01 graphic
  
   Г.К. Жуков - один из выдающихся полководцев Великой Отечественной войны.
   Судьба свела его с лучшими генералами фашистской Германии: Гальдером, Манштейном, Гудерианом, Паулюсом, Кейтелем, Клейстом и др.
  
   Полководчес­кий талан этого человека раскрылся в самые трудные для Родины дни. Маршал Советского Союза А.М. Василевский так характеризует Г.К. Жукова:
  
  -- "Я всегда восхищался его неукро­тимой энергией и глубиной стратегического мышления, чувст­вом личной ответственности за порученное дело... Приняв решение, он мобилизовал все силы для его практического осу­ществления. Для него, казалось бы, не было непреодолимых прег­рад, его могучая воля ломала все, что стояло на пути. Георгий Константинович не терпел шаблона, он поддерживал все новое и передовое в военном деле... Это был человек огромного личного мужества и самообладания. В самые трудные, даже кри­тические моменты, работая с ним бок о бок, я не видел Жукова растерянным или подавленным. Напротив, в такие моменты он был, как никогда. деятелен и целеустремлен".
  
  
   0x01 graphic
  
   Жуков в октябре 1941.
   Фото из газеты "Красная звезда", опубликовано по личному указанию Сталина.
  
   Справка:
  
  -- Георгий Константинович Жуков (19 ноября 1896 -- 18 июня 1974) --Маршал Советского Союза (1943), министр обороны СССР (1955--1957).
  -- Призван в армию 7 августа 1915 года в Малоярославце, отобран в кавалерию.
  -- После обучения на кавалерийского унтер-офицера в конце августа 1916 года попал на Юго-Западный фронт в 10-й Новгородский драгунский полк. За захват немецкого офицера награждён Георгиевским крестом 4-й степени.
  -- В октябре получил тяжёлую контузию, после которой, вследствие частичной потери слуха, направлен в запасной кавалерийский полк. За ранение в бою удостоился второго Георгиевского креста, на этот раз 3-й степени. После роспуска эскадрона в декабре 1917 года вернулся в Москву, затем в деревню к родителям, где долго болел тифом.
  -- В Красной Армии с августа 1918 года. Вступил 1 марта 1919 года в члены РКП(б). В Гражданскую войну красноармеец Георгий Жуков сражался на Восточном, Западном и Южном фронтах против уральских казаков, под Царицыном, с войсками Деникина и Врангеля.
  -- Период до Великой Отечественной войны - прошел от комполка до комкора. 1923--1939.
  -- В июне 1939 года был направлен в район советско-японского конфликта, где по предложению Генштаба заменил предыдущего командующего советскими войсками Н. В. Фекленко.
  -- С 7 июня 1940 года -- командующий войсками КОВО, (приказ НКО N 02469). При аттестации командного состава РККА в соответствии с новой системой званий стал генералом армии.
  -- Занимая в феврале -- июле 1941 года пост начальника Генштаба и заместителя наркома обороны СССР, Жуков принял участие в составлении "Соображений по плану стратегического развёртывания сил Советского Союза на случай войны с Германией и её союзниками".
  -- В годы Великой Отечественной войны (1941--1945) занимал посты начальника Генерального штаба РККА (февраль-июль 1941), члена Ставки Главного командования (с 23 июня 1941 г.), Ставки Верховного Командования (с 10 июля 1941 г.) , Ставки Верховного Главнокомандования (с 8 августа 1941 г.), с 26 августа 1942 г. являлся заместителем Верховного Главнокомандующего, с 27 августа 1942 г. -- первый заместитель народного комиссара обороны Союза ССР, командовал фронтами: Резервным, Ленинградским, Западным (одновременно был главкомом Западного направления), 1-м Украинским, 1-м Белорусским.
  -- 8 мая 1945 года в 22:43 (9 мая 0:43 по московскому времени) в Карлсхорсте (Берлин) Жуков принял от гитлеровского генерал-фельдмаршала Вильгельма Кейтеля безоговорочную капитуляцию войск фашистской Германии.
  -- Летом 1946 года состоялось заседание Высшего военного совета, на котором разбиралось дело маршала Жукова по материалам допроса Главного маршала авиации А. А. Новикова, арестованного перед тем органами госбезопасности по "делу авиаторов". Жуков был обвинён в незаконном присвоении трофеев и раздувании своих заслуг в деле разгрома Гитлера.
  -- 9 июня 1946 года Жуков был снят с должности Главкома сухопутных войск -- замминистра Вооруженных Сил СССР и назначен командующим войсками Одесского округа (1946--1948).
  -- После смерти Сталина в 1953 году по ходатайству Л. П. Берии Жуков был назначен на должность первого заместителя министра обороны СССР (министром обороны стал Н. А. Булганин).
  -- В феврале 1955 года после назначения Н. А. Булганина председателем Совета Министров СССР Жуков сменил его на посту Министра обороны СССР.
  -- 29 октября 1957 года Пленум ЦК КПСС, посвящённый улучшению партийно-политической работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, постановил, что Г. К. Жуков "нарушал ленинские, партийные принципы руководства Вооружёнными Силами, проводил линию на свёртывание работы партийных организаций, политорганов и Военных советов, на ликвидацию руководства и контроля над армией и Военно-Морским Флотом со стороны партии, её ЦК и правительства...". Этим же постановлением Жуков был выведен из состава Президиума ЦК и ЦК КПСС; кроме того, указом Президиума Верховного Совета СССР он был освобождён от должности министра обороны СССР.
  -- В марте 1969 года вышла в свет книга воспоминаний Г. К. Жукова -- "Воспоминания и размышления", начатая им в 1958 году.
  -- В мае 1974 года Жуков впал в кому в Кремлёвской больнице. Через двадцать дней -- 18 июня 1974 года -- он умер, не приходя в сознание.
  
   Не будем продолжать характеризовать данную личность: практические дела Г.К. Жукова в период войны красноречиво свидетельствуют о том, что его полководческий талант явился немаловажным фактором в победе над фашизмом.
   *
   Речь идет о другом: как мог состояться такой полководец?
   Ответим: вопреки обстоятельствам.
  
   Ничто: ни догматизм в обучении, ни давление разного уровня авторитетов, ни многое другое не смогло убить в нем самостоятельности мышления, творческого поиска, воли и других качеств, необходимых воена­чальникам.
  
   Но ведь таких как Жуков было не так уж и много.
   Больше было тех, кто, как говорится "плыл по течению" и не "высо­вывался". Другими словами, такие полководцы, как Жуков, были, грубо говоря, не "продуктом" системы, а, скорее, "антипродуктом" системы, личностью, которая сформировалась вопреки существующему порядку вещей.
  
  
   Когда первые удары гитлеровских войск оказались оше­ломляюще точно нацелены на пункты боепитания, склады, ком­муникации, а диверсионные группы фашистов, переодетых в красноармейскую форму, появились на многих основных магистра­лях, когда фронт сразу в нескольких местах оголился, трудно было сохранить трезвость духа.
  
   Немало командиров всех степеней в такой обстановке проявили колебания, нерешитель­ность, а порой и растерянность.
  
   0x01 graphic
  
   Подобное случилось и с командующим Юго-Западным фрон­том генерал-полковником М.П. Кирпоносом.
  
   Справка:
  
  -- Михаил Петрович Кирпонос (12 января 1892 -- 20 сентября 1941) --генерал-полковник.
  -- В 1915 году был призван в российскую армию. После окончания в 1915 году инструкторских курсов при Ораниенбаумской офицерской стрелковой школе служил в 216-м запасном пехотном полку в городе Козлов (ныне Мичуринск, Тамбовская область).
  -- В 1917 году закончил военно-фельдшерскую школу. С августа того же года принимал участие в военных действиях Первой мировой войны .
  -- В январе 1918 года за организацию братания на фронте с австро-венграми Кирпонос был арестован командованием, а в феврале -- демобилизован.
  -- В августе вступил в Красной Армии и уже с сентября командовал ротой в 1-й Советской Украинской стрелковой дивизии под командованием Н. А. Щорса, а с декабря -- батальоном.
  -- В марте 1934 года стал начальником и военкомом Татаро-башкирской объединённой военной школы имени ЦИК Татарской АССР.
  -- Принимал участие в советско-финской войне. В декабре 1939 года был назначен на должность командира 70-й стрелковой дивизии (7-я армия).
  -- В феврале 1941 года генерал-лейтенант Кирпонос был назначен на должность командующего Киевским Особым военным округом.
  -- С началом Великой Отечественной войны Киевский Особый военный округ был преобразован в Юго-Западный фронт, и генерал-полковник М. П. Кирпонос был назначен на должность командующего фронтом.
  -- 20 сентября 1941 г. сводная колонна штабов Юго-Западного фронта и 5-й армии, потеряв несколько орудий и бронемашин, командиров и красноармейцев, Кирпонос был ранен сначала в ногу, а потом осколки мины попали в его грудь, от чего он и умер и был захоронен на месте гибели.
  
  
   Были случаи и предательства со стороны высшего коман­дного состава.
  
   0x01 graphic
  
   Яркий пример сему - предательство генерала Власова и его "сподвижников": генерал-майора В. Малышкина, начальника штаба 19-й армии, полковника В. Боярского, командира 41-й дивизии, политработников Г. Жиленкова, М. Жукова и др.
   *
   Как могло случиться подобное?
   Известно, что предате­лем не рождаются - им становятся.
   Стал им и Власов.
  
   Не являет­ся ли одной из причин его предательства "кружение головы от успехов"?
   Да, видимо, чрезмерное восхваление этой личнос­ти в предвоенные годы заложило в его сознании "мину замед­ленного действия, которая сработала в экстремальной обста­новке.
  
   Так, к примеру, в 1940 году на политических занятиях во всей Красной Армии изучалась статья "Командир прославлен­ной дивизии".
   Речь шла о командире 99-й стрелковой дивизии А.А. Власове.
  
   В ней восхвалялась сверхтребовательностъ командира дивизии.
  
  -- "За двадцать один год службы в Красной Армии, - писалось в статье, - он приобрел ценнейшее для военачальника качество - понимание людей, которых он призван воспи­тывать, учить и готовить к бою. Это понимание не книжное, не отвлеченное, а реальное. "Я люблю службу", - часто говорит генерал. И он умеет раскрывать и поощрять в людях рвение к службе. Он ищет в человеке и развивает в нем способности, закаляя их в постоянных упражнениях, испытаниях полевой жизни... Человек бывалый, неприхотливый, приученный к суровой боевой жизни, которая и является для него родной стихией, он всей душой приветствовал новое направление в боевой подготовке войск. Военный профессионал, он давно убедился на практике в могучей силе требовательности..."
  
   Утонченный карьерист, готовый пожертвовать всем для достижения далеко идущих целей, - таково подлинное лицо это­го человека, собравшего в годы войны под знаменами РОА не­малое количество советских людей, в том числе и введенных в заблуждение, обманутых Власовым и его подручными.
  
   *
   Пример Власова и ему подобных поучителен для настоящего и будущего.
  
  -- Карьеризм - опаснейшее для страны и для конк­ретного дела явление.
  -- Нужно научиться распознавать карье­ристов, ставить им заслон на пути к достижению далеко иду­щих целей.
  -- В противном случае последствия могут быть непредсказуемы...
  
   0x01 graphic
  
   Справка:
  
  -- Андрей Андреевич Власов (14 сентября 1901 -- 1 августа 1946) -- генерал-лейтенант, пошёл на сотрудничество с руководством Третьего рейха против СССР.
  -- После окончания четырёхмесячных командирских курсов стал командиром взвода и участвовал в боях с Вооружёнными силами на Юге России на Южном фронте. Служил во 2-й Донской дивизии.
  -- С 1922 года Власов занимал командные и штабные должности, а также занимался преподаванием. В 1929 году окончил Высшие армейские командные курсы "Выстрел".
  -- В 1930 году вступил в ВКП(б). В 1935 году стал слушателем Военной академии имени М. В. Фрунзе.
  -- С августа 1937 года командир 133-го стрелкового полка 72-й стрелковой дивизии, а с апреля 1938 года помощник командира этой дивизии.
  -- Осенью 1938 года направлен в Китай для работы в составе группы военных советников. На прощание, перед отъездом из Китая, был награждён Чан Кайши орденом Золотого Дракона.
  -- В январе 1940 года генерал-майор Власов назначен командиром 99-й стрелковой дивизии, которая была признана лучшей дивизией в Киевском военном округе.
  -- Война 1941 г. для Власова началась под Львовом, потом был назначен командующим 37-й армией, защищавшей Киев. После жестоких боёв разрозненные соединения этой армии сумели пробиться на восток, а сам Власов был ранен и попал в госпиталь.
  -- В ноябре 1941 Сталин вызвал Власова и приказал ему сформировать 20-ю армию, которая бы входила в состав Западного фронта и обороняла столицу.
  -- После успехов под Москвой А. А. Власова в войсках, вслед за Сталиным, называют не иначе как "спаситель Москвы". По заданию Главного политуправления о Власове пишется книга под названием "Сталинский полководец".
  -- В течение мая-июня 2-я ударная армия под командованием А. А. Власова предпринимала отчаянные попытки вырваться из мешка и попал в плен к немцам.
  -- Находясь в Винницком военном лагере для пленных высших офицеров, Власов согласился сотрудничать с нацистами и возглавил "Комитет освобождения народов России" (КОНР) и "Русскую освободительную армию" (РОА), составленные из пленных советских военнослужащих.Сразу же Власов написал открытое письмо "Почему я стал на путь борьбы с большевизмом"
  -- В конце апреля 1945 года Власов был найден и арестован для проведения публичного процесса над Власовым и другими руководителями РОА
  -- Решение о смертном приговоре в отношении Власова и других было принято Политбюро ЦК ВКП(б) 23 июля 1946 года. С 30 по 31 июля 1946 года состоялся закрытый судебный процесс по делу Власова и группы его последователей. Все они были признаны виновными в государственной измене. По приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР они были лишены воинских званий и 1 августа 1946 года повешены.
  -- Переход командующего 2-й ударной армии А. А. Власова на службу к немцам был одним из самых неприятных для советской историографии эпизодов войны. Были и другие офицеры Красной армии, ставшие на путь борьбы с Советской властью, но Власов был самым высокопоставленным и наиболее известным из всех.
  -- По мнению директора Института стратегических исследований Л. Решетникова: Для советских людей "власовщина" стала символом предательства, а он сам -- иудой того времени"...
  
  

0x01 graphic

  

Недочеты и упущения в подготовке комсостава

  
   Дав краткую характеристику явлений, имевшим место в высшем звене управления войсками, сосредоточии внимание на тех недочетах, которые выявились в подготовке среднего командно-политического состава, не претендуя на исчерпы­вающую характеристику этого вопроса.
   *
   В годы войны советские воины научились быть врага, а командиры управлять подразделениями в бою.
   Но как это да­лось?
   Достигнуто это было большой кровью.
   *
   В первые дни и месяцы войны сказались просчеты в морально-психологической и военно-технической подготовке бойцов и командиров.
   В чем это проявилось?
  
   Проявлений было немало, среди них:
  
   а) неустойчивость, паникерство и трусость отдельных командиров и бойцов;
   б) неумение осмыслить сложившуюся обстановку и при­нять разумное решение;
   в) преувеличение боевых возможностей фашистских войск и появление так называемых "пораженческих" настроений;
   г) прогрессирование таких явлений, как "танкобоязнь", "самолетобоязнь", "радиобоязнь" и т.п.;
   д) неумение командиров и политработников восстанавли­вать моральную стойкость людей, выводить их из состояния шока, предупреждать и пресекать явления массового психоза и невроза и др.
  

Вспомним и запомним на будущее,

каковы были полководцы того времени:

  
   0x01 graphic
  
   Генерал А.В.Горбатов, осмысливая итоги начала войны, писал:
  
  -- "Я всегда предпочитал активные действия, но избегал безрезультатных потерь людей.
  -- Вот почему мы так тщательно изучали обстановку не только в своей полосе, но и в прилегающих к нам районах соседей; вот почему при каждом захвате плацдарма мы старались полностью использовать внезапность и одновременно с захватом предусматривали закрепление и удержание его; я всегда лично следил за ходом боя и, когда видел, что наступление не сулит успеха, не кричал: "Давай, давай!" - а приказывал переходить к обороне, используя, как правило, выгодную и сухую местность, имеющую хороший обзор и обстрел".
  
   Справка:
  
  -- Александр Васильевич Горбатов (1891--1973) - на военной службе с октября 1912 года, служил в Черниговском 17-м гусарском полку.
  -- Участник Первой мировой войны, сражался в Польше, в Карпатах, на реке Стоход, был ранен в боях, за храбрость произведён в старшие унтер-офицеры и награждён Георгиевскими крестами и медалями.
  -- В РККА вступил добровольцем в августе 1919 года. В Гражданскую войну -- красноармеец, командир кавалерийского взвода, эскадрона, с апреля 1920 года -- 58-го кавалерийского полка, с августа того же года -- Отдельной Башкирской кавалерийской бригады. Воевал против армий генерала А. И. Деникина, на советско-польской войне, в конце 1920 года -- против войск С. В. Петлюры.
  -- После окончания Гражданской войны, с 1921 года -- командир 7-го Черниговского Червоного казачества кавалерийского полка на Украине, с 1928 года -- командир кавалерийской бригады в 3-й кавалерийской дивизии, с 11 января 1933 года -- командир 4-й Туркестанской горно-кавалерийской дивизии в Туркменской ССР.
  -- В сентябре 1937 года в ходе массовых репрессий в РККА А. В. Горбатов был снят с должности "за связь с врагами народа".
  -- В марте 1938 года был восстановлен в партии и назначен заместителем командира 6-го кавалерийского корпуса, но в октябре 1938 года вызван в Москву и арестован.
  -- Был осужден 8 мая 1939 года по ст. 58 УК РСФСР ("контрреволюционные преступления") на 15 лет лишения свободы и 5 лет поражения в правах. Наказание отбывал в лагере на Колыме, заболел цингой.
  -- Освобождён после пересмотра дела 5 марта 1941 года. После восстановления в армии и лечения в санаториях в апреле того же года получил назначение на должность заместителя командира 25-го стрелкового корпуса на Украину.
  -- В начальный период войны корпус был переброшен в состав 19-й армии на Западный фронт и в начале июля 1941 года вступил в бой в Витебском сражении. Был ранен.
  -- С октября -- заместитель командующего 24-й армией на Сталинградском и Донском фронтах, участник Сталинградской битвы. С апреля 1943 года -- командир 20-го гвардейского стрелкового корпуса 4-й гвардейской армии в резерве Ставки ВГК. Генерал-лейтенант
  -- За умелое руководство 3-й армией при прорыве обороны противника в Восточной Пруссии 10 апреля 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза.
  -- В июне 1945 года после гибели генерал-полковника Н. Э. Берзарина назначен на должность коменданта Берлина, также сменил его на посту командующего 5-й ударной армией на территории Германии, с 1946 года командовал другими общевойсковыми армиями.
  -- В 1950--1954 годах -- командующий ВДВ, в 1954--1958 годах командующий войсками Прибалтийского Военного округа.
  -- С 1958 года -- в Группе генеральных инспекторов МО СССР.
  -- Александр Васильевич Горбатов скончался 7 декабря 1973 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
  
   Из воспоминаний К. К. Рокоссовского
   "Александр Васильевич Горбатов -- человек интересный.
   Смелый, вдумчивый военачальник, страстный последователь Суворова, он выше всего в боевых действиях ставил внезапность, стремительность, броски на большие расстояния с выходом во фланг и тыл противнику.
   Горбатов и в быту вел себя по-суворовски -- отказывался от всяких удобств, питался из солдатского котла".
  
   0x01 graphic
  
  -- Григорий Иванович Кулик (9 ноября 1890 -- 24 августа 1950) - на военной службе в царской армии с ноября 1912 года.
  -- В составе артиллерийских частей принимал участие в Первой мировой войне. Прошёл путь от рядового до старшего фейерверкера (старший унтер-офицер).
  -- В 1918 году вступил в Красную Армию. Во время Гражданской войны служил под начальством К. Е. Ворошилова командующим артиллерией 5-й, 10-й, 14-й армий.
  -- С июня 1921 года -- начальник артиллерии Северо-Кавказского военного округа.
  -- В 1924 году по окончании Военно-академических курсов высшего комсостава РККА занял должность помощника начальника артиллерии РККА.
  -- В 1936 году под псевдонимом "Генерал Купер" принимал участие в гражданской войне в Испании в качестве военного советника командующего Мадридским фронтом.
  -- В мае 1937 года вернулся в СССР, где с 23 мая по предложению Сталина вновь занял пост начальника ГАУ РККА.
  -- В 1938 году Г. И. Кулик в ряду нескольких других военачальников обратился с письмом к Сталину, в котором выдвинул предложение прекратить репрессии против комсостава.
  -- В январе 1939 года Кулик стал заместителем Наркома обороны СССР.
  -- Присвоение Г. И. Кулику 7 мая 1940 года звания Маршал Советского Союза стало пиком его военной и политической карьеры.
  -- В первые же дни Великой Отечественной войны Кулик по прибытии 12 ноября 1941 года в город Керчь, не только не принял на месте решительных мер против панических настроений командования крымских войск, но своим пораженческим поведением в Керчи только усилил панику и деморализацию в среде командования крымских войск. За все эти преступные действия Государственный Комитет Обороны отдал Кулика Г. И. под суд.
  -- С марта 1942 года генерал-майор Кулик Г. И. находился в распоряжении наркома обороны.
  -- В апреле 1943 года, по некоторым свидетельствам благодаря заступничеству маршала Жукова, повышен в воинском звании до генерал-лейтенанта и назначен командующим 4-й гвардейской армии, входившей в состав Степного военного округа.
  -- С января 1944 по апрель 1945 он был заместителем начальника главного управления формирования и укомплектования РККА.
  -- 12 апреля 1945 года Кулика отстранили от работы "за бездеятельность" (то есть за "пьяные беседы").
  -- 19 июля 1945 года Кулик Г. И. понижен в воинском звании до генерал-майора.
  -- 11 января 1947 арестован. 23 августа 1950 приговорён к расстрелу вместе с генералами В. Н. Гордовым и Ф. Т. Рыбальченко "по обвинению в организации заговорщической группы для борьбы с Cоветской властью".
  -- 24 августа 1950 года приговор приведён в исполнение.
  -- 11 апреля 1956 года он был реабилитирован. Дело 1942 года было пересмотрено. Генеральный штаб дал заключение, что с имевшимися силами Кулик не мог удержать Керчь в ноябре 1941 года. На основании этого был сделан вывод, что за оставление города Керчи Кулик Г. И. был осуждён необоснованно. 28 сентября 1957 года посмертно восстановлен в званиях Маршала и Героя Советского Союза, а также в правах на все государственные награды.
  
   Штрих к портрету:
  
   "Перед самым переходом фронта т. КУЛИК ехал на крестьянской подводе по той самой дороге, по которой двигались немецкие танки, ... и только счастливая случайность спасла нас от встречи с немцами. Маршал т. КУЛИК говорил, что хорошо умеет плавать, однако переплывать реку не стал, а ждал, пока сколотят плот".

Начальник 3-го отдела 10-й армии полковой комиссар (ЛОСЬ)

  
   "Кулик привёз с фронта пять легковых машин, двух племенных коров, незаконно использовал красноармейцев на строительстве личной дачи под Москвой. Кроме этого, по сообщению главного военного прокурора, присвоил себе в Крыму дачу с имуществом -- мебелью, посудой и т. д. без оплаты стоимости. Для охраны дачи выставил часового -- бойца погранотряда Субботина"...

Сообщал Н. А. Булганин,

член военного совета главка, в котором тогда работал Кулик.

  
  
   0x01 graphic
  
  
   К. Симонов, анализируя начало войны, обратил внимание на тот факт, что в боевой обстановке отдельные командиры опасались включать радиостанцию из-за боязни быть засечен­ными фашистами.
  
   Переход от снисхождения к противнику ("шапкозакидательства") к его боязни К. Симоновым объясняется так:
  
   "... Человеку, который видит все, что не получается у нас, и не видит того, что происходит у противника, против­ник начинает казаться сильнее и умнее, чем он есть..."
  
   В то же время, неумение командиров и политработников акцентировать внимание бойцов на слабых сторонах против­ника приводило к негативным последствиям - робости, а то и страху перед ним.
  
   0x01 graphic
  
   Справка:
  
  -- Немецкий пехотинец.
  -- Кто хоть однажды в жаркий день пил воду из горлышка нашей солдатской алюминиевой фляги в брезентовом чехле, тот помнит отвратительный, отдающий алюминием вкус перегретой жидкости.
  -- У немцев фляги были в войлочных чехлах со стаканчиком, войлок предохранял воду от перегрева.
  -- И так во всем - вроде мелочи, но когда они собраны воедино, то возникает совершенно новое качество, которое заставляет с уважением относиться к тем, кто продумывал и создавал армию противников наших отцов и дедов.
  
  
  
  
  
   0x01 graphic
  
   И. Эренбург после двух лет войны писал:
  
  -- "В годы войны мы многое меняли на ходу.
  -- Мы увидели, что нам часто не хва­тает дисциплины, организации, личной инициативы, чувства ответственности.
  -- Мы поняли, что наши дети нуждаются в более крепких основах морали, что нужно в них глубже воспитывать человеческое достоинство, патриотизм, верность, рыцарские чувства, уважение к старости и заботу о слабых".
  
   0x01 graphic
  
   Справка:
  
  -- Пулемет МГ-34 на станке - пулеметчик наводит пулемет с помощью оптического прицела.
  -- У командира немецкого пехотного батальона в его маленьком штабе был солдат-топограф, непрерывно определявший координаты объектов на местности и специальный офицер для связи с артиллерией. Это позволяло немецкому батальону в считанные минуты вызвать точный огонь полковой и дивизионной артиллерии по сильному противнику.
  -- В немецкой гаубичной батарее дивизионного артполка непосредственно обслуживали все 4 легкие гаубицы 24 человека. А всего в батарее было 4 офицера, 30 унтер-офицеров и 137 солдат. Все они - разведчики, телефонисты, радисты и т.д. - обеспечивали, чтобы снаряды этих 4-х гаубиц падали точно в цель и сразу же, как только цель появилась на местности. Стреляют ведь не пушки, стреляют батареи.
  
  
   Война обнажила всю пагубность "сталинской педагоги­ки" и вредность тех мер, которые приводили к нивелировке личности, подтачиванию нравственного стержня человека.
  
   Как мог проявить человек самостоятельность, если его до этого учили безропотно подчиняться?
   Как он мог взять на себя ответственность, когда был спутан по рукам и ногам различного рода инструкциями и указаниями?
  
   *
   Наряду с издержками морально-психологического и военно-технического плана следует отметить недостатки иного плана. Речь в данном случае идет о недостатках в воспитании ненависти к врагу.
  
   Наш, советский народ, миролюбив.
   Его типичные черты: великодушие, беззлобность, отходчивость, доброжелательность.
  
   В первые дни и недели войны, не имея достаточно полного представления о захватнических планах фашистской Герма­нии, бойцы, командиры и политработники проявляли излишнюю мягкотелость по отношению к врагу.
  
   Это обстоятельство негативным образом сказывалось на ведении боевых действий, ибо священная ненависть к врагу - это сильнейший источник мужества, героизма и стойкости. Нельзя победить врага, не научившись ненавидеть его всеми силами души.
  
   Перелом в умонастроениях советских воинов наступил в начале 1942 года, о чем в приказе НКО N 130 от 1 мая 1942 года говорилось, что у личного состава Красной Армии
  
  -- "Исчез­ли благодушие и беспечность в отношении врага, которые име­ли место среди бойцов в первые месяцы Отечественной войны.
  -- Зверства, грабежи и насилия, чинимые немецко-фашистскими захватчиками над мирным населением и советскими военно­пленными, излечили наших бойцов от этой болезни.
  -- Бойцы ста­ли злее и беспощаднее.
  -- Они научились по-настоящему ненави­деть немецко-фашистских захватчиков.
  -- Они поняли, что нельзя победить врага, не научившись ненавидеть его всеми силами души".
  
   *
   И о последней издержке в подготовке командно-началь­ствующих кадров - о недостатках в подготовке к работе в многонациональных воинских коллективах.
  
   Особенно остро эта проблема встала в 1942 году, когда в войска все в больших количествах стало поступать попол­нение из республик Средней Азии, Казахстана, Закавказья, Се­вера и народностей Сибири.
   Это привело к тому, что удельный вес представителей этих национальностей в составе частей и соединений возрос до 40 процентов.
  
   Многие новобранцы плохо знали русский язык, не имели навыков межнационального общения, что сразу же сказалось на морально-психологическом климате воинских коллективов и боевых действиях.
  
   Сказался и тот факт, что в 1938 г. были ликвидированы национальные военные училища, предназначение которых заклю­чалось в подготовке командных и политических кадров для работы с людьми разных национальностей.
  
   Как отмечалось в материалах проверки практики работы командиров и политработников в многонациональных коллекти­вах, которую провело Главное политическое управление РККА, недостатки заключались в следующем: некоторые командиры и политработники недооценивали значение интернационального воспитания; ряд из них проявляли слабую заботу о выдвижении на командные должности отличившихся бойцов нерусской нацио­нальности; многие командиры и начальники не знали националь­ных особенностей и традиций воинов; кое-кто встал на путь администрирования и грубости.
  
   Положение, как известно, было, хотя и с опозданием, поправлено. Дело же заключается в другом: многонациональный состав страны, политические решения относительно всеобщей воинской повинности обязывали партийное и советское руко­водство проявить заблаговременную заботу о подготовке на­циональных военных кадров.
  
   Этот урок Великой Отечественной войны учит: кадровый состав Советских Вооруженных Сил должен быть адекватен национальному составу военнослужащих срочной службы; весь офицерский состав следует готовить с расчетом их работы в многонациональном воинском коллективе по научно разра­ботанной программе.
   Таковы, на наш взгляд, основные издержки, которые прояви­лись в годы войны в подготовке офицерских кадров.
  

Просчеты немецкой военной школы

  
   Как проявили себя в период войны немецкие генералы и офицеры?
   Как известно, поражение в войне кое-кто пытается сва­лить на Гитлера: он принимал решения, он не давал развернуть­ся талантливым генералам и т.п.
   Да, все это так. И, тем не менее, проиграл войну не Гит­лер, а немецкая военная школа. Хотя и просчеты Гитлера, про­чие факторы не следует сбрасывать со счетов.
   На наш взгляд, два обстоятельства следует подчеркнуть особо.
   Первое. Ставка на молниеносную войну дорого обошлась немецкому народу и серьезно уронила моральный дух войск и населения с вступлением войны в затяжную фазу.
   Общая картина краха духа немецких войск и морального состояния Германии в процессе войны дана в работе шведского ученого А. Юнгдаля, приведенное в следующей таблице:
  
   Сведения о моральном состоянии Германии в годы 2-ой мировой войны
  
  
   Моральный уровень
   Процент по отношению к населению Германии:
  
   в начале войны
   в конце войны
   Высокий
   32
   6
   Средний
   51
   16
   Низкий
   17
   78
  
   Из таблицы видно, что к концу войны моральный дух фашистской Германии резко пошел на убыль.
   Опыт второй мировой войны показал, что немецко-фашистские войска теряли боеспособность при потерях приблизитель­но 30-40 процентов от первоначальной численности личного состава, в то время как воины Красной Армии продолжали вести боевые действия и при больших потерях.
   Второе. Склонность к догматизму и шаблону, присущие немецкой военной школе, а также определенные национальные черты характера сослужили неблагодарную службу Германии.
   Это обстоятельство было подмечено в приказе НКО к 23 февраля 1943 г. В нем, в частности говорилось следующее:
  
  -- "Их (немцев - А.К.) стратегия дефективная, так как она, как правило, недооценивает сил и возможностей противника и переоценивает свои силы. Их тактика шаблонна, так как она старается подогнать события на фронте под тот или иной па­раграф устава.
  -- Немцы аккуратны и точны в своих действиях, когда обста­новка позволяет осуществлять требования устава. В этом их сила.
  -- Немцы становятся беспомощными, когда обстановка услож­няется и начинает "не соответствовать" тому или иному параг­рафу устава, требуя принятия самостоятельного решения, не предусмотренного уставом. В этом их основная слабость".
  
   *
   Учитывая то обстоятельство, что "национальный фактор" при подготовке к войне и в ходе боевых действий играет немаловажную роль, можно сформулировать следующее обобщение, касающееся подготовки офицерского состава: в обучении офи­церов необходимо максимально учесть особенности националь­ной психологии своего народа и вероятного противника; цель обращения к ней - максимально учесть все позитивное и подго­товить офицеров к целенаправленной работе с тем, что пре­пятствует проявлению боевых качеств военнослужащих.
   Таковы основные итоги подготовки офицерских кадров в военное время.
  

0x01 graphic

"Девятый вал"

Художник Айвазовский Иван Константинович

Интересные и важные

фрагменты из Великой Отечественной

  
   Семенов Г.Г.
   Наступает ударная. -- 2-е изд., испр. -- М.: Воениздат, 1986.
  
   И на этот раз отличился один из лучших полков нашей армии -- 88-й стрелковый. Командовал им уже известный читателю полковник Иван Семенович Лихобабин, а начальником штаба был майор Василий Михайлович Звонцов. В этом полку особенно тщательно и всесторонне готовились к прорыву. В канун боя полковник Лихобабин проверил в каждом батальоне и в каждой роте, как усвоена людьми задача. Его последние указания солдатам были настолько своеобразны и конкретны, что майор Звонцов записал их.
   Вот что советовал бывалый полковник солдатам:
   Выдвигайся в исходное положение для атаки без единого стука и звука. Каждый звук -- предательство! Заняв место, окопайся!
   Главное -- своевременно подняться в атаку.
   Помни:
   -- в первую минуту после артподготовки противник еще не одумался; [102]
   -- во вторую минуту противник ощупывает себя -- жив ли;
   -- в третью минуту противник ищет оружие и стреляет.
   Мы от противника за 300 -- 400 метров. Боец идет 120 шагов в минуту, а бежит -- 250 шагов. Значит, через две минуты ты будешь бить не пришедшего в себя противника. Но если хоть на минуту, хоть на полминуты задержишься -- противник встретит огнем.
   Преодолей страх, не думай о боли. Раненый боль чувствует потом, убитый вовсе ничего не чувствует. Хочешь быть жив -- опереди противника!
   Крепко усвоив наставления своего командира, бойцы 88-го полка атаковали стремительно и очень успешно. Полк первым прорвал вражескую оборону, выбив фашистов из всех трех траншей и овладев опорным пунктом Праборовье. При этом выяснилось, что артподготовка оказалась на редкость эффективной. Большая часть инженерных сооружений и огневых позиций на переднем крае была разрушена. В траншеях оказалось много вражеских трупов. Среди первых пленных попались два солдата, помешавшиеся во время артподготовки.
  
   Бек А.А.
   Волоколамское шоссе. (Рассказ Баурджан Момыш-Улы, командир полка)
  
   Вспомнилось -- в одной статье я читал: "В бою в человеке борются две силы: сознание долга и инстинкт самосохранения. Вмешивается третья сила -- дисциплина, и сознание долга берет верх".
   Так ли это?
   Наш генерал, Иван Васильевич Панфилов, говорил об этом по-другому. Когда-то, еще в Алма-Ате, в ночном разговоре (пока не расспрашивайте, не отвлекайтесь, -- я потом передам весь разговор) Панфилов сказал: "Солдат идет в бой не умирать, а жить!"
   Мне полюбились эти слова, я иногда повторял их. Теперь, готовясь к первому бою, думая о батальоне, которому выпало на долю драться под Москвой, я вспомнил Панфилова, вспомнил эти слова.
   Неужели воля к жизни, инстинкт сохранения жизни -- могучий первородный двигатель, свойственный всему живому, -- проявляется только в бегстве?
   Разве он же, этот самый инстинкт, не разворачивается вовсю, не действует с бешеной яростью и мощью, когда живое существо борется, дерется, царапается, кусается в смертельной схватке, защищается и нападает?
   Нет, в этой небывалой войне за будущее нашей Родины, за будущее каждого из нас, любовь к жизни, воля жить, неистребимый инстинкт самосохранения должен стать для нас не врагом, а другом.
   Но как пробудить и напрячь его?
   **
   Я не употреблял термина "инстинкт", но взывал к нему, к могучему инстинкту сохранения жизни.
   Я стремился возбудить и напрячь его для победы в бою.
   -- Враг идет убить и тебя и меня, -- продолжал я (солдатам - А.К.) -- Я учу тебя, я требую: убей его, сумей убить, потому что и я хочу жить. И каждый из нас велит тебе, каждый приказывает: убей -- мы хотим жить! И ты требуешь от товарища -- обязан требовать, если действительно хочешь жить, -- убей! Родина -- это ты. Родина -- это мы, наши семьи, наши матери, наши жены и дети. Родина -- это наш народ. Может быть, тебя все-таки настигнет пуля, но сначала убей! Истреби, сколько сможешь! Этим сохранишь в живых его, и его, и его (я указывал пальцем на бойцов) -- товарищей по окопу и винтовке! Я, ваш командир, хочу исполнить веление наших жен и матерей, веление нашего народа. Хочу вести в бой не умирать, а жить! Понятно? ...
  
   Бондарев Ю.В.
   Горячий снег
  
   А истребители уже неслись над степью, пропарывая воздух крупнокалиберными пулеметами, и огненные пики трасс будто поддевали остриями распростертые на снегу тела людей, переворачивали их в винтообразных белых завертях. Несколько солдат из соседних батарей, не выдержав расстрела с воздуха, вскочили, заметались под истребителями, бросаясь в разные стороны. Потом один упал, пополз и замер, вытянув вперед руки. Другой бежал зигзагообразно, дико оглядываясь то вправо, то влево, а трассы с пикирующего "мессершмитта" настигали его наискосок сверху и раскаленной проволокой прошли сквозь него, солдат покатился по снегу, крестообразно взмахивая руками, и тоже замер; ватник дымился на нем.
   -- Глупо! Глупо! Перед самым фронтом!.. -- кричал Дроздовский, вырывая из зажимов пустой диск.
   Кузнецов, встав на колени, скомандовал в сторону ползающих по степи солдат:
   -- Не бегать! Никому не бегать, лежать!..
  
   **
   Давлатян вынул из кармана шинели вчетверо сложенную желтую листовку и насупился. -- Касымов в кювете нашел. Ночью с самолета бросали.
   -- Покажи, Гога.
   Кузнецов взял листовку, развернул, пробежал глазами по крупным буквам текста:
   "Сталинградские бандиты! Вам временно удалось окружить часть немецких войск под вашим Сталинградом, который превращен нашим воздушным флотом в развалины. Не радуйтесь! Не надейтесь, что теперь вы будете наступать! Мы вам еще устроим веселый праздник на вашей улице, загоним за Волгу и дальше кормить сибирских вшей. Перед славной победоносной армией вы слабы. Берегите свои дырявые шкуры, советские головорезы!"
   -- Прямо бешеные! -- сказал Давлатян, увидев усмешку Кузнецова, дочитавшего листовку до конца. -- Не думали, наверно, что в Сталинграде им жизни дадут. Как смотришь на эту пропаганду?
   -- Прав, Гога. Сочинение на вольную тему, -- ответил Кузнецов, отдавая листовку. -- А вообще такую ругань еще не читал. В сорок первом писали другое: "Сдавайтесь и не забудьте взять ложку и котелок!" Забрасывали такими листовками каждую ночь.
   -- Знаешь, как я эту пропаганду понимаю? -- сказал Давлатян. -- Чует собака палку. Вот и все.
   Он смял листовку, бросил ее за обочину, засмеялся легким смехом, снова напомнившим Кузнецову нечто далекое, знакомое, солнечное, -- весенний день в окнах школы, испещренную теплыми бликами листву лип.
  
   **
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   См.:. Партия и армия. - М.: Воениздат, 1980. - С. 220, 221.
   См.: Нечкина М. Исторические традиции русского военного героизма. - М.: Воениздат, 1941; Тарле Е. Отечественная воина 1812 года и разгром империи Наполеона. - М.: Госполитиздат, 1941; Иовчук М. Великие традиции русского патриотизма // Боль­шевик. - 1941. - NЗ; Бородин С. Дмитрий Донской. - М.: Госполитиздат, 1942; Данилевский В. Александр Невский. - М.: Госполитиздат, 1941; Осипов К. Суворов. - М.: Госполитиздат, 1941; Из боевого прошлого русской армии Документы о доблести и героизме русских солдат и офицеров. - М., 1944 и др.
   См.: Пропагандист. - 1944. - N17. - С. 40-41
   Федосеев П. Моральный дух Красной Армии // Пропагандист. - 1942. - N3. - C.10.
   См.: Кузнецов И.И. Генералы 1940 года // Военно-исторический журнал. - 1988. - N10. - С. 29-37.
   Было создано 17 курсов усовершенствования, преимуществен­но при штабах фронтоа, а при 11 военных академиях - трехмесячные курсы по подготовке офицерского состава из лиц с высших образованием. К концу 1941 г. в военно-учебных за­ведениях и на различных курсах обучалось 534,5 тыс. чел. - См.: Иовлев A.M. Деятельность КПСС по подготовке военных кадров. - С. 152-153.
   На старших курсах обучение заканчивалось в течение ме­сяца, на втором курсе - в течение 3-х месяцев, а на первом - в течение года.
   См.: Гончаров В. А. Подготовка военных кадров в годы Ве­ликой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. - 1985. - N7. - С.61.
   С началом войны были созданы специальные училища и школы по подготовке офицерского состава для войск проти­вовоздушной обороны, пулеметно-минометных подразделений, парашютных частей и т.п. Число военных училищ Сухопутных войск увеличилось более чем на 20%, а штатная численность курсантов в них - на 67%. - См.: Иовлев A.M. Борьба КПСС по подготовке военных кадров. - С. 152
   В начале войны сроки обучения были установлены следую­щие военных академиях от 8 до 12 месяцев, в военных училищах - от 4 до 10 месяцев. - См.: там же. - С. 153.
   См.: Мартышкин В. Подготовка офицерских кадров в Сибирском и Забайкальском военных округах в 1941-1942 гг. // Военно-исторический журнал. - 1974. - N6. - С.87.
   Там же. - С. 88-89.
   См.:. Академия имени М. В. Фрунзе. - М.: Воениздат, 1973. - С. 148
   См.: Барабанщиков А.В., Киряшов Н.И., Феденко Н.Ф. Советская педагогика и психология в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - М.: ВПА, 1987. - С. 88-89.
   См.: Балыков Н.П. О становлений и развитии системы и содер­жания профессиональной подготовки военных политработников. - М.: ВПА, 1973. - С. 39-40.
   См.: Познанский Д.П., Комар А.В. Методический опыт обучения курсантов в годы Великой Отечественной войны и его исполь­зование в современных условиях. - М.: ВПА, 1985.
   Указания по организации учебного процесса в военное вре­мя (Высшие всеарм. воен.-полит. курсы ГлавПУ РККА). - М., 1944. - С.24,36.
   См.: Карпов В. Маршал Жуков. его соратники и противники в годы войны и мира // Знамя. - 1989. - N10. - С. 8-71.
   Маршал Жуков: полководец и человек. Сборник: В 2 т. - Т. 1. - с 145-146.
   См.: Рязанцев В. Последний приказ: Подвиг и трагедия Юго-Западного фронта и его командующего Героя Советского Сою­за генерал-полковника М. П. Кирпоноса // Красная звезда. - 1989. - 28 октября. - С. 4
   См.: Бортневский В. Судьбу выбирают: генерал Власов, власовцы и другие... // Учительская газета. - 1989. - 19 сентября. - С. 3.
   Карпов В. Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны и мира // Знамя. - 1989. - N11. - С. 109.
   РОА - русская освободительная армия.
   См. постановление ГКО от 16 июля 1941 г. и Приказ НКО СССР N227 от 28. 07. 1942 г. // Знамя. - 1989. - N11. - С. 162-163; Московские новости. - 1988. - 7 февраля. - С. 12; Красная звезда. - 1988. - 26 марта. - С. 3, 4 и др.
   Симонов К. Разные годы войны: Дневник писателя: В 2т. - Т. 2. - М.: Молодая гвардия, 1977. - С. 321.
   Симонов К., Эренбург И. В одной газете. - Изд. 2 - е. - М.: АПН, 1984. - С. 223.
   Идеологическая работа КПСС на фронте (1941-1945 гг.). - М.: Воениздат, 1960. - С.141.
   См.:. Партийно-политическая работа в Вооруженных Силах СССР. 1918-1973 гг.: Исторический очерк / Под ред. Епишева А.А. - М.: Воениздат, 1974. - С. 227-238.
   В июле-августе 1943 года Главное политическое управле­ние РККА провело Всеармейское совещание фронтовых и окруж­ных агитаторов, работающих среди воинов нерусских националь­ностей. На нем выступили М.И. Калинин, А.С. Щербаков, Д.З. Мануильский, Е.М. Ярославский и др. Офицеры ранее получили военные разговорники, брошюры и другие материала. отражающие быт и нравы воинов разных национальностей. - См.:. Мурадян В. А. Боевое братство. - М.: Воениздат, 1960 и др.
   См.: Роковые решения. - М.: Воениздат, 1958. - 607 С.; Адам В. Трудное решение (мемуары полковника 6-ой германской армии). - М.: Прогресс, 1972. - 495 С.; Безыменский Л. Германские генера­лы с Гитлером и без него. - М.: Мысль, 1964. - 533 С. и др.
   Цит.: Сарычев Е.В. Методологические проблемы комплексного исследования морального фактора в войне / Воен.-полит. акад. им. В.И. Ленина. - М.: ВПА, 1977. - С.26.
   См.: Сарычев Е.В. Методологические проблемы комплексного исследования морального фактора в войне. - С. 48, 49
   Правда. - 1943. - 2З февраля. - С.1.
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023