Вот уже больше четырех десятилетий ведутся ожесточенные споры вокруг уроков и итогов второй мировой войны и ее главной составляющей - борьбы СССР против фашизма.
--
Этой проблеме посвящена 85-томная история "Армия США во второй мировой войне", 80-томная "История второй мировой войны", выпущенная в Великобритании, 96-томная "Официальная история войны в Великой Восточной Азии" (Япония), 10-томная история под названием "Германский рейх и вторая мировая война", изданная в ФРГ, и многие другие писания историков, политиков, литераторов, военных.
О чем, главным образом, идет спор?
В самом общем виде ситуацию можно представить таким образом: спорят вокруг закономерности поражения фашистской Германии в войне и по поводу вклада в победу сил, воющих против Германии.
--
Не входя в этот спор, отметим исходные авторские позиции:
--
поражение фашистской Германии было закономерным, а решающий вклад в эту победу внес Советский Союз.
Последняя оценка отнюдь не умаляет боевых достижений союзников СССР, а лишь подчеркивает тот факт, что основная тяжесть войны легла на плечи советского народа и именно он нанес решающее поражение германскому фашизму.
*
Великая Отечественная война явилась серьезным испытанием не только общественно-политического строя и экономической системы социализма, но и его военной организации, системы подготовки военных кадров.
Война показала, что социализм располагает большими резервами.
*
Начало войны было суровым: на советский народ обрушился жестокий и коварный враг, опробовавший свою военную машину на Западе и заставивший работать на себя экономику оккупированных стран.
На стороне противника было преимущество внезапного нападения.
Сказались и просчеты с нашей стороны.
*
Неблагоприятное воздействие на моральный фактор и боевой настрой народа и воинов оказали:
--
издержки в военной доктрине, оценке противника и начального периода войны, ее сроков;
--
недооценка противника и переоценка уз классовой солидарности со стороны немецкого пролетариата;
--
временные неудачи советских войск в начальный период войны;
--
факты растерянности, нервозности и нерешительности со стороны командно-политического состава;
--
трудности перестройки сознания с мирного на военный лад;
--
массированное воздействие фашистской пропаганды на наши войска и население.
*
В такой обстановке перед партией и правительством со всей остротой встала задача не дать хода развитию негативизма.
При этом она исходила из ленинского положения о том, что нужно "продержаться в моральном смысле, т.е. не дать себя деморализовать, дезорганизовать".
Нужно было найти в себе мужество сохранить трезвую оценку положения дел, бодрость духа, чтобы принять верное решение.
*
На службу Родине были поставлены пропаганда и агитация, печать и радио, литература и искусство, все средства идейного влияния на массы.
О размахе этой работы говорят такие данные:
--
- за годы войны вышло в свет более 500 изданий трудов классиков марксизма-ленинизма общим тиражом около 17 млн. экземпляров; большим тиражом выходила книга "О великой Отечественной войне Советского Союза", брошюры М.И. Калинина, Д.З. Мануильского. А.С. Щербакова, Е.М. Ярославского и др.; общий тираж массово-политических книг составил более 33 млн. экз.;
--
- была развернута широкая работу по пропаганде военно-исторического прошлого страны, обеспечила публикации отдельных произведений наших выдающихся соотечественников А.В. Суворова, М.И. Кутузова, С.О. Макарова; широко пропагандировалась деятельность А. Невского, Д. Донского, а также героев гражданской войны Н.А. Щорса. Г. И. Котовского, В.И. Чапаева и др.; в честь великих сынов нашей страны были учреждены ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского, Богдана Хмельницкого, Ушакова и Нахимова;
--
- в июле 1943 года при Комитете по делам высшей школы при СНК СССР было создано лекционное бюро, на которое были возложены задачи организации лекций в Москве и по всей стране о международном положении, текущих военно-политических событиях, по историческим, военно-патриотическим и другим вопросам. Всего за время с 16 августа 1943 г. по 1 августа 1944 года лекторами было прочитано 672 публичные лекции, на которых присутствовало 305 тыс. человек. С лекциями выступили видные деятели международного коммунистического движения О.В. Куусинен, Д. Ибаррури, писатели А. Фадеев. И. Эренбург, Н. Тихонов, академики Н. Г. Струмилин, Н.С. Державин, В.Н. Образцов и др.
*
Другими словами, посредством названных и других мер политического и организационного характера партии и правительству удалось решить проблему морального фактора в самые трудные месяцы начального периода Великой Отечественной войны.
Оценивая по достоинству этот факт, министр иностранных дел Великобритании М. Иден в одном из своих выступлений периода войны заявил:
--
"Можно найти немного примеров в анналах истории, чтобы армия, которая провела такое долгое и тяжелое отступление, как Красная Армия в течение лета, все же сохранила боевой дух и смогла обрушиться на врага с триумфальным успехом на широком фронте".
*
Отдавая должное организационной работе компартии, не следует забывать о том, что главный фактор стойкости морального духа русского человека заключен в особенностях его национального характера, а именно, в способности в критический момент забыть все обиды и сосредоточиться на главном - борьбе за независимость своей Родины.
*
Расчет фашистов на подрыв морального духа советского народа не оправдался.
Не оправдались и надежды на то, что Красной Армии не удастся отмобилизоваться и перестроиться на военный лад.
*
В труднейших условиях начального периода войны партии и правительству удалось решить целых ряд задач, связанных с кадровыми вопросами:
а) произвести мобилизацию в армию и на флот офицеров запаса, а также лиц не имевших до этого офицерских званий (в частности, партийных и советских работников, инженеров и техников и др.);
б) возвратить в строй ряд командиров и политработников, подвергнутых ранее репрессиям;
в) развернуть систему краткосрочных курсов по подготовке офицерского состава;
г) осуществить досрочный выпуск офицеров из военно-учебных заведений;
д) перестроить систему военно-учебных заведений.
*
С самого начала войны была проявлена забота о создании резерва кадров.
В июле 1941 г. на Западном Фронте сформировался первый резерв офицерского состава. Впоследствии это было сделано и на других фронтах.
Армейский резерв офицерского состава создавался вначале как отдельный батальон, входивший в армейский запасной полк, а впоследствии весь этот полк стал резервом офицерского состава.
*
Каким образом перестраивались военно-учебные заведения в начальный период войны?
Названная перестройка включала следующие мероприятия:
1) изменение сети военно-учебных заведений;
2) увеличение пропускной способности военных училищ и академий за счет сокращения сроков обучения и увеличения численности обучаемых;
3) изменение учебной программы, профиля подготовки военных кадров;
4) внесение изменений в организацию учебных занятий и методику обучения;
5) упорядочение практики подбора для военно-учебных заведений профессорско-преподавательского и командного состава и др.
Большая работа была проделана по передислокации военно-учебных заведений вглубь, страны.
Так, к примеру, к 1 января 1942 года на территории Сибирского и Забайкальского военных округов было передислоцировано 30% всех военно-учебных заведений Красной Армии.
Это обстоятельство, конечно, ставило военные училища и военные академии в трудное положение.
*
Каким образом шло изменение учебной программы?
Эта работа велась в нескольких направлениях:
а) посредством уменьшения количества учебных дисциплин, изучаемых курсантами и слушателями;
б) изменения характера подготовки обучаемых;
в) путем оперативного реагирования учебной программы на запросы войны.
Так, основными предметами обучения в пехотных и артиллерийских училищах являлись тактика и огневая подготовка.
Одновременно курсанты изучали инженерное и химическое дело, топографию.
В декабре 1941 года была введена новая учебная дисциплина - танкоистребительное дело.
С переходом Военной академии им. М. В. Фрунзе на сокращенные сроки обучения был введен курс партполитработы, который включал следующие темы:
- "Ленинское учение об империализме и пролетарской революции";
- "Марксистско-ленинское учение о войне и армии";
- "Партия большевиков в период иностранной военной интервенции и гражданской войны";
- "Марксистско-ленинское учение о государстве и диктатуре пролетариата";
- "Великая Отечественная война";
- "Партийно-политическая работа в Красной Армии".
Обращение к учению о защите Отечества помогало пониманию реалий войны: здесь черпался оптимизм, трезвость оценки сложностей начального периода войны.
*
В 1942 году Главное политическое управление РККА утвердило единый план подготовки курсантов военных училищ.
Он состоял из двух разделов:
1) "Великая отечественная война Советского Союза";
2) "Воспитательная работа с красноармейцами и младшими командирами".
Количество часов на этот курс зависело от сроков обучения. Так, при сроке обучения в 3-4 месяца на политическую подготовку отводилось 40 часов, а при сроке обучения 6-9 месяцев - 60 часов.
В конце 1942 года в училищах был восстановлен курс истории ВКП (б). На его изучение стало отводиться 92 часа.
*
Война потребовала сделать подготовку офицеров узкопрофильной, приблизить ее к потребностям войсковой практики.
К примеру, в военно-политических училищах, в учебных программах произошли следующие изменения:
а) значительно увеличился удельный вес военной и военно-технической подготовки политработников при одновременном сокращении времени на изучение общественных дисциплин;
б) комплекс общественных дисциплин перестраивался с учетом практически решаемых задач политработниками в боевой обстановке;
в) курс партийно-политической работы максимально нацеливался на изучение особенностей этой деятельности в боевой обстановке, иногда приобретая черты директивных указаний;
г) особое внимание уделялось глубокому изучению текущего опыта войны во всех его аспектах.
*
Слушатели и курсанты военно-политических училищ вели активную агитационно-пропагандистскую работу среди военнослужащих учебных, запасных и резервных частей, а также с трудящимися предприятий, колхозов и совхозов. Эта работа рассматривалась как важнейшее средство политической и профессиональной закалки будущих политработников и как конкретная помощь местным партийным и советским организациям в мобилизации трудящихся на борьбу с врагом.
*
Ведущим принципом обучения в годы войны был принцип "учить войска тому, что необходимо на войне".
Он реализовывался через соответствующую методику, организацию и содержание обучения. Важное место отводилось принципам: наглядности в обучении и индивидуального подхода к обучаемым.
*
Отличительной чертой методики была ее практическая направленность, основывающаяся на личном показе обучающим действий и приемов.
В самом общем виде дело обстояло так: 90% времени - на практику и 10% - на теорию.
Назовем некоторые характерные методы обучения курсантов военного времени:
--
- метод "кольцевых выходов", сущность которого заключалась в том, что курсантские подразделения в течение суток, а то и больше передвигались вокруг мест дислокации училищ в условиях "противодействий" противника;
--
- "уроки полевой гимнастики", которые сочетали вопросы тактической и физической подготовки, включающие марш-броски, отражение атак танков, передачу снарядов, прыжки в высоту, преодоление водных преград и т.п.;
--
- стрелковый урок, на котором курсанты отрабатывали в тесной увязке с изучением материальной части оружия приемы стрельбы из всех положений в условиях дня и ночи.
Большое внимание уделялось изучению опыта войны и вооружению им слушателей и курсантов.
С этой целью практиковались следующие формы работы:
а) написание курсантами и слушателями воспоминаний о боевых эпизодах при поступлении в военно-учебное заведение;
б) командирование преподавательского состава в войска различных фронтов с целью стажировки и изучения боевого опыта;
в) включение в учебный план специальных лекций, проведение дополнительных занятий, чтение докладов и проведение конференций по проблемам боевых действий;
г) использование боевых документов, материалов периодической печати для обучения слушателей и курсантов;
д) воспитание курсантов и слушателей на примерах мужества и героизма советских воинов, командиров и политработников;
е) некоторое упреждение (морально-идеологическое и военно-техническое) в подготовке слушателей и курсантов к предстоящим боевым действиям.
*
В отношении преподавательского состава положение обстояло так: в начале войны некомплект преподавателей составлял около 20%, а затем положение улучшилось; с середины 1942 г. в военные училища на преподавательские должности стали назначаться фронтовики, а с середины 1943 г. ГКО категорически запретил откомандирование преподавателей из военно-учебных заведений без особой на то надобности.
*
В период Великой Отечественной войны возросло значение самостоятельной работы слушателей и курсантов в овладении учебной программой.
Основные требования к самостоятельной работе слушателей были выражены в "Указаниях по организации учебного процесса в военное время" (1944 г.). В них излагались следующие требования: "Учебным планом на военное время предусматривается ежедневная работа слушателей в течение 11 часов, из которых 6 часов под руководством преподавателей и 5 часов самостоятельной работы, которое регламентируется и осуществляется в соответствии с индивидуальным планом слушателя... Индивидуальные планы составляются слушателем на 7 дней. Контроль за выполнением индивидуальных планов осуществляется начальником курса и преподавателями".
"Офицерские" проблемы начального периода войны
После краткого раскрытия основных направлений перестройки учебного процесса в военно-учебных заведениях в военное время сосредоточим внимание на тех проблемах, которые выявила война в подготовке слушателей и курсантов.
Война открыла глаза на многое: и на героическое и на трагическое, выявила героев и обнажила омерзительное лицо паникера, труса, предателя. Она же безжалостно показала и просчеты в подготовке офицерских кадров.
Мы не ставим себе задачей во всем объеме раскрыть проблему героического и трагического, достижений и просчетов. Думается, это предмет серьезнейшего научного исследования. Остановимся лишь на некоторых, на наш взгляд, типичным фактах, примерах и судьбах.
*
Г.К. Жуков - один из выдающихся полководцев Великой Отечественной войны.
Судьба свела его с лучшими генералами фашистской Германии: Гальдером, Манштейном, Гудерианом, Паулюсом, Кейтелем, Клейстом и др.
Полководческий талан этого человека раскрылся в самые трудные для Родины дни. Маршал Советского Союза А.М. Василевский так характеризует Г.К. Жукова:
--
"Я всегда восхищался его неукротимой энергией и глубиной стратегического мышления, чувством личной ответственности за порученное дело... Приняв решение, он мобилизовал все силы для его практического осуществления. Для него, казалось бы, не было непреодолимых преград, его могучая воля ломала все, что стояло на пути. Георгий Константинович не терпел шаблона, он поддерживал все новое и передовое в военном деле... Это был человек огромного личного мужества и самообладания. В самые трудные, даже критические моменты, работая с ним бок о бок, я не видел Жукова растерянным или подавленным. Напротив, в такие моменты он был, как никогда. деятелен и целеустремлен".
Жуков в октябре 1941.
Фото из газеты "Красная звезда", опубликовано по личному указанию Сталина.
Справка:
--
Георгий Константинович Жуков(19 ноября 1896 -- 18 июня 1974) --Маршал Советского Союза (1943), министр обороны СССР (1955--1957).
--
Призван в армию 7 августа 1915 года в Малоярославце, отобран в кавалерию.
--
После обучения на кавалерийского унтер-офицера в конце августа 1916 года попал на Юго-Западный фронт в 10-й Новгородский драгунский полк. За захват немецкого офицера награждён Георгиевским крестом 4-й степени.
--
В октябре получил тяжёлую контузию, после которой, вследствие частичной потери слуха, направлен в запасной кавалерийский полк. За ранение в бою удостоился второго Георгиевского креста, на этот раз 3-й степени. После роспуска эскадрона в декабре 1917 года вернулся в Москву, затем в деревню к родителям, где долго болел тифом.
--
В Красной Армии с августа 1918 года. Вступил 1 марта 1919 года в члены РКП(б). В Гражданскую войну красноармеец Георгий Жуков сражался на Восточном, Западном и Южном фронтах против уральских казаков, под Царицыном, с войсками Деникина и Врангеля.
--
Период до Великой Отечественной войны - прошел от комполка до комкора. 1923--1939.
--
В июне 1939 года был направлен в район советско-японского конфликта, где по предложению Генштаба заменил предыдущего командующего советскими войсками Н. В. Фекленко.
--
С 7 июня 1940 года -- командующий войсками КОВО, (приказ НКО N 02469). При аттестации командного состава РККА в соответствии с новой системой званий стал генералом армии.
--
Занимая в феврале -- июле 1941 года пост начальника Генштаба и заместителя наркома обороны СССР, Жуков принял участие в составлении "Соображений по плану стратегического развёртывания сил Советского Союза на случай войны с Германией и её союзниками".
--
В годы Великой Отечественной войны (1941--1945) занимал посты начальника Генерального штаба РККА (февраль-июль 1941), члена Ставки Главного командования (с 23 июня 1941 г.), Ставки Верховного Командования (с 10 июля 1941 г.) , Ставки Верховного Главнокомандования (с 8 августа 1941 г.), с 26 августа 1942 г. являлся заместителем Верховного Главнокомандующего, с 27 августа 1942 г. -- первый заместитель народного комиссара обороны Союза ССР, командовал фронтами: Резервным, Ленинградским, Западным (одновременно был главкомом Западного направления), 1-м Украинским, 1-м Белорусским.
--
8 мая 1945 года в 22:43 (9 мая 0:43 по московскому времени) в Карлсхорсте (Берлин) Жуков принял от гитлеровского генерал-фельдмаршала Вильгельма Кейтеля безоговорочную капитуляцию войск фашистской Германии.
--
Летом 1946 года состоялось заседание Высшего военного совета, на котором разбиралось дело маршала Жукова по материалам допроса Главного маршала авиации А. А. Новикова, арестованного перед тем органами госбезопасности по "делу авиаторов". Жуков был обвинён в незаконном присвоении трофеев и раздувании своих заслуг в деле разгрома Гитлера.
--
9 июня 1946 года Жуков был снят с должности Главкома сухопутных войск -- замминистра Вооруженных Сил СССР и назначен командующим войсками Одесского округа (1946--1948).
--
После смерти Сталина в 1953 году по ходатайству Л. П. Берии Жуков был назначен на должность первого заместителя министра обороны СССР (министром обороны стал Н. А. Булганин).
--
В феврале 1955 года после назначения Н. А. Булганина председателем Совета Министров СССР Жуков сменил его на посту Министра обороны СССР.
--
29 октября 1957 года Пленум ЦК КПСС, посвящённый улучшению партийно-политической работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, постановил, что Г. К. Жуков "нарушал ленинские, партийные принципы руководства Вооружёнными Силами, проводил линию на свёртывание работы партийных организаций, политорганов и Военных советов, на ликвидацию руководства и контроля над армией и Военно-Морским Флотом со стороны партии, её ЦК и правительства...". Этим же постановлением Жуков был выведен из состава Президиума ЦК и ЦК КПСС; кроме того, указом Президиума Верховного Совета СССР он был освобождён от должности министра обороны СССР.
--
В марте 1969 года вышла в свет книга воспоминаний Г. К. Жукова -- "Воспоминания и размышления", начатая им в 1958 году.
--
В мае 1974 года Жуков впал в кому в Кремлёвской больнице. Через двадцать дней -- 18 июня 1974 года -- он умер, не приходя в сознание.
Не будем продолжать характеризовать данную личность: практические дела Г.К. Жукова в период войны красноречиво свидетельствуют о том, что его полководческий талант явился немаловажным фактором в победе над фашизмом.
*
Речь идет о другом: как мог состояться такой полководец?
Ответим: вопреки обстоятельствам.
Ничто: ни догматизм в обучении, ни давление разного уровня авторитетов, ни многое другое не смогло убить в нем самостоятельности мышления, творческого поиска, воли и других качеств, необходимых военачальникам.
Но ведь таких как Жуков было не так уж и много.
Больше было тех, кто, как говорится "плыл по течению" и не "высовывался". Другими словами, такие полководцы, как Жуков, были, грубо говоря, не "продуктом" системы, а, скорее, "антипродуктом" системы, личностью, которая сформировалась вопреки существующему порядку вещей.
Когда первые удары гитлеровских войск оказались ошеломляюще точно нацелены на пункты боепитания, склады, коммуникации, а диверсионные группы фашистов, переодетых в красноармейскую форму, появились на многих основных магистралях, когда фронт сразу в нескольких местах оголился, трудно было сохранить трезвость духа.
Немало командиров всех степеней в такой обстановке проявили колебания, нерешительность, а порой и растерянность.
Подобное случилось и с командующим Юго-Западным фронтом генерал-полковником М.П. Кирпоносом.
Справка:
--
Михаил Петрович Кирпонос (12 января 1892 -- 20 сентября 1941) --генерал-полковник.
--
В 1915 году был призван в российскую армию. После окончания в 1915 году инструкторских курсов при Ораниенбаумской офицерской стрелковой школе служил в 216-м запасном пехотном полку в городе Козлов (ныне Мичуринск, Тамбовская область).
--
В 1917 году закончил военно-фельдшерскую школу. С августа того же года принимал участие в военных действиях Первой мировой войны .
--
В январе 1918 года за организацию братания на фронте с австро-венграми Кирпонос был арестован командованием, а в феврале -- демобилизован.
--
В августе вступил в Красной Армии и уже с сентября командовал ротой в 1-й Советской Украинской стрелковой дивизии под командованием Н. А. Щорса, а с декабря -- батальоном.