ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Храброе сердце и исправное оружие - лучшая защита государства"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  
  
  
  

раброе сердце и исправное оружие - лучшая защита государства"...

Петр Великий

  
  
   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
   Мысли на будущее...
  

0x01 graphic

Святая Русь.

Нестеров М.В. 1901--1906

  
  

ПОБЕДЫ ДОКАЗЫВАЮТ, ЧТО БУДУЩНОСТЬ ПРИНАДЛЕЖИТ

ТОМУ НАРОДУ, КОТОРЫЙ ВЕРИТ В ВЕЛИЧИЕ И БУДУЩНОСТЬ ОТЕЧЕСТВА

  
   Потому, надо давно вносить свои коррективы:
  
  -- а)в вопрос "как жить?" -"как достойно умереть";
  -- б)в вопрос "как правильно трудиться" - "как следует бороться и побеждать";
  -- в)в вопрос "как разумно распорядиться своим свободным временем" - "как правильно пользоваться правами и свободами, не нарушая требований принципа боевой готовности, единоначалия, дисциплины, требования военной корпорации" и т.д.
  
   Для получения звания юриста, инженера, врача и т.п. - требуется много труда и времени, но со всем этим можно смело сказать, что ни одна из этих профессий не предъявляет к духовным силам человека столь серьезных и разносторонних требований, как к скромному строевому офицеру.
  
   "Твердость воли, дисциплинированность духа, высшее понимание долга и чести, готовность в любую минуту пожертвовать своей жизнью за честь родины и мундира - должны быть присущи одевшему на свои плечи офицерские погоны!"
  
   Офицер - это рыцарь, скромный, доброжелательный, всегда готовый помочь; серьезный в своих понятиях; без эгоизма, но с чувством товарищества и более того - любви к людям.
  
   Культивирование духа рыцарства, не требовавшее прежде больших усилий, стало теперь требовать от каждого офицера большой и непрестанной работы над собой, а от офицерства в целом - заботливого и скрытного сбережения рыцарского духа.
  
  -- "Скрытого потому, что массу ныне раздражает чье-либо духовное превосходство: его надо влагать в дело, не выставляя напоказ.
  -- "Больше быть, чем казаться" было лозунгом офицеров ...
  -- Быть рыцарем, не нося знаков рыцарского достоинства - лозунг современного офицерства.
  -- В этом - одна из трудностей офицерской профессии в современных условиях".
  
   В современных условиях, когда "штатский" дух и "штатская" мораль пытается свить свое гнездо в недрах офицерского корпуса, нужно вспомнить об опыте древних.
  
  

0x01 graphic

Московский Кремль при Дмитрии Донском

Васнецов А.М.

  
  
   Дикарь не видел ничего более могучего, более величественного, как лев, тигр, змей, орел и т.п.
  
   В них он не только находил идеал материальной силы и ловкости, но также и идеал индивидуальной энергии, неустрашимости, хитрости, коварства, непреклонности воли и проч.
  
   Немудрено после этого, что он старался во всем походить на дикого зверя и сравнение с последним было для него в высшей степени лестным. Это очевидно из тех прозвищ, которыми всюду у дикарей раздаются лицам, выдвинувшимся необыкновенною силой, храбростью, энергией. ...
  
   У древних европейских народов, вероятно, тоже существовало стремление походить на дикого зверя.
  
  -- "Известная легенда по поводу рождения Ромула, сказочного основателя Рима, свидетельствует о том, какое было уважение у древних римлян к качествам волчицы, бывшей матерью их легендарного героя.
  -- Ясный след того что и у новейших европейских народов в младенческом состоянии существовал тот же низкий идеал, остался на гербах благороднейших фамилий этих народов.
  -- На каждом таком гербе находится изображение или льва, или тигра, или медведя, или волка, или какого-нибудь чудовищного дракона".
  
   Смерть в бою считалась высшим счастьем; ее искал норманн, как награды; неустрашимый, он бледнел при мысли умереть не на поле битвы.
  
   Даже самоубийство уважалось норманнами, как средство избавиться от позора умереть не в сражении.
  
   Аммиан Марцелин, историк IV века, говорил об алланах, что у них "тот почитается счастливым, кто умрет в сражении; состарившиеся преследуются жестокими оскорблениями, как трусы и презренные люди: нет лучшей похвалы, как сказать, что такой-то убит в сражении".
  
   Победы доказывают, что будущность принадлежит тому народу, который верит в величие и будущность отечества, который отожествляет свое собственное благо с общим благом, который способен к искреннему самопожертвованию, который исполнен доблестного воинственного духа.
  
   Не менее справедливы слова философа Сенеки:
  
   "Достойно умереть это значит избежать опасности недостойно жить".
  
  

0x01 graphic

  
   Если не каждый гражданин вправе применить к себе это выражение Сенеки, то для офицера оно является незыблемым правилом.
  
   Офицер, который избегает опасности, живет недостойно, не достоин офицерского звания.
  
   Вот почему желанным для каждого настоящего офицера может быть то, что в древние века было написано на памятнике спартанцам, погибшим в неравном бою у Фермопил:
  
   "Путник, коли придешь в Спарту, оповести там, что видел ты нас здесь полегшими, как того требует Закон".
  
   Закон служилого сословия от времен Спарты и до сего дня остался неизменным для офицера: достойно жить, честно служить Отечеству и достойно умереть во благо своего народа.
  

0x01 graphic

"Поход москвитян. XVI век"

Иванов С.В.

  
  
   Но стоит задать вопрос: начинает ли возрождаться дух воинственности, далеко не однозначный духу агрессивности?
  
   Уточним: агрессивность - это драчливость, а воинственность - самоотверженная готовность вступить в бой с целью одержать победу над врагом.
  
   России не нужны драчуны и забияки, но - люди воинственные, которых бы остерегались испытывать на прочность недруги нашей Родины.
  
   Воинственность - это производная боевого духа, который сообщает армии жизненную энергию и является основой ее дееспособности. Боевой дух развивается тогда, когда торжествует чувство долга, поощряется инициатива и изгоняется рутина.
  
   Еще в приказе по 2-й армии в 1822 г. гр. Витгинштейн писал о роли боевого духа войск и месте офицера в его развитии:
  
   "Мы, вероятно, вынесли бы твердое сознание, что дух солдата целиком зависит от личности начальника, что сила армии коренится, таким образом, не в духе, воспитании и обучении солдата, а в духе, воспитании и обучении командного состава".
  
   Воинским духом были проникнуты русские военные законы и в царствование Императрицы Екатерины II.
   В военных постановлениях того времени, например, сказано следующее:
  
  -- "Полковник обязан честь и права полка своего весьма удерживать и за всякую мелочь шуму и ссор не вчинять.
  -- За учение драться не следует: наказывать лгуна, ленивца и пьяницу, но без жестокости.
  -- Строго воспрещается не только бить рекрута, но и страшить; наказывать лишь грубое упрямство.
  -- Рекрут при обращении к начальнику должен быть без робости, но с пристойною смелостью".
  
  
   Мысль о боевом духе офицеров проходит через "Наставление господам пехотным офицерам в день сражения" 1812 г..
   В нем, в частности, говорится следующее:
  
  -- "В некоторых полках есть постыдное заведение, что офицеры и ротные командиры в мирное время строги и взыскательны, а в войне слабы и в команде своих подчиненных нерешительны.
  -- Ничего нет хуже таковых офицеров: они могут иногда казаться хорошими во время мира, но как негодных для настоящей службы их терпеть в полках не должно".
  
  
   Неустрашимость составная часть воинственности.
   Трусость - противоположность неустрашимости, никогда не была в почете.
  
   Так, по свидетельству Тацита, оставить на поле сражения свой щит считалось верхом бесчестия; такое лицо не допускалось к участию ни в жертвоприношениях, ни в народных собраниях и многие кончали подобное воинское бесчестие петлею.
  
   Самым верным путем воспитания особого рыцарского духа русского офицерства является организация жизни военно-учебного заведения в соответствии с истинным духом русского войска и славными традициями.
  

0x01 graphic

На сторожевой границе Московского государства.

Иванов С.В. 1907.

Офицерские традиции - основа

воспитания духа рыцарства

   Интересы сильной армии выдвигают следующие требования к офицерской корпорации:
  
  -- I)она (корпорация) должна быть сплоченной и монолитной, что достигается посредством особого, корпоративного духа (Э.Свидзинский);
  -- 2)в ней должен быть здоровый дух и здоровые отношения, позволяющие исправить заблуждающегося члена корпорации и удалить негодного (А.Сурин);
  -- 3)отношения в ней должны быть справедливыми, разумными, уважительными, при которых каждый вправе считать себя полноправным ее членом, имеющим свои права и обязанности (Ф.Юзефович);
  -- 4)товарищество, как особый род доверительности, взыскательности друг к другу, должны главенствовать во взаимоотношениях офицеров (Л.Толстой и др.);
  -- 5)офицерская среда должна быть резервуаром жизненной силы и мощи офицерского корпуса (П.Изместьев);
  -- 6)офицерская среда должна бережно относиться к каждому новому офицеру, особенно из числа окончивших военно-учебные заведения, помогая им адаптироваться в новой среде и уберечься от типичных ошибок начального периода офицерской службы (К.Варяжский и др.)
  
   Корпоративный дух есть нравственная солидарность, вытекающая из тождественности компетенций и функций (П.Изместьев).
  
   Корпоративность в офицерской среде требует соблюдения следующих правил:
  
  -- -признания обществом офицеров ответственности за поступки каждого своего офицера, что, конечно же, не умаляет ответственности и самого офицера за совершенное им;
  -- -требование к офицерам согласовывать свои действия поступки, поведение и образ жизни с требованиями офицерской этики и кодексом офицерской чести:
  -- -солидарность в отстаивании чести мундира, достоинства офицерского звания и требований справедливости в отношении членов корпорации;
  -- -недопустимость разглашения фактов, имевших место в офицерской среде;
  -- -исключение злословия, злорадства в оценке поведения других офицеров, проявления непорядочности и т.п.;
  -- -верность слову, обещанию, устному заявлению, готовность исполнить обещанное и безусловное выполнение принятых на себя обязательств;
  -- -соблюдение внешних знаков приличия, товарищества и чинопочитания, особенно в гражданском обществе, общественных местах;
  -- -готовность каждого члена корпорации офицеров придти на помощь товарищу, нуждающемуся в ней, даже без формальной на то просьбы;
  -- -проявление искреннего сочувствия тем, кого постигло горе, несчастье, неудача и т.п.
  
   Девиз: "Один - за всех, все- за одного", - как нельзя лучше отражает суть корпоративности.
  
   Какие качества требуются для общения в офицерской среде?
   Среди особых качеств выделяются такие, как:
  
  -- а)коммуникативность ("способность к товарищескому общению") (Я.Червинка);
  -- б)самокритичность;
  -- в)порядочность.
  
   Умение входить в контакт с незнакомыми людьми, развивать контакты с людьми достойными и прекращать их с недостойными; умение "притягивать" к себе людей силой обаяния; умение чувствовать опасность, исходящую от людей непорядочных, коварных и расчетливых, - все это обнимает искусство общения, столь необходимое офицеру.
  
   Самокритичность, как специфическое качество, необходимое в офицерской среде, требуется в силу того факта, что многие люди чаще замечают недостатки других и не видят их у себя. Такой перекос, естественно, создает благодатную почву для конфликтов, ссор и недоразумений.
  
   Закон порядочности гласит:
  
   "Не выставляй бесчестным образом слабостей твоего ближнего, дабы возвысить самого себя. Не открывай его проступков и заблуждений, с тем, чтобы блеснуть на его счет собственным преимуществом" (А.Книгге, немецкий писатель; I752-I796).
  
   О чувстве порядочности в офицерской среде достаточно четко высказались Н.Бутовский, Ф.Гершельман и др).
  
   В совокупности эти три специфических качества, как показывает войсковая практика, "работают" на сплочение офицерского коллектива и каждого члена офицерской корпорации.
  

0x01 graphic

"Суд Пугачёва".

Перов В.Г.1879,

   Традиции - это духовный кодекс, передающийся из поколения в поколение, оберегаемый и поддерживаемый неукоснительным соблюдением требований, изложенных в нем.
  
   С точки зрения социальной роли - это "социальный клей" (по А.Макаренко), который соединяет воедино разрозненные территориально, но однородные по своему составу и социальному назначению единицы.
   Это соединение осуществляется посредством следующего инструментария традиций:
  
  -- 1)идеалов, культивируемых в данной среде;
  -- 2)взглядов по принципиально важным вопросам;
  -- 3)привития соответствующих вкусов;
  -- 4)соблюдения общепринятых норм поведения и действий;
  -- 5)приверженности к соответствующим обычаям;
  -- 6)соблюдения наиболее важных профессиональных (клановых, кастовых) ритуалов.
  
   Значение традиций огромно:
  
  -- -во-первых, они способствуют формированию единства и сплоченности людей;
  -- -во-вторых, они заставляют людей, вливающихся в данную корпорацию, подчиняться установленным там правилам и нормам поведения;
  -- -в-третьих, они требуют очищения рядов от тех лиц, которые не соблюдают или нарушают традиции и этим самым традиции способствуют соблюдению чистоты рядов данной корпорации;
  -- -в-четвертых, высокий дух традиций рождает в душе членов корпорации чувство гордости за принадлежность к данной группе людей, побуждает их к самосовершенствованию, достижению идеала, ибо традиции, как правило, являются синтезом всего лучшего, что имеется в данной корпорации (хотя известны и случаи иного рода, - отсталость взглядов и устаревшие традиции).
  
   Основу традиции, т.е. ту питательную почву, на которой они произрастают, составляют:
  
  -- а)реальные позитивные факты, имевшие место как нечто повторяющееся, устойчивое, безусловно необходимое и выгодно представляющее данную группу людей (корпорацию);
  -- б)легенды и домыслы, которые трудно опровергнуть, но также и трудно доказать; иногда сюда можно приписать единичные факты выдающегося поведения, действия или поступка, но выдаваемые за некую закономерность.
  
   Если первое базисное основание (п."а") - есть прочная основа традиций, то второе (п."б") - основание шаткое, легко поддающееся разрушению.
  
   Следовательно, в интересах развития традиций нужно осуществлять поиск положительных исторических фактов и примеров, приводить их в систему, воспитывать на этих примерах новые поколения, умножать позитивный потенциал реально действующими лицами.
   Это и есть пути укрепления единства и согласованности людей, обеспечение преемственности поколений.
  
   "Сплетать" же легенды и сочинять сказки для новых поколений - дело неблагородное, да и вредное. Уличенные во лжи составители никогда не смогут отмыться от позора, а обманутые - утратят доверие к идеалам.
  
   Предпримем и мы попытку изложить традиции офицерского корпуса России, полагая за основу тот инструментарий, которыми они (традиции) располагают.
  

0x01 graphic

В 1812 году

Прянишников И.М.

  

Основные идеи, культивируемые

в офицерской среде

   Круг идей, традиционно важных для офицера, охватывает ряд понятий, как: Родина, война, армия, офицер, солдат, доблесть, закон, власть, общество, враг.
  -- Родина - святое понятие для офицера. Все самое важное сосредоточено в нем, все готов он отдать для ее благополучия, процветания и независимости. Нет больше чести, как положить душу за други своя...
  -- "Корпус офицеров, стоящий на высоте своего призвания, в котором сочетаются гармонично ум, деятельность и выдержка вместе с рыцарским духом, который ради чувства чести и долга готов жертвовать всеми благами жизни, даже самой жизнью - такой корпус офицеров будет самой верной порукой доблести и надежности войска"
  -- Закон для офицера свят и нерушим. А его исполнение - высочайший долг офицера.
  -- "Войско, крепко спаянное дисциплиной, на войне сливается в одну компактную массу, девиз которой: "победим или умрем. Мертвым нет срама".
  -- "...Все то, что ведет к победе и только к победе, есть добро на войне, а все то, что ее ограничивает или ведет к поражению, есть зло".
  -- "...Главное орудие и важнейшее средство на войне, - человек, а не машина; однако, без машин человек недостаточно силен".
  -- "Сущность воинского духа состоит в том, чтобы он привык к той мысли, что он есть воин и прямое назначение его, это - война и что за время пребывания его на действительной службе или в запасе армии, он может быть призван для настоящего своего дела, для войны. Чем чаще солдат будет об этом вспоминать, тем больше будет он проникнут воинским духом, т.е. быть военным в истинном смысле этого слова, и не только по наружному виду".
  -- "Хочешь мира - готовься к войне. Хочешь побед - учись в мирное время!.. Воспитывать себя для войны поздно на самом поле сражения!
  -- "Важно не уничтожить врага, а подорвать его уверенность в силах, заставить его прекратить борьбу, подчиниться нашей воле".
  -- "Не последуем примеру врагов наших в их буйстве и неистовствах, унижающих солдата".
  -- "Мы должны все время помнить, что окружены врагами и завистниками, что друзей у нас нет... Да нам их и не надо при условии стоять друг за друга. Не надо и союзников: лучшие из них предадут нас. - "У России только два союзника: ее Армия и Флот"... .
  -- "Подвиг заключается не в том, чтобы не падать в борьбе со своим врагом, а в том, чтобы упавши вновь вскочить на ноги и снова броситься на врага". (260)
  -- "Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву! Молись Богу! от него победа! Чудо, Богатыри! Бог нас водит, - он нам Генерал!..."
  -- "Лица, которые призваны сказать про предоставляемых производству последнее слово "достоин", или "не достоин", производства в первый офицерский чин, берут на себя большую нравственную ответственность за каждого произведенного в офицеры с заведомо неустойчивыми нравственными основами. 2 группы требований. Основы первой группы таковы: Преданность Государю и Родине, дисциплина, вера в нерушимость приказания - должны и могут окончательно утвердиться в выпускаемых из училищ. Основы второй группы, каковы: храбрость. решимость переносить тягости службы, чувство взаимной выручки - не всегда могут развиться на школьной скамье"

0x01 graphic

  

Возвращение ратника домой.

И. В. Лучанинов

Единство взглядов офицеров по принципиально

важным вопросам

  
   Эти взгляды, по нашему мнению, должны касаться: а)вопросы чести, долга и достоинства офицерского звания; б)отношений к товарищам по службе и старшим в офицерской среде; в)позиции офицеров к подчиненным; г)отношения офицеров к обществу, народу, слоям и классам; д)позиции офицеров относительно политической и классовой борьбы в обществе и механизме смены власти.
  
   Поясним сказанное некоторыми важными положениями:
  
  -- Офицером может быть только честный, добросовестный и достойный уважения человек. Все остальные лица, не отвечающие этим требованиям должны быть удалены из офицерского корпуса.
  -- Товарищество - это не попустительство, круговая порука и покрывательство, а высокая требовательность друг к другу, основанная на доверии, порядочности, взаимной поддержке и взаимной выручке.
  -- Старший по званию или по должности начальник - такой же офицер, лишь обладающий большими полномочиями и ответственностью. Он не должен ждать инициативы снизу, а полагать ее уместной и необходимой. В свою очередь, его обязанность отдавать должное своим подчиненным, не сковывать их инициативы, самостоятельности и творчества.
  -- Для офицера все слои общества одинаковы. Он не служит ни одному из классов или групп, а стоит на страже общенациональных интересов. Благо Отечества для него, прежде всего. Вступающий в офицерский корпус должен забыть о своей социальной принадлежности. Офицер - не слуга, а воин, которому доверено самое ценное - безопасность и покой сограждан. Все, что угрожает безопасности и покою граждан должно побуждать его к адекватным действиям, направленным для устранения опасности, восстановления безопасности и покоя граждан его страны. Любые призывы классов, групп и лиц к офицеру занять выгодную только для них позицию - одно из действий, направленных на дестабилизацию обстановки в стране, следовательно, не могут быть восприняты офицерским корпусом как благие для нации и их следует категорически отвергнуть.
  -- Офицер не имеет права участвовать в политической или классовой борьбе, ибо это ставит его в положение противоборства с существующей властью, что является недопустимым для него. Основная политическая линия офицера - безусловная поддержка законной власти.
  -- Единственно приемлемый механизм смены государственной власти - мирное разрешение кризиса власти. Дворцовые перевороты, тайный сговор, насильственное свержение правительства и захват власти -средства негодные, порочные, недостойные и вредные, участие в которых офицеру категорически запрещает его офицерский долг и служебное положение.
  -- Для офицера подчиненные - это его ближайшие соратники, которые нуждаются в наставлении, помощи, поддержке, понимании. Если офицера не понимают его подчиненные, то ему следует прислушаться к словам М.Драгомирова: "Не торопитесь заключать, что если вас не понимают, то потому, что неразвиты; проверьте лучше себя, доразвились ли вы сами до того, чтобы всякий вас понимал".
  
   Естественно, постановкой указанных вопросов мы лишь наметили контуры необходимой деятельности на будущее в надежде на то, что соответствующие структуру в военном ведомстве довершат начатое дело.
  

0x01 graphic

"Смотр служивых людей (XVI--XVII вв.)".

Иванов С.В. 1908

  

Привитие офицерам необходимых

вкусов

   Вкус - это эмоционально окрашенное отношение человека к вопросам и предметам красоты, гармонии, чувству меры. Воспитанный человек, как говорят, обладает хорошим вкусом, т.е. умеет отличить красивое от безобразного и пошлого, знает меру во всем (одежде, пище; выборе друзей, приятелей и знакомых), не совершает оплошностей в общении и т.п. Гармоничность, изящество, чувство меры помогает ему избегать пошлости, вульгарности, дерзости, бестактности, примитивизма, нескромности и т.п.
  
   Единство вкусов, единство оценки того, что волнует наше воображение, вызывает возвышенные чувства, сближает людей, естественно, имеет важное значение для поддержания и развития офицерских традиций. Свои пристрастия (вкусы) человек проявляет в разных областях: в музыке, чтении, политических или социальных оценках, в межличностных отношениях и т.п. Мы же знаем, как много значит для человека музыка, круг его чтения и знакомств, увлечения на досуге, кулуарные оценки, обсуждения и мнения.
  
   В офицерском корпусе России были, пожалуй, два учреждения, которые формировали вкусы офицерства: военная школа и офицерские собрания в войсковых частях. Думается, и сейчас военная школа должна взять на себя культурологическую миссию, но не в виде чтения формальных курсов, а в смысле практического воспитания хорошего вкуса обучаемых, что особенно важно в условиях интервенции пошлой западной культуры. Заслуживает внимания идея возрождения Офицерских собраний как очагов подлинной русской культуры.
  
  

0x01 graphic

  
  

Казак.

Самокиш Н.С. Обложка (1907).

  

Боевые традиции офицеров:

  -- Без колебаний идти в бой, не дрогнув перед опасностью и смертью. (Д.Дохтуровс радостью, совершенно больной несется защищать Смоленск, говоря:" Лучше умирать в поле, чем в постели").
  -- Воевать достойно и достойно умирать. (Я.Кульневу в сражении под Клястицами ядро оторвало обе ноги; он упал и сорвал с шеи своей крест Св. Георгия, бросил окружившим его, сказав им: "Возьмите! Пусть неприятель, когда найдет труп мой, примет его за труп простого, рядового солдата, и не тщеславится убитием русского генерала".
  -- Установка на бой и победу в бою; не бежать от врага, а искать его (Екатерина Великая писала П.Румянцеву на его донесение о превосходстве сил турок: "Римляне никогда не считали врагов, а только спрашивали, - где они?" И результатом этой мысли явилась блестящая Кагульская победа, одержанная I7-ю тысячами русских против полутораста турок.).
  -- Постоянная бдительность (Владимир Мономах в своем "Поучении" говорит: "На войну выходя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью ни еде не потворствуйте, ни сну; сторожевую охрану сами наряжайте, и ночью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставайте; а оружия снимать с себя не торопитесь, не оглядевшись, из-за лености внезапно ведь человек погибает").
  -- Необыкновенное благородство, умение подавить в себе честолюбие в минуты опасности для Родины (В I8I3 году, после смерти Кутузова, Главнокомандующим назначается гр. Витгенштейн. Три старших генерала обойдены этим назначением, но беспрекословно, без единого звука неудовольствия подчиняются младшему").
  -- Частная инициатива, стремление к взаимной поддержке в бою (Нельзя не упомянуть о выдающемся поступке Дохтурова, который I4-го декабря, имея категорическое приказание корпусного командира отступать, сам вернул уже с марша дивизию и никого не спрашивая, вступил в жестокий бой с двойными силами французов, при одном только известии, что вблизи отряд другого корпуса находится в опасности").
  -- Верность присяге, отсутствие всякой мысли об измене, плене и т.п. (Примеров тому множество. Один из них касается майора Юрлова, начальника инвалидной команды, которого Пугачев хотел переманить на свою сторону, а за категорический отказ майора повесил его).
  -- Отсутствие боязни перед вышестоящим начальником (Так, например, кн.Голицын, дважды отбитый при штурме Шлиссельбурга, получил категорическое приказание Царя немедленно отступить от стен крепости, иначе голова его завтра же слетит с плеч, не убоялся ответить, что завтра его голова во власти царской, а сегодня она ему еще сослужит службу, и третьим приступом взял крепость").

0x01 graphic

Служебные и бытовые традиции:

  
  -- "Бога бояться и Царя чтити, любить ближнего не словом или языком, но делом и истинною, повиноваться наставникам, покоряться властям и быть готовым на всякое доброе дело ".
  -- Служить честно Отечеству, а не прислуживать кому бы то ни было ("Когда занемогший офицер подавал установленной формы рапорт: "Заболев сего числа, службу Его Императорского Величества нести не могу", то он действительно ощущал, что его служба есть служба Его Императорского Величества").
  -- Верность своему слову ("Слово офицера должно быть залогом правды, и потому ложь, хвастовство, неисполнение обязательства - пороки, подрывающие веру в правдивость офицера, вообще бесчестят офицерское звание и не могут быть терпимы").
  -- Уважение законов государства (Офицер должен отличаться уважением к законам государства и к личным правам каждого гражданина; ему должны быть известны законные средства для ограждения этих прав, и он же, не вдаваясь в донкихотство, должен быть всегда готов помочь слабому").
  -- Мужественное преодоление всех трудностей и препятствий в службе и жизни ("Малодушие и трусость должны быть чужды офицеру; при всех случайностях жизни он должен мужественно преодолевать встречающиеся препятствия и твердо держаться раз выработанных убеждений, чтобы всякий видел в нем человека, на которого можно положиться, которому можно довериться и на защиту которого можно рассчитывать").
  -- Самоотречение ("Повиновение законам и дисциплине должно доходить до самоотречения; в ком нет такого повиновения, тот недостоин не только звания офицера, но и вообще звания военного").
  -- Разборчивость в выборе друзей, знакомых, определении круга общения ("Офицер должен посещать только такие общества, в которых господствуют добрые нравы; он никогда не должен забывать, особенно в публичных местах, что он не только образованный человек, но что, сверх того, на нем лежит обязанность поддерживать достоинство своего звания. Поэтому он должен воздерживаться от всяких увлечений и вообще от всех действий, могущих набросить хотя малейшую тень даже не на него лично, а тем более на весь корпус офицеров...").
  -- Преданность военной форме ("Офицеры носили форму на службе, вне службы, дома, в отпуску и это постоянное пребывание в мундире было непрестанным напоминанием офицеру, что он всегда находится на службе Его Величества. Офицер всегда был при оружии и это свидетельствовало о том, что он всегда был готов обнажить это оружие для чести и славы Родины").
  -- Публичная вежливость ("В ресторане, при входе старшего в чине, полагалось просить разрешения продолжать сидеть за столом; в театрах требовалось стоять во время антрактов; в присутствии старшего воспрещалось курить без специального разрешения; при встрече на улице с генералами, начиная от командира корпуса, офицер (пеший или конный) становился во фронт, нарушая движение пешеходов и экипажей").
  -- Отцовская заботливость о солдате (А.Пушкин об офицере: "Слуга Царю, отец солдатам").
  -- Забота о пристойности брака (Нельзя было жениться, не испросив разрешения командира полка и согласия общества офицеров полка. А это разрешение и согласие давалось, по рассмотрении вопроса о пристойности брака").
  -- Офицеры обязаны вести образ жизни, соответствующий их офицерскому достоинству (Правила, которые всегда соблюдались: офицер не имел права ходить в трактиры и рестораны 2 и 3 классов, занимать места в театрах далее 5 ряда кресел; требовалось, чтобы офицер не скупился на раздачу чаевых; к знакомым офицер обязан был приехать в пролетке, но не идти пешком и т.п.).
  
   Воспитание в духе офицерских традиций требует не кампании в виде цикла лекций для обучаемых в военных школах и офицеров частей. Весь уклад жизни военно-учебных заведений и восковых частей должен строиться с учетом данных традиций. И в этой работе пример остается за старшим начальником, который должен быть сам безупречен в соблюдении офицерских традиций.
  

0x01 graphic

  

Отшельник.

Буше Франсуа, 1742

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Дрозд - Бонячевский. "Поединок " Куприна с точки зрения строевого офицера. (Опыт критического обзора) // Военный сборник .- I9I0.-N2 .- с.175.
   Месснер Е. Современные офицеры. -Буэнос-Айрес,I96I.- с.23.
   Маслов И. Научные исследования по тактике. Выпуск II. Анализ нравственных сил бойца. - СП б., I896 .- с.97,98.
   Викинги, скандинавы - участники мор. торг.-грабит. и завоеват. походов в кон. 8 - сер. 11 вв. в страны Европы. На Руси их название варягами, а Западной Европе - норманнами.
   Стасюлевич. История средних веков, стр.234. - См.: Маслов И. Указ. соч. - с.85.
   См.: Легар, капитан. Нравственная подготовка войск в мирное время. (По опыту Русско-японской войны). //Военный сборник .- I9II .- N4 .- с.92.
   См.: Дмитриевский А Развитие духа штатских в сынах Марса.// Военный сборник .- I9I4.- N 7, с.I09-II5.
   Морозов Н. Воспитание генерала и офицера, как основа побед и поражений. (Исторический очерк из жизни русской армии эпохи наполеоновских войн и времен плацпарада ) .- Вильна, I909.- с.126.
   Трескин Д.Н. Курс военно-прикладной педагогии. Дух реформы Русского Военного Дела. - Киев, I909 .- c.67.
   При разборе материалов I8I2 г. в московском отделении архива главного штаба, в делах второй западной армии кн. Багратиона найден печатный экземпляр "Наставления господам пехотным офицерам в день сражения". Документ этот содержит ряд нравственных советов и указаний тактического порядка и, являясь результатом продолжительного боевого опыта, вынесенного русской армией из войн начала ХIХ столетия, представляет собой несомненный интерес. "Наставление" было разослано войскам второй армии I7-го июля I8I2 года, т.е. уже после переправы Наполеоном через Неман. Некоторые взгляды, проводимые в "Наставлении", а также то обстоятельство, что одновременно с ним были препровождены войскам "Общие правила для артиллерии в полевом сражении", составленные начальником артиллерии первой армии генералом Кутайсовым, заставляют предполагать в выработке "Наставления" более или менее деятельное участие Барклая. (В.Харкевич).
   Наставление господам пехотным офицерам в день сражения. // Военный сборник .- I902.- N7 .- с.244.
   Тацит (Tacitus) (ок. 58 - ок. 117), римский историк. Главные труды посвящены истории Рима и Римской империи в 14-68 ("Анналы") и в 69-96 ("История" в 14 кн., от которых дошли 1-4-я и нач. 5-й), а также религии, обществ. устройству и быту древних германцев (очерк "Германия").
   См.: Маслов И. Указ. соч. - с.85.
   См.: Свидзинский Э. О развитии военных познаний и общих принципов в среде офицеров армии // Военный сборник. - I875.- NI0.- с.235.
   См.: Сурин А. Роль офицерства в военном воспитании. // Воин (Владивосток). -1922. - N 2. -с.16.
   См.: Юзефович Ф. Прежние и настоящие военные аттестации // Военный сборник .- I9II.- N2.- с.76-77.
   См.: Толстой Л.Л. Жизненные задачи русского офицера. // Русский Инвалид .- I907.- NI3.- I7 января.; Угнетающее зло.// Разведчик. - I9I2.- NII29.- с.402-407.
   См.: Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А. Гавэ.- Варшава, I908.-с. 54.
   См.: Варяжский К. Младший офицер.// Офицерская Жизнь.- I907.- N66.- с. 250-25I.
   См.: Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А.Гавэ.- Варшава, I908.-с. 65.
   Показателен в этом отношении пример, описанный Плутархом в рассказе о жизни и нравах спартанцев. Сисситии (общие столы), которые по определенным дням посещали все взрослые спартанцы, имели свои правила. Здесь слушали разговоры о политике, шутили, но никого не оскорбляли. Кто не желал, чтобы над ним смеялись, должен был попросить другого перестать, и насмешник переставал. Старший в собрании спартанцев показывал каждому новому товарищу на дверь и говорил: "За эту дверь не должно выйти ни одно слово!" - См. :Плутарх. Избранные жизнеописания.- т.1. - М., 1987.- с. 103.
   "Мы склонны к критиканству во всем".- См.: Доманевский В.И.. Аттестации // Военный сборник. - I9II.- N3.- с. 78.
   Великие мысли великих людей. Антология афоризма. т.2. - М., 1998.- с.277-278.
   См.: Бутовский Н. Чувство порядочности в офицерской среде.. (Очерк военного быта) // Военный сборник. - I898.-NII, - с.II7- I4I.
   См.: Гершельман Ф. Воспитание будущих офицеров. // Военный сборник.-I9I4.- NI2.- с. 27 - -42.
   Мы с искренним уважение относимся к работе А.Кривицкого "Традиции русского офицерства" (М., 1946) и рассматриваем свой вклад как продолжение и развитие этой темы.
   См.: Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М., 1972.- с.222.
   Приводя нижеследующие идеи, мы полагаем, что даем лишь направление для собирания воедино комплекса таких идей-установок, которые должны развиваться, обсуждаться, дополняться и конкретизироваться в офицерской среде.
   См.: Яковлев П.П. Влияние веры на военное деле в нашей и иностранных армиях. Очерк.- М., I900.- с.32.
   Л.Д. К вопросу о подготовке офицеров// Офицерская Жизнь.- I907.-N52.- с. 19.
   См.: Волгин А.М. Об армии.- СП б., I907.- с.53.
   Шалапутин Н. Катехизис русского солдата. М., I9I3.- с. 32.
   Корф Н.А. О воспитании воли военачальников.- Общество ревнителей военных знаний. -Кн. I.- СП б., I906.-с. 27.
   Баивов А.К. Несколько мыслей по вопросу о военной доктрине // Военный сборник. - Белград, I924.-N5.- с.64.
   Трескин Д.Н. Курс военно-прикладной педагогии. Дух реформы Русского Военного Дела.- Киев, I909.-с.73.
   Воронецкий В. К реформам в армии.- Варшава, I906.-с.17.
   Никулищев Б. Моральный элемент в области военного искусства (Опыт психологического исследования) // Военный сборник. - I9I2.-N I.- с.17.
   Приказ генерал-фельдмаршала Кутузова 2I декабря I8I2 г. (2 января I8I3 г. Вильно). - Цит. по кн.: Бескровный Л.Г. Хрестоматия во русской военной истории.- М., 1947.- с. 395.
   Керсновский А.А. История Русской Армии. -ч.I -IУ. Белград, I933 - I938. - с.1003.
   Шалапутин Н. Катехизис русского солдата. М., I9I3.- с.37.
   Суворов А.В. Наука побеждать. - В кн.: Бескровный Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории. - М., 1947.- с.278.
   Драгомиров М.И Подготовка войск в мирное время.. (Воспитание и образование) Киев, I906.-с.
   Опять же, поднимая этот вопрос, мы всего лишь делаем попытку указать на реально существующую проблему: необходимость единства и согласованности взглядов офицеров по тем вопросам общегосударственной жизни, внутренней политики, армейской среды и офицерского корпуса, по которым чаще всего наблюдается резкое "разночтение", которое, в конечном итого приводит к формированию разных позиций, которые в офицерской среде недопустимы, ибо ослабляют те внутренние связи, которые так важны для прочности офицерского корпуса.
   Драгомиров М.И. Избранные труды. - М., 1956.- с.25.
   Дохтуров Дмитрий Сергеевич (1756-1816), генерал от инфантерии (1810). В Отечественную войну 1812 командир пехотного корпуса, который участвовал в Смоленском и Бородинском сражениях и сыграл решающую роль в бою под Малоярославцем.
   Морозов Н. Указ. соч..- с.28.
   Кульнев Яков Петрович (1763-1812), генерал-майор (1808). В русско-шведскую войну 1808-09 во главе отряда перешел по льду Ботнического зал. В Отечественную войну 1812 командир кавалерийского отряда, отличившегося при победе над французским корпусом маршала Н. Ш. Удино (N. Ch. Oudinot) при Клястицах, смертельно ранен в бою.
   Давыдов Д. Вспоминания о Кульневе В кн.: Давыдов Д. Соч. - СП б., I848.- с.351.
   Морозов Н. Указ. соч.- с.15.
   Цит. по кн.: Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Историческая хрестоматия. ч.1.- М.,1992.- с.98-99.
   Там же. - с.30.
   1812 г.
   Морозов Н. Указ. соч. - с.41-42.
   См.: Кедрин С.Е. Русский воин - М., 1989.- с. 147.
   Морозов Н.А. Прусская армия эпохи Йенского погрома. Ее возрождение. Значение для нас этого поучения.- СП б., I9I2.-с. 48.
   Лалаев М. Исторический обзор регламентации воспитания и обучения в наших военно-учебных заведениях от основания первых школ до последнего времени. // Военный сборник. - I900, N2.- с.408.
   Российские офицеры. - М., 1995.- с. 20.
   Свидзинский Э. О развитии военных познаний и общих принципов в среде офицеров армии // Военный сборник. - I875.- NI0.- с.242.
   Там же.- с.242-243.
   Там же - с. 243.
   Там же.
   Там же .- с.242.
   Российские офицеры. - М., 1995.- с. 32-33.
   Там же. - с.37.
   Там же. - с.15.
   См.: там же. - с.29.
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023