ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Храни внутренний мир среди искушений!

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


  
  

Храни внутренний мир среди искушений!

  
  

 []

"Троица Ветхозаветная"

Симон Ушаков.

  
  
  

Нет больше победителя на земле,

как кто сам себя побеждает и господствует над своими страстями.

Св. Тихон Задонский

ЧЕЛОВЕК КАК ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОЖИЕ

  

О высоком достоинстве природы человеческой и блаженном

состоянии первых людей -

Адама и Евы

Г. Дьяченко

   I. О происхождении и высоком до­стоинстве человека, о его преимуще­стве пред прочими земными тварями православная церковь, на основании Священного Писания, учит так:
   "Бог во Святой Троице рек: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26). И сотворил Бог тело первого человека Адама из земли; вдунул в лице его дыхание жизни; ввел Адама в рай; дал ему в пищу, кроме прочих райских плодов, плоды древа жизни; наконец, взял у Адама во время сна ребро и из него создал первую жену Еву" (Быт. 2, 22). (Кат. стр. 23).
  
   II. Великая, неизреченная и бесконечная благость Божия: Он, Господь неба и земли, творит нас по образу и подобию Своему, показывая тем и особенное внимание к нам и особен­ную высоту нашей природы.
  
   а) Образ Божий заключается не в теле человека, ибо Бог есть Дух, - но в чистом уме, святой воле и в стремлении серд­ца к высочайшему Добру, которое есть Сам Бог.
  
   Такими именно способностями и силами и наделены были первые люди-наши прародители.
  
   Самое тело человека доселе поражает нас своим изумительным устройством, и в первобытном состоянии своем оно отли­чалось свежестью, здоровьем, крепостью и красотою; никакой болезни, ни­какой слабости и томления не было в первом человеческом теле.
  
   Поисти­не Господь малым чем умалил человека от ангел: славою и честию венчал его (Пс. 8, 6).
  
   "Что иное со­творено по образу Создателя? - спрашивает Св. Василий Великий .-Кому иному даны начальство и власть над всеми тварями, живущими в водах, на суше и в воздухе?
   Не много ниже он ангельского чина, и то по причине соединения с земным телом.
   Он создан по образу Творца, почтен па­че неба, паче солнца, паче звездных сонмов.
   Какой образ Творца имеют в себе солнце, или луна, или прочие звезды"...
  
   "Смотри, как необъятны небо и земля, как драгоценны на них твари, и как величественно их ус­тройство! Но человек драгоценнее всего этого". (Макарий египетский).
  
   б) При своих совершенствах, первые люди были всем довольны и блаженны, или счастливы.
   И было им чем быть довольными и счастливыми.
  
   Ум их был светел и без труда знал все окружающее.
   Сам Господь Бог был светом их разума, и са­мое первое - животворнейшее для них знание было знание Господа Бога.
  
   Сердце их было полно любви к Богу и друг к другу и блаженно сею любовию; предметы же мирской суеты, например:
  
   Богатство, слава, излишние житейские удобства, прихоти, увеселения, ни мало не удовлетворяющие бессмертного духа человеческого и сильно занимающие людей нынешнего света, - тогда не могли иметь ни малейшего места в их чистом сердце: мир и радость о Духе Святее - неиз­менно, постоянно обитали в сердцах прародителей, а с миром и радостию - Сам Господь Бог.
  
   Воля была у них святая; она стре­милась прилепляться к Господу Богу, она хотела делать только угодное Ему.
   Как невинные дети, первые люди жи­ли Богом, - Богом утешались, Богом дышали: и началом и концом их мысли и желания и дела - был Господь Бог
  

Протоиерей Иоанн Кронштадский, - Полн. собр. соч. т. I, стр. 102-103.

  
  
  
  

 []

Золотое кадило, сделанное по велению царя

Федора Алексеевича

Евангельский идеал человека

  

о. Николай (Депутатов)

   Господь заповедал любовь к врагам, к проклинающим, ненавидящим, обижающим, гонящим.
  
   Невероятно трудно исполнить это, но при помощи Божией любовь такого порядка всегда осуществима.
  
   Ведь об этом говорил Сам Господь.
  
   Также заповедал Он и безграничное прощение.
   Господь вывел закон прощения из ограничения его числом и мерой, вывел Своим святым словом и личным примером, когда на кресте молился за врагов...
  
   Есть враги личные и есть враги Божии - иудеи, особенно книжники и фарисеи, завистники, на Спасителя смотрели, как на их личного врага, Который привлекал народ к Себе Своей проповедью и чудесами; ставил Себя равным Богу-Отцу. Обида иудеев возросла до смертельной злобы; отсюда и "искание Его убить"... Враги Бога - и наши враги.
  
   Таких мы прощать не уполномочены.
  
   Псалмопевец Давид восклицает:
  
   "Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими против Тебя? Полнотою ненависти ненавижу их; враги они мне" (Пс. 138, изд. 1826 г.).
  
   Отсюда и "анафема" богоборцам, а не прощение, пока не раскается в своем безумии...
   Между светом и тьмою, Христом и Велиаром и его приверженцами мира нет и не должно быть...
  
   Задача христианина - осуществление Божественной жизни на земле.
  
  
   Спаситель пришел во плоти, чтобы освятить землю, чтобы люди воочию познали Божественную жизнь и ощутили ее чрез подвиг Христа - его жизнь, крестные страдания и смерть.
  
   Это не теоретический идеал, а практическое требование.
   Бог предлагает Свою любовь, желая нас спасти.
   С грехом утрачивается красота первозданного образа, затемняется. Эта тьма закрывает нас друг от друга и мы не видим подлинное наше существо. Грех покрыл копотью икону Божию в нас.
  
   Мы не знаем себя и не видим в других образа Божия.
   Как темная икона обновляется от времени, обновиться - просветиться способна и душа от присутствия в нас Духа Святого.
   Для тех, у кого сердце готово, в чуде нет ничего странного, а чудо есть действие Бога в силе Своего могущества.
  
   Бог познается святостью.
   Конечная цель - Богообщение, но путь к нему - святость.
  
   С воцарением Господа начинается царство Божие в нас, и сердце становится вместилищем Святого Духа.
  
   Бог-солнце, и как хотелось бы, чтобы оно отразилось во всем человечестве.
   Да и цель мира в сущности есть слава Божия, а для каждого в отдельности - обожание или, что то же - спасение...
   Учение Господа Иисуса Христа есть залог истинного счастья жизни. Заповеди Его жизненны и радостны...
  
   Хотя бы в самой малой степени, но нам нужно пристально вглядываться в Евангельский идеал древней Церкви, когда христиане землю делали небом и язычники восклицали о них:
  
   "Если христиане здесь стали ангелами, то чем они будут по отшествии от этой жизни?"
  
   Их закон так высок и совершенен, что приводит в изумление самих врагов их. Богатство, земные радости, слава мира не имеют для них никакой цены.
  
   Они предпочитают бедность, поношения, бесславие.
   Путь гонений, страданий есть для них путь радости и торжества.
   Кроткие и смиренные, чуждые ненависти и любостяжания, они любят друг друга как братья и охотно, с радостию, помогают врагам своим-язычникам и иудеям.
  
   Телом живя на земле, они духом обитают на небе.
  
   Одни изумлялись пред недосягаемой высотой христианской жизни; другие осыпали насмешками и клеветой...
   Христиане не любили проповедывать только словом: высокая, святая жизнь была лучшею их проповедью.
  
   "Христиане, - пишет Цельс - презирают блага этой жизни и за лучшее считают не иметь их, за оскорбления не платят мщением..."
  
   Слова первых христиан о себе - это золотая наличность.
   Они говорили то, что имели.
   Сознавали себя тем, чем были.
   И потому слава их приобретают характер исключительной силы и авторитетности.
   Они остаются вечными образцами высокого подвига, высокой религиозной чистоты, глубины и силы религиозной воли...
  
   Лучшее средство возбуждать любовь других - оказывать им любовь и милосердие.
  
   Прощая врагу, вы можете обратить его в брата.
  
   Самозабвение-сила всемогущая, пред которою преклоняются все и которая торжествует даже над грубым насилием. Сила, победившая языческий мир, была сила Евангельского самоотречения, воодушевленного любовью и светоносной истиной.
  
   Тайна жизни-чтобы забота о спасении не отлагалась на будущее, но чтобы сейчас каждый шаг озарялся светом Правды и Воли Божией. Помнить, что мы стоим на краю гибели и идем по пути греха...
  
   Вот искушение приходит, грех влечет, совесть грызет-и только один вздох из глубины души: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя-и ты свободен.
  
   Вернулась к тебе милость Божия - и ты вновь готов работать и служить Ему...
  
   Евангельский идеал не только стать выше мелких жизненных интересов, но и всегда быть готовым умереть за него. Помоги, Господи!
  

 []

Печать первого русского митрополита Феопемпта.

РАССКАЗ ОБ ОБОЛЬЩЕНИИ ЗМЕЕМ

  

Адам и Евы и запретном плоде

(Быт. 3, 1-19)

   Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Гос­подь Бог.
  
   И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешь­те ни от какого дерева в раю?
  
   И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, кото­рое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
  
   И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откро­ются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
  
   И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно при­ятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
  
   И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сде­лали себе опоясания.
  
   И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
  
   И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?
  
   Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, по­тому что я наг, и скрылся.
   И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от де­рева, с которого Я запретил тебе есть?
   Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена ска­зала: змей обольстил меня, и я ела.
  
   И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты бу­дешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей.
  
   И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
  
   Жене сказал: умножая, умножу скорбь твою в беремен­ности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет гос­подствовать над тобою.
  
   Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я за­поведал тебе, сказав: "не ешь от него", проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей.
  
   Терние и волчцы произ­растит она тебе; и будешь пи­таться полевою травою.
  
   В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвра­тишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах воз­вратишься.
  
  

 []

Освящение храма Покрова митрополитом Макарием в

присутствии царя Ивана IVГрозного.

  

О следствиях падения наших прародителей

Г. Дьяченко

I

   Следствия падения наших праро­дителей были весьма бедственны, братия мои. Трудно исчислить все гибельные следствия прародительного греха, укажем только на важнейшие из них по руководству св. отцов.

II

1-е следствие: потеря благодати Божией.

  
   Об этом блаж. Августин так говорит: "как только совершилось нарушение заповеди, тотчас оставила праотцев благодать Божия, и они усты­дились наготы тел своих".
  

2-е следствие: болезни, скорби, изнемо­жение.

  
   Повредивши все силы души, грех прародителей, как следствие противо­естественное, неизбежно произвел по­добное же расстройство и в их теле, внес в него семена всякого рода бо­лезней, усталости в трудах, расслабления и страданий.
  
   Все это признавали за следствие прародительского греха и учители церкви, например: Феофил антиохийский: "из греха, как будто из источника, изли­лись на человека болезни, скорби, страдания".
  
   Ириней: "в осуждение за грех муж приял печали и земный труд, и то, чтобы вкушать хлеб в поте лица своего..., равно и жена прияла печали и труды и воздыхания, и бо­лезни рождения..."
  

3-е следствие: смерть телесная.

  
   Василий Великий так учит об этом:
  
   "Адам, как согрешил по причине худого произволения, так умер по причине греха: оброцы бо греха смерть (Рим. 6, 23):, в какой мере удалился от жизни, в такой приблизился к смер­ти: потому что Бог-жизнь, а лишение жизни-смерть, поэтому Адам сам себе уготовал смерть чрез удаление от Бога, по написанному: удаляющие себя от Тебя погибнуть" (Пс. 72, 27).
  
   Григорий Нисский:
  
   "По падении своему первый человек жил еще многие сот­ни лет, но не солгал Бог, когда сказал: в оньже аще день снесте от него, смерти умрете (Быт. 2, 17),-ибо чрез то самое, что человек отчуждился от истинной жизни, над ним в тот же день исполнился приговор смерти, а чрез несколько лет после постигла Адама и смерть те­лесная".
  
   Златоуст:
  
   "Хотя много лет жили еще прародители, но как только услы­шали они: земля еси и в землю отъидеши, то приняли приговор смер­ти, - соделались смертными, и с тех пор можно было сказать, что они умерли, для означения этого и сказало писание: в оньже аще день снесте от него, смертш умрете, т.е. услышите приговор, что отселе вы уже смерт­ны".
  

4-е следствие: помрачение разума.

  
   Свят. Златоуст по этому поводу замечает:
  
   ет ничего хуже греха: вошедши в нас, он (грех) не только наполняет нас стыдом, но и делает безум­ными людей, прежде разумных и от­личавшихся великою мудростию.
   Смо­три, как неразумно теперь поступает тот, кто доселе отличался столь вели­кою премудростию, кто самым делом показал дарованную ему премудрость, и даже пророчествовал...
   Сколько безумия в том, что они стараются укрыться от Бога вездесущего, от Творца, Который все произвел из ничего, Который знает сокровенное, создал на едине сердца людей, разумевает на вся дела их (Пс. 32, 15), испытует сердца и утробы (Пс. 7, 10), ведает самые движения сердца!"
  

5-е следствие: извращение воли и прек­лонность ее более ко злу, нежели к добру.

  
   Св. Василий Великий говорит: "вскоре стал Адам вне рая, вне оной бла­женной жизни, соделавшись злым не по необходимости, но по безрассудству".
  
   Афанасий Великий: "преступивши за­поведь Божии, Адам вдался в греховные помышления, не потому, чтобы Бог сотворил эти помыслы, уловляющие нас, но потому, что диавол всеял их обманом в разумной при­роде человека, впадшей в преступление и удалившейся от Бога, так что диавол утвердил в естестве человека и закон греха, и смерть, цар­ствующую чрез грех".
  

6-е следствие: искажение образа Божия.

  
   Эту мысль утверждают:
  
   Василий Великий: "человек сотворен по образу и по подобию Божия, но грех исказил красоту образа, увлекая душу в страстные пожелания".
  
   Макарий Великий: "если монета, имеющая в себе образ царев, бывает испорчена, то и золото теряет цену, и образ ничего не пользует: тоже испытал и Адам".
  
   Феодорит: "он (Адам), возже­лавши быть Богом, погубил и то, чтобы быть образом Божиим".
  

7-e следствие: изгнание из рая.

  
   Рай был блаженным жилищем для невинного человека, и уготован был для него единственно по бесконечной благости Творца, теперь, когда человек согрешил и прогневил своего Владыку и Благодетеля, виновный соделался недостойным такого жилища, и справедливо изгнан из рая: и изгна его Господь Бог из рая сладости, делати землю, от нея же взят бысть (Быт. 3, 23), мысль, которую весьма часто повторяли учители церкви.
  

8-е следствие: потеря или уменьшение вла­сти над животными.

  
   Власть эта основы­валась на том, что человек создан был по образу Божия (Быт. 1, 26):, след. как скоро чрез грех образ Божий помрачился в человеке, неизбежно должна была ослабеть и власть его над животными.
  
   "Смотри, гово­рит св. Златоуст, пока Адам еще are согрешил, звери были рабами ему т покорными, и он, как рабам, нарек им имена, но когда он омрачил вид свой грехом, тогда звери ее узнали его, и рабы соделались его врагами... Пока Адам сохранял чистым свой вид, созданный по образу Божию, звери повиновались ему, как слуги, но когда он помрачил этот вид непослушанием, они не узнали своего господина, возненавидели его, как чужого".
  
   "Впрочем, прибавляет тот же учи­тель в другом месте, хотя Адам нарушил всю заповедь, и преступил весь закон, Бог лишил его не всей чести и отъял у него не всю власть, но изъял из подначальства его толь­ко тех животных, которые не очень пригодны ему для потребностей жизни; а которые необходимы и полезны и много могут служить нам в жизни, тех всех оставил в услужении нам".
  

9-е следствие: проклятие земли в делах человека:

проклята земля в делах твоих..., терния и волчцы возрастить тебе

(Быт. 2, 17, 18).

  
   "И справедливо это проклятие, замечает св. Злато­уст, ибо как для человека земля со­здана, чтобы он мог наслаждаться всем, происходящим из ней: так теперь ради человека согрешившего она предается проклятию, чтобы проклятие послужило во вред благоденствию и спокойствию человека".
  

***

  

Храни внутренний мир среди искушений:

и если почувствуешь беспокойство в сердце твоем, то не обнаруживай его никакими внешними знаками, чтобы удалить дьявола, который, не могши проникнуть в глубину души твоей, судить о ней по внешним твоим действиям, и который, отчаявшись овладеть ею, отступи от тебя, может быть, в то время,

когда ты уже ослабевал и готов был уступить ему.

Точно так неприятель, осаждая город, храбро защищаемый и показывающий готовность выдержать долговременную осаду, иногда снимает осаду в ту самую минуту, как город готовился уже к сдаче; потому, что не знает ни вреда, какой производят огнестрельные его орудия в городе, ни смятения и страха осаждаемых жителей.

Цветник духовный

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Дьяченко Г. Указ. соч. - С.77.
  
   См.: О. Николай (Депутатов). Простецкое богословие
  
   Дьяченко Г. Указ. соч. - С. 96 - 97.
  

***

 []

Казнь еретиков в Москве в 1504 г.

Миниатюра из Лицевого свода. 16 в.

Цветник духовный

  -- Нет ничего тяжелее, ничего пагубнее, как вредить не только себе, на и ближнему (Авва Дорофей).
  -- Соблазнитель есть величайший враг Божий, ближнего и самого себя (Прот. И. Толмачев).
  -- Война с дьяволом прекращает другую войну - против Бога. Враждуем с дьяволом, это значит примиряемся с Богом (Св. Златоуст).
  -- Сатана ослепляет человека для того, чтобы низвергнуть его в грех, а после его же открывает глаза, дабы привесть его в отчаяние (Мф., 27, 3: Евр. 3, 13) (Прот. П. Соколов).
  -- До падения нашего демоны представляют нам Богом человеколюбивым, а по падения неумолимым (Св. Иоанн Лествичник).
  -- Обращайтесь умом и сердцем вашим к небу и вечности, и не будете уловлены от дьявола. Птица, чем выше летает, тем бывает безопаснее; а когда вниз, на землю спустится, то легко может быть поймам, или застрелена (Св. Тихон Задонский).
  --
  

***

 []

Кубок царя Алексея Михайловича

Исторические памятки

  -- АНГЕЛЫ - вестники, посланники Божий. Иногда выражение "Ангел Господень" относится к самому Богу, являющемуся и действующему в мире.
  --
  -- АНТИДОР (греч. - вместо дара) - остатки просфоры, из которой вынут Агнец.
  --
  -- АНТИМИНС - частица мощей, вшитая в ткань. А. лежит на алтаре. На А. совершается Евхаристия.
  --
  -- АНТИФОН (греч. - противогласие) - песнопения, которые поются на два хора. В Церковь введено св. Амвросием Медиоланским (IV в.).
  --
  -- АПОСТОЛЫ - Двенадцать учеников были избраны Иисусом спутниками Его жизни и свидетелями Его воскресения. Они были посланы в мир для проповеди Евангелия и для созидания духовного Израиля. Павел был сопричислен к ним как апостол язычников.
  --
  -- АПСИДА - ниша в восточной стене храма, где находится алтарь.
  --
  -- АРТОС (греч. - квасной хлеб) -хлеб, освящаемый на Пасху в воспоминание братских трапез. Раздается обычно в субботу Светлой недели.
  --
  -- БЛАГОДАРЕНИЕ - благодарить Бога значит признавать Его совершенства, относить полученные блага к их подлинному источнику; самое совершенное благодарение - Литургия (Евхаристия). См. хвалебные стихи после чтения Евангелия: "Слава Тебе, Господи, слава Тебе" и после псалмов "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу...", "Слава в вышних Богу..." и другие евхаристические молитвы.
  --
  -- БЛАГОСЛОВЕНИЕ - благословлять кого-нибудь значит сообщать ему блага истинной жизни. Давать благословение могут причастники отцовства Божия (священники, родители). Благословлять (т.е. освящать) какой-либо предмет иногда значит посвящать его исключительно религиозному употреблению (церковь, четки), испрашивать благословение, чтобы он поддерживал нашу духовную жизнь. Всякое употребление освященного предмета тем самым приобретает религиозное значение.
  --
  -- БОЯЩИЕСЯ БОГА - во времена Иисуса Христа это выражение означало: "язычники доброй воли". Общий смысл - чтущие Бога и повинующиеся Ему (или Его закону), служащие Ему с полным упованием.
  --
  

***

***

А.И. Каменев

Педагогика благонравия:

Хрестоматия

- М., 2004. - 308 с.

  

***

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны"
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010