ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Имел ту же ревностную любовь к общему благу

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


Имел ту же ревностную любовь к общему благу

  

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МСТИСЛАВ

1125-1132

Н.М.Карамзин

   Новый Государь, уже давно известный мужеством и великодушием, явил добродетели отца своего на престоле России: имел ту же ревностную любовь к общему благу, ту же твердость, соединенную в нем, подобно как в Мономахе, с нежною чувствительностию души.
   Княжение его, к несчастию кратковременное, прославилось разными успехами воинскими, которыми он желал единственно успокоить Государство и восстановить древнее величие оного.
   *
   Он умел властвовать, хранил порядок внутри Государства, и если бы дожил до лет отца своего, то мог бы утвердить спокойствие России на долгое время
  

Семья

  
   Сей Великий Князь, вторично женатый на дочери знатного Новогородца, Димитрия Завидича, имел от нее двух сыновей: Святополка и Владимира (кроме дочерей, из коих одна была за Всеволодом Ольговичем Черниговским). Старшие их братья родились от Христины, первой супруги.
  

Братья

  
   Мстислав Владимирович наследовал достоинство Великого Князя. Братья его господствовали в Уделах: Ярополк в Переяславле, Вячеслав в Турове, Андрей в Владимире, Георгий в Суздале; а сыновья, Изяслав и Ростислав, в Курске и Смоленске.
  

Политика

   Во внешней политике Мстислав I продолжал линию отца: подробности его походов против половцев неизвестны, но сообщается, что в итоге половцы были загнаны за Дон, за Волгу и за Яик (современная р.Урал).
   Видимо, спасаясь от русских дружин, ушел на Кавказ из Причерноморья хан Артык (Отрок) с частью половцев, которые затем появились в Грузии в качестве наемников. Военное могущество Мстислава было настолько неоспоримым, что именно он - единственный из всех князей Киевской Руси - заслужил в летописях произвище "Великий".
   Брачными союзами со скандинавскими государствами и с Византией он укрепил позиции государства на международной арене.
   Не всегда удачными были второстепенные кампании в Прибалтике: в 1130 г. чудь была обложена данью, однако новый поход 1131 г. закончился поражением у Юрьева. Удачен был поход на Литву (1132 г.), но на обратном пути киевляне были разбиты.
  

Правление в Ростове

   В 1093 - 1095 гг. Мстислав правил в Ростовской земле и сыграл главную роль в ходе борьбы своего отца Мономаха и Олега Святославича: в 1096 г. битве на р.Медведице он разбил брата Олега - Ярослава Святославича, а затем и самого Олега, который попытался вероломным нападением разгромить его.
   Мстислав заставил Олега оставить Муром и Рязань и бежать в степь, а затем и согласиться на распределение уделов в соответствии с решениями Любечского съезда 1097 г.
  

Великий князь в Киеве

   Когда в 1125 году умер Владимир Мономах, Мстислав I стал великим князем.
   Он уже не владел львиной долей русских земель, поскольку младшие сыновья Мономаха унаследовали самостоятельные княжества: Ярополк получил Переяславль, Вячеслав - Смоленск, Юрий Долгорукий - Ростово-Суздальский удел, Андрей Добрый - Волынь. В 1127 г. Вячеслав стал князем Турова, а Смоленск уступил сыну Мстислава - Ростиславу. В том же году в Чернигове князь Ярослав Святославич был свергнут своим племянником - Всеволодом Ольговичем. Мстислав I и его брат Ярополк выступили против Всеволода; в ходе этой войны они захватили Курск и Посемье, где стал править старший сын Мстислава - Изяслав.
   Вернуть свергнутого Ярослава на черниговский престол не удалось: по миру Всеволод стал князем Чернигова, а Ярослав получил Муромо-Рязанский удел.
   Таким образом, с 1127 г. Мстислав I владел Киевом, Новгородом (сын Всеволод), Смоленском (сын Ростислав), Посемьем (сын Изяслав), сохраняя контроль над важнейшими городами Руси и главным торговым путем "из варяг в греки".
  

Нападение половцев

  
   Половцы, сведав о кончине Мономаха, думали, что Россия осиротела и будет снова жертвою их грабительства. Они хотели соединиться с Торками, кочевавшими близ Переяславля; но Ярополк Владимирович, тамошний Князь, узнал о сем намерении: велел Торкам въехать в город и сам, не имев терпения дождаться помощи от своих братьев, с одною Переяславскою дружиною ударил на варваров, разбил их и множество потопил в реках.
   *
   Великий Князь, излишно снисходительный в отношении ко Всеволоду, отмстил по крайней мере варварам, его союзникам. Летописцы говорят, что войско Мстислава "загнало Половцев не только за Дон, но и за Волгу" и что они уже не смели беспокоить наших пределов.
  

Борьба со Всеволодом

   [1127 г.] Мстислав, объявив себя покровителем утесненных Князей, должен был обнажить меч на Всеволода Ольговича, который выгнал из Чернигова дядю своего, Ярослава, умертвил его Бояр верных и разграбил их домы. Мстислав клялся изгнанному Князю наказать сего мятежного сына Олегова.
   Следуя несчастному примеру отца, Всеволод заключил союз с Половцами: варвары, в числе семи тысяч, спешили к границам России, дав весть о том Черниговскому хищнику; но Послы их не могли уже возвратиться и были схвачены, в окрестностях реки Сейма, Посадниками Ярополка. Ожидав долгое время ответа и боясь измены, Половцы ушли наконец восвояси.
   Тогда Всеволод прибегнул к смирению; молил Великого Князя забыть вину его и между тем осыпал дарами Вельмож Киевских.
   Мстислав еще не колебался, однако ж медлил, и несчастный дядя сам приехал из Мурома, чтобы напомнить ему священный обет мести. Бояре, не ослепленные дарами Всеволода, были за Ярослава; но какой-то Григорий, Игумен Андреевской Обители, любимец покойного Мономаха, весьма уважаемый Великим Князем, говорил, что миролюбие есть должность Христианина.
   Митрополит Никита уже скончался, и Церковь Российская не имела главы: сей Игумен склонил на свою сторону всех духовных сановников, которые торжественно сказали Мстиславу: "Государь! Лучше преступить клятву, нежели убивать христиан. Не бойся греха: мы берем его на свою душу". Убежденный ими, Великий Князь примирился со Всеволодом, и бедный Ярослав с горестию возвратился в Муром (где и скончался через два года, оставив сию область и Рязанскую в наследие сыновьям). Мстислав забыл наставление отца: "Дав клятву, исполняйте оную!"
   Щадить кровь людей есть без сомнения добродетель; но Монарх, преступая обет, нарушает закон Естественный и Народный; а миролюбие, которое спасает виновного от казни, бывает вреднее самой жестокости.
   К чести Мстислава скажем, что он во всю жизнь свою оплакивал сей проступок.
  

Борьба удельных князей

  
   Еще при жизни Мономаха сыновья Володаревы, Владимирко и Ростислав, начали ссориться между собою: однако ж, боясь его, не смели воевать друг с другом.
   Исполняя завещание отца, первый господствовал в Звенигороде, а второй в Перемышле. Когда же Мономах скончался, Владимирко хотел изгнать брата. За Ростислава стояли Васильковичи, Иоанн и Григорий; также и Великий Князь Мстислав, желая единственно отвратить зло насилия.
   Мирные убеждения, съезды и переговоры в Серете остались бесполезными: Владимирко уехал в Венгрию, чтобы просить войска у Короля Стефана. Тогда Ростислав осадил Звенигород, где 3000 Венгров и Россиян оборонялись столь мужественно, что он должен был отступить. Но сия война не имела дальнейших следствий. Владимирко, возвратясь в отчизну, смирился; ибо Великий Князь решительно требовал, чтобы каждый из братьев довольствовался своим уделом.
  

Падение князей полоцких

  
   Важнейшее происшествие сего времени есть падение знаменитого дома Князей Полоцких, которые издавна отделились, так сказать, от России, желая быть Владетелями независимыми.
   Мстислав решился покорить сию древнюю область Кривичей и сделал то, чего напрасно хотели его деды. Он привел в движение силы многих Князей; велел идти братьям своим, Вячеславу из Турова, Андрею из Владимира, сыну Изяславу из Курска, дав ему собственный полк Княжеский; Ростиславу, другому сыну, из Смоленска; Всеволодку Давидовичу, внуку Игореву и зятю Мономахову, из Городна; Вячеславу Ярославичу, внуку Святополка-Михаила, из Клецка.
   Все они долженствовали начать военные действия в один день.
   Всеволод Ольгович, послушный Великому Князю, и братья его вместе с отрядом верных Торков, отданных в начальство Боярину Ивану Войтишичу, в то же время шли к Минскому городу Борисову. Изяслав взял Логожск еще ранее назначенного Мстиславом дня и спешил соединиться с дядями, обступившими город Изяславль, Удел знаменитой Рогнеды, первой супруги Св. Владимира. Там находился Брячислав, сын Бориса Всеславича, зять Мстиславов: хотев бежать к отцу, он попался в руки к своему шурину, который вел с собою многих пленных Логожан. Узнав, что сии пленники и Брячислав довольны умеренностию победителя, осажденные граждане решились сдаться, но требовали клятвы от Вячеслава, сына Мономахова, что он защитит их от всякого насилия.
   Клятва была дана и нарушена.
   Ночью, вслед за дружиною Тысячских, посланною в город, бросились все воины Андреевы и Вячеславовы: Князья не могли или не хотели остановить их; едва спасли имение дочери Мстиславовой, мечем удержав неистовых грабителей, а бедных граждан отдали им в жертву.
   Скоро и Всеволод, старший сын Великого Князя, вступил с Новогородцами в область Полоцкую: устрашенные жители не оборонялись и выгнали своего Князя, Давида, на место коего, согласно с их желанием, Мстислав дал им Рогволода, брата Давидова; а чрез два года [в 1129 г.] отправил всех Князей Полоцких в ссылку за то, как сказано в некоторых летописях, что они не хотели действовать вместе с ним против врагов нашего отечества, Половцев. Всеславичи Давид, Ростислав, Святослав, и племянники их Василько, Иоанн, сыновья Рогволодовы, с женами и детьми были на трех ладиях отвезены в Константинополь. Мстислав отдал Княжение Полоцкое и Минское сыну своего Изяславу.
  

Голод 1126 г.

  
   Сверх тогдашних мнимых ужасов, солнечных затмений и легкого землетрясения в южной России (Августа 1, 1126 года) действительным несчастием княжения Мстиславова был страшный голод в северных областях, особенно же в Новогородской.
   От жестокого, совсем необыкновенного холода вымерзли озими, глубокий снег лежал до 30 Апреля, вода затопила нивы, селения, и земледельцы весною увидели на полях, вместо зелени, одну грязь.
   Правительство не имело запасов, и цена хлеба так возвысилась, что осьмина ржи в 1128 году стоила нынешними серебряными деньгами около рубля сорока копеек. Народ питался мякиною, лошадиным мясом, липовым листом, березовою корою, мхом, древесною гнилью. Изнуренные голодом люди скитались как привидения; падали мертвые на дорогах, улицах и площадях.
   Новгород казался обширным кладбищем; трупы заражали воздух смрадом тления, и наемники не успевали вывозить их. Отцы и матери отдавали детей купцам иноземным в рабство, и многие граждане искали пропитания в странах отдаленных. "Новгород опустел", говорят Летописцы: однако ж войско его чрез год уже разило неприятелей, торговля цвела по-прежнему, купеческие суда ходили в Готландию и Данию.
  

Походы в Литву

  
   [1130-1132 гг.] Князь Новгородский Всеволод, соединясь с братьями, два раза ходил на Чудь, или Эстонцев, зимою: обратил в пепел селения, умертвил жителей, взял в плен их жен и детей; но в другом походе сам лишился многих воинов.
   Сей народ ненавидел Россиян как утеснителей, отрекался платить дань и сопротивлением отягчал свою долю.
   Сам Великий Князь воевал Литву и привел в Киев великое число пленников. Тогдашние беспрестанные войны доставляли нашим Князьям и Боярам множество невольников, которые отчасти шли в продажу, отчасти (как надобно думать) были расселяемы по деревням.
  

Поучительные примеры

  
   [1127 г.] Мстислав, объявив себя покровителем утесненных Князей, должен был обнажить меч на Всеволода Ольговича, который выгнал из Чернигова дядю своего, Ярослава, умертвил его Бояр верных и разграбил их домы.
   Мстислав клялся изгнанному Князю наказать сего мятежного сына Олегова.
   Следуя несчастному примеру отца, Всеволод заключил союз с Половцами: варвары, в числе семи тысяч, спешили к границам России, дав весть о том Черниговскому хищнику; но Послы их не могли уже возвратиться и были схвачены, в окрестностях реки Сейма, Посадниками Ярополка. Ожидав долгое время ответа и боясь измены, Половцы ушли наконец восвояси.
   Тогда Всеволод прибегнул к смирению; молил Великого Князя забыть вину его и между тем осыпал дарами Вельмож Киевских.
   Мстислав еще не колебался, однако ж медлил, и несчастный дядя сам приехал из Мурома, чтобы напомнить ему священный обет мести. Бояре, не ослепленные дарами Всеволода, были за Ярослава; но какой-то Григорий, Игумен Андреевской Обители, любимец покойного Мономаха, весьма уважаемый Великим Князем, говорил, что миролюбие есть должность Христианина.
   Митрополит Никита уже скончался, и Церковь Российская не имела главы: сей Игумен склонил на свою сторону всех духовных сановников, которые торжественно сказали Мстиславу: "Государь! Лучше преступить клятву, нежели убивать христиан. Не бойся греха: мы берем его на свою душу".
   Убежденный ими, Великий Князь примирился со Всеволодом, и бедный Ярослав с горестию возвратился в Муром (где и скончался через два года, оставив сию область и Рязанскую в наследие сыновьям).
   Мстислав забыл наставление отца: "Дав клятву, исполняйте оную!"
   Щадить кровь людей есть без сомнения добродетель; но Монарх, преступая обет, нарушает закон Естественный и Народный; а миролюбие, которое спасает виновного от казни, бывает вреднее самой жестокости. К чести Мстислава скажем, что он во всю жизнь свою оплакивал сей проступок.

Грамота Новгородскому монастырю

  
   Заметим, что самая древнейшая из подлинных Княжеских грамот Русских, доныне нам известных, есть Мстиславова, данная им Новогородскому Юрьевскому монастырю, вместо крепости, на земли и судные пошлины, с приписью сына его, Всеволода, что он дарит тому же монастырю серебряное блюдо для употребления за братскою трапезою.
  
  

Смерть

  
   Мстислав, по возвращении из Литвы, скончался [15 Апреля 1132 г.] на 56 году от рождения, заслужив имя Великого. Он умел властвовать, хранил порядок внутри Государства, и если бы дожил до лет отца своего, то мог бы утвердить спокойствие России на долгое время.
  
  
   Источники
  -- Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М.: "Мысль", 1988. Кн.1, т.2.
  -- Ср. М. Грушевский "История Украины -- Руси" (II, изд. 2-е, Львов, 1905);
  -- А. Пресняков "Княжое право в древней Руси" (Санкт-Петербург, 1908);
  -- Приселков "Очерки церковно-политической истории Киевской Руси в X--XII веках" (Санкт-Петербург, 1913);
  -- Е. Голубинский "История канонизации святых в русской церкви" (2-е изд., М., 1903).
  

 []

Троица.

Мастер Тихон Филатьев.

Запись 1700 г. на иконе.

14 в.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТКИ

  
  -- НОРМАННСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ 8--11 вв., воен. экспансия норманнов (на Руси их наз. варягами), населявших Скандинавский п-ов и побережье Бал­тийского м. Цель -- захват и колониза­ция новых земель. С сер. 8 в. до сер. 9 в. отряды норманнов (по неск. сот ч.) осу­ществляли грабительские набеги в Гер­манию, Нидерланды, Англию, Францию, Ирландию. Позже (до сер. 11 в.) пред­принимали кр. воен. походы армиями в неск. десятков тысяч ч. и флотами в неск. сот кораблей. В Европе особенно пострадали от Н. з. Испания и др. стра­ны Средиземноморья. Ок. 982 норманны колонизировали юж. берег Гренландии, а ок. 1000 достигли берегов Сев. Амери­ки. В 1066, разбив англосаксов при Гас­тингсе, норманны установили господство в Англии. На Руси норманнская экспан­сия, встретив упорное сопротивление славянских племён, цели не достигла. Успехи норманнов обусловливались прежде всего феод. противоречиями в Зап. Европе.
  
  -- Норманны - от слов Nord (север) и Mann (человек), германские пле­мена, населявшие Скандинавию и совершавшие в VIII в. набеги на побережье почти всей Европы. Многие из норманнов были профессиональ­ными пиратами. В разных странах норманнов называли различно. В Англии - датчанами, в древней Руси - варягами, но везде их одинаково боялись. В VIII в. норманны стали массами выселяться на берега Великобритании и почти всю ее подчинили своему владычеству. Во Франции норманны появились при Карле Великом и произвели большие опустошения. При его преемниках набеги эти участились. В X в. король Карл Простоватый окончательно уступил норманнам Роллонскую область, где было основано герцогство Нормандия.
  
  -- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАДЕТ. Первая попытка дать свод нравственных правил сделана в 1830 г. в "Положении и уставе военно-учебных заведений 2-го класса". Главнейшими нравственными добродетелями считались: благочестие; власть над собой; воздержанность; укрощение страстей; стремление к самосовершенствованию; деятельность; порядок; честность; бескорыстие; правдолюбие; справедливость; твердость духа; неустрашимость; скромность.
  
  -- Нравственность. Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений. (Я. Коменский). Нравственные свойства русского народа. Вот четыре нравственные свойства, отличающие русских воинов: ревность к вере, любовь к Отечеству, преданность к Государям и высокое чувство народного достоинства! (Я. Толмачев).
  
  -- Нравы -- это люди, законы -- разум страны. Нравы нередко более жестоки, чем законы. Нравы, часто неразумные, берут верх над законами. (О. Бальзак).
  
  -- Нужда -- суровая учительница, но зато у нее можно действительно чему-нибудь научиться. Испытания приводят в движение наши I нравственные силы и укрепляют их. (С. Смайльс). Человек, постоянно борющийся с нуждой, находится в положении, весьма мало отличающимся от рабства; он ни в чем не является господином самому себе и ему всегда грозит опасность подпасть власти других и подчиниться тем условиям жизни, которые ему предпишут; он не может сделаться полезным членом общества, потому что слишком занят удовлетворением собственных потребностей; он вынужден либо раболепствовать, либо унижаться... Нужда -- суровая учительница, но зато у нее можно действительно чему-то научиться. (С. Смайльс).
  
  -- Нуитоны - мелкое германское племя, жившее в южной части Ютландского полуострова.
  
  -- Нума Марций - по притязаниям рода Марциев, был сыном их родо­начальника Марка Марция (родственника Нумы Помпилия), мужем Помпилии, дочери Нумы Помпилия и отцом царя Анка Марция.
  
  -- Нума Помпилий, согласно римской традиции, второй царь Древнего Рима, сабин по происхождению. Ему приписывают многочисленные государственные меры: установление законов, сооружение храмов, введение религиозных обрядов, разделение граждан на сословия. Предание рисует Нуму царем-жрецом в противоположность царю-воину Ромулу.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023