ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Императрица Екатерина - учитель и воспитатель

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


Императрица Екатерина II - учитель и воспитатель

  
  
   "Многие государыни заслужили славу: Семирамида -- победами, Елисавета английская -- ловкою политикою, Мария-Терезия -- удивительною твердостью в бедствиях, но одна только Екатерина заслуживает наименование законодательницы".
  

Фридрих II, король Прусский

  
   *
   Второй великой России стала русская императрица Екатерина II. Честь этой императрице делает то, что она, будучи иностранкой по происхождению, по духу своему стала близкой русским людям. Многие национальные задачи русского народа она не только осознала, но и ясно сформулировала в своем знаменитом "Наказе" и других документах.
   В.О. Ключевский, один из авторитетнейших русских историков, назвал результаты ее царствования очень внушительными. В одном из своих трудов он писал: "В 1781 г. граф Безбородко предоставил ей (Екатерине - А.К.) инвентарь ее деяний за 19 лет царствования: оказалось, что устроено губерний по новому образцу 29, городов построено 144, конвенций и трактатов заключено 30, побед одержано 78, замечательных указов издано 88, указов для облегчения народа -- 123, итого 492 дела! К этому можно прибавить, что Екатерина отвоевала у Польши и Турции земли с на­селением до 7 млн. душ обоего пола, так что число жите­лей ее империи с 19 млн. в 1762 г. возросло к 1796 г. до 36 млн., армия со 162 тыс. человек усилена до 312 тыс., флот, в 1757 г. состоявший из 21 линейного корабля и 6 фрегатов, в 1790 г. считал в своем составе 67 линейных кораблей и 40 фрегатов, сумма государственных доходов с 16 млн. руб. поднялась до 69 млн., т. е. увеличилась бо­лее чем вчетверо, успехи промышленности выразились в умножении числа фабрик с 500 до 2 тыс."
  
   *
   В.О. Ключевский, один из авторитетнейших русских историков, назвал результаты ее царствования очень внушительными. В одном из своих трудов он писал: "В 1781 г. граф Безбородко предоставил ей (Екатерине - А.К.) инвентарь ее деяний за 19 лет царствования: оказалось, что устроено губерний по новому образцу 29, городов построено 144, конвенций и трактатов заключено 30, побед одержано 78, замечательных указов издано 88, указов для облегчения народа -- 123, итого 492 дела! К этому можно прибавить, что Екатерина отвоевала у Польши и Турции земли с на­селением до 7 млн. душ обоего пола, так что число жите­лей ее империи с 19 млн. в 1762 г. возросло к 1796 г. до 36 млн., армия со 162 тыс. человек усилена до 312 тыс., флот, в 1757 г. состоявший из 21 линейного корабля и 6 фрегатов, в 1790 г. считал в своем составе 67 линейных кораблей и 40 фрегатов, сумма государственных доходов с 16 млн. руб. поднялась до 69 млн., т. е. увеличилась бо­лее чем вчетверо, успехи промышленности выразились в умножении числа фабрик с 500 до 2 тыс.".
  
   Но самое ее великое деяние состоит в том, что она сумела восстановить петровские порядки в войске Русском. Именно благодаря ее военной политике Россия стала могущественной военной державой и воспитала плеяду полководцев, которые сумели одержать блестящие победы во время царствования Екатерины и создали необходимый запас военной прочности для борьбы с Наполеоном.
  
  
   ...
  
  

Этому вопросу посвящены "Штрихи", характеризующие Великую императрицу как прозорливую правительницу государства Российского.

  
   Вторым правителем (после Петра Великого) по степени пользы, приносимой Отечеству, следует признать Екатерину Великую. Величие ее имеет многие грани: 1)будучи чуждой русскому народу по крови, она стала ему родной и заботливой матерью; 2)воспитываемая в духе мелких интересов и потребностей она смогла посредством самообразования и воспитания достичь высочайшей государственной мудрости и прозорливости; 3)будучи человеком не военным, женщиной, смогла своим умом постичь взаимосвязь стратегии и политики, организовать умелое взаимодействие между ними, и даже направлять действия выдающихся стратегов (пример тому случай с П.А. Румянцевым); 4)находясь на недосягаемой высоте своего императорского величия, она не разучилась находить и распознавать в простых людях таланты, в том числе и военные (примером тому, случай, имевший место с А.В. Суворовым); 5)самое же главное состоит в том, что при ней была воспитана плеяда прекрасных военачальников, сумевших противостоять гению Наполеона; 6)она в полной мере понимала значение офицерского звания
  
   Везде правительства изыскивают способы воздействия на массы и, прежде всего, разумеется, на семью и школу, в направлении напоминания об обязанности граждан перед отечеством. И в этом отношении поражает ум тот факт, что мысли Императрицы [Екатерины II], Самодержицы Всероссийской, высказанные ею более ста лет тому назад, можно признать как бы повторенными теперь в Бельгии, Японии и других странах; мы разумеем здесь учебники времени великой "Матери Отечества", в роде: "О должностях человека и гражданина"(СП б., 1786 г.), "Гражданское учение" и т.п.
  
   Когда тревожная весть о вторжении в 1795 году в Закавказье огром­ных полчищ персидского шаха и полнейшем разорении грузин­ской столицы дошла до Санкт-Петербурга, самодержавная правительница Екатерина II Алексеевна, по­лучив такое известие, сильно разгневалась. Императрица в подобных случаях принимала ответственные решения без долгих раздумий. И самое главное -- без колебаний. Страшный в истории разгром шахской армией Восточной Гру­зии, находившейся под покровительством России, стал прямым оскорблением достоинства великой державы, прямым вызовом ей. Война с Персией была решена самодержавной Императрицей сра­зу и бесповоротно. Готовился военный поход, вошедший в исто­рию как Персидский 1796 года.
  
   Однажды граф Никита Иванович Салтыков представил Императрице рапорт об исключении со службы армейского капитана. "Это что? Ведь он капитан, _ сказала Императрица, возвысив голос. _ Он несколько лет служил, достиг этого чина, и вдруг одна ошибка может ли затмить несколько лет хорошей службы? Коли в самом деле он более к службе неспособен, так отставить его с честью, а чина не марать... Если мы не будем дорожить чинами, так они упадут, а уронив раз, никогда не поднимем".
  
   После взятия Кольберга в 1761 г. Румянцев, произведенный в генерал-аншефы, был назначен Петром III главнокомандующим экспедиционными войсками для готовившейся им войны против Дании. Румянцев, сформировав армию, уже выступил в поход, когда на пути к Штеттину узнал о дворцовом перевороте и вступлении на престол Екатерины II. Ему было приказано приостановить дальнейшее движение вглубь Германии, сдать командование армией Петру Панину, а самому немедленно явиться в Петербург. Неприязненное отношение Екатерины II к одному из лучших, зарекомендовавших себя боевыми подвигами генералов, объяснялось тем, что Румянцев не сразу признал новую правительницу России и долго воздерживался от присяги. Считая, что он уже не может больше продолжать службу, Румянцев подал рапорт об отставке "по болезни" и в начале 1764 г. был уволен "для лечения". Но талантливый генерал пользовался большим авторитетом и влиянием в армии, и Екатерина II не решилась совершенно отстранить его от дел. Отбросив свое личное нерасположение, она 10 ноября 1764 г. вновь призвала Румянцева на службу. Он получил назначение на Украину, где было только что уничтожено гетманство и учреждена Малороссийская коллегия. Румянцев стал президентом этой коллегии и одновременно генерал-губернатором Украины.
  
  
   В царствование императрицы Елизаветы, а потом Екатерины II целый ряд талантливых русских начальников снова ведут армию по пути, предначертанному ее великим основателем. В особенности много сделали для нее высоко даровитые деятели Екатерининской эпохи: Румянцев, Суворов и Потемкин.
  
   При Императрице Екатерине II принцип инициативы в нашей армии еще больше развился, в чем имела влияние сама Государыня. Все известно, как она во многих случаях вдохновляла и наставляла избранных ею генералов к решительным и энергическим действиям против многочисленных тогдашних врагов России. Например: вторая турецкая война, как известно, застала Россию врасплох. В Крыму, который турки хотели отнять обратно у нас, войск было слишком мало. Севастопольский флот был разбит бурей. Потемкин был в отчаянии, стал проситься в отставку и писал Императрице, что надобно вывести войска из Крыма; Государыня на это ответила ему: "Прошу ободриться и подумать, что бодрый дух и неудачу поправить может". При этом она указывала переменить оборонительную войну на наступательную и идти на Очаков или Бендеры.
  
   Великая Царица проявила вполне свой гений и в другом отношении. Никто из современных ей государей Европы не понимал так ясно, как она, другого важного принципа военного искусства, -- что главнокомандующим армий должно предоставлять большую инициативу, иначе говоря, полную мощь на войне, не стесняя его действий свыше. Великое дарование Государыни выбирать выдающихся генералов и предоставление им должной самостоятельности и было главнейшей причиной столь громких побед русской армии, которыми ознаменовалось ее царствование. Вообще, так называемый "Век Екатерины" представляет богатую сокровищницу многих сторон чисто русского военного искусства, которое в то время далеко оставляло позади себя таковое же всех остальных европейских армий.
  
   Самая Императрица всегда бодрая, живая, энергичная, не унывающая при самых тяжелых обстоятельствах, сумела и в армии влить тот же дух бодрости, энергии и веселья. "Римляне никогда не считали врагов, а только спрашивали, -- где они?" -- писала она Румянцеву на его донесение о превосходстве сил турок и результатом этих слов явилась блестящая Кагульская победа, одержанная 17-ю тысячами против полутораста.
  
   Сын Екатерины мог быть строгим и заслужить благодарность Отечества; к необъяснимому изумлению россиян, он начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким Уставам, кроме своей прихоти; считал нас не поданными, а рабами; казнил без вины; награждал без заслуг; отнял стыд у казны, у награды - прелесть...
  
  
   Гибельнее всего отразилась новая (Павловская) система на воспитании армии. Прежние принципы долга и чести, личного примера начальника, обаяние личности, заменялись одним принципом, - палкой, - в том, или другом виде. Не будем принимать эту палку в буквальном смысле слова: как таковая она существовала и в Екатерининской армии, были и там телесные наказания и весьма сильные, но там они существовали для обуздания преступлений и отнюдь не считались движущей силой армии; армия Екатерины основывала свою силу, как мы видели выше, совсем на других принципах. Во времена же Павла палка, или гораздо вернее, вообще страх наказания стал считаться движущей силой; в этот то и состояло все зло новой системы. Если бы Павел совершенно воспретил телесные наказания, то все-таки и зло его системы нисколько не изменилось; вреден не тот начальник, который сильно карает, а тот, кто воображает, что его подчиненные служат только из страха наказания, кто думает, что страх наказания есть единственное средство приохотить подчиненных к службе.
  
   Основные взгляды Императрицы (Екатерины Великой) на цели нравственного воспитания выражены в следующих ее словах: "Главное достоинство наставления детей состоять должно в любви к ближнему, в общем благоволении к роду человеческому, в доброжелательстве ко всем людям, в ласковом и снисходительном обращении ко всякому, в добронравии непрерывном, в чистосердечии и в благодарном сердце, в истреблении горячности сердца, пустого опасения, боязливости и подозрения; истинная же смелость состоит в том, чтобы пребывать в том, что долг человеку предписывает".
  
   Гвардия имела в екатерининские времена совершенно иной характер, нежели в петровскую эпоху. Петровские гвардейские полки имеют троякое назначение: Политическое (опора царской власти при проведении реформ), воспитательное (подготовка офицеров для армии, показания примера армейским полкам в боях и экзерцициях) и, наконец, собственно боевое, как тактической единицы.
  
   В числе характерных черт боевого генерала старой Екатерининской школы - самой доминирующей, рельефной чертой приходится поставить его необыкновенное благородство, удивительную способность подавить свое личное честолюбие, забыть свое личное "Я" в те минуты, когда речь шла о пользе и славе родины. В этих случаях наши боевые генералы той эпохи дают положительно изумительные образцы величия, которые в последующих войнах, к сожалению, уже не повторяются, заменяясь совершенно обратным отношением к общему благу.
  
   Типичным классовым актом второй половины XVIII в. является манифест Петра III "О даровании вольности и свободы всему Российскому Дворянству" 1762 г.6, под­твержденный Екатериной II "Грамотой на права, вольно­сти и преимущества благороднаго Россейскаго Дворян­ства" 1785 г. Слабый Петр III, желая угодить дворянству, дал ему свободу служить, или не служить. Умная Екатерина, не отменив сего закона, отвратила его, вредные для государства, следствия.
  
   Главное достоинство, главная заслуга Екатерининского времени заключалось в том значении, которое она придавала нравственному элементу, - духу войск.
  
   Великая Россиянка немецкого происхождения в 1787 году объявила, что поединки не могут быть допущены ни в одном благоустроенном обществе и тем более у нас, так как "они не суть от предков полученные, но чужие". Она понимала, значит, то, чего некоторые прирожденные российские россияне в толк взять никак не могут. Правда она была Великая; и, как таковая, читала в книге народного духа, а не в чужеземных бумажных книжках; работала, как Сама сказала Дидро, не на бумаге, а на человеческой коже, которая совсем по иному восприимчива и раздражительна, нежели бумага. Бумага все терпит...; но кожа человеческая - нет, не все.
  
   В течение дли­тельного времени во всех училищах и гимназиях в качестве учебника использовалась книга "О должностях человека и гражданина", изданная по распоряжению Екатерины II в 1783 г. Она представляла собой своеобразный официальный кодекс нрав­ственных и общественных правил поведения человека.
  
   Императрица признала воспитание и образование всецело делом государственным. По словам ее учебника: все верноподданные могут считаться "истинными сынами отечества", только сохраняя и исполняя выпадающие им должности, и они должны быть "привязаны" к государству, к образу правления. к начальствам и законам. Они должны еще: 1)не говорить и не делать ничего предосудительного в рассуждении правительства; 2) оказывать повиновение; 3) уповать на прозорливость и праводушие правителей, и 4)употреблять все свои способности и свое имение ко благу государства. "Любовь к отечеству", по определению Императрицы, является оказательством: почтения и благодарности правительству; покорности законам, учреждениям (установлениям) и добрым нравам общества; уважения выгод отечества, при рвении (sic) к возможному их совершенствованию, и, наконец, ревности о благе и славе родины; особливо было указано, что Государь заслуживает любовь от своих подданных, как родитель от детей и тем паче, что являемые им благодеяния весьма важны. Затем следовало указание способов, коими каждое в отдельности "звание" (сословие) должно являть свою любовь к отечеству; подробно указывались таковые "способы" и со стороны воина, представителя "военных людей".
  
   Идеология "просвещенного абсолютизма" формировалась во времена Екатерины II как система общественно-политических взглядов, основанных на вере в "мудреца на троне", который правит страной по разумным, справедливым законам и стремит­ся к общему благу своих подданных. Эта идеология определяла гражданскую позицию большинства деятелей русской культуры, стремившихся доступными им средствами говорить "истину ца­рям", "учить царствовать монарха".
  
   Фридрих Великий, когда еще был с нею в приязненных отношениях, часто хвалил ее. "Многие государыни, -- говорил он, -- заслужили славу: Семирамида -- победами, Елисавета английская -- ловкою политикою, Мария-Терезия -- удивительною твердостью в бедствиях, но одна только Екатерина заслуживает наименование законодательницы". Ему так и не удалось использовать Екатерину к своей выгоде и пользе.
  
   Казалось, судьба по странному капризу хотела дать супругу (Екатерины) малодушие, непоследовательность, бесталанность человека подначального, а его супруге -- ум, мужество и твердость мужчины, рожденного [318] для трона. И действительно, Петр только мелькнул на троне, а Екатерина долгое время удерживала его за собою с блеском.
  
   Она (Екатерина II) была очень воздержанна в пище и питье, и некоторые насмешливые путешественники грубо ошибались, уверяя, что она употребляла много вина. Они не знали, что красная жидкость, всегда налитая в ее стакане, была не что иное, как смородинная вода. Она никогда не ужинала; в шесть часов вставала и сама затопляла свой камин. Сперва занималась она с своим полицеймейстером, потом с министрами. За ее столом обыкновенно было не более восьми человек. Обед был прост, как в частном доме, и так же как за столом Фридриха II, этикет был изгнан и допущена непринужденность в обращении.
  
   Особым духом были проникнуты русские законы и в царствование Императрицы Екатерины II. В военных постановлениях того времени, например, сказано следующее: "Полковник обязан честь и права полка своего весьма удерживать и за всякую мелочь шуму и ссор не вчинять. За учение драться не следует: наказывать лгуна, ленивца и пьяницу, но без жестокости. Строго воспрещается не только бить рекрута, но и страшить; наказывать лишь грубое упрямство. Рекрут при обращении к начальнику должен быть без робости, но с пристойною смелостью".
  
   При Императрице Екатерине II принцип инициативы в нашей армии еще больше развился, в чем имела влияние сама Государыня. Все известно, как она во многих случаях вдохновляла и наставляла избранных ею генералов к решительным и энергическим действиям против многочисленных тогдашних врагов России. Например: вторая турецкая война, как известно, застала Россию врасплох. В Крыму, который турки хотели отнять обратно у нас, войск было слишком мало. Севастопольский флот был разбит бурей. Потемкин был в отчаянии, стал проситься в отставку и писал Императрице, что надобно вывести войска из Крыма; Государыня на это ответила ему: "Прошу ободриться и подумать, что бодрый дух и неудачу поправить может". При этом она указывала переменить оборонительную войну на наступательную и идти на Очаков или Бендеры.
  
   После окончания русско-турецкой войны в 1774 году русские войска оставили эти укрепления. Однако светлейший князь Гри­горий Александрович Потемкин, "государственный муж" в самом лучшем понимании этих двух слов, вскоре вышел с докладом к Императрице Екатерине II Алексеевне. Он, как радетель южных границ страны, указал, что линия от Моздока до Азова является неприкрытой, чем в случае новой войны с турками (она действи­тельно не заставила себя долго ждать) могут воспользоваться сул­танские войска. В Санкт-Петербурге к потемкинскому докладу отнеслись самым внимательным образом. Принимается решение построить на Юге пограничную укрепленную линию от Моздока на северо-запад на протяжении около 250 верст. Она шла параллельно границам об­ширной Астраханской губернии и земель донского казачества.
  
   Корпус чужестранных единоверцев, или Греческая гимназия, кадетский корпус, учрежденный по повелению Императрицы Екатерины II, в 1775 году при Артиллерийском и Инженерном кадетском корпусе (ныне 2-й кадетский корпус) в Санкт-Петербурге для детей-греков. Учреждение этого учебного заведения было связано с желанием Императрицы сделать Великого Князя Константина Павловича греческим императором. Стараясь привлечь на сторону России греков, Екатерина хотела влиять на них и культурным образом, желая из их детей воспитать будущих государственных деятелей.
   См. также: Военное образование во времена Екатерины II:
  
   Екатерина II сразу же по восшествии на престол объявила о бедственном финансовом положении страны и тут же напрямую сказала и о задержке выплаты жалованья военнослужащим, пагубных последствиях этого. "Хорошего послушания требовать не можно, если солдат служит без жалованья", - констатировала Императрица. Она немедленно занялась упорядочением государственных финансов, и одним из первых шагов нового царствования стал скорейший и полный расчет с войсками по долгами.
  
   Указ 1863 г. В 1763 г., указом 8 апреля, было повелено отпускать ежегодно 50 тыс. рублей на жалованье отставному генералитету. С этого времени принимаются меры к более правильному устройству пенсионного дела: издается пенсионный устав для сухопутных войск, вводится начало награждать пенсией за определенную выслугу лет, устанавливается размер пенсии по чинам; к концу царствования Екатерины II ежегодные расходы на пенсии возросли до 300 тыс. руб.
  
   Петр III дал грамоту вольности дворянства - освобождение от службы по достижении офицерских чинов; Екатерина II заменила для купечества поставку рекрут денежной повинностью. В конце концов около 20% населения было освобождено от повинности.
  
   Однажды на военных маневрах, которые проводились по жесткому плану, Суворов действиями своего полка разрушил подготовленный сценарий, ворвавшись в середину противной стороны и расстроив ее ряды. Сам же, не потеряв управления, вышел с полком во фланг, намереваясь довершить разгром условного противника. Взбешенный военный министр тотчас подал Императрице рапорт о суровом наказании полковника Суворова. Многие военные чины были сторонниками примерного наказания офицера. И только одна Екатерина Великая поняла смелость и инициативу молодого полковника и тогда же сказала об нем: "Это Мой собственный будущий генерал!" После такого слова, легко было, и не Суворову, идти к цели свободно и без опасения препятствий, - что же должен был сделать Суворов, с своей предприимчивостью, со своей железной волей, и как он этим воспользовался?
  
   Суворов предвидел Итальянский поход еще в царствование Императрицы Екатерины II и даже знал, что он будет послан туда главнокомандующим. Однажды в разговоре с Государыней он в шуточном тоне высказал, что ему предстоит - "большой скачек в Италию". "Далеко шагает мальчик", - говорил он о Наполеоне, "пора его унять". У Государыни он неоднократно просил, чтобы она его скорее посылала против Наполеона, говоря: "Матушка, пошли меня бить французов".
  
   Екатерина II высоко ценила А.В. Суворова, говоря: "Я посылаю в Польшу две армии: одну, состоящую из войск, а другую - Суворова".
  
   О взятии Варшавы Суворов донес императрице в следующих кратких словах: "Всеми­лостивейшая Государыня! Ура! Варшава наша!" Екатерина ответила на это так же кратко: "Ура! Фельдмаршал". Этим она возводила его в фельдмар­шалы.
  
   Переняв внешнюю сторону жизни европейски образованного общества, оболочку его, русский человек не ознакомился еще с идейным содержанием этой жизни. К этому русское общество пришло во времена Екатерины II. Почти каждый указ Екатерины на первых порах представлял чуть ли ни литературную статью, обращенную к разуму и совести граждан.
  
   Из Инструкции, данной 13 марта 1784 года Императрицей Екатериной II Н.И. Салтыкову, при назначении его к воспитанию великих князей (Александра и Константина): " Буде, кто из них солжет, то первый раз оказать о том удивление, как о поступке странном, неслыханном и неприличном. Буде же паки найдет будет во лжи, то чинить ему выговор и смотреть на него и обходиться с ним холодно и с презрением всем тем, кои о том знают. Буде, паче чаяния, не уймется, то почесть ложь за упрямство; упрямство же влечет за собой наказание".
  
   Между бумагами Екатерины II находится соб­ственноручная ее записка на французском языке: в этой записке говорится, что на пятый или на шестой день по своем восшествии на престол императрица присутствовала в Сенате, которому приказала собираться в Летнем дворце, чтобы ускорить течение дел. Сенат начал с представления о крайнем недостатке в деньгах; представил также, что цена хлеба в Петербурге поднялась вдвое более против прежнего. На первое императрица отвечала, что употребить на государственные нужды соб­ственные комнатные деньги. Екатерина велела выдать из комнатных денег сколько было нужно на го­сударственные потребности. Относительно же понижения цены на хлеб в Петербурге, она запретила временно вывоз хлеба за границу, что в два месяца произвело дешевизну всех припасов.
  
   23 июля 1762 г. Се­нат получил указ Императрицы: "Понеже в бывшее пред сим правительство государственная казна исто­щена, излишних расходов приумножено, от чего неисчислимые приключаются в государ­стве неполезности, и для того надлежит прав. сенату стараться: 1) розданные из казны взай­мы деньги взыскать; 2) бывшие засеки и где есть порожние, а дворянам надобные земли, продать, чрез что многим помещикам в размножении экономии прибавятся способы, а казне при нынешних недостатках к исправ­лению государственных надобностей спомоществовать; 3) военные и гражданств штаты рассмотреть, и что к полезнейшему тех впредь состоянию потребно, представить ее император­скому величеству; 4) тщиться, чтобы в коллегиях и канцеляриях судейские места достойными наполняемы были и чтобы справедливая служба награждена была и малоимущие не имели причин к лихоимству склоняться, назначить каждому пристойное жалованье, изыскав на то деньги не вновь налагаемыми с народа сбо­рами, но другими благопристойнейшими способами и подать ее императорскому величеству немедленно; 5) потщиться к пресечению ябеднических происков и к скорейшему обидимых удовольствию сыскать пристойные спо­собы".
  
   Россия была счастлива, богата и во все продолжение царствования ее не было ни одного нового налога. Она говаривала, что была преемницей Великого Петра. Но Петр действовал со строгостью; непреклонная его воля все решала; он вводил свои нововведения принужденно. Екатерина милостиво владела сердцами, возвеличила все начатое Петром. Чем? Уважая тех, которые ей повиновались; этим средством облагородила она повиновение, сделав его нравственным. Она прославила Россию победами, законами и заставила иностранцев не только любить, но и уважать Россию. Двор ее, гвардия, армия, флот, гражданские чины, все дышало благородством, честью, непритворной любовью к отечеству, - все это внушала Екатерина.
   ...
  
  
  
   Энциклопедия русского офицера , т.1. - 16k   "Документ"
  
   Энциклопедия русского офицера , т.2. -  217k   "Глава" Политика
  
  
  

"Штрихи" еже не дано ...


 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2011