ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Характер ковать в себе"...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


"Искать людей совестных и верных"...

0x01 graphic

Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме.

Миниатюра XIX века

  

ДУХОВНЫЙ ХАРАКТЕР КОВАТЬ В СЕБЕ...

(Моя новая книга "НАУКА ПОБЕЖДАТЬ")

   Важные мысли И.А. Ильина:

  -- У нас, русских, своя особая вера, свой характер, свой уклад души...
  -- Народ русский должны быть по силам, характеру и его культурному уровню...
  -- Русские патриоты должны сами творить и полагаться на свой разум и на свои силы...
  -- Идеи вообще рождаются не в хаосе, а в созерцании; и не авантюристами, а верными патриотами...
  -- Монархия пала неожиданно и получила свергателей и авантюристов с жаждою мести, крови и нового имущественного передела...
  -- Правда, История не знает вечных революций...
  -- Гете был прав: масса имеет великие заслуги в драке...
  -- Только русская национальная интеллигенция за рубежом относительною свободою слова...
  -- Важные мысли русской интеллигенции: Необходима идея. Идея долгого, волевого дыхания...
  -- Она (интеллигенция) должны сказать всему остальному миру, что Россия духовно жива...
  -- Надо знать, что исцеляющая вода - есть национальное самочувствие русского народа...
  -- Только "живая" вода - есть наша любовь и наша вера в русское историческое призвание...
  -- Бороться за Россию и победить могут только люди, воспитавшие и закалившие в себе национальный духовный характер...
  -- Задача на сегодня: научить русского человека духовно быть, самостоятельно творить и отстаивать свою родину...
  -- Надо помнить о том, что в старину русские характеры закалялись не только от суровой природы и в жизненно-исторических испытаниях, но взращивались церковью, выковывались в монастырях и в армии...
  -- Русская армия искони была школой русской патриотической верности...
  -- В русской чести и стойкости воинское знамя есть священная хоругвь всего народа...
  -- Да и военный инвалид есть почетное лицо в государстве...
  -- Образование русских должно быть естественным, а...
  -- - Полуобразование уводит от духа и от Бога...
  -- - Беспринципность ведет на службу к дьяволу...
  -- И только в руках русского учителя есть судьба будущей России...
  -- Надо выдвинуть кадры народных учителей, идейно-преданных своему делу...
  -- И даже есть суд чести и давно найдены новые формы наказания, не унижающие, не развращающие...
  -- А "бесхарактерность" есть тоже своего рода характер, в силу его есть инстинкт влечений...
  -- И есть некий предел для проявления, расцвета и сияния русского духа...
  -- И только Свобода есть начало великое, творческое и драгоценное...
  -- Довольно быть рабом!
  -- Центр тяготения - искомый и молитвенно призываемый...
  -- Смысл дивной христианской молитвы ко Святому Духу: "прииди, и вселися в ны..."
  -- Человек-волк, таящийся в глубине человеческой души, узрел взор и услышал зов ангела...
  -- Духовно-душевный алтарь - это то, что установлен как бы те весы, на которых он способен взвешивать человеческие деяния и мировые события; как бы сорганизован тот "главный штаб" его жизни, в котором он будет принимать все судьбоносные, боевые решения своей жизни...
  -- Помните, что вся Россия была создана людьми с характером...
  -- Знайте о том, что все беды и испытания последних лет - не только плющили и разбивали слабых, но и закаляли сильных...
  -- Именно сейчас нужны России люди с сильным духовным характером...
  -- Каждому русскому человеку надо понимать, что Любовь и Вера - первые движущие силы...
  -- Бог, родина и национальный вождь - три важные силы России...
  -- Духовное огнилище, некий центр - несгораемую купину - из которой русский человек должен исходить в своих важных оценках, решениях и делах...
  -- Именно из этой купины и раздается тот голос, который мы называем голосом совести...
  -- Человек с духовным характером слышит голос совести не после греха, а до поступка...
  -- "Да будет воля Твоя" - чувство собственного достоинства - и это не есть ни тщеславие, ни честолюбие, ни гордыня...
  -- Силен тот народ, где чтут Бога и ангельский знак заповедано молиться: "Отче наш..."
  -- Самообладание, этот самоудерж является условием верности и свободы характера ...
  -- Драгоценную способность - распознавать людей, их духовность, их силу, их ранг, их призвание, их верность...
  -- Залог спасения - в этом и утверждения на много десятков лет, на сотни лет вперед...
  -- Все время, всюду будут искать людей совестных и верных...
  -- Важно о том, что Россия давно вступит в эпоху орденских и рыцарских организаций...
  -- И один человек с духовным характером есть уже целый остров в бушующем море...
  -- Важное дело ковать в себе этот духовный характер, изменяя себя и свои поступки этими мерилами: любви, веры, очевидности, совести, чувства собственного духовного достоинства, автономного самообладания и смертной готовности...
   **

0x01 graphic

Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских.

Николай Ломтев.

  
   Когда мы размышляем об исторических путях и судьбах России и особенно о ее будущем, то мы должны иметь в виду, прежде всего, размеры и своеобразие переживаемого ею крушения, его глубину и сложность.
  
   Поистине наше положение беспримерно в истории человечества, и ни одна из известным нам иноземных революций не дает нам сколько-нибудь глубоких аналогий. И ясно с самого начала, что это только затрудняет нашу борьбу...
  
   Ибо все, что мы можем извлечь из прошлого, это общие места, вроде того, что "после революции обычно бывает реакция и диктатура", что "реставрация прошлого невозможна", что "необходима новая, идейная и волевая, национальная и социальная власть", что "эта власть должна быть творческой и консолидирующей, а не мстительной" , и т.д.
   Но это и все...
  
   Поэтому Россия нуждается больше всего в самостоятельном национальном творчестве: в углубленном, свободном, непредвзятом созерцании и постижении; в созидании, исходящем из любви к родине, а не из ненависти к обидчикам другого класса, в творческом - идейном, программном и тактическом, политическом и социальным.
  
   Положение наше, русских патриотов, единственно в своем роде: и это мы должны усвоить крепко; от этого мы должны отправляться и именно так осмысливать нашу задачу.
  
   Ни один народ в мире не имел и не имеет ни такой территории, ни такого национального состава, ни такой истории, как Россия.
  
   У нас своя, особая вера, свой характер, свой уклад души.
   Мы иначе любим, иначе созерцаем, иначе поем.
   У нас иное правосознание и иная государственность.
   Так было всегда.
  
   И так обстоит особенно теперь, после всего, перенесенного Россией в революции.
  
   Поэтому механическое заимствование у других народов сулит нам добра меньше, чем когда-нибудь; и только те из нас, которые потеряли живое чувство России или, может быть, никогда не имели его, которые не видят, а, может быть, никогда не видели, ее своеобразную проблематику (духовную и религиозную, психологическую и национальную, политическую и хозяйственную) могут думать, что Россия спасется какой-нибудь слепою формою западничества.
  
   Формы национальной идеологии и национального возрождения должны возникнуть из самых душевно-духовных недр самого народа, из его национально-патриотического горения; они должны быть рождены его собственной проблематикой, его страданиями, его характером, его историческими и культурными заданиями.
  
   И только тогда они будут ему по силам; только тогда они будут для него целительны...
  
   И прежде всего, они должны быть именно по силам ему, его исторически сложившемуся характеру и его культурному уровню.
  
   Мечта о социально-политической "панацее", т.е. всеисцеляющем средстве была наивна и беспочвенна - достояние полуобразованного ума; а ныне эта беспочвенность видна, как никогда.
   Весь опыт человечества не в состоянии дать нам "готовый рецепт".
   Он дает нам только драгоценный материал для сведений о том, что в других странах и при других условиях было другое и что именно из этого другого выходило...
  
   Вот почему русские патриоты в борьбе за Россию должны сами творить и полагаться на свой разум и на свои силы.
   Это творческое задание мы не можем, не смеем суживать.
  

0x01 graphic

Лествица Иоанна Лествичника

(икона из собрания монастыря Святой Екатерины, XIII век)

  
   Нельзя ставить вопрос о борьбе за Россию так, что "все дело в свержении большевиков, а там увидим".
  
   Нельзя урезывать свое понимание одним первым этапом, чисто отрицательным заданием: "долой", а потом все "выяснится и утресется"...
  
   В этом роде мыслило предшествующее поколение, оппозиционно-революционное: оно твердило "долой самодержавие" и воображало, что дальнейшее пойдет гладко и верно по схемам западноевропейской демократии.
  
   Оно не видело ни своеобразия, ни величия России, ни пробелов русского национального характера; и потому его "положительная программа" не годилась для России, была нежизненна и неверна.
  
   И что же?
  
   Предреволюционная монархия пала неожиданно с непредвиденной быстротой и "легкостью", а дальнейшее пошло по невиданным, неслыханным, кошмарным путям и только проявило наивную немощь свергателей, их политическую недальновидность и полную неподготовленность...
  
   Итак, нам нельзя иметь в виду одни планы свержения и разрушения; нельзя думать, что "мы разрушим", а кто-то другой построит; нельзя отрывать тактику от программы, а программу от идеи. Наивно думать, что кто-то из нас и для нас родит идею восстановления и возрождения нашей родины и ее культуры; что кто-то другой откроет и выговорит - идею новой России.
  
   Мы должны заранее, теперь же понять, что несет с собою безыдейная реакция; да еще после таких унижений и мук; да еще при таком ожесточении сердец...
  
   История не знает вечных революций.
  
   Революция всегда есть массовый психоз, душевная судорога, а всякий психоз имеет свой предел и влечет за собой реакцию, т.е. обратную судорогу.
   Эта судорога в России будет по всей видимости - стихийная, мстительная и жестокая. Мы не зовем к этому, и не проповедуем этого.
  
   Но мы должны предвидеть это.
   Страна вскипает жаждою мести, крови и нового имущественного передела, ибо поистине ни один крестьянин в России не забыл ни своей "надельной", ни своей "купчей" земли.
  
   В этом кипении встанут, подобно Китаю, десятки авантюристов, из коих три четверти будут "работать" на чьи-нибудь иностранные деньги, и ни у одного из них не будет творческой и предметной национальной идеи.
  
   Идеи вообще рождаются не в хаосе, а в созерцании; и не авантюристами, а верными патриотами.
  
   Масса, да еще кипящая в слепых страстях, не создает ничего жизненного.
  
   Гете был прав: масса имеет великие заслуги в драке, но сила ее суждения остается жалкою.
  
   Судить и выдвигать творческие идеи для России и от ее лица - должны мы, русская национальная интеллигенция; и особенно та ее часть, которая пользуется за рубежом относительною свободою слова (ибо полной свободы слова и печати не имеем и мы...).
  
   И вот, первое, что мы должны сказать: ожесточенным ломом, ревом и погромом без цели и без идеи
   Россию не спасешь.
  
   Необходима идея.
   Идея долгого, волевого дыхания.
  
   И создание этой идеи лежит на нас.
  
   Мы должны сказать всему остальному миру, европейскому и не европейскому, что Россия и, в частности, зарубежная Россия духовно жива; что хоронить ее - близоруко и неумно; что мы - не человеческая пыль и грязь, а живые люди с русским сердцем, русским разумом и русским талантом; что напрасно думают, будто мы все друг с другом "перессорились" и пребываем в непримиримом разномыслии; будто мы узколобые реакционеры, которые только и думают о том, чтобы восстановить в России все, как было и мстительно свести свои счеты с русским простолюдином или с так называемым русским "инородцем"; будто мы раз навсегда безнадежно оторвались от нашей родины и давно уже ничего не понимаем в судьбах русского народа; будто у нас нет ни творческих сил, ни творческой идеи.
  

0x01 graphic

Завещание Владимира Мономаха детям

Литография по рисунку художника Бориса Чорикова. 1836 год

  
  
   Те, кто так думают и говорят, жестоко ошибаются; они этим проговариваются, что им хотелось бы, чтобы это было так: чтобы русский народ был уже обезглавлен.
  
   Знаем мы эту пророческую картину:
  
   Ворон к ворону летит
   Ворон ворону кричит:
   "Ворон, где нам пообедать?"
   Ворон ворону в ответ:
   "Знаю, будет нам обед;
   В чистом поле под ракитой
   Богатырь лежит убитый"...
  
   Но есть на свете "мертвая", исцеляющая вода, от которой срастаются разрубленные, разбросанные члены убитого богатыря; и есть "живая" вода, от которой богатырь встает живым и сильным...
  
   И эта исцеляющая вода - есть национальное самочувствие русского народа, скрепленное объективным единством его всенародного державного интереса.
   Им мы воссоединимся.
   И эта "живая" вода - есть наша любовь и наша вера в русское историческое призвание; ими мы восстановимся...
  
   ...Но когда мы утверждаем, что у нас имеется и творческие силы и творческая идея, то мы не должны смущаться тем, что у нас за рубежом слышно немало слабого, несостоятельного и соблазнительного. Да, есть у нас эти шумливые, заносчиво выступающие и обычно быстро выдыхающиеся течения, представители которых не знали и не знают ни историческую Россию, во всем ее блеске и со всеми ее недугами, ни большевизма, во всей ее противо-национальности и свирепости: - они, увы, не переживали на месте русской революционной трагедии, и не видят современной русской проблематики; они исходят не из духовного опыта, а из личной потребности выдумать злободневный политический "лозунг", и именно поэтому они в большинстве случаев безыдейны, и рано или поздно проваливаются в "национал-большевизм", сколько бы они ни прикрывались фразой "все для России"...
  
   Нам не следует смущаться этим: пускай шумят - это дело легкое и безответственное; это накипь брожения; это детская болезнь...
  
   России же нужен не шум, а ответственная идея, - на десятилетия, на века...
  
   Идея не отрицательная, а положительная; государственная; но не формальная, т.е. не ограничивающаяся простым указанием на голую форму правления, т.е. например, на "монархию" или "республику", так, как если бы этим разрешались важнейшие и глубочайшие проблемы...
  
   <···>
  
   Я хорошо понимаю, что идея русского национального духовного характера не есть ни политический лозунг, ни политическая программа; это - руководящая, творческая идея.
  
   Но именно потому она гораздо больше, чем лозунг и программа, и гораздо глубже, чем всевозможные программы и лозунги. В ней сосредоточено и скрыто множество национальных лозунгов и национальных программ, от сегодняшнего дня - и надолго...
  
   В ней указан и лозунг сегодняшнего дня: ибо ныне бороться за Россию и победить могут только люди, воспитавшие и закалившие в себе национальный духовный характер; они должны найти друг друга, сговориться и сорганизоваться.
  
   В ней указан и критерий для всякой возможной политической программы: России полезны только те политические и хозяйственные формы, которые верно учитывают наличный уровень национального характера и которые способны воспитывать, укреплять и одухотворять национальный характер в интеллигенции и в массах....
  

0x01 graphic

Кончина Александра Невского.

Г. Семирадский.

  
  
   Кто-нибудь скажет, что это "неопределенно" и "мало".
   Но он обнаружит этим только то, что сам не видит Россию и не думает над ее национальными проблемами. Ибо в такой "малости" и "неопределенности" сразу дана целая перспектива великого творческого обновления нашей родины, обновления глубокого и всестороннего: религиозного, нравственного, умственного, художественного, политического и хозяйственного.
  
   Углубить и укрепить в жизни русский национальный духовный характер, значит научить русского человека духовно быть, самостоятельно творить и отстаивать свою родину.
  
   Это значит привести в движение и довести до великого духовного расцвета - религиозную глубины русского духа, во всех его священных традициях мироприятия и подвига, во всех его еще невиданных возможностях; и нравственные силы русского народа, поколебленные мировым соблазном и очищающиеся в небывалых страданиях; и художественное видение русской души, уже подарившее мир за 19 век такими чудесными дарами.
   Это значит укреплять государственный инстинкт и гражданское правосознание русского народа и плодотворно развязать экономические силы русского простолюдина и русского интеллигента посредством обновления и облагоражения их хозяйственной воли.
  
   Если творческий уклад души единичного человека или целого народа условно назвать его творческим актом, то воспитание русского национального характера должно будет дать: обновление, освобождение, очищение и укрепление национального творческого акта.
  
   И задание это столь существенно, столь священно, столь центрально, что всякие формы и реформы жизни являются лишь средством по отношению к нему, что содействует разрешению этой задачи - то хорошо; что мешает и тормозит - то вредно и нежелательно...
   И все духовные силы русского народа должны быть направлены именно к этой цели.
  
   В старину русские характеры закалялись не только от суровой природы и в жизненно-исторических испытаниях, но взращивались церковью, выковывались в монастырях и в армии.
  
   В будущем к этим очагам русской национально-духовной силы должна присоединиться вся система народного образования и все патриотически-орденские организации религиозного и светского характера.
  
   Живая школа общественного самоуправления и твердая центральная власть постепенно довершат это дело.
  
   Мы не можем сомневаться в том, что в России восстановится древлеосвящанная культура православного монастыря.
  
   Этот монастырь имеет свое великое прошлое и свои традиции.
  
   Он всегда был школой аскетического самообладания и молитвенного богосозерцания.
   Ныне, после революции, он станет сверх того школой христианского мироприятия и лабораторий нового христиански-религиозного акта.
   Ибо монастырское "отвержение мира" есть лишь путь к новому, христиански-просветленному видению мира, принятию его и преображению его; и монах уходит от греховности и пошлости мира именно для того, чтобы насадить (сначала в себе, а потом в мире) дух благодатности и праведности.
  
   И вот, возвращаясь к себе из революционной пропасти, русский народ должен будет принять земную жизнь по-новому, цельным, недвоящимся актом сердца и мысли, веры и разума, созерцания и воли, слова и поступка.
  
   Этот новый религиозный акт будет вынашиваться, отстаиваться и насаждаться в стенах и келиях русских обителей и пустыней.
  
   Сильный характер есть цельный и искренний.
   Ему нельзя двоиться и лицемерить, полуверить, обессиливать любовь "интеллигентностью", веру - рассудком, подрывать волю мечтанием, поступок - "словесностью".
  
   Русский народ будет искать после революции великой и спасительной религиозной цельности. Православный монастырь, ведомый православным старчеством, во всей его мудрости и свободе, найдет и укажет ему путь к этой цельности.
   Тогда он даст России науку религиозного характера и справится со своей беспримерной задачей всероссийского миссионерства.
  
   **
  

0x01 graphic

"Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем". Новоскольцев А. Н.

  
  

Русская армия искони была школой русской патриотической верности,

русской чести и стойкости.

  
   Самое воинское звание и дело заставляет человека выпрямить хребет своей души, собрать свою распущенную особу, овладеть собою и сосредоточить свою выносливость и мужественность.
   Все это элементарные предпосылки характера.
  
   Армия невозможна без дисциплины и усердия.
   Армия требует воинского качества. Она гасит в душах лень и похоть раздора. Она приковывает волю к воинской чести, чувство единства и солидарности - к своей воинской части, а сердце к родине.
   Это есть школа характера и государственно-патриотического служения.
  
   В будущей России отношение народа к армии обновится и углубится.
   Народ не должен и не смеет противопоставлять себя своей армии, как это было перед революцией: "мы - рабочие, крестьяне, штатские, интеллигенция", а они - "военщина, оружие реакции, усмирители, насильники".
   Это больное и позорное отношение исчезнет навсегда.
  
   "Мы" - русский народ; и в нем - наше особое, почетно-ответственное, знаменосно-собранное "мы", наша армия; наша честь, наша надежда, наша сила, основа нашего национального существования.
   Кость от нашей кости и кровь от нашей крови.
  
   Она состоит из нас; мы все в нее вливаемся; ее интерес - наш интерес; ее победа - наша победа; ее разложение - наша гибель.
   Она - представительница нашего национального рыцарства; крепостная стена нашей национальной свободы.
  
   Принадлежность к ней - не "воинская повинность", а почетное право.
  
   Неспособность носить меч - есть дисквалификация человека.
   Воинское знамя есть священная хоругвь всего народа.
   Военный инвалид есть почетное лицо в государстве.
  
   Русский народ будет искать после революции радостного, искреннего единения со своей армией; и он будет прав в этом, созидая ее любовью и честью, и учась у нее служению, жертвенности и характеру.
  
   Далее, вся система народного образования должна влиться в эту борьбу за национально-духовный характер.
  
   В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, - ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах.
  
   Образование, само по себе, есть дело формальное.
   Оно дает формальные умственные умения - сосредоточиваться, читать, писать, считать, описывать, анализировать, исследовать, проектировать. Оно развивает память и дает ворох отвлеченных сведений, не предрешая ни жизненного содержания, ни качества, ни цели, ни духа. Все это необходимо и полезно, но совершенно недостаточно; все это служит и злодеям для их дурных целей.
  
   Философ Гераклит был прав: никакое "многознание не научает иметь Ум".
  
   Образование одной памяти и одного рассудка оставляет человека полуобразованным и главное беспринципным, придавая ему черты самомнения и изворотливости.
  
   Полуобразование уводит от духа и от Бога.
   Беспринципность ведет на службу к дьяволу.
  
   Всякое образование начинается с грамоты и школы.
   Поэтому судьба будущей России лежит в руках русского учителя, - преподавателя школы и гимназии, а также профессора, который есть учитель учителей.
  

0x01 graphic

Иван IV и протопоп Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года

Павел Плешанов, 1856

  
   Одна из важнейших задач русского общества и правительства - выдвинуть кадры народных учителей, идейно-преданных своему делу, способных не только "обучать", но и духовно воспитывать, и спаянных единством национально-патриотической убежденности.
  
   Русский народ, изживший смуту в страданиях и унижениях коммунизма, с радостью и доверием пойдет за этими кадрами.
  
   Русский учитель должен, прежде всего, продумать и прочувствовать до конца свою великую национальную задачу.
  
   Он не специалист по ликвидации безграмотности (не "спецликбеза"), а воспитатель русских детей.
  
   Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и управлении духовности в детях.
  
   Поэтому он должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить его в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребенке религиозное чувство, совесть, достоинство, честь, художественный вкус, братскую сверхклассовую солидарность, правосознание, чувство ответственности, патриотизм и уважение к своей и чужой частной собственности.
  
   Воспитать и подготовить народного учителя значит сделать его живым мастером этого дела.
  
   К технике обучения должно присоединиться искусство воспитания. И самое обучение должно происходить на духовно-воспитывающем материале сведений и фактов. Самая идея преподавания должна быть обновлена; а методика обучения должна быть разработана заново.
  
   Все, что воспитывает духовный характер - все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано.
   И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами.
  
   Спорт укрепляет и воспитывает характер, если он не жесток, если он сковывает и дисциплинирует страсти, а не разнуздывает их. Этим должно определяться отношение к спорту в России.
  
   Хоровое пение дивным образом сочетает самостоятельность человека с осуществлением общественной гармонии; - культ национального русского дара к песнопению с облагораживающей силой музыки. Поэтому хоровое пение должно стать делом всенародным, делом государственной важности.
  
   Должны быть упрочены духовно-воспитывающие формы суда, в особенности все виды суда чести.
   Должны быть найдены новые формы наказания, не унижающие, не развращающие, но укрепляющие благую и сильную волю человека.
  
   <···>
  

0x01 graphic

Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков.

Павел Чистяков. 1860.

  
   Условиями расы, климата, равнины и истории русскому народу даны дивные, единственные в своем роде душевные и духовные дары; но создание крепкого национального духовного характера искони было затруднено именно этими же самыми условиями.
  
   Здесь есть некий предел для проявления, расцвета и сияния русского духа; на этом пределе, не осмыслив и не одолев его, Россия споткнулась в 20 веке.
  
   Этот предел был установлен больше всего - суровым климатом; оторванностью от моря; незащищенностью равнины; татарским игом; бесконечными войнами; вызванным этими войнами крепостным укладом и правом; и разноплеменною толщею малых, преимущественно азиатских народностей.
  
   Этот предел мы должны в ближайшие 50 лет одолеть и перешагнуть.
  
   Одолеть его мы можем только духовно: совокупным, соборным усилием духа.
  
   Мы должны побороть влиянием или даже давление этих факторов, духовно вырваться из-под пресса - огромным, длительным напряжением веры, воли и политической мудрости.
  
   Этот порыв должен начаться от меньшинства.
   Не верю и не вижу, чтобы это меньшинство могло сплотиться без руководства единоличного вождя.
   Но именно признанного вождя, а не мелкого честолюбца и не безыдейного авантюриста.
  
   Русский народ должен найти древнюю и священную глубину своего духа, из которой творилось историческое величие России, и из нее заново начать созидание своей страны и культуры.
   И если мы, русские люди, воистину призваны ныне к чему-нибудь - то к предвосхищению, описанию и подготовке путей этого нашего грядущего возрождения.
  
   Что же должны мы воспитать в самих себе и в нашем народе?
   Что такое духовный характер?
   И как приступить к этому делу?
  
   Характером, вообще говоря, называют всякий постоянный уклад души.
  
   Такой "уклад" или "строй" - сам по себе еще не предрешает своего качества: это может быть уклад добрый или злой, возвышенно-благородный и низменно-бесчестный, сильный и слабый, верный и предательский.
  
   С этой точки зрения "бесхарактерность" есть тоже своего рода характер; и в самом деле, жизнь показывает нам характеры капризные, сварливые, ожесточенные, истерические и т.д.
  
   Поэтому мало сказать "воспитание характера": надо непременно договорить: воспитание духовного характера.
  
   Это означает, что нельзя предоставлять людям вылепливать их душевный уклад как придется: пусть-де у каждого инстинкт развивается по воле случая, под влиянием природы, влечений и обстоятельств, - на то-де человеку дана "свобода" и свободу эту надо уважать...
  
   Это якобы "либеральное" полуинтеллигентное воззрение отжило свой век, и Россия к нему не вернется.
  
   Кто не будит в ребенке духовного начала, тот отдает его во власть его инстинктивных влечений; тот просто предает его.
  

0x01 graphic

Суд над патриархом Никоном

С. Д. Милорадович, 1885

  
   Свобода есть начало великое, творческое и драгоценное; но она не свободна от духа, от совести и чести.
   Напротив, духовное воспитание не только не исключает свободу, но подготовляет человека к ней и к творческому наслаждению ею.
  
   Нельзя, непозволительно, гибельно предоставлять людям расти по воле случая: тогда потребности и обстоятельства давят на инстинкт, а инстинкт изворотливо и беспринципно приспособляется к обстоятельствам; и в этом инстинктивном приспособлении к природным и историческим обстоятельствам человеческая душа легко усваивает себе способности земляного червя, хитрой лисы и перекрашивающегося хамелеона: все вместе - рабский уклад души.
  
   Вот этот-то рабский уклад изворотливой, шкурной хитрости, беспринципного приспособления к чему угодно и бесконечной унижаемости - русский человек должен искоренить в своей душе.
  
   Довольно раба!
   Русская душа должна приобрести уклад волевой, достойный и царственный.
   Она должна выстрадать и выковать себе духовный характер.
  
   Человек без духа не достоин своего звания.
  
   Все люди и все народы - знают они о том или не знают - слагают свою жизнь, свои дела, свою историю перед лицом Божиим.
   Божество не только пребывает в надмировом состоянии, как искомый и молитвенно призываемый центр тяготения; оно кроме того реально излучено и непрерывно излучает в мир, в человеческую душу и во всю человеческую жизнь, сообщая ей действительную реальность, интенсивность и глубину бытия, энергию действия, способность к духовному творчеству.
  
   Божественная стихия, вливаясь в человека, создает его духовный характер, а развертываясь в его делах и созиданиях, слагает духовную культуру народа.
  
   Именно в этом смысл - смысл дивной христианской молитвы ко Святому Духу: "прииди, и вселися в ны..."
  
   Кто из нас не чувствовал себя коснувшимся этой божественной благодати, ее веяния, столь легкого и трепетного, пока душа еще не обратилась к ней; ее дыхания, столь мощного и победного, как только душа обратится и предаст ее с любовью и радостью?
   Один осязал ее в молитве благодарности и зова; другой - в священном холоде вдохновения...
  
   Тот - в непреклонной борьбе за родину; другой - в умилении любви, или во властном, непререкаемом зове совести, а третий - в целительном пении и ритме музыки, или в сиянии живописного образа...
  
   <···>
  
   Человек приобретает подлинное бытие и подлинную силу - именно через приятие даруемой благодати; через непосредственное приобщение личным опытом к божественному; через вхождение в Дух; через прорыв к предметной очевидности. Он приобретает от этого не ту силу, которая сильна только чужою слабостью и чужим ничтожеством, но силу духовного характера; силу Богом вдохновленного орлего лета; силу блага, творящего свою победу даже в те часы, которые, по внешней видимости, развертывают его видимую неудачу...
  
   Но для того, чтобы приобрести такую силу бытия, такой духовный характер, нельзя только касаться божественных лучей благодати или как бы проходить мимо них.
  
   Надо признать их, чтобы они проникли до самого дна души, в ту глубину, где живет инстинкт самосохранения; надо, чтобы они пронизали этот инстинкт, обожгли его, освятили и одухотворили его.
  

0x01 graphic

Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе.

Картина И. Репина. 1911

  
  
   Надо, чтобы волк, таящийся в глубине человеческой души, узрел взор и услышал зов ангела; и, узрев и услышав, - вострепетал и пленился сим светом и гласом.
   И лучше всего, благотворнее всего, чтобы человек пережил это еще в раннем детстве.
  
   Основная и священная задача воспитателя состоит в том, чтобы озарить детскую душу божественными лучами, дать ей вострепетать от них, осчастливив ее ими, влюбить детский инстинкт в Бога и Его мировые веяния, чтобы эта тайна перерождающегося соприкосновения состояла еще тогда, когда никакое ожесточение и окаменение не овладело душою и не исказило ее судорогой зла; тогда, когда душа нежна, непосредственна, чутка и доверчива.
  
   <···>
  
   Так человеку дается тот внутренний источник или орган для верного восприятия божественных лучей, который будет питать его на протяжении всей его жизни; в этих лучах, этими лучами он будет в дальнейшем утверждать свою личную духовную силу.
  
   Ибо в нем создан тот духовно-душевный алтарь, у которого он может молиться; установлены как бы те весы, на которых он способен взвешивать человеческие деяния и мировые события; как бы сорганизован тот "главный штаб" его жизни, в котором он будет принимать все судьбоносные, боевые решения своей жизни...
   Заложен камень его бытия.
  
   Вся Россия была создана людьми с характером.
  
   Вся русская культура есть явление национального духовного характера.
   А ныне, после таких и стольких испытаний, мы призваны к тому, чтобы найти ключ к воспитанию русского национального духовного характера в массе и осуществить это воспитание.
  
   Мы должны твердо верить в то, что все беды и испытания последних лет - не только плющили и разбивали слабых, но и закаляли сильных.
  
   И от этих, сильных и закаленных, мы и должны начать новую систему национального воспитания в России.
   Это проблема всех проблем; здесь начало всех начал.
   Ибо люди с сильным духовным характером нужны России не только через сто лет, и не только "послезавтра", но сегодня, сейчас, немедленно и на века!
  
   И кто воспитает теперь же хоть одного такого человека, - укрепит ли он себя самого, или поможет другому, или взрастит в этом духе сына, или дочь - тот оправдается перед лицом России и ее истории.
   Если что-нибудь необходимо России - то такие люди.
  
   Если враги России чего-нибудь опасаются, то именно этого.
   Если разрешение какой-нибудь задачи нельзя откладывать, то именно этой задачи!

0x01 graphic

Камера декабристов в Читинском остроге

Акварель Н. РЕПИНА, 1829.

   Россия нуждается больше всего в воспитании и укреплении духовного характера.
  
   В чем его сущность?
   Каковы его основы?
  
   Отвечаю на эти вопросы не в общей, философской форме, а применительно к России, русскому народу и русскому национальному характеру.
  
   Русскому человеку в массе даны три основные силы:
  
   - гибкий, крепкий инстинкт самосохранения, изобретательный и подвижной темперамент в основном заряде и талантливый в проявлениях;
   - яркая, глубокая, отзывчивая жизнь чувства;
   - сила созерцающего, образно мыслящего воображения.
  
   Чтобы захватить эти три основные силы и вовлечь их в строительство характера и в жизненное творчество, русскому человеку необходимо что-то искренно и сильно любить, что на самом деле заслуживало бы этой любви; и во что-то искренно и крепко верить, что заслуживало бы этой веры перед лицом Божиим.
  
   Есть народы, которым надо, прежде всего, понять умом и на основании этого решить волею.
  
   У нас же - первые движущие силы любовь и вера.
  
   Без любви русский человек становится лентяем и мотом, пассивно прозябающим существом; без веры - русский человек становится безразличным резонером, пустым и вредным разговорщиком.
  
   Чтобы действовать, русский человек должен твердо поверить во что-нибудь, пусть - в ложное или дикое, хотя бы в то, что "всякая вера нелепа и всякая любовь вредна"; тогда из него выйдет, по крайней мере, активный нигилист или воинствующий безбожник.
  
   Ум и воля приводятся у русского в движение любовью (или соответственно, ненавистью) и верою.
  
   Поэтому русское национальное воспитание должно непременно обращаться к иррациональной глубине инстинкта, к страсти человека, к его живому и глубокому чувству, - чтобы разбудить чувствилище человека духовным содержанием, чтобы ранить, пленить, влюбить душу в Божественное, в Бога на небесах или в божественное обнаружение его на земле, а лучше всего - в оба эти предмета.
  
   <···>
  
   Все великое на земле создано страстию, но не животной страстью, а одухотворенной и духовной.
   И больше всего это относится к русскому человеку и русской истории.
  
   Ему необходимо, чтобы страсть его не подавлялась и не томилась под запретом, но сама горела искренним и искрящимся огнем любви, и сама излучала влучившийся в нее свет веры.
   Так, чтобы эта любовь не стыдилась разума, но придавала его свету - силу высшей ясности, глубины и власти; и чтобы она не боялась воли, не отстранялась от нее, а зажигала и вдохновляла ее.
  

0x01 graphic

Л. Н. Толстой в юности, зрелости, старости

  
  
   Такой любви и такой веры требуют от русского человека три великие "предмета":
  

Бог, родина и национальный вождь

   Эти три великие "предмета" только и можно иметь любовию и верою.
   Ибо, если глаз есть орган для света и цвета; а ухо есть орган для звука, слова и музыки; а рассудок есть орган для отвлеченной мысли, понятия и логики и т.д., - то и великие духовные предметы требуют каждый своего верного органа или, скажем, соответствующего им духовного акта.
  
   И замечательно, что эти три предмета укоренены духовно в первом - в Боге: ибо без Бога - и родина не родина и национальный вождь не вождь, а тиран.
  
   Кто не любит Бога и не верит в Него, исходя из собственного духовного опыта, тот Его и не имеет; ибо ни волею, как думают католики, ни умом, как думаю протестанты, - Бога иметь нельзя.
  
   Кто не умеет любить свою Родину и верить в нее, тот безродный человек, ибо ни расою, ни государственной принадлежностью, ни географией, ни бытом, ни привычкой - Родину иметь нельзя.
  
   И кто не любит беззаветно своего национального вождя, и не верит ему, и не верит в него, - тот не посылает ему своего сердечноволевого луча верности, силы и вдохновения, тот не "аккумулирует" к нему или в него, и поэтому жизненно и творчески теряет его; именно поэтому персону вождя и Государя враги всегда пытаются обессилить и подорвать подозрениями, насмешкой, очернением и клеветою...
  
   И вот, воспитать русского ребенка и воспитать в нем характер значит прежде всего - открыть ему, его инстинкту, его глубокому иррациональному чувствилищу, его страсти способность и счастье беззаветно любить и беззаветно верить: первее всего и превыше всего - любить Бога и верить в Бога; а потом -любить Родину, это живое жилище Духа Божия на земле, эту национальную сокровищницу Духа Святого, любить и верить в нее, и наконец - любить персонифицированного главу родины, ее ответственного и вдохновленного вождя или Государя.
  
   Выговаривая эти простые, основополагающие требования, я только формулирую древне-исконную традицию, которую строилась Россия (да и не одна Россия) и которая одна сулит нам и впредь спасение.
  

*

   ...В силу этого закона так бесконечно важно привить ребенку способность молиться, т.е. собранно, целостно, огненно возноситься к Богу и принимать в себя Его благодатное излучение и веяние.
  
   В этом процессе человек постепенно и незаметно создает в себе самом, в глубине своей души некое духовное огнилище, некий центр, как бы несгораемую купину, из которой он будет исходить в своих оценках, решениях и делах, и которою он будет определяться в жизни.
  
   <···>
  

0x01 graphic

Лев Толстой и Максим Горький

Ясная Поляна. 1900

  
  
   Пифагорийцы учили когда-то, что в мире есть божественный центр, а в нем горит огонь божественного присутствия - Гестия.
   Из этой Гестии излучается миродержащая и мироупорядочивающая сила; и благодаря этой силе мир оказывается не хаосом, а космосом.
  
   Вот, приблизительно, таков духовный характер человека: его душа вследствие богомыслия и духочувствия становится центрированным космосом, со священной купиной в центральной глубине.
  
   Из этой купины и раздается тот голос, который мы называем голосом совести, - не совести укоряющей и угрызающей за совершение худых дел или за несовершение хороших дел, но совести властно бросающей нас в самое верное и лучшее из возможных деяний, и делающее для нас невозможным, неосуществимым, невыполнимым дела злобы и коварства.
  
   Человек с духовным характером слышит голос совести не после греха, а до поступка; и этот голос совести не мучит его укором, а подсказывает ему самое лучшее, объективно лучшее в каждом жизненном положении.
  
   И что чудеснее всего, что этот голос совести он воспринимает, как волю Божию и в то же время как свое собственное влечение и желание.
  
   Не так дело обстоит, что воля Божия требует от него чего-то, что она признает лучшим, но чего ему не хочется; а так, что ему самому целостно хочется того, чего от него требует голос Божий.
  
   И в этом-то и состоит последний смысл третьего прошения молитвы Господней - "да будет воля Твоя".
   Значит: да будет не только Твоя воля надо мною, "на небеси", чтобы я верно и покорно принимал ее; но да будет Твоя воля во мне, "на земли", и пусть она станет единственным источником моих хотений.
  
   Именно такой душевно-духовный уклад и вызывает в человеке ту необходимую и бесконечно драгоценную жизненную основу, которую я называю чувством собственного духовного достоинства.
  
   Понятно, как оно возникает.
   Человек, чувствующий себя духовным градом, с кремлем, храмом и купиной, несет это в себе, как некий дар и сокровище.
  
   Он любит это сокровище, как свой главный доступ к Божественному.
   Он чтит этот дар и благоговеет перед этим голосом - понимая, что сам почерпает в нем и из него свою духовную правоту и свою духовную силу.
   Он чувствует себя как бы жилищем или сосудом этой купины и этого голоса.
  
   И поэтому понимает, что, унижая себя, он унизил бы и свой храм; и что соблюдая верность своему храму и своей купине он строит и поддерживает свой дух и свое бытие.
  
   Чувство собственного достоинства - не есть ни тщеславие, ни честолюбие, ни гордыня.
  
   Она не только не исключает чувство ответственности, религиозного смирения и покаянное очищение, но является прямым условием их верного, искреннего и плодотворного переживания.
  
   <···>
  
   Силен тот народ, где люди знают, говоря словами Пушкина, "первую науку: чтить самого себя".
  
   Но чтить самого себя может только тот, кто носит в себе Бога.
  
   Ибо только ему есть, за что себя чтить, - и притом не от самомнения, заносчивости или гордыни.
   Он чтит в себе Божий и ангельский знак, чтит в себе того, кому заповедано молиться "Отче наш..." и кто этою молитвою утверждает в себе сына Божьего.
  
  

*

   Таковы основы духовного характера со всеми последствиями и проявлениями.
  
   Из них проистекает, прежде всего, умение владеть собою: самому устанавливать для себя закон жизни и поведения, и самому свободно этот закон выдерживать и соблюдать (то, что можно передать греческим словом автономия - по-русски буквально самозаконие).
  

0x01 graphic

Владимир Иванович Даль

Обложка I тома второго издания (1880)

  
   Это автономность характера - это самообладание, этот самоудерж является условием верности и свободы.
   Ибо для того, чтобы блюсти верность - церкви, родине, правительству, жене, своему слову - нужна не только преданность сердца, но еще и живая, волевая власть над самим собою, над произволом своего ума, над кипением своих страстей, над своею корыстью и ленью.
  
   Русский человек силен тогда, когда он целен; а цельности он достигает прежде всего и больше всего через свободу - через внутреннюю свободу любви и свободу веры.
  
   И замечательно, что этой свободой любви и веры проникнут дух русского православия - этой главной и величайшей воспитательной силы в истории русского народа.
  
   <···>
  
   Но духовный характер дает людям еще одну драгоценную способность - распознавать людей, их духовность, их силу, их ранг, их призвание, их верность.
  
   Ибо распознать все это может только тот, кто сам этому причастен, кто или уже имеет это, или даже упорно и усердно работает над тем, чтобы это приобрести.
  
   Вот почему к организаторской и водительской деятельности призваны именно люди с духовным характером и только они.
   Ибо им дано видеть в людях, кто из этих других к чему призван; и кто силен, кто слаб; и кто верен, а кто затаил в себе предателя; и кто какой ранг способен понести и вынести.
   А вне этого не создать никакой могучей и ведущей, жизненно-творящей организации.
  

*

   Мы должны, прежде всего, и больше всего - крепить, растить и углублять русский национальный характер, в самих себе и в других, и в наших детях.
   В этом залог спасения, знамя спасения и утверждения на много десятков лет, на сотни лет вперед.
  
   В этом творческая идея нашего будущего, в этом критерий нашего успеха.
   Это мерило нашего государственного и хозяйственного строя.
   Здесь источник расцвета русской науки, русского искусства, русской культуры.
  
   И не "приступить" к этому мы должны, ибо мы к этому уже приступили; а сознательно, и планомерно, и неутомимо предаться этому.
  
   Идея духовного характера должна стать и станет в России ведущей идеей, программой, мерой.
  
   Бесхарактерность будет мерой неудачи и стыда; характер мерою успеха и почета.
  
   От людей, которые не любят ничего высшего и не верят ни во что божественное, будут сторониться; их будут обходить.
   С людьми, у которых нет очевидности, не будут разговаривать...
  
   Всюду будут искать людей совестных и верных.
  
   Люди, лишенные чувства собственного духовного достоинства, займут последний ранг в обществе.
   Люди, неспособные к автономному самообладанию, будут обуздываться и клеймиться.
  
   Россия вступит в эпоху орденских и рыцарских организаций.
  
   Ибо русские люди поймут и продумаю окончательно то, что начали понимать уже и в нашит дни: а именно, что один человек с духовным характером есть уже целый остров в бушующем море; и что два таких человека, сговорившись в крепком и верном, жизненно-смертном единомыслии - образуют начало материка; а орденский союз, сплотившийся из таких людей, может и все для него нет невозможного.
  
   И поэтому мы теперь же, сегодня же должны - каждый в себе самом, за себя и для себя, и в то же время - для других и для России - ковать в себе этот духовный характер, изменяя себя и свои поступки этими мерилами: любви, веры, очевидности, совести, чувства собственного духовного достоинства, автономного самообладания и смертной готовности.
  
   И все это перед лицом России - ее исторических судеб, ее трагедии и ее возрождения, ее потребностей, ее грядущих путей; познавая ее через свою собственную душу и познавая себя в ее истории и ее духе.
  
   Итак, спасение России - в воспитании и укреплении русского национального рыцарства.
  
   В этом все: идея, программа и путь борьбы.
   Это единственно верное и единственно нужное.
   Все остальное есть проявление, развитие и последствие этого.
  

Ильин И.А.

Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера: публичная речь, произнесенная в 1934 году в Риге, Берлине, Белграде и Праге.

- СП б., 1993 .-31 с.

  
  
  
   Справки:
  
  
   0x01 graphic
  
  -- АВВАКУМ ПЕТРОВ (20.11.1620-14.04.1682 гг.) -- протопоп, круп­нейший деятель старообрядчества, писатель, публицист.
  -- В 1642 г. он рукопо0x08 graphic
ложен в дьяконы, в 1652 г. возве­ден в протопопы (старшие священ­ники).
  -- В эти годы Аввакум сблизился с кружком "ревнителей благочестия" или "боголюбцев".
  -- В 1653 г., с началом церковной ре­формы Никона, протопоп Аввакум оказался в числе самых ярых ее про­тивников, а затем стал лидером при­верженцев "древнего благочестия", которые выступали за сохранение старой веры.
  -- Осенью 1653 г. он был сослан в Тобольск, где прожил с се­мьей до 1655 г. От более сурового на­казания -- расстрижения -- его спасло лишь заступничество царя Алексея Михайловича.
  -- В 1656-1661 гг. Аввакум и члены его семьи по указу патриарха Нико­на включены в состав отряда сибир­ского землепроходца Афанасия Пашкова, с которым они прошли тя­желейший путь от Енисейска до ус­тья р. Нерча. Протопоп постоянно вступал в конфликты с церковными и светскими властями, подвергался наказаниям вплоть до заключения в холодную башню и битья кнутом.
  
   0x01 graphic
   Путешествие Аввакума по Сибири
   С. Милорадович, 1898 год
  
  -- В нач. 1660-х гг., отправив Нико­на в опалу, царь Алексей Михайло­вич вернул Аввакума и некоторых других старообрядцев в Москву.
  -- Три года -- с 1661 по 1664 гг.-- продол­жался путь Аввакума из Сибири в Москву. Увидев, что царь не соби­рается отменять церковную рефор­му, Аввакум вновь восстал за старую веру и в августе 1664 г. был сослан вместе с семьей на север, в Пустозерск, расположенный близ устья р. Печора.
  -- Когда в 1666 г. Аввакум и его спут­ники добрались до печорского горо­да Мезень, поступил приказ вер­нуться в Москву, где открылся цер­ковный собор. Решения собора были суровы -- Аввакума и его соратни­ков расстригли и предали анафеме, многим урезали языки.
  -- В кон. 1667 г. Аввакум и его сподвижники (священники Никифор и Лазарь, дьякон Федор и инок Епифаний) вновь сосланы в Пустозерск и зато­чены в земляную тюрьму. Но и отту­да Аввакум продолжал рассылать многочисленные послания своим сторонникам, ободрял их и поддер­живал.
  -- Старая Русь мыслилась Авваку­мом в качестве своеобразного идеа­ла.
  -- Главным виновником Ав­вакум считает царя Алексея Михай­ловича: он изменил истинной вере, предал идею России -- единственно­го в мире православного государства ("Третьего Рима"), и, следователь­но, потерял право быть царем.
  -- Неприязнь Аввакума вызы­вало заимствование с Запада "внеш­ней мудрости" -- светской науки.
  -- В нач. 1680-х гг. начались новые гонения на старообрядцев. Протопоп Аввакум и три его союзника были сожжены в срубе.
  -- Аввакум -- автор более 80 литера­турных и публицистических произ­ведений в защиту "старой веры", в их числе послания и челобитные. Са­мое значительное его сочинение -- "Житие протопопа Аввакума, им са­мим написанное" ...
  
   **
  
   0x01 graphic
  
  -- Иван Александрович Ильин (28 марта (9 апреля) 1883, Москва -- 21 декабря 1954, Цолликон) -- русский философ, писатель и публицист.
  -- В 1901 году окончил гимназию с золотой медалью, получив классическое образование, в частности, знание латинского, греческого, церковнославянского, французского и немецкого языков.
  -- В 1906 году окончил юридический факультет Императорского Московского университета и остался работать там же
  -- В 1910 году Ильин находится в научной командировке в Германии и Франции...
  -- В 1922 году за антикоммунистическую деятельность был выслан вместе с другими 160 философами, историками и экономистами на пароходе из России.
  -- С 1920-х годов Ильин стал одним из главных идеологов русского Белого движения в эмиграции, а с 1927 по 1930 год был редактором и издателем журнала "Русский колокол".
  -- С 1923 по 1934 год работал профессором в Русском научном институте в Берлине...
  -- В 1938 году он покинул Германию, перебравшись в Швейцарию...
  
  
  

0x01 graphic

Встреча Святослава Игоревич (князь киевский с 945 по 972 год) - с Иоанном Цимисхием.

К. Лебедев, 1916

  

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ,

ПОГОВОРКИ И КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ

   ЕЩЕ ОДНО, ПОСЛЕДНЕЕ СКАЗАНЬЕ, И ЛЕТОПИСЬ ОКОНЧЕНА МОЯ.
   Слова монаха Пимена из трагедии А. С. Пушкина "Борис го­дунов", 1824--1826 гг.
   Говорят, завершая какое-либо дело, которое отняло много времени и сил.
  
   ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД ЗАЛОЖЕН.
   Выражение из поэмы А. С. Пушкина "Медный всадник", 1834 г.
   Говорят о начале строительства с уверенностью, что все труд­ности будут преодолены.
  
   ЗДРАВСТВУЙ, ПЛЕМЯ МЛАДОЕ, НЕЗНАКОМОЕ!
   Выражение из стихотворения А. С. Пушкина "Вновь я посе­тил...", 1835 г.
   Употребляется в публицистике и художественной литературе как приветствие новому, молодому поколению, идущему на смену старшему поколению.
  
   ЗЕЛЕН ВИНОГРАД.
   Выражение, возникшее на основе басни И. А. Крылова "Лисица и виноград", 1808 г.
   В басне рассказывается о том, как лиса увидела прекрасный спелый виноград, который, однако, висел слишком высоко. Лисе очень хотелось достать его, но она не смогла и тогда, в утешение себе, она с досадой заявила: "На взгляд-то он хорош, да зелен -- ягодки нет зрелой" ...
   Говорят иронически, когда кто-то называет что-нибудь плохим только потому, что сам этим не обладает или не может этого сде­лать.
  
   И ВЕЧНЫЙ БОЙ! ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ.
   Выражение из стихотворения А. А. Блока "На поле Куликовом", 1908 г.
   Употребляется как утверждение, что необходимо продолжать борьбу.
  
   И ДЫМ ОТЕЧЕСТВА НАМ СЛАДОК И ПРИЯТЕН.
   Выражение из комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума", 1824 г."
   Употребляется обычно шутливо или иронически по отношению людям (чаще всего молодым), которые спешат всё постичь, всё познать, стремятся всё сделать как можно быстрее.
  
   ИДУ НА ВЫ.
   Как указано в известной русской летописи -- "Повести вре­менных лет" -- эти слова принадлежат киевскому князю Святославу Игоревичу, храброму русскому полководцу Х века. Когда Свято­слав выступал против своих врагов, он всегда заранее предупреждал их об этом -- "иду на вас".
   Я буду выступать против вас.
   Говорится шутливо в споре, когда один из спорящих предупреж­дает другого, что будет критиковать его.
  
   ИЗ ИСКРЫ ВОЗГОРИТСЯ ПЛАМЯ.
   Выражение из стихотворения поэта-декабриста А. И. Одоев­ского (1802--1839), написанного в Сибири в ответ на послание А. С. Пушкина, 1827 г.:
  
   Наш скорбный труд не пропадёт:
   Из искры возгорятся пламя,
   И просвещённый наш народ
   Сберётся под святое знамя.
   Мечи скуём мы из цепей
   И вновь зажжём огонь свободы,-
   И с нею грянем на царей --
   И радостно вздохнут народы
  
   ...
  

Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е.

Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь / Под ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. -

М., 1979.

  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2011