ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Искусство мыслить

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  
  
  

5 - Практическая книга для будущего офицера

  
  
   А. Каменев
   Практическая педагогика для курсантов. -
   М., Издательство МПУ "СигналЪ", 2000. - 236 с.
  

Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные: всякое даяние доброго и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменений и ни тени перемены.

Соборное послание Святого Апостола Иакова. Гл. 1, 16-17

Искусство правильно мыслить

********************************************

   "Облагораживают не знания, а любовь и стремление к истине, пробуждающиеся в человеке тогда, когда он начинает приобретать знания. В ком не пробудились эти чувства, того не облагородят ни университет, ни обширные сведения, ни диплом".

(Д.Писарев).

  
   Роль ума человека можно проиллюстрировать следующим положением, содержащимся в высказывании Афанасия Великого:
  
   "Всякий, кто только друг истины, должен сознаться в том, что ум человеческий не одно и то же с телесными чувствами, потому что он, как нечто иное, является судьею самих чувств, и если чувства чем бывают предзаняты, то ум осуждает и пересуживает это, указывая чувствам на лучшее. Дело глаза - видеть только, ушей - слышать, уст - вкушать, ноздрей - принимать запах, рук - касаться, но рассудить, что должно видеть и слышать, до чего должно касаться, что вкушать и обонять - не дело уже чувств, а судит об этом душа и ее ум. Рука может, конечно, взяться и за меч, уста могут вкусить и яд, но они не знают, что это вредно, если не произнесет о том суда ум.
   Чтобы видеть это в подобии, можно взять для уподобления хорошо настроенную лиру и сведущего музыканта, у которого она в руках. Каждая струна в лире имеет свой звук... Но судить об их согласии и определять их стройный лад никто не может кроме знатока (гармонии), потому что в них только тогда сказывается согласие и гармонический строй, когда держащий в руках лиру ударит по струнам и мерно коснется каждой из них. Подобное сему бывает с чувствами, настроенными в теле как лира, когда управляет ими сведущий разум, ибо тогда душа обсуживает и сознает, что производит".
  
   При таком колоссальном значении ума, следует только удивляться тому, что этот прекраснейший инструмент нашей души используется очень слабо.
  
   Русский человек имеет и свои национальные особенности мышления.
  

Как мыслят русские

   Русские люди вообще имели привычку жить мечтами о будущем.
  
   И раньше им казалось, что будничная, суровая и тусклая жизнь сегодняшнего дня есть, собственно, случайное недоразумение, временная задержка в наступлении истинной жизни, томительное ожидание, нечто вроде томления на какой - то случайно остановке поезда...
  
   Это настроение мечтательности и его отражение на нравственной воле, эта нравственная несерьезность, презрение и равнодушие к настоящему и внутренне лживая, неосновательная идеализация будущего - это духовное состояние и есть ведь последний корень той нравственной болезни, которая загубила русскую жизнь (Франк С.Л. Духовные основы общества. -М., 1992 - с.152)..
  
   Русский человек страдает от бессмыслицы жизни.
  
   Он остро чувствует, что, если он просто " живет как все" - ест, пьет, женится, трудится для пропитания семьи, даже веселится обычными земными радостями, он живет в туманном, бессмысленном водовороте, как щепка уносится течением времени, и перед лицом неизбежного конца жизни не знает, для чего он жил на свете. Он всем существом своим ощущает, что нужно не " просто жить ", а жить для чего - то.
  
   Критерий истины для него - всегда, в конечном счете опыт.
  
   Опыт означает для русского, в конечном счете, то, что понимается под жизненным опытом, т.е. внешней стороной истины, не проникая в ее внутреннее ядро. В то же время, что-то "узнать" - означает приобщиться к чему-либо посредством внутреннего сознания и сопереживания, постичь что-либо внутреннее и обладать этим во всей полноте его жизненных проявлений. Вот почему опытное знание русских, как правило, неполно и неточно.
  
   Еще одна национальная черта - характерное предубеждение против индивидуализма и приверженность в определенного рода духовному коллективизму.
  
   Речь идет о своеобразном понятии, которое в русском церковном языке, а затем и в сочинениях славянофилов выражается непереводимым словом "соборность", происходящим от слова "собор". Этой соборностью, или "принципом общности", на который настроен русский дух (и который славянофилы называли также "хоровым принципом" русской жизни), объясняется, что политика, политическая борьба играет в русской духовной жизни чрезвычайно большую роль..
  
   Если мы обобщим особенности русского мировоззрения, то обнаружим: в частности принцип жизненного опыта, познание через переживание и, наконец, то, что мы назвали соборность, или принципом общности, принципом единства отдельных личностей, их переплетения во всеохватывающей, живой целостности духа, то это обобщение позволит нам ощутить, как глубока, конкретна и всеобъемлюща та истина, к которой стремится русский дух.
  
   Надо признать, что в приведенной характеристике показаны лишь наиболее типичные, т.е. распространенные, особенности русского мышления, имеющие как позитивные, так и негативные стороны.
  
   Каждый из нас, в той или иной степени "заражен" вирусом негативного русского мышления.
  
   Раз это - вирус, то от него надо лечиться.
  
   К примеру, мечтательность сама по себе не вредна, но когда человек живет только мечтами, строит "воздушные замки", отрывается от реальности и парит в облаках, - то это уже порок, с которым надо бороться.
  
   Или, еще:
  
   "приверженность к определенного рода духовному коллективизму", которая хороша при выработке единомыслия по поводу грядущего России, совершенно неприемлема там, где требуется самостоятельность и оригинальность мышления.
  
   Другими словами, есть, конечно, основы, которые незыблемы, но есть и попытки загнать мышление отдельных людей в прокрустово ложе партийных догм, клановых стереотипов и т.п.
   Это - плохо...
  

Как мыслишь ты?

   Есть прекрасный образец классифицировать людей по типу их мышления.
  
   Он принадлежит нашему выдающемуся соотечественнику Н. Пирогову.
  
   В своей работе "Вопросы жизни" он представил 8 широко распространенных установок людей по вопросам мышления и мыслительной деятельности.
  
   1-й взгляд
   Не размышляйте, не толкуйте о том, что необъяснимо. Это, по малой мере, лишь потеря одного времени. Можно, думая, потерять и аппетит, и сон. Время же нужно для трудов и наслаждений. Аппетит - для наслаждений и трудов. Сон - опять - для трудов и наслаждений. Труд и наслаждения - для счастья.
  
   2-й взгляд
   ...Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное. Когда ум ваш просветлеет, вы узнаете, кто вы и что вы. Вы поймете, что кажется необъяснимым для черни. Поумнев, поверьте, вы будете действовать как нельзя лучше. Тогда предоставьте только выбор вашему уму, и вы никогда не сделаете промаха.
  
   3-й взгляд
   Старообрядческий взгляд: соблюдайте самым точным образом все обряды и поверья. Читайте только благочестивые книги, но в смысл не вникайте. Это главное для спокойствия души. Затем не размышляйте, живите так, как живется.
  
   4-й взгляд
   Практический. Трудясь, исполняйте ваши служебные обязанности, собирайте копейку на черный день. В сомнительных случаях, если одна обязанность противоречит другой, избирайте то, что вам выгоднее или, по крайней мере, что для вас менее вредно. Впрочем, предоставьте каждому спасаться на свой лад. Об убеждениях, точно так же как и о вкусах, не спорьте и не хлопочите. С полным карманом можно жить и без убеждений.
  
   5-й взгляд
   Хотите быть счастливым, думайте себе, что вам угодно и как вам угодно, но только строго соблюдайте все приличия и умейте с людьми уживаться. Про начальников и нужных вам людей, никогда худо не отзывайтесь и ни под каким видом им не противоречьте. При исполнении обязанностей, главное, не горячитесь. Излишнее рвение нездорово и не годится. Говорите, чтобы скрыть, что вы думаете. Если не хотите служить ослами другим, то сами на других верхом ездите; только молча, в кулак смейтесь.
  
   6-й взгляд
   Не хлопочите, лучшего ничего не придумаешь. Новое только то на свете, что хорошо было забыто. Что будет, то будет. Человек на куче грязи, вы смешены и жалки, когда мечтаете, что вы стремитесь к совершенству и принадлежите к обществу прогрессистов. Зритель и комедиант поневоле, как не бейтесь, лучшего не сделаете. Белка в колесе, вы забавны, думая, что бежите вперед. Не зная, откуда взялись, вы умрете. не зная, зачем жили.
  
   7-й взгляд
   Работайте для моциона и наслаждайтесь, покуда живете. Ищите счастья, но не ищите его далеко. оно у вас под руками. Какой вам жизни еще лучшей надо? Все делается к лучшему. Зло - это одна фантасмагория для вашего же развлечения, тень - чтобы вы лучше могли наслаждаться светом. Пользуйтесь настоящим и живите себе припеваючи.
  
   8-й взгляд
   Благоразумный. Отделяйте теорию от практики. Принимайте какую вам угодно теорию для вашего развлечения, но на практике узнавайте главное, какую роль вам выгоднее играть; узнав, выдержите ее до конца. Счастье - искусство. Достигнув его трудом и талантом, не забывайтесь; сделав промах, не пеняйте и не унывайте. Против течения не плывите.
  
   Приверженца того или другого взгляда ждет своя судьба, свои испытания, горести и радости, успехи и неудачи в жизни.
  
   К примеру, по наблюдениям Н. Пирогова, люди, родившиеся с притязаниями на ум, чувство, нравственную волю, иногда бывают слишком восприимчивы к нравственным основам нашего воспитания, слишком проницательны, чтобы не заметить, при первом вступлении в свет, резкого различия между этими основами и направлением общества, слишком совестливы, чтобы оставить без сожаления и ропота высокое и святое, слишком разборчивы, чтобы довольствоваться выбором, сделанным почти поневоле или по неопытности.
  
   Недовольные, они слишком скоро разлаживают с тем, что их окружает, и, переходя от одного взгляда к другому, вникают, сравнивают и пытают; все глубже и глубже роются в рудниках своей души и, неудовлетворенные стремлением общества, не находят и в себе внутреннего спокойствия; хлопочут, как согласить вопиющие противоречия; оставляют поочередно и то и другое; с энтузиазмом и самоотвержением ищут решения столбовых вопросов жизни; стараются во что бы то ни стало перевоспитать себя и тщатся проложить новые пути.
  
   А вот люди, родившиеся с преобладающим чувством, живостью ума и слабостью воли, не выдерживают этой внутренней борьбы, устают, отдаются на произвол и бродят на распутье.
  
   Готовые пристать туда и сюда, они делаются по мере их способностей то верными слугами, то шаткими господами той или другой толпы (Н. Пирогов).
  
   Поступки людей зарождаются в уме: ленивый ум рождает и ленивые поступки, деятельный ум - поступки яркие и выдающиеся. Но яркие личности подстерегает великая опасность - возгордиться своим умом.
  
   Вот почему одаренных людей Н.Пирогов предупреждал:
  
   "Пользуйтесь этими благими дарами Творца, но не делайте одаренных бессмысленными поклонниками мертвой буквы, дерзновенными противниками необходимого на земле авторитета, суемудрыми приверженцами грубого материала, восторженными расточителями чувства и воли и холодными адептами разума".
  

Мышление в воинской деятельности

(уроки истории)

   Отсутствие школы и подготовки умов к научному мышлению в Русской Армии сказывалось на каждом шагу.
  
   Отказ от самостоятельного мышления вел к отказу от инициативы, подчинению воле неприятеля, переоценке врага, недооценке в то же время наших сил. Все вместе приводило к упадку духа, необоснованным страхам, шатанию мысли - словом, ко всему тому, чем действительно характеризовалась деятельность наших тогдашних военных верхов (особенно в планах стратегического развертывания).
  
   Пришлось признаться в том, что наши офицеры не умеют логически мыслить.
   Привычка относиться без должного внимания к строгости своих выводов и легко поступаться ими сказывалась негативно на их решениях.
  
   Обратив внимание на этот факт, Э. Калнин писал в "Военном Сборнике" следующее:
  
   "Мы не привыкли и не умеем правильно мыслить, а потому и не дорожим логическим развитием той или иной идеи. Мы не умеем разбираться объективно в представляющихся нам вопросах, не стараемся точно устанавливать факты, отыскивать между ними соотношения, не даем себе труда постичь причинную связь между ними и делать из них правильные, беспристрастные, научно-обоснованные выводы. Мы привыкли в теоретических вопроса, в делах общественных и служебных применять те же методы мышления, которыми руководствуемся в нашей частной жизни, где регулятором наших поступков служат наши желания, страсти, симпатии и антипатии, и поэтому легко миримся с подчас явно несообразными и несостоятельными выводами. Между тем строго логическое, чисто научное мышление, чуждое по возможности всяких субъективных влияний, обязательно для тех, кому приходится работать не с целью удовлетворения запросов личности, а на пользу общего дела; и чем выше стоит общественный деятель, тем обязательнее для него эта способность".
  
   Видя всю пагубность отсутствия научного мышления у наших командных кадрах, Д. Парский в работе "Что нужно нашей армии?" писал о работе военной школы:
  
   "Необходимо обставить ее так, чтобы она более развивала ум, приучала бы его к правильному мышлению и вырабатывала бы в них широту, смелость и непредубежденность взглядов; корпус должен заложить в умах своих воспитанников такие основы, отправляясь от которых они могли бы идти по пути дальнейшего совершенствования".
  

Какие качества ума нужно развивать?

   Понятно, что для армейской действительности не подходит тот образец, который в свое время описал Н. Добролюбов:
  
   "...Отсутствие самостоятельности в суждениях и взглядах, вечное недовольство в глубине души, вялость и нерешительность в действиях, недостаток воли, чтобы противиться посторонним влияниям, вообще обезличение, а вследствие этого легкомыслие и подлость, недостаток твердого и ясного понимания своего долга и невозможность внести в жизнь что-либо новое, более совершенное, отличное от прежде установленных порядков, - вот дары, которыми безусловное повиновение при воспитании наделяет человека, отпуская его на жизненную борьбу".
  
   Вот почему необходимо обратиться к труду Б. Теплова "Ум полководца", чтобы из него извлечь необходимые требования к умственными качествам военнослужащего.
  
  -- Различают теоретическое и практическое мышление. Работа практического ума, от практики - мышлению, а теоретического ума - от живого созерцания к абстрактному мышлению. Для полководца характерен пример практического ума. От него требуется наличие двух качеств: выдающегося ума и сильной воли.
  --
  -- Умение находить и выделять существенное и постоянная систематизация материала - вот важнейшее условие, обеспечивающее то единство анализа и синтеза, то "равновесие" между сторонами мыслительной деятельности, которые отличают работу ума хорошего полководца.
  --
  -- Сложность работы полководца заключается в том, что ему очень часто приходится действовать в неясной обстановке и в связи с этим идти на риск или проявлять определенную осторожность. Две способности помогают в этом полководцу: во-первых, способность предвидеть, и, во-вторых, способность быстрее находить новые решения при непредвиденном изменении обстановки.
  --
  -- Без риска и дерзаний деятельность полководца невозможна.... Это приводит нас к одному из важнейших качеств ума, для обозначения которого применяются очень различные выражения: способность к риску, смелость мысли, мужество ума, наконец, решительность. Решительность есть способность устранять муки сомнений и опасности колебаний.
  --
  -- Сочетание смелости и осторожности создает у полководца ту уверенность в себе, ту веру в успех дела, которая есть необходимое условие победы.
  --
  -- ...Хороший военачальник должен обладать чувством реальности, которое подскажет ему, до каких пор следует планировать и где воздержаться.
  --
  -- Управлять - значит предвидеть. Предвидеть - значит сквозь сумрак неизвестности и текучки обстановки разгадать основной смысл совершающихся событий, уловить их главную тенденцию и, исходя из этого, понять, "куда они идут". Пути, ведущие к успешному предвидению. Во-первых, расчет, предполагающий запас знаний и умение найти ту главную линию, решающую точку, отправляясь от которой этот расчет производится. Надо уметь рассчитывать и знать что рассчитывать. Во-вторых, вчувствование в противника, способность становиться на его точку зрения, рассуждать за него. В-третьих, это - единство чувств полководца и армии, полководца и всего народа.
  --
  -- Важное качество ума полководца - интуиция. С точки зрения психологической интуиция есть качественно своеобразный процесс, отличающийся от развернутых процессов логического мышления.
  
   Думается, что Б. Теплов дал достаточно полное изложение требований к мышлению командира.
  
   Ясно и то, что на разных ступенях командования объем и глубина этих требований отличаются друг от друга. Но понятно и другое - есть в этих составляющих и общие требования.
  
   В силу этого, представляется необходимым проделать следующую работу:
  
   - во-первых, следует разобраться в названных качественных характеристиках мышления, т.е. понять, что означает каждое из них;
   - во-вторых, сделать своеобразную личную ревизию (попытаться дать себе отчет в том, насколько эти качества ума развиты у вас);
   - в-третьих, предпринять конкретные шаги по развитию качеств ума.

Полезные мысли

на каждый лень

   Полезные мысли, собранные под этой рубрикой, помогут направить мыслительную работу в нужном направлении.
  -- Недостаточно только иметь хороший разум, но главное - это хорошо применять его. (Р.Декарт).
  --
  -- Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить. (Т.Эдисон).
  --
  -- Боясь собственной тени и собственного невежества, не расставайся с надежным и верным основанием. (Платон).
  --
  -- Доказательства ценятся по качеству, а не по количеству. (Латинская пословица).
  --
  -- Без сомнения, все наше знание начинается с опыта. (И.Кант).
  --
  -- Научное исследование - это искусство, а правила в искусстве, если они слишком жестки, приносят больше вреда, чем пользы. (Д.Томсон)
  --
  -- В умозаключении по аналогии мы из того, что вещи известного рода обладают известными свойствами, заключаем, что и другие вещи этого рода также обладают этим свойством. (Гегель).
  --
  -- В науке задача, надлежащим образом поставленная, более чем наполовину решена. Процесс умственной подготовки, необходимый для выяснения того, что существует определенная задача, часто отнимает больше времени, чем само решение задачи. (А.Саади)
  --
  -- Утверждение закона возможно только при помощи выводы из него следствий, без него невозможных и неожиданных, и оправдания тех следствий в опытной проверке. (Д.Менделеев).
  --
  -- Никакой логический путь не ведет от наблюдений к основным принципам теории. (А.Эйнштейн).
  --
  -- Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты - это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши теории - пустые потуги. (И.Павлов).
  --
  -- И как в доказательствах необходимо выведение заключений, так и в определениях - ясность. (Аристотель).
  --
  -- Чем богаче подлежащий определению предмет, то есть, чем больше различных сторон он представляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции. Так, например, существует масса дефиниций жизни, государства и т.д. (Гелель).
  --
  -- Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. (К.Ушинский).
  --
  -- Должно стараться не столько о многознании, сколько о всестороннем развитии ума. (Демокрит).
  --
  -- Кто рабски следует за другим, тот ничему не следует. (М.Монтень).
  --
  -- Пусть рассудок, говорит Эпихарм, все видит и все слышит; только он умеет обратить решительно все на пользу себе, только он располагает всем по своему усмотрению, только он действительно деятелен - он господствует над всем и царит; все прочее слепо, бездушно. (М.Монтень).
  --
  -- Чем плодовитее поле, тем обильнее оно производит и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей. (Я.Коменский).
  --
  -- Скудные умом встречаются так же редко, как и природные калеки. (Я.Коменский).
  --
  -- ...Прав был Сенека, говоря: "Сперва учись хорошим нравам, а потом мудрости, которая без хороших нравов усваивается плохо", и Цицерон: "Нравственная философия подготавливает умы для восприятия посева". (Я.Коменский).
  --
  -- ...Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрыть способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника текли ручейки (знания), подобно тому, как из почек вырастают листья, цветы, плоды... (Я.Коменский).
  --
  -- Принужденный учиться сам по себе, он пользуется своим разумом, а не чужим; ибо кто не хочет уступать людскому мнению, тот не должен уступать и авторитету; а большая часть наших заблуждений зарождается не в нас самих, а переходит к нам от других. (Ж.-Ж.Руссо).
  --
  -- ...Цель моя - не знание дать ему, но научить его приобретать в случае нужды, это знание, ценить как раз во столько, сколько оно стоит, и любить истину выше всего. (Ж.-Ж.Руссо).
  --
  -- Чтобы узнать людей, нужно видеть их действующими....Даже самые слова их помогают оценивать их; сравнивая то, что они делают, с тем, что они говорят. мы видим сразу, что они такое и чем хотят казаться; чем более они маскируются, тем лучше их узнают. (Ж.-Ж.Руссо).
  --
  -- Ум и таланты у людей всегда есть продукт их стремлений и их особого положения. Наука о воспитании сводится, может быть, к тому, чтобы поставить людей в положение, которое заставило бы их приобрести желанные таланты и добродетели. (К.Гельвеций).
  --
  -- Глупость и гениальность занимают два противоположных конца шкалы человеческого ума. (Д.Дидро).
  --
  -- Человек, не знающий ничего, может научиться; дело только в том, чтобы зажечь в нем желание учиться. (Д.Дидро).
  --
  -- Тонкая наблюдательность, обостренность органов чувств, внимательное и продуктивное слушание уже сами по себе не могут иметь место без общего развития и умения владеть собой. (А.Дистервег).
  --
  

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев...

­

Соборное послание Святого Апостола Иакова. Гл. 1, 19

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Писарев Д.И. Избранные педагогические высказывания. - М., 1938. - с.172.
   Цит. по кн.: Дьяченко Г. Вера. Надежда. Любовь. Катехизисные поучения. В 3-х т.т. -Т.1.- М., 1993. - с.73.
   См.: Франк С.Л. Духовные основы общества. -М., 1992 - с.152.
   См.: Франк С.Л. Указ. соч. - с.156.
   См.: Франк С.Л. Указ. соч. - с.476.
   См.: Франк С.Л. Указ. соч. - с.485.
   См.: Франк С.Л. Указ. соч. - с.486,488.
   См.: Франк С.Л. Указ. соч. - с.489.
   Пирогов Николай Иванович (1810-81), русский хирург и анатом, педагог, обществ. деятель, основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспериментального направления в хирургии, член-корреспондент Петербургской АН (1846). Участник Севастопольской обороны (1854-55), франко-прусской (1870-71) и русско-турецкой (1877-78) войн.
   Пирогов Н.И. Вопросы жизни. - В кн.: Антология педагогической мысли России первой половины ХIХ в. - М., 1987. - с.441-442..
   Курсив наш - А.К.
   См.: Пирогов Н.И. Указ. соч. - с.445.
   См.: Пирогов Н.И. Указ. соч. - с.451.
   Драгомиров В. Подготовка Русской Армии к Великой войне. I. Подготовка командного состава.//Военный Сборник. - кн. IУ.- I923.- с.109.
   См.: Керсновский А.А. История Русской Армии. -ч.I-IУ. - Белград, I933 - I938. - с.610.
   См.: Калнин Э.Х Мысли о нашем мышлении. // Военный сборник - I9I2.- N11. - с.9.
   Парский Д. Что нужно нашей армии ?. - СП б., I906. -с.45.
   Добролюбов Н.А. О значение авторитета в воспитании. - В кн.: Антология педагогической мысли России первой половины ХIХ в. - М., 1987. - с.477.
   См.: Теплов Б.М. Ум полководца. - В кн.: Проблемы индивидуальных различий. - М.. 1961.- с.256,257, 280, 282, 291, 298, 308, 321.
   Ушинский К.Д. Соч. - Т.2. - М.-Л., 1952.- с.436.
   Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981.- с.9,72, 87, 104, 122, 129, 232, 236, 239, 249, 250, 397.
  
   ...
  

Исторические памятки

  
  -- Ариман -
   бог зла у древних персов.
  
  -- Архелай
   (начальник народа) - сын Ирода Великого. По смерти своего отца, в самый год рождения по плоти Господа Иисуса, Архелай вступил в управление Иудеею и царствовал в ней в то время, как Иосиф и Мария с Богомладенцем Иисусом предприняли было возвращение из Египта, куда удалились для спасения от ярости Ирода. Впрочем Архелай много походил на своего отца по жестокости и злобе своего характера. На десятом году своего правления Архелай был низложен и заточен в Виенну в Галлии, где и умер.
  
  -- Архимед
   (ок. 287-212 до н. э.), др.-греч. ученый. Родом из Сиракуз (Сицилия). Разработал предвосхитившие интегр. исчисление методы нахождения площадей, поверхностей и объемов разл. фигур и тел. В основополагающих тр. по статике и гидростатике (закон А.) дал образцы применения математики в естествознании и технике. Автор мн. изобретений (архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для поднятия больших тяжестей, воен. метат. машины и др.). В особенности изобретатель­ский талант Архимеда обнаружился во время осады Сиракуз Марцеллом во 2-ю Пуническую войну; но известие, по которому сиракузский математик зажег римские корабли издали посредством зажигательного стекла, само по себе неправдоподобно и встречается лишь у позднейших писателей. Когда римляне ворвались в Сиракузы (в 212 г.), Архимед, ничего не замечая, весь углу­бившись в черчение на песке математических фигур, не тронулся с места и вопреки приказаниям Марцелла был убит грубым солдатом. Про Архимеда говорили, что, открыв действие рычага, он сказал: "Дай мне где встать, и я сдвину Землю". Сейчас этот афоризм чаще произносится так: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!"
Слова "архимедов рычаг" употребляются, когда надо назвать самое могучее средство для выполнения той или другой задачи.
  
  -- Архонт -
   высшее правительственное лицо в Афинах, избирав­шееся на год. Влияния на государственные дела архонты в это вре­мя уже не имели. Архонтов было 9: архонт-эпоним, глава коллегии из девяти архонтов, в которую также входили архонт-царь, архонт-полемарх (воена­чальник) и шесть архонтов-тесмотстов (законодателей).
  
  -- Аскалон
   (переселение) - один из пяти главных укрепленных городов Филистимских, расположенный на восточном берегу Средиземного моря в 20 милях к ю. от Газы, и в 520 стадиях к ю.-з. от Иерусалима. По смерти Иисуса-Навина он снова подпал под владычество колена Иудова, которому был назначен первоначально. В позднейшее время Аскалон известен как место рождения Ирода и как местность многих кровавых битв между крестоносцами и Сарацинами. В 1270 году он окончательно был разрушен султаном Бибаром.
  
  -- Аспид
   - рогатая, ядовитая змея с белыми и черными пятнами, яд которой очень остр и умерщвляет почти немедленно; она песчаного цвета, прячется в глубоких следах, оставляемых колесами повозок, и отсюда жалит неосторожного путника или его коня. "Аспилом" называют человека, который глух ко всему, - что очевидно указывает на крайнюю степень сердечного ожесточения человека.
  
  -- Афина Паллада,
   дочь Зевса, не имевшая матери. Гесиод говорит, что она родилась из головы Зевса, после того как он, по совету Геи, проглотил первую жену Метис (мудрость). По позднейшим, украшенным сказаниям, Гефест или Прометей
рассек секирой голову Зевса, и из головы выскочила Афина в полном вооружении и в избытке юных сил. Афина является олицетворением благоразумия Зевса; благоразумие и сила - главные черты ее существа. Т.к. она родилась не от матери, а из головы Зевса, то она отличается серьезным, почти мужским характером и своим целомудрием перед всеми другими богами. Эта сильная девица, способная ко всякой мужской и женской деятельно­сти, есть могучая и умная руководительница и защит­ница городов и государств во время мира и войны; она любит и защищает всех умных и храбрых мужей, рассудительных и искусных женщин-рукодельниц.
  
  -- Ашур
   (Килех-Шергат), первая столица Ассирии; имя, которым называли себя ассирийцы; верховный бог ассирийцев.
  
  
   ...
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023