ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Испытания, из которых он вышел как злато, искушенное в горниле"...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


спытания, из которого он вышел как злато, искушенное в горниле"...

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

МЫСЛИ НА БУДУЩЕЕ...

  

0x01 graphic

ПАТРИАРХ НИКОН

(1600-1665)

   Справка:
  
  -- НИКОН (Минов Никита) (1605-81), рус. патриарх с 1652.
  -- Провел церк. реформы, вызвавшие раскол.
  -- Вмешательство Никона во внутр. и внеш. политику гос-ва под тезисом "священство выше царства" вызвало разрыв патриарха с царем.
  -- В 1658 оставил патриаршество.
  -- Собор 1666-67 снял с него сан патриарха.
  -- Сослан на Север.
  

ИОАНН

(митрополит СП б. и Ладожский)

  
   Выдвигая на историческую авансцену людей, воплотивших в себе лучшие народные качества, Русь как бы приоткрывает покров таинственности, печатлеющий ее Божественное предназначение, ее промыслительное служение.
  
   Одним из таких людей несомненно является патриарх Никон.
  
   Внимательное рассмотрение его драматического жития помогает многое понять в непредсказуемой русской судьбе.
  
   Святейший патриарх Никон, во святом крещении Никита, родился в 1605 году в селе Вельманове Княгининского уезда Нижегородской губернии.
  
   Рано лишившись матери и вытерпев много горя от злой мачехи, смышленый мальчик сумел выучиться грамоте, а приобщившись через чтение и личное благочестие к дарам церковной благодати, возревновал об иноческом служении.
  
   Двенадцати лет от роду он тайно ушел в Макарьевский Желтоводский монастырь и восемь лет пробыл там послушником, готовясь принять монашеский постриг.
   За это время отрок хорошо изучил церковные службы, в монастырской библиотеке приобрел обширные познания, набрался духовного опыта, удивляя братию силой своего характера и строгостью жизни.
  
   Тем не менее, Никите пришлось покинуть обитель, уступая просьбам родственников, -- он вернулся домой и женился.
  
   Вскоре его пригласили священником в соседнее село, где с молодым умным пастырем познакомились московские купцы, приезжавшие на знаменитую Макарьевскую ярмарку.
   Они же уговорили его перейти на священническое место в Москву, где отец Никита и прослужил около десяти лет.
  
   Когда прижитые в браке дети умерли, он убедил жену принять постриг, а сам удалился в Анзерский скит Соловецкого монастыря.
  
   Постригшись там с именем Никона, он предался суровым подвигам благочестия.
  
   Со временем переселившись в Кожеезерский монастырь, в 1643 году был избран там игуменом.
   Будучи тремя годами позже в Москве по монастырским делам, Никон впервые встретился с царем Алексеем.
   Величественная наружность игумена, его умные речи и широкое образование произвели на молодого, искренне прилежавшего Церкви государя неизгладимое впечатление.
  
   С того времени началось их сближение, перешедшее вскоре в тесную дружбу.
  
   Желая иметь своего "собинного" друга возле себя, царь повелел перевести его архимандритом московского Новоспасского монастыря, где была родовая усыпальница Романовых.
  
   Алексей Михайлович часто приезжал в обитель молиться за упокой своих предков.
  
   В свою очередь, Никон должен был каждую пятницу являться к государю для доклада о нуждах бедных, обиженных и угнетенных.
   Совместная благотворительность сближала их еще сильнее.
  
   В 1648 году Никону было определено стать митрополитом Новгородским.
  
   От царя он получил особые полномочия -- наблюдать за всем управлением и освобождать, по своему усмотрению, узников из темниц.
  
   На втором году его архиерейства в городе вспыхнул бунт: народ по незнанию принял хлеб, вывозимый в Швецию (в счет выкупа за православных беглецов, искавших у России защиты), за признак боярской измены.
  
   Владыка бесстрашно вышел к мятежникам, вразумляя бунтовавших сперва кротко, а затем со всей силой митрополичьей власти и архипастырского дерзновения.
  
   Чернь избила его до полусмерти.
  
   Очнувшись, Никон собрал последние силы, отслужил литургию в Софийском соборе и крестным ходом пошел на бунтующих.
  
   Пораженные его твердостью, они смирились, просили прощения и ходатайства Никона перед царем.
  
   "О, крепкий воине и страдальче Царя Небесного, о, возлюбленный мой любимче и сослужебниче, святый владыко, -- писал Никону царь двумя годами позже, приглашая его в Москву принять участие в выборах нового патриарха взамен почившего Иосифа. -- Возвращайся, Господа ради, поскорее к нам... а без тебя отнюдь ни за что не примемся".
  
   Влияние Никона росло несмотря на боярское недовольство, и на соборе в Москве он был назван в числе "двоюнадесяти духовных мужей", которые по велению царя были представлены духовенством в качестве кандидатов "ко избранию на патриарший престол".
  
   22 июля съехавшемуся на собор священству было предложено возвести достойнейшего из них -- "мужа благоговейного и преподобного" на патриарший престол.
  
   Митрополит Казанский Корнилий известил царя об избрании Никона, но согласие последнего последовало далеко не сразу.
  
   Разумея тяготы предстоящего служения, зная о враждебном отношении к нему со стороны боярства, Никон долго отказывался.
   Даже приведенный против воли в Успенский собор Кремля, он не соглашался и там.
  
   Лишь тогда, когда царь и все присутствовавшие пали на землю и со слезами просили его не отрекаться вновь, он, умиленный, согласился, но потребовал от присутствующих обязательства "содержать евангельские догматы и соблюдать правила святых апостолов и законы благочестивых царей".
  
   "Если обещаетесь слушаться меня, -- просил Никон, -- как вашего главного архипастыря и отца во всем, что буду возвещать вам о догматах Божиих и о правилах, в таком случае я, по вашему желанию, не стану больше отрекаться от великого архиерейства".
  
   Царь, бояре и освященный собор произнесли пред святым Евангелием и чудотворными иконами обет исполнять предложенное Никоном, после чего он занял место патриарха всея Руси.
  
   "Тесная дружба соединяла Никона с царем.
   Вместе молились они, рассуждали о делах, садились за трапезу.
   Патриарх был восприемником детей царских.
   Ни одно государственное дело не решалось без участия Никона.
   Великий ум последнего отпечатлен на счастливых годах царствования Алексея", --
  
   пишет церковный исследователь, осмысливая роль патриарха в русской жизни той поры с высоты XX столетия.
  

0x01 graphic

Патриарх Никон.

Из "Царского Титулярника"

  
  
   Державные заслуги первосвятителя велики и несомненны.
  
   Он сыграл чуть ли не решающую роль в деле присоединения Малороссии, благословил царя на войну с Польшей ради воссоединения русских земель.
  
   Отправляясь в 1654 году в поход, Алексей оставил Никона правителем государства, несмотря на очевидное недовольство родовитых бояр.
   По возвращении с войны, встреченный патриархом в Вязьме, царь от радости при свидании наградил Никона титулом "великий государь".
  
   "Отец и богомолец" царский, "великий государь, святейший Никон, патриарх Московский и всея Руси" стал ярчайшим и авторитетнейшим выразителем русского взгляда на "симфонию властей" -- основополагающую идею православной государственности, утверждающую понимание власти духовной и светской как самостоятельных религиозных служений, церковных послушаний, призванных взаимными гармоничными усилиями управить "народ Божий" во благонравии и покое, необходимых для спасения души.
  
   В предисловии к Служебнику, изданному в августе 1655 года по его благословению, говорится, что Господь даровал России "два великия дара" -- благочестивого и христолюбивого великого государя-царя и святейшего патриарха.
  
   "Богоизбранная сия и богомудрая двоица", как вытекает из текста, есть основа благополучия и благоденствия Руси. "Да даст же (Господь) им, государем, по пророку (то есть согласно пророческим словам Священного Писания -- прим. авт.), желание сердец их... да возрадуются вей, живущие под державою их... яко да под единым их государским повелением вей, повсюду православнии народи живуще, утешительными песньми славят воздвигшаго их истиннаго Бога нашего", -- говорится в заключение.
  
   Именно нарушение этого взаимного сочетания властей, ставшее следствием целого ряда причин политического, религиозного и личного характера, легло в основание последовавшей драмы (а в перспективе более длительной -- привело к ужасам советского богоборчества после Октябрьской революции).
  
   Никон был суров и строг -- равно к себе и царю -- там, где дело касалось духовного здоровья общества, авторитета Церкви и ее способности благотворно влиять на государственные институты России.
  
   "Патриаршие стрельцы постоянно обходят город, -- писал упоминавшийся уже диакон Павел Алеппский, -- и как только встретят священника и монаха нетрезвого, немедленно берут его в тюрьму и подвергают всякому поношению... Замеченные в пьянстве или нерадивом исполнении пастырских обязанностей ссылаются в сибирские монастыри".
  
   Трепетали перед Никоном и государевы люди.
  

0x01 graphic

Факсимиле подписи патриарха Никона

  
   Его требовательность и непреклонность казались гордым боярам оскорбительными. "Неколи-де такого бесчестья не было, чтобы ныне государь выдал нас митрополитам", -- роптали недовольные сановники.
  
   "Что же должны были они чувствовать, когда Никон сделался... вторым "великим государем", начал давать свои приказы и указы..., заставлял их стоять перед собою и с покорностью выслушивать его волю, публично обличал их за то или другое, не щадя их имени и чести? Могли ли они не употребить всех своих усилий, чтобы свергнуть Никона?"
  
   -- говорит Макарий, митрополит Московский, автор обширного труда по истории Церкви.
  
   В 1658 году царю подали жалобу на Никона.
  
   Благовидным предлогом для нее стало обвинение патриарха в неприемлемых нововведениях, а настоящей целью -- поколебать его положение, "вбить клин" между государем и первосвятителем.
  
   Патриарх окружил себя недоступным величием, "возлюбил стоять высоко, ездить широко", -- сетуют жалобщики.
  
   Это обвинение -- в посягательстве на права и целостность царской власти -- стало мощным орудием, с помощью которого недоброжелатели Никона последовательно и терпеливо разрушали его дружбу с царем.
  
   На самом деле великолепие и пышность патриаршего двора не имели ничего общего с честолюбивыми устремлениями, в которых упорно обвиняли святейшего. Они ни в коем случае не простирались на его личную жизнь, по-прежнему отличавшуюся суровой аскезой.
   Величие Церкви и ее первостепенную роль в русской жизни -- вот что должны были, по замыслу Никона, знаменовать его торжественные, величественные богослужения.
  
   "Мы были поражены изумительной правильностью и порядком всех этих церемоний и священнодействий, -- пишут свидетели-иностранцы. -- Несмотря на то, что мы чувствовали сильный холод и великую усталость вследствие долгого стояния без движения, мы забывали об этом от душевного восхищения, созерцая такое торжество Православия".
  
   К подобному отзыву нечего добавить...
  
   *
  
   Подозрительность и клевета одних, уязвленное самолюбие и неуемное тщеславие других, малодушие и неразумие третьих делали свое дело.
  
   Постепенно отношения Алексея Михайловича с патриархом стали охладевать, и охлаждение это неизбежно проявлялось в делах.
   Царь отменил некоторые распоряжения патриарха, стал назначать священников и игуменов без согласования с Никоном.
  
   Наконец, летом 1658 года произошел открытый разрыв.
  
   "Царское величество на тебя гневен, -- объявил святейшему князь Юрий Ромодановский, посланник царя. -- Ты пренебрег царское величество, и пишешься великим государем, а у нас один великий государь -- царь".
  
   Внешности обвинений не стоит придавать слишком большое значение, зато их действительный смысл несомненен.
   Боярство, сумевшее в данном случае вовлечь в свои планы царя, заявляло о намерении существенно усилить влияние государства в церковной жизни, одновременно сократив воздействие Церкви на светскую власть.
  
   Никон хорошо понимал губительность подобных притязаний.
  
   В то же время он ясно сознавал, что открытое междоусобие, "силовое" сопротивление царской воле со стороны духовной власти может вызвать в России очередную смуту, результаты которой станут трагедией для всей Руси, подорвав многовековые корни, питающие религиозную основу русского бытия.
  
   После длительных молитвенных размышлений он выбрал единственно возможный для себя путь:
  
   - незаконным притязаниям не подчиняться, в открытое противостояние не вступать;
   - указывая на нетерпимость положения, рассчитывая на отрезвление и покаяние со стороны светской власти, оставить кафедру Московского первосвятителя и удалиться в подмосковный Воскресенский монастырь.
  
  
   Отринув советы своих ближних бояр "престать от такового дерзновения и не гневать великого государя", патриарх утром 10 июля, после совершения литургии и произнесения положенного поучения из бесед Иоанна Златоуста, объявил вслух, что он оставляет патриаршию кафедру, поставил к Владимирской иконе Божией Матери патриарший посох и в ризнице написал письмо царю.
  
   Смущенный царь желал успокоить Никона, но их примирение никак не входило в планы боярской верхушки.
   Посланный Алексеем князь Трубецкой вовсе не имел расположения мирить патриарха с царем, и вместо успокоительных речей обрушил на первосвятителя град упреков.
  
   Никон обличил посланника в недостойных интригах, переоблачился и пешком отправился из Кремля на Иверское подворье.
  
   Народ простосердечно плакал и держал двери храма, пытаясь предотвратить отшествие архипастыря. С подворья патриарх уехал в Воскресенскую обитель, откуда прислал благословение управлять делами церковными митрополиту Питириму Крутицкому, оставив за собой три монастыря, особенно близких и дорогих своему сердцу.
  
   Царю написал теплое, трогательное письмо, в котором смиренно просил о христианском прощении за свой скорый отъезд.
  
   Бывали на Руси и раньше случаи оставления престола иерархами, но такого принародного ухода (и сохранения за собой патриаршего звания без управления делами) не случалось.
  
   Никон становился как бы живым укором для тех, кто настраивал царя против первосвятителя.
  

0x01 graphic

Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа

  
   В своих монастырях патриарх устроил житие образцовое и благочинное.
  
   Всех странников и богомольцев приказывал поить и кормить по три дня даром, в монахи принимал безвкладно, всем давая платье за счет обители.
   В праздники всегда трапезовал с братией и сам лично омывал ноги всем богомольцам и заезжим путникам.
  
   Впрочем, былая дружба с государем давала время от времени себя знать, пугая бояр возможностью возвращения Никона.
  
   Царь утвердил оставление за ним трех просимых монастырей с вотчинами, справлялся о его здоровье, во время набега крымского хана -- заботился о безопасности.
   Извещая патриарха письмом о болезни боярина Морозова (свояка и бывшего воспитателя), попутно просил простить его, если была от него святейшему какая-либо "досада".
  
   Никон ответил сердечным письмом -- казалось, отношения снова налаживаются.
  
   Но надежде этой не суждено было сбыться.
   Интриги и злоречие приносили свои горькие плоды -- несколькими взаимными резкостями патриарх и царь оборвали тонкую нить возрождающегося единомыслия окончательно.
  
   В 1662 году в качестве последнего аргумента Никон пишет "Разорение" -- обширное сочинение, насчитывающее более 900 страниц текста, в опровержение мнений своих противников и в защиту своей позиции.
  
   Время шло, и положение Русской Церкви, лишенной законного управления, становилось нестерпимым.
  
   Наконец, в 1666 году в Москве собрались на собор русские пастыри, прибыли и специально приглашенные по этому поводу царем патриарх Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, имея полномочия от остальных православных патриархов для решения судьбы Никона.
  
   Решением соборного суда было: лишить Никона патриаршества и священства, сослать его в Ферапонтов монастырь.
  
   "Отселе не будеши патриарх, и священная да не действуеши, но будеши яко простой монах", -- торжественно объявили судьи Никону.
  
   Однако народ любил его, несмотря на происки бояр и определения суда, так что удаляя бывшего патриарха из Москвы, опасаясь волнений, его окружили многочисленной стражей, а к москвичам обратились с пространным манифестом, перечислявшим "вины" низложенного первосвятителя.
  
   Царь не держал на Никона зла.
  
   По его воле положение узника в монастыре не было обременительным: ему позволено было иметь свою церковь, богослужения в которой совершали священноиноки патриаршего рукоположения, добровольно последовавшие за ним в заточение.
  

0x01 graphic

Церковный Собор 1654 года

(Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. Кившенко, 1880 г

  
  
   В монастыре Никона почитали все больше.
  
   Любя труды подвижнические, он расчищал лесные участки, разрабатывал поле для посевов хлебов и овса.
   Толпы народа стекались к нему за благословением.
   Алексей Михайлович присылал опальному иноку подарки, они обменивались грамотами.
  
   Радовался Никон второму браку царя, женившегося на Наталии Кирилловне Нарышкиной, и рождению царевича Петра. "От отца моего духовного, великого господина святейшего Никона иерарха и блаженного пастыря -- аще же и не есть ныне на престоле, Богу так изволившу -- прощения прошу и разрешения", -- написал царь в своем завещании.
  
   Узнав о смерти монарха, Никон прослезился и сказал: "Воля Господня да будет... Подражая учителю своему Христу, повелевшему оставлять грехи ближним, я говорю: Бог да простит покойного..."
  
   *
  
   С воцарением Феодора Алексеевича положение Никона ухудшилось.
  
   Из Москвы был удален его доброжелатель боярин Артамон Матвеев, потеряли значение благоволившие к нему Нарышкины.
  
   Первенствующее значение при дворе получили Милославские и Хитрово, враги ссыльного архипастыря.
  
   Его перевели в Кириллов монастырь, где Никону предстоял "последний период испытаний, из которого вышел он как злато, искушенное в горниле" (М. В. Толстой).
  
   Страдая от угара в дымных кельях, теряя остатки здоровья, старец едва не скончался от "невыразимого томления", помышляя лишь о вечности, оставив мирские попечения и житейскую суету.
  
   Мудрая тетка царя, царевна Татьяна Михайловна, всегда относившаяся к Никону с большой любовью, убедила нового государя поставить перед собором вопрос о дозволении старцу вернуться в Воскресенскую обитель, братия которой подала челобитную с мольбой о судьбе ссыльного первосвятителя.
  
   Патриарх Иоаким долго не соглашался, но весть о принятии Никоном схимы и его плачевном телесном состоянии решила дело: благословение на возвращение было дано.
  
   День своего освобождения Никон предузнал заранее по тайному благодатному предчувствию.
  
   Ко всеобщему изумлению он вдруг велел своей келейной братии собраться и отдал распоряжение готовиться в путь.
   Путь этот, ставший его последним земным странствием, послужил одновременно дорогой его духовного торжества.
   В сретение старцу выходили насельники окрестных монастырей, стекавшиеся местные жители благоговейно просили архипастырского благословения.
  
   Но силы уже окончательно оставляли его, и 17 августа 1681 года в обители Всемилостивого Спаса Никон мирно почил в кругу своих верных сподвижников и духовных чад.
  
   Царь Феодор, не зная еще о преставлении Никона, послал ему навстречу свою карету.
  
   Узнав же о случившемся и прочитав завещание усопшего, в котором святитель назначал его своим душеприказчиком, с умилением сказал: "Если так святейший Никон патриарх возложил на меня всю надежду, воля Господня да будет, и я его в забвении не положу".
  

0x01 graphic

  

Суд над патриархом Никоном

(С. Д. Милорадович, 1885 год)

  
   Участвуя в погребении, государь сам на плечах своих нес гроб с телом покойного, а после, незадолго до собственной кончины, испросил усопшему разрешительные грамоты четырех патриархов, восстанавливавшие Никона в патриаршем достоинстве и признававшие церковные его заслуги...
  
   *
  
   Историки часто сетуют на то, что поведение Никона в споре с государственной властью было политически непродуманным, противоречивым и непоследовательным.
   Не умея объяснить этого в умном и волевом патриархе, они придумали сказку о его "своенравии" и "тяжелом характере".
   Слов нет, у каждого человека свои слабости, и Никон не был исключением, но вся его деятельность, тем не менее, была строго последовательна и ясно осознана -- чтобы увидеть это, надо лишь взглянуть на нее с церковной точки зрения.
  
   В Никоне с совершенной полнотой отразилось самосознанием Русской Церкви, самосознание духовной власти, твердо разумеющей свое высочайшее призвание и величайшую ответственность; отвергающей возможность каких-либо уступок и послаблений в святой области ее пастырских попечений; тщательно хранящей Божественный авторитет священноначалия и готовой исповеднически защищать его перед лицом любых искушений и скорбей.
  
  
  

0x01 graphic

  

Смерть патриарха Никона

(гравюра, 1870-е годы)

  
  
   Справка:
  
  -- Митрополит Иоанн (в миру Иван Матвеевич Снычёв) - 9 октября 1927, Ново-Маячка, Каховский район, Николаевская область -- 2 ноября 1995, Санкт-Петербург)
  -- Епископ Русской Православной Церкви.
  -- С 20 июля 1990 митрополит Ленинградский (впоследствии -- Санкт-Петербургский) и Ладожскийю
  -- Постоянный член Священного Синода.
  -- Мыслитель, богослов и историк.
  

0x01 graphic

Андреа дель Кастаньо.

Портрет кондотьера Пиппо Спано, Вилла Кардуччи

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

  
   КОНДОТЬЕРЫ. Наемники, сделав из войны ремесло, переходя со службы одному политическому центру на службу другому, совершенно деклассировались и сложились в особые организации, получившие огромный политический вес. Во главе стоял кондотьер, т.е. предводитель, который набирал отряд, и, как антрепренер, искал с ним наиболее выгодной службы.
  
   КОННИЦА. Регулярная конница впервые создана при Петре I. Большую роль в ее формировании сыграл А.Д.Меньшиков - первый составитель строевого кавалерийского устава. Тогда же, при Петре I, впервые в истории кавалерийские полки получили артиллерию. К концу ХУIII века в русской кавалерии имелись кирасирские (тяжелая конница), карабинерные, конно-гренадерские, драгунские, конно-егерские, гусарские (из числа дворян), легкоконные и казачьи кавалерийские полки (донские, кубанские, забайкальские и другие). Численность личного состава каждого составляла от I100 до 1838 человек.
  
   КОНСУАЛИИ - праздник Кокса (бог житницы и амбара). Под этрусским влиянием стали сопровождаться конными состязаниями, а гре­ческое влияние заставило переосмыслить это празднество как торжества в честь Нептуна Конного (так как греческий Посейдон - бог моря, с которым отождествлялся Нептун, - был и богом лошадей).
  
   КОНСУЛЫ - два древнеримских долж­ностных лица, к которым перешла выс­шая власть в государстве после изгна­ния царей (509 до Р.Х.). Сперва консулы избирались исключительно из патрициев, с 342 г. одна вакансия стала предоста­вляться плебеям. Выборы консула про­изводились на особом собрании (центуриатные комиции) под председатель­ством консула или диктатора. Консулы сосредоточивали в своих руках военную и гражданскую власть. В императорскую эпоху за консулами было сохранено лишь право председательствования в сенате и в уголовных процессах. Посте­пенно звание консула превратилось в почетный титул.
  
   КОНСУЛЬСКОЕ ДОСТОИНСТВО - по закону мини­мальный возраст для занятия консульской должности составлял 33 года. Бывали, однако, случаи, когда юноши из императорской семьи (напр., внуки Августа Луций и Гай) объявлялись консулами в 20 лет. Назначе­ние Нерона консулом в 20 лет, во-первых, как бы приравнивало его к внукам Августа, во-вторых, делало его уже в 14 лет кандидатом в кон­сулы, то есть официальным лицом, могущим занимать государственные должности, в частности, командовать войсками в провинциях.
  
   КОНТРАКТ, в общем значении - всякое условие; в более тесном смысле - обязательное условие, т. е. дающее право на иск. 1) В военном деле - товарищество по палаткам в лагере, обыкновенно по 10 человек, под начальством десятника; 2) на­зывалось так отношение к полководцу (imperator) мо­лодых благородных римлян, которые добровольно присоединялись к нему для получения военного обра­зования (comites). Они сами обыкновенно назывались contubernales и обедали вместе с полководцем в пре­тории.
  
   КОНТР-АПРОШИ -- окопы, траншеи, возводившиеся осажденными войсками для противодействия продвижению противника по укры­тым ходам --апрошам.
  
   КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (ок. 551-479 до н. э.), др.-кит. мыслитель, основатель конфуцианства. Осн. взгляды К. изложены в кн. "Лунь юй" ("Беседы и суждения").Принимая основным положением ту мысль, что человек по природе расположен к добру, и нужны лишь хорошие примеры, чтобы сделать весь народ хорошим, он выставлял, как зеркало нравственной жизни, нравы и быт древних времен, дела и жизнь прежних поколений, и старался возбудить влечение к справедливости и добродетели, постоянно ссылаясь на сборники древних преданий народа, называемые кинами. Таким образом, он стал основателем учения, охватившего все стороны практической жизни и сформировавшего характер всей умственной жизни Китая. Конфуций очень обстоятельно и самым подробным образом изу­чил военно-политический опыт прошлого и современной ему действитель­ности. Во-первых, он начал с опыта военной деятельности мудрых правите­лей легендарной древности - Яо, Шуня и Юя. Далее, в поле его зрения попала охота как древняя форма военного обучения. Больше всего внимания он уделил опыту военной и политической борьбы за гегемонию в период Чуньцю: он дал оценку четырем влиятельным правите­лям - цискому Хуань-гуну, цзиньскому Вэнь-гуну, чускому Чжуан-вану и циньскому Му-гуну; он проанализировал и оценил отдельные события этой борьбы - военные методы гегемонов, чускую разведку в царстве Сун, цзицюйскую войну между Ци и Лу и другие факты. Его аналитическая работа завершилась, по традиционной версии, созда­нием своего рода "учебного пособия" по прикладной морали - летописи "Чунь цю", где он дал нравственную оценку историческим персонажам и событиям периода Восточного Чжоу. Конфуций сформулировал идею о бди­тельности правителя, которую исследователи относят к военной стратегии. Он советовал правителям отложить сиюминутные развлечения, отказаться от нерадивости в управлении страной, говоря: "Благородный муж, нахо­дясь в безопасности, не забывает об опасности; существуя, не забывает о гибели; управляя, не забывает о смуте. При помощи этого, сам, находясь в безопасности, может сохранить государство и семьи".
  
   КОПЕЙЩИКИ -- в русском войске и зарубежных армиях в XVI -- начале XVIII в. пешие и конные воины, основным оружием кото­рых являлось длинное (3 -- 4 м) копье (пика). Предназначались для поражения противника в ближнем (рукопашном) бою после залпов стрелков.
  
   КОРАБЛЬ ПАРУСНЫЙ. Первый русский военный парусный корабль был спущен на воду в мае 1668 года и получил название "Орел". Его по велению царя Алексея Михайловича и под руководством Ордын-Нащекина построили недалеко от Коломны в селе Дединово. Этот корабль имел три мачты, длину 24,5 и ширину 6,5 метра, двадцать шесть пушек калибром от 2 до 6 футов. Экипаж - 58 человек. Для командования первым русским военным кораблем наняли голландца Ботлера. Иноземный капитан в бою со Степаном Разиным бросил "Орел" и бежал. 24 июня 1670 года в Астрахани Разин сжег "Орел".
  
   КОРАЛЬ ВОЕННЫЙ. Первый металлический корабль русского флота (одновременно и первый подводный ракетоносец) был сконструирован русским военным инженером генерал-адъютантом А.А. Шильдером и спущен на воду в 1834 году (длина 6, высота I,8 метра, экипаж 16 человек, с погружением на глубину до 20 метров). Подводная лодка была вооружена шестью ракетами, крепившимися на направляющих по бортам, и гарпуном с подвязанной к ему миной. Гарпун предназначался для протаранивания корпуса вражеского судна, после чего мина по проводам подрывалась от гальванической батареи.
  
   КОРВОЛАНТ -- воинский отряд, состоявший из конницы, перево­зимой на лошадях пехоты и легкой артиллерии; основу корволан­та составляла конница. Предназначался, главным образом, для действий в тылу противника, перехвата его коммуникаций, ударов во фланг и преследования. В русской армии применялся с начала XVIII в.
  
   КОРДЕГАРДИЯ -- в конце XIX в. постройка казематного типа, у крепостных ворот, обычно для размещения караулов; как правило, оборудовалась бойницами.
  
   КОРНЕЛИЙ НЕПОТ (Cornelius Nepos) (ок. 100 - ок. 25 до н.э.), римский историк и биограф. Происходил из сословия всадников, родился на севере Италии, был дружен с Катуллом, Титом Помпонием Аттиком и Цицероном. Основные труды Непота - Хроники (Chronica) в 3 книгах, где он по примеру греческих историков первым среди римских авторов предпринял хронологическое изложение всемирной истории; Примеры (Exempla), собрание исторических достопамятных случаев; подробные биографии Цицерона и Катона Старшего; сочинение О знаменитых мужах (De viris illustribus), как минимум в 17 книгах, представлявшее собой сравнительные жизнеописания выдающихся римлян и чужеземцев (главным образом греков): царей, полководцев, законодателей, ораторов, поэтов, историков, философов и ученых, причем за книгой, посвященной чужеземцам, следовала книга о римлянах. Из всего написанного Непотом до нас дошла лишь одна посвященная иностранным полководцам книга последнего труда. Здесь собраны краткие, построенные в основном на достопамятных случаях биографии 19 греческих полководцев (Мильтиада, Фемистокла, Алкивиада и др.), одного персидского (Датама) и двух карфагенских (Гамилькара и Ганнибала). Сохранились извлеченные из того же сочинения биографии двух римских деятелей - Катона Старшего и Аттика. Непоту мы обязаны сохранением замечательного документа: двух отрывков из письма Корнелии к сыну, Гаю Гракху. О жизни Корнелия Непота сохранилось мало сведений. Известно, что родился он около 109 г. до н.э. на севере Италии в одном из городков Паданской равнины в семье, принадлежавшей к всадническому сословию. Лучшие годы его прошли в Риме среди столичных поэтов, писателей, издателей книг. Близкими друзьями Непота были знаменитые литераторы тех лет - его земляк, поэт-веронец Гай Валерий Катулл, великий оратор и писатель Марк Туллий Цицерон, кропотливый антикварий и владелец лучшей рукописной мастерской Тит Помпоний Аттик.
  
  
  

0x01 graphic

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

  
  -- Добытое трудом с радостью и принимается и сохраняется, а что получено без труда, то быстро исчезает.
  -- Не говори мне: "У меня знаменитые прадеды и отцы": верный закон каждому повелевает своею жизнью хвалиться.
  -- Доброе деяние никогда не пропадает втуне. Тот, кто сеет учтивость, пожинает дружбу; тот, кто насаждает доброту, собирает урожай любви; благодать, излившаяся на благодарную душу, никогда не бывала бесплодной, и благодарность обыкновенно приносит вознаграждение.
  -- Хлеб, который ты хранишь в своих закромах, принадлежит голодному; плащ, лежащий в твоем сундуке, принадлежит нагому; золото, что зарыл ты в земле, принадлежит бедняку.
  -- Ради кого хочешь жить, ради тех и погибнуть не бойся.
  -- Не слова вызывают боль, но нас оскорбившая наглость и надменность.
  -- Трем лицам пакостит клеветник: оклеветанному, слушающему и самому себе.
  -- Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим.
  -- Когда веселится сердце, расцветает лицо.
  -- Глупые богаты скорее сном, чем богатством.
  -- Злой не видит, что является злом.
  -- Опечалил ли кто тебя -- не печалься, ибо ему уподобишься. Ведь никто не исцеляет злом зла, но добром зло.
  
  
   0x01 graphic
  
   Изображение кисти Феофана Грека.
  

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 330 -- 379)--

церковный деятель, теолог, философ-платоник. Епископ г. Кесария.

0x01 graphic

  

Нестор Летописец.

С акварели Виктора Васнецова. 1913 год

РУССКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ

  
   Тертый калач.
   Очень опытный, много испытавший на своем веку человек, которого трудно провести.
  
   Терять (потерять) почву (землю) под ногами (под собой).
   Лишаться всякой уверенности в себе; утрачивать способность трезво оценивать действитель­ность.
  
   Тихая пристань.
   Спокойная, умиротворенная жизнь без тревог и забот.
  
   Тихой сапой.
   Тайком, исподтишка и постепенно.
  
   Тише воды <и> ниже травы.
   Робкий, застенчивый, скромный; такой, который держится приниженно, незаметно.
  
   Тишь да (и) гладь <да (и) божья благодать> (во мн. ч. не употр.).
   Полное спокойствие, мир, тихая, беззаботная жизнь.
  
   Пока то да се.
   То же, что (пока) суд да дело.
  
   То и дело.
   Беспрерывно, не переставая, все время.
  
   Того и гляди (жди).
   Надо ждать, предвидеть какую либо неприятность.
  
   Толоконный лоб.
   Глупый, бестолковый человек.
  
   Толочь воду в ступе.
   Заниматься совершенно бесполезным, ненужным де­лом; зря тратить время.
  
   Только за смертью посылать кого.
   Никак не дождешься кого-либо. Употр. как выражение неудо­вольствия чьим-либо долгим отсутствием.
  
   Только и видели кого.
   Быстро исчез, скрылся, пропал.
  
   Только и свету (света) в окне (в окошке) у кого.
   Единственная радость и забота у кого-либо.
  
   Только нет птичьего молока у кого.
   О полном изобилии.
  
   Трещать (затрещать) по всем швам.
   Находиться под угрозой краха, разва­ла; расстраиваться, разлаживаться.
  
   Тришкин кафтан.
   Непоправимое, безвыходное положение, когда с устранением одних недостатков неминуемо возникают другие.
  
   Труса праздновать.
   Бояться, робеть, трусить.
  
   Тряхнуть стариной.
   Поступить так, как прежде, в молодости.
  
   Туг (-а, -о, -и) на ухо.
   С плохим слухом.
  
   Туда и дорога.
   Нечего жалеть кого-либо, наказан по заслугам.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012