ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
История подготовки офицеров в России 8

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


История подготовки офицеров в России 8

Каменев А.И.

История подготовки офицерских кадров в России.

- М.: ВПА им. Ленина, 1990. -- 195 С.

8

Подготовка офицерских кадров в 1881-1894 гг.

   Начало царствования Александра III (1845-1894; русский царь с 1881 года) связано с тем, что он принял на себя звание шефа Павловского и Александровского корпусов, подчеркнув тем самым значение системы подготовки офицеров.
   Вскоре после вступления на престол Александра III произошла "смена караула": вместо Д.А. Милютина пост военного министра занял генерал-адъютант П.С. Вановский (1822-1904; военный министр до 1897 года) ; на место генерала Исакова, бывшего главным начальником военно-учебных заведений, пришел генерал-адъютант Н.А. Махотин.
   Приход этих лиц к руководству означал ряд преобразований в системе военно-учебных заведений. Прежде всего приказом от 22 июля 1882 года были восстановлены кадетские корпуса. При этом было решено придерживаться следующих положений:
   1) сохранив установившийся в этих заведениях общеобразовательный учебный курс и общие основы воспитания, уравнять их в средствах содержания и придать всему строю внутренней жизни их такой характер, который бы в большей степени соответствовал военно-учебным заведениям;
   2) впредь должности воспитателей замещать только офицерами, осуществляя их тщательный отбор;
   3) составить группы воспитанников по возрастам, назвав их ротами{167}.
   Данные преобразования сопровождались упразднением Педагогических курсов при 2-ой Петербургской военной гимназии и Учительской семинарии при военном ведомстве, что, естественно, имело негативные последствия для подготовки офицерских кадров.
   Одним из первых документов. определяющий порядок [113] учебной работы в военных училищах была "Инструкция по учебной, части", из которой становится ясным характер и направление преподавания учебных дисциплин (см. таблицу) {168}:
   Предметы
   Классы
   Всего
  
   старший
   младший
  
   А. Специальные военные дисциплины
   1. Тактика
   3
   4
   7
   2. Военная история
   -
   2
   2
   3. Артиллерия с арт. черчением
   2
   3
   5
   4. Фортификация с форт. черч.
   2
   3
   5
   5. Военная топография и топ. черч.
   3
   2
   5
   6. Военная администрация
   -
   2
   2
   7. Военное законоведение
   1
   2
   3
   Б. Общеобразовательные предметы
   1. Закон Божий
   1
   -
   1
   2. Механика
   3
   -
   3
   3. Химия
   3
   -
   3
   В. Практические занятия по языкам
   1. Русский
   2
   2
   4
   2. Французский
   1
   1
   2
   3. Немецкий
   1
   1
   2
   Итого:
   22
   22
   44
   Таким образом, военные предметы составляли 66% (на младшем курсе -- 50%, на старшем -- 81%) .
   Занятия в военных училищах длились с 1 сентября по 15 мая, причем, последние 20-30 дней отводились для переводных и выпускных экзаменах. В летнее время юнкера выводились в лагерь для проведения полевых занятий по топографии, фортификации, тактике. [106]
   "Инструкция" выдвигала перед преподавателями ряд требований, в частности:
   а) при чтении лекций на теоретическом курсе -- изложение устное о предметах, требующих наглядного пояснения, должно быть направлено сопровождением пояснения на чертеже, а где нужно на модели;
   б) при практических занятиях следует непременно осуществлять надлежащую последовательность, соблюдая педагогическое правило перехода от простого и сравнительно легкого к сложному и более трудному;
   в) при репетициях следует обязательно требовать от юнкеров, чтобы устные их ответы были строго определительны по изложению, сжаты по форме выражения, без всякого лишнего многословия, располагались бы логически последовательно, сообразно сущности предметов изложения{169}.
   Общие сведения о числе обучающихся в военно-учебных заведениях (кроме военных академий) дает следующая таблица{170}:
   Число обучающихся
   К началу 1881 г.
   К исходу 1890 г.
   На военно-училищном курсе
   1.377
   1.600
   На общетеоретическом курсе (бывшие военные гимназии)
   8.299
   8.079
   На элементарном курсе военных школ (бывшие. военные прогимназии)
   1.887
   470
   Итого:
   11.563
   10.149
   [107]
   Бесспорным достижением названного периода является издание целого ряда учебных пособий, программ и инструкций{171}.
   Ценность этих материалов состояла в том, что они подробно раскрывали суть изучаемых понятий. Особый интерес, в этой связи, представляет курс, где давались основные понятия о нравственности, праве и общежитии.
   Вот, к примеру, как трактовались нравственные добродетели человека:
   "С древнейших времен установилось разделение нравственных добродетелей на 4 группы: мудрость, справедливость, мужество и умеренность.
   Мудростью называется такая добродетель, при которой человеческий разум приобретает способность верно определить, насколько в каждом отдельном случае известные действия находятся в соответствии или противоречии с требованиями нравственного закона. В общее понятие мудрости входит благоразумие, рассудительность, осторожность и предусмотрительность.
   Справедливость есть добродетель, при которой воля человека приобретает привычное направление к такому образу действий, когда он воздает всякому должное и делает всегда то, что обязан, как по отношению к отдельным лицам, так и по отношению ко всякому человеческому обществу. К разнообразным видам, в: которых проявляется добродетель справедливости, принадлежат: человеколюбие, смирение, правдивость, милосердие, трудолюбие, почтительность, беспристрастность и признательность.
   Мужество помогает человеку смело встречать опасности и препятствия на пути неуклонного стремления к осуществлению [116] требований нравственности, в интересах которой он с твердостью переносит все постигающие его тяготы и бедствия. Под понятием добродетели мужество подводятся следующие ее виды: великодушие, которое обнаруживается преимущественно в свободе от всякого своекорыстия, расчетов и колебаний в виду предстоящего совершения честного и бодрого дела, а также в устранении мелочной щекотливости и злопамятства в тех случаях, когда речь идет о прощении чужой несправедливости; самоотвержение, как благородная готовность человека к пожертвованию своими интересами и даже самой жизнью, когда необходимо для общего и частного блага; терпение, которое среди бедствий и лишений предохраняет душу от уныния и отчаяния и, несмотря на всю тяжесть испытанных страданий, удерживает человека на пути добра.
   Умеренность есть такая добродетель, при помощи которой человек, удерживая -- в границах нравственности и естественной необходимости все стремления строго сохраняет себя от всяких излишеств и чувственных увлечений. К этой области добродетели относятся: скромность, целомудрие, благопристойность, воздержание и трезвость"{172}.
   Интерес представляют и нравственные обязанности человека:
   Обязанности человека к самому себе:
   а) по отношению к своей душе: 1) постоянное самоусовершенствование в религиозном, нравственном и умственном отношениях; 2) познание своего характера, своих наклонностей и страстей, чтобы твердо управлять ими и удерживать их в границах нравственного закона; 3) самоуважение, обязывающее человека всегда мыслить и поступать так, чтобы неизменно сохранить перед судом собственной совести своей человеческое достоинством; 4) заботливость о приобретении знаний и умений, необходимых для успешного выполнения человеком его земного призвания и 5) самообладание, в котором заключается истинная [117] нравственная свобода человека; для того, чтобы поступать нравственно, ему прежде всего необходимо владеть собою, сохраняя в равновесии все свои силы постоянно готовыми действовать по указаниям разума и совести;
   б) по отношению к своему телу: ведение правильного образа жизни, соответствие требованиям нравственности и физической природы человека (поддержание собственной жизни; избегание всякого рода излишеств в пище и напитках, как и всего того, что может повредить здоровью, подрывать силы, изнеживать и расслаблять тело; постоянный и прилежный труд) ;
   в) по отношению к своему положению в обществе людей: постоянно заботиться о поддержании своей чести, тщательно охранять свою репутацию от справедливых нареканий в кругу таких людей, среди которых он поставлен по общественному положению.
   Добросовестно выполняя свои обязанности по отношению к другим людям, уважающий себя человек не может относиться с легкомыслием или пренебрежением к их мнению о нем самом и, со своей стороны, обязывается полным уважением к чужому достоинству.
   Обязанности человека к другим людям:
   1. Верность долгу, требующая от человека добросовестного выполнения всех его обязательств по отношению к другим людям.
   2. Обязанность правдивого отношения к ближним, состоящая в том, что каждый человек должен стремиться к истинному просвещению других, особенно же близких ему людей, в религиозном, нравственном и умственном отношениях и, во-вторых, что он должен неизменно поступать по правде и сообщать другим только то, что сам по совести считает истинным.
   3. Обязанность стремиться к нравственному улучшению близких; сюда относится преимущественно добрый пример, действующий всегда назидательно.
   4. Обязанность воздерживаться от таких действий, которые [108] могут способствовать нравственной порче ближнего. Эта обязанность запрещает соблазнять другого ко всякому злу и принимать какое-либо участие в безнравственных поступках других.
   5. Обязанность благотворительности, состоящая в оказании материальной помощи нуждающимся в ней людям"{173}.
   Нельзя не признать того факта, что проблема нравственного воспитания будущих офицеров была поставлена довольно основательно.
   Этой проблеме, как видно из ряда публикаций того времени, уделялось внимание и при воспитании командования частей. В этом отношении поучительны мысли генерал-лейтенанта П. Карцева относительно нравственного влияния командира части:
   "Командовать отдельной частыо -- значит. быть ее начальником во всех отношениях, вести ее служебно-военное образование, направлять ее нравственно, заботиться о ее благоустройстве. знать достоинства и недостатки, отвечать за все в ней происходящее.
   Принимающий на себя обязанности не по силам и способностям, забывает, что он вредить этим не только себе и порученному ему делу, но и всем тем, которые в нем должны участвовать. Ни в какой отрасли службы это так не вредно, как в военном, потому что в ней все неправильное, фальшивое и неразумно-практическое, все, не согласуемое с духом и основами военных требований вредит не непременно, а продолжительно, пускает глубокие корни, вывести которые будет гораздо труднее, чем посеять их. Учиться быть командиром части перед ее получением поздно, а получивши ее -- преступно.
   ... Командиру части необходимо умение научить офицеров тому, что не дало им учебное заведение; вселить в них любовь к военному званию, привязать к нему, передать личную энергию своим помощникам и так руководить ими, чтобы они были прочны [119] на службе. Важнее всего достичь того, чтобы офицеры безусловно исполняли все от них требуемое службою, не только по букве и из страха взыскания, а с сердечным участием к тому, что исполняют..."{174}
   Эта и другие работы{175} нацеливали офицерский состав на решение важнейшего вопроса обучения и воспитания -- формирование и развитие нравственности.
   Рассматриваемый период примечателен и тем, что в эти годы начинается широкая публикация материалов о системе обучения в зарубежных военно-учебных заведениях.
   Нам представляется возможность сделать сравнительный анализ систем подготовки офицерских кадров: европейской и азиатской.
   Английские военно-учебные заведения
   Для образования офицеров к 1881 году имелись следующие военно-учебные заведения:
   1. Королевская военная коллегия в Сандхерсте на 300 кадет. Сюда принимались по экзамену из общеобразовательных предметов. Курс обучения состоял исключительно из военных предметов: тактики, фортификации, артиллерии, топографии и практических съемок в поле.
   2. Королевская военная академия на 210 кадет. Курс обучения состоял из следующих предметов: математика, физика, химия, артиллерия, фортификация, военная история, рисование, рекогносцировка, французский и немецкий языки. Воспитанники академии выпускались только в артиллерию и инженерные войска.
   3. Школа генерального штаба в Сандхерсте на 40 офицеров. Здесь изучались: военная история, фортификация, артиллерия, военное рисование, съемка. военная администрация, высшая математика, физика, химия, география, геология, минералогия, [109] французский, немецкий и индустанский языки. Обучение в Школе длилось 2 года.
   4. Школа военных медиков на 100 докторов. Обучение в школе проводилось только по предмету специализации -- медицинскому делу{176}.
   Итальянская военная школа
   Высшим военно-учебным заведением в Италии являлась высшая военная школа в Турине, имеющая назначение готовить офицеров генерального штаба и давать высшее образование, необходимое офицерам, которые впоследствии будут занимать высшие должности.
   Обучение в Школе было рассчитано на 3 года. Условия приема: быть хорошо аттестованным своим начальником относительно поведения, исправности по службе; иметь чин поручика; прослужить 4 года во фронте; выдержать приемный экзамен. Ежегодный набор -- 45 человек. Прием осуществлялся сразу на 1-й или 2-й курсы.
   Предметы обучения подразделялись на обязательные, необязательные и добавочные. К примеру, состав предметов 1-го курса обучения был таков:
   А. Обязательные предметы
   I. Военная администрация
   5. Топография
   2. Тактика
   6. Итальянский язык
   3. Фортификация
   7. Французский язык
   4. Артиллерия
    
   Б. Необязательные предметы
   1. Политическая экономия
   3. Немецкий язык
   2. Физика
   4. Английский язык
   В. Дополнительный курс
   Применение элементарной математики к начертательной геометрии
   Г. Практические занятия
   Артиллерия, фортификация, топография, верховая езда, фехтование, съемки в поле в течение 50 дней по окончании учебного года{177}.
   Французская военная школа
   Высшая военная школа во Франции была учреждена в 1875 года, но окончательно уста -- [110] новилась в 1880 году. Условия поступления в школу: поступать в школу могут обер-офицеры, прослужившие в войсках не менее 5 лет в офицерском звании, в т.ч. не менее 3-х лет в строю. Допущенные к испытанию сдают 2 экзамена: предварительный (письменный) при корпусных штабах и окончательный (устный) при высшей военной школе в Париже. Курс обучения продолжался в течение 2-х лет.
   Предметы обучения: прикладная тактика по каждому роду оружия отдельно, служба генерального штаба, фортификация, геодезия, топография, немецкий язык, законоведение, политическая экономия, телеграфное искусство, верховая езда, геометрия.
   Во время больших маневров офицеры школы командировались на 5-6 недель в полки других родов оружия и несли все обязанности своего чина{178}.
   Австрийская военная школа
   Курс военной школы -- 2 года. Предметы обучения подразделялись на военные и общеобразовательные и все они, кроме одного предмета -- истории культуры -- являлись обязательными.
   К числу военных предметов относились: тактика, стратегия, служба генерального штаба, военная администрация, военная география, артиллерия, фортификация, топология и топография с черчением. Общеобразовательные предметы: международное право, статистика, политическая экономия, история культуры, естественные науки в общем очерке, немецкая литература и французский язык. Помимо этих предметов обязательной была верховая езда.
   Специфичной являлась и система обучения. Теоретическое преподавание велось с 15 октября по 30 июня. Переводные экзамены не проводились. Выпускной экзамен состоял из военных предметов и французского языка. Два летних месяца посвящались занятиям в поле{179}. [111]
   Германская военная школа
   До 1877 года кадетские корпуса имели особый курс, не согласующийся с системой просвещения. Королевским указом от 18 января 1877 года учебная программа кадетских корпусов была приравнена к курсу реального училища 1-го разряда. Вследствие одинаковости курса во всех средних образовательных заведениях стало возможным легче, чем ранее, осуществлять переход из одного учебного заведения в другое{180}.
   Характерным является и то, что все офицеры прусской армии производились из портупей-фенрихов. Портупей-фенрихом мог стать только тот молодой человек в возрасте от 17 до 23 лет, который прослужил в строю не менее полгода и выдержал специальный экзамен.
   Курс военного училища продолжался от восьми до десяти месяцев и разделяется на теоретический и практический. Программа военного училища составлена так, чтобы она дала азбуку военного дела. Вся дальнейшая служба и быт прусских офицеров организованы так, что они не только могут, но и поставлены в условия самостоятельной усовершенствовать то, что им дало военное училище.
   К числу предметов изучения относятся: тактика (3 часа в неделю) , фортификация (3 часа) , топография (3) , черчение планов (2) , сведения о различных родах оружия (3) , обязанности и отношения военнослужащих (2) , изучение военного стиля (1) , приемы при орудиях всех калибров (2) , езда (3) , плавание (3) , стрельба (1) , гимнастика (3) , специальное изучение особенностей своего рода оружия (2) , строевое учение по родам оружия (2) , устав и гарнизонная служба (2) {181}.
   По окончании военного училища портупей-фенрихи возвращаются в свои части и продолжают службу в этом звании до тех пор, пока для них не откроются офицерские вакансии. [112]
   Высшая военная школа Германии представлена военной академией. Условия поступления в академию: прием по конкурсному экзамену офицеров всех родов оружия; срок службы в строю -- не менее 3-х лет; наличие отличной аттестации от своего начальства; сдача предварительного (при корпусных штабах) и окончательного (при самой академии) экзаменов.
   Срок обучения -- 3 года. Предметы обучения подразделялись на обязательные (военные) и необязательные (общеобразовательные) . Обязательные предметы: тактика (высшая и низшая) , служба генерального штаба, военная история, военная администрация, военная география, артиллерия, фортификация и осадная война, топография. Необязательные: математика, химия, прикладная физика, история, география, французский язык, английский и русский язык.
   Система обучения: теоретическое обучение в каждом классе продолжалось 9 месяцев (с 1 октября по 30 июня) ; июль и август посвящались практическим занятиям, а сентябрь -- переводным и выпускным экзаменам. Выпускные экзамены проводились по всем предметам письменно{182}.
   Китайская военная школа
   На занятие офицерских вакансий в китайских войсках имели право лица обладавшие либо наследственными правами, либо получившие аттестат при конкурсном экзамене.
   Кроме того, на практике офицерский чин можно было получить за особые отличия родителей, по благорасположению высших мандаринов, а также можно было купить тогда, когда правительство нуждалось в новых источниках доходов и прибегало к продаже дипломов на звание, чины и ордена.
   Наследование офицерского звания практиковалось чаще всего среди маньчжурского военного сословия. Дети стоящих на службе восьми знаменосцев, получали образование в знаменитых школах.
   Из всех способов определения на службу самым почетным [113] и всего более гарантирующим дальнейшую карьеру, считалась сдача экзаменов. Сдача экзаменов требовала знания шести военных книг и ловкости в военных упражнениях. Эти шесть книг содержали трактаты по стратегии, тактике, военному артикулу и управлению войсками. Но самую существенную часть программы экзаменов составляли упражнения в физической силе, умении ездить верхом, стрельбе, поднятии тяжестей и фехтовании.
   В последние годы XIX в. были предприняты попытки создать военную школу по европейскому образцу. Для преподавания были приглашены германские и английские преподаватели.
   Так, в Тянь-цзинской школе военные науки преподавались немецкими офицерами, а математику и немецкий язык вели два китайских профессора. Номинально в этой школе существовало 3 класса: подготовительный и два старших. В действительности, на значение учеников в тот ли иной класс зависело от воли директора: случалось так, что в один и тот же год ученик переводился из младшего класса в старший и наоборот.
   Экзамены в этой школе в течение учебы не проводились и лишь по окончании специальная комиссия из мандаринов осуществляла выпускной экзамен без участия европейских офицеров.
   Воспитанники были мало заинтересованы в усвоении преподаваемых предметов и часто увольнялись в продолжительные отпуска, неохотно подчинялись дисциплинарным требованиям, считая выполнение тех или иных обязанностей, например, как чистка оружия, унижением личного достоинства{183}.
   Японская военная школа
   Публикации этого периода не дают представления о системе военного образования. Тем не менее, об основах этого образования можно судить по манифесту от 4 января 1882 года, в котором, в частности, говорится: [114]
   1. Военный должен вменить себе в обязанность раньше всего верноподданность.
   2. Военный не должен касаться политики, должен строго выполнять свои служебные обязанности, строго стоять за правду, быть всегда справедливым и честным, и не дорожить своей жизнью, видя в ней лишь каплю целого.
   З. Все военные должны соблюдать особую вежливость в обращении, боясь чем-либо оскорбить честь товарища.
   4. Военные должны уважать храбрость, помня, что это природное свойство японцев. Истинно храбрый не должен пренебрегать слабым противником и не должен бояться сильного, должен всегда исполнять свои обязанности, чтобы не проиграть дела.
   5. Каждый воин должен быть честным человеком. Свои служебные обязанности должен ставить выше всего, поэтому давая слово или начиная какое-либо личное дело, он должен раньше всего проверить себя, может он его кончить без ущерба своим служебным обязанностям.
   6. Каждый воин должен быть умеренным в своей жизни, так как любовь к роскоши портит военный характер, заставляет желать еще большего, порождает жадность и убивает храбрость{184}.
   Какие выводы можно сделать, сопоставляя системы обучения в различных государствах?
   Думается, таких выводов гложет быть несколько:
   Во-первых, в европейских системах подготовки офицерского состава много общего, особенно в плане военной подготовки: тактика, стратегия, артиллерия и фортификация, а также практическая подготовка в летнее время мало чем отличаются в разных государствах.
   Во-вторых, серьезный "разнобой" обнаруживается в определении предметов необязательных, в большинстве своем [115] общеобразовательного плана. Объясняется это, видимо, традициями, предпочтениями тех или иных лиц.
   В-третьих, имелись различия и в производстве в офицеры, способах комплектования офицерского корпуса (особенно явно они прослеживались в Китае и Германии) .
   Таким образом, в годы, предшествовавшие вступлению на престол Николая II, происходило дальнейшее развитие системы подготовки офицеров.
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023