ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Камень преткновения и соблазна

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


А.И. Каменев

Практическая педагогика для курсантов.

М., Изд. МПУ "СигналЪ", 2000. - 226 с.

10 - Практическая книга для будущего офицера

КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ И СОБЛАЗНА

"Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные..."

(Матф. 7-15)

Что такое культ?

   Культ - это группа людей, убеждения которых основаны на представлении о превосходстве определенного лидера, что неизбежно ведет за собой отрицание центральных доктрин христианства, как они изложены в Библии.
  

Почему культы процветают?

   Культы приобретают все больше и больше сторонников благодаря применению методов обращения в свою веру, сходных с христианской евангелизацией.
  
   Почему люди присоединяются к культам?
  
   Существуют 4 группы причин, побуждающие людей присоединяться к культам: интеллектуальные, эмоциональные, социальные и духовные.
  

Причины, побудившие людей присоединиться к культам

  -- Интеллектуальные причины. Слабый человек пытается ответить на вопросы своего бытия и, не получая их, обращается к людям, уверенно дающим ответы на такие фундаментальные вопросы человека: кто я? почему я здесь? куда я иду? Многие культы стараются уверенностью и псевдонаучностью покорить слушателей.
  --
  -- Эмоциональные причины. Наши эмоции - кладезь, из которой мы черпаем любовь, радость, покой, доброту и т.п. Каждый из нас хочет любить и быть любимым, чувствовать свою значимость. Те, кто переживают кризис, легко поддаются влиянию культов, где им предлагаю легкие решения своих эмоциональных проблем.
  --
  -- Социальные причины. Когда в обществе нарушается социальное равновесие или же социальный статус человека, он ищет поддержки на стороне и находит ее в культе.
  --
  -- Духовные причины. Культы лишены духовной истины, но они предпринимают попытки удовлетворить духовные потребности человека.

Характерные черты культа

   Чем отличаются секты от мировых религий?
  
   Специалисты обычно называют несколько основных признаков:
  
  -- Жесткая внутренняя организация; причем личная подчиненность становится заметна члену секты далеко не сразу - в конечном счете верующим начинает руководить не Бог, а тот, кто говорит от имени Бога.
  --
  -- Личный культ главы секты: как правило, он называет себя единственным, кому открылась истина.
  --
  -- Мировые религии проповедуют объединение людей, секты - резко их разделяют (часто прикрываясь, впрочем, разговорами о всеобщем братстве), причем "чужим" объявляется не только все человечество, но и близкие: семьею сектанта становятся только его единомышленники, а в некоторых сектах злейшим врагом объявляется мать и даже давно умершие родственники.
  --
  -- Обширные экономические требования к рядовому члену секты; при разговорах о бесполезности материальных благ как-то все же получается, что человек несет в секту свое имущество (а то и чужое) или работает на секту: иногда это навязывание прохожим литературы или билетов на религиозные шоу, иногда - проституция.
  
   Очень интересна психофизиологическая техника воздействия на людей, которой пользуются сектанты. Есть сведения, что некоторые секты пользуются гипнозом и не совсем еще ясными механизмами, которые точнее всего назвать программированием (кодированием) людей.
  
   Как защитить себя от сект?
  

Правила религиозной защиты

  -- Правило первое. Навсегда запомнить, что духовность - слово двуликое. Не все то, что говорит о духовности, ведет к Богу.
  --
  -- Правило второе. Если вы еще не нашли в себе решимости или внутреннего опыта, необходимых для вхождения в серьезную религиозную жизнь - все же сделайте свой выбор (например: "если я приду к вере, то это будет православие").
  --
  -- Правило третье. Если с вами говорят о вере, сразу просите своего собеседника внятно представиться. Не удовлетворяйтесь названием (типа - Церковь Христа, Церковь объединения, Новая Святая Русь и т.д.).
  --
  -- Правило четвертое. Сектанты часто прикрываются светскими названиями и целями. Будьте особенно внимательны, если вас приглашают на бесплатные курсы английского языка: очень вероятно, что вам будут просто читать по-английски Библию или книгу Мормона. Другое любимо прикрытие - "экологические форумы", школы общения, семинары по духовному самосовершенствованию и т.д.
  --
  -- Правило пятое. При разговоре с проповедником старайтесь выяснить не только то, что есть общего у его веры с другими конфессиями, но и отличия. Если различия незначительные (проповедник может это сказать), то зачем же из-за них отделяться от всей Церкви? Помните французскую поговорку "Дьявол прячется в мелочах".
  --
  -- Правило шестое. Выслушать не только одну сторону, если аргументы некоего проповедника показались вам убедительными.
  --
  -- Правило седьмое. Не судите о той или иной конфессии только по рассказам ее служителей. Сравнивайте не грехи людей, а основы вероучений.
  --
  -- Правило восьмое. Не считайте разговор о вероучительных отличиях проявлением "религиозного фанатизма" или "нетерпимости". Не покажется же вам носителем тоталитарного сознания философ, разъясняющий , чем учение Канта отличается от философии Ницше.
  --
  -- Правило девятое. Когда вам будут говорить, что Учитель такой-то нашел путь к объединению всех религий, обратите внимание на то странное обстоятельство, что проповедуя объединение, людей почему-то ведут, прежде всего, к обособлению и разделению.
  --
  -- Правило десятое. Признавайте за каждой религиозной общиной право самой определять свои собственные границы.
  --
  -- Правило одиннадцатое. Будьте просто трезвы. Не поддавайтесь эффекту толпы. Не путайте психическое воодушевление, естественное при больших собраниях, с таинством вхождения Христа в святыню человеческого сердца. Не торопитесь давать свой телефон и адрес неожиданным "друзьям".
  

***

  
  

"Почему?

Потому, что искали не в вере, а в делах закона;

ибо преткнулись о камень преткновения, как написано:

"вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна;

но всякий, верующий в Него, не постыдится"".

Постановление к Римлянам Св. Ап. Павла, гл. 9, с.32-33.

***

  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики: Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. - М., 1994 .
   Гостюшин А. Техника религиозной безопасности // Экстра М.- 1995. - 11 февраля. - с. 63.
  
   ...

Исторические памятки

  
  -- Война и войско в Библии
  
   О войне, вооружении и воинах впервые упоминается в книге Бытия (14:14-15). Авраам, услышав, что Лот, сродник его, взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать и преследовал неприятелей до Дана, "И разделившись напал на них ночью... и поразил их", так гласит книга Бытия. Из сего явствует, что Авраам имел в своем распоряжении отряд мужей, приспособленных к военному делу, и что сам он в означенном деле выказал сколько мужество, столько же и военную практику.
  
   У Евреев каждый мужчина свыше 20 лет делался воином (Чис 1:3). Принимая во внимание качество боевых орудий и нравы древних, можно без преувеличения сказать, что войны Евреев были поистине жестоки и убийственны. Число убитых в сражениях часто простиралось до громадной цифры, иногда до 500 000 человек (2Пар 13:17), причем павшие герои и полководцы оплакивались всем войском и торжественно погребались (2Цар 3:31).
  
   На встречу, возвращающемуся победителю обычно выходил народ и особенно женщины с пением, хороводною пляскою и игрою на музыкальных инструментах (Суд 11:34, 1Цар 18:6).
  
   Хотя военное искусство у Евреев было сравнительно просто, но несмотря на то, ими придумывались и практиковались различные остроумные воинские хитрости и приспособления. В то время, как по большей части и в настоящее время, врагов поражали и устрашали неожиданным разъединением сил, засадами и фальшивыми отступлениями (Быт 14:15, Нав 8:12, Суд 20:36-39, 4Цар 7:12).
  
   До изобретения огнестрельных орудий находили необходимым прибегать к помощи различных легких и тяжелых стенобитных орудий, из которых бросали большие камни и другие разрушительные снаряды. В конце IX или в начале VIII столетия до Р.Х. Озия придумал в Иерусалиме особые машины, которые ставились на башнях и углах для метания стрел и больших камней (2Пар 26:15).
   Они, очевидно, походили на стенобитные машины, которыми впоследствии времени пользовались Греки и Римляне.
  
   В числе оных первое место занимал так называемый таран.
   Он был ничто иное как длинное бревно из твердого дерева, обыкновенно дубового, и служил для пролома стен; конец его, которым наносился стенобитный удар, был обложен толстым куском железа или меди, сделанным на подобие бараньей головы; иногда на самом конце тараны сильно заострялись. Эти громадные стенобитные орудия воины сначала носили на своих плечах, и затем ударяли ими в стены; впоследствии же их стали возить на колесницах и, наконец, их прикрепляли к тяжелым железным цепям, так что для удара не требовалось много усилий со стороны нападающих. Воины, управляющие тараном, находились под прикрытием, сделанным в виде кровли из сырого и твердого материала, для защиты от огня и орудий со стороны осаждаемых.
  
   Нередко также употреблялась на войне стенобитная машина, которая приводилась в действие посредством веревок. Нужно думать, что Хусий указывает именно на подобную машину, когда сказал Авессалому: А если он (т.е. Давид) войдет в какой либо город, то весь Израиль принесет к тому городу веревки и мы стащим его в реку, так что не останется ни одного камешка (2Цар 17:13).
  
   Впрочем подобное осадное орудие только тогда могло быть страшно, когда городские стены оказывались плохими и ветхими и их слабо защищали, и тем давали осаждающим возможность посредством стенобитных орудий открыть в стене брешь, нужный для них пролом или проход в осажденный город и разрушить окончательно испорченные проломом стены.
  
   Но страшнее таранов во время войн были воинские железные колесницы (Исх 14:7, Вт 20:1, Нав 17:16, Суд 4:3). Их обычно употребляли во время войны всюду, где только находились лошади и всадники - кавалерия (2Цар 10:18, 1Пар 18:4, 2Пар 12:3, 14:9). При укреплениях, прежде всего, обращалось внимание на стены и башни, которые охранялись так называемыми охранными войсками (2Цар 8:6).
  
   Во время осад еврейскому войску воспрещалось портить или уничтожать плодовые деревья, кроме не приносящих ничего в пищу, что, конечно, могло развивать дух хищничества и деморализацию в войске (Вт 20:19). Что касается воинских приготовлений пред вступлением в битву, то, к сожалению, мы имеем мало точных сведений относительно их, хотя в кн. пр. Иеремии и содержится несколько общих указаний по сему предмету (Иер 46:3-4).
  
   У всех древних народов было в обычае пред вступлением в сражение подкреплять себя пищею для того, чтобы придать себе бодрость и силу. Воины, и особенно начальники, выстраивались в ряды в лучших своих воинских доспехах, за исключением тех случаев, когда оказывалось нужным переодеванье (3Цар 22:30). Из многих мест Свящ. Писания видно, что разделение войск на отряды считалось обычным, как в настоящее время (Быт 14:15, Суд 7:16, 1Цар 11:11). Пред началом битвы робкий, и боязливый воин отсылался домой, дабы он не сделал робкими сердца братьев своих (Вт 20:8). Этот древний обычай доселе еще сохраняется неприкосновенным в Персии. В словах пр. Исаии: где осматривающий башни? (Ис 33:18), не без основания можно видеть указание на то, что в Еврейском войске состояли также начальники, обыкновенно называемые у нас военными инженерами.
  
   Наиболее употребительное разделение войск было на пятидесятки, сотни и тысячи, и каждый из сих отделов имел своего особого предводителя (Суд 20:10, 1Цар 8:12, 4Цар 11:4).
  
   У Евреев отряды войска имели некоторое отношение к известным поколениям, и находились под командой глав поколений, в качестве офицеров (2Пар 25:5, 26:12). Тысяченачальники и сотники допускались к участию в военных советах (1Пар 13:1). При войсках, кроме военачальников и других военных чинов, находились также писцы, дееписатели и составители переписи (3Цар 4:4, 1Пар 18:15-16).
  
   При Давиде войско в 288,000 человек разделялось на 12 дивизий, из которых в каждой находилось по 24,000 воинов, и каждый корпус имел своего военачальника (1Пар 27:14-19). При Иосафате это деление было несколько изменено и оставалось только 5 неравных корпусов при таковом же числе военачальников (2Пар 17:14-19.). В когорте находилось 500 или 600 человек, а в легионе 10 когорт. Легкие войска снабжались легким оружием: луком и стрелами, которыми они пользовались в некотором расстоянии от неприятеля, а тяжеловооруженные имели при себе щит и копье (1Пар 12:24). Легкие войска набирались преимущественно из колена Вениаминова (2Пар 14:8).
  
   Цари и военачальники имели своих оруженосцев, выбираемых из храбрейших воинов, или же из лиц приближенных, которые не только носили их оружие, но и стояли за ними во время сражений, исполняя и передавая их приказания (1Цар 31:4). Войска возбуждались к храбрости и мужеству напутственными словами священников, на которых лежала обязанность обращаться к ним с речью перед началом битвы.
  
   Такова была заповедь Моисея: "когда же приступаешь к битве, тогда пусть подойдет священник и говорит народу" (Вт 20:2). В позднейшие времена сами цари имели обыкновение обращаться к войскам с напутственною речью, как, например, царь Авия (2Пар 13:4).
  
   Наконец, быть может, по принесении жертв, трубили тревогу из священных серебряных труб (Чис 10:9, 10, 2Пар 13:12-14).
  
   У Греков в позднейшее время было в обычае, когда они находились в близком расстоянии от неприятеля, затягивать воинскую песнь, что было, вероятно, прежде в употреблении и у Евреев, только они пели не воинскую песнь, а славословие Господу. Поставленные Иосафатом певцы, выступая впереди вооруженных в благолепии святыни, пред началом сражения славословили и говорили: Славьте Господа, ибо во век милость Его (2Пар 20:21), затем следовали воинские крики, которые у Римлян сопровождались сильным бряцанием копий и щитов, ударяемых одно о другое. Один громогласный воинский крик, несомненно, хорошо известен всем читателям Библии, именно следующий: меч Господа и Гедеона (Суд 7:18).
  
   Воинские крики пред вступлением в бой были общими на востоке, что видим, как, например, у Турок, даже и в настоящее время. На означенную воинскую тревогу или воинские крики неоднократно указывается в Свящ. Писании (1Цар 17:52, 2Пар 13:15, Иов 39:25, Иер 4:19). Частые образные указания в Свящ. Писании на воинское искусство и оружие ясны для каждого и без пояснения.
  
  
   ...
  
   См.:
   ? Ахиллесова пята Египта   113k   "Глава" Египет
   Исторические "усугубления" "Гласа вопиющего"
  
   ? Секретное оружие Китая   152k    "Сборник рассказов" История
   О китайской военной мысли, как "бездне неисчерпаемого".
  
   ? От Иерихона к Вавилону   128k   "Глава" История
   О характере военной политики и военного дела древних евреев по "Еврейскому ратнику" и другим источникам.
  
   ? Везде настигать врага   37k     "Глава" История
   Скифские военно-исторические уроки
  
   ? Почему пал Ашшур?   32k    "Глава" История
   Назидания ассирийской истории
  
   ? Рыцари из пастухов   62k    "Глава" История
   Более семи веков персы держали в страхе древний мир, но и сами они не сумели устоять перед завоевателями.
  
  
  
  


 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023