ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Капитан Красный

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА (из библиотеки профессора Анатолия Каменева)


"Порядочность ценил и ценю в других людях"...

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
  

0x01 graphic

  

Старовер. 1877.

Художник Боткин Михаил Петрович

  
   342
   Правила для инспектирования военно-учебных заведений. 1843 г.
   Главный Начальник должен был назначать членов Инспекторов для осмотра одного из округов, или одного, или нескольких Заведений. Осмотры сии, вместе с осмотрами инспек­торскими всем чинам, на основании правил Высочайше утвержденных для инспектирования войск вообще, установлено производить непременно один раз в год каждому Заведению. Предмет осмотров внутреннего состояния Заведений: 1) Узнать на месте, до возможной точности, состояние Заведений: а) По воспитанно нравственному; б) По образованию умственному; в) По содержанию физическому; г) По учению фронтовому; д) По управлению и по хозяйству и 2) Изыскать способы к улучшению в Заведениях содержания и воспитания во всех его видах. Инспектор, руководствуясь III-ю книгою 1-й части Свода Военных Постановлений, воинским уставом о строевой пехотной службе, всеми приказами Главного Начальника, положением и штатом Заведения им осматриваемого, должен поверить на месте: все ли предписанное оными исполняется в Заведении. Осмотры сии положено производить следующим порядком: 1) Прибыв в Заведение Инспектор требует: а) именные списки и аттестационные тетради воспитанников и пансионеров; б) именные и кон­дуитные списки всем офицерам, чиновникам, учителям, и другим лицам принадлежащим к Заведению и дневные приказы, в) описи всей собственности Заведения, каталоги: библиотеки, музеума, физического и других кабинетов и ведомости арматурных вещей, г) Ведомости о денежных суммах, с показанием: сколько их налицо, сколько в обращений, где именно, и сколько в расходе по день прибытия Инспекто­ра в Заведение; и д) Все бумаги и протокол, относящиеся к прежним осмотрам для сравнения их с осмотром предстоящим. 2) По получении всех сих сведений, Инспектор назначает день для общего осмотра воспитанников, офицеров, чиновников и всех других лиц, принадлежащих к Заведению, которых представляет ему начальник оного, объ­ясняя обязанности каждого. После сего Инспектор приступает к и инспектированию: а) Воспитания нравственного. На cию часть он обращает особенное внимание, как на важнейшую из всех видов воспитания; подробно вникает в действия воспитателей и в проступки и в добрые качества воспитанников. Для сего Инспектор обязан: 1) Несколько раз, во время пребывания сво­его в Заведении, собирать, под председательством своим, воспитательный Комитет, пред­лагать Комитету различные вопросы о воспитаний, отбирать мнения каждого из членов, за­ставлять их развивать эти мнения в подробно­сти и выводить из сего заключение: каждый ли из членов постигает свои важные обязанности и смотрит ли на воспитание с надлежащей точки. 2) Прочитывать дневные приказы по Заведению за прежнее время и журналы воспитательного Комитета и удостоверятся: в полном ли действии находятся все средства, предоставленные местному начальству для усовершенствования воспитания по всем частям. 3) Рассматривать подробно аттестационные тетради воспитанников: ведутся ли они в исправности; были ли они поверяемы в назначенное постановлениями время воспитательным Комитетом; какие проступки чаще бывали между воспи­танниками; мера взыскания или поощрения соот­ветствовала ли проступку или отличию; были ли употреблены все зависящие от начальства сред­ства к исправлению воспитанника и не были ли они, в общем направлении, действиями только одной строгости, внушающей страх, или твердого, но отеческого попечения, рождающего до­веренность и привязанность и развивающего чув­ства чести и любви к долгу. е) Удостоверятся в подробности: имеют ли законоучители все способы, и какие именно, и все содействие ближайших воспитателей к развитию и утверждению в воспитанниках религиозного чувства, главного основания воспитания; наб­людать за воспитанниками во время пения и чтения молитв и во время слушания ими Божествен­ной службы. 5) Входить в разговоры с воспитанниками, замечать развитие их способностей, направление их мыслей, приемы их в обращении, почти­тельность или необразованность в их ответах и доверчивое или пугливое их обращение. и 6) Все замечания свои по сему предмету со­общать, в секретном заседании, немедленно, вос­питательному Комитету Заведения; изыскивая, вместе с ним, меры к нужным, в чем следовать будет, переменам и обо всем, с воз­можною подробностью, доносить Совету. б) Образования умственного. Инспектор поверяет, во всей подробности, направление, ход и средства учения, а именно: 1) Все ли предметы преподаются в тех классах, где им следует быть по положению и то ли число лекций в каждом классе на каж­дый предмет назначено. 2) Те ли самые программы учебных предме­тов, и те ли учебные руководства употребляют­ся в Заведении, которые утверждены Главным Начальником. 3) Если бы он нашел, что в отступление от постановлений, какой-либо предмет препо­дается не по руководствами утвержденным Главным Начальником, то немедленно вводит в употребление руководства одобренные, прежние уничтожает и по одному экземпляру сих последних представляет на рассмотрение Совета. 4) В надлежащей ли исправности ведутся экзаменные списки, классные журналы с отметка­ми учителей и классные тетради воспитанников. 5) В должном ли порядке и хорошего ли выбора образцы для чистописания, рисования и черчения. 6) Снабжаются ли воспитанники необходимым количеством классных потребностей, т.е. бу­магою, аспидными досками, перьями, грифелями, карандашами, резиною, красками, эспадронами, рапирами и т.п. 7) Удовлетворяют ли библиотеки и учебные кабинеты своими книгами, моделями, машинами, приборами, коллекциями, рисунками, чертежами, планами, ландкартами и т.п. всем требованиям программ и учебных руководств. 8) Если бы он нашел, что в библиотеках есть книги, не помещенные в каталогах, начальством одобренных, то составляет им реестр и представляет оный Совету; самые кни­ги приказывает перевязать в кипы и прикладывает к ним свою печать, которая снимает­ся только по разрешению Совета; но если бы в библиотеках или каталогах оказались книги, начальством запрещенные, то немедленно их уничтожает и доносит о том Совету. 9) Действительно ли те деньги, которые от­пускаются Правительством на учебную часть, из­держиваются сообразно с их назначением и не обращается ли некоторая из них часть или в экономию, или на другие предметы. 10) Все ли учительские кафедры заняты и нет ли учителей, не имеющих права на преподава­ние, или часто пропускающих свои лекции. 11) Не встречает ли Заведение затруднении в приискании преподавателей и по каким имен - но местным обстоятельствам или другим причинам. Сверх того Инспектор обязать присутство­вать при лекциях и замечать методу преподавания и способ изложения учителей; также произ­водить испытания в тех предметах, которые застанет в классах, не прерывая учебного курса, и из ответов воспитанников стараться узнать направление преподавания и степень развития и успехов воспитанников, о чем подроб­но доносит Совету...

Н. Мельницкой.

Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России.

(Сухопутного ведомства). т. 3, ч. 5. -

СП б., 1858.

  
  
  

0x01 graphic

  

"Иллюстрация к комедии Н. В. Гоголя "Ревизор""

Художник Боклевский Петр Михайлович

  
   343
   Правила для производства воспитанников разных званий. 1853 г.
   На основании общего Положения и Устава для Военно-Учебных Заведений 2-го класса (см. гл. X) воспитанники хорошей нравственности и успевающие в науках, удостаивались производства в ефрейторы, унтер-офицеры и фельдфебели. Впоследствии дополнительными к сему по Военно-Учебным Заведениям распоряжениями, определены баллы за поведение для производства воспитанников в означенные звания и принято за правило: в старшие унтер-офицеры и фельдфебели производить только воспитанников классов специального курса, в том преимущественно соображении, чтобы подчинить одинаковым условиям производство в старшие унтер-офицеры и фельдфебели как воспитанников столичных Кадетских Корпусов, так и воспитанников Корпусов губернских, поступающих для окончания курса наук, в Дворянский Полк. Эти постановления потребовали, по указанию опыта, некоторых изменений, по следующим уважениям: 1) Производство в ефрейторы, младшие и старшие унтер-офицеры и в фельдфебели определяло старшинство воспитанников между собою в каждом Заведении отдельно и взаимное старшинство при производстве в офицеры, воспитанников всех общих Военно-Учебных Заведений. Но чтобы такие преимущества предоставляемы были во всех Заведениях воспитанникам в равной мере достойным, необходимо было определить точным образом и баллы по наукам для про­изводства воспитанников в ефрейторы, младшие и старшие унтер-офицеры и в фельдфебели, подобно тому, как определены, с тою же целью, баллы за поведение, причем, для аттестации по наукам, надлежало принять две отметки: средний балл по всем учебным предметами, в общей сложности и наименьший по каждому из сих предметов отдельно, согласно с системою аттестации, принятою для определения стар­шинства воспитанников при выпуске их в офицеры. 2) В губернских Кадетских Корпусах до­пускаемо было производство в младшие унтер-офицеры воспитанников классов общего курса. Такое производство представляло следующее не­удобство: унтер-офицеры губернских Кадет­ских Корпусов, удостаиваемые этого звания по различным, более или менее строгим, требованиям местного корпусного начальства, по прибытии в Дворянский полк соединялись вместе; причем часто приходилось, например, ефрейто­ра, произведенного в одном Корпусе по местной оценке более строгой и идущего вполне хо­рошо в Дворянскому Полку, подчинят унтер-офицеру, произведенному в другом Корпусе на основании местных требований, сравнительно менее строгих, и идущему в Дворянском Полку менее удовлетворительно. Чрез это колебалось, в ущерб военной дисциплине, уважение воспи­танника младшего звания к воспитаннику по званию старшему. 3) Дворянский Полк получал из губернских Корпусов такое число унтер-офицеров, что, по необходимости, принужден был ставить их в строй и вообще вести за рядовых, чрез что и самое звание унтер-офицера сделалось не отличием существенным, а простым названием и потеряло нравственное свое значение. Для устранения таких неудобств и дабы удостоение воспитанников к производству в ефрейторы, старшие и младшие унтер-офицеры и в фельдфебели происходило по однообразным началам и во всем управлении представляло бы одно стройное и так сказать систематическое целое, постановлены следующие правила: 1) В награду за хорошую нравственность и успехи в учении, воспитанники Военно-Учебных Заведений удостаиваются, по надлежащем одобрении, к производству в ефрейторы, младшие и старшие унтер-офицеры и в фельдфебели. 2) Производству в ефрейторы могут подле­жать воспитанники всех классов общего и специального курсов. 3) Для производства в ефрейторы, воспитан­ники должны иметь: состоящее в классах об­щего курса в 1-м и 2-м, в поведении не менее 7-ми, а в прочих в поведении не менее 8-ми баллов; по наукам, в среднем выводе, не менее 9-ти баллов и ни в одном из учебных предметов не менее 6-ти баллов. Для та­кого же производства, воспитанники специальных классов должны иметь: в поведении не менее 8-ми баллов; по наукам, в среднем вывод, не менее 8-ми и ни в одном из Учебных предметов не менее 6-ти. 4) В Губернских Кадетских Корпусах (где нет специальных классов), достойнейшие из ефрейторов назначаются, по ближайшему усмотрению корпусного начальства, к исправлению обязанностей унтер-офицера и фельдфебеля. 5) Производству в младшие унтер-офицеры подлежат вообще только ефрейторы специальных классов. Для такого производства они должны иметь в поведении не менее 9-ти баллов; по наукам, в среднем выводе, не менее 9-ти и ни в одном из Учебных предметов не менее 6-ти. 6) В губернских Кадетских Корпусах (где нет специальных классов) к производству в младшие унтер-офицеры могут быть удостаиваемы только те из ефрейторов, кои состоя в 4-м общем классе, избраны будут корпусным начальством, на основании пункта 4-го, исправ­лять должность фельдфебелей. Для производства в младшие унтер-офицеры, они должны иметь: в поведении не менее 9-ти баллов; по наукам, в среднем выводе, не менее 10-ти и ни в одном из Учебных предметов не менее 7-ми. 7) Производству из младших унтер-офицеров в старшие подлежать воспитанники 2-го и 3-го классов специального курса. Для такого про­изводства они должны иметь: в поведении не менее 10-ти баллов; по наукам, в среднем выводе, не менее 10-ти и ни в одном из Учебных предметов не менее 6-ти. 8) Производству из старших унтер-офицеров в фельдфебели подлежать воспитанники только старшего класса специального курса. Для такого производства они должны иметь: в по­ведении не менее 10-ти баллов; по наукам, в среднем выводе, также не менее 10-ти и ни в одном из Учебных предметов не менее 7-ми. 9) По Пажескому Корпусу, Школе гвардейских подпрапорщиков и Кадетским Корпусам: Си­бирскому и Оренбургскому-Неплюевскому и Училищам: Главному Инженерному и Михайловскому Артиллерийскому (в коих нет разделения классов на общие и специальные), при производ­стве воспитанников в ефрейторы, младшие и старшие унтер-офицеры и фельдфебели и в звании оным соответствующие, надлежит приме­няться к вышеизложенным правилам, сохра­няя свои местные условия. 10) Из числа воспитанников, удовлетворяющих условиям, в предыдущих параграфах изложенным, в ефрейторы, младшие и старшие унтер-офицеры и фельдфебели производятся толь­ко те воспитанники, кои означенной награды при­знаны будут достойными воспитательным Комитетом. Комитет принимает при этом вообще в соображение баллы, полученные воспитанником в два последние месяца; если же совещание Комитета состоялось при начале учебного курса, то в расчет принимаются баллы годичного экзамена. Заключения Комитета по сему предмету вносят­ся в журнал, представляемый Главному Началь­нику Военно-Учебных Заведений; причем в журнал Комитета должны быть прописываемы, за каждый месяц отдельно, только баллы за поведение, средний балл по наукам и балл наименьший. Примечание. По Сибирскому и Оренбургскому-Неплюевскому Кадетским Корпусам руководствоваться, сверх сего, правилами, определенными Положениями о сих Корпусах. 11) Ефрейторы и младшие унтер-офицеры, не удостаиваемые к переводу в следующий класс, по неуспехам в науках, смещаются с сих званий. Исключение из этого правила допускает­ся только тогда, если неуспех воспитанника произошел исключительно от продолжительной его болезни; но и в сем случае об оставлении в звании начальство ходатайствует у Главного На­чальника Военно-Учебных Заведений особым представлением. 12) О всяком частном изъятии из сих правил, гг. директоры могут входить с особыми представлениями к Главному Начальнику. (Высочайшее повеление от 22 апреля 1853 г. N 4557 и приказ по Военно-Учебным Заведениями от 12 мая того же года N 1728).

Н. Мельницкой.

Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России.

(Сухопутного ведомства). т. 3, ч. 5. -

СП б., 1858).

0x01 graphic

  

"Иллюстрация к комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"

Художник Боклевский Петр Михайлович

  
   344
   Правила древнерусского общения.
   В приеме гостей русские соблюдали тонкие различия сословных отношений. Лица высшего званиям подъезжали прямо к крыльцу, другие въезжали во двор, но останавливались на некотором расстоянии от крыльца и шли к нему пешком; те, которые почитали себя гораздо низшими пред хозяином, привязывали лошадь у ворот и пешком проходили через весь двор. Существовал обычай и по-разному встречать гостя: у ворот гостя встречает лицо низшего звания, в доме, у крыльца - более высокое, а на крыльце - сам хозяин. Вообще старшие не ездили в гости к младшим; на этом основании царь никогда не посещал подданного. Вежливость требовала, чтобы гость оставил в сенях свою палку и сняв шапку, держал ее в руке. Вошедши в комнату, гость должен был, прежде всего, креститься, взирая на иконы, и положить три поясных поклона, касаясь пальцами земли, потом уже кланяться хозяину. Хозяин приглашал гостя садиться или говорил с ним стоя, также соразмеряя степень его достоинства. Самое почетное место было под образами; сам хозяин сидел по правую сторону от важного гостя. В разговорах наблюдался также определенный этикет: так, приветствуя светских особ, спрашивали о здоровье, а монахов о спасении. Было в обычае гостю предлагать что-нибудь съестное во всякое время. Прощаясь, гость обращался, прежде всего, к образам, полагая на себя крестное знамение с поклонами, потом целовался с хозяином и, наконец, уходя, опять знаменовал себя крестом и кланялся образам. По мере достоинства, хозяин провожал его ближе или далее порога. Когда домовитый хозяин учреждал пир и приглашал гостей, то звать одних посылал слуг, а к другим ездил сам. Каждый из приглашенных гостей садился в шапке на место, сообразно своему званию и достоинству. Место по правую руку хозяина считалось самым почетным. Сесть выше другого, считавшего себя выше достоинством, значило нанести ему оскорбление. Скромный и благочестивый человек садился нарочно на место ниже того, какое ему следовало, чтобы хозяин свел его оттуда и перевел на высшее. Напротив, заносчивые люди, встретясь с соперником, садились выше, заводили споры и ставили хозяина в затруднительное положение.

Костомаров Н.И.

Очерк домашней жизни и нравов

великорусского народа в ХVI и ХVII столетиях.

  
  

0x01 graphic

  

"Иллюстрация к комедии Н. В. Гоголя "Ревизор""

Художник Боклевский Петр Михайлович

  
   345
   Правила назначения баллов для воспитанников малолетних корпусов. 1847 г.
   Для аттестации воспитанников Александровского и малолетнего отделения 1-го Московского Кадетских Корпусов, по нравственности, руководствоваться следующими правилами: Полные баллы для поведения отличного, при­нять шесть, а именно: 1 балл - для обозначения поведения дурного; 2 балла - посредственного, 3 балла - довольно хорошего, 4 балла - хорошего, 5 баллов - очень хорошего, 6 баллов - отличного. Эти шесть степеней должны быть определяемы на основании следующих соображений: 1 балл (поведение дурное) получают такие воспитанники, которые при дурных наклонностях нечувствительны к ласке, не стыдятся наказаний, и потому часто впадают в те же проступки, не показывая желания исправиться. Сюда принадлежат: частая настойчивая ложь, присвоение чужих вещей, клевета, увлечение товарищей к безнравственным поступками, упрямое непослушание. 2 балла (поведение посредственное) получают воспитанники впадающие в проступки не по на­клонности к дурному, но по легкомыслию и ма­лодушию; воспитанники, которые хотя показыва­ют, раскаяние, но скоро впадают в те же про­ступки, как-то: несознательность и скрытность, присвоение чужого и несправедливые жалобы на товарищей, грубость, драка и мстительность; не­вежливость к старшим, нескорое и неохотное послушание, постоянная леность. 3 балла (поведение довольно хорошее) получа­ют дети, которые впадают в проступки по легкомыслию, резвости, но скоро сознаются в проступке и показывают искреннее желание ис­правиться; также те, которые хотя не делают ничего предосудительного, но и не обнаруживают добрых побуждений. 4 балла (поведение хорошее) получают дети, впадающие в проступки по резвости, и нерассудительной переимчивости, но поступками своими доказывающие доброту сердца и чувствительность; откровенные, ласковые с товарищами, послуш­ные и прилежные. 5 баллов (поведение очень хорошее) получают дети, которые при всей живости и резвости не делают ничего обнаруживающего дурные наклонности, чистосердечны, показывают любовь к товарищам, признательность к наставникам, охотно повинуются, трудолюбивы и делают успехи. Наконец, 6 баллов (поведение отличное) заслуживают только те воспитанники, которые в течение значительного времени испытаны в благо­родстве чувств, постоянном усердии, прилежании и точной исполнительности.

Н. Мельницкой.

Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России.

(Сухопутного ведомства). т. 3, ч. 5. -

СП б., 1858).

  
  
  
  

0x01 graphic

  

Эзоп и Родопа. 1780-е.

Художник Ангелика Кауфман

  
  
   Факты "Из моей жизни"
   ("Записки вечного узника")
  
  

КАПИТАН КРАСНЫЙ:

от курсанта до батальона обеспечения

  
   С батальоном учебного процесса училища связана одна примечательная история.
  
   Как только выяснилось, что много проблем упираются в самого командира, было принято решение его заменить.
  
   Кандидатура нового командира батальона, капитана Красного, удивила и озадачила многих.
   *
  
   По своему служебному опыту он не мог быть лучшей кандидатурой.
   Посудите сами.
   Курсант АВОКУ.
   Командир взвода, затем командир роты курсантов.
  
   Вот и весь его послужной список.
  
   Да, послужной список был не в его пользу.
   Батальон обеспечения учебного процесса во всем отличался от курсантской роты.
  
   Но те, кто предрекал неудачу, не знали качеств этого человека.
   Мне довелось со стороны наблюдать за действиями этого командира.
  
   Вот небольшая сравнительная зарисовка.
  
  -- Идет обычное построение курсантских рот около своих казарм.
  -- Рядом стоят три разные роты. В 1-ой роте при построении безукоризненный порядок: один только командир стоит впереди роты в строгой позе; все офицеры роты на своих местах и внимательно слушают своего командира; курсанты - все в строю, в однообразной, установленной форме, тоже внимательно слушают своего начальника. Тот говорит коротко, ясно, по существу, конкретно ставя задачи на день.
  -- Во второй и третьей ротах обстановка другая: командиры рот стоят впереди офицеров роты, которые полукругом располагаются сзади командира и о чем-то разговаривают между собой. В курсантском строю внимания к речи командира нет, так как тот говорит долго и нудно, перескакивая с одного на другое.
  
   Кто-то не обратит внимание на эти детали.
   И зря.
  
   Ведь умение командира быть последовательным и точным, не допускать никаких оплошностей, быть примером добросовестного отношения к службе и заключается эффект влияния на подчиненных.
  
   Постоянный и неуклонный в уставных требованиях, капитан Красный показывал своим подчиненным пример того, как верно построенная служебная деятельность дает каждому из них преимущества, освобождает от мелочной опеки, помогает рационально использовать время.
   *
  
   Став командиром батальона учебного процесса, он, прежде всего,
  
  -- изгнал из среды офицеров и прапорщиков равнодушие к делам службы.
  -- Своим примером он побудил их исполнять служебные обязанности в полной мере.
  -- Те же, кто не подчинился его требованиям, были немедленно уволены из батальона.
  -- Колеблющиеся и сомневающиеся вскоре поняли, что в батальоне начала действовать система нормальной службы.
  -- При этом все права военнослужащих были удовлетворены, все обязанности - востребованы.
  -- Служить стало легче, интереснее.
  
   Батальон стал меняться на глазах к лучшему...
  
   *

0x01 graphic

  

Венера пробуждает в Елене любовь к Парису, 1790

Художник Ангелика Кауфман.

  

Кадровики зашевелились

  
   Тем временем Москва отказала начальнику политуправления генералу Арапову в представлении меня на должность в штаб округа.
  
   Арапов, сообщивший мне об отказе, ругался последними словами, но ничего поделать не мог.
   На это место Москва планировала своего человека.
   Вскоре этот человек прибыл в округ.
   *
  
   Но и Москве забеспокоились кадровики.
   Вскоре мне поступило предложение принять должность начальника кафедры в Бакинском ВОКУ.
   Я категорически отказался, мотивируя это тем, что не следует менять шило на мыло.
  
   Спустя 2-3 дня последовало новое предложение - выехать в Калининград и принять заведование кафедрой в военно-инженерном училище инженерных войск.
   Это предложение мною было принято без сопротивления.
   *
  
   Предстояло распрощаться с Алма-Атой и направиться в Калининград.
   Теперь, обремененный двумя детьми, я не рискнул их сразу взять с собой. Кроме того, дело было в апреле 1984 года и до конца занятий в школе Ирине оставалось еще 2-3 месяца.
   *
  
   Нужно было вновь покинуть обжитую квартиру в районе Орбита-4 и ехать в неизвестность.
   *
  
   Квартира эта в микрорайоне Орбита 4 была получена нами спустя 1,5 года пребывания в Алма-Ате.
   Дом располагался на возвышенности и рано утром можно было далеко видеть город. Но часам к 10-ти смог поднимался над городом и застилал весь обзор.
   *
  
   Расположение Алма-Аты уникально в том отношении, что она с 3-х сторон окружена горами и не продувается свежим ветром.
   Летом в городе невыносимо жарко.
   Деревьев в городе немного.
   Трава к июлю успевает выгореть.
  
   Летом дождей почти не бывает.
   Случается, что начнет резвится ветер, да так, что мелкие камешки начинают бить по окнам пятого этажа, да на том дело и кончается.
   *
  
   Наш дом располагался в предгорье, на пути к знаменитому катку Медео.
  
   Узкая дорога наверх во многих местах перегорожена крепкими железными сооружениями, цель которых препятствовать сели, смеси грязи, волы и камней.
  
   Не знаю, насколько прочны были эти сооружения, так как в мое время в Алма-Ате схода сели не было.
   Но пришлось видеть, какую силу набирает поток воды после небольшого дождя.
   Этот поток устремляется с гор в город, но попадает в своеобразные ловушки, где поток закручивается, теряет силу и дальше движется с меньшей скоростью.
   *
  
   Выше над нами, в горах, были колхозные сады, где росли знаменитые казахские яблоки "апорт", крупные, вкусные и очень сладкие. Осенью многие алмаатинцы наведывались в эти сады после сбора урожая и набрали себе этих вкусных яблок.
   Кроме яблок, прекрасным достоянием казахов являются арбузы и дыни. Осенью мы наслаждались этими фруктами.
   *
  

0x01 graphic

  

Миранда и Фердинанд (драма Шекспира "Буря"), 1782

Художник Ангелика Кауфман.

  

"Ты человек порядочный"...

  
   Когда наступило время отъезда из училища, нужно было утвердить у начальника справку о проведенной работе.
   Справка получилась длинная, на 8 листах с массой цифр, данных, выводов и обобщений.
  
   Генерал Некрасов спросил:
   - Что это такое?
   Я ответил ему, пояснив, что такие справки нужны в качестве подтверждения данных о проведенной научной работе.
   - Понял, - ответил генерал. - Где мне надо расписаться?
  
   Я показал.
   Он поставил свою подпись и, протянув мне отчет, сказал:
  
   - Знаешь что, дорогой, если потребуется подписать какую-то бумагу. Присылай, не стесняйся. Да все не шли, - сказал он, указывая на многочисленные страницы отчета. - Присылай только первый лист. Я знаю, ты порядочный человек, меня не подведешь.
   *
  
   Признаюсь, мне было приятно слышать от этого беззлобного грубияна важные для меня слова - "ты порядочный человек".
  
   Слово порядочность для меня всегда имело особое значение.
   Порядочность я ценил и ценю в других людях и в себе выше других качеств.
  
   *
   Особенно рады были моему отъезду на кафедре три человека: начальник, полковник Тимофеев, полковники Тен и Каратаев.
  
  -- Тимофеев все время опасался смещения с должности.
  -- Полковнику Тену я мешал делать разного рода делишки.
  -- Полковник Каратаев Роллан Галиевич рад был моему отъезду по другой причине - его, коренного казаха, коробило то обстоятельство, что им руководит младший по возрасту и званию офицер. Но, как человек в высшей степени тактичный, он эту неудовлетворенность держал в себе и только на прощальном ужине высказал свое мнение.
   *
  
   Другие члены кафедры попрощались со мною тепло.
   Особенно печально было прощаться с полковником Завгородним Николаем Дмитриевичем, который годился мне в отцы, но ни разу не воспользовался своим правом старшего по возрасту чем-то нетактично меня обидеть.
  
   С ним мы встретились еще раз, уже в Москве, на одной из встреч выпускников АВОКУ и на моем 60-летнем юбилее.
   Это была встреча добрых друзей, которые расставшись на долгое время, встречаясь тянутся другу к другу, а не сторонятся при случайной встрече.
   *
  
   Уезжая из Алма-Аты, я закрывал целую главу своей жизни, главу непростую, богатую событиями и лицами.
   С некоторыми алмаатинцами мне еще доведется встретиться в Москве...
  

0x01 graphic

  

"Муму". Тургенев И.С.

Гравюра с рис. В. И. Табурина

  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023