ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Капитан сверхсрочной службы

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА (из библиотеки профессора Анатолия Каменева)


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
  
  

0x01 graphic

  

Изображение Сунь Цэ в цинском издании "Троецарствия"

Сунь Цэ (175--200) -- полководец конца эпохи династии Хань, отвоевавший у Юань Шу земли принадлежавшие семейству Сунь

   326
   ПОЛКОВОДЕЦ.
   I. Часть первая. 1. У-цзы сказал: - Человек, в котором сочетаются и гражданское начало и воинское начало, - это полково­дец армии. То, в чем соединяется и твердость и мяг­кость, есть руководство армией. 2. Вообще говоря, люди, рассуждающие о полко­водце, обычно видят в нем одну храбрость. Но храбрость полководца - всего лишь одна его сторона. Просто храбрый человек обязательно легкомысленно ввязывается в борьбу, а тот, кто легкомысленно ввязывается в борьбу и не разбирает, где выгода, тот непригоден. 3. Поэтому есть пять пунктов, к которым полководец должен быть особо внимательным. Первое - закон ру­ководства, второе - постоянная готовность, третье - от­вага, четвертое - бдительность, пятое - простота. 4. Закон руководства - это значит: управлять мно­гочисленным войском как будто бы небольшим отрядом. 5. Постоянная готовность - это значит: как будто бы, выйдя за ворота, увидеть перед собой противника. 6. Отвага - это значит: находясь перед лицом про­тивника, не думать о жизни. 7. Осторожность - это значит: уже победить, но сражаться как будто бы в первый раз. 8. Простота - это значит: приказы кратки и просты. 9. Получить повеление и не попрощаться с семьей, разбить противника и только после этого вернуться до­мой - таков закон полководца. Часть вторая. 1. У-цзы сказал: - Вообще в войне есть четыре пру­жины. Первая - пружина духа, вторая - пружина ме­стности, третья - пружина действий, четвертая - пру­жина силы. 2. Легкость или трудность действий всей массы ар­мии, всего миллионного войска заключены в человеке - это пружина духа. 3. Дорога - узкая, путь - крутой, кругом - высо­кие горы, отвесные стены; место, которое могут защи­тить десять человек, и тысяча человек не пройдет, - это пружина местности. 4. Умело пользоваться шпионами, действовать по всем направлениям летучими отрядами, рассеивать противни­ка, возбуждать вражду между его государем и поддан­ными, ненависть между высшими и низшими - это пру­жина действия. 5. У колесниц оси крепкие, у кораблей весла хорошо действуют, воины обучены воинскому строю, кони при­вычны к бегу - это пружина силы. 6. Тот, кто знает эти четыре пружины, тот может стать полководцем. 7. Властности, добродетельности, гуманности и храб­рости достаточно для того, чтобы, ведя за собою своих подчиненных, сохранять спокойствие в своем войске, устрашать противника, рассеивать всякие сомнения. Он приказывает - и подчиненные не осмеливаются ослу­шаться. Он пребывает в каком-нибудь месте - и враг не осмеливается выступить против него. Если такого челове­ка найти, государство будет сильным, если такого челове­ка потерять, государство погибнет. Такого человека назы­вают хорошим полководцем.

У-цзы.

   II. Таланты полководца. Существуют девять разновидностей таланта полководца: Во-первых, те, кто повелевают людьми добродетелью, относятся ко всем любезно, знают, когда воины страдают от холода и голода и когда они устали и выбились из сил. Та­ких зовут человечными полководцами. Во-вторых, те, кто не уклоняются от трудных заданий, презирают выгоду и скорее умрут, чем опозорят себя. Таких зовут полководцами долга. В-третьих, те, кто не кичатся своим высоким положени­ем, не похваляются своими победами, мудры, но держатся скромно, сильны, но великодушны. Таких зовут любезными полководцами. В-четвертых, те, кто совершают непостижимые маневры, каждым решением достигают сразу нескольких целей, пре­вращают неприятность в удачу и неминуемое поражение превращают в победу. Таких зовут мудрыми полководцами. В-пятых, те, кто щедро награждают идущих впереди и строго наказывают тех, кто прячется сзади, кто немедленно поощряют за заслугу и наказывают всех, справедливо не­взирая на ранги. Таких зовут полководцами, внушающими доверие. В-шестых, те, кто идут пешком или едут верхом, силой духа не уступая тысяче воинов, и кто искусен в применении всякого оружия. Таких зовут полководцами пехоты. В-седьмых, те, кто взбираются на отвесные пики и спус­каются в бездонные ущелья, кто может стрелять из лука на полном скаку, как будто он летит по воздуху, кто идет впе­реди всех при наступлении, и позади всех во время наступ­ления. Таких зовут полководцами конницы. В-восьмых, те, чей неукротимый дух наводит ужас на целые армии и чья решимость заставляет отступить даже самых сильных врагов, кто избегает мелких стычек и герой­ски сражается в гуще большой битвы. Таких зовут бравыми полководцами. В-девятых, те, кто кажутся глупцами, когда они все по­нимают, кто следуют обстоятельствам, словно плывут по реке, кто великодушен, но может быть жестким, кто храбр и горазд на всякие уловки. Таких зовут великими полковод­цами. Способности военачальников. Способности военачальников неодинаковы; они могут быть большими или маленькими. Тот, кто выявляет измену и предвидит опасность, кто умеет привлекать людей, способен командовать десятком воинов. Тот, кто рано встает и поздно ложится, говорит обдуман­но и проницательно, способен командовать сотней воинов. Тот, кто действует прямо, но осмотрительно, храбр и ис­кусен в бою, может командовать тысячью воинов. Тот, кто обликом грозен, а в душе не ведает страха, кто знает страдания других и бережет людей от голода и холо­да, способен командовать десятью тысячами воинов. Тот, кто дружит с достойными мужами и выдвигает спо­собных, кто не теряет зря ни одного дня, кто честен, всем внушает доверие и великодушен, кто бережет себя и в спо­койные, и в смутные времена, может командовать сотней тысяч воинов. Тот, кто простирает свою любовь на всех подчиненных, чья искренность и честность делают его союзниками сосед­ние царства, кто понимает небесные знамения вверху, со­бытия вокруг себя и устройство земли внизу и кто весь мир считает своим домом, способен повелевать всей Поднебес­ной. Пороки военачальников. У военачальников имеются восемь пороков: Во-первых, ненасытная жадность. Во-вторых, зависть к достойным и способным людям. В-третьих, склонность верить клеветникам и дружить с изменниками. В-четвертых, желание осуждать других и неумение ви­деть свою вину. В-пятых, робость и нерешительность. В-шестых, пристрастие к вину и женщинам. В-седьмых, любовь к злонамеренной лжи и страх в душе. В-восьмых, разнузданные речи и грубые манеры. Преданность в полководце. Оружие - это несчастливое орудие; быть полководцем - опасное занятие. Сие означает, что слишком твердое орудие легко ломается, а слишком важное дело сулит опасности. Вот почему хороший полководец не полагается на силу. Он не радуется оказываемым ему милостям и не страшится унижений. Увидев выгоду для себя, не добивается ее; встре­тив красивую женщину, не путается с ней. Его единствен­ная мечта - служить Отечеству. Искусства полководца. В полководческом ремесле различаются пять искусств и четыре желания. Пять искусств таковы: искусство знать расположение и силу неприятеля; искусство знать способы наступления и отступления; искусство знать благоденствие и нищету стра­ны; искусство знать время совершения всякого дела; искус­ство знать преграды, создаваемые горами и реками. Четыре желания таковы: желание необычно вести бой; желание тщательно готовить свои действия; желание сохра­нять спокойствие в войсках; желание достичь единства по­мыслов всех воинов. Твердость в полководце. В искусном полководце его жесткость невозможно заме­тить, а его мягкость невозможно согнуть. Поэтому он умеет слабостью покорить силу и мягкостью одолеть жесткость. Но если мягкость открыто противопоставить жесткости, по­беды не добиться, а если жесткостью открыто воздейство­вать на мягкость, неминуемо навлечешь на себя гибель. Не будучи ни мягким, ни жестким, соединяешься с постоянст­вом праведного Пути. Спесь в полководце. Полководец не должен быть спесив, ибо если он спесив, то нарушит приличия, а если он нарушит приличия, люди отвернутся от него. А если люди отвернутся от него, непре­менно вспыхнет мятеж. Полководец не должен быть жаден, ибо если он жаден, то не наградит преданного подчиненного, а если он не на­градит преданного слугу, воины не станут служить ему. То­гда все войско окажется бездеятельным, а когда войско от­казывается служить, от государства остается одно пустое имя. Если же от государства остается одно пустое имя, со­седи-враги будут иметь все в изобилии. Конфуций сказал: "Человек может обладать талантом ве­ликого мужа, но если он спесив и жаден, о его способностях не стоит и говорить". Сила в полководце. Полководцы обладают пятью видами силы и восемью пороками. Пять видов силы суть следующие: благородное поведе­ние, которое может воодушевить воинов; почтительность к старшим, которая может принести славу; искренность и че­стность в поступках, которые могут привлечь друзей; сер­дечная чуткость, которая может завоевать всеобщую лю­бовь; решительные действия, которые могут принести за­слуги. Восемь пороков суть следующие: неспособность отли­чить достоверное от ложного при составлении планов; не­способность вручить власть достойным и искусным в управлении подчиненными; неспособность справедливо оп­ределить наказания, когда в войсках волнение; неспособ­ность помочь бедным и нуждающимся в благополучные времена; неспособность предупредить грядущие события; неспособность ясно выразить познанное сердцем; неспо­собность побороть раздражение и гнев в случае поражения. Искренность в полководце. В старинных книгах говорится: "Тот, кто презирает бла­городных мужей, не сможет заставить других служить ему. Тот, кто презирает простых людей, не сможет заставить других трудиться на него". Для ведения военных действий нужно заставить служить себе геройских мужей, справедливо распределять награды и наказания, знать толк и в книгах, и в боевом искусстве, уметь быть и мягким, и жестким. Суди о ритуалах и музыке, вникай в "Книгу Песен" и в "Книгу Преданий", цени человечность и справедливость выше ума и храбрости. В покое будь недвижен, как затаившаяся рыба. В движе­нии будь стремителен, как бегущая лань. Где силы непри­ятеля связаны - разрывай их; где неприятель силен - ослаб­ляй его. Ошеломляй врага боевыми знаменами, внушай ему робость ударами боевых барабанов. Отступай так, словно целая гора движется. Наступай так, словно вихрь налетает. Удар наноси с неотразимой силой, в битву вступай, как тигр набрасывается на добычу. Тесни врага и держи его в окружении; дай ему надежду на спех и замани в ловушку. Запутай врага и внезапно со­круши его; умаляй его, чтобы он вознесся в собственных глазах. Не теряй соприкосновения с врагом, но держись от него в отдалении; будь сильным, но кажись слабым. Дай приют тем, кто в опасности, ободри тех, кто напуган. Если люди не согласны с тобой, вникай в их суждения; если люди недовольны, давай им высказаться. Сдерживай сильных, поддерживай слабых. Знай тех, кто умеет составлять планы, и не давай ходу наветам. Если по­является добыча, распределяй ее справедливо. Не полагайся на свою силу и не относись легкомысленно к противнику. Не заблуждайся насчет своих способностей и не заискивай перед подчиненными. Не позволяй своим чувствам проявляться в том, как ты управляешь войсками. Перед тем, как действовать, состав­ляй план. Вступай в бой, только когда уверен, что побе­дишь. Не используй военные трофеи для своих личных нужд. Если полководец будет вести себя так, воины в любое время будут готовы сражаться за него, а неприятель потер­пит поражение еще до того, как прольется кровь. Искусные полководцы. В древности искусные полководцы следовали четырем правилам: 1. Показывай воинам, когда нужно наступать и когда от­ступать, и они будут знать законы воинской жизни. 2. Ставь воинов в строй правильно и справедливо, и в войсках будет порядок. 3. Выказывай воинам расположение своими приказами, и они будут ревностно нести службу. 4. Управляй людьми посредством наград и наказаний, и они будут преданны. Законы, порядок, ревностная служба и преданность - главные правила для полководца. Благодаря им можно одержать победу над любым войском. Заурядные полководцы не таковы: они не могут остано­вить войска, когда те отступают и не могут управлять вой­сками, когда те наступают, они смешивают доброе и пло­хое, у них воины не получают наставлений и поощрений, награды и наказания раздаются несправедливо. Поскольку воины - не преданны им, мудрые и искусные советники ухо­дят от них, а льстецы получают повышение. Такое войско потерпит поражение в любом бою. Мастерство полководца. Предвидеть трудности в безмятежное время, творить ве­ликое, занимаясь малым, сначала что-то сделать, а потом воспользоваться плодами сделанного, уметь наказывать, не применяя наказаний, - вот настоящая мудрость военачаль­ника. Если в тот момент, когда воины уже стоят в боевом по­рядке, а конница уже готова вступить в битву, когда ката­пульты уже расставлены по местам, а пешие воины вот-вот сойдутся лицом к лицу, уметь выразить собой такую силу и такое доверие, что противник сдастся без боя, - вот настоя­щее искусство военачальника. А если рваться под град стрел и камней, мериться силами с неприятелем в битве, в бою добиваться победы или тер­петь поражение, нанести урон противнику, а самому погиб­нуть, - это, поистине, неумение военачальника. Правила для полководца. Правила поведения полководца требуют, чтобы он не утолял жажды до тех пор, пока воины не достанут себе во­ды из колодца; полководец не утоляет голод до тех пор, по­ка воины не приготовят себе пищу; полководцы не укрыва­ются от холода до тех пор, пока воины не разожгут себе огонь; полководцы не говорят, что им жарко до тех пор, по­ка воины не снимут занавеси с палаток. Хороший полководец не ходит с веером летом, не наде­вает теплую одежду зимой, не раскрывает зонта под дож­дем. Он имеет только то, что имеют все другие.

Чжугэ Лян.

Книга сердца, или искусство полководца.

   III. Секретное учение Дракона о том, каким должен быть полководец. У-ван спросил Тай-гуна: "Каким должен быть полководец?" Тай-гун ответил: "У полководца есть пять важнейших достоинств и десять недостатков". У-ван сказал: "Могу я попросить перечислить их?" Тай-гун ответил: "То, что называется пятью достоинствами - это мужество, муд­рость, надежность, гуманность и преданность. Если он мужественен, его нельзя превзойти. Если он мудр, его нельзя смутить. Если он гуманен, он будет любить своих людей. Если ему можно доверять, он не будет лгать. Если он предан, он не будет вести "двойную игру". То, что называется десятью недостатками, это: быть мужественным, но легко относиться к смерти; быть поспешным и нетерпеливым; быть жадным и любить выгоду, быть человечным, но неспособным разрушать; быть мудрым, но пугливым; быть надежным, но полагаться на других; быть щепетильным и неподкупным, но не любить людей; быть мудрым, но нерешительным; быть непоколебимым, но самоуверенным; быть осторож­ным, но облекать ответственностью других. Того, кто мужественен, но легко относится к смерти, можно уничтожить силой. Поспешного и нетерпеливого можно уничтожить настойчивостью. Жадного и любящего выгоду можно подкупить. Гуманного, но неспособного разрушать, можно изнурить. Мудрого, но боязливого, можно утомить. Надежного, но полагающегося на других, мож­но обмануть. Щепетильного и неподкупного, но не любящего людей, можно оскорбить. Мудрого, но нерешительного можно внезапно атаковать. Непоколебимого, но самоуве­ренного можно сбить с толку событиями. Осторожного, но облекающего ответственностью других можно провести. Поэтому война - это великое дело государства, Дао жизни и смерти. Судьба государства находится в руках полководца. "Полководец - это опора государства", человек кото­рого ценили все прежние правители. Поэтому, назначая полководца, необходимо тщательно оценить и изучить его характер. Поэтому сказано, что обе армии одновременно не могут ни одержать победу, ни потерпеть поражение. Когда армия оставляет государство, еще до того, как она будет отсутствовать десять дней - даже если государство не погибло - одна из армий неизбежно будет разбита, а ее полководец - убит". У-ван: "Великолепно!"

Секретное учение Дракона.

  

0x01 graphic

Ex-libris (этикет для книг) частной библиотеки Екатерины II

   327
   Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках,
   Высочайше утверждено" 8 декабря 1834 года. Текст. Успехи воспитанников в науках проистекают: или от простого страдательного понимания, или от прилежания или от сильного развития умственных способностей; а, следовательно, и должны быть оцениваемы сколько можно приблизительным к тому образом. Это всеобъемлющий и постоянный масштаб освобождает преподавателей от той односторонности, которая всегда бывает следствием сравнения учеников одного и того же курса между собою; он определяет правила для единообразного суждения в разные времена и в разных местах. Пять степеней, для сего принимаемых, разграничиваются следующим образом. 1-я степень (Успехи слабые). Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей. требуемых для успеха в оной, - или потому, что совершенно нерадел при наклонности к чему-либо иному. 2-я степень (Успехи посредственные). Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки; но и те присвоил себе одною памятью. Он не проник в ее основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит от некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он не мог заменить трудом и постоянным упражнением. Отличные дарования, при легкомыслии и праздности, влекут за собою тоже последствие. 3-я степень (Успехи удовлетворительные). Ученик знает науку в том виде, как она была ему преподана; он постигает даже отношение всех частей к целому, в изложенном ему порядке; но он ограничивается книгою или словами учителя; приходит в замешательство от соприкосновенных вопросов, предлагаемых на тот конец, чтобы он сблизил между собою отдельные точки; даже выученное применяет он не иначе, как с трудом и напряжением. На сей-то степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышлением; но они прилежанием своим доказывают любовь к науке. - Эту степень можно назвать степенью удовлетворительных успехов потому, что ученик, достигший оной, действительно в состоянии бывает следовать за дальнейшим развитием науки и применять ее в случае надобности. Притом и размышление, всегда позже памяти нас посещающее, пробуждается часто среди этой даже механической работы. 4-я степень (Успехи хорошие). Ученик отчетливо знает преподанное учение; он умеет изъяснять все части из начал, постигает взаимную связь их и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения препятствует таковому ученику подняться выше. С другой стороны и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях перейти не возможно. 5-я степень (Успехи отличные). Ученик владеет наукою: весьма ясно и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает различные части, сближает самые отдаленные точки учения, с проницательностью довольно изощренною упражнением, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, где сомневаться и что можно возразить против теории. Все сие показывает, что ученик сделал преподанную науку неотъемлемым своим достоянием; что уроки послужили ему только полем для упражнения самодеятельности, и что размышление при помощи чтения книг, к той науке относящихся, распространило познания его далее, ежели позволяло нередко одностороннее воззрение учителя на вещи. Такой необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенною любовью к наукам, а, следовательно, и с неугомонным прилежанием, может подняться на такую высоту в области знания. (Лит.: Глиноецкий Н. Исторический очерк Николаевской академии генерального штаба. - СП б., 1882).
  
  

0x01 graphic

   328
   Положение о диспутах для получения докторского звания.
   (Утверждено 29 июля 1801 г). 1. Каждый желающий получить докторское достоинство, должен в Медико-хирургической академии защитить сочиненную им на латинском языке, напечатанную диссертацию с приобщением разных частей врачебной науки положениями. 2. Он обязан доставить в Конференцию Академии надлежащее число экземпляров его диссертации для почетных членов коллегии и профессоров медицинских факультетов. 3. За неделю пред назначенным днем для защищения диссертации Конференция должна повестить вышеозначенным особам печатною программою, день и час диссертации. 4. Возражения могут быть академические и посторонние. 5. Чтобы диспут вообще не более 3-х часов продолжался, то всякому из возражающих полагается не более Ґ часа... 6. Диспуты проводимы должны быть на латинском языке...7. Никто не должен прерывать диспута... (Лит.: История Императорской военно-медицинской (бывшей медико-хирургической) академии за сто лет. I798-I898./ Под ред. проф. Ивановского. - СП б., I898).
  
  

0x01 graphic

  

Россия.

Русская деревня.

Художник Эрасси Михаил Спиридонович (1823-1898)

  
   331
   Положение о службе по учебной части в военно-учебных заведениях. 1836 г.
   До 1836 года служба учителей, состоявших при Военно-Учебных была весьма неопределительна. Они принимались в Заведения без всякого испытания и увольнялись совершенно по произволу директора или инспектора классов. Ни прием, ни увольнение их не были основаны на постановлениях, существовавших для службы государственной. От такой неопределительности службы и при отсутствии всяких преимуществ, приискание учителей было для Заведений крайне затруднительно. Для отклонения столь важного неудобства составлено было особое Положение о службе по учебной части при Военно-Учебных Заведениях сухопутного ведомства, удостоенное Высочайшего утверждения 27-го Мая 1836 года. Положение это, имевшее огромное влияние на учебную часть в Военно-Учебных Заведениях, заключает в себе следующее: I. Порядок определения, увольнения и переходов: ї1. Чины учебной части в Военно-Учебных Заведениях суть: а) Инспекторы классов. b) Их помощники. с) Преподаватели наук, языков и искусств. d) Репетиторы наук и языков. e) Библиотекари, смотрители кабинетов и музеев. f) Помощники учителей: Фехтования, гимнастики, танцования, верховой езды и плавания. ї2. Служба всех сих лиц считается государственною. ї3. Инспектор классов, как ближайший начальник всех лиц по учебной части служащих, избирается начальством Заведений из людей, известных своими правилами, имеющих основательный сведения в науках и достаточную опытность в деле воспитания. Открывающаяся вакансии инспекторов преимущественно замещаются их помощниками, доказавшими уже на опыте свои способности; но, впрочем, в должность сию могут быть избираемы и чиновники посторонние, независимо от рода и места их службы. ї4. В помощники инспекторов классов определяются молодые или средних лет люди из учебной, военной или гражданской службы, окончившие курс наук в одном из высших учебных Заведений, включая в сие число и Военно-Учебные Заведения 3-го и 2-го классов. ї5. Преподаватели Военно-Учебных Заведений разделяются на три рода: К первому - принадлежать военные и гражданские чиновники, которые, состоя на службе (не учебной) при одном из Военно-Учебных Заведений, или в другом ведомстве, занимаются преподаванием учебных предметов только во время свободное от настоящей неучебной своей должности. Ко второму - преподаватели, коих ученая или учебная действительная служба считается при других ведомствах; и, наконец, К третьему - преподаватели, в военных и гражданских чинах состояние, коих учебная действительная служба считается собственно в ведомстве Военно-Учебных Заведений. ї6. Учители третьего рода могут преподавать не только в нескольких Военно-Учебных Заведениях, но и в других ведомствах; также быть членами какого-либо Совета, Комитета и ученого общества, считаясь однакож в действительной службе при том единственно Военно-Учебном Заведены, где ведется послужной их список, где хранятся все документы о их происхождении, звании и правах, и откуда представляются они, по выслуги лет, к производству в чины и к награде знаком отличия беспорочной службы. ї7. Если учитель определен высшим начальством для преподавания одного и того же предмета в нескольких заведениях, тогда служба его считается по Военно-Учебным Заведениям и послужной его список ведется в Штабе Главного Начальника Пажеского, всех сухопутных Кадетских Корпусов и Дворянского Полка. ї8. Обязанности преподавателей наук могут на себя принимать без особенного испытания в самом Военно-Учебном Заведении: а) Имеющие звание профессора или адъюнкта в высшем учебном Заведении; b) Окончившие полный курс наук в одном из Российских Университетов, или Главном Педагогическом Институте, а также в Лицеях, Духовных Академиях или Семинариях и получившие одобрительный аттестат; с) Выдержавшие при одном из Российских Университетов испытание в избранному ими для преподавания предмете и получившие свидетельство на право преподавать оный; d) Занимающие в ведомстве Министерства Народного Просвещения штатные места учителей. ї9. Преподавать военные науки могут: а) Окончившие, с засвидетельствованным от начальства успехом, курс учения в третье классных Военно-Учебных Заведениях, именно: Тактику и Стратегию - обучавшиеся в Императорской Военной Академии; Артиллерию и Баллистику - в Артиллерийском Училище; Фортификацию с ее отраслями - в Главном Инженерном Училище и в Институте Корпуса Путей Сообщения. b) Получившие, по испытанно от Императорской Военной Академии или от Военно-Ученого Комитета, свидетельство на право преподавания. Примечание. Каждый, поступающий в учители военных наук, должен прежде сего прослужить в действительной службе не менее трех лет после окончания курса. ї10. Все прочие преподаватели, не подходящие под разряды, исчисленные в її8 и 9, подвергаются, при поступлении в учители Военно-Учебного Заведения, особому испытанию. ї11. Испытание состоит в конкурсе и представлении своего сочинения по предмету той науки, которую кандидата преподавать намерен. ї12. Конкурс состоит в том, что каждый из соискателей вакантного места дает пробную лекцию в присутствии инспектора классов, одного или двух старших учителей того же предмета в Заведении, и профессора высшего учебного Заведения. Получивши первенство в конкурсе занимает вакантное место. ї13. Тема для сочинения назначается кандидатам начальством учебного Заведения. ї14. Кто прежде уже писал подобные рассуждения, или издал по своей части учебную книгу, принятую в учебных Заведениях за руководство, тот может представить оные вместо письменного рассуждения; но от пробной лекции никто, ни в каком случае, не может быть освобожден. ї15. В губерниях также должны быть подаваемы начальству Военно-Учебного Заведения письменные рассуждения, которые представляются по команде Главному Начальнику Военно-Учебных Заведений и поручаются им рассмотрению профессоров Царскосельского Лицея, или столичных Военно-Учебных Заведений, коих одобрительный письменный отзыв дает право на поступление в учители. ї16. В тех местах, где есть Университеты, начальство Военно-Учебного Заведения может таковые рассуждения подвергать рассмотрению одного из Факультетов Университета, по принадлежности. ї17. О порядке конкурсов и о рассматривании сочинений, представляемых кандидатами на места учителей, имеют быть изданы подробные правила, по ближайшему усмотрению и утверждению Главного Начальника Военно-Учебных Заведений. ї18. Учители изящных искусств: рисования, архитектуры и т.п., определяются по одобрительным свидетельствам Императорской Академии Художеств, или по представлении удовлетворительных опытов собственных трудов. ї19. На последнем основании поступают в Учебные Заведения учители черчения планов и чистописания. ї20. Учители фехтования, гимнастики, танцования, верховой езды и плавания избираются ближайшим начальством, или назначаются Главным Начальником Военно-Учебных Заведений. ї21. С соблюдением вышеизложенных правил (ї8 и след. до 20 включит.) в учители могут поступать и неимеющие чинов и иностранцы на основании общего порядка, принятого в руководство по Министерству Народного Просвещения. ї22. Каждый, вступивший в звание преподавателя Военно-Учебного Заведения, считается первоначально на испытании по службы, и утверждается уже в должности после первого годичного экзамена его учеников, получая жалованье во время своего испытания, которое если он утвержден будет в должности, зачисляется потом в действительную службу. ї23. Для наблюдения за надлежащим ходом преподавания в каждом Военно-Учебном Заведении, из среды преподавателей избираются по каждой отрасли познаний наставники-наблюдатели, (в роде факультетских деканов), с обязанностью: 1-е, сличать программы по преподаваемой науки и по предметам ей вспомогательным, представляемые учителями инспектору классов при начале курса; 2-е, наблюдать, чтобы преподаватели сих предметов в течение года согласовались в способе преподавания, не нарушая единства в ходе и направлении науки; 3-е, способствовать инспектору классов в поверке годовых успехов учащихся, при установленных годичных испытаниях. ї24. Репетиторы избираются и утверждаются ближайшим начальством из военных или гражданских чиновников, а в случай надобности и из неимеющих чинов. ї25. При переименовании репетиторов в учители, соблюдаются правила изложенные выше, в ї8 и след. до 21. ї26. Библиотекари, смотрители кабинетов и музеев, поступают из службы гражданской или учебной, буде имеют нужные для сих обязанностей сведения. ї27. Обязанности сии могут быть поручаемы чиновникам, занимающим и другие должности по службе военной, гражданской или учебной, в том же Военно-Учебном Заведены. ї28. Помощники учителей фехтования и гимнастики приготовляются из военных кантонистов, по распоряжениям Главного Начальника Военно-Учебных Заведений. ї29. Желающий поступить в учебную службу при Военно-Учебном Заведении, обращается с просьбою в то самое Заведение, куда он определиться намерен. ї30. Просьба пишется на простой бумаге и к ней прилагаются все документы, служащее удостоверением в звании и в праве просителя на вступление в службу; лица же евангелического исповедания представляют, сверх того, пасторское свидетельство о своем конфирмовании. ї31. Если желающий вступить в преподаватели есть военный или гражданский чиновник, или учитель другого ведомства, то он представляет только свидетельство своего начальства о позволении ему занять должность учителя. ї32. При первоначальном вступлении в учебную службу, соблюдается весь обряд, постановленный общими законами по службе гражданской. Примечание. Иностранцы могут быть увольняемы только от учинения присяги на подданство России; но они непременно присягают на верность службы. ї33. Соответственно сему каждый поступающий в учебную должность обязывается подпискою в том, что он не принадлежит ни к каким тайным обществам, и впредь к оным принадлежать не будет. ї34. Инспектор классов определяется Высочайшею властию, по представлению Главного Начальника Военно-Учебных Заведений. ї35. Помощники инспекторов классов, учители 3-го рода, иностранцы вообще, равно библиотекари и смотрители кабинетов и музеев, утверждаются в должностях Главным Начальником Военно-Учебных Заведений. ї36. Учители 1-го и 2-го рода и репетиторы определяются ближайшим начальством каждого Военно-Учебного Заведения. ї37. Увольнение чиновников, по их просьбам, от должностей производится тою же властию, от которой зависит их определение. Увольняемый вовсе от службы, или для определения к другим делам, получает аттестат за подписанием начальника учебного Заведения и инспектора классов. ї38. Отрешение от должности инспекторов классов зависит от Высочайшей власти, а всех прочих чиновников-от Главного Начальника Военно-Учебных Заведений. В крайних случаях и ближайший начальник может на время, устранить чиновника учебной службы от должности; но он обязан донести тотчас Главному Начальнику о всех обстоятельствах дела, для получения по оному окончательного разрешения. ї39. Учитель 3-го рода, коего служба считается при одном из Военно-Учебных Заведений (ї6), может, не оставляя оного, просить во всякое время о перечислении его на действительную службу в другое Военно-Учебное Заведение, в котором он также преподает.
   ї40. Оставить вовсе службу в Военно-Учебном Заведении, или уменьшить в оном свои занят, учитель может не иначе, как в течении первых двух месяцев по окончании годичного экзамена. Если же учитель пожелает оставить Заведение в другое время, то он обязан объяснить о том начальству: в столичных Корпусах за месяц, а в губернских за два месяца. Впрочем начальство Заведения, по особому уважению обстоятельств, изъясненных учителем, и по соображению возможности заменить его другим преподавателем без вреда успехам учащихся, может уволить его и немедленно по подаче о том просьбы. ї41. Никакое другое учебное Заведение или место не в праве принимать к себе на действительную службу учителя, пока он не представить свидетельства о согласии на то начальства Заведения, где он уже в действительной службе состоит. ї42. Преподаватели 1-го и 2-го рода могут быть увольняемы от должности учительской не в узаконенное время, единственно только по удостоверению их начальства, что сего требует действительная их служба, или домашние обстоятельства. ї43. Чиновник военный или граждански может перейти совершенно в службу учебную, на основании правил, изложенных в її8-м и след. ї44. Военный или гражданский чиновник, прослуживший уже 12-т лет, не занимавшись нигде преподаванием, неизвестный в ученом свете своими сочинениями, и не представивших никаких доказательств о занятиях своих на поприще наук, поступить в учители уже не может. ї45. Из сего правила составляют исключение военные офицеры относительно преподавания собственно военных наук. ї46. Определяемые к учебным должностям в Военно-Учебные Заведения, вне С.-Петербургской столицы находящаяся, получают прогоны по присвоенным им классам. ї47. Помощники учителей фехтования, гимнастики и пр., определяемые по одиначке, получают прогоны на две лошади; отправляемым же по двое и более отпускаются прогоны каждому на одну лошадь. ї48. Прогоны отпускаются из Комиссариата. ї49. Всем отправляемым к учебным должностям, или переводимым из одного Заведения в другое, выдаются подорожные на проезд без взыскания установленных с подорожен по частным надобностям поверстных денег. ї50. Сверх сего Главный Начальник Военно-Учебных Заведений имеет право, по особым уважениям, ходатайствовать о выдаче отправляем к учебным должностям особого вспомоществования на подъем и обзаведение. ї51. Студентам Главного Педагогического Института и Российских Университетов, определяемым, по окончании курса наук, прямо в Военно-Учебные Заведения выдается, не в зачет, по 500 рублей из Государственного Казначейства; причем они подлежать тем общим условиям, с которыми сопряжена служба их по Министерству Народного Просвещения. II. Классы должностей и порядок производства в чины. ї52. Все учебные должности (ї1), относительно присвоенных им прав и преимуществ, разделяются на семь разрядов. Каждому разряду присвояются особые классы, по нижеследующему расписанию: 1) Инспекторы классов во всех Военно-Учебных Заведениях состоят в 6 классе. 2) Помощники инспекторов классов во всех Военно-Учебных Заведениях и наставники-наблюдатели - в 8 классе. 3) Старшие учители, т.е. преподаватели Русской Словесности, Истории, Статистики, Военной Географии, Российского Законоведения, Алгебры, Геометрии и других высших частей Математики, Чистой и Прикладной Физики, Естественной Истории, наук Военных и Строительных - в 9 классе. 4) Младшие учители, т.е. преподаватели начал Русского языка и Грамматики, иностранных языков, Географии, военного судопроизводства и письмоводства, строевой, гарнизонной и лагерной службы - в 10 классе. 5) Учители искусств: черчения планов и рисования - в 12 классе. 6) Учители: чистописания и всех искусств гимнастических, репетиторы наук и языков, библиотекари и смотрители кабинетов и музеев - в 14 классе. 7) Помощникам учителей: Фехтования и гимнастики, приготовляемым из военных кантонистов, класса не присвояется. Вышеозначенные классы присвояются только преподавателям 3-го рода; причем если лица, вступающие в учебные должности при Военно-Учебном Заведений, - по аттестатам тех учебных Заведений, в коих они обучались, или подвергались испытанно, - имеют право на чин, высший класса, присвоенного их должности; то состоят в чине высшем. Если же одно и то же лицо, занимая две или более учебные должности причисляется по оным к различным разрядам, то ему присвояется класс высшей должности. ї53. Утверждение в чинах, соответствующим классам присвоенным учебным должностям, до чина титулярного советника включительно, производится Главным Начальником Военно-Учебных Заведений, по выслуге чиновниками 4-х лет в должности, со старшинством со дня вступления в оную. Утверждение же в чинах 8-го класса и далее, равно как и производство в чины по представлениям начальства, зависит от Правительствующего Сената, а за особые отличия, - от Высочайшего утверждения. ї54. Если инспектор классов или его помощник (как из состоящих ныне на службе, так и определяемых), имеет чин более чем одною степенью ниже определенных должностям их классов, в таком случае, они утверждаются: первый в 6-м, а последний в 8-м классе, по выслуге стольких лет, сколько следовало прослужить: инспектору для получения чина 7-го класса, а помощнику его до 9-го класса; полагая, что они были бы производимы по сокращенным срокам, для повышения за особенные отличия установленным. ї55. Если инспектор классов или его помощник выйдет в отставку, или пожелает изменить род службы, прежде утверждены в чини, соответствующем его должности, то им присвояются чины, которые они по изложенному в предыдущем їрасчету, долженствовали бы иметь в день увольнения от должности. ї56. Лицам первого, второго и третьего разрядов учебной службы сроки выслуги в чинах, как для общего производства, так и за особые отличия, полагаются те же, какие определены для лиц 1-го разряда общей службы гражданской. ї57. Лицам четвертого разряда учебной службы сроки выслуги в чинах полагаются те же, какие в упомянутом общем положении определены для лиц 2-го разряда. ї58. Лица пятого и шестого разрядов учебной службы, относительно сроков производства в чины, уравниваются с лицами 3-го разряда общей гражданской службы. ї59. Лица четвертого, пятого и шестого разрядов, окончившие курс учения в высшем учебном Заведении, на основании аттестатов своих, должны быть сравниваемы, относительно сроков производства в чины, с лицами 1-го, а воспитывавшиеся в средних Заведениях, под тем же условием, с лицами 2-го разряда общей гражданской службы. ї60. Лица учебной службы вообще, как ограниченные в переходе к высшим должностям специальностью своих занятий, могут быть производимы тремя чинами выше присвоенного каждой должности класса. ї61. Лица седьмого разряда, по выслуге беспорочно 12-ти лет в звании учительских помощников, награждаются чинами 14-го класса; а за особенное усердие могут производиться и в половине сего срока, но не иначе, как с заслугою при Заведений положенного 12-ти-летнего срока. ї62. Дальнейшее производство лиц седьмого разряда простирается до 9-го класса включительно, по выслуге сроков наравне с лицами 3-го разряда общей гражданской службы. III. Права и преимущества. ї63. Каждый, занимающий учебную должность, пользуется правами, предоставленными классу, должности его присвоенному. ї64. Инспекторы классов и наставники-наблюдатели, по выслуге 25-ти лет собственно в учебной службе, получают наименование заслуженного. ї65. Сыновья чиновников учебной части и преподавателей 3-го рода, имеющих дворянство, в особенную награду засвидетельствованной начальством отлично-полезной службы отцов их, могут поступать на воспитание в Военно-Учебные Заведения, без соблюдения общей кандидатской очереди, но не иначе как по особенному о каждом всеподданнейшему представлению Главного Начальника. ї66. Сим правом пользуются только те лица, которые прослужили уже в Заведении или обязываются прослужить не менее 6-ти лет, кроме инспекторов классов и наставников-наблюдателей, для коих срок сей сокращается двумя годами. ї67. В губернских Кадетских Корпусах право относительно определения сыновей без соблюдения общей кандидатской очереди, присвояется всем без изъятия чиновникам и учителям, имеющим дворянское достоинство, с тем только условием, чтобы они прослужили, или обязались прослужить при губернском Корпусе четыре года. ї68. Все состоящие в учебной службе в Военно-Учебных Заведениях (кроме военных офицеров) имеют мундир обыкновенного гражданского покроя, синий с синим бархатным разрезным воротником, обшлагами и красным кантом по борту и карманам; панталоны синие также с красною выпушкою. Шитье золотое, по рисунку ныне употребляемому, и желтые пуговицы, с изображением на оных государственного герба, с полукруглым сиянием. ї69. При сем мундире чиновники носят военную пехотную шпагу с серебряным темляком и треугольную шляпу, с полями, без султана. Относительно полноты шитья, причисляются они к следующим разрядам общего положения о гражданских мундирах: а) Инспекторы классов к VI разряду. b) Помощники инспекторов классов и наставники-наблюдатели к VII. с) Учители наук и языков к IX. d) Учители искусств, репетиторы, библиотекари и смотрители музеев и кабинетов к X. Примечание. Помощники учителей фехтования и гимнастики, получившие классные чины, шитья на мундире вовсе не имеют. ї70. Все вышеозначенные лица имеют вице-мундир обыкновенного гражданского покроя, синий, - чиновники с бархатным, а не имеющие чинов с суконным синим же воротником и желтыми пуговицами, как на мундирах. Первые отличаются сверх сего от последних тем, что имеют на карманах по три пуговицы, которых безчиновные не имеют. ї71. Прослужившие по учебной части при Военно-Учебных Заведениях 10 лет, пользуются при отставке правом ношения мундира, с разрешения Главного Начальника Военно-Учебных Заведений. ї72. Жалованье преподавателям назначается по усмотрению ближайшего начальства, из общей суммы, штатом на сие определенной, по мере трудов, способностей и заслуг каждого, доколе не будет издано общего постановления о количестве жалованья учителям каждого предмета. ї73. При исправлении двух или более учебных должностей, полагается за каждую и особое жалованье. ї74. Учители 3-го рода и все по учебной части служащие, получают квартиры в казенных зданиях, а при неимении таковых, квартирные деньги, по присвоенные им классам, из Государственного Казначейства. Помощники учителей гимнастики и фехтования помещаются непременно в казенных, или наемных от казны квартирах. ї75. Отлично-усердная служба чиновников учебной части, ознаменованная успехами умственного образования воспитанников на пользу службы, награждается на общем основании по мере заслуг и должностей, - чинами, орденами, знаками отличия беспорочной службы, изъявлением Высочайшего благоволения, подарками, единовременными денежными наградами, пожалованием аренд, и земель. ї76. Каждый служащий по учебной части представляется к наградам начальством того Заведения, при котором он считается на действительной службе; начальство же другого Заведения, где преподаватель служить частно, не иначе может представить его к награде, как по сношению с начальством того места, где он считается на службе действительной. ї77. Служащие по учебной части представляются от каждого Военно-Учебного Заведения к наградам не иначе, как после годичных экзаменов, вместе с представлением окончивших курс воспитанников к выпуску на службу. IV. Пенсии и единовременные пособия. ї78. В воздаяние общеполезных трудов и усердной, беспорочной и долговременной службы лиц, по учебной части при Военно-Учебных Заведениях служащих, сверх различных наград и окладов жалованья, установляются пенсии и единовременные пособия. ї79. Право на пенсии и пособия приобретаются беспорочною выслугою определенных сроков. ї80. На получение пенсий и пособия по правилам, изложенным в сем положении, имеют право только те лица, которые при Военно-Учебных Заведениях состоять в учебной и действительной службе, т.е. инспекторы классов, их помощники, преподаватели 3 рода (ї5), репетиторы, также библиотекари и смотрители кабинетов и музеев, кроме занимающих сии места по ї27. ї81. Учители 3-го рода и чиновники учебной службы из иностранцев имеют право на получение пенсий и пособий, хотя бы и не принимали присяги на подданство России, или приняли оную после вступления в Российскую службу. ї82. Пенсия лицу, занимающему в одном Заведений различные учебные должности, определяется по высшему из окладов, присвоенных сим должностям. ї83. Каждый служащий по учебной части в нескольких Заведениях получает пенсию только по одному из них, при котором считается на службе действительной, если не последует особого Высочайшего повеления о производстве ему пенсии от двух или более Заведений; в противном же случае, другое Заведение выдает чиновнику, при увольнении его от службы, только единовременное награждение. ї84. По сему, служащее по учебной части при Военно-Учебных Заведениях и занимающие таковые должности при других ведомствах (ї6), не могут получать пенсий от сих последних, если оные не имеют на сей предмет каких-либо особых, исключительно им принадлежащих, постановлений. ї85. Инспекторы классов, их помощники и преподаватели 3-го рода, состоящие в военных чинах, получая пенсии по учебным должностям, не имеют уже права вместе с тем на пенсию по службе военной. ї86. Кому в продолжение службы, за особые заслуги, пожалована пенсия, хотя бы и прежде выслуги узаконенных лет, тот не только пользуется оною по увольнении от службы, без испрошения на то нового указа, но и не лишается права получать ту пенсию, которая по правилам сего положения предоставляется за выслугу лет. ї87. Право на пенсии и единовременные пособия, назначаемые преподавателям наук и их семействам, распространяется также на законоучителей духовного сана и на остающееся по смерти их семейство, независимо от того призрения, коим они могут воспользоваться по ведомству духовному; причем однакож пенсии и пособия могут быть назначаемы только тем законоучителям и семействам их, кои состояли в действительной учебной службе определенное сим Положением число лет. ї88. Полные пенсии инспекторам классов, их помощникам, библиотекарям, смотрителям кабинетов и музеев, также помощникам учителей фехтования и гимнастики, определяются по окладам штатного их жалованья. ї89. Учителям 3-го рода полные пенсии определяются сообразно числу часов еженедельного их занятия, в продолжение последних трех лет службы в сложности, в том именно Заведении, при котором сия служба считалась (ї6). ... ї91. Пенсии чиновников учебной службы и учителям назначаются по окладам последней их должности в таком случае, когда они прослужили уже в сих должностях не менее 3-х лет; в противном случае пенсии им назначаются по окладам прежних их должностей. На таком же точно основании наставники-наблюдатели пользуются всеми присвоенными им преимуществами. Примечание. Если занятия учителя, в последние три года его службы, будут уменьшены по распоряжению начальства, а не по желанию самого учителя, то сие обстоятельство не уменьшает следовавшей ему пенсии. ї92. Лета службы занимающих учебные должности, к получению пенсий, считаются со дня вступления их на испытание, если они прежде в службе не состояли. ї93. Если прослуживший по учебной части несколько лет в одном из Военно-Учебных Заведений перейдет в другое того же ведомства, или в Министерство Народного Просвещения, то служба его, к получению пенсий, считается как бы он служил в одном Заведении. ї94. При переходе из военной, гражданской службы или из учебной службы ведомств (где к получению пенсий назначены другие сроки), в учебную службу Военно-Учебных Заведений, лета прежней беспорочной службы переходящих чиновников, для получения пенсий, основанному на сравнении сроков, положенных по обоим ведомствам к получению полных пенсий; напр. 7 лет военной или гражданской службы, в коих сроки полной пенсии установлены за 35-ти-летие, считаются за 5 лет учительской, в коей срок полной пенсии...(Лит.: Н. Мельницкой. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России. (Сухопутного ведомства). т. 2, ч. 4. - СП б., 1857).
  
  
  

  

0x01 graphic

  

Изгнание и рая.

Художник Корнелис ван Пуленбург

   Факты "Из моей жизни"
   ("Записки вечного узника")

АДЪЮНКТ "ПЕРВОГО ГОДА" -

КАПИТАН "СВЕРХСРОЧНОЙ СЛУЖБЫ"

Анатолий Каменев

  
   Начало нового дела всегда трудно.
   Вдвойне трудно, когда кто-то намеренно осложняет жизнь.
  
   Кто бы мог подумать, что в педагогическом коллективе может существовать самая настоящая дедовщина.
  
   Адъюнкт первого года обучения - это и есть молодой солдат.
   "Деды" - почти все остальные:
  
  -- начальство, которое дает большое количество самых несуразных заданий;
  -- старшие преподаватели, которые под предлогом личного одолжения перекладывают на него часть своей нагрузки;
  -- простые преподаватели, которые подсовывают самые неудобные для дежурства дни, то ли по кафедре, то ли в патруле.
   *
  
   Учебный отдел планирует массу никому не нужных занятий по философии для укрепления методологической основы исследований.
   Кафедра иностранный языков старается повысить языковую подготовку адъюнктов, невзирая нужно это для данного исследователя, или нет.
  
   Все это отнимает массу времени.
   Ничего нового для эта адъюнктская программа не дает.
  
   Диву даешься, как умудряется человек за четыре года нашего с ним знакомства ничего нового для себя не приобрести.
  
   Первое занятие по философии меня очень сильно разочаровало.
   Лекцию читал начальник кафедры философии генерал Миловидов. Его лекцией начинался мой курс обучения в академии в 1972 году.
   Тогда я был настолько приятно удивлен эрудицией этого человека, что почти дословно записал текст лекции.
  
   Решив дальше продолжить записи в тетради по философии, я прихватил ее на первую адъюнктскую лекцию. И тут, с первых слов лектора я уловил что-то знакомое и невольно открыл запись 1972 года.
   Последующая сверка лекции с моими записями показала, что все осталось по-прежнему: структура лекции не изменилась, факты остались прежними.
   *
   Естественно, это вызвало недоумение.
   Как может такое быть?
   *
  
   Впрочем, ничего удивительного в этом не было.
   Мне, по правде говоря, не очень нравится характеристика этой эпохи, как застойной, но применительно к обществоведению, этот термин вполне применим.
   *
  
   Дело в том, что сразу же после Великой Отечественной войны, точнее говоря, в середине 50-годов прошлого века новая плеяда обществоведов сменила когорту сталинистов.
  
   Эти люди, тогда еще молодые, захватили ключевые места в высших учебных заведениях, обросли единомышленниками и прочно утвердили за собой монопольное право на развитие науки.
   *

0x01 graphic

  

Дерево над обрывом. 1889.

Художник Мещерский Арсений Иванович (1834-1902)

  

ПЕДАГОГИКА - ДРЕВО БЕЗ КОРНЕЙ?

  
   К сожалению, наука, как правило, зависит от личных пристрастий, способностей, политической конъюнктуры, ибо они направляют исследовательскую работу кафедр, НИИ в определенном и не всегда правильном направлении.
  
   Как правило, внимание направлялось на изучение актуальных политических вопросов и мало значения придавалось развитию фундаментальных составляющих науки.
  
   Если образно представить себе древо такой науки в виде дерева, то можно было увидеть довольно уродливое растение.
  
  -- Корни и ствол этого растения как бы отсутствуют или же были чуть-чуть обозначены.
  -- Мощные ветви встречались редко, но зато на какой-то веточке было много листочков пожухлого вида.
  -- Красивых цветов такое дерево не плодило, да они не могли уродиться при скудном основании дерева.
  
   *
   Другими словами, отсутствовали серьезные фундаментальные исследования, но преобладают частные, мелкотемные и нежизненные научные работы.
   *
  
   Рост фундаментальных работ в гуманитарных науках, с одной стороны, сдерживала марксистско-ленинская методология, идеология и политика КПСС, а, с другой стороны, местнические интересы гуманитарных монополистов, которые в центре и на местах душили свободную мысль и стремление молодых ученых прорвать фронт рутины и схоластики.
   *
  
   Как это ни странно, но после культа личности Сталина повсеместно образовались культы местных научных авторитетов, которые требовали поклонения к себе и всяческого восхваления их научных "заслуг".
   Почти обязательным стало упоминание в каждой диссертации, научном труде или учебнике фамилий и "достижений" местных "светил".
   Без такого упоминания и восхваления заслуг защита диссертации была обречена на неудачу.
   *

0x01 graphic

  

Россия.

Приезд учительницы в деревню. 1896-1897.

Художник Маковский Владимир Егорович (1846-1920)

Кафедральные "вожди" и нравы того времени

  
   В военно-политической академии на всех гуманитарных кафедрах по 20-30 лет сидели на своих местах такие "светила" и зорко следили за тем, чтобы никто не смел покуситься на их должностное положение и научный авторитет.
  
   Вот почему многие молодые преподаватели подолгу пребывали в звании кандидата тех или иных наук и никак не могли выбиться в настоящие ученые - так называемые доктора наук.
   *
  
   Должность старшего преподавателя прочно находилась в руках приближенных начальника кафедры, которому было выгодно держать при высокой должности престарелых подчиненных, мечтающих как можно больше продержаться в штате.
   *
  
   В благодарность за преданность, начальник позволял своим услужливым подчиненным перед уходом на пенсию защищать докторскую диссертацию, в которой не было ничего такого, что давало бы толчок развитию науки.
  
   Это были добротно сработанные труды, где, кроме общих фраз, цитирования классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и хвалебных од в адрес текущего начальника и членов ученого совета не содержалось ничего путного.
   *
  
   Вспоминается, как тщетны были попытки кого-либо выбрать из защищенных диссертаций какие-то свежие мысли или практические рекомендации. Их просто не было.
   *
   Возвращаясь к лекции генерала Миловидова, можно назвать причину стол казусного явления, как чтение текста лекции в 1976 году по материалам записей 1972 года.
  
  -- Ему, генералу Миловидову, не нужно было что-либо менять.
  -- У него просто не было в этом потребности.
  -- Он сам был Наукой.
  -- Все остальные должны были смотреть в рот "светиле" и внимать каждому его слову.
  
   *
   Собственно, такой статус себе присвоили и все остальные начальники кафедр.
   Они владычествовали каждый в своей отрасли и ревниво следили за тем, чтобы никто не покусился на их авторитет.
   Всякому возмутителю научного спокойствия на кафедре места не было.
   *

0x01 graphic

  

Кораблекрушение. 1805.

Художник Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер

  

Бунт на корабле

  
   Вот почему мое заявление в начале второго года обучения в адъюнктуре с просьбой освободить от всех побочных дел и дать возможность предметно заниматься разработкой научной темы, было встречено неодобрительно и даже враждебно.
  
   У меня были все основания для такого заявления.
   Как адъюнкт "первого года службы" я прошел через всевозможные поручения и задания, не смея отказываться от самых нелепых, вроде сверки инвентарных номеров книг в секретной библиотеке.
  
   Но на кафедре существовала практика, как говорят сегодня, "припахивания" адъюнктов и кое-кто надеялся и далее использовать меня в качестве подсобной силы.
   *
  
   В то время, двое моих коллег по курсу противиться не стали и оставшиеся два года безропотно исполняли все поручения начальства, рассчитывая на их помощь и поддержку при защите диссертации.
  
   Но, увы, сами они время потратили впустую, а те, на кого они рассчитывали, просто отвернулись от них, когда те попросили их поддержки.
   *
  

0x01 graphic

  

Корабль судьбы.

Художник Рембрант

  

Прощай Пироговка

  
   Нежданно-негаданно моей семье повезло с улучшением жилищных условий.
  
   В конце второго года обучения в адъюнктуре, в августе, когда основная масса преподавателей и адъюнктов была в отпусках, мне представилась возможность получить во временное пользование двухкомнатную квартиру в районе Кузьминок.
  
   Основание для получения квартиры было достаточное - семья ожидала прибавления.
  
   Но для квартирной части академии нужно было другое основание - мзда.
   Денег давать я не хотел, да и не мог, так как скудной зарплаты едва-едва хватало на жизнь.
   Но тут господин случай помог решить дело в пользу моей семьи.
   *
  
   В связи с убытием выпускников к месту службы образовался фонд свободного помещения.
  
   По существовавшим тогда правилам, помещение, не занятое в течение месяца, могло быть отобрано у академии местными властями.
   Как раз, на днях, московские власти прибрали к рукам одну академическую квартиру именно в Кузьминках.
  
   Судьба второй квартиры висела на волоске.
  
   Вот почему позвонили мне и потребовали срочно выехать для осмотра пустующей квартиры.
   *
  
   Дом, в котором мне предстояло прожить чуть больше года, находился недалеко от парка Кузьминки, прекрасного места отдыха с прудом, ухоженными дорожками и примыкающим к парку лесополосой.
   Конечно, меня вполне удовлетворил этот вариант и после оформления необходимых документов мы вселились в эту квартиру.
   *
  
   Дом, в котором мы стали жить, в простонародье назывался "хрущевками".
  
   Это была серия домов, построенных из панелей, с маленькими комнатами и еще меньшей кухней. Во времена катастрофической нехватки жилья проект Н.С. Хрущева построить много простых малогабаритных домов дал возможность многим семьям обрести крышу над головой.
   *
  
   Это сейчас можно глумиться по поводу квартирной программы Хрущева, а тогда, в 60-70-е годы это было спасение.
  
   Моя семья буквально накануне моего поступления в военное училище, в 1962 году, получила квартиру в одном из таких домов. Трудно описать ту радость, которую испытывали все мы, получив после десятилетних скитаний по коммунальным и частным квартирам свое жилье.
   *
  
   Да, там, в этой квартире, было тесно.
   Кухня вообще была крошечной и на ней трудно было разойтись 3- человекам.
   Ванная комната была совмещена с туалетом, что, конечно, не очень удобно. Коридорчик был совсем мизерный.
   Но зато были 3 комнаты, балкон и небольшое подсобное помещение в подвале.
  
   Мне, правда, пользоваться благами нового жилья пришлось всего каких-то восемь месяцев, но родители все же сумели на старости лет пожить в отдельной квартире, без волнений и склок, которые обычно имеют место в коммунальном жилище.
   *
  

0x01 graphic

  

Из деревенских воспоминаний".

Художник Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова)

  

Прибавление в семействе. Андрей

  
   Мы ждали рождения ребенка.
   Наконец, этот долгожданный день настал.
  
   22 августа 1978 года у нас родился сын, Андрей.
   Ирина, которой уже исполнилось 10 лет, первоначально ревниво встретила появление на свет Андрюшки, но вскоре успокоилась, видя, что и она не обделена лаской и заботой родителей.
   *
  
   Для нас наступили райские времена.
   Впервые за все время пребывания в Москве мы обрели стоящее жилище и начали жить как все нормальные люди.
   Диссертационная работа, хотя и отнимала много времени, не препятствовала какое-то время проводить в общении с семьей.
   Благо, под рукой был прекрасный парк.
  
   Конечно, мы частенько ходили в парк, помногу гуляли на улице.
   Учили Андрея плавать, сначала в ванне, потом - в бассейне. В воде он чувствовал себя прекрасно. Хорошо держался на воде, не пугался воды.
   *
  
   Так продолжалось вплоть до поздней осени.
   А зимой купание пришлось прекратить.
  
   Зима 1978/79 гг. была в Москве лютой.
   Батареи в квартире еле теплились.
  
   Панельные стены плохо держали тепло.
   Пришлось поддерживать температуру с помощью зажженного газа.
   Окна, как в войну, завесили одеялами, а на себя одели множество одежек.
   *
  
   Но эти трудности были явлением временным и их можно было преодолеть. Так мы и сделали.
   *
   Наступал ответственный этап - подготовка к защите диссертации.
   Одновременно вставал вопрос о распределении после окончания адъюнктуры.
  
   Был и третий нерешенный вопрос - об очередном звании.
   *

0x01 graphic

  

Беллона богиня.

Её имя произошло от bellum или duellum -- "война".

Художник Рембрандт.

Капитан "сверхсрочной службы"

  
   К лету 1979 года я уже "отходил" примерно два срока в капитанском звании.
   В таком положении, как я, было несколько офицеров - среди них один офицер был мой сокурсник. Он перехаживал в звании майора.
  
   В то же время, на соседних кафедрах начальники вышли с представлением о присвоении очередных воинских званий своим офицерам, а наш начальник по какой-то причине не собирался этого делать.
  
   Тогда возмущенный майор обратился за разъяснением к начальнику кафедры и фактически вынудил его написать представление.
   Тому ничего не оставалось делать, как написать подобное представление и на меня.
  
   Далее состоялся разговор, который его озадачил и разозлил.
   Вызвав меня, генерал объявил о своем решении написать представление на присвоение очередного воинского звания "майор".
  
   При этом он ожидал услышать от меня слова благодарности и признательности, но в ответ получил от меня вопрос:
  
   - А зачем вам, Александр Васильевич, надо было это делать?
   Тот искренне удивился:
   - Как зачем?
   Я пояснил:
   - Товарищ генерал. Зачем вам стоило беспокоится? Ведь я и так это воинское звание при назначении на должность.
  
   Для меня, действительно, не было принципиально важным получение этого звания на месяц-два раньше.
   Важнее было другое: мой начальник не послал на меня представление еще 2,5 года назад.
  
   Он, либо не хотел просто обременять себя такой заботой, то ли боялся кого-то разозлить своей просьбой, то ли просто не посчитал нужным хлопотать за человека, который "хорошо!" не попросил сам за себя.
  
   *
  
   Унижаться и хлопотать за себя я не умел и не хотел.
   И потом я знал о том, что у начальника кроме прав есть обязанность - внимать в нужды подчиненных и не оставлять их без внимания.
   *
  
   Забота о присвоении очередного воинского звания - это не головная боль самого претендента, а прямая обязанность начальника.
  
   Но у нас сложилась весьма странная картина прав и обязанностей начальника.
   Как правило, права начальника неприкосновенны, а вот обязанности строго разграничены: по отношению к старшим - безусловно исполняемы, к равным - в зависимости от уровня симпатий-антипатий, к подчиненным - почти всегда невыполняемые.
   *
  
   Начальник, который считает нормальным, когда все работают только на него и в какой-то мере на общее благо, вряд ли может рассчитывать на взаимопонимание и искреннюю поддержку своих подчиненных.
   Подчиненные до поры до времени мирятся с такой системой односторонности, но при случае платят начальнику той же монетой - им тоже становится недосуг до его дел, как только положение этого начальника зашатается.
   *
  
   Но суть даже не в ответной реакции подчиненных на эгоизм начальника.
   Закон человечности и порядочности требует в полной мере исполнять все свои обязательства, обращая особое внимание на тех, кто находится в поле влияния данного должностного лица.
   *
  
   Безусловно, мой диалог с начальником не мог пройти без ответной реакции.
   И эта реакция последовала:
  
  -- во-первых, мне переместили срок защиты диссертации с июля на ноябрь;
  -- во-вторых, кафедральное начальство исключили меня из числа кандидатов на должность преподавателя академии.
  
   *
   Мне предстояло отбыть к новому месту службы, а затем возвратиться для защиты кандидатской диссертации в Москву...
   *

0x01 graphic

  

Блудный сын. 1882.

Художник Лосев Николай Дмитриевич (1855-- после 1918)

  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023