ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Катехизис древней мудрости

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


Катехизис древней мудрости

0x01 graphic

  
  
  

КНИГА ОСНОВ

  
   Справка:
  
  -- Небольшой трактат, названный в русском переводе "Книгой Основ" ("Су шу"), представляет собой настоящий катехизис китайской политической мудрости. Очень крат­ко, но на редкость последовательно и полно в нем изложе­ны основные принципы поведения и мышления китайского политика-стратега. У этой книги необычная судьба.
  -- Тради­ция приписывает ее авторство некоему старцу по имени Хуанши-гун (что значит князь Желтой Скалы) - того само­го, который считается автором одного из семи классиче­ских трактатов о военном искусстве, именуемом "Тремя стратегиями князя Желтой Скалы".
  
  
  
   Из­гоняя ложь, отрекаясь от зла, уберегаешь себя от дурных поступков.
   Не услаждая себя вином и женщинами, блю­дешь чистоту своих помыслов.
  
   Избегая злословия, держась вдали от обмана, избавляешь себя от многих печалей.
   Усердно учась, тщательно вникая в узнанное, расширяешь свои познания.
   Украшая себя добродетелью и в поступках, и в речах, ведешь себя к совершенству.
  
   Воспитывая в себе почтительность и сдержанность, предохраняешь себя от многих бед.
  
   Научаясь мыслить глубоко и смотреть далеко, предотвращаешь многие невзгоды.
  
   Будучи добрым и щедрым с людьми, делаешь свою жизнь безмятежной и приятной.
   Поручай людям дела сообразно их способностям, чтобы каждый мог претворить свои таланты: вот главное правило для использования людей.
  
   Гони прочь обманщиков и него­дяев: вот главное правило для недопущения смуты.
  
   Вникай в поступки древних, тщательно вглядывайся в текущие де­ла: вот главное правило для предотвращения ошибок.
   Будь стремителен в поступках и гибок в поведении: вот главное правило для разрешения трудностей.
   В сердце храни замысел, но уста не отмыкай: вот главное правило для достижения успеха.
  
   Будь тверд в помыслах, пестуй несгибаемую волю: вот главное правило для стяжания славы.
   Будь усерден в делах и добр сердцем: вот главное правило для добродетельной жизни.
  
  
   Если говорить о спокойствии: нет большего спокойст­вия, чем быть покойным в незавидном положении.
   Если говорить о насущном: нет ничего насущнее воспи­тания добродетели.
   Если говорить о радости: нет ничего радостнее любви к добру.
   Если говорить о духовном: нет ничего духовнее пре­дельной искренности.
   Если говорить о разуме: нет ничего разумнее постиже­ния мельчайшей вещи.
   Если говорить о счастье: нет ничего счастливее безмя­тежной жизни и полноты знания.
   Если говорить о несчастье: нет ничего несчастнее нена­сытных желаний.
   Если говорить о горестях: нет ничего горестнее разлада между сердцем и духом.
   Если говорить о бремени: нет ничего обременительнее беспокойства и суетности.
   Если говорить о скуке: нет ничего скучнее того, что по­лучено без труда.
   Если говорить о помрачении: нет ничего более помра­ченного, чем алчность и отсутствие достоинства.
   Если говорить о грусти: нет ничего более грустного, чем то, что исчезает в одно мгновение.
   Если говорить, об опасностях: нет ничего более опасного, чем полагаться на подозрительного человека.
   Если говорить о поражениях: нет более короткого пути к поражению, чем себялюбие и стяжательство.
  
   Тот, кто кичится своим умом, непременно попадет впро­сак.
   Тот, кто не хочет признавать своих ошибок, непремен­но попадет в беду.
   Тот, кто сбился с пути и не желает воз­вращаться, непременно лишится разума.
   Тот, кто не сдер­живает своего языка, непременно навлечет на себя несчастье.
   Тот, кто поступает против своих убеждений, не­пременно погубит дело.
   Тот, кто постоянно изменяет свои распоряжения, непременно потерпит поражение.
  
   Тот, кто не скрывает своего гнева, непременно подвергнется напад­кам.
   Тот, кто унижает других, непременно будет в этом раскаиваться.
   Тот, кто жестоко обращается с другими, не­пременно сам окажется в несчастье.
   Тот, кто держится бес­церемонно с уважаемым человеком, непременно пожалеет об этом.
   Тот, кто на словах выражает участие, а в сердце равнодушен, непременно будет скорбеть об этом.
   Тот, кто приближает льстецов и отдаляет людей преданных, непре­менно погибнет.
   Тот, кто любит женщин и не любит дос­тойных мужей, непременно пребывает в помрачении.
  
   Если женщина получает власть, беды не миновать.
  
   Беспорядочно назначать людей на государственные должности - значит создавать беспорядок в государстве.
   Обманывать подчиненных ради собственной выгоды - зна­чит готовить бунт против себя.
  
   Гнаться за славой несораз­мерной с действительными способностями - значит разру­шать управление государством.
   Лишать людей их заслуг за маленькую провинность - значит теряет любовь людей.
  
   Когда же среди подчиненных воцаряется разброд, гибели не миновать.
   Скупо раздавать награды и часто бранить их - значит убивать в людях желание служить.
   Много обещать и мало делать - значит взращивать нена­висть к себе.
  
   Вежливо встречать и грубо провожать - зна­чит разрывать узы дружбы.
  
   Тот, кто дает мало, а ожидает в ответ многого, непре­менно испытает разочарование.
   Тот, кто, разбогатев, забы­вает о своей прежней бедности, непременно лишится богат­ства.
   Тот, кто помнит старые обиды, но забывает недавно оказанные услуги, непременно попадет в большую беду.
   Тот, кто полагается на негодяев, непременно окажется в опасности.
   Тот, кто заставляет служить себе силой, непре­менно лишится помощников.
  
   У того, кто не умеет быть беспристрастным в отношениях с подчиненными, дела не­пременно придут в расстройство.
   Кто потеряет авторитет, непременно лишится и власти.
   Тот, кто в делах следует со­ветам недобрых людей, непременно окажется в опасности.
  
   Когда храбрые полководцы, одержавшие множество побед, живут в нужде, а праздные краснобаи имеют богатства и чины, государству грозит неминуемая гибель.
  
   Когда во всех управах чиновники берут взятки, в государстве не будет порядка.
   Не замечать достоинств людей, но постоянно придираться к их недостаткам - значит делать жизнь невыно­симой.
  
   Когда люди на службе не пользуются доверием, а пользующиеся доверием не могут служить, в государстве вспыхнет смута.
   Когда управляешь добродетелью, люди соберутся вокруг тебя.
   Когда наводишь порядок наказаниями, люди разбе­гутся от тебя.
   Когда не награждают за маленькие заслуги, никто не будет стремиться к большим достижениям.
   Когда не улаживают маленькое возмущение, непременно вспых­нет великая смута.
   Когда награды не угодны людям, а нака­зания не умиротворяют сердца, не миновать мятежа.
   Когда награждают тех, кто не имеет заслуг, и наказывают неви­новных, не миновать бедствий.
   Когда правитель радуется, слыша льстивые речи, и гневается, услышав речи правди­вые, ему не миновать гибели.
   Когда правитель позволяет людям владеть тем, чем они владеют, они будут жить в по­кое.
   Когда правитель хочет отнять у людей то, чем они вла­деют, он навлечет на себя погибель.
  
  
  

0x01 graphic

Печать Петра I

  

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

  
   БОЕДРОМИИ - праздник Аполлона в Афинах, в 6 день месяца боедромиона (сентябрь - октябрь). Происхождение этого праздника объяснялось победой Тесея над амазонками в месяце боедромион или помощью, которую Ион или Ксуф оказал афинянам под предводительством Эрехфея, когда на них напали Евмолп и элесинцы. С 490 г. праздник этот перешел в марафонский праздник.
  
   БОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН ПЛАТОНА гласит, что употреблять насилие против своей страны столько же предосудительно, как прибегать к насилию против отца и матери.
  
   БОЙ, организованное вооруженное столкновение людей. Мысли на будущее: Пока дерешься, -- выручай здоровых; только побив врага, вспоминай о раненых. Кто во время боя оставляет ряды, тот трус и подлец, а не сердобольный человек; не товарищи ему дороги, -- а своя шкура ему дорога.
  
   БОМБАРДИР -- в русской армии первоначально солдат, обслужи­вавший артиллерийские орудия (мортиры, гаубицы, единороги); впо­следствии -- воинское звание в артиллерии.
  
   БОМБАРДИРСКАЯ РОТА -- с 1683 г. артиллерийская команда в составе "потешных" войск Петра I, с 1695 г. артиллерийская рота в составе Преображенского полка. В 1700 г., как и полк, рота стала гвар­дейской. Петр I носил звание капитана бомбардирской роты. В 1796 г. вошла в состав лейб-гвардии артиллерийского батальона, впо­следствии преобразованного в лейб-гвардии 1-ю артиллерийскую бригаду.
  
   БОРОДА - со стороны Иудеев бороде оказывалось немало внимания. Считалось большим оскорблением, если кто, в раздражении или для выражения своего презрения к известному лицу, щипал его бороду, или брался за оную, тогда как целование бороды служило особенным знаком уважения и дружбы. Вырывание волос из бороды, или полное снятие оной и небрежение о чистоте ее и приличном виде служили знаком глубокой печали. Седая борода доселе еще считается у жителей Востока символом мудрости, равно как мерилом преклонных лет и почтенной старости. Ассирияне, как можно видеть на древних Ниневийских памятниках особенно занимались расческою своих бород. Археологи говорят, что они нередко даже носили фальшивые бороды. Римляне вообще отпускали бороду до 300 г. до Р. X., когда, как расска­зывают, в Рим приехали первые цирюльники. С этого времени стали гладко бриться, за исключением вре­мени траура. В 1 в. до Р. X. бороды вошли снова в моду; bene barbati или barbatuli считались тогда настоящими щеголями. Римский юноша не трогал бороды до 21 года; день, когда он в первый раз брил ее (ponere barbam) считался торжественным. Ад­риан снова отпустил бороду, чтобы скрыть родимые пятна на лице, и с тех пор обычай носить бороду во­шел во всеобщее употребление. В России при Петре Великом первый сохранившийся указ о брадобритии был обнародован 16 января 1705 г. Указ обязывал все население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, брить бороды и усы.
  
   БОТИК ПЕТРА I, небольшое беспалубное одномачтовое парусное судно, найденное Петром 1 в с. Измайлово в 1688 г. Входил в состав Потешной флотилии. В 1723 г. доставлен в Петербург, хранился в Петропавловской крепости. Находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
  
   БОТФОРТЫ, (франц. bottes fortes), высокие сапоги с широким раструбом; принадлежность военной формы одежды в армиях многих стран 18-19 вв.
  
   БОЯН (Ваяв) - певец, имя которого упоминается в "Слове о полку Игореве". В "Задонщине" его называют вещим. Возможно, это историческое лицо, славнейший в древности сти­хотворец русский.
  
   БОЯРЕ, на Руси 9-17 вв. высш. сословие феодалов. В Др.-рус. государстве - потомки родо-плем. знати, ст. дружинники - вассалы и чл. княж. думы, кр. землевладельцы. Имели своих вассалов, пользовались иммунитетом и правом отъезда к др. князьям. В период феод. раздробленности - богатейшие и влиятельнейшие феодалы, соперники княж. власти. В Новгородской респ. фактически управляли гос-вом. С 14 в. их права постепенно ограничивались князьями. При дворах вел. князей ведали отд. отраслями дворцового х-ва (путные бояре) и управлением гос. терр. С 15 в. в Рус. государстве - высш. чины служилых людей по отечеству, первые чины Боярской думы, занимали гл. адмирал, суд. и военного должности, возглавляли приказы, были воеводами. Входили в состав аристократии. Звание отменено Петром I в начале 18 в. в связи с ликвидацией Боярской думы и процессом реорганизации дворянства.
  
   БРАК ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО. Брак, семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Браки военнослужащих почти во всех государствах Х1Х-начала ХХ в. были обусловлены существенными ограничениями, особыми для офицеров, нижних чинов и гражданских чиновников военного ведомства. Прежде всего требуется разрешение начальства. Сущность этого ограничения сводится к требованию представления имущественного обеспечения (Германия, Австрия), когда получаемое офицером содержание недостаточно для обеспечения семьи; государство не признает возможным обременять свой бюджет назначением молодым офицерам содержания, обеспечивающего и их семейства. Затем, в целях поддержания достоинства офицерского звания и охраны интересов офицерского быта, закон требует признания брака пристойным, т.е. не нарушающим достоинства офицерского звания (Россия, Германия, Австрия, Франция). В некоторых государствах (Россия) требуется еще определенный возраст офицера, в целях предупреждения необдуманных браков, а в других (Австрия) вступление в брак ограничивается определенным % женатых офицеров части. В России постановления, ограничивающие вступление в брак офицеров, впервые появляются при Петре Великом, когда в 1722 г. было воспрещено гардемаринам жениться "без указа" под угрозой 3 г. быть в каторжной работе. Это запрещение было распространено затем в 1764 и 1766 гг. на офицеров пехоты и кавалерии, причем командирам полков вменялось в долг "входить в рассмотрение материальной обеспеченности и пристойности браков обер-офицеров". В 1796 г. устанавливается, что все вообще желающие вступить в брак офицеры уведомляли об этом своих шефов или командиров полков, а приказом императора Павла (1800 г.) предписывалось всем генералам, штаб и обер-офицерам испрашивать на вступление в брак Высочайшего соизволения. В 1812 году только 9 процентов офицеров были женаты.
  
  
  

0x01 graphic

Символ Екатерины Второй

РУССКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ

  
   Вставать (встать) перед глазами чьими, у кого.
   Явственно возникать в сознании.
  
   Вставать (встать) с левой ноги (на левую ногу, левой ногой).
   С утра находиться в раздраженном состоянии, в плохом на­строении.
  
   Вставлять (ставить) палки в колеса кому.
   Умышленно мешать кому-либо что-либо делать, чинить препятствия.
  
   Встречаться (встретиться) на узкой дорожке кому с кем.
   Взаимно враждовать.
  
   Вступать (вступить) в строй.
   Вводиться в действие.
  
   Всякая всячина (мн. ч. не употр.).
   Разнородная смесь (предметов, вещей и т. п.).
  
   Втаптывать (втоптать) в грязь кого, что.
   Всячески порочить, чернить кого-, что-либо, унизительно отзываться; несправедливо обвинять.
  
   Втирать (втереть) очки кому.
   Вводить кого-либо в обман, в заблуждение.
  
   Вторая молодость.
   Прилив новых сил в пожилом возрасте.
  
   Вторая натура.
   Органическая потребность, внут­ренняя склонность человека.
  
   Входить (войти) в колею (русло).
   Возвращаться к обычному образу жизни.
  
   Входить (войти) в плоть и кровь чью, кого.
   Органически усваиваться; прочно укореняться.
  
   Входить (войти) в пословицу.
   Сделаться всем извест­ным, получить всеобщее распространение.
  
   Входить (войти) в свой берега.
   Принимать обычное течение, направление, при­вычный характер.
  
   Входить (войти) в силу.
   Приобретать все более прочное, независимое положение, укреп­лять свои позиции.
  
   Входить (войти) во вкус.
   Проявляя интерес, постепенно осваиваться.
  
   Выбивать (выбить) из седла кого; выбит (-а, -ы) из седла.
   Лишать кого-либо твердой уверенности в себе.
  
   Выбивать (выбить) почву из-под ног к о г о, ч ь и х, у к о г о, к о м у.
   Лишать кого-либо уверенности, поддержки в каком-либо деле.
  
   Выбрасывать (выкидывать) за борт кого, что; выбросить (вы­кинуть) за борт кого, что.
   Отвергать как ненужного или ненужное, неподходящее.
  
   Выводить (вывести) в люди кого.
   Помогать кому-либо занять высокое или прочное положение в жизни.
  
   Выводить (пускать, списывать) в расход кого; вывести (пустить, списать) в расход кого.
   Расстреливать. Ср.: ставить к стенке (кого).
  
   Выводить (выделывать) вензеля.
   Лихо плясать, выделывая замысловатые колена.
  
   Выводить (вывести) из себя кого.
   Лишать самообладания, ду­шевного равновесия; сильно раздражать.
  
   Выводить (вывести) из строя.
   Лишать трудоспособности или боеспособности.
  
   Выводить (вывести) на чистую (свежую) воду кого, что.
   Разоблачать чьи-либо тем­ные дела, махинации, злые намерения; выявлять недостатки.
  
   Выворачивать (вывернуть) наизнанку кого, что.
   Показывать подлинное лицо кого-либо, сущность чего-либо.
  
   Выворачиваться (вывернуться) наизнанку.
   Прилагать все силы, старания и т. п., чтобы добиться желаемого.
  
   Выеденного яйца не стоит.
   Совсем, ровным счетом, ничего (не стоит, не представляет что-либо).
  
   Выжатый лимон.
   Человек, утративший физические силы. Человек, утративший творческие способности.
  
  
  
  

0x01 graphic

Рамсес III с девушкой из гарема.

XX династия. Ок. 1200 г. до н. э.

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

(Афоризмы древних)

  -- Глупцы замечают только промахи людей и не обращают внимания на их достоинства. Они подобны мухам, которые норовят сесть только на воспаленную часть тела.
  -- Душа, в которой отсутствует мудрость-- мертва. Но, если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь.
  -- Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести.
  -- Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина -- он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи.
  -- Почему завистники всегда чем-то огорчены? Потому что их снедают не только собственные неудачи, но и успехи других.
  -- То, что скрываешь от врага, не сообщай и другу, ибо нет гарантии, что дружба будет длиться вечно.
  -- Умеренность -- союзник природы и страж здоровья. Поэтому, когда вы пьете, когда вы едите, когда двигаетесь и даже когда вы любите -- соблюдайте умеренность.
  -- Терпение -- прекрасное качество, но жизнь слишком коротка, чтобы долго терпеть.
  -- Удивительно устроен человек -- он огорчается, когда теряет богатство, и равнодушен к тому, что безвозвратно уходят дни его жизни.
  

АБУ-ЛЬ-ФАРАДЖ (литературное имя Григорий Иоанн

Бар-Эбрей) (1226--1286)

   Справка:
  
  -- Абу-ль-Фарадж родился в 1226 году в городе Малатья в семье крещёного еврея врача Аарона (арабское имя -- Харун бин Тума аль-Малати). Семья была достаточно состоятельной, поэтому Абу-ль-Фарадж с юных лет мог обучаться сирийскому, греческому и арабскому языкам, затем -- богословию и философии. Под руководством отца и других известных врачей города он также приобщался к врачебному искусству.
  -- В 1243 году, опасаясь наступления монгольской армии, большая часть населения города бежала в Халеб. Однако врач Аарон с семьёй остался в Малатье и уже в 1244 поступил на службу к одному из монгольских военачальников, с которым некоторое время разъезжал по завоёванным территориям. В том же году Аарон был отпущен со службы и перебрался вместе с семьёй в Антиохию, столицу Антиохийского княжества.
  -- Здесь Абу-ль-Фарадж продолжил своё образование. Вскоре он стал монахом одного из яковитских монастырей, а позднее отправился в Триполи.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  

  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023