ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Кодекс поведения самурая" и...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


одекс поведения самурая"

и "Японский шпионаж в царской России"...

0x01 graphic

На японских аванпостах.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

МЫСЛИ ИЗ КОДЕКСА

"БУСИДО"

(фрагменты)

  
   Справка:
  
  -- Бусидо - неписаного кодекса поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и норм "истинного", "идеального" воина.
  -- Бусидо, первоначально трактовавшееся как "путь коня и лука", впоследствии стало означать "путь самурая, воина" ("буси" - воин, самурай; "до" - путь, учение, способ, средство).
  -- Будучи слитым воедино с восточной философией, бусидо носило характер практического нравоучения. Самураи считали его методом совершенствования психической и телесной гигиены.
  -- Воин, воспитанный в духе бусидо, должен был чётко сознавать свой моральный долг, в частности свои личные обязанности по отношению к сюзерену, должен был сам оценивать свои действия и поступки, морально осуждать себя в случае неправильных действий, нарушения своих обязанностей и долга.
  -- Принципы бусидо не были объединены в специальный свод правил и не были изложены ни в одном литературном памятнике феодальных времён, однако нашли своё отражение в легендах и повестях прошлого, рассказывающих о верности вассала своему феодалу, о презрении к смерти, мужестве и стойкости самураев.
  -- Чётко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы в "Начальных основах воинских искусств" Дайдодзи Юдзана:
  
   "Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.
   К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.
   Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.
   Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.
   В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.
   Уважать правило "ствола и ветвей". Забыть его - значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители - ствол дерева, дети - его ветви.
   Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.
   На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.
   Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.
   Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.
   Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.
   Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.
   Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.
   Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.
   Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.
   Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и налакированный керамический чайник".
  
  -- В числе главных принципов самурайской морали выделялись: верность господину; вежливость; мужество; правдивость; простоту и воздержанность; презрение к личной выгоде и деньгам.
  -- В моральном кодексе самураев феодальной эпохи большое значение придавалось также катакиути - кровной мести, узаконенной бусидо в качестве вида нравственного удовлетворения чувства справедливости. Верность сюзерену требовала непременного отмщения за оскорбление господина. Конфуций по этому поводу сказал следующее: "Обиду надо заглаживать справедливостью".
  -- Рядом с верностью стоял принцип долга, превративший естественную настойчивость и упорство воинов в возвышенное начало морального порядка. В соответствии с догмами конфуцианства долг - это "смысл и закон явлений и жизни", "прямота души и поступков", или "справедливость".
  -- Мужество, как некое благороднейшее свойство человеческой природы вообще, по конфуцианской формулировке, включает в себя также понятия "храбрость", "отвага", "смелость".
  -- Бусидо признавало только разумную храбрость, осуждая напрасный риск; неразумная, бесцельная смерть считалась "собачьей смертью".
  -- Умение владеть собой и управлять своими чувствами было доведено у самураев до большого совершенства. Душевное равновесие являлось идеалом бусидо, поэтому самурайская этика возвела этот принцип в ранг добродетели и высоко его ценила. Яркой иллюстрацией способности к самоконтролю самураев является обряд харакири. Самоубийство считалось среди самураев высшим подвигом и высшим проявлением личного героизма. Примером исключительного самообладания, выдержки и духовной стойкости во время церемонии харакири может являться история братьев Сакон, Наики и Хатимаро.
  -- "Сокрытое в листве" ставит смерть в центре всех представлений о чести и долге самурая:
  -- "Бусидо - Путь воина - означает смерть. Когда для выбора имеется два пути, выбирай тот, который ведёт к смерти. Не рассуждай! Направь мысль на путь, который ты предпочёл, и иди!
  -- Каждое утро думай о том, как надо умирать. Каждый вечер освежай свой ум мыслями о смерти. И пусть так будет всегда. Воспитывай свой разум. Когда твоя мысль постоянно будет вращаться около смерти, твой жизненный путь будет прям и прост. Твоя воля выполнит свой долг, твой щит превратится в стальной щит".
  -- Умение абстрагироваться от мирской суеты, от прозы жизни, от жестокостей военного времени высоко ценилось в самурайской среде. Способность видеть "вечность в чашечке цветка" с ранних лет заботливо пестовалась в юношах и девушках родителями, учителями, всем их окружением.
  -- Смерть превратилась в высшую форму добродетели. Оскорбивший добродетель должен погибнуть. Не сумевший отстоять добродетель тоже должен погибнуть. Это так же нормально, как восход солнца и наступление ночи, как любой закон природы. Поэтому кровавая вендетта и массовые избиения вражеских солдат были для самурая так же естественны, как и массовые самоубийства в связи с поражением или индивидуальное харакири.
  -- Чувство чести. Сознание собственного достоинства воспитывалось у детей самураев с детства. Воины строго охраняли своё "доброе имя" - чувство стыда было для самурая самым тяжёлым. Японская поговорка гласит: "Бесчестье подобно порезу на дереве, который со временем делается всё больше и больше".
  -- Честь и слава ценились дороже жизни, поэтому, когда на карту ставилось одно из этих понятий, самурай, не раздумывая, отдавал за него свою жизнь. Нередко из-за одного слова, задевающего честь самурая, в ход пускалось оружие; такие схватки буси заканчивались, как правило, смертью или ранением.
  -- Ложь для самурая была равна трусости.
  -- Слово самурая имело вес без всяких письменных обязательств, которые, по его мнению, унижали достоинство. Как правило, слово, даваемое самураем, было гарантией правдивости уверения. На клятву же многие из самураев смотрели как на унижение их чести. Очевидно, именно поэтому в японском языке нет слова "ложь"; слово "усо" употребляется как отрицание правдивости (макото) или факта (хонто).
  -- Жизнь врага, в глазах самурая, не стоила ломаного гроша, поэтому в пылу сражения и речи не могло быть о пощаде и сострадании. Помиловать побеждённого можно было лишь из тактических соображений или в расчёте на богатый выкуп. Каждое новое убийство на поле брани должно было стимулировать личную храбрость самурая - таким образом, враг приобретал свойства некоего пассивного стимула отваги. Отсюда берёт начало и людоедский обычай кимо-тори.
  -- Самурайская доблесть должна проявляться не в заносчивости, не в пустом фанфаронстве и безоглядной слепой храбрости, а в упорной ежедневной работе над собой, в тщательной шлифовке мастерства и стремлении подняться на новую ступень:
  -- "Молодым людям следует совершенствовать свои качества воина так, чтобы у каждого была твёрдая уверенность: "Я лучший в Японии!" В то же время юный самурай должен ежедневно здраво оценивать свои занятия и быстро ликвидировать обнаруженные пробелы и недостатки. Кто не будет именно в таком смысле понимать самурайскую доблесть, ничего не сможет добиться", - поясняет "Сокрытое в листве".
  -- Ничтожен тот самурай, который не обладает обоими видами гордости. Можно уподобить гордость клинку, который следует наточить, прежде чем вложить в ножны.

0x01 graphic

Атака японцами отвесной кручи.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

  
   Интересные фрагменты:
  
  -- Обучение... делает умного от природы ещё умнее, а глупого от природы - не столь безнадёжным.
  
  -- ...Нежелательно оказывать помощь без веских причин, ввязываться в дела, которые не имеют значения или принимать на себя обязательства в том, что не касается тебя самого только ради того, чтобы сделать так-то или дать совет. Даже если дело в какой-то степени касается тебя, лучше остаться в стороне - если тебя никто не просит о помощи.
  
  -- Ничего не делать и при этом говорить о бережливости, не желая тратить ничего, экономя и срывая отовсюду, радоваться, если скупостью удаётся добавить одну монетку к другой - значит дать охватить себя страсти получения грязных барышей и постепенно утратить все приличия.
  
  -- Если ...участвуешь в разговоре, лучше всего говорить то, что думаешь прямо, ясно и кратко, без оговорок и обращения внимания на возможное неудовольствие или возмущение других.
  
  -- Тот, кто настолько глуп, что считает себя не нуждающимся в дружеском разговоре полагая, что в советах нет необходимости и желая всё делать по-своему совершая при этом глупости одну за другой - будет не слишком любим своими друзьями.
  
  -- Среди тех, кто совершал рыцарские поступки, а также среди тех, кто погиб, должно быть, было много высших вассалов, но они не кичились своей доблестью - поэтому их имена не запечатлены в летописях. Среди низших вассалов выбраны и записаны для потомков имена лишь тех, чья доблесть была выдающейся. Но и те погибшие, чьи имена не остались в памяти, и те, чьи подвиги прославились в веках, чувствовали одинаковую боль, когда им срубали головы. Подумай об этом...
  
  -- Если, несмотря на трудности, ты постоянно меняешь маршрут и попадаешь в беду - это необъяснимо...
  
  -- Самый длинный путь оказывается самым коротким - и это относится не только к дорогам...
  
  -- Человеку не дано понять то, насколько он может ошибаться в ошибках других или не понимать их.
  
  -- Насколько же жалок тот, кто отказывается считать неизлечимую болезнь неизлечимой и беспокоится о смерти; кто радуется, когда люди говорят, что он выглядит лучше и печалится, когда говорят, что положение ухудшается, при этом приставая к врачам и взывая к бесполезным мольбам и услугам, пребывая в волнении и смущении...
  
  -- Когда возникает опасность - помни о том, что твоя жизнь принадлежит не тебе.
  
  -- Если подумать и вспомнить о том, что мы, рождённые в мирное время, можем спать укрывшись сеткой от москитов, а зимой - завернувшись в тёплые одеяла, можем есть то, что нам нравится в любое время, то мы должны признать, что живём счастливо.
  
  -- Чиновник и белая одежда хороши лишь пока они новые.
  
  -- Беда приходит тогда, когда люди полагаются на будущее, становятся ленивыми, праздными и позволяют делам выскальзывать из рук; когда, после долгих рассуждений, они откладывают срочные дела, не говоря уже о менее важных, полагая, что могут выполнить их завтра.
  
  -- Грош - истинная цена человеку, достоинства которого ограничиваются только мудростью и талантами.
  
  -- Люди полагают, что, размышляя над сложными делами, они смогут разобраться с ними. Однако, когда они задумываются над чем-нибудь, у них появляются ложные мысли.
  
  -- Если человек... способен давать простые и искренние советы, не руководствуясь при этом стремлением к личной выгоде, его суждения будут казаться окружающим отнюдь не беспочвенными, а разум его можно уподобить дереву со множеством корней. В то же время мы часто встречаем людей, чьи умственные способности напоминают палку, воткнутую в землю.
  
  -- Чаще всего люди полагают, что делают другим добро, когда говорят им нелицеприятные вещи, а когда к их замечаниям относятся без должного внимания, эти люди думают, что ничем не могут помочь. Это неправильное мнение.
  
  -- Прежде, чем выразить человеку своё мнение, подумай о том, в состоянии ли он его воспринять.
  
  -- Трудно читать вслух, когда никто не слышит...
  
  -- Зевать в присутствии других людей - признак плохого тона. Если ты почувствовал желание зевнуть, это ощущение прекратится, если провести ладонью по лбу снизу вверх...
  
  -- Люди будут жить спокойнее, если некоторые стороны их жизни будут оставлены без внимания. Очень важно понимать это, когда оцениваешь поведение людей.
  
  -- Тот, кто смотрит со стороны, видит восемью глазами.
  
  -- ...На первом этапе постижения учения человек учится, но это ни к чему не приводит - и он считает себя и других неопытными. Такой человек бесполезен. На втором этапе он также бесполезен - он осознаёт своё несовершенство и видит несовершенство других. На третьем этапе он гордится своими способностями, радуется похвале других людей и сожалеет о недостатках своих друзей. Такой человек уже может быть полезен. На высшем же этапе человек выглядит так, словно ничего не знает.
  
  -- "К важным делам следует относиться легко. К несущественным делам следует относиться серьёзно". Среди дел человека важными можно назвать не более одного-двух. Иметь дело с событием трудно, если ты заранее не обдумал его, потому, что никогда не можешь быть уверен в том, что добьёшься успеха. Ели же обдумать его заранее, то будешь руководствоваться принципом: "К важным делам следует относиться легко".
  

0x01 graphic

Бой у Мотьелинского перевала 3 июля 1904 г.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

  
  -- Тот, кто никогда не ошибался - опасен.
  
  -- Добиваться цели нужно даже в том случае, если ты знаешь, что обречён на поражение. Для этого не нужна ни мудрость, ни техника...
  
  -- Если ты уразумеешь одно дело - тебе откроются восемь других.
  
  -- Притворный смех выдаёт у мужчины недостаток уважения к себе, а у женщины - похотливость.
  
  -- Говоришь ты формально или неформально - всегда смотри в глаза слушателю.
  
  -- Вежливое приветствие следует произносить один раз, в начале беседы, и больше не повторять.
  
  -- Говорить, потупив взгляд - неучтиво.
  
  -- Нет ничего за пределами текущего мгновения.
  
  -- Даже враги будут презирать тебя, если ты выглядишь неаккуратно.
  
  -- Попав под неожиданный дождь, ты не хочешь промокнуть, и поэтому бежишь к своему дому, но, добежав, понимаешь, что всё равно промок. Если же ты с самого начала решишь не ускорять шаг, ты промокнешь, но зато не будешь суетиться. Так же нужно действовать в других схожих обстоятельствах.
  
  -- Если человек день и ночь ищет способ сразить могущественного врага, он не будет знать усталости и страха. Этот принцип нужно исповедовать и в повседневной жизни.
  
  -- С младенчества нужно поощрять в ребёнке смелость, никогда не дразнить и не запугивать. Ведь если ребёнок с детства привыкнет бояться, он пронесёт этот недостаток через всю жизнь... Кроме того, если ребёнка много бранить, он станет застенчивым.
  
  -- Мать любит своего ребёнка превыше всего на свете и поэтому склонна заступаться за него, когда отец делает ребёнку замечания. Если мать становится на сторону ребёнка, между ним и отцом никогда не будет согласия. Часто мать заботится только о том, чтобы ребёнок опекал её в старости.
  
  -- Во время разговора не следует отвлекаться даже на мгновение. Когда ты слушаешь историю или когда к тебе обращаются, нужно следить за тем, чтобы не попасть в ловушку.
  
  -- Чтобы научиться говорить правильно, нужно следить за своей речью, когда находишься дома.
  
  -- Правила написания писем требуют, чтобы ты всегда отвечал письмом на письмо - даже если твой ответ будет длиной всего в одну строку.
  
  -- Когда пишешь письмо - пиши его так, чтобы было не стыдно повесить его на стену.
  
  -- Совершив ошибку, нужно тут же её исправить. Если это сделать без промедления, он скоро будет забыта.
  
  -- В разговоре всегда следует следить за реакцией собеседника.
  
  -- Основной принцип каллиграфии - не делать небрежных движений. Однако, при этом кисти могут стать закрепощёнными. Нужно пойти дальше этого и научиться умело отходить от нормы. Этим принципом надлежит руководствоваться и в других делах.
  
  -- "Если хочешь заглянуть в сердце человека - заболей". Всякий раз, когда ты оказываешься в неблагоприятных условиях, наблюдай за тем, кто из твоих друзей с готовностью оказывает тебе помощь, и впоследствии никогда не забывай тех, кто оказывал тебе помощь.
  
  -- Знамение имеет место лишь в глазах смотрящего.
  
  -- Преодолевая препятствия одно за другим, действуй в соответствии с пословицей: "Чем больше воды - тем выше корабль".
  
  -- "Есть намерение - будет и прозрение"
  
  -- Слова человека очень важны - они не должны раскрывать глубин его души, т.к. о душе человека люди судят по его повседневным делам.
  
  -- Человек должен принимать решение в течение семи вдохов и выдохов. Если размышления длятся долго - результат будет плачевным.
  
  -- Человек, обделённый мудростью, ругает своё время. Но это лишь начало его падения. Тот, кто сдержан в словах, принесёт пользу в хорошие времена и избежит наказания в плохие.
  
  -- Превзойти других людей - не что иное, как позволить им говорить о твоих делах и внимательно выслушивать их советы. Обычно люди привязываются к своим мнениям и поэтому редко превосходят других.
  
  -- Одного слова достаточно, чтобы заявить о своей силе или малодушии.
  
  -- До сорока лет лучше накапливать силу. К пятидесяти надлежит остепениться.
  
  -- Нехорошо позволять другим определить себя, быть вспыльчивым, невоспитанным или слишком робким. Но, если ты помогаешь людям и идешь навстречу даже тем, кто был с тобой в ссоре, ты будешь в хороших отношениях со всеми. Отношения между супругами должны строиться так же. Если ты в конце столь же благоразумен, как и в начале - у вас не будет разногласий.
  
  -- Если человек уверен в своих основания, то мелкие неудачи и дела, не оправдавшие его ожиданий, не доставят ему хлопот. Но в конечном итоге важны даже мелочи, ибо о правильности и неправильности нашего поведения можно судить по незначительным вещам.
  
  -- Жить и не совершать ошибок - невозможно. Но люди, полагающиеся на свою сообразительность не признают этого.
  
  -- То, что называют щедростью, на самом деле есть сострадание...
  
  -- Когда ты наказываешь или добиваешься чего-то с состраданием в душе, твои действия будут безупречны.
  
  -- Тот, кто доискивается чужих недостатков - будет наказан.
  
  -- Благоразумный человек не стремится занять высокое положение. Между тем, глупых людей редко повышают в должности...
  
  -- О достоинствах предков можно судить по тому, как поступают их потомки.
  
  -- Посмотри, как живут люди. Когда дела у них идут хорошо, их одолевает гордость, и они становятся сумасбродами. Поэтому, если в молодости судьба не благоволит человеку - в этом нет ничего плохого. Такой человек часто сталкивается с трудностями и у него складывается сильный характер.
  
  -- Во время встречи с незнакомым человеком следует быстро отмечать про себя особенности его характера, а затем учитывать их в общении с ним.
  
  -- В общении с людьми, которые любят спорить, следует вначале соглашаться со всеми их доводами, а затем, улучив удобный момент, сразить их безупречностью своей логики. Однако сделать это нужно так, чтобы не показаться грубым и не дать повода собеседнику затаить против себя злобу - с этой целью следует обращать внимание на подбор слов и на их интонацию.
  

0x01 graphic

Отступление русских на Шахэ.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

  
  -- Разум - не что иное, как умение разговаривать с людьми. В беседах рождается бесконечная мудрость.
  
  -- Человечность проявляется в том, что ты делаешь для людей, а также в том, умеешь ли ты правильно оценивать свои достоинства и отдавать должное достоинствам других.
  
  -- Три главных внешних проявления человека - его внешний вид, манера писать и говорить.
  
  -- Людям свойственно опускать настоящее мгновение, а затем искать его, словно оно где-то далеко. Но никто, кажется, не замечает этого. Однако если человек глубоко это осознал, он должен не задерживаясь переходить от одного переживания к другому. Тот, кто однажды постиг это, может об этом забыть - но он уже изменился и стал не таким, как все.
  
  -- Будь верен текущей мысли и не отвлекайся. Вместо изнурения себя многими мыслями следуй одной, но позволяй ей меняться от мгновения к мгновению.
  
  -- Когда уходят гости важно быть скупым на прощания. Если же в этот момент расточать комплименты, то вскоре почувствуешь себя уставшим, и удовлетворение от вечернего разговора развеется без следа.
  
  -- В общении с людьми важна непредвзятость. У собеседника всякий раз должно создаваться впечатление, что разговор с ним исключительно важен для тебя.
  
  -- Чтобы научиться чётко излагать свои мысли нужно позаботиться о ясности мысли в тишине своей спальни.
  
  -- Каким бы ни был человек - богатым или бедным, молодым или старым, высокого положения или низкого - мы знаем о нём лишь то, что рано или поздно он умрёт.
  
  -- Если делать различие между присутственным местом и своей спальней, полем боя и татами - в минуту опасности может случится так, что не хватит времени собраться с духом.
  
  -- Уже лишь тем, что человек не убегает он удваивает свою силу.
  
  -- Люди, которые много говорят о пустяковых делах, в глубине души чем-то недовольны. Но чтобы казаться честолюбивыми и скрыть своё недовольство, они повторяют одно и то же снова и снова.
  
  -- Много говорить о себе - не просто бесполезно. В худшем случае это может породить сплетни, и у тебя появятся злейшие враги. Вместо этого лучше оставаться дома и размышлять о поэзии.
  
  -- Человек лелеет в себе недоброжелательность и пререкается с людьми только тогда, когда в его сердце недостаёт сострадания.
  
  -- Если человек что-то хорошо знает - об этом по нему не скажешь.
  
  -- Не следует быть бесцеремонным с человеком, который пришёл к тебе, даже если ты занят.
  
  -- Если ты выскажешь ошибающемуся своё мнение так, чтобы об этом не знали другие - ошибка будет исправлена.
  
  -- Даже виновные могут действовать достойно.
  
  -- Если воин может двадцать четыре часа в сутки без устали нести на одном плече преданность и чувство долга, а на другом - смелость и сострадание, он будет самураем. Сострадание напоминает мать, которая питает свою судьбу. Прошлое и настоящее дают нам много примеров бесславной смерти выдающихся воинов, которые, будучи смелыми, не имели сострадания...
  
  -- Победа заключается в победе над своими союзниками. Победа над союзниками - это победа над собой. Победа же над собой - это преодоление собственного тела. Это наподобие сражения, в котором воин участвует с десятью тысячами союзников, и ни один из них не следует за ним. Если в начале человек не совладал со своим телом и рассудком, он никогда не одолеет врага...
  
  -- Если человек молча терпит насмешки других - он проявляет трусость. Тот, кто насмехается над другими - глуп.
  
  -- Прилагай усилия, когда молод. Отдыхай, когда состарился. Засыпай, когда приходит время умереть. Так следует жить. Но если ты сначала спишь, а потом прилагаешь усилия - ты ведёшь себя недостойно...
  
  -- Когда ты тяжело болен - какая будет польза от того, что ты доберёшься до места сражения?..
  
  -- Начинать нужно только то, что можно закончить в течение одного дня. Завтра будет тоже только один день...
  
  -- Гордиться силой тогда, когда характер ещё не сформировался - означает навлекать на себя позор среди людей.
  
  -- Разум имеет четыре угла и не двигается даже в случае смертельной опасности. Женщина же округла. О ней можно сказать так же, что она не ведает отличий между добром и злом, между хорошим и плохим, и может закатиться куда угодно...
  
  -- Не одалживай чужой силы - полагайся на свою собственную, отрешись от прошлых и будущих мыслей и не живи в повседневных заботах...
  
  

0x01 graphic

Русская батарея времен русско-японской войны 1904-1905 гг.

  
  

НА ЧЕМ ОСНОВАНО ПРЕЗРЕНИЕ

ЯПОНЦЕВ К СМЕРТИ?

(Фрагменты из старых книг)

Э. Бяльй

   Японцев наставляют с малых лет, что джентльмен должен быть спокоен, воздержан, что он должен избегать всего бросающегося в глаза, что он никогда не должен терять терпения и самообладания, никогда не говорить громко, и что все это одинаково обязательно как для офицера, так и для частного лица.
  
   Самое существенное в японском солдате -- это презрение к смерти.
   Слов "презрение к смерти", следовало бы сказать: "презрение к жизни".
  
   Все воспитание, вся жизнь самурая была на самом деле лишь приготовлением к прекрасной смерти; вопрос о смерти или вернее об умирании, перешел в культ, извращался нередко в фанатизм.
  
   Умереть в постели считалось несчастьем.
  
   Когда японец отправлялся на войну, то он прерывал все нити, связывающие его с семьей или с какой-либо личностью.
   Он для семьи и семья для него будто умирали -- их не существовало.
  
   Когда уходящий на войну выпивает чашку воды, это означает: "Прощайте на веки!"
   Тогда он свободен от всего того, что до этого более всего привязывало его к жизни.
   Он закончил все счеты с жизнью.
   Он отказался от личных претензий к жизни и представил себя окончательно служению идее -- в данном случае отечеству.
  
   Его энергия не ослабела от этого: наоборот -- она усилилась, потому что направлена на известную точку и ее уже не ослабляют никакие посторонние соображения.
  
   Упражнения в абстракции, в искусстве внутреннего наблюдения над собой, придают человеку силу исключить все то, в чем собственные чувства и желания помешают достижения высших целей
  
   Человека, которого ничто не связывает с жизнью, является более опасным противником. Глаза и руки японцев остаются под огнем неприятеля такими же спокойными, как на учении.
  
   Переоценка ценностей происходит здесь так, что ценности жизни сводятся сперва к минимуму, а после того и смерть является желанной.
  
   Эгоизм уничтожен, человек свободен и может стать орудием идеи, которая имеет высшую цену, чем человек.
  
   У японцев все направлено к тому, чтобы обратить патриотизм в высшую силу, ради которой охотно приносится в жертву личность. В патриотизме японцев соединены политические, религиозные, социальные и личные факторы; поэтому, естественно, что этот патриотизм воодушевляет японца на дела, вызывающие удивление мира.
  
  

Э. Бяльц.

О воинственном духе японцев и

их презрении к смерти. -

СП б., 1906.

Японцам давали первейшими книгами

К.Шмидт

  
   В древней Японии существовала своя система воспитания.
   На третий день новорожденный получал имя, на 30-й ему брили голову и несли в храм, чтобы благодарить семейного бога.
   При достижении 4-х месячного возраста его одевали так же как взрослого.
  
   При воспитании детей проявлялось большое спокойствие и выдержка.
   Не смотря на кротость домашнего воспитания, от детей строго требовалось соблюдать уважение к родителям.
  
   Учение в школе для мальчиков начиналось на 6 день 6-го месяца 6-го года.
  
   Тут ему давался первый показательный урок.
  
   Все обучение состояло в повторении за учителем до усвоения правил написания иероглифов, а затем чтения.
  
   Первейшими книгами были:
  
   - книга о детском благочестии Кокио;
   - золотое средство Чицьо ,где содержались правила общения с людьми;
   - книги Коши и Моши с изложением японской истории.
  
   От образованного японца древних времен требовалось:
  
   а)соблюдение пяти главных добродетелей: гуманности, чистосердечия, благоразумия, мудрости и верности.
   б)соблюдение заповедений против воровства, лжи,
   невоздержанности, убийства и прелюбодеяния;
   в)выполнение особых предписаний в отношениях между отцом и сыном, господином и слугою, мужем и женою, родными и друзьями.
  
   Такое воспитание образовывало почтительных сыновей, послушных учеников, покорных подданных, искусных каллиграфов, восторженных поклонников древности, но не возбуждало разума, подчиняло индивидуальную совесть господству обычая...
  

К.Шмидт.

История педагогики.-т.1.-М., 1890.

0x01 graphic

Русско-японская война 1904-1905 гг.

Бой на Шахэ 1 октября 1904 г.

Японский шпионаж в царской России

(Фрагменты)

Е. М. Османов

  -- Готовясь к войне с Россией, Япония организовала широкую разведочную сеть в сопредельных России странах -- Китае (Маньчжурии), Корее, Монголии.
  
  -- Переодетые нищими, путешественниками и торговцами, опытные японские топографы работали над сверкой ранее составленных карт будущего театра военных действий.
  
  -- Много японских шпионов было внедрено в гражданские учреждения, в инструкторский состав китайской и корейской армии. На подкуп китайских должностных лиц японцы тратили огромные средства, и результаты этого не замедлили сказаться. Во время японо-китайской войны 1894-1895 гг. многие китайские телеграфные служащие продавали японцам сведения о дислокации и перемещении войск, а подкупленные генералы и офицеры приказывали войскам отступать или сдаваться.
  
  -- Бесспорно, одной из причин победы Японии в войне против Китая была хорошо налаженная разведочная деятельность японского Генерального штаба. Эти же причины во многом предопределили исход и русско-японской войны.
  
  -- В 1898 г. было организовано японское общество "Тоадобункай" -- "Восточное общество единой культуры", созданное для "улучшения испорченных войной японо-китайских отношений". Под эгидой общества в 1899 г. в городах Баодин, Нанкин, Сватоу и других был открыт ряд школ японского языка.
  
  -- К 1903 г. большинство преподавателей западных наук в китайских школах были японцами. Постоянно увеличивалось число и военных шпионов. Так, в 1900 г. в Тяньдзин прибыла группа японских военных инструкторов во главе с майором Аоки, японским военным агентом в Пекине, и капитаном Сиба.
  
  -- В пограничной с Россией Монголии накануне войны японская разведка также развернула активную деятельность. Основные кадры японских разведчиков поставляли многочисленные священнослужители -- ламы, составлявшие в то время значительную часть мужского населения страны и по своему положению освобожденные от всякой работы и военной службы. Разбросанные по всей Японии многочисленные монастыри, которые японский Генеральный штаб щедро поддерживал денежными вливаниями, представляли собой удобные центры местного шпионажа. Одновременно японский Генеральный штаб через своих агентов подчинил своему влиянию феодальных монгольских князей и старейшин, усиленно распространяя среди них идею спасения Японией азиатских народов от "северных варваров" -- русских.
  
  -- Обычно беседа с русскими офицерами и солдатами начиналась "случайным" вопросом, который задавал старший группы шпионов как хозяин заведения, а остальные шпионы работали "молча" приказчиками, грузчиками или просто толпились около лавчонки.
  
  -- Одной из наиболее распространенных среди японских шпионов и разведчиков профессий была профессия фотографа. Некоторые из фотографов-разведчиков оказывали большие услуги японскому Генеральному штабу.
  
  -- Японские шпионы работали также поварами, кочегарами и официантами на русских и иностранных пароходах, курсировавших между русскими и иностранными портами. Японские шпионки охотно устраивались на работу в качестве нянек и горничных в семьи к военным или к знакомым военных.
  
  -- Каждый из этих шпионов получал конкретное задание, например, произвести рекогносцировку определенного участка оборонительной линии и установить наблюдение за передвижением какого-нибудь определенного войскового соединения.
  
  -- У многих из царских офицеров служили денщиками китайцы. В Ляояне эти "денщики" аккуратнейшим образом два раза в неделю собирались у японских агентов и давали им сведения о своих господах.
  
  -- В 1903 г. Япония основывает в Корее так называемое "Корейское национальное общество" -- "Ильтин-Хой". Его основной задачей, изложенной в уставе общества, являлось создание японской агентуры среди корейцев и подготовка из них кадров, могущих вести разведывательную работу в Уссурийском крае и в Маньчжурии.
  
  -- Другой организацией, имеющей крупное значение в шпионской работе, являлось созданное также до войны 1904 г. во Владивостоке общество из японских подданных. Устав этого общества и его программа были разработаны известными японскими разведчиками в сане дипломатических представителей -- Каваками и Номура. В целях более широкого использования членов общества в интересах японского правительства и, в особенности в шпионской работе, общество было поставлено в прямую зависимость от консула.
  
  -- В Порт-Артуре еще до войны 1904-1905 гг. долгое время существовал публичный дом, открытый американской подданной Жанетой Чарльз. Помимо "обычного" для данного заведения занятия, шпионское ремесло в его стенах достигло чрезвычайно больших размеров. После закрытия полицейскими властями заведения Жанеты Чарльз в Порт-Артуре, она переехала во Владивосток и так же открыла публичный дом под названием "Северная Америка". Так же, как и в Порт-Артуре, во Владивостоке велась разведывательная деятельность в пользу Японии и ее союзников (Великобритании и США).
  
  -- Большую помощь японской разведке на территории России оказывали и немецкие подданные. Так, немецкая фирма "Кунст и Альберс", монополизировавшая торговлю на Дальнем Востоке, занималась шпионажем в пользу Германии и Японии. Японские агенты были внедрены в фирму под видом продавцов и мелких служащих, и их донесения о состоянии русских войск в регионе регулярно появлялись в Генеральном штабе в Токио.
  
  -- В первые месяцы войны Японии хватало кадров, завербованных еще в мирное время. Но с расширением театра военных действий их число не стало удовлетворять Генеральный штаб. Поэтому Япония спешно стала заниматься вербовкой новых кадров, главным ядром которых стали представители местного китайского населения.
  
  -- Методы вербовки, применяемые японскими шпионами и диверсантами, в основном сводились к следующему: японцы изучали слабости человека, которого намечено было завербовать, после чего в ход пускались подкуп, шантаж, обманы всякого рода, угрозы, использование недостатков и промахов отдельных людей.
  
  -- Для того чтобы затруднить доступ шпионов и разведчиков со стороны противника, японцы применяли следующий прием: путем дознания они выясняли пути, по которым шел тот или иной русский разведчик, узнавали названия деревень, где он останавливался, владельцев домов, где он ночевал, после чего привлекали всех этих лиц во главе со старшиной селения к ответственности как пособников русской разведки.
  
  -- Скорейшей доставки собранной информации также уделялось большое внимание. С помощью специальных почтальонов она направлялась через линию фронта в Центральное японское бюро. Для этого к каждой агентурной группе приписывалось несколько надежных почтальонов, что обеспечивало оперативность доставки сведений о вооруженных силах России.
  
  -- Для сохранения и своевременной доставки собранных сведений "по назначению" придумывались всевозможные ухищрения. Так, донесения вплетались в косы китайцев, помещались в подошву обуви, зашивались в складки платья и т. п.
  
  -- Японские разведчики для доставки донесений по назначению, особенно в ночное время, надевали форму русских солдат, офицеров и очень часто переодевались русскими санитарами.
  
  -- Для передачи сообщений через фронт применялась и такая уловка. Нарядившись уличным торговцем, шпион в корзине нес товары различных цветов, причем каждый цвет товара обозначал определенный род войск, а каждый мелкий предмет -- оружия: трубки -- тяжелую артиллерию, папиросы -- полевые пушки, а количество этих предметов точно соответствовало количеству того или иного рода оружия на данном участке фронта. На товарах "торговца", кроме того, делались мельчайшими иероглифами записи, которые в отдельности ничего не значили, но, собранные агентом воедино, давали ему полное и четкое донесение.
  
  -- Русская контрразведка в свое время документально установила, что японский консул в Одессе имел перед русско-японской войной свою широко разветвленную агентурную сеть в Турции, Персии, Болгарии, Сербии и на Кавказе.
  
  -- Уместным будет привести и такой факт: в 90-х годах XIX в. прусским артиллерийским офицером И. И. Германом был изобретен дальномер. Это изобретение привлекло внимание военных атташе всех больших государств, в том числе и японского военного атташе в Петербурге. Герман от продажи своего изобретения за границу отказался. Несмотря на это, во время русско-японской войны японская артиллерия, в отличие от русской, оказалась снабженной дальномером Германа, что еще раз подтверждает успехи японских агентов.
  
  -- У наместника на Дальнем Востоке адмирала Алексеева никаких подозрений не вызвал факт повального бегства японцев из городов Дальнего Востока за несколько дней до начала войны. Почти все японские торговые фирмы в Порт-Артуре распродавали свои товары по самым дешевым ценам; во многих объявлениях японских фирм распродажа товаров назначалась до 25 января 1904 г. Чиновники "не заметили" массового, носившего характер паники, бегства 2000 японских подданных, уехавших 24 января 1904 г. из Владивостока на английском пароходе "Афридис".
  
  -- В начале войны в связи с разрывом дипломатических отношений между Японией и Россией находившаяся в Петербурге японская миссия во главе с японским посланником графом Курино 29 января 1904 г. выехала не в Токио, а в Берлин. Останавливаясь в Берлине, японская миссия имела целью организовать разведывательную работу против России на территории Германии. Кроме того, бывшее японское посольство в Петербурге посетило Швецию и на весьма длительное время остановилось в Стокгольме.
  
   См.:
   Документы из секретного сборника "Японский шпионаж в царской России" взяты составителями из архивных фондов Министерства внутренних дел, Департамента полиции, Военного министерства, Министерства иностранных дел, Отдельного корпуса пограничной стражи и судебных органов России.

Е. М. Османов

Из истории русско-японской войны 1904-1905 гг. -- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005

0x01 graphic

Охотничья команда полковника Мадритова.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

Старая, но и умная литература

  
  -- Галкин. Русско-японская война. Четырехдневное сражение второй манчжурской армии ген.--ад. Гриппенберга. Хэгоутай--Сандэпу с 12 по 13 января 1905 г. -- СП б., Березовский 1910. -- 452 С.; 20 л. схем.
  -- Гриппенберг 0. Ответы О. Гриппенберга на обвинение ген.--ад. Куропаткина. -- СП б., 1909. -- 35 С.
  -- Гриппенберг О. Изнанка операции охвата левого фланга расположения армии Оку в январе 1905 г. По по-воду сочинения ген.--ад. Куропаткина "Бой под Сандэпу". О. Гриппенберг. Изд. 2-е, испр. и доп. -- СП б., 1908. -- 61 С. 2 л. схем.
  -- Гриппенберг 0. Изнанка операции охвата левого фланга расположения армии Оку в январе 1905 г. По по-воду соч. ген.--ад. Куропаткина "Бой под Сандэпу". Изд. 4--е" испр. и доп. -- СП б., 1910. -- 55 С.; 2 л. карт.
  -- Гриппенберг О. Изнанка операции охвата левого фланга расположения армии Оку в январе 1905 г. По по-воду сочинения ген.--ад. Куропаткина "Бой под Сандалу". Изд. 5--е, испр. и доп. -- СП б., 1912. -- 56 С.; 2 л. карт.
  -- Куропаткин А. Н. Бой под Сандэпу. -- СП б., Варшава, 1907. -- 181 С.; 12 л. карт. (Куропаткин А. Н. Отчет, т. II.) Прил.
  -- Моторный В. Участие 14--й пехотной дивизии в боях под Сандэпу. -- СП б., 1912. -- 47 С. [Отд. оттиск из "Военно--исторического сборника" 1--3, 1912 г]
  -- Новицкий В. Ф. Сандэпу. Стратегический очерк наступления 2-й Манчжурской армии в январе 1905 г. -- СП б., Шнеур, 1906. -- 76 С. с илл.
  -- Новицкий В. Ф. Сандэпу. Стратегический очерк наступления 2-й Манчжурской армии в январе 1905 г. Изд. 2-е. -- СП б., Шнеур, 1907. -- 76 С.; 7 л. карт.
  -- Новицкий В. Ф. Японцы в боях у Сандэпу. -- СП б., 1908. -- 36 С.; 3 л. схем.
  -- С. Л. М.--Еще о Сандэпу. 1-й Сибирский корпус в боях под Хэгоутаем с 11 по 15 января 1905 г. Из днев-ника офицера С. Л. -- М. -- СП б., 1907. -- 77 С.; 1 л. план.
  -- Адариди К. Из записок очевидца Мукденских боев майора германской службы Бронсар фон-Шеллендорф. Наступательные действия пехоты по опыту русско-японской войны майора Балка. Изд. 2е, испр. -- СП б., Бере-зовский 1909. -- 31 С.; 1 карта. Изд. 1-е, 1906. -- 32 С. (Русско-японская война в наблюдениях и суждениях ино-странцев вып. 5).
  -- Барцини А. (корреспондент итальянской газеты "Согпеге аеНа Зега" при японской армии). Японцы под Мукденом. Пер. Ю. Лазаревича. -- СП б., Березовский 1908. -- 164 С.; 15 л. карт, план (Русско-японская война в наблю-дениях и суждениях иностранцев вып. 10).
  -- Добротин С. Участие рот 12-го Сибирского Барна-ульского полка 24 и 25 февраля 1905 г. в боях под Киузаном и Ленхаучи. Б. м. и г., 18 С. [Отд. оттиск из "Военного сборника", 1910. -- N 11.]
  -- Каульбарс А. В. 2-я армия под Мукденом. По по-воду тома III сочинения ген.--ад. Куропаткина "Сражение под Мукденом", ч. 1-2. Одесса, 1908. 1 т. [Ч. 1. Краткий очерк событий и общие выводы. 39 С. с илл. Ч. 2. События на Западном фронте с 12 по 26 фе-враля 1905 г., 151 С. с илл. Дополнительные объяснения к описанию "2-я армия под Мукденом" по поводу распоряжений, касающихся действий конницы и отвода обозов. Одесса, 1909. -- 7 С.; 3 л. карт.]
  -- Куропаткин А. Н. Сражение под Мукденом в фе-врале месяце 1905 г. СП б.,--Варшава, 1906. -- 599 С.; 56 л. карт и схем (Отчет ген.--ад. Куропаткина. - СП б.--Варшава, 1906. -- т. III).
  -- Мукденское сражение. Пер. с нем. П. X. Попова. -- М., изд. книжного магазина штаба Московского военного округа, 1907 г. -- 40 С.; 12 л. карт, табл. [В загл.: "Описание составлено по сведениям Большого германского генерального штаба".]
  -- Мукденское сражение, ч. 1-2. -- СП б., 1910. 2 т. (Русско-японская война 1904--1905 гг. Работа военно-исторической комиссии по описанию войны, т. V, ч. 1-2).
  -- Мякушин Н. Г. 4--й Уральский казачий полк в Мукденской операции 12--26 февраля 1905 г. Сост. Н. Г. Мя-кушин. -- Уральск, 1906. -- 26 С.
  -- Мюллер Н. 122-й пех. Тамбовский полк в Мукден-ских боях с 15 по 26 февраля 1905 г. -- СП б., 1907. -- 72 С. Отд. оттиск из "Военного сборника", N 5, 6 и 7, 1907 г.
  -- Новицкий В. Ф. Февральские дни под Мукденом. -- СП б., Военный голос, 1907. -- 56 С.; 1 л. карт.
  -- Описание боевых действий Манчжурских армий под Мукденом с 4 февраля по 4 марта 1905 г. Составлено распоряжением б. главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами, действовавшими против Японии, т. I--III. -- М., 1906--1907. [Т. I. События с 5 по 10 февраля. М., 1906. -- 633 С.; Т. II. События с 19 по 24 феврали 1905 г., 1906. -- 67 С.; Т. III. События с 24 по 26 февраля 1905 г., 1907. -- 132 С. Приложения. 1907. -- 304 С. Атлас схем и кроки--88 л. схем.]
  -- Описание боевых действий 1-го дивизиона 45-й артиллерийской бригады в Мукденских боях 1905 г. - Пенза, 1911. -- 67 С.; 2 л. карт.
  -- Орлов. Шахэ. Действия западного отряда ген. Бильдерлинга на р. Шахэ. Мукден. Действия 2-й армии во время Мукденского сражения. -- СП б., Топогр. и геодез. жур-нал, 1911. -- 79 С.; 7 л. карт, схем.
  -- Парский Д. П. Воспоминания и мысли о последней войне (1904--1905 гг.). -- СП б., Шнеур, 1906. -- 97 С.
  -- Ренненкампф, П. Мукденское сражение, 20-дневный бой моего отряда от Цинхэчена до Мадзядана. -- СП б., Бере-зовский 1908. -- 208 С. с илл.; 2 л. карт.
  -- Рентель фон, кап. Елецкий полк в Тхенитуньском бою 24--25 февраля 1905 г. Сост. кап. фон-Рентель. Пол-тава, 1907. -- 12 С.; 4 л. схем.
  -- Розеншильд-Паулин А. Чжанчжуанза и другие статьи. -- СП б., 1909. -- 56 С. с илл. Подписано: А. Розеншильд-Паулин. [Оттиск из "Военного сборника" 1909 г., N:1 [и 2" С. 33--54 и 33--66].
  -- 13-й японский пехотный полк под Мукденом. Пер. с нем. К. Адариди. -- СП б., 1911. -- 42 С.; 1 л. план. (Русско-японская война в наблюдениях и суждениях иностранцев" вып. 28).
  -- Ферри Э. Мукденская операция в условиях совре-менного театра войны. Извлечение из соч. Эдм. Ферри "От Мукдена к Нанси". -- СП б., Березовский 1907. -- 24 С. (Русско-японская война в наблюдениях и суждениях ино-странцев вып. 13). Перед, загл.: А. К.
  -- Флек Р. фон, кап. Мукденский бой 16--25 февраля. Исследование кап. авс. ген. штаба Р. фон-Флек. Пер. с нем. Н. Тарлецкого. -- СП б., Березовский 1907. -- 37 С.; 6 л. черт., план (Русско-японская война в наблюдениях и суждениях иностранцев вып. 7).
  -- Флек Р. фон, кап. Исследование Мукденского сра-жения с 16 по 25 февраля 1905 г. Пер. с нем. П. X. По-пова. - М., 1907. -- 52 С.; 6 л. схем.
  -- Шеманский А. Мукденская операция русско-японской войны 1904----1905 гг. (С 29 августа 1904 г. по 6 фе-враля 1905 г.). Военное сообщение, сделанное в собрании офицеров ген. штаба Варшавского военного округа А. Д. Шеманским. Брест--Литовск, 1909. -- 43 С.
  
  
  

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023