ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Кого же изберем в Государи?

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


Кого же изберем в Государи?

МИХАИЛ II [ГЕОРГИЕВИЧ].

1174-1176

Н.М. Карамзин

   Скоро по кончине Великого Князя съехались Ростовцы, Суздальцы, Переяславцы и все люди воинские в город Владимир на Вече, следуя примеру Новогородцев, Киевлян и других Российских знаменитых граждан, которые, по словам Летописцев, издревле обыкли решить дела государственные в собраниях народных и давали законы жителям городов уездных.
   "Всем известно, каким образом мы лишились Князя, - говорили Бояре на Вече: - он не оставил детей кроме сына, княжащего в Новегороде. Братья Андреевы в южной России. Кого же изберем в Государи? Кто защитит нас от соседственных Князей, Рязанского и Муромского, да не будем жертвою их коварства или силы? Обратимся к зятю Ростислава Георгиевича, Глебу Рязанскому; скажем ему: Бог взял нашего Князя: зовем шурьев твоих на престол Андреев; отец их жил с нами и пользовался любовию народною".
   Сия мысль была внушена Боярам Послами Рязанскими: граждане одобрили оную; утвердили выбор крестным целованием и, согласясь с Глебом, отправили посольство в Чернигов, где находились тогда, Ярополк и Мстислав Ростиславичи, племянники Андреевы.
   Обрадованные честию такого избрания, но желая быть великодушными, сии два Князя предложили дядям своим, Михаилу и Всеволоду Георгиевичам, господствовать вместе с ними; признали Михаила старшим, уверили друг друга клятвою в искренности союза и целовали крест из рук Епископа Черниговского.
   Обряд бесполезный! Ярополк по совету Ростовцев, недовольных прибытием Михаила, оставив его в Москве, тайно уехал в Переяславль Залесский, собрал Бояр, воинов и взял с них клятву верности. Ростовцы призвали туда и 1150 Владимирцев; но сограждане сих последних, которые оставались дома, отворили ворота Михаилу и с радостию назвали его Князем своим, помня, что Георгий Долгорукий хотел отдать Суздальское Княжение ему и Всеволоду. Началось междоусобие.
  

Междоусобие и отъезд Михаила из Владимира

   Ярополк осадил Владимир; союзники его, Муромцы, Рязанцы, жгли села в окрестностях.
   Семь недель граждане крепко стояли за Михаила и мужественно оборонялись; наконец, изнуренные голодом, объявили Князю, чтобы он дал им мир или сам удалился.
   Храбрый, добродушный Михаил не думал укорять их.
   "Вы правы, - сказал он им: - могу ли желать вашей погибели?" - и немедленно выехал. Граждане, проводив сего достойного Князя с искренними слезами, вступили в переговоры с Ярополком и Мстиславом; уверяли их в своей покорности, но боялись злобы Ростовцев, которые, завидуя новой знаменитости Владимира, желали его унизить.
   Города считались тогда между собою в летах, как роды дворянские в поколениях: Ростовцы славились древностию; именовали Владимир пригородом, его жителей своими каменщиками, слугами, недостойными иметь Князя, и хотели дать им Посадника. Владимирцы, напротив того, утверждали, что их город, основанный Владимиром Великим, имеет право на знаменитость.
   Обнадеженные Ярополком и братом его в справедливой защите, они встретили их со крестами и ввели торжественно в храм Богоматери, где Ярополк был объявлен Князем Владимирским, а Мстислав Ростовским и Суздальским. Народ успокоился, однако ж ненадолго.
  

Возвращение Михаила во Владимир

   Мстислав и Ярополк, неопытные в деле государственного правления, скоро утратили любовь народную.
   Отроки, пришедшие с ними из южной России, сделались Посадниками, отягощали граждан судебными налогами; думали о корысти гораздо более, нежели о расправе.
   Князья зависели от Бояр и во всем исполняли их волю; а Бояре, наживаясь сами, советовали и Князьям обогащаться.
   Ярополк отнял у Соборной церкви волости и доходы, данные ей Андреем; в самый первый день княжения своего взяв ключи от сего богатого храма, присвоил себе казну оного, серебро, золото и дерзнул наконец самую победоносную вышегородскую икону Марии отдать зятю, Глебу Рязанскому.
   Общее негодование обнаружилось.
   "Мы не рабы (говорили Владимирцы) и приняли Князей добровольно; они же грабят нас как иноплеменных, опустошая не только домы, но и святые храмы. И так промышляйте, братья!" Слово важное: оно значило, что надобно Князей унять или сбыть с рук. [1175 г.] Видя же, что все Бояре держат сторону слабых Государей - видя, что Ростовцы и Суздальцы нечувствительны к народным обидам или терпеливы до излишества, - граждане Владимирские тайно призвали Михаила из Чернигова.
   "Ты внук Мономахов и старший из Князей его рода, - говорили ему Послы: - иди на престол Боголюбского; а ежели Ростов и Суздаль не захотят тебя, мы на все готовы, и с Божиею помощию никому не уступит". Михаил с братом Всеволодом и сыном Князя Черниговского был уже в Москве, где ожидали их усердные Владимирцы и сын Андрея Боголюбского (скоро по смерти отца принужденный выехать из Новагорода): тогда Ярополк сведал о грозящей ему опасности; хотел встретить Георгиевичей, но разошелся с ними в дремучих лесах и написал к брату, Мстиславу Суздальскому: "Михалко болен; его несут на носилках: спеши отразить малочисленных неприятелей от Владимира, я пленю их задний отряд".
   Михаил, будучи действительно весьма нездоров, приближался к Владимиру, когда полк Суздальский, выступив из-за горы в блестящих латах и распустив знамя, с воплем устремился на его дружину. Устроенная Михаилом, она изготовилась к сражению; стрелки с обеих сторон начали битву; но Суздальцы - изумленные стройным ополчением неприятелей - вдруг обратили тыл, бросив хоругвь Княжескую. Летописцы говорят, что ни те, ни другие воины не отличались никаким особенным знаком и что сие обстоятельство спасло многих Суздальцев: ибо победители не могли распознавать своих и неприятелей.
   Михаил [15 июня 1175 г.] с торжеством въехал в город Владимир: пред ним вели пленников.
   Духовенство и все жители встретили его с живейшею радостию. Ярополк ушел к зятю своему в Рязань, а Мстислав в Новгород (где княжил юный сын его, Святослав, после Георгия Андреевича); но мать и жены их остались пленницами в Владимире.
  

Торжество города Владимира как старшего среди прочих

   Скоро Послы от Суздаля и Ростова явились во дворце Михаиловом и сказали именем всех граждан: "Государь! Мы твои душою и сердцем. Одни Бояре, преданные Мстиславу, были тебе врагами. Повелевай нами как отец добродушный!"
   Таким образом Михаил наследовал Великое Княжение Андреево; объехал разные области; везде учредил порядок; везде пекся о народном спокойствии. Осыпанный дарами Суздальцев и Ростовцев, награжденный за свой труд благословениями довольных граждан, он возвратился в Владимир, оставив Всеволода княжить в Переяславле Залесском.
   Народ требовал мести: Глеб Рязанский пользовался слабостию шурьев, обирал их, обогатился драгоценностями и святынею храмов Владимирских.
   Михаил шел наказать его: но Глеб, не дерзая оправдываться, требовал милосердия; прислал Вышегородскую икону Богоматери, все драгоценности, даже книги, им похищенные, и тем обезоружил Великого Князя. Народ, с восхищением встретив образ Марии, снова поставил его в Соборной церкви Владимирской: Михаил возвратил ей поместья, оброки и десятину.
   Торжество Владимирцев было совершенно: город их сделался опять столичным; и Князь, ими призванный, заслуживая любовь общую, казался любимцем Неба, ибо счастие ему благоприятствовало.
   Они хвалились своим выбором и говорили, что Бог, унизив гордость древнего Ростова, прославил новый Владимир, ознаменовав его жителей мудростию в совете и мужеством в деле; что они, вопреки Боярам, даже вопреки народу Суздальскому и Ростовскому, единственно в надежде на свою правду, дерзнули изгнать злых Князей и выбрать Михаила, благотворителя земли Русской.
   К несчастию, сей Государь властвовал только один год и скончался [20 июня 1170 г.], оставив в летописях память своей храбрости и добродетели. Жив в веке суровом, мятежном, он не запятнал себя ни жестокостию, ни вероломством и любил спокойствие народа более власти. Новейшие Летописцы уверяют, что Михаил казнил многих убийц Андреевых; но современные не говорят о том. Некогда изгнанный Боголюбским, он мог еще питать в сердце своем неприятное воспоминание сей обиды; и тем более достоин хвалы, ежели действительно наказал злодеев.
  

Междоусобия в южной России

   Михаил, занимаясь единственно благом Суздальского или Владимирского Княжения, не хотел или не имел времени думать о России южной, где господствовало междоусобие. Олег Северский, зять и союзник Ростиславичей, вместе с ними воевал область Черниговскую, осаждал Стародуб и, сам осажденный Святославом в Новегороде Северском, должен был молить о мире.
   Киев более и более унижался.
   Видя нечаянное прибытие Романа Смоленского и догадываясь, что братья намерены возвести его на Киевский престол, слабый Ярослав Изяславич не захотел подвергнуть себя стыду изгнания и добровольно уехал в Луцк. Роман также не мог утвердиться на сем престоле, от зависти и козней Святослава.
   Имея тайные сношения с Киевлянами и с Черными Клобуками, волнуя умы лестию, злословием и скоро обрадованный несчастною битвою сыновей Романовых с Половцами, в коей легло на месте множество лучших воинов, Святослав начал торжественно жаловаться на Давида.
   "Я ничего не требую кроме справедливости, - говорил он Роману: - Брат твой, помогая Олегу, жег города мои. Согласно с древним уставом Боярин в вине ответствует головою, а Князь уделом. Изгони же беспокойного Давида из областей Днепровских".
   Не получив удовлетворения, Святослав прибегнул к оружию и к изменникам. Зять его, сын Владимира Мстиславича, внука Мономахова, именем Мстислав, жил в Триполе с Ярополком Романовичем и предал сей город тестю. Узнав еще измену Берендеев, Роман удалился в крепкий Белгород и ждал братьев. Хотя Князь Черниговский, более властолюбивый, нежели храбрый, заняв Киев, малодушно бежал от них и перетопил часть своего войска в Днепре; однако ж Ростиславичи, сведав о впадении Половцев, призванных Святославом, добровольно уступили ему древнюю столицу, уже незавидную.
   "Господствуй в ней, - сказали они, - но с согласия нашего: не насилием и не обманом; мы не хотим тешить иноплеменных варваров междоусобием".
   Роман возвратился в Смоленск.
  

 []

  

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТКИ

  
  -- ПЕРЕСВЕТ Александр (?-1380), герой Куликовской битвы, монах Троице-Сергиева мон. Его поединок с тат. богатырем Темирмурзой, в к-ром оба погибли, стал началом сражения.
  
  -- ПЕРЕСВЕТОВ ИВАН СЕМЕНОВИЧ, русский публицист, дворянин, слу­жил в Литве. Около 1539 г. переехал в Россию. В 1549 г. передал Ивану IV свои сочинения: "Сказание о Петре Волосском (Молдав­ском) воеводе", "Сказание о царе турецком Магмете", "Сказание о царе Константине" и две челобитные. Все сочинения Пересветова объединяет единая мысль: Рос­сии нужна сильная государственная власгь, которая безраздель­но должна находиться в руках царя. Для обоснования своей мысли Пересветов пользуется различными литературными при­емами: то обращается прямо к царю Ивану, то строит свои по­учения на примере истории Византии и ее покорителя Магмет-Салтана, то вкладывает свои размышления в уста праведного воеводы Волосского Петра. Социально-политические взгляды Пересветова строятся на почве общей историософской идеи великого исторического призвания России. "Слышал от многих мудрецов, - пишет он в челобитной Ивану Грозному, - что быти тебе государю, вели­кому царю по небесному знамению". "Дочлися в книгах, что обладати тебе, государю, многими царства". С этой верой связы­вается и славянофильство Пересветова. Он едва ли не первый в русской литературе заговорил об отношении русского народа к единоверным братьям славянам, попавшим под турецкое иго.
  
  -- Периандр Коринфский, греческий мудрец, ок. 590 до Р.Х.
  
  -- Перикл (ок. 469 - 429 до Р.Х.), сын Ксантиппа, знаменитый афинский госу­дарственный деятель и полководец, глава партии демократов, способ­ствовал военному и культурному возвышению Афин. При нем Акро­раж принял свой классический вид, а время его правления в Афинах, славящееся своим искусством и театром, называется "веком Перикла". Умер от чумы в самом начале Пелопоннесской войны.
  
  -- ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ. Первая русская печатная военная газета вышла 16(27) декабря 1702 года. Она называлась "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах ". Первым официальным органом военного министерства России в 186I году стал журнал "Военный сборник", выходивший с 1858 года. К этому времени уже выходили "Артиллерийский журнал" (с 1808 года" ), "Инженерный журнал" (с 1857 года), "Морской сборник" (с 1848 года), "Военно-медицинский журнал" (с 1823 года).
  
  -- Перискилакисма - "принесение щенят в жертву", греческий очистительный обряд неясного смысла.
  
  -- Перпенна, полководец Сертония, разбит Помпевыми войсками, 75 до Р.Х.; захватывает власть в Испании после убиения Сертония, 72 до Р.Х.
  
  -- Персей (212 - 166 до Р.Х.) - царь Македонии в 178 - 167 гг. до Р.Х. Разгромлен Эмилием Павлом в 168 г. До Р.Х., умер в плену.
  
  -- Персеполь - древний знаменитый город царства Персидского, некогда столица Персии, принимаемой в собственном смысле, т.е. той части, которую населяло племя Персов. Сделан столицею при Дарие около 515 г. до Р.Х. и назван Парса. Дарий построил здесь великолепный дворец, вскоре после того сгоревший и возобновленный Артарксерксом II. Доселе еще видны отлично сохранившиеся развалины его, как-то: колонны дворца с окнами и дверями, барельефы с клинообразными надписями и т.п. Под дворцом идет подземный ход с царскими гробницами. Означенные развалины Персияне называют Чиль-Минар, т.е. сорок колонн, или Тукл-аль-Джемшид (трон Джемшида). К остаткам древности относятся также развалины нескольких больших надгробных памятников, из коих один считается в народе гробницею Дария Истаспа.
  
  -- ПЕРСИДСКИЙ ПОХОД 1722--23 рус. армии и флота во главе с Петром I с целью обеспечить торг. связи России с вост. странами, оказать помощь закавк. народам в освобождении от иран. гос­подства и воспрепятствовать тур. экспан­сии в Закавказье. Завершился освобожде­нием Дагестана и Азербайджана и их присоединением к России. В 30-е гг. 18 в. эти тер. возвращены Ирану. П. п. объективно способствовал сохранению независимости Иран. государства.
  
  -- ПЕРСИДСКИЙ ПОХОД 1796 рус. войск в азерб. провинции Ирана. Пред­принят в ответ на вторжение иран. войск в 1795 в Грузию. Цель похода -- воспре­пятствовать иран. феодалам утвердиться в Закавказье. Несмотря на успехи (за­нятие Дербента, Баку, Кубы), после вступления на престол имп. Павла I -- прекращён, войска отозваны.
  
  -- Персия - древнеазиатское царство, пределы и границы которого значительно изменялись в различное время. Персидская империя была основана Киром и ее обитатели в древнее время назывались Еламитами, от своего предка Елама, сына Симова, а в более поздние времена они назывались Парфянами. Мидийский и Персидский престолы были соединены при Кире в 536 г. до Р.Х., и в действительности вся страна от Египта до р. Гангеса совместилась в том, что называлось тогда Персидскою империею. Персидское царство было ниспровергнуто нашествием Александра Великого, а в VII столетии до Р.Х., оно подпало под власть Сарацин, и было подчинено Калифам Багдадским до половины XIII столетия, когда оно было покорено Чингис-Ханом, а в XIV - Тимуром, или Тамерланом.
  
  -- Перстень - знак достоинства сенатора и (позже) всадника. Перстень-печатка, который в Афинах носили все свободные, как личную печать. Солон, чтобы предупредить подделки в документах, запретил резчику отставлять у себя оттиск сделанной печати.
  
  -- Пертинакс - первый римский импе­ратор из среды вольноотпущенников, возведенный на престол в 193 г. н. з. после убийства Коммода. В течение своего 81-дневного правления отделил личную собственность императора от императорского фиска, роздал покину­тые земли лицам, желавшим пользо­ваться ими на условиях их обработки и освобождения от налогов в течение 10 лет, и усилил дисциплину в прето­рианской гвардии.
  
  -- Перчатки (белые) - символ чистоты в том же смысле, что и белый фартук из кожи ягненка (символ чистого сердца), являясь символом чистых рук.
  
  -- Пес - ходячее прозвище киников, бродячих философов, отвергав­ших все жизненные блага и живших "как Собаки".
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010