ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Кому нужна "фабрика офицеров", производящая сплошной брак?"

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
Оценка: 6.45*4  Ваша оценка:


"Кому нужна "фабрика офицеров", производящая сплошной брак?"

   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
   Мысли на будущее ...
   0x01 graphic

Солдаты и юная маркитантка

Адриан Моро.

"БЛАГОЗАКОНЬЕ ВСЕГДА

РОЖДАЕТ ПОРЯДОК И СТРОЙНОСТЬ"

Система военно-учебных заведений России

  
   На основе исторического опыта военно-учебного строительства, нам предстоит сделать заключение о предпочтительных параметрах системы военно-учебных заведений и целесообразных управленческих структурах.
  
   Говоря о структуре военно-учебных заведений, нам следует учесть тот факт, что она (структура) довольно подвижна и не следует особенно заострять внимание на отдельных неточностях, которые имеются в исторической литературе.
  
   Мы за основу анализа возьмем две работы: Ф.Грекова "Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700-1919". (М.,1910) и Л.Бескровного "Армия и флот России в начале ХХ в. Очерк военно-экономического потенциала". (М., 1986).
  
   На конец ХIХ - начало ХХ века в России существовала следующая структура военно-учебных заведений:

Пажеский Его Императорского Величества корпус

Кадетские корпуса

1-й и 2-й Санкт-Петербургские; 1-й, 2-й и 3-й Московские; Орловский-Бахтина; Воронежский; Нижегородский; Полоцкий; Псковский; Петровско-Полтавский; Владимирский-Киевский; Симбирский; Оренбургско-Неплюевский; 2-ой Оренбургский; Сибирский (Омский); Тифлисский; Донской; Ярославский; Суворовский (Варшавский); Одесский; Сумской; Хабаровский; Владикавказский; Ташкентский; Вольский.

Военные училища

Николаевское кавалерийское; Павловское; Александровское; Алексеевское; Киевское; Казанское; Санкт-Петербургское; Елисаветградское кавалерийское; Тверское; Михайловское артиллерийское; Константиновское артиллерийское; Николаевское инженерное; Военно-топографическое.

Юнкерские училища

Пехотные: Виленское; Одесское; Чугуевское; Тифлисское; Иркутское.

Казачьи: Новочеркасское ;Оренбургское.

Офицерские школы

Офицерская стрелковая школа в Ораниенбауме; Офицерская кавалерийская школа; Офицерская кавалерийская школа в Царском Селе; Инженерная офицерская школа; Электротехническая школа; Офицерские воздухоплавательные и авиационные школы; Офицерская автомобильная школа; Офицерская железнодорожная школа; Главная гимнастическо-фехтовальная школа.

Военные академии

Академия генерального штаба;

Михайловская артиллерийская академия;

Николаевская инженерная академия;

Николаевская морская академия;

Военно-юридическая академия;

Военно-медицинская академия;

Интендантская академия.

Военные школы

Школа Императора Александра II; Тифлисская военно-фельдшерская; Иркутская; Московская; Техническая артиллерийская; Электротехническая; Пиротехническая артиллерийская.

   В кадетских корпусах по данным Всеподданнейших отчетов обучалось до 10 тыс. человек, ежегодные выпуски составляли около тысячи выпускников, из которых примерно 85% поступало в военные училища. Кадетский корпус был рассчитан на 300-350 человек.
  
   Юнкерские училища были предназначены для ускоренной подготовки офицеров, но в 1911 г. они были переведены на программу военных училищ.
  
   Однако с началом мировой войны потребовалось вернуться к ускоренной подготовке офицеров. Первые пехотные школы прапорщиков были сформированы в 1914 году при запасных пехотных бригадах. Всего в шести таких школах обучалось 1200 офицеров.
   А к концу 1914 года таких школ стало 13.
   Затем были открыты 10 временных школ.
   В общем в 1915 г. через школы прапорщиков армия получила 29.820 прапорщиков пехоты и 402 прапорщика инженерных войск.
  
   В 1916 году действовало 38 школ, рассчитанных на 18.970 офицеров. Три выпуска этих школ дали 50.350 офицеров. Школы прапорщиков в Москве, Петербурге и Киеве комплектовались только студентами высших учебных заведений.
  
   Острая нехватка хорошо подготовленных офицеров выявилась еще во время войны с Японией.
  
   Это обусловило расширение сети военных училищ.
  
   В 1905 г. решено было разделить училища на две группы. Первую группу составляли училища, на которые распространялось право приема из кадетских корпусов, а во вторую - остальные училища.
   И хотя права окончивших были равными, однако окончившие училища первой группы пользовались правом выбора при назначении в войска. Училище было рассчитано на 300 юнкеров, а кавалерийское - на 250. С началом войны пришлось срочно переходить на краткосрочные курсы (3-6 месяцев). Ускоренные выпуски превысили в1914 году нормальные более чем в 3 раза, в 1915 г. - в 9 раз, в 1916 г. - в 12 раз.
  
   Офицерские школы усовершенствования предназначались для офицеров, выдвигаемых на должности командиров батальонов, эскадронов, батарей (полевых и крепостных).
  
   Высшее военное образование давалось в 6-ти военных академиях, головной из которых была Академия генерального штаба.
  
   Структура академии предусматривала основное отделение с двухлетним сроком обучения, в дополнение к которому действовал курс восточных языков, а также отдельный интендантский курс, существовавший с 1900 по 1911 г. В 1916 г. было введено Положение об ускоренной подготовке офицеров для полевых частей в Академии ввиду огромной потребности таких специалистов в войсках.
  
   После досрочного выпуска в 1914 г. Инженерная академия не смогла возобновить свои занятия. Все попытки профессоров Академии организовать краткосрочную подготовку военных инженеров успеха не имели. Острая нужда вынудила отправить на фронт даже профессоров Академии и поставить их на посты армейских и фронтовых управлений.
  
   Михайловская артиллерийская академия была высшим учебным заведением с двумя факультетами - техническим и строевым. В задачу первого входила подготовка кадров для изготовления и эксплуатации артиллерийской техники, на втором готовили кадры для войск. Срок обучения был установлен в два года, плюс 8 месяцев на дополнительном курса.
  
   В ХХ в. Военно-медицинская академия играла роль основного источника медицинских кадров для армии и флота. Несмотря на большие выпуски, армия постоянно нуждалась в опытных врачах. Имевшийся в начале войны запас врачей сразу же был исчерпан. За три с половиной года войны число раненых и больных достигло почти 10 млн. человек. Санитарная служба обеспечивала возвращение в строй не более 45% заболевших.
   Инвалидность раненных достигла 35%.
  
   Интендантская академия была открыта в 1911 г. В период с 1900 по 1910 г. интендантский курс при АГШ окончили 264 офицера. С 1911 по1914 г. Интендантскую академию окончили 300 офицеров. Во время мировой войны занятия в Академии не проводились.
  
   Военно-юридическая академия - высшее учебное заведение с 3-летним сроком обучения, действовала на основании Положения 1878 г. Она не только готовила кадры доля войск, но и вела довольно значительную работу по разработке норм военно-судебной практики. В год, как правило, выпускалось до 30 офицеров.
  

0x01 graphic

Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами (1799)

Давид Жан Луи.

Особые военно-учебные заведения

   Вслед за характеристикой общей системы военно-учебных заведений, покажем те учреждения, которые имели отличие от общей системы.
  
   Греческий кадетский корпус.
  
   Во время первой турецкой войны и Морейской экспедиции набирались в Греции мальчики и отправлялись в Италию, где их содержали на счет русского правительства. По заключении мира с турками, в 1774 году, они были посланы в Петербург.
   Первоначально предполагалось поместить их в Ораниенбауме, но мысль эта была оставлена, и Императрица поручила генералу Мордвинову устроить для них гимназию при Артиллерийском и Инженерном кадетском корпусе, с тем, чтобы впоследствии проживавшие в столицах греки могли пользоваться этой гимназией для воспитания и образования своих детей.
   17-го апреля 1775 года проект был утвержден, и в классах училища, наименованного "Корпусом чужестранных единоверцев" (носившем также название Греческого кадетского корпуса и Греческой гимназии), началось преподавание. В 1796 году это заведение было расформировано, при чем ее воспитанники были распределены между Сухопутным и Морским кадетскими корпусами.
  

0x01 graphic

Царскосельский лицей. Открыт в 1811 г.

  
   Царскосельский лицей.
  
   Другим источником, из числа гражданских заведений, для тех же целей комплектования офицеров, в Александровское (Александра I) время был Царскосельский лицей с состоявшим при нем благородном пансионом.
   Основанный в 1811 году, лицей предназначался для воспитания и обучения в нем детей лучших дворянских фамилий, с тем, чтобы в будущем питомцы этого заведения могли занимать высшие в государстве должности как в службе гражданской, так и в военной.
   В этих последних видах, через 11 лет, 18-го марта 1822 года состоялось высочайшее повеление о подчинении лицея Его Императорскому Высочеству цесаревичу Константину Павловичу, с той же целью, как сказано в высочайшем указе на имя цесаревича, чтобы "все действия к образованию воспитывающегося для военной службы юношества имели одинаковое направление".
   Лицей, выпускавший и ранее поступления в ведение Совета о военных училищах своих воспитанников в ряды армии, с некоторою предварительною их подготовкою, начиная с 1822 года, ежегодно уже представлял в Совет списки выпускников, с показанием, кто из них и в какие части (гвардии и армейской кавалерии) подлежит определению. При малом составе заведения, из него выходило в военную службу весьма ограниченное число молодых людей; тем не менее, за время состояния лицея в ведении Совета, из него было выпущено в 1822-1825 гг. около 35 человек; из них 11(все в гвардию)-в 1823 году, когда оказался особенно значительный некомплект офицеров во 2-й армии, достигший 250 человек, и когда, по высочайшему повелению, было произведено в офицеры до окончания курса 122 воспитанника, из числа кадет 1-го и 2-го кадетских корпусов, питомцев дворянского полка, военно-сиротского дома и, между прочим, лицея.
  
   Открытый еще в 1774 году Горный институт, как известно, был в 1804 году переименован в Горный кадетский корпус. В 1833 году он подвергся новым преобразованиям, при чем ему было присвоено прежнее наименование Горного института. В следующем году институту дана военная организация, а по новому уставу 1848 г. было присвоено наименование Института корпуса горных инженеров, при чем он получил характер закрытого военно-учебного заведения.
  
   Такой же характер был придан Лесному институту и Институту инженеров путей сообщения, преобразованному в 1842 г. в заведение с общеобразовательным и специальным курсом. С этого же года он стал комплектоваться малолетними, не свыше 13-летнего возраста, и был разделен на 8 классов: 4 общих, 3 специальных теоретических и 1 специальный практический. В 1849 году, почти одновременной с Горным институтом, Институт инженеров путей сообщения по внутреннему устройству и распорядкам был превращен в кадетский корпус.
  
   Все три заведения, однако же, не были подчинены центральному ведомству военно-учебных заведений и находились в заведовании тех ведомств, на службу в которые выпускались воспитанники по окончании полного курса офицерскими чинами.
  
   По мере увеличения числа военно-учебных заведений, увеличилась и потребность в преподавателях. Для снабжения заведений подготовленными учителями, в 1827 году был учрежден при Санкт-Петербургском батальоне военных кантонистов Военно-учительский институт. Число учеников в институте, из отличнейших по умственным способностям кантонистов, положено было иметь 60. Воспитанники должны были приготовляться в учителя следующих предметов: русской и немецкой словесности во всех основаниях, кроме поэзии; географии, истории, естественной истории, арифметики, алгебры, геометрии, физики, химии, механики, рисования, ситуации, архитектуры и военно-уголовного права. Курс положено было распределить на 4 года. Система преподавания намечалась предметная. Ученики, менее способные быть учителями, должны были готовиться в аудиторы.
  
   По окончании курса учителя должны были оставаться в продолжение 2 лет, при институте преподавателями своего предмета, для приобретения практических навыков в преподавании. По истечении 2-х лет, полагалось их назначать на службу в военно-учебные заведения, с обязательством прослужить в звании учителей 15 лет.
  
   Частные пансионаты с военной подготовкой.
  
   Разрешением содержать частные пансионы была сделана уступка общественным потребностям и некоторое отступление от того основного принципа, по которому все школы должны быть правительственными. Но сделав такую уступку, учебное начальство, преимущественно из политических видов, установило строгое наблюдение м неослабленный надзор за частными заведениями. То и другое выразилось в издании в 1851 году особой "Инструкции для надзора за частными пансионами".
  
   По этой Инструкции надзор за частными пансионами возлагался не только на директора соответственного заведения, но и на особое лицо, подчиненное непосредственно начальнику штаба военно-учебных заведений, которое обязано было, между прочим, "входить в разговоры с воспитанниками, замечать развитие их способностей, направление их мыслей, приемы их в обращении" и пр.
  
   Наиболее известными в Петербурге пансионами, в которых получили предварительную подготовку будущие воспитанники военно-учебных заведений, были пансионы Шакеева, Тиханова, Болдырева и Комарова, подготовлявшие своих учеников преимущественно к поступлению к Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
  
   В 1874 году была реорганизована Вольская военная прогимназия: здесь были сосредоточены такие воспитанники, которые подлежали, по их нравственной испорченности, исключению из военных гимназий и прогимназий, ранее достижения 16-летнего возраста.
   Новое заведение это явилось учреждением оригинальным, не заимствованным, не имевшим перед собою готового образца, но в то же время оно было учреждением, вызванным требованиями жизни, человеколюбивыми побуждениями и теми широкими воззрениями на задачи воспитания, которыми обладали как Д.Милютин, так и Н.Исаков.
  
   Курсы для подготовления офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах.
  
   Обращая серьезное внимание на воспитание молодежи, Главный начальник военно-учебных заведений Великий Князь Константин Константинович предъявлял серьезные требования к воспитательскому персоналу.
  
   "Дело воспитания, - гласила одна из его резолюций, - самая священная и трудная, требующая от исполнителей высокой нравственности и больших духовных сил. В ряды воспитателей должны вступать лучшие из наших военных людей".
  
   Эти серьезные требования, предъявленные Главным начальником к воспитателям, вызвали в 1900 году учреждение при Главном управлении военно-учебных заведений особых Курсов для подготовления офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах, на которые в том же году были командированы, в числе 25-ти человек, офицеры-воспитатели от Пажеского Его Императорского Величества и всех кадетских корпусов, кроме Хабаровского и Финляндского.
   Руководство курсами и председательство в их конференции возложено было на директора Педагогического музея генерал-лейтенанта А.Макарова, а членами конференции были назначены генерал-лейтенанты А.Острогорский и А.Бутовский.
  

*

   Из приведенных сведений видно следующее:
  
  -- Во-первых, количество военно-учебных заведений в России было довольно много, но по своему составу и возможностям, это были, как правило, малокомплектные учебные заведения, рассчитанные на 300-350 человек.
  -- Во-вторых, эти военно-учебные заведений были разбросаны по всей территории России, что усложняло координацию их деятельности, научное руководство и ставило в разные условия, приводящие и к разным результатам.
  -- В-третьих, военно-учебные заведения, как правило, ориентировались на потребности мирного времени в офицерах, не создавая офицерских резервов.
  -- В-четвертых, практика обескровливания военно-учебных заведений путем изъятия из них военно-педагогических кадров, вряд ли оправдана даже в условиях войны.
  -- В-пятых, переход на ускоренные сроки подготовки военных кадров в годы войны, рассматриваемый как наиболее удачный способ восполнения офицерских потерь, имеет серьезные изъяны - создается невосполнимый в течение длительного времени дефицит в высокообразованных офицерских кадрах.
  -- В-шестых, педагогические кадры, направленные на войну, в большинстве своем теряются для военно-учебных заведений (физические потери, ранения, переход в строй и т.п.).

*

  
   Для полноты понимания проблемы следует провести сравнительный анализ существующих ныне систем подготовки офицерских кадров в ведущих государствах мира.
  

0x01 graphic

  

"Опричники", (ранее 1904) Неврев Н.В.

  
   Для этого мы укажем основные звенья подготовки офицерских кадров в США, Великобритании, Франции, Турции и Японии.
  

Военно-учебные заведения США

1.Военные училища:

Вест-Пойнт - училище сухопутных войск; училище ВВС в Колорадо-Спрингс; училище ВМФ в Аннаполисе.

2.Курсы вневойсковой подготовки (РОТС).

3.Курсы высшей военной подготовки.

Высшую военную подготовку офицеры проходят в 6 военно-учебных заведениях: Армейский военный колледж (г.Карлайл-Бэррекс, штат Пенсильвания); Штабной колледж (Норфолк, штат Виржиния); Военно-воздушный колледж (авиабаза Максвелл); Военно-морской колледж (г. Ньюпорт); Национальный военный колледж (Форт-Макнейер, Вашингтон); Военно-промышленный колледж (Форт-Макнейер, Вашингтон).

4.Специальные военно-учебные заведения.

Специальная подготовка офицеров осуществляется в 5-ти военно-учебных заведениях: Институт иностранных языков (г. Монтерей, штат Калифорния); Колледж военной разведки (Вашингтон); Школа информации и пропаганды (Форт-Бенжамин Харрисон, штат Индиана); Школа картографии (Форт-Бельвуар, штат Виржиния);Школа военных священников (Форт-Монмаус, штат Нью-Джерси).

  

Военно-учебные заведения Великобритании

1.Военно-учебные заведения видов ВС.

К ним относятся: Санхерское училище сухопутных войск (Гемпшир); Крануэльский авиационный (Линкольншир) и Бракнеллский штабной авиационный (Беркшир) колледжи; Дартмусский (Девон) и Гринвичский (Лондон) военно-морские колледжи; Манадонский (Девон) военно-морской инженерный колледж.

2.Курсы подготовки по специальности.

3.Курсы специальной подготовки.

Обучение офицеров осуществляется в следующих военно-учебных заведениях: Объединенный штабной и Королевский колледжи (Лондон); Кемберлийский штабной (графство Суррей); Шривенгеймский военно-научный колледж (Уилтшир).

4.Курсы высшей подготовки.

Подготовка высших офицеров ведется в следующих заведениях: Центр высших военных исследований; Институт высших исследований национальной обороны; Центр высших исследований в области вооружения; Высшие объединенные курсы.

Военно-учебные заведения Франции

1.Военные подготовительные учебные заведения.

В подготовительных военных лицеях обучаются дети школьного возраста. Они предназначены для подготовки кандидатов во все основные школы. К ним относятся: военный лицей в Сен-Сире, Экс-ан-Прованс, О-Тун, Ла Флеш. Кроме того, в гражданских лицеях в Париже, Нанси и Тулоне обучается молодежь с установкой для поступления в военно-учебные заведения.

2.Школы основной подготовки.

Во Франции имеется около 10 школ основной подготовки. Но четыре из них считаются привилегированными. Это Сен-Сирская, политехническая, летная, военно-морская.

3.Практические школы родов войск.

После окончания школы основной подготовки выпускникам присваивается звание "младший лейтенант" и они направляются для обучения в одну из практических школ родов войск - пехоты, бронетанковых, войск связи, пилотов, штурманов. Всего во Франции 9 практических школ.

4.Курсы усовершенствования.

Для назначения на должность командира роты и связанного с этим присвоением воинского звания "капитан" необходимо закончить 4-5 месячные курсы усовершенствования.

5.Высшие курсы.

Для дальнейшего прохождения по службе уже необходимо получить высшее военное образование в одном из следующих высших учебных заведениях: Штабные и высшие школы видов вооруженных сил; Центр высших военных исследований; Институт высших исследований национальной обороны.

Военно-учебные заведения Турции

1.Военные лицеи.

Большинство будущих офицеров начинают свое военное образование в системе военных лицеев. Всего их 5. Наиболее престижные: Стамбульский лицей сухопутных войск "Кулели" и лицей ВМС на о.Хейбели в Мраморном море.

2.Военные училища.

Среди них -старейшее Анкарское училище сухопутных войск. Конкурс в училище: сухопутное - 7 человек, в училище ВМС -до 40.

2.Училища родов войск.

По окончании училищ видов вооруженных сил их выпускники в течение года проходят специализацию в соответствующих училищах родов войск, а те из них, кто предназначен для пехотных подразделений, сразу же направляются в войска.

3.Высшие учебные заведения.

Высшее военное образование офицеры получают в военных академиях сухопутных войск, ВВС. ВМФ, где они учатся 2 года. Все военные академии территориально объединены в общий учебный комплекс (в Стамбуле). Турецкое военное руководство считает, что совместное их расположение повышает эффективность обучения, способствует расширению военного кругозора и сплочению представителей различных видов вооруженных сил. Кроме того, за счет централизации увеличиваются возможности единой учебно-материальной базы высшей военной школы.

4.Подготовка офицеров за границей.

Часть офицеров проходят переподготовку за границей, в частности, в США, Великобритании и ФРГ. Начиная с 1985 года в США стали направляться лучшие выпускники военных лицеев.

Военно-учебные заведения Японии

1.Военные колледжи.

Военный колледж готовит ядро командного состава. Ежегодный набор - 530 человек : 300 - для сухопутных войск, 130 - для ВВС и 100 - для ВМФ. Срок обучения 4 года. Военно-медицинский колледж готовит военных врачей для всех видов вооруженных сил. Ежегодный набор - 80 человек. Срок обучения - 6 лет. Выпускникам присваивается звание фельдфебель. Военное училище физкультуры готовит инструкторов по физической подготовке для частей и соединений видов вооруженных сил.

2.Офицерские кандидатские школы.

Эти учебные заведения готовят младших офицеров для своего вида ВС. Срок обучения в них от 25 до 40 недель. Выпускники получают звание "лейтенант".

3.Командно-штабной колледж вида ВС.

Это учебное заведение готовит старших офицеров для данного вида ВС. Ежегодный набор слушателей от 50 до 80 человек. Срок обучения - 8-12 месяцев.

4.Объединенный командно-штабной колледж.

Объединенный командно-штабной колледж готовит командиров и штабных офицеров в звании подполковник и выше по организации управления войсками. Ежегодный набор - 30 человек. Срок обучения - 8 месяцев.

  
   Сведения, которыми мы располагаем, позволяют сделать следующие обобщения:
  
  -- во-первых, единой системы подготовки офицерских кадров нет; система подготовки офицеров имеет свою национальную специфику и отвечает национальным интересам и традициям каждого государства;
  -- во-вторых, количество начальных офицерских школ, как правило, немного - иногда по одной на вид вооруженных сил, что дает возможность добиться концентрации в таких военно-учебных заведениях больших сил, средств и лучших кадров;
  -- в-третьих, ряд государств предусматривает систему должностного образования или повышения квалификации офицеров с короткими сроками обучения; в-четвертых, сроки обучения в высшем звене обычно короткие, что способствует сконцентрировать усилия на наиболее важных вопросах, не преследуя широких целей военного образования.
  

*

0x01 graphic

  

Солон, объясняющий афинянам свои законы, 1672

Ноэль Куапель,

  
   На основании отмеченных недостатков имевшейся системы военно-учебных заведений, полагаем необходимым обозначить требования к ней (системе), соблюдение которых могло бы позволить избежать тех ошибок, которые имели место в прошлом.

Требования к системе военно-учебных заведений

  -- Простота и легкость управления.
  -- Прочность.
  -- Гибкость.
  -- Активность и надежность внутренних связей.
  -- Избирательная открытость.
  -- Защищенность.
  -- Экономичность.
  -- Разумное расположение.
   Простота и легкость управления.
   Это требование выполняется в том случае, когда в системе нет лишних звеньев, а управление осуществляется через минимальное число передаточных механизмов. Другими словами, военно-учебных заведений должно быть немного, чиновников и командиров - минимум, педагогов - достаточно.

*

   Прочность системы военно-учебных заведений придает надежность каждого звена, т.е. каждого военно-учебного заведения. Малокомплектное заведение не может быть таковым. Военно-учебное заведение должно быть крупным учреждением, с мощной материальной и учебной базой, сильным профессорско-преподавательским составом, способным с большой эффективностью решать научные, учебные и воспитательные задачи.

*

   Гибкость необходима системе для того, чтобы без кардинальной ломки перестраивать учебно-воспитательный процесс в соответствии с вновь возникающими задачами, необходимостью усовершенствования процесса подготовки офицерских кадров, перехода от обычных на ускоренные сроки подготовки офицеров и т.д.

*

   Активность и надежность внутренних связей позволяет системе учитывать межпредметные связи, преемственность в подготовке кадров, непрерывность и согласованность в образовании.

*

   Избирательная открытость необходима для того, чтобы система могла устанавливать и поддерживать необходимые внешние связи и решительно отторгать все попытки внедрения в имеющуюся структуру либо недостойных кадров, либо идей, подрывающих воинский дух, патриотизм, чувство преданности Закону и Законной Власти и т.п.

*

   Защищенность системы военно-учебных заведений предполагает ограждение ее от некомпетентного вмешательства со стороны разного рода военного и гражданского чиновничества, от навязывания военному образованию гражданских стандартов и требования и т.д.

*

   Экономичность системы проявляется в том, что она не работает в холостую, не тратит средства и силы для подготовки лиц, которые не могут дать в силу разных причин нужную отдачу. Экономичность - это сведение к минимуму потерь и непроизводительных трат времени, использование всех кадров по их прямому назначению. Экономичность - это разумное использование имеющихся ресурсов.

*

   Разумное расположение военно-учебных заведений - это правильный выбор места вуза, компактное расположение учебных, жилых, лабораторных баз и полигона. Не следует разбрасывать военно-учебные заведения по всей территории России - их нужно сосредотачивать в центре. Учебное заведение должно быть сосредоточено в одном месте, имеющем территорию для жилья, классной и полевой учебы, занятия наукой и проведения экспериментальной работы. Это должен быть цельный военно-учебный городок со своей внутренней организацией и службами.

*

   0x01 graphic

"Пожар в деревне", (1885)

Дмитриев-Оренбургский.

Система подготовки офицеров запаса

  
   Для пополнения корпуса офицеров, при мобилизации, до штатов военного времени, во всех армиях имеются офицеры запаса.
  
   Офицеры запаса образуются, как правило, несколькими путями:
  
  -- во-первых, за счет уволенных в запас офицеров, не достигших предельного срока нахождения на службе;
  -- во-вторых, путем увольнения в запас со званием офицера солдат и сержантов, выдержавших испытание на офицерское звание по упрощенной программе; в-третьих, посредством подготовки студентов по дополнительной военной программе и присвоения им звания офицера запаса.
  
   Из всех названных категорий самой надежной является первая - офицеры, уволившиеся в запас.
   Так, среди офицеров флота, подавших рапорта в 1989 г., более 70% составляли пусть и не выдающиеся, но крепкие, грамотные офицеры, настоящие профессионалы.
   Таких, как они, можно считать опорой, фундаментом флота.
  
   Конечно, среди увольняемых в запас есть и такие, которые служат по необходимости, а не по призванию.
  
   Примечательная в этом отношении военная судьба лейтенанта В.Гусева, который в военное училище поступал не по убеждению, а за кампанию с приятелем.
   "Завалил" преднамеренно первый же экзамен, хотел ехать домой, но его уговорили поступить с зачетом "двойки" в другое высшее военное училище. Окончил, но сразу же решил уволиться в запас "по причине ошибочно выбранной профессии" и плохих условий службы.
  
   К сожалению, следует признать тот факт, что в большинстве своем армию и флот покидают способные и перспективные молодые офицеры, не желающие мириться со сложившимся порядками офицерской службы, притеснениями со стороны старших начальников, вопиющей обездоленностью и незащищенностью. При иных условиях они бы и не помыслили оставить службу.
  
   Что касается офицеров запаса из числа студентов высших учебных заведений, то можно было бы привести немало свидетельств, подтверждающих правильность следующих слов:
  
  -- "Кого мы обманываем?
  -- Кому нужна "фабрика офицеров", производящая сплошной брак?
  -- Тратим немалые средства, занимаем учебное время студентов, которое можно было бы потратить на основные предметы, содержим огромный штат преподавателей, руководителей, методистов - во имя чего?
  -- Военнослужащий запаса должен быть надежным резервом действующей армии.
  -- А те тысячи сегодняшних студентов-лейтенантов - фикция, "мертвые души". Они числятся в запасе, но на них нельзя рассчитывать, они небоеспособны".

*

0x01 graphic

Страдающая Клития (1688)

Шарль де Лафосс.

  

Офицеры запаса готовятся в гражданских вузах на Западе.

  
   Приведем данные по четырем государствам - Великобритании, Германии, Франции и США.
  
   Подготовка офицеров запаса в Великобритании.
  
   На долю выпускников вневойсковой подготовки приходится около 30% всех подготавливаемых офицеров. О качестве подготовки этих офицеров можно судить по высокой оценке командования НАТО, полученного в результате анализа их действий во время операции "Буря в пустыне" против вооруженных сил Ирака. Эта подготовка экономична: если затраты на подготовку специалиста инженерного профиля в военном училище составляют в среднем 100 тыс. долл., то в гражданском вузе - всего 40 тыс. долларов, т.е. в 2,5 раза дешевле.
   Военная подготовка студентов хорошо стимулируется. К льготам, помимо бесплатного обучения, относится снабжение обмундированием, а также всеми видами довольствия во время лагерных сборов и учений. Студенты, отвечающие квалификационным требованиям, получают премии и дотации на различные свои нужды.
   Студенты обучаются по программе меньшего объема, чем курсанты военного училища и имеют большую профессиональную направленность. Срок обучения на курсах - 3 года. Для получения первой ученой степени (бакалавр) необходимо 3-4 года, а медицинских специальностей - 5-6 лет. Занятия проводятся по 2-4 часа 1-2 раза в неделю, а также посредством сборов (их в месяц бывает 1-2). Учебный год заканчивается двухнедельным сбором, который проводится в летние каникулы. Руководит деятельностью таких курсов комитет военной подготовки (сюда входит представитель ректората, начальник военной кафедры. Преподавательский и инструкторский состав комплектуется из кадровых офицеров и офицеров запаса.
  
   Подготовка офицеров запаса в Германии.
  
   Для Германии характерен традиционный подход к комплектованию командных кадров офицерами резерва. В Бундесвере существуют три основные направления: 1.Зачисление в резерв кадровых офицеров и офицеров-специалистов, нанимаемых по контракту. 2.Подготовка офицеров запаса из числа военнослужащих, призванных на действительную военную службу, а также отслуживших срочную службу и состоящих в запасе. 3.Подготовка офицеров резерва из числа гражданских специалистов, окончивших вузы и имеющих общую профессиональную подготовку, соответствующую определенной военной специальности. Следовательно, вневойсковая подготовка офицеров запаса в ФРГ отсутствует, а доподготовка указанных категорий осуществляется непосредственно в воинских частях. Главной формой такой подготовки являются сборы. Активно используется форма заочного обучения при высших военно-учебных заведениях, в т.ч. иностранных.
  
   Подготовка офицеров запаса во Франции.
  
   Во Франции подготовкой офицерского состава наряду с 80 военными учебными заведениями занимаются еще более 50 гражданских вузов. Помимо того, к ней традиционно привлекаются средние специальные учебные заведения, в частности гражданские лицеи в Париже. Нанси, Тулоне. По сведениям военных источников, в последние годы наметилась тенденция возрастания количества офицеров, поступающих на службу после окончания институтов, по сравнению с выпускниками военным училищ. Офицеры запаса составляют примерно 30% общей численности офицерского корпуса. Из них около 50% являются выпускниками вузов технического профиля, остальные - юридических, экономических, торговых, управленческих и т.п. С 1986 г. введен обязательный курс подготовки по военно-медицинским специальностям, прохождение которого организовано в учебном центре подготовки офицеров запаса (г.Либурн). К ней привлекаются выпускники всех медицинских институтов для обучения по программе офицеров запаса в обязательном порядке.
  
   Подготовка офицеров запаса в США осуществляется в системе курсов вневойсковой подготовки (РОТС): на сухопутные войска работают такие курсы в 280 колледжах и университетах; на ВВС - при 140 вузах; на ВМФ - при 50-ти. Итого: курсы РОТС действуют при 470 колледжах и университетах. Одной из особенностей курсов РОТС является то, что министерство обороны заинтересован в том, чтобы не создавая новые военные училища, использовать возможности гражданских вузов для пополнения офицерских кадров. В ком министерство обороны заинтересовано особо, оно их выделяет. К таким людям следует отнести прежде всего будущих врачей, физиков, химиков, инженеров и других специалистов. Особо нужные специалисты награждаются двух-, трех- и четырехкратными годовыми стипендиями. В 1988 году таких счастливчиков насчитывалось 9.600 человек. Каждый из них получил по 7.000 долларов, что составило примерно 80% от общей оплаты за обучение. Кроме того, стипендиаты получают дополнительные пособия на покупку учебников, оплату лабораторных работ и другие расходы по учебному процессу. Четырехгодичная учебная программа делится на 2 части: основную и курсы усовершенствования. На основном курсе изучаются: основы национальной обороны, военная история, задачи сухопутных войск, оружие, средства связи и др. Занятия проводятся по 3 часа еженедельно. Учеба на курсах РОТС начинается с подписания контракта, по которому студенты обязуются закончить курс обучения и прослужить 3-4 года в войсках.

*

  
   На основании приведенных данных, можно сделать следующие обобщения:
  
  -- во-первых, правительство и военное командование ведущих стран Запада и США активно используют систему высшего гражданского образования для подготовки кадров для войск;
  -- во-вторых, в качестве мотива военной подготовки студента выступают щедрые стипендии и льготы для обучающихся по военной программе;
  -- в-третьих, офицеры запаса активно используются армией и флотом в локальных боевых действиях, выполняя, по меньшей мере три задачи - сохранение кадрового офицерского состава и практическая доподготовка офицеров запаса в ходе боевых действий, возвращение с прибылью тех вложений, которые были сделаны в подготовку офицеров запаса;
  -- в-четвертых, в большинстве случаев подготовка офицеров запаса из числа студентов носит индивидуальный характер и не предпринимаются попытки (за редким исключением) охватить этой подготовкой весь студенческий контингент определенной специализации.
  
   По нашему мнению, подготовка офицерских кадров из числа студентов вузов имеет место быть при соблюдении следующих условий:
  
  -- Индивидуальный отбор кандидатов на офицерское звание их числа достойных (по моральным и физическим данным) студентов.
  -- Договорная основа вневойсковой подготовки.
  -- Хорошее материальное стимулирование военного образования студента.
  -- Отдание приоритета в военном образовании воспитанию воинского духа (на базе солдатской науки) и основам профессии офицера.
  -- Безусловное использование офицеров запаса в условиях мирного и военного времени.
  -- Стимулирование самостоятельного овладения офицерами запаса новыми военными знаниями и воинской специальности.
  
   См. далее...
  

0x01 graphic

"Стрелецкий бунт", (1862)

Дмитриев-Оренбургский.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   См.: Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале ХХ века: Очерки военно-экономического потенциала .- М.: Наука, 1986 - с.29-47.
   Сборник Императорского Русского Исторического Общества. - Т. ХV**. - с.5.
   Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений. -ч.1. - СП б., 1880. - с.74.
   Высочайший указ от 18-го марта 1822 г. (Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1822 г., N34/64).
   В программу учебного курса лицея входили артиллерия фортификация, фехтование и верховая езда. Из воспитанников 1-го выпуска лицея (1817 г.) 12 человек из 30 надели эполеты. К тому же, как известно, стремился и Пушкин, вышедший, однако же, в службу гражданскую по семейным обстоятельствам.
   Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1823 г., N21/26.
   Столетие Военного министерства. I802-I902 . т. Х, ч.I. Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк . Сост. П.В.Петров .- СП б., I902 .- с.116-117.
   Столетие Военного министерства. I802-I902 . т. Х, ч. ** . Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк . Сост. П.В. Петров .- СП б., I902 .- с.9.
   2 П.С.З., 1827 г., т. **,N 1366. - См.: Петров П.В. Военно-учебные заведения в царствование императора Николая *. - В кн.: Столетие Военного министерства. I802-I902 . т. Х, ч. ** . Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк . Сост. П.В. Петров .- СП б., I902 .- с.22..
   Приказ по военно-учебным заведениям 26 февраля 1851 г., N 1.229.
   Русская Старина, 1884, кн.1 .- с.203-216. "Школа гвардейских и подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в воспоминаниях одного из ее воспитанников" (И.И.Ореуса). - См.: Столетие Военного министерства. I802-I902 . т. Х, ч. ** . Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк . Сост. П.В. Петров .- СП б., I902 .- с.38-39.
   В этом же году были изданы отдельные штаты и табель для Вольской военной прогимназии.
   2 П.С.З., т. ХLIХ, N 53730.
   Доклад о ходе воспитательно-исправительного дела в Вольской прогимназии, сделанный известным профессором И.А.Сикорским на ** международном конгрессе в Женеве, возбудил живейший интерес среди членов конгресса в особенности тем, что названная прогимназия представляла собой редкий пример воспитательно-исправительного учреждения, которое в то же время не переставало быть учебным заведением. По мнению членов конгресса, эта особенность Вольской прогимназии явилась счастливой попыткой, достойной подражания, или, как выразился один из членов, "не пора ли начать брать пример с России в этом важном вопросе". (См. проф. И.А.Сикорский . "Сборник научно-литературных статей по вопросам общественной психологии, воспитания и нервно-психологической гигиены", кн. **, Киев, 1889 .- с. 182).
   Столетие Военного министерства. I802-I902 . т. Х, ч. *** . Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк . Сост. Н.А. Соколов .- СП б., I9I4 .-с.27.
   Дела архива главного управления военно-учебных заведений. 1900 г., N 52 , II отд., 3 ст.
   Приказ по военному ведомству 1900 г., N 213.
   Отчет о состоянии военно-учебных заведений за 1900 г. Наряду с офицерами-воспитателями кадетских корпусов , командирован был офицер от Вольской военной школы , в виду предположенного преобразования ее в кадетский корпус.
   Приказ по военному ведомству 1900 г., N 78.
   См.: Жеглов М. Училище для элиты :О системе обучения будущих офицеров армии США .// Красная звезда .- 1989.- 1 февраля .- с.3; Жеглов М. Как живет американский профессионал. //Красная звезда .- 1989 .-15 марта .- с.3; Солдатенков Н. Американские кадеты. // Аргументы и факты. - 1990 .-N52 .- с. 2; Порядок службы офицеров.// Красная звезда .- 1990 .-25 ноября .- с. 3; Седов В. Командир и судьбы боя: Военные психологи США о роли командного состава в формировании морально-боевых качеств солдат .- Красная звезда .- 1988 .-13 октября .- с.3; Баранов В. Комплектование вооруженных сил США личным составом , его военная и специальная подготовка. -Зарубежное военное обозрение. - 1989.-N14.- с.14-18; Серов Е.О. О системе вневойсковой подготовки американской молодежи. // Красная звезда .- 1989 .-20 января .- с. 3; Лебедь П. Подготовка офицерских кадров сухопутных войск США .- Зарубежное военное обозрение. - 1996 .- N9.- с.16-19.
   См.: Горяинов В. Адрес колледжа - Кранвелл .//Красная звезда. -1989.-30 декабря .- с.3; Бровкин В. Подготовка военнослужащих Великобритании. - Зарубежное военное обозрение. - 1991 .-N .-с.11-16; Леонидов С. Английская армия: резервисты - волонтеры. //Красная звезда .- 1988.- 13 декабря .-с.3.
   См.: Чеботарев А. С плюмажем и без ... Или как готовят французских офицеров. //Красная звезда .- 1989 .-21 апреля .- с.3; Симаков М. Военно-учебные заведения Франции. //Зарубежное военное обозрение. -1991 .-N1.- с. 14-18.
   См.: Епифанов А. Кто они - "харбиели". // Красная звезда .- 1990 .-19 мая .- с.3.
   См.: Родин В. Система комплектования и подготовки личного состава "Сил самообороны" Японии .// Зарубежное военное обозрение.- 1989 .-N6.- с.14.
   Лысенко П. От кого "очищается" флот. // Красная звезда .- 1989 .- 17 октября .- с.2.
   "Прошу уволить в запас..." //Красная звезда. - 1989 .- 3 мая - с.1,2.
   Трусов В. Задача третья. Куда полетит баллистическая ракета, если ее запуск поручить студенту-лейтенанту? // Комсомольская правда .- 1990 .- 26 января .- с.1.
   См.: Фильков С. Подготовка офицеров запаса в странах Западной Европы. //Зарубежное военное обозрение. - 1996.- N6.- с.12-14
   Фильков С. Указ. соч. - с.14-15.
   Фильков С. Указ соч. - с.14.
   Серов Е.О. О системе вневойсковой подготовки американской молодежи.// Красная звезда .- 1989 .-20 января .-с. 3.
  
  

Оценка: 6.45*4  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012