"Армию можно сравнить с балластом, который лежит на дне корабля.
Пусть воет буря, пусть волны раскачивают корабль, пусть на палубе без ума мечутся пассажиры, пусть даже между капитаном и офицерами идет спор, вперед ли, назад ли направить путь корабля, - но покуда балласт прочно лежит на своем месте, есть еще время спастись кораблю.
Горе, если ослабнут закрепы, которые держат балласт!
Каменные глыбы станут кататься по дну корабля то "вправо", то "влево"; от тяжести их размах качки станет все сильнее; два-три размаха ... и корабль перевернутся".
Военный публицист А. М Волгин
( Об армии. - СП б., 1907)
"Благословение Господне на вас"
Семья Александра III перед Христом.
"Армии в руках страшная сила,
и она станет решать дело своей партии не словами,
а этой силой - оружием"...
Примерно так думал об этом император России
Фрагменты из кн.:
Столетие Военного министерства. 1802-1902. т. Х, ч. ***. Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк. Сост. Н.А. Соколов.- СП б., 1914.
На второй день после мученической кончины императора Александра II, Главным управлением военно-учебных заведений разослано было начальникам всех подведомственных заведений циркулярное предписание о немедленном приведении к присяге на верноподданство и верность службы Его Величеству Императору Александру Александровичу всех чинов и воспитанников вверенных им заведений.
В тот же день все чины Главного управления были приведены к присяге, а спустя пять дней все петербургские военно-учебные заведения, во главе с генерал-адъютантом Н.В. Исаковым, принимали участие в печальной процессии перевезения тела на Бозе почившего Августейшего покровителя своего, государя императора Александра Николаевича, из Зимнего Дворца в Петропавловский собор, где 15-го марта 1881 года останки незабвенного монарха были преданы земле.
*
Высочайшим манифестом, данным в 1-й день марта 1881 года, император Александр III возвестил России о вступлении своем на прародительский престол, а во второй день того же месяца государю благоугодно было принять на себя звание шефа Павловского и Александровского военных училищ.
*
Ко времени вступления на престол государя императора Александра Александровича в ведении Главного управления военно-учебных заведений состояли:
--
Пажеский Его Императорского Величества корпус с общими и специальными классами, приготовительные классы Пажеского корпуса;
--
Финляндский кадетский корпус, с общими и специальными классами;
--
три военный пехотных училища;
--
Николаевское кавалерийское училище; приготовительный его пансион;
--
16 военных гимназий; две военные гимназии, учрежденные специально для приходящих учеников; восемь военных прогимназий;
--
Учительская семинария военного ведомства и
--
Педагогические курсы при 2-ой Петербургской военной гимназии.
Кроме этих заведений в ведении Главного управления по учебной части состояло шестнадцать юнкерских училищ.
*
"Портрет штабс-капитана П.С.Ванновского" 1849г
Художник Федотов Павел Андреевич (1815-1852)
В мае месяце 1881 года в составе высшего военного управления произошла перемена. Вместо всемилостивейше уволенного - согласно прошению от должности военного министра генерал-адъютанта графа Д.А. Милютина, Высочайшим указом 22-го май назначен был управляющим военным министерством командир 12-го армейского корпуса, числящийся по генеральному штабу и в 1-м Павловское военном училище генерал-адъютант Петр Семенович Ванновский.
Еще в 1861 году П.С. Ванновский, в чине генерал-майора, был назначен директором Павловского кадетского корпуса и с этого времени, до назначения своего начальником 12-й пехотной дивизии (в октябре 1868 года), принимал деятельное участие в трудах военно-учебного ведомства по организации учебно-воспитательной части заведений.
Краткая, но яркая и сильная характеристика и оценка деятельности П.С. Ванновского была сделана уже генерал-адъютантом Н.В. Исаковым в 1868 году, в приказе по военно-учебным заведениям, которым объявлялось о назначении его начальником дивизии:
"При вступлении моем в управление военно-учебными заведениями, - писал Н.В. Исаков, - я застал генерала Ванновского в комиссии, учрежденной для подробного развития Высочайше предназначенных преобразований в военно-учебных заведениях.
Затем на долю генерала Ванновского выпало две деятельности: создать в действительности заведение, которого план был выработан только теоретически, и продолжить работу совещательную о дальнейшем преобразовании других военно-учебных заведений.
Назначенный начальником Павловского военного училища в 1863 году, генерал Ванновский своею шестилетнею трудовою деятельностью достиг редкой награды - слышать уже от войсковых начальников, что молодые офицеры, приготовленные в устроенном им заведении, поступали в войска, смотря серьезно на свои войсковые обязанности, уважают свой долг и сами продолжают начатое под их руководством образование.
Что касается трудов совещательных, то не было почти ни одной комиссии по вопросам преобразования военно-учебных заведений, в которую я не привлекал бы генерала Ванновского, и едва ли было заседание которой-нибудь из них, где я не воспользовался бы его указаниями, основанными на педагогической и строевой опытности.
Павловское военное училище передано генералом Ванновским его преемнику в отличном состоянии по всем частям. Государю императору угодно было оставить, на память училищу, первого начальника его в списках заведения.
Я бы желал, чтобы генерал Ванновский, расставаясь с последним, созданным его трудами, сохранил добрую память и ко всему ведомству, в котором он оставляет столько полезных следов своей трудовой службы и столько уважения к его личности" .
Но в 1871 году П.С. Ванновскому представился случай снова послужить военно-учебным заведениям своими знаниями, опытностью и преданностью делу военного воспитания, когда на него было Высочайше возложено было произвести инспектирование Киевской и Полтавской военных гимназий.
Портрет П. С. Ванновского, в мундире генерал-адъютанта Свиты Его Императорского Величества.
Блестяще исполнив Высочайшее повеление, П.С. Ванновский, тогда уже генерал-лейтенант, представил обстоятельный отчет о состоянии названных заведений, с указанием главнейших препятствий к успешному ходу воспитательного дела в обоих гимназиях, а также недостатков и упущений в отношении учебной части и физического образования воспитанников.
За отличное исполнение этого Высочайше возложенного поручения по инспектированию Киевской и Полтавской военных гимназий, а также Киевской военно-фельдшерской школы, генерал-лейтенанту Ванновскому объявлена была Монаршая благодарность.
*
Таким образом, военно-учебные заведения в предшествующую эпоху своего существования были во многом обязаны просвещенной заботливости вновь назначенного военного министра, под непосредственным и постоянным руководством которого шло и дальнейшее их развитие в рассматриваемый период.
*
Высочайшим приказом от 4-го июля 1881 года на место уволенного, согласно прошению, от должности Главного начальника военно-учебных заведений, генерал-адъютанта Н.В. Исакова, на упомянутую должность назначен был помощник начальника главного штаба, генерального штаба генерал-лейтенант Николай Антонович Махотин, вступивший в новую должность 9-го июля того же года.
Еще раньше, в марте месяце, помощником Главного начальника военно-учебных заведений назначен был свиты Его Величества генерал-майор (позже генерального штаба генерал-лейтенант) барон Логгин Логгинович Зедделер, предшественником которого на этой должности с 1878 года был генерал-лейтенант Г.П. Кузьмин-Короваев, отчисленный в это время от должности по расстроенному здоровью.
*
Для скорейшего ознакомления со всеми заведениями своего ведомства, новый главный начальник, тотчас по вступлении своем в должность, начал лично объезжать и осматривать их, а кроме того поручал состоявшим во это время для поручений при Главном управлении генералам подвергнуть подробному исследованию хозяйственное и административное состояние заведений.
*
Почти двадцатилетняя деятельность военных училищ и гимназий к 1881 году в достаточной мере успела обнаружить некоторые недостатки установившейся с 1863 года военно-учебной системы и внутренней организации этих заведений, а потому Н.А. Махотин, ознакомившись с состоянием подведомственных ему заведений, поручил генерал-майору В.П. Коховскому составить, на основании выяснившихся на практике результатов деятельности военно-учебных заведений, записку о ближайших их нуждах.
*
Ознакомившись с трудом В.П. Коховского, Главный начальник собственноручно написал введение к этой "записке", представленной затем военному министру.
В этой пространной записке (изложенной на 111 страницах), указывалось, прежде всего, на то обстоятельство, что военные гимназии, имевшие целью поднятие уровня общего образования, осуществили свою задачу довольно успешно, но при этом теряли из виду необходимость поддерживать живую связь с военным миром, для которого они должны были готовить будущих деятелей, и затем, вслед за перечислением целого ряда замеченных недостатков в учебно-воспитательной части заведений был предложен общий план необходимейших преобразований, которые сводились к нижеследующим положениям:
1)необходимо сохранить в военном ведомстве учебно-воспитательные заведения не только с курсом специально-военным, но и с курсом общеобразовательным;
2)в дальнейшем развитии общеобразовательных военно-учебных заведений следует стремиться к тому, чтобы число воспитанников, ежегодно выпускаемое из них, вполне укомплектовывало военные училища;
3)в военных училищах необходимо поставить на первом плане теоретическое и практическое изучение предметов военных;
4)постепенным сокращением размеров выпуска в специальные роды оружия, необходимо достигнуть того, чтобы сделать военные пехотные и кавалерийские училища источником пополнения офицерами только пехоты и кавалерии;
5)для более правильного выполнения благотворительного назначения общеобразовательных военно-учебных заведений, следует изменить существующий порядок приема, в смысле предоставления больших преимуществ сыновьям военнослужащих;
6)необходимо согласовать организацию учебно-воспитательного дела в военных гимназиях с главной целью этих заведений - подготовления воспитанников к переходу в военные училища, для чего следует: восстановить наименование военных гимназий кадетскими корпусами; придать им характер, отвечающий цели учреждения подготовительных военно-воспитательный заведений; замещать должности воспитателей исключительно офицерами, назначенными с самою строгою разборчивостью и, наконец, составив деление воспитанников на группы по возрастам и классам, присвоить этим группам наименование рот и установить вновь должности ротных командиров и
7)из военных прогимназий сохранить, с переименованием в военные школы только две, для воспитания и элементарного образования малолетних, удаляемых из военных гимназий по малоспособности или по нравственной испорченности, а остальные прогимназии, равно как Учительскую семинарию и Педагогические курсы при 2-ой Петербургской гимназии, упразднить.
*
Эти основные соображения, изложенные с подробными мотивами, ссылками и статистическими сведениями, по всеподданнейшем докладе П.С. Ванновского, удостоились в 15-й день июня 1882 года Высочайшего одобрения, при чем государь император собственноручно положил резолюцию по отдельным пунктам доклада, а на первой странице его соизволил начертать:
"Дай Бог, чтобы предлагаемые преобразования военно-учебных заведений принести пользу нашей славной армии и увеличили бы и укрепили бы настоящий военный элемент развитых и честных служак" .
Вместе с тем повелено было, руководствуясь изложенными в докладе соображениями, приводить предстоящие реформы в исполнение постепенно, по мере открывающихся материальных средств в самом ведомстве, без обременения государственного казначейства новыми ассигнованиями.
*
Для более точного определения применяемых в заведениях правил физического и нравственного воспитания, явилась необходимость составить полную инструкцию по воспитательной части для военный гимназий и прогимназий: труд этот был возложен летом 1881 года на состоявшего в распоряжении Главного начальника генерал-майора (впоследствии генерала от артиллерии) М.С. Лалаева, который выполнил его с большой тщательностью и глубоким знанием дела.
*
Составленный М.С. Лалаевым проект "Инструкции по воспитательной части", был представлено генерал-адъютанту П.С. Вановскому, который в положенной на докладе резолюции признал, что инструкция написана с большим чувством и глубоким убеждением, что любовь к педагогическому делу и знание его просвечивают на каждой почти странице.
Несколько позже военный министр в письме своем на имя М.С. Лалаева сделал надлежащую оценку этого труда в следующих выражениях:
"Ознакомившись ближайшим образом с содержанием названной инструкции... я прихожу к заключению, что она представляет весьма существенное и ценное руководство для выполнения в наших заведениях воспитательного дела в надлежащем столь желательном направлении" .
*
Эта инструкция, утвержденная 10 ноября 1881 года по напечатании, в начале 1882 года была разослана во все военно-учебные заведения для ближайшего руководства.
В 1886 году уже после восстановления кадетских корпусов Инструкция по воспитательной части для военных гимназий и прогимназий, была несколько видоизменена составителем и до сих пор еще действует в военно-учебных заведениях.
*
В июле 1882 года Высочайше повелено было переименовать военные гимназии в кадетские корпуса.
В изданном по этому случаю приказе по военному ведомству было объявлено, что "во всемилостивейшем внимании к вековым заслугам бывших в Империи кадетских корпусов, питомцы которых, прославив русское оружие в достопамятных войнах прошлого и текущего столетий, доблестно подвизались на различных поприщах полезного служения престолу и Отечеству, государь император Высочайше повелел соизволить: все военные гимназии именовать на будущее время кадетскими корпусами, сохранив всем, кроме находившихся в Санкт-Петербурге, и присвоив военным гимназиям номера или исторические и местные названия".
Вместе с тем повелено было именовать приготовительный пансион Николаевского кавалерийского училища - Николаевским, а 3-ю Петербургскую военную гимназию - Александровским кадетскими корпусами.
*
С этого времени преобразование военных гимназий в кадетские корпуса осуществлялось постепенно в течение нескольких лет.
*
В целях усиления благотворительного назначения кадетских корпусов вообще и в частности в заботах о расширении способов военного воспитания сыновей заслуженных офицеров и чиновников как Донского, так и других казачьих войск, император Александр III соизволил утвердить 15-го февраля 1883 года мнение государственного совета об учреждении в городке Новочеркасске Донского кадетского корпуса.
*
Вслед за этим было приступлено к намеченному, в Высочайше утвержденном докладе, постепенному упразднению военных прогимназий, и уже в 1883 году были закрыты Омская, Петербургская и Елисаветградская прогимназии, а вместе с ними и Учительская семинария военного ведомства.
*
Переименование военных гимназий в кадетские корпуса повлекло за собою упразднение и состоявших при 2-ой Петербургской гимназии Педагогических курсов, так как это заведение приготовляло преподавателей преимущественно для элементарного преподавания в младших классах военных гимназий, так как в кадетских корпусах все обучение получило уже характер систематический.
*
Последовательно выполняя намеченную программу преобразования военно-учебных заведений, П.С. Ванновский, при содействии Н.А. Махотина, осторожно, не нарушая общего течения жизни и деятельности заведений, осуществлял одно за другим Высочайше собранные в 1882 году предположения. В 1883 году переименованы Ярославская и Вольская военные прогимназии в военные школы; в том же году присоединены к Пажескому Его Императорского Величества корпусу помещавшиеся отдельно от него приготовительные его классы.
*
24 июля 1884 года были введены должности командира строевой роты, образованной из воспитанников старших классов, и одновременно были выработаны главным управлением Временные правила об обязанностях ротных командиров, а также "Инструкция для военно-подготовительных занятий в кадетских корпусах" .
*
В 1885 году установлена была новая форма обмундирования для офицеров и воспитанников военно-учебных заведений и тогда же учреждены были звания вице-федьдфебеля и вице-унтер-офицера в строевых ротах кадетских корпусов. Для руководства этих должностных лиц издана "Инструкция должностным кадетам", с дополнительными указаниями в особых циркулярных подписаниях.
*
Летом 1885 года старшие роты кадетских корпусов в первый раз были выведены, для строевых занятий, в лагери, повсеместное устройство которых потребовало более 100 тыс. рублей и вызвало увеличение для этих заведений отпуска сумм на постоянные лагерные расходы.
*
Так как переименованные в кадетские корпуса военные гимназии продолжали руководствоваться прежними положениями, что, однако, в виду изменившихся условий было не вполне удобным, Главный начальник возложил снова на генерал-лейтенанта М.С. Лалаева ответственную работу по составлению проекта "Положения о кадетских корпусах", которое после подробного рассмотрения в военном совете было Высочайше утверждено 14 февраля 1886 года. Высочайше утвержденный одновременно с этим положением новый штат для кадетских корпусов был введен в действие с 1-го января 1887 года.
*
В этом же году выяснилось, что устройство Александровского и 3-го Московского кадетских корпусов, предназначенных исключительно для приходящих учеников, с допущением их за установленную плату, сыновей всех сословий, уже не отвечало общей цели учреждения кадетских корпусов, на которые возлагалась обязанность "доставлять малолетним, предназначенным к военной службе в офицерском звании и преимущественно сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание" . В виду этого, представлен был проект преобразования Александровского корпуса в интернат и постепенного упразднения 3-го Московского корпуса. По рассмотрении в военном совете, проект этот удостоился Высочайшего утверждения.
Вскоре после этого последовало Высочайшее повеление о применении общих правил приема к Симбирскому кадетскому корпусу и о закрытии в нем 40 вакансий для стипендиатов Симбирской губернии, избиравшихся из детей всех сословий, с прекращением ежегодной уплаты от земства обязательной субсидии в 12.000 рублей.
*
Число малолетних, являвшихся ежегодно на прием в кадетские корпуса, было настолько значительно, что заведения, находившиеся в центральных губерниях Империи, к 1887 году вынуждены были принимать учеников сверх комплекта. Что же касается заведений, находивших на окраинах, то недостаток вакансий в них сделался заметно ощутительнее еще ранее этого времени, а потому явилась необходимость открытия новых военно-учебных заведений.
*
В 1887 году состоялось распоряжение об учреждении в г. Оренбурге второго кадетского корпуса на 300 интернов.
Это корпус предназначался преимущественно для малолетних Туркестанского края и Закаспиской области, а при свободных вакансиях к приему в него допускались сыновья офицеров, имеющие право на казенное воспитание, из ближайших к Оренбургу местностей Европейской России, Сибири и из Кавказского военного округа.
Для вновь учрежденного корпуса было приспособлено помещение упраздненной в это время Оренбургской военной прогимназии, и 29 мая 1887 года были Высочайше утверждены проект положения о 2-ом Оренбургском кадетском корпусе и его штат.
*
Художник Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич
В этом же году были приняты меры к обеспечению правительством воспитания сыновей служащих в Приамурском и Иркутском военных округах офицеров и классных чинов и с этой целью предложено было учредить в Хабаровске и Иркутске две приготовительные школы, воспитанники которых, по успешном окончании курса, могли бы переводиться в Сибирский кадетский корпус. Выработанные Главным управлением военно-учебных заведений основания организации этих школ по рассмотрении в военном, а затем в государственном совете, были Высочайше утверждены в августе 1888 г..
*
В 1887 году император Александр III, числившийся в малолетстве Августейшим кадетом 1-го кадетского корпуса, во внимание к славному прошлому этого корпуса, повелел переместить это заведение в его историческое здание на Васильевском острове, а находившееся там Павловское военное училище перевести на Петербургскую сторону в здание бывших Дворянского полка, Павловского кадетского корпуса и 1-ой Петербургской военной гимназии.
В объявленном по этому случаю приказе по военному ведомству была выражена Высочайшая воля: "с восстановлением 1-го кадетского корпуса, считать его преемником бывшего 1-го кадетского корпуса и бывшей 1-ой военной гимназии".
Кроме того, Павловскому военному училищу повелено было передать корпусу знамя, архив, музей и все исторические предметы, прежде принадлежавшие корпусу.
1-го февраля 1888 года государь император Александр Александрович и государыня императрица Мария Федоровна осчастливили 1-ый кадетский корпус своим посещением. <...>
*
В виду того, что Пажеский Его Императорского Величества корпус руководствовался в административном и хозяйственном отношении особыми постановлениями, изданными для него в 1868 году, и дополнительными указаниями, издававшимися в течение последующих двадцати лет, из которых многие являлись сильно устаревшими, в 1888 году признано было необходимым составить для него новое положение. Составленные Главным управлением в конце 1888 года проекты положения и штата для Пажеского Его Императорского Величества корпуса, по рассмотрении в военном совете, удостоились 5-го января 1889 года Высочайшего утверждения.
*
Изданием этого положения завершался длинный ряд административных трудов, предпринятых военно-учебным ведомством в рассматриваемый период; обширная программа преобразования военно-учебных заведений в общих чертах была выполнена и успешному завершению этого трудного и многосложного дела содействовал, прежде всего, сам державный покровитель военно-учебных заведений император Александр Александрович. До самой своей кончины, последовавшей 20-го октября 1894 года, Царь-миротворец неустанно наблюдал за деятельностью любимых им заведений, неоднократно удостаивая их личным посещением. <...>
*
В 1894 году, в виде особой Монаршей милости, было значительно увеличено число кадет, воспитывающихся на казенный счет.
*
К 1-му января 1894 года во всех кадетских корпусах, не считая в этом числе Пажеского Его Императорского Величества, Николаевского и Финляндского, полагалось по штату 6.970 кадет, из числа которых 4.913 были казеннокоштных, 1024 - пансионеров разных наименований и 1033 своекоштных, с платою от 125 до 450 руб. в год за каждого. Необходимость содержания значительного числа своекоштных обусловливалась тем, что ведомство военно-учебных заведений обязано было извлекать из вносимой платы в доход казны по 416 тыс. рублей в год. Высочайшею волею 25-го июля 1894 года ведомство было освобождено от этой обязанности и, таким образом, явилась возможность замещать все штатные вакансии исключительно казеннокоштными и пансионерами, причем общее число казеннокоштных воспитанников увеличилось на 1.033.
*
Отеческое попечение императора Александра III о военно-учебных заведениях было надлежащим залогом их процветания. Руководствуясь Высочайшими указаниями государя императора, направляемое военным министром П.С. Ванновским, центральное управление военно-учебных заведений, во главе с Н.А. Мохотиным, при деятельном сотрудничестве целого ряда выдающихся педагогов и администраторов, - во все протяжение рассматриваемого периода, деятельно шло навстречу запросам и потребностям военного воспитания и чутко прислушивалось к нуждам подведомственных заведений.
Художник Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883)
В своих заботах о целесообразной постановке в военно-учебных заведениях учебной и воспитательной части, Центральное управление названных заведений в продолжение царствования императора Александра III неизменно руководствовалось теми высшими предуказаниями, которые были преподаны Высочайшим манифесте, данном в 29-й день апреля 1881-го года.
"Посвящая себя великому нашему служению, - читаем в этом манифесте, - мы призываем всех верных подданных наших служить нам и государству верой и правдой, к утверждению веры и нравственности и к доброму воспитанию детей".
Стремление военно-учебных заведений к укреплению в своих воспитанниках веры и нравственных начал и к доброму их воспитанию на этих началах - является основной чертой, характеризующей постановку и направление воспитательного дела в продолжение всего рассматриваемого периода. Но в стремлении своем к успешному достижению намеченной цели как центральное управление военно-учебных заведений, так и начальники последних, не упускали, однако, из виду необходимость гармоничного согласования в укреплении духовных сил своих питомцев с возможно более широким развитием их умственных способностей и любви к труду.
Вместе с тем основная задача и назначение военно-учебных заведений, - доставлять общее и специальное образование, а также соответствующее воспитание молодым людям, предназначенным к военной службе, - побуждало военно-учебное ведомство к изысканию наиболее действенных средств к нормальной постановке и организации самих заведений для принесения военному ведомству возможно большей пользы, с наименее обременительными для правительства расходами.
Исходя из этих соображений, ведомство военно-учебных заведений с 1881 года и направляет, прежде всего, свою созидательную работу на путь подробного исследования установившейся с 1863 года военно-учебной системы и внутренней организации заведений.
<...>
*
...Дореформенные военно-учебные заведения, готовившие офицеров, расходовали на свое содержание 3.777.000 рублей и давали армии ежегодно, средним числом, 530 офицеров, окончивших курс. Военные училища и военные гимназии, заменившие собой прежние военно-учебные заведения и увеличившие свой учебный курс, сравнительно с курсом прежних заведений, на один год, расходовали на свое содержание 3.711.000 рублей, т.е. на 17% меньше и давали в начале 80-х годов армии до 612 офицеров, успешно окончивших курс, т.е. на 15% больше. С производством первого выпуска из преобразованных гимназий 4-ой Московской и Псковской, а также с увеличением выпуска из 3-й Петербургской военной гимназии (вследствие совершившегося увеличения ее комплекта), число выпускаемых из военных училищ офицеров должно было еще возрасти.
Существовавшие до 1863 года училища военного ведомства имели годовой бюджет в 1.033.000 рублей и давали армии, ежегодно, до 600 подготовленных нижних чинов для нестроевых специальных должностей. В 1880 - 82 гг. юнкерские училища вместе с военными прогимназиями, образованными последовательно из училищ военного ведомства, расходовали на свое содержание, ежегодно, 1.331.000 рублей и давали армии, средним числом, до 1.500 юнкеров, подготовленных для офицерского звания.
*
При прежней системе офицерские вакансии в армии заполнялись на 2/3 своего числа лицами, в большинстве не получившими никакого школьного образования. В начале 80-х годов все вольноопределяющиеся и нижние чины, искавшие права на производство в офицеры, получили начальное общее и военное образование, хотя и не доведенное до желаемого уровня, но соображенное с условиями народного просвещения в России.
При сопоставлении системы военно-учебных заведений эпохи 80-х годов с дореформенною, оказалось:
При прежней, ежегодный расход составлял 4.810.000 руб., в 80-х гг. расход достиг 4.927.711 руб., т.е. на 117.711 руб. больше.
До реформы ежегодно военное ведомство получало 530 офицеров, окончивших курс, и до 600 нижних чинов разных специальностей; через 20 лет после реформы учебные заведения выпускали до 2 тысяч лиц с правами на офицерское звание, т.е. в четыре раза больше.
*
До реформы военное министерство имело средства заполнять подготовленными офицерами 26% из числа открывающихся ежегодно офицерских вакансий; заведения времен 80-х годов заполняли своими выпусками до 80% тех же вакансий, т.е. на 54% больше.
Прежние заведения имели комплект учащихся в 14.000 человек, новые имели комплект почти 15.000 человек, т.е. на 7% больше.
Хотя вышеприведенные цифры указывали на выгодность послереформенной системы военно-учебных заведений в отношении ее стоимости и на полезность ее для военного ведомства по числу приготовляемых к офицерскому званию, тем не менее, в частностях, организация военно-учебных заведений вызвала необходимость весьма существенных изменений своего строя.
*
В отношении военных училищ наиболее важными вопросами, выдвигавшимися при исследовании состояния этих заведений и результатов их, были вопросы: а) о комплектовании, б) о курсе и в) о выпуске.
Высокое назначение училищ давать армии офицеров, которые были бы способны занимать впоследствии старшие воинские должности, требовало самого осторожного отношения к выбору комплектующего эти училища материала. Признавалось весьма важным, чтобы офицеры, выходящие из военных училищ, избирали военную службу не под влиянием каких-либо случайных расчетов и соображений, но по сознанию призвания и душевной наклонности отдаться всецело службе престолу и отечеству в рядах армии. При таком условии научное образование, получаемое выпускаемыми из военных училищ офицерами. принесло бы наибольшую пользу службе.
Естественно, что призвание к службе военной обеспечивается всего легче соответственным воспитанием; последнее же выигрывает в успехе, если начинается с благоприятствующей его цели средств и при том в возрасте, миросозерцание которого еще не нарушено материальными житейскими расчетами.
*
Военные училища комплектовались из двух источников: из военных гимназий и приемов "со стороны", т.е. молодыми людьми, окончившими курс в средних учебных заведениях, не военного ведомства, или выдержавшими экзамен из полного курса военных гимназий.
При рассмотрении этих двух источников с точки зрения вышеизложенных общих соображений, нельзя было отрицать, что воспитанники военных гимназий представляли для училищ наиболее желательный комплектующий материал. Военные гимназии, с раннего возраста, хотя и не в должной степени, привыкли к мысли о предстоящей им службе в военном звании и постепенно сроднялись с этою мыслью. Цифровые данные убедительно доказывали, что офицеры из числа получивших образование в военных гимназиях и военных, затем, училищах, неохотно оставляли военную службу и, действительно, занимали в армии выдающееся положение. Нельзя было того же сказать об офицерах, получивших общее образование вне военно-учебных заведений и лишь случайно поступивших в венное училище.
В таком взгляде своем центральное управление поддерживалось не только непосредственными наблюдениями, но и отзывами других учебных заведений. Так, специальные училища военного ведомства, артиллерийское и инженерное, комплектовавшееся, подобно военным училищам, из военных гимназий и со стороны, не раз заявляли о полном предпочтении ими первого источника комплектования, вследствие способности этих молодых людей подчиняться требованиям заведений, уважения и усвоения предъявляемых им правил и пр.
Несмотря, однако, на сознание полезности комплектования военных училищ воспитанниками военных гимназий, такая задача не могла быть осуществлена вполне. Прием со стороны в военные училища, по недостаточному числу оканчивающих курс военных гимназий, за все время их существования, был по необходимости допускаем и в численности своей составляли от * до 1/3 всего приема в заведения.
<...>
*
В виду таких данных, было признано необходимым: постепенным развитием военных гимназий, а потому и увеличением числа поступающих из них воспитанников в военные училища, придти к возможности отказаться сначала от приема в училища со стороны по экзамену, а впоследствии - замещать все вакансии в военных училищах исключительно воспитанниками военных гимназий, делая исключение для окончивших курс в университетах.
*
Художник Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883)
Курс военных училищ состоял из 15-ти (в пехотных училищах) и 16-ти (в кавалерийском) учебных предметов, проходившихся в два года. Эти предметы были: Закон Божий, русский, французский и немецкий языки, математика, политическая история, статистика, химия, тактика, артиллерия, фортификация, военная топография, военная администрация, законоведение (общее и военное) и иппология (последняя - для готовящихся к службе в кавалерии).
Как видно из приведенного перечня, курс военных училищ состоял из учебных предметов: а)имеющих значение общеобразовательное и в общем смысле составляющих принадлежность курса гимназического; б)дополнительных к курсу гимназическому и в)военно-специальных.
Это число предметов, особенно по времени, уделявшемуся на их усвоение, так велико, что во все время существования военных училищ служило как бы щитом, о который разбивались требования больших успехов по предметам военной специализации. Для ослабления отрицательного влияния многопредметности курса на выносимые учащимися из него знания, был предпринят целый ряд мер, как-то: преподавание предметов по семестрам. улучшенные системы репетирования и т.п, но ни одна из этих мер не могла существенно помочь устранению зла, и многопредметность курса продолжала давать себя чувствовать. <...>
*
Единственная выгода практиковавшейся тогда системы изложения и репетирования учебных предметов в военных училищах, заключалась в ее относительной дешевизне. При переходе к более отвечающей развитию учеников системе классного преподавания требовался добавочный расход, на каждое училище в размере, приблизительно, 10.000 руб.
*
Тем не менее, в интересах усвоения юнкерами училищ курса и, в особенности, курса предметов военной специализации было признано необходимым:
1)выдвинуть в училищах на первый план изучение теоретическое и практическое предметов военных и дать на это изучение столько времени, сколько это окажется необходимым для достижения прочных и серьезных ученических знаний;
2)присоединить к курсу военных предметов, во избежание его сухости и односторонности, такие из общеобразовательных предметов, которые выгодно дополняли бы общее развитие будущих офицеров;
3)во всяком случае, удержать в курсе училища преподавание Закона Божия не только для расширения религиозного обучения молодых людей, но и для облегчения законоучителю возможности пасторски сближаться с учащимися и влиять на развитие у них религиозно - нравственных стимулов жизни;
4)предметы, не входящие в указанную рамку, отнести к курсу военно-гимназическому, имеющему задачею дать учащимся такую общеобразовательную подготовку, которая была бы достаточна для перехода к усвоению ими специального образования;
и 5)изыскать денежные средства, дабы перейти в военных училищах к классной системе преподавания, как дающей возможность своевременного над учащимися контроля и своевременной им помощи в усвоении предметов, так и делающей учителя лицом вполне ответственным за успехи его учеников.
*
Художник Сверчков Николай Егорович (1817-1898)
Что касается выпуска, то до 1880 года военные училища давали в год среднем числом 525 офицеров; с развитием же комплекта этих заведений выпуск из них увеличился и в 1881 года достиг цифры 612.
*
Несмотря на специальное назначение пехотных и кавалерийских училищ-го товить юнкеров для службы в пехоте и в кавалерии - из числа офицеров, выпускающихся из этих училищ, назначались на службу в артиллерию и инженерные войска: за время с 1869 по 1880 год включительно до 36% всего выпуска, в 1878 и 1879 годах, в частности, до 48%, а в 1881 году до 38%. Независимо от сего, в те же периоды времени предназначались к переводу в третьи (старшие) классы артиллерийского и инженерного училищ - в первый 8% (около 40 человек) всего выпуска, а второй - 6% (около 30-ти человек).
Таким образом, из числа оканчивающих военно-училищный курс большинство, а именно до 56% (1878 и 1879 гг.), поступало на службу не в пехоту и кавалерию, для комплектования которых учреждены эти училища, а в специальные роды войск, для пополнения выпусков из артиллерийского и инженерного училищ. <...>
*
Таким образом, чтобы пехотные и кавалерийские военные училища могли выполнять цель своего назначения, изложенную в законе, признавалось необходимым:
1)постоянно уменьшая выпуски в специальные роды оружия, придти к тому, чтобы сделать пехотные и кавалерийские училища источником комплектования только пехоты и кавалерии и довести ежегодный процент выпускаемых из военных училищ до 1/3 всего числа офицеров, производимых ежегодно как из этих, так и из юнкерских училищ;
2)обеспечить надежное комплектование этих училищ развитием военных гимназий;
и 3)организовать учебную часть на основаниях, опытом указанных.
*
В отношении военных гимназий - недостаточность численности контингента оканчивающих курс этих заведений, для замещения всех открывавшихся ежегодно в военных училищах вакансий, и постепенно возраставшая трудность замещения свободных вакансий молодыми людьми, получившими вполне достаточное образование, вне военного ведомства, - служили причиною принятия мер, посредством которых можно было увеличить производительность военных гимназий. <...>
*
Усматривая из опыта, что несколько более 9% всего наличного числа успешно оканчивает курс, можно было надеяться, что гимназии будут выпускать до 750 человек ежегодно. Из этого числа часть оставляло военное ведомство; число таких воспитанников доходило до 6 - 7% всего числа оканчивающих военно-гимназический курс. Оно было особенно значительно в гимназиях для приходящих... Поэтому и при выпуске в 750 воспитанников около 50 не поступали бы в военные училища и около 100 были бы назначены в специальные училища, так что для определения в военные училища пехотные и кавалерийское оставалось бы около 600 человек.
*
Но как и при таком числе военные пехотные и кавалерийские училища не могли бы получить всего нужного для них контингента, то представлялось необходимым: