ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Критическая масса" давно стучатся к нам в сердца"...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


"Критическая масса" давно стучатся к нам в сердца"...

0x01 graphic

ОФИЦЕРСКИЙ ВОПРОС В РОССИИ

   (Из моей книги: "Трагедия русского офицерства (уроки истории и современность).- М.: Издательство МПУ "СигналЪ", 1999 . - 116 с."

  
   Трагедия русского офицерства, преданного своим правительством, оболганного "прогрессивной" интеллигенцией, гонимого и обездоленного в 1917 году - незаживающая рана России.
   Она будет кровоточить до тех пор, пока в нашей стране не учтут уроков той печальной истории и не сделают так, чтобы подобное никогда не имело места в новой России.
  
   Эта книга - не обвинительный приговор кому-либо, хотя и содержит резкие оценки разных политических, общественных организаций и частных лиц. Здесь нет "кровавых" фактов, подтверждающих трагизм положения офицерского корпуса того времени.
  
   Хотя вся книга основана на фактах и мыслях авторитетных в военном деле людей, свидетелей происшедшего, она не ограничивается констатацией фактов, а восходит к обобщениям, выводам, оценкам и идеям настоящего времени.
  
   Уроки истории давно стучатся к нам в сердца и требуют проявлять бдительность, не терять благоразумия и трезвости в оценке возможности возникновения современной войны, места и роли офицерского корпуса России в деле обороны страны, стабильности государственной власти, порядка и спокойствия в стране в нынешнее смутное время.
   "Критикам" и "доброжелателям" следует ответить словами одного из патриотов России генерала Н.Головина:
  
   "Пусть критика разрушит все мои заключения, но пусть одновременно укажет и как нужно поставить дело".
  
   В книге использованы иллюстрации из журналов "Военный Сборник" и "Офицерская Жизнь" за 1900 -1915 гг.
  
  
   ***
  
  
   С тех пор, как возникли независимые государства, появилась необходимость в силе, способной защитить мирный труд людей и заставить другие народы относиться с должным уважением к данному государству.
  
   Такой силой была не дипломатия, не здравый смысл, а вооруженная группа людей, объединенная сначала в дружины и ополчения, а затем - в постоянное войско.
  
   С момента обособления воинской касты от остального населения и передачи функций защиты в руки особых людей, свободных от земледельческого труда и скотоводства, позднее - промышленного производства, торговли и прочих занятий (кроме воинского) возникла задача приискания для руководства ими особых ("начальных людей"), способных вести остальных в бой, учить их военному ремеслу и воспитывать в духе патриотизма и преданности своему народу.
  
   По мере развития военного дела и усложнения боевой деятельности, "начальные люди" постепенно брали в свои руки вопросы боевой подготовки войск.
  
   Если раньше рутина, частая боевая деятельность и длительные сроки службы делали за офицера свое дело, то в условиях сокращения сроков службы, более длительных периодов мира, менее частых военных столкновений возникло ряд проблем:
  
   -во-первых, стала вызревать мысль о том, что войн можно избежать; в силу такого понимания хода развития цивилизации появились люди и силы, призывающие к сокращению военных расходов, войск, следовательно, и количества офицерских кадров;
  
   -во-вторых, расширение масштаба боевых действий привело к мысли о том, что "войны ведутся народами", следовательно, народ стал как бы самым важным резервом армии, способным в любую минуту пополнить ее ряды и исполнить ее задачи; отсюда стала развиваться мысль о ненужности кадрового состава (в том числе, офицерства);
  
   -в-третьих, сокращение сроков службы, привело к тому, что в условиях ограниченного времени и усложнения техники и вооружения, стало крайне трудно готовить воинов для боевой деятельности; от лиц, призванных это осуществлять, потребовалась более высокая степень профессионализма, искусства обучать, воспитывать и управлять войсками; эту потребность до сих пор не осознало правительство и общество;
  
   -в-четвертых, "демократизация" офицерского корпуса привела к тому, что в него стали вливаться не только неспособные к офицерской службе люди, но и зачастую вредные для военного дела; и это явление не получило должной оценки как в правительстве, так и в вооруженных силах;
  
   -в-пятых, общество, обеспокоенное военными неудачами своей армии, стало огульно обвинять офицерский корпус в несостоятельности, неспособности обеспечить оборону страны и добиться победы в войне; обвинения эти не всегда справедливы;
  
   -в-шестых, правящая элита, понимая значение армии как военной, так и политической силы, предпринимает все усилия для того, чтобы командные и ключевые посты в вооруженных силах занимали преданные ей люди, зачастую не отвечающие требованиям военного дела, но способные проводить в жизнь нужную клановую политику;
  
   -в-седьмых, верные (со времен Петра Великого) принципы служебного продвижения (отмечать по заслугам, таланту и способностям) подменены практикой формальных требований (служебный ценз, образование, возраст и т.п.); это привело к тому, что важные должности (особенно в полковом звене) стали занимать люди, не умеющие ни руководить, да и не понимающие истинных задач военного дела, не желающие работать во благо боевой подготовки, но зато преследующие свои корыстные и карьеристские цели.
  
   Значение офицерского корпуса, столь значимое для государства, резко упало в глазах общества, потеряло должную поддержку правительства и авторитет среди солдат.
  
   При сохранившейся угрозе военной опасности, нестабильности общества, необходимости быть в постоянной боевой готовности, армия стала терять боевую готовность и самый ценный свой капитал - офицерство.
  
   Исход офицеров из армии не встревожил ни правительство, ни общественность, ни военных руководителей.
  
   В то же время, если солдата можно подготовить в течение 2-3 лет, то для подготовки хорошего офицера требуется в 5-10 раз больше времени и средств.
  
   Общество, государство никуда не уйдут от необходимости защищать свою независимость и суверенитет.
   Но, если понимание этой необходимости будет осознано с опозданием, то государство ждет катастрофа.
  
   Так было и так будет всегда!
  
   Офицер - это надежда нации.
   Без него армии нет.
   Без армии нет государства.
   Без государства нет свободы граждан, нет достойной жизни, нет будущего ни у живущих, ни у потомков...
  

***

  
   История нашего Отечества оставила нам в наследство много нерешенных вопросов, касающихся армии и ее станового хребта - офицерского корпуса.
  
  -- "Скажите, господа штатские,... нужна России армия? - писал еще 7 декабря I908 г. известный в России публицист и патриот М.Меньшиков. - Нужна пружина армии - офицерский героизм? " И далее он, взывая к здравому смыслу нации, предупреждал:
  -- "Подумайте: офицеры - душа армии. В действительности на них одних лежит оборона государства. "
  

(Меньшиков М.

Военные и штатские. - Письма к ближним. - СП б., 1908).

  
   Был ли услышан этот вопрос, прислушались ли к предостережению М.Меньшикова?
   Отнюдь.
  
   Впрочем, надо отдать должное истинным российским патриотам, которые, не боясь опалы или же злобных выпадов со стороны "прогрессивной" интеллигенции ясно ставили вопрос о боеспособности армии и офицерстве.
  
  -- "Отчего так быстро и внезапно разрушилась мощь той армии, выдающуюся силу и упорство которой в начале века признал даже наш достойный противник. В чем же причина этого печального явления? В чем корень зла?" - писал двумя годами спустя Н.Морозов, анализируя причины резкого спада боевой готовности русской армии в середине и конце ХIХ века.

(Морозов Н.

Воспитание генерала и офицера, как основа побед и поражений. (Исторический очерк из жизни русской армии эпохи наполеоновских войн и времен плацпарада ).- Вильна, I909).

  
   За два года до I-ой мировой войны Я.Червинка, обращаясь к офицерской теме, задавал не менее важный вопрос:
  
  -- "Чем же объяснить... безразличие, если не нерасположением народных масс и большей части интеллигенции к цвету народа, к защитникам отечества?! "
  

(Я.В. Червинка.

Военная карьера у нас и за границею (Профессиональные беседы в современном духе ). - Варшава, I9I2)

  
   Видя факт отчуждения народа от армии, отрицательного настроя общественного мнения к военной службе и воинским порядкам, он видел причину подобного явления в "национальном безразличии значительной части нашей интеллигенции к военному делу".
  
   Не менее тревожной в первое десятилетие ХХ века для армии России стал исход из армии молодых офицеров.
  
   Со страниц военной печати тревожно звучали мысли по этому поводу:
  
  -- "Почему нынешняя молодежь хандрит? Почему некоторая часть ее, прослужив обязательный срок, с таким легким сердцем покидает военное дело?" - спрашивал известный военный публицист Н.Бутовский.
  -- "Отчего так охотно уходят из армии? Почему это явление не прекращается до сего времени?" - с настойчивостью повторял вопрос генерал М.Грулев.
  -- "Как сделать военный мундир привлекательным для цвета русской молодежи?" - спрашивал бывший военный министр и в недавнем прошлом командующий русскими войсками в войне с Японией (I904-I905 гг.) А.Куропаткин.
  

(Н.Д Бутовский.

Наш офицерский корпус, его жизнь, научное развитие и воспитание: Сообщение, читанное на Общем Собрании членов Общества ревнителей военных знаний. 7 января I9II года. - Общество ревнителей военных знаний .- Кн. 4- СП б, I9II.

М.В.Грулев.

Злобы дня в жизни армии. - Брест-Литовск, I9I0.

А.Н. Куропаткин.

Меры по улучшению командного состава. В кн.: Куропаткин А.Н. Задачи русской армии. т III. Задачи русской армии и флота в ХХ столетии. - СП б., 1910).

  
  
   Понимая, что ответы на поставленные вопросы следует искать как в самой военной системе, так и за ее пределами, военные авторы пытались сформулировать наиболее важные проблемы.
  
   Естественно, что исходили эти вопросы, прежде всего от потребности войск.
  
  -- "Чего желает, чего хочет армия от своей офицерской молодежи? - спрашивал Н.Краснов и, не ожидая ответа со стороны, отвечал сам. - Прежде всего - любви к тяжелому, однообразному труду военной службы, любви к своему делу, любви и понимания".
  -- "Как обновить основу, душу армии корпус офицеров?" - вот основной вопрос, от решения которого зависит успех необходимых и безотлагательных для армии реформ" (Н.Рыскин).
  

(П. Краснов.

Чего войска ожидают и чего желают от молодых офицеров.// Русский Инвалид.- I907.- NI0I (6 мая).

Н. Рыскин.

Об обновлении командного состава. // Русский Инвалид. - I907.-N56.- II марта).

  
  
   Много вопросов обращено в адрес военной школы: прежде всего требовалась ясность в главном ее целевом назначении:
  
  -- "Разве школа не должна ставить одной из главных своих задач - развить в юношестве привязанность к своей военной корпорации, заставить его настолько гордиться своей принадлежностью к избранному обществу, чтобы ему и в голову не приходило искать другой службы, хотя бы и более выгодной?" - спрашивал Н.Бутовский.
  

(Н.Д.Бутовский.

Наш офицерский корпус, его жизнь, научное развитие и воспитание: Сообщение, читанное на Общем Собрании членов Общества ревнителей военных знаний. 7 января I9II года. // Общество ревнителей военных знаний. -Кн. 4- СП б, I9II).

  
   В этой плоскости прозвучал и вопрос Пригоровского:
  
  -- "Что важнее для государства: что молодой человек, поступивший в армию, умел решать уравнения с 2-мя неизвестными или чтобы он был предан родине до последней капли крови, каждым своим дыханием, каждой своей мыслью. Разве нас воспитывают в училищах в духе патриотизма? Разве при приеме нас на военную службу интересуются вопросом: любим ли мы родину и хотим ли мы от сердца служить ей?"
  

(Пригоровский.

"Офицеры по необходимости ". //Разведчик - I9I2.- 4 (304)).

  
   Не менее настойчиво обращены вопросы и в сторону начальствующего состава.
  
   Тот же, А.Куропаткин, испивший сполна чашу горечи за поражение наших войск в русско-японской войне, спрашивал:
  
  -- "Почему при обилии способных, энергичных и знающих офицеров в младших чинах и на относительно низших должностях мы были бедны самостоятельными, энергичными, опытными начальниками крупных частей войск?"
  

(А.Н.Куропаткин.

Задачи русской армии. т III. Задачи русской армии и флота в ХХ столетии. - СП б., 1910).

  
   Трагедия России, имевшая место в результате революции I9I7 года, вызвала к постановке и такой вопрос:
  
  -- "Где же скрыты те причины, по которым русский офицер, являющийся частью русского народа и при том частью далеко не последней, был лишен всех человеческих прав и объявлен вне закона своей Родины? Пользовался ли он незаслуженными привилегиями? Не оправдал ли надежд своего народа? Был ли он жесток к солдату, чем заслужил гнев и мщение его отцов, братьев и детей?"
  

(А. Мариюшкин.

Трагедия русского офицерства. - Новый Сад, I923).

  
   Обращаясь к правительству России, А.Мариюшкин спрашивает:
  
  -- "Почему государство не прекратило организованной травли офицерского корпуса, почему не остановило силу, впоследствии взорвавшую страну?"(Там же)
  
   Как мы видим, история поставила перед нами немало сложных вопросов и они не должны остаться без ответа.
  
   Если мы любим свою страну и свой народ, если понимаем, что
  
   - без сильной армии России не быть независимой и самостоятельной,
   - если осознаем, что без надежного офицерского корпуса не может быть сильной армии;
   - если мы признаем важность исторического опыта, необходимость извлекать из него полезные уроки, - то наш долг ответить на те важные вопросы, которые касаются офицерского корпуса России.

***

   Обратившись к произведениям военных историков и писателей, изучавших развитие военного дела и требования к офицерским кадрам Российской армии, мы обнаружим, что истоки трагедии русского офицерства и ответы на поставленные вопросы следует искать в уроках истории и тех реальных задачах, потребностях и мотивах, которые ставят перед офицерским составом:
  
   а)война, бой, боевая деятельность, а также интересы боевой готовности и безопасности страны;
   б)характер и специфика офицерской профессии;
   в)полномочия и функции офицера, как начальника, учителя и воспитателя подчиненных;
   г)интересы дисциплины, единоначалия, субординации и управления;
   д)офицерская корпорация, как особое сообщество, живущее и развивающееся по своим законам;
   е)ожидания и потребности подчиненных, их ценностные ориентации и их представления об идеальном офицере.
   ж)необходимость поддержания здоровья, развития физической силы и выносливости.
  
   "Критическая масса", приводящая к взрыву (в данном случае, к трагедии, постигшей русских офицеров), слагается из многих компонентов:
  
   - действий злонамеренных лиц, стечения неблагоприятных обстоятельств, просчетов правительства, недоработок и упущений военного руководства, а также в силу изъянов в подготовке офицерского корпуса, невнимании к особенностям национального характера и т.п.
  
   Было бы проще всего найти один источник зла и обрушиться на него всей силой негодования.
   Так, впрочем, нередко и бывало.
  
   Но не будем повторять ошибок прошлого, а посмотрим на причины трагедии офицерского корпуса России шире, полнее и глубже.
  
   Да помогут нам в этой работе те русские патриоты, которые духом и сердцем всегда были преданны России.
  
  

0x01 graphic

СЛОВАРЬ БЛАГОРАЗУМИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

  
  -- Без инициативы частных начальников правильная работа современной армии невозможна, но инициатива должна быть разумно применяема, т.е. каждый начальник в своей сфере должен работать в направлении общих оперативных идей. Для правильного применения инициатива требует сильного, выработанного характера (отсутствие страха ответственности), настойчивости и широкого понимания военного дела (важность военной школы -- умственной дисциплины в армии). (В.Э., 1911, т.10)
  -- Под словом инициатива, разумеется, способность человека принимать самостоятельные решения, имея в виду общую цель, хотя бы для этого пришлось бы не только не исполнить полученного приказания, но даже поступить прямо наперекор ему. Принимая самостоятельные решения, воин рискует в случае неудачи подвергнуться нареканиям или даже наказаниям. Если он достиг успеха -- это его счастье, не исполненное приказание ставится ему в вину. Отсюда ясно, что проявление инициативы сопряжено с риском; посему, предпринимая самостоятельные решения, воин должен взвесить все шансы за и против успеха, чтобы предотвратить риск. (Н. Бирюков)
  -- Армия без инициативы -- мертва, и военная история учит нас, что ожидание приказов свыше приводило к самым ужасным результатам. Каждый раз, когда нас будет тянуть вмещаться в действия подчиненного, проявляющего инициативу, необходимо проверить, не есть ли это стремление и желание -- результат собственной слабости. (П. Изместьев)
  -- Наша передовая интеллигенция во время минувшей кампании вела себя преступно: она смотрела на войну, как на время, удобное для достижения своей цели -- изменения существующего режима. (М. Галкин)
  -- Мало надежды можно возлагать и на нашу интеллигенцию... В ожесточении внутренней, политической распри, они забыли святой лозунг -- "Родина!". (А.Верховский)
  -- Русский народ был совершенно не подготовлен к войне своими интеллигентными классами, в среде которых считалось признаком культуры относиться к войне как к чему-то недостойному... Куропаткин жалуется на то, что именно образованные классы неохотно посвящали своих сыновей военной карьере. К этому можно прибавить, что именно эти классы поэтому часто оказывались самыми злейшими врагами государства и ослабляли его способность к защите. (Легар)
  -- Каковы взаимоотношения армии и интеллигентных слоев нашего общества? Последним не хватает познания своей армии. Они мало осведомлены о нашей вооруженной силе, мало ее знают: отсюда налицо равнодушие, а кому нужно -- даже пренебрежение. Мало знаний, неоткуда появиться и уважения к армии; нет уважения, нет и не может быть и любви к ней. (М. Галкин)
  -- Командование должно быть проникнуто искренностью, лояльностью и серьезной вдумчивостью, так как только при этих условиях оно будет иметь воспитательное значение. (П. Изместьев)
  -- Искусство ведения военных действий не является ни строго математическим расчетом, ни делом отдельных случайностей, а своего рода теорией вероятности... (П. Изместьев)
  -- Ведение войны -- искусство, которое от других искусств отличается тем, что выполняется в обстановке неизвестности и опасности над самостоятельно реагирующим объектом, а потому от исполнителя, кроме природных дарований и специальной подготовки, требует особых качеств характера, обеспечивающих возможность применения подготовки и творчества. (В. Флуг)
  -- Ислам -- не только религия; ислам -- это организация сил народа помощью религии, в политическом и военном отношении. (А. Свечин)
  -- История, сохраняющая достопамятные события, может служить весьма полезным училищем для военного человека. Читая о великих подвигах знаменитых полководцев, он извлечет из их деяний полезные для себя наставления. Высокие образцы, представленные для подражания потомству Фукидидом, Ксенофонтом, Титом Ливием, Тацитом, Плутархом, обогатят память его поучительными примерами, возбудят в его сердце благородное рвение к славе, воспламенят любовь к отечеству и не дадут ему никогда уснуть сном праздности. Все великие полководцы получили первоначальное образование в училище Истории. (Я. Толмачев)
  -- Законы и правила, как дело рук человеческих, не могут быть совершенны и всегда найдутся лазейки, по которым будут стараться пробираться люди более ловкие, опытные и не стесняющиеся в средствах. Надо вовремя сдерживать и осаживать таких любителей, чтобы не развился вредный карьеризм в ущерб пользы службы, требующей одинаково внимательного и попечительного отношения ко всем честно и умело исполняющим свои обязанности. (Д. Баланин)
  -- "Что наиболее уважительно в клятве и что заставляет свято соблюдать ее, -- вопрошал Цицерон, -- это ее сила и святость, а не боязнь наказания в случае ее неисполнения..." (Л. Дюра-Лассаль)
  -- Корпоративный дух офицерского корпуса есть нравственная солидарность, вытекающая из тождественности компетенций и функций. Поддержание силы и достоинства армии -- должно быть постоянным делом офицерского корпуса. Общество офицеров является той моральной средой, в которой развивается и поддерживаются основы военной силы, чувство солидарности, сознание долга, самопожертвование, самоотречение индивида перед лицом службы, т.е. перед коллективным долгом вооруженного народа. Понимаемый таким образом корпоративный дух является нравственной дисциплиной офицерского корпуса, которая обязывает всех и каждого к взаимному уважению, вниманию и безукоризненной вежливости. (П. Изместьев)
  -- Корыстолюбие совершенно противно нравственному назначению воина. Не собирать добычи, не обогащаться цель его. Защищать отечество, охранять личную безопасность и собственность граждан, блюсти права человечества, ополчаясь против нарушающих оные, быть совершенно бескорыстным исполнителем своего долга: вот обязанности воина! Но если, пользуясь правом победы, или силой оружия, он нарушает святость личности или собственности, то он унижается до хищника и грабителя. Военное звание святится одною чистотою намерений. (Я. Толмачев)
  -- Того, кто способен извлекать корысть из общественных дел, почитай готовым на святотатство, на окрадывание могил, на хищение у друзей, на предательство, на лжесвидетельство; подавая совет, он вероломен, творя суд -- нарушитель присяги, исполняя должность -- лихоимец, а если сказать все в одном слове, нет такого рода неправды, от которого он был бы чист. (Плутарх)
  -- Оно [красноречие] было одною из главных причин неимоверных побед их над многочисленными врагами. Александр Великий волшебною силою красноречия убедил македонян пройти пустыни Азии, перенести многочисленные нужды, презреть все ужасы войны в странах диких, отдаленных, терпеть равнодушно и голод и жажду. Цезарь покорил своей власти Галлию, Британию и, наконец, весь свет не столько искусством военным, сколько даром слова. Но примеры действия красноречия столь многочисленны, что не возможно исчислить самой малейшей части оных. (Я. Толмачев)
  -- Беспрестанные крики, постоянные замечания, деланные с азартом, до того кажутся обыкновенными, что им не придают никакого значения. (П. Карцов)
  
  

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

(Афоризмы древнего Рима)

0x01 graphic

Сон Гекубы

  -- Снаружи -- Елена, внутри -- Гекуба.
  -- Любовь обильна и медом и желчью.
  -- Спокойствие в несчастье -- отличная приправа.
  -- Кто утратил стыд, того нужно считать погибшим.
  -- Кто в гневе мягок, тот умней гораздо.
  -- Не бей по камню, чтобы не остаться без руки.
  -- Все люди опытны в том, что касается их выгоды.
  -- Злому делать добро так же опасно, как доброму зло.
  -- Любимцы богов умирают молодыми.
  -- Кто желает съесть орех, должен разбить скорлупу.
  
  

Плавт Тит Макций (ок. 250 -- ок. 184 гг. до н. э.)

  
  
   Справка:
  
  -- Гекуба, Гекаба, в "Илиаде" жена троянского царя Приама, мать Гектора, Париса, Кассандры и др. После падения Трои Г. была отдана в пленницы Одиссею, но погибла при переправе через Геллеспонт (Дарданеллы). Образ Г. вошёл в классическую литературу (Еврипид, Данте, Шекспир) и стал нарицательным для выражения беспредельного горя и отчаяния.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2011