И дано ему было вложить дух в образ зверя,
чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий,
кто не будет поклоняться образу зверя.
И он сделает то, что всем - малым и великим, богатым и нищим,
свободным и рабам - положено будет начертание на правой руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.
Кто имеет ум, тот сочтет число зверя, ибо число человеческое;
число его шестьсот шестьдесят шесть.
Откровение Св. Иоанна Богослова, Гл.13, с. 15-18..
Архиепископ Амвросий Зертыс-Каменский.
С портрета конца ХVIII столетия.
--
Настоящая жизнь наша есть жизнь истинная, действительная, для какой мы предназначены Творцом. В отношении к будущей, ожидающей нас жизни, она есть тоже, что жизнь в яйце, что жизнь младенца в утробе матери.
--
Земная жизнь есть только начало, приготовление к жизни.
--
Настоящая жизнь наша дана нам для того, чтобы мы приготовили себя к жизни будущего.
--
Самая истинная цель сей конечной жизни есть научить жизни бесконечной.
--
Жизнь наша в мире сем - не иначе что, как непрестанное путешествие к будущему веку (Св. Тихон Задонский).
--
Никогда не должно забывать, что мы все в дороге и возвращаемся в наше отечество, кто с котомками на плечах, кто на резвой четверке, но все войдем в одни ворота (Граф Сперанский).
--
Человек одними вратами - путем рождения - входит в мир сей, а другими, то есть вратами смерти, выходит из него.
--
О, человек! Ты здесь не туземец, а чужой гость.
--
И душа и тело - гости, один небесный, а другой земной (Еккл. 12, 7).
--
Как Авраам в земле Ханаанской не имеет постоянного обиталища, гроб наследственный (Быт. Гл. 23); так и настоящая жизнь наша есть только место гостиницы и гроба.
--
Мы здесь - на земле - только в гостях, а дом наш, отечество наше там - на небе.
--
Отечество наше на небесах, а здесь - чужая сторона, которой проходим на небо. Потому нам здесь иногда бывает так скучно, что ничего земным не можем рассеять тайну своей грусти; это тоска по небу, как родной стороне.
--
Будем смотреть на наш жизненный путь, как на стезю, ведущую к небу; тогда легкомысленный одумается и направит свои стопы к истинной цели; тогда порочный обратится и станет неким путем, ведущего к добродетели; тогда печальный, гонимый и презираемый мужественно будет переносить кроткое время печали (Прот. И. Толмачев).
--
Не привязывай своего сердца к гостинице в своем земном странствовании. Никакой благоразумный человек не строит дома пути.
--
Жалок тот человек, который вместо того, чтобы построить дом в своем отечестве, строит его в стране чуждой и ничего не готовит для родине, в котором жить должно!
--
Кто не скорбит и не воздыхает как странник на земле, тот не будет гражданином неба.
--
Земная жизнь подает руку дня смерти. Жизнь есть начало смерти.
--
Первый вопль новорожденного пришельца в мир есть первый вестник смерти его и первое надгробие ему слово.
--
Едва человек одной ногой вступает в мир сей, как другой ставит уже в гроб. Немощи рождения суть как бы уже начатки смерти, колыбель - предтеча гроба пелены - первый край погребальной плащаницы.
--
Чем более живем, тем более умаление житие наше.
--
Жизнь наша подобна мореплавателю. Как он во время плавания стоит ли, сидит ли, или лежит, - всегда приближается к пристани и идет туда, куда корабль стремится; так подобно и мы, спишь ли или бодрствуем, лежим или прохаживаемся, во всякую минуту времени к концу приближаемся.
--
Жилище наука, как бы оно ни было крепко, тотчас разрушается, как только прикоснется рука, или что другое; так и наша жизнь, тотчас может прекратиться от малейшего случая, от кого, от чего вовсе не думаешь, не ожидаешь.
--
Наша обязанность - всегда, всю жизнь нашу вести себя так, чтобы, когда станут звать нас из этой жизни, немедленно сказать: готово сердце наше (Св. Златоуст).
--
Самая лучшая польза от сей жизни, - "умирать ежедневно", то ест, каждый день жить так, как будто должен каждый лень умереть.
--
Ежедневно умирай, чтобы жить вечно (Св. Антон Великий).
--
Жизнь наша - одна минута в сравнении с вечностью.
--
Что капля в сравнении с беспрестанной пучиною, то настоящая жизнь в сравнении с будущим (Св. Златоуст).
--
Бог сравнит дни наши, чтобы не удлинить ряд грехов наших.
--
Жизнь коротка и быстра пролетает, говорит опытность; продолжи и задержи ее добром, говорит ум.
--
Весьма скоротечна жизнь наша, но в ней приобретаем или теряем вечную жизнь.
--
Екатерина Вторая с семейством в Царскосельском саду.
--
КОЛОСС НА ГЛИНЯНЫХ НОГАХ. Из библейского сказания о вавилонском царе Новуходоносоре, увидевшем во сне огромного металлического истукана на глиняных ногах, который был разрушен сорвавшимся со скалы и ударившим в его ноги камнем. Этим выражение обозначают что-либо внешне величественное, но слабое по существу.
--
КОЛЧАН - кожаное вместилище для стрел, иначе сумка, вешаемая обыкновенно через плечо в таком положении, что воин легко мог вынимать стрелы.
--
КОМИЦИИ (буквально - "сходбище") - место для народных собраний. Примыкал к Форуму. Выше него (по склону холма), стояло здание курии. Места для собравшихся располагались ярусами ("ступенями" ). После перестройки Форума Цезарем от прежнего Комиция почти ничего не осталось. Для разрешения важнейших вопросов римский народ собирался по куриям, и эти собрания носили название куриатных комиций (comitia curiata), каждая курия имела один голос. В куриях участвовали все взрослые мужчины. Куриатные комиции ведали делами, связанными с культом, семейными отношениями и делами, касавшимися жизни всей общины. По-видимому, на комициях происходили выборы царя и выносились постановления об объявлении войны. Комиции могли судить граждан, если они были виновны в тяжелых преступлениях. На комициях излагались завещания, происходили усыновления и принимались в состав общин новые роды.
--
КОНДОТЬЕРЫ. Наемники, сделав из войны ремесло, переходя со службы одному политическому центру на службу другому, совершенно деклассировались и сложились в особые организации, получившие огромный политический вес. Во главе стоял кондотьер, т.е. предводитель, который набирал отряд, и, как антрепренер, искал с ним наиболее выгодной службы.
--
КОННИЦА. Регулярная конница впервые создана при Петре I. Большую роль в ее формировании сыграл А.Д.Меньшиков - первый составитель строевого кавалерийского устава. Тогда же, при Петре I, впервые в истории кавалерийские полки получили артиллерию. К концу ХУIII века в русской кавалерии имелись кирасирские (тяжелая конница), карабинерные, конно-гренадерские, драгунские, конно-егерские, гусарские (из числа дворян), легкоконные и казачьи кавалерийские полки (донские, кубанские, забайкальские и другие). Численность личного состава каждого составляла от I100 до 1838 человек.
--
КОНОН, предводитель афинского флота в сражении при Аргинузских островах и при Эгос-Потамосе, 406 и 405 до Р.Х. В 406 г. принял он команду вместо Алкибиада, но был Калликратидом разбит и окружен при Митилене и спасся благодаря только победе своих соотечественников у Аргинусских островов. Когда спартанцы напали на афинский флот при Эгоспотамах (405 г.), он один своей бдительностью спас отряд свой, состоявший из 8 кораблей, и ушел в Кипр. После взятия Афин оставался он на Кипре 8 лет, завязал оттуда сношения с персидским двором и получил от него флот (396 г.), когда Агесилай вторгся в Переднюю Азию. С этим флотом отправился он в море, но сделал немного, т. к. не был поддержан как следует персидскими сатрапами. Поэтому в 395 г. он сам отправился к персидскому двору, где ему удалось своим откровенным образом действия снискать себе уважение и получить сильную помощь. После того он снова отплыл в море и застиг спартанского адмирала Писандра у Книда, приморского города Карий, напал на него и разбил его совершенно (394 г.). Этим сокрушено было господство Спарты на море, утвердившееся после падения Афин. Затем Конон, которого никогда не покидала мысль об освобождении своего родного города, направился с флотом к Пелопоннесу, предварительно освободив греческие острова и города в Малой Азии (393 г.). Он опустошил берега его и после того только поплыл в Афины, где с торжеством был принят своими согражданами. Получив в изобилии деньги от персидского царя, он выстроил вновь стены афинские. Затем спартанцы вступили в тайные сношения с персидским сатрапом Тирибазом, который велел заточить в Сардах Конона, посланного к нему афинянами. О дальнейшей его судьбе ничего положительного не известно. Впрочем, более вероятно то, что он не был казнен, а бежал из заточения и умер на острове Кипре в доме своего друга Евагора.
--
КОНСУАЛИИ - праздник Кокса (бог житницы и амбара). Под этрусским влиянием стали сопровождаться конными состязаниями, а греческое влияние заставило переосмыслить это празднество как торжества в честь Нептуна Конного (так как греческий Посейдон - бог моря, с которым отождествлялся Нептун, - был и богом лошадей).
--
КОНСУЛ - два древнеримских должностных лица, к которым перешла высшая власть в государстве после изгнания царей (509 до Р.Х.). Сперва консулы избирались исключительно из патрициев, с 342 г. одна вакансия стала предоставляться плебеям. Выборы консула производились на особом собрании (центуриатные комиции) под председательством консула или диктатора. Консулы сосредоточивали в своих руках военную и гражданскую власть. В императорскую эпоху за консулами было сохранено лишь право председательствования в сенате и в уголовных процессах. Постепенно звание консула превратилось в почетный титул.
--
КОНСУЛЬСКОЕ ДОСТОИНСТВО - по закону минимальный возраст для занятия консульской должности составлял 33 года. Бывали, однако, случаи, когда юноши из императорской семьи (напр., внуки Августа Луций и Гай) объявлялись консулами в 20 лет. Назначение Нерона консулом в 20 лет, во-первых, как бы приравнивало его к внукам Августа, во-вторых, делало его уже в 14 лет кандидатом в консулы, то есть официальным лицом, могущим занимать государственные должности, в частности, командовать войсками в провинциях.
--
КОНТРАКТ, в общем значении - всякое условие; в более тесном смысле - обязательное условие, т. е. дающее право на иск. 1) В военном деле - товарищество по палаткам в лагере, обыкновенно по 10 человек, под начальством десятника; 2) называлось так отношение к полководцу (imperator) молодых благородных римлян, которые добровольно присоединялись к нему для получения военного образования (comites). Они сами обыкновенно назывались contubernales и обедали вместе с полководцем в претории.
--
КОНТР-АПРОШИ -- окопы, траншеи, возводившиеся осажденными войсками для противодействия продвижению противника по укрытым ходам --апрошам.
--
КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (ок. 551-479 до н. э.), др.-кит. мыслитель, основатель конфуцианства. Осн. взгляды К. изложены в кн. "Лунь юй" ("Беседы и суждения").Принимая основным положением ту мысль, что человек по природе расположен к добру, и нужны лишь хорошие примеры, чтобы сделать весь народ хорошим, он выставлял, как зеркало нравственной жизни, нравы и быт древних времен, дела и жизнь прежних поколений, и старался возбудить влечение к справедливости и добродетели, постоянно ссылаясь на сборники древних преданий народа, называемые кинами. Таким образом, он стал основателем учения, охватившего все стороны практической жизни и сформировавшего характер всей умственной жизни Китая. Конфуций очень обстоятельно и самым подробным образом изучил военно-политический опыт прошлого и современной ему действительности. Во-первых, он начал с опыта военной деятельности мудрых правителей легендарной древности - Яо, Шуня и Юя. Далее, в поле его зрения попала охота как древняя форма военного обучения. Больше всего внимания он уделил опыту военной и политической борьбы за гегемонию в период Чуньцю: он дал оценку четырем влиятельным правителям - цискому Хуань-гуну, цзиньскому Вэнь-гуну, чускому Чжуан-вану и циньскому Му-гуну; он проанализировал и оценил отдельные события этой борьбы - военные методы гегемонов, чускую разведку в царстве Сун, цзицюйскую войну между Ци и Лу и другие факты. Его аналитическая работа завершилась, по традиционной версии, созданием своего рода "учебного пособия" по прикладной морали - летописи "Чунь цю", где он дал нравственную оценку историческим персонажам и событиям периода Восточного Чжоу. Конфуций сформулировал идею о бдительности правителя, которую исследователи относят к военной стратегии. Он советовал правителям отложить сиюминутные развлечения, отказаться от нерадивости в управлении страной, говоря: "Благородный муж, находясь в безопасности, не забывает об опасности; существуя, не забывает о гибели; управляя, не забывает о смуте. При помощи этого, сам, находясь в безопасности, может сохранить государство и семьи".
--
КОПЕЙЩИКИ -- в русском войске и зарубежных армиях в XVI -- начале XVIII в. пешие и конные воины, основным оружием которых являлось длинное (3 -- 4 м) копье (пика). Предназначались для поражения противника в ближнем (рукопашном) бою после залпов стрелков.
Святой праведный Иоанн Кронштадский.