ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Кто имеет ухо, да слышит...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


  
  
  

Кто имеет ухо, да слышит.

Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечем убивает,

тому самому надлежит быть убитым мечем.

Здесь терпение и века святых.

Откровение Св. Иоанна Богослова, Гл.13, с. 9-10.

 []

Иоанн Кронштадский

  
  
   Мудрование бо плотское смерть есть: а муд­рование духовное живот и мир (Рим. 8, 6).
  
   Какой че­ловек не согласится с этими словами апостола?
  
   Мудрование плоти дей­ствительно есть смерть.
  
   Приди сюда человек сребролюбивый, любостяжательный, завистливый, самолюбивый, гордый, честолюбивый и дай нам взглянуть на тебя, на твои поступки, на твою жизнь!
   Раскрой нам, если хочешь, свои помышления сердечные!
  
   Мы уверимся тобою - живым при­мером, что мудрование плотское смерть есть: ты не живешь истинною жизнию, ты мертвец духовный, ты при свободе связан внутренно; при уме - как безумный, потому что свет, иже в тебе, тма есть (Матф. 6, 23); ты получил от Бога сердце, способное наслаждаться чувствами всего истинного, святого, доброго и прекрасного; но ты мудро­ванием плотским подавил в нем бла­городные чувства, благородные по­рывы, ты мертвец, ты живота не имаши в себе (Ин. б, 53).
  
   Но мудрование духовное живот и мир.
   Какой угодно человек-христианин, провождающий жизнь по вере, истребляющий в себе страсти и помышляющий елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвалъна, аще коя добродетель и аще кая похвала (Флп. 4, 8), - приди к нам и поведай нам, что ты ощущаешь в душе от мудрования духовного: - я, скажешь ты нам, ощущаю в сердце всегдашний мир и радость о Духе Святе (Рим. 14, 17), я чувствую распространение сердца, преизбыток жизни, посмеваюсь всему плотскому, дивлюсь, как оно имеет такую великую силу над сердцами людей плотяных, и занимаюсь непрестанным созерцанием небесных, духовных, не видимых благ, уготованных любящим Бога.
  
   *
   Кто не собирает со Мною, говорит Господь, тот расточает (Лк. 11, 23).
  
   Надо по­двигаться вперед в духовной жизни, восходить все выше и выше; увеличивать более и более запас добрых дел; если же мы стоим на одной точке нравственного совершенства, на одной ступени лестницы христианского восхождения, то все равно, что идем назад; если не собираем, то все равно что расточаем.
  
   *
   Внутренний человек из-под суеты света, из-под мрака плоти своей, не­связанный искушениями лукавого, выглядывает свободнее утром, по пробуждении, как рыба, выбрасывающаяся иногда на поверхность воды.
  
   Все остальное время он покрыт почти непроницаемою тьмою; на его очах лежит болезненная повязка, скрыва­ющая от него истинный порядок ве­щей духовных и чувственных.
  
   Лови­те же утренние часы, это - часы как бы новой, обновленной временным сном жизни. Они указывают нам от­части на то состояние, когда мы вос­станем обновленные в общее утро невечернего дня воскресения, или ког­да разрешимся от этого смертного тела.
  
   *

 []

"Нашествие Тохтамышево"

Миниатюра из Лицевого летописного свода. 16 в.

  
   Ночью душа наша свободна от суеты мирской, и потому свободно может действовать на нее мир духовный, и она свободно может принимать его впечатления, так что мысли и распо­ложения сердечные у человека быва­ют мыслями и расположениями Са­мого Господа или Ангелов и святых, если человек праведен; и мыслями и расположениями диавола, если он грешник нераскаянный.
  
   *
  
   В обыкновенных познаниях челове­ческих - узнал раз хорошо какой-либо предмет, и часто на всю жизнь знаешь его хорошо, без помрачения познания о нем.
  
   А в вере не так; раз познал, ощутил, осязал, думаешь: все­гда так будет ясен, осязателен, любим предмет веры для души моей; но нет: тысячу раз он будет потемняться для тебя, удаляться от тебя и как бы исчезать для тебя, и что ты прежде любил, чем жил и дышал, к тому, по временам, будешь чувствовать совер­шенное равнодушие; и надо иногда воздыханием и слезами прочищать себе дорогу, чтобы увидеть его, схва­тить и обнять сердцем.
   Это от греха.
  
   *
  
   Надо помнить всякому, что у всякого человека, кроме животной его природы, есть еще духовная, - что у животной свои требования, у духовной - свои.
  
   Требования животной природы: пить, есть, спать, дышать, освещаться, одеваться, согреваться; духовной природы - размышлять, чувствовать, говорить, иметь обще­ние с Богом - чрез молитву, Бого­служение, Таинства, поучение в слове Божием, и с ближними - чрез вза­имную беседу, благотворительную помощь, взаимное обучение, назида­ние.
  
   Еще надо помнить, что живот­ная природа временна, преходяща, тленна; духовная же - вечна, непре­ходяща, неразрушима; что плоть надо презирать, как преходящую, прилежати же о душе, вещи бессмертной, о ее спасении, ее просвещении, очище­нии от грехов, пристрастий, пороков, об украшении добродетелями - кротостию, смирением, незлобием, му­жеством, терпением, покорностию и послушанием Богу и людям, чисто­тою и воздержанием.
  
   Умудри, Госпо­ди, всякого человека помнить это всегда!
  
   *
  
   Тело, как временная одежда души, тленно и не составляет прямой жизни человека; истинная жизнь есть жизнь духовная.
   Разорви, уничтожь одежду человека, сам он останется жив: так по убиении, по смерти, нетлении тела душа остается жива. Да прилагаем же наибольшее попечение о душе, о ее спасении!
  
   *
  
   Что полюбит человек, в чем будет обращаться, то и найдет: полюбит земное - земное и найдет, и поселится у него на сердце это земное, и сообщит ему свою земляность и свяжет его; полюбит небесное - небесное и найдет, и поселится оно в его сердце, и будет животворно им двигать. Ни к чему земному не нужно прилагать сердца, ибо со всем земным, когда мы неумеренно и пристрастно им пользуемся, срастворяется как-то дух злобы, оземленивший себя безмерным сопротивлением Богу.
  
   *

 []

  

Невская битва 1240 г.

Со старинной миниатюры

   Плотской человек не понимает ду­ховного блаженства, происходящего от молитвы и добродетели, и не мо­жет разуметь хотя сколько-нибудь, что за блаженство будет в том веке.
   Он ничего не знает выше земного, плотского блаженства, и будущие бла­га считает за мечту воображения. Но духовный, по опыту, знает блаженство души добродетельной и заранее пред­вкушает сердцем будущее блажен­ство.
  
   *
  
   Чем более человек ведет духовную жизнь, тем более он одухотворяется: он начинает видеть во всем Бога, во всем проявление Его силы и могущества; всегда и везде видит себя пребывающим в Боге и от Бога во всем самомалейшем зависящим.
  
   Но чем более плотской образ жизни ведет человек, тем он более делается весь плотяным: он ни в чем не видит Бога, в самых чудесных проявлениях Его божественной силы, - во всем видит плоть, материю, и везде, и во всякое время - несть Бога пред очами его (Пс. 35, 2).
  
   *
  
   Обращаете ли достаточное внимание на состояние своей души: здорова ли она и, поколику она жива, прочна ли ее жизнь, и если благополучна здеш­няя временная жизнь, то обеспечена ли чем-либо вечная жизнь, вечное благополучие, - например, верою, - есть ли в душе твоей вера живая в Бога, в Спасителя, в Церковь, - делами добрыми, кротостию, смире­нием, незлобием, правдолюбием и честностию, воздержанием, целомуд­рием, милосердием, терпением, покорностию, трудолюбием и прочим?
  
   В противном случае вся работа твоя суетна: душа много делает, может быть, достойных удивления вещей, но сама погибнет.
   Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? (Матф. 16,26).
  
   *
   Все мое счастие и несчастие заключа­ются в сердечных мыслях и располо­жениях.
  
   Если мысли и расположения моего сердца согласны с истиною Божиею или с волею Бога моего, тогда я покоен, исполнен духовного света, радости, блаженства; если нет - беспокоен, исполнен духовного, душетленного мрака, тяжести, уныния. Если совершенно переменю мысли и расположения сердца ложные, бого­противные на истинные и Богу при­ятные, - тогда опять покоен и бла­жен.
  
   *
  
   Если какая-нибудь мысль - жизнь для сердца, то она - истина; если - томление, смерть сердца, то она - ложь.
  
   Господь наш есть мир и жизнь - и миром, и жизнию почивает в наших сердцах.
  
   *
  
   Мир есть целость, здравие души; потеря мира - потеря здравия ду­шевного.
  
   *
  
   Когда святой мир помыслов царству­ет в душе моей, тогда во мне верно почивает Царь мира - Господь Иисус Христос со Отцем и Святым Духом; и я тогда особенно должен исполняться чувствами благодарности к Начальнику мира и стараться всеми силами о сохранении в себе этого мира сердечного молитвою и удале­нием от всякого греха, внутреннего и наружного.
  
   *

 []

  

Русская деревня на почтовом тракте конце ХVIII столетия.

С гравюры Лепренса.

  
   В чем жизнь христианина?
  
   Чтобы не иметь ничего и иметь Христа в сердце, или чтобы, имея земные блага, не привязываться к ним нимало, а всем сердцем прилепляться ко Христу.
  
   *
  
   Я - немощь, нищета, Бог - сила моя.
   Это убеждение есть высокая мудрость моя, делающая меня бла­женным.
  
   *
  
   Господи! да прилепится к Тебе едино­му сердце мое и ни к чему земному да не прилепляется: ибо в прилеплении к земному скорбь, теснота, мука; ничто да не будет дорого для сердца из земного, но единого Господа да ценю паче всего и все небесное и, создан­ную по образу Его, душу бессмерт­ную, разумную, словесную, свобод­ную, дыхание уст Божиих. Да не будет земных идолов для сердца: де­нег, яств, одежд, чинов и знаков от­личия, и прочее. Надо употреблять самую простую, нелакомую пищу, чтобы не привлекала сердце, употреблять не много - только для подкрепления.
  

***

И дано ему было вложить дух в образ зверя,

чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий,

кто не будет поклоняться образу зверя.

И он сделает то, что всем - малым и великим, богатым и нищим,

свободным и рабам - положено будет начертание на правой руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.

Здесь мудрость.

Кто имеет ум, тот сочтет число зверя, ибо число человеческое;

число его шестьсот шестьдесят шесть.

Откровение Св. Иоанна Богослова, Гл.13, с. 15-18..

***

 []

Архиепископ Амвросий Зертыс-Каменский.

С портрета конца ХVIII столетия.

ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ

  -- Настоящая жизнь наша есть жизнь истинная, действительная, для какой мы предназначены Творцом. В отношении к будущей, ожидающей нас жизни, она есть тоже, что жизнь в яйце, что жизнь младенца в утробе матери.
  -- Земная жизнь есть только начало, приготовление к жизни.
  -- Настоящая жизнь наша дана нам для того, чтобы мы приготовили себя к жизни будущего.
  -- Самая истинная цель сей конечной жизни есть научить жизни бесконечной.
  -- Жизнь наша в мире сем - не иначе что, как непрестанное путешествие к будущему веку (Св. Тихон Задонский).
  -- Никогда не должно забывать, что мы все в дороге и возвращаемся в наше отечество, кто с котомками на плечах, кто на резвой четверке, но все войдем в одни ворота (Граф Сперанский).
  -- Человек одними вратами - путем рождения - входит в мир сей, а другими, то есть вратами смерти, выходит из него.
  -- О, человек! Ты здесь не туземец, а чужой гость.
  -- И душа и тело - гости, один небесный, а другой земной (Еккл. 12, 7).
  -- Как Авраам в земле Ханаанской не имеет постоянного обиталища, гроб наследственный (Быт. Гл. 23); так и настоящая жизнь наша есть только место гостиницы и гроба.
  -- Мы здесь - на земле - только в гостях, а дом наш, отечество наше там - на небе.
  -- Отечество наше на небесах, а здесь - чужая сторона, которой проходим на небо. Потому нам здесь иногда бывает так скучно, что ничего земным не можем рассеять тайну своей грусти; это тоска по небу, как родной стороне.
  -- Будем смотреть на наш жизненный путь, как на стезю, ведущую к небу; тогда легкомысленный одумается и направит свои стопы к истинной цели; тогда порочный обратится и станет неким путем, ведущего к добродетели; тогда печальный, гонимый и презираемый мужественно будет переносить кроткое время печали (Прот. И. Толмачев).
  -- Не привязывай своего сердца к гостинице в своем земном странствовании. Никакой благоразумный человек не строит дома пути.
  -- Жалок тот человек, который вместо того, чтобы построить дом в своем отечестве, строит его в стране чуждой и ничего не готовит для родине, в котором жить должно!
  -- Кто не скорбит и не воздыхает как странник на земле, тот не будет гражданином неба.
  -- Земная жизнь подает руку дня смерти. Жизнь есть начало смерти.
  -- Первый вопль новорожденного пришельца в мир есть первый вестник смерти его и первое надгробие ему слово.
  -- Едва человек одной ногой вступает в мир сей, как другой ставит уже в гроб. Немощи рождения суть как бы уже начатки смерти, колыбель - предтеча гроба пелены - первый край погребальной плащаницы.
  -- Чем более живем, тем более умаление житие наше.
  -- Жизнь наша подобна мореплавателю. Как он во время плавания стоит ли, сидит ли, или лежит, - всегда приближается к пристани и идет туда, куда корабль стремится; так подобно и мы, спишь ли или бодрствуем, лежим или прохаживаемся, во всякую минуту времени к концу приближаемся.
  -- Жилище наука, как бы оно ни было крепко, тотчас разрушается, как только прикоснется рука, или что другое; так и наша жизнь, тотчас может прекратиться от малейшего случая, от кого, от чего вовсе не думаешь, не ожидаешь.
  -- Наша обязанность - всегда, всю жизнь нашу вести себя так, чтобы, когда станут звать нас из этой жизни, немедленно сказать: готово сердце наше (Св. Златоуст).
  -- Самая лучшая польза от сей жизни, - "умирать ежедневно", то ест, каждый день жить так, как будто должен каждый лень умереть.
  -- Ежедневно умирай, чтобы жить вечно (Св. Антон Великий).
  -- Жизнь наша - одна минута в сравнении с вечностью.
  -- Что капля в сравнении с беспрестанной пучиною, то настоящая жизнь в сравнении с будущим (Св. Златоуст).
  -- Бог сравнит дни наши, чтобы не удлинить ряд грехов наших.
  -- Жизнь коротка и быстра пролетает, говорит опытность; продолжи и задержи ее добром, говорит ум.
  -- Весьма скоротечна жизнь наша, но в ней приобретаем или теряем вечную жизнь.
  --

***

 []

Екатерина Вторая с семейством в Царскосельском саду.

С гравюры Бергера.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТКИ

  
  -- КОЛОСС НА ГЛИНЯНЫХ НОГАХ. Из библейского сказания о вавилонском царе Новуходоносоре, увидевшем во сне огромного металлического истукана на глиняных ногах, который был разрушен сорвавшимся со скалы и ударившим в его ноги камнем. Этим выражение обозначают что-либо внешне величественное, но слабое по существу.
  
  -- КОЛЧАН - кожаное вместилище для стрел, иначе сумка, вешаемая обыкновенно через плечо в таком положении, что воин легко мог вынимать стрелы.
  
  -- КОМИЦИИ (буквально - "сходбище") - место для народных собраний. Примыкал к Форуму. Выше него (по склону холма), стояло здание курии. Места для собравшихся располагались ярусами ("ступенями" ). После перестройки Форума Цезарем от прежнего Комиция почти ничего не осталось. Для разрешения важнейших вопросов римский народ собирался по куриям, и эти собрания носили название куриатных комиций (comitia curiata), каждая курия имела один голос. В куриях участвовали все взрослые мужчины. Куриатные комиции ведали делами, связанными с культом, семейными отношениями и делами, ка­савшимися жизни всей общины. По-видимому, на комициях происходили выборы царя и выносились постановления об объявлении войны. Комиции могли судить граждан, если они были виновны в тяжелых преступлениях. На комициях изла­гались завещания, происходили усыновления и принимались в состав общин новые роды.
  
  -- КОНДОТЬЕРЫ. Наемники, сделав из войны ремесло, переходя со службы одному политическому центру на службу другому, совершенно деклассировались и сложились в особые организации, получившие огромный политический вес. Во главе стоял кондотьер, т.е. предводитель, который набирал отряд, и, как антрепренер, искал с ним наиболее выгодной службы.
  
  -- КОННИЦА. Регулярная конница впервые создана при Петре I. Большую роль в ее формировании сыграл А.Д.Меньшиков - первый составитель строевого кавалерийского устава. Тогда же, при Петре I, впервые в истории кавалерийские полки получили артиллерию. К концу ХУIII века в русской кавалерии имелись кирасирские (тяжелая конница), карабинерные, конно-гренадерские, драгунские, конно-егерские, гусарские (из числа дворян), легкоконные и казачьи кавалерийские полки (донские, кубанские, забайкальские и другие). Численность личного состава каждого составляла от I100 до 1838 человек.
  
  -- КОНОН, предводитель афинского флота в сражении при Аргинузских островах и при Эгос-Потамосе, 406 и 405 до Р.Х. В 406 г. принял он команду вместо Алкибиада, но был Калликратидом разбит и окружен при Митилене и спасся благодаря только победе своих соотечест­венников у Аргинусских островов. Когда спартанцы напали на афинский флот при Эгоспотамах (405 г.), он один своей бдительностью спас отряд свой, состо­явший из 8 кораблей, и ушел в Кипр. После взятия Афин оставался он на Кипре 8 лет, завязал оттуда сношения с персидским двором и получил от него флот (396 г.), когда Агесилай вторгся в Переднюю Азию. С этим флотом отправился он в море, но сделал немного, т. к. не был поддержан как следует персидскими сатрапа­ми. Поэтому в 395 г. он сам отправился к персидско­му двору, где ему удалось своим откровенным обра­зом действия снискать себе уважение и получить сильную помощь. После того он снова отплыл в море и застиг спартанского адмирала Писандра у Книда, приморского города Карий, напал на него и разбил его совершенно (394 г.). Этим сокрушено было господство Спарты на море, утвердившееся после па­дения Афин. Затем Конон, которого никогда не покидала мысль об освобождении своего родного города, на­правился с флотом к Пелопоннесу, предварительно освободив греческие острова и города в Малой Азии (393 г.). Он опустошил берега его и после того только поплыл в Афины, где с торжеством был принят свои­ми согражданами. Получив в изобилии деньги от пер­сидского царя, он выстроил вновь стены афинские. Затем спартанцы вступили в тайные сношения с персидским сатрапом Тирибазом, который велел заточить в Сардах Конона, по­сланного к нему афинянами. О дальнейшей его судьбе ничего положительного не из­вестно. Впрочем, более вероятно то, что он не был казнен, а бежал из заточения и умер на острове Кипре в доме своего друга Евагора.
  
  -- КОНСУАЛИИ - праздник Кокса (бог житницы и амбара). Под этрусским влиянием стали сопровождаться конными состязаниями, а гре­ческое влияние заставило переосмыслить это празднество как торжества в честь Нептуна Конного (так как греческий Посейдон - бог моря, с которым отождествлялся Нептун, - был и богом лошадей).
  
  -- КОНСУЛ - два древнеримских долж­ностных лица, к которым перешла выс­шая власть в государстве после изгна­ния царей (509 до Р.Х.). Сперва консулы избирались исключительно из патрициев, с 342 г. одна вакансия стала предоста­вляться плебеям. Выборы консула про­изводились на особом собрании (центуриатные комиции) под председатель­ством консула или диктатора. Консулы сосредоточивали в своих руках военную и гражданскую власть. В императорскую эпоху за консулами было сохранено лишь право председательствования в сенате и в уголовных процессах. Посте­пенно звание консула превратилось в почетный титул.
  
  -- КОНСУЛЬСКОЕ ДОСТОИНСТВО - по закону мини­мальный возраст для занятия консульской должности составлял 33 года. Бывали, однако, случаи, когда юноши из императорской семьи (напр., внуки Августа Луций и Гай) объявлялись консулами в 20 лет. Назначе­ние Нерона консулом в 20 лет, во-первых, как бы приравнивало его к внукам Августа, во-вторых, делало его уже в 14 лет кандидатом в кон­сулы, то есть официальным лицом, могущим занимать государственные должности, в частности, командовать войсками в провинциях.
  
  -- КОНТРАКТ, в общем значении - всякое условие; в более тесном смысле - обязательное условие, т. е. дающее право на иск. 1) В военном деле - товарищество по палаткам в лагере, обыкновенно по 10 человек, под начальством десятника; 2) на­зывалось так отношение к полководцу (imperator) мо­лодых благородных римлян, которые добровольно присоединялись к нему для получения военного обра­зования (comites). Они сами обыкновенно назывались contubernales и обедали вместе с полководцем в пре­тории.
  
  -- КОНТР-АПРОШИ -- окопы, траншеи, возводившиеся осажденными войсками для противодействия продвижению противника по укры­тым ходам --апрошам.
  
  -- КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (ок. 551-479 до н. э.), др.-кит. мыслитель, основатель конфуцианства. Осн. взгляды К. изложены в кн. "Лунь юй" ("Беседы и суждения").Принимая основным положением ту мысль, что человек по природе расположен к добру, и нужны лишь хорошие примеры, чтобы сделать весь народ хорошим, он выставлял, как зеркало нравственной жизни, нравы и быт древних времен, дела и жизнь прежних поколений, и старался возбудить влечение к справедливости и добродетели, постоянно ссылаясь на сборники древних преданий народа, называемые кинами. Таким образом, он стал основателем учения, охватившего все стороны практической жизни и сформировавшего характер всей умственной жизни Китая. Конфуций очень обстоятельно и самым подробным образом изу­чил военно-политический опыт прошлого и современной ему действитель­ности. Во-первых, он начал с опыта военной деятельности мудрых правите­лей легендарной древности - Яо, Шуня и Юя. Далее, в поле его зрения попала охота как древняя форма военного обучения. Больше всего внимания он уделил опыту военной и политической борьбы за гегемонию в период Чуньцю: он дал оценку четырем влиятельным правите­лям - цискому Хуань-гуну, цзиньскому Вэнь-гуну, чускому Чжуан-вану и циньскому Му-гуну; он проанализировал и оценил отдельные события этой борьбы - военные методы гегемонов, чускую разведку в царстве Сун, цзицюйскую войну между Ци и Лу и другие факты. Его аналитическая работа завершилась, по традиционной версии, созда­нием своего рода "учебного пособия" по прикладной морали - летописи "Чунь цю", где он дал нравственную оценку историческим персонажам и событиям периода Восточного Чжоу. Конфуций сформулировал идею о бди­тельности правителя, которую исследователи относят к военной стратегии. Он советовал правителям отложить сиюминутные развлечения, отказаться от нерадивости в управлении страной, говоря: "Благородный муж, нахо­дясь в безопасности, не забывает об опасности; существуя, не забывает о гибели; управляя, не забывает о смуте. При помощи этого, сам, находясь в безопасности, может сохранить государство и семьи".
  
  -- КОПЕЙЩИКИ -- в русском войске и зарубежных армиях в XVI -- начале XVIII в. пешие и конные воины, основным оружием кото­рых являлось длинное (3 -- 4 м) копье (пика). Предназначались для поражения противника в ближнем (рукопашном) бою после залпов стрелков.
  
  

***

  

 []

Александр I .

Его дача близ Павловска.

  
  
  
  
  
  
  
  
  

Святой праведный Иоанн Кронштадский.

Мысли Христианина.

- М., 1998.

  


 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010