ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Легко играть на боевой трубе

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Информация к размышлению...


А.И. Каменев

"ЛЕГКО ИГРАТЬ НА БОЕВОЙ ТРУБЕ"...

  
   "Государственному деятелю легко играть на боевой трубе в парламенте или кабинете, оставаясь у своего камина или произнося с трибуны громовые речи, предоставляя мушкетеру, истекающему кровью в снегу, решать, перенесет ли его система победу и славу или нет. Нет ничего легче этого! но горе государственному мужу, не ищущему в настоящее время такой причины в войне, которая могла бы выдержать критику и после войны.

Бисмарк

  
  
   Механическое образование войска - дело простое и не долгое.
   Но вся премудрость состоит в том, чтобы вложить в него (войско) душу, сплавить воедино разрозненные элементы, превратить в могучий и гибкий организм, способный выдержать все испытания войны и мира.
   *
   В этом величайшем перевоплощении разрозненных, необученных и мало к чему способных лиц огромное значение имеет превращение гражданского человека в настоящего воина.
   Но для этого надо знать и понимать некоторые истины.
  

"Чтобы быть солдатом, недостаточно надеть мундир и выучиться стрелять"

  
   Истина, обозначенная в подзаголовке, доступна к пониманию не каждого человека, так как в сознании некоторых людей именно внешняя армейская атрибутика - форма, строй, дисциплина, внешний порядок и т.п. - являются показателями военной организации.
   Поверхностный взгляд на войско вел к стремлению придать ему внешний лоск и приковать внимание к внешней выправке, умению маршировать на плацу и грациозно манипулировать оружием, производя разные ружейные приемы.
   *
   Люди, знающие войну и военное дело, всегда думали иначе.
   Один из таких людей, А.М. Волгин, в 1907 году писал:
  
   "Военное дело трудное ремесло; надо втянуться в него долгой выучкой и воспитать в себе военные качества, и телесные, и душевные.
   Надо гимнастикой или верховой ездой, походами постараться развить в себе силу, ловкость и выносливость; надо уметь беречь свое тело, чтобы по неразумению не заболевать (каждый здоровый солдат дорог в день боя, каждый больной на войне в тягость для общего дела); но когда дело требует, надо уметь рисковать не только здоровьем, но и жизнью.
   Надо уметь не спать, когда того требует служба, и научиться пользоваться для сна свободной минутою. Надо сродниться с оружием, одеждою, амуницией; надо уметь вывернуться из всяких мелких затруднений походной жизни - при холоде, жаре, отсутствии пищи и подготовить себя, насколько в мирное время возможно, к тем бедам, без которых войны не бывает.
   Словом, надо приобрести тысячи сноровок военного ремесла, а никаких сноровок по книгам не приобретешь. Как во всяком ремесле, будь то у машиниста, у пастуха или у врача, так и в военном ремесле сноровки приобретаются только навыком, когда человек вжился в свое дело"...
  
   *
   Какая глубокая диалектика содержится в этом коротком фрагменте, как много крайностей заключено в подлинной военной службе, когда надо быть, к примеру, решительным и не торопиться исполнять требуемое, если меняется обстановка и совершенно иными становятся обстоятельства.
   Так, врага, который не сдается, следует уничтожить, а того, который запросил пощады - миловать.
   *
   При всей схожести военного дела в разных государствах, русские никогда не оставляли за собой "Чистого (выжженного) поля" и не планировали операций под названием "Расплавленный свинец".
   А раз так, то в сознании боевого искусства и солдатской доблести в русских воинов никогда не было ни жестокости, ни кровожадности, ни безудержной мести, ни стремления "добить лежачего".
   *
   Другими словами, помимо тех "тысяч сноровок", о которых писал А.М. Волгин, в понятие русского боевого мастерства издавна входил нравственный (духовный) элемент.
   И вот на воспитании этого элемента, пожалуй, времени шло гораздо больше, чем на отработку той же "тысячи" солдатских сноровок.

Почему время есть решительный фактор в становлении солдата?

  
   Естественные законы неумолимы.
   Если для достижения результата требуется количество, то надо собрать определенное число требуемых единиц и тем самым цель будет достигнута.
   В том же случае, если требуется качество или же какое-то сложное образование, которое возможно лишь посредством внутренних сложных преобразований, то решающее значение приобретает время, состав исходного материала, качества мастера и наличие необходимых условий для получения требуемого результата.
   Если же достижение качественных характеристик касается людей, а не деталей и механизмов, то ко всему сказанному присоединяется еще один фактор - мотивация, т.е. та внутренняя побудительная причина, которая должна стимулировать тех, кто творит (родителей, учителей, командиров, начальников и т.п.) и тех, кого творят (воспитываемые, обучаемые).
   *
   В случае с воинским становлением именно так и обстоит дело.
   *
   Воспользуемся для разъяснения изложенного мыслями А.М. Волгина из книги "Об армии":
  
   "...Чтобы вжиться (в военное дело - А.К.), нужны годы.
   Еще важнее, чем навык тела, воспитание духа.
   Военный должен пропитаться чувством дисциплины, то есть сознанием, что он обязан подчиняться старшим и обязан повелевать младшими; должен судить о себе самом (критиковать себя) строже, чем о старших, и требовать от самого себя больше, чем от подчиненных, чтобы быть им примером.
   Военный должен быстро схватывать смысл приказания и научиться сам отдавать приказания твердо, кратко и ясно; должен беспрекословно исполнять то, что приказано, но при этом сам решать, как исполнять; если приказания нет, должен иметь мужество сам решаться на действие и быть готовым держать ответ за свое решение.
   Подчиненный должен быть почтителен, сдержан, но в то же время обязан мужественно докладывать начальнику и то, что начальнику может быть неприятно. Начальник должен быть заботлив о подчиненных, человечен в общении с ними, но в то же время не переходить в баловство, нежничание и популярничанье.
   Военный человек должен приобрести верный взгляд на раны и смерть на войне: он должен считать, что когда бой начался, то своей жизни - грош цена; а начальник должен понять, что он обязан выказывать свою жалость к подчиненным и в праве ее выказывать только, пока подготовляется бой, пока обдумывает план действий, пока нацеливает свой корпус, полк или роту. Тут он должен приложить все силы своего ума и души, чтобы обставить бой так, чтобы цель была достигнута с наименьшими жертвами; тогда он должен идти напролом и позабыть обо всем на свете, кроме той цели, к которой стремится. Добиваться этой цели он должен любой ценой; если же ее добиться невозможно, если некуда отступать, чтобы, собравшись с силами, вновь ударить на врага, - то для начальника нет иного выхода, как доблестная гибель, и тогда он должен погибать во главе своего отряда".
  
   *
   Если подытожить, то мы без особого труда обнаружим факторы, влияющие на становление воина:
  
  -- Время - фактор объективный и решающий.
  -- Воспитание, продуманное и особое.
  -- Обучение науке побеждать противника.
  -- Боевая практика (учения, приближенные к боевым; участие в реальных боевых действиях).
  -- Стимулы (материальные и духовные; индивидуальные и коллективные; оперативные, ситуативные и перспективные, статегические).
  

"Даже из даровитого рекрута за три года хорошего солдата не воспитать"...

  
  
   Давно известно правило: не знаешь дела - не берись за него.
   *
   У нас, как раз наоборот: те, кто в военном деле ничего не смыслит, пытаются в него влезть со своими идеями и советами.
   *
   Я неоднократно цитирую М.О. Меньшикова, известного в конце ХIХ-начале ХХ вв. русского военного публициста.
   И, думаю, не предам забвению его труды, которые пронизаны любовью к своей Отчизне, болью за ее вооруженную силы и желанием направить мировоззрение русского общества по пути правильного понимания вопросов военного строительства.
   *
   В статье "Дружина храбрых" (1907 г.) он писал:
  
   "В два-три года нельзя приготовить никакого специалиста.
   Вы его едва научите теории за столь короткое время, а когда же практика?
   Практика же, более необходимая, чем теория, требует не только большого, но непрерывного времени.
   Кто хочет быть хорошим сапожником, тому нельзя поучиться этому делу три года и бросить его. Нужно шить сапоги всю жизнь.
   Есть прирожденные артисты военного дела; они усваивают его очень быстро. Но даже артисту стоит лишь бросить свое искусство, чтобы разучиться ему. В какой хотите области труда поставьте это условие -- на-учившись ремеслу, бросить его, -- и всюду это условие пока-жется безумным.
   А в самом важном после хлебопашества труде народном -- в военном деле -- это безумное усло-вие введено в закон.
   Я вовсе не уверен, чтобы даже из даровитого рекрута можно в три года сделать хорошего солдата".
   *
   Заметим: М.О. Меньшиков поставил под сомнение возможность в три года подготовить настоящего воина. И основания для этого у него были.
   Но, может быть в начале ХХI века состояние военного дела изменилось, а боевое искусство стало менее сложным?
   Тогда, ведь и за один год можно подготовить классного бойца!?
   *
   Вряд ли так на самом деле.
   Ведь расчет времени, потребного для становления воина, базируется на естественной необходимости боевой подготовки.
   *
   А в эту необходимость входит:
  
  -- Адаптация (переход от штатского состояния в военное, затем - в боевое).
  -- Одиночная выучка (тут не только умение стрелять, но и многое другое).
  -- Слаживание: отделение, взвод, рота, батальон, полк.
  -- Формирование боевой привычки (дух, механика действий, автоматизм, взаимопонимание, взаимное доверие).
  -- Закрепление боевых навыков на практике.
  
   *
   В заключение отметим, что любой процесс можно ускорить, в том числе и становление бойца (сознательно не употребляю слово "солдат").
   *
   Но для этого нужны:
  
  -- Лучшие призывники.
  -- Отличные командиры.
  -- Совершенная учебная база.
  -- Максимальное сосредоточение на боевой учебе.
  -- Продуманная и эффективная организация воинской жизни (четкая работа всех звеньев военной цепи).
  -- Действенные и эффективные стимулы (материальные и духовные; тактические и стратегические; частные и общественные)
   *
   Теперь можно без труда сделать вывод о том, чем мы в данный момент располагаем, чего у нас нет в наличии и каких данных недостает для того, чтобы выполнить задачу преобразования гражданского человека в надежного воина за 12 месяцев его пребывания в системе военного ведомства.
   *
   Думаю, каждый в состоянии сделать вывод самостоятельно.
   Литература
  -- Волгин А. М. Об армии. - СП б., 1907.
  -- Меньшиков М.О. Выше свободы. Статьи о России. - М., 1998
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012