Аннотация: "Меня пугает в N вспыльчивость, нерешительность и непомерный страх ответственности; кроме того, какая-то странная боязнь в присутствии государя и Вашем, которую я боюсь, чтобы он невольно не передал и детям" (генерал-адъютант Я.Ростовцев - Великому Князю Михаилу Павловичу)
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА
(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)
Сохранить,
дабы приумножить военную мудрость
Военная школа России
(уроки истории и стратегия развития).
(начало 21, 22, 23, 24, 26, 27, 28. 29, 30 мая - 1 июня 2014 г.)
Александрийский маяк
Анатолий Каменев
"ЛЕВ БЫЛ И ХОРОШ, ДА ВСЕ ЗЛОДЕИ ВОЛКИ"...
Нет сомнений в том, что от качеств человека, возглавляющего то или иное дело зависит многое.
Не исключение составляет и военно-педагогический процесс.
Наша задача состоит не в том, чтобы подтвердить данную истину применительно к военно-учебному делу, а в другом - определиться в тех функциях, которые возлагаются на начальствующий состав и педагогов, выявить основные средства реализации этих функций, разобраться в содержании и структуре достоинств, необходимых командирам и педагогам и сделать определенные заключения по поводу приискания для военно-учебных заведений необходимых кадров.
Существует ряд объективных условий, вызывающих необходимость руководства воспитанием и обучением юношества:
--
Молодость неопытна и без помощи старших способна наделать много глупостей.
--
Молодые люди в своем развитии нуждаются в мудром направлении их по пути добродетели, знания, умения и опыта. Это могут сделать только умудренные опытом люди.
--
Преемственность поколений требует активного общения, в ходе которого младшие учатся уважать и ценить опыт старших, а старшие - с должным вниманием относиться к достоинству молодежи, ее потребностям и запросам.
--
Иерархия, предполагающая подчинение нижестоящего вышестоящему, не только воспитывает повиновение, но и формирует обоюдное чувство ответственности взаимодействующих сторон.
--
Пример старшего обладает исключительной силой влияния.
--
Однако самое сильное, повседневно действующее влияние оказывает стиль, характер жизни, дух, который культивируется (сознательно или стихийно), благодаря действиям (или, наоборот, бездействию) старших начальников.
Особая роль руководящего состава военно-учебных заведений в подготовке офицерских кадров обусловливается следующими факторами:
--
Во-первых, той ответственностью перед страной и армией, которую несут военно-учебные заведения по подготовке офицерских кадров.
--
Во-вторых, теми ограничениями в свободе, проявлении инициативы и самостоятельности обучаемых, которые накладывают на них требования устава, распорядка дня, правила армейского общежития, интересы служебной деятельности и т.п.
--
В-третьих, той ролью, которое военно-учебное заведение играет в формировании у курсантов воинского духа, правильного представления об армии, воинском долге и офицерской чести, корпоративного духа и чувства товарищества.
Другими словами, если в гражданском учебном заведении студент, предоставленный самому себе, обретает возможность не только по-своему воспользоваться наличным свободным временем, но и по своему усмотрению пользоваться благами культуры, науки и цивилизации, то для курсанта мир общения ограничен периметром училищного забора, а все плоды цивилизации и культуры сосредоточены в скудным училищных библиотеках.
В силу этого факта командный и педагогический персонал военных училищ - своеобразный проводник в мир с большим спектром возможностей, соблазнов, искушений и т.п.
И, последнее, в силу законов восприятия, первое впечатление от нового, ранее не изведанного, является самым ярким.
Так же, как ребенок, став взрослым, копирует своих родителей (их стиль, поведение, привычки и т.п.), так и курсант, став офицером, переносить виденный в училище стиль работы с ним в войска.
Вот почему ответственность руководителей учебного процесса и преподавателей военно-учебных заведений несоизмеримо выше, чем у их коллег из гражданских вузов.
Все вышеизложенное свидетельствует в пользу того, что руководить военно-учебными заведениями должны педагогически одаренные люди.
Выдающиеся люди, но без педагогического таланта не могут быть признаны людьми, достойными этой миссии.
Бездарность вообще не может быть допущена в военно-учебные заведения.
Генерал Н.Морозов метко подметил общую черту бездарности: это - "рабская погоня за внешностью, посредством которой она скрывает убожество своего внутреннего мира".
Любое благое дело бездарность способна исказить до неузнаваемости.
Но особенно вредна бездарность "кое-что знающая и выучившая", так как по своему самомнению, и по упорству в своих заблуждениях способна нанести колоссальный вред общему делу.
Бездарность, провозглашая, что в военном деле нет мелочей, пользуется этой фразой, чтобы в действительности заниматься одними мелочами, чтобы всякое живое дело свести к известной внешности и форме.
Нужно заметить, что по данным психологии, подчиненные очень чутко реагируют на поведение лица, поставленных во главе их, а потому совершенно не нужны грубые дефекты, достаточно отсутствие или несоответствие одного из слагаемых, составляющих их представлению облика "правильного" начальника, чтобы подчиненные потеряли веру в него, в его служебное и нравственное превосходство, а значит и уважение к нему, к его требованиям.
В реальной жизни встречается много типов военных начальников.
На наш взгляд достойную внимания попытку разобраться в этом вопросе предпринял П.Изместьев, положив в основу своей работы идеи А.Гавэ.
По его мнению, существуют следующие негативные типы военных начальников:
--
Самодовольный начальник. Он настолько поглощен самим собой, что только и думает о том, чтобы все вокруг него ему поклонялось; который смотрит на свою должность, как на средство удовлетворять свои желания, фантазии; который ставит своею целью выдвинуться из ряда других и озариться ореолом новой власти. Такой начальник стремится видеть вокруг себя лица, восхищенных или даже прямо трепещущих одного его взгляда подчиненных. Он ходит особенною поступью, бросает надменные взгляды, грубо окликает каждого и при всяком удобном или неудобном случае проявляет свою власть в виде суровых выговоров, арестов и пр. Дайте такому начальнику часть, преданную долгу, мужественную, дисциплинированную, полную инициативы и отваги, и он через несколько недель превратит их в упавших духом, недовольных и даже полных ненависти людей.
--
Гуманный начальник. Этот тип начальника - офицера гуманного, сознательно желающего общего блага, любящего службу, но не имеющего достаточно духовной силы, чтобы заставить трудиться своих подчиненных. По сравнению с первым, зло, приносимое им едва ли будет меньше, так как на всем его командовании будет лежать отпечаток слабости и нерешительности. Подчиненные такого начальника будут стараться увернуться от дела, избежать ответственности и работа будет в общем брошена на произвол судьбы, а вся служба вырождается в какую-то недостойную комедию.
--
Хитрый начальник. Он стремится ввести в заблуждение своих подчиненных относительно своих личных достоинств, своей моральной ценности рядом уловок, красивых поз, поворотов головы, жестов, слов, то он скоро собьется с пути. Но всякая его ошибка, всякий промах моментально чувствуются ими. Командование, проникнутое неискренностью, обречено на неудачу и имеет только отрицательное воспитательное влияние.
--
"Наплевательский" тип начальника. Но есть и третий тип начальника - это тип человека. смотрящего на все с точки зрения "наплевать". Такой начальник не только извращает само понятие о командовании, но он прямо его уничтожает. Он берет от жизни все, пользуется всеми преимуществами службы, и считает наивными младенцами тех, кто несет тяжелое ее бремя. Этот тип - зло, бич всякой армии.
--
Ограниченный начальник. Начальник с ограниченным умственным кругозором. понятно, подвержен массе ошибок, перечислять которые считаем излишним. Его главная и вечная иллюзия состоит в том, что в службе он замечает ее внешнюю казовую сторону и не способен вникнуть в сущность дела, цели, сил и средств, которые приводят в движение организм части. Начальник с таким умственным багажом, с такой нравственной безукоризненностью уходит в море бумаг, рапортов, предписаний, нужных и ненужных приказов и ответов и смотрит на военное дело настоящее сквозь призму этого сомнительного аппарата управления. И это бумагомарание возводится на степень искусства, приобретает даже свои принципы... но в результате сковывает живую мысль, работу и бумага торжествует над жизнью.
Из этого "перечня", конечно, нельзя найти ни одного типа, достойного для руководства военно-учебным заведением.
Следует отметить, что важность отбора нужных начальником для военно-учебных заведений понималась прекрасно в разные времена, начиная с первых десятилетий работы военных школ России.
Граф П.Шувалов, под благотворным влиянием М.Ломоносова представил государыне Елизавете Петровне в 1758 г. доклад об объединении Артиллерийской и Инженерной школ, в котором, в частности, выдвигается требование,
--
"чтобы в директора в корпус определен был такой человек, которого бы знание военного дела и охота, сопряженные с достоинствами его особы, служили примером всем подчиненным к исполнению должностей их".
Иван Иванович Бецкой
Портрет работы А. Рослина
Уставом 1766 г., который разработал И.Бецкой, на генерал-директора кадетского корпуса возлагалась обязанность "цензора или наблюдателя нравов во всем Корпусе".
Далее Устав конкретизирует требования к директору таким образом.
--
Это должен быть "человек, в воинских трудах состарившийся и искусный как в этих делах, так и в правилах, к гражданскому житию принадлежащих,
--
радетельный, трудолюбивый, кроткий, ласковы и обходительный, но в важных воинских упражнениях вид строгости имеющий;
--
для того же, чтобы он мог исполнять свою многотрудную должность охотно, с любовью и ревностью, ему ни к каким сторонним делам отлучаемо быть не надлежит,
--
дабы чрез то не истребилось недреманное проворство и строгость порядка, которая безотлучно его, днем и ночью, в Корпусе пребывания требует".
Поражает глубина мысли некоторых руководителей военного образования России, когда они пеклись о том, чтобы поставить во главе военно-учебных людей во всех отношениях достойных.
Художник Зарянко Сергей Константинович (1818-1870)
В данном случае речь идет о генерал-адюътанте Я.Ростовцеве, который длительное время был ближайшим помощником Главного начальника военно-учебных заведений Великого Князя Михаила Павловича.
Об одном из директоров кадетского корпуса он пишет так:
--
"Меня пугает в N вспыльчивость,нерешительность и непомерный страх ответственности; кроме того, какая-то странная боязнь в присутствии государя и Вашем, которую я боюсь, чтобы он невольно не передал и детям".
Особенно поразительна вторая часть этого послания, где говорится о том, что данный директор проявляет боязнь в присутствии Государя и Великого Князя.
По меркам обычного человека - это естественная реакция подданного, по мнению Я.Ростовцева - серьезный недостаток.
--
Понимая то, что чувство собственного достоинства является важнейшим достоянием человека и что его следует соблюдать даже в присутствии царственных особ, Ростовцев понимает, как важно хранить это чувство в благородном юношестве.
О значении обаяния личности старшего начальника проникновенно писал П.Махров:
"Обаяние личности высшего начальника создается репутацией его предыдущей командной службы, которую он заслужил, благодаря своей способности проявлять физическое напряжение, в пример другим, требуя от них того же; далее этому обаянию начальника способствует:
--
доверие, внушаемое знанием дела;
--
уважение, вызываемое справедливостью;
--
постоянная готовность отвечать за все и подчинять себя и других строгим требованиям дисциплины;
--
умение быть корректным;
--
умение с гордостью командовать без чванства;
--
сердечная и справедливая благосклонность без заискивающей фамильярности и самоуничижения;
--
неослабная и осмысленная твердость убеждений; наконец,
Наконец, оно укрепляется нравственными достоинствами среды, а также примером и поддержкой со стороны старших офицеров. На эту же поддержку можно рассчитывать только при умении обращаться с подчиненными".
Но, как это нередко бывает, пожелания часто расходились с действительностью.
Директор 1-го кадетского корпуса до 1820 г. и член главного правления училищ Ф.Клингер, по словам одного из современников, говаривал: "русских надо меньше учить, а более бить".
Портрет И.О.Сухозанета мастерской Джорджа Доу.
Другой пример весьма характерен в практике назначения высших руководителей военно-учебных заведений.
Так, в 1831 г. вместо генерала А.Жомини, проектировавшего создание военной академии России и отличавшегося мягкостью и демократичностью в общении, начальником был назначен генерал И.Сухозенет, отменный служака, строгий уставщик.
--
Директор Академии на первом плане сразу поставил "охранение дисциплины между молодыми офицерами";
--
любимое его выражение, употребляемое им в приказах и в речах офицерам, было - "без науки побеждать возможно, но без дисциплины никогда!;
--
на науку он смотрел - как на что-то придаточное к военному делу. - "Наука в военном деле, - говорил И.Сухозанет, - не более как пуговица к мундиру: мундир без пуговицы нельзя надеть, но пуговица не составляет всего мундира".
--
Относительно офицеров, по понятиям Сухозанета, все академические власти должны были стоять в строго начальственных отношениях, т.е. не принимая никаких объяснений, не вдаваясь в разговоры с офицерами, употреблять лишь власть карательную при малейшем проступке;
--
узнавать причину проступка офицера, вводить следовательно смягчающие обстоятельства значило бы, по словам Сухозанета, "становиться более отцом, нежели начальником", - говорил он в своем обращении к вице-директору и штаб-офицерам. -"Вы здесь не школьники над школьниками, вы здесь полные начальники. Вы всегда и во всякое время можете сами послать офицера под арест - сперва в Академию, потом на гауптвахту и только доложить об этом вице-директору. А то они думают, (относится к присутствующим при этом офицерам) что без меня никто их и арестовать не может, что о них надо доводить до сведения Самого Государя Императора!"
Ангел.
Художник Тимофей Андреевич Нефф
Конечно, мы были бы не правы, если бы показали лишь отрицательные примеры и не нашли примеров иного характера, не отдали должного ряду выдающихся личностей.
К числу таких людей относится назначенный 8-го июня 1805 г. директором Императорского Военно-Сиротского Дома подполковник Ф.Геен, который управлял им до своей смерти, в сентябре 1814 г.
Этот девятилетний период времени, без всякого сомнения, следует считать самым важным в жизни заведения.
Приняв его в состоянии полного разложения и захудалости, энергичный и деятельный начальник сумел поставить его на ноги, преобразовал, как говорится, сверху до низу, и оставил своему преемнику в блестящем виде, ни в чем не уступающим существовавшим тогда кадетским корпусам.
Он постоянно заботился об учителях: представлял их к почетным наградам, повышал в окладах; сверх своего главного предмета давал возможность иметь уроки по другим предметам. Но, вместе с тем, строго следил и за исправным посещение ими лекций.
Полковник лейб-гвардии Измайловского полка Годеин Павел Петрович, первый директор Школы гвардейских подпрапорщиков, также относится к числу достойных людей.
Его приказы по школе, в которых он при разборе совершенных подпрапорщиками проступков разъяснял им основные требования благовоспитанности, воинской дисциплины и службы, свидетельствуют о его верном взгляде на дело воспитания и об умении избирать целесообразные приемы.
Иван Логинович Голенищев-Кутузов, будучи капитаном 2 ранга, в обход представления морской Коллегии, предложившей список адмиралов на вакантную должность Морского кадетского корпуса, решением Императрицы был назначен командовать этим корпусом.
Ф.Веселаго, историк военно-морского образования в России, отмечает: "Лишнее будет говорить, что образование, ум и деятельность Кутузова соответствовали этим милостям".
Действительно, Иван Логинович получил превосходное воспитание, знал совершенно языки французский и немецкий и страстно любил русскую литературу.
В гостиной Кутузова можно было встретить почти все наши русские и иностранные знаменитости: ученых, литераторов и художников.
Свою выдающуюся ученость он сумел поставить на службу военному образованию.
В 1778 году генерал-лейтенант Семен Гаврилович Зорич на свои средства основал в Шклове учебное заведение для детей бедных дворян, под названием Шкловского благородного училища (затем 1-й Московский Кадетский Корпус).
Для помещения учеников (до 500 человек) Зорич построил в Шклове прекрасное здание и снабдил его всеми необходимыми пособиями для изящного образования молодых людей.
--
Он выписал надзирателей и учителей на выгодных для них условиях,
--
собрал замечательную библиотеку, музей, картинную галерею, оркестр музыки из собственных крепостных людей и завел даже театр с балетом.
--
Перед домом Зорич приказал устроить карусель, т.е. большой открытый манеж, в котором воспитанники учились ездить верхом, а кирасирский взвод забавлялся рыцарскими играми.
Училище делилось на два взвода - кирасирский и гусарский, и на две пешие роты - гренадерскую и егерскую.
Генерал Зорич не ограничивался одним только образованием своих питомцев, но распространял на них свое благотворение и за пределами училища:
--
по выпуске юношей из заведения заботился он об определении их в военную или гражданскую. службу,
--
ходатайствуя за них перед Императрицею,
--
а при отправлении к местам назначения, наделял всем нужным.
В "Журнале для чтения воспитанников военно-учебных заведений" содержатся интересные сведения о том, как Зорич был произведен в генералы.
В войне с турками он был взят в плен и назвал себя капитан-пашою; под угрозой смерти турки предлагали ему вступить в их службу, но Зорич отвергнул с негодованием это предложение, а когда султан написал письмо Екатерине о размене пленных, то не преминул поздравить Екатерину II с тем, что она имеет таких верноподданных, как русский храбрый генерал Зорич.
Невольно явился у Императрицы вопрос, что это за неизвестный ей генерал Зорич.
Были произведены справки, и из рассмотрения списков оказалось, что Зорич был не генерал, а майор.
По совершении размена пленных, Зорич представлялся Императрице, которая предложила ему вопрос о причине, заставившей его назваться русским капитан-пашою, т.е. генералом.
--
"Виноват, Ваше Величество! - отвечал Зорич. - Для спасения своей жизни и чтобы иметь счастие служить Вашему Величеству и отечеству я назвал себя генералом".
--
- "Будьте же вы генералом, - милостиво произнесла Екатерина. - Турецкий султан хвалит вас, и Я не сниму с вас чина, который вы себе дали и заслужили".
Помощником директора Школы гвардейских подпрапорщиков был назначен капитан лейб-гвардии Измайловского полка Карл КарловичМердер, для характеристики которого достаточно сказать, что, благодаря своим высоким нравственным качествам, обширному образованию и выдающимся способностям к педагогической деятельности, он вскоре был призван на почетный и весьма ответственный пост наставника и воспитателя Великого Князя Александра Николаевича.
В июле 1824 года Мердер получил чин полковника и по выбору великого князя Николая Павловича, с согласия императора Александра I, был назначен воспитателем-наставником наследника цесаревича Александра Николаевича.
По свидетельству современников выбор Мердера в качестве воспитателя наследника престола был весьма удачным.
Так А. С. Пушкин считал Мердера "Человеком добрым и честным", великая княжна Ольга Николаевна вспоминала: "Он был прирождённый педагог, тактичный и внимательный. Правилом его работы было развить хорошие черты ребёнка и сделать из него честного человека".
При выступлении декабристов Мердер вместе со своим подопечным находился в Аничковом дворце и немедленно доставил наследника под усиленную охрану в Зимний дворец.
В тот же день Мердер был пожалован званием флигель-адъютанта.
"Портрет Н.Н.Муравьёва"
Художник Николай Иванович Аргунов.
Изучая нашу военную историю, я обратил внимание на тот факт, что почти все самые серьезные начинания позитивного толка исходят от частных людей, а не от власти и тех чиновников, коим следовало бы проявлять инициативу во благо государства.
*
Сегодня мне хочется рассказать о том, как частная инициатива отставного подполковника Н. Муравьева привела к созданию прочных основ формирования русского Генерального штаба.
*
Во времена Петра Великого прообразом офицеров генерального штаба были полковые станоставцы, до него, в удельный период, их роль выполняли специальные бояре путные или путники, а позже - окольничие, ведавшие всем относившимися до передвижения войск; в полках иноземного строя (ХУII в.) полковые "сторожеставцы" ведали походными движениями, расположением на отдых с охранением и разведыванием.
*
В 1700 году, в полках, выступивших под Нарву, были уже квартирмейстеры. В 1701 году, согласно просьбе Шереметьева, учреждена должность генерал-квартирмейстера и на нее был назначен князь А.Ф.Шаховской.
По штату 1711 года, "Генеральный штаб армии" должен был состоять из 184 чинов разных наименований.
Обращает на себя внимание смешение обязанностей квартирмейстерской части с обязанностями инженеров, что впоследствии перешло в прямое подчинение квартирмейстерской части военным инженерам.
*
Но служба в квартирмейстерской части отличалась неопределенностью положения, не давала служебных преимуществ и стала приходить в упадок. Сверх того, особо по армиям распределялись "колонновожатые офицеры"; они должны были знать местный язык на театре военных действий, выбирать проводников, распределять их по колоннам и т.п.
Часть чинов генерального штаба должна была находиться при чертежной, состоявшей при военной коллегии, к которой прикомандировывались по мере надобности, для работы офицеры и унтер-офицеры из армейских полков.
Во главе генерального штаба был поставлен вице-президент военной коллегии граф З.Г. Чернышов, заведовавший также чертежной и секретной экспедицией той же коллегии.
*
Возникшие между генерал-квартирмейстерами действующей армии в турецкую войну 1768-70 гг. разногласия и ссоры неблагоприятно отразились на положении генерального штаба, что побудило в 1770 году генерал - квартирмейстера 1-ой армии Баура войти с представлением о необходимости реформ в генеральном штабе.
В 1772 году выработанные им новые штаты и положение о корпусе генерального штаба было утверждено Императрицей. Баур стал единственным генерал-квартирмейстером и главным начальником генерального штаба.
*
Однако при преемниках Баура, Каховском и Писторе, новая организация пришла в расстройство.
Император Павел I указом 13 ноября 1796 года повелел: "Департамент генерального штаба упразднить, чинов оного распределить в армию..., а карты, планы и вообще все дела отдать Его Императорского Величества генерал-адъютанту Кушелеву".
*
Но вслед за этим последовало создание "Свиты Его Императорского Величества по квартирмейстерской части". Из числа состоявших в свите 33 офицеров и 4 колонновожатых только 9 не служили в прежнем генеральном штабе.
Тогда же была организована для Государя "чертежная" из кадет-чертежников.
В 1797 году начальником вновь образованного учреждения был назначен генерал-майор барон