ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Любил мир, и видел беспрестанное кровопролитие

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


Любил мир, и видел беспрестанное кровопролитие

 []

Великий князь Всеволод освобождает из темницы Мстислава. (1177 г.)

Гравюра П.Иванова. 19 в.

Всеволод I

1078-1093

Н.М. Карамзин

  
   Не сын Изяслава, но Всеволод наследовал престол Великокняжеский.
   Дядя, по тогдашнему образу мыслей и всеобщему уважению к семейственным связям, имел во всяком случае право старейшинства и заступал место отца для племянников.
   Сей Государь утвердил Святополка на Княжении Новогородском: другому сыну Изяславову, Ярополку, отдал Владимир и Туров, а Мономаху Чернигов.
   *
   Всеволод любил мир, и видел беспрестанное кровопролитие.
   *
   Всеволод, огорчаемый бедствиями народными и властолюбием своих племянников, которые, желая господствовать, не давали ему покоя и беспрестанно требовали Уделов, - с завистию воспоминал то счастливое время, когда он жил в Переяславле, довольный жребием Удельного Князя и спокойный сердцем.
   Не имев никогда великодушной твердости, сей Князь, обремененный летами и недугами, впал в совершенное расслабление духа; удалил от себя Бояр опытных, слушал только юных любимцев и не хотел уже следовать древнему обычаю Государей Российских, которые сами, в присутствии Вельмож, судили народ свой на дворе Княжеском. Сильные утесняли слабых; Наместники и Тиуны грабили Россию как Половцы: Всеволод не внимал жалобам.
   *
   Христианин набожный, человеколюбивый, трезвый и целомудренный от самой юности; одним словом, достохвальный между частными людьми, но слабый и, следственно, порочный на степени Государей.
  
   *
  
    С 1054 по 1073 годы Всеволод  именовался, как князь переяславский (Переяславля-Русского) и был членом так называемого "триумвирата Ярославичей" (вместе со старшими братьями Святославом Черниговским и Изяславом Киевским). Князь Всеволод Миролюбивый принимал равное участие с братьями в управлении государством (походы на кочевников, новая редакция "Русской правды", борьба со Всеславом Полоцким). Знаменателен тот факт, что Переяславская епархия (как и черниговская) была повышена в этот период до митрополии.
   В начале 1070-х гг. триумвират распался. После этого Всеволод вступил в сговор со Святославом против старшего брата Изяслава, который бежал в Европу. Святославом был занят киевский стол (1073 год), а Всеволод в ходе перераздела между ними владений значительно расширил свой удел. Однако в декабре 1076 г. Святослав внезапно умер. Всеволод стал его наследником, но спустя полгода вернул престол Изяславу, вернувшемуся в Киев, а сам получил во владение удел покойного Святослава -- город Чернигов.
В битве на Нежатиной Ниве против князей-изгнанников Бориса Вячеславича и Олега Святославича 3 октября 1078 г. Изяслав погиб, а Всеволод вновь занял киевский стол, теперь уже до конца жизни.
   В 1079 г. Роман с братом Олегом снова двинулся на Киев из Тмутаракани, но Всеволод подкупил половцев, которые убили Романа, а Олега отправили на остров Родос в Византию, где тот пробыл ещё пятнадцать лет. После этого Тмутаракань перешла под контроль Киева.
  

Родословная

   Всеволод I Ярославич (в крещении дано имя Андрей) родился в 1030 году в Вышгороде под Киевом. Князь ростовский, переяславский, суздальский. Младший сын княгини Ингриды (Ирины) и великого князя Ярослава Мудрого. Князь киевский в 1076--1077гг. и с 1078г. до конца жизни, первый правитель Киева, который использовал титул "князь всея Руси" (отразившийся на его печатях). Любимый сын отца; при  жизни отца не имел удела и жил в Киеве с родителями.
  

Семья

  
   Всеволод оставил супругу второго брака, мачеху Владимира, и трех дочерей, Янку, или Анну, Евпраксию и Екатерину; первые две отказались от света и заключились в монастыре. Мы знаем, что Император Генрик IV в 1089 году женился на Российской Княжне Агнесе, или Адельгейде, вдове Маркграфа Штаденского, которая после умерла Игуменьею: она могла быть дочерью Всеволода. В то же время другая Россиянка, именем Евпраксия, была за сыном Болеслава, отравленным в цветущей юности; но Историки Польские называют сию Княжну родною сестрою Святополка Изяславича.
  

Митрополит Иоанн

  
   При Всеволоде был Митрополитом Грек Иоанн, муж знаменитый ученостию и Христианскими добродетелями, ревностный наставник Духовенства и друг несчастных. "Никогда" (сказано в летописи) "не бывало у нас такого и не будет!"
   Мы имеем его сочинение, названное Церковным правилом, в коем он с великою ревностию осуждает тогдашнее обыкновение Князей Российских выдавать дочерей за Государей Латинской Веры; доказывает всякому гостю или купцу, сколь грешно торговать крещеными рабами в земле язычников (Половцев), даже ездить туда, и для выгод сребролюбия оскверняться их нечистыми яствами; налагает епитимью на тех, которые совокупляются с правнучатными или женятся без венчания, думая, что сей обряд изобретен единственно для Князей и Бояр; отлучает от церкви иереев, благословляющих союз мужа с третьею женою; велит им и Монахам служить для всех людей примером трезвости; наконец, в дополнение к гражданским законам, уставляет духовное покаяние для преступников благонравия и целомудрия. Сей Митрополит, наименованный от современников Пророком Христа, святил церковь Феодосиева монастыря Печерского, о коей написано столь много чудесного в Патерике Киевском. Византийские художники, украсив оную, не захотели уже возвратиться в отечество и кончили жизнь свою в Печерской Обители: доныне показывают там гробы их. - B 1089 году, когда преставился Митрополит Иоанн, дочь Всеволодова, Янка, ездила в Константинополь и привезла с собою нового Митрополита, скопца, именем также Иоанна, но человека весьма обыкновенного, слабого здоровьем и столь бледного, что народ прозвал его мертвецом: он через год умер. Третий Митрополит Всеволодова княжения был Ефрем, Грек, по известию новейших летописцев; другие же называют его Монахом Печерским. Нестор сказывает только, что Ефрем, скопец подобно Иоанну, жил в Переяславле, где находилась тогда Митрополия, и что он, создав многие храмы каменные, первый начал в России строить при церквах крестильницы. Сей Митрополит, как пишут, уставил торжествовать 9 маия пренесение мощей Св. Николая из Ликии в Италиянский город Бар: праздник Западной Церкви, отвергаемый Греками, и доказательство, что мы имели тогда дружелюбное сношение с Римом. Нестор молчит, но Летописец средних времен говорит о каком-то Святителе Феодоре, приезжавшем к Великому Князю от Папы (Урбана II) в 1091 году. Властолюбивые Наместники Св. Петра без сомнения всячески старались подчинить себе Церковь Российскую.
  

Политика

  
   Внешняя политика при Всеволоде была ознаменована интенсивными контактами со Священной Римской империей, за императора которой Генриха IV князь Всеволод выдал замуж  дочь, Евпраксию-Адельхайду, а впоследствии и с врагом Генриха, римским папой Урбаном II Скорее всего, факт перехода Руси в лагерь противников императора по всей видимости был связан со скандальным конфликтом Генриха и Евпраксии. Дочь Всеволода бежала в Верону из Германии и предстала перед папой, при этом обвиняя мужа в издевательствах над ней, участии в сатанинских ритуалах и оргиях.
   Вследствие контактов с Римом, по инициативе князя, на Руси был введен праздник "Никола вешний", который посвящался  перенесению мощей св. Николая Мирликийского в Бари (неизвестный греческой церкви, он всегда расценивлся ею не как перенос, а  как похищение).
  
  

Междоусобная война

  
   Роман Святославич, Князь Тмутороканский, желая отмстить за Олега и Бориса, немедленно начал войну междоусобную, которая стоила ему жизни. Половцы, его наемники, заключили мир со Всеволодом у Переяславля и на возвратном пути умертвили Романа; а брата его, Олега, неволею отправили в Константинополь. Пользуясь несчастием Святославичей, Великий Князь прислал в Тмуторокань наместника своего, Ратибора. Но сия область Воспорская, убежище Князей обделенных, скоро была завоевана Давидом Игоревичем и Володарем Ростиславичем, внуком и правнуком Великого Ярослава, которые также недолго в ней господствовали. Изгнанник Олег, жив два года на острове Родосе, славном в Истории своими древними мудрыми законами, Науками, великолепием зданий и Колоссом огромным, возвратился в Тмуторокань и, вероятно, с помощию Греков овладел им; казнил многих виновных Козаров, его личных неприятелей, давших совет Половцам умертвить Романа; а Володаря и Давида отпустил в Россию.
   Всеволод любил мир, и видел беспрестанное кровопролитие. Полоцкий Князь осадил Смоленск: Владимир спешил туда с Черниговскою конницею; не застал Всеслава, но Смоленск, зажженный неприятелем, еще дымился в пепле. Мономах, в наказание врагу своему, огнем и мечом опустошил его землю, и чрез несколько времени взяв Минск, отнял всех рабов и скот у жителей. Таким образом сей несчастный город вторично пострадал за своего Князя. - Мужественный сын Всеволодов не выпускал меча из рук: победил Торков, обитавших близ Переяславля; два раза ходил усмирять беспокойных Вятичей, и везде гнал неутомимых злодеев России, Половцев, на берегах Десны, Хороля; пленял их Вождей, отбивал добычу. Но сии успехи не могли утвердить государственной безопасности, и Князья Российские междоусобием своим усиливали внешних неприятелей.
   *
   [1084-1086] Ростиславичи, воспитанные, кажется, в доме у Ярополка, бежали от него и в отсутствие дяди, который гостил у Всеволода в неделю Пасхи, вооруженною рукою заняли Владимир. Всякой знаменитый мятежник, обещая грабеж и добычу, мог собирать тогда шайки усердных помощников: доказательство, сколь правление было слабо и своевольство народа необузданно! Всеволод, оскорбленный несчастием племянника, велел Мономаху идти на Ростиславичей: их выгнали, и Ярополк возвратился в свой Удел с честию. - В то же время Давид Игоревич, скитаясь в южной России и вне пределов ее, завладел Олешьем, Греческим городом близ устья Днепровского, и нагло ограбил там многих купцов: Всеволод, призвав его к себе, дал ему Дорогобуж в Волынии.
   Сам Ярополк, облагодетельствованный Всеволодом, не устыдился быть врагом его: Князь слабый, послушный коварным советникам и скоро наказанный за свою безрассудность. Дядя, сведав о злых намерениях сего неблагодарного, предупредил их опасное исполнение; и слух, что Мономах идет с войском, заставил Ярополка бежать в Польшу. Владимир нашел в Луцке мать его, супругу, дружину, казну; возвратился с ними в Киев, а владение Ярополково отдал Давиду Игоревичу. - Но Ярополк, не сыскав заступников вне России, скоро умилостивил Всеволода искренним раскаянием и, заключив мир с его сыном, Мономахом, в Волынии, получил обратно свое Княжение. Судьба не дала ему времени заслужить великодушие дяди или снова быть неблагодарным. Он чрез несколько дней погиб от руки злодея, на пути в Червенский Звенигород: сей преступник, именем Нерядец, ехал за ним верхом вместе с другими Княжескими Отроками и вонзил саблю в бок своему Государю, покойно лежавшему на колеснице. Ярополк встал, извлек из себя окровавленное железо, громко сказал: "Умираю от коварного врага" - и скончался. Летописец не объясняет тайной причины злодейства, сказывая только, что убийца бежал в Перемышль к Рюрику, старшему из Ростиславичей, которым Всеволод уступил сей город в Удел и которые, приняв изменника, навлекли на себя гнусное подозрение, более несчастное, нежели справедливое. Отроки Ярополковы привезли тело убиенного в Киев, чтобы воздать ему честь погребения там, где лежали кости его родителя: Всеволод, Мономах, Ростислав (меньший сын Великого Князя), Духовенство и народ встретили оное с искренним изъявлением горести. - Летописец говорит, что Ярополк, добродушный подобно отцу своему, давал всегда церковную десятину в храм Богоматери, исполняя завещание Владимира Великого; завидовал святости Бориса и Глеба и желал также умереть мучеником. Давид Игоревич наследовал область Владимирскую.
  

Взятие камскими болгарами Мурома

   [1088 г.] Между тем как Всеволод занимался восстановлением порядка и тишины в ближних областях, Камские Болгары взяли Муром. Не имея духа воинского, любя торговлю, земледелие и в случае неурожая питая восточный край России, они хотели, вероятно, отмстить жителям Муромской области за какую-нибудь обиду или несправедливость: по крайней мере сия война не имела дальнейшего следствия, и взятый ими город недолго был в их власти.
  
  

Засуха 1093

  
   [1092 г.] Великий Князь не мог утешиться всеобщим спокойствием. Междоусобие прекратилось; но бедствия иного рода посетили Россию. От беспрестанных, неслыханных жаров везде иссохли поля, и леса в болотных местах сами собою воспламенялись, к ужасу сельских жителей; голод, болезни, мор свирепствовали во многих областях, и в одном Киеве умерло от 14 Ноября до 1 Февраля 7000 человек. Воображение несчастных видело во всем страшные знамения гнева Божеского: в самых обыкновенных метеорах, в затмении солнца, в легком бывшем тогда землетрясении. К сим случаям естественным суеверие прибавило нелепые чудеса: рассказывали, что огромный змей упал с неба в то время, как Великий Князь забавлялся ловлею зверей; что злые духи в Полоцке ночью и днем скакали на конях, невидимо уязвляя граждан, и что множество людей от того умерло. Народ стенал, Государь был в унынии, Половцы грабили; на обеих сторонах Днепра дымились села, обращенные в пепел сими жестокими варварами, которые взяли даже несколько городов: Песочен на реке Супое, Переволоку близ устья Ворсклы, и нигде, кажется, не находили сопротивления. Наконец Василько Ростиславич, правнук Ярославов, уговорил их оставить Россию и вместе с ним воевать Польшу, ослабленную внутренними раздорами. Сей Князь, по смерти брата своего, Рюрика, наследовал часть Перемышльской области: скоро увидим его великодушие и злосчастие.
  

Церковное правило митрополита Иоанна

  
   При Всеволоде был Митрополитом Грек Иоанн, муж знаменитый ученостию и Христианскими добродетелями, ревностный наставник Духовенства и друг несчастных. "Никогда" (сказано в летописи) "не бывало у нас такого и не будет!"
   Мы имеем его сочинение, названное Церковным правилом, в коем он с великою ревностию осуждает тогдашнее обыкновение Князей Российских выдавать дочерей за Государей Латинской Веры; доказывает всякому гостю или купцу, сколь грешно торговать крещеными рабами в земле язычников (Половцев), даже ездить туда, и для выгод сребролюбия оскверняться их нечистыми яствами; налагает епитимью на тех, которые совокупляются с правнучатными или женятся без венчания, думая, что сей обряд изобретен единственно для Князей и Бояр; отлучает от церкви иереев, благословляющих союз мужа с третьею женою; велит им и Монахам служить для всех людей примером трезвости; наконец, в дополнение к гражданским законам, уставляет духовное покаяние для преступников благонравия и целомудрия. Сей Митрополит, наименованный от современников Пророком Христа, святил церковь Феодосиева монастыря Печерского, о коей написано столь много чудесного в Патерике Киевском. Византийские художники, украсив оную, не захотели уже возвратиться в отечество и кончили жизнь свою в Печерской Обители: доныне показывают там гробы их. - B 1089 году, когда преставился Митрополит Иоанн, дочь Всеволодова, Янка, ездила в Константинополь и привезла с собою нового Митрополита, скопца, именем также Иоанна, но человека весьма обыкновенного, слабого здоровьем и столь бледного, что народ прозвал его мертвецом: он через год умер. Третий Митрополит Всеволодова княжения был Ефрем, Грек, по известию новейших летописцев; другие же называют его Монахом Печерским. Нестор сказывает только, что Ефрем, скопец подобно Иоанну, жил в Переяславле, где находилась тогда Митрополия, и что он, создав многие храмы каменные, первый начал в России строить при церквах крестильницы. Сей Митрополит, как пишут, уставил торжествовать 9 маия пренесение мощей Св. Николая из Ликии в Италиянский город Бар: праздник Западной Церкви, отвергаемый Греками, и доказательство, что мы имели тогда дружелюбное сношение с Римом. Нестор молчит, но Летописец средних времен говорит о каком-то Святителе Феодоре, приезжавшем к Великому Князю от Папы (Урбана II) в 1091 году. Властолюбивые Наместники Св. Петра без сомнения всячески старались подчинить себе Церковь Российскую.
  

Смерть

  
   Чувствуя приближение конца, он послал за большим сыном в Чернигов и скончался [1093 г.] в объятиях Владимира и Ростислава, орошенный их искренними слезами: Христианин набожный, человеколюбивый, трезвый и целомудренный от самой юности; одним словом, достохвальный между частными людьми, но слабый и, следственно, порочный на степени Государей.
   Великий Ярослав желал, чтобы любимый сын его, со временем наследовав законным образом Киевскую область, был и во гробе с ним неразлучен: воля нежного отца исполнилась, и Всеволода погребли, на другой день кончины его, там же, где лежали Ярославовы кости - в Софийском храме, - с обыкновенными торжественными обрядами и в присутствии народа, который погребал тогда Государей как истинных отцов своих, с чувствительностию и слезами, забывая их слабости и помня одни благодеяния.
  

 []

Приезд иностранцев.

Художник С. Иванов. Нач. 20 в.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТКИ

  
  -- НАЕМНИКИ. Первый пример содержания наемных войск показали финикяне. Народ малочисленный и исключительно торговый, прибег к содержанию наемных войск, чтобы не отрывать своего малочисленного населения от земледелия, реместа и торговли. За счет доходов от торговли содержались наемные войска. Возвышенные, благородные чувства были чужды наемнику. Он был полон распутства и всяческих пороков. Способность много и хорошо выпить ценились прежде всего. Азартные игры были любимым занятием наемников. Богохульство не сходило с их языка. В ответ на увещания, они требовали "коротких проповедей и длинных колбас". В то же время, наемники были очень суеверны.
  
  -- НАКАЗАНИЕ ВОИНСКОЕ. Наказание воинское, карательная мера, применяемая к военнослужащим за учиненные или воинские, а в некоторых случаях, и общие преступления. Общие карательные цели - устрашение, предупреждение и исправление - находят себе место и в воинском наказании, но дополняются задачей - воински воспитывать осужденного. Наказание воинское может иметь своим объектом жизнь, свободу или честь лица. В римской армии были следующие наказания:1) денежные взыскания в форме лишения добычи, лишения жалованья, отобрания копья; 2)правопоражающие - поставление на несколько часов с вехой (для привлечения внимания окружающих), лишение оружия и военной обуви, временное изгнание из лагеря, назначение в рабочие отряды, зачисление в бездействующие части войск, перемещение из одного рода оружия в другой. исключение из службы; 3) телесные - розги, плети, виноградные лозы без ограничения числа ударов (вид смертной казни); 4) смертная казнь - повешение, отсечение головы, расстреляние, сожжение, распятие, разрывание деревьями, потопление, отдача зверям. По Петровскому законодательству число воинских наказаний очень велико. Смертная казнь приводилась в исполнение всеми указанными в общем законодательстве способами и, кроме того, расстрелянием, введенным у нас впервые воинским артикулом 1715 г.; членовредительными наказаниями были: прибитие руки гвоздем, отрезание уха или носа, отсечение пальцев или руки, клеймение, шпицрутены или иначе прогнание сквозь строй (это наказание появилось в Уложении Шереметьева 1702 г. и было замаскированным видом смертной казни, т.е. назначалось до 12 тыс. ударов; более легкими видами телесного наказания были: ношение нескольких мушкетов, седел, сидение на деревянной лошади, хождение по деревянным кольям. В числе многообразных правопоражающих наказаний (изгнание из службы, служба офицера за рядового, лишение чина и др.) было страшное по последствиям "шельмование", фактически лишавшее осужденного возможности существовать в обществе. В действующем русском военном законодательстве наказания разделяются на уголовные и исправительные. К первым относятся: расстреляние, с лишением всех прав состояния и без лишения, и заточение в крепости от 10 до 20 лет с исключением из службы. Эти наказания назначаются и офицерам, и нижним чинам. Наказания исправительные образуют 2 самостоятельные лестницы: одну - для офицеров и гражданских чиновников военного ведомства, другую - для нижних чинов. К 1-ой относятся - исключение из службы, с лишением или без лишения чинов, разжалование в рядовые, заключение в крепость от 1 г. 4 мес. до 4 лет (с исключением из службы) и от 2 мес. до 1 г. 4 мес. (не соединенные с исключением из службы), отставление от службы, содержание на гауптвахте от 3 мес. до 6 мес. (см ограничением прав по службе) и от 1 мес. до 3 мес. (без праволишения) и отрешение от должности. Для нижних чинов установлено только 2 вида исправительных наказаний: отдача в дисциплинарные батальоны от 1 г. до 3 лет и одиночное заключение в военной тюрьме от 1 мес. до 4 мес., сопровождаемые переводом в разряд штрафованных и ограничениями прав по службе.
  
  -- Наристы - германское племя, жившее на берегу Дуная в том месте, где он образует угол, меняя направление своего течения с северо­-восточного на юго-восточное.
  
  -- Наслаждение почти для всех людей -- чаша, которая понемногу допивается до дна; для немногих счастливцев -- море с его приливами и отливами; для самых избранных натур вечная волна потока, который бежит неоскудно... (П. Мантегацца).
  
  -- Насмешки оставляют в душе смертельные уколы, когда они основаны на правде. (Тацит).
  
  -- Наставник. Благоразумный наставник прежде всего должен узнать свойства ума и характер поручаемого ему ученика. Особенный признак ума в малолетних есть память. (Квинтилиан). Выбирая ему (ребенку - А.К.) наставника, вы отнеслись к этому с возможной тщательностью; желательно, чтобы это был человек скорее с хорошей, чем с туго набитой головой, ибо, хотя нужно искать такого, который обладал бы и тем и другим, все же добрые нравы и ум предпочтительнее голой учености; и нужно также, чтобы, отправляя свои обязанности, он применил новый способ обучения (М. Монтень). Пусть наставник расскажет своему питомцу, что означает: знать и не знать; какова цель познания; что такое храбрость, воздержанность и справедливость; в чем различие между жадностью и честолюбием, рабством и подчинением, распущенностью и свободою; ка­кие признаки позволяют распознавать истинное и устойчивое довольство: до каких пределов допустимо страшиться смерти, боли или бесчестия, какие пружины приводят нас в действие и каким образом в нас возникают столь разнообразные побуждения, ибо я полагаю, что рассуждениями, долженствующими в первую очередь напитать его ум, должны быть те, которые предназначены внести порядок в его нравы н чувства, научить его познавать самого себя, а также жить и умереть подобающим образом.(он же)
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010