ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Любите, да власти над собой не давайте

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 8.78*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Об одном мудром совете Владимира Мономаха мужчинам


А.И. Каменев

Любите, да власти над собой не давайте...

  
   Владимир Мономах, княжив в столице 13 лет, скончался на 73 году от рождения, прославившись славными победами за русскую землю, благими нравами и мудрыми изречениями. Перед кончиной он завещал своим сыновья:
  
   ...Дети мои или кто другой, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба из детей моих, пусть примет ее в сердце свое и не лениться будет, также и трудиться.
   Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте изобильную, это ведь - начало всякого добра...
   Научись, верующий человек, поступать благочестиво, научись, по евангельскому слову, "глазами управлению, языка удержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, мысли чистоту блюсти, побуждая себя к добрым делам Господа ради". Лишаемый - не мсти, ненавидимый - люби, преследуемый - терпи, хулимый - моли, умертви грех...
   Больше всего гордости не имейте в сердце и в уме... Старых чти, как отца, а молодых, как братьев. В доме своем не ленитесь, но за всем смотрите... Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело...
   Жену свою любите, но не давайте ей власти над собою...
  

Роль женщины по Священному Писанию и другим источникам

  
   Творцу не угодно было даровать женщине власть, но Он даровал ей влияние, которое покоряет и сильного, да так, что он (сильный) не замечает этого и подчиняется слабому, не чувствуя стеснения своей свободы.
   Влияние женщины велико, но оно благотворно только тогда, когда вся жизнь женщины сообразна с её назначением.
  
  -- Женщина, по учению Св. Писания, подруга, данная мужу, которая должна, по побуждению любви, трудиться для его блага и преимущественно для блага вечного, находя в своем скромном положении средства для успеха.
  -- Положение жены - положение существа любящего и преданного. Уклонение от этого положения, нарушение порядка, установленного Богом, не может пройти безнаказанно.
  -- Жена добродетельная представлена в описании, сделанном Соломоном. Здесь кратко изложено все, что сказано и что можно сказать еще об этом. Вот это описание:
  -- "Добрую жену кто найдет - цена её выше жемчуга. Сердце мужа её надеется на нее, и не остается без вознаграждения. Она платит ему добром, а не злом во все дни жизни своей... Вздумает приобрести себе сад и приобретает его; руками своими сажает виноградник. Понимая, что работа её прибыльна, ночью не гасит своего светильника. Встает раньше всех и кормит домашних своих. Длань свою открывает бедному и руки свои простирает к нищему. Не боится зимы для дома своего, потому что у всех домашних её есть теплая одежда. Она настелила богатых ковров. Мужа её легко отличить по чистой, хорошей одежде. Прочна и великолепна одежда её самой; с улыбкой встречает она наступающий день. Уста свои открывает с мудростью, и кротко наставление на языке её. Внимательно смотрит за ходом дел в доме своем и хлеба не ест в праздности. Встают дети её и ласкаются к ней, встает муж её и хвалит ее: "Много есть добрых женщин, но ты превзошла всех их". Обманчиво пригожество, ничтожна красота, а жена, боящаяся Господа, достойна похвалы. Дайте ей от плодов рук её, и дела да прославят её. (Притч. 31, 10-31).
  -- Нo вот вместо этой жены, полной любви, смирения и благочестия, стоит другая жена - без желания быть полезной мужу, которая вместо того, чтобы быть славою своего мужа в брачном с ним союзе, ищет для себя только средств, как бы самой прославиться и даже затмить мужа; жена - без любви, которая в наемные руки отдает главные интересы своего собственного дома и самую заботу о детях, которая своему мужу подает пример искать развлечения вне дома, которая противоречит ему с горечью, с колкостью открывает его ошибки, мнимые ли то, или действительные; раздражительна и неприятна дома, мила и предупредительна лишь только выйдет за порог собственного жилища; жена - без благочестия, которая готова сказать о своем муже, как Каин об Авеле: "разве я страж его", которая доверием его пользуется для того только, чтобы как-нибудь удалить его от Господа, подобно супруге Иорама, гибельное влияние которой Святой Дух выразил в этих словах: и ходил Иорам путем царей израильских, как поступал дом Ахавов, потому что дщерь Ахава была женой Иорама (2 Пар. 21, 6).
  -- Женщина и ее ученость. Христиане всех времен согласны были в том, что к женщине идет не столько ученость, сколько благочестие. Почему же так? Потому что путем учености она совершенно уклоняется от своего назначения, хладеет к обычным своим занятиям и привязывается к таким, которые не сообразны с ее положением, ибо требуют свободы и независимости идти стезями не своего пола; столько же поступает против природы и здравого смысла, сколько и женоподобный мужчина, больше всего занятый своим нарядом и поставляющий все свое достоинство в изысканности туалета.
  -- По отношению к ребенку, мать-христианка занимает место не низшее и не равное, как супруга, она занимает место высшее; однако же это самое превосходство не освобождает её от самоотвержения, требуемого назначением женщины. "Не добро быти дитяти одному", - и Бог даровал ребёнку любовь матери. Дороги сердцу её заботы о физическом здоровье дитя, с ревностью, самопожертвованием она питает его собственной своей жизнью и тем продолжает свое великое право даровать ему жизнь, исключая самые крайние обстоятельства, она не решается лишить своего ребенка тех сокровищ, которыми природа обогатила её через этого малютку, и, именно для него, она и сама не лишит себя счастья быть безраздельно его матерью. Ещё более дороги её сердцу заботы о нравственном его воспитании, права на которые никто не может отнять у нее.
  
   Хорошая мать стоит сотни учителей
  

Исторические примеры из жизни женщин

  
   Гинданы (одна из ливийских народностей у Геродота) прославились тем, что у них женщины на щиколотках носили много кожаных ремешков. Говорят, что это вся­кий раз, совокупившись с мужчиною, женщина повязывает себе ремешок, и у которой сих ремешков наибольше, та почитается прекраснейшею, как имеющая более всего любовников.
  
   Германцы древние. Вся их жизнь проходит в охоте и военных занятиях: с раннего детства они [закаляются], приучаясь к тяготам их сурового обра­за жизни. Те, кто дольше всего остаются девственными, заслужи­вают наибольшую похвалу среди своих [соплеменников]: они полагают, что это увеличивает рост и укрепляет силы. А уж иметь половые сношения с женщинами до достижения двадцати­летнего возраста они считают одним из самых позорных дел; [в этой сфере отношений] у них ничего нельзя скрыть, ибо они совместно купаются в реках и носят одежду из звериных шкур или из небольших кусков оленьей кожи, оставляющих обнажен­ной значительную часть тела.
  
   Целомудрие женщин у древних германцев. Так живут женщины, целомудрие которых охра­няется, не развращаемые никакими соблазнительными зрели­щами, никакими возбуждающими пиршествами. Тайны письмен равно не ведают ни мужчины, ни женщины. Прелюбодеяния у столь многолюдного народа чрезвычайно редки: наказание [производится] немедленно и предоставляется мужу; с обрезан­ными волосами, раздетую донага изгоняет ее муж из дома в при­сутствии сородичей и ударами гонит через всю деревню. К став­шему всеобщим достоянием целомудрию никакого снисхождения: ни красотой, ни [юным] возрастом, ни богатством [такая женщина] не сыщет себе мужа. Потому что никто там не смеется над поро­ком и не называет "духом времени", когда кто-нибудь развращает или бывает развращаем. Еще лучше у тех племен, где замуж вы­ходят только девушки и где с ожиданиями и пожеланиями при замужестве имеют дело лишь однажды навсегда. Таким образом, они получают одного мужа, как и одно тело и одну жизнь, чтобы дальше этого не шли их мечты и их страсть и чтобы они не столь­ко любили супруга, сколько супружество. Ограничивать число детей или убивать кого-нибудь из после родившихся 2 считается постыдным. Там добрые нравы имеют большую силу, чем в дру­гих странах хорошие законы.
  
   Мужчине дана агрессивная миссия, женщине - трудная обязанность зашиты. Дело мужчины несложно и требует только физической или нравственной, интеллектуальной или составленной из многих элементов, - силы нападения и борьбы, чтобы одно за другим уничтожать все препятствия, которые воздвигает женщина для своей защиты, или, лучше сказать, для того, чтобы сдаться врагу стыдливо и медленно. Женщине, напротив, природа дала задачу более трудную и жестокую. Она должна отказывать в том, что хочет сама; должна бороться с наслаждением, охватывающим ее; должна гнать того, кого любит; требовать жертвы вместо поцелуя; быть скупой, когда все побуждает к щедрости; должна собрать все свои слабые силы, чтобы защищать ворота против бешенного нападения; кричать "подожди" тому, кого хотела бы прижать к своей груди.
  
  
   Ксантиппа - имя нарицательное, употребляемое в тех случаях, когда хотят сказать о сварливой, вспыльчивой, злоязычной и неуживчивой женщине. Таковой была жена Сократа. Встретил он свою избранницу на афинском базаре. Он звонким девичьим голосом расхваливала какие-то горшки. У него возникло желание с ней побалагурить.
   -- Ну, почем твои горшки, девица" - игриво спросил он.
   -- А голытьбе и самые дешевые покажутся очень дорогими, - осмотрев неказистого Сократа, ответила девушка.
   -- А я бы хотел купить ваши горшки вместе с хозяйкой, - не отставал Сократ.
   -- Я - не рабыня, чтобы меня покупать, - гордо заявила девушка.
   -- А если замуж возьму тебя, согласна? - допытывался философ.
   -- Да кому нужен таков муж: лысая голова, отвислое брюхо да рваный хитон? - рассмеявшись, спросила девушка.
   Но тут ей объяснили, что это Сократ.
   -- Ты и есть Сократ, о котором так много говорят в Афинах? - удивленно спросила она. - Много слыхала о твоем уме и твоей "красоте", но не ожидала встретить такого урода.
   -- А у Сократа есть не только крепкий ум, но и крепкие руки, которые на что-нибудь да сгодятся.
   С этими словами он неожиданно подхватил Ксантиппу за талию, поднял ее над грудой горшков и ... получил пощечину от девушки.
   -- Вот это женщина! Мне такая нужна! - с восхищением проговорил Сократ.
   -- Не справишься, Сократ. Видишь, какая норовистая невеста! - предупредил философа кто-то из зевак.
   Невозмутимый Сократ стал разъяснять, в чем состоит добродетель настоящего мужчины.
   -- Люди, желающие стать хорошими наездниками, берут себе лошадей не самых смирных, а горячих: они думают, что если сумеют укрощать таких, то легко справятся со всеми. Вот и я желая быть в общении с людьми, возьму ее к себе в том убеждении, что если я буду переносит ее, то мне легко будет иметь дело со всеми людьми.

Женщины и война

  
  -- Вот что писал испанский военный писатель, лейтенант Fild de lo Guerd в ХIХ в.: "Все ничто - суда, пушки, ружья, если нет женщин, которые в состоянии презирать мужчину, не умеющего умирать, обнимая знамя своего отечества, если нет женщин, готовых продать свои наряды и драгоценности на нужды отечества, чтобы купить мечи". "Ни лучшие полководцы, ни предусмотрительные правители, ни богатства государственных касс не сравняться с могуществом женщины-матери или супруги, сдерживающей рыдания и твердо указывающей воину: "Иди, исполни свой долг!".
  --
  -- Некая рукописная военная книга так описывает нам солдатских женок (временных жен наемников): "Надлежит отметить, что у римлян не дозволялось брать с собой в поход женщин ни лицам высокого ранга, ни лицам низкого ранга, что было бы крайне желательным и в наши времена, как у нашей на­ции, так и у валлонов. В том, что этим так страшно злоупотребляют у нас, виновны не одни простые солдаты, но и офицеры высоких рангов, да и сам государь. Впрочем, немецкие женщины оказались весьма полезными нашим солдатам для ухода во время болезни и для переноски вещей, особенно в Венгрии. Редко встретишь такую из них, которая тащила бы на себе менее 50--60 фунтов. Сам солдат нагру­жен продовольствием и другими вещами, а на нее наваливает солому и дрова, не говоря о том, что многие из них несут вдобавок на спине одного, двух и даже больше детей. Обычно, впрочем, она носит на себе для мужа сверх надетого на него платья 1 пару штанов, 1 пару чулок, 1 пару башмаков, да и для себя столько же чулок и башма­ков, 1 куртку, 2 рубашки, 1 сковороду, 1 горшок, 1 или 2 тарелки, 1 простыню, 1 плащ, 1 палатку, 3 колышка. К тому же, на стоянках она не получает дров для варки пищи и потому нагружается ими еще по дороге. А в довершение бремени она обычно еще ведет собачку на веревочке или несет ее на руках в плохую погоду".
  --
  -- Русские женщины (1812 г.), и их было не мало, как некогда скифы отвечали Ксерску: мы не хотим с тобою воевать, но ты узнаешь нас, коли дотронешься до наших святынь...
  --
  -- Патриотизм русских женщин. 1812 г.. Куда только не прятались несчастные жители от неистовства врагов: женщины скрывались между обнаженными трупами, марали себе лица са­жею и повязывались по-старушечьи платками, чтоб спастись от нахальства ожесточенных; две дочери почтенного гражданина, убегая от них, броси­лись в Москву-реку...
  --
  -- Грузия времен царя Ираклия II-го. Грузинский царь смог собрать для защиты своей столицы всего пятнадцать ты­сяч воинов. Почти все они легли костьми в неравной битве с персами. 11 сентября 1795 года орды Ага-Мухаммеда порвались в Тифлис. Вероятно, подобных ужасов не пе­реживала даже многострадальная столица Грузии. Побе­дители насиловали женщин, убивали детей и подрезали девушкам на память поджилки под правым коленом. Кура была запружена трупами. Оставив позади себя сожжен­ный и разграбленный город, Ага-Мухаммед угнал до шестнадцати тысяч грузин в неволю.
  -- Только покровительство России спасло грузин от истребления и насилия.
  --
  -- Рим был спасен силою своего строя. После битвы при Кан­нах не позволили даже женщинам проливать слезы; сенат отказался выкупать пленных; жалкие остатки армии были по­сланы воевать в Сицилию; никому не выдавали вознагражде­ния и не воздавали никаких воинских почестей, пока Ганни­бал не был изгнан из Италии.
  --
  -- Военачальники нидерландской армии вели жестокую борь­бу с аморальными явлениями. Так, например, Мориц Оран­ский приказал повесить двух солдат за кражу шляпы и кинжала, а одного солдата расстрелять за ограбление женщины. Нидерландских солдат население не опасалось, как это было в отношении других наемников. Венецианский посол в 1620 г. доносил своему правительству: "Прямо поразительно, как города спорят между собой о размещении у них гарни­зонов, а горожане - о помещении у них на квартире солдат, -- так как они рассчитывают нажиться от них".
  --
  -- Бой и женщины древних германцев. Но что является особенным побудителем их храбрости, это то, что их турмы и клинья представляют собой не случайные скопления людей, а составляются из семейств и родов, а вблизи находятся милые их сердцу существа, и оттуда они слышат вопль женщин и плач младенцев; для каждого это самые священные свидетели, самые ценные хвалители: свои раны они несут к ма­терям и женам, а те не боятся считать их и осматривать; они же носят сражающимся пищу, а также поощряют их.
  --
  -- Бой и древние германские воины. Рассказывают, что иногда колеблющиеся и рас­строенные ряды восстанавливались женщинами, благодаря их неумолчным мольбам и тому, что они подставляли свои груди и указывали на неизбежный плен, которого германцы боятся, особенно для своих женщин, до такой степени, что крепче связаны бывают своими обязательствами те германские племена, которые вынуждены в числе своих заложников давать также знат­ных девушек. Они думают, что в женщинах есть нечто священное и вещее, не отвергают с пренебрежением их советов и не оставляют без внимания их прорицаний.
  --
  -- Германцы считают, что в женщинах есть нечто священное и что им присущ пророческий дар, и они не оставляют без внимания подаваемые ими советы и не пренебрегают их прорицаниями.
  --
  -- М. Монтень рассказывает: Некая крестьянка обвинила перед полководцем и главным судьей армии одного солдата в том, что он отнял у ее маленьких детей ту малость вареного мяса, которая оставалась у нее для их пропитания, ибо эта армия разграбила все деревни кругом. И действительно, нигде не осталось ни зернышка. Полководец приказал женщине сначала хорошенько обдумать свои слова, ибо она должна будет отвечать за них, если окажется, что это ложное обвинение. Но так как женщина твердо стояла на своем, то он приказал распороть солдату живот, чтобы удостовериться в истине. И тогда убедились, что женщина сказала правду. Поучительное наказание!
  

Мудрые изречения[1]

  
  -- Без женщины заря и вечер жизни были бы беспомощны, а ее полдень -без радости (П. Буаст).
  -- Благоразумие отца есть самое действительное наставление для детей (Демокрит).
  -- Благоразумная супруга! Если желаешь, чтобы муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтобы он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности. (Пифагор).
  -- Больше, чем любовь, женщин губит тщеславие (М. Дюдефан).
  -- Большинство людей употребляет лучшую пору своей жизни на то, чтобы сделать худшую ее более печальной. (Лабрюйер).
  -- Брак - и не рай и не ад, это просто чистилище (А. Линкольн).
  -- Брак - сообщество, состоящее из господина, госпожи и двух рабов, общей численностью в два человека (А. Бирс).
  -- Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в брак не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга (О. Бальзак).
  -- Брак представляет собой отношения между мужчиной и женщиной, где независимость обоих сторон одинакова, зависимость -обоюдна, а обязательства -взаимны (Л. Анспахер).
  -- Брак, подобно плену, или разъяряет, или укрощает (Ж. Ростан).
  -- Бывают мужчины, превосходящие говорливостью женщин, но ни один мужчина не обладает красноречием женских глаз (К. Вебер).
  -- В брачной жизни соединенная пара должна образовать как бы единую моральную личность (И. Кант).
  -- В глазах женщины идея всегда имеет лицо (Ф. Круассе).
  -- В ошибке любой женщины есть вина мужчины (И. Гердер).
  -- В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство (Г. Гегель)
  -- В самых искренних признаниях женщины всегда остается место умолчанию (П. Бурже)
  -- Все противоположности сходятся в сердце женщины (Ф. Вольтер).
  -- Говори приятное, но не льсти; будь героем, но без хвастовства; будь щедрым, но не к недостойным; будь смелым, но без дерзости. (Мудрость древней Индии).
  -- Дальше всех уйдет тот, кто не уступает равному себе, сохраняет достоинство в отношениях с сильнейшими и умеет сдерживать себя по отношению к беззащитным. (Фукидид).
  -- Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины - сказать, что она безобразна (И. Кант).
  -- Должно приучать себя в добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели (Демокрит).
  -- Если мужчина и женщина без конца ссорятся, значит одно из двух - либо они обожают друг друга, либо не могут друг друга терпеть (Ф. Кабальеро).
  -- Жена видит в муже одновременно силы, которую нужно сломить, и слабость, которую нужно защитить (Ж. Ростан).
  -- Жена, домогающаяся власти, становится тираном своего мужа, а господин, сделавшись рабом, бывает смешным и жалким созданием. (Ж.-Ж.Руссо).
  -- Жена, не ведущая мужа вперед, непременно толкает его назад (Д. Милль).
  -- Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности (А. Шопенгауэр).
  -- Жениться совсем не трудно, трудно быть женатым (М. Унамуно)
  -- Женская догадка обладает большей точностью, чем мужская уверенность (Р. Киплинг).
  -- Женский инстинкт стоит прозорливости великих людей (О. Бальзак).
  -- Женщина - спасение или гибель семьи. (А. Амьель)
  -- Женщина более рассудительна в делах любви, чем мужчина, потому что для нее любовь в большей степени предмет и дело всей жизни (В. Ирвинг).
  -- Женщина прощает презрение, грубость, ненависть. Она не прощает иронии (Э. Рей).
  -- Женщина смеется, когда плачет, и плачет, когда хочет (Ж. Баиф).
  -- Женщина, смеющаяся над своим мужем, не может более его любить. (О.Бальзак).
  -- Женщина, у которой нет детей, не может быть счастлива; мало любить, нужно, чтобы любовь была освящена (Э. Золя).
  -- Женщину никогда нельзя обезоружить комплиментом, мужчину можно всегда (О. Уальд).
  -- Женщины - первые воспитательницы рода человеческого (Т. Гиппель).
  -- Женщины даже мужской пол делают более утонченным (И. Кант).
  -- Женщины никогда не бывают так сильны, как когда они вооружаются слабостью (И. Бунин).
  -- Женщины очень участливы, добросердечны и сострадательны, прекрасное они предпочитают полезному (И. Кант).
  -- Женщины смягчают нашу нервозность, наш повышенный индивидуализм; они возвращают нас в лоно человеческого рода (М. Баррес).
  -- Женщины утверждают, что мужчины непостоянны, а мужчины доказывают, что женщины ветрены (Ж. Лабюйер).
  -- Жестокость - даже к злым - ведет в ад. Что же говорить о жестокости к добрым? (Мудрость древней Индии).
  -- Жизнь женщины по преимуществу сосредоточена в жизни сердца; любить - значит для нее жить; а жертвовать - значит любить (В. Белинский).
  -- Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чем отказа (Ж.-Ж. Руссо).
  -- Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно. (Аристотель).
  -- Как мало на свете таких безупречных женщин, которые хотя бы раз на дню не давали своим мужьям повода пожалеть о том, что они женаты, и позавидовать холостякам (Ж. Лабюйер).
  -- Когда мужчины неуважительно относятся к женщине, это почти всегда показывает, что она первая забылась в своем обращении с ним (Д. Дидро).
  -- Когда судишь других, ищи в их вине отсутствие вины. Тогда в людях будет согласие. Когда судишь себя, ищи вину там, где не вины не видно. Тогда твои добродетели еще более упрочатся. (Хун Цзычен).
  -- Когда хочешь посоветоваться с кем-нибудь о своем деле, обрати прежде всего внимание на то, как он устраивает свои собственные дела. (Исократ).
  -- Кто взял богатую жену, тот взял себе более госпожу, нежели жену. Если жены и без того бывают исполнены гордости и склонны к честолюбию, то когда и то будет им прибавлено, как они могут быть сносными для супругов? А кто взял жену, равную по состоянию, или беднейшую, тот взял себе помощницу и сотрудницу и внес в дом все блага; потому что нужда бедности располагает ее беречь своего мужа и во всем слушаться его и повиноваться ему, и устраняет всякий повод к несогласию, вражде, гордости и оскорблению, а напротив делается союзником мира, единодушия, любви и согласия. (И.Златоуст).
  -- Кто способен управлять женщиной, способен управлять и государством (О. Бальзак).
  -- Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит (В. Белинский).
  -- Мудрых и способных людей надо выдвигать на должности независимо от их положения; ленивых и неспособных людей нужно немедленно отстранять от должности; главных злодеев нужно казнить, не дожидаясь их перевоспитания; обычных, средних людей нужно воспитывать, не дожидаясь, когда к ним придется применять меры наказания. (Сюнь-цзы).
  -- Мужчина говорит то, что знает, женщина - что нравится; первый, чтобы говорить, нуждается в знаниях, вторая - во вкусе; первый должен иметь в виду полезные вещи, вторая - приятные. (Ж.-Ж.Руссо).
  -- Мужчина громко негодует на женщину, которая его разлюбила, - и быстро утешается; женщина не столь бурно выражает свои чувства, когда ее покидают, но долго остается безутешной (Ж. Лабюйер).
  -- Мужчина лучше философствует о сердце человеческом, женщина лучше его читает в сердце мужчин. (Ж.-Ж.Руссо).
  -- Мужчина наслаждается счастьем, которое испытывает, женщина - счастьем, которое приносит (П. Лакло).
  -- Мужчина прощает и забывает, женщина прощает - и только (Ф. Жерфо).
  -- Мужчина с женоподобным характером есть самый ядовитый пасквиль на человека (В. Белинский).
  -- Мужчина соблюдает чужую тайну вернее, чем свою собственную, а женщина лучше хранит свою, нежели чужую (Ж. Лабюйер).
  -- Мужчины обращают внимание на то, что о них думают, а для женщины важнее, что о них говорят (Т. Гиппель).
  -- Мужчины создают законы, женщины -нравы (Ф. Гибер).
  -- Мы любим лишь тех женщин, которым приносим счастье (М. Ашар)
  -- Мышление - великое достоинство, и мудрость в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно. (Гераклит Эфесский).
  -- Нас редко привязывает к женщине то, чем она нас привлекала (Д. Коллинз).
  -- Не будь ни слишком близко, ни слишком далеко от царей, старших и женщин: окажешься слишком близко - они погубят тебя; окажешься слишком далеко -они будут бесполезны для тебя. (Мудрость древней Индии).
  -- Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласуется с правдой. Соблюдай самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни. (Марк Аврелий).
  -- Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует много жертв (П. Буаст).
  -- Не наказывай грозным бичом того, кто заслуживает лишь плетки. (Гораций).
  -- Не совершай того, чего не следует делать - даже под угрозой смерти; не откладывай того, чего следует делать, - вот извечная заповедь. (Мудрость древней Индии).
  -- Не уклоняйся от дела, но и не суетись через меру. (Гораций).
  -- Нет ничего опаснее, чем связывать свою участь с участью женщины за то только, что она прекрасна и молода (В. Белинский).
  -- Один лишь раз приказывает царь, один лишь раз высказывает свое суждение достойный, один лишь раз отдают замуж девушку - три эти дела делают лишь раз. (Мудрость древней Индии).
  -- Одна женщина порой сильнее тысячи мужчин (Й. Вондел).
  -- По выбранной мужчиною легко судить, каков он, и знает ли он себе цену (И. Гете).
  -- Побеждай гнев мягкостью, зло -добром, жадность - щедростью, ложь -правдою. (Мудрость древней Индии).
  -- Побеждай жадного деньгами, гордого - мольбой, глупого -притворством, мудрого - правдивостью. (Мудрость древней Индии).
  -- Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно (П. Бомарше).
  -- Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни. (Марк Аврелий).
  -- Пусть первым уроком ребенка будет повиновение, - тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым (Т. Фуллер).
  -- Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство (Н. Чернышевский).
  -- Самая глупая женщина может сладить с умным мужчиной, но с дураком сладит лишь самая умная (Р. Киплинг).
  -- Самая сильная вода в мире - женские слезы (Д. Морли).
  -- Слезы женские трогают мужчин: они бывают настоящим растопленным свинцом; потому что для женщины слезы бывают облегчением, для нас же пыткою. (Байрон).
  -- Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно (В. Буш).
  -- Супружеская любовь размножает человеческий род, дружеская - совершенствует его, а безнравственная - развращает и унижает (Ф. Бэкон).
  -- Супружество должно беспрерывно сражаться со всепожирающим чудовищем: с привычкой (О. Бальзак).
  -- Существуют тысячи уловок, чтобы заставить женщин заговорить, но нет ни одной, чтобы заставить ее замолчать (Г. Буше)
  -- Тот, кто женится из-за богатства, продает свою свободу (Д. Герберт).
  -- Тот, кто оказывает услугу негодяю, совершает двойную ошибку: во-первых, помогает тому, кто помощи не заслуживает, а во-вторых, подвергает опасности самого себя. (Федр).
  -- Тот, кто первый назвал женщин прекрасным полом, хотел, быть может, сказать этим нечто лестное для них, но на самом деле выразил нечто большее (И. Кант).
  -- Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; кто мне льстит, - мой враг. (Сюнь-цзы).
  -- Тот, кто хлопочет за других, всегда исполнен уверенности в себе, как человек, который добивается справедливости; выпрашивая или домогаясь чего-нибудь для себя, он смущается и стыдится, как человек, который клянчит милости. (Лабрюйер).
  -- У добрых супругов - две души, но единая воля (М. Сервантес).
  -- У женщин - все сердце, даже голова (Жан Поль).
  -- У женщин есть только одна возможность быть красивой, но быть привлекательной есть сто тысяч возможностей (Ш. Монтескье).
  -- Уважение -это застава, охраняющая отца и мать, столько же и детище; первых она спасает от огорчения, последнего от угрызения совести (О. Бальзак).
  -- Умная женщина - та, в обществе которой можно держать себя как угодно глупо (П. Валери).
  -- Чем больше милостей женщина дарит мужчине, тем сильнее она его любит и тем меньше любит он ее (Ж. Лабрюйер).
  

Приложение

Плутарх

Наставление супругам[2]

  
   Плутарх Поллиану и Евридике шлет наилучшие пожелания!
   После старинного песнопения, что вам, как новобрачным, посвятила жрица Деметры, надеюсь, и моя речь, что вас касается и с брачной песней сливается, окажет действие полезное и напеву созвучное. У музыкантов один из свирельных напевов когда-то назывался "конским", вероятно, за то, что у коней эта мелодия возбуждает любовный пыл и подстрекает их к совокуплению. А у философии хотя и есть множество прекрасных речей, ни одной из них не уступит по важности именно эта, свадебная, ибо тех, кто решил связать себя супружескими узами, она завораживает, делая нежными и ласковыми в отношениях друг с другом. И вот, в кратких, чтобы легче было запомнить, сравнениях изложив основное из того, что вам, вкушая от философии, уже не раз приходилось слышать, посылаю обоим общий подарок, умоляя Муз оказывать Афродите помощь и содействие: ведь супружество и семейный очаг куда более, чем какую-то лиру или кифару, подобает им приводить к согласию и созвучию при помощи красноречия, искусства и философии. Недаром древние рядом со статуями Афродиты возводили изваяние Гермеса, намекая на то, что наслаждения, связанные с браком, прежде всего, нуждаются в здравом размышлении, воздвигали также статуи Пито и Харит, дабы всего, что желают супруги добивались друг от друга не ссорами и перебранками, но убеждениями.
   (1.) Солон предписывал новобрачной, прежде чем уединиться с женихом в спальне, съесть плод айвы, вероятно, затем, чтобы первое впечатление от лица ее и голоса было сладостным и чарующим.
   (2.)В Беотии новобрачную целиком закутывают, а голову украшают венком из спаржи: ведь это растение с весьма жесткими колючками приносит нежнейшие на вкус плоды, так и молодая жена того, кто не сбежит от нее, отчаявшись от поначалу строптивого, несносного ее нрава, вознаградит потом кротостью и послушанием в супружеской жизни. А те, кто не сумели выдержать первых же ссор с юною супругой, ничем не отличаются от таких, кто виноград оставляет другому лишь потому, что он не дозрел. Да и невесты, которые, едва успев выйти замуж, уже недовольны мужьями, подобны тем, кто пчелиные укусы перетерпел, а медовые соты выбросил.
   (3.)Поначалу особенно следует молодоженам остерегаться разногласий и стычек, глядя на то, как даже склеенные горшочки сперва легко рассыпаются от малейшего толчка; зато со временем, когда места скреплений станут прочными, ни огонь, ни железо их не берут.
   (4.)Подобно огню, который в тростнике, соломе или заячьем волосе легко вспыхивает, но быстро угасает, если не найдет себе другой пищи, любовь воспламеняется цветущей молодостью и телесной привлекательностью, но скоро угаснет, если ее не будут питать душевные достоинства и добрый нрав юных супругов.
   (5.)Ловля с помощью отравы позволяет легко и быстро добыть рыбу, но портит ее, делая несъедобной; так и жены, которые ворожбою и приворотными зельями стараются удержать при себе мужей, чувственными наслаждениями пленяют их, но живут потом с умалишенным и безумным. Даже Кирке никакой не было пользы от заколдованных ею, и не знала она, что с ними делать, превращенными в ослов и свиней, зато в Одиссея, который оставался в здравом уме и держался с нею осмотрительно, влюбилась до беспамятства.
   (6.)Жены, которые предпочитают помыкать глупым мужем, нежели слушаться умного, напоминают таких, кто в пути предпочитает вести за собою слепца, чем идти за человеком зрячим и знающим дорогу.
   (7.)Женщины не верят, что Пасифая могла влюбиться в быка, будучи супругой царя, хотя и видят сами, что иные замужние женщины тяготятся своими строгими, воздержанными мужьями, зато с распущенным сластолюбцами, словно с псами или козлами, сходятся весьма охотно.
   (8.)Кто по болезни или слабости не может взбираться на коня, обучает его самого приседать, подгибать колени; так и иной, женившись на богатой или знатной, вместо того чтобы облагораживаться самому, унижает ее, чтобы легче было помыкать ею, покорной и робкой. А следовало бы, как и с конем, поберечь ее честь и достоинство, прибегая всего лишь к узде.
   (9.)Удаляясь от солнца, луна сияет ярко и отчетливо, но меркнет и становится невидимкой, оказавшись рядом; целомудренная же супруга, напротив, должна показываться на людях не иначе как с мужем, а когда он в отъезде, оставаться невидимой, сидя дома.
   (10.)Не прав был Геродот, сказав, что вместе с одеждой женщина совлекает с себя стыд; напротив женщина целомудренная, снимая одежду, облекается в стыд, и чем больше стыдливости между супругами, тем большую любовь это означает.
   (11.)Когда два голоса образуют созвучие, окраску мелодии определяет тот из них, который ниже; всякое дело у разумных супругов решается с обоюдного согласия, но так, чтобы главенство мужа было очевидным и последнее слово оставалось за ним.
   (12.)Солнце одержало победу над бореем. Когда порывистый ветер пытался силой сорвать плащ с человека, тот плотнее запахнул его и не дал себя раздеть; когда же вслед за ветром начало припекать солнце и человеку стало тепло, а потом и жарко, он не только плащ, но и хитон снял. Так поступают и большинство женщин: когда мужья пытаются силой ограничить их расходы на роскошь, они негодуют и яростно сопротивляются, но если убедить их разумными доводами, легко соглашаются и становятся бережливыми.
   (13.)Катон исключил кого-то из сената за то, что в присутствии дочери тот поцеловал собственную жену. Может, это было и слишком сурово, но если неприлично (а так оно и есть) при посторонних любезничать, целоваться и обниматься, то разве не больший стыд при посторонних браниться и ссориться, нежность и ласку к жене проявлять втихомолку, зато читать ей нравоучения и делать замечания откровенно и во всеуслышание?
   (14.)Зеркало, даже украшенное золотом и драгоценными камнями, совершенно бесполезно, если не дает похожего изображения; так и от богатой жены проку никакого, если своим поведением и настроением она не проявляет с мужем единодушия и сходства. Ведь такое зеркало, в котором лицо веселое выглядит хмурым, а мрачное и хмурое смотрится радостным и сияющим, испорчено и негодно; значит, и жена невыносима такая, что хмурится, когда муж не прочь с ней поиграть и полюбезничать, а когда он занят серьезным делом, резвится и хохочет: первое означает, что муж ей противен, второе - что она к нему равнодушна. Геометры утверждают, что линии и плоскости сами по себе неподвижны, а движутся вместе с телами; так и жене следует своих чувств не иметь, но вместе с мужем и печалиться, и веселиться, и тревожиться, и смеяться.
   (15.)Мужья, которые не любят, чтобы жены с ними ели за одним столом, приучают их утолять голод в одиночку. Точно так же, кто держится с женой слишком сурово, не удостаивая ее шуток и смеха, тот принуждает ее искать удовольствий на стороне.
   (16.)За трапезою персидских царей их законные супруги восседают рядом и едят вместе с ними, когда же цари хотят пить и веселиться, тогда, отсылая законных жен своих, призывают музыкантш и наложниц, и правильно делают, что не допускают жен до участия в своих развратных попойках. Но если обыкновенный муж, к тому же сластолюбивый и распущенный, иной раз и согрешит со служанкой или гетерой, жена пусть не бранится и не возмущается, считая, что именно из уважения к ней участницей непристойной, разнузданной пьянки он делает другую.
   (17.)Если цари любят музыку, их царствование производит множество музыкантов, если любят ученость - расцветают науки, если любят борцовские состязания - умножается число атлетов. Так и муж, который слишком заботится о своей внешности, жену приучает к неумеренности в нарядах; сластолюбивый муж делает жену распутной и похотливой; супруга порядочного и добродетельного человека становится скромной и целомудренной.
   (18.)Молоденькую девушку-спартанку однажды кто-то спросил, приходилось ли ей спать с мужчиной. "О, нет! - отвечала она.- Это ему со мной приходилось". Именно так, я считаю, должна вести себя замужняя женщина: не уклоняться, не выражать недовольства, когда муж затевает нечто подобное, ибо это говорит о высокомерии и холодности, но и самой не напрашиваться, ибо так поступают только бесстыдные распутницы.
   (19.)Заводить собственных друзей жена не должна; хватит с нее и друзей мужа. Но самые главные и самые могущественные из них - это боги, а потому только тех богов супруге подобает чтить и признавать, коим поклоняется муж, для бесполезных же обрядов и чужеземных суеверий держать двери дома запертыми. Ни одному из богов не могут быть приятны обряды, если жена совершает их тайком и украдкой.
   (20.)Платон говорит, что блаженно и счастливо то государство, где "мое" и "не мое" считается наихудшими словами и все рвение, какое только есть, граждане употребляют на общее дело. Но куда больше такие слова необходимо исключить из семейной жизни. Как ушибы левой стороны, по словам врачей, отдаются болью справа, так и жене следует болеть за дело мужа, а мужу за дела жены, и как путы, переплетаясь между собой, становятся прочнее, так и супруги крепче привязываются друг к другу, если на проявление заботы каждый из них отвечает другому тем же. Сама природа, телесно соединяя нас, берет долю от каждого и смешивает воедино, так что порождаемое на свет получается общим для обоих, и никто не в состоянии отделить и различить в нем собственные черты от черт другого. Именно такая общность имущества украшает и супругов, все сливших и переплавивших в одно общее достояние, чтобы не различать своей и чужое, а наоборот, своим считать все, чужим - ничего. Подобно тому как разбавленное вино мы называем вином, хотя вода в нем составляет большую часть, так и дом со всем, что в нем есть, следует считать собственностью мужа, даже если большую часть принесла в приданное жена.
   (21.)Алчной была Елена, сластолюбив был Парис, разумен Одиссей, верна Пенелопа. Потому и оказался один брак счастливым и подражания достойный, другой же Илиаду бедствий принес как эллинам, так и варварам.
   (22.)Римлянин, которого друзья упрекали за то, что он развелся с целомудренной, богатой и красивой женой, выставил вперед ногу и сказал им: "На вид этот башмак тоже красив и ничуть не изношен, но никто не знает, где он мне жмет!" Значит, не на приданное, не на знатность, не на красоту свою следует полагаться жене, а на то, чем по-настоящему можно привязать к себе мужа: на любезность, добронравие и уступчивость, и качества эти проявляются каждодневно не через силу, как бы нехотя, но с готовностью, радостно и охотно. Лихорадку, возникающую незаметно и набирающую силу постепенно, врачи считают более опасной, нежели та, причины которой ясны и очевидны; так и скрытые от окружающих мелкие, непрерывные, повседневные ссоры жены с мужем как ничто другое приводят в разлад и расстройство их совместную жизнь.
   (23.)Царь Филипп влюбился в некую уроженку Фессалии, которая, как поговаривали, околдовала его приворотным зельем. Олимпиада приложила все силы, чтобы заполучить эту женщину в свои руки. Когда же ее привели на глаза царице и оказалось, что она не только замечательно красива, но и в разговоре держится разумно и с достоинством, "Прочь, клевета!" - воскликнула Олимпиада.- Притворное зелье твое в тебе самой". Итак, законной супруге не страшно соперничество, если мужа она пленяет нравом и добродетелью, в самой себе соединяя все: и приданное, и знатность, и приворотные зелья, и даже сам пояс Афродиты.
   (24.)Та же Олимпиада про какого-то маленького флейтиста, который женился на женщине красивой, но пользовавшейся дурной славой, сказала: "Он потерял рассудок, иначе бы не женился глазами". Жениться и в самом деле следует не глазами и не пальцами, как это делают некоторые, подсчитывая, сколько за невестой приданного, вместо того чтобы выяснить, какова она будет в совместной жизни.
   (25.)Сократ советовал молодым чаще смотреться в зеркало, безобразным - чтобы скрасить безобразие добродетелью, красивым - чтобы не позорить красоты злонравием. Хорошо бы и замужней женщине, держа в руках зеркало, говорить себе, если она некрасива: "Какова же буду, если стану еще и нескромной?" - а если красива: "Какова же буду, если стану еще и нескромной?" Дурнушке делает честь, если за добронравие ее любят больше, чем любили бы за красоту.
   (26.)Дочерям Лисандра сицилийский тиран прислал дорогие плащи и ожерелья, но Лисандр эти дары отверг, сказавши: "Такие украшения скорее опозорят, нежели украсят моих дочерей". Но еще раньше Лисандра это сказал Софокл:
  

О нет, не украшением то было бы,

напротив - лишь позором и безумием!

  
   Ведь "украшение", как говорил Кратет, "есть то, что украшает", а украшает женщину то, что делает ее более красивой, но делает ее таковой не золото изумруды и пурпур, а скромность, благопристойность и стыдливость.
   (27.)Принося жертвы Гере Бракосовершительнице, желчь отделяют от остальных внутренностей и закапывают возле алтаря: тем самым законодатель намекает, что злобе и вспыльчивости не место в супружеской жизни. Замужней женщине к лицу строгость, но пусть эта резкость будет полезной и сладкой, как у вина, а не горькой, как у алоэ, и неприятной, словно лекарство.
   (28.)Ксенофонту, отличившемуся несколько угрюмым ответом, но в остальном безупречному, Платон советовал приносить жертвы Харитам. И целомудренной жене, я полагаю, очень важно держаться с мужем приветливо, чтобы, как говорил Метродор, быть ему приятной супругой и "не досаждать своей добродетелью". Скромнице не следует пренебрегать чистоплотностью, а любящей мужа - проявлениями нежности; ведь суровость делает отталкивающим целомудрие жены, равно как и неопрятность - ее простоту.
   (29.)Та, что не решается в присутствии мужа смеяться и шутить из боязни показаться дерзкой и распущенной, подобна той, что даже маслом не смазывает головы, чтобы не показаться, будто она умащена благовониями, и не умывает лица, чтобы не показалось, будто оно нарумянено. Поэты и ораторы. избегая слов простонародных, грубых и низменных, стараются увлечь и взволновать слушателя стройностью изложения и нравственностью содержания. И замужняя женщина поступит разумно, если откажется от распутных, развязных уличных манер и будет пленять мужа житейскими и нравственными достоинствами, стараясь расположить его к себе добродетелью в сочетании с приятностью. Если же она от природы надменна и неласкова, муж к этому должен относиться снисходительно и, подобно Фокиону, сказавшему, когда Антипатр потребовал от него некрасивого, недостойного поступка: "Нельзя во мне иметь и друга, и льстеца", рассуждал о своей целомудренной, но суровой жене так: "Нельзя в одной и той же иметь и супругу, и гетеру".
   (30.)По древнему обычаю женщины в Египте не носили башмаков, чтобы больше сидеть дома. Если у наших женщин отобрать расшитые золотом сандалии, ожерелья и браслеты, пурпурные одежды и жемчуг, большинство из них перестанет ходить в гости.
   (31.)Феано, набрасывая на себя плащ, нечаянно обнажила руку до локтя. "Какая красивая рука!" - воскликнут кто-то. "Но не каждому доступная!" -возразила она. Порядочная женщина не только руку свою, но даже разговоры не должна выставлять напоказ, и подавать голос при посторонних должно быть ей также стыдно, как раздеваться при них, ибо голос выдает и нрав говорящей, и свойства ее души, и настроение.
   (32.)Фидий, сделав для элейцев статую Афродиты, изобразил ее попирающей черепаху, в знак того, что женщинам приличествует домоседство и молчание. Разговаривать жена должна только с мужем, а с другими людьми - через мужа, и пусть этим не огорчается, ибо, подобно флейтисту, она издает звуки хотя и не своими устами, зато более внушительные.
   (33.)Богачи и цари, оказывая почет философам, делают честь и им, и себе, но философы, заискивая перед богачами, им славы не прибавляют, а вот себя бесчестят. То же самое можно сказать о женщинах: повинуясь мужьям, они заслуживают похвалу и уважение, а добиваясь над ними власти, позорят не только их, но больше самих себя. Справедливый муж повелевает женой не как хозяин собственностью, но как душа телом: считаясь с ее чувствами и неизменно благожелательно. О теле можно по-настоящему заботиться, не потворствуя, однако, его вожделениям и прихотям; и женою можно управлять так, чтобы это ей доставляло радость и удовольствие.
   (34.)Тела, как утверждают философы, бывают трех видов: одни состоят из обособленных частей, как, например, флот или стоящее лагерем войско; другие - из сопряженных частей, как дом или корабль; третьи образуют единое, сросшееся целое, как всякое животное. Примерно так же и супружеский союз, если он основан на взаимной любви, образует единое, сросшееся целое; если он заключен ради приданного или продолжения рода, то состоит из сопряженных частей; если же - только затем, чтобы вместе спать, то состоит из частей обособленных, и такой брак правильнее считать не совместной жизнью, а проживанием под одной крышей. Словно жидкости, которые, по словам естествоиспытателей, смешиваясь, растворяются друг в друге без остатка, вступающие в брак должны соединить и тела, и имущество, и друзей, и знакомых. Недаром римский законодатель воспретил супругам обмениваться подарками: для того чтобы они не могли иметь своего личного имущества и все считали общим.
   (35.)В ливийском городе Лепта есть старинный обычай, по которому молодая супруга на следующий день после свадьбы посылает к матери мужа просить кухонный горшок, а та не дает, отвечая что горшка у нее нет, и делается это для того, чтобы невестка сразу узнала, что свекровь ласковой не бывает, и потом, если случится между ними что-нибудь более серьезное, переносила это спокойно и сдержанно. Помня об этом, жене следует избегать стычек со свекровью, ведь матерям свойственно ревновать сына к невестке, и помочь здесь может только одно: добиваться расположения мужа так, чтобы любовь его к матери не уменьшалась и не слабела.
   (36.)Матери, кажется, больше любят сыновей, за то что те способны быть им помощниками и защитниками, отцы же - дочерей, за то что те сами нуждаются в их защите и покровительстве, но если супруги одинаково уважают друг друга, то один из их с радостью отдаст предпочтение склонности другого. Впрочем, это не так уж и важно, зато очень славно, когда родителям мужа жена старается выказать больше уважения, нежели своим собственным, и стоит произойти какой-нибудь неприятности, рассказывает о ней родителям мужа, а от своих скрывает. Ведь знаки доверия порождают обратное доверие и проявления любви - такую же любовь.
   (37.)Эллинам, служившим в войске у Кира, военачальники приказали встречать врага молча, если он нападает с криком, и наоборот, бросаться на него с криками, если враг молчит. Умная жена, пока разгневанный муж кричит и бранится, хранит молчание, и, лишь когда он умолкает, заводит с ним разговор, чтобы смягчить его и успокоить.
   (38.)Прав Еврепид, порицая тех, кто играет на лире во время попойки: не затем нужна музыка, чтобы расслаблять тех, кто и без того получает удовольствие, а скорее затем, чтобы укрощать гнев и смягчать горе. Считайте же, что неправильно поступают те супруги, которые, желая получить удовольствие, спят вместе, но стоит им разругаться и поссориться, ложатся врозь; ведь именно тогда им нужно призвать на помощь Афродиту, наилучшую целительницу такого рода огорчений. Даже поэт нас этому поучает, выводя где-то Геру говорящей:

...и окончу их давнюю распрю тем,

что на одр возведу, дабы вновь сочетались любовью.

  
   (39.)Избегать столкновений мужу с женой и жене с мужем следует везде и всегда, но больше всего этого нужно остерегаться на супружеском ложе. Та, что рожая, стонала и мучилась, говорила укладывающим ее в постель: "Разве поможет постель в беде, которую она породила?" Ссорам, перебранкам и взаимному озлоблению, если они начались на ложе, нелегко положить конец в другое время и в другом месте.
   (40.)Гермиона, похоже была права, когда говорила:
  

Меня сгубило общество дурных подруг.

  
   Впрочем, так происходит не всегда, а только в тех случаях, когда раздоры с мужем и ревность распахивают не только двери, но и уши перед такого рода женщинами. Тут-то и надо разумной жене закрывать уши, остерегаться нашептываний, чтобы к огню не добавлять огня, и пусть она следует изречению Филиппа. Когда друзья подстрекали его против эллинов, с которыми он, дескать, хорошо обошелся и которые его же хулят, Филипп, говорят, ответил: "Что же было бы, если б мы с ними еще и плохо обошлись?" Поэтому, когда клеветницы говорят: "Ты любишь мужа и хранишь ему верность, а он тебе причиняет только огорчения ", им надо отвечать: "Что же будет, если я начну еще оскорблять его и ненавидеть?"
   (41.)Увидев беглого раба, хозяин пустился за ним в погоню, а когда тот, удирая, спрятался на мельнице, воскликнул: "Где, как не здесь, мне приятнее всего видеть тебя?" Так и жена, из ревности затеявшая развод и мучительно переживающая это, пусть скажет тебе: "Чем же еще и как доставлю моей сопернице радость, если не тем, что, терзаясь от горя и восставая против мужа, покину свой дом и брачное ложе ?"
   (42.)У афинян три пахоты справляются как священные праздники: первая на Скиросе, в память о древнейшем посеве хлеба, вторая в Рарии, третья, именуемая Бузигием, у подножья Пелия. Но еще более священны брачная пахота и посев, и прекрасно сказал об Афродите Софокл, назвав ее "плодоносной Кифереей". А потому муж и жена должны к этому относиться с особым благоговением, не осквернять себя нечестивыми и беззаконными внебрачными связями, не сеять там, где не желают иметь плода, чтобы не пришлось его стыдиться и прятать.
   (43.)Когда оратор Горгий держал в Олимпии речь о согласии между эллинами, Меланфий воскликнул: "Это он-то нам советует быть единодушными - он кто не может добиться согласия всего между тремя людьми: собой, женой и служанкой ?" (Кажется, Горгий был в любовной связи со служанкой, и жена его ревновала к ней.) И в самом деле, тому, кто хочет улаживать дела друзей или дела общественные, сперва нужно уладить отношения в собственном доме; ведь проступки жен, похоже, легче скрыть от толпы, нежели проступки по отношению к женам.
   (44.)Говорят, что кошки от запаха благовоний свирепеют и бесятся, а если бы и женам хоть раз случалось от благовоний прийти в такую же ярость и бешенство, мужья побоялись бы впредь умащаться и так сильно их озлоблять ради пустячного для себя удовольствия. Поскольку, однако, с женами это случается не оттого, что мужья умащаются, а оттого, что изменяют им с другими женщинами, несправедливо ради мимолетной прихоти причинять женам столько горя и страданий, и приближаться к ним следует только непорочным, чистым от прикосновения других женщин, словно к пчелам, которые, как утверждает поверье, негодуют и набрасываются на тех, кто только что имел дело с женщиной.
   (45.)К слонам нельзя приближаться в белой одежде, и к быкам в красной, ибо от названных цветов эти животные приходят в сильнейшую ярость, а тигрицы, говорят, от звуков тимпана безумеют настолько, что разрывают себя на части. Раз уж и мужья бывают такие, что не переносят вида багряных или пурпурных одежд или звуков кимвала и тимпана, разве трудно женам обойтись без этого и не раздражать мужей, вместо того, чтобы жить с ними в мире и спокойствии?
   (46)Некая женщина, которую Филипп хотел силком привести к себе, взмолилась: "Отпусти меня! В темноте все женщины одинаковы". Слова эти, если их отнести к развратным и похотливым, вполне справедливы; что же касается законной супруги, то она, после того как гаснет светильник, менее всего должна походить на первых встречных женщин, но напротив, пока ее тело невидимо, должна сиять стыдливостью, послушанием и нежностью, какая подобает единственно мужу.
   (47.)Платон советовал старикам по отношению к юношам вести себя особенно скромно, чтобы и юноши к ним относились с почтением, ибо там, где бесстыдны старики, юношам невозможно быть скромными и почтительными. Помня об этом, и муж пусть ведет себя по отношению к жене не менее скромно, понимая, что спальня для нее может стать школою как добродетели, так и распущенности. А тот, кто сам предается наслаждениям, кои запрещает супруге, подобен воину, который, отдавшись в плен неприятелю, советует другому воину сражаться до последнего.
   (48.)Ты, Евридика, читала то, что написано Тимоксеною к Аристилле о любви к украшениям: старайся же помнить об этом. А ты, Поллиан, не надейся, что супруга твоя откажется от излишней роскоши, если заметят твою расточительность в другом: страсть к позолоченным кубкам, настенной живописи, блестящей сбруе и дорогим попонам для мулов и лошадей. Невозможно изгнать роскошь из женской половины, если в мужских покоях она процветает.
   По летам своим, Поллиан, ты уже созрел для философии; украшай же свой нрав тонкой ученостью, общаясь и беседуя с теми, кто может быть в этом полезен: для супруги же отовсюду собирай, словно пчела, все хорошее и, принося домой, делись с нею и беседуй, знакомя со всем лучшим, что доведется тебе читать или слышать. Ты ей теперь "и отец, и брат, и почтенная матерь", но не менее важно услышать от супруги слова: "Муж, ты отныне единственный мой наставник, философ и учитель во всем, что касается прекрасного и божественного". Такого рода учение лучше всего отвлекает женщин от ненужного и вредного: учась геометрии, жена постыдится плясать и не даст обмануть себя заклинаниям чародеев, коль зачарована творениями Платона и Ксенофонта. А если кто и пообещает похитить с неба луну, она лишь посмеется невежеству и глупости женщин, которые этому верят, ибо, не чуждая астрономии, слыхала про Аглаонику, дочь фессалийца Гегетора, которая была сведуща в лунных затмениях и, заранее рассчитывала время, когда это светило скроется в тени, обманывала женщин, уверяя их, будто луну с неба свела она. Ребенка, как утверждают, еще ни одна женщина не родила без общения с мужчиной, а плод, который у женщины во чреве из-за неправильного развития затвердеет в виде бесформенного комочка плоти, зовется "жерновом". Того же следует остерегаться и в отношении женской души. Если не получает она семени разумных поучений, не просвещается общаясь с мужем, то, предоставленная самой себе, родит множество предрассудков, дурных мыслей и желаний.
   А ты, Евридика, старайся следовать мудрым и полезным изречениям, почаще тверди слова, усвоенные от нас еще в девичестве, чтобы супруга радовать, а других женщин приводить в восхищение великолепным, пышным убранством, не стоящим ни малейших денег. Приобрести жемчуга, такие, как у этой богачки, или облачиться в шелка, как у той иноземки, без крупных затрат никак невозможно, зато убранствами Феано, Клеобулины, жены Леонида Горго, сестры Феагена Тимоклеи, знаменитой некогда Клавдии, дочери Сципиона Корнелии и прочих жен именитых и славных обзавестись можно даром и, украсившись им, жизнь прожить столь же славную, сколь и счастливую. Если Сапфо изяществом песен своих гордилась настолько, что некой богачке писала:
  

После смерти ждет тебя мрак забвенья:

не причастна ты к Пиерийским розам, -

  
   то разве не больше у тебя будет оснований гордиться, если не к розам будешь причастна, но к плодам, коими Музы со всею щедростью награждают почитателей наук и философии?
  
  

Рекомендуемая литература

  
   Амвросий (Ключарев), архиепископ. О семейном счастии и христианском воспитании: Духовные поучения. -М., 1997.
   Анзимирова (Маран) М.К. Причины нравственной физиономии женщины: Исторический очерк. - СП б., 1901
   Анисимов Е. Женщины на россий­ском престоле. - СПБ, 1997.
   Астафьев П.Е. Психологический мир женщины: его особенности, превосходства и недостатки.- М., 1882
   Бильбасов В.А. История Екатерины Второй. В 2-х т.- Т.1, 2 - Берлин, 1889.
   Брикнер А. История Екатерины Второй. Ч.1-4. - СП б., 1885.
   Вендт Ф.И. Душа женщины. Опыт женской психологии.- СП б., 1892
   Винничук Л. Люди и нравы древней Греции и Рима.- М., 1988.
   Гейсманс Г. Психология женщины.- СП б., 1911
   Гольцев В. Законодательство и нравы в России ХVIII веке. -- М., 1886
   Дмитрий Соколов, протоиерей. Назначение женщины по слову Божию. - СПб, 1898 г.
   Елец Ю.Л. О, женщины!! (Из дневника). СПб., 1912
   Зеньковский В. В. Педагогика. - Париж - Москва, 1996.
   И. Златоуста наставление женам
   Ильинский Л. Русская женщина ХVIII века в литературных мечтах и действительности // Вестник образования и воспитания (Казань).- 1914.- N3
   Карамзин Н.- М. Записка о древней и новой России.- СП б., 1914
   Каутский К. Возникновение брака и семьи.- СП б., 1895
   Кирхнер Ф. Этика, наука о нравственности.- СП б., 1899.
   Классовский В. Женщина и ее воспитание. Заметки.- СП б., 1874
   Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. - М.: Мысль, 1993.
   Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа. - М., Просвещение, 1996.
   Куторгин В.Ф. Женщины древнего мира на троне и в семье (художественно-исторические портреты). - Саранск, 1994
   Кэй Э. Женщина: жизненные потребности, индивидуальность, эволюция души.- М., 1907
   Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас.- СП б., 1900
   Лурбэ Ж. Женщина перед судом современной науки.- Киев-Харьков, 1897
   Любецкий С.М. Русь и русские в 1812 году. - М.: Современник, 1994.
   Мантегацца П. Физиология любви.- СП б., 1901
   Миклашевский В. Наряд как фактор унижения женщины.- М., 1908
   Мниховский А. Женственность, изд 3-е. - Киев, 1885
   Мужчина и женщина врозь и вместе в разные эпохи жизни.- СП б., 1859
   На пепелище. Рассказ дворовой женщины о 1812 г. // Рус. Арх. 1871 г., кн. 6.
   О женщинах (за и против). Афоризмы, изречения, парадоксы, сентенции известных писателей и философов. - СП б., 1909.
   Петрушевский А. Рассказы про старое время на Руси от начала Русской земли до Петра Великого. -- Ярославль, ТОО "ЛИЯ", 1994.
   Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Трактаты и диалоги. - М., 1997.
   Пушкарев Н.Л. Женщины Древней Руси.- М., 1989.
   Рождественский А. Семья православного христианина: Сб. проповедей, рассказов и стихотворений.- СП б., 1902.
   Смайльс С. Характер. Изд. 2-е.- СП б., 1872.
   Соловьев К. Святая Русь, или Всенародная история великого Российского государства. 1Х - Х1Х: Составлена по источникм Костомарова, Соловьева, Забелина и редким сочинениям князя Щербатова и по древним рукописям. - М., 1994.
   Соловьев С. М. Очерк нравов, обычаев и религии славян, преимущественно восточных, во времена языческие // Из "Архива историко-юридических сведений, относящихся до России". Изд. Н.В. Калачевым, за 1850 г., кн.1
   Стеллецкий И.И. Психологическая защита женщины.- Екатеринослав, 1906.
   Тацит. Германия. - В кн.: Древние германцы: Сборник документов /Сост. Б.Н. Граков, С.П. Моравский, А.И. Неусыхин. Ввод. ст. А.Д. Удальцова. - М.: Соцэкгиз, 1937. - С.55-82.
   Тит Ливий. История от основания Рима. Кн. 1. Рим под властью царей. Перевод В. Смирина. - В кн.: Историки Рима. -М., 1969.
   Фенелон. О воспитании девиц./ Пер. с фр. - М.. 1896
   Фуллье А. Психология мужчины и женщины и ее физиологические основания.- Одесса, 1894.
   Чемберлен А.Ф. Дитя. Очерки эволюции человека. Ч.2.- М., 1911.
   Ширинский-Шахматов А.А. Письма о воспитании благородной девицы и о обращении ее в мире. - М., 1901.
   Шопенгауэр А. Метафизика половой любви. - В кн.: А. Шопенгауэр Под завесой истины: Сб. произведения. - Симферополь, 1998.
  

Примечания

  
   1.Жемчужины мысли. Сост. А.А. Жадан.- Минск, 1987.
   2. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Трактаты и диалоги. - М., 1997
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Оценка: 8.78*4  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2015