(Из моей книги: "Военная школа России (уроки истории и стратегия развития). - М.: СигналЪ, 1999")
Военное образование следует строить на основе требований принципа главного удара.
Во все времена полководцы применяли в своей борьбе принцип сосредоточения сил и средств на главном направлении.
За счет концентрации усилий на важнейших участках они добивались победы над противником, который равномерно распределял силы по фронту и глубине.
Главное состояло и состоит в том, чтобы верно определить направление главного удара, точно определить время и место, верно избрать средства.
"Лучшая стратегия состоит в том, чтобы быть возможно более сильным; это значит, прежде всего - быть возможно более сильным, а затем - и на решающем пункте", - писал К.Клаузевиц.
(Клаузевиц К.О войне. - М., б.г. - с.228-229.)
Мы глубоко убеждены в том, что один из выдающихся принципов стратегии так же успешно применим и в военном обучении.
Ведущая идея состоит в том, что в военном образовании также есть главное и второстепенное, есть важное, но есть и малозначительное; следовательно, в обучении нельзя и даже вредно равномерно распределять на все время, силы и средства, как со стороны организующих учебный процесс, так и со стороны самих обучаемых.
Основные требования этого принципа в военном образования таковы:
--
Определить главное в военном образовании (по содержанию, объему, последовательности, методам, средствам, кадрам).
--
Сосредоточить усилия на главном направлении.
--
Правильно определить время и место выполнения главных задач.
--
Верно определить исполнителей, правильно поставить им задачи, обеспечить взаимодействие.
--
Упредить противника, завоевать и удерживать инициативу на всем протяжении выполнения поставленной задачи.
--
Умело воспользоваться плодами победы.
Последовательно конкретизируем изложенное.
*
Первое - относительно главного в содержании военного образования.
Отчасти мы ответили на этот вопрос, сформулировав три "вечные" проблемы, которые должны лежать в основе всякого образования: как жить? как правильно трудиться? как разумно использовать свободное время?
Здесь же мы укажем, что в основе такой постановки обучения лежат несколько групп учебных дисциплины:
--
Духовные дисциплины.
--
Политические науки.
--
Законоведение.
--
Науки управления.
--
Блок базовых военных дисциплин.
--
Военно-технические и специальные науки.
--
Общеобразовательные науки.
В данном случае у нас нет намерения ни подробно раскрывать, ни конкретизировать, ни тем более давать названия конкретным дисциплинам, входящим в ту или иную составляющую.
Важно установить факт, что:
- во-первых, для полноценной офицерской деятельности сегодня недостаточно одной общеобразовательной и военно-технической подготовки; эта подготовка должна строиться на более широком и прочном базовом основании;
- во-вторых, общественные науки, вчера носившие ярко выдержанный идеологический характер, а сегодня - аморфно-просветительский, должны быть заменены курсом политических наук, реально помогающим обучаемому разбираться в вопросах политики.
Важная справка:
--
О том, насколько широко и разносторонне поставлена политическая подготовка в странах Запада можно судить по примеру Германии.
--
В общевоинском уставеоткрыто говорится о том, что политобразование "является составной частью идеологической работы среди военнослужащих". И эта работа должна быть направлена на всемерное разъяснение демократических устоев Германии.
--
Политическая подготовка, подчеркивается далее, есть нечто большее, чем просто сумма занятий и семинаров. Это - сложный и многогранный методический комплекс, позволяющий решать многие вопросы становления личности.
--
Просто информировать о политических вопросах - это лишь полдела. Необходимо вступать в дискуссию по спорным положениям. Лишь тогда военнослужащий станет компетентным в принятии политических решений, всецело осознает гуманность конституции и ценность демократических завоеваний.
--
Широко практикуются различные семинары и сборы (до двух дней), на которые привлекаются как подчиненные, так и их начальники.
--
Непосредственным "генератором" политподготовки в войсках является Совет по "внутреннему руководству". Он состоит из 30 человек, 25 из которых назначаются министром обороны, и 5 членов совета являются постоянными. В состав Совета входят, как правило, гражданские лица, зарекомендовавшие себя на поприще воспитательной работы. Не менее 3 раз в год Совет собирается на пленарные заседания и рассматривает важнейшие вопросы политической подготовки.
--
К работе Совета подключаются: Центр внутреннего руководства, Институт социальных наук Бундесвера, Управление военно-исторических исследований, Академия психологической обороны, Военно-медицинская академия и ряд других военных и гражданских учреждений страны.
--
О важности идеологических аспектов в воспитании армейской молодежи можно судить по тому, что Бундесвер издает свыше 20 журналов и одну ежедневную газету.
--
В Бонне считают, что в демократическом обществе каждый военнослужащий должен быть в курсе всех проблем армии, активно и сознательно участвовать в их разрешении. (См.: Армия. - 1993.- N 14.- с.45-46).
- в-третьих, законоведение должно быть возведено в ранг основных наук и обрести серьезную основу;
в-четвертых, блок дисциплин управления следует сформировать из тех дисциплин, которые практически формируют культуру управления, а не дают разрозненные, схоластические знания из психологии, педагогики, социологии и т.п.;
- в-пятых, блок духовных дисциплин - это то новое, что должно быть привнесено в военную школу; этот блок должен стать основой для развития самосознания будущего офицера, чувства собственного достоинства, уважения человека, правильного понимания долга, ответственности, добра и зла и других важных духовных реалий;
- в-шестых, общеобразовательные дисциплины следует значительно сократить и перевести в разряд сопутствующих.
*
Что касается объема подготовки офицеров, то тут надлежит ясно определиться: в какой мере военно-учебное заведение способно подготовить обучаемых для исполнения непосредственных обязанностей в войсках? А также: в пределах каких перспектив следует готовить будущего офицера?
Как факт, необходимо признать следующее:
--
Военно-учебное заведение не в состоянии в полном объеме подготовить своего выпускника для исполнения практических задач в войсках.
--
Военная школа не в состоянии дать своим воспитанникам большой запас знаний впрок.
--
Знания, которые не востребуются немедленно или же в течение короткого срока, теряются частично или полностью. Желательный характер таких знаний не может служить оправданием для их включения в учебные программы.
--
В силу разных способностей обучаемых, а затем и выпускников, возникают разные возможности как в самом военно-учебном заведении по овладении программой обучения, так и по окончании военного училища - в продвижении по службе. В силу этого обстоятельства, "знания впрок" иными обучаемыми могут быть так и никогда не востребованы на практике.
--
"Лишние" знания могут иметь и негативный эффект: вызывать необоснованные притязания, служить основой недовольства достигнутым положением, провоцировать карьеристские устремления и т.п.
--
По временным возможностям, а также в силу необходимости практического использования базовых знаний одного уровня перед тем как перейти на другой должностной (профессиональный) уровень, возникает задача осуществлять серьезную базовую подготовку лишь в объеме первичной должности и лишь частично - в объеме последующей, но никак не на 2-3 ступени выше.
С целью развития кругозора, целесообразно возводить обучающего (временно) на более высокий уровень (познания, умения), но делать это нужно лишь для того, чтобы воспитывать мотивацию овладения низшей ступенью мастерства, показывать перспективу роста и формировать твердое убеждение в необходимости прочного основания для каждого дальнейшего служебного восхождения наверх.
Из выше изложенного вытекают несколько следствий:
--
Во-первых, объем обучения целесообразно ограничить рамками первичной должности (для общевойскового офицера - должностью командира взвода).
--
Во-вторых, не следует для всех обучаемых устанавливать жесткий сроки обучения, предоставив вузам и самим обучаемым выбирать доступную программу, соответствующую 2-3-м разным срокам обучения: наиболее талантливые при этом могут использовать максимум возможностей обучения, менее подготовленные - ограничиться минимумом подготовки.
--
В-третьих, такой подход обучения требует построения системы обучения по принципу ведущих базисов: начиная с "солдатской науки", переходя к основам офицерской профессии(офицер-исполнитель) и восходя к мастерству управления (офицер-управленец).
Мы не вдаемся в развитие и конкретизацию высказанных идей на том основании, что вариантов реализации может быть довольно много, но они станут тогда вполне уместны, когда будут соответствовать времени, месту, средствам и условиям.
Суть же заключается в немногих словах:
- не следует тратить время, силы и средства на то, что может и не пригодиться выпускнику в его жизни и службе;
- нет смысла всех обучаемых вести по одной программе и "держать" их в вузе определенное количество лет: больше и глубже учиться должны более талантливые, перспективные;
- военное образование должно последовательно закладывать базисные основы для служебного роста.
*
Главное в выборе времени состоит в том, чтобы: во-первых, установить главный для военного обучения момент; во-вторых, правильно определиться в значении временных составляющих учебного периода, учебного года, месяца, недели, дня; в-третьих, оценить фактор времени как духовную и психолого-педагогическую ценность.
Не будем даже пытаться серьезно обосновывать тот факт, что начало в любом деле играет весьма важное значение: это очевидно.
Дело состоит в другом: понять, в чем заключается главная роль начального этапа образования и как следует использовать это благодатное время для пользы обучаемых и военного дела в целом.
Следует внести уточнение в вопрос: что следует поднимать под начальным периодом обучения?
Сегодня под этим подразумевается курс начального военного обучения, охватывающий время от начала систематических занятий курсантов до принятия ими присяги.
Это - узкое понимание вопроса.
Более правильным было бы понимание того, что начальным этапом обучения следует признать весь курс, т.е. того время, когда закладываются основы солдатской науки.
Нам придется прибегнуть к некой исторической параллели, чтобы выяснить важность определенной насыщенности периода становления солдата.
Важная справка:
--
Б.Винцер, как он себя именует, "солдат трех армий" Германии в своих мемуарах описывает эксперимент, проведенный в 1931 г. в войсках рейхсвера в преддверии подготовки 2-ой мировой войны.
--
На проведение этого эксперимента их подтолкнули условия Версальского договора, предписывающие Германии иметь ограниченный войсковой контингент. В обход договора, в военном министерства разработали краткосрочные курсы ускоренного обучения, которые решили проверить в деле обучения новобранцев.
--
Одним из 120 подопытных солдат оказался Б.Винцер.
--
Наслышанный о драконовских порядках в армии, грубости нижних чинов и офицеров, он был шокирован вежливым приемом в части, вниманием к новобранцам со стороны младших командиров.
--
Уже на второй день новобранцы вышли в полной форме в казарменный двор и приняли присягу (обычно к присяге приводили спустя четыре недели).
--
На первый план была поставлена подготовка к войне, а на задний - заправка коек, уборка шкафов и проч.
--
Сообразуясь со структурой минометной роты, рекрутов раздели на разряды: связные, стрелки и ездовые.
--
Связные учились верховой езде, азбуке Морзе, светосигнализации, а также прокладывать телефонные линии, обслуживать дальномер, делать чертежи, составлять короткие донесения, передавать приказы.
--
Не последнее место занимал и метод наводки при стрельбе с закрытых огневых позиций. Стрелки учились обращаться с минометами, заряжать, наводить, устранять помехи, разбирать затвор, менять позицию и т.д. Ездовые учились скакать верхом, править лошадьми и ухаживать за ними.
--
Все эти три категории, проходя специальную подготовку, учились стрелять из карабинов и пистолетов, включая стрельбу боевыми патронами, а также пользоваться ручными гранатами и карманной буссолью, читать карты и ориентироваться ночью.
--
К началу второй недели рота выстроилась в полном составе для выступления в поход.
--
Впервые, все то, чему новобранцев учили поодиночке, предстояло испробовать во взаимодействии: поход по горам, противовоздушное укрытие, развернутые боевые порядки, марши по местности, разведка и занятие позиций, рытье окопов и маскировка...
--
В день окончания курсов офицеры из министерства рейхсвера были удивлены полученным результатом, а старший по званию - генерал- сказал на прощание: "Молодцы, ребята! Вы доказали, что из штатского можно за две недели сделать настоящего солдата!"
(Винцер Б. Солдат трех армий. - М., 1971.- с.57-59)
Самое типичное, однако, было впереди, когда этих новобранцев перевели в обычный линейный батальон.
Б.Винцер так описывает то, что произошло:
--
"Уже при встрече во дворе казармы, когда нас принимал ротный фельдфебель, представший в окружении унтер-офицеров, у нас мелькнула мысль, что генерал, вероятно, глубоко ошибался.
--
Все выглядело так, как если бы нас встречали укротители диких зверей.
--
И тут ротный высказался:-Вы, юнцы, как видно, думаете, что чего-то достигли. Вы, наверно, воображаете, что уже стали солдатами. Вы, детки, играми занимались, две недели играли! Забудьте про это!... Вы штафирки (штафирки - презрительное прозвище гражданских лиц), жалкие штафирки. Теперь только мы сделаем из вас людей. Только теперь вы научитесь стоять и ходить, ясно?...
Он оказался прав.
Впрочем, для этого и не нужно было большой проницательности.
Обучение рекрутов длилось шесть месяцев и было чрезвычайно суровым.
Может показаться смешным, что мы с чрезвычайным рвением и усердием заправляли свою койку и, накрывая ее одеялом, подсчитывали число шашечек на одеяле вдоль кровати; мы с вечера готовили себе бутерброды на утро и съедали их стоя, так как на порядочный завтрак времени не хватало".
Далее он перечисляет главные "достижения" этого периода:
"Мы выучили наизусть правила внутреннего распорядка в казарме...
Мы научились наводить глянец на поясной ремень и сапоги, дабы они "блестели, как бычье брюхо при лунном сиянии".
Мы научились чистить ребром монеты внутренние швы сапог и ботинок.
Мы научились песком и металлической щеткой соскабливать нагар с кофейников и котелков.
... Мы научились натирать мастикой уборные и деревянные части "очка".
Мы научились маршировать...
Мы научились проглатывать оскорбление и тотчас о нем забывать...
Мы многому научились - и почти автоматически все больше теряли способность понимать..."
(Винцер Б. Указ. соч. - с.60-63)
Многое ли изменилось с того памятного 1931 года?
Может быть, пример Германии для нас не урок?
В том-то и дело, что болезнь "солдафонства", стремление превратить военно-учебное заведение в "образцовую" воинскую часть - живо по сей день.
По скромным подсчетам потери времени в военно-учебных заведениях составляют до 25%.
(Карманов А. Последовательно и компетентно важно вести третий этап реформирования военного образования // Армейский сборник.- 1997.- N1.- с.63)
Людям, знакомым с постановкой обучения первокурсников, организацией их учебы, быта, отношения к ним, не покажется преувеличением сравнение того, что с ними происходит, с тем, о чем после эксперимента рассказывал Б.Винцер.
В большинстве случаев первокурсников учат тому, чему учили и новобранцев рейхсвера в линейном батальоне.
Кому-то написанное может показаться натяжкой, но это может иметь место в двух случаях: так может сказать тот, кто не знает внутренней жизни военно-учебных заведений; такое может сказать и тот, кто, поступая именно так, в целях самообороны, решится пойти в наступление на "неправедное отображение дел".
Другими словами, сложившаяся система начального этапа обучения - не приохочивает, а отвращает от воинской службы, не воспитывает боевой дух, а губит его, не дисциплинирует, а развращает...
Надо признать тот факт, что во главе военно-учебных заведений немного талантливых лиц, способных по государственному понимать задачи военного образования.
Нередко вузовскую систему пополняют лица, потерпевшие поражение на командной стезе или же вступившие в конфликт с высшим политическим и военным руководством страны.
В качестве "отступного" они получают место начальника в военно-учебных заведениях и там пытаются реализовывать свой нерастраченный "армейский пыл и страсть".
Вот почему приход очередного начальника в военно-учебное заведение сопровождается, как правило, строевым смотрами, введением очередного однообразия в строй... дверей, занавесок, тумбочек и т.п., нажимом на требования распорядка дня, устава и т.д.
При таком руководстве, вверять судьбу первокурсников в руки людей типа винцерского фельдфебеля, крайне опасно, нерационально, пагубно - они сотворят (и пока творят) то, что исключительно вредно для офицерства и будущего армии.
Тот, кто все же выдерживает физический и духовно-психологический прессинг первого года учебы, до конца своей службы с горечью вспоминают годы учебы в военно-учебном заведении.
"Не без вздохов и сердечной боли, - читаем в одних мемуарах,- вспоминаю тебя, дорогая юность!
Как ты прошла?
На что ты истратилась?
Куда пропала?
Вижу я твои молодые силы, помню твои сладкие мечты, надежды, ожидания, и куда все это делось, на что израсходовалось?
Нет, не скажу, чтобы воспоминания об этой счастливой поре нашей жизни, легко выносящей и суровые труды, и тяжкий гнет, и голод, и лишения, и неудовольствия, были для меня приятны.
Не скажу, чтобы эту молодость с ее надеждами, мечтами, уносившими всегда воображение в мир фантазии, с постоянною борьбою с нуждою и жаждою и стремлением достижения чего-то, можно было вспомнить с удовольствием...
Вижу тебя, суровое время, тяжелым камнем лежишь ты в моем воспоминании
... В запертой и душной атмосфере удары не укрепляют юношеские силы, не пробуждают к самостоятельности, не закаляют юношу к будущей суровой жизненной прозе.
Нет, эти удары уничтожают его личность, его самостоятельность и убеждения.
Тут шлифуются массы и уничтожаются личности.
Тут все подходит под общий уровень отсталой посредственности, в силу того, что посредственность - масса и масса, желающая оставаться вечно statusquo. А между тем исхода нет.
Молодые силы кипят и перекипают...
Да, скажу еще раз, тяжела ты, моя молодость...
Тяжелый молот тебя ковал, силясь слить с той массой, которая так легко росла под ударами искусных кователей, подводивших все под своей уровень понимания".
(Заилийский А. Кадетская юность. Воспоминания офицера //Отечественные записки. - 1862 г., т. Х* и Х**.- с.185-234, 596-613; Столетие Военного министерства. I802-I902. т. Х, ч. **. Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк. Сост. П.В.Петров.- СП б., I902.- с.109-110)
Военно-учебное заведение не должно "шлифовать массы и уничтожать личности", как это обычно делается.
Роль его в другом - облагораживать личности и этим вести к сплочению офицерского корпуса.
Итак, если невозможно доверять начальный этап обучения самим военным училищам, то кто должен заниматься этим? в течение какого срока? на какой базе? какими средствами и кадрами?
Речь, конечно, идет о новой, ранее не виданной структуре, которая, впрочем, имеет некоторый исторический аналог.
Мы имеем в виду гвардейские полки, особенно, петровского времени
Сводя воедино имеющееся у нас знание о гвардии Петра Великого, ее значение, словами А.Геруа, можно очертить так:
"Это была школа начальствующих с широкою практикой на войне и во время мира, выпуская своих питомцев, в качестве офицеров и начальников частей, проводников правильных взглядов на воспитание и обучение и питомником прочного воинского духа.
Созданием гвардии Петр I построил тот якорь, которого до этого не имела русская вооруженная сила и который должен был обеспечить незыблемость и преемственность новых начал службы среди случайностей будущего".
(Геруа А. К познанию армии. -СП б., I907.- с.26)
В сегодняшних условиях роль петровской гвардии мог бы взять на себя Всеармейский центр военного образования (впрочем, суть не в названии).
Этот Центр, работающий на одной территории (или, во всяком случае, вблизи) с другим Всеармейским центром военно-профессионального отбора, располагая мощной научной, материальной и технической базой призван стать полигоном боевого мастерства, т.е. многопрофильной военным центром (базой), работающим в интересах настоящего и будущего Вооруженных Сил.
Предполагаемый результат нововведения состоит в следующем:
--
Центр станет проводником единых и верных взглядов на войну, военное дело и офицерский долг.
--
Он обеспечить приобретением будущими офицерами высочайшей одиночной войсковой выучки (солдатского мастерства высшего качества).
--
Достижение войскового мастерства - прочная основа уверенности в себе, важная составляющая личного авторитета офицера в воинской среде.
--
Высокий воинский профессионализм, приобретенный в Центре - прочная стартовое начало офицерской службы, которое трудно уже будет поколебать издержками дальнейшего обучения в военно-учебных заведениях и службы в войсках.
--
Офицер новой формации, прошедший через Центр, явится проводником прогрессивных идей обучения и воспитания войск, социальной базой дальнейших преобразований в Вооруженных Силах.
Другими словами, если удастся создать такой Центр и правильно наладить его работу, что в результате мы получим источник, из которого в войска польется чудодейственный поток идей, взглядов и людей, которые заставят смотреть на военное дело как на серьезное занятие, требующее высочайшего мастерства и повседневной боевой учебы.
С другой стороны, молодые люди получат такое стартовое начало, которое, сделает их мастерами военного дела, прекрасно обученными и воспитанными для выполнения одиночных боевых задач (на уровне спецназа), понимающими и осознающими природу и характер боя, боевую обстановку, умеющими согласовывать и координировать свои действия в экстремальной обстановки с другими, подчиняться воле и команде старшего.
Этим самым они обретут уверенность в себе и заложат прочное основание в фундамент личного авторитета (солдат ценить мастеров военного дела).
Понимая тот факт, что весь механизм военного обучения офицеров не изменить в одночасье, тем не менее, следует надеяться на то, что пополнение военных училищ столь подготовленными кадрами курсантов после прохождения ими курса обучения в Центре, значительно оживит работу в самих военно-учебных заведениях: заставит перестраиваться даже рутинеров.
Через 3-4 года в военных училищах уже невозможно будет работать тем, кто отстает от развития военного дела и войсковой практики. К этому времени и Центр, являясь многопрофильным учреждением, даст нужное количество кадров для самих военных школ.
Итак, начало обучения в военных училищах - это главное звено, которое следует активнее использовать для воспитания истинного военного духа, развития боевого мастерства, закладки прочных основ для дальнейшего развития качеств, необходимых офицеру.
По продолжительности обучение в этом Центре должно быть годичное и завершаться боевым экзаменом, имеющим комплексный характер с целью проверки уровня тактического, огневого, физического, морально-психологического мастерства каждого обучаемого.
Помимо военно-технической и огневой подготовки, сопутствующим должно идти духовное, политическое и правовое развитие.
Оно должно проходить на фоне реального времени, реальной обстановки и увязываться с решением очередных задач боевой подготовки будущих офицеров.
Свободное время, остающееся от занятий, следует использовать для саморазвития, культурного досуга, встреч с психологами, социологами и другими специалистами.
Курсанты, не выполняющие программу обучения или же проявившие негативные черты характера, несовместимые со званием офицера, отчисляются из Центра в любое время, но только после тщательного рассмотрения причин, служащих основой для прекращения обучения в Центре.
В процессе обучения в Центре должна решаться и задача по определению дальнейшего профиля офицерской подготовки курсанта (командный или инженерный), предпочтительного рода войск.
Существующая ныне практика изначального определения самим молодым человеком (или посредством подсказки со стороны родных, друзей, приятелей и т.п.) характера своей будущей офицерской профессии, - ущербная, прежде всего, потому, что молодой человек в возрасте 18-19 лет имеет весьма малую базу для такого определения: это его фантазия, скудный набор сведений о существе избранной специальности и т.п.
Лишь после того, как он пройдет определенные испытания в Центре, обретет боевое мастерство, поймет природу боя, - только тогда он обретет основу для собственного решения.
Но резонно и в этом случае предположить наличие у курсанта колебаний в отношении дальнейшего пути.
Вот почему в составе работников Центра должны быть специалисты по профотбору.
Рекомендации этих специалистов следует принимать во внимание при распределении выпускников Центра в войска или в военно-учебные заведения.
Следующий важный временно аспект состоит в том, чтобы определить главные периоды времени.
По отношению ко всему сроку обучения мы это уже сделали, выделив важность начального этапа обучения.
Исходя из законов физиологии и психологии, мы можем с уверенностью сказать следующее: