ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Лучше явный враг, нежели подлый льстец и лицемер

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Внутри человека должен быть стержень, который придает человеку человеческий вид (достоинство), не дает гнуться перед людьми и обстоятельствами (воля); строгий судья (совесть); разумный собственный повелитель (долг, ответственность); надежный инструментарий познания (интеллект, сознание, чувства и эмоции).


  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
   "Бездна неизреченного"...
  
   Мое кредо:
   http://militera.lib.ru/science/kamenev3/index.html
  

0x01 graphic

"Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем"

Художник Александр Никонорович Новоскольцев

Анатолий Каменев

  

Лучше явный враг, нежели подлый льстец и лицемер

Умные люди также ставили выше всего способность узнавать самого себя, но она нужнее для главнокомандующего, чем для всякого другого. Без этого познания, генерал, обольщаемый льстецами, окружающими его, ослепленный самолюбием, полный гордости, которая бывает нередко следствием высоких почестей, легко забудет необъятность своих обязанностей, не поймет недостатков своих способов и забудет назначение власти.

(Л. Дюра-Ласаль).

"Путник" и "Альпинист"

   Представим себе двух людей, которые отправились в путешествие: один, назовем его, Путник, отправился по известному маршруту, а другой, Альпинист, устремился к горным вершинам.
   *
  
   Путник вышел в дорогу налегке.
   Подготовкой к путешествию не занимался, да и в карту даже не заглядывал.
  
   Он знал, что трудностей никаких в пути не будет. Дорога, по которой придется идти к намеченной цели, изучена, проторена, обжита.
  
   Тяжестей на себе он не нес, так как не надо было забиться ни о ночлеге, ни о добыче пропитания, ни о других превратностях путешествия.
   По всей дороге стояли указатели и потому сбиться с пути не представлялось возможностей.
  
   В местах привала, да и между ними можно было подкрепиться, отдохнуть в тени деревьев и вообще, воспользоваться всеми благами цивилизации.
   На контрольных пунктах стояли сердобольные проверяющие, которые даже не интересовались впечатлениями Путника, а лишь беспристрастно фиксировали время прохождения дистанции.
  
   Если Путник уставал или ленился, то к его услугам был любой транспорт - от велосипеда, до скоростного авто. Потраченное на отдых и развлечение время можно было с лихвой компенсировать, сев в кабину попутной машины.
  
   Идя по дороге, Путник наш не утруждал себя наблюдениями, а лишь фиксировал свой взгляд на том, что привлекало его взгляд. А когда "уставший" путешественник садился в попутную машину, то и вовсе клевал носом и не замечал всей красоты и многообразия того пути, по которому следовал.
  
   Придя в пункт назначения, он только своим появлением на финишной черте заслужил поощрения и возведения в ранг "завзятых путешественников".
  
   Никому из тех, кто был наделен властью давать этот ранг, и в голову не приходила мысль о том, чтобы испытать нашего путешественника в умении делать то, что нужно делать в самостоятельной и долгой дороге, где нашего выпускника ждал не накатанный асфальт и богатая инфраструктура, а неизведанный край, где ровная дорога встречается редко, а тернии и колдобины идут одна за другой.
  
   Путь в этом крае надо прокладывать самому, больше ориентируясь по данным местных предметов, не видя ни путеводной звезды, не зная верного курса к цели.
  
   *

0x01 graphic

  

"Князь Александр Невский принимает папских легатов". 1876

Художник Генрих Семирадский.

  
  
   Альпинист, напротив, знал, что ему предстоит трудная и опасная дорога в высь.
  
   Он тщательно изучал местность, примечал все то, что может ему помочь в пути.
   Готовил снаряжение, до тонкостей вникая во все то, что может облегчить ему восхождение на верх и спасет в случае реальной опасности.
  
   В суровой природе гор он оставался один на один со многими неизвестными: погодой, условиями подъема, характером дороги и т.п.
  
   Но он, Альпинист, знал, что все случайности, все неизвестности надо свести к минимуму, а потому с особым усердием изучал все, что касалось гор.
  
   Его интересовали предшественники и все те, кто до него пытался покорить непокорные вершины и потому он налегал на изучение их воспоминаний, страница за страницей постигая опыт предшественников.
  
   Он знал, как много могут дать тренировки на малых и средних высотах и потому часто выходил в путь и тренировался в преодолении малых и средних препятствий, готовя себя к главному восхождению.
  
   Свое снаряжение он не доверял никому и потому сам проверял его исправность, держа постоянно в рабочем состоянии и надлежащем порядке.
  
   Он изучил все, что касалось поведения и действия в экстремальной обстановке, научился предупреждать травмы, лечить ушибы и вывихи, поддерживать бодрое настроение, лечить простудные заболевания и т.д.
  
   Не было такого вопроса, который был бы для него непонятен, и не было такого умения, которым он не овладел бы, готовясь к восхождению.
  
   Накануне своего похода в годы, он оставил немного времени для того, чтобы помолиться и попросить у Бога поддержки в трудном начинании.
  
   Очистив душу, он отправился в далекий путь, зная, что может надеяться только на самого себя.
  
   Он знал, что в пути может произойти всякое и потому внутренне был готов и к опасности, и к временной неудаче, и к смене тактики восхождения.
  
   Идя по узкой тропинке вверх, он примечал все, что могло помочь ему подняться вверх и потом спуститься благополучно вниз.
  
   Каждый прочный камень был его союзником, каждый удобный выступ мог послужить местом отдыха, а каждая расщелина пристанищем на ночь.
  
   С каждым метром путь ввысь становился все труднее, а дорога - опаснее.
   Силы, казалось, уже давно должны были покинуть изможденного человека, но тот каждый раз, чуть отдохнув, шел и шел вверх к заветной цели.
  
   Несколько раз, оступившись, он срывался вниз, но надежная страховка и доброе снаряжение помогали остановить падение и вновь добраться до того места, откуда наш герой падал вниз.
  
   После каждого такого срыва вниз, наш Альпинист на время замедлял свое дальнейшее восхождение, так как хотел разобраться в причинах своей неудачи.
  
   И только после того, как находил истинную причину своего падения, он вновь шел к цели.
   И вот, добравшись до вершины, он распрямился во весь рост и, несмотря на ураганный ветер, долго наслаждался открывшейся ему панорамой гор.
  
   *

0x01 graphic

  

"Дмитрий Донской на Куликовом поле" 1824

Художник Сазонов Василий Кондратьевич (1789-1870)

  
  
   Возблагодарив Бога за радость доставленного наслаждения, Альпинист тронулся в обратный путь, понимая, что путь вниз не менее, а более труден, чем восхождение наверх.
  
   Гордыня за содеянное не обуяла его, не помутила разум, не притупила бдительности и осторожности.
  
   Снаряжение и страховка его была в полной исправности.
   А примеченный ранее путь и каменья, с уступами и расщелинами вновь радушно принимали к себе уставшего и ослабевшего физически нашего героя.
  
   *
  
   Люди, отправлявшие в опасный путь нашего героя, увидели совершенно иного человека, не только возмужавшего, но и познавшего то, что неведомо было другим.
  
   Он, Альпинист наш, совершив самое трудное в его жизни восхождение, вернулся к друзьям, чтобы рассказать им о своем опасном пути и наставить тех, кто собирался совершить свое восхождение к далеким вершинам.
  
   ***
   0x01 graphic
  
   Наше военно-академическое образование, по своей сути, характеру и организации - это безмятежное путешествие Путника, не обремененное ни серьезными заботами, ни высокой ответственностью, ни саморазвитием личности.
  
   Суворовский принцип "Тяжело в учении - легко в бою" попирается самым нещадным образом.
  
   Трудности во время обучения в военной академии, конечно, создают, но это трудности быта, службы, взаимоотношений и т.п. ерунда, которая не развивает человека, а отвращает от учебы, не развивает энергию личности, а гасит ее.
  
   Военно-учебное заведение, по-прежнему, являет собой тип воинской части со всеми ее внешними атрибутами: воинской дисциплиной, внешним порядком, строгой подчиненностью и служебной иерархией...
  
   ***
   0x01 graphic
  
   Портрет Г.В.Жомини мастерской Джорджа Доу.
  
   Традиция эта древняя и восходит к началу ХIХ века, когда вместо инициатора создания военной академии, либерального и "мягкого" генерала А. Жомини начальником оной был назначен генерал И. Сухозенет, отменный служака и строгий уставщик.
  
   0x01 graphic
   0x01 graphic
  
   Портрет И.О.Сухозанета мастерской Джорджа Доу.
  
   Директор Академии на первом плане сразу поставил "охранение дисциплины между молодыми офицерами".
  
   Любимое его выражение, употребляемое им в приказах и в речах офицерам, было - "без науки побеждать возможно, но без дисциплины никогда!".
   На науку он смотрел - как на что-то придаточное к военному делу:
  
   "Наука в военном деле, - говорил И. Сухозанет, - не более как пуговица к мундиру: мундир без пуговицы нельзя надеть, но пуговица не составляет всего мундира".
  
   Относительно офицеров, по понятиям Сухозанета, все академические власти должны были стоять в строго начальственных отношениях, т.е. не принимая никаких объяснений, не вдаваясь в разговоры с офицерами, употреблять лишь власть карательную при малейшем проступке.
  
   Узнавать причину проступка офицера, вводить следовательно смягчающие обстоятельства значило бы, по словам Сухозанета, "становиться более отцом, нежели начальником", - говорил он в своем обращении к вице-директору и штаб-офицерам.
  
   "Вы здесь не школьники над школьниками, вы здесь полные начальники. Вы всегда и во всякое время можете сами послать офицера под арест - сперва в Академию, потом на гауптвахту и только доложить об этом вице-директору. А то они думают, (относится к присутствующим при этом офицерам) что без меня никто их и арестовать не может, что о них надо доводить до сведения Самого Государя Императора!"
  
   **
  

0x01 graphic

  

Кончина Александра Невского

Художник Г. Семирадский.

  
   Не надо думать, что, выступая против солдафонства и воинской рутины, мы принижаем роль дисциплины воинской.
   Отнюдь.
  
   Но в военно-учебном заведении должна быть другая, нежели в полку, атмосфера.
   На первом плане должна стоять дисциплина умственная.
  
   И главной статьей ответственности должно быть отношение к постижению военного дела, реальные успехи в нем, степень и характер личного развития, а не стройность курсантских и слушательских рядов в парадном строю.
   *
  
   Военная академия готовит не слаженные в строевом отношении подразделения слушателей, а воспитывает Индивидуальности, развивая в них те задатки, которые в них заложены Природой.
  
   *
  
   Военно-академическая атмосфера должна раскрепощать Личности, освобождать их от гнета прежнего опыта, сложившихся предрассудков, неверных установок, а не закрепощать человека, ставя его в рамки жестких предписаний.
  
   *
   Военная академия только тогда исполняет свою миссию, когда, наряду с профессиональной составляющей, она способствует развитию Личностного и социально-политического потенциала офицера.
  
   *
   0x01 graphic
  
   Известно, что Личностный потенциал - это базис, на котором возводится служебно-должностная и социально-политическая надстройка.
  
   Внутри человека должен быть стержень, который придает человеку человеческий вид (достоинство), не дает гнуться перед людьми и обстоятельствами (воля); строгий судья (совесть); разумный собственный повелитель (долг, ответственность); надежный инструментарий познания (интеллект, сознание, чувства и эмоции).
  
   Пока в военно-академическом образовании - это задача побочная, но не главная...
  
   Мы до сих пор пытаемся построить дом без надежного фундамента.
   Личность у нас более низлагается, принижается, нежели облагораживается...
  
   *
  
   Военная академия должна целенаправленно развивать социально-политическую составляющую Личности слушателя-офицера, не полагаясь на добрую волю самого офицера, но помогая ему в полной мере осознавать свою роль, как семьянина, члена общества, гражданина.
  
   Эта часть военно-академического образования должна носить характер постоянного тренинга в естественных условиях той обстановки, в которой в данный момент живет государство.
  
   В этом смысле военной академии надо бы уподобиться серьезному аналитическому центру, владеющему должной оперативной социально-политической информацией и ведущей целенаправленное просвещение и воспитание офицерского состава, постоянного и временного.
  
   ***
  
   Другими словами, мой опыт учебы в военной академии, а также последующая деятельность в ней в качестве преподавателя, привела к мысли о том, что содержание, характер и направленность высшего военного образования надо кардинально менять ...
  
  
  
   0x01 graphic
  
   Информация к размышлению
  
  
  

0x01 graphic

Летописец.

Художник Новоскольцев Александр Никонорович (1853-1919)

Анатолий Каменев

Азбука человекознания

(фрагменты из книги "Азбука благоразумия. Практическая нравственная психология для молодежи" - М., 1998)

  
  
   0x01 graphic
  
   "Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь",- справедливо замечал древнеримский мыслитель Апулей .
   Познание других людей - важная составляющая нашей жизни. Без такого познания трудно отличить человека порядочного от непорядочного, трудолюбивого от лентяя, честного от вороватого и т.п.
   Большое значение умение познавать других имеет и на личном фронте: выбор спутника или спутницы жизни нередко происходит спонтанно и приводит часто к печальному финалу во взаимоотношениях мужчины и женщины.
  
   0x01 graphic
  
   Нелишне, в связи с изложенным, привести пример из русской народной сказки о том, как Иван-дурак познавал людей и набирался от них "мудрости".
  
   Жил-был старик со старухою, имели при себе одного сына, и то дурака. Говорит ему мать:
   -Ты бы, сынок, пошел около людей потерся да ума набрался.
   -Постой, мама: сейчас пойду.
   Пошел по деревне, видит - два мужика горох молотят, сейчас подбежал к ним; то около одного потрется , то около другого .
   -Не дури, - говорят ему мужики, - ступай, откуда пришел.
   А он знай себе потирается.
   Вот мужики озлобились и принялись его цепами потчевать: так ошарашили, что едва домой приполз.
   -Что ты, дитятко, плачешь? - спрашивает его старуха.
   Дурак рассказал ей свое горе.
   -Ах, сынок, куда ты глупешенек ! Ты бы сказал им: бог помочь, добрые люди ! Носить бы вам - не переносить, возить бы вам - не перевозить! Они б тебе дали гороху; вот бы мы сварили, да и скушали .
   На другой день идет дурак по деревне; навстречу ему несут покойника. Увидел и начал кричать:
   -Бог помочь! Носить бы вам - не переносить, возить бы вам -не перевозить!
   Опять его прибили; воротился он домой и стал жаловаться.
   -Вот, мама, ты научила, а меня прибили !
   -Ах ты, дитятко! Ты бы сказал:"Канун да свеча!" - да снял бы шапку, начал бы слезно плакать, да поклоны бить; они б тебя накормили - напоили досыта.
   Пошел дурак по деревне, слышит - в одной избе шум, веселье, свадьбу празднуют; он снял шапку, а сам так и разливается, горько плачет .
   -Что это за невежа пришел, - говорят пьяные гости, - мы все гуляем да веселимся, а он словно по мертвому плачет!
   Выскочили и порядком ему бока помяли...
  
   Мораль сей сказки такова:
   Простофиля, излишне доверчивый человек попадает в западню, которую умело расставляют злонамеренные или же корыстолюбивые люди.
   Стоит ли попадать им в сети?
  
   НА ЗАМЕТКУ

Что следует знать о познании людей

  
  
   Нас окружают разные люди, и следует признать, что среди них немало таких, которые не прочь воспользоваться оплошностью ближнего. В силу этого, бдительность и внимательность (но не подозрительность) не должны быть нами пренебрегаемы.
  
   Человеку свойственно маскировать свои недостатки и тайные замыслы по разным причинам (личной безопасности, покоя, коварства, расчета и т.п.).
  
   Но, как бы человек ни маскировал свою сущность, она "прорывается" в его поступках, поведении, словах, жестах, мимике, пантомимике и т.п. Все дело лишь в умении замечать и правильно оценивать эти знаки.
  
   Познание других людей, встречающихся нам в жизни, нисколько не походит на работу детектива и не должно использоваться во вред другим. Оно нужно для того, чтобы разобраться на предмет наличия или отсутствия у наших партнеров тех важнейших качеств и свойств, которые для нас представляют живейший интерес (для дружбы, делового партнерства и т.п.).
  
   Первым объектом нашего изучения, конечно, должны быть родные и близкие. При этом не должно смущаться тем, что мы длительное время живем (соседствуем) с ними. Это еще не основание для отказа от внимательного подхода и к ним. Скорее всего именно здесь обнаруживается неполнота наших знаний о людях. Не поэтому ли так часты конфликты среди родных и близких?
  
  

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

  
   Познание других людей, как и многие процессы нашей жизни, подчиняются определенным законам и возможно только при соблюдении следующих условий:
  
  
   -во-первых, для этого необходимы специальные знания;
   -во-вторых, умелое познание базируется на надежных методиках и невозможно без соответствующего инструментария;
   -в-третьих, познание людей - трудное дело и требует волевых усилий; без воли и целеустремленности достичь высокого результата невозможно.
   -в-четвертых, во всем многообразии окружающих нас людей следует в первую очередь выбирать тех, кого нам следует "расшифровать", не откладывая решения этой задачи на более поздний срок.
  
  
  

МЕТОДИКИ

познания окружающих людей

  
  
  
   Существуют разнообразные по назначению и содержанию методики познания незнакомых людей. Дадим им краткую характеристику и затем раскроем некоторые более подробно:
  
   Визуальные Их назначение: посредством "живых" наблюдений получить достаточно полное представление о сущности человека.
  
  
   Словесные Они путем устного или письменного опроса стараются получить необходимую информацию о человеке.
  
   Графологические Назначение их заключается в том, чтобы по подчерку определить особенности характера человека.
  
   Биографические Их задача состоит в том, чтобы по узловым пунктам биографии составить представление о способностях человека и его возможных действиях в настоящем и будущем.
  
   Социометрические С их помощью выявляется статус человека в стабильной группе (коллективе).
  
   Деятельностные Эти методики имеют задачей проверить способности человека
   в конкретной деятельности или ситуации.
  
   Прогностические Разработка прогноза на основе имеющихся данных с целью предвидения характера поведения и поступков личности в будущем.
  
  
  
  

0x01 graphic

ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ

  
  
   Человек, сам того подчас не подозревая, несет о себе окружающим настолько полную информацию, что подчас открывает себя в тех деталях, которые характеризуют его сущностные (главные) характеристики. Есть даже книги с таким названием "Как читать человека, словно книгу" ( авторы ее Д. Нирберг и Г. Калеро) или книга Алана Пиза "Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам ".
   Для начала нам необходимо разобраться в следующем: какие элементы внешнего облика человека подлежат расшифровке.
   Для этого представим следующую таблицу для текущей и последующей работы:
  
   Внешний вид
  
   Одежда
  
  
   Психическое состояние
   Манеры поведения
  
  
   Физическое состояние
   Стиль, гармония,
   состояние и т.п.
   Преобладающее состояние человека
   Как ведет себя человек наедине и с окружающими
   В какой физической форме находится человек
   Мимика
  
   Характерные мимические движения
   Выражение глаз ,мышц лица и т.п.
   Пантоми-мика
  
   Поза
   Пластика движений
   Походка
   Жесты
   Язык телодвижений
   Речь
  
   Содержание речи.
   Ее смысловое значение.
   Эмоциональность.
   Темп.
   Словарный запас.
   Речевые формулы.
   Типичные выражения.
   Интонация.
   Логика.
   Паузы, остановки
   Подтекст.
   Начало и конец речи.
   Обобщения и выводы.
   Поступки и поведение.
  
   Содержание обычных и узловых.
   Линия поведения.
   Логика поступков.
   Мотивы.
   Результаты
   влияние на других.
   Как себя ведет человек в обычных и экстремальных ситуациях .
   Как реагирует на позитивное и негативное.
   В какой мере управляем
   человек.
   Должност-ное и обществен-ное положение.
  
   Социальная роль, которую играет.
   Статус
   Авторитет.
   Претензии.
   Мотивы деятельности.
   Степень участи и влияния на служебные и должностные вопросы.
   Вопросы, которые в состоянии компетентно решить.
   Виды на будущее.
   Окружение.
   Состав ближнего окружения.
   Мотивы объединения.
   Место и роль в группе.
   Состав лиц, оказывающих активное влияние на данного человека и характер этого влияния.
   Бытовая обстановка.
   Характерные предметы быта.
   Обстановка и мебель
   Семейное положение и состав семьи.
   Семейные ценности.
   Атмосфера в семье.
   Атмосфера, в которой находится человек в часы, защищенные от внешнего надзора.
   Состояние человека без "маски" и вне социальной роли.
   Пол.
  
   Особенности пола.
   Характерные проявления у данного человека.
   Возраст.
  
   Возрастные проявления.
   Насколько полно и четко они проявляются..
   Националь-ность.
  
   Проявления национальной психологии.
  
   Особенности проявления национального характера, темперамента и т.п.
  
  
   Обычные люди не всегда заботятся и следят за своей мимикой, которая подчас ,как говорится выдает их "с потрохами".
   Люди выдающиеся придают мимике особое значение, ибо понимают, что мимика - сильнейшее средство влияния на людей. Говоря о Росции и Эзопе, Кассиодор называл их людьми, красноречивые руки которых имели язык в конце каждого пальца.
  

0x01 graphic

  

Азбука

мимики и пантомимики

  
  
   I Мимическое движение есть начало того или иного действия, или состояния. Увидев и оценив начинающееся проявляться мимическое действие, человек в состоянии прогнозировать и развитие действия и внутреннюю реакцию того лица, у которого он оценивает данные мимические проявления.
  
   2. Мимические проявления имеют два главных свойства:а) одни возникают стихийно, помимо воли человека; б)другие - с участием его воли. Если первые, как правило, скрыть и упредить трудно, то вторые создаются сознательно и могут сниматься и одеваться, как маска.
  
   3. Все выражения, которые запечатлены усилием разума и воли (гнев, вызов и т.п.) характеризуются опусканием и сдвиганием бровей, образованием вертикальных складок на лбу, напряжением всего тела и т.п.
  
   4. Все, что происходит инстинктивно, т.е. без волевого участия, всегда характеризуется подниманием бровей, образованием на лбу горизонтальных складок, ослаблением напряжения тела.
  
   5. При таких ощущениях, против которых бесполезно бороться (тоска, страх, физическое страдание), на лбу образуются различные противоречивые складки - вертикальные и горизонтальные.
  
   6. Все выражения, указывающие на какое-либо решение, на активность, или на что-то влекущее к себе (восхищение, мольба, убеждение, угроза), требуют, чтобы тяжесть тела переносилась на ногу, стоящую впереди, при вытянутой вперед голове.
  
   7. Напротив, все выражения, характеризующие нерешительность, боязнь или отвращение, раздумье, сомнение и проч., характеризуются позой, при которой туловище откинуто назад и опирается на отставленную ногу.
  
   8. Все проявления глубокого волнения вызываю поднимание плеч.
  

0x01 graphic

МИНИПРАКТИКУМ

  
   Умение выражать свои эмоции - искусство ,которому надо учиться и которое необходимо тренировать.
   Предлагаем вам минипрактикум :
  
   Улыбнитесь, как:
   -леди Макбет;
   -вежливый японец;
   -кот на солнышке;
   -мать младенцу.
  
   Нахмурьтесь, как:
   -король Лир;
   -ребенок, у которого отняли игрушку;
   -Наполеон
  

0x01 graphic

ПАНТОМИМИКА

расшифровка языка жестов и поз

  
  
   Голова человека.
  
   Приподнятая голова.
  
   Слегка закинутая назад.
  
   Склоненная к плечу.
   Повернутая голова.
   То же, с поднятыми плечами.
   Втянутая в плечи.
  
  
  
  
   Чувство собственного достоинства, воля, уверенность в себе.
   Чванство, начальственность, строгость.
  
   Кокетство, жеманство
   Внимание.
   Недоверие, боязнь, внимание.
   Растерянность .
  
  
   Ощущение затравленности.
   Губы, зубы
  
   Кусание нижней губы.
  
  
   Закусывание верхней губы с выпячиванием нижней
   Губы, втянутые вовнутрь
   Обе губы сдвинуты и выпячены вперед, образуя гримасу.
   Неудача, затруднение, "я сделал глупость".
  
  
   Досада, бешенство ,злоба.
  
  
  
   Сдержанный гнев, злость
  
  
   Желание разжалобить, упрямство.
   Нос.
   Раздувающийся.
   Приподнятые крылья носа.
   Чутье, выслеживание, чрезмерное волнение
   "Это дело дурно пахнет".
   Физическое отвращение.
   Щеки.
   Очень втянутые.
  
   Надутые,
   вздутые у висков.
   Худоба, нищета ,боязнь
   Важность.
  
   Недовольство ,недоверие.
   Руки
  
   Рука, висящая вдоль тела.
  
  
   Болтающиеся руки.
  
   Поднятая плечевая часть и разведенные локти.
   Руки на бедрах
   Большие пальцы запущены в проемы пиджака.
  
   Руки, сложенные на груди.
   Руки на груди, одна касается подбородка.
   Раскрытая рука с одной стороны поддерживая голову.
   Две руки сжимают голову.
  
   Равнодушие, покой, усталость, подавленность ("руки опустились").
  
  
   Беспечность,
   взбалмошность
  
   Манерность, аффектация ,фатовство и т.п.
  
  
   Внимание.
  
   Уверенность, самодовольство, независимость, игривость.
  
  
   Выжидание, раздумье.
  
  
   Озабоченность, напряженность ума.
  
  
   Тоска, крайнее затруднение, рой мыслей в голове.
  
  
   Отчаяние.
   Взгляд человека
   Ленивый.
   Живой.
   Твердый.
   Мягкий.
   Блуждающий.
   Исподлобья.
   Принужденный.
   Восторженный.
   Прямой.
  
   Утомление.
   Волнение.
   Внимание.
   Интерес без страсти.
   Рассеянность.
  
   Недоверие.
   Сдержанность.
  
   Экзальтация.
  
   Смелость, вызов.
   Положение туловища.
  
  
   Прямое.
   Сгорбленное.
   Напряженное
  
   Расслабленное.
   Уверенность в себе.
   Подавленность.
   Готовность к действию, внимание.
   Усталость, "уход в себя" и т.п.
  
  

0x01 graphic

МИНИПРАКТИКУМ

  

Расшифруйте следующие позы:

   0x01 graphic
   0x01 graphic
   0x01 graphic
  
  
  
   0x01 graphic
   0x01 graphic
   0x01 graphic
  
   При решении названной задачи, обратите внимание на следующую информацию:
  
   Если вы держитесь прямо с вытянутыми ногами, со сдвинутыми пятками и тело покоится одинаково на двух ногах, то получается поза выражающая: скромность, робость, почтение, унижение (при опущенной голове и наклоненном туловище), почтительное ожидание.
  
   Если положение тела то же, но ноги раздвинуты, этим получается фигура моряка, кавалериста, увальня, вульгарного человека.
  
   Если положение тоже, но колени согнуты, то поза характеризует усталость, старость, опьянение, боязнь потерять равновесие.
  
   Если тело покоится на ноге, находящейся в стороне, противоположной действию, то вы получаете позу равнодушного ожидания.
  
   Если вы опираетесь на ногу, находящуюся в стороне действия, то получается активная поза.
  
   Отклонение тела на ногу, стоящую позади со сгибанием в колене, дает позу, выражающую нерешительность, колебания, сомнения и т.п.
  
   Если вы сидите прямо, с локтями, прижатыми к телу, находящимися на одной линии и притиснутыми друг к другу, то этим вы выражаете робость, почтительное ожидание.
  
   Закинув назад бюст и сильно раздвинув ноги, вы производите впечатление вульгарности, развязности, бесстыдства.
  
  
  

0x01 graphic

БЕСЕДА

  
  
   В качестве практического примера технологии подготовки и проведения беседы с целью получить сведения о подчиненном, которая применяется в армии США, приведем выдержку из работы И. Ладанова.
   Инструкция армии США устанавливает обязательную технологию подготовки и проведения подобных бесед:
  
  
   а)избегай постановки, требующих ответа "да" или "нет";
   б)чаще используй вопросы, наталкивающие подчиненного на повествование;
   в)меньше упирай на то, что было, а старайся убедить подчиненного в том, что есть;
   г)больше молчи;
   д)отзывайся на все замечания и намеки подчиненного;
   е)рассматривая позицию подчиненного не со своей, а с его точки зрения.
  
   Кроме того, инструкция предписывает обязательную манеру поведения офицера во время беседы:
  
   I)не сиди на краешке стула. Это создает впечатление, что ты хочешь скорее избавиться от собеседника;
   2)не ерзай на стуле. Ерзанье свидетельствует о неуверенности и нерешительности.
   3)не тяни время .Продумывай план беседы заранее.
   4)не спеши. Лучше не проводить беседы вообще, чем спешить.
   5)ставь вопросы так, чтобы они не наводили на ответы;
   6)меньше употребляй местоимение "я";
   7)не напуская на себя важного вида. Поддерживай атмосферу взаимного уважения. Не смотри на собеседника свысока, считай его равным с собою во всех отношениях;
   8)не задавай излишних вопросов;
   9)не горячись. Лучше всего, когда в разговоре чувствуется теплота.
   I0)не создавай из себя прорицателя или умника;
   II)не делай выводов за собеседника;
   I2)не давай собеседнику обещаний. Может случиться так, что обещаний по ряду обстоятельств выполнить не удастся. Тогда будет больше вреда, чем пользы.
   I3)не решай вопросов за всю армию.
  
  
   Считается, что в процессе беседы основной успех достигается посредством постановки вопросов. Так, постановка зондирующих вопросов предполагает получение нужной информации.
  
   Такие вопросы бывают трех видов:
  
   а)прямые:"Расскажите мне о ваших взаимоотношениях с Н."
   б)завуалированные:"Так как ...?"
   в)наталкивающие:"А что вы сами об этом думаете?"
  
   Если нужно форсировать беседу или склонить собеседника в какую-либо сторону, применяются альтернативные вопросы: "Если это не так, то как же по-вашему?"
  
   Молчание офицера - важнейший стимулятор убеждения Оно, с одной стороны, дает подчиненному обдумать сказанное, а с другой стороны - вынуждает его скорее высказаться.
  
   Важны также ситуационные вопросы. Главная цель их состоит в побуждении подчиненного высказать больше информации по обсуждаемой проблеме. Эти вопросы моделируют исходную ситуацию:"Предположим, вы в наряде ...?" После этого всегда уместно начинать фразу с вопросов, что, как, в какой степени и т.п.
  
   Уясняющие вопросы должны относиться только к деталям.
   В конце беседы обязательно рекомендуется ставить вопросы для подведения итогов.
  
   Иерархия постановки вопросов рекомендуется следующая:
  
   I)"Ну как, поговорили ли мы о главном?"
   2)"Что же мы выяснили?"
   3)"К каким же выводам мы пришли?"
  

ГРАФОЛОГИЯ

  
   Одним из признанный специалистов в этой области является Д. Зуев-Инсаров, автор одной из первых книг в России по указанному вопросу
  
   Графология - наука о почерке, сформировалась в Х*Х веке, хотя еще Аристотель отмечал, что почерк отражает характер человека.
  
   В настоящее время метод графологии применяется не только в криминалистике но и для получения информации о характере интересующего лица. Так, в Израиле, его используют при отборе претендентов на разные должности - начиная от разведчиков и до рабочих на сборочных линиях.
  
   Родоначальником графологии следует считать аббата Мишона (I806-I888 г.). По его инициативе в конце прошлого века образовались графологические общества, стали выпускаться специальные журналы.
   После его смерти, дело возглавил его ученик Адриан Варинар. Написанный им учебник был переведен на русский язык.

АЗБУКА ГРАФОЛОГИИ

   I. Если человек не склонен к позерству, не имеет тяготы к внешним формам, не отличается кокетством и нарочитостью, то он не будет прибегать к украшениям своего письма завитками и дугами .
  
   2. У человека с обостренной нервной чувствительностью (меланхолик, к примеру), порывистостью (холерик), деятельность которого отличается неравномерностью, почерк будет отличаться неровностью, геометрической невыдержанностью.
  
   3. Установлено, что почерк изменяется при каждом расстройстве нервной системы.
  
   4. Первые признаки усталости также отражаются в почерке: он становится крупнее, появляются неровности в волосяных штрихах букв.
  
   5. Каждая профессия характеризуется определенным набором отличительных признаков данной профессии.
  
  
   Гете в письме к Лафатеру от 3 апреля I820 г. писал: "Почерк непосредственно связан со всем существом человека, с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, потому наша манера писать носит на себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и все, с чем нам приходится соприкасаться ."
   Графология - довольно сложный метод изучения личности и он становится доступным лишь подготовленным специалистам.
  

0x01 graphic

ЛЮДИ,

которых мы должны знать

  
   В заключение темы, укажем те типы людей, которые должны быть предметом нашего особого внимания.
  
  -- Предки ( насколько это возможно)
  -- Родители
  -- Близкие
  -- Друзья
  -- Товарищи и коллеги
  -- Начальники
  -- Подчиненные
  -- Приятели, входящие с нами во взаимоотношения на досуге, в спорте, при осуществлении сходных с нами обязанностей и т.п.
  -- Соседи
  -- Случайные попутчики
  -- Духовные единомышленники и духовные лидеры
  -- Политические деятели
  -- Лица, претендующие на занятие общественных и политических постов
  -- Ведущие представители СМИ
  -- Экономические партнеры, с которыми мы вступаем в дело
  
   Естественно, что степень и глубина познания других людей различна:одних нужно знать больше и глубже, других - только по их наиболее значимым данным.
  

0x01 graphic

  

Вече.

Художник Василий Григорьевич Худяков

  

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

  -- Наслаждаться общением - главный признак дружбы. ( Аристотель).
  -- Дружба довольствуется возможным, не требуя должного. ( Аристотель).
  -- Узнав секрет друга, не выдавай его, сделавшись врагом: ты нанесешь удар не врагу, а дружбе. ( Демокрит).
  -- Единомыслие создает дружбу. ( Демокрит).
  -- Не скоро становись другом, а сделавшись раз ,старайся им оставаться, потому что одинаково постыдно - не иметь ни одного друга и менять многих друзей. (Исократ).
  -- Одна из первых обязанностей дружбы состоит в том, чтобы предупреждать просьбы друзей. (Исократ).
  -- Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих. (Пифагор).
  -- Чтобы приобрести расположение друзей и приятелей при житейских сношениях с ними, следует оценивать их услуги, оказываемые нам, выше, чем это делаю они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья и приятели. (Платон).
  -- Мне не нужно друга, который, во всем со мною соглашаясь, меняет со мною взгляды, кивая головой, ибо тень то же делает лучше. (Плутарх).
  -- Дружба кончается там, где начинается недоверие. (Сенека).
  -- Ничто так не сближает, как сходство характеров. (Цицерон).
  -- Сколько различных выгод соединяет в себе дружба! Куда бы вы ни обратились ,она к вашим услугам; она повсеместна; никогда она не докучает никогда не приходит некстати, она придает благополучию новый блеск, и неудачи, которые она разделяет, в большей степени теряют свою остроту. (Цицерон).
  -- Основа дружбы заключается в полном согласии воли, вкусов и мнений. (Цицерон).
  -- Только в одном случае на нечего бояться оскорбить друга, это когда дело идет о том, чтобы высказать ему правду и таким образом доказать ему свою верность. (Цицерон).
  -- Доверие - первое условие дружбы. (Лабрюйер).
  -- Друзья потому находят удовольствие в общении друг с другом, что одинаково смотрят на нравственные обязанности человека. (Лабрюйер).

0x01 graphic

  
  
  
  
  
  
  
  
  
   См.: Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. - М., 1982.-с.513.
   Прогноз -(от греч. prognosis - предвидение, предсказание), первоначально предсказание хода болезни, затем вообще всякое конкретное предсказание, суждение о состоянии к.-л. явления в будущем (П. погоды, исхода выборов и т. п.); ныне в значении вероятностного суждения о будущем на основе спец. науч. иссл. (см. Прогнозирование, Прогностика).
   Мимика -(от греч. mimikos - подражательный), выразит. движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека.
   Пантомимика-(от греч. pantomimos, букв. - все воспроизводящий подражанием), основным средством выступает пластика, жест, поза.
   Росций Квинт Росций (Quintu Roscius) (ок. I30 до н. э. - ок. 62 до н. э.), др.-рим. комедийный актер. Содержал школу, у него и у Клодия Эзона учился декламации Цицерон.
   Эзоп Клодий, др.-рим. актер-трагик (I в. до н. э.). Друг Цицерона, к-рого учил дикции. Владел иск-вом эмоционально-психол. воздействия на зрителя.
   Кассиодор (Cassiodorus) (ок. 487 - ок. 578), писатель, приближенный короля остготов Теодориха в Италии (проводник политики сближения остготов и римлян), автор "Истории готов" (сохранились в сокр. изложении Иордана).
   Лачинов В.П. Искусство мимики .- СП б., I909 .- с.2I-22.
   Шекспир (Shakespeare) Уильям (I564-I6I6), англ. драматург, поэт; был актером королев. труппы.
   См.: Леви В. Искусство быть другим ,- М., I982 .- с. 35.
   Аффектация - стремление к величию и пышности.
   Экзальтация - (от позднелат. exaltatio - подъем) (физиол.), состояние повышенной возбудимости, возникающее в нерв. ткани вслед за рефракторным периодом.
   Лачинов В.П. Искусство мимики .- СП б., I909 .- с.26-29.
   Ладанов И.Д. Современная буржуазная военная педагогика на службе империализма .- М., I972 .- с.90-92.
   Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность (Способ определения характера по почерку, графологический метод изучения личности) .- М., I993.
  
  


 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012