ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Менять законы не дело Армии; Ее дело - охранять эти законы"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА (из библиотеки профессора Анатолия Каменева)


  
  
  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
  

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

0x01 graphic

Господь, восседающий на престоле с книгой о семью печатях

Художник Н.А. Кошелев

  
  

ЕНЯТЬ ЗАКОНЫ НЕ ДЕЛО АРМИИ;

ЕЕ ДЕЛО - ОХРАНЯТЬ ЭТИ ЗАКОНЫ"...

(фрагменты)

  

А.М. Волгин

  
   Чтобы быть солдатом, недостаточно надеть мундир и выучиться стрелять.
   Военное дело трудное ремесло; надоя втянуться в него долгой выучкой и воспитать в себе военные качества, и телесные, и душевные.
  
  -- Надо гимнастикой или верховой ездой, походами постараться развить в себе силу, ловкость и выносливость; надо уметь беречь свое тело, чтобы по неразумению не заболевать (каждый здоровый солдат дорог в день боя, каждый больной на войне в тягость для общего дела); но когда дело требует, надо уметь рисковать не только здоровьем, но и жизнью.
  -- Надо уметь не спать, когда того требует служба, и научиться пользоваться для сна свободной минутою.
  -- Надо сродниться с оружием, одеждою, амуницией; надо уметь вывернуться из всяких мелких затруднений походной жизни - при холоде, жаре, отсутствии пищи и подготовить себя, насколько в мирное время возможно, к тем бедам, без которых войны не бывает.
  
   Словом, надо приобрести тысячи сноровок военного ремесла, а никаких сноровок по книгам не приобретешь.
   Как во всяком ремесле, будь то у машиниста, у пастуха или у врача, так и в военном ремесле сноровки приобретаются только навыком, когда человек вжился в свое дело.
   А чтобы вжиться, нужны годы.
  
   Еще важнее, чем навык тела, воспитание духа.
   Военный должен пропитаться чувством дисциплины, то есть сознанием, что он обязан подчиняться старшим и обязан повелевать младшими; должен судить о себе самом (критиковать себя) строже, чем о старших, и требовать от самого себя больше, чем от подчиненных, чтобы быть им примером.
  
   Военный должен быстро схватывать смысл приказания и научиться сам отдавать приказания твердо, кратко и ясно; должен беспрекословно исполнять то, что приказано, но при этом сам решать, как исполнять; если приказания нет, должен иметь мужество сам решаться на действие и быть готовым держать ответ за свое решение.
  
   Подчиненный должен быть почтителен, сдержан, но в то же время обязан мужественно докладывать начальнику и то, что начальнику может быть неприятно. Начальник должен быть заботлив о подчиненных, человечен в общении с ними, но в то же время не переходить в баловство, нежничание и популярничанье.
  
   Военный человек должен приобрести верный взгляд на раны и смерть на войне: он должен считать, что когда бой начался, то своей жизни - грош цена; а начальник должен понять, что он обязан выказывать свою жалость к подчиненным и в праве ее выказывать только, пока подготовляется бой, пока обдумывает план действий, пока нацеливает свой корпус, полк или роту.
  
   Тут он должен приложить все силы своего ума и души, чтобы обставить бой так, чтобы цель была достигнута с наименьшими жертвами; тогда он должен идти напролом и позабыть обо всем на свете, кроме той цели, к которой стремится. Добиваться этой цели он должен любой ценой; если же ее добиться невозможно, если некуда отступать, чтобы, собравшись с силами, вновь ударить на врага, - то для начальника нет иного выхода, как доблестная гибель, и тогда он должен погибать во главе своего отряда.
  
   Начальник, который в бою будет думать о страданиях тех десятков людей, которые у него на глазах, погубит тысячи или десятки тысяч в другом месте.
  

0x01 graphic

  

Подвиг рядового 77-го пехотного Тенгинского полка Архипа Осипова 22 марта 1840 года.

Картина работы А. А. Козлова.

  
   На войне нет бессмысленной жертвы; только слепому кажется, что бессмысленна жертва рядового Архипа Осипова, взорвавшего себя в пороховом погребе на Кавказе.
  
   Такая геройская физическая смерть есть жизнь и торжество духа, и она не пропадает, а делается духовным богатством народа.
  
  
   Тот, кто из "жалости" сдает свои суда противнику, как Небогатов, тот преступник против родиной и народом, потому что постыдное безволие подрывает веру народа в свои силы.
  
   И как подвиг приносит свои плоды через десятки и сотни лет, так и позор Небогатовской сдачи принесет свой гнилой плод в будущей войне, если мы (все мы, сколько нас ни есть русских) не постараемся мужественно вытравить из нас эту гниль.
  
   0x01 graphic
  
   Справка:
  
  -- Небогатов Николай Иванович (20 апреля 1849 -- 4 августа 1922) -- российский контр-адмирал.
  -- Его эскадра отправилась из Кронштадта на Дальний Восток 3 февраля 1905 года. Так как путь ее - через Суэцкий канал - был значи-тельно короче, чем путь эскадры Рожественского, шедшей вокруг Африки, они соединились в бухте Камранга, в Индокитае, и в мае 1905 года подошли к Корейскому проливу, где у острова Цуси-ма произошло сражение с японским флотом.
  -- Н.И. Небогатов сдал японцам 15 мая 1905 года, на следующий день после Цусимского сражения, за что был приговорен военно-морским судом к смертной казни, замененной десятилетним пребыванием в крепости.
  -- Отбыв 2 года, Небогатов был освобождён по приказу императора Николая II, ввиду плохого состояния здоровья.
  
  
  
   Вот какие различные качества должен воспитать в себе и в сослуживцах военный человек; воспитание это невозможно иначе, как продолжительной службой; человек должен пройти через разные должности, побывать в различной обстановке, и не мимоходом, а подолгу, так, чтобы военные взгляды и привычки стали его второй природой.
  

Воинские части тоже надо воспитывать годами.

  
   Мало того, что надо воспитать отдельного солдата, надо еще воспитать роты и полки.
   Рота, сегодня составленная даже из хорошо обученных, надежных солдат, не есть еще надежная рота.
  
   Чтобы стать таковой, она должна просуществовать год, другой, вернее многие годы.
  
   Люди должны сжиться, узнать своих начальников, а начальники подчиненных; все должны полюбить свою роту, как что-то свое, что-то родное; надо, чтобы у ротного командира, фельдфебеля и взводного болело сердце за всякое упущение в роте, а люди от сердца старались, чтобы рота была не хуже, а лучше других; надо, чтобы товарищ товарища готов был выручить, чтобы все за одного, и один был за всех.
  
   В честной семье, чтобы она не распадалась при тяжком ударе судьбы, члены семьи должны годами делить и радость и горе; так и рота, чтобы не распасться пред неприятелем, должна сперва прочно сродниться, спаяться, прожив много и тяжелых и хороших дней.
  
   Еще крепче выйдет прочная семья из тяжкого испытания, и еще крепче станет прочная рота пред лицом неприятеля: она либо победит, либо ляжет костьми.
  
   (...)
  

0x01 graphic

Неудачи последней войны...

(русско-японской войны 1904-1905 гг.)

I. Правительственная ошибка.

  
   Причин, почему мы проиграли войну, было много.
   Мы не были готовы, не хотели войны.
  
   Россия I000 лет шла на Восток, но шла постепенно, медленно, шаг за шагом. За последнее десятилетие до войны правительство сделало слишком быстрый, рискованный шаг заняло Артур, строило Дальний, построило Манчжурскую дорогу, заводило торговый флот.
  
   Оно думало этим прочно, навсегда утвердить Россию на берегах Тихого океана; оно хотело оказать этим большую услугу народу, особенно будущим поколениям. Но для этого следовало закрепить свои широкие замыслы сильной армией на Востоке, а этого не сделали; не сделали отчасти оттого, что не было денег, отчасти оттого, что не знали, что за сила Япония.
  
   Эта ошибка принесла печальный плод.
   (...)
  

0x01 graphic

"9 января 1905 года на Васильевском острове".

Художник Владимир Егорович Маковский

2.Народный грех.

  
   По сложным историческим причинам Россия оказалась больна духом: годами накопилось глухое недовольство правительством, и при первых же неудачах в Манчжурии целый слой русского населения стал желать нашего поражения; по близорукости люди считали, что эта война - затея правительства и что если японцы победят - не беда, они-де разобьют ... правительство, а не Россию.
  
   И вот, вместо того, чтобы объяснять народу смысл этой войны, вместо того, чтобы призывать его к терпению и мужеству, наши газеты стали безмерно и часто лживо поносить правительство и армию, стали, как плакательщицы, причитать об ужасах боя и кричать: "долой войну".
  
   А из Манчжурии шли печальные вести о неудаче за неудачей.
  
   И сдал больной народный дух, - заволновались запасные, пошли забастовки и бунты...
  
  -- Пора понять и твердо помнить, что в наше время войну ведут не армии, а народы: одна армия бессильна, если за нею не стоит могучею волею вся громада народа.
  
   Или народ наш не мог перенесть поражений?
   Но предки наши переживали поражения и переживали их достойно.
  
   Петр Великий был побежден под Нарвой в I700 году, бился 9 лет и под Полтавой (I709) победил; французы разбили наших дедов под Аустерлицем, но через 9 лет мы заняли Париж.
  
   "Но Россия бедна, народ необразован, не свободен ..."
  
  -- А наши крепостные деды были свободнее?
  -- Россия тогда богаче, что ли, была?
  
   Да, была богаче, но только одним - духом богаче.
  
  -- Наши деды пред лицом общей опасности, пред мыслью о чести России умели забыть свои личные дела, отлагали свою рознь до другого времени; сословия, партии между собою не препирались, никто не злорадствовал ошибкам власти.
  
   Как в час пожара, забывались тогда семейные распри, и все дружной семьей несли все достояние и свою жизнь за родину, удесятеряли ее силу и силы армии силою своего мужества, терпения, своей верой в победу, своим смирением пред волею Божьей, своей любовью...
  
   По девяти лет терпели, - а ныне и чрез I, 5 года оказалось ... "жила коротка".
  

0x01 graphic

Пожар в деревне. 1901

Художник Федор Федорович Бухгольц.

  

3.Недочеты армии.

  
   Пусть не подумают, что мы сваливаем вину с армии на народ.
   Это было бы нечестно: за каждым своя вина, и на армии немало грехов; много ошибок сделали также верхи армии и на полях битвы, и в Петербурге. Но об этом много уже писано, а мы здесь только покажем, что будь у нас милиция, то и всяких ошибок было бы не меньше, а во много раз больше.
  
   В самом деле: многие генералы оказались не на высоте.
  
   Но при постоянной армии эти генералы в мирное время все же имели случаи подучиться на больших маневрах, как управлять сотнями тысяч людей, могли, как говорят солдаты, "подрепетить" себя; при милиции у них этой школы не было бы, и они, конечно, лучше бы от этого не оказались.
  
   Упрекают военные власти за то, что многие резервные полки прямо из вагонов попадали в бой ...
   (...)
  
  

IV. Армия вне политики.

  
   "Армия должна быть вне политики, вне партий", - вот выражение, которое часто читаешь и слышишь в последнее время. Выражение совершенно правильное, но не мешает точнее сказать, что под этим подразумевается.
  
   Политика, политическая деятельность - это такая деятельность, которая имеет целью изменить законы и вообще порядки в государстве; каждая партия стремится изменить законы так, как она считает лучше.
  
   Одни партии хотят вернуть старое, другие хотя вводить новые порядки постепенно, наконец, третьи -хотят сразу все перевернуть вверх дном.
  
  -- Так или иначе, но все партии хотят перемен и борются друг с другом, чтобы перемена произошла именно так, как какая-то партия хочет.
  
   Вот в этой борьбе армия и не должна участвовать.
  
   Менять законы не дело армии; ее дело - охранять те законы и тот государственный строй, которые существуют "сегодня".
  
   Армия должна охранять их до того дня, когда законная власть отменит "сегодняшний" закон и заменит его новым, - тогда армия будет охранять этот новый закон или порядок.
  
   Точно также войско не должно вмешиваться в деятельность какой бы то ни было партии, не должно поддерживать какую-либо партию; дело армии поддерживать не партию, а закон, законный порядок, законную власть.
  

0x01 graphic

  

Спор Афины и Посейдона.

Итальянская камея, XIII век

  

Почему армия вне политики?

  
   Почему войско должно стоять вне политики и вне партий - это всякому понятно.
   Покуда армия занята своим прямым делом и слушается только законной власти, до тех пор она, во-первых, составляет крепость страны против других государств, во-вторых, охраняет внутри государства порядок (хотя бы и несовершенный) и обеспечивает безопасность всей массы населения.
  
  -- Как только армия присоединяется к какой-либо партии, она превращается в величайшую опасность для государства: у армии в руках страшная сила, и она станет решать дело своей партии не словами, а этой силой - оружием.
  
   Каждый человек в армии, конечно, не может думать одинаково с другим: один будет тянуть к одной партии, другой - к другой. Наступит в полках раздор, пойдет рота на роту, начнется междоусобная война.
  
   Вообразим, что та часть войска, которая изменила присяге, одержала верх и что произошел государственный переворот; значило ли бы это, что междоусобие прекратилось?
   Конечно, нет: войско, которое изменило законной власти, завтра же изменит и новой власти; пройдут I0, 20 лет, пока в стране уляжется кровавая борьба.
  
   (...)
  
  -- Армию можно сравнить с балластом, который лежит на дне корабля.
  -- Пусть воет буря, пусть волны раскачивают корабль, пусть на палубе без ума мечутся пассажиры, пусть даже между капитаном и офицерами идет спор, вперед ли, назад ли направить путь корабля, - но, покуда, балласт прочно лежит на своем месте, есть еще время спастись кораблю.
  
   Горе, если ослабнут закрепы, которые держат балласт!
   Каменные глыбы станут кататься по дну корабля то "вправо", то "влево"; от тяжести их размах качки станет все сильнее; два-три размаха ... и корабль перевернутся.
  
  
  

I. Чего армия не должна делать.

(Не должна вмешиваться в политику).

  
   Из того, что войско должно быть вне политики вытекает следующее:
  
   I. Военные не выбирают народных представителей.
  
   Военные не участвуют в выборах народных представителей и сами не могут быть выбраны. Если бы они выбирали, правительство могло бы ими, пожалуй, воспользоваться, чтобы повлиять на ход выборов; а если бы правительство и не воспользовалось, то враждебная ему партия все равно бы говорила, будто выборы оказались выгодными для правительства только потому, что оно повлияло на выборы через военных.
   Этим путем противники большинства в парламенте старались бы подорвать доверие к народным представителям.
  
   Далее, чтобы толково выбирать, надо заранее следить за политической жизнью, деятельностью ею интересоваться, а это отрывало бы военных от их прямого дела и втягивало бы их в политическую борьбу.
   Наконец, все знают, как разгораются политические страсти во время выборов, - опасно допускать к выборной борьбе людей, у которых в руках вооруженная сила. Нужно, чтобы народ был уже давно привыкший к представительному правлению, чтобы можно было решиться дать офицерам право выбирать.
  
   Главное нужно, чтобы народ дорос до твердого понимания своих политических обязанностей (как в Германии).
   Нам до этого еще очень далеко: у нас об обязанностях мало кто помнит, о правах же кричат и I5-ти летние дети.
  
   Правда, иногда слышатся возражения на мысли, высказанные здесь.
  
   Говорят: "лишить человека права выбирать только потому, что он военный, это значит оскорблять его, значит приравнивать его к человеку, опороченному по суду".
  
   Но это праздные слова: один лишен права выбирать потому, что он бесчестен, а другой потому, что у него есть высокое служение, которому он должен посвятить все свои силы. Тут ничего похожего нет. (Монах не может иметь собственность и каторжный не может иметь собственность, - но ведь из этого не выходит, что монашество позорно).
  
   Кроме того, нижние чины все равно не были бы избирателями, потому что они слишком молоды. Значит, отстранены от выборов только сверхсрочные и офицеры; но и те и другие служат по доброй воле и, поступая на службу, знают, на что идут. Если кто из них больше думает о политике, чем о службе, он волен оставить службу и идти на выборы.
  
   По этим причинам во всех государствах военные совсем или почти совсем до выборов не допускаются.
  
  -- Слабее ограничены права военных в тех государствах, где армия милиционная, а также в Англии, где армия вербованная (но и в Англии нижние чины не могут быть выбраны).
  -- В Италии офицеры могут выбирать, но выбираться могут только штаб-офицеры и генералы.
  -- В Германии офицеры могут быть выбраны, но не выбирать.
  -- В Австрии офицеры могут быть выбраны только, если они помещики, в Венгрии офицеры вовсе лишены выборных прав.
  -- Во Франции сто лет назад военным были даны все права по выборам, но печальный опыт образумил французов и теперь французский военный не может ни выбирать ( исключение запасные...), ни быть выбранным.
  -- В Японии военные совершенно лишены политических прав; в этой стране твердо помнят, что солдат есть солдат, а не что-либо иное.
  
   В России военные в Государственную думу и в Государственный совет не могут выбирать и не могут быть выбраны.
  

2.Военные не присутствуют на митингах и проч.

  
   Военные не должны участвовать в политических партиях, союзах, собраниях, митингах и проч.
   Кроме сказанного выше, можно указать еще на одну причину, почему военным не место на таких собраниях.
   Эти собрания могут быть созваны и с самой мирной целью, но на них страсти легко разгораются, люди теряют голову, начинается брань на политических противников, на правительство, на войско и проч.
  
   Такая толпа, выйдя на улицу, может наделать немало бед, а если бы в ней участвовали военные, это могло бы окончиться дракой, вооруженным сопротивлением полиции и войскам, даже вооруженным восстанием.
  
   Все равно, какая партия соберется, правая ли, левая, или умеренная: военным одинакова не место на собраниях любой из партий.
   Это потому, что, во-первых, если позволить военным присутствовать на собраниях одной из партий, то придется позволить бывать и на других. Во-вторых, потому, что любая партия может дойти до безобразных поступков.
  
   Это мы видим на примере наших партий: социалисты начинают митинги с проповедей о "свободе", а кончают криками "смерть буржуям" или такому-то министру; а на сборищах крайних правых партий начинается с клятвы на верность Царю, а кончается иной раз криками: "бей жидов", - точно евреи не царские подданные, точно вообще можно быть верным подданным и в то же время избивать по злобе мирных жителей.
  
   Конечно, это редкие случаи, но они все же возможны ибо никогда человек не делается так легко зверем, как в толпе, которая волнуется той или другой политической страстью.
  
   На все это иногда возражают:
   "Как может человек не иметь таких или иных политических мыслей, вкусов или убеждений?
   Неужели человек делается деревянным, как только надевает мундир?"...
  
   Нет, "деревянным" он не делается и убеждения может иметь самые различные: так, если рядовой вырос в благочестивой, степенной крестьянской семье, он, вероятно, будет человеком твердым против всяких революционных затей; если же он имел несчастье жить бобылем по фабрикам, то вероятнее, что он не прочь бы похлопать ораторам на митинге социалистов.
  
   Точно также, если он родом поляк, он не прочь бы, чтобы Россия поделилась на куски, а если он еврей, то был бы рад, кабы все министры на Руси были из евреев.
  
   И, конечно, каждый военный волен думать, как хочет, но только делать он должен так, как приказывает власть.
  
   Покуда военный исполняет приказания, подчиняется дисциплине, он будет прав, что бы он ни думал; но как только он скажет что-либо против присяги и дисциплины или поступит против них, то будет виновен.
  
   Выходит, что военный не должен быть "деревянным"; но он должен быть честным человеком с твердой волей, который побеждает свои личные желания, вкусы и страсти во имя долга.
   Это не всегда легко.
  
   Но не только военные в этом положении: ведь и судья беспартиен.
   Если судья в душе "кадет", он не может же оправдать убийцу только за то, что преступник этот тоже "кадет"; а судья, который сочувствует "союзу русского народа ", осудит вора, хотя бы он был из членов этого союза.
   Все это судья сделает не потому, что он "деревянный", а потому, что он честный человек и честный судья (судить не по дружбе, а по закону).
  
   И точно также военный находится в не партий не потому, что он человек без мысли и без чувств, а потому, что он честный человек, честный солдат.
  
   В России всем военным запрещено бывать на политических собраниях.
   Это ясно сказано в приказе военного министра (Приказы по военному ведомству I9 декабря I905 г. и I7 окт. I906 г.) .
   К сожалению, приказ этот не всегда довольно строго соблюдается отдельными лицами. Случается, например, что на революционном митинге появляется несколько солдат. (Бывает, однако, и так, что это не солдаты, а переодетые революционеры, которым лестно заставлять народ думать, будто им сочувствуют в войсках).
  
   С другой стороны, случается, что офицер зайдет на собрание монархистов . потому что-де они за царя; но мы уже привели примеры, что люди, считая, что они "за царя", на самом деле вдруг творят такое, чего царь никогда бы не одобрил.
   Итак, повторим, никаким военным, ни на каких политических собраниях бывать нельзя.
  

3.В войсках не должно быть пропаганды.

  
   Наконец, среди войск нельзя дозволять никакой политической пропаганды. Никаких речей, листовок и прокламаций, которые стараются вовлечь войска в какую-либо партию, не должно быть в войсках.
   Все, что подымает злобу солдат на какую-либо часть мирных сограждан, все равно на какую, есть гнилое слово и преступное дело. Натравливать ли солдат на "помещиков", или на "жидов" - одинаково подло и преступно.
  
   Кроме прокламаций, этим преступным делом занято и большинство газет, полных лжи и клевет на противные партии.
   Много ли теперь газет, которые помнят, что всякую неправду надо мерить на один аршин? что надо осуждать всякое убийство, все равно, из какой партии убийца?
  
   Наши газеты несут в народ и войска много озлобления.
  
   И не мало крови, пролитой за последние два года в России, лежит на совести газетных дельцов.
   Войско злобить не надо: когда ему выпадает тяжелая доля действовать против своих сограждан, то оно должно делать это не по злобе против какой-то партии, а по долгу, чтобы прекратить беззаконные действия (грабеж, бросание бомб, бунты).
  

0x01 graphic

  

"Солдаты, отдыхающие у колодца", (1897)

Художник Н.Д. Дмитриев-Оренбургский.

  

ЧТО АРМИЯ ДОЛЖНА ДЕЛАТЬ

(Должна охранять законный порядок).

  
   До сих пор мы говорили о том, как войско должно удерживаться от вмешательства во внутренние дела своей страны, говорили, чего войско должно не делать.
   Но ведь не может же столь огромная, государственная и народная сила, как армия, вовсе не влиять на судьбу своей страны в смутные времена?
  
   Поэтому скажем теперь о том, каким путем войско в смутные дни должно выполнять свой долг пред родиной, скажем, что войско должно делать.
  
   Мысли наши изложим в том порядке, как раньше, т.е.
  
  -- 1) сперва скажем о том, что армия должна делать во время выборов и как должна относиться к собранию выбранных представителей;
  -- 2) как она должна относиться к действиям политических партий, и, наконец,
  -- 3)какое толкование политических событий должно даваться в рядах армии.
  

I. Армия и народные представители.

  
   Военные, сказали мы выше, в выборах не участвуют.
  
   Назначение армии во время выборов не выбирать, а совсем иное: она должна стоять в стороне, на страже порядка.
  
   Если в населении знают, что в городе имеются надежные, дисциплинированные войска, то выбирающие партии будут поосторожнее в своей борьбе друг с другом и выборные страсти не дойдут до каких-либо уличных безобразий.
  
   А если бы последнее все-таки случилось и полиция оказалась бессильна, то войско должно прекратить насилие одной части населения над другой.
   Словом, армия ограждает внешнюю свободу выборов.
  
  
   Но вот народные представители собрались в парламент (у нас - в Гоnbsp;сударственный Совет, в Государственную думу).
   Должно ли то, что там говорится, непосредственно влиять на поведение и действия армии?
   Нет, нисколько.
  
   Даже те парламенты, которые вырабатывают законы также и для армии, и те не могут иметь прямого отношения к армии.
  
   Воля народных представителей выражается лишь в проекте закона; волю их воспринимает, если пожелает, монарх, и тогда утверждает проект, превращает его в закон.
  
   Армия руководствуется только тем, что утверждено монархом.
   Все распоряжения относительно армии исходят от имени монарха.
   Только монарх имеет право объявлять войну или заключать мир. Он же верховный вождь армии.
   Так обстоит дело во всех монархических странах, -всюду есть только одна воля, которая имеет власть над армией, - это воля монарха.
  
   Если вообразить, что в какой-либо стране парламент обратился бы с каким-либо воззванием к армии, то такое воззвание (что бы в нем ни писалось) было бы незаконным и преступным.
   Получив такое воззвание, всякий военный человек должен был бы изорвать его в клочки.
   Ибо, повторяем, к армии может законно обращаться только одна воля, один голос, - это воля и голос монарха.
  
   Впрочем, есть одна небольшая часть войска, которая имеет прямое касательство к парламенту: это гарнизон столицы.
   От него выставляется караул к зданию парламента.
   И у нас выставляется караул к Таврическому дворцу. Это делается для почета, но также и для охраны.
  
   Ведь всегда есть часть населения, которая недовольна парламентом; могут найтись и безумцы, которые вздумают собрать толпу, чтобы ворваться в парламент и разогнать членов его.
   Вот против такого насилия толпы и заговорщиков и необходим караул, который встретит их как следует, в крайности - залпом.
  
   Потому что никто не имеет права производить насилие над парламентом (или Думой). Это высокое законодательное учреждение собирается в силу закона по воле и доверию монарха и никто иной, как сам же монарх, не может его распустить.
  
   Но дело совсем меняется, когда монарх решает распустить парламент, чтобы собрать новый, по новым выборам. Так у нас, в силу статьи I05-ой основных законов, Государь издает указ о роспуске Думы и с этого же дня члены Думы теряют свои права. С этого дня уже нет членов Думы, а есть бывшие члены Думы; с этого дня собрание бывших членов Думы уже не будет Думой, а будет незаконным собранием самозванцев. И если такое незаконное собрание осмелилось бы собраться в здании народных представителей (в Таврическом дворце), то, конечно, долг законной власти - изгнать их оттуда. И тогда долг войска - исполнить приказание законной власти, очистить дом народных представителей он незаконных, мнимых представителей.
  
   Словом, когда Государственная дума есть законное, высокое учреждение, караул должен лечь костьми за нее, как всякий часовой за свою сдачу; тогда и гарнизон должен быть готов по приказу защитить ее. Когда же Государственная дума по указу Государя объявлена распущенной, тот же караул (один или при помощи иной части гарнизона) обязан удалить незаконное сборище из здания Думы.
   Что здесь сказано о Государственной думе, относится и до Государственного совета.
  
  

2.Армия и народные волнения.

  
   Армия, сказали мы выше, в споры партий не должна вмешиваться.
  
   Но как же быть, если эти "споры" дошли до драк, ножевой расправы, побоищ, стрельбы из револьверов, кидания бомб, до поджогов и взрывов?
   Неужели и тогда армия не должна вмешиваться?
  
   Конечно, да; армия должна прекратить безобразия.
   Но это будет не вмешательство в партии, а нечто совсем иное.
  
   В самом деле, когда войска усмиряют такие безобразия, им ведь вовсе нет дела, кто кого бьет; они просто прекращают насилие; им все равно, над кем насильничают.
   Здесь еврейская толпа бросается избивать христиан, - рота дает залп по еврейской толпе; там русская толпа громит еврейские дома, - рота даст залп по русской толпе.
   Словом, рота защищает слабых, когда никто другой (ни суд, ни полиция) защитить их не могут; рота сдерживает своим огнем озверевшую толпу, когда ничто другое сдержать ее не может.
  
   Точно также, когда войска усмиряют восстание, бунт, им ведь вовсе нет дела, какая партия бунтует.
  
  -- Войско не спрашивает, какая у них программа, какие убеждения; войско борется не с мыслями, не с убеждениями, а с делами, с поступками.
  
   Что думали люди, когда строили баррикады в Москве, - это все равно, а важно то, что они их строили и стреляли с них в народ, стоящий на стороне законной власти и в законные войска; строили для того, чтобы вырвать город из рук законной власти.
  
   Еще пример.
   Вот теперь в Германии провалились на выборах в рейхстаг социалисты; очевидно, они будут злобиться на рейхстаг; вообразим себе, что толпа социалистов решилась ворваться в здание рейхстага, чтобы сорвать заседание.
  
   Что сделают войска берлинского гарнизона?
   Очевидно, они оружием разгоняют толпу. Но можно вообразить как раз обратный случай: в рейхстаге верховодят социалисты (и готовят закон, отобрать-де у всех землю и дома). Тогда может собраться другая толпа, из крестьян-собственников, и пойти разгонять рейхстаг. Что же в этом случае сделают войска? Да опять то же самое, - встретят и эту толпу огнем. Потому что, какая бы толпа ни врывалась в рейхстаг, врываться дело беззаконное, а войско стоит за законный порядок.
  
   Таким образом, для войска нет ни "черносотенников", ни "красносотенных", ни "кадетов", ни социалистов, ни октябристов; нет ни купцов, ни дворян, ни крестьян; нет ни мусульман, ни православных, ни евреев, - все они равны для войска, ибо всем им войско друг, пока они мирные граждане, всем им войско враг, когда они скопом творят преступления.
  
   Отсюда ясно, что насколько войско не смеет вмешиваться в политику, насколько же оно обязано оберегать законный порядок
  

0x01 graphic

  
  

Портрет отставного солдата, (1883)

Художник А.И.Корзухин

ВАЖНАЯ ОГОВОРКА

  
   Когда я говорю, что войско должно защищать законный порядок, я говорю это не с легким сердцем.
  
   Стрелять в своих сограждан это самая тяжелая обязанность армии.
  
   Это должно происходить в величайшей крайности, когда никакие меры не смогли предупредить беспорядки, когда полиция и жандармы оказались не в силах их прекратить.
  
  -- Гражданские власти должны десять раз подумать прежде, чем призвать войска.
  
   Если вызывать войска часто, только для того, чтобы они стояли в бездействии лицом к лицу с толпой, народ перестанет их бояться, толпа делается дерзкой, так что, если на десятый вызов войскам все-таки придется дать залп, то жертв будет больше.
  
  -- Вызывать войска надо в крайности, но уже тогда для того, чтобы они действовали.
  
   Если так поступать, то народ будет знать, что войско идет не шутки шутить, а грозно карать; тогда, быть может, толпа разбежится от первого выстрела.
  
   В общем, будет меньше жертв.
   Так и смотрят на это дело те правила, которые установлены недавно для призыва войск на помощь гражданским властям.
  
   Частый вызов войск на помощь гражданским властям вреден и самим войскам.
   Они отрываются от своего главного дела: от подготовки к войне.
   (...)
  
  
  

А.М. Волгин .

Об армии .- СП б., I907.

0x01 graphic

  

Бегство буржуазии из Новороссийска в 1920 г.

Художник Иван Алексеевич Владимиров.

  
  
  

0x01 graphic

  

Император Николай I сообщает гвардии о восстании в Польше

  
   276
   Общие положения и Устав Военно-учебных заведений 2-го класса. 1830 г.
   В 1830 г. Высочайше утверждены были: Общее Положение и Устав для Военно-Учебных Заведений 2-го класса. Положение это так важно и любопытно, что нелишне изложить его вполне: "ї1. Военно-Учебные Заведения учреждаются с тою целью, чтобы юному Российскому дворян-ству дать приличное званию сему воспитание, в том направлении, как ему быть должно, дабы укоренить в воспитанниках сих правила благочестия и чистой нравственности, и обучив их всему, что в предопредленном для них военном звании знать необходимо нужно, соделать их способными с пользою и честно служить Го-сударю, и благосостояние всей жизни их осно-вать на непоколебимой приверженности к Пре-столу. ї2. Для достижения важной цели сей учреж-даются в удобных местах Империи Военно-Учебные Заведения трех классов: первоклассные по губерниям, а второклассные и третьеклассные в столицах. К первоклассным принадлежат губернские Кадетские Корпуса, Дворянский Полк и Александровский Кадетский Корпус для малолетних, во второй класс причисляются: Пажеский Его Императорского Величества Корпус и кадетские: Первый, Второй, Павловский и Московский, равно и Школа Гвардейских Подпрапорщиков и Юнкеров; а третий класс составляют: Артиллерийское Училище, Инженерное Училище и Морской Кадетский Корпус. ї3. В каждое из Заведении сих опреде-ляется Директор, для управления оным по всем частям, на основании Высочайше утвержденного для каждого из них особого положения и шта-та. ї4. Во второклассные учебные заведения (кроме Школы Гвардейских Подпрапорщиков и Юнкеров) поступают, дворяне не моложе 10-ти лет и не старее 12-ти. Они должны по-русски читать и писать и знать первые четыре правила Арифметики. ї5. О каждом, к приему представляемом воспитаннике, должны быть представлены: 1) сви-детельство о дворянском происхождении; 2) свидетельство о времени рождения и крещения; 3) сви-детельство о здоровом телосложении, в коем должно быть означено, была ли оспа и какая; это свидетельство должно быть дано не иначе, как сообразно с правилами, начертанными в Уставе о Военно-Учебных Заведениях, для медиков, осматривающих детей, при поступлении их в Корпус. ї6. Каждого, к приему представленного, хотя бы он и был уже осмотрен медиками в губерниях, или другими посторонними, для вящего удостоверения, осматривают медицинские чиновники Заведения, не имеет ли он каких-либо телесных недостатков, или не слабого ли сложения и здоровья, а буде кто таковым ока-жется, того принимать не должно. ї7. Время представления воспитанников в Заведения, располагать должно таким образом, чтобы все предварительные осмотры их, рассмотрение документов и самый прием воспитанников, могли быть кончены: в Пажеский и 1-й Кадетский Корпуса к 1-му Января, во 2-й Ка-детский к 1-му Мая, а в Павловский 1-го Сен-тября каждого года. ї8. Директоры сих Заведений до сих сроков за четыре месяца, обязаны публиковать в С.-Петербургских и Московских ведомостях, что ежели кто из родителей или родственников опоздает прислать или подать начальству оных Заведении прошение о принятии детей, т.е. не представит прошения с документами, по край-ней мере, за два месяца до вышеозначенных сроков или же здоровье детей и документы их не будут соответствовать начертанным здесь Правилам, то таковым в приеме будете отка-зано. ї9. Образ воспитания и учения для каждого Военно-Учебного Заведения начертан в Уставе для Военно-Учебных Заведений. ї10. Ежегодно, после экзамена, воспитанни-ки верхних классов, заслужившие одобрение начальства по успехам в науках и похвальной нравственности, коим от роду не менее 18-ти лет, представляются к произведению в офицеры: из числа отличнейших по наукам и нрав-ственности некоторые в Гвардию, а другие в Артиллерию и Инженерный корпус; успевшие же по наукам менее сих первых, назначаются в армейские пахотные и кавалерийские полки. При сем наблюдать, чтобы в кавалерию назначаемы были только из тех, кои имеют достаточное состояние и без нужды в кавалерии содержать себя могут. ї11. Представления о воспитанниках, удостаиваемых к произведению в офицеры и из пажей в камер-пажи, делать по окончании годового экзамена, соображаясь со сроками приемов, показанными ї7. ї12. Когда представления о воспитанниках, назначаемых к произведению в офицеры, удос-тоены будут Высочайшего утверждения, тогда Заведения обмундировывают их установленным порядком из Всемилостивейше жалуемого денежного пособия, по форме тех полков, в который кто на службу поступает; по совершенном же обмундировании и отдании в Высочайших приказах о производстве их, приводятся они на верность службы Его Императорского Величества к присяге, и отправляются в места нового их назначения. ї13. Пажескому Его Императорского Вели-чества Корпусу сохраняются все преимущества, коими он пользуется; в том числе и дозволение избирать полк, в который кто на службу поступить желает, и получение при производстве в офицеры наградных денег: камер-пажам 500, а пажам 100 руб. серебром. ї14. Произведенным в офицеры из прочих Заведений сохраняются также все выгоды и пособия, коими они пользуются при обмундировании и отправлении их в полки, т.е. каждому выдавать от казны третное жалованье по роду войск, в которые они назначены, и в добавок к тому по 75 рублей (ассигнациями). ї15. Старшинство воспитанников, при про-изводстве в офицеры, назначается по количеству баллов, при последнем экзамене в Заведении полученных, c тем однакож, что фельдфебелям отдается преимущество пред унтер-офицерами, а унтер-офицерам пред прочими воспи-танниками. ї16. О каждом из воспитанников, в офицеры произведенном, доставляется к новому его начальству, за подписанием Директора, Форму-лярный список по заведенному порядку. ї17. По воспоследовании выпуска в офицеры, роты комплектуются следующим порядком: гренадерская из воспитанников отличной нравственности, оказавшись по экзамену хорошие успехи и поступивших в верхние классы; а прочее по летам их: 1-я рота из 2-й, 2-я из 3-й, 3-я из неранжированной, a сия последняя из вновь определяемых и из кадет Александровского Корпуса. ї18. Неспособные же к военной службе, но впрочем равного достоинства с удостаиваемыми к произведению в офицеры, представляются к определению в Гражданскую службу: равняющиеся с назначенными в Артиллерию и Инженеры, с чином 12 класса, a прочие с чипом 14 класса. Каждому из них выдавать от казны 100 руб. (ассигнациями) и прогоны на две лошади до места родины. ї19. Если случатся такие воспитанники из достигших 16-ти летнего возраста, которые, при похвальном поведении, от недостатка в способ-ностях, не могли приобресть тех познаний, кои потребны, чтоб быть удостоенными к произведению в офицеры, таковых представлять к выпуску в армейские полки подпрапорщиками или юнкерами. ї20. Если окажутся воспитанники поведения, благородным юношам несвойственного, и принятые к исправлению их меры остались безуспешны: таковых, если они достигли 16-ти летнего возраста, выписывать в наказание ниж-ними чинами. Для сего о каждом таковом воспитаннике корпусное начальство должно предста-вить мнение, на важности проступка основанное, сколько лет оставлять его без производства в следующие звания, с тем, что и по прошествии того числа лет, не может он быть произведен иначе, как по усмотрению на службе совершенного его исправления. Но если бы оказа-лись и такие воспитанники, кои прежде достижения 16-ти летнего возраста предались таким порокам, что корпусное начальство, с одной сто-роны усматривает невозможность к исправлению, а с другой вред, могущий распространит-ся и на других воспитанников, то об удалении из Корпуса столь опасного воспитанника, следует представлять высшему начальству. Меру cию употреблять должно наиболее против таких воспитанников, в коих оказалось явное неуважение к старшим и непослушание: ибо кто не способен повиноваться, тот и в служб в терпим быть не может. ї21. Воспитанник в Заведении, по болезни, или иным случаям сделавшийся к службе во-все неспособным, возвращается родственникам, если они того пожелают; в противном же слу-чае, или ежели нет родственников, принимается он на попечение Правительства. Устав делится на три части. Первая говорит о физическом и нравственность воспитании; вто-рая - об умственном образовании кадет, а третья - распорядительная, заключает управление второклассными Военно-Учебными Заведениями. Цель физического воспитания кадет есть сбережение и подкрепление их здоровья, развитие и усовершенствование телесных сил и способно-стей; а потому образ жизни кадет должен быть деятельный, но простой и правильный. На сем основании употребление времени распределялось по уставу следующим порядком: на сон восемь часов; на одевание, умывание, молитву и завтрак по утру - час; на вечернюю молитву и раздевание - полчаса; на занятия в классах семь ча-сов; на гимнастические упражнения, включая и военную экзерцицию, два часа; на повторение уроков два часа; на обед и ужин полтора часа и, наконец, на отдохновение и игры два часа. Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы сделать воспитанников добродетельными и благочестивыми; а потому главнейшие нравственные качества, которые должны быть внушены воспитанникам, суть: власть над собою, воздержность, укрощение страстей, стремление к усовершенствованию себя, деятельность, порядок, честность, бескорыстие, правдолюбие, справедли-вость, твердость духа, неустрашимость и скром-ность. Главнейшие награды за хорошую нрав-ственность и успехи в науках, определенные уставом: прибавление числа баллов за поведение, производство в кадетские унтер-офицеры и фельдфебели и производство по окончания курса наук в офицеры; сверх того имена отличнейших воспитанников, из числа выпускаемых из Корпуса, полагалось вписывать в особую кни-гу, со внесением сего отличая в Формулярные списки тех, кои оного удостоены. Наказания определены уставом следующие: замечание, выговор, стояние у классной доски, недопущение к играм и прогулкам товарищей, стояние за штрафным столом, лишение одного или двух блюд, неотпуск со двора, содержание под арестом, содержание на хлебе и воде, надевание серой куртки, телесное, соответственное вине и летам наказание, исключение из Корпуса и выпуск из Заведения нижним чином. Цель умственного образования состоит в том, чтобы, возбуждая собственную деятельность ума учащихся, и изощряя умственные способно-сти, довести их до необходимой степени знании в следующих предметах: I) Законе Божьем Греко-Росийского, Римско-Католического и Евангелического исповданий, кто из воспитанников к которому принадлежит, и Священной Истории, соображаясь с постановлениями высшего духовного начальства. 2) Языках: Российском, во всей полноте и совершенстве, кроме поэзии, Немецком и Французском. 3) Чистописании на тех же трех языках. е) Рисовании. 5) Черчении ситуационных планов. 6) Геометрии. 7) Истории. 8) Арифметике. 9) Алгебре, с применением оной к Геометрии. 10) Геометрии простой. 11) Прямолинейной Тригонометрии, с применением оной к съемке. 12) Правилах строевой, гарнизонной и лагерной службы, с изложением главных правил Тактики и самой войны. 13) По-левой Фортификации. 14) Начальных понятиях об Артиллерии. 15) Военном судопроизводства и письмоводстве. Сверх того предназначаемыми к выпуску в артиллерию и саперные батальоны преподавать: Конические сечения, начальные основания Механики и Гидравлики, начальные основания Физики и Химии, продолжение Артиллерии, общие правила Долговременной Фортификации, атаки и обороны крепостей и Минное Искусство. Кроме военной экзерциции назначено было учить кадет: лазить, плавать, танцевать, фехтовать, вольтижировать и верховой езде; а также упражнять в играх, служащих не только к забаве, но и к возбужденно внимания и упражнения глазомера. Классы разделены были на три отделения: нижнее, среднее и верхнее; каждое отделение - на три степени, а всякая степень на столько классов, чтобы в каждом из них было не более 35 воспитанников. В третьей части, распорядительной, подробно бы-ли изложены обязанности чинов, служащих при Заведениях и управление оными по части хозяй-ственной, для чего в каждом Заведении учрежден хозяйственный Комитет из директора, батальонного командира, штаб-офицера и полицмейстера. Комитету сему вменялось в обязанность: рассматривать все дела относящаяся до экономической части и давать по оным разрешения журналами за общим подписанием; ста-раться умерять расходы и отвращать излишество или недостаток; вызывать подрядчиков к разным поставкам и производить торги. Ежеме-сячно поверять имеющиеся у казначея книги: о приходе и расходе штатной суммы и о при-ходе и расходе собираемой по разным предметам экономической суммы; рассматривать представляемые экономом ведомости и счеты подрядчиков о искупленных и поставленных припасах и вещах, а также донесения полицмейстера о произведенных работах и употребленных материалах.

Н. Мельницкой.

Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России.

(Сухопутного ведомства). т. 1, ч. II1. -

СП б., 1857).

0x01 graphic

Постройка Чёртова моста, 1830-32.

Художник Карл Эдуард Фердинанд Блехен

  
   277
   Общие правила военных действий.
   Во всех сражениях и походах главное правило таково: то, что тебе полезно, должно быть вредным для врага, то, что помогает ему, тебе всегда идет во вред. Поэтому мы не должны делать или не делать ничего, что соответствует его воле, но только то, что мы сочтем полезным для себя. Ведь ты начнешь действовать против себя, если будешь подражать тому, что он сделал в своих интересах, и обратно: то, что ты попытался сделать для себя, обратится против него, если бы он пожелал подражать. Кто на войне больше наблюдает за ночными дозорами и пикетами, больше трудится над упражнением своих воинов, тот менее подвергается опасностям. Никогда не должно ставить в боевой строй воина, которого ты раньше не испытал. Лучше победить и укротить врага недостатком продовольствия, внезапными нападениями или страхом, чем сражением, в котором обыкновенно больше имеет значения счастье, чем доблесть. Нет лучше плана, чем тот, которого не знает враг, пока ты его не выполнил. Благоприятный случай на войне обычно больше оказывает помощи, чем доблесть. Если ты побудил вражеских воинов перейти к себе или они сами переходят, если они это делают искренно, в этом много уверенности для нас в успехе, так как врагу наносят больший удар перебежчики, чем убитые. Лучше в тылу боевого строя сохранять много отрядов в резерве, чем широко растянуть боевой строй. С трудом может быть побежден тот, кто умеет правильно судить о войсках своих и своего противника. Больше пользы от доблести, чем от численности. Часто больше пользы приносит местность, чем храбрость. Немногих людей природа рождает храбрыми: практика и опыт своими хорошими наставлениями делают такими гораздо большее число людей. Благодаря труду войско процветает, от безделья стареет и слабеет. Никогда не выводи войска в открытое сражение, если не видишь, что оно надеется на победу. Внезапное пугает врага, обычное немногого стоит. Кто неосмотрительно преследует, расстроив свои ряды, тот хочет отдать противнику победу, которую сам получил. Кто заранее не приготовил продовольствия и всего необходимого, тот побеждается без оружия. Кто превосходит врага численностью и храбростью, сражается квадратным строем; это - первый способ. Кто считает себя неравным врагу, пусть правым своим крылом гонит левый фланг неприятеля; это - второй способ. Кто уверен, что его левое крыло очень сильно, пусть нападает на правый фланг неприятеля; это - третий способ. У кого хорошо обученные воины, тот должен начинать бой на обоих крыльях: это - четвертый способ. У кого хорошее легковооруженное войско, пусть он нападает на оба неприятельских крыла, поставив перед боевым строем метателей дротиков и стрел; это - пятый способ. Кто не полагается ни на численность войск, ни на их доблесть, если ему придется вступить в бой, пусть он ударит правым своим крылом на левое неприятельское, а остальные свои войска вытянет, наподобие вертела; это - шестой способ. Кто знает, что он имеет войска или более малочисленные или более слабые, пусть - это седьмой способ - с фланга имеет себе для поддержки или гору, или город, или море, или реку, или что-либо иное. Кто более уверен в своей коннице, пусть он ищет места, более подходящие для конницы, и ведет бой больше при помощи конницы. Кто полагается на свои пешие войска, пусть выбирает местность для пешего войска и ведет бой пешими войсками. Когда вражеский шпион тайно ходит по лагерю, все получают приказ днем войти в свои палатки, и шпион тотчас же обнаруживается. Когда ты узнаешь, что твой план предательски сообщен противникам, тебе, конечно, следует переменить свое намерение. Что нужно сделать, обсуждай со многими; но что ты собираешься сделать - с очень немногими и самыми верными, а лучше всего - сам с собой. Солдат исправляют на местах стоянок страх и наказание; а в походах их делают лучшими надежды и награды. Хорошие вожди вступают в открытый бой только при благоприятных обстоятельствах или при крайней необходимости. Великим является намерение потеснить врага скорее голодом, чем оружием. Каким способом ты намерен сражаться, пусть враги не знают, чтобы они не замыслили найти против этого какие-либо средства.

Флавий Вегеций.

Вестник древней истории. -

М., Соцэкгиз, 1940 г., N 1.

0x01 graphic

Взорванная башня Гейдельбергского замка, ок. 1830.

Художник Карл Эдуард Фердинанд Блехен

  
   278
   ОБЯЗАННОСТИ МУЖА И ЖЕНЫ.
   Внимая закону Божию, муж и жена должны любить друг друга крепко и неизменно, должны переносить взаимные недостатки с терпением и снисходительностью, должны быть откровенны друг к другу и усердны в попечении о доме, должны ненарушимо хранить супружескую верность, чистоту и целомудрие, и единодушно заботиться о достижении последней цели земного бытия. Рассмотрим сии обязанности несколько подробнее: ибо это стоит нашего внимания: верное исполнение их - есть необходимое условие семейного счастья, равно как нарушение их - будет иметь неизбежным следствием расстройство нашего счастья и неисчислимые огорчения. Первый долг наш в супружеском союзе есть постоянная и крепкая взаимная любовь. Это первое условие супружеского союза, чтобы вы, муж и жена, были оба, по закону Божию, в плоть едину, составляли одно тело. А когда вы одна плоть, то взаимную любовь внушает вам сама природа: "Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как Господь церковь...", - учит св. Апостол (Еф.5,29). Эта любовь, утверждаясь на любви к Богу, есть источник всех супружеских добродетелей: питая взаимную любовь, вы охотно и легко будете исполнять и другие ваши обязанности друг к другу, так как, по слову Апостола, "...любовь есть исполнение закона" (Рим.13,10), и "...совокупность совершенства" (Кол.3,14). Эта любовь есть источник вашего взаимного спокойствия и счастья; она облегчает все трудности, скорби и болезни вашего супружеского состояния; она дары счастья возвышает, и нужды бедности делает сносными. А где нет сей любви, там и при видимом счастье, среди обилия и довольства, не иссякает источник внутренних беспокойств, огорчений и слез. Будьте внимательны к ежедневным опытам семейной жизни: и сами будете видеть, как такая любовь необходима вам, супруги, для вашего взаимного счастья; и какое, напротив, великое несчастье для вас не иметь сей любви. Помня важность и необходимость этой добродетели, молите Господа, чтобы благодать Святого Духа всегда пребывала с вами, утверждала вас в истинной любви и охраняла от всех искушений, могущих ослабить и разрушить этот союз любви. Чтобы ваша взаимная любовь была тверда и ненарушима, вы должны переносить взаимные недостатки с терпением и снисходительностью. Сколько не будете стараться, по взаимной любви, угождать друг другу; но не можете поручиться за то, что никогда ничем не оскорбите друг друга, или, что один в другом ничего не будет видеть неприятного для себя. Это невозможно; на земле между смертными нет такого полного и неизменного совершенства, которое бы само собою могло быть источником ненарушимого мира, согласия и довольства. Поэтому и необходимо вам иметь терпение и снисходительность друг к другу, как врачевание против всех случаев к несогласию и ослаблению взаимной любви. Терпение заповедано самим Господом: "в терпении вашем стяжите души ваши". И в семейных ваших отношениях нужно тоже терпение, по заповеди Господней. Встречаешь ли ты, муж, какое не по нраву тебе свойство в жене, с которою однажды навсегда соединился ты узами брака: покрой неприятное терпением. Видишь ли поступок, или слышишь слово, которое не по сердцу тебе: опять употреби в помощь терпение и суди о жене снисходительно, как о немощнейшем сосуде. Умей врачевать раны благоразумием и любовью, как глава союза, и никогда не будь нетерпелив и неснисходителен. То же делай и ты, жена, по отношению к твоему мужу, всегда помня, что Бог поставил его твоим главою, и ты должна быть ему покорна. Так в терпении друг друга тяготы носите, и ограждайте вашу взаимную любовь от всего вредного для нее, от всякой опасности ослабить или потерять ее. Чтобы ненарушимо сохранять взаимную любовь, вам надобно быть откровенными и доверчивыми друг к другу. Недоверие, естественно, сопровождаемое скрытностью, обыкновенно бывает источником подозрений и питает несогласия. Если дадите место в сердцах ваших недоверию и скрытности: то, какое множество неприятностей, по необходимости, возникнет между вами! Не допускайте, чтобы вам когда-либо самим испытать эти скорби и болезни, происходящие от несогласия: но всегда можете видеть их там, где есть взаимное недоверие. Общая обязанность мужа и жены - заботиться о благополучии своего дома и о благосостоянии всех членов семейства. Усердие и трудолюбие созидают и утверждают благосостояние дома, а нерадение и леность расстраивают и разоряют его. И муж, и жена для блага дома усердно должны трудиться: и взаимное благо их самих и благо семейства от них этого требуют. Не хорошо, когда один член заботиться и с усердием трудиться для семейного блага, а другой неусердный о том; в таком случае, успех может быть достигнут только в половину, или менее. Но горе, когда один член рачит о благосостоянии дома, а другой не только не заботится о нем, но своей беспечностью или вместе и расточительностью разоряет его; еще большее горе, когда оба, отец и мать дома, беспечны и расточительны. Сами знаете, какой жалкий жребий ожидает этих несчастных! Сами видали, и можете видеть, каким скорбям и бедствиям подвергаются такие семейства. Никакой запас в средствах, никакое наследство, никакие обороты не обеспечивают их от затруднительных обстоятельств. В их руках всякое богатство, как в огне горит или в воде тонет, - так скоро все у них из рук выпадает, и они остаются ни с чем, а часто притом и обремененные долгами. Берегитесь, бойтесь этого зла! Знайте, что Господу неугодно такое поведение. Знайте, что в этой жизни Богом назначено каждому человеку трудиться и добывать хлеб трудами рук своих, в поте лица (Быт.3,19). "Если кто не хочет трудиться, - говорит истина, - тот и не ешь" (2Фес.3,10). Знаете, также, как Бог благословляет тех, кто, всегда благоговейны пред Ним, живут в умеренности и трудолюбии; благами этой жизни пользуются благоразумно, как дарами Божиими; не присваивают себе чужого и не расточают своего, а каждому дару назначают свое употребление по нужде и для славы Божией, всегда и за все благодаря небесного Дарователя. В руках таковых и малое бывает лучше великого богатства. На них сбывается слово мудрого: "Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога" (Притч.15,16). Особенная, непременная обязанность ваша, муж и жена, - хранить супружескую верность. Знаете, и должны всегда помнить заповедь Божию: "...и будут два одной плотью..." (Мф.19,5). По этому Божественному закону, как учит Апостол: "Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" (1Кор.7,4). Видите, благословенная чета, в каком тесном отношении между собою поставлены вы союзом брака? К какой верности обязались вы? Уже не имеете права независимо друг от друга располагать своим телом: вы два одно; одно принадлежит другому; одно другим располагает; одно от другого неотделимо. Так вы обязаны сохранять эту верность и это единство до конца жизни. "Соединен ли ты с женой, - пишет Апостол, - не ищи развода" (1Кор.7,27). Как одно, вы и должны оставаться одно навсегда. Помните, что этот долг не человек возлагает на вас, но Бог. Помните, как строго обязывает вас к этой верности Христос Спаситель: один взгляд мужа на чужую жену, или жены на чужого мужа, Он называет прелюбодеянием: "А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф.5,28). Господь хочет, чтобы ваша взаимная любовь не была нарушаема не только внешними поступками, но и внутренними расположениями. Бог взирает не только на дела, но и на внутренние движения. Он хочет, чтобы мы истребляли зло в самом корне его. Кто будет питать корень зла, тот увидит возросшее древо зла. От внутренних худых расположений рождаются и самые поступки. А вам известно, какое тяжкое зло - нарушение супружеской верности! Знаете, как это несогласно с Божественным законом, и как недостойно святости союза освященного таинством! Если прибавить к этому и те худые последствия, какие обыкновенно происходят от нарушения супружеской верности. Какое тяжкое оскорбление терпит чрез это невинная сторона! Какой позор причиняется семейству! Столько и других зол отселе вытекает, как из своего горького источника, каковы, например, несогласия и раздоры, постыдная молва, нерадение о доме, расстройство имущества и тому подобное! Какое несчастье это для потомства! Какой соблазн для детей, когда они приходят в возраст! Какое горькое наследство для них - быть детьми родителей, подвергающихся такому бесславию! Представим все вредные последствия супружеской верности, вы поймете, почему Бог в древности через Моисея повелел так строго наказывать нарушителей супружеской верности, заповедав их предавать смерти (Лев.20,10). Апостол Павел изрекает таковым страшный суд Божий: "...блудников же и прелюбодеев судит Бог" (Евр.13,4); "...ни блудники... ни прелюбодеи... - Царства Божия не наследуют" (1Кор.6,9-10). При верности супружеской вы должны помнить святость вашего союза, и хранить супружескую чистоту и целомудрие; должны блюсти себя, по слову Апостола, "...чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1Кор.7,5), вести себя воздержанно и свято, как прилично христианским супругам. И невинные удовольствия супружества надобно вам подчинять высшим целям и иногда, по слову Апостола, "...имеющие жен должны быть как не имеющие..." (1Кор.7,29), особенно в известные времена, да пребывайте в посте и молитве, и вообще - дабы не быть рабами плоти, но ходить духом: "Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости" (1Фес.4,7). Все христиане, как спутники Иисуса Христа, стоящие под знаменем креста Его, должны быть добрыми воинами против врагов своего спасения; бодрствовать над собою и всегда носить в своих сердцах светильники чистой веры и любви к Богу. Потому и вам, благочестивые супруги, надобно всегда бодрствовать над собою. Не давайте воли воображению: обуздывайте движения, влекущие к греху, страхом Божиим; устраняйте все случаи к нарушению супружеской чистоты и целомудрия. Для этого надобно вам всегда соблюдать скромность в словах, в одежде и во всех действиях; всегда питать в сердце сыновний страх к Богу и усердно служить Ему, упражняясь в христианских добродетелях. Главная обязанность ваша, благочестивые супруги, для настоящей жизни та же, какая лежит на каждом христианине, именно: приготовление к жизни вечной через веру и соблюдение заповедей Божиих. Эту обязанность вы должны всегда помнить и глубоко носить в своем сердце. Старайтесь блюсти себя только чистыми и святыми, чтобы ваши супружеские взаимные отношения не только не препятствовали вам в достижении спасения, но напротив, содействовали и облегчили для вас шествие к небесному отечеству. Никто не думай, что это невозможно или слишком трудно; только будьте внимательны к себе, постоянны в благом деле и увидите из самого опыта, как это возможно и как благотворно и спасительно для вас; увидите, что только истинное благочестие и может вас сделать истинно счастливыми. Этого счастья достигнете, если, питая любовь, друг к другу, как искренние друзья, в то же время более всего будете любить Бога, как всеблагого Отца; будете стараться во всем поступать по заповедям Его, все дары счастья принимать с благоговейною признательностью и благодарностью к Нему; будете к Нему прибегать во всех нуждах, на Него уповать во всех скорбях и несчастьях. Вы, как верные друзья, искренне желая друг другу совершенного счастья, должны взаимно питать друг к другу дух истинного благочестия искренними советами и напоминаниями, и каждый, собственным примером. Много делаете вы для своего счастья, если благоразумно угождаете, друг другу и тем поддерживаете между собою мир и согласие; но несравненно более сделаете, если при этом будете всегда исполнять заповеди Божии и всегда благоговейно ходить пред Богом. Вы будете истинно счастливыми, если так станете хранить и питать в себе любовь к Богу; и по этой любви с постоянной ревностью соблюдать заповеди Божии. Они будут для вас светильником на всех путях вашей жизни, и благословение Божие никогда не оставит вас. Вот ваши общие обязанности, которые нераздельно принадлежат и мужу и жене. Но есть и особенные обязанности, из которых одни преимущественно относятся к вам, мужи, а другие принадлежат вам, жены. Как важны и святы показанные теперь общие ваши обязанности, так важны и святы и частные обязанности мужа и жены. Они также заповеданы Богом, положившим различие полов и качеств, принадлежащих каждому полу порознь. Послушайте вы, мужи; покажу кратко сперва ваши частные обязанности. Муж есть глава своей жены, это преимущество усваивает ему сам Бог, даровавший мужскому полу преимущественные силы в самой природе его. Это преимущество Бог утвердил и особым законом, когда изрек суд свой первосозданной жене: "...и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (Быт.3,16). Апостол учит: "Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж..." (1Кор.11,3; Еф.5,23). Поэтому и муж должен удерживать за собою преимущества, свойственные ему, как главе, управляющим членами семейства. Поэтому в попечении и благосостоянии семейства мужу особенно принадлежат те занятия и труды, которые требуют больших сил, физических или нравственных. Муж, как глава жены, должен благоразумно руководить ею во всех обстоятельствах жизни, требующих его помощи: с христианскою кротостью замечать и исправлять ее недостатки и предусмотрительно заботиться о нуждах ее. Но при этом муж должен обращаться со своею женою всегда почтительно, с приличным уважением, а не как с рабою. Этого требует Богом установленное отношение мужа и жены, как членов одного тела: ибо, по закону Божию, оба плоть едина. "Так должны мужья любить своих жен, - учит Апостол Павел, - как свои тела: любящий свою жену любит самого себя" (Еф.5,28). "Также и вы, мужья, - говорит Апостол Петр, - обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни..." (1Пет.3,7). Муж, как глава семейства, преимущественно обязан заботиться о благоустройстве и благосостоянии дома. Его долг смотреть за порядком во всех частях семейного общества; иметь в виду не только настоящее его состояние, но, сколько прилично христианину, прилагать предусмотрительное попечение и о будущем. Земледелец осенью бросает семена в землю, чтобы получить жатву на будущее лето. Так поступает и благопопечительный отец семейства: чего хочет достигнуть в будущем, тому полагает начало в настоящем. Нерадение и беспечность должны быть совершенно чужды отцу семейства: и каждому человеку закон Божий велит трудом добывать хлеб, а отец семейства обязан заботиться не о себе только, но и о своем семействе. Апостол так обличает нерадивых: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1Тим.5,8). Муж, как глава семейства, должен с христианскою любовью и благоразумием заботиться не о земном только благополучии дома, но особенно о душевном спасении всех членов семейства. Поэтому он и словом и примером жизни обязан руководствовать их к благочестию и показывать собою образец христианских добродетелей, чтобы ему своими делами светить для всех членов ее к прославлению Бога. Муж должен помнить, что жена, по установлению Божию, есть помощница его. Поэтому во всех важных семейных предприятиях и делах долг внушает ему советоваться с женою, как для того, чтобы получить от нее пособие в суждении о деле, так и для того, чтобы оказать ей приличную честь, а через то соблюдать надлежащее к ней отношение и поддерживать взаимное согласие и любовь. Когда жена, как помощница и подруга мужа, дает ему свои мнения и советы: муж должен слушать и принимать их со вниманием и уважением. И в том случае, когда голос жены, по основательному рассуждению, не может быть принят, муж не должен отказывать жене в приличном внимании, дабы не оскорбить ее и тем не нарушить прав ее. Истинная христианская любовь и благоразумие покажут, когда и как надобно поступать мужу при таких обстоятельствах. Вот, мужи, ваши особенные обязанности! Бог, одаривши вас преимущественными правами, возложил на вас и преимущественные заботы и труды. Послушайте и вы, жены: есть и у вас свои обязанности, которые Бог предписывает вам. Вы должны знать их, и исполнять с постоянным вниманием и ревностью. Это необходимое условие вашего счастья. Вот ваши особенные обязанности. Жена должна всегда оказывать своему мужу нелицемерное почтение, как главе семейства. Эту обязанность внушает ей Бог и законом природы, создав ее слабейшею в сравнении с мужем и, назначив ей быть помощницею мужа. К сему обязывает жену и определение Божие, которое вы слышали: "...к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою <...> Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви..." (Еф.5,23). Пусть иногда жена и превосходит мужа естественными или нравственными качествами, образованием и опытностью: но и в таком случае, она не имеет права выходить из своих пределов, установленных законом Божиим, а должна всегда свято сохранять в душе и показывать на деле приличное уважение к мужу. Благоразумие и любовь жены к мужу, ее искренняя попечительность о мире и спокойствии семейного общества, укажут способ, как может она правильно употреблять свои преимущества, не нарушая, но во всей точности, исполняя долг почтительности к своему мужу. Жена, для соблюдения законного отношения к мужу, во всех действиях своих должна оказывать ему повиновение, как своему главе и господину дома. Иначе в семейном обществе не будет желаемого благоустройства, порядка и мира. Апостол обязывает жен к этой покорности высоким значением таинства брака, когда говорит: "Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем" (Еф.5,24); "Жены, повинуйтесь мужьям своим как прилично в Господе" (Кол.3,18); "...а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии" (1Тим.2,12). Жена, как верная помощница своего мужа, должна во всех случаях семейной жизни стараться оказывать помощь своему мужу, заботясь об общем семейном благе. Мужа, обремененного тяжелыми трудами, она должна, как искренняя подруга, стараться успокаивать и утешать всеми возможными мерами предусмотрительного благоразумия и любви. Жена, как мать семейства, преимущественно обязана иметь попечение о внутреннем благоустройстве дома, заботиться о порядке домашних дел, своим благоразумием сберегать приобретаемое трудами мужа, смотреть не только за детьми, но и за домашними, удалять все вредное для семейства и, по возможности, приводить все в лучший порядок и благоустройство. Жена, как мать семейства, должна особенным усердием заботиться о поддержании и возвышении духа благочестия и добрых нравов в недрах семейства. Она, как несвязанная общественными должностями и менее обремененная внешними делами, пребывая в кругу семейства, более иметь удобства прилагать попечение о нравственном состоянии дома, питать благочестие и христианские добродетели в членах домашней церкви. Это святое упражнение послужит для жены наилучшим пособием в исполнении других ее обязанностей; оградить ее от соблазнов и искушений; утвердить добрый нрав ее, и будет обильным источником христианских добродетелей и истинным украшением ее нравственного достоинства. Вот, жены, ваши особенные обязанности, преимущественно на вас лежащие! Помните их и старайтесь исполнять верно, с искренним усердием. К этому обязывает тебя, каждая жена, и твоя любовь к супругу твоему, и попечение о взаимном вашем счастье и твой долг, Богом предписанный тебе. Итак, мужи и жены, видите ваши общие и особенные обязанности! Всегда носите их в памяти вашей и с благословением к Богу соблюдайте их, не как правила человеческие, но, поистине, как правила Божии. Бог предписывает их вам и внушениями здравого разума и учением священного Писания. Он всегда утверждает сии обязанности ваши, как Свои божественные законы, посылая Свое благословение и мир соблюдающим их; и, напротив, лишая сего нарушителей их. Поэтому и для вашего семейного благополучия вы необходимо должны стараться благоугождать Господу соблюдением Его заповедей и ваших супружеских обязанностей. Где нет благословения Божия, там нет счастья; там нет мира, нет истинных утешителей и радостей; там нет истинного довольства и не может его быть, ибо нет необходимого к этому условия, то есть, благоволения и благословения Божия, всегда сильного восполнить все наши недостатки и лишения. Молитесь Господу Богу, да утвердит вас благодать Его на пути истины и научит, и да содействует вам всегда и во всем с постоянною и неизменною ревностью соблюдая волю Его в честь и славу Пресвятого имени Его, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

А.В.Рождественский.

Семья Православного христианина. -

СП б., 1902.

  


 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023