ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Местничество в России и "американская Спарта" над Гудзоном

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Петр был потому Велик, что мыслил масштабно, творил гениально и поступал во благо своей Отчизне. Как никто другой он понимал, какова его роль и всегда старался в каждом новом деле показывать пример другим. ... Сегодня у нас есть "богатство ума снизу и малоумие сверху"... Информация к размышлению журналистов В.Салькова и А.Шитова


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
   "Бездна неизреченного"...
  
   Мое кредо:
   http://militera.lib.ru/science/kamenev3/index.html
  

0x01 graphic

  
  

МЕСТНИЧЕСТВО В РОССИИ И

МЕРИКАНСКАЯ СПАРТА" НАД ГУДЗОНОМ

Петр был потому Велик, что мыслил масштабно, творил гениально и поступал во благо своей Отчизне. Как никто другой он понимал, какова его роль и всегда старался в каждом новом деле показывать пример другим.

Сегодня у нас есть "богатство ума снизу и малоумие сверху"...

  
   Отбор лиц, пригодных для военного образования - ВОПРОС ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ.
  
   Его не следует вверять в руки военной администрации военно-учебных заведений.
  
   Нам предстоит подтвердить тезис о том, что прием в военно-учебные заведения - это дело общегосударственного, а не ведомственного и, тем более, не местного (вузовского) значения.
  
   Схема наших рассуждений проста: так же как элитное семя дает благородный побег, так и лучшие по своим качествам абитуриенты в последующем станут лучшими офицерами.
  
   Следовательно, должна быть такая "приемка", такой отбор, который позволял бы не набирать заранее негодные к офицерской службе кадры, а выбирать только тех, кто способен стать офицером.
  
   Справиться с такой важной задачей могут только компетентные лица, с чистой совестью, благородной душой и правильным пониманием национальных требований к подготовке офицерских кадров.
  
   На местах таких кадров, в каждом военно-учебном заведении, нет.
   Там сильны действия местнических, а то и корыстным интересов.
  
   В российской практике было разработано ряд приемов, дававших в разное время свой положительный результат. Так, по существовавших с 1863 г. правилам для приема в военные гимназии все просившиеся делились на 13 разрядов, сообразно со служебными правами своих отцов.
  
   Было признано необходимым установить следующие правила приема в гимназии:
  
  -- На полное казенное содержание зачислять только:
  -- 1)сыновей военнослужащих или служащих на военной службе, кои не имеют своего имущества или капиталов, приносящих доход, обеспечивающий воспитание их детей и
  -- 2)отцы коих заслужили право на сохранение мундира при увольнении из военной службы.
  
   Из числа этих детей допускались к приему:
  
      -- а)без конкурсного испытания, но по выдержании установленного экзамена - сироты без отца и матери;
      -- б)сироты, отцы коих убиты на войне и при исполнении служебных обязанностей, или умерли от ран, увечий.
  
   В этих правилах прослеживается идея благотворительности, что, само по себе важно делать, но, думается, не в рамках военного образования.
  
   В военное образование следует отбирать по принципу соответствия людей, желающих стать офицерами, тем требованиям, которым они должны отвечать.
  
   В связи с остротой проблемы сегодня государство должно взять на себя заботу о наборе в военно-учебные заведения, возведя этот вопрос в ранг вопроса общегосударственного.
  
   Нынешнее традиционное решение вопроса о наборе пополнения контингента лиц для получения военного образования таков: испытание по общеобразовательным предметам (иногда - в дополнении с проверкой физического состояния); прохождение конкурсного отбора на основании данных экзамена; зачисление в штат воспитанников военно-учебного заведения.
  
   Примечательно то, что набор воспитанников осуществляет администрация того военно-учебного заведения, в котором предстоит учиться абитуриентам впоследствии ("набор для себя", а если быть более точным, - "набор под себя").
  
   Из задачи общегосударственного значения, изначально определяющей судьбу армии на многие десятилетия, эта проблема превращается в задачу местного масштаба, в разрешении которой сталкиваются корыстные устремления местной элиты и власти. Военно-учебное заведение, таким образом, превращается в местную вотчину, комплектуемую и управляемую по принципам местного (эгоистического) интереса, местного кругозора и т.п.
  
   Самый лучший вариант набора в военно-учебные заведения таков:
  
  -- желающий стать офицером, должен пройти курс солдатского обучения;
  -- затем, уверовав в правильность избранной профессии и получив положительную войсковую аттестацию, должен выдержать конкурсный экзамен
  -- и только после этого - получить право на обучение в военно-учебном заведении.
  
   Но такая практика неприемлема в современных условиях по следующим причинам:
  
  -- Во-первых, войсковая (армейская, флотская) практика не является идеальной (хорошей) школой прохождения солдатской науки, а во многих случаях является наглядным "пособием" негодной постановки военного дела, жизни и обучения.
  -- Во-вторых, даже годичный срок отрыва от умственной деятельности (что, как правило, имеет место в низовом войсковом звене), сказывается отрицательно на последующих умственных занятиях.
  -- В-третьих, негодный войсковой опыт, обретенный за время вынужденной "стажировки" в войсках - серьезное препятствие для постижения военной науки и самосовершенствования личности.
  -- В-четвертых, найдется не так много лиц, готовых на собственной шкуре испытать все "прелести" современной солдатской жизни.
  
   Другими словами, даже те немногие, которые рискнут пройти испытание солдатским строем, насмотревшись "картин" армейской жизни, увидев всю неприглядность постановки офицерского труда, придут к единственному заключению - отказаться от мысли стать офицером.
  
   Во что упирается проблема, в чем состоит задача?
  
   Задача состоит в следующем:
  
  -- Создать такие стимулы, чтобы офицерский мундир привлекал цвет русской молодежи, вызывал у нее желание стать под боевые знамена.
  -- Отобрать на конкурсной основе лучших пригодных для офицерской профессии для обучения и воспитания.
  -- Максимально возможно сократить брак при отборе кандидатов на военное обучение.
  -- Создать систему, обеспечивающую качественный отбор среди абитуриентов и не допускающую использования возможностей и средств военного обучения в корыстных, авантюрных и прочих целях.
  
   Обратимся к историческому опыту с целью получить необходимые идеи для сегодняшнего дня.
  
   Следует признать тот факт, что молодые люди, стоящие перед выбором профессии, подвержены целому ряду колебаний, о чем А.Тюшевский писал:
  
   "Воспитанники же кадетских корпусов, как и гражданских учебных заведений, до 17-18 летнего возраста чужды глубоких взглядов на жизнь и оценки окружающей их обстановки.
   В этот период воспитанники всех учебных заведений слишком впечатлительны и восприимчивы, а потому и быстро меняют свои планы, решения, взгляды. Ведь, несмотря на то, что в течение 7 лет воспитанникам кадетских корпусов твердят о почетности военной службы, все-таки немалое количество их уходит в высшие гражданские учебные заведения, а воспитанники гимназий, реальных училищ и других учебных заведений иногда под влиянием случайно прочитанных двух-трех книг военно-исторического содержания увлекаются военной службой и идут в военное училище с самыми радужными мечтами о своей будущей жизни.
  
   Тенденция, о которой писал А.Тюшевский, не только сохранилась сегодня, но и обрела более серьезные очертания: военно-учебные заведения сегодня на каждом этапе военного образования теряют большое число своих воспитанников, которые по разным причинам покидают учреждения и находят себе место в других структурах (уходят лучшие).
  
   Если во времена И.Энгельмана (1908 г.) было отмечено, что "ни в семье, ни в школе, ни в обществе в большинстве случаев нет и следов подготовки к воинскому воспитанию", то сегодня мы, с сожалением, констатируем негативное отношение части общества, ряда преподавателей общеобразовательных и высших школ к своей Армии, воинской службе и идее защиты Отечества.
  
   В силу этого обстоятельства, рассчитывать на их помощь в деле воспитания уважения к Армии, воинской службе и офицерскому долгу не приходится.
  
   Следовательно, правительство, военное ведомство и сами военно-учебные заведения должны формировать престиж офицерской профессии.
  
   К слову сказать, многие верховные правители понимали важность военного образования, относились к нему с большим вниманием, своим Высочайшим одобрением.
  
   К числу таких деяний относится Высочайший указ, данный Сенату в 29-й день июля 1731 года, который, в частности, гласил:
  
  -- "Хотя вечнодостойный памяти Дядя Наш, Государь Петр Великий, Император, неусыпными трудами воинское дело в такое уже совершенное состояние привел, что оружие Российское действия свои всему свету храбростию и искусством показало ... и воинское дело поныне еще в настоящем добром порядке содержится; однакож, чтоб такое славное и Государству зело потребное дело наивящше в искусстве производилось, весьма нужно, чтобы шляхетство от младенческих лет к тому в теории обучены, а потом и в практику годны были; того ради указали Мы: учредить Корпус кадетов, состоящий из 200 человек шляхетских детей, от 13-ти до 18-ти лет".
  
   Для привлечения в военно-учебные заведения молодых людей устанавливались различные льготы.
  
   К примеру, для обучающихся в Военной Академии офицеров, устанавливались следующие преимущества:
  
  -- "1)Всем без изъятия офицерам, образуемым в Военной Академии, производить, во время пребывания в оной, двойное жалованье, по примеру образцовых войск.
  -- 2)Тем из офицеров теоретического отделения, которые, по окончании годичного курса, выдержат успешно переводной экзамен и, при недостаточном состоянии, будут во всех отношениях академическим начальством одобрены, выдавать, в виде награды, положенное уставом Академии прибавочное жалованье, 142 руб. 85 коп. сер.
  -- 3)В практическом отделении производить это же прибавочное жалованье всем офицерам, как подающим уже надежду быть полезными офицерами Генерального Штаба.
  -- 4)По выпуске из Военной Академии, тем офицерам, которые поступят в образцовые войска, производить двойное жалованье и отпускать квартирные деньги, наравне с прочими офицерами образцовых войск, во все время их прикомандирования".
  
   Высочайше утвержденное 20 июня 1867 г. "Положение о Военных Училищах" установило, между прочим, следующие правила для желающих поступить в военное училище:
  
   "Проезд молодых людей в училище и следование их обратно, в случае возвращения к своим частям, делается на собственный счет.
   Прогонные деньги, от пунктов расположения частей войск до мест нахождения училищ, возвращаются им, если они выдержат установленный экзамен".
  
  
   Мы не проводили специального исследования данных о сегодняшних абитуриентах, но, на основании многолетнего опыта работы в ряде военных училищ, личных наблюдений, бесед с коллегами, можем подтвердить, что по призванию в военные училища идут немногие.
  
   Если за формальный признак принять факт преемственности в семье профессии военного, то можно обнаружить следующую картину: только каждый пятый абитуриент - сын военного.
  
   Как и 100 лет назад, в военные училища идут ребята из малообеспеченных и неполных семей, круглые сироты.
   Стучатся в двери училища и юноши-прагматики, которые все заранее рассчитали, а также ребята, у которых такой выбор: училище или колония.
  
   Отдавая себе отчет в том, что каждая классификация грешит неточностью, тем не менее, на примере классификации офицеров генералом Н.Бутовским, установим следующие типы офицеров, которые попадая в военные школы не по призванию, выпускаются из них на горечь командирам, но, главное - в ущерб интересам Армии и безопасности России.
  
  -- Есть порок органический, который иногда глубоко сидит в человеке и в юношеских годах не проявляется. Чем лучше школа, тем больше покрывается этот порок хорошими нравственными наслоениями и может совсем заглохнуть, если юноша попадает в полк, отличающийся хороши служебным и товарищеским духом. Напротив, - достаточно такому юноше увидеть вокруг себя некоторую распущенность, чтобы порок зашевелился и ожил, давая себя знать в проступках и преступлениях, подлежащих ведению обыкновенных судов и судов чести. Винить в этом случае учебные заведения, значит - сваливать с больной головы на здоровую. Эта категория неудачников представляет явление обыденное, присущее каждой армии и не представляющее особого интереса в подробном анализе.
  --
  -- Ко второй категории мы можем отнести людей, которые ошиблись в своем призвании; добровольный уход их из армии или чистосердечное признание в своей нелюбви к военной службе - джентльменский поступок. Это добровольный отказ честного человека от 20-го числа и пенсии; но какие однако чудные люди иногда наблюдаются в этой категории и как жаль, что не во всяком полку они находят обстановку товарищеских и служебных отношений, которые заставили бы их полюбить полк, а от любви к полку уже не трудно перейти и к любви к службе.
  --
  -- Затем следует элемент в высшей степени вредный: - это люди, потерпевшие неудачи в подготовке к другим поприщам и уцепившиеся за военную службу, как за средство к существованию, с полным сознанием своей нелюбви к ней. Эта категория, как увидим ниже, играет большую роль в полковых неурядицах, заражая молодежь своим циничным отношением к службе. Эти представители служебного и товарищеского разврата уходят из полков только по настоянию выдающихся командиров, умеющих находить корень полковых неурядиц. У командиров недалеких, лишенных педагогического глаза, эти люди пользуются успехом, получают повышения и во всяком случае дотягивают до пенсии.
  --
  -- Затем следует категория, представляющая наибольший современный интерес, - это случайные неудачники, свихнувшиеся под влиянием дурных условий службы и способные снова встать на правильный на правильный путь при перемене этих условий. Их можно характеризовать двумя словами: попал в хорошие руки - прекрасный офицер, попал в дурные руки - пропал. Это люди не худые, не испорченные, а только юные, наивные, склонные к соблазну; в их поступках нет ничего сознательно непорядочного, а есть только промахи, иногда очень острые, неожиданные, имеющие своим основанием слепое, юношески - доверчивое подражание старшим товарищам.
  
   Все названные типы относятся к категории офицеров ненадежных, т.е. таких, на которых нельзя положиться и которым нельзя доверить ответственное дело, не опасаясь за его благополучных исход.
   Такие офицеры - язва внутри офицерского корпуса.
  
   Как же сделать так, чтобы изначально поставить преграду на пути тех, которые по объективным показателям не могут быть офицерами?
   Мы не говорим здесь о призвании: его еще надо воспитать в себе.
  
  
   Речь идет об объективных предпосылках к офицерскому званию, а именно, о таких, как:
  
  -- Любовь к Родине, желание служить интересам Отчизны.
  -- Порядочность, развитое чувство чести.
  -- Развития воля.
  -- Высокий уровень интеллектуального развития
  -- Хорошее здоровье и физическое развитие.
  -- Здоровая психика.
  
   В нашем понимании первостепенное значение имеет факт объективного обнаружения указанных задатков, которые трудно усмотреть в аттестатах, характеристиках, анкетах, автобиографиях и т.п.
  
   Собеседования, умелое тестирование, упражнения, данные объективного осмотра, наблюдения и т.п. - инструмент более точный и объективный.
  
   Понимая важность задачи качественного отбора лиц для подготовки к офицерскому званию, надо отдавать себе отчет в том, что справиться с этой работой могут только специалисты высшей квалификации.
  
   В силу же того обстоятельства, что таких специалистов не может быть много, их надо сосредоточить в одном месте, к примеру, - во Всеармейском центре военно-профессионального отбора, за которым необходимо закрепить ряд функций, в том числе:
  
  -- отбор кандидатов для обучения в военных училищах,
  -- отбор кандидатов на должности полковых командиров,
  -- отбор работников генерального штаба,
  -- отбор претендентов на должности высшего командного состава.
  
   Названный центр, имея достаточные полномочия, должен быть защищен от давления со стороны разных должностных лиц, родителей и родственников.
   Он должен обеспечить необходимую фильтрацию желающих получить военное образование, не допуская попадания в ряды обучаемых случайных, корыстолюбивых и злонамеренных лиц.
  
   Региональные организации Центра призваны решить следующие задачи:
  
  -- во-первых, обеспечить необходимую рекламную кампанию на местах;
  -- во-вторых, произвести первичный отбор лиц в своих регионах по методикам Центра;
  -- в-третьих, собирать для Центра информацию о результатах предыдущего качественного отбора кандидатов на офицерское звание.
  
   Таких региональных организаций может быть четыре:
  
  -- центральная (центр и северо-запад России),
  -- южная,
  -- уральско-сибирская и
  -- дальневосточная.
  
   Лица, прошедшие региональный отбор, получают возможность военного обучения после получения положительного результата во Всесоюзном центре профессионального отбора.
  
   Данная система призвана до минимума снизить ошибки при отборе кандидатов на самых ранних ступенях подготовки офицерских кадров, исключить возможности взяток и наживы должностных лиц военно-учебных заведений за содействие в поступлении в вуз, перекрыть каналы для поступления в военные училища тем лицам, которые, имея скрытые духовные пороки, пытаются использовать офицерскую службу в корыстных, а то и злонамеренных интересах.
  
   В конечном итоге, сократятся расходы правительства на военное обучение, а Вооруженные Силы не будут испытывать неудовольствие, неприятности и ущерб от подготовки офицеров лишь по названию и форме.
  
  
  
   0x01 graphic
  
   Информация к размышлению
  
  
  
  
  

В.Сальков

Система отбора для поступления в военную академию США Вест-Пойнт

// Зарубежное военное обозрение. - 1993. - N12.- с.30-32.

   ВОЕННАЯ академия Вест-Пойнт - ста­рейшее и наиболее известное военное учеб­ное заведение США по подготовке кад­ровых офицеров для сухопутных войск. Это одна из трех военных академий, готовящих кадровых офицеров вооруженных сил Сое­диненных Штатов. Она прошла длитель­ный исторический путь развития - от стра­тегически важного укрепленного поста (1778) и ставки Дж. Вашингтона (1779) до современного военного учебного заведения.
  
   Закон о создании военной академии су­хопутных войск в Вест-Пойнт (штат Нью-Йорк) был подписан в 1802 году президентом Джефферсоном. Ее открытие (4 июля 1802 года) совпало с Днем независи­мости США.
   Первый набор слушателей со­ставил всего десять человек.
  
   В дальнейшем выпускники академии принимали активное участие во всех воо­руженных конфликтах на территории США, особенно в войне между Севером и Югом.
  
   Среди них были выдающиеся воен­ные деятели: генералы Грант, Шеридан, Шерман, Джонстон, Брэгг.
   Из 60 сражений гражданской войны в 55 принимали уча­стие выпускники академии, которые зани­мали командные должности. Постепенно она стала приобретать не только чисто воен­ный, но и более широкий, гражданский проф­иль.
  
   С 1902 года в программу обучения были включены такие дисциплины, как иностран­ные языки, история и социальные науки.
  
   В годы первой мировой войны выпуск­ники академии вновь показали себя с самой лучшей стороны на полях сражений. К ее окончанию почти все командиры корпусов и дивизий американских войск во Франции были выпускниками Вест-Пойнта и среди них - командующий американскими эк­спедиционными силами генерал Дж. Першинг.
  
   После войны значительный вклад в развитие академии внес ее новый началь­ник -- генерал Д. Макартур (особенно в области морально-этической и физической подготовки слушателей).
   Именно в это вре­мя при академии был создан комитет чести слушателей и выдвинут лозунг: "Каждый слушатель - отличный спортсмен".
  
   В годы второй мировой войны плеяду во­енных руководителей американских воору­женных сил составили такие военачальники, как Дуайт Д. Эйзенхауэр, Омар Брэдли, Джордж Паттон. В послевоенный период академия продолжала наращивать свой воен­ный и общеобразовательный потенциал.
  
   В настоящее время Вест-Пойнт - наи­более престижное военное учебное заведе­ние США. Туда принимаются граждане Соединенных Штатов со средним образо­ванием в возрасте от 17 до 22 лет, не состоящие в браке и не имеющие на ижди­вении детей.
  
   Для будущих кандидатов при­емная комиссия организует экскурсии по академии. Они проходят в сопровождении курсанта и включают просмотр кинофиль­ма, встречу с курсантами, присутствие на занятиях, посещение казарм и обед в сто­ловой. Экскурсия завершается встречей с офицером приемной комиссии.
  
   Академия использует систему регистра­ции претендентов по предварительным за­явлениям, в соответствии с чем приемная комиссия высылает претенденту анкету, ко­торая заполняется и направляется в прием­ную комиссию вместе с аттестатом об об­разовании (для оформления личного дела).
  
   Поступающие в Вест-Пойнт проходят систему рекомендаций, оценки и отбора.
  
   Рекомендация является юридическим до­кументом для рассмотрения приемной ко­миссией академии деловых качеств пос­тупающего. Ее могут давать лица, уполно­моченные конгрессом.
   Ниже приводится перечень таких лиц и количество даваемых ими рекомендаций.
  
   Вице-президент
   5
   100 сенаторов
   500
   435 членов палаты представителей
   2175
   Представители в конгрессе:
   от округа Колумбия
   от Вирджинских о-вов
   от о. Гуам
  
   5
   2
   2
   Губернаторы территориальных владений:
   Пуэрто-Рико
   Восточное Самоа
  
   6
   I
  
  
   В дополнение к данному перечню лиц для поступления необходимо иметь рекомендации от министра армии, причем еже­годно их количество по категориям рас­пределяется следующим образом.
  
   Дети профессиональных военнослужащих
   100
   Военнослужащие регулярной армии
   85
   Военнослужащие организованного резерва
   85
   Сыновья и дочери ветеранов вооруженных сил (скончавшихся или имеющих 100-процентную инвалидность)
  
  
   20
   Учащиеся средних школ и колледжей, обучающиеся по программе курсов РОТС
  
   20
   Дети лиц, награжденных"Медалью почета"
   без ограничений
  
   Кандидат направляет ответственному лицу заявление с просьбой о получении рекомендации. При поступлении в акаде­мию оцениваются уровень образования, фи­зическая подготовка и состояние здоровья.
  
   Уровень образования определяется по ре­зультатам тестирования, которое проводится в специализированных центрах, расположе­нных в различных регионах (информацию о них можно получить в любой средней шко­ле). При оценке уровня подготовки и общего развития принимаются во внимание способ­ности к руководству, общественная деятель­ность, изучение дополнительных предметов в школе или колледже.
  
   Уровень физической подготовки опреде­ляется на специальном экзамене (в одном из центров по, приему абитуриентов, бли­жайшем к месту жительства поступающе­го). Он включает выполнение четырех упражнений: подтягивание для мужчин и вис на согнутых руках (на время) для женщин, метание баскетбольного мяча (из положения с колена), прыжок в длину с места, бег на дистанцию 300 ярдов (274,32 м). В итоге по каждому из упражнений выставляются оценки.
  
   Проверка состояния здоровья проводит­ся по программе медицинского обследова­ния в гражданском или военном госпитале. Если претендент прошел предварительный отбор по результатам предыдущих теста и экзамена, то он получает направление на медицинское обследование.
  
   Результаты теста, экзамена по физиче­ской подготовке и медицинского обследова­ния поступают в приемную комиссию ака­демии, где происходит отбор кандидатов. Тем, кто соответствует требованиям, высы­лаются уведомления о приеме. Соотноше­ние поступающих и зачисленных в ака­демию приведено ниже.
  
   Падали заявления для поступления

10.933

1.711

   Проходили тестирование

4.798

742

   Соответствовали требованиям

2414

322

   Зачислены

1269

163

  
   Те же из них, кто полностью соответст­вовал условиям приема, но не был отобран для заполнения той вакансии, на которую давалась рекомендация, включаются в "банк ожидания". Каждый год несколько сот кандидатов выбираются из этого "бан­ка" для приема в академию.
  
   Конкурс обыч­но бывает очень большой, так как число мест для поступающих строго лимитирова­но. Ежегодно в Вест-Пойнт зачисляется около 1350 курсантов. В ходе обучения отсев составляет 20-30 проц.
  
   Режим академии отличается большой строгостью, поэтому курсанты лишены тех свобод, которые обычно присущи студенче­ской жизни.
  
   В течение первого года обуче­ния происходит трансформация граждан­ского лица в чисто военного человека, то есть, с точки зрения психологов, ломка динамического стереотипа.
   Именно на пер­вом курсе формируется характер будущих офицеров.
   Адаптация к армейской жизни представляет собой сложный процесс, кото­рый отличается высокой требовательно­стью к молодым людям, но ни в коем случае не унижает.
   Стрессовые ситуации создают­ся с той целью, чтобы научить их выдержке и беспрекословному выполнению приказов.
  
   Слушатели проходят интенсивный про­цесс обучения.
   В дополнение к основному курсу, включающему 32 предмета (фунда­ментальные науки, инженерное дело, ряд гуманитарных наук, социология и т.д.), они могут выбрать любое из 30 направлений обучения и одну из 19 специальностей.
  
   Обучаясь в академии, юноши и девушки находятся на действительной военной службе.
   Они ежемесячно получают денеж­ное содержание, которое к концу срока обучения составляет 490 долларов. В эту сумму входят расходы, связанные с приоб­ретением обмундирования, учебников и персонального компьютера.
  
   Обучение в Вест-Пойнт бесплатное, однако при зачислении в это учебное заведение вносится сумма в 1000 долларов. За подго­товку курсантов полностью платит прави­тельство США.
   В свою очередь, каждый выпускник обязан прослужить пять лет на действительной военной службе и три года в резерве, чтобы возместить государству затраты на его образование. Курсанты, ко­торые отчисляются из академии или не могут служить в армии, должны выплатить прави­тельству деньги, внесенные за их обучение.
  
   Почти 90 проц. выпускников, остаю­щихся на службе в армии по окончании установленного срока (пять лет), сочетают ее с учебой в аспирантуре за государствен­ный счет, а многие поступают в медицин­ские или юридические школы.
  
   Вест-Пойнт занимает четвертое место среди всех аме­риканских вузов по числу студентов, кото­рым присуждается престижная премия Родса за успехи в учебе и другие личные достижения.
   Выпускнику академии присваивается воинское звание второй лейтенант и ученая степень бакалавра.
  
  

А.Шитов

"Американская Спарта" над Гудзоном

// Эхо планеты. - 1991.- N9.- с.20-23.

  
  
  
   В старейшем и самом престижном вузе США - американской академии в Вест-Пойнте - я с удивлением узнал, что непосредственно изучением военного дела там занимаются ... всего около девяти месяцев.
   Поразил и тот факт, что за четыре года учебы курсанты проводят на военных сборах в частях всего по два месяца каждое лето и по две недели после Рождества.
  
   Все остальное время занятия ведутся по обычной уни­верситетской программе, в которой насчитывается бо­лее трёх десятков различных естественнонаучных и гуманитар­ных предметов и нет никаких спе­циальных дисциплин, за исключе­нием военной истории.
  
   -- Как же так? -- недоумённо пе­респросил я милую даму из пресс-отдела академии. -- Разве курсанты не изучают, например, военную стратегию?
   -- Ну что вы, конечно, нет, -- в свою очередь удивилась она. -- Это для полковников и генералов, а мы выпускаем вторых лейтенан­тов (младшее из двух лейтенантс­ких званий в армии США).
  
   Тут же выяснилась и еще одна любопытная деталь: за время уче­бы будущие командиры считанное число раз держат в руках боевое оружие, стреляют из него лишь на сборах.
  
   Академия разместилась в излу­чине Гудзона на расстоянии при­мерно 70 километров к северу от Нью-Йорка. У нас подобное учеб­ное заведение называлось бы, види­мо, военным училищем.
  
   Многие курсанты поступают в него сразу после окончания средней школы.
   Академией же оно именуется в си­лу исторической традиции: в 1802 году конгресс США принял, а пре­зидент Томас Джефферсон утвер­дил решение сформировать в Вест-Пойнте "инженерный кор­пус" численностью 5 офицеров и 10 курсантов и учредить на его осно­ве "военную академию".
   В том же году состоялся и первый выпуск, в котором насчитывалось... два че­ловека.
  
   Сегодня из стен Вест-Пойнта ежегодно выходят около 900 офи­церов.
   Всего же за 188 лет акаде­мию окончили более 40 тысяч че­ловек.
  
   Первым вооруженным кон­фликтом, в котором участвовали питомцы Вест-Пойнта, стала война 1812 года против британской коро­ны, безуспешно пытавшейся сохра­нить свои североамериканские вла­дения.
   А уже в 1861--1865 годах во время Гражданской войны в США выпускники академии командова­ли войсками обеих противоборст­вующих сторон в 55 крупных сра­жениях. Среди них были знамени­тые военачальники, чьи имена из­вестны теперь каждому американс­кому школьнику, -- северянин Улисс Грант, ставший впоследст­вии президентом страны, и главно­командующий армией южан Ро­берт Ли.
  
   За построениями сегодняшних курсантов наблюдают с постамен­тов их отлитые в бронзе просла­вленные предшественники -- Ду­айт Эйзенхауэр, командовавший союзными экспедиционными сила­ми в годы второй мировой войны и занявший вскоре после ее оконча­ния кресло президента Соединен­ных Штатов, Дуглас Макартур, воевавший на Дальнем Востоке и подписавший от имени США акт о капитуляции Японии, Джордж Паттон, сражавшийся с фашистами в Африке.
  
   Доныне продолжает зву­чать -- теперь уже в названии аме­риканской ядерной ракеты -- и имя генерала Джона Першинга, который в 1917 году возглавил командование экспедиционным кор­пусом США в Европе.
  
   По образцу Вест-Пойнта (принадлежащего ар­мии США, впоследствии создава­лись учебные заведения других ви­дов вооруженных сил) в частности военно-морская академия в Аннаполисе, о которой наш журнал уже рассказывал.
  
   С 1972 года общая численность вест-пойнтского курсантского кор­пуса составляет 4417 человек.
   На­ряду со вчерашними школьниками в академию по специальной квоте принимаются молодые люди в воз­расте до 22 лет, успевшие уже по­служить в армии.
   Определенную норму представительства имеет и каждый из штатов страны. Около дюжины мест ежегодно выделяет­ся для граждан иностранных госу­дарств, рекомендованных госде­партаментом США.
  
   В 1975 году в США был принят закон, давший женщинам право поступления в военные учебные за­ведения, и с о следующего года в "длинной серой шеренге" (так тра­диционно называют курсантов Вест-Пойнта из-за повседневной формы мышиного цвета) замелька­ли под козырьками фуражек девичьи лица.
   Сейчас доля женщин сре­ди слушателей составляет около 10 процентов.
  
   При выборе места учебы при­влекательность Вест-Пойнта, оче­видно обусловлена не только пре­стижностью, но и финансовыми со­ображениями.
  
   С момента поступления курсант считается военнослужащим и ста­вится на соответствующее доволь­ствие.
   Помимо бесплатного жилья, питания, образования и медицинского обслуживания, он полу­чает более 5 тысяч долларов в год, оплачивая из этой сум­мы стоимость обмундирова­ния и учебников.
   Вообще под­готовка армейских команд­ных кадров обходится каз­не недешево: годовой бюд­жет академии составляет около 20 миллионов долла­ров.
  
   Говоря об обмундирова­нии, стоит заметить: в Вест-Пойнте утверждают, что местные курсанты про­сто не могут быть одетыми не по форме, в какой бы ситу­ации они ни оказались.
   Осо­бая форменная одежда преду­смотрена на все случаи жиз­ни: от парадных церемоний до занятий плаванием в бас­сейне. (На следующий день после нашего приезда фут­больной команде академии, носящей по-детски грозное название "Черные рыцари", пред­стояло сыграть первый матч ново­го сезона. Воцарившаяся по этому поводу в академии особая воинст­венность нашла отражение и в том, что повседневные мундиры уступили место пятнистой полевой форме).
  
   В Вест-Пойнте поддерживается культ спорта, ежедневные занятия которым вменяется курсантам в обязанность. Женщины участвуют в состязаниях наравне с мужчинами с той разницей, что, например, бокс для них заменен другими видами силовых единоборств. Как нас заверили, постоять за себя может любая.
  
   Единственным обязательный для всех видом спорта в академии - плавание.
   Но главным событием спортивного календаря считается футбольная схватка с моряками из Аннаполиса.
  
   В Вест-Пойнте глаз повсюду натыкается на надписи "Топи флот!".
   Этот клич даже выстрижен громадными буквами на горном склоне, вид на который открывается при подъезде к акаде­мии по шоссе. Футбол хорош еще и тем, что во время матчей на вест-пойнтовский стадион пускают приезжих зрителей, и родители не­редко пользуются этой возможно­стью, чтобы повидаться со своими чадами. Это немаловажно, если учесть, что первокурсникам, на­пример, положено лишь два увольнения в год на выходные дни.
  
   ...В комнаты, где живут курсан­ты, нас не повели, чтобы не ме­шать людям отдыхать и занимать­ся. Условия у них, как нам поясни­ли, "обычные". Живут по двое в комнате. Разумеется, отдельно парни и девушки. У каждого кровать, шкаф, письменный стол и персональный компьютер.
  
   Нас пригласили пообедать вме­сте с курсантами.
   В огромной сто­ловой, способной одновременно вместить все четыре с лишним ты­сячи человек, царил оглушитель­ный шум. Еда -- запеченные с сы­ром макароны, сок, фрукты, моро­женое -- была выставлена на сто­лы, и каждый брал, сколько хотел. По действующим в академии пра­вилам курсанты обязаны являться на утреннюю поверку и завтрак. Обед и ужин можно при желании пропустить.
  
   Преподавателей в столовой не было, хотя иногда, как рассказали мне соседи по столу -- первокурс­ники Джулия и Кристофер, -- в зал для порядка заходят дежурные офицеры. В надзоре, впрочем, едва ли есть необходимость, поскольку сам курсантский корпус построен по жесткой иерархической систе­ме.
  
  -- Первогодки (по местной терми­нологии "плебеи") носят звание рядовых. У каждого из них имеется персональный "опекун" -- капрал второго курса.
  -- Капралы в свою очередь подчиняются третьекурс­никам -- сержантам.
  -- Возглавляет слушателей академии курсант-ка­питан.
  
   В минувшем году это звание по совокупности отличий во всех областях учебы и физической под­готовки впервые получила женщи­на -- Кристина Бейкер, дочь офице­ра, с гордостью именующая себя "армейской косточкой".
  
   Кадет-наставник отвечает за своих подопечных перед началь­ством и имеет право требовать от них беспрекословного подчине­ния.
   На наших глазах на террито­рии Вест-Пойнта то и дело ра­зыгрывались характерные сценки: вытянувшиеся "во фрунт" "пле­беи" ели глазами точно таких же по виду курсантов, а те что-то небрежно выговаривали первогодкам.
  
   Выглядит все это довольно комично -- особенно когда невысо­кая девчушка муштрует громадно­го парня, но невольно наводит на мысль о "дедовщине".
  
   Впрочем, ее существование не отрицается, но, по свидетельству бывавших в Вест-Пойнте американских журна­листов, худшие проявления "не­уставных отношений" -- когда но­вичков прогоняли сквозь строй и избивали, окатывали ледяной водой или заставляли без штанов съезжать с горки из не струганных досок -- ушли в прошлое. Представи­тели администрации говорят, что возмож­ность злоупотребле­ний возникает везде, где молодые люди получают власть над сверстниками, но подчеркивают, что за этим в акаде­мии строго следят.
  
   Еще в начале нынешнего века был составлен "кодекс чести" вест-пойнтовца: "Курсант не лжет, не списывает и не крадет".
   В 1970 году к нему была добавлена еще одна заповедь: "...и не терпит тех, кто это делает".
  
   За прошедшее с тех пор время были случаи исключе­ния, даже тех учащихся, которые сами вели себя честно, но покрывали жульничавших товарищей. В прошлом году кодекс был вновь рассмотрен и подтвержден специ­альной комиссией. Она согласи­лась и с обязательностью доносов, указав, правда, что нетерпимость должна проявляться к поступкам, а не к людям. Рекомендована была этакая формулировка: "и не терпит подобных действий со стороны других курсантов".
  
   Вообще, жизнь в академии строго регламентирована -- как утверждают, вплоть до того, что ограничено даже число книг и ве­щей, которые курсант имеет право оставить на своем письменном сто­ле после окончания занятий. Это, однако, как и следует ожидать, не мешает буйной фантазии и неуем­ной энергии молодых людей.
  
   Был случай, когда пушку, выстрелы из которой знаменуют в Вест-Пойнте начало и конец каждого дня, одним прекрасным утром обнару­жили вознесенной на вершину высокой башни. Снимал ее оттуда не­сколько дней целый взвод. Как ее удалось туда взгромоздить, неиз­вестно и по сей день.
  
   По традиции считается, однако, что честь за­мысла, а также исполнения при­надлежала сметливому курсанту Дугласу Макартуру -- тому само­му, который уже в генеральских погонах в годы второй мировой войны командовал американскими войсками на Тихом океане.
  
   Большим оригиналом слыл в свое время и еще один местный пи­томец -- Эдгар Аллан По. Правда, его юмор уже в молодости носил мрачный характер: он, например, как утверждают, любил стоять на посту у морга при вест-пойнтской часовне, и после его дежурств тела мертвецов появлялись то на цер­ковной службе, то в кровати его соседа по комнате, то еще где-нибудь. Исключили его, однако, не за это, а за то, что он однажды явился на построение в ремнях, но... без мундира.
  
   Одно из ограничений, с кото­рыми приходится мириться кур­сантам, -- это запрет на женить­бу. Естественным его следстви­ем ежегодно становится сплош­ная череда свадеб после оконча­ния учебы. Как говорят в академии, в 10 утра выпускник полу­чает диплом и становится бакалавром наук, в полдень производится в офицеры, а в 2 часа пополудни уже идет под венец в местной церкви. Последнее, впрочем, не всегда верно.
   При огромном наплыве желающих даже невесты в Вест-Пойнте не вольны выбирать время собст­венного венчания, а вынуждены определять очередность по жребию. Порой полоса ежечас­ных обрядов бракосочетания растягивается в мае-июне на не­сколько недель.
  
   Особенность, которой отлича­ется церковь в Вест-Пойнте, -- это необыкновенно длинный проход от дверей к алтарю, дающий неве­стам, как утверждают, время окон­чательно обдумать свое решение.
  
   Кроме того, церковь славится боевыми знаменами, одним из самых больших в мире органов, при котором, кстати, состоит штатный органист (в чине полковника), и витражами. Красочные цветные картины из стекла относятся к числу тради­ционных подарков, преподноси­мых альма-матер выпускными классами.
   На некоторых окнах сравнительно нового здания про­ставлены даты, относящиеся к прошлому столетию. Это тоже традиция: делать подарки не толь­ко за себя, но и за предшественни­ков, память о которых осталась не увековеченной. Мемориальные та­блички с выгравированным на них годом выпуска установлены и у многих "выпускных" деревьев на территории академии.
  
   Обостренное чувство истории в Вест-Пойнте естественно.
   Это не только вуз, но и национальный па­мятник, который ежегодно посе­щают 2,5 миллиона туристов. Их, правда, не пускают к новым жи­лым и учебным корпусам, выстро­енным "под готику" сравнительно недавно, но они могут объехать или обойти остальную часть тер­ритории, побывать в специальном центре для посетителей и гордо­сти Вест-Пойнта -- военном музее.
  
   Чтобы хотя бы мельком осмо­треть все 45 тысяч его экспонатов, не хватило бы, наверное, и не­скольких дней. Особенно привле­кает посетителей коллекция, на­считывающая 7800 единиц оружия -- от древнеегипетских боевых то­поров до корпуса современной атомной бомбы.
   В экспозиции музея -- консульский меч Наполеона Бонапарта, личный пистолет Адольфа Гитлера.
   Выставлены танк времен первой мировой вой­ны и "джип" второй мировой. Дио­рамы, запечатлевшие знаменитые сражения древности, -- отличное наглядное пособие для курсантов, которым "по чину не положено" изучать стратегию и тактику в учебных аудиториях.
  
   С историческим прошлым США связано и само место расположе­ния первого в стране офицерского училища.
   Еще в 1778 году амери­канские колонисты под руковод­ством Тадеуша Костюшко возвели там фортификационные сооруже­ния, призванные во время войны за независимость отразить наступле­ние англичан.
  
   Важнейшее значе­ние в этой войне имел контроль над Гудзоном -- одним из немно­гих водных путей, прорезающих Аппалачи.
   По этому полузаливу-полуреке с наполовину соленой и наполовину пресной водой (индей­цы называли его ,"река, текущая в обоих направлениях") британские корабли "проходили в глубь стра­ны.
  
   Чтобы лишить их такой возможности, было построено не­сколько фортов там, где Гудзон де­лает крутые повороты между обступившими его горами с поэтическими названиями - Король бурь, Медвежья, Сорви-голова.
   Крайняя западная точка одного из изгибов - Всет-Пойнт - и дала название военному поселению.
  
   Расчет фортификаторов строил­ся на том, что для поворотов су­дам необходимо было резко сба­влять скорость, что превращало их в удобную мишень. Наземные укрепления дополнялись искусст­венной преградой на воде -- протя­нутой через Гудзон на деревянных плотах кованой стальной цепью, концы которой были надежно за­креплены в прибрежных скалах. Теперь несколько звеньев этой це­пи -- каждое длиной более полу­метра и весом свыше 50 кг -- как историческая реликвия выставле­ны в Вест-Пойнте на так называ­емом "трофейном пятачке", где со­браны захваченные у неприятеля в разных войнах артиллерийские орудия.
  
   Между прочим, небольшой гар­низон и по сей день продолжает нести охрану Гудзона. И хотя он теперь уже имеет символический характер, это дает Вест-Пойнту право с гордостью называть себя старейшим в стране действующим военным постом.
  
   В общем, "американская Спар­та", как иногда называют Вест-Пойнт, свято хранит тради­ции и память о прошлом. Именно на этом фундаменте строит она свой сегодняшний и завтрашний день.
  
   Право, не таким уж преувеличением выглядит в академии над­пись на футболке, продающейся в местной сувенирной лавке:
  
   "Исто­рию, которой мы учим, делали лю­ди, которых мы учили".
  
  

0x01 graphic

Михаил Валентинович Кульчицкий (22 августа 1919 - 19 января 1943) -- поэт

   КРАСНЫЙ СТЯГ
  
   Когда я пришел, призываясь, в казарму,
   Товарищ на белой стене показал
   Красное знамя от командарма,
   Которое бросилось бронзой в глаза.
   Простреленный стяг из багрового шелка
   Нам веет степными ветрами в лицо...
   Мы им покрывали в тоске, замолкнув,
   Упавших на острые камни бойцов...
   Бывало, быть может, с древка он снимался,
   И прятал боец у себя на груди
   Горячий штандарт... Но опять он взвивался
   Над шедшею цепью в штыки
                                                     впереди!
   И он, как костер, согревает рабочих,
   Как было в повторности спасских атак...
   О дни штурмовые, студеные ночи,
   Когда замерзает дыханье у рта!
   И он зашумит!.. Зашумит -- разовьется
   Над самым последним из наших боев!
   Он заревом над землей разольется
   Он -- жизнь, и родная земля, и любовь!
   1939
  
   **
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   См.: Никонов О. Нравственный выбор. // Красная звезда .- 1988 .- 30 января .- с.2
   Полагалось размер такого дохода определить не менее 250 р. на каждого члена семьи.
   См.: Столетие Военного министерства. I802-I902 . т. Х, ч. *** . Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк . Сост. Н.А. Соколов .- СП б., I9I4 .-c.134.
   Тюшевский А. Напрасная тревога. // Разведчик .- I9I4 .- NI222 .- с.212.
   См.: Карманов А. Последовательно и компетентно важно вести третий этап реформирования военного образования // Армейский сборник .- 1997 .- N1.- с.62.
   Энгельман И.Г. Воспитание современного солдата и матроса .- СП б., I908 . - с.141.
   П.С.З., Т.VIII, 5811. - см.: Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их Управлению. От основания в России военных школ до исхода первого двадцатипятилетия благополучного царствования Государя Императора Александра Николаевича . 1700-1880. - СП б., 1880. - с.26-27.
   Мельницкой Н. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России. (Сухопутного ведомства) .-Т. 4, ч.16 - СП б., 1857. -с.93.
   Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и Императорского Военно-Сиротского Дома .1788-1898. - СП б., 1898 .- с.577.
   Постовалова В. Мальчишки метят в офицеры. Помогает ли юношам в этом школа? // Учительская газета .- 1989 .- 23 декабря .- с.4.
   Бутовский Н.Д. Наш офицерский корпус, его жизнь, научное развитие и воспитание: Сообщение, читанное на Общем Собрании членов Общества ревнителей военных знаний . 7 января I9II года .//Общество ревнителей военных знаний .-Кн. 4- СП б, I9II .- с.3-4.
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2015