ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Мудрость лучше воинских орудий

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


Мудрость лучше воинских орудий

  
  

 []

Держава Мономаха

ОФИЦЕР И ПОЛИТИКА

"Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми. Мудрость лучше воинских орудий; но один погрешивший погудит много доброго".

  

Книга Екклесиаста или проповедника, Гл.9, с. 18

*

Во что обходится офицеру политическая

инертность?

   На пути политических авантюристов, "соискателей власти" за счет страданий народа, смут, анархизма всегда стояла, стоит и будет всегда стоять единственная реальная сила, армия, которая сможет помещать авантюристам ввергнуть страну в пучину гражданской войны.
  
   Не допустить подобного развития событий - одно из важнейших назначений армии и ее станового хребта - офицерства.
  
   Следовательно, всегда надо иметь в виду стремление врагов России (политические авантюристы - в их числе) подорвать эту силу, вывести ее из строя.
  
   С этой целью используется все:
  
   - травля офицерства на страницах печати и фабрикация пасквилей на армию;
   - использование думской трибуны для пропаганды пацифистских идей;
   - финансовые рычаги, больно бьющие по бюджету офицерской семьи;
   - внедрение в офицерский состав людей чуждых понятиям чести, долга, патриотизма, честного служения Отчизне;
   - политизация офицерства посредством втягивания в разного рода политические и общественно-политические организации;
   - дискредитация офицерского состава посредством вовлечения войск в выполнение жандармских и карательных функций во время народных волнений;
   - натравливание солдат и матросов на офицеров;
   - наконец, сознательное отлучение кадет, юнкеров, слушателей военных академия и строевых офицеров от политического просвещения.
  
   Так было в предреволюционные годы в России...
  
   Нам нет особой необходимости рассматривать хронологию вопроса, поэтому остановимся лишь на характерных аспектах темы.
  
   "Подрывники" русской военной мощи прекрасно понимали, что армия держится на дисциплине: если ее нет, армия превращается в толпу (об этом говорилось выше).
   Такой "акцией" со стороны правительства Керенского было издание приказа N1, отменяющего не только прежнее чинопочитание, но, фактически, сводящую на нет роль офицера как командира и начальника.
  
   По поводу этого приказа А.Керсновский писал:
  
   "Приказ номер первый попал в Армию.
   И военный министр Гучков, Верховный Главнокомандующий генерал Алексеев знали, что этот приказ смертелен, что он составлен в неприятельской главной квартире, что, убивая дисциплину, он убьет Армию".
  
   После издания этого приказа отношения солдат к офицерам под влиянием враждебной и подлой пропаганды резко изменились, о чем свидетельствует А.Верховский:
  
   "Недоверие солдатских масс к нам, офицерам, очень велико.
   Они видят в нас теперь своих политических врагов, от которых нужно ждать величайших опасностей для народа.
   Некоторые роты отказались идти в караул и на занятия.
   В солдатской массе идет брожение.
   Бродит, кипит темная масса.
   Если мы, офицеры, останемся пассивными, то разрыв отношений офицера и солдата неизбежен.
   Они глядят на нас волками и в глазах вопрос: ну, что же вы, офицеры, с нами вы или против нас?..
   Тяжелая драма разыгрывается сейчас у нас в армии.
   Произошел почти совершенный разрыв между офицерами и солдатами на почве политического недоверия к офицерам".
  
   После духовного разрыва офицерства с солдатской массой, вызванного целенаправленной враждебной пропагандой, события развивались по самому худшему варианту: спровоцированные убийства солдатами и матросами офицеров, глумление над ними темных сил в солдатской среде окончательно обострили обстановку.
  
   О событиях той поры свидетельствуют А.Верховский, А.Деникин, И.Калинин, П.Краснов, Б.Станкевич, и др.
  
   А.Деникин обращает внимание на факт политической инертности значительной части офицерства:
  
   "Собственно, офицерство политикой и классовой борьбой интересовалось мало. В основной массе своей оно являлось элементом чисто служилым..."
  
   Политическая незрелость дорого обошлась офицерству.
  
   Зная это, левые силы и просто политические провокаторы и авантюристы повели наступление широким фронтом, используя всякую возможность, чтобы дискредитировать и затем уничтожить офицерство как служилый класс и политическую силу.
  
   Офицерство же заняло выжидательную позицию:
   "Уйдем в сторону, нам-то из-за чего волноваться?"
  
   Думая, что офицерство, как служилое сословие, потребуется любой власти, офицеры не сделали надлежащих выводов для себя и позволили событиям развиваться в своем порочном порядке. Но, если офицерство не влияло на развитие событий, то другие силы наоборот направляли их ход.
  

 []

  
   Так, осенью 1917 г. партия эсеров подготовила и выпустила сборник В.Бойе и В.Чернова под названием "Военная реформа. Ч.1. Генеральный штаб", в котором провозглашался лозунг:
  
   "Долой генштабистов, - дорогу строевому офицерству"!
  
   Этим была предпринята попытка столкнуть лбами офицеров и разбередить старую язву в офицерской среде.
  
   Выступление Корнилова, майский съезд (1917 г.) офицеров армии и флота и другие непродуманные акции и заявления высших военных начальников обострили ситуацию, поставили офицеров в положение удачной мишени и издевательства.
  
   О том, какие факты имели место в то время свидетельствует П.Краснов:
  
   "Один полк был застигнут праздником святой Пасхи на походе.
   Солдаты потребовали, чтобы было устроено разговление, даны яйца и куличи.
   Ротные и полковые комитеты бросились по деревням искать муку и яйца, но... ничего не нашли.
   Тогда солдаты постановили расстрелять командира полка за недостаточную к ним заботливость".
  
   Ценой унижения командиру удалось выторговать себе жизнь...
  
   В.Станкевич в своих "Воспоминаниях" пишет о случае, который произошел с ним в феврале 1917 г.:
  
   "На улице меня солдаты задержали, отняли оружие.
   Пьяный солдат, припоминая обиды, нанесенные ему каким-то офицером, настаивал на том, чтобы меня прикончить".
  
   Только вмешательство солдата из его батальона, заверившего остальных, что это "офицер хороший" предотвратило расправу.
  
   Следующей ступеней трагедии русского офицерства стало размежевание и отступничество в офицерской среде:
  
   - часть офицерства стала в ряды Добровольческой армии,
   - часть - перешла на сторону Красной армии,
   - остальные растворились в общей массе обездоленных, гонимых и бесправных людей.
  

 []

   Конечной стадией трагедии офицерства России стала братоубийственная война, эмиграция, аресты, тюрьмы и казни офицеров только за их принадлежность к бывшему служилому сословию России.
  
   Заслужило ли офицерство такой участи?
  
   Если встать на почву "голого" объективизма, - то нет.
   Но, если быть реалистом, то следует признать в определенной степени заслуженной ту кару, которая постигла офицерский корпус России в 1917 г.

*

Чему нас учит этот исторический опыт?

   Наше суждение опирается на четыре непреложных вывода:
  
   -во-первых, офицер не имеет права быть аполитичным; но его политическая подготовленность должна быть особого рода (о чем была написано выше);
   -во-вторых, в период смут нельзя занимать выжидательную позицию; эта позиция верна по отношению к любому человеку, а по отношению к офицеру она верна трижды и четырежды;
   -в-третьих, офицер должен знать тех, кто ведет против армии и него подрывную деятельность и уметь обезвреживать их или же умело нейтрализовать их влияние;
   -в четвертых, он не может нейтрально относиться и к тем, кто дискредитирует офицерский корпус своими корыстолюбивыми и авантюристическими планами и действиями.

*

Кто и как противодействует офицеру?

   Нам нет особой необходимости подробно излагать суть вопроса, приводя в подтверждение исторические и современные факты.
   Установим лишь те силы, которые направляют (прямо или косвенно) свои усилия на разложение вооруженных сил противника.
  
   Это:
  
  -- Спецслужбы иностранных государств.
  -- Экстремистские религиозные организации и секты.
  -- Партии, борющиеся за власть.
  -- Пацифистски настроенная интеллигенция.
  -- Политические авантюристы.
  -- Некоторые категории офицеров отечественной армии (карьеристы, авантюристы, корыстолюбцы, "умники" и т.п.).
  
  
   При всем разнообразии указанных сил, их действия сводятся к следующим акциям:
  
  -- а) подорвать в обществе доверие к вооруженным силам и заставить общественность поверить в миф о "всеобщем благоденствии", "эре мира" и т.п.;
  -- б) внести раскол в армейские ряды, противопоставляя разные категории военнослужащих друг другу, нарушить духовную силу армии;
  -- в) заставить военнослужащих поверить в миф о "непобедимости" армии противника и тем самым ослабить воинственный дух и веру в победу над врагом;
  -- г) создать в структуре вооруженных сил свои "опорные пункты", поставить на ключевые позиции своих людей;
  -- д) подорвать веру подчиненных в своих начальников, посеять недоверие к их приказам и распоряжениям;
  -- е) создать отряды "боевиков" их числа военнослужащих и т.п.
  
   Основная масса офицерства, как правило, не идущая за своими "искусителями", подвергается нейтрализации, подвигается к занятию позиции невмешательства.
  

 []

  
   Как это делается, посмотрим на ряду исторических примеров.
  
   В листовках, обращенных к юнкерам, большевики в период революции 1905-1907 гг. так призывали их отказываться стрелять в рабочих и крестьян.
  
   "Вы еще молодые, не запачканные повседневной грязью нашей пошлой жизни, - говорилось в одной из листовок, обращенной к юнкерам социал-демократов 1905 г. - еще не обагрили рук в народной крови, вдумайтесь в глубокий смысл тех событий, которые окружают вас.
   Отдайте себе отчет в той борьбе, которую ведет крестьянство за землю, рабочий за хлеб, весь народ за волю, подумайте над этой задачей, которую диктует вам долг перед народом... подумайте и опомнитесь... пусть скорее уже могучие ряды пополнятся вами...
   Уже первые бойцы из рядов русского офицерства смело подняли голоса в защиту народа.
   И народ приветствует их".
  
   В конце 1902 г. - начале 1903 г. в Екатеринославле возникла специальная военно-революционная группа, которая развернула печатную пропаганду и агитацию среди военнослужащих.
  
   Одна из прокламаций, озаглавленная "К офицерам", была опубликована в "Искре".
   Охарактеризовав современное политическое положение страны, Военно-революционная группа обращалась к офицерам с призывом вникнуть в происходящие события и определить свое место в них.
  
   "Армия, - было написано в прокламации, - это плоть от плоти, кость от кости народа, не должна и не может быть чуждой народу и его интересам; ее место не в среде тех, кто кует цепи, а там, где их разбивают.
   Народ в союзе с армией вырвет вековую неправду и найдет дорогу к своему счастью!
   Ваше участие необходимо, но ваше сопротивление не может спасти того, что обречено на гибель, оно создаст только лишние могилы бойцов".
  
   Это обращение распространилось среди офицеров Петербурга, Москвы, Киева, Двинска и других городов.
  
   В 1903 году киевский "Союз пропаганды в войсках" выпустил гектографическую прокламацию "К русским офицерам", разоблачающую недостойную роль "усмирителей" освободительного движения.
  
   Бакинский комитет РСДРП 23 февраля 1905 годы обратился с листовкой к офицерам, призывая их встать под знамена революции:
  
   "Смелее же вперед, офицеры...
   Смойте позор, которым уже покрыло вас царское самодержавие!
   Ступайте под наши чистые, незапятнанные ничьей невинной кровью, красные знамена и присоединяйте свои мощные голоса к нашим грозным призывам..."
  
   Листовка была напечатана тиражом 1500 экземпляров, распространялась среди офицеров Бакинского гарнизона.
  
   25 ноября 1905 г. собрание офицеров, военных врачей и военных чиновников Читинского гарнизона постановило:
  
   "Всеми силами будем помогать борцам за народную свободу и наше оружие будем употреблять только против врагов освободительного движения. Требуем полной амнистии всем пострадавшим за политические убеждения".
  
   Именно в результате мощной агитационно-пропагандистской работы стало возможным то, что офицеры 2-го пехотного Сибирского Читинского полка, прибывшего из Манчжурии в Читу, опубликовали в Читинской газете "Забайкальские областные ведомости" 11 декабря 1905 г. следующее письмо:
  
   "Мы, офицеры Читинского полка, заявляем: Мы вполне сочувствуем происходящему в настоящее время в России освободительному движению и передаче законодательной власти представителям народа.
   Армия - достояние всего государства, она не должна принадлежать ни к одной партии, чтобы не было соблазна употребить армию на подавление других партий.
   Армия должна охранять Родину от внешних врагов.
   Армия не должна производить убийств.
   Читинский полк не принимает на себя полицейских обязанностей в борьбе различных политических партий.
   За проведение реформы в армии".
  
   Нужно учитывать, что офицерский состав этого полка был предан власти и даже нейтрализация его была большой победой местных революционеров.
  
   Надо думать, что по сравнению в началом ХХ века, сегодня ухищрения развратителей армии стали еще совершеннее.
  
   Действуя, в основном на чувства, пользуясь громкой фразой, эти "кователи" собственного счастья, а не блага России, пытаются выполнить задачу номер один - нейтрализовать основную массу офицерства.
  
   Задачей номер два является уже реализация лозунга: "Кто не с нами, тот против нас".
  
   Нейтралитета ту уже нет - нужно быстро определяться - или же принимать сторону авантюристов или же идти против них.
  

 []

  
   В то же время, положение к моменту наступления второй задачи меняется не в пользу законопослушных офицеров:
  
   - сбитая с толку офицерская масса, привыкшая только к исполнению приказа и отвыкшая рассуждать и анализировать, под сильнейшим физическим и психологическим давлением начинает размежевываться:
   - прежние боевые товарищи становятся врагами...
  
   Кому это на руку?
   Тут можно сказать однозначно - врагам России.
  
   Кем бы они ни были (пришлые или свои, доморощенные), они враги своей родины.
   Сея смуту, внося сомнения, растаскивая народ по партийным квартирам, они не радеют о благе России, а пекутся лишь о своей выгоде.
  
   Их цель - добиться власти и использовать властные полномочия в своих (клановых или личных) интересов.
  
   Хватит для России потрясений!
   Хватит страданий и горя, которые несут ей малые и большие революции, дворцовые перевороты и т.п.
   Надо научиться решать все вопросы без крови, подлости и страданий ни в чем не повинных людей.
  
   Вот это "хватит" может авантюристам сказать русский офицер, патриот своей Родины, не домогатель власти для себя или кого-то другого, а человек, чтящий Закон, справедливость, цивилизованность и благо России, а не кучки авантюристов и подлецов.

*

Что может сделать офицер подразделения?

   Конечно, не следует полагать, что диапазон действий строевого офицера широк, но он, по крайней мере, в состоянии сделать следующее:
  
   -во-первых, сам осознать, насколько важно быть политически образованным человеком и уметь правильно оценивать политические события;
   -во-вторых, он может, в силу своей большей образованности, достаточно активно повлиять на настроения своего личного состава;
   -в-третьих, его политическая образованность может дать ему возможность вовремя заметить и пресечь попытки политического заигрывания и шантажа кого-либо из военнослужащих;
   -в-четвертых, в случае начала противоправных политических акций он обязан занять сторону Законной власти;
   -в-пятых, он не имеет права допустить того, чтобы его и его подразделение кто-то использовал в грязных политических целях.
  
   Таковы, на наш взгляд, те задачи, которые по плечу политически грамотному офицеру.

*

Резюме

   Русский офицер не имеет права повторять те ошибки, которые были допущены офицерством царской России.
  
   Последствия политического авантюризма, в который хотят сегодня вовлечь вооруженные силы, неизмеримо превзойдет ужасные последствия той гражданской войны.
  
   Без единомыслия среди офицеров нельзя решить эту задачу.
  
   Вот почему следует подумать над словами Аристотеля
  
   "... Единомыслие есть политическая дружба...
   Такого рода единомыслие существует между нравственными людьми, ибо они находятся в согласии сами с собою и с другими людьми, так как они не меняют, так сказать, своих намерений.
   Их воля остается неизменной, она не убывает и прибывает, как вода в проливе Эврип.
   Воля их направлена на полезное и на справедливое; и к этой цели они стремятся сообща".
  
  

***

Притча

  

"Никто не вспоминал об этом мудрого человека"

   "И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их.
   Ибо человек не знает своего времени.
   Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, как сыны человеческие уловляют в бедственное время, когда оно неожиданно находит на ней.
   Вот еще, какую мудрость видел я под солнцем, и она показалась мне важною: Город небольшой, и людей в ней немного; к нему подступил великий царь, и обложил его, и произвел против него большие работы; но в нем нашелся мудрый бедняк, и он спас своей мудростью этот город; и, однако же, никто не вспоминал об этом мудрого человека.
   И сказал я: мудрость лучше силы, и однажды же мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают.
   Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми.
   Мудрость лучше воинских орудий; но один погрешивший погудит много доброго".
  

Книга Екклесиаста или проповедника, Гл.9, с. 11-18

***

 []

Симон Ушаков. "Троица Ветхозаветная".

Икона. 1671 г.

Цветник духовный

  -- Как в море за волной, за бурей буря и ветер; так и в жизни - беда за бедою, огорчение за огорчением, испытание за испытанием (Св. Димит. Ростовский).
  -- В великолепных палатах плачут так, как и в хижине, а лишь чрез золото текут слезы.
  -- Скорби - наша школа, где мы учимся (Св. Златоуст).
  -- Ничто столько не располагает души к любомудрию, как скорбь (Св. Златоуст).
  -- Как молот разбивает камень, так скорби сокрушают грубость, бесчувствие, гордость и бесстрашие сердец (Иаков Архиеп. Нижегородский).
  -- Сам себя смиряй, и тогда не будет нужно, чтобы какое-либо особое бедствие смиряло тебя.
  -- Тихо обделывается мягкая глина; но нужен острый резец и тяжелый молот для обтесания камня.
  -- Горести так же необходимы и благотворны для души, как бури и гром для видимой природы.
  -- Золото и серебро без огня не очищаются: равно и душа, не будучи ввержена в горнило скорбей и страстей, не может очиститься от скверн греховных.
  -- Счастье человеческого часто бывает знаком вечного осуждения.
  -- Попасть в ад - вот это из бед беда.
  -- Некогда не бойся наказания, но бойся греха, порождающего наказание (Св. Златоуст).
  -- Золото испытывает железо, а вера искушением.
  -- Храбрость воина познается на сражении, а твердость веры нашей в искушении.
  -- Золото испытывается в горниле, а добродетельный в скорбях.
  -- Христианин, не искушенный бедствиями, подобен воину, еще не бывавшему на сражении. Взгляд, обращение, приемы, речь, - все показывает в нем мужество; но он нигде еще не сходится с неприятелем, даже не видит врага. Можно ли ручаться за его храбрость и неустрашимость?
  -- Благочестие без креста большей частью есть ьолько воображаемое благочнестие (Пс. 118, 67).
  -- Без борьбы со врагом вянет добродетель. Тогда только она видна, когда силу ее показывает терпение (Сенека).
  
  
  

 []

Потир царя Федора Алексеевича

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Керсновский А.А. История Русской Армии. -ч.I -IУ. Белград, I933 - I938. - с. 952.
  
   Верховский А.И. Россия на Голгофе. - Пг., I9I8.- с. 68.
  
   По иному этот вопрос трактует С. Рабинович в своей книге "Борьба за армию в 1917 г. (М., 1930), пытаясь обосновать мысль о классовой непримиримости офицерства и солдатской массы.
  
   Деникин А.И. Поход на Москву // Очерки русской смуты. Под ред. П.Е.Щеглова. - М., 1928.- с.54.
  
   См.: Станкевич В.Б. Воспоминания. 1914-1919 гг. - Л., 1926.- с.99.
  
   См.: Рабинович С.Е. Борьба за армию в 1917 г. - М.-Л., 1930.-с. 53.
  
   Многие строевые офицеры были недовольны быстрым служебным ростом генштабистов и в печати неоднократно раздавались голоса о необходимости дать дорогу строевому офицеру.
  
   Краснов П. На внутреннем фронте. - Л., 1925.- с.13.
  
   Станкевич В.Б. Воспоминания. 1914-1919 гг. - Л., 1926.- с. 31.
  
   Менее всего - по убеждению, более - в силу нужды, страха, принуждения и боязни за свою семью, родных и близких. - См.: Скерский К.В. Красная Армия в освещении современников, белых и иностранцев. 1918-1924. - М.-Л., 1926.- с. 41.
  
   Панов А.И. Офицеры в революции 1905-1907 гг. - М., 1996. - с.49.
  
   Указ. соч. - с.58-61.
  
   Аристотель. Этика (К Никомаху) . - В кн.: Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории.- Минск, 1998 .- с.365-366.
  

***

 []

Исторические памятки

  
  -- Кандидат - от лат. "сandidatus" - "одетый в белое". В дни Римской Империи кандидаты на государственные посты появлялись перед Сенатом, одетыми в белое.
  
  -- Каннинефаты - союзное римлянам, но политически самостоятельное германское племя, родственное батавам; оно занимало северную часть "Батавского острова". Киннинефаты жили к западу от фризов и к северо-востоку от батавов.
  
  -- Канны - город в Апулии (в Италии), при котором римское войско было разбито Ганнибалом. Битва при Каннах (216 г. до н.э.) была наивысшей точкой успехов кар­фагенян во время похода Ганнибала в Италию. Она считается классическим образцом военного искусства древности: Ганнибалу удалось в этом сражении добиться полного окружения и разгрома войск противника. Однако победа при Каннах не могла решить исход войны в пользу кар­фагенян. Римляне обладали большими людскими резервами, вся Средняя Италия осталась верна Риму. Перейдя к более осторожной тактике борьбы с Ганнибалом и поведя войну на истощение, римляне добились коренного изменения в соотношении сил. Постепенно отпавшие общины Южной Италии и Сицилии были вновь подчинены римлянами, они вытеснили карфагенян из Испании и, в конечном счете, выиграли эту долгую и изнурительную войну.
  
  -- Каноник - член капитула, т.е. собрания католического духовенства, служащего при кафедральном соборе.
  
  -- КАНОНИР -- рядовой (солдат) в артиллерии русской и некоторых иностранных армий.
  
  -- Кант Иммануил (1724-1804), нем. философ, родоначальник нем. классич. философии; проф. ун-та в Кенигсберге, ин. поч. ч. Петерб. АН (1794). В 1747-55 разработал космогонич. гипотезу происхождения солнечной системы из первонач. туманности ("Всеобщая естественная история и теория неба", 1755). В развитой с 1770 "критич. философии" ("Критика чистого разума", 1781; "Критика практического разума", 1788; "Критика способности суждения", 1790) выступил против догматизма умозрит. метафизики и скептицизма с дуалистич. учением о непознаваемых "вещах в себе" (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Условие познания -общезначимые априорные (см. Априори) формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами "практич. разума", необходимой предпосылкой нравственности. Центр. принцип этики К., основанной на понятии долга,-категорический императив. Учение К. об антиномиях теоретич. разума сыграло большую роль в развитии диалектики.
  
  -- КАНТОНИСТ -- в России в 1805 -- 1856 гг. солдатские сыновья, числившиеся со дня рождения за военным ведомством и с малолетства обучавшиеся военному делу. В кантонисты зачислялись сироты, дети военных поселенцев.
  
  -- КАПИТАН, офицерский чин в рус. (1797-1917) и некоторых иностр. армиях (кроме кавалерии).
  
  -- КАПИТАН-КОМАНДОР -- воинское звание офицерского состава в рус­ском военно-морском флоте между контр-адмиралом и капитаном 1 ранга. Впервые введено в 1707 г. В 1764 г. вместо него были введены чины капитанов бригадирского и генерал-майорского рангов, в 1798 г. вновь заменены чином капитан-командора.
  
  -- КАПИТАН-ПОРУЧИК -- воинское звание офицерского состава русской армии в 1731 -- 1798 гг. между званиями капитан и поручик. В артил­лерии это звание существовало в 1751 -- 1798 гг.
  
  -- Капитолий - находился в центре Рима, неподалеку от Тибра в том месте, где река дальше всего изгибается на восток, и представлял собой крутой, вытянутый с юга на север двухвершинный холм. Северная вершина (высота 50 м), на которой находился., укрепленный кремль, была отделена от южной (высота 47 м), где стоял храм Юпитера, глубокой впадиной (глубина 30 м). На нее поднимался с Форума, то есть с юго-востока, Капитолийский взвоз, которым заканчивалась Священная до­рога; с двух сторон его шли лестницы для пешеходов. От взвоза отхо­дили два пути, один вел на север к кремлю, другой на юг к храму Юпитера. Глубже этой развилки, дальше на запад, находился храм бога Мщения, две священные рощи, а между ними, в самой седловине, ме­сто, называвшееся Убежищем. Южная вершина, на которой заперся Са­бин (Тацит называет ее то просто Капитолием, то крепостью, хотя соб­ственно крепость находилась на северной вершине), представляла собой обширную (около 1,5 га) площадь, окруженную стеной с запиравши­мися воротами и портиком; на площади стояло несколько храмов и среди них главная святыня Рима - храм Юпитера Всеблагого и Всемо­гущего. Южный и западный склоны Капитолия были особенно непри­ступны и носили название Тарпейской скалы. С юго-запада к Капитолий­скому храму вела лестница в сто ступеней.
  
  -- Капитулярий - распоряжения каро­лингских королей, касавшиеся различ­ных отраслей государственного управле­ния, прототипом которых являются декреты Меровингской эпохи. Особенно много капитуляриев было издано Карлом Великим, который при их помощи проводил свои реформы. Те капитуля­рии, которые имели особенно важное значение, издавались королем на народ­ном собрании, в состав которого входили представители светской и церковной знати. Но большая часть капитуляриев выходила из личной канцелярии короля. Капитулярии служили для дополнения и развития обычного народного права и, кроме того, являлись инструкциями королевским послам, графам и управи­телям королевских имений. В 825 г. аббат Ансегиз составил систематический сборник капитуляриев.
  
  -- КАПРАЛ (от франц. сароral) -- воинское звание младшего командного состава в ряде армий. В русской армии существовало в XVII -- XIX вв., заменено званием отделенного (младшего) унтер-офицера.
  
  -- КАПТЕНАРМУС (от франц. capitaine d'armes). Впервые каптенармусы (должностное лицо в роте, ведающее получением, учетом и выдачей одежды, снаряжения и другого имущества ) появились в русской армии в 1716 году.
  
  -- КАРАБИНЕРЫ -- отборные стрелки, вооруженные карабинами (укороченными и облегченными ружьями). Подобно егерям, из кара­бинеров формировались подразделения и части как в пехоте, так и в кавалерии. С 1857 г. карабинеры в русской армии были упразд­нены.

***

  

А.И.Каменев.

Практическая психология для офицеров.

М., Издательство МПУ "СигналЪ", 1999. - 231 с.

14 - Практическая книга для офицеров

  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023