ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Мудрые исторические ракурсы - "победителя судят" и жестоко...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


Мудрые исторические ракурсы - "победителя судят" и жестоко...

  
  
  
   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
   Мысли на будущее...
  
  
  

0x01 graphic

  

Колесница Эос - богиня зари:

"Перед восходом солнца на небе появляются расходящиеся из центра розовые полосы, которые напоминают растопыренные пальцы руки"

  

Анатолий Каменев

   Французский писатель Виктор Гюго в своем историческом романе "Девяносто третий год" поведал о происшествии, имевшем место в море, во время шторма на судне, перевозившем гвардейцев.
   Каронада, артиллерийское орудие, сорвалось с привязи и грозило разнести в щепки корабль и отправить на дно команду и пассажиров. Канонир, отвечавший за эту пушку, неимоверными усилиями закрепил орудие на месте и тем самым спас корабль и людей от гибели.
   Команда судна и все пассажиры требовали наградить смельчака, но генерал, старший на судне офицер, принял иное решение...
  
   "Старик повернулся к графу дю Буабертло, снял с груди капитана крест Святого Людовика и прикрепил его к куртке канонира.
   -- Ур-ра! -- прокричали матросы. Солдаты морской пехоты взяли на караул.
   Но старый пассажир, указав пальцем на сиявшего от счастья канонира, добавил:
   -- А теперь расстрелять его.
   Радостные крики смолкли, уступив место оцепенению.
   Тогда среди воцарившейся мертвой тишины раздался громкий голос старика:
  
   -- Из-за небрежности одного человека судну грозит опасность. Кто знает, удастся ли спасти его от крушения. Быть в открытом море -- значит быть лицом к лицу с врагом. Корабль в плавании подобен армии в бою. Буря притаилась, но она есть. Море -- это засада. Смертной казни заслуживает тот, кто допустил оплошность перед лицом врага. Всякая оплошность непоправима. Мужест­во достойно вознаграждения, а небрежность достойна кары.
  
   Эти слова падали в тишине медленно и веско, с той неумолимой размеренностью, с которой топор удар за ударом вонзается в ствол дуба.
  
   И, властно взглянув на солдат, старик добавил:
   -- Выполняйте приказ".
  
   Решение, принятое генералом, несмотря на господствующее мнение, что "победителей не судят", хотя и жестоко, но вполне оправдано и логично. Принимая его, он учел главное - небрежность канонира могла привести к трагическим последствиям. Потому, никакое позднее геройство не могло оправдать первопричины случившегося.
  
   Из этого частного случая вполне закономерно вывести и общее правило:
   оценивая поступки людей, надо брать во внимание главную составляющую, т.е. то, что послужило либо основой добродетели, либо - порока и проступка.
  
   При таком подходе, безусловно, возрастет степень справедливости и в наградах и в наказаниях...
  
   0x01 graphic
идя свое предназначение к войне, римляне считали ее единственно важным для себя занятием, а военное искусство почитали наиважнейшим занятием свободного гражданина.
   В силу этого обстоятельства они сосредоточили весь свой ум и все свои мысли на том, чтобы усовершенство­вать это искусство.
   *
  
   Следует признать как факт, что римляне достигли больших высот в овладении наукой побеждать.
   *
  
   Краеугольным камнем римской науки побеждать была строгая и выверенная военная политика, в которой все ее звенья были прочны, органичны и тесно между собою связаны.
  
   *
  
   Прежде всего, основным принципом римской военной организации, как она сложилась еще при царях и удержалась при республике, мы должны признать всеобщую воинскую повинность в самой суровой и напряжен­ной форме.
  
   Римская воинская повинность была гораздо тяжелее афинской.
   В Риме военизация глубже проникала в общество, чем даже в Спарте: с 510 г. возникли две цели, которым служили центурии - они являлись одно­временно войсковыми и избирательными единицами.
  
   Подобное общественно-политическое устройство раннего Рима можно определить как "военную демократию", ибо высшим органом общины все же было народное собрание, а оно в свою очередь представляло собой не что иное, как сходку вооруженного народа, поскольку принимать участие в собрании могли лишь мужчины-воины.
   *
  
   Следующим наиважнейшим требованием военной организации римской армии было то, что в ряды воинов принимали только тех граждан, которые обладали достаточным имуществом для того, чтобы быть заинте­ресованными в сохранении города.
  
   0x01 graphic
  
   Сервий Туллий, говоря словами Тита Ливия, "слыл у потомков творцом всех гражданских различий, всех сословий", четко делящих граждан по степеням достоинства и со­стоятельности.
  
   Тит Ливий сообщает:
  
   "Из тех, кто имел сто тысяч ассов или еще больший ценз, Сервий составил восемьдесят центурий: по сорока из старших и младших возрастов; все они получили название "первый разряд", старшим надлежало быть в готовности для обороны города, млад­шим - вести внешние войны.
   Вооружение от них требовалось та­кое: шлем, круглый щит, поножи, панцирь - все из бронзы, это для защиты тела. Оружие для нападения: копье и меч.
   Этому раз­ряду приданы были две центурии мастеров, которые несли службу без оружия: им было поручено доставлять для нужд войны осадные сооруженья.
   Во второй разряд вошли имеющие ценз от ста до се­мидесяти пяти тысяч, и из них, старших и младших, были со­ставлены двадцать центурий.
   Положенное оружие: вместо круглого щита - вытянутый, остальное - то же, только без панциря.
   Для третьего разряда Сервий определил ценз в пятьдесят тысяч; обра­зованы те же двадцать центурий, с тем же разделением возрастов. В вооружении тоже никаких изменений, только отменены поно­жи.
   В четвертом разряде ценз - двадцать пять тысяч; образованы те же двадцать центурий, вооружение изменено: им не назначено ничего, кроме копья и дротика.
   Пятый разряд обширнее: образо­ваны тридцать центурий; здесь воины носили при себе лишь пра­щи и метательные камни. В том же разряде распределенные по трем центуриям запасные, горнисты и трубачи. Этот класс имел ценз одиннадцать тысяч.
   Еще меньший ценз оставался на долю всех прочих, из которых была образована одна центурия, свободная от военной службы".

См.: Тит Ливий. Указ. соч. - С.181

  
   Он учредил ценз - самое благодетельное для будущей великой державы установленье, посредством которого по­винности, и военные, и мирные, распределяются не подушно, как до того, но соответственно имущественному положению каждого.
  
   Именно тогда учредил он и разряды, и центурии, и весь основан­ный на цензе порядок - украшенье и мирного и военного времени".
  
  

0x01 graphic

  
   Следует признать чрезвычайную важность системы цензовой повинности:
  
  -- с одной стороны, справедливо, когда вклад в общее государственное дело осуществляется сообразно с доходами;
  -- с другой стороны, имущий, состоятельный человек имеет более оснований заботиться о безопасности своего состояния, нежели неимущий, у которого нет ни кола, ни двора.
  
  

Имущественный ценз был дополнен идеологическими, нравственными и физическими требованиями.

  
   Все государственное военное устройство Рима было прочно утверждено на превосходном основании - праве служить в войске (jus militiae).
  
   Этим законом определялось, кто именно имел право и вместе обязанность служить в войске, кто был осво­божден от этой обязанности и кто был лишен этого права.
  
   Правительство римское признавая, что защищать отечество, служа в войске, были обязаны, преимущественно свободные от рожденные, благородные, богатые или до­статочные и ничем не опороченные римские граждане, им одним предоставило это почетное право, на них одних возлагало и эту почетную обязанность.
  
   Эта правоспособность была определена и некоторым образом ограничена известными условиями, а именно: возрастом - не моложе 17-ти лет и не старше 45-ти.
  
   Никто моложе 17-ти лет и старше 45-ти лет не мог быть обязываем военною службой, хотя мог быть принимаем в нее по собственной доброй воле. Но законные сроки действительной службы считались только с 17-ти до 45-ти лет.
   28-ми-летний срок военной службы не был непрерывный, но мог быть прерываем, лишь бы только военнослужащий прослужил полное число установленных законом шестимесячных походов, в пехоте - 20-ти, а в коннице - 10-ти.

0x01 graphic

Римское боевое знамя

  
   Прослужившие половинное число этих походов - и только они одни имели право на получение общественных и государственных гражданских должностей.
  
   По достижении 45-ти-летнего возраста, римские граждане были совершенно освобождаемы от обязанности слу­жить в войске и причисляемы к городским легионам (legiones urbanae) или к местным гарнизонным войскам.
   Обязанности их ограничивались, в мирное время - городовою службой, а в военное - обороной городов. Но те из них, которые сами добровольно или по приглашению полководцев вновь поступали на службу в полевые войска, назывались ветера­нами (veterai, emeriti, evocati) и пользовались большим уважением и особенными преимуществами.
  
   *
  
   Данный государственный опыт Рима содержит три поучительные идеи:
  
  -- во-первых, воинская служба возведена в ранг почетной и благородной;
  -- во-вторых, к воинской службе привлекаются только достойные;
  -- в-третьих, отслужившие свой срок воины получают право на занятие ответственных государственных должностей. И в обществе пользуются особым уважением и преимуществами (льготами).
  
   *
   Важное значение имело и требование к физическим способностям будущего воина.
  
   Во внимание принимались: рост, здоровье, бодрость, крепость и сила.
   В отношении к росту, историки говорят, что римляне, будучи вообще небольшого роста, обращали на него гораздо менее внимания, нежели на совершенно здоровое состояние, бодрость, крепость и силу тела.
   И в этом отношения им редко приходилось делать исключе­ния, потому что в этом периоде нравы римлян были еще очень просты и суровы, а потому и слабых, болезненных или с телесными недостатками, либо пороками, между ними было очень мало.
   Однако были некоторые телесные недостатки, которые слу­жили препятствием к приему в войско, именно такие, которые могли затруднять им и препятствовать надлежащим: употребле­нию оружия и действиям в строю, как-то: телесные пороки рук и ног, слабость слуха и особенно зрения.
  
   Некоторое по­нятие о том, чего требовали римляне от новобранцев в телесном отношении, может дать то, что говорит об этом Вегеций, именно:
  
   "Новобранец должен иметь глаза - живые, го­лову - поднятую вверх, грудь - широкую, плечи - плотные, кисти рук - большие, руки - длинные, живот - небольшой, стан - стройный, ноги и ступни - менее мясистые, нежели жилистые.
  
   Если все это есть, то нечего смотреть на рост, ибо гораздо нужнее, чтобы воины были крепко сложены, нежели высокорослы".
  
   Во­обще полагают, что у римлян отношение к внешним данным было не только сугубо практическое, но и эстетическое.
   С этим можно согласиться, понимая, насколько важны внешние данные для того, чтобы производить должное впечатление на сограждан и на врагов.
  
  
   *
  

0x01 graphic

  
   Наконец, право служить в римском войске определялись нравственными условиями, именно незазорными, безукоризненными во всех отношениях нравствен­ностью и поведением - качествами, которые в эти лучшие вре­мена римской республики были, можно положительно сказать, общими римским гражданам.
  
   *
  
   Статус римского войска был настолько высок, что в наказание за военные и особенно государственные про­ступки и преступления, из войска были исключаемы как отдельные лица, так и целые отряды войск, и даже целые города, области или племена Италии были объявляемы недостойными нести военную службу.
   Так, по удалении карфагенян в Италии в конце 2-й пунической войны, подобному наказанию были подвергнуты все жители Бруттия, Лукании, Пицена и других областей Италии, которые после сражения при Каннах восстали против Рима и присоединились к Ганнибалу.
   *
  
   Из всего приведенного выше легко усмотреть можно, какой превосходный во всех отношениях состав имело в это время римское войско!
  
   Вот в чем заключались главные достоинства и сила, как его, так и всей римской республики.
  
   Такого состава мы не находим ни у одного народа древности, даже у греков в лучшие их истории.
   И не мудрено, что он возбуждал такое всеобщее удивление и уважение к себе, не только в древние вре­мена, но и в средние, и новые, и новейшие, и едва ли не будет справедливо и достойно возбуждать их всегда!
  
  

0x01 graphic

Триумфатор

(аллегорическое изображение; фреска из Помпей)

  
   Не менее важное значение, для престижа римского войска было то, с каким почетом встречали на родине победителей.
   При возвращении в Рим победителю устраивали торжество, триумф.
  
   Император в сопровождении своих солдат, которые пели победные песни, ехал через весь город в раскрашенной повозке, имевшей вид круглой башни, в ярко-красном плаще с золотой каймой, с лавровым венком на голове и браслетами на руках.
   Над ним раб держал золотую корону с драгоценными камнями и повторял: "гляди назад", т.е. не возгордись. Впереди несли его добычу, золото и серебро, диковинные вещи, неви­даннее растения и животных, вели пленников в оковах и между ними иногда побежденных царей; несли большие картины, изображавшие все его победы, крепости, которые он взял, горы, реки, моря, города, которые он захватил.
  
   По всем улицам стоял народ в праздничных белых плащах.
   Шествие направлялось к Капитолию, старинной крепости внутри Рима, в храм Юпитера, где богу возносили молитвы и отдавали лучшие вещи.
  
   Бывший вождь сохранял в Риме видное по­ложение; нередко к нему обращались во второй раз.
  
   Сципион, после победы над Ганнибалом, легко провел на должности своих близких дру­зей и родственников: Квинкция Фламинина в Македонской войне и своего брата в войне с Антиохом. Эмилий Павл был также близок к Сципиону Старшему; сын Эмилия после смерти отца был принят в семью Сципионов и полу­чил ее имя (этот Сципион Эмилиан называется также Африканским Младшим).
  
  
   *
   Вполне понятно, что души триумфаторов наполнялись гордостью, а встречавшие их люди были полны признательности им за их подвиги.
   Молодые люди, естественно, горели желанием поступить в войска с тем, чтобы тоже удостоится своего триумфа.
   *
  
   Римский сенат, в лучшие времена империи, осуществлял достаточно взвешенную политику в отношении своих полководцев:
  
  -- лучшие из них удостаивались заслуженного триумфа,
  -- допустившие ошибку - милостиво прощались,
  -- преступившие закон или же принявшие неверное самостоятельное решение - немедленно наказывались.
  
  
   Пример благородства римского сената в отношении проигравшего сражение полководца наиболее ярко показан на примере Канн.
  
   Когда в Рим вступил с остатками разбитых войск Теренций Варрон, сенат в полном составе вышел ему навстречу и благодарил его за то, что он не утратил веры в спасение отече­ства.
   Вскоре был проведен и новый набор в войско.
   К военной службе были привлечены все римские граждане, начиная с 17 лет и кончая таким возрастом, который еще позволял человеку дер­жать в руках оружие. Сенат, в данном случае, понимал, что необходимо было не усугублять положение (бить виновного), а следовало быстро преодолеть возникшую растерянность.
   *
  
   Совсем иное решение принял римский сенат в ходе Латинской (самнитской) войны.
  
   После того, как самниты собрали большие силы и поставили во главе своих войск талантливого полководца Понния, он занял очень выгодную позицию у Кавдинского ущелья (западная часть Самнитской области) и хитростью заманил туда римское войско.
  
   Римляне беспрепятственно вошли в узкое и длин­ное ущелье, но когда дошли до выхода, то нашли его загорожен­ным срубленными деревьями и большими грудами камней. Они повернули обратно, но теперь и вход в ущелье был заперт таким же образом, а вокруг, на высотах, появились самнитские легионы.
  
   Положение римлян было абсолютно безнадежным, поэтому римские консулы вынуждены были согласиться на предложен­ную им капитуляцию.
  
   Победители потребовали выполнения по­зорного обряда прохождения "под игом".
  
   Он выглядел так: в зем­лю втыкали два копья, они покрывались третьим, и под этим сооружением, имевшим подобие виселицы, должна была пройти сдавшаяся армия. Проходили по одному человеку, без оружия, в нижнем платье, под градом язвительных насмешек стоявших вокруг противников.
  
  -- При известии об этой позорной капитуляции все население Рима облачилось в траур, все государственные дела были приостановлены, а сдавшееся войско отважилось всту­пить в Рим лишь поздней ночью, и сразу все воины разбрелись по своим домам.
  
   Римские историки отмечали это событие, как одно из самых тяжелых унижений, которые когда-либо испыты­вала римская армия.
  
   Но сенат проявил в этот критический момент большую твер­дость:
  
  -- заключенный консулами мирный договор не был утвер­жден,
  -- начальство над войсками поручалось диктатору, всегда избиравшемуся в Риме в момент крайней опасности.
  -- Война про­должалась.
  -- Вскоре римляне восстановили честь своего оружия и, в свою очередь, заставили самнитское войско, в том числе и Понния, пройти под игом.
  -- Понний затем был привезен в Рим и там казнен.
  
  
  

0x01 graphic

Храм Фортуны

Для военного человека она имеет значение в том смысле, что вера, укрепляя в благонравии, вселяет сверх того уверенность в заступничестве Бога и дает большую покорность судьбе и более спокойное отношение к смерти.

  
   "Изучая римскую историю, можно увидеть, какую помощь оказывала религия для начальствования войском, для соглашения народа, для поддержания добрых граждан и для посрамления злых", - так свидетельствовал Н. Макиавелли.
  
   В своих "Рассуждениях" он писал:
  
  -- "...Религия, учрежден­ная Нумой, была первым основанием благополучия Рима, потому что она установила в нем добрые порядки, добрые порядки дали ему счастье, а счастье доставило ему все его успехи.
  -- Как соблюдение Богопочитания делается основанием величия республик, так прене­брежение им бывает причиной их падения, ибо, где нет религиозного страха, там государство или распадается, или должно сохраняться боязнью к государю, который в этом случае заменяет религию.
  -- Но жизнь государей коротка, и по смерти их государство все-таки падает, не имея более опоры в их добродетелях.
  -- Отсюда следует, что государство, зависящее только от добродетели одного человека, недолговечно, потому что со смертью его лишается всякой опоры, так как очень редко случается, чтобы его добродетель возродилась в его наследнике".
  

0x01 graphic

  
   В качестве примера использования религии в военном деле можно привести случай, имевший место при осаде Вейев.
  
   Тогда военачальники вос­пользовались религией, чтобы расположить солдат в пользу предприятия: в этот год Альбанское озеро необыкновенно раз­лилось, и римские солдаты, которым наскучила долгая осада, хотели вернуться в Рим.
   Тогда Римляне придумали, будто Аполлон и другие оракулы предсказали, что Вейи будут завое­ваны в год разлива Альванского озера.
   Это побудило солдат переносить тяготы осады в надежде вскоре овладеть городом; они согласились продолжать военные действия, так что Камилл, назначенный Диктатором, взял наконец Вейи после десятилет­ней осады.
   *
  
   Н. Макиавелли делает весьма интересный вывод относительно религии:
  
   "...Вожди республики или государства должны за­ботиться о сохранении оснований своей национальной религии; при этом условии им будет легко поддержать в своем государстве религиозность и через это удержать в нем согласие и добрый порядок".
  
   Этот вывод Макиавелли имеет не только мировоззренческое, но и практические значение: об укреплении отечественной веры и усилении ее влияния на военное дело надо заботиться всегда, а не только в минуты военных испытаний.
  

0x01 graphic

Кроны деревьев. 1867.

Художник Васильев Фёдор Александрович

  
  
   Воспитанию римской молодежи государство придавало большое значение: с одной стороны, ставилась задача формировать и укреплять их боевой дух; с другой - упражнять тело.
   *
  
   Следует отметить, что в лучшие времена римской республики нравы в ней были еще так про­сты и строги, честь так развита, а любовь к отечеству и уважение к закону и долгу так глубоки и сильны, что уже сами по себе были достаточны для формирования здорового духа молодежи.
   *
  
   С падением нравственности для воспитания боевого духа нужны были достойные примеры.
  
   Таких примеров в римском войске было достаточно.
  

0x01 graphic

  
   Выше был приведен случай, который касался Манлия Торквата и его сына Тита.
  
   Вскоре после этого случая произошло решающее сражение у подножия Везувия.
   Легенда рассказывает о том, что накануне битвы обоим консулам Манлию Торквату и Децию Мусу явилось во сне одно и то же видение. Человек сверхъестественного роста с величавой осанкой возвестил им, что в предстоящем сражении должно погибнуть с одной стороны войско, с другой - один из полководцев.
  
   Чтобы обратить это предсказание в пользу римлян, консулы договорились между собой, что тот из них, чье крыло первым дрогнет в бою, принесет себя в жертву.
   Манлии Торкват командовал правым крылом, Деций Мус - левым.
   Уже в самом начале битвы левое крыло поколебалось. Тогда Деций приказал главному жрецу посвятить его на смерть. Потом он произнес над собой и над врагами страшное заклятие и ринулся на коне, как дух мщения, в самую середину латинских легио­нов.
  
   Смятение распространилось среди латинян, и когда Деций мерт­вым упал с коня, а римляне с бе­шенством кинулись на врагов, что­бы отомстить за своего вождя, ла­тинское войско, не выдержав такого натиска, обратилось в бегство.
  
   *
   Строжайшее соблюдение строгих законов было самою твер­дою и надежною опорою римских армий в лучшие времена римской республики.
   Только этим способом римскому правительству возможно было из народа грубого, не­образованного, своевольного, пылкого и воинственного образовать войско правильно устроенное, вполне покорное и послушное, терпеливое и воздержное.
  

0x01 graphic

  
   И римские легионы и армии были всегда непобедимы, доколе предводители их соблюдали в них строгую военную дисциплину, и были побеждаемы лишь тогда, когда пред­водители допускали малейшее ослабление ее.
  
   И в этом отношении также римляне не имели не только равных, но и подобных себе в числе всех народов древности, не исключая и греков, которые всегда, даже в лучшие времена, отличались своеволием, неповиновением, раздорами, буйством и мятежным духом.
  
  -- По наборе римских легионов и раздаче вооружений, каждый римский воин в строю был отмечаем своим именем, начертанным на его щите, вместе с номером его центурии и позже когорты; сверх того, щиты каждой когорты были выкрашены одним цветом.
  
   Ни один воин не мог быть употребляем на частную службу и был обязан исполнять только обязанности и работы полевой и лагерной военной службы.
  
   На расстоянии 1000 римских шагов от Рима, предводитель римской армии имел уже полное право жизни: и смерти над чинами армии и мог сам судить и осуждать их безаппелляционно, но большею частью производил военный суд чрез военный совет, под своим председательством.
  
   Под властью его, военные трибуны назна­чали денежный пени, принимали залоги (иногда гасты, что называлось censio hastaria) и как они, так и цептурионы, назначали телесные наказания прутьями (римским войнам), либо палками (союзным или неримским).
  
   Ликторы же приводили в исполнение смертные приговоры предводителей армий - прутьями или отсечением головы. Если военный совет приговаривал воина к наказанию прутьями или палками (fustuarium), то председательствовавший трибун прикасался к нему палкой, и по этому знаку все прочие воины бросались на осужденного с палками и каменьями, и если он успевал спастись от смерти, то уже никто, даже родственники, не могли принять его к себе.
   *
  

0x01 graphic

Военные законы Рима были строги и справедливы.

  
   Так, по закону 12 скрижалей или таблиц (449 г.) смертной казнью наказывался:
  
  -- тот, кто возбудил врагов против отечества или предал неприятелю граждан;
  -- тот, кто в бою сражался без по­рядка, покидал свою часть войска, свою должность, свое место или военный пост, свой войсковой знак;
  -- тот, кто бросал или отдавал свое оружие;
  -- тот, кто возбуждал мятеж...
  
   Если целая часть войска в бою обращалась в бегство, то была децимирована, т.е. 10-й человек, а иногда 8-й и даже 5-й был казним смертью, а остальные помещались отдельно вне лагеря и получали, вместо зернового хлеба, ячмень.
  
  -- Кто похищал в свою пользу часть военной добычи - был присуждаем, сначала - к изгнанию, потом - к ссылке и позже - к возвращению вчетверо более похищенного и даже к смерти.
  -- Беглецы (дезертиры) внутри государства были наказываемы прутьями, привязываемы к позорному столбу и продаваемы, а перебежчики к неприятелю (удалявшиеся от лагеря на такое расстояние, с которого нельзя было слышать звука труб) из римских граждан были распинаемы на кресте, прочие же - подвергаемы отсечению головы.
  
   Явное неповиновение наказывалось смертию.
  
  -- Часовой, заснувший или покинувший свое место, и вообще всякое нарушение правил строевой, лагерной и полевой службы были наказываемы телесно прутьями или палками, в числе ударов по мере вины.
  -- Тому же наказавию были подвергаемы воры, лжесвидетели, распутники и т.п.
  -- Как вора наказывали и того, кто ложно присваивал себе отличный боевой подвиг.
  
   За меньшие же проступки воины были подвергаемы вычетам жалованья, полным или частным (что называлось oere diritus).
  
   Вообще военные законы и наказания за военные преступления и проступки у римлян были очень строги; главные виды наказаний были: смертная казнь, телесные наказания, денежные взыскания и посрамления (demissio ignominiosa) или исключение из военной службы, присуждение носить разодранную одежду, выставление к позорному столбу и т. п..
   От этих наказаний не избавляли ни сан, ни чин, ни знатность рода, ни даже число виновных; наконец, этими строгими законами и наказаниями рим­ляне и поддерживали в своих войсках строгую военную дис­циплину, какой не было ни у одного из народов древности, даже у греков.
  
  

Воспитанию боевого духа способствовали военные награды

  
  

0x01 graphic

Ксеркс приказывает высечь море.

Персидский царь Ксеркс I, что означает "Царь героев" или "Герой среди царей"...

  
   Военные награды римлян вообще со­стояли в:
  
  -- производстве в высший класс войска или чин,
  -- увеличении жалованья, в денежных выдачах,
  -- пожаловании богатого почетного оружия, венков из различных растений, серебряных или золотых венцов, ожерелий, зарукавьев (браслетов) и т.п.,
  -- пожаловании земель,
  -- пожизненных пенсий, в зачете годов службы,
  -- освобождении от нее и т.п., и были назначаемы как отдельным лицам, так и целым частям войск.
  
   Те, которые освобождали отряд войска, окруженный неприятелем, и тем спасали отечеству многих граждан его, полу­чали головной венок из свежей травы (позже из золота), а которые спасали жизнь римского гражданина или союз­ника - такой же венок из дубовых листьев, который им надевали на головы спасенные ими; кто первый всходил на стену неприятельского города получал венок из древесных листьев (позже из золота, с зубцами); кто первый входил в неприятельский лагерь или укрепление - золотой венец с зубцами в виде тына; кто оказывал необыкновенный подвиг храбрости - простой золотой венец, с надписью, за какое именно отличие; кто ранил неприятеля в единоборстве - гасту без наконечника (hasta pura), а если убил его, то оже­релье, нарукавник или (всадник) конскую сбрую.
  
   Прочие почетные награды за особенные военные отличия назначались пред­водителями армий и состояли в серебряных или золотых ожерельях, нарукавниках, цепях, пряжках и др. т.п. вещах, оружии, лошадях и пр.
  
   Иногда римских воинов награждали землями или освобождением от податей, от всех или нескольких лет службы и т. н. Землями нередко награждали тоже неприятельских перебежчиков, как например испанских и нумидийских, которые во 2-й пунической войне получили земли в Сицилии. Денежные, продовольственные и фуражные награды состояли в единовременных денежных выдачах, в прибавке половины или полного жалованья или рациона и пр. Военные награды целым частям войск состояли в трофеях на их войсковые знаки и орлы, а иногда в денежных выдачах и пр. т.п.
  
   *
  
   Все вообще военные награды были провозглашаемы и разда­ваемы всенародно и сопровождаемы похвальными речами, а удо­стоенные их - освобождаемы, по окончании сроков службы, от податей и занимали почетные места в народных собраниях и на общественных играх.
  

0x01 graphic

Три старика.

Русский художник-живописец Михаил Васильевич Нестеров (1862--1942)

  
   Престарелые же и увечные (adynati) по­лучали содержание от казны, их поселяли в римских колониях; давали им должности в подвластных Риму областях и т.п.
  
   *
  
   Мудрый римский опыт наказаний и наград учит всех, понимающих значение боевого духа и дисциплины тому, что всякое наказание, если оно справедливо, будет восприниматься как должное и полезное как наказуемому, так и другим.
  
   Награда же ценна только тогда, когда она ценит боевую доблесть, возвеличивает человека, совершившего подвиг.
  
   Государство же, которое помнит о ветеранах, достойно защищавших свое отечество, поступает не только справедливо, но и мудро, ибо тем самым показывает пример признательности тем гражданам, которые своей кровью и подвигом оказали своей родине неоценимую услугу.
  

0x01 graphic

Юрьев день. 1908

Художник Иванов Сергей Васильевич (4 июня 1864 -- 3 августа 1910)

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   См.: Монтескье Ш. Указ. соч. - С.54.
   См.: Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. Том первый. Античный мир. - М., 1936.- С.220.
   Тит Ливий. Указ. соч. - С.180-181.
   См.: Голицын Н.С. Всеобщая военная история древних времен. Ч. 2. От смерти Александра Великого до 2-ой Пунической войны (323 г. - 218 г. до Р.Х.). - СП б., 1873. - С.87-88.
   См.: Голицын Н.С. Указ. соч. - С.88-90.
   См.: Там же. - С.91.
   См.: Там же. - С.91-92.
   Победитель Македонии, Эмилий Павл, вез в течение трех дней свою добычу: первый день на 250 огромных телегах прошли взя­тые у греков статуи и картины, на другой - появился целый арсенал оружия, несколько тысяч человек тащили на плечах сосуды с серебряной монетой, на третий - несли золото в деньгах, золотую посуду побежден­ного царя и т. д.
   Виппер Р. Учебник древней истории. - М.-Пг., 1923. - С.136-137.
   См.: Древний Рим. Книга для чтения... - С.83.
   Борьба за обладание богатой Кампанией приводит ко второй Самнитской войне, продолжавшейся более двадцати лет (326 - 304 г. до н. э.).
   Там же. - С.143.
   Там же. - С.146-147.
   Там же. - С.144.
   См.: Педагогика благонравия: Хрестоматия. Авт.-сост. А.И. Каменев. - М., 2004.
   См.: Древний Рим. Книга для чтения... - С.49-50.
   См.: Голицын Н.С. Указ. соч. - С.127-128
   См.: Там же. - С.128-129
   См.: Там же. - С.129-130.
   См.: Там же. - С.130
  

0x01 graphic

  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023