ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
"Мы научились побеждать, но эта наука далась нам слишком дорогой и жестокой ценой"...

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


  
  
   ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
   Мысли на будущее...
  
  

"Мы научились побеждать,

но эта наука далась нам слишком дорогой и жестокой ценой"...

(1946-1963 гг.)

  
  
   СССР, победоносно окончив жестокую войну, приступил к мирному социалистическому строительству в сложной междуна­родной и внутриполитической обстановке.
  
   Известные изменения, произошедшие в мире после войны в пользу социализма, не устраивали США и их союзников.
  
   В аналитическом документе, озаглавленном "Возможности и намерения СССР в послевоенный период" (от 6 января 1945 г.) го­ворилось о том, что Советский Союз в послевоенный период будет отдавать приоритет экономическому восстановлению страны. Но уже 9 октября того же года в новом документе СССР приписывалась "способность захватить всю Европу" сей­час или к 1 января 1948 года.
  
   В этом же документе, правда, указывались "уязвимые" места Советского Союза:
  
  -- а) военные потери в людской силе и промышленности, откат назад от развитой промышленности (15 лет);
  -- б) отсутствие технических сил (5-10 лет);
  -- в) отсутствие стратегических ВВС ( 5-10 лет);
  -- г) плохое состояние железных дорог, военного транспорта, систем и оборудования (10 лет);
  -- д) отсутствие ВМФ (15-20 лет);
  -- ж) уязвимость нефтяных источников, жизненно важных промышленных центров для бомбардировщиков дальнего действия;
  -- з) отсутствие атомной бомбы (5-10 лет, возможно раньше);
  -- и) сопротивление в оккупированных странах (в течение 5 лет);
  -- к) численная военная слабость на Дальнем Востоке, особенно ВМС (15-20 лет).
  
   Но факт "уязвимости" нисколько не останавливает США на пути нагнетания антисоветской истерии.
   Готовность к агрессивной войне, настрой на ядерную вакханалию превра­щается в способ существования.
   Происходит бурный процесс милитаризации экономики, идеологии и психологии общества.
  
   Понятия терпимости, равенства, обоюдной выгоды становятся изгоями.
   Вашингтон погружается в великодержавный транс, втя­гивая в него другие страны Европы.
  
   *
   Важнейшим устоем американской пропаганды стал миф "о советской военной угрозе".
   Эксплуатируя его, реакционные си­лы стали запугивать обывателей, а себя преподносить в ка­честве "спасителей европейской цивилизации", "защитников от коммунизма".
  
   *
   Одновременно в ход был пущен миф "о всемогу­ществе Америки".
   Этот миф состоял из трех частей:
  
   1) превознесения технической и военной мощи США (все это подкреплялось измышлениями о "преимуществах американской военной доктрины, превосходстве стратегии и тактики", о "прио­ритете США во всех областях научно-технического прогресса" и др.);
   2) апологией американского образа жизни (здесь в ход были пущены рассказы об "американском процветании", "об исключительности американской экономики" и т.п.);
   3) провозглашения "духовного превосходства Америки" над другими странами (особенно активно эксплуатировалась мысль о том, что "США подобно тиглю переплавляет попавшие туда человеческие экземпляры в людей высшего типа").
  
   В результате курса на достижение великодержавных целей США сделал ставку на "балансирование на грани войны".
  
   В директиве СНБ от 18 августа 1948 года ставилась зада­ча "отбрасывания советской власти", превращения СССР в го­сударство "слабое в политическом, военном и психологическом отношении по сравнению с внешними силами, находящимися вне пределов его контроля".
  
   "В худшем варианте, - указывает­ся далее в документе, - то есть при сохранении Советской власти на всей или почти всей нынешней советской террито­рии, мы должны потребовать:
  
   а) выполнения чисто военных условий (сдача вооружения, демилитаризация ключевых регионов и т.д.) с тем, чтобы на долгое время обеспечить военную беспомощность;
   б) выполнение условий, которые должны вызвать существен­ную экономическую зависимость... "
  
   Другими словами, СССР в послевоенном устройстве, по мысли политиков и военных СМ, отводилось далеко не завид­ная роль.
  
   Известно и другое: директивные указания воплоща­лись в конкретные планы нападения на СССР, военные програм­мы и политические акции (создание всякого рода военно-поли­тических союзов, направленных против СССР).
  

Военная политика СССР

  
   В сложившейся международной обстановке необходимо было продуманно решить вопросы военной политики.
  
   Как и, исходя из каких соображений, решались эти вопросы?
  
   Соображение было таково: следовало устранить с дороги тех, кто мог быть опасен.
   Такой личностью был Г.К. Жуков, завоевавший непререкаемый авторитет в народе и в армии.
  
   Козни против Жукова начались еще в годы войны, особен­но на ее завершающем этапе.
  
  -- "И чем ближе был конец войны, - указывал Г.К. Жуков, - тем больше Сталин интриговал между мар­шалами-командующими фронтами и своими заместителями, зачас­тую сталкивая их "лбами", сея рознь, зависть и подталкивая к славе на нездоровой почве.
  -- К сожалению, кое-кто из командующих, пренебрегая товари­щеской дружбой, нарушая элементарную порядочность, преследуя карьеристские цели, использовал слабость Сталина, разжигая в нем нелояльность к тем, на кого он опирался в самые тяжелые годы войны.
  -- Такие люди нашептывали Сталину всякие небы­лицы, стремясь выставить перед ним свою персону в самом привлекательном виде".
  
   Будущее армии, казалось бы, нужно было вверить в руки таких военачальников, как Г.К. Жуков и других, прославивших себя в войне.
  
   На самом деле все вышло иначе.
  
   Об этом сам Жуков вспоминает так:
  
   "В начале марта 1948 года мне позвонил в Берлин Ста­лин и сказал: "Булганин представил мне проект послевоенного переустройства управления нашими Вооруженными Силами.
   Вас нет в числе основных руководителей Вооруженных Сил.
   Я считаю это неправильным.
   Какую вы хотели бы занять должность?
   Василевский выразил желание занять пост начальника Генерального штаба.
   Не хотите ли занять пост Главнокомандующего сухопут­ными войсками, они у нас самые многочисленные".
  
   Я ответил, что не думал над этим вопросом и что готов выполнить любую работу, которую поручит ЦК.
  
   Сталин продолжал:
   "Одновременно он представил проект положения о Наркомате обороны. Я хотел бы, чтобы вы приехали и поработали над ним вместе с Булганиным и Василевским".
  
   Через пару дней я был в Москве и зашел к Булганину.
   Он был явно смущен, видимо, зная о моем разговоре со Сталиным.
  
   После рассмотрения проекта положения о Наркомате обо­роны у меня возникли серьезные разногласия с Булганиным о правовом положении главнокомандующих видами Вооруженных Сил и первого заместителя наркома....
  
   Обо всем этом Булганин в извращенном виде доложил Ста­лину, добавив при этом: "Жуков - Маршал Советского Союза, он не хочет иметь дело со мною, генералом".
  
  
  
   Этот ход Булганина был рассчитан на то, чтобы выпросить у Сталина для себя звание Маршала Советского Союза.
  
   И действительно, через день был опубликован указ о прис­воении Булганину звания Маршала Советского Союза, а мне Сталин сказал, что над положением о Наркомате придется еще поработать.
   Мне было ясно, что Булганин стал правой рукой Сталина по Наркомату обороны. Булганин очень плохо знал военное дело и, конечно, ничего не смыслил в оперативно-стратегических вопросах. Но, будучи человеком интуитивно развитым, он сумел подойти к Сталину и втесаться ему в доверие.
   Конечно, Сталин понимал, что это далеко не находка для Вооруженных Сил, но он нужен был. ему как ловкий дипломат и беспрекословный его идолопоклонник. Сталин знал, что Булганин лично для него может пойти на все".
  
   0x01 graphic
  
   Справка:
  
  -- Николай Александрович Булганин (30 мая 1895 -- 24 февраля 1975) -- трижды возглавлял правление Госбанка СССР и дважды -- военного министра.
  -- В 1917--1918 годах -- боец охраны Растяпинского завода взрывчатых веществ Нижегородской губернии.
  -- С 1918 года работает в органах ВЧК, 1918--1919 годы -- заместитель председателя Московско-Нижегородской железнодорожной ЧК.
  -- 1931--1937 годах Председатель исполкома Моссовета.
  -- Одновременно с октября 1938 года по апрель 1940 года и с октября 1940 года по май 1945 года возглавлял правление Госбанка СССР.
  -- Во время Великой Отечественной войны по конца 1944 г. - член Военного совета двух фонтов .
  -- С ноября 1944 года -- заместитель наркома обороны СССР, член Государственного комитета обороны.
  -- С марта 1947 года -- заместитель председателя Совета Министров СССР.
  -- 3 марта 1947 года Н. А. Булганин назначен министром Вооружённых сил СССР, до него эту должность с 1941 занимал непосредственно Сталин.
  -- 24 марта 1949 года Булганин был освобождён от должности министра Вооружённых сил СССР.
  -- После смерти Сталина, в марте 1953, когда Военное и Военно-морское министерство СССР были объединены в Министерство обороны, его вновь возглавил Булганин.
  -- В 1955 году, в ходе накалившейся борьбы между партийной и государственной ветвями власти и смещением с должности председателя Совета Министров СССР Георгия Маленкова , его место как менее конфликтная фигура, занял министр обороны Маршал Советского Союза Булганин. Министром обороны вместо Булганина стал Георгий Жуков.
  -- Булганин был назначен 30 марта 1958 руководителем правления Госбанка СССР. Булганин был назначен 30 марта 1958 руководителем правления Госбанка СССР.
  -- В том же году (в сентябре) Булганина вывели из состава Политбюро, а 26 ноября 1958 года он был лишён воинского звания Маршала Советского Союза (понижен до генерал-полковника) 30 декабря 1958 года Н. А. Булганин был отправлен в фактическую ссылку в Ставрополь на должность председателя совнархоза. В 1960 году Булганин вышел на пенсию.
  -- Умер в Москве 24 февраля 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
  
   Мог ли такой " военачальник" что-то хорошего сделать для Армии и страны???
  
   К сказанному можно добавить следующее: за восемь после­военных лет (1946-1953 гг.) у руководства Вооруженными Силами сменились три наркома (Сталин, Буганин, Василевский) и четыре начальника Генерального штаба (Антонов, Василевский, Штеменко и Соколовский).
   *
  
   Такая "кадровая чехарда" имела свой смысл: не давать "засиживаться" на опасном месте человеку.
  
   В то же время для Вооруженных Сил такая практика имела пагубное пос­ледствие: частая смена руководителей Наркомата обороны при­водила к тому, что очередной начальник, но успевая войти в курс дел, получал новое назначение, так и не сделав что-либо полезного на высокой должности.
  
   Некомпетентность высшего военного руководителя в сочетании с нестабильностью его положения наносили и наносят серьезный урон делу обороно­способности страны.
  
   *
   Какие конкретные преобразования происходили в Советских Вооруженных Силах в исследованный период?
  
   После войны нужно было решит целый ряд актуальных задач числе таких задач были:
  
  -- а) сокращение Советских Вооруженных Сил на основе массовой демобилизации;
  -- б) перевод Вооруженных Сил на штаты мирного времени;
  -- в) перевооружение армии и флота;
  -- г) перестройка системы подготовки офицерских кадров.
  
  
   В военном строительстве послевоенного периода рассмат­риваются несколько этапов:
  
  -- - Первый этап (1946-1953 гг.) характеризуется перестрой­кой Вооруженных Сил СССР в соответствии с требованиями мир­ного времени. Основу боевой мощи армии и флота составляли обычное вооружение и техника, применявшиеся в завершающий период Великой Отечественной войны.
  
  -- - Второй этап (1954-1960 гг.) примечателен развертыва­нием революции в военном деле. Произошел коренной перелом в военном строительстве: армия и флот оснащаются ракетно-ядерным оружием.
  
  -- - Третий этап (1960 и последующие годы). Его особенность: происходит массовое внедрение ракетно-ядерного оружия во все виды Вооруженных Сил и рода войск.
  
   *
   Перевод армии и флота на мирное положение обусловил необходимость перестройки системы подготовки офицерских кадров, ибо теперь система ускоренной подготовки началь­ствующего состава широко распространенная в условиях войны, уже не годилась.
  
   *
   Общее направление работы с кадрами и военных кадров указаны в приказе Наркома обороны от 23 февраля 1946 г.
  
   В нем, в частности, говорилось:
  
  -- "Во время войны главной за­дачей бойцов, офицеров и генералов Красной Армии было завое­вание победы, умелое применение своих сил и знаний для пол­ного разгрома врага. В мирное время первостепенная задача всех без исключения бойцов и генералов состоит в непрерыв­ном совершенствовании своих военных и политических знаний".
  
   Отмечая тот факт, что в годы войны офицеры и генералы хорошо овладели мастерством вождения войск на поле боя, нар­ком ставил задачу в совершенстве овладеть мастерством обу­чения и воспитания войск в мирное время, используя богатый опыт войны.
  
   Воздавая должное заслугам офицеров и генералов в годы войны, Нарком предупреждал:
  
  -- "Однако, это не должно приводить к зазнайству и благодушию.
  -- Не кичиться своими зас­лугами добровольно трудиться на своем посту, отдавая все силы и знания на пользу Красной Армии, - вот что требуется от каждого воина".
  
  
   Как показали последующие события, право "кичиться свои­ми заслугами" было предоставлено одному человеку - Сталину.
   Люди заслуженные попадали в немилость, неумолимым следствием которой были изгнание, отстранение от дел, репрессии.
  
   Вместо укрепления армии кадрами началась новая серия гонений и репрессий.
  
   Не избежал этой участи и Г.К. Жуков.
   Акт "развенчания" Жукова относится к середине 1946 года.
  
   К это­му времени Берия и Абакумов добились "нужных" показаний от многочисленных подследственных о "заговорщической" деятель­ности Жукова.
   В результате разбирательств Г.К. Жуков был отослан командовать войсками сначала Одесского военного округа, а затем Свердловского.
  
   *
   Суд "чести" состоялся над бывшим наркомом ВМФ адми­ралом флота Н.Г. Кузнецовым и группой адмиралов.
  
   "Компро­мат" был заготовлен на командующего артиллерией Красной Армии Н.Н. Воронова.
  
   Справка:
  
  
   0x01 graphic
  
  -- Николай Герасимович Кузнецов (11 июля 1904 -- 6 декабря 1974) --Адмирал Флота Советского Союза
  -- C 1922 года служил в Петрограде, в 1923--1926 учился в Военно-морском училище им. Фрунзе, которое окончил с отличием 5 октября 1926 года.
  -- В 1929--1932 -- слушатель Военно-морской академии, которую также окончил с отличием.
  -- В августе 1936 года отправлен на гражданскую войну в Испанию, где был главным военно-морским советником.
  -- В марте 1939 года Кузнецов переводится в Москву на должность заместителя Наркома ВМФ СССР.
  -- 29 апреля 1939 34-летний Кузнецов назначен Народным комиссаром ВМФ СССР: он был самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности.
  -- К началу Великой Отечественной войны адмирал Кузнецов внёс существенный вклад в усиление боевой мощи, в повышение боеготовности сил и средств ВМФ.
  -- 31 мая 1944 года Кузнецову присвоено воинское звание адмирал флота (четыре звезды, равное генералу армии).
  -- 12 января 1948 года Кузнецов вместе с группой адмиралов (Л. М. Галлером, В. А. Алафузовым и Г. А. Степановым) был предан Суду чести Министерства Вооружённых Сил СССР.
  -- 2 -- 3 февраля 1948 года Военная коллегия Верховного суда СССР признала Кузнецова виновным в предъявленных ему обвинениях, но, учитывая его большие заслуги в прошлом, постановила не применять к нему уголовного наказания. Одновременно Военная коллегия постановила ходатайствовать перед Советом Министров о снижении Кузнецова в воинском звании до контр-адмирала.
  -- 20 июля 1951 года Кузнецов вновь возглавил флот как Военно-морской министр СССР (до 15 марта 1953), но судимость была снята и звание адмирала флота было возвращено только после смерти Сталина, 11 мая 1953.
  -- Однако у него быстро испортились отношения с министром обороны Г. К. Жуковым, с которым они не вполне ладили ещё во время войны. В декабре 1955 года Кузнецова под предлогом виновности во взрыве на линкоре "Новороссийск" сняли с должности (хотя в это время он находился в отпуске по болезни), а 17 февраля 1956 года он понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку с унизительной формулировкой "без права работать во флоте".
  -- 26 июля 1988 -- восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза (посмертно).
  
   0x01 graphic
  
  -- Николай Николаевич Воронов (23 апреля 1899 -- 28 февраля 1968) --Главный маршал артиллерии.
  -- В марте 1918 года Воронов был принят на 2-е Петроградские командные артиллерийские курсы.
  -- С апреля 1920 года Николай Воронов в составе 83-го полка 10-й дивизии 16-й армии принимал участие в советско-польской войне.
  -- Летом 1922 года Воронов был назначен командиром гаубичной батареи 27-й Омской стрелковой дивизии, а осенью 1923 года был включён в список слушателей Высшей артиллерийской школы комсостава.
  -- На межокружных манёврах, проводившихся летом 1926 года под руководством начальника штаба РККА Михаила Тухачевского, Воронов отличился, командуя артиллерией сводной дивизии Белорусского военного округа, и, в качестве награды, получил разрешение на следующий год сдавать вступительные экзамены в Академию им. М. В. Фрунзе.
  -- Успешно защитив в 1930 году дипломную работу на тему: "Влияние развития артиллерии на оперативное искусство и тактику в первую мировую войну", Николай Воронов окончил Академию им. М. В. Фрунзе и был назначен командиром артиллерийского полка 1-й Московской Пролетарской дивизии.
  -- В апреле 1934 года был назначен в Ленинграде начальником и военкомом 1-й артиллерийской школы.
  -- В конце 1936 года был направлен в Испанию, где в то время шла гражданская война. Под псевдонимом "волонтёр Вольтер" работал старшим советником по
  -- Возвратившись в Москву, Воронов 20 июня 1937 года был представлен к внеочередному званию "комкор" и назначен начальником артиллерии РККА
  -- В ноябре 1939 года в составе комиссии от Народного Комиссариата Обороны инспектировал готовность для войны с Финляндией войск Ленинградского военного округа.
  -- В первые дни Великой Отечественной войны Воронов занимался усилением ПВО Москвы.
  -- 19 июля Николай Воронов был назначен на восстановленный пост начальника артиллерии РККА, а также стал заместителем наркома обороны.
  -- 10 января 1943 года после мощной артиллерийской подготовки была начата операция "Кольцо", и за эту операцию Воронов был награждён орденом Суворова I степени. 18 января Воронову было присвоено высшее воинское звание артиллерии -- "Маршал артиллерии".
  -- 31 января в ходе сражения генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс сдался в плен советским войскам и Воронов лично руководил допросом пленённого генерала.
  -- В начале 1944 года по состоянию здоровья Воронов был вынужден был сложить с себя полномочия представителя Ставки и вернуться в Москву для лечения.
  -- В 1953 году, в связи с прекращением существования Академии, был назначен на должность начальника Военно-артиллерийской командной академии в Ленинграде
  -- С октября 1958 года подал прошение о переводе в состав Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР по состоянию здоровья, где состоял вплоть до своей смерти.
  
  
   Возникло "ленинградское дело", по которому было репрессировано более двухсот человек, а свы­ше двух тысяч руководителей освобождены от занимаемой долж­ности.
  
   Другими словами, появилась настоятельная потребность "поставить на место" целое фронтовое поколение, вышедшее из войны победившими и прозревшими. Такие люди нужны были Сталину в годину лихих испытаний, но они стали опасными (с его точки зрения) после того, как буря миновала.
  
   Произошла ситуация, которая уже имела место в нашей отечественной истории. Герои Отечественной войны 1812 го­да также прозрели после того, как с победным маршем прошли по Европе, увидели иной уровень цивилизации, человеческого бытия и людских отношений.
   *
   Кончина Сталина (1953 г.) вызвала сложную обстановку в политическом руководстве страны. Берия, занимая посты первого заместителя Предсовмина и министра внутренних дел, фактически поставил себя вне контроля высших партийных и государственных органов. Он него исходила угроза новой лич­ной диктатуры. Располагая "досье" на каждого члена руковод­ства, он имел возможность устранить любого конкурента.
  
   Как только эта угроза стала обретать черты реальности, Н.С. Хрущев и ряд других членов президиума ЦК партии при активном участии Г.К. Жукова и других военачальников арестовали Берию и передали следствию.
   *
  
   0x01 graphic
  
   В последующие годы военную политику партии стало определять ЦК, возглавляемое Н.С. Хрущевым.
  
   О Н.С. Хрущеве (1894-1971) написано в настоящее время немало. Нас интересует его подход к решению вопросов военной политики страны, отношение к Вооруженным Силам и командным кадрам.
   К моменту вступления в должность Первого секретаря ЦК КПСС он уже имел большой опыт руководящей партийной работы, обладал высокой политической интуицией и незаурядными организаторскими способностями. Отличался он и притяга­тельными личными качествами, демократичностью, доступностью, открытостью. Главная его заслуга заключалась в том, что он сокрушил культ личности Сталина, принял мужественное реше­ние о реабилитации незаслуженно репрессированных людей, предпринял попытки осуществить демократизацию общества, пе­рестройку народного хозяйства и др.
   К числу заслуг Н. С. Хрущева можно отнести и то, что благодаря усилиям партии и правительства в эти годы был создан надежный ракетно-ядерный щит страны.
  
   0x01 graphic
  -- Сталин и Хрущёв в президиуме сессии ЦИК Союза ССР (январь 1936 года)
  
   Справка:
  
  -- Никита Сергеевич Хрущёв (15 апреля 1894 -- 11 сентября 1971)
  -- В 1918 году Хрущёв вступает в партию большевиков.
  -- Участвует в Гражданской войне. В 1918 году возглавлял отряд Красной гвардии в Рутченково, затем политкомиссар батальона.
  -- В 1929 году поступил учиться в Промышленную академию в Москве, где был избран секретарём парткома.
  -- С января 1934 года по февраль 1938 года -- первый секретарь МГК ВКП(б).
  -- Как 1-й секретарь Московского горкома и обкома ВКП(б), был одним из главных организаторов террора НКВД в Москве и Московской области.
  -- В годы Великой Отечественной войны Хрущёв был членом военных советов Юго-Западного направления, Юго-Западного, Сталинградского, Южного, Воронежского и 1-го Украинского фронтов. Закончил войну в звании генерал-лейтенанта.
  -- В период с 1944 по 1947 год работал председателем Совета министров Украинской ССР, затем вновь избран первым секретарём ЦК КП(б) Украины.
  -- С декабря 1949 года -- снова первый секретарь Московского областного (МК) и городского (МГК) комитетов и секретарь ЦК КПСС.
  -- В июне 1953 года, после смерти Иосифа Сталина, был одним из основных инициаторов смещения со всех постов и ареста Лаврентия Берии.
  -- В сентябре 1953 г. Хрущёв был избран первым секретарём ЦК КПСС.
  -- На XX съезде КПСС Хрущёв выступил с докладом о культе личности И. В. Сталина и массовых репрессиях.
  -- Октябрьский пленум ЦК 1964 г., организованный в отсутствие Хрущёва, находившегося на отдыхе, освободил его от партийных и государственных должностей "по состоянию здоровья".
  -- После этого Никита Хрущёв пребывал на пенсии. Записал на магнитофон многотомные мемуары. Выступил с осуждением их публикации за рубежом.
  -- Умер Хрущёв 11 сентября 1971 г.
  
  
   В то же время Хрущев предпринял ряд мер, которые при­вели к некоторому снижению боевой готовности Советских Вооруженных Сил.
   Видимо он положил начало падению престижа офицерской службы.
   Виновен он и в смешении Г.К. Жукова с поста министра обороны СССР, куда он был назначен в начале 1955 года.
  
   Жуков, став министром обороны, весьма энергично взялся за устранение тех недостатков, которые, по его мнению, были в армии.
   По его настоянию в Вооруженных Силах: началось ин­тенсивное изучение новых средств борьбы. Несколько раньше (1954 г.) под его руководством было произведено испытание ядерного оружия.
  
   Г.К. Жуков принял также меры по углублению изучения опыта Великой Отечественной войны.
   По его прямому указанию к Генеральному штабу были прикомандированы круп­ные военачальники. Они распределялись по творческим груп­пам для разработки трудов по крупнейшим операциям Великой Отечественной войны и важнейшим вопросам военного искус­ства.
  
   Принимались меры по совершенствованию организации армии и флота, укреплению дисциплины я порядка в войсках.
  
   *
   Деятельность нового министра была встречена неодноз­начно, как в политических кругах, так и в армейской среде. Жукову особенно была свойственна прямота, а иногда и рез­кость, но резкость эта была вызвана не следствием плохого настроения, а вызывалась конкретными деловыми причинами. Но при своей резкости и непримиримости он был доброжелательным человеком. При крутом характере он не помнил и не таил зла.
  
   Неожиданное снятие Г.К. Жукова с должности министра обороны в 1957 году было осуществлено во время его визита в Югославию и Албанию.
  
   Об этом событии сам Жуков вспоминал так:
  
   "Меня настораживал тот факт, что моя заграничная коман­дировка совпадала с проведением учения войск в Киевском военном округе. Накануне отъезда я позвонил в Киев. На прямой вопрос Н.С. Хрущеву: "Может быть, мне необходимо приехать на учение? - тот ответил: "Выполняйте свою государственную миссию, а мы тут дома с учением как-нибудь справимся и без Вас".
   "Как я потом узнал, - продолжал Г.К. Жуков, - Хрущев исполь­зовал присутствие многих военачальников на учениях в своих интересах: у одних он спрашивал мнение о министре обороны, а другим внушал ту мысль, что, дескать, Жуков опасный человек для государства".
  
   Генерал-лейтенант Н. Г. Павленко пришел к мнению, что в основе опалы Г.К. Жукова были следующие основные при­чины:
  
   - во-первых, чисто клеветнические измышления (его, в частности, обвинили в тайной организации специальной дивер­сионной команды);
   - во-вторых, тенденциозные заявлений недругов полко­водца о том, что Жуков не только властолюбив, он - "опасная личность вообще";
   - в-третьих, предвзятые истолкования некоторых фраз Г.К. Жукова.
  
   Так, в период борьбы с группой Молотова-Маленкова у него в пылу полемики вырвалась следующая фраза:
  
   - Если вы и дальше будете бороться против линии партии, я буду вынужден обратиться к армии и народу.
  
   Эта фраза была истолкована Н.С. Хрущевым как проявление "бонапартизма". Вот почему тот принял решение устранить Г.К. Жукова".
   *
   0x01 graphic
  
   Приход к руководству министерством обороны Р.Я. Мали­новского (1898-1967) не был на пользу армии и флоту.
   Да я сам он понимал это.
   Жена Р.Я. Малиновского Раиса Яковлевна в день назначения мужа министром обороны спросила у него:
  
   " - Может быть, стояло отказаться, ответственность-то какая?
   Муж в ответ кивнул куда-то наверх и произнес:
   - Попробуй там откажись".
  
   Новый министр оказался таким человеком, который не противился принятию целого ряда скоропалительных решений в военной области. Так было, когда принималось необоснован­ное решение о приостановлении программ развития танковых войск, авиации и флота.
  
   В результате этих "акций" Вооружен­ные Силы преждевременно сдали на слом ряд военной техни­ки и отстали от ряда стран в развертывании авиации и флота.
   *
  
   Думается, что Н.С. Хрущев причастен и к падению престижа офицерской службы.
  
   Принятие решения январской (1960 г.) сес­сией Верховного Совета СССР решения о сокращении Вооруженных Сил на 1 млн. 200 тыс. человек привело к большому оттоку из армии офицерских кад­ров.
  
   Видимо в те годы в политическом руководстве страны стало складываться мнение об устранении военной опасности для страны и начал формироваться "остаточный принцип" по отно­шению финансирования социальных программ Вооруженных Сил.
  
   *
   Нестабильность отношения политического руководства к Вооруженным Силам не могла не породить развертывание в стране пацифистских настроений, формированию взгляда на армию и флот, а также на ее командно-политические кадры, как на организацию и силы, которые в скором будущем можно будет безболезненно ликвидировать.
  
   Другими словами, вопросы обороноспособности страны - чрезвычайно тонки и деликатны. Они не терпят скоропалительных решений, некомпетентности, единоличного решения, волюнтаристских подходов, непродуманности.
   Ошибки в этой области, как правило, дорого обходятся народу.
   *
  
   Наряду с негативами в военно-техническом строитель­стве, немалый вред делу обороны страны наносит ослабление внимания к командным и политическим кадрам, их нуждам и за­ботам. Армия, переведенная на самообеспечение, отторгнутая от решения задач боевой и политической подготовки, превращает­ся в строительную команду с низким коэффициентом полезно­го действия.
   Отсутствие перспектив развития порождает уныние в офицерской среде, резко снижает приток в Вооруженные Силы новых талантливых людей, что ставит под угрозу будущее военного строительства.
  

Педагогический процесс в военно-учебных заведениях

  
   Рассмотрев общеполитические и общевоенные вопросы, обратимся к анализу педагогического процесса в военных академиях и училищах.
   В соответствии с курсом на перестройку Вооруженных Сил произошли ряд изменений в системе военно-учебных заведений. Так, в апреле 1945 г. началось формирование Военно-педагогического института Советской Армии, произошло со­вершенствование сети военных академий и военных училищ. Всего к 1954 г. было вновь сформировано 32 высших военно-учебных заведения, в том числе 4 академии. Число слушателей и курсантов в них возросло вдвое.
   В результате принятия ряда документов и конкрет­ной практической работы в, военно-учебных заведениях прои­зошли значительные качественные изменения. Важными среди них были:
  
   а) повышение удельного веса высших военно-учебных за­ведений инженерно-технического профиля;
   б) увеличение доли высших военных училищ в структуре военно-учебных заведений (с 19,4% в 1941 до 56% в 1961 г.);
   в) значительное расширение сети заочного военного обу­чения;
   г) создание ряда военно-учебных заведений ракетного профиля и др.
  
   *
   Большое значение придавалось комплектованию военно-учебных заведений переменным составом.
  
   Это направление дея­тельности приобрело особую актуальность в силу ряда при­чин:
  
  -- - во-первых, после войны обозначилась негативная тенден­ция - нежелание молодых людей поступать в военно-учебные за­ведения силу этого обстоятельства ввузы постоянно недоукоплектовывались переменным составом;
  -- - во-вторых, имели место факты приема в училища лиц с низкой общеобразовательной подготовкой и не отвечающих условиям приема;
  -- - в-третьих, для укомплектования ввузов порой не хватало лиц из числа коренных национальностей Средней Азии, Казах­стана, Кавказа, Закавказья и Прибалтики.
  
  
   В целях устранения указанных недостатков министерст­вом обороны СССР, главным политическим управлением СА и ВМФ, военными советами, командирами и политорганами были про­ведены мероприятия по привлечению в военно-учебные заве­дения лучших военнослужащих и гражданской молодежи.
  
   По ре­комендации ЦК партии ЦК ВЛКСМ, республиканские и местные комсомольские организации провели работу по отбору лиц для поступления в военно-учебные заведения посредством спецнаборов.
  
   Первый послевоенный комсомольский набор был осуществлен на основании постановления ЦК ВЛКСМ от 24 мая 1950 г. "Об отборе кандидатов в высшие военно-морские учебные заведения".
   *
   Стремление обеспечить "план" по подготовке офицеров с высшим образованием при достаточно малой базе исходного контингента вела к девальвации этого образования, снижению качества подготовки военных специалистов, создавало иллюзор­ную картину внешнего благополучия.
  
   Подобная, практика опиралась на необоснованные сужде­ния некоторых деятелей высшей школы. Так, заместитель минист­ра высшего образования СССР В. Столетов в журнале "Комму­нист" высказал суждение о том, что
  
   "в социалистическом об­ществе не может возникнуть опасность перепроизводства обра­зованных людей".
  
   Такие суждения подстегивали ретивых чи­новников, в том числе и в военном ведомстве, к форсирова­нию вопросов подготовки офицеров с высшим образованием.
  
   *
   Военные академии в послевоенные годы не испытывали дефицита в слушателях. Многие офицеры, прошедшие войну, изъявили желание обогатить свой практический опыт фундамен­тальными теоретическими знаниями.
  
   Из числа желающих требовалось отобрать наиболее дос­тойных. Послевоенные условия приема требовали, чтобы посту­пающие в военные академии отвечали определенным требованиям.
  
   Так, в Военную академию им. М.В. Фрунзе могли поступать офице­ры не старше 32 лет, имеющие полное среднее, общее и военное образование, стаж командной работы не менее 3-х лет и с должности не ниже командира роты. Поступающие в академию держали экзамен по общей тактике (письменный и устный), боевой техни­ке и использованию родов войск и специальных войск, по воен­ной топографии, русскому языку и литературе. истории СССР, географии и иностранному языку. Кроме того, при отборе абиту­риентов в округе они сдавали экзамены по математике и фи­зике.
   *
  
   Новые условия приема обеспечили поступление в академии передовых офицеров, на деле проявивших свои способности в годы воины. В Военной академии имени М.В. Фрунзе среди зачис­ленных в академию более 90 офицеров имели звания старших офицеров, опыт командования подразделениями, частями и соеди­нениями. Почти все слушатели имели боевой опыт.
  
  -- Среди слуша­телей приема 1945 г. было 52 Героя Советского Союза, в том числе трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин, дважды Герои Советского Союза А.В. Алелюхин и В.Д. Лавренков. В 1946-1953 гг. в академии обучалось 280 Героев Советского Сою­за.
  
  -- Подобная картина имела место и в других военных академиях. В Военно-политической академии имени В. И. Ленина в числе первых послевоенных слушателей свыше 95% имели вы­сокие правительственные награды, а 27 офицеров являлись Героями Советского Союза. Среди слушателей Военно-воздуш­ной академии в 1947 г. было 208 Героев Советского Союза. Из них 20 человек этого звания были удостоены дважды, а И.Н. Кожедуб - трижды.
  
   Справка:
   0x01 graphic
  
  -- Иван Никитович Кожедуб (8 июня 1920 -- 8 августа 1991) -- советский лётчик-ас
  -- Первые шаги в авиации сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе. В начале 1940 года -- поступил на службу в ряды Красной Армии и осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, после чего продолжил в ней службу в должности инструктора.
  -- После начала войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Казахстан, город Чимкент. 23 февраля 1942 года Кожедубу было присвоено звание старшего сержанта.
  -- В ноябре 1942 года Кожедуб был откомандирован в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии, формирующийся в Иваново. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.
  -- Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу (уже старшему лейтенанту) было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.
  -- Второй медали "Золотая Звезда" Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.
  -- К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени -- гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника.
  -- Третью медаль "Золотая Звезда" Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны. Он был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200-300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.
  -- По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию.
  -- В 1964--1971 -- заместитель командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года -- в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1970 году Кожедубу присвоено звание генерал-полковника авиации. А в 1985 году И. Н. Кожедубу присвоено воинское звание Маршал авиации.
  -- Скончался 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
  
  
  
   Естественно, что со временем состав слушателей менялся.
   Уменьшалось число слушателей, имеющих фронтовой опыт. Так, среди зачисленных в Военно-воздушную академию в 1956 г. участников Великой Отечественной войны было только 22, а к концу 60-х годов их уже не было совсем.
   Такая ситуация сложилась и в других военных академиях.
  
   Более скромным был и практический опыт новых слушателей. Большинство из них до поступления в академии командова­ли небольшими подразделениями, не имели богатого опыта рабо­ты в воинских коллективах.
   Создалась опасность отрыва теории от практики, своеобразного "скачка" слушателей через необходимую область практически-служебной подготовки, перескакивания через ряд необходимых этапов.
   *
  
   Руководство военных академий и профессорско-преподава­тельский состав в определенной степени отреагировал на изме­нения в составе слушателей: в учебном плане появились новые дисциплины, более активно стали развиваться практические за­нятия, войсковая стажировка.
   Резко возросло значение полевой выучки слушателей. Большое значение придавалось разработке учебных планов и программ подготовки слушателей.
   Если до 1947 года учебные планы и программы разрабаты­вались для каждого набора отдельно, то с 1947 г. военные академии перешли к разработке стабильных учебных планов и программ.
   Новшеством было и то, что учебные планы и программы обучения слушателей проходили войсковую экспертизу.
  
   *
   Военной академии им. М.В. Фрунзе были разосланы для изучения в военные округа, академии, центральные и главные управления министерства обороны СССР. С учетом полученных от них отзы­вов и предложений они обсуждались на академической научно-методической конференции, проведенной в январе 1961 г., были доработаны и в августе 1962 г. утверждены. Однако эти учебные планы и программы, несмотря на их тщательную проработку, поз­волили академии стабильно, без существенных перестроек ра­ботать всего лишь в течение 3-х лет.
   *
   Удалось ли военным академиям в достаточной степени учесть изменения в слушательском контингенте и оптимально отреагировать на них?
  
   Думается, что этого сделать не удалось. Отсутствие бое­вого опыта, необходимой практики в работе с воинскими кол­лективами и офицерами у новой "волны" слушателей (второй и последующих после фронтовиков) вызывали необходимость такой организации подготовки слушателей, которая бы позволила в достаточной степени компенсировать то, что у слушателей было в дефиците.
  
   Названная организация учебного процесса требовала зна­чительного пересмотра учебных планов и программ, перестройки учебного процесс в пользу активно-деятельностных методов обучения, предоставления слушателями возможность для личност­ного проявления, творчества.
  
   Таких решительных изменений в подготовке слушателей не произошло.
   Вместо них учебный процесс пополнялся новыми предметами обучения, в нем происходили частичные изменения учебного плана и программ, вводились или отменялись те или иные виды учебных занятий. В то же время концепция обучения была прежней: курсантов и слушателей необходимо было "напол­нить" знаниями.
  
   Выпускник военно-учебного заведения с "бага­жом" этих знаний должен влиться в процесс армейской (флот­ской) жизни и уже там, на практике, научиться применять их. Делались, правда, попытки обеспечить выход на практику про­цесса обучения посредством эпизодических стажировок, поез­док в войска и привлечения курсантов и слушателей к прове­дению агитационно-массовой работы в местных гарнизонах и среди трудящихся района дислокации училища, академии.
  
   Подобная практика создавала видимость решения пробле­мы. На самом деле постепенно, год за годом, образовывался разрыв между содержанием и характером подготовки слушате­лей и курсантов и теми требованиями, которые к их подготовке предъявляет современная война, практика боевой и политичес­кой подготовки.
  
   См. далее
   о причинах недостатков Великой Отечественной...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   От системы капитализма отпали Албания, Болгария, Восточная Германия, Венгрия, Чехословакия, Польша, Румыния, Югославия.
   Здесь указано число лет, необходимое для устранения трудностей.
   Правда. - 1988. - 29 августа. - С.6.
   См.: Безыменский Л., Фалин В. Кто развязал "холодную войну... // Правда. - 1988. - 29 августа. - С.6.
   См.: Павлов Ю. Идеологическая экспансия США в Западной Европе терпит поражение // Коммунист. - 1953. - N14. - С. 102-104.
   СНБ - Совет национальной безопасности США.
   Безыменский Л., Фалин В. Кто развязал "холодную войну"... // Правда. - 1988. - 29 августа. - С.6.
   В 1949 году была создана военно-политическая организа­ция северо-атлантического договора (НАТО), в 1954 г. - Организация договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО) и др.
   Жуков Г.К. Коротко о Сталине // Правда. - 1989. - 20 января. - С.3.
   Н.А. Булганин (1895-1975) с 1918 г. работал в ВЧК, с 1922 г. - на хозяйственной работе, в 1931-1937 гг. - председателем Мос­совета, с 1937 г. - председателем СНК РСФСР, в 1938-1941 гг. - председатель правления Госбанка и зам. пред. СНК СССР, в годы войны - член Военного совета ряда фронтов, зам. наркома обороны.
   Жуков Г. К. Коротко о Сталине // Правда. - 1989. - 20 января. - С.3.
   В мировой практике пребывание в высшей военной должности в течение 8-10 лет не считалось большим сроком. Были рекорд­смены в этом деле: Мольтке Старший 30 лет находился во главе германского генерального штаба (XIX век).
  
   K концу войны Вооруженные Силы насчитывали 11.365 тыс. солдат и офицеров. Первая послевоенная демобилизация была проведена на основе Закона "О демобилизации старших воз­растов личного состава действующей армии", принятого 23 июня 1945 г. Всего было проведено 6 очередей демобилизации. Последняя "волна" демобилизации пришлась на 1947 год. Все­го из армии было уволено 8,5 млн. человек, а численность Вооруженных Сил сократилась до 2 млн. 874 тыс. человек. Пар­тия и правительство стремилось сохранить лучшие кадры в армии и на оплоте. С этой целью не разрешалось увольнять офицеров, имеющих высшее военное, военно-политическое и военно-техническое образование. - См.: Советские Вооруженные Силы: История строительства. - М.: Воениздат, 1978. - С. 373, 374.
   См.: Тельпуховский Б.С. КПСС во главе строительства Вооруженных Сил СССР. Сентябрь 1917-1982 г.: Ист. очерк. - М. Полит­издат, 1983. - С. 201-202.
   Большевик. - 1946. - N4. - С.2.
   Там же. - С.3.
   Абакумов В.С. указом Верховного Совета СССР 18 октября 1946 г был назначен министром государственной безопасности. Расстрелян в 1954 г. - См.: Кутузов В. "Черная кухня" Абакумо­ва // Красная звезда. - 1989. - 30 сентября. - С.4.
   См.: Одноколенко. Нарком Кузнецов // Красная звезда. - 1988. - 21 мая. - С.4.
   См.: Воронов В. Артиллерийское "аллегро" Воронова) ХКрас - ная звезда. - 1989. - 17 ноября. - С. 4
   См.. Афанасьев А. Победителъ // Комсомольская правда. - 1988. - 15 янва­ря. - С.2.
   Барсуков Н. На пути к XX съезду // Правда. - 1989. - 10 ноября. - С.3.
   См.: Бурлацкий Ф. Н. С. Хрущев: штрихи к политическому портрету // Литературная газета. - 1988. - 24 февраля. - С. 14; Хрущев. Жизнь и судьба // Комсомольская правда. - 1988. - 27 ноября. - С. 4 и др.
   Следует, однако, заметить, что данная работа началась еще при Сталине и по его инициативе.
   См.: Дмитриенко В. Взрыв, о котором можно теперь рассказать // Красная звезда. - 1989. - 29 сентября. - С. 2; Он же. Ядерный взрыв на учении. Как это было // Красная звезда. - 1989. - 16 ноября. - С. 1, 2
   См.: Маршал Жуков - полководец и человек. - Т. 2. - С. 20-21.
   См.: Быстров С. В октябре 1957-го последние дни перед отставкой Г.К. Жукова // Красная звезда. - 1989. - 19 мая. - С. 4; там же. - 20 мая. - С. 4; там же. - 21 мая. - С. 4.
   Маршал Жуков: полководец и человек. - Т. 2. - С. 139.
   См.: Маршал Жуков: полководец и человек. - Т. 2. - С. 139.
   Гордиенко В. Малиновский // Красная звезда. - 1988. - 23 ноября. - С. 2.
   См.: Седов A.M. Развитие системы подготовки педагогических кадров для военно-учебных заведений Вооруженных Сил СССР (1918-1980 гг.). - М.: ВПА, 1981. - С.50.
   См.: Алиев В. Т.-О. Деятельность Коммунистической партии по совершенствованию системы высшей военной школы в период упрочения и дальнейшего развития социалистического общества (1945-1961) // Сборник научных статей N28 (Воен.-полит. акад. им. В.И. Ленина).- М.: ВПА, 1985.- С.151.
   См.: "Положение о ввузах Советской Армии" (1950); Положе­ние об адъюнктуре" (1951) и др.
   См.: Алиев В. Т.-О. Деятельность Коммунистической партии по совершенствованию системы высшей военной школы в период упрочения и дальнейшего развития социалистического общества (1945-1961) // Сборник научных статей N28... - С.155.
   См.: Алиев В. Т.-О. Деятельность Коммунистической партии по совершенствованию системы высшей военной школы в период упрочения и дальнейшего развития социалистического общества (1945-1961 // Сборник научных статей N28. - М.: ВПА, 1985 - С. 157-157.
   Там же. - С. 158.
   См.: Коммунист. - 1958. - N16. - С.74.
   См.: Академия имени М.В. Фрунзе. - М.: Воениздат, 1973. - C. 190.
   Там же. - С. 190-191.
   См.: Академия имени В. И. Ленина. - М.: Воениздат, 1980. - С. 152.
   См.: Военно-воздушная академия имени Ю.A. Гагарина. - М.: Воениздат, 1984. - С.81.
   Там же. - С.110.
   См.: Академия имени М. В. Фрунзе. - С. 232-233.
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012