ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Мысли генерала Куропаткина

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Информация к размышлению.


"Какой духовный уровень имеют образованные классы ... такой же уровень окажется и в ... корпусе офицеров"

   "В Харбине мне пришлось беседовать со многими офицерами разного рода оружия. О Куропаткине отзывались хорошо. Он импонировал. Говорили только, что он связан по рукам и по ногам, что у него нет свободы действий. Было непонятно, как сколько-нибудь самостоятельный и сильный человек может позволить связать себя и продолжать руководить делом. О наместнике (адм. Е. Алексееве - А.К.) все отзывались с удивительно единодушным негодованием. Ни от кого я не слышал доброго слова о нем. Среди неслыханно-тяжкой страды русской армии он заботился лишь об одном, -- о собственных удобствах. К Куропаткину, по общим отзывам, он питал сильнейшую вражду, во всем ставил ему препятствия, во всем действовал наперекор. Эта вражда сказывалась даже в самых ничтожных мелочах. Куропаткин ввел для лета рубашки и кители цвета хаки, -- наместник преследовал их и требовал, чтоб в Харбине офицеры ходили в белых кителях".

В.В. Вересаев В. В. Записки врача. На японской войне.

(Мысли генерала Куропаткина

о русской интеллигенции, семье, школе и армии)

  
   <...>
   У русской интеллигенции - семей нет. Наши дети воспитательного влияния семьи не знают, в крепких семейных традициях не черпают той огромной силы, которая выковывает, например, идейных вождей английского народа. Переберите в памяти наиболее известных наших прогрессивных общественников, литературных и научных деятелей, особенно из разночинцев, и поставьте вопрос, много ли среди них найдется таких, которые бы создали крепкие прогрессивные традиции семьи, где бы дети продолжали дело отцов своих. Мне кажется, что на этот вопрос возможен лишь один ответ: таких семей, за редчайшими разве исключениями (которых я припомнить не могу), нет. Я не принадлежу к поклонникам ни славянофилов, ни русского дворянства, роль которого кончена и которое обречено на быструю гибель, но нельзя же скрывать, что крепкие идейные семьи (например, Аксаковы, Хомяковы, Самарины) в России были пока только среди славянофильского дворянства. Так, очевидно, были традиции, было то единственное, что воспитывает, существовали положительные ценности, тогда как в прогрессивных семьях этого не было, и дети талантливейших наших прогрессивных писателей, сатириков, публицистов начинали с того, что отвертывались от своих отцов.
   "Наша семья, и не только консервативная, но и передовая, семья рационалистов поражает не одним своим бесплодием, неумением дать нации культурных вождей. Есть за ней грехи куда более крупные. Она неспособна сохранить даже просто физические силы детей, предохранить их от раннего растления, при котором нечего и думать о каком-либо прогрессе, радикальном переустройстве общества и прочих высоких материях".
   "Огромное большинство наших детей вступает в университет уже растленными. Кто из нас не знает, что в старших классах гимназий уже редко найдешь мальчика, не познакомившегося либо с публичным домом, либо с горничной. Мы так привыкли к этому факту, что перестаем даже сознавать весь ужас такого положения, при котором дети не знают детства и не только истощают свои силы, но и губят в ранней молодости свою душу, отравляют воображение, искажают разум. Не говорю об Англии и Германии, где, по общим признаниям, половая жизнь детей культурных классов течет нормально и где развращение прислугой детей представляет не обычное, но исключительное явление. Даже во Франции, с именем которой у нас соединилось представление о всяких половых излишествах, даже там, в этой стране южного солнца и фривольной литературы, в культурных семьях нет такого огромного количества половых скороспелок, как в северной, холодной России..." <...>
   Какой духовный уровень имеют образованные классы в той или другой стране, такой же уровень окажется и в армии - в корпусе офицеров. Вот почему недочеты нашей интеллигенции во второй половине прошлого столетия отразились и ослабили офицерский состав нашей армии, внеся и в офицерскую среду дух отрицания, нервность, недовольство своим положением и понижение религиозности.
   К счастью для России, в среде русской интеллигенции и учащейся молодежи уже начинается борьба против явлений, указанных в сборнике "Вехи". Очень важно оказать полную поддержку этому движению и в этих видах поспешить переустройством русской школы.
  

Необходимость переустройства русской школы

  
   Русская школа нуждается в переустройстве, главным образом, по следующим причинам:
   1) Русская школа мало патриотична, она не сообщает населению достаточного знания России и любви к своей родине.
   2)Русская школа не имеет достаточного воспитательного характера в целях поддержания основ, на которых создалась русская земля: преданность вере, царю и родине.
   3)Русская школа не сообщает населению достаточных знаний утилитарного характера, для лучшего использования его труда в различных сферах деятельности.
   В низших школах сообщаются начальные сведения; дают эти школы большое число малограмотных людей, скоро забывающих, чему их учили: читать и писать.
   Средняя школа служит скорее ступенью к высшему образованию, чем для подготовки к практической жизни. Масса труда затрачивается в средней школе на бесполезное изучение мертвых языков. Воспитательного характера школа почти не имеет.
   Высшая школа - университеты поставлены так, что учащиеся в них могли по несколько лет под ряд не учиться, а заниматься политикой. Но и ныне, когда занятия возобновились, масса студентов занимается недостаточно, не систематично, редко посещает лекции, не проникнута сознанием необходимости для дальнейшей жизни тех знаний, которые должны быть усвоены в университетах, и добиваются прав, которые дает окончание университета, но не прочных знаний.
   Профессиональных школ - высших, средних и низших - совершенно недостаточно, хотя занятия в существующих из них идут лучше, чем в гимназиях и в университетах. <...>
   4)Русская школа не только не развивает физических сил учеников, но недостаточно охраняет и те силы и здоровье, с которыми ученики вступают в школу. Вместо жизнерадостных, крепких телом и духом детей и юношей современная школа дает большое число хилых неврастеников, мало пригодных для энергичной, практической жизни и мало пригодных для армии.
   Современная армия самым тесным образом связана с населением. Неправильно поставленная школа в России отражается самым невыгодным образом и на армии, как по отношению к нижним чинам, так и по отношению к офицерам. В зависимости от постановки школы в России, подготовка армии к выполнению задач, кои на армию возлагаются, или облегчается, или затрудняется. <...>
  

Меры по улучшению командного состава армии

  
   Три войны, веденные Россией в течение последних 50 лет, выяснили недостатки офицерского состава нашей армии. Несомненно, что это явление находится в непосредственной связи с культурною отсталостью России и с теми общими условиями жизни и деятельности, которые сложились в нашей родине не для одних военных, но для всего населения. Поэтому серьезное улучшение офицерского состава нашей армии может последовать только с улучшением общего строя жизни в России.
   Тем не менее уже и ныне, одновременно с проводимыми по воле Государя Императора коренными реформами по увеличению прав населения во всех сферах деятельности: частной, общественной и государственной - необходимы и реформы по офицерскому составу нашей армии. Эти реформы в особенности должны иметь целью улучшение командного состава армии.
   Прежде всего необходимо сделать попытку разобраться в вопросе: почему при обилии способных, энергичных и знающих офицеров а младших чинах и на относительно низших должностях мы были бедны самостоятельными, энергичными, опытными начальниками крупных частей войск?
   Командный состав армии зависит от общего уровня духовных сил нации. С ростом духовных сил растут эти силы в армии. Нельзя полагать возможным, что при отсутствии сильных характеров, людей знания, опыта в других сферах деятельности, вдруг, независимо от духовной стоимости всей нации, армия представляла бы исключение. Но, если военный мундир привлекал лучшие, энергичные силы нации, то, очевидно, многомиллионный народ и при самых неблагоприятных условиях своего развития мог бы выделять десятки и сотни наиболее богато одаренных в духовном отношении лиц, способных с успехом командовать войсками в военное время. Поэтому казалось бы необходимым: 1) сделать военный мундир заманчивым для цвета русской молодежи и, затем, 2) настойчиво добиваться, чтобы наиболее энергичные из носителей военного мундира проходили службу именно в рядах армии, развивая свои знания и духовные силы, в непрерывной мысли о том, что армия предназначается для войны.
   Мы достигли первой из этих целей: военный мундир действительно уже давно ста особо почетным в русской земле, но мы совершенно не достигли второй цели, ибо масса наиболее способных и энергичных людей, носивших военный мундир, не только не служила в рядах армии, но даже не имела к ней никакого отношения. Еще в ХVIII столетии начали давать военный мундир детям знатных вельмож, которые могли подвигаться в чинах, гарцуя в комнатах на деревянных лошадках. Затем, понемногу военный мундир и даже звание генерала перестали обозначать непременную принадлежность к армии и занятие военным делом. Военные мундиры появились во всех сферах деятельности (кроме духовенства). Члены Государственного Совета, послы, сенаторы, почетные опекуны, министры разных ведомств, их товарищи, генерал-губернаторы, губернаторы, градоначальники, полицмейстеры, масса лиц, состоящих по разным ведомствам, масса лиц военно-народного управления на окраинах - все это носит военный мундир, числится в списках разных чинов, но, за малым исключением, никакого отношения к армии не имеет, лишь обессиливая армию. В Весьма толстой книжке генералов нашей армии только очень небольшое число несет строевую службу в армии. Хуже всего то, что те, которые несут строевую службу, отстают в чинах и особенно в окладах от тех, которые строевой службы не несут. При таком положении очевидно, что наиболее сильные, энергичные, способные элементы стремились уйти из строя. <...>
   *
   Роль командиров полков на войне обширна и важна. Командиру полка, дабы с успехом выйти из боевого испытания, требуется, кроме характера и знаний, еще полное знакомство с личным составом и большая практика в управлении полком в поле. Требуется, чтобы у него находилось свободное время для общения с офицерским составом и время на самоусовершенствование в военном деле. По характеру обязанностей в бою командир полка по преимуществу должен иметь дело с людьми, а не с бумагами и цейхгаузами. Между тем при настоящем положении командир полка, как указано выше, так обременен ответственными хозяйственными заботами, что главное время уделяет неживым людям, а мертвому инвентарю полка. <...>
   *
   Надо дать время нашим старшим начальствующим лицам, двигая вперед развитие вверенных их командованию войск, в то же время двигаться вперед, а не назад, самим.
   Из изложенного видно, что для улучшения командного состава нашей армии требуется:
   1) Улучшение общего строя жизни всего населения России, причем возрастут и духовные силы нации во всех сферах ее деятельности.
   2) Сделать военную службу привлекательною для лучшей части русской молодежи.
   3) Настойчиво добиваться, чтобы наиболее способные и энергичные носители военного мундира проходили службу в рядах армии.
   4) Снять военный мундир со всех лиц, не служащих в армии, заменив его совершенно отличным от носимого в армии.
   5)Сократить в возможной степени службу офицеров вне рядов армии в управлениях, учреждениях и заведениях военного ведомства.
   6) Принять энергичные меры, чтобы старшие начальники могли уделять главную часть своего времени не канцелярской работе, а работе с войсками в поле и в казармах. Принять меры, чтобы начальствующие лица, совершенствуя в боевом отношении вверенные им части, могли совершенствоваться и сами.
   7)Улучшить и приподнять положение командиров полков, освободив их в возможной степени от обширных, лежащих на них, обязанностях по хозяйственной части.
   8) Приподнять значение командиров бригад, предоставив им права, коими ныне пользуются командиры отдельных бригад.
   9) Сделать дивизии и корпуса более сильными, чем то было в прошлую войну, и принять меры к возможному увеличению времени у старших строевых начальников, для практики в непосредственном командовании войсками.
   10) Освободить офицеров генерального штаба, кои будут состоять в бригадах, дивизиях и корпусах, от канцелярской работы по другим отделам, кроме работы по специальности генерального штаба.
   11)освободить командующего войсками в округах от непосредственного руководства деятельностью военно-окружных управлений... <...>
  
   Историческая справка.
   После русско-японской войны А.Н. Куропаткин поселился в своем родовом имении Шешурино в Псковской губернии. Заб­вение от волны безжалостной критики в свой адрес он находил в лите­ратурных трудах. С началом первой мировой войны генерал Куропаткин изъявил же­лание участвовать в ней, но лишь в конце 1915 г. 67-летний генерал был назначен командиром гренадерского корпуса, затем он командовал Северным фронтом. В июле 1916 г. генерал Куропаткин был назначение на должность генерал-губернатора Туркестана. После революции 1917 г. он, отстраненный от дел, вновь уехал в свое имение -- село Шешурино. Здесь он, вплоть до своей смерти (1925 г.), преподавал в средней школе и заведовал народным музеем. После себя генерал Куропаткин оставил боль­шой архив, в том числе более 150 дневников, и целый ряд интереснейших трудов.
  
  
   Послесловие.
  
   Генерал Куропаткин, безусловно, принадлежит к плеяде достойных русских офицеров. Вряд ли он, в большей степени, чем другие высокопоставленные лица, виновен в поражении Русской Армии в войне с японцами в начале ХХ века. В заслугу этому боевому генералу можно поставить не только честность и мужество признавать собственные ошибки, но и прозорливость, умение видеть причины военной слабости царской России.
   Его мысли, изложенные выше, представляют собой плод творческого ума, помноженный на боевой опыт и знание реалий тогдашней России.
   Приходится сожалеть о том, что мысли, высказанные А.Н. Куропаткиным, не были востребованы властью и не нашли практического воплощения.
   Сейчас, почти сто лет спустя, нам надобно не только с благодарностью отнестись к высказанному генералом Куропаткиным, но и призвать всех радеющих за нашу Отчизну, последовать примеру этого офицера и сделать достоянием те мысли и суждения, которые родились в головах думающих офицеров и генералов на полях современных битв и сражений.
   Конечно, нет никакой уверенности в том, что и сегодня власть обратит внимание на мысли современных "Куропаткиных". Должно ли это их останавливать?
   Пожалуй, нет. Хотя бы потому, что найдутся люди, которые, прочитав умные мысли, скажут: "Ай, да, молодец!"...
  
   Источник:
   Куропаткин А.Н. Задачи русской армии. - В 3-х т., т.3. - СП б., 1910
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023