ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Мы с ужасом смотрим на прошедшее"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  

"Мы с ужасом смотрим на прошедшее"...

0x01 graphic

Упразднение новгородского веча.

Миниатюра из Летописного свода. 16 в.

О ХАРАКТЕРЕ СЛАВЯН ДРЕВНИХ

Н.М. Карамзин

  
  
   Не только в степенях гражданского образования, в обычаях и нравах, в душевных силах и способностях ума, но и в самых телесных свойствах видим такое различие между народами, что остроумнейший писатель ХVIII века Вольтер, не хотел верить их общему происхождению, от единого корня или племени.
  
   ...Житель полунощных земель:
  
   - любит движения, согревая ими кровь свою;
   - любит деятельность;
   - привыкает сносить частые перемены воздуха и терпением укрепляется.
  
   Таковы были древние славяне по описанию современных историков, которые согласно изображают их бодрыми, сильными и неутомимыми.
  
   Презирая непогоды, свойственные климату северному:
  
   - они сносили голод и всякую нужду;
   - питались самою грубою, сырою пищею;
   - удивляли греков своей быстротою;
   - с чрезмерной легкость всходили на крутизны, спускались в расселены;
   - смело бросались в опасные болота и глубокие реки.
  
   Думая, без сомнения, что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и легкость в движениях, славяне мало пеклись о своей наружности: в грязи, в пыли, без всякой опрятности в одежде являлись в многочисленном собрании людей.
  
   Греки, осуждая сию нечистоту, хвалят их стройность, высокий рост и мужественную приятность лица.
   <""">
  
   Чрезмерная отважность славян была столь известна, что хан аварский всегда ставил их впереди своего многочисленного войска, и сии люди неустрашимые, видя иногда измену аваров, гибли с отчаянием.
   <""">
  
   Сии люди, на войне жестокие, оставляя в греческих владениях долговременную память ужасов ее, возвращались домой с одним своим природным добродушием.
  
   Современный историк говорит, что они:
  
   - не знали ни лукавства, ни злости;
   - хранили древнюю простоту нравов, не известную тогдашним грекам;
   - обходись с пленными дружелюбно и назначали всегда срок для их рабства, отдавая им на волю или выкупить себя и возвратиться в отечество, или жить с ними в свободе и братстве.
  
   Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях и доныне весьма обыкновенное во всех славянских: так следы древних обычаев сохраняются в течение многих веков, и самое отдаленное потомство наследует нравы своих предков.
  
   Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с ласкою, угощали с радостью, провожали с благословением и сдавали друг другу на руки.
  
   Хозяин ответствовал народу за безопасность чужеземца, и кто не умел сберечь гостя от беды или неприятности, тому мстили соседи за сие оскорбление, как за собственное.
  
   Славянин, выходя из дому, оставлял дверь отворенную и пищу готовую для странника.
  
   Купцы, ремесленники охотно посещали славян, между которыми не было для них ни воров, ни разбойников; но бедному человеку, не имевшему способа хорошо угостить иностранца, позволялось украсть все нужное для того у соседа богатого; важный долг гостеприимства оправдывал и самое преступление.
   <""">
  
   Древние писатели ценят целомудрие не только жен, но и мужей славянских.
  
   Требуя от невест доказательства их девственной непорочности, они считали за святую для себя обязанность быть верными супругами.
  
   Славянки не хотели переживать своих мужей и добровольно сожигались на костре с их трупами.
   Вдова живая бесчестила семейство.
   <""">
  
   Сей народ, подобно всем иным, в начале гражданского бытия своего не знал выгод правления благоустроенного, не терпел ни властелинов, ни рабов в земле своей и думал, что свобода дикая, неограниченная есть главное добро человека.
  
   Хозяин господствовал в доме: отец над детьми, муж над женою, брат над сестрами; всякий строил себе хижину особенную, в некотором отдалении от прочих, чтобы жить спокойнее и безопаснее.
  
   Лес, ручей, поле составляли его область, в которую страшились зайти слабые и невооруженные.
  
   Каждое семейство было маленькой, независимой республикою; но общие древние обычаи служили между ними некоторую гражданскою связию.
  
   В случаях важных единоплеменные сходились вместе советоваться о благе народном, уважая приговор старцев, сих живых книг опытности и благоразумия для народов диких; вместе также предпринимали воинские походы, избирали вождей, хотя, любя своевольство и боясь всякого принуждения, весьма ограничивали власть их и часто не повиновались им в самих битвах.
  
   Совершив общее дело и возвратясь домой, всякий опять считал себя большим и главою в своей хижине.
   <""">
  
   Общежитие, пробуждая или ускоряя действие разума сонного, медленного в людях диких, рассеянных, по большей части уединенных, рождает не только законы и правление, но и самую Веру, столь естественную для человека, столь необходимую для гражданских обществ, что мы ни в мире, ни в истории не находим народа, совершенно лишенного понятия о Божестве.
  
   Люди и народы, чувствуя зависимость или слабость свою, укрепляются, так сказать мыслию о Силе Вышней, которая может спасти их от ударов рока.
  
   Неотвратимых никакой мудростию человеческою, - хранить добрых и наказывать тайные злодейства.
  
   Сверх того Вера производит еще теснейшую связь между согражданами.
   Чтя одного Бога и служа Ему единообразно, они сближаются сердцем и духом.
  
   Сия выгода так явна и велика для гражданского общества, что она не могла укрыться от внимания самых первых его основателей, или отцов семейств.
   <""">
  
   Таким образом, грубый ум людей непросвещенных заблуждается во мраке идолопоклонства и творит богов на всяком шагу, чтобы изъяснять действия Природы и в неизвестностях рока успокаивать себя надеждою на вышнюю помощь!
   <""">
  
   Славяне... показывали силу свою в разных играх воинских, сожигали труп на большом костре и, заключив пепел в урну, ставили ее на столпе в окрестности дорог.
  
   Сей обряд... изъявляет воинственный дух народа, который праздновал смерть, чтобы не страшиться ее в битвах, и печальными урнами окружал дороги, чтобы приучить глаза и мысли свои к сим знакам человеческой тленности.
  
   <""">
  
  
  

0x01 graphic

Кончина Гостомысла. 860 г.

Гостомысл перед своей кончиною завещает старейшинам

призвать варяжских князей.

Гравюра П. Иванова. 19 в.

РАССУЖДЕНИЯ О ПРИЧИНАХ,

ЗАМЕДЛИВШИХ ОБРАЗОВАННОСТЬ В РУССКОМ ОБЩЕСТВЕ

М. Гастев.

  
   Под словом гражданская образованность разумеются, во-первых, развитие жизни политической, развитие общественной деятельности, успехи в гражданском быту, взаимное действие и произведение сил общества, клонящихся к его благосостоянию; его совершенствование; во-вторых, развитие деятельности, жизни нравственной, внутренней, индивидуальной; совершенствование самого человека, его способностей, чувств, идей.
  
   Цивилизация наша встретила на пути своем много препятствий.
  
   Важнейшие из них суть:
  
   - географическое положение;
   - значительная степень внутреннего разъединения в русском народе;
   - удельная система; владычество монголов;
   - наличие меньших средств к своему совершенствованию, чем народы Запада.
  
   Долговременные несчастья уничтожают нравственность, вредят ей, останавливают ее ход.
   Так было у нас в период уделов, ознаменованных бедствиями.
  
   Люди полудикие переступили в жизнь гражданскую, приняли Христианскую веру, которая начала очищать их душу; но ход событий внешних был тот же; дела их были те же, и они противодействовали могуществу религии.
  
   Сердце русского народа, расположенное, готовое, по своему характеру, к совершенствованию, беспрерывно было ожесточаемо: кровь лилась; везде встречалось варварство, злодейства, кои теряли, от частого явления. отвратительный свой вид и становились делом обыкновенным.
   В таких обстоятельствах люди бывают равнодушны, безжалостны, склонны ко всем преступлениям.
  
   Итак, нравственность русского народа находилась на низкой стадии уже вследствие одних внешних явлений, и переходила от одного поколения к другому неизменною, неусовершенствованною.
  
   Народ полудикий, грубый, немало не боится войны, даже любит ее.
   Она не может отнять у него почти ничего, ибо он почти ничего не имеет; он ищет ее, в надежде улучшить свое состояние, обогатиться.
  
   Кроме войны, кроме занятий, необходимых для удовлетворения главных и очень немногих потребностей своих, такие люди не имеют у себя дела и костенеют в покое, в оцепенении.
  
   У них свое наслаждение жизнью - безделье, леность.
  
   Дух человеческий идет вперед, соразмерно циркуляции идеи, умножающих число и богатство их.
  
   Но:
  
   - где люди живут отдельно, обходятся без помощи других;
   - где их взаимные нужды, польза, участие почти ничтожны;
   - где все решает сила, случай, личные и местные выгоды;
   - там все препятствует распространению сведений;
   - там разум почти неподвижен;
   - колеблется, но не совершенствуется.
  
   Горизонт жизни русского человека весьма ограничен; горизонт мысли тоже.
  
   Способности не могли развиваться: не было к тому ни побуждения, ни случая, ни возможности.
  
   Война отнимала безопасность, время для умственных занятий, уничтожала охоту думать о чем - то высшем, духовном.
  
   Внимание людей обращено было на одни события материальные, кои заполнили собою всю деятельность, всю душу их, заглушенную звуком оружия.
  
   Человек развертывался, сколько позволяли обстоятельства, на свой счет, по своим склонностям, неправильно, с недоверчивостью.
  
   Сверх того, народ грубый не любит земледелия, как потому что оно требует труда, занятий постоянных и покоряет его необузданные склонности, так и потому, что не имеет достаточных средств для обрабатывания почвы; не владеет опытностью в сем деле и не предвидит для себя большой выгоды от оного, по ограниченности своих нужд и по возможности легко сбывать избыток зерна. Следовательно, не было и народного богатства в совокупности производительных сил земли и народа.
  
   !!!
  
   Корень всему злу то, что государи наши жили в раздорах, междоусобиях, домогаясь порознь личных выгод и тем более всего сами содействовали к возложению на себя оков.
   Они враждовали, губили друг друга, а ханы требовали от них единственно исправной подати, даров и повиновения, принимая сторону то одного, то другого.
  
   Княжества дрались, грабили друг друга, не уступая в хищности, в жестокости татарам, и сами губили Русскую землю.
  
   Великий князь потерял свою силы, свое старшинство.
  
   Народ не мог скинуть с себя бремя, которое тяготило его.
  
   Он был окружен опасностями со всех сторон, подвержен беспрерывным, гибельным переменам. На него и на счет его разражались все бури, кои наполняли жизнь его повелителей.
  
   Он не знал к кому и к чему прибегнуть, дабы поправить участь свою; не имел в себе средств, чтобы освободиться от несчастий.
  
   Он охотно шел на войну; но войны были ему чужды и пролитая кровь не выкупала его из бедственного состояния, не переменяла судьбы его.
  
   Он мог бы бороться с татарами, преодолевать их; но не было к тому главного средства - единодушия в князьях, тех особах, кои одни только имели возможность соединить, вооружить его против врагов.
  
   После сего каких ожидаем успехов от русского народа на поприще гражданской образованности?
  
   Народ жил, но не просвещался.
  
   Он беспрерывно был в действии, в движении, но его состояние, внешнее и внутреннее, было неподвижно; изменялось, но не улучшалось.
  
   Он оставался тем же при всех переворотах.
  
   !!!
  
   Где причина сей неподвижности?
  
   В бедствиях, в рабстве; гражданская образованность с деспотизмом несовместима.
  
   Ход событий не развивал способностей человека, не распространялся на умственный горизонт его, а стеснял их. Он не заботился о преумножении достояния своего, не хотел увеличивать его, если бы и мог, то ничего не ручалось ему за верный плод трудов его.
  
   Рабство всегда и везде унижает нравы, соделывает их суровыми, жестокими.
   Так было и у нас.
   Ханы, послы Ордынские, баскаки, самые бродяги монгольские обходились с русским народом презрительно, деспотически.
  
   !!!
  
   Отсюда родилась в нем бесчувственность к обидам, к стыду.
  
   Необходимость платить дань, откупаться от насилия татар, от неволи, соделала его корыстолюбивым и по необходимости заставила приобретать имущество не трудами только, но всеми возможными способами, татьбою, разбоями, грабительством, кои размножились до того, что надлежало прибегнуть к казням жестоким, дабы удержать его от них.
  
   !!!
  
   Народ вместе с благородными чувствами, потерял и храбрость, питаемую честолюбием: рабство изменило понятие о чести и справедливости.
  
   Таково было состояние нашего отечества.
  
   Средства, необходимые для успехов гражданской образованности уничтожались или ослабли:
  
   - верховная власть, главная сила общества, колебалась, прерывалась;
   - внутреннее разъединение обнаружилось во всей силе;
   - междоусобные войны, или лучше, разбои, прекращали сообщения, остановили земледелие, промышленность, торговлю и вообще причинили великий ущерб народному богатству;
   - общество расстроилось;
   - нравственность унизилась в следствие размножения пороков и ожесточения сердец;
   - совершенствование разума нарушилось.
  
   !!!!!
  
   В природе человека есть энергия, упругость, которая противится всем внешним обстоятельствам, как бы они худы, неприязненны ни были, как бы ни стесняли ее.
  
  -- Она имеет способность, нужды, кои пробиваются сквозь все препятствия.
  
  -- Множество причин может их сжать, совратить с естественного направления, нарушить, остановить их развитие; но ничто не может их уничтожить.
  
  -- Они ищут, всегда находят себе отверстие, тропинку, и рано или поздно развиваются, достигают определенного пункта.
  
  -- Русский народ, угнетаемый многие веки всякими бедствиями, уцелел, восстал.
  -- В его движении мы видим ход естественный, но весьма медленный, задержанный многими препятствиями.
  
  -- Он долго боролся с судьбою, долго не видел ясного солнца на горизонте своей жизни.
  
  -- Мы с ужасом смотрим на прошедшее; не верим глазам своим, соболезнуя о бедствиях, постигших Русскую землю; дивимся твердости, долготерпению наших праотцов.
  
  -- Они ценою скорби купили счастье для нас, потомков.
  

Гастев М.

Рассуждения о причинах, замедливших гражданскую образованность в Русском государстве до Петра Великого. -

М.,1832.

   См. далее о том же...

  

0x01 graphic

  

Перенесение Владимирской, иконы Божией Матери в Москву.

Гравюра П. Иванова. 19 в.

  

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

  
   ИСКРЕННОСТЬ -- мать правды и вывеска честного человека. (Д. Дидро). Искренность в командовании. Командование должно быть проникнуто искренностью, лояльностью и серьезной вдумчивостью, так как только при этих условиях оно будет иметь воспитательное значение. (П. Изместьев).
  
   ИСКУШЕНИЯ. Как при снаряжении корабля нужен бывает кормчий и полное число пловцов не для того, кто всегда стоит на пристани, но тому, кто постоянно занимается мореплаваньем: точно тоже должно сказать и относительно монаха и мирского человека. Первый, как бы находясь на необуреваемой пристани, проводит жизнь неозабоченную и устраненную от великого волнения; а последний постоянно обуревается и плывет среди моря, сражаясь со множеством треволнений. (И.3латоуст).
  
   ИСЛАМ -- не только религия; ислам -- это организация сил народа помощью религии, в политическом и военном отношении. (А. Свечин). Краеугольным камнем религиозной теории мусульман, основным кредо ислама является широко известная и часто употребляемая фраза: "Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его". Принцип исповедания - центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, т. е. торжественно произнести фразу о том, что нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его. Тем самым человек становится покорным Аллаху, мусульманином. Но, став им, он должен был соблюдать остальные обязанности правоверного. Предписания и запреты. К числу предписаний шариата относятся нормы, касающиеся прав и положения женщины. Об этих правах, точнее, о бесправии женщин в исламских странах известно немало. Официальная процессуальная норма шариата приравнивает двух женщин к одному мужчине (в частности, при свидетельствовании). Правоверные, по Корану, имеют право брать две, три, даже четыре жены (если имеют средства содержать их), не считая рабынь-наложниц, количество которых практически не ограничено. Кроме того, муж всегда имеет право на развод и тем самым - на замену жен. Жена права на развод не имеет, она обязана соглашаться с любым решением мужа, в том числе и в случае развода. Жена и рабыня должны соблюдать верность своему господину, прелюбодеяние жестоко карается.
  
   ИСТИНА любит критику, от нее она только выигрывает; ложь боится критики, ибо проигрывает от нее. (Д. Дидро). Знать истину следует всегда изрекать -- иногда. (Д. Джебран, ливанский писатель; 1983 -- 1931)....Истины, какие должны быть найдены, в значительной мере зависят от отдельных опытов; последние же никогда не совершаются случайно, но должны быть изыскивае­мы проницательными людьми с тщательностью и издерж­ками. (Декарт)....Облагораживают человека не знания, а любовь и стремление к истине, пробуждающиеся в человеке тогда, когда он начинает приобретать знание. (Д. И. Писарев)
  
   ИСТОРИКИ ВОЕННОГО ИСКУССТВА. Военно-исторические исследования уже начались в Риме во втором веке после Рождества Христова и на протяжении семи столетий можно отметить сочинения подобного рода: Фронтина, Поллиена, Вегеция, Оносандра, императоров Маврикия и Льва 1Х Философа. Это последнее сочинение было переведено на русский язык по приказанию Петра Великого, считавшего крайне необходимым иметь серьезное сочинение по военному искусству на русском языке. У новых народов теоретические трактаты по военному искусству уже появляются после крестовых походов. Марино Сануто (1306-21), Макиавелли, Монтекукули, Пюиссегюр, Мориц Саксонский, Маркиз Сильва, Ллойд, Бюлов, Жомини, Ронья, Ксилландер, Эрц-Герцог Карл, Деккер, Вагнер, Клаузевиц, Виллизен, Окунев, Блюме, Бронзарт, Гогенлое, Гольц, Берто, Леер, Пьеррон, Леваль, Груар, Фош и т.п. целая плеяда военных ученых старалась выяснить основы военного искусства.
  
   ИУДА МАККАВЕЙ - иудейск. вождь, в борьбе с сирийцами, 166, 165,164, 161 и 160 до Р.Х., доблестный герой, храбро боровшийся за свою веру при Антиохе Епифане сирийском. Сын ревностного о законе Моисеевом священника Маттафии, он с детства проникся той же ревностью, и по смерти отца, под именем Маккавея -- т. е. "молота на врагов", -- вместе со своими братьями восстал против попытки Антиоха искоренить иудейство и на место его ввести греческий культ. Собрав около себя всех ревнителей Иеговы, он нанес несколько жестоких поражений войску Антиоха и достиг на время заключения мира, которым и воспользовался для восстановления истинной религии, с ее богослужением. Храм, оскверненный языческим идолослужением, был очищен и освящен, в память чего установлен был особый праздник "обновления" храма. В возобновившейся войне Иуда Маккавей погиб славною смертью; но дело его продолжалось другими его братьями -- Маккавеями.
  
   ИУДЕЯ - так во времена римского владыче­ства называлась самая южная и самая важная из че­тырех частей Палестины, лежавшая по сю сторону Иордана. И. граничила на севере с Самарией, на вос­токе доходила до Иордана, на юге (от приморского города Рафии до Кадес-Барнеа, внутри страны) со­прикасалась с каменистой Аравией, на западе ее омы­вало море, у которого жили филистимляне. Таким об­разом, Иудея занимала землю колен Иудина и Симеонова, а также часть земли колена Данова и Вениаминова. Вторжения в нее: царя Сусакима, 947 до Р.Х.; эфиопск. царя Зарая, 917 до Р.Х.; сир. царя Азаила, 836 до Р.Х.; ассир. царя Сеннахерима, 704 до Р.Х.; война с нею ассир. царя Ассаргаддона, 681-669 до Р.Х.; покорение ее фараоном Нехао, 608 до Р.Х.; завоевание ее Навуходоноссором, 587-586 до Р.Х.; война с римлянами, 166-135 до Р.Х.; вторжение в нее сирийского царя Антиоха Сидета, 135 до Р.Х.; усмирение ее Помпеем, 64 и 63 до Р.Х.; обращение императором Клавдием в римскую провинцию; восстание ее против римлян; новое восстание в ней (Баркохбы).
  
   ИУДИН ПОЦЕЛУЙ. Выражения возникли из евангельской легенды о предательстве одного из двенадцати учеников Иисуса -- Иуды Искариота; своего учителя он предал за тридцать сребреников иудейским первосвящен­никам; приведя стражу в Гефсиманский сад, где находился Иисус, Иуда сказал, что того, кого он поцелует, нужно взять, и тотчас подошел к Иисусу и поцеловал его (Матф., 25, 48--49; Марк, 14, 44; Лука, 22, 47). Имя Иуды стало синонимом предателя; выражение "иудин поцелуй" употребляется в значении: предательский поступок, лицемерно прикрытый проявлением любви, дружбы.
  
  
  

0x01 graphic

Инициал из Евангелия 14 в.

  
  
  

РУССКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ

  
   Разжевывать (разжевать) и в рот положить кому.
   Объяснять, растолковывать доходчиво и подробно.
  
   Слушать разиня (разинув) рот.
   Очень вниматель­но, сосредоточенно, затаив дыхание.
  
   Размениваться (разменяться) на мелкую монету.
   Растрачивать свои силы, способности на мелочи, попусту; заниматься чем-то второстепен­ным, несущественным.
  
   Разрубать (разрубить) гордиев узел <ч е г о>.
   Сразу устранять запутанность, сложность в чем-либо.
  
   Разрываться (разорваться) на части.
   Стараться сразу выполнить множество раз­ных дел, поручении и т. п.
  
   Разыгрывать (разыграть) как по нотам что.
   Делать что-либо легко, свободно, без затруд­нений.
  
   Раскладывать (разложить) по полочкам (полкам) что.
   Располагать что-либо в проду­манной последовательности, в строгом порядке.
  
   Раскрыть (открыть) <свой>карты кому, перед кем.
   Обнаруживать свои замыслы, тайные намерения.
  
   Распускать (распустить) нюни.
   Сетовать, надоедливо жаловаться на что-либо.
  
   Распускать (распустить) язык (языки).
   Позволять себе говорить много лишнего.
  
   Рассыпаться мелким бесом перед кем.
   Ловко угождать, заискивать перед кем-либо.
  
   Рвать и метать.
   Крайне сердиться, раздражаться, доходить до ожесточения.
  
   Рвать на себе волосы.
   Приходить в отчаяние, сильно досадовать на себя.
  
   Родимое пятно чего.
   Пережиток чего-либо.
  
   Родиться в сорочке (в рубашке).
   Быть счастливым, удачливым.
  
   Рубить сплеча.
   Действовать опрометчиво, прямолинейно, необдуманно. Говорить резко, не стесняясь в выборе слов, не подумав как следует.
  
   Руки коротки у кого.
   Нет права, возможности, силы что-либо сделать, предпринять.
  
   Руки не доходят (не дойдут, не дошли) до кого, до чего.
   Нет времени, возможности заняться кем-либо или чем-либо.
  
   Руки не отвалятся у кого.
   Ничего особенного не случится, если кто-либо чем-либо поможет, что-либо сделает.
  
   Руки опускаются (опустились) у кого.
   Про­падает всякое желание, охота действовать, делать что-либо.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023